Военно морской свод сигналов набор сигнальных флагов, применявшийся наряду с семафорной азбукой в военно морском флоте СССР для передачи информации (сигналов, приказов) между кораблями и береговыми службами. Свод сигналов военно морского… … Википедия

    Сигнальные флаги, поднимаемые на судах в дни праздников; поднимаются на специально основанных фалах, идущих обычно от форштевня к клотику фок мачты, затем к клотику грот мачты и дальше к ахтерштевню. От форштевня до клотика фок мачты набираются… … Морской словарь

    Флаги расцвечивания, - флаги Военно морского свода сигналов СССР, поднимаемые на кораблях и судах ВМФ в торжественных случаях. На судах морского флота СССР в качестве Ф. р. используются флаги Международного свода сигналов … Словарь военных терминов

    Сигнальные флаги: На море: Флаги международного свода сигналов У водолазов: Водолазный флаг В автогонках: Гоночные флаги … Википедия

    - (The International Code of Signals; INTERCO) предназначен для связи различными способами и средствами в целях обеспечения безопасности мореплавания и охраны человеческой жизни на море, особенно в тех случаях, когда возникают языковые трудности… … Википедия

    Андреевский флаг Морской флаг отличительный знак в виде полотнища правильной геометрической формы cо специальной расцветкой, который может определят … Википедия

    Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия

    Не следует путать с международным фонетическим алфавитом. Фонетический алфавит стандартизированный (для данного языка и/или организации) способ прочтения букв алфавита. Применяется в радиосвязи при передаче написания сложных для воспринятия … Википедия

    Запрос «IPA» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Запрос «МФА» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Не следует путать с термином «Фонетический алфавит НАТО». Международный фонетический алфавит Тип Алфавит Языки… … Википедия

Международный свод сигналов (The International Code of Signals; INTERCO) предназначен для связи различными способами и средствами в целях обеспечения безопасности мореплавания и охраны человеческой жизни на море, особенно в тех случаях, когда возникают языковые трудности общения. При составлении Свода было принято во внимание, что широкое применение радиотелефона и радиотелеграфа позволяет всегда, когда отсутствуют языковые трудности, осуществлять простую и эффективную связь открытым текстом.

Сигналы, используемые в Своде, состоят из:

  • однобуквенных сигналов, предназначенных для очень срочных, важных или часто употребляемых сообщений;
  • двухбуквенных сигналов, составляющих Общий раздел;
  • трехбуквенных сигналов, составляющих Медицинский раздел и начинающихся с буквы М.

Каждый сигнал Свода имеет завершенное смысловое значение. Этот принцип проходит через весь Свод; в отдельных случаях с целью расширения значения основного сигнала используются цифровые дополнения.

К идее передавать сигналы на море с помощью цветных флагов люди пришли довольно давно. Первоначально смысл флажного сигнала определялся только местом расположения флага, при этом использовались любые флаги, включая рыцарские штандарты.

Первые попытки регламентировать и унифицировать флажные сигналы относятся только к XVII веку. В 1653 году в Великобритании был издан первый сборник флажных сигналов.
Значение сигнала зависело не только от вида флага, но и от места его подъёма, а также от сопровождения определённой комбинацией парусов или выстрелами из орудий.
В 1780 году (Howe signal book) было решено оставить в качестве сигнальных флагов лишь 10. Каждая комбинация флагов имела определённое значение. Чуть позже, в 1800 году, капитан Хоум Риггс Попхэм (Popham) составил т.н. "Морской словарь", в котором расшифровывались более 2000 флажных сигналов. В 1803 году систему Попхэма принял Королевский Военно-морской флот.
Но всё это время флажные сигналы оставались прерогативой военных. Лишь в начале XIX века усилиями Фредерика Марриата был составлен "Кодекс сигналов для торгового флота".
Система состояла из 15 флагов и вымпелов. С помощью неё можно было передавать слова и целые предложения. Система использовалась только британцами./p>

Со временем возникла необходимость составить аналогичную систему для международного использования. В 1857 году была разработана "Система кодовых сигналов для торгового флота" из 18 флагов.
Её пользовались уже в Британии, США, Канаде, Франции. В 1887 году "Система кодовых сигналов для торгового флота" была переименована в "Международный свод сигналов". Все морские государства приняли этот cвод.
Он вступил в силу 1 января 1901 года. В 1931 году межданародная комиссия из 8 стран модифицировала систему сигналов, сделав её более удобной. Последняя ревизия Свода состоялась 1 апреля 1969 года. C тех пор флаги Свода имеют расшифровку и на кириллице. Ныне Международный свод сигналов содержит 26 буквенных флагов, 10 цифровых и 3 заменяющих. Для передачи сообщения находят соответствующий текст в своде сигналов, записывают стоящие напротив ного сигнальные сечетания флагов (бывают одно-, двух-, трехфлажные сигналы, а также четырехвлажные сигналы, инфорирующие о государственной принадлежности судна), набирают их из сигнальных флагов и поднимают на фалах. Сигнальщик на принимающем судне, записав эти сочетания, находит их значения в сводах пигналов. Дальность флажной сигнализации при хорошей видимости достигает 4-5 миль. Ниже приведены значения сигналов из одного флага, а также названия флагов и их соответствие буквам латинского алфавита и кириллицы.

Дополнительные и специальные сигналы

Дополнительные и специальные сигналы

Первый заменяющий

Второй заменяющий

Третий заменяющий

Четвёртый заменяющий

Заменяющие вымпелы

Если на судне имеется единственный комплект флагов, то заменяющие вымпелы позволяют повторить буквенный флаг или цифровой вымпел один или несколько раз:

  • первый заменяющий вымпел всегда повторяет самый верхний сигнальный флаг первого сигнального сочетания;
  • второй заменяющий вымпел всегда повторяет второй;
  • третий заменяющий - третий сверху сигнальный флаг.

Заменяющий вымпел никогда не может быть использован более одного раза в одной и той же группе.

Буквенные сигналы

Буквенные сигналы

A, Alfa, Алфа
У меня спущен водолаз, держитесь в стороне от меня и следуйте малым ходом..

B, Bravo, Браво
Я гружу, или выгружаю, или имею на борту опасный груз.

C, Charlie, Чарли
Положитеьный ответ. Значение предыдущей группы должно читаться в утвердительной форме.

D, Delta, Дэлта
Держитесь в стороне от меня, я управляюсь с трудом.

E, Echo, Эко
Поворачиваю вправо.

F, Foxtrot, Фокстрот
Я не управляюсь, держите связь со мной.

G, Golf, Голф
Мне нужен лоцман.

H, Hotel, Хотэл
У меня есть на борту лоцман.

I, India, Индиа
Поворачиваю влево.

J, Juliett, Джулиэт
У меня пожар и я имею на борту опасный груз, держитесь в стороне от меня

K, Kilo, Кило
Я хочу установить связь с вами.

Сигнал Kilo с цифрой означает, я хочу установить связь:
K2 знаками Морзе с помощью флажков или руками;
K3 усилительным устройством (мегафоном);
K4 светосигнальным устройством;
K5 звукосигнальным устройством;
K6 флагами Международного свода сигналов;
K7 радиотелефоном на частоте 500 кГц;
K8 радиотелефоном на частоте 2182 кГц;
K9 УКВ радиотелефоном по каналу 16.

