Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тема: Пейзаж- сфера искусства, в которой формируется отношение к природе

ПЕЙЗАЖ (фр. paysage, от pays – местность, страна) – это жанр изобразительного искусства (или отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является дикая или в той или иной степени преображённая человеком природа. Изображая явления и формы природного окружения человека, художник выражает и своё отношение к природе, и восприятие её современным ему обществом. Он рисует не натуру, а передаёт своё внутреннее состояние в живописи, поэтому у каждого художника свои любимые цветовые сочетания, приёмы, индивидуальное отношение к цвету. В силу этого пейзаж приобретает эмоциональность и значительное идейное содержание. Живописные произведения помогают увидеть этот мир глазами людей минувших времен.

Неисчерпаемое многообразие природы породило в изобразительном искусстве различные виды пейзажного жанра: марина (ит. marina, от лат. marinus - морской) - один из видов пейзажа, объектом изображения которого является море; городской, сельский, парковый пейзажи - картина, на которой художник изобразил вид местности (улицы, переулки, площади, маленькие дворики города.) ; архитектурный пейзаж - разновидность пейзажа, близко соприкасается с городским пейзажем (разница между ними заключается в том, что в архитектурном пейзаже художник главное внимание обращает на изображение самих памятников архитектуры в синтезе с окружающей средой); промышленный (индустриальный) пейзаж - изображение предприятии промышленности, строительства и других предметов научно-технического прогресса; лирический пейзаж (пейзаж – настроение) – картина, в которой чувства, душевные переживания господствуют над рассудочным началом.

Иван Иванович Шишкин (1832 – 1898) На высоком берегу Камы, среди лугов, полей, озер и прекрасных сосновых лесов, расположился старинный городок Елабуга. Здесь родился, провел детство и работал многие годы великий русский художник Иван Иванович Шишкин. Еще с детства елабужские сосновые леса наметили основную тему картин Шишкина – тему русской природы. Художника справедливо называли «богатырем русского леса». Через леса он показывал в своих произведениях силу и былинную мощь Родины, ее душевную щедрость и красоту.

В картине «Сосновый бор» (1872) прозвучала мысль о силах России, ее величии: на берегу тихого мелководного лесного ручья тянутся к небу еще молодые, но уже крепкие стройные сосны.

Полотно «Сосны, освещенные солнцем» (1886) написано целиком с натуры. Обратите внимание на интенсивность света в картине. Интересно и выразительно изображены прозрачные тени. Это первая работа, где автор использует фрагментарность композиции.

Федор Александрович Васильев (1850 – 1873) Одним из самых одаренных учеников Шишкина был Федор Александрович Васильев. Он родился в семье мелкого почтового чиновника. Детство его прошло безрадостно, семья постоянно испытывала материальные затруднения. Некоторое время будущий художник работает почтальоном, а затем поступает в рисовальную школу. Прожив всего 23 года, он создал ряд удивительных, запоминающихся произведений. Художнику интересны различные состояния природы, которые рождают в душе разнообразные эмоции – радость, тревогу, грусть, восторг, безысходность, смятение, просветление и т.д.

Известность молодому художнику принесла картина «Оттепель» (1871). Ее грустная лирика вызывает печальные раздумья о бедности и неустроенности русской жизни. (Полуразвалившаяся избушка, бедно одетый крестьянин). В картине мастерски и с поэтической силой раскрыто переходное состояние природы.

Лучшим произведением русской, да и мировой живописи является пейзаж «Мокрый луг» (1872). Только что прошел летний дождь, и сквозь синие тревожные тучи лучи солнца осветили яркую зелень травы со сверкающими каплями дождя, заставили заблестеть болотную воду; тень от облака упала на землю. На фоне неба четким силуэтом вырисовывается купа зеленых деревьев. Цветовая зелено-синяя гамма картины тонко разработана во всем богатстве оттенков. Она замечательно передает влажный воздух, мокрую листву деревьев, траву. Композиция уравновешенная. Картина рождает сложную смену чувств, то светлых и радостных, то грустных и тревожных.

Исаак Ильич Левитан (1861 – 1900) Есть художники, имена которых светят нам из прошлого и согревают нас. Один из них – Исаак Ильич Левитан. Характерные черты его пейзажа – простота мотива, соединенная с глубоким внутренним содержанием, единство, цельность, материальность предметов. Левитан родился в местечке Кибарты, ныне Кибартай в Литве, в семье бедного железнодорожного служащего. Левитан с братом поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. За успехи Левитан был освобожден от платы за обучение.

Владимирка В 1892 году Левитан написал картину с натуры, окончив её за несколько сеансов. Пустынность дороги, нависшие над ней облака, одинокая фигура странницы - всё это создаёт тревожную и тягостную атмосферу, навеянную мыслями о проходивших здесь тысячах заключённых. И только солнечный просвет у горизонта, да белеющая вдали церковь олицетворяют собой луч надежды

Практическая работа Выполнить работу над живописным изображением пейзажа (по памяти и впечатлению).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТИПЫ ДОМИНИРУЮЩИХ УСТАНОВОК МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОТНОШЕНИИ К ПРИРОДЕ: ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Summary. In article work on realization of spiritual and moral potential of ecological education of younger school students is described; one of diagnostic techniques – the verbal associative te...

