Маяковский Работал над поэмой «Хорошо!», когда лефовские идеи литературы «факта» и «производственного искусства» приходилось отстаивать в острой конкуренции, в борьбе с РАППом, с другими литературными группировками. Причем отстаивать и утверждать их надо было не только теоретически, но и на практике. Поэтому, наверное, Н. Асеев не назвал «Семена Проскакова» поэмой, а обозначил жанр так: «Стихотворные примечания к материалам по истории гражданской войны», хотя все-таки это была поэма. Вступительная глава поэмы «Хорошо!» прочитывается в контексте дискуссий по поводу литературы «факта». Маяковский заявляет концепцию: «Ни былин, ни эпосов, ни эпопей». Концепция лефовская. Взамен этого: «Воспаленной губой припади и попей из реки по имени — «Факт». Казалось бы, этим и исчерпывается задание себе. Но вдумаемся в следующие строки:

Это время гудит телеграфной струной, это сердце с правдой вдвоем. Это было с бойцами, или страной, или в сердце было в моем.

Замечательный образ времени, как будто бы — телеграфом — привязанный к правде «факта» (конкретного сообщения), ставится в зависимость от личного восприятия, от своей правды. Союз «или» без всяких сомнений воспринимается как соединительный. Стало быть, лирическое начало, едва обозначившись, тут же вливается в тоже обозначившуюся «реку» эпоса. Бойцы, страна, время — понятия, все вместе объемлющие отрезок истории. В конце главки историческая протяженность времени обозначается словом «годов». Лирический мотив «зарождается» в 1-й главе, «преодолевая» декларированную привязанность к «факту». Художник Маяковский вступает в спор с самим собой теоретиком и, скажем заранее, побеждает, хотя и не до конца.

«Действие» поэмы начинается со 2-й главы. Поэт избирает для нее труднейшую форму полифонического диалога, чтобы показать настроения массы людей, главным образом крестьянской массы, переодетой в солдатские шинели. Диалог помогает нам представить всю эту разнородную массу. Глава четко делится на две части. Диалог передает стихийный разгул страстей, что подкрепляется длинным разбегом строки, рубленым ритмом. Вал за валом накатываются страсти и — разбиваются о бетонную стену безвыходности. Это подчеркнуто ритмически и визуально, многоударный стих чередуется с одноударным.:

Врали: «народа — свобода, вперед, эпоха, заря…» — и зря.

Нарастание взрыва стихийных сил заканчивается призывом к бунту: «Бей!» (этот мотив нам знаком по поэме «Облако в штанах»). Такова высшая точка накала страстей, вызревших в недовольстве народных масс политикой Временного правительства. Здесь видно, что поэту нужна прежде всего не правда «факта» как такового, а более высокая, поднимающаяся над эмпирикой правда художественного обобщения. Маяковский проявил себя мастером создания «портрета» обретающей сознание революционной массы, в этом его поэтическое открытие. Замечательно сатирическое изображение деятелей Временного правительства. Кто такой Керенский? Маяковский сталкивает в характере и поведении «присяжного поверенного» его амбиции («глаза у него бонапартьи»), самоупоение от верховной власти и непонимание ситуации, невладение ею, растерянность. Керенский смешон («вертлявый пострел»), когда располагается в царских покоях, когда «опьянен своею славой пьяней, чем сорокаградусной». И еще более смешон и жалок, когда узнает о беспорядках, о деятельности большевиков — и отдает нелепые, не соответствующие серьезности обстановки распоряжения.

Сатирические образы деятелей буржуазных партий Кусковой и Милюкова, который был также министром Временного правительства, пародийно выведены в поэме. Этим героям поэт отводит роли Татьяны и няни, перефразируя их; диалог из 3-й главы пушкинского «Евгения Онегина», придавая ему акцентированно сентиментальную и потому особенно сатирически действенную окраску. В роли «усастой» няни предстает «Пе Эн Милюков», в роли одержимой любовной страстью то «девушки», то «старушки» — «мадам Кускова». Маяковский блистательно спародировал для этих двух персонажей пушкинские стихи. При этом его пародия не бросает никакой тени на прекрасную, исполненную поэтического волшебства ночную сцену из «Евгения Онегина». Наоборот, все содержание и нравственная суть диалога между Кусковой и Милюковым, куда вставлены пушкинские строки, резко контрастируют с диалогом Татьяны и няни, содержание которого отличается чистотою помыслов. В контрасте, в полном несовпадении помыслов и кроется сатирический замысел.

Поэма — не роман, Маяковский не мог да и не имел в виду показать всю расстановку сил перед Октябрем, но помимо Керенского, Милюкова и Кусковой, представляющих силы эсеровско-кадетского толка, он все-таки показывает и еще одну разновидность контрреволюции — уже монархической окраски. Это штабс-капитан Попов, личность более волевая, чем Керенский. Рядом с ним некий адъютант, «профессор, либерал», в ходе диалога с монархистом Поповым полностью раскрывающийся как человек нестойких убеждений. Изображена и организованная революционная сила. По контрасту с пьяной болтовней либерала и монархиста здесь царит деловое напряжение, все слова и распоряжения точны, взвешены. Человек, который информирует о текущих событиях и отдает распоряжения,- собран, деловит, опытен. Скорее всего, это профессиональный революционер из народа, прошедший выучку в подполье, в тюрьме или ссылке, в армии под руководством более опытных и старших. Демократическое происхождение подчеркнуто стилистическим штрихом в его речи: «Я, товарищи,- из военной бюры. Кончили заседание тока-тока». Ясно, что так мог сказать недавний рабочий из крестьян или крестьянин, прошедший первую школу революционной работы в армии.

И еще более контрастна сцена в «Селекте», где «действуют» либерал и монархист, изображение того, кто по имени не назван, но кто сразу же угадывается за местоимением «сам», выделенным визуально: «С а м приехал, в пальтишке рваном,- ходит, никем не опознан». Это первое появление в поэме Ленина.

