Нижнекамская телерадиокомпания. Научно-техническая революция. II. Изучение нового материала
- Внешняя политика стран Европы в XVIII в.
- Международные отношения в Европе
- Войны за наследства
- Семилетняя война
- Русско-турецкая война 1768-1774
- Внешняя политика Екатерины II в 80-е гг.
- Колониальная система европейских держав
- Война за независимость в английских колониях Северной Америки
- Декларация независимости
- Конституция США
- Международные отношение
- Международные отношения в Европе
- Ведущие страны мира в XIX в.
- Ведущие страны мира в XIX в.
- Международные отношения и революционное движение в Европе в XIX веке
- Разгром наполеоновской империи
- Испанская революция
- Греческое восстание
- Февральская революция во Франции
- Революции в Австрии, Германии, Италии
- Образование Германской империи
- Национальное объединение Италии
- Буржуазные революции в Латинской Америке, США, Японии
- Гражданская война в США
- Япония в XIX в.
- Формирование индустриальной цивилизации
- Особенности промышленного переворота в различных странах
- Социальные последствия промышленного переворота
- Идейно-политические течения
- Профсоюзное движение и образование политических партий
- Государственно- монополистический капитализм
- Сельское хозяйство
- Финансовая олигархия и концентрация производства
- Колонии и колониальная политика
- Милитаризация Европы
- Государственно- правовая организация капиталистических стран
- Россия в XIX в.
- Политическое и социально – экономическое развитие России в начале XIX в.
- Отечественная война 1812 г.
- Положение России после войны. Движение декабристов
- «Русская правда» Пестеля. «Конституция» Н. Муравьева
- Восстание декабристов
- Россия эпохи Николая I
- Внешняя политика Николая I
- Россия во второй половине XIX в.
- Проведение других реформ
- Переход к реакции
- Пореформенное развитие России
- Общественно-политическое движение
- Политическое и социально – экономическое развитие России в начале XIX в.
- Мировые войны XX века. Причины и последствия
- Всемирно-исторический процесс и ХХ век
- Причины мировых войн
- Первая мировая война
- Начало войны
- Итоги войны
- Зарождение фашизма. Мир накануне Второй мировой войны
- Вторая мировая война
- Ход Второй мировой войны
- Итоги Второй мировой войны
- Крупнейшие экономические кризисы. Феномен государственно-монополистической экономики
- Экономические кризисы первой половины XX в.
- Формирование государственно-монополистического капитализма
- Экономический кризис 1929-1933 гг.
- Варианты выхода из кризиса
- Экономические кризисы второй половины XX в.
- Структурные кризисы
- Мировой экономический кризис 1980-1982 гг.
- Антикризисное государственное регулирование
- Экономические кризисы первой половины XX в.
- Крушение колониальной системы. Развивающиеся страны и их роль в международном развитии
- Система колониализма
- Этапы крушения колониальной системы
- Страны третьего мира
- Новые индустриальные страны
- Образование мировой системы социализма
- Социалистические режимы в Азии
- Этапы развития мировой системы социализма
- Распад мировой системы социализма
- Образование мировой системы социализма
- Третья научно-техническая революция
- Этапы современной НТР
- Достижения НТР
- Последствия НТР
- Переход к постиндустриальной цивилизации
- Этапы современной НТР
- Основные тенденции мирового развития на современном этапе
- Интернационализация экономики
- Процессы интеграции в Западной Европе
- Процессы интеграции стран Северной Америки
- Интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе
- Три мировых центра капитализма
- Глобальные проблемы современности
- Интернационализация экономики
- Россия в первой половине XX века
- Россия в ХХ в.
- Революции в России начала XX в.
- Буржуазно-демократическая революция 1905-1907 гг.
- Участие России в Первой мировой войне
- Февральская революция 1917 г.
- Октябрьское вооруженное восстание
- Основные этапы развития страны Советов в довоенный период (X. 1917 г. – VI. 1941 г.)
- Гражданская война и военная интервенция
- Новая экономическая политика (НЭП)
- Образование СССР
- Форсированное строительство государственного социализма
- Планово-централизованное управление экономикой
- Внешняя политика СССР 20-30-е гг.
- Великая Отечественная война (1941-1945 гг.)
