Данте Алигьери – итальянский поэт и писатель, богослов, политический деятель. Его вклад в развитие не только итальянской, но и мировой литературы неоценим. Он автор «Божественной комедии» и создатель девяти кругов ада, рая и чистилища.

Детство и юность

Родился Данте Алигьери во Флоренции. Его полное имя звучит Дуранте дельи Алигьери. Точная дата рождения поэта неизвестна, предположительно, появился он на свет в промежутке с 21 мая по 1 июня 1265 года.

Согласно семейному преданию, его предки были из римского рода Элизеев. Они принимали участие в основании Флоренции. Его прапрадед Каччагвида был рыцарем при Конраде III, ходил вместе с ним в крестовые походы и смерть принял в бою с мусульманами.

Его прапрабабушкой была Альдигьери да Фонтана – женщина из состоятельной семьи. Сына она назвала Алигьери. Позднее это имя и перевоплотилось в известную всем фамилию.


Дед Данте был изгнан из Флоренции, когда проходило противостояние гвельфов и гибеллинов. На родину он вернулся лишь в 1266 году. Его отец Алигьери II был далек от политики, поэтому все время оставался во Флоренции.

Данте был человеком образованным, у него были познания в естественных науках, в средневековой литературе. Также изучал еретические учения той эпохи. Где он получил эти знания, неизвестно. Но его первым наставником был на тот момент популярный ученый и поэт Брунетто Латини.

Литература

Когда Данте увлекся сочинительством, доподлинно неизвестно, но создание произведения «Новая жизнь» относится к 1292 году. В него вошли далеко не все поэмы, написанные к тому времени. В книге чередовались стихи и фрагменты прозы. Это своеобразная исповедь, написанная Данте после смерти Беатриче. Также в «Новой жизни» множество стихов было посвящено его другу Гвидо Кавальканти, кстати, тоже поэту. Позднее ученые назвали эту книгу первой автобиографией в истории литературы.


Как и его дед, Данте в молодом возрасте увлекся политикой. В конце XIII века Флоренция участвовала в конфликте между императором и Папой. Алигьери стал на сторону противников папской власти. Сначала удача «улыбалась» поэту, вскоре его партии удалось возвыситься над противником. В 1300 году его избрали на пост приора.

Однако уже через год политическая ситуация круто изменилась – власть перешла в руки сторонников Папы. Его изгнали из Флоренции по выдуманному делу о взяточничестве. Также его обвинили в антигосударственной деятельности. На Данте наложили штраф – 5000 флоринов, а имущество арестовали, а позднее и вовсе вынесли смертный приговор. В это время он был за пределами Флоренции, поэтому, узнав об этом, решил в город не возвращаться. Так он стал жить в изгнании.


Оставшуюся жизнь Данте скитался по городам и странам, находил приют в Вероне, Болонье, Равенне, даже жил в Париже. Все последующие произведения после «Новой жизни» были написаны уже в изгнании.

В 1304 году он приступил к написанию философских книг «Пир» и «О народном красноречии». К сожалению, оба произведения так и остались незаконченными. Связано это с тем, что Данте начал работу над своим главным трудом – «Божественной комедией».


Примечательно, что изначально свое сочинение поэт назвал просто «Комедия». Слово «божественная» к названию прибавил Джованни Боккаччо – первый биограф Алигьери.

15 лет он писал это произведение. Данте олицетворял себя с главным лирическим героем. В основе поэмы – его путешествие по загробному миру, в которое он отправляется после смерти возлюбленной Беатриче.

Произведение состоит из трех частей. Первая – это «Ад», состоящий из девяти кругов, где грешники располагаются по степени тяжести их падения. Сюда Данте поместил политических и личных врагов. Также в «Аду» поэт оставил тех, кто, как он считал, жил не по-христиански и аморально.


«Чистилище» он описал семью кругами, которые соответствуют семи смертным грехам. «Рай» исполнен в девяти кругах, которые получили названия основных планет солнечной системы.

Это произведение до сих пор окутано легендами. Например, Боккаччо утверждал, что после смерти дети Данте не могли найти последние 13 песен «Рая». И обнаружили они их только после того, как к сыну Якопо во сне пришел сам отец и сообщил, где они спрятаны.

Личная жизнь

Главной музой Данте стала Беатриче Портинари. Впервые он увидел ее, когда ему было всего 9 лет. Разумеется, в столь юном возрасте своих чувств он не осознал. Он встретился с девушкой только спустя девять лет, когда она уже вышла замуж за другого мужчину. Только тогда он и понял, как сильно ее любит. Беатриче была для поэта единственной любовью на всю жизнь.