L, Lima, Лима
Остановите немедленно свое судно.

M, Mike, Майк
Мое судно остановлено и не имеет хода относительно воды.

N, November, Новэмбэр
Отрицательный ответ. Значение предыдущей группы должно читаться в отрицательной форме.

O, Oscar, Оска
Человек за бортом.

P, Papa, Папа
В гавани: Всем следует быть на борту, так как судно скоро cнимается.
В море: Мне нужен лоцман.

Сигнал Papa для рыболовных судов, работающих в непосредственной близости друг от друга означает, мои сети зацепились за препятствие.

Q, Quebec, Кэбэк
Мое судно незараженное, прошу предоставить мне свободную практику.

R, Romeo, Роумио
Принято.

S, Sierra, Сиэра
Мои движители работают на задний ход.

T, Tango, Тангоу
Держитесь в стороне от меня, я произвожу парное траление.

U, Uniform, Юниформ
Курс ведет к опасности.

V, Victor, Викта
Мне необходима помощь.

“Поднятый на корабле ВМФ Государственный флаг страны является символом государственного суверенитета, а Военно-морской - боевым знаменем корабля”, - читаем мы в Корабельном уставе. Как же родилась в Российском флоте эта замечательная и, может быть, самая важная флотская традиция, с давних пор узаконенная уставом, - поднимать и носить Государственный и Военно-морской флаги, а также ряд других флагов?

На любом корабле ВМФ постоянно имеется комплект самых разнообразных флагов. Каждый из них поднимается на мачту при конкретных, точно регламентированных обстоятельствах и на четко установленных местах, имея строго определенное значение. Все эти флаги имеют не только собственную форму и расцветку, но и, конечно, свою историю.

Появились корабельные флаги очень давно - их зарождение началось на самых ранних этапах судостроения и мореплавания.

Фрески и барельефы Древнего Египта сохранили для потомков изображение судовых флагов, существовавших еще в ХIV-ХIII вв. до н.э. С годами украшение судов флагами стало традицией.

Корабельные знамена тех далеких времен представляли собой полотнища самых разнообразных размеров, форм, рисунков и цветов. В седую старину они служили отличительными внешними знаками, символами экономического могущества владельца судна. Чем был он богаче, тем роскошнее украшал свое судно флагами, тем дороже была ткань, из которой они шились. В середине XIV в., например, считалось особым шиком поднимать на корабле флаг гигантского размера. Например, герцог Орлеанский (с 1498 по 1515 г. он был королем Франции Людовиком XII), командовавший флотом в 1494 г., имел личный штандарт длиной 25 метров, изготовленный из желтой и красной тафты. По обеим сторонам этого флага на фоне серебряного облака была изображена Богородица. Его роспись производил придворный художник Бурдинсон. В 1520 г. на флагманском корабле английского короля Генриха VIII вымпелы и флаги (да и паруса) были вышиты золотом. На кораблях того времени флагов было великое множество. Иногда их число доходило до полутора десятков. Устанавливались они на мачтах, на кормовых, носовых и даже бортовых флагштоках. Видимо, считалось престижным обвешивать судно со всех сторон дорогостоящими яркими флагами. Только вряд ли это было удобно экипажу - бортовые флагштоки, например, очень мешали управлению парусами, а многочисленные крупные флаги создавали дополнительную, нежелательную, да и опасную, парусность. Видимо, поэтому со временем для них на корабле отвели всего три места: нос, корму и мачты. Здесь и стали поднимать флаги, по которым во время сражений экипажи отличали свои корабли от чужих, а также местопребывание адмиралов-командующих эскадрами или флагманов, имевших свой личный флаг.

С развитием средств вооруженной борьбы на море появились флагманские, адмиральские, капитанские флаги, а позднее и флаги, обозначающие авангард, кордебаталию и арьергард (части боевого порядка, в котором сражались корабли). Особыми флагами отмечалось присутствие на борту значительного должностного лица.

Издавна были у экипажа еще и сигнальные флаги, каждый из которых имел буквенное или специальное смысловое значение. Набором в два, три или четыре сигнальных флага, поднятым на ноке рея, можно было передать в зашифрованном виде практически любое распоряжение, команду или сообщение независимо от языка, на котором говорили корреспонденты.

Сегодня, как правило, большинство сигнальных флагов имеет форму прямоугольника, но есть и треугольные флаги, а также длинные узкие флаги с двумя остроугольными “косицами”.

В наше время большинство корабельных флагов шьется из специальной легкой шерстяной материи - так называемого флагдуха.

С образованием суверенных национальных государств появились и национальные флаги, а покидавшие пределы своей державы суда должны были иметь флаг, по которому определялась “национальность” корабля. Когда появились регулярные военные флоты, по флагу стали различать не только государственную принадлежность, но и назначение корабля - военный или коммерческий.

Как и в других странах, в России судовые флаги появились задолго до образования централизованного государства. Древние греческие летописцы отметили, что еще в морских походах восточных славян на Царьград ладьи русичей, как правило, имели два флага: один прямоугольный и другой-с углом, вырезанным на внешней стороне, то есть с косицами. Такие флаги позднее стали непременной принадлежностью “чаек” и стругов, на которых запорожские и донские казаки совершали отважные морские походы через Черное море к Синопу, Босфору, Трапезунду и другим турецким городам.

И все же подлинное начало истории русского корабельного флага следует связывать с постройкой первого русского военного корабля “Орел”.

“Орел” был спущен на воду в 1668 г. Когда работы по строительству корабля подходили к концу, голландский инженер О. Бутлер, под руководством которого шли работы на стапеле, обратился к Боярской думе с просьбой: “...испросить у Его Царского Величества повеление: какой, как тому есть обычай у других государств, поднять на корабле флаг”. Дворцовый приказ на это ответил, что в практике такого обстоятельства не случалось, а Оружейная палата “строит знамена, хоругви и прапоры для войсковых частей и воевод, а как быть с корабельным знаменем. Царь приказал спросить его, Бутлера, какой есть на то обычай в его стране”. Бутлер ответил, что в их стране берут материю киндяк - алую, белую и синюю, сшивают полосами и такой флаг служит им для обозначения их голландской национальности. Тогда в совете с Боярской думой царь приказал на новом корабле “Орел” поднять бело-сине-красный флаг с нашитым на нем двуглавым орлом. Князь Александр Путятин в статье “О русском национальном флаге” пишет, что это и был первый русский национальный флаг. Однако некоторые исследователи появление первого корабельного флага России склонны считать не только первым национальным морским флагом, но и первым корабельным штандартом. Как же появилось на свет понятие “штандарт”?

Примерно в первой четверти XVI в. в тяжелой дворянской коннице западноевропейских армий появился квадратный, иногда треугольный флаг с меньшими размерами полотнища, чем у обычного знамени. Этот флаг стали называть штандартом. Древко штандарта имело специальное приспособление из ремней для надежного удержания его всадником и крепления к стремени. Штандарт в кавалерийской роте (эскадроне) нес специально назначенный офицер-корнет. Каждый штандарт имел особую расцветку и рисунок и служил для указания места сбора и расположения той или иной кавалерийской части. Примерно в то же время штандарт появился во флотах как флаг главы государства (императора, короля), поднимаемый на грот-мачте корабля в случае нахождения на борту указанных лиц. Вначале, чтобы подчеркнуть величие и могущество монархов, штандарты изготовлялись из дорогих парчовых тканей, расшивались золотом и серебром, украшались драгоценными камнями. В середине XVI в. на штандартах появляются гербы государств, символизирующие государственную власть.