- Война с Японией. Окончание Второй мировой войны
- Россия во второй половине XX столетия
- Послевоенное восстановление народного хозяйства
- Послевоенное восстановление народного хозяйства - страница 2
- Социально-экономические и политические причины, осложнившие выход страны на новые рубежи
- Социально-экономические и политические причины, осложнившие выход страны на новые рубежи - страница 2
- Социально-экономические и политические причины, осложнившие выход страны на новые рубежи - страница 3
- Распад СССР. Посткоммунистическая Россия
- Распад СССР. Посткоммунистическая Россия - страница 2
Последствия НТР
Под воздействием НТР происходили существенные изменения в социальной структуре капиталистического общества. Наряду с ускорением роста городского населения огромными темпами увеличивалась доля занятых в сфере обслуживания и торговли. Если число занятых в этой сфере в 1950 г. составляло 33% от всего самодеятельного населения в странах капитала, то в 1970 г. – уже 44%, превысив долю занятых в промышленности и на транспорте.
Менялся облик рабочего, росли его квалификация, уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки; уровень оплаты, а вместе с этим уровень и стиль жизни. Общественное положение промышленных рабочих все более сближалось с показателями жизни служащих и специалистов. На основе структурных изменений в народном хозяйстве менялся отраслевой состав рабочего класса.
Шло сокращение занятых в отраслях с высокой тяжестью труда (горнодобывающая, традиционные отрасли легкой промышленности и т. д.) и увеличение занятых в новых отраслях (радиоэлектроника, ЭВМ, атомная энергетика, химия полимеров и т.д).
К началу 70-х гг. численность средних слоев населения колебалась от 1/4 до 1/3 самодеятельного населения. Наблюдался рост доли мелких и средних собственников.
На втором этапе НРТ, начавшемся в 70-е гг., рассмотренные процессы приобретают как бы «второе дыхание». Большую роль сыграло то, что к середине 70-х гг. в связи с процессом международной разрядки стали высвобождаться значительные средства, ранее направляемые в военно-промышленные комплексы (ВПК) ведущих стран. Запад все более переориентировал свою экономику на социальные нужды.
Научно-технические программы стали теснее увязываться с социальными. Это не замедлило сказаться на повышении технической оснащенности и качестве труда, росте доходов трудящихся, росте потребления на душу населения.
В сочетании с реформированием модели государственного регулирования экономики такая переориентация хозяйства позволила на основе развития НТР капиталистическим странам избежать депрессивного состояния и начать переход на более высокую стадию общественного устройства.
Принято считать, что изобретение микропроцессоров и развитие электронно-информационной техники, достижения в области биотехнологии и генной инженерии открыли второй этап НТР, этап совершенствования производительных сил или «общества высоких технологий».
На основе применения микропроцессоров начался процесс комплексной автоматизации производства, сопровождавшийся многократным сокращением числа станков и механиков, обслуживающего персонала и т. д. Получают развитие такие средства труда, как автоматические линии, автоматизированные участки, цеха, станки с числовым программным управлением, обрабатывающие центры.
Одновременно процесс автоматизации информации распространился и на другие сферы хозяйства – управление, финансы, конструкторские работы и т. д. Сама информационная техника становится специальной отраслью промышленности, а наука превращается в мощную индустрию знаний.
Как отмечалось, под воздействием НТР в 50-60-е гг. в отраслевой структуре народного хозяйства произошли изменения. На втором же ее этапе на основе повсеместного перехода к ресурсо- и трудосберегающим, экологически чистым, наукоемким производствам и технологиям произошла глубокая структурная перестройка хозяйства ведущих стран.
Это не могло не вызвать глубоких социальных изменений. Сегодня наибольшее количество занятых (от половины до 2/3 самодеятельного населения) приходится на сферу информации и услуг (третичный тип занятости), а затем уже – промышленности и аграрного сектора. Рабочий класс ныне не составляет большинства населения в развитых странах. Эти изменения свидетельствуют о возрастании интеллектуальных функций труда, повышении общеобразовательного уровня лиц, занятых в различных сферах экономики.
Однако следует отметить и негативные явления, сопровождающие победное шествие НТР. В сфере занятости это хроническая безработица. В частности, она является результатом быстрых структурных изменений в экономике вследствие высвобождения большого числа рабочих в старых отраслях.
Кроме того, это результат углубляющегося процесса международного разделения труда и, как следствие, массовой миграции рабочей силы, и, наконец, рационализации производства в условиях жесткой конкуренции.
На втором этапе НТР западные страны столкнулись с серьезными экономическими и общественно-политическими кризисами, что послужило причиной начала достаточно глубоких внутренних преобразований.