Он был настолько стеснительным и застенчивым молодым человеком, что за все время лишь дважды разговаривал со своей возлюбленной. А девушка даже и не подозревала о его чувствах к себе. Наоборот, Данте ей казался высокомерным, раз не разговаривал с ней.

В 1290 году Беатриче скончалась. Ей было всего 24 года. Точная причина ее смерти неизвестна. По одной из версий, она умерла во время родов, по другой – она стала жертвой эпидемии чумы. Для Данте это было ударом. До конца дней своих он любил только ее и лелеял ее образ.


Через пару лет он женился на Джемме Донати. Она была дочерью лидера флорентийской партии Донати, с которой семья Алигьери враждовала. Разумеется, это был брак по расчету, и, скорее всего, по политическому. Правда, позднее у пары родились трое детей – сыновья Пьетро и Якопо и дочь Антония.

Несмотря на это, когда Данте приступил к созданию «Комедии», он думал лишь о Беатриче, и написана она была в прославление этой девушки.

Смерть

Последние годы жизни Данте жил в Равенне под покровительством Гвидо да Полента, он был его послом. Однажды он поехал в Венецию, чтобы заключить мирный договор с республикой Святого Марка. На обратной дороге поэт заболел. Скончался Данте в ночь с 13 на 14 сентября 1321 года. Причиной его смерти была малярия.

Похоронили Данте Алигьери в церкви Сан-Франческо в Равенне, на территории монастыря. В 1329 году кардинал потребовал, чтобы монахи предали тело поэта публичному сожжению. Каким образом смогли «выкрутиться» монахи из сложившейся ситуации, неизвестно, но останки поэта никто не тронул.


Саркофаг Данте Алигьери

К 600-летию со дня рождения Данте Алигьери было принято решение отреставрировать церковь. В 1865 году строители обнаружили в стене деревянный ящик, на котором была вырезана надпись – «Кости Данте положил сюда Антонио Санти в 1677 году». Эта находка стала международной сенсацией. Никто не знал, кто этот Антонио, но некоторые предположили, что это вполне может быть родственник художника .

Останки Данте были перенесены в мавзолей поэта в Равенне, где и остаются по сей день.

Библиография

  • 1292 – «Новая жизнь»
  • 1300 – «Монархия»
  • 1305 – «О народном красноречии»
  • 1307 – «Пир»
  • 1320 – «Эклоги»
  • 1321 – «Божественная комедия»

Всемирную славу имеет имя знаменитого поэта Италии Данте Алигьери. Цитаты из его произведений можно услышать на самых разных языках, так как с его творениями знаком практически весь мир. Они прочитаны многими, переведены на разные языки, изучены в разных концах планеты. На территории большого количества европейских государств имеются общества, которые систематически собирают, исследуют и распространяют информацию о его наследии. Юбилейные даты жизни Данте входят в число крупных культурных событий в жизни человечества.

Шаг в бессмертие

В то время, когда родился великий поэт, человечество ожидали большие перемены. Это было накануне грандиозного исторического переворота, который кардинально изменил облик европейского общества. Средневековый мир, феодальное угнетение, анархия и разобщенность уходили в прошлое. Происходило возникновение товаропроизводителей. Наступали времена могущества и процветания национальных государств.

Поэтому Данте Алигьери (поэмы которого переведены на разные языки мира) - это не только последний поэт Средневековья, но и первый писатель Нового времени. Он возглавляет список, состоящий из имен титанов Возрождения. Он первый начал борьбу с насилием, жестокостью, мракобесием средневекового мира. Также он был среди тех, кто первыми подняли знамя гуманизма. Это и стало его шагом в бессмертие.

Молодость поэта

Данте Алигьери, биография его очень тесно связаны с теми событиями, которые характеризировали общественную и политическую жизнь Италии в то время. Он родился в семье коренных флорентинцев в мае 1265 года. Они представляли небогатый и не весьма знатный феодальный род.

Его отец работал во флорентийской банковской фирме юристом. Он умер очень рано, еще во времена юности его позже прославившегося сына.

То, что политические страсти в стране кипели, в стенах родного города постоянно происходили кровавые бои, флорентийские победы сменяли поражения, не могло ускользнуть от внимания юного поэта. Он был наблюдателем распада гибеллинской мощи, привилегий грандов и закрепления пололанской Флоренции.

Обучение Данте происходило в стенах обыкновенной средневековой школы. Юноша рос чрезвычайно любознательным, поэтому ему было недостаточно скудного, ограниченного школьного образования. Он постоянно пополнял свои знания самостоятельно. Очень рано мальчик начал интересоваться литературой и искусством, уделяя особое внимание живописи, музыке и поэзии.