Предположительно в 1699 г. и Петр I узаконил новый царский штандарт - желтое прямоугольное полотнище с черным двуглавым орлом посредине и с белыми картами Каспийского, Азовского и Белого морей в ключах и в одной из лап. Когда нашими войсками была взята крепость Ниеншанц и путь к Балтийскому морю был открыт, на царском штандарте появилась и карта Балтийского моря.

Откуда же пришел в Россию двуглавый орел, появившись затем на штандарте? Князь Путятин в цитированной уже нами работе так объясняет возникновение и историю Государственного герба в виде двуглавого орла.

“Россия древних времен не знала науки геральдики, - пишет автор, - блестяще развившейся на Западе в средние века. Но символические, родовые и личные знаки были известны на Руси издавна. С времен Ивана Калиты государственной печатью является изображение всадника с копьем, часто сопровождаемое надписью: “Князь Великий с копием в руце”. После Куликовской битвы под всадником стали изображать змия как символ "поражения князем басурманской силы"”.

В 1472 г. в истории Руси происходит знаменательное событие-брак Великого князя Московского Ивана III с Софьей Палеолог, племянницей последнего императора Византии Константина XI. Это способствовало провозглашению Русского государства преемником Византийской империи. На правах престолонаследия в Россию и пришел герб Византии - двуглавый орел. Известно, что с 1497 г. видоизменилась печать Ивана III - на ней появилось изображение двуглавого орла. Таким образом, орел из Византии не заимствовался, а являлся логическим продолжением наследования Великим князем Московским титула наместника Византии.

Примерно тогда же, в ознаменование свержения татаро-монгольского ига в 1480 г., на шпиле Спасской башни Московского Кремля водрузили и первое монументальное изображение двуглавого орла. На остальных башнях (Никольской, Троицкой и Боровицкой) герб был установлен позднее.

К совершенствованию герба привлекались лучшие силы. Например, царем Алексеем Михайловичем был приглашен из Австрии такой крупный мастер декоративно-прикладного искусства, как славянин Лаврентий Курелич (Хурелич), именовавшийся “Священного Римского государства герольд”, который соорудил Российский государственный герб: черный орел с поднятыми крыльями на желтом поле с белым всадником в среднем щите. По крыльям же были разбросаны картуши с символическими обозначениями областей. Государственный герб России, а впоследствии и Российской империи окончательно сформировался в XVII в. В течение последующих лет, вплоть до 1917 г., он оставался практически неизменным, менялись лишь некоторые его детали.

В Российской империи в начале XX в. существовали три государственных герба: большой, средний и малый.

Основу всех гербов составляли изображения государственного черного двуглавого орла, коронованного тремя коронами, держащего в лапах знаки государственной власти - скипетр и державу. На груди орла - герб Московский с изображением святого Георгия Победоносца, поражающего копьем дракона. Щит герба обвит цепью ордена Св. Андрея Первозванного. На крыльях орла и вокруг него гербы царств, великих княжеств и земель, входивших в состав Российского государства.

На большом гербе помещены также изображения святых Михаила и Гавриила, императорская сень, усеянная орлами и подложенная горностаем, с надписью “С нами Бог”. Над ней - государственная хоругвь с восьмиконечным крестом на древке.

На среднем гербе отсутствовала государственная хоругвь: и часть местных гербов. На малом гербе, кроме того, отсутствовали изображения святых, а также императорская сень и родовой герб императора. Иногда малым гербом или просто гербом называли государственного орла, имеющего на крыльях гербы царств и великого княжества Финляндского. Предназначение каждого из гербов регламентировалось специальным положением. Так, большой Государственный герб изображался на большой Государственной печати, которая прикладывалась к государственным законам и положениям, регламентирующим уставы, к статутам орденов, к манифестам, к дипломам и грамотам на княжеское и графское достоинство, к патентам на звание консула и т.п.

Средний Государственный герб изображался на средней Государственной печати, которая прикладывалась к грамотам о правах и привилегиях городов, к дипломам на баронское и дворянское достоинство, к ратификационным грамотам и т. д.

Малый герб на малой печати прикладывался к патентам на чин, к грамотам о пожаловании земли, к грамотам монастырям. Малый герб изображался также на денежных знаках, выпускаемых государством.

На корабельном штандарте изображался большой герб. Таким он сохранился до Октябрьской революции.

После Февральской революции 1917 г. Временное правительство не разработало нового герба. Оно лишь несколько изменило старый герб. Двуглавый орел потерял все свои короны, знаки императорской власти, с его крыльев и груди были сняты гербы великих княжеств, концы крыльев были опущены вниз, а под орлом изображалось здание Таврического дворца, где заседала Государственная дума.

Дальнейшие события развернулись таким образом, что Отечество наше было лишено своей исторической реликвии. Имеющий многовековую историю Российский герб был заменен гербом РСФСР, основу которого составляли изображение земного шара и эмблемы труда - скрещенных серпа и молота. С некоторыми изменениями этот герб существует и сейчас. Высказывается мнение о необходимости утвердить новый герб, основой которого вновь является двуглавый орел.

Такова история штандарта и Государственного герба; как говорят, все приходит на круги своя. А как же обстоят дела с Военно-морским флагом?

История русского Военно-морского флага известна мало. Еще в 1863 г. об этом говорил в своей небольшой статье “Наши флаги” летописец русского военно-морского флота С.И. Елагин: “Немногие сведения, обнародованные досель о наших флагах, не представляя еще точного понятия ни о первоначальном виде и значении их, ни о времени введения, успели, однако, провести несколько неверных данных”. Неудивительно, что до сих пор по многим вопросам исследователи истории русского флага к единому мнению не пришли. Например, и сегодня существуют разные мнения о том, какими были флаги, поднятые на “Орле”. Однако, основываясь на некоторых источниках, можно считать, что его цветами, как уже говорилось, были белый, синий и красный. Это подтверждается документами, связанными с постройкой корабля, среди которых сохранился и такой: “Роспись, что еще надобно к корабельному строению, опричь того, что ныне куплено за морем”. В этой “Росписи” указывается, сколько именно требуется киндяку на флаги и на вымпел. Что же касается цветов этих флагов, то они, скорее всего, отражали цвета, издавна находившиеся на московском гербе. На красном поле там изображался святой Георгий в синей мантии на белом коне. В связи с этим белый, синий и красный цвета уже при царе Алексее Михайловиче становятся государственным сочетанием.

Автор знаменитых “Очерков русской морской истории” Ф.Ф. Веселаго считает, что до 1700 г. наш Военно-морской флаг стоял из трех полос - белой, синей и красной. “Из цветов материй, употребляемых на флаги корабля “Орел”, и из того, что при вооружении его главными распорядителями были голландцы, можно с большею вероятностью допустить, что тогдашний флаг в подражание голландскому состоял из трех горизонтальных полос: белой, синей и красной, расположенных, для отличия от голландского флага, в другом порядке. Таким же трехполосным, бело-сине-красным, был, очевидно, и вымпел”. Подтвержение этому есть - документы, указывающие, что царь приказал шить для своего сына Петра трехполосные бело-сине-красные флаги.

