Политическая и социальная система Советской России

Еще до Октябрьской революции многие рабочие вышвырнули своих владельцев фабрик и заводов и взяли под свой контроль производство на предприятиях. Таким образом после Октября большевики должны были оформить декретом то чего уже рабочие сами добились. Например в армии командующий состав выбирался и переизбирался строго солдатами.

Но уже спустя некоторое время после октября фабричные и заводские комитеты потеряли свою власть и контроль стал переходить к бывшим хозяевам, управляющим и комиссариатам.Выборочна система в Красной Армии была отменена уже в апреле 1918 года. Дореволюционный лозунг Ленина что „каждая кухарка сможет управлять страной“ опять стал мифом как и при царе. Большевики вернули во все сферы жизни и производства буржуазных специалистов. В армию они вернули бывших царских генералов и офицеров, в экономики Ленин сам стал вводить до этого отклоненный метод производства тейлоризм.

Таким образом хотя частная собственность на средства производства была отменена, но остались иерархии, наемный труд и разделение между управляющими и управляемыми на предприятиях. В связи с этим, в Советской России приходится говорить о государственном капитализме, т.к. государство встало на место частных капиталистов, партийные бюрократы стали управляющими производства и соответственно эксплуататорским классом всей системы. Под прикрытием „социалистической“ декорации советская бюрократия стала коллективно распоряжаться всем госимуществом.

Кронштадт

Матросы Кронштадта были всегда в авангарде всех революционных событий в России. Во время восстаний против царя в 1906 и 1910 годах и позднее против правительства Керенского, когда они провозгласили Коммуну Кронштадта. Именно кронштадтский крейсер „Аврора“ дал сигнал к штурму Зимнего Дворца и именно Матросы Кронштадта заняли почту, телеграф и стратегические объекты в Петрограде. Все это побудило Троцкого написать, что „Матросы Кронштадта были гордостью и славой Русской революции“. Уже тогда матросы относились к прогрессивным элементам общества, т.к. в основном были выходцами из рабочей среды и уже до 1917-ого года имели связи с революционными группам.

Кронштадтское восстание было ответом на февральские забастовки,которые вспыхнули в Петрограде. У многих кронштадтцев родные и родственники жили в Петрограде и благодаря близости они имели тесный контакт с городом. Положение рабочих в Петрограде становилось все хуже, пайки были урезаны в двое, фабрики и заводы закрывались и многие семьи голодали.

Собрания на предприятиях в феврале были подавлены правительством, зато в тоже самое время стало известно что членам партии на заводах раздали новую одежду и обувь. Также правительство большевиков пошло на уступки иностранному капиталу, но не пролетариату.

После того как известие о забастовках в Петрограде дошла до Кронштадта матросы решили послать делегацию в город для получения информации из первых рук. Заслушав отчет делегации о ситуации в Петрограде была единогласно принята резолюция.

"1. Поскольку нынешние Советы более не отражают волю рабочих и крестьян, немедленно провести новые, тайные выборы и для избирательной кампании предоставить полную свободу агитации среди рабочих и солдат
2. Предоставить свободу слова и печати рабочим и крестьянам, а также всем анархистским и лево-социалистическим партиям
3. Гарантировать свободу собраний и коалиций всем профсоюзам и крестьянским организациям
4. Созвать над партийную конференцию рабочих, красноармейцев и матросов Петербурга, Кронштадта и Петербургской губернии, которая должна состояться самое позднее 10 марта 1921 г.
5. Освободить всех политических заключенных, принадлежащих к социалистическим партиям, и освободить их заключения всех рабочих, крестьян и матросов, которые были арестованы в связи с рабочими и крестьянскими волнениями
6. Для проверки дел остальных заключенных тюрем и концлагерей избрать ревизионную комиссию
7. Ликвидировать все политотделы, поскольку ни одна партия не вправе претендовать на особые привилегии для распространения своих идей или на финансовую помощь для этого со стороны правительства; вместо этого образовать комиссии по вопросам культуры и воспитания, которые должны быть избраны на местах и финансироваться правительством
8. Немедленно распустить все заградительные отряды
9. Установить равные размеры продовольственного рациона для всех работающих, за исключением тех, чей труд особо опасен с медицинской точки зрения
10.Ликвидировать специальные коммунистические отделы во всех формированиях Красной Армии и коммунистические охранные группы на предприятиях и заменить их, где это необходимо, соединениями, которые должны будут выделяться самой армией, а на предприятиях - образовываться самими рабочими
11. Предоставить крестьянам полную свободу распоряжаться своей землей, а также право иметь свой скот, при условии, что они обходятся своими собственными средствами, то есть не нанимая рабочую силу
12. Просить всех солдат, матросов и курсантов поддержать наши требования
13. Позаботиться о том, чтобы эти решения были распространены в печати
14. Назначить разъездную контрольную комиссию
15. Допустить свободу кустарного производства, если оно не основано на эксплуатации чужой рабочей силы .

Требования, которые были оглашены в постановлении были ничем иным, как возвратом к изначальным требованиям Октябрьской революции. Как это принято в „рабочем государстве“, на требования рабочих, вместо того что бы вступить в диалог, государство ответило репрессиями и приказом стрелять в протестующих. Стало ясно, что большевистская партия не имеет никакого аргумента кроме оружия, хотя требования рабочих были закреплены в тогдашней конституции!

Газета „Известия Кронштадта“ от 16 марта 1921 года писала: "За что мы боремся? Рабочий класс надеялся, что Октябрьская революция принесет ему освобождение. Результатом стало еще большее угнетение людей. Славный герб рабочего государства - серп и молот - большевистское правительство заменило штыком и решеткой, чтобы охранять спокойную и приятную жизнь комиссаров и чиновников".

Большевистское правительство стало дальше мобилизовать войска, чтобы в духе старых добрых контрреволюционных традиций решить проблему силовым путем. 3-ого марта „Комитет защиты“ Петрограда издал указ: „При скоплениях людей на улицах войска должны применять оружие. При сопротивлении расстреливать на месте.“

Мы вас перестреляем, как куропаток!“- Контрреволюция на марше!

Кронштадтцы надеялись не на свои военные способности, а на солидарность рабочего класса. В военном плане они не могли одержать победу, социалреволюционно они были изолированы и дискредитированы большевиками со своей Красной Армией. Как представители третьей революции, которые после февральской и октябрьской революций наконец хотели реализовать социальную революцию, они с гордостью говорили: "Мы не хотели проливать братскую кровь и не сделали ни единого выстрела, пока нас к этому не вынудили. Мы должны были защищать правое дело трудового народа и вынуждены были открыть ответный огонь. Нам пришлось стрелять в наших собственных братьев, которые были посланы на верную смерть коммунистами, обжирающимися за счет народа. А в это самое время их вожди Троцкий, Зиновьев и другие сидели в теплых, освещенных комнатах, в мягких креслах в царских дворцах и обдумывали, как еще быстрее и лучше пролить кровь восставшего Кронштадта".

