Викторина по сказкам для 2 "а" класса. «Зимняя сказка»

Предварительная работа : чтение сказок: "Морозко", "Снегурка", "Двенадцать месяцев".

2 команды, название команды, выбор капитана. Разучивание сценки из сказки.

Цели и задачи:

    Продолжать формировать интерес детей к русским народным сказкам.

    Формировать «командный дух» учащихся, учить работать в команде.

    Учить соотносить и анализировать.

    Расширять кругозор учащихся.

    Развитие речи детей.

    Развитие логики, внимания, мышления.

Ход занятия: 1. Организационный момент. Звучит музыка «Зимняя сказка».

Команды входят в зал.

-Здравствуйте дети!

Отгадайте мою загадку:

Легенда, преданье народное,
Ребята ее обожают.
Родители, если свободные,
Ее тебе на ночь читают.
(Сказка.)

Правильно ребята, это сказка. И сегодня наша викторина посвящена зимней сказке.

Какие зимние сказки вы знаете?

2. Представление команд.

И так, предлагаю начать наше соревнование. Сегодня соревнуются 2 команды: 2А, 2б, классов. Капитаны представьте свою команду. (Название и девиз команды).

    1. конкурс "Угадай сказку ".

Ведущий зачитывает командам по очереди отрывок из сказок.

Задача участников, угадать из какой сказки данный отрывок.

1.Жили-были старик со старухой. Жили ладно, дружно. Все бы хорошо, да одно горе- детей у них не было. (Снегурочка).

2. В лесу останусь, - говорит девочка. - Буду марта месяца ждать. Уж лучше мне в лесу замерзнуть, чем домой без подснежников вернуться.

(12 месяцев)

3. И стала она день ото дня все печальнее, все молчаливее. От солнца прячется. Все бы ей тень, да холодок, а еще лучше- дождичек.(Снегурочка).

4. Падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела –еще до свету… ничем старухе не угодишь- все не так, все худо. (Морозко ).

5. Тепло ли тебе девица? Тепло ли тебе красная? (Морозко).

6.А как свечерело, набрали они хворосту, разложи костер- и давай все друг за дружкой через огонь прыгать. (Снегурочка)

7. Вези, вези ее, старик,- говорит мужу, -куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали! Вези ее в лес, на трескучий мороз. (Морозко).

8. Травка зеленеет, солнышко блестит, ласточка с весною в сени к нам летит. (12 месяцев).

9. Вдруг Падчерица замечает костер среди деревьев. А у волшебного костра сидят братья-месяцы. (12 месяцев).

4. Разложи картинки по сказкам . (картинки с фрагментами)

Перед вами картинки, ваша задача внимательно рассмотреть эти картинки и подумать к каким сказкам они относятся: "Морозко", "Двенадцать месяцев", "Снегурка".

5. Соревнование капитанов . «Зимние пословицы».

Капитаны, перед вами пословицы, но чтобы прочитать их целиком, вам нужно найти начало и конец пословицы.

Ваша задача соединить начало и конец предложения, так чтобы получилась пословица.

У вас есть небольшая подсказка, вспомните с какой буквы начинается предложение?

(с большой). А как мы поймем, что предложение закончилось?

(в конце предложения ставится точка).

Зимой без шубы

не стыдно, а холодно.

Зима без снега –

лето без хлеба.

6. Блиц -опрос . Вопросы по сказке.

    Как у старика и старухи появилась дочка-Снегурочка?

    В какую игру играли Белка и Заяц в сказке «Двенадцать месяцев»?

    Куда звали деревенские девочки Снегурочку?

    Куда Бабка отправила свою падчерицу?

    Сколько месяцев встретила девочка у костра?

    Что Морозко подарил падчерице?

    Что произошло в лесу с родной дочерью Бабки?

    Чему радовалась Снегурочка больше всего?

    Какой месяц помог девочке?

    Сколько дочерей было у Деда и его жены?

    Что апрель подарил девочке?

    Что произошло со Снегурочкой когда она прыгнула через костер?

7.Физминутка Снегопад -Ребята, посмотрите на небо (на потолок тоже можно)! Вы видите, какие тучи нависли над нами?! Сейчас пойдет снег! Вот уже упала... Одна снежинка (все хлопают по ладони одним пальцем). Две снежинки (все хлопают по ладони двумя пальцами). Три снежинки (все хлопают по ладони тремя пальцами). Четыре снежинки (все хлопают по ладони четырьмя пальцами). Началась метель (все хлопают в ладоши).
Затем все повторяется в обратном порядке и наступает тишина (снег прекращается)

8. Инсценировка отрывка из сказки. (Команды заранее подготовили сценки).

9. Подведение итогов.