Только сочетание новаций НТР и социально-политических реформ позволило капиталистическим странам в полной мере воспользоваться достижением научно-технического прогресса, обеспечив большинству населения своих стран материальный достаток и высокий уровень демократических свобод.
Таким образом, можно с большой долей уверенности утверждать, что третья НТР (как и предыдущие научно-технические революции) качественно преобразила не только сферу материального производства, но и значительно изменила общественные отношения, оказала огромное влияние на духовную жизнь общества.
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цель: Показать особенности развития НТР, ее характерные черты и составные части.
Учебно-воспитательные задачи:
- Сформировать понятие НТР; познакомить с чертами и частями НТР.
- Формировать умение слушать и выделять главное в содержании, схематически составлять конспект.
- Показать масштабы научно-технических достижений человечества.
Тип урока: изучение нового материала, урок-лекция.
Этапы урока:
- Схему лекции, состоящую из блоков и их частей, помещенных на лист формата А4, раздать ученикам. В ходе урока учащиеся смогут делать на ней пометки.
- Та же схема помещается и на доске. По ходу лекции к ней будем возвращаться, помечая, что уже пройдено.
- В ходе урока учащиеся знакомятся с ключевыми словами-терминами:
- Геоинформатика;
- Геоинформационные системы.
- Слушание лекции сопровождается составлением развернутого конспекта.
- В конце урока учащиеся формулируют краткие выводы.
Оборудование: учебники, настенная «Политическая карта мира», карты атласа, раздаточный материал, компьютер, проектор, экран, презентация.
Ход урока
I. Организация класса.
II. Изучение нового материала.
Введение в тему. (Слайд 1)
Определение целей.
Сегодня мы с вами должны выяснить характерные черты и составные части НТР, показать, что НТР – это единая сложная система.
Эпиграф. (Слайд 2)
Знакомство учащихся с этапами урока и с заданием на урок. (Слайд 3)
План лекции: (Слайд 4)
- Научно-техническая революция
- Характерные черты НТР.
- Составные части НТР.
- Понятие о геоинформационных системах.
1. Работа с понятием НТР. (Слайды 5-6)
Учитель: При изучении данной темы нам предстоит обратиться к одному из наиболее значительных, глобальных процессов развития всего современного мира – к научно-технической революции.
Вся история развития человеческого общества неразрывно связана с научно-техническим прогрессом. Но бывают периоды, когда происходят быстрые и глубокие изменения производительных сил человечества.
Таким был период промышленных переворотов в XVIII-XIX вв. в ряде стран мира, когда на смену ручному труду пришел машинный. В XIX веке в Англии был изобретен паровой двигатель, огромную роль в развитии промышленного производства сыграло изобретение конвейера. Впервые его применили в США при производстве автомобилей.
Паровой двигатель стал «первичной» клеточкой промышленной революции в позапрошлом веке, а «первичной» клеточкой современной НТР стала ЭВМ. Современная НТР началась в середине XX века. Во всех странах она проявляется по-разному и поэтому можно сказать, что она еще далеко не завершена. Но в мире зреет уже новая промышленная революция. Какой она будет – покажет будущее.
Беседа с классом
Вопросы:
- Слово «революция» в различных словарях имеет следующее толкование. (Учащиеся цитируют определение «революция» из разных словарей)
- Что объединяет все эти определения?
- Какое бы определение вы дали НТР?
- В чем отличие понятий научно-технический прогресс и НТР?
Ответ:
Задание: Проанализируйте две формулировке, сравните их и найдите, в чем главное отличие двух явлений?
Ответ:
Современная наука стала индустрией открытий, мощным стимулятором развития техники.
2. Характерные черты НТР. (Слайд 7)
1) Универсальность, всеохватность. (Слайды 8–10)
НТР затронула все страны мира и все сферы географической оболочки, космическое пространство. НТР преобразует все отрасли производства, характер труда, быт, культуру, психологию людей. Символы НТР: ракета, телевизор, ЭВМ и т.д.
Всеохватность НТР можно характеризовать географически, т.к. благодаря НТР в нашем лексиконе появились слова спутник, атом, робот.
Вопрос: Назовите новую технику, появившуюся у вас дома за последние 10 лет. Какой техникой не умеет пользоваться ваша бабушка, мама?