Кульминация первой (условной) части поэмы — 6-я глава, в ней показано взятие Зимнего дворца и победа вооруженного восстания в Петрограде. Это динамичная картина с конкретными подробностями и образами-символами. Однако Маяковский не дает волю патетике, хотя запечатлевает самый исторически важный момент в сюжете. Он начинает и кончает главу подчеркнуто обыденным пейзажем («Дул, как всегда, октябрь ветрами…», «…обычные рельсы вызмеив»), одной лишь строкой закрепляя эпическое (и историческое!) — фундаментальное — значение обстоятельств времени: «Дул, как всегда, октябрь ветрами, как дуют при капитализме» — в первой строфе; с той же начальной строкой, но с другой концовкой: «…гонку свою продолжали травмы уже при социализме». Акцентированная обыденность эпизода низложения и ареста Временного правительства должна подчеркнуть, по мысли поэта, историческую неизбежность и закономерность революционного переворота в России. Эта мысль звучит и в строках о министрах Временного правительства: «Они упадут переспевшей грушею, как только их потрясут». Не грушами во множественном числе, что могло бы означать и индивидуальную человеческую непригодность и обреченность министров,- а «грушею», т. е. всем обреченным историей строем, уже не способным справиться с революционной ситуацией.

Вся панорама вооруженного восстания, несмотря на мощный эпический размах, насыщена конкретными историческими подробностями, целиком, однако, подчиненными художественному замыслу, целостной композиции главы. Историческим реалиям, фактам отведена подчиненная роль. Очень скупо, буквально несколькими штрихами картина Октябрьского восстания раздвигает свой масштаб во вселенную: «Видят редких звезд глаза, окружая Зимний в кольца, по Мильоннои из казарм надвигаются кексгольмцы»; или уже почти в конце, после победы восстания: «Горели, как звезды, грани штыков, бледнели звезды небес в карауле».

Завершая сюжет взятия Зимнего и низложения Временного правительства, показывая момент наступления новой эры в истории человечества, поэт не может оставаться спокойным повествователем, но его сдерживает внутренняя установка на роль свидетеля-летописца, поэтому здесь экспрессия образа приглушена реминисценцией, отсылкой к партийному гимну, парафразом из «Интернационала»:

А в Смольном толпа, растопырив груди, покрывала песней фейерверк сведений. Впервые вместо: — и это будет… — пели: — и это есть наш последний…

Анализ поэмы Маяковского «Хорошо!»

Другие сочинения по теме:

  1. Рассказ о революции поэт завершает эпизодом трудового субботника. Эта, 8-я, глава наиболее агитационна. В стиле агитки написана концовка главы: «Дяденька,...
  2. Поэма носит автобиографический характер. 1 Маяковский начинает свою поэму заявлением, что былинные времена прошли. Пора отказаться от былин, эпосов и...
  3. Ранний период творчества поэта представлен многими открытиями в области стихосложения. Практически сразу отказавшись от попыток литературного подражания, Маяковский буквально ворвался...
  4. «Пролог» — термин, обозначающий вступление к произведению, ту его часть, которая знакомит читателя или с общим замыслом художника, или с...
  5. Стихотворение давно Уже стало настольной книгой для родителей, мудрым наставником и другом нашей детворы. Стихотворение Маяковского «Гуляем», созданное в 1925...
  6. На голове Маяковского ладонь солнца — священнослужителя мира, отпустителя всех грехов. Земля говорит ему: «Ныне отпущаеши!» Пусть глупые историки, науськанные...
  7. Одно из самых замечательных произведений Маяковского — поэма «Про это» — как раз менее других исследована, она не раз получала...
  8. Теперь последим дальше за сюжетом, где Маяковский сводит и разводит двух героев в едва улавливаемой последовательности, и уже молодой двойник...
  9. Прием контрастного изображения характерен и для двух других произведений, написанных поэтом в 1925 году,- стихотворений «Гуляем» и «Что такое хорошо...
  10. В. Маяковский — один из лучших поэтов начала ХХ века, века глубоких социальных перемен. Поэма «Облако в штанах» была закончена...
  11. Многие годы жизни Некрасов отдал работе над поэмой, которую называл своим «любимым детищем». «Я задумал, — говорил Некрасов, — изложить...
  12. Композиционный рисунок частей поэмы чрезвычайно разнообразен; все они построены по-своему, одна часть не похожа на другую. Наиболее широко представленная в...
  13. Народ — герой поэмы «Кому на Руси жить хорошо» В центре великого произведения Н. А. Некрасова находится собирательный образ главного...
  14. Сочинения по литературе: Анализ стихотворения владимира маяковского Послушайте! Конечно, в наши дни отношение к нему изменилось. Многие мои сверстники думают,...
  15. В. М. — мой любимый поэт. Конечно, в наши дни отношение к нему изменилось. Многие мои сверстники думают, что, кроме...
  16. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (1863-1877)-вершина творчества Некрасова. Это подлинная энциклопедия русской дореформенной и пореформенной жизни, произведение, грандиозное по...
  17. Приемы и средства типизации сложны и разнообразны. Из широкого многообразия жизненного материала поэт тщательно отбирает наиболее характерное, то, что способно...
  18. По теме «Творчество В. Маяковского» предполагается дать определения и краткие характеристики следующим понятиям: «лирический герой», «остранение», «пафос», «метафора», «тоническая система...
  19. 1. Проблематика произведения построена на соотнесении Фольклорных образов и конкретных исторических реалий. Проблема народного счастья — идейный центр произведения. Образы...
  20. Тема, о которой хочет говорить поэт, перепета много раз. Он и сам кружил в ней поэтической белкой и хочет кружиться...

Литература двадцатых годов богата и разнообразна, и нам повезло получить такое большое наследие. Однако самым неоднозначным самородком в короне русской литературы является Владимир Маяковский. Его произведения будоражат, и по сей день читатели находят между строк все новые и новые послания. Произведение Маяковского «Про это» анализу подвергалось неоднократно и считается самым главным и переломным в его творчестве. Давайте рассмотрим его подробнее.