„Наше дело правое: Мы выступаем за Власть Советов, а не партий. Мы выступаем за свободно выбранных представителей рабочих масс. Сегодняшние Советы руководимые коммунистической партией не отвечают нашим требованиям и потребностям, единственным ответом, который мы когда то получали была стрельба...“

7 марта 1921 начался артобстрел Кронштадта. Руководитель восстания С. Петриченко позднее писал: «Стоя по пояс в крови трудящихся, кровавый фельдмаршал Троцкий первый открыл огонь по революционному Кронштадту, восставшему против владычества коммунистов для восстановления подлинной власти Советов».

8 марта 1921 года в день открытия Х съезда РКП(б) части Красной армии пошли на штурм Кронштадта. Но штурм был отбит, понеся большие потери, карательные войска отступили на исходные рубежи. Разделяя требования восставших, многие красноармейцы и армейские подразделения отказывались участвовать в подавлении восстания. Начались массовые расстрелы. Для второго штурма к Кронштадту стягивались самые верные части, в бой бросили даже делегатов партийного съезда. В ночь на 16 марта после интенсивного артиллерийского обстрела крепости начался новый штурм.

Благодаря тактике расстрела отступающих красноармейцев заградительными отрядами и преимуществу в силах и средствах, войска Тухачевского ворвались в крепость, начались ожесточённые уличные бои, и только к утру 18 марта сопротивление кронштадтцев было сломлено. Командиром ударного коммунистического батальона был будущий комиссар крепости В.П.Громов.

Исторические факты и ложь распространяемая большевиками.

Для применения силы против „гордости и славы русской революции“ большевикам понадобилась целая кампания клеветы и дискредитации. Кронштадтцы выставили чисто легитимные требования, а большевики только боролись чтобы удержать власть, тогда им пришлось выдумать пару легенд для того что бы оправдать свои контрреволюционные действия.

Ложью номер один в этой кампании была, что за Кронштадтцами стояли белые. 8 марта 1921 г. в "Известиях ВРК" появилась программная статья "За что мы боремся". "Рабочие и крестьяне неудержимо идут вперед. Они оставили позади себя Учредилку с ее буржуазным строем. Точно так же они оставят позади диктатуру коммунистической партии с ее ЧК и ее государственным капитализмом, которые смертельной петлей легли на шею трудящихся масс и грозили окончательно удушить их. Совершаемое теперь преобразование даст трудящимся возможность установить, наконец, свободно избранные Советы, которые работают без насильственного давления со стороны одной партии, и превратить государственные профсоюзы в свободные объединения рабочих, крестьян и творческой интеллигенции. Полицейская дубинка коммунистического самодержавия окончательно сломана"

То что белогвардейская пресса симпатизировала Кронштадту абсолютно ничего не доказывает. Опыт показывает что реакционеры разных мастей всегда пытаются „ловить рыбу в мутной воде“.

"В Кронштадте", - говорил Ленин тогда, когда еще только началось создание большевистской легенды о Кронштадте, - "не хотят белогвардейцев, не хотят нашей власти - но другой власти нет".

„Не надо заблуждаться насчет их боевого клича "Советы без коммунистов". "Коммунистами" они называли тех узурпаторов, которые и сейчас еще - без всяких оснований - так себя называют - большевистских поборников государственного капитализма, которые тогда только что подавили забастовку петроградских рабочих. Имя "коммунист" было в 1921 г. столь же ненавистно рабочим Кронштадта, как в 1953 г. восточно-германским, а в 1956 г. - венгерским рабочим. Но рабочие Кронштадта, как и они, следовали своим классовым интересам. Поэтому их пролетарские методы борьбы до сих пор важны для всех их товарищей по классу, которые - где бы то ни было - борются самостоятельно и по опыту знают, что их освобождение может быть только их собственным делом.“ Кайо Брендель КРОНШТАДТ - ПРОЛЕТАРСКИЙ ОТПРЫСК РОССИЙСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ.

Значение Кронштадта сегодня

Значение Кронштадта сегодня также велико как и тогда. Кронштадт олицетворяет собой традицию бесклассового общества, которая опирается не на силу декретов и винтовок, а на силу и инициативу рабочего класса в борьбе против эксплуатации и унижения любого рода. Кронштадт это предостережения и предупреждение. На примере какую позицию занимают сегодня революционные группы по отношению к „Кронштадту“ становиться ясно, что они понимают под бесклассовым обществом (указы сверху или Советы, представительная политика или самоорганизация).

(«Вся вла́сть Сове́там!»,)

главный политический лозунг большевистской партии в период подготовки и проведения Великой Октябрьской социалистической революции (См. Великая Октябрьская социалистическая революция). Выдвинут в Апрельских тезисах В. И. Ленина (См. Апрельские тезисы В. И. Ленина) и закреплён в решениях Всероссийской Апрельской конференции РСДРП (б). Содержание лозунга менялось в процессе борьбы за социалистическую революцию. В период мирного развития революции (апрель - июнь 1917) он предполагал ликвидацию двоевластия (См. Двоевластие) путём перехода всей власти к Советам, создания советского правительства из эсеров и меньшевиков, поскольку они составляли большинство в Советах. В этот период большевики должны были, не входя в правительство, выступать в качестве оппозиционной партии перед широкими массами, критикуя непоследовательность и колебания мелкобуржуазных партий, используя право отзыва депутатов, добиваться изменения партийного состава Советов и в конечном счёте создать большевистское Советское правительство. В этот период вопрос о свержении буржуазного Временного правительства путём вооружённого восстания не ставился, ибо правительство поддерживалось эсеро-меньшевистскими Советами. Временное правительство, не имевшее в своём распоряжении реальной силы и державшееся у власти соглашением с Советами, не смогло бы тогда оказать сколько-нибудь серьёзного сопротивления.

В ходе развития революции массы убеждались на собственном опыте, что Временное правительство и поддерживающее его эсеро-меньшевистское руководство Советов не осуществляют их требований. Начался процесс изживания соглашательских иллюзий. Ярким показателем этого явились массовые демонстрации в Петрограде (апрельская, июньская и июльская) и других городах. В Июльские дни 1917 установилось единовластие буржуазии. Эсеро-меньшевистские Советы превратились в бессильные придатки буржуазного правительства. В этих условиях Ленин обосновал необходимость временного снятия лозунга о передаче власти Советам, 6-й съезд РСДРП (б) снял лозунг «В. в. С.!». После большевизации Советов как центральных, так и многих местных, содержание лозунга «В. в. С.!» изменилось: теперь он призывал к борьбе за превращение революционных, большевистских Советов в органы восстания против буржуазного правительства, за установление диктатуры пролетариата. Лозунг «В. в. С.!» был реализован в результате победы Октябрьской революции. Второй Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов 25 октября (7 ноября) 1917 взял всю власть в свои руки и образовал Советское правительство (СНК).