2) Ускорение научно-технических преобразований. (Слайд 11)
Выражается в резком сокращении времени между научным открытием и его внедрением в производство. Моральный износ наступает раньше, чем физический, поэтому для некоторых классов ремонт машин теряет смысл (например: компьютеры, видеокамеры, телевизоры и т.д.)
Работа с учебником
Задание:
- Найдите пример в дополнительном тексте (с.103), который бы подтверждал эту черту НТР.
- Проанализируйте таблицу, сделайте выводы.
3) Повышение требований к уровню квалификации трудовых ресурсов. (Слайд 12)
Во всех сферах человеческой деятельности увеличилась доля умственного труда, произошла его интеллектуализация.
В эпоху НТР востребованы работники с высшим образованием, увеличилась доля работников умственного труда. Это касается и вас. Закончив вуз, вы легче найдёте интересную и высокооплачиваемую работу.
4) Военно-техническая революция. (Слайд 13)
Она зародилась еще в годы Второй мировой войны. О ее началевозвестил взрыв атомной бомбы в Хиросиме и Нагасаки в августе 1945 г., после которого началась гонка вооружения между двумя мощными державами США и СССР. На протяжении всего периода «холодной войны» НТР была ориентирована на использование новейших достижений научно-технической мысли в военных целях. Но после ввода первой АЭС и запуска первого искусственного спутника Земли многие страны делают всё для того, чтобы направить НТР на достижение мирных целей.
3. Составные части НТР. (Слайд 14)
НТР – единая сложная система, части которой тесно взаимодействуют друг с другом.
1) Наука и наукоемкость. (Слайды 15–17)
Наука в эпоху НТР превратилась в сложный комплекс знаний. Наука – одновременно комплекс знаний и особая сфера человеческой деятельности. Для многих стран развитие науки – это задача №1.
В мире насчитывается от 5 до 6 млн. научных работников. При этом на США, Германию, Японию, Францию и Великобританию приходится более 80% научных сотрудников, более 80% всех инвестиций в науку, почти все изобретения, патенты, лицензии и присужденные Нобелевские премии.
- В развитых странах по числу учёных и инженеров занимают: 1 место – США, 2 место – Япония, страны Западной Европы (в эту группу входит и Россия).
Особенно возрастает связь науки с производством, которое становится всё более наукоёмким (Наукоемкость измеряется уровнем (долей) затрат на научные исследования и разработки в общих затратах на производство той или иной продукции) .
Однако различия между развитыми и развивающими странами в сфере науки особенно велики:
- Расходы на науку в развитых странах составляют 2-3% ВВП;
- В развивающихся странах затраты на науку в среднем не превышают 0,5 % ВВП.
2) Техника и технология. (Слайд 18)
Техника и технология воплощают в себе научные знания и открытия.
Цель новых технологий – повышение экологической активности производства, производительности труда, ресурсосбережение и охрана природы.
По производству природоохранной техники и внедрению новейших природоохранных технологий выделяются ФРГ и США. Помимо того, что эти страны лидируют в производстве и использовании природоохранных технологий, ФРГ еще является главной страной-поставщиком их на мировой рынок.
Два пути развития техники технологии в условиях современной НТР:
- Эволюционный путь
- Революционный путь
(Слайд 19)
a) Эволюционный путь (Дальнейшее совершенствование техники и технологии)
(Слайд 20)
Вопрос к классу: Приведите примеры эволюционного пути развития техники и технологии.
Ответ:
Совершенствование техники, которая производилась в начале XX века – автомобили, самолеты, станки, доменные печи, суда.
Например, в начале 50-х годов самый крупный морской танкер вмещал до 50 тыс. тонн нефти, в 60-е годы – 100, 200, 300 тыс. тонн, в 70-х гг. появились суда танкеры грузоподъемностью свыше 500 тыс. тонн. Крупнейшие из морских танкеров построены в Японии и во Франции.
Однако подобная гигантомания не всегда себя оправдывает, так как не все морские порты могут принять и обслужить столь крупный транспорт. Ведь длина судна достигает 480 м, ширина – около 63 м, осадку с грузом такой танкер имеет до 30 метров. Гребной винт равен высоте трехэтажного дома, палуба занимает – 2,5 га)
b) Революционный путь (Переход к принципиально новой техники и технологии).
Наиболее яркое выражение он находит в производстве электронной техники. Если раньше говорили о» веке текстиля», «веке автомобиля», то сейчас говорят о «веке электроники».