Маяковский…

Этот человек прожил всего 36 лет и, казалось, что мог бы дожить до глубокой старости и дарить миру новые свои неординарные творения. Но не судьба. Вся суть его произведений находилась в отражении мыслей и чувств поэта, а их было у него в изобилии. Назвать нрав Маяковского пылким и ранимым будет, мягко говоря, скромным решением. Буйство эмоций металось внутри него и выливалось на все вокруг, что бы ни попадалось на пути. Как позже опишут современники, у Владимира Владимировича рождались не столь грандиозные творения, когда в его мироощущении наступал штиль. К слову, такие моменты случались весьма редко.

Эмоции были движущей силой и музой поэта, которую он искал ежедневно. Так было создано лучшее произведение Маяковского "Про это". Автор выглядел старше своих лет из-за строгих черт лица и серьезного его выражения. Фигура Маяковского была статной, хорошо сложенной, и ростом он был около 189 сантиметров. Голос необычайно раскатистый, глубокий, под стать его натуре и внешности. На фоне всего этого рождаются стихи-отражения, эмоциональные, по-мужски массивные и громогласные. Многие стихотворения были позже подвергнуты анализу, но "Про это" Владимира Маяковского больше всего привлекает внимание историков.

Конечно, учитывая все это, сложно представить какие-то романтические и мягкие черты в поэте. Однако самое сильное и прекрасное чувство в поэме «Про это» Маяковский выразил впервые так емко и открыто. Мир увидел стихи не в виде привычных четверостиший, а в необычной форме «лесенки». Они походили на лозунг и в каждом слове призывали читателя. Владимиру Владимировичу понравился этот вариант и последующие свои произведения он творил в уникальной манере. А писал он свою поэму, воспевая единственную на всю жизнь любовь и музу.

… и Лилия Брик

Это женщина, о которой все говорили разное, но говорили всегда. Она не могла не оставить впечатления, многие мужчины теряли голову после знакомства с ней. Однако самой главной ее любовью, как призналась Лилия Юрьевна, был не Маяковский, а первый муж

Они познакомились еще в юности, и на протяжении семи лет он мягко и по-дружески завоевывал ее расположение. В 1912 году состоялась их свадьба, Лиле тогда был 21 год. Уже в 1915-м судьба впервые свела ее с Владимиром Маяковским, и до самой его смерти она присутствовала в его жизни и была единственной главной любовью, которая вдохновляла поэта. Он посвятил ей практически все свои произведения, где главным является у Маяковского «Про это», краткий анализ которого будет изложен далее.

Обо всем, но про нее

Поэма «Про это» была написана за два месяца, с 28 декабря 1922 года по 28 февраля 1923-го. Связано это с просьбой Лилии Брик поставить паузу в отношениях и жить в разных местах пару месяцев. Для Маяковского это были тяжелые два месяца, в течение которых он и решил записать свои чувства в поэме. Действительно, за этот период он ни разу не позвонил своей возлюбленной, хотя и передавал ей цветы, птиц и прочие знаки внимания.

Анализ «Про это» Маяковского хочется начать с общей картины. Читателя ждет путешествие по судьбе автора, где он встречает родных, любимую, общество и самого себя рядом с милой сердцу рекой Невой. Он мчит по Москве, он ищет истину. Здесь есть прошлое, будущее, настоящее, кажется, что Маяковский составил тезисное описание того, что он чувствует, что его волнует. Однако причиной таких волнений является Лиля.

Чувства переполняют каждое слово, и, подводя итог, читатель увидит, как тесно Владимиру Маяковскому в этой поэме, как мало места и как много непонимания. У произведений есть начало, конец, границы листа и точки, но для самого автора это условности, за которые он призывает выйти. Так он призывает и свою любовь.

Часть 1. Терзание

Маяковский рисует в воображении читателя некую тему, загадочную и всем известную. Великую и обезоруживающую. Она терзает и все равно манит. Имя темы раскрывается в последней строчке лишь в качестве рифмы. Читатель сам догадывается, что главным словом выступает любовь. Здесь очевидна свойственная поэту эмоциональная выдержка каждой строчки. Он сам в напряжении от своих чувств и заставляет других испытывать напряжение во время чтения. Сложноподъемные речевые обороты и сравнения подчеркивают важность, сложность чувств. Любовь действительно не простая штука, а в разлуке с Лилией Маяковский ощутил это в полной мере.

Часть 2. Признание

Согласно ранним анализам стихотворения «Про это» Маяковского, здесь было не просто описание действительности и лиц, а гротескное представление публике своей души. А в ней жило многое.

Признание в любви своей Лиле было подробно раскрыто через сцену в квартире - тюрьме, где поэт заперся от внешнего мира. Ему трудно давалась разлука, и в мечтах он, конечно, надеялся хотя бы на телефонный звонок. Маяковский превознес его неоправданно высоко. Разговор с Лилей был бы для него спасением, утолением этой душевной жажды. Поэт сравнивает свои переживания с землетрясением, которое замечают даже на улице, а сам он, словно медведь, уплывающий на льдине, одинокий и беспомощный.

Так Владимир Владимирович признается в своей слабости перед любовью, в своей невольности и страхе быть не услышанным. Сравнение с медведем современники называют аналогией с Трикстером - полубожеством и получеловеком с двойственной противоречивой натурой.

Часть 3. На расстоянии телефона

В действительности за время написания поэмы Маяковский не общался с Лилией ни лично, ни по телефону. Расстояние между парой было вполне досягаемым, а со звонком сократилось бы в тысячи раз. Однако общение не состоялось, и поэт стал ощущать пропасть размером с целую вселенную. В некоторых строчках стиха «Про это» Маяковский обозрит некую сцену с товарищами. Привычная для того времени ситуация, когда молодые люди собрались вместе отдохнуть, потанцевать и весело провести время. Поэт конкретизирует свое отрешение. Описывает, что боится встретить «ее». Но и «она» же может спасти автора от гибели. Владимир Владимирович резко берет себя в руки уже через несколько строк. Он размышляет о своей доле и сам себе говорит, что раз выстоял 7 лет, то и еще 200 может, не ожидая спасения.

