Лирика И. А. Бунина восхищает своей патриотичностью. Ещё в ранних стихотворениях поэт выражал непреодолимую скорбь о России, о её обречённости на нищету и страдания.
Такую концепцию судьбы Родины Бунин выдвинул в первом напечатанном лирическом произведении «Деревенский нищий». Автор, сочувствуя истомлённому нуждой старику, переживает за всю Россию. Горькую долю нищего Бунин отождествляет с судьбой всей страны. Отчизна постепенно беднеет и изнемогает, но всё же борется. Тоска и нужда России тяготят автора. Он вводит образ нищего не только для того, чтобы подчеркнуть схожесть между судьбой России и судьбой её гражданина, но и чтобы выявить причину несостоятельности Родины: разве может быть счастливой и беспечной мать, чьи сыновья, не щадя сил, изо дня в день молят прохожих о милостыне?
Бунин прочит скорбную участь России и в будущем - мысль об этом скрыта в заключительных строках:
Он заснул... А потом со стенаньем
Христа ради проси и проси...
Страдания Родины не иссякнут - в том не вина, а беда страны, поэтому автор не указывает виновников, не предлагает пути избавления от несчастий, а лишь сочувствует старцу без крова и ломтика хлеба и всей стране, где существуют такие старцы и, главное, где есть люди, которые не слышат их мольбы.
Об обеднении и убогости России Бунин говорит и в стихотворении «Родине». Поэт выражает беспредельную любовь к Отчизне, искренне сочувствует её покинутости. Он сравнивает её участь с судьбою неоценённой матери, которой гнушается её собственный сын:
Так сын, спокойный и нахальный,
Стыдится матери своей -
Усталой, робкой и печальной
Средь городских его друзей...
Россия выделяется «простотою, убогим видом чёрных хат». Но она отдаёт своим «сынам» все свои достояния - так покинутая мать «бережёт ко дню свиданья последний грошик ». А он отвечает неблагодарностью. В этом сравнении, помимо сочувствия, сквозит восхищение автора, уважение, поклонение. Родина слишком много добра и тепла отдала каждому человеку, слишком много, чтобы истинный её патриот мог позабыть об этом. Она всегда, даже в нищете, ему мила.
Бунин сравнивает Родину с самым дорогим человеком - Матерью. Он проводит параллель между этими образами и сочувствует обеим. Он показывает неблагодарность и бездеятельность «сына», который:
Глядит с улыбкой состраданья
На ту, кто сотни вёрст брела...
И «сын» («сын» - собирательный образ), стыдясь Родины в её нынешнем состоянии убогости, всё же осознаёт это. Он взирает на неё с улыбкой состраданья, подспудно чувствуя, что в увядании России его вина.
Да, Россия увядает, но всё же живёт. И её патриоты всегда будут ею любоваться. Любовь к родной природе отражена в стихотворении «В стороне далёкой от родного края...». Лирический герой восхищается необъятной и, к сожалению, недоступной для созерцания красотой природы: он живёт на чужбине. Сны и мечты, самое заветное, он обращает к Родине:
Снится мне приволье тихих деревень,
В поле при дороге белая берёза,
Озими да пашни - и апрельский день.
«Изгнаннику» в сновидениях представляется русская природа, обитель тепла и света, исполненная гармонии, красоты и. умиротворённости. Поэта влекут белой зыбью плывущие облака, синеющее утреннее небо, воздушная вышина - родные, а оттого неповторимые; нигде человек не может узреть столь величественную красу Весну, ощутить поволоку лёгкого воздуха, кроме как на Родине. Лирическому герою видится «Девушка-Весна»; она является воплощённым сочетанием радости и мудрости, носителем эликсира молодости, вечностью и бесконечностью - и... она тоже преданна Родине:
Мил ей край родимый, - степь и тишина,
Мил ей бедный север, мирный труд крестьянский,
И с приветом смотрит на поля она:
На устах улыбка, а в очах раздумье -
Юности и счастья первая весна!
Весна напоминает лирическому герою его молодость, проведённую в родной стороне, сближает его с недосягаемой Родиной.
Он завидует Весне, которую ничто не сковывает, которая имеет возможность наслаждаться привольем родимых просторов. Он хочет возвратиться и тешит себя смутной надеждой.
Мотив Родины, раскрытый в том же ключе, звучит и в стихотворении «Далеко за морем...». Подобно предыдущему, оно содержит переживания поэта, вынужденного находиться вдали от родного края. Судьба разлучила поэта с Отчизной, обрекла маяться на чужбине, где всё тускло, незнакомо: небо, волны, закат. Здесь - всё тоска. Всё вокруг напоминает ему о милой стороне:
И знакомой грустью
Сердце сладко ноет:
Кажется, что снова
По степи родимой
Еду я просёлком...
Бунина привлекают простота и естественность Руси, где и закат алеет ярче, и всё кажется прекраснее. Он любуется Родиной, превозносит её красоту. Эти чувства отразились и в стихотворении «Родина».
Это лаконичное (состоящее из восьми строк), но ёмкое лирическое произведение. Размышляя о Родине, автор в первую очередь думает об идеальном мире, чуждом суеты, о вечной составляющей бытия - природе. Он восхищается бескрайностью, неохватностью просторов родной страны:
Под небом мёртвенно-свинцовым
Угрюмо меркнет зимний день,
И нет конца лесам сосновым,
И далеко до деревень.
Поэт воспевает и эту угрюмость, и подобный кроткой печали молочно-синий туман, и мёртвенно-свинцовую пелену зимнего дня. Несмотря на изнурённость, угрюмость и мрачность, Россия красива и сильна.
И в стихотворении «Ночлег» показана красота родной природы, весь диапазон её изменений. Утро сменяет ночь, даёт возможность птице-душе вернуться на Родину. Для радующейся скорому слиянию с Родиной души всё вокруг преображается: небо, ранее сгустившееся во мраке, а теперь воссиявшее чистотой, росистое утро. Преображение наступило и в самой душе: накануне вечером она покорно замерла, скорбя, а утром расправила крылья. Бунин призывает: «Вернись на Родину, душа!», зная, как тяжело оставаться вдали от неё.
Ощущение оторванности от родного края Бунин описал и в аллегорическом стихотворении «Канарейка». Тоскуя по Родине, канарейка из зелёной превратилась в золотую. В этом угадывается намёк на золотую клетку, на неволю в «заморской» стороне, которая хотя и предвещает довольства, но всё равно тяготит. Ничто не мило канарейке - несвободной, заточённой на чужбине. Бунин сочувствует ей, отождествляя её со своей душой:
Птицей вольной, изумрудной
Уж не будешь, - как ни пой
Про далёкий остров чудный
Над трактирною толпой!
Ещё страшнее для Бунина - изгнание. Об этом он рассказывает в стихотворении « Магомет в изгнании». В разлуке с Родиной не способна морально выстоять даже сильная личность. Пророк вынужденно расстался со всеми, кого любил. Его печаль изливалась в «скорбные слова», он «жаловался скалам». И хотя для осуществления своей миссии пророку необходимо было сохранять самообладание, не сломиться перед участью изгнанника, он не смог побороть душевную боль.
Другое стихотворение об изгнаннике - «Князь Всеслав». Его сюжет заимствован из русской истории. «Не в час севший на княжьем месте» Всеслав малодушно бежал в Полоцк. Князь был «тёмным», трусливым и хитрым человеком, но в понимании Бунина патриотизм искупает все его отрицательные качества. Всеслав остался верен Родине, тосковал по ней:
Что теперь, вдали от мира, в схиме,
Вспоминает тёмный князь Всеслав?
Только звон твой утренний, София,
Только голос Киева!
Незабвенная Родина, по мнению Всеслава, во всём превосходит Полоцк: и в красоте зимних пейзажей, и в стройности панорамы города. Всё князю кажется окрашенным в серые тона. Он грезит Родиной - она видится ему как наяву:
Слышит князь: опять зовут и млеют
Звоны как бы ангельских высот!
В Полоцке звонят, а он иное
Слышит в тонкой грёзе... Что года
Горестей, изгнанья! Неземное
Сердцем он запомнил навсегда.
Сладостны для «тёмного» князя воспоминания о родной земле, где прежде бушевала его трусливая, но всё же благородная кровь.
Иная грань мотива Родины раскрывается в стихотворении «За измену». Эпиграфом к нему служит мудрое изречение из Корана: «Вспомни тех, что покинули страну свою ради страха смерти». В стихотворении описана судьба предателей Родины:
Их Господь истребил за измену
Несчастной Отчизне,
Он костями их тел, черепами усеял поля.
Изменники оказались справедливо покараны Богом, но пророк смилостивился над ними: он умолил Всевышнего воскресить их, и тот выполнил просьбу - возвратил им жизнь, отпустил грехи. Но не приняли изменники прощения от земли, ибо, по её законам, искупить такую вину можно только ценой собственной жизни, отданной во имя Отчизны. Об их дальнейшей участи сложились две противоречащие друг другу легенды, одна гласила: «Воскрешённые пали в бою», - другая возражала: они «...до гроба... жили в пустынном и диком краю». Бунин презирает предательство, он считает, что преступление повлекло заслуженное наказание - испытывать муки, будучи «склонёнными долу в печали». Смерть для них - облегчение, а героическая гибель - незаслуженный удел. Родина достойна того, чтобы быть отмщённой, и Богом, и пророком (он смягчил наказание, ниспосланное Господом, но отнюдь не отменил его), и человеком.
Бунинская философская концепция бытия тесно переплетается с темой Родины. Эта тема пронизывает стихотворение «В лесу, в горе, родник, живой и звонкий...». В нём Бунин выстраивает простой образный ряд: старинный голубец, лубочная почерневшая иконка, берёзовый корец. Автор утверждает, что он противник русской «несмелой, тысячелетней рабской нищеты», но:
...этот крест, но этот ковшик белый...
Смиренные, родимые черты!
Намечается параллель: «смиренные черты» и смирение поэта по отношению к убогости и нищете Руси. Он принимает её такой, какая она есть, - несмелая рабыня, униженная, подмятая и «покорёженная», однако не утратившая живой естественности. А именно естественность завораживает поэта.
«В Москве» - своеобразные дифирамбы родной столице. Автор восхищается всем: и ростепелью, и лунным светом, пеленающим небо, и дремотной негой, навеянной ночным воздухом. Всё, принадлежащее любимой стране, поэт принимает, любуется природой:
Днём - ростепель, капели, греет солнце,
А ночью подморозит, станет чисто,
Светло - и так похоже на Москву,
Старинную, далёкую.
В стихотворении есть и ностальгия: поэт тоскует по старой Москве («старые переулки за Арбатом», «кресты на древней церковке»). Стихотворение кажется оборванным, вывод чётко не обозначен, но он легко угадывается: Москва - «...совсем особый город», она нежна и спокойна ночью, ярка и солнечна днём. А Москва является частицей той самой России, Родины, которую любил Бунин, нищей и богатой (богатство природы, истории, духовной силы) одновременно.
Россия, по Бунину, - удивительное сочетание величия и беспомощности. То, что заложено издавна, Родина сохранила во всей широте. Однако то, что сотворили с ней люди, - печально, несостоятельно, скудно. Это беда страны.
В своей лирике Бунин отразил беззаветную, преданную любовь к Родине. Видя социально-политическое положение России, он сочувствовал ей, стране с великими возможностями. Его как истинного патриота притягивали, а не отталкивали «убогие хаты», равно как - величие природы, сила духа страны, её богатая история. И сохранившаяся на века живая естественность.