Огромное значение имеет и прорыв к новым технологиям. «Вторую волну» НТР, которая проявилась в 70-х гг. называют микроэлектронной революцией, т.к. изобретение микропроцессора в истории человечества можно сравнить с изобретением колеса, паровой машины или электричества. (Слайды 21–26)
Задание: Проанализировать текст учебника на стр. 94, а также дополнительный материал на с.115.
Вывод (ученики делают самостоятельно) : Революционный путь – главный путь в развитии техники и технологии в эпоху НТР.
3) Производство: шесть главных направлений развития. (Слайды 27–29)
Вопрос : Назовите основные направления развития производства. (У учащихся есть раздаточный материал, по которому можно ответить на поставленный учителем вопрос)
a) Электронизация означает насыщение всех областей человеческой деятельности средствами ЭВТ. Электронная промышленность – детище НТР.
Например:
- в образовании – компьютеризация школ, подключение их к Интернет;
- в медицине – УЗИ, компьютерная томография, развитие микрохирургии, компьютерная рентгенография;
- в связи – сотовые телефоны.
Электронная промышленность – в полном смысле детище НТР. Она во многом определят весь ход НТР.
Наибольшего развития эта отрасль получила в США, Японии, ФРГ, НИС Азии.
b) Комплексная автоматизация. (Слайды 30–34)
Началась в 50-е годы в связи с появлением ЭВМ. Новый виток развития пришелся на 70-егоды XX века, и связан он с появлением микропроцессоров и микроЭВМ. Бурно развивается робототехника, особых успехов в этой области достигла Япония. В стране на каждые 10 тысяч рабочих, занятых в автомобильной промышленности, приходится 800 роботов, тогда как в США – 300. Сфера применения роботов в наше время – безгранична.
c) Перестройка энергетического хозяйства. (Слайды 35–37)
Перестройка энергетического хозяйства связана с постоянно растущими потребностями стран мира в электроэнергии. Существующие традиционные электростанции уже не справляются с нагрузкой. Поэтому наибольшее внимание в мире уделяется строительству атомных электростанций.
В мире к началу XXI века было задействовано более 450 ядерных энергоблоков. Страны лидеры: США, Франция, Япония, ФРГ, Россия, Украина. Однако в последние годы, в связи со сложностями использования АЭС, многие страны опасаются экологических последствий, а развитые страны мира обратили внимание на альтернативную энергетику.
d) Производство новых материалов. (Слайды 38, 39)
Требования современного производства к черной и цветной металлургии, а также к химической промышленности, которая выпускает синтетические полимеры, неуклонно возрастают. Но оно вызвало к жизни принципиально новые композиционные, полупроводниковые, металлокерамические материалы. В химической промышленности осваивается выпуск оптического волокна.
Особая роль в производстве новых материалов отводится «металлам XX века»: бериллию, литию, титану. Титан а настоящее время является металлом №1 для аэрокосмической промышленности, атомного судостроения, так как это легкий и тугоплавкий металл.
e) Ускоренное развитие биотехнологий. (Слайды 40–42)
Направление возникло в 70-е годы и развивается опережающими темпами. Биотехнология применяет традиционные знания и современную технологию для изменения генетического материала растений, животных и микробов в целях создания новых продуктов.
Биотехнология вносит существенный вклад в улучшение здравоохранения, увеличение производства продуктов питания, восстановление лесов, повышение производительности в промышленности, обеззараживания воды, очистки опасных отходов.
Результаты биотехнологий можно видеть уже сейчас. Это и создание клонов, и модифицированных продуктов. Все чаще мы слышим об открытиях ученых-медиков в сфере генной инженерии.
Огромное значение имеют биотехнологические программы, которые используются при добыче минеральных ресурсов. Особенно успешно развиваются биотехнологии в США, Японии, ФРГ, Франции.
f) Космизация. (Слайд 43)
Развитие космонавтики привело к возникновению еще одной новейшей наукоемкой отрасли – аэрокосмической промышленности. Использование космоса только в военных целях закончилось с «холодной войной».
Космос все больше становиться местом, где страны мира сотрудничают. Он используется для исследования Земли, в рыболовстве, в сельском хозяйстве, для получения новых материалов в условиях вакуума.
Именно космические снимки подтвердили теорию Вегенера «О движении литосферных плит». Результаты космических исследований оказывают огромное влияние на развитие фундаментальных наук.
4) Управление: на пути к высокой информационной культуре. (Слайд 44)
Современный этап НТР характеризуется новыми требованиями к управлению современным производством. Оно невероятно усложнилось и требует специальной подготовки.