Продолжим анализ. "Про это" Маяковского в начальной части объясняет, что речь идет о периоде с момента знакомства с Лилией Брик. Это были мучительные для мужчины годы, но для поэта время было богато вдохновляющими порывами. Поэтому, понимая свою зависимость, он готов стоять и 200 лет, ожидая свою любимую.

Часть 4. Бег

Противоречивый герой поэмы начинает бежать. Он видит человека на мосту, которому угрожает опасность. И без анализа очевидно, что это сам Маяковский, только несколькими годами ранее. Отсылка к прошлому, которое, видимо, было желание изменить. Далее на пути встречаются родные, которые также не слышат мольбы о спасении «двойника на мосту». Владимир Маяковский убеждается в примитивной любви своих близких и оставляет их. Поэма "Про это" Маяковского, анализ которой мы делаем, в данной части показала специалистам, что гротескная манера перетекает с одних образов на другие и пронизывает всю произведение. Но, таким образом, становится очевидно, что автор хочет показать свою возвышенную, не похожую на другие, любовь.

Часть 5. Страх

Путешествие подходит к концу, и время, кажется, перестало гнаться вслед за потоком мыслей поэта. Он оказывается на вершине горы, откуда видит людей, стоявших внизу. Они не понимают чистоты помыслов, да и то, что пишет он не ради денег. Толпа, будто лошади в шпорах, не видит ничего кругом, кроме рутины и быта. За это стреляют в автора из разного оружия. Страшно оказаться непонятым, страшно стать врагом.

Маяковскому присуще чувство нарциссизма, хотя он этого не признавал и не показывал. При анализе этого отрывка бросается в глаза возвышение автора над толпой. Отдаленно он напоминает Иисуса, которого распяли за его искреннее желание помогать людям и просвещать их, научить делать выводы и проводить анализ. Стих "Про это" Маяковский написал, тем не менее, подчеркивая свой атеизм и коммунизм.

Вера

Вроде бы и сгинул герой поэмы под пулями, но Маяковский продолжает рассуждать уже после всех событий своеобразным эпилогом. У души поэта остается искренняя надежда на будущие поколения: они смогут и захотят воскресить его и Лилю, чтобы они «наверстали недолюбленное». Он верит, что в будущем застанет настоящую любовь без границ и рамок, где вся Вселенная и есть масштаб любви.

И снова очевидный почерк - гротеск и футуризм - демонстрирует поэма "Про это" Владимира Маяковского. Анализ позволяет понять: поэт решился помечтать в конце и представить, что в будущем его и любимую воскресят для жизни в лучшем мире. Но почему не через год-два или не сразу? Владимир Владимирович предположил, что опередил свое время, и в будущем его единомышленников станет больше, а жизнь будет спокойнее. Чувства можно будет не прятать, забыть про шаблоны и с присущим Маяковскому напором ворваться с масштабом, с шумом и безграничной любовью к своей единственной Лиле.

Анализ поэмы Маяковского «Про это» стоит закончить строчками из данного произведения:

"Нынче недолюбленное

наверстаем

звездностью бесчисленных ночей.

Воскреси

хотя б за то,

ждал тебя,

откинул будничную чушь!

Воскреси меня

хотя б за это!

Воскреси -

свое дожить хочу!"

Меня очень впечатлило произведение Владимира Маяковского "Хорошо" тем, как передано революционное настроение людей и самого автора в те времена. Он написал поэтический хроники, где он рассказал о событиях, проходящих в стране в хронологическом порядке.

аяковский положительно относится к изменениям в России, а также надсмехается над Временным правительством, используя сатирический подтекст: "Которые тут временные? Слать! Кончилось ваше время". Зато ключевых личностей 1920-х годов поэт ставит на первый план в произведении. Например, автор включает в поэму Ленина, Дзержинского и даже брата по перу, Блока.

В произведении затрагиваются вопросы о рабочем классе и буржуях, кроме того, о переходе страны к социализму и приходу к власти большевиков. Автор искренне верит, что Россию ждут перемены, благодаря которым государство станет сильным и независимым, а голод и разруха после военных действий забудутся как ночной кошмар.

Если говорить о средствах художественной выразительности, используемых Маяковский в произведении, то это, конечно, часто применяемые окказионализмы. Допустим, выражения "штыки ощетинивши", "по анфиладе, приветствиями оранной" или "шаги саженьи". Всё это оккационализмы, которых в поэме не мало.

Быть Каренскому биту и ободрану!
Уж мы подумаем с царёвой кровати
Эту самую Александру Фёдоровну".

Также поэт включает в художественной произведение имитация разговорной речи, некоторых просторечных фраз. Например, "мне скушно". Интересный момент - аббревиатура СССР передаётся автором как "ЭС ЭС ЭС ЭР".

Маяковский позиционирует Россию как молодого человека, только начавшего свой долгий путь:" Лет до ста расти нам без старости". В этой фразе можно уловить нотки оптимизма автора насчёт будущего страны.

Главная идея, которую Маяковский хотел нам показать - это то, что пройденные народом испытания неизбежно приведут к развитию страны.

Анализ поэмы 2

Владимир Маяковский – это патриот своей страны, России. Именно потому таким его считают, потому что он так себя несет. Например, в своих произведениях, он всегда высказывается в пользу народа, России – своего края. И даже несмотря на то, что он весьма противоречивый, так как частенько он высказывался весьма неоднозначно в сторону народа, и общественности, а также, их мнений и решений. Все-таки он всегда оставался честным с самим собой, а это всегда важно, как и для человека, так и для его читателей.