Далее Веселаго высказывает мнение, что указанный флаг был исключительно Военно-морским и только с 1705 г. стал специальным флагом российских торговых судов. Но с его доводами не согласен другой известный историк флота, П.И. Белавенец. В работе “Цвета русского государственного национального флага” он ссылается на известную гравюру “Взятие крепости Азов. 1696 год”, где художник А. Шхонебек изобразил флаги в виде креста, делящего их поле на четыре части.

Таким образом, если большинство историков сходятся в наборе цветов первого русского Военно-морского флага (белый, синий, красный), то по поводу его рисунка единого мнения пока нет. Нам все же представляется, что версия Ф.Ф. Веселаго наиболее близка к истине.

Под таким трехцветным флагом из трех полос в 1688 г. Петр совершал плавания на своем ботике - “дедушке русского флота”, подобный флаг развевался на потешных судах Плещеева озера в 1692 г. и на кораблях Азовского флота в 1696 г. Этот флаг, по-видимому, и стал прототипом флага с двуглавым орлом посредине, названного в 1693 г. “Флагом царя Московского”.

Известно, что в первый раз он в качестве штандарта был поднят 6 августа 1693 г. самим Петром 1 на 12-пушечной яхте “Святой Петр” при его плавании в Белом море с отрядом военных судов, построенных в Архангельске. Об этом упоминает П.И. Белавенец в своем труде “Нужен ли нам флот и значение его в истории России”. В 1699-1700 гг. рисунок петровского штандарта был изменен: отойдя от традиционных русских цветов, Петр I решил избрать желтое прямоугольное полотнище с черным двуглавым орлом в середине. Развитие государственного кораблестроения в России и создание большого регулярного военного флота вызвали необходимость в едином флаге для всех боевых кораблей. В 1699 г. Петр I, испробовав ряд вариантов флага для военных кораблей, действовавших короткое время, ввел новый, так называемый Андреевский Военно-морской флаг переходного рисунка: лучи синего диагонального креста упирались в углы прямоугольного трехполосного полотнища бело-сине-красного цвета.

Андреевский крест, по-видимому, перешел на Военно-морской флаг как один из наиболее характерных элементов первого ордена России, учрежденного Петром I в самом конце XVII в., - ордена Св. Андрея Первозванного. По христианскому преданию, св. Андрей был распят на диагональном кресте. Выбор Андреевского креста в качестве эмблемы для флага и вымпела Петр I объяснял тем, что “от сего апостола приняла Россия святое крещение”.

В 1700 г. Петр отделяет парусный флот от гребного (галерного) и делит его на три генеральные эскадры - кордебаталию (главные силы), авангард и арьергард. Одновременно были введены кормовые флаги для кораблей этих трех эскадр: соответственно белый, синий и красный с синим Андреевским крестом на белом поле в верхнем левом углу флага (у тросовой шкаторины).

С введением в 1706 г. чина адмирала кормовой флаг эскадры, поднятый на грот-стеньге (на стеньге грот-мачты), означал, что на борту находится адмирал. Если же он был поднят на фор-стеньге (на стеньге фок-мачты), то на корабле присутствовал вице-адмирал, а если на крюйс-стеньге (на стеньге бизань-мачты) - контр-адмирал (шаутбенахт). Такие флаги получили названия стеньговых флагов первого, второго и третьего адмиралов. В 1710 г. был учрежден новый рисунок кормового флага. В центре нового флага на белом поле по-прежнему располагался Андреевский крест, но его концы не доходили до краев полотнища, и создавалось впечатление, что он как бы висит в воздухе, не касаясь самого флага. Под этим флагом начал свое плавание первый линейный корабль Балтийского флота “Полтава”. В 1712 г. синий крест на белом поле Андреевского флага был доведен до кромок полотнища. Такой рисунок Андреевского флага просуществовал без изменений до Октябрьского переворота.

После Октябрьского переворота вся символика бывшего Российского императорского флота была отменена.

18 ноября 1917 г. моряки, собравшись на первый Всероссийский съезд военного флота, приняли постановление: “Поднять на всех судах Всероссийского военного флота вместо Андреевского флага флаг Интернационала в знак того, что весь Российский военный флот, как один человек, встал на защиту народовластия в лице Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов”. Это было красное полотнище без эмблем и надписей.

14 апреля 1918 г. декретом ВЦИК был учрежден Государственный флаг РСФСР - красное прямоугольное полотнище с надписью: “Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика”. А с 20 апреля приказом № 320 по флоту и Морскому ведомству на советских кораблях ввели красный флаг с аббревиатурой РСФСР, написанной большими белыми буквами посередине полотнища. Второй послереволюционный Военно-морской флаг был утвержден народными комиссарами по морским делам и иностранных дел РСФСР 24 мая 1918 г. и узаконен Конституцией РСФСР, принятой 10 июля 1918 г. Красное (алое) полотнище с соотношением ширины и длины имело в окантованном золотой каймой левом верхнем углу надпись “РСФСР”, выполненную стилизованной славянской вязью золотистого цвета.

29 сентября 1920 г. советское правительство утвердило новый рисунок Военно-морского флага. На этот раз он имел две косицы, а в середине красного полотнища был изображен большой синий адмиралтейский якорь, на веретене которого располагалась красная пятиконечная звезда на белой подкладке. Внутри звезды перекрещивались синие серп и молот, а на штоке якоря была надпись “РСФСР”.

24 августа 1923 г. был введен другой Военно-морской флаг. На нем в середине красного поля был белый круг с восемью белыми лучами, расходящимися во все стороны от центра к краям полотнища. В белом круге располагалась красная пятиконечная звезда с белыми перекрещивающимися серпом и молотом. А 23 ноября 1926 г. учредили особый флаг, которым награждались корабли или соединения за особые отличия. Он именовался Почетным революционным Военно-морским флагом и отличался от обычного наличием ордена Красного Знамени на белом поле в левом верхнем углу. Почетный революционный Военно-морской флаг изготовлялся из шелка и вручался кораблю” в торжественной обстановке одновременно с орденом Красного Знамени и специальной грамотой ЦИК и СНК СССР. Первым такую награду в связи с десятилетием революции постановлением ЦИК СССР от 2 ноября 1927 г. получил крейсер Аврора”.

Награжденные этим флагом корабли и соединения стали именоваться краснознаменными. В феврале 1928 г. Почетным революционным Военно-морским флагом был награжден Балтийский флот.

27 мая 1935 г. постановлением ЦИК и СНК СССР были утверждены рисунки и цвета новых флагов кораблей военно-морского флота и должностных лиц. Почти все они сохранились до января 1992 г. Этим же постановлением был изменен рисунок Почетного революционного Военно-морского флага СССР, который стал называться Краснознаменным Военно-морским флагом СССР.

Военно-морской флаг нового образца представлял собой белое полотнище прямоугольной формы, в левой половине которого изображена красная пятиконечная звезда, а в правой - перекрещенные красные серп и молот. Вдоль нижней кромки полотнища - голубая кайма. Краснознаменный Военно-морской флаг отличался от обычного тем, что изображенная на нем звезда перекрыта изображением ордена Красного Знамени.