Например: при осуществлении космических программ, таких как высадка лунохода на Луну, исследование и посадка спускаемых аппаратов на планеты Солнечной системы, высадка человека на Луну, бывает завязано по несколько десятков тысяч различных фирм, которые должны работать в согласованном режиме.
Руководить такими программами могут только люди, в совершенстве владеющие наукой управления. В конце XX века возникает особая наука об управлении – кибернетика . Одновременно это наука об информации.
Информационный поток растет с каждым днем. Вот поэтому так важен переход от бумажной информации к машинной. Появились новые специальности, ранее не существующие: программист, оператор ЭВМ и другие.
Мы живем в эпоху «информационного взрыва». В наши дни уже существует мировое информационное пространство. Большая роль в его создании отводится Интернет.
Это настоящая телекоммуникационная «паутина», которая окутала весь мир. Применение Интернет полным ходом идет в образовании. Не обошла она стороной и географическую науку, в составе которой возникло новое направление – географическая информатика .
4. Геоинформатика способствовала созданию геоинформационных систем.
(ГИС – представляет собпой комплекс всаиомосвязанных средств получения, хранения, переработки, отбора данных и выдачи географической информации.)
Геоинформатика – одно из главных направлений соединения географической науки с достижениями современного этапа НТР.
III . Итоги урока:
1) Проверка схемоконспекта.
2) Закрепление:
Задание по теме НТР: Определите место перечисленных ниже положений в таблице:
- Производство новых материалов.
- Комплексная автоматизация.
- Перестройка энергетического хозяйства.
- Ускоренное развитие биотехнологии.
- Ускорение научно-технических преобразований.
- Космизация.
- Повышение требований к уровню квалификации.
- Зарождение НТР как военно-технической революции.
- Универсальность и всеохватность.
- Электронизация.
В конце лекции должно остаться время для вопросов. Вопросы, получаемые на лекции, нужно записывать, собирать, систематизировать и изучать.
IV . Домашнее задание
- Тема 4, §1 в учебнике В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира»
- Подготовить презентации по темам:
- «Использование достижений НТР в географии»,
- «Развитие биотехнологий в современном мире», «Космос и НТР»
Интересные факты
В первой половине XX века объем научной информации удваивался каждые 50 лет, в середине века – 10 лет, в 70–80 годы – 5–7 лет, в XXI веке – 3–5 лет.
В 1900 году издавалось во всем мире 10 тысяч журналов, а вначале XXI века – более 1 миллиона.
Только по географии в наши дни издается 700 журналов и публикуется 10 тысяч наименований книг в год.
А всего в мире ежегодно издается 800 тысяч названий книг и брошюр общим тиражом более16 млрд. экземпляров.
Современная научно-техническая революция повлекла за собой коренные изменения в человеческом обществе, в производстве, во взаимодействии общества с окружающей средой.
Однако надо отметить, что наиболее успешно развивается НТР в развитых странах мира, тогда как большинство стран Африки, Океании, некоторые страны Азии и Латинской Америки еще далеки от развития в своей стране достижений НТР.
Литература
- Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Экономическая и социальная география мира. – М.:Просвещение, 2006.
- Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Глобальная география. – М.:Просвещение, 2001.
- Максаковский В.П. Методическое пособие «Экономическая и социальная география мира» – М.: Просвещение, 2006.
- Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. – М.: Дрофа, 1999
Большое значение для правильного понимания процессов, наблюдающихся в общественной жизни, имеет анализ современной научно-технической революции.
оказывает влияние на всю структуру производства и на самого человека . Основные черты научно-технической революции:— это качественное преобразование , превращение науки в производительную силу и соответствующее этому коренное изменение материально-технической базы общественного производства, его формы и содержания, характера , .
- универсальность — охватывает практически все отрасли народного хозяйства и затрагивает все сферы человеческой деятельности;
- бурное развитие науки и техники;
- изменение роли человека в процессе производства — в процессе научно-технической революции повышаются требования к уровню квалификации , увеличивается доля умственного труда.
Современная научно-техническая революция характеризуется следующими изменениями в сфере производства:
Во-первых , изменяются условия, характер и содержание труда за счет внедрения достижений науки в производство. На смену прежним видам труда приходит машинно-автоматизированный труд. Введение автоматов значительно увеличивает производительность труда, снимая с производства ограничения в скорости, точности, непрерывности и т.д., связанными с психофизиологическими свойствами человека. При этом изменяется место человека в производстве. Возникает новый тип связи "человек-техника", который не ограничивает развитие ни человека, ни техники. В условиях автоматизированного производства машины производят машины.