Лит.: Ленин В. И., Задачи пролетариата в нашей революции, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 31; его же, Седьмая (Апрельская) Всероссийская конференция РСДРП (б), там же; его же, Государство и революция, там же, т. 33; его же, Один из коренных вопросов революции, там же, т. 34; КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, ч. 1, 7 изд., М., 1954, с. 332-53; Шестой съезд РСДРП (большевиков). Протоколы, М., 1958: История КПСС, т. 3, кн. 1, М., 1967; Минц И. И., История Великого Октября, т. 2, М., 1968.

Ю. С. Токарев.

  • - Власть 1...

    Слово о полку Игореве - словарь-справочник

  • - возможность навязать свою волю другому участнику социальных отношений, даже если при этом понадобится подавить его нежелание подчиниться...

    Энциклопедия культурологии

  • - Франц. pouvoir, англ. power. В концепции М. Фуко как совокупность различных «властей-к-знанию» является иррациональным перводвигателем истории...

    Постмодернизм. Словарь терминов

  • - - особое отношение между людьми, способность осуществлять свою волю. Традиция интерпретации В. в терминах дихотомии "господин - раб" восходит к Платону и Аристотелю...

    Педагогический терминологический словарь

  • - Под "властями" в Библии подразумеваются люди и учреждения, осуществлявшие управление страной...

    Библейская энциклопедия Брокгауза

  • - специфический инструмент управления, используемый для достижения поставленных целей...

    Философская энциклопедия

  • - в классических философских концепциях - особое отношение между людьми, способность осуществлять свою волю. Традиция интерпретации В. в терминах воли и дихотомии «господин - раб» восходит к Платону и Аристотелю...

    Новейший философский словарь

  • - в классических философских концепциях - особое отношение между людьми, способность осуществлять свою волю. Традиция интерпретации В. в терминах воли и дихотомии ‘господин - раб’ восходит к Платону и...

    История философии

  • - способность отдельных индивидов или членов групп достигать определенных целей и реализовывать свои интересы. - неотъемлемая часть любых человеческих отношений...

    Термины гендерных исследований

  • - Возможность или способность воздействия на жизнедеятельность, поведение отдельных людей и коллективов с помощью каких-либо средств - авторитета, воли, права, насилия и прочие; ...

    Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

  • - возможность управлять, командовать, распоряжаться людьми, материальными объектами, территориями. Осуществляется посредством авторитета, слова, акта, действия, в том числе принуждения...

    Энциклопедический словарь конституционного права

  • - возможность действовать или способность воздействовать на ситуацию или поведение других людей...

    Словарь терминов антикризисного управления

  • - ВЛАСТЬ Способность заставлять людей совершать то, что иначе они бы не совершили...
  • - главный политический лозунг большевистской партии в период подготовки и проведения Великой Октябрьской социалистической революции...

    Большая Советская энциклопедия

  • - прил., кол-во синонимов: 5 следовавший наставлениям слухавший слухавшийся слушавший слушавшийся...

    Словарь синонимов

Из книги Нестор Махно автора Голованов Василий Ярославович

СЪЕЗД. «ВСЯ ВЛАСТЬ СОВЕТАМ!» Любопытный вопрос: почему в минуты своих побед махновцы приглашали большевиков «во власть», а большевики махновцев – нет? На фронтах их, конечно, оставляли командирами, но чтобы пригласить в ревком? Не припомню такого случая. Ну, если не

Из книги Сто сорок бесед с Молотовым автора Чуев Феликс Иванович

Вся власть Советам – Ленин советовал, когда идете с просьбой к начальнику, непременно идите с бумагой, чтоб он мог написать резолюцию, иначе потом забудется.16.06.1977Спрашиваю:– Ленин говорил: вся власть Советам, а не партии. Не кажется ли вам, что у нас значительно принижена

Из книги В команде Горбачева: взгляд изнутри автора Медведев Вадим

Глава III Власть - Советам Первые демократические выборы: победа или поражение? - Демократия или охлократия: из зала Съездов народных депутатов. - Горбачев становится

Из книги Русские оружейники автора Нагаев Герман Данилович

Вся власть Советам! Война продолжала полыхать от моря до моря, унося миллионы молодых и сильных людей. Наибольший урон несла Россия, расплачиваясь за свою отсталость и плохое вооружение сотнями тысяч жизней своих солдат. Чтобы добиться перелома в войне, нужны были свежие

Из книги автора

Вся власть Советам или правительству реформ? Демократия - это не власть большинства, а защита меньшинства. Альбер Камю Принципу демократии, то есть право большинства навязывать свое решение меньшинству, противостоят принципы либерализма, то есть естественное право

Из книги Дегтярев автора Нагаев Герман Данилович

ВСЯ ВЛАСТЬ СОВЕТАМ! Успех автомата Федорова принес Дегтяреву большую радость и в то же время заставил его опять задуматься над своим изобретением.«Неужели несколько лет тяжелой работы в невообразимо трудных условиях пропали даром? - размышлял он. - Неужели мой карабин

Из книги Артем автора Могилевский Борис Львович

«Вся власть Советам!» После ликвидации корниловского мятежа партия снова выдвинула лозунг «Вся власть Советам!». Временное правительство должно быть свергнуто, Советы должны стать единственной формой власти в стране. В Петрограде и в Москве, Екатеринбурге, Саратове,

Из книги Большевики приходят к власти автора Рабинович Александр

10 "Вся власть Советам!" В последние, критические августовские дни Ленин оставался на нелегальном положении в столице Финляндии Гельсингфорсе. В Финляндии, входившей в состав Российской Империи с 1809 года, стремление финнов обрести национальную самостоятельность

Из книги Практичная русская идея автора Мухин Юрий Игнатьевич

Вся власть Советам? «Советы рождаются, не спрашивая разрешения у власти, как орган борьбы сначала экономической, затем политической, и нет другой организационной формы, способной отобрать власть у президентов и парламентов.Главный признак Советской власти - ее