Они глумятся над тобою,
Они, о родина, корят
Тебя твоею простотою,
Убогим видом черных хат...

Так сын, спокойный и нахальный,
Стыдится матери своей -
Усталой, робкой и печальной
Средь городских его друзей,

Глядит с улыбкой состраданья
На ту, кто сотни верст брела
И для него, ко дню свиданья,
Последний грошик берегла.
____
1891

Анализ стихотворения

С самых первых строк стихотворения читатель ощущает переживание поэта за свою Родину, за дом, где он родился. В первом четверостишие Бунин дает понять, что Родина его убога и слишком проста на первый взгляд. Читая эти строчки, мне представлялись заброшенные избы глубокой осенью из которых валит трубою дым. И хотя полевые работы закончены, люди мерно создают уют у себя дома из того что есть. А есть у них не так много - простота да "черные хаты". Стихотворение было написано в молодые годы поэта, Бунину было тогда всего 21 год. Но уже в этом возрасте, судя по стихотворению, Иван Бунин чувствовал свой гражданский долг и не мог оставаться равнодушным к положению дел в России. Как раз в эти года по России прокатился голод. И без того "убогая" Россия, голодала. Как тут не глумиться?

Но какая бы она не была эта Родина, она остается Родиной навсегда. Как мама... И поэт без скорби дает понять, что гордится такой матерью, которая последние гроши бережет "ко дню свиданья". А вы, глумящиеся над ней, глумитесь дальше. И "стыдитесь", если вам этого так хочется...

Большинство эпитетов стихотворения окрашено в темные тона и несут негативную нагрузку.. Поэту словно не хватает "убогого" вида и он наделяет хаты своей Родины черным цветом.. Дальше еще "печальнее", мать - самый близкий и любимый человек у каждого из нас, предстает в унизительном виде перед "нахальным" сыном.. Что это? Что хочет сказать Бунин? Неужели, олицетворяя Родину с матерью, поэт не смог подобрать более мягкого сравнения. Если по-настоящему пережить слова, сказанные поэты, становится не по себе. Хочется кричать: "Где же твоя душа?! О сын! Сын матери, сын своей Родины."

Природа родной страны вызывает у русских поэтов различные ассоциации, но ее многоликость и своеобразие побуждают лучших лириков России вновь и вновь обращаться к теме родины, родного края, создавать неповторимые художественные образы.

В небольшом лирическом стихотворении «Родина» Иван Алексеевич Бунин создает картину меркнущего зимнего дня. Поэтическая миниатюра поэта напоминает живописную зарисовку. И.А. Бунин мастерски использует цветовые эпитеты, которые помогают увидеть читателю изображаемую картину: небо мертвенно-свинцовое, туман молочно-синий, даль сумрачную, пустыню снежную. Изображаемые художественные образы наполнены полутонами, характерными для описания уходящего зимнего дня. В созданной поэтом лирической картине угадываются русские просторы, необъятность родимых ландшафтов:

И нет конца лесам сосновым,

И далеко до деревень.

В этом лирическом произведении И.А. Бунин использует различные художественные средства, позволяющие сделать изображенную поэтическую картину выразительней. Например, олицетворение «угрюмо меркнет зимний день» передает спокойную негу, разлитую в природе зимним вечером. Туман ассоциируется в восприятии лирического героя с кроткой печалью:

Один туман молочно-синий,

Как чья-то кроткая печаль…

Такое сравнение создает грустное настроение. Поэт одновременно и упоен открывшейся картиной, и грустит об уходящем дне. Стихотворение настраивает читателя не только на скрытое созерцание природы и упоение художественными образами, но и на различные мысли: о смысле жизни, безвозвратно уходящем времени.

Таким образом, благодаря небольшому поэтическому произведению И.А. Бунина «Родина» у читателя появляется возможность заглянуть к себе в душу, в свой внутренний мир.

(2 вариант)

Часто литературные произведения сравнивают с произведениями живописи. Впечатление, которое передает поэт, может быть подобно картине. Так, в стихотворении И.А. Бунина «Родина» небо над головой поэта «мертвенно-свинцово», тяжелое, давящее, серое, какое-то безысходное. Приближается вечер, но это приближение зимой начинается довольно рано. Может быть, именно эта преждевременность заставляет день уходить «угрюмо», и даже не уходить, а меркнуть, постепенно, нехотя сдавать свои позиции.

Скорее всего, поэт либо в дороге, либо в загородном имении: единственное, что он видит, – это леса, которые или пробегают перед ним, или он знает о том, что между его домом и соседними деревнями, городами – необъятные русские леса. Лесам «нет конца», а до деревень «далеко». Как просто сказано, но как много передано.

Россия огромна, она не ограничивается большими и малыми городами. Прежде всего, это русские деревни и необъятные просторы лесов, полей и дорог. Перед нами раскрывается картина деревенской Руси, русских просторов. И не только вширь раздвигается пространство, описываемое в стихотворении, но и ввысь: сосны, темные, высоченные, встают стеной перед нашим мысленным взором, как в русских народных сказках они вставали между героями и их преследователями.