Во-вторых , начинают применяться новые виды энергии — атомной, морских отливов, земных недр. Происходит качественное изменение использования электромагнитной и солнечной энергии.
В-третьих , происходит замена естественных материалов искусственными. Широкое применение находят пластмассы и полихлорвиниловые изделия.
В-четвертых , изменяется технология производства. Например, механическое воздействие на предмет труде заменяется физико-химическим воздействием. При этом используются магнито-импульсные явления, ультразвук, сверхчастоты, электро-гидравлический эффект, различные виды излучения и т.п.
Современная технология характеризуется тем, что циклические технологические процессы все более вытесняются непрерывными поточными процессами.
Новые технологические методы предъявляют и новые требования к орудиям труда (повышенная точность, надежность, способность к саморегулированию), к предметам труда (точно заданное качество, четкий режим подачи и т.д.), к условиям труда (строго заданные требования к освещенности, температурному режиму в помещениях, их чистоте и т.д.).
В-пятых , изменяется характер управления. Применение автоматизированных систем управления изменяет место человека в системе управления и производственного контроля.
В-шестых , изменяется система выработки, хранения и передачи информации. Применение компьютеров значительно ускоряет процессы связанные с выработкой и использованием информации, совершенствует методы принятия и оценки решений.
В-седьмых , изменяются требования к профессиональной подготовке кадров. Быстрое изменение средств производства ставит задачу постоянного профессионального совершенствования, повышения уровня квалификации. От человека требуется профессиональная мобильность и более высокий уровень нравственности. Растет численность интеллигенции, повышаются требования к ее профессиональной подготовке.
В-восьмых , совершается переход от экстенсивного к интенсивному развитию производства.
Развитие техники и технологии в условиях НТР
В условиях научно-технической революции развитие техники и технологии происходит двумя путями:
- эволюционным;
- революционным.
Эволюционный путь состоит в постоянном совершенствовании техники и технологии, а также в увеличении мощности производительности машин и оборудования, в росте грузоподъемности транспортных средств и т.д. Так, в начале 50-х годов самый крупный морской танкер вмещал 50 тыс. т нефти. В 70-е годы стали производить супертанкеры грузоподъемностью 500 тыс. т и более.
Революционный путь является основным путем развития техники и технологии в эпоху научно-технической революции и заключается в переходе к принципиально новой технике и технологии. Революционный путь — главный путь развития техники и технологии в эпоху НТР.
Процесс автоматизации производства
Техника в период научно-технической революции вступает в новый этап своего развития — этап автоматизации .
Превращение науки в непосредственную производительную силу и автоматизация производства — это важнейшие характеристики научно-технической революции . Они изменяют связь человека и техники. Наука играет роль генератора новых идей, а техника выступает их материальным воплощением.
Процесс автоматизации производства ученые делят на ряд ступеней:- Первая характеризуется распространением полуавтоматической механики. Рабочий дополняет технологический процесс интеллектуальной и физической силой (загрузка, разгрузка автоматов).
- Вторая ступень характеризуется появлением станков с программным управлением на основе компьютерной оснащенности процесса производства.
- Третья ступень связана с комплексной автоматизацией производства. Для этой ступени характерны автоматизированные цехи и заводы-автоматы.
- Четвертая ступень является периодом завершенной автоматизации хозяйственного комплекса, становящегося саморегулирующейся системой.
Изложенное свидетельствует о том, что научно-техническая революция выражается в качественном преобразовании системы жизнеобеспечения людей .
Научно-техническая революция преобразует не только сферу производства, но и изменяет среду , быта, расселения и другие сферы общественной жизни.
Характерными особенностями хода научно-технической революции:- Во-первых, научно-техническая революция сопровождается концентрацией капитала. Объясняется это тем, что техническое перевооружение предприятий требует концентрации финансовых средств и значительных их затрат.
- Во-вторых, процесс научно-технической революции сопровождается углублением разделения труда. В-третьих, рост экономического могущества фирм приводит к усилению влияния с их стороны на политическую власть.
Осуществление научно-технической революции имеет и некоторые негативные последствия в виде увеличения социального неравенства, усиления давления на природную среду, увеличения разрушительности войн, снижения социального здоровья и т.д.