Глава XII Власть: борьба за власть большевиков, власть армии, идея диктатуры

Из книги Крушение власти и армии. (Февраль – сентябрь 1917 г.) автора 27. «Вся власть советам!» «Вы…не допустите, чтобы власть ушла из ваших рук. Оттого вы не допустите доброй волей двух- или многопартийную парламентскую систему… реальных выборов, при которых вас могли бы не выбрать». (42) Поскольку класс партийных бюрократов не допустит Из книги 2008_46(594) автора Газета Дуэль

ПО СОВЕТАМ МВФ На презентации нового прогнозно-аналитического доклада МВФ руководитель профильного подразделения исследовательского департамента Фонда Йорг Декрессин по сути подтвердил, что Россия в состоянии содействовать стабилизации финансовых рынков на

Из книги Предвечный трибунал: убийство Советского Союза автора Кофанов Алексей Николаевич

Вся власть Советам Партия теряла рычаги управления, власть перемещалась в Верховный Совет СССР. Точнее, власть в демократическом понимании: как возможность поорать.В марте 1990-го III съезд народных депутатов проорал отмену шестой статьи Конституции. На весь мир гаркнул. И

Вся власть Советам! в Большой Советской Энциклопедии

(«Вся вла́сть Сове́там!»,)

главный политический лозунг большевистской партии в период подготовки и проведения Великой Октябрьской социалистической революции (См. Великая Октябрьская социалистическая революция). Выдвинут в Апрельских тезисах В. И. Ленина (См. Апрельские тезисы В. И. Ленина) и закреплён в решениях Всероссийской Апрельской конференции РСДРП (б). Содержание лозунга менялось в процессе борьбы за социалистическую революцию. В период мирного развития революции (апрель - июнь 1917) он предполагал ликвидацию двоевластия (См. Двоевластие) путём перехода всей власти к Советам, создания советского правительства из эсеров и меньшевиков, поскольку они составляли большинство в Советах. В этот период большевики должны были, не входя в правительство, выступать в качестве оппозиционной партии перед широкими массами, критикуя непоследовательность и колебания мелкобуржуазных партий, используя право отзыва депутатов, добиваться изменения партийного состава Советов и в конечном счёте создать большевистское Советское правительство. В этот период вопрос о свержении буржуазного Временного правительства путём вооружённого восстания не ставился, ибо правительство поддерживалось эсеро-меньшевистскими Советами. Временное правительство, не имевшее в своём распоряжении реальной силы и державшееся у власти соглашением с Советами, не смогло бы тогда оказать сколько-нибудь серьёзного сопротивления.

В ходе развития революции массы убеждались на собственном опыте, что Временное правительство и поддерживающее его эсеро-меньшевистское руководство Советов не осуществляют их требований. Начался процесс изживания соглашательских иллюзий. Ярким показателем этого явились массовые демонстрации в Петрограде (апрельская, июньская и июльская) и других городах. В Июльские дни 1917 установилось единовластие буржуазии. Эсеро-меньшевистские Советы превратились в бессильные придатки буржуазного правительства. В этих условиях Ленин обосновал необходимость временного снятия лозунга о передаче власти Советам, 6-й съезд РСДРП (б) снял лозунг «В. в. С.!». После большевизации Советов как центральных, так и многих местных, содержание лозунга «В. в. С.!» изменилось: теперь он призывал к борьбе за превращение революционных, большевистских Советов в органы восстания против буржуазного правительства, за установление диктатуры пролетариата. Лозунг «В. в. С.!» был реализован в результате победы Октябрьской революции. Второй Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов 25 октября (7 ноября) 1917 взял всю власть в свои руки и образовал Советское правительство (СНК).

Лит.: Ленин В. И., Задачи пролетариата в нашей революции, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 31; его же, Седьмая (Апрельская) Всероссийская конференция РСДРП (б), там же; его же, Государство и революция, там же, т. 33; его же, Один из коренных вопросов революции, там же, т. 34; КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, ч. 1, 7 изд., М., 1954, с. 332-53; Шестой съезд РСДРП (большевиков). Протоколы, М., 1958: История КПСС, т. 3, кн. 1, М., 1967; Минц И. И., История Великого Октября, т. 2, М., 1968.

Ю. С. Токарев.

Ссылки на страницу

  • Прямая ссылка: http://сайт/bse/15719/;
  • HTML-код ссылки: Что означает Вся власть Советам! в Большой Советской Энциклопедии;
  • BB-код ссылки: Определение понятия Вся власть Советам! в Большой Советской Энциклопедии.

Ослабление всех общественных связей в это переходное время, в которое не ясно ничего, кроме того, что ничего не ясно, делает обязанностью анархистов серьёзные размышления на тему, какие политические и экономические отношения они хотят установить в виде содержания ставшего возможным благодаря социальной революции порядка общественной жизни. Такие размышления куда важнее, чем бесплодное гадание о точке времени, когда это созидательное вмешательство было бы необходимым. Само собой, следует считаться с тем, что могут получить развитие и совсем другие силы, а не те, которые стремятся к свободному формированию жизни. Мы будем должны применить против них, как и против всех антиобщественных и контрреволюционных сил, средства непосредственной революционной борьбы. Но мы должны так же, считаем ли мы это вероятным или нет, рассматривать и самый благоприятный случай, что уже видимое всем банкротство демократии в Германии не сменится на полуконституционную диктатуру фабрикантов и военных, как это пытаются сделать Пилсудский в Польше и Штархемберг в Австрии, и как этого хотелось бы Гугенбергу и Штальхельму, и не сменится на чисто фашистскую тиранию по примеру Муссолини, или на партийную деспотию сталинских коммунистов, а что революционный пролетариат осознает в расцвете своих сил свою самостоятельность и ответственность и посему поведёт войну против всякого вида государства. Тогда нам не помогут никакие лозунги, никакие красные и чёрные флаги, тогда мы будем должны практически, советом и действием, доказать, что анархия является способным к воплощению понятием бытия, и что можно построить социальное общество, которое выглядит и действует иначе, чем государство.

После некоторых сомневающихся колебаний, более-менее повсеместно в движениях коммунистического анархизма и анархо-синдикализма утвердилась идея республики советов как свободной формы общества социализма. Лозунг «Вся власть советам!», под которым русская революция в 1917 году одержала октябрьскую победу, проявил себя как наиболее полное выражение истинной воли всего революционного рабочего движения во всех странах, так что и самые решительные авторитаристы, большевики, его приняли, так как иначе они бы просто не нашли бы подхода к массам и упустили бы возможность, снять маски после победы революции, они были бы, как уже ранее случилось с меньшевиками, заранее распознаны как государственные социалисты и не допущены к участию в построении новых условий. После того как события в России, к сожалению, приняли оборот, который должна принимать любая якобинская фальшивая революция: от массового восстания до свояческой диктатуры и директории до бонапартизма – современное состояние отвечает той промежуточной станции между Робеспьером и Баррасом, но контуры консулата уже заслоняют задний фон, – шумное расхваливание «советской Германии», которая должна в точности повторять пример современной России, вынуждает к самому ясному определению различий между Советским государством и Советской республикой.