Один туман молочно-синий,

Как чья-то кроткая печаль,

Над этой снежною пустыней

Смягчает сумрачную даль.

Лес совсем не дает ощущения пустыни, но однообразие пейзажа может быть с нею сравнимо. Серость пейзажа: темное небо, белый снег, черные силуэты сосен – смягчается бело-синим туманом, который поэт сравнивает с чьей-то кроткой печалью. Создается ощущение, что кто-то осторожно укутывает землю теплым, душным, мягким покрывалом. Туман даже не бело-синий, а молочно-синий, напоминающий сказочные молочные реки, текущие в кисельных берегах мечты, сна.

Картина, описанная в стихотворении, невеселая, хмурая, неяркая, но своими полутонами она дает нам возможность раскрасить ее по-своему, в соответствии с нашей фантазией, со своими зимними впечатлениями. Родина здесь – леса, небо, туман, даль… сказка.

(Иллюстрация: Сона Адалян )

Анализ стихотворения "Родина"

Природа нашей родины способна вызвать у русских писателей и поэтов самые разнообразные эмоции и впечатления, её многоликость и своеобразность никогда не оставляли их равнодушными, подталкивая к созданию неповторимых художественных образов, берущих нас всех за душу и пробуждающих глубокие, трепетные чувства к месту, где родился и вырос, к своей Родине.

В двух небольших четверостишиях, написанных Буниным еще в 1896 году, до того как он покинул русскую землю навсегда в 1920 году, четко, ясно и без всяких прикрас описана та Россия, которую он увез в своем сердце навсегда далеко на чужбину: старая и мрачная, еще не запятнанная кровью братоубийственной гражданской войны, унылая и лишенная радости, однако такая настоящая и самобытная, не лишенная своей определенной прелести, родная и поэтому все же любимая и дорогая.

Стихотворение начинается унылой и мрачной картиной одного зимнего дня, идущего к закату. Бунин очень точно с помощью цветовых эпитетов передает настроение этого дня, помогая читателям представить небо мертвенно-свинцового цвета, «сине-молочный» туман, пустыню из снега и даль, таящуюся в сумраке. Перед нами появляется унылая и мрачная картина зимнего дня на Руси, с её бескрайними и необъятными просторами, которые тянутся бесконечно и куда не взглянешь «нет конца лесам сосновым и далеко от деревень».

Если первая часть произведения поневоле вызывает тоску и уныние, когда все вокруг мрачно и уныло, на психику давит ощущение «мертвенно-свинцового неба», отсутствие людей и признаков жизни, то второе четверостишие уже не наполнено таким депрессивным настроением и художественные описания природы становятся более мягким и даже «человечными». Например, это чувствуется в сравнении молочно-синего тумана с чей-то кроткою печалью, которая «смягчает призрачную даль». В этом сравнении поэт объединяет природу с духом русского человека, делая их едиными в их кроткой печали. Вообще покорность всегда была присуща русскому крестьянству, та печаль, которую замечал Бунин во время своих поездок по российской глубинке в глазах детей и взрослых, была, по его мнению, предвестником тех страшных исторических событий, выпавших на долю русского крестьянства в дальнейшем. Природа и русский человек в этом стихотворении становятся одним целым, ведь как туман «смягчает сумрачную даль», так и светлая печаль делает лицо человека более мягким и беззащитным, смывает с него унынье и безысходность, добавляя черты одухотворенности и возвышенных чувств. Прочитав стихотворение Бунина, испытываешь бурю противоположных чувств, сначала это уныние и даже депрессия, а затем просветленность и светлая печаль. Для Бунина его Родина была и оставалась страной противоречий, в которой уживались разбитые колеи грязных дорог с завораживающей красотой пейзажей вокруг, невежество и бедность с красотой русской души. И хотя чувства к ней у него бывали весьма спорны и противоречивы, он всегда хранил её в своем сердце даже на далекой чужбине.

О произведениях И. А. Бунина нелегко говорить, потому что по сравнению с ним чувствуешь себя совершенно косноязычным. В 21 год начинающий поэт, у которого не было лично наболевших глубоких тем, пишет удивительное стихотворение. Его анализ - Бунин, «Родине» - тема данной статьи.