Начало литературной жизни поэта

Но литературная жизнь Данте начинается в ту пору, когда литературой, искусством, ремеслами жадно пились соки гражданского мира. Все, что до этого не могло полноценно заявить о воем существовании, вырвалось наружу. В те виды искусства начали появляться как грибы поле дождя.

Впервые в качестве поэта Данте попробовал себя во время пребывания в кружке «нового стиля». Но даже и в тех, достаточно ранних, стихотворениях нельзя не заметить наличие буйного прибоя чувств, которые разбивали образы данного стиля.

В 1293 году происходит публикация первой книги поэта под названием «Новая жизнь». В этом сборнике было тридцать стихотворений, написание которых датируется 1281-1292 годами. Они имели обширный прозаический комментарий, характеризирующийся автобиографическим и философско-эстетическим характером.

В стихах этого сборника было впервые рассказано об истории любви поэта. Объектом его обожания стала еще в те времена, когда мальчику едва исполнилось 9 лет. Этой любви было суждено продлиться всю его жизнь. Очень редко она находила свое проявление в виде редких случайных встреч, мимолетных взглядов возлюбленной, в ее беглых поклонах. А после 1290 года, когда смерть забрала Беатриче, любовь поэта становится его личной трагедией.

Активная политическая деятельность

Благодаря «Новой жизни» имя Данте Алигьери, биография которого в равной степени интересная и трагическая, становится известным. Кроме талантливого поэта он был выдающимся эрудитом, одним из самых образованных людей Италии. Широта круга его интересов была необыкновенно большой для того времени. Он занимался изучением истории, философии, риторики, богословия, астрономии, географии. Также он уделял особое внимание системе восточной философии, учениям Авиценны и Аверроэса. От его внимания не удалось ускользнуть великим античным поэтам и мыслителям - Платону, Сенеке, Вергилию, Овидию, Ювеналу. Особое внимание их творениям будет уделено гуманистами эпохи Возрождения.

Данте постоянно выдвигался флорентийской коммуной на почетные должности. Он выполнял весьма ответственные В 1300 году Данте Алигьери был избран в комиссию, состоявшую из шести приоров. Ее представители правили городом.

Начало конца

Но в это же время происходит новое обострение гражданских распрей. Тогда центром разгара вражды стал сам гвельфский лагерь. Он раскололся на «белую» и «черную» фракцию, очень враждовавшие между собой.

Маска Данте Алигьери среди гвельфов имела белый цвет. В 1301 году при поддержке папы «черные» гвельфы захватили власть над Флоренцией и начали беспощадно расправляться со своими противниками. Их отправляли в ссылки и казнили. Только отсутствие Данте в городе спасло его тогда от расправы. Он был заочно приговорен к смерти. Его ждало сожжение сразу же после прихода на Флорентийскую землю.

Период изгнания с родины

В то время произошел трагический надлом в жизни поэта. Оставшись без родины, он вынужден скитаться по другим городам Италии. Некоторое время он находился даже за пределами страны, в Париже. Его были рады видеть во многих палаццо, но он нигде не задерживался. Он испытывал большую боль от поражения, а также очень тосковал по Флоренции, а гостеприимство князей казалось ему унизительным и оскорбительным.

В период изгнания из Флоренции произошло духовное созревание Данте Алигьери, биография которого и до этого времени была весьма насыщенной. Во время скитаний перед его глазами всегда были вражда и разброд. Не только его родина, но и вся страна воспринималась им как «гнездилище неправды и тревоги». Он был со всех сторон окружен нескончаемыми распрями между городами-республиками, жестокими раздорами между княжествами, интригами, иностранными войсками, вытоптанными садами, разоренными виноградниками, измученными, отчаявшимися людьми.

В стране начиналась волна народных протестов. Возникновение новых идей, народная борьба провоцировали пробуждение мыслей Данте, призывая его к поискам всевозможных выходов из сложившейся ситуации.

Созревание ослепительного гения

В период скитаний, лишений, скорбных раздумий о судьбе Италии созрел гений Данте. В то время он выступает в качестве поэта, деятеля, публициста и ученого-исследователя. Тогда же была написана Данте Алигьери «Божественная комедия», принесшая ему бессмертную мировую славу.

Задумка о написании этого произведения появилась намного раньше. Но для того чтобы ее создать, нужно прожить целую человеческую жизнь, наполненную муками, борьбой, бессонным, испепеляющим трудом.

Кроме «Комедии» выходят и другие произведения Данте Алигьери (сонеты, поэмы). В частности, трактат «Пир» относится к первых годам эмиграции. В нем затронуто не только богословие, но и философия, мораль, астрономия, натурфилософия. Кроме этого, «Пир» был написан на национальном итальянском языке, что было весьма необычно в то время. Ведь тогда практически все работы ученых были изданы на латыни.