19 июня 1942 г. приказом народного комиссара ВМФ СССР был учрежден гвардейский Военно-морской флаг СССР - он вручался кораблю одновременно с присвоением ему за особые отличия звания гвардейского. На гвардейском флаге над голубой каймой дополнительно изображена гвардейская лента, состоящая из трех черных и двух оранжевых полос.

17 января 1992 г, правительством России было признано целесообразным изменить военно-морскую символику. 26 июля того же года, в День Военно-Морского Флота, на боевых кораблях бывшего ВМФ СССР последний раз подняли Военно-морской флаг, овеянный славой огненных лет Великой Отечественной войны. Под звуки гимна Советского Союза флаги затем были спущены и переданы командирам кораблей на вечное хранение. Вместо них, теперь уже в сопровождении гимна Российской Федерации, были подняты исторические Андреевские флаги и гюйсы, введенные Петром I.

Ежедневно в определенное время, независимо от времени восхода солнца, все боевые корабли и вспомогательные суда ВМФ, находящиеся на стоянке (на якоре, бочке или швартовах), поднимают на кормовом флагштоке, а с заходом солнца спускают Военно-морской флаг. Вместе с флагом во время стоянки на кораблях 1-го, 2-го и 3-го рангов спускается и поднимается гюйс.

Находясь в море, на ходу, корабли несут флаг на гафеле и не спускают его ни днем, ни ночью. А что делать, если корабль выходит в море ночью, после захода солнца, когда флаг спущен? Тогда флаг поднимают на гафеле в момент перехода из положения “на якоре” в положение “на ходу”. При входе в базу после захода солнца флаг спускается, как только корабль встанет на якорь (на бочку или швартовы). “В период времени от подъема до спуска флага, - записано в Корабельном Уставе, - все военнослужащие при входе (сходе) на корабль (с корабля) отдают честь Военно-морскому флагу”.

Корабельный устав также четко определяет порядок подъема, спуска и вручения Военно-морского флага на боевых кораблях и вспомогательных судах флота.

Каждый день в восемь утра по местному времени, а в воскресные и праздничные дни на час позже на всех кораблях ВМФ поднимают Военно-морской флаг. Как подъему, так и спуску флага сопутствует определенный ритуал, регламентированный Корабельным уставом. Впервые процедура этого ритуала была изложена в 1720 г. в петровском Морском уставе:

“...Поутру прежде всего должно выстрелить из пушки и ружей, потом играть на всех кораблях марш, бить поход, поднимать флаг, а по поднятии флага играть и бить обыкновенную зорю... В какое бы время флаг поднимаем и опускаем ни был, всегда надлежит как при поднятии, так и опущении оного бить в барабаны поход и играть марш”. Аналогично проводился и ритуал. вечерней “Зори”, когда флаги спускались.

За многовековую историю Российского флота этот ритуал претерпел много изменений. Вот, например, как описана писателем-маринистом Леонидом Соболевым заключительная часть: церемонии подъема флага в романе “Капитальный ремонт”: “...безмолвный и быстрый, испрашивающий разрешения поворот вахтенного начальника к командиру, разрешающее прикосновение командирских пальцев к козырьку фуражки - и молчание Российского императорского флота окончилось: “Флаг и гюйс поднять!” Одновременно, враз, лопнула тишина.
Колокольный звон склянок. Резкие фанфары горнов, подобранных нарочно чуть не в тон. Стук весел, взлетающих над шлюпками вертикально вверх. Свист всех дудок унтер-офицеров. Трепетание ленточек фуражек, сорванных одновременно с тысяч голов. Двойной сухой треск винтовок, взятых на караул: ать, два! Флаг медленно поднимается к клотику, играя складками... Потом установленная мелодия горнов и воздух в унтер-офицерских легких кончаются. Флаг доходит “до места” в тишине. ...Горны вскрикнули коротко и высоко, и зачарованный молчанием и неподвижностью флот сразу ожил. Фуражки взлетели на головы, караулы взяли “к ноге”, повернулись, приподняли винтовки и исчезли в люках”.

И в наше время процедура подъема флага во многом подобна описанию Соболева.

За 15 минут до подъема флага по приказанию вахтенного офицера горнист играет сигнал “Повестка”. В 7 часов 55 минут, он направляет на фалы флага и гюйса сигнальщиков, а затем докладывает командиру: “Через пять минут подъем флага”. Горнист играет “Большой сбор”. Экипаж выстраивается на верхней палубе. Лишь в случаях, когда корабль находится в боевой готовности или идет его приготовление к походу, построение экипажа по “Большому сбору” не производится. Однако и тогда все, находящиеся на верхней палубе, по команде становятся спиной к борту корабля. Наверх поднимается командир корабля и здоровается с личным составом. Когда до подъема флага остается минута, вахтенный офицер командует: “На флаг и гюйс, смирно!” Затем звучит команда: “Флаг и гюйс поднять!” Горнисты играют сигнал “Подъем флага”, а все, находящиеся на верхней палубе и близлежащих пирсах, поворачивают голову в сторону флага, медленно поднимаемого сигнальщиками в развернутом виде. Офицеры, мичманы и главные корабельные старшины прикладывают руку к головному убору. Гребцы шлюпок, находящихся вблизи корабля (если позволяет обстановка), “сушат весла”, их старшины также прикладывают руку к головному убору. Так проходит ежедневный подъем флага.

Существует на кораблях и торжественный подъем флага. В этом случае экипаж выстраивается на палубе по “Большому сбору” в парадной или парадно-выходной форме одежды. Одновременно с флагом и гюйсом поднимаются стеньговые флаги и флаги расцвечивания, а оркестр в это время исполняет “Встречный марш”. В момент, когда Военно-морской флаг поднимается “до места”, исполняется Государственный гимн. Дни и особые случаи, когда на кораблях ВМФ производится торжественный подъем флага, определены Корабельным уставом. Одним из таких дней является день вступления корабля в строй. Командующий флотом или назначенное им лицо (как правило, адмирал), прибыв на корабль, в торжественной обстановке объявляет приказ о вступлении корабля в строй. Затем командиру корабля вручают Военно-морской флаг и приказ. Он проносит флаг на руках перед строем всего экипажа, а затем крепит его к фалу для подъема на кормовом флагштоке либо на гафеле и по команде старшего из находящихся на борту начальников лично поднимает “до места”. Одновременно поднимают гюйс, стеньговые флаги и флаги расцвечивания. При этом оркестр исполняет Государственный гимн, а экипаж приветствует поднимаемый флаг громким протяжным “ура!”.

Охрана корабельного знамени в бою стала священной для каждого моряка. “Все воинские корабли российские, - гласил петровский Морской устав, - не должны ни перед кем спускать флага”. В нашем сегодняшнем Корабельном уставе ВМФ об этом сказано так: “Корабли Военно-Морского Флота ни при каких обстоятельствах не спускают своего флага перед противником, предпочитая гибель сдаче врагам”.

При стоянке на якоре флаг охраняет специально назначенный часовой, а во время боя, когда флаги поднимают на гафеле и стеньгах мачт, они находятся под охраной всех членов экипажа, которые на своих боевых постах участвуют в бою. Если флаг во время боя будет сбит, его немедленно заменят другим, чтобы противник не мог предположить, что флаг на корабле спущен. Этот морской обычай также нашел свое отражение в Корабельном уставе ВМФ. “Охрана Государственного и Военно-морского флагов в бою является почетной обязанностью всего экипажа корабля, - сказано в этом документе, - если Государственный или Военно-морской флаг будет сбит в бою, он должен быть немедленно заменен другим. Если обстоятельства не позволяют поднять запасной флаг на установленном месте, его поднимают на аварийном флагштоке, укрепленном в любом месте корабля”.