Произведение, жанр которого поэма называется Хорошо. Оно вышло на общее бичевание в 1927 году. Эта поэма впоследствии стала считаться просто символом самой эпохи. Так как она хорошо подчеркивает все недочеты и перечеты людей, которые властвовали и хоть как-то влияли на мнения и решения народа. Кроме того, Маяковский представил события тех времен – мягко, говоря грубо, а также – может, слишком честно, чем ожидали. Но, сама Маяковский считается весьма неординарной личностью, и к тому же – очень грубый человек сам по себе. И не все могли бы понять смысл и манеру его повествований.

Сама поэма состоит из девятнадцати частей, который очень даже сами по себе обширные, и заключают в себе много информации об истории того времени, когда он жил. Поэт как бы пытается показать читателем, что тогда все переживали, и что он сам пережил в ту эпоху. Он так же хочет, чтобы другие люди впоследствии смогли увидеть в неприукрашенном виде, что тогда происходило - в то время, когда он жил. И это ему прекрасно удалось.

Первая глава – посвящена войне Первой Мировой. Россия - страна, в которой уже никто не хочет воевать, и все только и думают о том, чтобы все это кончилось. Дальше он отмечается, как идет война, и все остальные важные события, и возможно, не очень. Маяковский описывает все – прямолинейно и грубо, как ему и присуще с самого его рождения.

Анализ стихотворения Хорошо по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Ахматовой Перед весной бывают дни 6 класс

    Стихотворение Анны Ахматовой "Перед весной бывают дни такие", отличается краткостью и гениальностью, как многие творения великой поэтессы. В произведении описана пора, когда заканчивается зима и вот - вот наступит весна

  • Анализ стихотворения Натюрморт Бродского

    Созданию произведения послужило событие в жизни поэта, связанное с помещением его в лечебное учреждение в связи с серьезной болезнью с возможностью смертельного исхода. Поэтому автор выбирает в качестве названия стихотворения

  • Анализ стихотворения Цветы Фета

    Стихотворение, являющееся одной из составных частей поэтического цикла «Мелодии», относится к раннему творчеству поэта и по жанровой направленности представляет собой пейзажную лирику в сочетании с философскими размышлениями и рассуждениями.

  • Анализ стихотворения Фета Шепот, робкое дыхание

    Стихотворение было написано А. Фетом в 1850 г. и является одним из центральных во всем его творчестве. С момента выхода в свет произведение сразу же получило ряд неоднозначных оценок.

  • Анализ поэмы За далью - даль Твардовского

    Стиль написания поэмы А.Т. Твардовского «За далью – даль» - это записи пассажира поезда, который решил совершить путешествие через всю страну.

Ночь (стр. 23-24). - В автобиографическом очерке «Я сам» Маяковский отмечал, что это стихотворение - «первое профессиональное, печатаемое». О более ранних, «непрофессиональных», непечатаемых стихах поэта рассказывает в своих воспоминаниях его старшая сестра Л. Маяковская в книге «О Владимире Маяковском» (M., изд-во «Детская литература», 1968), а также друзья и знакомые поэта, знавшие его по Кутаисской гимназии.

Маяковский говорил, что «первое полустихотворение» относится к московскому периоду и связано с изданием нелегального журнала гимназистов «Порыв»: «Третья гимназия издавала нелегальный журнальчик «Порыв».

Обиделся. Другие пишут, а я не могу?! Стал скрипеть. Получилось невероятно революционно и в такой же степени безобразно... Не помню ни строчки. Написал второе. Вышло лирично. Не считая таковое состояние сердца совместимым с моим «социалистическим достоинством», бросил вовсе» («Я сам»).

По свидетельству С. Д. Долинского, издателя альманаха «Пощечина общественному вкусу», в котором были опубликованы два «профессиональных, печатаемых» стихотворения - «Ночь», «Утро», Маяковский летом 1912 года написал несколько стихотворений, которые вскоре были им уничтожены. По прошествии ряда лет поэт отмечал, что его ранние стихи «наиболее запутанные, и они чаще всего вызывали разговоры о том, что они непонятны. Поэтому во всех дальнейших вещах вопрос о понятности уже встал передо мной самим, и я старался делать вещи уже так, чтобы они доходили до возможно большего количества слушателей». (Выступление в Доме комсомола Красной Пресни 25 марта 1930 года.) В связи с этим следует иметь в виду то, что писала старшая сестра Л. Маяковская: «Многое в тогдашнем поведении Володи было лишь тактикой, единственно возможным в то время легальным способом борьбы с буржуазным искусством и строем».

Порт (стр. 24). - Первое заглавие - «Отплытие». Написано под впечатлением от Николаевского порта, где Маяковский был проездом в Новую Маячку (Таврическая губерния).

Уличное (стр. 24). - ...а сквозь меня на лунном сельдеснакала крашеная буква. - В раннем творчестве поэта иногда предметы (или их изображение), которые воспринимаются человеческим глазом в обычном состоянии покоя, даются в вихревом движении: сбегаются окна, извещая о начале азартной игры («Ночь»), скачут буквы вывесок («Уличное»), Предметный «динамизм» - характерная черта образной системы Маяковского.

Василиск. - Сказочный змей, дракон.

А вы могли бы? (стр. 25). - Ноктюрн (от франц. «nocturne» - буквально: ночной) - род небольшого лирического музыкального произведения.

В 1920 году Маяковский начитал стихотворение на фонограф.

Я (стр. 25 - 26). - Первое стихотворение из цикла того же названия, который вошел в первый литографированный сборник стихов Маяковского «Я1», включающий это и последующие три стихотворения. Тираж сборника составил 300 экземпляров: обложка - работы самого поэта, рисунки В. Н. Чекрыгина и Л. Ф. Жегина. В обзоре «Год русской поэзии» Валерий Брюсов писал: «...больше всего счастливых исключений мы находим в стихах, подписанных В. Маяковским...» («Русская мысль», 1914, № 5). Книга была сразу же отмечена Горьким: «Вот возьмите для примера Маяковского - он молод, ему всего двадцать лет, он криклив, необуздан, но у него, несомненно, где-то под спудом есть дарование. Ему надо работать, надо учиться, и он будет писать хорошие, настоящие стихи. Я читал его книжку стихов. Какое-то меня остановило. Оно написано настоящими словами» («Журнал журналов», 1915, № 1).