Параллельно с работой над трактатом в 1306 году увидел мир и лингвистический труд под названием «О народном красноречии». Это первое европейское научное исследование романского языкознания.

Обе эти работы так и остались неоконченными, так как новые события направили мысли Данте в несколько другое русло.

Несбывшиеся мечты о возвращении на родину

Данте Алигьери, биография которого известна многим современникам, постоянно думал о возвращении. На протяжении дней, месяцев и годов он неутомимо и упорно мечтал об этом. Особенно это проявлялось во время работы над «Комедией», при создании ее бессмертных образов. Он ковал флорентийскую речь и возносил ее на всенародный политический уровень. Он свято верил в то, что именно с помощью своего гениального поэтического творения ему удастся вернуться в родной город. Его ожидания, надежды и мысли о возвращении давали ему силы для завершения этого титанического подвига.

Но ему не было суждено вернуться. Заканчивал написание своей поэмы он в Равенне, где властью города ему было предоставлено убежище. Летом 1321 года творение Данте Алигьери «Божественная комедия» было завершено, а 14 сентября того же года город хоронил гения.

Гибель от веры в мечту

До конца своей жизни поэт свято верил в мир на его родной земле. Этой миссией он жил. Ради нее он поехал в Венецию, которая готовила военное нападение на Равенну. Данте очень хотел убедить лидеров Адриатической республики в том, что надо отказаться от войны.

Но эта поездка не только не принесла желаемых результатов, но и стала роковой для поэта. На его обратном пути находилась болотистая лагунная область, где «обитал» бич подобных мест - малярия. Именно она и стала причиной сокрушения в течение нескольких дней сил поэта, надорванных весьма тяжелым трудом. Так завершилась жизнь Данте Алигьери.

И только по прошествии нескольких десятилетий Флоренция поняла, кто был ею потерян в лице Данте. Правительство захотело забрать останки поэта с территории Равенны. Его прах до нашего времени находится вдали от родины, которая его отвергла и осудила, но для которой он остается самым преданным сыном.

Имя гениального поэта Италии Данте Алигьери окутано дымкой мистики и таинства. Его «Божественная комедия» – вершина мировой литературы. Однако в судьбе поэта столько роковых событий, что имя его не раз было связано с уникальными историческими сенсациями. Сама поэма об аде и рае – не для слабонервных, да и дантовские тайны – для читателей с крепкой нервной системой.

Жизнь величайшего поэта была трагической. Его творения хоть и были признаны великими, но не приняты властью и церковью. Еще до создания «Божественной комедии» он был приговорен к изгнанию из Флоренции за участие в антигосударственной деятельности (Данте на тот момент состоял в Совете ста – органе управления городом, но поддержал партию изгнанников), потом заочно вообще к сожжению заживо. В 1311 году, уже через четыре года после написания «Ада», ему было «навеки отказано в амнистии», а в 1315-м, за год до начала работы над «Раем», ему повторили приговор «О предании смертной казни с сыновьями». Словом, жизнь его и его семьи была полна угроз и скитаний по Италии.

Простые итальянцы почитали его и боялись, считая, что Данте знался с нечистой силой. А как бы еще он создал свою бессмертную «Божественную комедию», если бы, поддерживаемый духами, сам не заглянул и в рай, и в ад? Надо сказать, что и сам поэт поддерживал свою мистическую репутацию. Вот как описывает встречу с Данте другой великий итальянский поэт Джованни Боккаччо: «Когда творения Данте уже повсюду славились, особенно та часть его комедии, которую он озаглавил «Ад», и поэта по облику знали многие мужчины и женщины, он шел однажды по улице… и одна из женщин сказала, понизив голос: «Посмотрите, вон идет человек, который опускается в ад и возвращается оттуда, когда ему вздумается, принося вести о тех, кто там томится!» На что другая бесхитростно ответила: «Ты говоришь истинную правду, взгляни, как у него курчавится борода и потемнело лицо от адского пламени и дыма!» Данте улыбнулся, довольный таким мнением о себе, и прошел мимо».

С. Боттичелли. Портрет Данте. 1495

13 (по иным сведениям 14) сентября 1321 года Данте окончил свой скорбный путь в Равенне. Считается, что он умер от малярии. Его покровитель, герцог Равенны, похоронил поэта в церкви Сан-Франческо на территории монастыря. Традиционная историография описывает, что «похороны прошли торжественно», «с великими почестями». Однако и после смерти папский престол не оставил поэта в покое. Уже в 1329 году в Равенну прибыл папский легат – кардинал Бернардо дель Поджетто и потребовал, чтобы монахи предали тело вероотступника Данте публичному сожжению, что являлось по тогдашним меркам почти грехом. Столь необычное требование кардинал объяснял тем, что сыскались документы, обвиняющие еретика в тайных связях с проклятым орденом тамплиеров.