История отечественного флота богата примерами мужества и героизма русских моряков. В 1806 г. в Адриатическом море близ берегов Далмации русский бриг “Александр” подвергся нападению пяти французских кораблей, попытавшихся захватить его. Перед началом боя командир брига лейтенант И. Скаловский обратился к экипажу: “Помните: мы, русские, находимся здесь не для того, чтобы считать врагов, а чтобы бить их. Будем же драться до последнего человека, но не сдадимся. Я уверен, экипаж “Александра” будет высоко держать честь флота!” Неравный бой длился несколько часов. Трижды французы безуспешно пытались взять “Александр” на абордаж. В ожесточенной схватке два вражьих корабля были уничтожены артиллерийским огнем, третий спустил флаг и сдался, остальные два бесславно бежали.

14 мая 1829 г. 18-пушечный бриг “Меркурий”, крейсировавший у берегов Босфора, настигли два турецких линейных корабля, имевшие на борту в общей сложности 184 орудия. Турки предложили “Меркурию” спустить флаг, но экипаж брига единодушно одобрил решение командира капитан-лейтенанта А.И. Казарского вступить в бой, а при угрозе захвата - взорвать корабль. Умелым маневрированием Хазарский все время ставил свой бриг так, чтобы затруднить противнику прицельный огонь. Все же “Меркурий” получил более трехсот повреждений. Однако самому “Меркурию” удалось метким огнем повредить рангоут и такелаж неприятельских линейных кораблей и вынудить их лечь в дрейф. За этот боевой подвиг “Меркурий” был награжден Георгиевским кормовым флагом.

В историю нашего флота навсегда вошел героический подвиг крейсера “Варяг” и канонерской лодки “Кореец”. Начало войны с Японией застало эти русские корабли на рейде корейского порта Чемульпо. Они попытались прорваться в Порт-Артур, но при выходе из бухты были встречены японской эскадрой из шести крейсеров, восьми эскадренных миноносцев и нескольких других кораблей. На предложение сдаться русские корабли ответили отказом и приняли бой. От меткого артиллерийского огня три крейсера противника получили серьезные повреждения, один миноносец был потоплен. Но и “Варяг” получил несколько подводных пробоин, через "которые поступала вода. Корабль накренился на левый борт, сильный крен не позволял вести огонь исправными орудиями. Команда крейсера понесла большие потери, был ранен командир корабля капитан 1-го ранга В.Ф. Руднев. Прорвать блокаду японских кораблей не удалось, и наши корабли были вынуждены возвратиться на рейд Чемульпо. Здесь по приказу командира “Варяга” “Кореец” был взорван. На крейсере были открыты кингстоны, и он затонул, не спуская флага.

В Петербурге, на Петроградской стороне, установлен бронзовый памятник - два моряка открывают кингстоны, затапливая свой корабль. Это произошло 26 февраля 1904 г., когда миноносец “Стерегущий” был атакован превосходящими японскими силами. Командир миноносца лейтенант А.С. Сергеев, вступив в неравный бой, повредил два из четырех наседавших на него вражеских миноносца. Но и сам “Стерегущий” лишился хода, почти весь его экипаж и командир погибли.

Японцы предложили оставшимся сдаться - ответом врагу были новые выстрелы. Чтобы флаг не оказался сбитым, его прибили к гафелю гвоздями. “Стерегущий” вел огонь до последнего снаряда, и, когда японцы направили шлюпку, чтобы завести на русский миноносец буксирный конец, на нем оставалось в живых лишь несколько израненных матросов. Машинный квартирмейстер И. Бухарев и матрос В. Новиков открыли кингстоны и ушли в пучину вместе с родным кораблем.

В годы Великой Отечественной войны советские моряки так же свято выполняли требование Корабельного Устава - ни при каких обстоятельствах не спускать флага перед противником, предпочитая гибель сдаче врагу.

10 августа 1941 г. в неравном бою с фашистскими эсминцами на сторожевом корабле “Туман” был сбит флагшток. Раненый матрос Константин Семенов ринулся к флагу и высоко поднял его над головой, но был вторично ранен осколком вражеского снаряда и упал на палубу. На помощь Семенову пришел радист Константин Блинов. Под огнем неприятеля они подняли Военно-морской флаг. Не спустив флага, “Туман” скрылся под водой.

Подобный же подвиг на эскадренном миноносце “Сообразительный” совершил в бою матрос Иван Загуренко. Это произошло в мае 1942 г. при возвращении корабля в Новороссийск из осажденного Севастополя. Эсминец атаковали фашистские торпедоносцы и бомбардировщики. Осколками бомбы, разорвавшейся рядом с бортом, был перебит флажный фал, и полотнище корабельного знамени медленно заскользило вниз. Загуренко забрался по мачте к гафелю, подхватил Военно-морской флаг и поднял его над головой. Моряк так и держал его до окончания боя, и ни одна пуля, ни один осколок не тронули храбреца.

25 августа 1942 г., вооруженный всего лишь несколькими небольшими пушками, ледокольный пароход “Александр Сибиряков” был настигнут в Карском море фашистским тяжелым крейсером “Адмирал Шеер”. Не сомневаясь в легкой победе, гитлеровцы подняли сигнал: “Спустите флаг, сдавайтесь!” Ответ последовал немедленно: на фор-стеньге взвился Государственный флаг, и сразу же ударили два 76-мм и два 45-мм орудия парохода. Это было так неожиданно для фашистов, что в первый миг они растерялись. Несколько минут немецкий рейдер молчал, а потом разом загрохотали орудия его главного калибра. Командир “Сибирякова” старший лейтенант Анатолий Качарава искусно маневрировал, вел ответный огонь, уклоняясь от прямых попаданий. Но слишком уж неравными были силы. Снаряд за снарядом с оглушительным грохотом разрывались в надстройках, они навылет пробивали борт, рвались на палубе. До последних минут “Сибиряков” вел ответный огонь. В неравном бою корабль погиб, но флага перед врагом не спустил.

Много таких примеров, когда моряки погибали вместе с поднятым на мачтах корабельным знаменем, дали нам прошедшие войны.

Кроме Военно-морского флага, о котором мы рассказывали, есть еще два флага, играющие важную роль в жизни корабля и его экипажа.

Если по своему техническому состоянию и уровню подготовленности экипажа корабль способен успешно решать свойственные ему боевые задачи, на грот-стеньге (при одной мачте на фор-стеньге) поднимается вымпел. Это означает, что корабль находится в кампании и до завершения ее он не спустит вымпела ни днем, ни ночью.

Появление длинных и узких флагов - корабельных вымпелов, - скорее похожих на вьющуюся среди рангоута и такелажа цветную ленту, уходит в далекое прошлое флота. Когда-то такие неширокие полоски ткани, прикреплявшиеся к вершинам мачт, а то и на вантах, служили как бы простейшим прибором для определения направления и силы ветра.