Представление того, что выдаёт себя в России за «диктатуру пролетариата», в этом случае отпадает. Достаточно напомнить, что преследования и жестокости против всех пролетариев, которые ещё и сегодня стоят под общими лозунгами 1917-ого, постоянно увеличиваются, и что московские власть имущие ещё ни разу не почувствовали себя должными уделить протестам пролетарских революционеров всех стран, которые не являются их преданными партийными товарищами, хотя бы часть того внимания, которое они уделяют протестам чувствительных интеллектуалов, когда они обращают свой революционный пыл действительно вместо анархистов и левых коммунистов – против саботажников, белогвардейцев и попов. То, что западноевропейские капиталисты ради внешнеторговых монополий финансируют экономический саботаж, и что всё набожное возмущение по поводу подавления клерикальных воздействий на политику и экономику является ни чем иным, как подбадривающей сопроводительной музыкой к этому саботажу, стоит вне всяких сомнений. Расстрел 48 человек, обвинявшихся ГПУ в том, что они под маской верного соучастия в строительстве социалистического российского государства годами занимались организованной разрушительной деятельностью, занимались фальсификацией продуктов питания, порчей товаров и саботажем производства в широчайших масштабах, может вызвать у нас мысли, действительно ли застукали среди этих личностей тех, кого надо, т.к. в отличие от Шахтинского процесса суд не был открытым, а особенно настойчиво требовалось, чтоб мы поверили признаниям всех 48-и тайно приговорённых, но радикальная мера сама по себе, если речь действительно идёт о столь действенном и злостном нанесении ущерба рабочим массам, не должно бы служить поводом для вырывания волос на голове. Из 42 немецких интеллектуалов, которые выразили своё порицание по поводу казни, ни один не поставил тогда своей подписи под призывом против репрессий октябрьских активистов в России, когда мы, левые революционеры, три года назад разослали по всему миру. Они и при самых насущных поводах в Германии, как майские убийства в Берлине, дистанцировались как могли, должны смириться с обвинением, что судьба страдающий от несправедливости пролетариев никогда не является столь важной как судьба врагов пролетариата, доказывать чью невинность они казались всегда слишком готовыми.

Дело расстрелянных профессоров и специалистов, затем раскрытие тайной организации «Индустриальной партии» в Германии, которая, якобы, намеревалась поставит крест на русских экспериментах государственно-социалистического толка, переводят внимание на события, которые должны заботить нас как советских революционеров чрезвычайным образом. Мы должны одинаково задать правителям российских судеб и провозгласителям Советской Германии вопрос: А есть ли, собственно, ещё советы в Советской России? Какую роль они играют в общественной жизни? В чём заключаются их функции на экономическом предприятии? Есть ли у них еще права контроля на фабриках и предприятиях распределения? Как там вышло, что чуждые классу контрреволюционеры могли годами загрязнять консервы, а рабочие ничего не заметили? Как могло всё то свинство, о котором российская и партийно-коммунистическая пресса подробно писала со всеми излишествами, вообще стать возможным, если в то же время должно быть правдой, что Россия является страной советов и рабочие сами являются хозяевами? Это, и ничего кроме, должно быть разъяснено теми, кто обвинял саботажников и чьи доказательства виновности после приведённого в исполнение приговора опираются на признания обвиняемых, а не на установление фактов посредством контролирующих производственных советов. Возможно, тайный суд вызван опасениями, что при открытом суде вышла бы на свет вся бездейственность советов на предприятиях, которые при малейшей самостоятельности и власти уже при малейшей попытке саботажа должны бы были насторожиться, наблюдать и принять меры?

О России пойдёт речь в другом месте этой брошюры, после некоторых литературных произведений. О России, поскольку это бесспорно самая важная проблема современности – ведь встаёт вопрос: должна ли она быть нам примером или предупреждением, должно ещё много и подробно говорить. В данный момент следует решить только такую проблему: как выглядят общественные условия, в которых исполняется требование «вся власть советам»? Указания на возможность успешного многолетнего экономического контрреволюционного саботажа, 13 лет спустя после успешной революции, должно хватить для доказательства, что поставленные целью условия не будут иметь ничего общего с образом общества сегодняшней России.

Идея советов стара как мир. Советы в собственном смысле есть ни что иное как объединение равноправных для разъяснения своих собственных общих условий. Такое значение имели собрания общин в старину, гильдии Средневековья, секции французской Революции и Коммуны. Организация советов как совместной работы дающих советы и получающих советы на равноправной основе, помимо представительства по интересам замкнутых групп людей, является естественной формой организации всякого общества вообще, которое хочет заместить управление общественными делами с верхушки государства порядком снизу, на федерацию, союз и непосредственное собрание трудящихся для регулирования работы, распределения и потребления. Анархизм издавна противопоставляет это федеративное устройство общественных необходимостей централистскому принципу. Организация от рабочих мест и рабочих отношений – это политическая и экономическая форма общества анархистов, это безгосударственная, противоположная государству форма общества анархии. Обозначение органов этого непосредственно действенного вмешательства работы в жизнь как «советы» было озвучено в первый раз на Базельском конгрессе Первого Интернационала (5-12 сентября 1869 года), и в частности бельгийский анархист Хинс в своём докладе комиссии развил мысль о будущем значении профсоюзов, что в социалистическом обществе объединение профсоюзов одной местности будет образовывать коммуну, в то время как национальные (региональные) объединения профсоюзов будут являться представительством трудящихся. Государственное правительство будет заменено советами из федерации профессий и комитетом их делегаций. Так рабочие отношения заключат в себе политические отношения. Всякая промышленность будет являться общественным образованием в себе и таким образом возвращение к старому централистскому государству будет сделано навсегда невозможным. Старые политические системы будут, таким образом, замещены представительством труда.