Уж как монахам и герцогу Равеннскому удалось замять обвинение, неизвестно. Скорее всего, герцог просто откупился от папских притязаний. Вот только монахи предприняли собственные меры…

Прошло почти два века, и Флоренция, некогда выгнавшая Данте, признала-таки гениальность поэта. Сам великий ваятель Микеланджело выхлопотал у папы Льва Х возможность для торжественного перенесения останков Данте в родной город. Однако когда гроб прибыл из Равенны во Флоренцию, оказалось, что он… пуст. Видно, еще два века назад предусмотрительные монахи-францисканцы вывезли прах поэта подальше от гнева тогдашнего папы и тайно погребли его, предположительно, в монастыре своего ордена в Сиене. Однако когда в 1519 году к францисканцам Сиены прибыл посланник из Флоренции, то и там ничего не обнаружил. Словом, флорентийское перезахоронение Данте пришлось отложить. Папе Льву Х предоставили две версии происшедшего: останки похитили неизвестные или… сам Данте явился и забрал свой прах. Невероятно, но просвещенный папа выбрал вторую версию! Видно, и он уверовал в мистическую природу поэта Данте.

Прошли века, и к празднованию 600-летия со дня рождения гениального поэта решено было провести реставрацию церкви Сан-Франческо в Равенне. Весной 1865 года строители пробили одну из стен и нашли деревянный ящик с вырезанной надписью: «Кости Данте положил сюда Антонио Санти в 1677 году». Кто такой этот Антонио, не был ли он в родстве с семейством живописца Рафаэля (ведь тот тоже был Санти, хоть и скончался еще в 1520 году), неизвестно, но находка стала международной сенсацией. Останки Данте в присутствии представителей разных стран перенесли в мавзолей Данте в Равенне, где они и покоятся до сих пор.

Но если вы думаете, что не настало время сенсации номер два, то вы ошибаетесь. Правда, ждать пришлось долго – еще полтора века. В 1999 году в Национальной библиотеке Флоренции решено было провести небольшую реконструкцию. Рабочие, передвигая стеллажи, обнаружили среди редких книг, упавших на пол, конверт с… прахом Данте. Да-да, в конверте размером 11,5 на 7 сантиметров лежал пепел и бумага в черной рамке с печатями Равенны, подтверждающими: «Это прах Данте Алигьери». Вызванный тут же глава Итальянского общества Данте Франческо Маццони (интересно, что все приближенные к поэту оказываются своеобразными «францисканцами») пришел в ужас. Впрочем, когда мистический трепет прошел, он попытался поразмышлять логически: если существует некремированное тело, то откуда взяться пеплу?! И откуда вообще появился конверт в библиотеке?! Между прочим, рабочие, суеверно крестясь, божились, что они уже перебирали этот стеллаж и никакого конверта там не было. По страницам мировых газет уже поползли версии о том, что мистический Данте сам подбросил конверт, дабы пошутить или попугать – тут версии расходились.

Доктор Франческо Маццони, конечно, знал о мистической славе Данте, но все-таки предпринял собственное расследование. И вот что он выяснил. В 1865 году, на 600-летие поэта, гроб с обретенными останками выставили на всеобщее обозрение. Стоял он на ковре. После церемонии скульптор Энрике Пацци бережно свернул ковер, думая, что на нем могли остаться частицы праха и негоже бросать их как попало. Так что ковер сожгли. Пепел запечатали в шесть конвертов. И на каждом почтенный нотариус Сатурнино Малагола проставил печати и надписал ничтоже сумняшеся: «Это прах Данте Алигьери». И что еще характерно: конверты после церемонии отослали из Равенны во Флоренцию – все-таки Данте был родом оттуда.

После расследования доктора Маццони итальянцы вспомнили, что несколько лет назад в здании флорентийского сената был найден конверт с такой же надписью. Правда, тогда это сочли чьей-то глупой шуткой. Так что теперь дело за малым – найти оставшиеся конверты. И никакой мистики.

Впрочем, так уж и никакой?.. Почему-то папа Лев Х был уверен, что Данте мог бы явиться с того света? Откуда у него основание для такого ошеломляющего заявления?