Спустя пять лет поэт создаст поразительный и узнаваемо точный пейзаж, который назовет «Родина» (1896). Разбору этого произведения мы также уделим внимание.

Насмешки глупых детей

В «Родине» всего в 12 строках поэт нам не раскрывает ни свой потенциал, ни ярко выраженную индивидуальность, ни потрясающий чеканный стих. Он еще не набрался опыта, хотя уже печатался с 17 лет. В духе времени он пытается отобразить социальное зло. Его родина проста, убога и черна. Над ней глумятся. Кто? Ее же дети. Если вдуматься и провести анализ (Бунин, «Родина»), то мотив этот не нов. Нет в нем свежести, чувствуется вторичность и перепевы мотивов демократически настроенных поэтов, писателей и художников.

Нищая крестьянка

Такой предстает страна во всех строках. Так и видишь ее, как на картинах передвижников или в незабываемом стихотворении А. Блока «Грешить бесстыдно…», написанном много позже.

Она - робкая, забитая, в тяжелом салопе, подвязанном веревкой, в клетчатом теплом платке, сама себя стесняющаяся, - такова Россия, если проводить анализ. Бунин родине-матери показывает ее спокойного и нахального, сытого сына, у которого лоснятся щеки и выпирает живот. Он ее стыдится перед своими всем довольными городскими друзьями, которые нахватались вершков культуры, но глубины в них нет. Печален анализ. Бунин Родине не придает украшающих внешне черт. Он использует здесь прием аллегории и открытую насмешку над ее так называемыми детьми, недостойными ее духовной красоты и мощи.

Финал - что получает родина-мать

Улыбку состраданья - ведь она брела (не ехала, так как она нищая) сотни верст, чтобы свидеться со своей кровиночкой, копила, чтобы отдать ему последний грошик.

А само свидание, судя по всему, пройдет быстро и кратко: она такая сыну родному не нужна. Вот о чем говорит смысловой анализ. Бунин родине-матери сочувствует, но что он может сделать, если кругом тупая дикость и жажда наживы. Это, конечно, не эпиграмма, но сатирический портрет здесь присутствует.

Основная мысль автора

Детям этой родины она требуется в блеске и величии, в затрапезном виде - не нужна. Мы продолжаем анализ стиха «Родине». Бунин, пользуясь олицетворением, показывая простую русскую женщину в образе Родины, пытается открыть ее недосягаемое духовное превосходство над разбогатевшими и рвущимся к еще большим деньгам детьми. Кто эти дети? Бывшие крестьяне, превратившиеся в мелких и жадных лавочников, у которых ничего святого нет. Стихотворение написано классическим ямбом. Деревенскую и провинциальную глушь с городом здесь сталкивает Бунин («Родине»). Анализ стихотворения говорит только о полной безнадежности и безвыходности ситуации. О тупике.

Спустя пять лет

Теперь мы видим другого Бунина, который лирически раскрыл красоту своей страны. Это стихотворение «Родина». Оно еще короче, но гораздо более значимо.

Анализ стихотворения Ивана Бунина «Родина»

«Родина» - это миниатюрная зарисовка зимнего вечера. В стихотворении из восьми строк, написанных ямбом, всего два глагола. Угрюмо и долго меркнет зимний день. Пейзаж нерадостен. Небо - мертвенно-свинцовое. Куда ни глянь - вокруг неоглядные сосновые леса, до деревень - далеко. Вторая часть зримо дополняет первую. Создается впечатление, что пейзаж написан на холсте. Он настолько выразителен, насколько спокойна и пустынна природа. Сумрачную снежную даль и заснеженную пустыню закрывает и печально смягчает даже не белый, а молочно-синий туман. И. Бунин чрезвычайно точен в определениях, а потому и вырисовывается картина необъятной страны (сосновым лесам не видно конца, деревни - неизвестно где). Зимним вечером пейзаж наполнен неясными полутонами. Родина предстает перед читателем во всей ее печальной и кроткой красе. Мы привыкли к ней такой, часто неяркой и неброской, но берущей душу за живое, иногда сказочно-красивой во всех ее проявлениях, даже в таких грустно-безнадежных и печальных. Поэт показал свою любимую деревенскую Родину, хмурую, сумеречную, тусклую, обрамленную сосновыми лесами, конца и края которой не видно.