Шумики, шумы и шумищи (стр. 26). - Грум (англ.) - мальчик-слуга.

Рысак прошуршит в сетчатой тунике. - Имеется в виду шурша ние по мостовой дутых шин экипажа и нарядные (белые или цветные) сетки на рысаках, напоминавшие одежду (туники) древних римлян.

Адище города (стр. 26 - 27). - Первое заглавие - «Зигзаги в вечер».

Натe (стр. 27). - Первое стихотворение, прямо обличающее общество эксплуататоров. Вечер, на котором читал автор «Нате!»,

акончился вмешательством полиции. Об ошеломляющем воздействии чтения «Нате!» сообщает «Московская газета» от 21 октября

1913 года: «...Публика пришла в ярость. Послышались оглушительные свистки, крики «долой!». Маяковский был непоколебим. Продолжал в том же стиле».

мне, грубому гунну... - Поэт демонстративно противопоставляет себя буржуазной «утонченной» публике.

Ничего не понимают (стр. 28). - Впервые под заглавием «Пробиваясь кулаками». Маяковский выражает свое презрение к «чистой публике»; «пробиваясь кулаками», искал новые пути нового искусства.

Послушайте! (стр. 28-29). - В 1920 году Маяковский записал стихотворение на фонограф (с изменениями). Об истории создания рассказывает С. С. Шамардина: «Возвращаясь однажды с какого-то концерта-вечера, ехали на извозчике. Небо было хмурое. Только изредка вдруг блеснет звезда. И вот тут же, в извозчичьей пролетке, стало слагаться стихотворение: «Послушайте! Ведь, если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно?..» Он держал мою руку и наговаривал о звездах. Потом говорит: «Получаются стихи. Только непохоже это на меня. О звездах! Это не очень сентиментально? А все-таки напишу. А печатать, может быть, не буду».

Война объявлена (стр. 29-30). - Написано в связи с началом 1 августа (18 июля) 1914 года первой мировой империалистической войны. Маяковский читал это стихотворение 21 июля

1914 года на митинге у памятника Скобелеву в Москве. Скрипка и немножко нервно (стр. 30-31). - Тарелка - в данном случае: ударный музыкальный инструмент. Геликон - кольцеобразная медная труба с широким рупором.

Я и Наполеон (стр. 31 - 33). - Большая Пресня, 36, 24... - точный адрес семьи Маяковских, здесь поэт вместе с матерью и сестрами жил в 1913 -1915 годах; теперь в этой квартире Общественный литературно-мемориальный музей. ...у Ноева - московский цветочный магазин на Петровке, назван по имени владельца. ...я каждый день иду к зачумленным по тысячам русских Яфф - в 1799 году во время похода в Египет Наполеон посетил чумной госпиталь в Яффе... Тысячу Аркольских мостов! - в бою с австрийскими войсками Наполеон лично возглавил атаку (1796) и под огнем противника едва не был убит на мосту в итальянском мес течке Арколе. Мой нрик в граните времени выбит... тысячи пирамид! - перед «битвой при пирамидах» (1798) Наполеон воскликнул: «Солдаты, с высоты этих памятников сорок веков глядят на вас!»

Облако в штанах (стр. 37 - 57). - Поэма, по словам Маяковского, «начата письмом в 1913/14 году, закончена в 1915 году и сначала1 называлась «Тринадцатый апостол». В главе «Начало 14-го года» («Я сам») запись: «Чувствую мастерство. Могу овладеть темой. Вплотную. Ставлю вопрос о теме. О революционной. Думаю над «Облаком в штанах». Поэму Маяковский закончил в первой половине 1915 года. Существует объяснение Маяковского в том, когда впервые он употребил выражение - «облако в штанах». «Году в тринадцатом, возвращаясь из Саратова в Москву, я в целях доказательств какой-то вагонной спутнице своей полной лояльности, сказал ей, что я «не мужчина, а облако в штанах». Сказав, я сейчас же сообразил, что это может пригодиться для стиха, а вдруг это разойдется изустно и будет разбазарено зря?.. Через два года «облако в штанах» понадобилось мне для названия целой поэмы» («Как делать стихи?»).

Мария - Мария Александровна Денисова (1894-1944), " явившаяся прототипом героини поэмы, дочь крестьянина из Смоленской губернии. Знакомство Маяковского с Марией, оставившее во всей его жизни глубокий след, состоялось в Одессе во время черноморского турне поэта. В. Каменский отмечал, в Денисовой «...высокие качества пленительной внешности и интеллектуальную устремленность ко всему новому, современному, революционному». О первой любви Маяковского, судьбе Марии рассказывается в очерке Владимира Воронцова и Владимира Макарова «Русская Джиоконда» (альманах «Поэзия», № 8, 1972. «Молодая гвардия»), а также в их заметках в журнале «Огонек», № 21, 22, май 1972).

«Лузитания» - имеется в виду английский пассажирский пароход, который был торпедирован 7 мая 1915 года германской подводной лодкой.

4 Заратустра - иранский пророк, по религиозному преданию, создатель религии народов Средней Азии, Персии. Азербайджана.

У Маяковского Заратустра - глашатай и проповедник, выступаю щий от лица массы.

Это возвело на Голгофы аудиторий Петрограда, Москвы, Одессы, Киева. - Голгофа - холм вблизи Иерусалима, на котором согласно легенде был распят Иисус Христос.

«Распни его!» - цитируются слова из Евангелия, в котором рассказывается, что в Иерусалиме существовал обычай по случаю праздника отпускать на свободу одного из узников. Римский наместник Пилат по случаю праздника предложил освободить Христа, оклеветанного первосвященниками. Толпа же потребовала казни Христа и попросила отпустить убийцу Варавву.