Методика выявления интереса и отношения к природе в начальной школе

В школе каждый год проводится тестирование учащихся по определению уровня экологической культуры, где выявляется отношение к природе, интерес к ней. Но в начальной школе учителя столкнулись с проблемо...

Человек неразрывно связан с природой, он часть ее. И наслаждение природой, стремление найти в ней созвучие своим чувствам, своим идеалам, всегда было источником творчества писателей, композиторов, художников.

"Времена года" Чайковского - это своеобразный музыкальный дневник композитора, запечатлевший дорогие его сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы. Как позднее вспоминал его брат М.И.Чайковский: "Петр Ильич, как редко кто, любил жизнь<...> Каждый день имел для него значительность и прощаться с ним ему было грустно при мысли, что от всего пережитого не останется никакого следа." Этим лирическим чувством композитора, любовью к жизни и восхищением ею и наполнена музыка одного из музыкальных шедевров Чайковского, фортепианного цикла "Времена года". Энциклопедией русской усадебной жизни XIX века, петербургского городского пейзажа можно назвать этот цикл из 12 характеристических картин для фортепиано. В его образах запечатлены Чайковским и бескрайние русские просторы, и деревенский быт, и картины петербургских городских пейзажей, и сценки из домашнего музыкального быта русских людей того времени. Каждая картина запечатлевает один из месяцев года с ярким событием, приходящимся на этот месяц. Например, февраль - «Масленица», март - «Песня жаворонка», август - «Жатва», декабрь - «Святки». 12 пьес -12 картинок из русской жизни Чайковского получили при издании эпиграфы из стихов русских поэтов.

Краткое вступление к опере «Хованщина», которое композитор Модест Петрович Мусоргский назвал «Рассвет на Москве-реке» это не только удивительной красоты пейзажная зарисовка, но и символическая картина рассвета, встающего над страной по воле юного Петра, надежда на прекрасное будущее утро России. Вступление рисует образ просыпающегося старого русского города при восходе солнца, когда перекликаются петухи и слышны трубы ночного дозора.

Не менее популярны образы природы и в живописи.

Побуждаемые высокими патриотическими чувствами, художники стремились показать могучую и плодородную русскую природу как источник возможного богатства и счастья.

Серьезный вклад в развитие русского пейзажа внесли такие известные художники, как Алексей Саврасов, Иван Шишкин, Федор Васильев, Архип Куинджи, Василий Поленов, Исаак Левитан .

Величественная, могучая краса северных таёжных просторов показана в картинах Ивана Шишкина . В основе многих его картин лежит «портретное» изображение какого-либо места. «Утро в сосновом бору», «Рожь» - картины, не просто изображающие «кусочек» русской природы, а рассказывающие целые истории о российских просторах.


Другой пейзажист - Архип Иванович Куинджи . Талантливый художник-самоучка. Его картины поражают эффектом необычного освещения - солнечного и лунного. Куинджи не делал натурных этюдов, а «сочинял» свои картины или писал по памяти. Его замечательные картины: «Украинская ночь», « Лунная ночь на Днепре», «Березовая роща» и др.


Лирические «пейзажи-настроения» Исаака Левитана показывают всю прелесть природы средней полосы России. Картины его полны грусти и лиризма, некоторые проникнуты глубоким философским смыслом, например: «Золотая осень» и «У омута», «Тихая обитель», «Вечерний звон» и «Над вечным покоем» .

Образы природы в живописи Фёдора Васильева приобрели одухотворённость, особую поэтичность, романтизм и глубину чувств. В своих картинах Васильев запечатлел яркие и эффектные моменты жизни природы, а также показал духовную сопричастность человека природе. В его картинах живописная манера характеризуется звучными акцентами цветовых пятен, динамичностью свободного мазка. Особую популярность приобрели картины Васильева «После грозы», «Оттепель», «Возвращение стада» .

Красота Земли в искусстве (поэтический пейзаж)

А.С.Пушкин называл искусство «магическим кристаллом», сквозь грани которого по-новому видны окружающие нас люди, предметы, явления привычной жизни. Во все времена живописцы, композиторы и писатели отражают в своих произведениях различные явления природы, волновавшие их. Через чувства и переживания, они передают свое видение мира.

Человек начал изображать природу ещё в далёкие времена. Но эти изображения служили фоном для портрета или бытовой сцены. И только в 17 веке появились картины нового жанра – пейзажи (от франц. pay age –вид, изображение какой – либо местности). Картины, в которых природа стала их главным содержанием. Создали этот жанр голландские живописцы. Художники делятся со зрителем радостью общения с природой, учат его видеть красоту земли. Обычно они писали на небольших полотнах и позднее их

стали называть «маленькие голландцы».


Средневековье. Пейзаж.

Скала Эгюй иПорт д Аваль

Художники делятся со зрителем радостью общения с природой, учат его видеть красоту земли. С пейзажа начинается любовь к родине. Жанр имеет внутренние «ячейки». Есть пейзажи водных пространств – марин. Художников их пишущих называли маринистами. И.Е.Репин попросил прописать море известного мариниста И. К. Айвазовского.