Эти размышления, с которыми 61 лет назад Хинс поднял современное синдикалистское движение из купели, имеют историческую значимость, чьи охват и глубина становятся ясны только в наши дни, ибо идея советов стала плодотворной идеей революционных рабочих всех стран и уже сегодня, возможно, дискредитируется искажениями на практике. При этом совсем не важно, что разрастание капиталистической индустриализации заставляет ожидать революционного формирования советов не от профессиональных и промышленных союзов, но непосредственно от рабочих отдельных предприятий и их местных и региональных объединений. Важно то, что уже на Базельском конгрессе был с недвусмысленной ясностью смысл требования «Вся власть советам!», на том, с любой точки зрения, достойным упоминания конгрессе, о котором Макс Неттлау говорит, что это «до сегодняшнего дня единственное большое собрание, на котором социалисты и анархисты всех направлений, представленные в естественных пропорциях, спокойно дискутировали, о чём-то соглашались, о чём-то спорили и мирно расходились». Мы знаем, что сделало невозможным дальнейшую совместную работу различно направленных революционных рабочих организаций: вера в благословение центральной власти, которая необходимым образом ведёт своих последователей к мысли, что только им можно ею пользоваться; соответственно и сопротивление всех гордых и свободных в рабочем движении против этой наглости – терпеть вместо государственного авторитета авторитет самозваных командующих пролетариата; затем внутренняя борьба между предводителями, которые как командиры и «нагревшиеся» на пролетарском классовом движении уже чувствовали себя чиновниками будущего времени и упражнялись в современном государстве, и, наконец, передел всех революционных понятий в инструменты власти немногих над обществом. Россия стала этому самым наихудшим примером, где революция под общим требованием «Вся власть советам!» одержала замечательнейшую победу, и где авторитетам удалось прибрать всю власть к рукам, сделать советы верными органами государства, сделать их выборы зависимыми от принадлежности или, как минимум, одобрения пресекающей всякую критику, угнетающей свободу пролетариата хуже капиталистов партии и распространить по миру мнение, мол, Россия – советская республика, на её почве растёт «советское зерно», из её нефтяных скважин течёт «советская нефть», а в заключениях, изгнаниях, преследованиях, ругательствах и клевете на всех, кто оставался верным лозунгам 1917 года – настоящее исполнение системы советов: Вся власть советам!

Как мы представляем себе «представительство труда», которую Хинс объявил носителем будущего, вместо предпочитаемого в России системы государственного капитализма? Мы рассматриваем призыв «Вся власть советам!» дословно. Мы не терпим власти, желающей утвердиться над советами. Мы вместе с Бакуниным понимаем под провозглашением республики советов «полнейшую ликвидацию политического, юридического, финансового и управляющего государства, общественное и частное банкротство, упразднение власти, услуг, функций и насилия государства, сожжение всех документов, общественных и частных дел». В нашей революции пролетариат поторопится «насколько это возможно, революционно организоваться, после того ассоциации объединённых рабочих взяли в свои руки орудия труда, капитал всякого рода и здания, вооружились и организовались по улицам или кварталам». Коммуны различных областей тогда объединятся «в общую организацию необходимых действий и отношений производства и обмена, для создания конституционной грамоты равенства, основы всякой свободы, абсолютно негативно определённой хартии, которая более устанавливает, что должно быть навсегда отменено, чем позитивные формы местной жизни, которые могут быть созданы только живой практикой каждой местности; далее – организацию общей защиты от врагов революции и для пропаганды, вооружения революции кроме практической солидарности с друзьями во всех странах и против врагов во всех странах» (письмо Бакунина Альберу Ришару от 1 апреля 1870 г. о задачах парижской Коммуны).

Чтобы, наконец, показать живую сущность советов, формы делегирования, которая исключает опасность, что представители пролетариата станут начальниками своих «заказчиков», как это происходит в государстве и всех централистских организациях, будут повторены некоторые предложения, которые должны были разъяснить позицию FANAL’а (журнал, издававшийся Мюзамом – прим. перев.) в самом первом номере за октябрь 1926 года. В статье «Отрицание государства» говорилось: «Управление общественными заданиями действующим снизу вверх, от рабочих мест, федеративной организацией советов, советская республика, к которой стремятся революционные коммунисты всех мастей, не может быть государственным образованием. Государство предполагает правительство, а это начальственное приказание и ранговый порядок. Республика советов характерна требованием...: Вся власть советам! Советы образовываются непосредственно на предприятиях производства, из выбранных специально для каждого отдельного вопроса, постоянно отзываемых и заменяемых, действующих в соответствии с их собственными обязательными для исполнения под постоянным контролем, делегаций рабочих промышленных и сельскохозяйственных предприятий. В советах, таким образом, объединяется всё городское и сельское трудящееся население для прямого исполнения всех управленческих функций в обществе. Управление в общих делах всё более и более многих коммун происходит через под-делегации оных в конгрессы округов, провинций, земель по тому же принципу ответственности вниз, отзываемости, связывающего мандата, вплоть до самых высших исполнительных органов, до центрального исполнительного комитета и совета народных комиссаров, у которых нет права законотворчества, но только исполнение воли непосредственно задействованных в производственном процессе, и которые постоянно начеку – должны будут уступить место призванным товарищам вообще или только для решения отдельных вопросов, являющиеся всегда только уполномоченными и никогда уполномачивающими».

Все подобные попытки описать будущие учреждения в словах могут лишь указывать реальности направление, в котором находятся свобода и социализм. Найти их придется творящему человечеству самому. Это ведь совершенно безразлично, создадут ли советы центральный исполнительный комитет и совет народных комиссаров или нет. Если они это сделают, то они должны блюсти, чтоб это действительно оставались исполнительными органами и не создавали окольными путями законотворчества из своих функций; если не станут – то должны будут найти другое средство, чтобы регулировать общественные задачи как освещение деревень и городов, пути сообщения, строительство мостов, медицинские и школьные учреждения, короче, все те дела, которые не могут решаться только из одного предприятия или квартала. Тысячи вопросов встанут, когда дойдёт до дела. С самым большим доверием в силу общей воли и самым минимальным доверием ко всякому спускаемому сверху приказанию может быть решён всякий вопрос в свободном духе. Только не стоит верить, что рабочие могут просто перенять производство тем, что они станут производить на машинах, которые найдут, в тех же фабриках, что и сейчас, тот же товар в тех же количествах. «Обобществлением» фабрик ещё ничего не сделано, если не обобществлён и рынок, для которого поставляются продукты. Всё, что находит революция, устроено для капиталистической экономики, т.е.: работа служит не потребности, а прибыли; производится переизбыток, срочно востребованное рабочими массами игнорируется. Так же и распределение не организованно с такой точки зрения, что всякий товар попадает наискорейшим путём от производителя к потребителю, а соответственно расчётам на прибыль промежуточной торговли, и, наконец, потребление не организованно по потребности потребителей, а по покупательской способности. Это задача советов – и только, если действительно вся власть находится в их руках, с самого первого дня революции радикально расформировывать капиталистическую организацию экономики и сразу же перестроить работу, оборот и потребление на потребности трудящихся в городах и сёлах в пище, одежде, жилье и отдыхе. Тут уже вырастают перед стремящимися к настоящей советской республике задачи статистического рода, и было бы хорошо, если бы революционеры собрались, чтобы высчитать потребности безгосударственного общества при имеющихся и ещё создающихся возможностей переоборудования фабрик, заготовке сырья, взаимообеспечения и всего, что ещё требуется.