Одной из важнейших общественных задач выступает реализация необходимости максимального использования положительных последствий научно-технической революции и снижение объема ее негативных последствий.
Здравствуйте дорогие читатели! В данной статье хотелось бы поговорить о том, как происходило развитие науки и техники на Земле. Какие бывают пути развития для этого...
Развитие цивилизации связано с научно-техническим прогрессом. Выделяют отдельные периоды глубокого и быстрого изменения продуктивных сил. Этот процесс основан на превращении науки в непосредственную продуктивную силу общества. Такие периоды имеют название – научно-техническая революция (НТР) .
К средине XX века относится начало современной НТР, в которой, как правило, выделяют 4 главные черты.
Во-первых – это универсальность. Эта революция касается всех сфер человеческой деятельности и охватывает практически все отрасли народного хозяйства. С современной НТР ассоциируются такие понятия как, телевизор, АЭС, космический корабль, реактивный самолет, компьютер и т. д.
Во-вторых – это бурное развитие техники и науки. Резко сократилась дистанция от фундаментального открытия до применения его на практике. 102 года прошло с момента открытия принципа фотографирования до первого фотоснимка, а например, для лазера этот период сократился всего к 5 годам.
В-третьих – это изменение человеческой роли в процессе производства. Требования к уровню квалификации трудовых ресурсов повышается в процессе НТР. Часть умственного труда, конечно же, увеличивается в этих условиях.
В-четвертых – это то, что современная НТР зародилась в годы второй мировой, как военно-техническая, и много в чем продолжала оставаться такой на протяжении всего периода после войны.
Сегодня, современная научно-техническая революция является сложной системой, которая состоит из четырех взаимодействующих частей: 1) наука; 2) технология и техника; 3) производство; 4) управление.
В эпоху НТР, наука является очень сложным компонентом знаний. Это большая сфера человеческой деятельности, в которой занято множество людей по всему миру. Особенно увеличилась связь производства и науки. Производство стало более научным, то есть на научное исследование в производстве продукции повышается уровень затрат.
Затраты на науку в развитых странах становят 2 – 3% ВВП. А в развивающихся странах эти затраты составляют всего лишь доли процента.
Развитие технологии и техники в условиях НТР происходит по двум путям – революционному и эволюционному.
Революционный путь – основной в развитии технологии и техники в эпоху НТР. Суть этого пути в переходе к принципиально новой технологии и технике. Вторую волну НТР, начавшуюся в 70-е годы, не случайно часто называют «микроэлектронной революцией».
Переход к новейшим технологиям также имеет большое значение. На уровне с традиционными путями усовершенствования производства, интенсивно развиваются новейшие направления производства, из которых можно выделить 6 главных направлений.
1. Электронизация. Это насыщение электронно-вычислительной техникой всех сфер деятельности.
2. Комплексная автоматизация или применение робототехники, и создание новых гибких производственных систем, заводов-автоматов.
3. Перестройка энергетического хозяйства. Она основана на сохранении энергии, использовании новых источников энергии, усовершенствовании структуры топливно-энергетического баланса.
4. Производство принципиально новых материалов, например, титан, литий, оптическое волокно, бериллий, композиционные, керамические материалы, полупроводниковые.
5. Ускоренное развитие биотехнологии.
6. Космизация и возникновение аэрокосмической промышленности, что способствовало появлению новых сплавов, машин, приборов.
Эволюционный путь проявляется в увеличении грузоподъемности транспортных средств, в увеличении мощности продуктивности оборудования и машин, а также в постоянном усовершенствовании технологии и техники.
Например, самый большой морской танкер, в начале 50-х, вмещал 50 тыс. тонн нефти, а в 70-е годы, уже начали строить супер танкеры которые вмещали 500 тыс. тонн и более.
Новыми требованиями к управлению характеризуется современный этап НТР. Современное человечество переживает период информационной революции, который начался с перехода от обычной (бумажной) к электронной (компьютерной) информации.
Одной из новейших наукоемких отраслей промышленности стал выпуск различной информационной техники. Информатика, в этой ситуации, имеет большое значение. Информатика – это наука про сбор, обработку и использование информации.
Таким образом, научно-техническая революция не зря носит такое название. Она как любая другая революция несет всякого рода перемены: в производство, науку и технику, очень помогает современному человечеству в развитии, и уже является неотъемлемой частью повседневной жизни.