Прощай, свободная стихия!

В последней раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой

Как друга ропот заунывный

Как зов его в прощальный час

Твой грустный шум, твой шум призывный

Услышал я в последний раз……

И.Е.Репин « Пушкин у моря » И.Шишкин «На севере диком»

У художников - романтиков И.И.Шишкина, А.Куинджи, А.Саврасова, И.Левитана пейзаж становится главным средством выражения глубокого гражданского содержания.

«На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета как ризой она…

И снится ей всё, что в пустыне далекой,

Одна и грустна на утёсе горючем

Прекрасная пальма растет. (М. Ю. Лермонтов)

В тверском озёрном крае нашел Исаак Ильич Левитан мотив, который превратился в картину «Весна. Большая вода».

По колено застыли в воде

Как неловкие сестры – подростки,

И дрожат на весеннем ветру

Тонкоствольные эти берёзки


Аристарх Лентунов «Звон»

Есть архитектурный, пейзаж его любили венецианцы есть и городской.

«Ощущение звука, гула, а отдельные виды композиции в виде натянутых струн создают впечатление органа или гигантских гуслей.»

Благодаря произведениям искусства - литературным, живописным, природа предстает перед людьми всегда разной: величественной, грустной, нежной, ликующей, скорбящей,трогательной. Эти образы привлекаютчеловека,затрагивая тончайшие струны его души, помогают прикоснуться к неповторимой красоте родной природы,родному краю, к отчему дому.

Человек неразрывно связан с природой, он часть ее. И наслаждение природой, стремление найти в ней созвучие своим чувствам, своим идеалам, всегда было источником творчества писателей, композиторов, художников.

"Времена года" Чайковского - это своеобразный музыкальный дневник композитора, запечатлевший дорогие его сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы. Как позднее вспоминал его брат М.И.Чайковский: "Петр Ильич, как редко кто, любил жизнь<...> Каждый день имел для него значительность и прощаться с ним ему было грустно при мысли, что от всего пережитого не останется никакого следа." Этим лирическим чувством композитора, любовью к жизни и восхищением ею и наполнена музыка одного из музыкальных шедевров Чайковского, фортепианного цикла "Времена года". Энциклопедией русской усадебной жизни XIX века, петербургского городского пейзажа можно назвать этот цикл из 12 характеристических картин для фортепиано. В его образах запечатлены Чайковским и бескрайние русские просторы, и деревенский быт, и картины петербургских городских пейзажей, и сценки из домашнего музыкального быта русских людей того времени. Каждая картина запечатлевает один из месяцев года с ярким событием, приходящимся на этот месяц. Например, февраль – «Масленица», март – «Песня жаворонка», август – «Жатва», декабрь – «Святки». 12 пьес -12 картинок из русской жизни Чайковского получили при издании эпиграфы из стихов русских поэтов.

Краткое вступление к опере «Хованщина», которое композитор Модест Петрович Мусоргский назвал «Рассвет на Москве-реке» - это не только удивительной красоты пейзажная зарисовка, но и символическая картина рассвета, встающего над страной по воле юного Петра, надежда на прекрасное будущее утро России. Вступление рисует образ просыпающегося старого русского города при восходе солнца, когда перекликаются петухи и слышны трубы ночного дозора.

Не менее популярны образы природы и в живописи.

Побуждаемые высокими патриотическими чувствами, художники стремились показать могучую и плодородную русскую природу как источник возможного богатства и счастья.

Серьезный вклад в развитие русского пейзажа внесли такие известные художники, как Алексей Саврасов, Иван Шишкин, Федор Васильев, Архип Куинджи, Василий Поленов, Исаак Левитан .

Величественная, могучая краса северных таёжных просторов показана в картинах Ивана Шишкина . В основе многих его картин лежит «портретное» изображение какого-либо места. «Утро в сосновом бору», «Рожь» - картины, не просто изображающие «кусочек» русской природы, а рассказывающие целые истории о российских просторах.


Другой пейзажист – Архип Иванович Куинджи . Талантливый художник-самоучка. Его картины поражают эффектом необычного освещения – солнечного и лунного. Куинджи не делал натурных этюдов, а «сочинял» свои картины или писал по памяти. Его замечательные картины: «Украинская ночь», « Лунная ночь на Днепре», «Березовая роща» и др.


Лирические «пейзажи-настроения» Исаака Левитана показывают всю прелесть природы средней полосы России. Картины его полны грусти и лиризма, некоторые проникнуты глубоким философским смыслом, например: «Золотая осень» и «У омута», «Тихая обитель», «Вечерний звон» и «Над вечным покоем» .

Образы природы в живописи Фёдора Васильева приобрели одухотворённость, особую поэтичность, романтизм и глубину чувств. В своих картинах Васильев запечатлел яркие и эффектные моменты жизни природы, а также показал духовную сопричастность человека природе. В его картинах живописная манера характеризуется звучными акцентами цветовых пятен, динамичностью свободного мазка. Особую популярность приобрели картины Васильева «После грозы», «Оттепель», «Возвращение стада» .