Оказывается, еще в 1322 году, через восемь месяцев после смерти, поэт проделал нечто подобное. Тогда его семья сильно горевала, ведь их кормилец скончался внезапно, не успев отослать издателю окончание «Божественной комедии» – 35 песен из «Рая», за которые издатель пообещал выплатить семье гонорар. Сыновья рьяно искали рукопись, ведь они знали, что отец закончил ее. Но он жил в изгнании и в вечном страхе ареста. Поэтому неудивительно, что он спрятал рукопись в надежный тайник.

То, что случилось дальше, – одна из самых таинственных историй в мире искусств. Вот что написал старший сын Данте – Якопо Алигьери: «Ровно через восемь месяцев после смерти отца, на исходе ночи он сам явился ко мне в белоснежных одеждах… Тогда я спросил… где спрятаны песни, которые мы тщетно ищем уже столько времени? И он… взял меня за руку, провел в горницу и указал на стену: «Здесь вы найдете то, что ищете!»

Очнувшись, Якопо кинулся к стене, откинул циновку и обнаружил тайную нишу, где и лежала рукопись. Выходит, великий Данте все же смог прийти из горнего мира в наш. Но если он поступил так однажды, то почему бы ему не приходить сюда и потом? Может, потому папа Лев Х сделал в свое время такое заявление?..

Во время моего первого посещения Равенны, гид Джакомо, владеющий русским языком, к слову, лучше многих россиян, назвал Данте Алигьери «итальянским Пушкиным».

В его словах есть соль, дело в том, что во-многом именно благодаря автору «Божественной комедии» итальянский стал полноценным языком, а не набором диалектов, ведь не кто иной, как Данте в далеком 1306 году создал научный труд «О народном красноречии», который стал первым в Европе полноценным исследованием романских языков.

Генри Холидей, картина «Данте и Беатриче»

И хотя, понятное дело, современные итальянские школьники, изучающие путешествие Данте по кругам Ада и ступеням Чистилища в компании верного экскурсовода Вергилия, не могут читать «Божественную комедию» без поясняющих сносок, литературный авторитет Данте в Италии обсуждению не подлежит. В отличие от того же Невзорова, публично заявляющего, что вся классика русской литературы бесполезна, ибо безбожно устарела, итальянцы к творениям Данте относятся с самым искренним почтением. В сегодняшнем обзоре — главные дантовские места Италии.

ФЛОРЕНЦИЯ: ДОМ ДАНТЕ И ЦЕРКОВЬ СВЯТОЙ МАРГАРИТЫ ДЕ ЧЕРКИ

Найти дом Данте во Флоренции проще простого, указатели с надписями Casa di Dante встречаются в каждом втором переулке близ .

К сожалению, воскликнуть: «Я вижу дом, где Ленин Данте рос», — будет не совсем правильным. Дело в том, что на этом месте действительно раньше находился дом, принадлежащий семье Алигьери, где в июне 1265-го года появился на свет будущий создатель «Божественной комедии», но время не щадит ничего (даже дома великих итальянских поэтов), так что от оригинальной Casa di Dante сегодня камня на камне не осталось.

Современное здание дома было возведено лишь в первом десятилетии двадцатого века, но и изнутри, и снаружи оно кажется достоверным воплощением архитектуры позднего Средневековья.

Экспозиция внутри довольно скромная: есть комната «как у Данте», есть одежда в стиле Данте (само-собой неоригинальная), есть уголок с минзурками, колбами и прочими орудиями труда алхимиков — Алигьери увлекался этой благородной наукой.

На фото: инструменты алхимика в доме-музее Данте

А еще в доме размещены прелюбопытные иллюстрации, демонстрирующие как современники Данте представляли себе рай, чистилище и ад, рассматривать их — крайне занимательное занятие. Многое сразу же становится понятным.

На фото: схема строения ада в доме-музее Данте

На фото: мучения грешников в аду, картина в доме-музее Данте

Церковь Святой Маргариты дей Черки (Chiesa di Santa Margherita dei Cerchi), где Данте венчался со своей женой Джеммой Донати, — еще одно обязательное место паломничества всех любителей итальянского Ренессанса. Правда, сама церковь была возведена задолго до эпохи Возрождения, в 1032 году, то есть в самый разгар мрачного Средневековья.

На фото: Церковь Святой Маргариты дей Черки

Поклонники Данте не любят вспоминать о том, что в ее каменных стенах итальянский поэт венчался со своей нелюбимой супругой, и почему-то наивно полагают, что в этой церкви Данте впервые встретил любовь всей своей жизни — Беатриче Портинари. Это, между прочим, полная неправда, по свидетельству самого же Данте, в первый раз он увидел свою Прекрасную даму в возрасте девяти лет на семейном празднике в доме ее отца.