Совершенно иное назначение, отнюдь не связанное с практическими нуждами мореплавания, получили вымпелы уже во времена парусного флота. Назначение вымпела заключалось в том, что он служил отличием военного корабля от торгового судна, особенно в тех странах, где военно-морские и торговые флаги были одинаковыми. Вымпелы поднимались на грот-брам-стеньгах всех военных кораблей, кроме флагманских. Это было узкое полотнище до десяти метров длиной, шириной в 10-15 сантиметров.

Вымпелы первых русских военных кораблей был трехцветными, бело-сине-красными, с двумя косицами. В 1700 г. Петр I учредил новый рисунок вымпела: на примыкавшей к фалу шкаторине на белом поле был помещен синий Андреевский крест, далее шли две косицы бело-сине-красного цвета. В дальнейшем, в соответствии с расцветкой флагов по дивизиям, были установлены белые вымпелы для первой дивизии, синие - для второй и красные - для третьей дивизии. С 1865 г. русские корабли стали носить единый белый вымпел, кроме кораблей, удостоенных Георгиевского флага, которые нес и и соответствующий вымпел.

Боевые корабли ВМФ СССР носили вымпел, представляющий собою узкое красное полотнище с косицами, имеющее в “головке” изображение Военно-морского флота. Помимо обычных узких (“ординарных”) корабельных вымпелов, во флоте приняты и широкие (так называемые брейд-вымпелы), присваиваемые командирам отрядов боевых кораблей, имеющих ранг ниже контр-адмирала. По рисунку брейд-вымпел не отличается от обычного вымпела. Цвет же косиц брейд-вымпела зависит от должности начальника, которому он присвоен, а именно: командиру бригады кораблей - красный, командиру дивизиона - синий.

Вымпелы имеют и торговые суда - это треугольные флаги различной расцветки, иногда с рисунком, буквами или цифрами, обозначающими принадлежность судна к тому или иному пароходству, спортивному клубу, торговой компании и т.п. Подобные вымпелы поднимаются на грот-мачте при входе в порт и выходе из него. При стоянке в порту подъем и спуск такого вымпела производится одновременно с подъемом и спуском Государственного флага.

На военных же кораблях вымпел спускается только при посещении корабля командиром соединения или другими вышестоящими начальниками, которым присвоены собственные должностные флаги. Вымпел спускается в момент, когда поднимаемый должностной флаг доходит “до места”. Он вновь поднимается с убытием этого лица с корабля и со спуском его должностного флага.

Наличие вымпела на корабле свидетельствует об его укомплектованности и боеготовности. Существует во флоте даже такое выражение: эскадра (или флот) в составе стольких-то вымпелов. Под словом “вымпел” в этом случае подразумевается находящийся в плавании готовый к боевым действиям военный корабль.

Мы уже упоминали, что на современных крупных боевых кораблях при стоянке их на якоре, на бочке или у пирса на носовом флагштоке поднимается особый флаг-гюйс.

В давние времена на бушприте военных кораблей постоянно или временно поднимали такие же флаги, как и на корме, только несколько меньших размеров. На кораблях русского флота особый носовой (или бушпритный) флаг, называемый гюйсом, был введен в 1700 г. Рисунок первого русского гюйса был довольно сложным - на красном поле лежали три креста с единым центром: прямой - белый, косой - тоже белый и на нем синий Андреевский. С 1701 по 1720 г. он поднимался только в приморских крепостях и лишь после введения Устава 1720 г. стал подниматься на бушприте военных кораблей. До 1820 г. корабли несли его не только на стоянке, но и во время плавания. Гюйс по размерам всегда был меньше кормового флага.

Первоначально гюйс на русских кораблях назывался геусом, что по-голландски означает флаг, а с 1720 г. петровским Морским уставом было узаконено название “гюйс”. Слово это тоже голландское (geuzen) и происходит от французского gueux- нищие. В начале Нидерландской буржуазной революции гейзами, или гёзами, испанская аристократия называла нидерландских дворян, вставших с 1565 г. в оппозицию испанскому королю Филиппу II и его правительству, а затем народных повстанцев-партизан, которые на суше и на море вели вооруженную борьбу с испанцами. Восстание гёзов положило начало созданию нидерландского военно-морского флота. Тогда на бушприте военных кораблей и стали поднимать специальный флаг, повторявший цвета герба принца Оранского, возглавившего восстание гёзов. За этим флагом вскоре закрепилось название “гёз”, или “геус”.

Гюйс, введенный Петром I, сохранялся в Советском Военно-Морском Флоте до 28 августа 1924 г. Рисунок нового гюйса отличался от старого наличием на середине полотнища белого круга с изображением красной пятиконечной звезды с белыми перекрещивающимися серпом и молотом в ее центре. 7 июля 1932 г. был утвержден новый гюйс. Он представлял собою прямоугольное красное полотнище, в середине которого в белой окантовке изображена красная пятиконечная звезда с серпом и молотом в ее центре.

Гюйс поднимается ежедневно в носовой части военных кораблей 1-го и 2-го ранга на специальном гюйсштоке одновременно с подъемом кормового флага. Он поднимается также на мачтах береговых батарей или на салютных пунктах приморских крепостей при ответном салюте иностранным военным кораблям. Гюйс, поднятый на мачтах приморских крепостей, является крепостным флагом. Будет ли введен корабельный штандарт, покажет время.

Навеял сам себе одним из предыдущих постов и занырнул в историю флажного свода.

Итак, система морской флажной сигнализации была внедрена французами во второй половине XVIII века, а потом подхвачена моряками всех флотов. Сперва пользовались только цифровыми флагами, но уже через полвека был основан Международный Свод сигналов, состоящий из 26 буквенных флагов, 10 цифровых вымпелов и нескольких специальных флагов, с помощью которых можно было подать сигнал и даже составить сложное сообщение. Вот как выглядел знаменитый сигнал Нельстона перед Трафальгарской битвой 21 октября 1805 года. Это реконструкция сигнала на корабле Нельсона Victory в честь 200-летия битвы. Как мы видим, всю фразу даже не смогли разместить. Утеряны навыки, увы...

Вообще же для того, чтобы тебя понимали, в передаче сигнала нужно было проявлять быстроту и смекалку. Количество одинаковых флагов на борту было ограничено, поэтому были введены заменяющие флаги, которые в зависимости от места могли заменять любой из уже использованных. 1-й заменяющий читается как верхний в группе, второй - как на один ниже и т. д.


Техника набора флагов в группу тоже совершенствовалась. Связывание узлов затрудняла работу сигнальщика, особенно с мокрыми и обледенелыми фалами. В 1888 г. Эдвард Инглефилд, флаг-лейтенант командующего английской эскадрой изобрёл специальную скобу, значительно упрощавшую набор. Его корабль моментально стал победителем всех сигнальных соревнований и с 1900 года это нехитрое приспособление используется на флоте.

На корабле флаги хранились в специальном сигнальном ящике с ячейками, сложенными специальным образом. Набранный трёхфлажный сигнал поднимался на мачте до места в сложенном состоянии, а потом одним рывком все флаги разворачивались.
Помимо Международного Свода сигналов каждый военно-морской флот имел свой свод и один флаг мог иметь в них разное значение. Сигальщикам военных кораблей приходилось учить по два свода. Флоты стран НАТО унифицировали свои коды, свод ВМФ РФ до сих пор особый, впрочем как и алфавит.