Наконец, это не должно ускользать от взгляда, что только тогда государства нет, только тогда советы могут действительно неограниченно действовать, когда вся общественная жизнь исходит от общины; что всё, что можно решить в общине, должно оставаться в общине, и что расширяющиеся требования экономики должны центрифугально исходить из общин. Густав Ландауэр опубликовал в феврале 1910 года в «Социалисте» десять пунктов «Тезисов о политике», которые не вошли ни в одну из его книг, и должны здесь снова быть опубликованными. Взгляд на эти тезисы достаточен, чтобы и здесь, хотя слово «совет» и не упоминается, распознать сходство с требованиями анархистской республики советов:

1. Каждый взрослый мужчина и каждая взрослая женщина самостоятельны в собственных делах.

2. Община признаёт, какие дела являются собственными, неприкосновенными отдельных личностей в этом обществе.

3. Каждая община регулирует свои проблемы сама.

4. Носителями политики общины являются постоянно присутствующие профессиональные союзы, которые иногда сходятся во всеобщих народных собраниях. Эти представительства общины напоминают уполномоченным о самостоятельной деятельности на пользу общины и заменяют их по суверенным решениям на других.

5. Для решения общественных проблем меду общинами общины собираются в окружных союзах, провинциальных и земельных собраниях.

6. Делегаты на этих собраниях должны исключительно выражать волю общины. Они обладают императивным мандатом, находятся под постоянным контролем общины и могут всегда быть отозваны и замещены другими.

7. Для исполнения постановлений, принимаемых этими объединениями в интересах узких и более широких сообществ, назначаются управляющие, которые ответственны перед народом, давшим им поручение.

8. Общины и узкие и более широкие сообщества устанавливают способ, которым их решения должны быть претворены в жизнь.

9. За общинами остаётся право решать, принимают ли они участие в решениях и действиях узких и более широких сообществ.

10. Нет общественной власти, кроме той, которая назначена и признаётся общиной.

Из всего, что было здесь и ранее сказано, всё равно нельзя создать охватывающей картины общества. Но кто не исполняет смысла требования «Вся власть советам!», потому что в нём слишком глубоко сидит государство, с тем мы всё равно не сможем считаться при строительстве анархистского социализма. Многие скажут (мы ведь все знаем возражения верных государству и партийцев): начинайте как хотите, всё равно из этого получится государство. Мы знаем, что это они будут пытаться сделать всё, чтобы из этого получилось государство. Но кто является настоящим мещанином, тот знает сотни и тысячи повседневных препятствий, которые будут противопоставлены рассудку, справедливости и свободе, так что мы никогда не доберемся до цели. Они совершенно правы: это не будет лёгким. Тут требуется воля, способная свернуть горы. Воли педанта сомнений и озабоченностей обычно не хватает и на то, чтобы ради идеала потянуть за цепь часов с кукушкой. Марксисты докажут нам диалектически, что власть советов совершенно не может быть властью советов, а только сталинской диктатурой или диктатурой Хайнца-Неймана, а социал-демократы спросят нас, почему же мы недовольны даже свободным народным государством Веймара и всё настаиваем на безгосударственном советском обществе. Это правда, формула «Вся власть советам!» означает приверженность к полному перевороту основ общественного бытия. Против революции противится до кончиков волос тот, кто ещё надеется сосать силу из корней настоящего. Только те, кому настоящее не предлагает ничего, кроме отвращения перед его малодушием и злобой, захочет проложить путь будущему, куда нельзя будет взять наследия прошлого. Русские коммунисты потерпели поражение, т.к. у них не было мужества порвать с прошлым. Они хотели скрестить государство с советами. Государство осталось, сильнее, чем прежде, советы стали инструментами государства, т.е. перестали быть советами. Тем, кто спрашивает: «Не случится ли так снова? Не люди ли это, с которыми вы выходите, чтобы провозгласить свободу, слабые, авторитарные, порабощённые, порабощающие, послушные и упрямые люди? Как вы хотите разобраться с сопротивлением умственной отсталости и привитого почтения перед церковью, школой, семьёй и государством?», кто так спрашивает, тем мы хотим противопоставить нашу волю, наше мужество и наши убеждения. Ибо современность не должна задавать будущему вопросов – но должна ставить требования!

Перевод с немецкого: Ndejra

Российская эскадра, вышедшая в конце 2012 года к берегам Сирии, неожиданно была заброшена неведомой силой в октябрь 1917 года. Вместо Средиземного моря она оказалась в море Балтийском. Герои этой книги не колебались ни минуты. Разбив германскую эскадру у Моонзунда, они направились в Петроград и помогли большевикам взять власть в свои руки.

Но как оказалось, взять власть еще полдела. Надо ее и удержать, и правильно ею распорядиться. А в это время другие революционеры, для которых Россия просто "охапка хвороста", пытаются разжечь огонь мировой революции. Расправившись со сторонниками Троцкого и Свердлова, сформированные с помощью "попаданцев" отряды Красной гвардии вместе со своими потомками из XXI века отправились на фронт под Ригу, где разгромили прославленных германских полководцев Гинденбурга и Людендорфа. Кайзеровская Германия была вынуждена заключить с Советской Россией мир, так не похожий на похабный Брестский.

Теперь надо бы навести порядок в своей стране. А это труднее, чем победить врага внешнего. Надо разогнать киевских "самостийников". К тому же на русский Север нацелила свой жадный взгляд Антанта…

    Пролог 1

    Часть 1 - ВИХРИ ВРАЖДЕБНЫЕ 1

    Часть 2 - СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ 16

    Часть 3 - И ОТ ТАЙГИ ДО БРИТАНСКИХ МОРЕЙ КРАСНАЯ ГВАРДИЯ ВСЕХ СИЛЬНЕЙ 31

    Часть 4 - И ВЕЧНЫЙ БОЙ, ПОКОЙ НАМ ТОЛЬКО СНИТСЯ 45

Александр Михайловский
Александр Харников
ВСЯ ВЛАСТЬ СОВЕТАМ

Пролог

Социалистическая революция, о которой так мечтал пролетариат, наконец свершилась… Все произошло тихо и буднично - социалистическое правительство Керенского передало власть социалистическому же правительству Сталина. К власти пришли люди, которые шутить ничуть не любили.