На фото: Данте Габриэль Россетти, картина «Встреча Данте и Беатриче на свадебном пиру»

А вот бракосочетание Беатриче с ее супругом действительно состоялось в церкви Святой Маргариты, да и вечный покой возлюбленная Данте обрела под каменными сводами этой старинной флорентийской церкви: скончалась Беатриче в возрасте очень молодом даже по меркам Ренессанса, ей было всего в 24 года. Вот уже много лет существует традиция — девушки и юноши оставляют на могильной плите Беатриче Портинари записки с самыми сокровенными просьбами.

На фото: надгробная плита Беатриче с записками

Злая насмешка судьбы, но и законная супруга Данте, Джемма Донати тоже похоронена в Santa Margherita dei Cerchi, правда, местонахождение ее могилы историками не установлено.

На фото: внутреннее убранство церкви Святой Маргариты очень скромное

А еще в церкви часто проходят выставки детского рисунка, посвященные жизни Данте. Стоит заметить, иногда сюжеты творческих работ подрастающего поколения прямо-таки фантасмагоричны, так в 2011 году в церкви Святой Маргариты я увидела детскую картину на тему «Данте и Пиноккио».

На фото: выставка детского рисунка в церкви, на картинах Данте иногда встречает даже Пиноккио

После того, как Флоренцию захватили войска Карла Валуа, и власть в республике полностью перешла в руки политических противников Данте «черных гвельфов», Алигьери в 1302 году вместе с другими умеренными представителями партии «белых гвельфов» был изгнан из родного города. Больше во Флоренцию он так не вернулся.

ВЕРОНА. ПЛОЩАДЬ СИНЬОРИИ И ДВОРЕЦ ПОДЕСТА

В годы изгнания Данте успел пожить в Болонии, Луниджьяне, Казентино и даже провел год в Париже, однако дольше всего создатель «Божественной комедии» задержался в Вероне, где нашел приют у подесты города Кана Гранде I делла Скала — самого могущественного представителя рода Скалиггеров.

Кан Гранде I делла Скала был просвещенным правителем, во времена его владычества Вероной тут находили приют многие отвергнутые художники и поэты, так что Данте оказался, выражаясь современным языком, в свой стихии, недаром же третью часть «Божественной комедии» Данте посвятил именно Кану Гранде делла Скала.

На фото: замок Скалиггеров в Вероне

Проживал флорентийский изгнанник во дворце Подеста, то есть в том же палаццо, что и представители правящей династии Скалиггеров. Сегодня в центре площади Синьории напротив дворца Подеста установлен памятник Данте, создатель «Божественной комедии» печально взирает с высокого пьедестала на позирующих на его фоне туристов.

На фото: памятник Данте в Вероне напротив дворца Подесты

Еще одно дантовское место в Вероне — знаменитая Арена ди Верона. Дело в том, что во времена Ренессанса на ее сцене не выступали (как сегодня) оперные дивы, Скалиггеры использовали колизей для проведения массовых казней, зачастую для сожжения еретиков.

На одной из публичных казней присутствовал и Данте, впечатления от посещения сего «мероприятия» он описал в «Божественной комедии».

РАВЕННА. ПОСЛЕДНИЙ ПРИЮТ ДАНТЕ

«Божественную комедию» Данте заканчивал уже в Равенне — итальянском городке в провинции Эмилия-Романья, где поэту дал прибежище сеньор города Гвидо да Полента.

Говорят, в последние годы к Данте приезжали его дети, а вот супругу Джемму Данте в Равенну так и не пригласил. Закончена «Божественная комедия» была летом 1321 года, а 14 сентября этого же года величайшего итальянского поэта не стало.

Данте до конца своих дней не мог полностью игнорировать политику и осенью 1321 года отправился в Венецию, дабы убедить могущественных венецианцев не нападать на Равенну. Увы, это ему не удалось, а на обратной дороге Алигьери заболел малярией, которая за несколько дней убила поэта. В Равенне Данте хоронили с великими почетями, подеста города Гвидо да Полента, бывший другом поэта, собственноручно возложил на чело покойного лавровый венок.

Гробница Данте, которую сегодня посещают все гости Равенны, была возведена на месте захоронения поэта лишь в 1486 году, то есть более чем через сто лет после кончины Алигьери.

Несколько десятилетий спустя смерти поэта правители Флоренции внезапно осознали, кого они потеряли, и принялись просить Равенну передать им прах Данте. Равенна на все просьбы неизменно отвечала отказом, однако, в память о родном городе Данте в гробнице поэта денно и нощно горит лампада с флорентийским маслом.

На фото: Флоренция — родной город Данте

Раз в год в сентябре, в месяц, именуемый «месяцем Данте», масло для поминальной лампады привозят в Равенну из любимой поэтом Флоренции, города, куда ему так и не суждено было вернуться.

Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук

Юлия Малкова - Юлия Малкова - основатель проекта сайт. В прошлом главный редактор интернет-проекта elle.ru и главный редактор сайта cosmo.ru. Рассказываю о путешествиях для собственного удовольствия и удовольствия читателей. Если вы являетесь представителем отелей, офиса по туризму, но мы не знакомы, со мной можно связаться по емейл: [email protected]

На стене одного из флорентийских дворцов сохранились фрески, написанные великим художником Рафаэлем. На одной из них он изобразил человека с печальным лицом, плотно сжатыми губами и пытливым, устремленным вдаль взглядом. Это и есть портрет Данте Алигьери, которого называют последним поэтом средневековья и первым поэтом Возрождения.

Поэт родился и провел свое детство и юность во Флоренции. Тогда это был один из самых больших и развитых городов Италии. Но жизнь во Флоренции никогда не была спокойной. Ее определяла борьба между двумя партиями - гибеллинами, объединявшими крупных феодалов, и гвельфами, выражавшими интересы буржуазии.

Аристократическая семья Данте была на стороне гвельфов. Еще мальчиком он слышал рассказы о борьбе двух противоборствующих группировок за власть в городе. Но в то время, когда рос будущий великий поэт, обстановка во Флоренции была более-менее спокойной. Правда, спокойствие это длилось недолго.

В силу обстоятельств Данте рано пришлось принять участие в политической жизни. Когда в правящей партии произошел раскол, Данте был избран в городское самоуправление. К этому времени он уже был известным поэтом, поскольку первые его стихотворения появились, когда автору только что исполнилось двадцать лет. Они были посвящены молодой женщине по имени Беатриче, ровеснице Данте и его подруге по детским играм, которая со временем стала его единственной возлюбленной.

Именно Беатриче поэт посвятил свою первую книгу «Новая жизнь», в которой сонеты и любовные песни - канцоны - объединены в связное повествование о светлой юношеской любви. Благодаря этой книге Алигьери Данте стал одним из ведущих деятелей искусства того времени.

Но любовь Данте осталась безответной. Беатриче умерла совсем юной. Ее смерть потрясла поэта, и, переживая утрату, он с головой уходит в политическую жизнь. Лишь много времени спустя Данте женился, и у него появилась своя собственная семья. Дж.Бокаччо сообщает, что у поэта было семь детей - шесть сыновей и дочь.

В 1295 году Данте отказывается от дворянства и приписывается к цеху аптекарей. В 1300 г. он был избран приором, т.е. одним из властителей Флоренции, после чего Данте возглавил оборону города от поклонников папы римского.

К сожалению, победили сторонник папы, потому Данте пришлось спешно уехать в Рим, куда он решил переселиться. Но там его довольно быстро нашли и приговорили к сожжению на костре за измену власти. Данте удалось бежать за границу, где он путешествовал по европейским странам. И, как сообщает автор первой биографии Данте итальянский писатель Джованни Бокаччо, поэт побывал даже в Париже.

В это время Данте пишет философское сочинение «Пир», в котором рассуждает о тяжелой жизни изгнанника, богатстве и благородстве, чести и доблести.

После неудачной попытки вновь вернуться во Флоренцию при помощи германского императора Генриха VII, Данте поселился в Равенне, где и провел последние несколько лет своей жизни.

Именно там Данте создал свое главное произведение, которое назвал комедией, поскольку поставил перед собой цель в символической форме показать путь человека, завершающийся соединением героя и его возлюбленной. С легкой руки Джованни Бокаччо ее стали называть «Божественной комедией».

Герой поэмы - сам Данте, который вместе с римским поэтом Вергилием вначале спускается в ад, глубокую подземную воронку, затем поднимается на гору чистилища, где встречает свою возлюбленную Беатриче и, наконец, возносится в рай.

Хотя поэт использовал традиционный для своего времени прием «странствий», «хождений», он превратил его в интересный рассказ о современной ему жизни, о тех людях, с которыми он встречался и спорил. Кроме того, Данте включил в свою поэму ряд рассказов о наиболее известных героях прошлого - древнегреческих гигантах, хитроумном Одиссее.

Данте настолько ярко описал потусторонний мир, как будто и сам действительно побывал в аду. Гуманистические идеи поэта оказали огромное влияние не только на его современников, но и на многие последующие поколения. В отличие от многих других писателей и поэтов своего времени, Данте писал не на латинском, а на итальянском языке - языке своего народа. Вот почему его поэма, которая написана достаточно редким размером - терцинами (строфами из трех строк), сразу же обрела всенародную популярность.