Как же управляли маневрами кораблей при помощи флагов? Допустим, корабли идут в строю кильватера и флагман подаёт команду: "Повернуть всем вдруг вправо на 90°". Для этого он поднимает на мачте сигнал (здесь и далее все сигналы из свода британских ВМС).


Корабли соединения поднимают ответный вымпел до половины, когда видят сигнал и до места, когда сигнал разобран. Если дальние мателоты не могут разобрать сигнал флагмана, промежуточные корабли его репетуют.


Когда все корабли разобрали сигнал, флагман быстро спускает флаги, что является моментом начала исполнения маневра.
Нередки были и досадные оплошности, когда сигнальщик упускал фал и весь комплект флагов нечитаемо развевался по ветру. Тогда сигнал быстро перенабирался на фале другого борта, а упущенные флаги ловили специальным приспособлением.


Отсюда ясно насколько важным элементом боевой подготовки была тренировка сигнальщиков. Поэтому их действия отрабатывали до автоматизма на суше, прежде чем допустить до сигнального мостика.


Тем не менее случались трагические аварии, причём по вине не только сигнальщиков, но и адмиралов. В 1893 году британский средиземноморский флот действовал под командованием вице-адмирала Джоржа Трайона.
Адмирал был великим изобретателем, умудрённым в маневрировании и любил устравиать проверки своим командирам, а также испытывать на своих кораблях новые идеи. Как и большинство адмиралов того времени он носил бороду, был грозным, решительным и имел непререкаемый авторитет среди подчинённых. Его заместителем был контр-адмирал Маркхам, который командовал вторым дивизионом.
К началу маневра флот шёл в двух кильватерных колоннах подивизионно. Замысел командующего был таков: 1-й дивизион поворачивает последовательно вслед за своим флагманом влево, а 2-й вправо. После того, как флагманы сравняются, обе колонны поворачиваю "все вдруг" влево и становятся на якорь на рейде Триполи. Проблема была в том, что дистанция между кильватерными колоннами была всего 6 кабельтов, а диаметр циркуляции кораблей - около 4 кабельтов. Для того, чтобы безопасно выполнить подобный маневр дистанция должна была быть не менее 10 каб. Подчинённые адмирала пытались робко обратить его внимание на этот факт, но тот отрезал что-то вроде "Я сказал!" После этого все заключили, что жираф большой, ему видней, и на мачту взвились флажные сигналы.

Другие корабли подняли ответные вымпелы до половины. Все они поняли, что маневр невозможен, но как и адмиральский штаб в конце концов заключили, что старший начальник знает, что делает, и подняли вымпел до места. Кроме младшего флагмана, ан котором контр-адмирал Маркхам всё ещё размышлял, что делать. Тогда адмирал Трайон использовал стандартный метод для приведения в чувство зазевавшегося подчинённого. Он передал семафором: "Чего вы ждёте?". После этого Маркхам настолько успокоился, что подтвердил ясность сигнала, и по исполнительной команде корабли начали поворот навстречу своей судьбе.


В конце циркуляции "Кампердаун" протаранил "Викторию", которая затонула через 20 минут, унеся с собой 400 моряков во главе с виновником - адмиралом Тайроном. Говорят, что последними его словами были "Это я во всём виноват". Тем не менее, если бы хотя бы один корабль не поднял ответный вымпел до места, катастрофы не случилось бы.

Одним из знаменитых флажных сигналов был тот, которым начался главный этап знаменитого Ютландского сражения. Гранд Флит в составе 24 линкоров шёл в строю шести кильватерных колонн под командой адмирала Джона Джеллико. Того самого, который, будучи лейтенантом, спасся с утонувшей "Виктории". В 18.14 31 мая 1916 г. он получил доклад от командира эскадры линейных крейсеров Битти: «Заметил линейный флот противника по пеленгу SSW». Прямо по курсу эскадры стояла полоса тумана, а за ней была цель - Хохзеефлит, шедший на северо-восток. Джеллико моментально принял решение перестроиться в одну кильватерную колонну и произвести "охват головы" немецкого строя. Уже через минуту на мачту флагманского линкора «Айрон Дьюк» взвился сигнал всего из 3-х флагов, который точно описал назначенное перестроение. Великолепный манёвр, вошедший в анналы военно-морской истории, дал Гранд Флиту возможность произвести охват головы флота противника и отрезать его главными силами от базы.


Широко использовались сигнальные флаги и для всякого рода шуток. Часто ими передвались номера псалмов или главы из Библии, которые имели отношение к эпизоду.

Справа - брошь, которую подарил шалунишка-король Эдвард VII своей любовнице Алисе Кэппел после их совместного плавания на яхте, где они прилежно изучали флажные сигналы. На ней морским языком передано сообщение:
"Ясно вижу цель, готов выпустить торпеду Уайтхеда (при другом прочтении - белоголовую торпеду) прямо по курсу". История умалчивает о том, как часто надевала девушка королевский подарок, особенно в присутствии морских офицеров.

И, наконец, существует и давняя традиция вывешивать т. н. "вымпел джина" перед открытыми барами. Причём, если в русском языке туда ходят "налево", то англичане выбрали для обозначения злачного места флаг, обозначающий "поворот вправо". Что поделать, между нами и вправду лежит культурологическая пропасть!

У моряков, как и у всех, существует «язык », но он необычный. Его относят к сигнальным средствам.

Зрительные сигнальные средства подразделяются:
- на средства предметной сигнализации: сигнальные флаги , фигуры , флажный семафор ; - на средства световой связи и сигнализации : сигнальные фонари , прожекторы, клотиковые и сигнальные огни;
- на пиротехнические средства сигнализации: сигнальные и осветительно-сигнальные патроны, ракеты, факелы.

Средствам звуковой сигнализации являются: сирены, мегафоны, тифоны, гудки и др. Предлагаю вашему вниманию - флажный семафор . При помощи его, ведется передача и прием сообщений между в пределах прямой видимости. Используется в случае выхода из строя радиотехнических средств. Знание этого языка, поможет и не только в море. Требуется знание английского языка.

Международный свод сигналов - сигнальные книги, содержащие перечень отдельных слов и предложений, наиболее часто встречающихся в морской практике, с соответствующими им условными обозначениями в виде коротких сочетаний цифр и букв. Условные обозначения предназначенных для ведения переговоров кораблей , судов и береговых постов связи и наблюдения с иностранными , судами и береговыми постами с помощью зрительных и технических средств связи .

Семафорная или флажная азбука используется в ВМФ с 1895 года. Она была разработана вице-адмиралом Степаном Макаровым. Русская флажная азбука содержит 29 буквенных и три специальных знака и не включает в себя цифр и знаков препинания. Передача информации в этом виде связи ведется словами по буквам, а скорость передачи может достигать 60-80 знаков в минуту. За передачу сведений семафорной азбукой на корабле отвечает сигнальщик; эта специальность на флоте была введена в 1869 году.

международные морские сигнальные флаги и вымпелы

Флаги международного свода сигналов были разработаны в 1857 году. Они используются на флоте для передачи сообщений между всеми кораблями . До 1887 года свод назывался «Системой кодовых сигналов для торгового флота ». Первоначально свод состоял из 18 флагов. С 1 января 1901 года все морские государства приняли этот cвод . В 1931 году международная комиссия из 8 стран модифицировала систему сигналов .

флаги военно-морского свода сигналов