Сквозь свой до крика разодранный глаз лез, обезумя, Бур-люн - имеется в виду Д. Д. Бурлюк, знакомый Маяковского, который был слеп на один глаз.

«Пейте какао Ван-Гутена!» - по сообщениям газет, приговорен ный к смертной казни согласился крикнуть перед смертью: «Пей те какао Ван-Гутена!» За эту рекламу фирма обещала большое вознаграждение семье казненного.

Бисмарк (1815 -1898) - государственный деятель, который с помощью «крови и железа» объединял отдельные княжества в по-мещичье-буржуазную Германскую империю. Бисмарк способствовал развязыванию русско-турецкой войны 1877 - 1878 годов.

Галифе (Галиффе) Гастон (1830 - 1909) - французский генерал, жестоко расправившийся с героями Парижской коммуны 1871 года.

Азеф Е. Ф. (1869 -1918) - один из организаторов и руководителей партии эсеров, гнусный провокатор, начавший служить в царской полиции с 1892 года. Имя Азефа - синоним подлого предательства.

Поэт сонеты поет Тиане... - имя женщины в стихотворении Игоря Северянина «Тиана».

«Хлеб наш насущный даждь нам днесь» - слова молитвы «Отче наш».

Тысячу раз опляшет Иродиадой солнце землю - голову Крестителя - по евангельской легенде, вокруг блюда с головой казненно го Иоанна-Крестителя танцевала не Иродиада, а дочь ее Саломея Маяковский же использует народный пересказ (апокриф) леген ды, в которой пляшет сама Иродиада.

Ки-на-пу - эстрадный танец.

Больше не хочу дарить кобылам из севрской муки изваянных

ваз - широкоизвестный завод в Севре выпускал особенно тонкие и ценные фарфоровые изделия. Ваза из муки - метафориче ский образ сердца, души.

Флейта-позвоночник (стр. 57-65). - Создавалась почти одновременно с поэмой «Облако в штанах» (закончена не позже ноября 1915 года.)

Гофман Эрнст Теодор Амадей - немецкий писатель и композп тор XIX века.

Как слоны стопудовыми играми завершали победу Пиррову.

Эпирский царь Пирр в битве при Сирисе в 280 году впервые при менил против римлян боевых слонов.

Бялин Хаим-Нахман (1873 - 1934) - поэт, писавший на древне еврейском языке.

Король Альберт (1875-1934) - бельгийский король. В 1914 году Германия, наступая на Францию, заняла всю Бельгию.

Сердце обокравшая, всего его лишив, вымучившая душу в бреду мою... - первоначально поэма вышла с посвящением «Лиле Юрьевне Брик». Л. Ю. Брик (р. 1891), урожд. Каган, - женп О. М. Брика (1888 - 1945). О быте Бриков, их сложных взаимоот ношениях, о своей громаде любви и ненависти поэт рассказывает в поэме «Про это» (см. также воспоминания Е. Лавинской в сб. «Маяковский в воспоминаниях родных и друзей». «Московский рабочий», 1968 и др.).

Надоело (стр. 66 - 68). - Впервые под заглавием «Лучше не называть», с иллюстрацией А. Радакова.

Анненский И. - поэт-декадент.

Рябое прочту... «Простое как мычание» - имеется в виду на звание первого сборника Маяковского «Простое как мычание», изданного в 1916 году, «Рябое» - от точек на месте цензурных пропусков.

Дешевая распродажа (стр. 68-70).- Пьерпонт Морган - американский миллиардер Джон Пирпонт Морган (1837 - 1913).

Себе, любимому, посвящает эти строки автор (стр. 70 - 71). - «Кесарево - кесарю, богу - богово» - видоизмененная цитата из Евангелия. Ответ, который, по легенде, дал Христос посланным от фарисеев на вопрос, кого следует почитать больше: бога или римского кесаря (императора).

Голиаф - по библейским легендам, богатырь-филистимлянин, у Маяковского - воплощение физической силы.

Последняя петербургская сказка (стр. 71- 73). - Стоит император Петр Великий - имеется в виду знаменитый памятник Петру I работы Фальконе на Сенатской площади в Петрограде.

Сказка о красной шапочке (стр. 73). - Кадеты - конституционно-демократическая партия либерально-монархической буржуазии в России, которая, прикрываясь либеральными фразами, боролась против революции.

Война и мир (стр. 74-78). - Впервые 5-я часть была опубликована в горьковском журнале «Летопись»; 3-ю часть поэмы Маяковский читал в редакции журнала в присутствии М. Горького. Цензура запретила ее публикацию, и в № 9 «Летописи» за 1916 год поэма была помещена в списке произведений, которые «не могут быть напечатаны по независящим от редакции обстоятельствам».

Нерон (37-68) - римский император; известен своей страстью к кровавым зрелищам, грандиозным театральным представлениям. Согласно легенде поджег Рим и любовался картиной пожара.

Человек (стр. 78 - 91). - В главке «16-й год» («Я сам»): «Окончена «Война и мир». Немного позднее - «Человек». В конце января 1918 года поэма читалась на вечере - «Встречи двух поколений поэтов» - на квартире поэта А. Амари. «Едва кончил Маяковский, с места встал побледневший от переживаемого А. Белый и заявил, что он даже представить себе не мог, что в России в это время могла быть написана поэма, столь могучая по глубине замысла и выполнению, что вещью этой двинута на громадную дистанцию вся мировая литература и т. д. ...Встал маститый И. Д. Бальмонт... начал читать сонет, и в этом сонете сквозь дружескую и отеческую похвалу звучала горечь признания сдачи позиций и отступления на второй план» («Дальневосточное обозрение», 1919, 29 июня).

«Здравствуйте, Абрам Васильевич!» - А. В. Евнин, знакомый Маяковского.