А все началось с того, что неведомо как в осеннюю Балтику 1917 года была заброшена эскадра российских боевых кораблей из XXI века. И оказалась она у берегов острова Эзель, неподалеку от германской эскадры, приготовившейся к броску на Моонзунд. Адмирал Ларионов не колебался ни минуты - ударом с воздуха кайзеровские корабли были потоплены, а десантный корпус практически полностью уничтожен.

Ну а потом люди из будущего установили связь с большевиками: Сталиным, Лениным, Дзержинским, - и представителями русской военной разведки генералами Потаповым и Бонч-Бруевичем.

Результатом такого сотрудничества стала отставка правительства Керенского и мирный переход власти к большевикам. Но как оказалось, получить власть - это полбеды. Гораздо труднее ее удержать. Бывшие товарищи по партии стали неожиданно злейшими врагами. Правда, излишним гуманизмом большевики и их новые союзники не страдали. Под огнем пулеметов и шашками примкнувших к Сталину и пришельцам казаков полегли люди Троцкого и Свердлова, для которых Россия была лишь охапкой хвороста, брошенной в огонь мировой революции.

Надо было прекращать никому не нужную войну с Германией. В Стокгольм для контакта с личным посланцем кайзера Вильгельма адмиралом Тирпицем отправилась полковник Антонова. Взаимопонимание было установлено, но тут вмешались агенты британских спецслужб, и адмирал Тирпиц едва не стал жертвой тогдашних джеймсов бондов.

Связь с кайзером была установлена. Но фельдмаршал Гинденбург и его правая рука генерал Людендорф, которые преследовали свои цели в этой войне, попытались сорвать установленное на Восточном фронте негласное перемирие и решились на авантюру. Они напали на позиции русских войск под Ригой, но сами пали под ударом частей Красной гвардии, сформированной и обученной пришельцами из будущего и оснащенной боевой техникой XXI века.

В Риге начались мирные переговоры, закончившиеся заключением мира между Германией и Советской Россией. Условия мирного договора были совсем не похожи на условия мира, заключенного большевиками в Бресте в 1918 году. Но до полного мира было еще далеко.

Часть 1
ВИХРИ ВРАЖДЕБНЫЕ

Таврический дворец. Совместное заседание Политбюро и Президиума Совнаркома.

Присутствуют: председатель Совнаркома И. В. Сталин, председатель ВЦИК В. И. Ленин, нарком внутренних дел Ф. Э. Дзержинский, глава НКИД Г. В. Чичерин, наркомвоенмор М. В. Фрунзе, нарком промышленности и торговли Л. Б. Красин.

Александр Васильевич Тамбовцев.

На сегодняшнем заседании в Таврическом дворце, прошедшем под председательством Сталина, подводились итоги тех событий, которые свершились с момента нашего появления в этом мире. А ведь прошло всего-то без двух дней месяц. Сделано же за это время многое.

Состоялась практически бескровная передача власти от Временного правительства партии большевиков, во главе которых теперь был не Ленин, а Сталин. Удалось сформировать вполне работоспособное советское правительство, которое решительно взяло власть в свои руки и сумело пресечь на корню чиновничий саботаж. Под суд загремели те, кто во время войны беззастенчиво наживался на заказах для российской армии, кто запускал лапу в казну - словом, те, для кого война стала матерью родной. Одним из важных наших достижений стал разгром того, что в нашей истории будет названо "троцкизмом". "Разжигатели мировой революции", по совместительству работавшие на французскую, британскую и американскую разведки, во время неудавшейся попытки "винного мятежа" полегли под пулеметами Красной гвардии или были расстреляны по приговорам ревтрибуналов.

Ну, и самое, пожалуй, главное заключается в том, что удалось удержать страну от сползания к гражданской войне. Большая часть офицерского корпуса, воодушевленная победоносным завершением войны с немцами, без колебаний осталась служить в русской армии или перешла на службу в вновь сформированную Красную гвардию. Ну, а солдаты, обрадованные окончанием боевых действий, по большей части готовились к демобилизации. Полки дивизии третьей и четвертой очереди мобилизации расформировывались полностью, вторая очередь переводилась на кадрированный состав. И лишь части первой очереди - армия мирного времени должна была продолжить свою службу, находясь в постоянной готовности отразить врага.

Именно туда должны были быть переведены те солдаты, унтера и офицеры, которые не пожелают демобилизоваться и возвращаться к мирной жизни. Одной из причин возникновения Белого движения в нашей истории стало принудительное расформирование русской армии, что привело к появлению большого количества безработных офицеров и генералов. Теперь этого не повторится - те, кто решит остаться на службе, пусть останутся.

Приглашенные в Петроград представители солдатских комитетов армий и корпусов были ознакомлены с графиком вывода в тыл и расформирования их полков и дивизий. Теперь любой солдат-окопник хорошо знал, что в такой-то день он сдаст представителям комиссии по демобилизации оружие, получит документ о том, что с этого момента он считается уволенным с действительной военной службы, ему выдадут бесплатный билет на поезд до своего дома и паек на дорогу.

Многим хотелось попасть домой в числе первых, но солдаты своим крестьянским умом прекрасно понимали, что сразу всех домой с фронта не отпустишь. Железная дорога просто не сможет перевезти такое количество народа. Кроме того, большая часть демобилизованных солдат была мужиками-пахарями. А им было главным - вернуться домой к началу сева яровых. А до того времени даже в южных губерниях было еще почти четыре месяца времени.

Впрочем, справедливости ради надо сказать, что домой рвались не все. Кое-кто остался в армейских переформированных частях штата мирного времени, уже, как сказали бы в наше время, на контрактной службе. В этом случае рядовой и унтер-офицерский состав получал достаточно высокое денежное довольствие, продовольственный паек и перспективу дослужиться до офицерских чинов. Естественно, если будет достоин направления в военное училище и производства в офицеры.

По плану реформирования армии, она должна была стать профессиональной, хорошо подготовленной и вооруженной. "Лучше меньше, да лучше", как говорил Ленин. Да и не по карману пока Советской России содержать такую большую армию, какая ей досталась в наследство от воюющей царской России.

Но перековывать мечи на орало было преждевременно. Закончив войну с Германией, надо было готовиться к отражению новых угроз. Пришло время поставить на место многочисленных самостийников, расплодившихся на окраинах бывшей Российской империи. Объявив себя "независимыми", они наперегонки бросились искать себе богатых спонсоров, для ублажения которых "маленькие, но гордые" готовы были принять любую позу из "Камасутры". Ну, и заодно принялись гнобить местное русское население, изгоняя его из спешно созданных национальных республик.

Вот все это и собралось сегодня обсуждать руководство молодого Советского государства. Иосиф Виссарионович попросил меня подготовить краткий обзор возможного развития событий исходя из того, что в нашей истории происходило в послеоктябрьское время.