Из ниши, головы нобыльей, вылип - на Петроградской улице Жуковского в нише стены одного из домов размещалась лепная голова лошади.

Наш марш (стр. 106 -107). - На текст стихотворения композитором А. С. Лурье была написана музыка. В первую годовщину Великой Октябрьской революции «Наш марш» исполнялся военно-духовыми оркестрами на эстрадах, площадях, на Марсовом поле, при открытии памятника Карлу Марксу («Жизнь искусства», 1918, 20 ноября).

Хорошее отношение к лошадям (стр. 107 -108). - Впервые под заглавием «Отношение к лошадям» (газета «Новая жизнь», 1918, 9 июня). В том же номере опубликован очерк М. Горького об уличном происшествии в Петрограде: «Лошадь, истощенная трудом и голодом, упала на кучу торца; острые углы дерева впиваются ей в бока, переломленная оглобля колет в дутый живот. Лошадь плачет, вялые веки судорожно выжимают из мутных глаз большие, грязноватые слезы. Ее окружает толпа угрюмых людей, которым, видимо, некуда спешить: они говорят о том, что лошадь стара, воз нагружен не по силам ей, извозчик, присев на тумбу, рассказывает о дороговизне корма и пророчит: - Скоро все поумираем от бескормицы. И люди тоже».

Ода революции (стр. 109 - 110). - Блаженный... стропила соборовы... взрывают тысячелетия Кремля - собор Василия Блаженного во время боев с юнкерами, поднявшими контрреволюционное восстание после перехода власти к Советам, получил небольшое повреждение.

«Слава» хрипит в предсмертном рейсе - русский линкор, оказавший героическое сопротивление немцам во время боя в Моонзундском проливе (17 -19 октября).

Прикладами гонишь седых адмиралов... с моста в Гельсингфорсе (теперь Хельсинки) - имеются в виду волнения среди моряков-балтийцев в августе - сентябре 1917 года, вызванные предательской политикой Временного правительства, когда матросы расправились с несколькими контрреволюционными офицерами.

Обновлено: 2011-04-24

.

Полезный материал по теме

Поэма Маяковского "Хорошо!" посвящена подготовке и проведению Октябрьской революции, а также ее последующим достижениям. Поэма "Хорошо!" является произведением героическим, но важное место в ней заняла сатира. Маяковский сам оговаривает задачу своей поэмы:
С этою
книгою побыв,
из квартирного
мирка
шел опять
на плечах
пулеметной пальбы,
как штыком,
строкой
просверкав.
Слово "штык" не случайно возникает во вступлении к поэме. В намерение автора входит приравнять перо именно к штыку. И Маяковскому это удается. Так, передавая отдельные реплики фронтовиков, поэт рисует поли тиков Временного правительства как откровенных болтунов, обманывающих свой народ. Пудовые гири, висящие на шее народа - такое сравнение использует Маяковский, говоря о временщиках:
На шее
кучей
Гучковы,
черти,
Мать их за ноги!
Министры,
Родзянки...
Возглавляет "тюрьму-решето" Керенский. Самая характерная черта этого политика - склонность к политической демагогии и болтовне ("болтает сорокой радостной"). Для того, чтобы создать сатирический портрет премьера, поэт использует прием противопоставления того, каким хочет предстать перед публикой Керенский, с одной стороны, и того, что из себя представляет он на самом деле. Чтобы ярче передать этот контраст, Маяковский рисует радужную сцену, происходящую на Невском проспекте. Ее участниками являются "адъютантик, радостно щебечущий по поводу премьера, восторженные дамы и "дети-пузанчики", которые "кидают цветы и розанчики", чтобы украсить дорогу главному действующему лицу спектакля.
а вот и он:
В аплодисментном
плеске
премьер
проплывает
над
Невским.
Таков Керенский перед толпой. Совершенно иным он предстает тогда, когда в него пристально вглядывается Маяковский. Теперь он оказывается "вертлявым пострелом", раскинувшимся на кровати царицы с характерной бесцеремонностью, либо авантюристом-правителем, который "сам себя уверенно и быстро назначает - то военным, то юстиции, то каким-нибудь еще министром". Перо Маяковского-сатирика беспощадно: Керенский подвергнут осмеянию за жестокость по отношению к участникам аграрных беспорядков, за предательство дела революции.
Интересно описание внешности Керенского. Поэт наделяет его "бо-нопартьими" глазами и рассказывает о нем стихами, воспроизводящими ритмику стихотворения Лермонтова "Воздушный корабль". Стихотворение это было в свое время посвящено Наполеону. Таким образом у читателя закрепляется связь образа Керенского с образом Наполеона, душителя французской революции. Концовка главы говорит об обреченности Временного правительства:
Пришит к истории,
пронумерован
и скреплен,
и его
рисуют -
и Бродский, и Репин.
Сказано метко и хлестко. В четвертой главе поэмы нарисованы те лидеры партий, которые поддерживали Керенского и были очарованы им, - П. Милюков и Е. Кускова. Маяковский создает комедийную ситуацию: Кускова влюблена в Керенского. Забавность происходящего состоит в том, что влюбленной является почтенная старушка с пожелтевшими волосами. Более того, поэт представляет дело так, будто на наших глазах происходит признание новоявленной Татьяны необычной няне, которой на этот раз оказывается усатый профессор. В итоге рождается литературная пародия на сцену из романа Пушкина "Евгений Онегин", для чего использован и аналогичный размер стиха.
Прием этот у Маяковского выполняет сатирическую задачу. Образующийся таким забавным способом союз всех сил, которые поддерживали Временное правительство в его борьбе с революцией, поистине смешон.
Вот некоторые формы сатиры, которые использоал Маяковский в своей поэме "Хорошо!". Она стоит в одном ряду с такими злободневными произведениями автора, как "Стихи о красной шапочке", "Окна РОСТА", "О дряни", "Прозаседавшиеся", разоблачающими истинных врагов молодой советской республики.