Это внеклассное мероприятие можно провести в школьной библиотеке или в каком - нибудь кабинете на Новый Год. В веселой и развлекательной форме дети вспомнят сюжеты и героев любимых сказок. В файл входит разработка мероприятия, а также презентация с заданиями для"Конкурса капитанов"

Просмотр содержимого документа
«По дорогам зимних сказок 2015»

МБОУ СОШ №5

По дорогам зимних сказок

Цели:
Активизировать детское чтение;
закрепить и расширить знания детей о сказках; формировать запас литературных художественных впечатлений, личностную позицию как при восприятии сказок, так и в процессе творчества;

развивать такие формы воображения, в основе которых лежит интерпретация литературного образа; развивать индивидуальные литературные предпочтения, прививать неформальное восприятие сказок, развивать чувство юмора;

пробудить в детях интерес к театрализованной игре, развивать интонационную выразительность речи, формировать умение строить диалог между сказочными героями, обогащать словарный запас детей;

воспитывать такие качества как взаимовыручка, товарищество, дружелюбие, честность в игре, справедливость; способствовать налаживанию межличностных отношений между детьми группы, их родителями и педагогами;

вызвать положительный эмоциональный отклик, желание принимать участие в командных соревновательных играх развивающего характера;

организовать досуг учащихся.

Ход викторины:

Библиотекарь : Дорогие ребята, мы рады приветствовать всех вас на литературной викторине «По дорогам зимних сказок»! Скажите, а вы любите сказки? А какие бывают сказки? (Ответы детей). А теперь назовите ваши любимые сказки. Молодцы! Сейчас мы узнаем, насколько хорошо вы знаете свои любимые сказки. Для этого нам надо разделиться на три команды. У нас стоят три стола. На них надписи «Умники», «Весельчаки» и «Затейники». Вы помните, как происходило деление на факультеты в сказке про Гарри Поттера? Правильно, у них была распределяющая шляпа. И у нас есть распределяющая шляпа. Поэтому сейчас вы по одному будете садиться на стул, а шляпа будет задавать вопрос. И судя по ответу она определит вас в какую –либо команду.

Итак разминка под названием «Распределение».

    В каком государстве жили герои многих русских народных сказок? (в тридевятом царстве, в тридесятом государстве)

    Каково настоящее имя Царевны- лягушки? (Василиса Премудрая)

    Назовите имя сказочного царя-долгожителя. (Кощей)

    Назовите грозное оружие Соловья Разбойника. (свист)

    Поляки называют её Едзина, чехи – Езинка, словаки – Еже Баба, а как называем её мы? (Баба Яга)

    Назовите место рождения Колобка (печь)

    Назовите единственную героиню сказки «Репка», имя которой нам известно? (Жучка)

    Назовите сказочный персонаж, лезущий вон из кожи? (Царевна-лягушка)

    Как называется деталь женского платья, в которой помещаются озёра, лебеди и другие элементы окружающей среды (рукав платья Царевны-лягушки)

    Какой сказочный головной убор нельзя нарисовать? (шапку-невидимку)

    Назовите «рабочее место» кота учёного? (дуб)

    В какой сказке рассказывается о некоторых трудностях, связанных с доставкой пирожков бабушке? («Красная Шапочка»)

    Кому Винни-Пух подарил на день рождения пустой горшок? (ослику Иа)

    Кем приходилась сказочной Золушке добрая волшебница? (крёстной)

    Сколько букв «потерялось» в первоначальном названии яхты капитана Врунгеля? (2)

    Назовите русскую народную сказку, в которой героя три раза пытались убить средством поедания и все таки съели? («Колобок»)

    Какие сказочные герои прожили «30 лет и 3 года»? (старик со старухой)

    Позовите Сивку-Бурку словами из сказки. («Сивка-Бурка, вещая каурка, Встань передо мной, как лист перед травой!»)

    Какие слова приговаривала Маша медведю? («Не садись на пенек, не ешь пирожок...»)

    Как звали младшего сына дровосека, который был ростом не больше пальца? (Мальчик-с-пальчик)

    Что выращивали для продажи в столице братья из сказки Ершова «Конёк-Горбунок»? (Пшеницу)

    Любимый музыкальный инструмент Незнайки. (Труба)

    Как звали капитана, побывавшего в Лилипутии? (Гулливер)

    Чьё копытце, полное водицы, попалось сестрице Алёнушке и братцу Иванушке на пути первым? (Коровье)

Библиотекарь: Итак, наша шляпа распределила ребят на три команды. Теперь наши команды примут участие в волшебной Новогодней викторине «По дорогам зимней сказки». Давайте вспомним, а с помощью чего путешествовали герои сказок?

Команды называют, кто вспомнит больше: сапоги – скороходы, ковер – самолет, печь, метла, ступа, летающий домик, волшебный поезд, серебряные туфельки, избушка на курьих ножках, драконы, черт.

А с помощью чего будем путешествовать мы?

Сестрица Аленушка : А я знаю У нас есть волшебный клубочек. Кидаем клубочек и двигаемся к новым заданиям.

Библиотекарь : Правила конкурсов очень просты. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл – снежинку. Если у команды нет ответа, отвечать имеет право команда соперников. Задания всех конкурсов связаны с названиями, героями сказок либо с авторами, которые их написали. Победит та команда, которая наберет больше снежинок. А помогать мне будут сегодня проводить конкурсы – герои сказок, которые также являются членами жюри. Они будут оценивать ваши ответы.

Итак, я объявляю первый конкурс, который называется «Знакомство» . В этом конкурсе мы узнаем, насколько наши команды разбираются в сказках.

Помощники по очереди читают задания.

1. На сметане мешён
На окошке стужён.
У него румяный бок,
Кто же это? (Колобок)

2. Девочка добрая в сказке жила,
К бабушке по лесу в гости пошла.
Мама красивую шапочку сшила
И пирожков дать с собой не забыла.
Что же за девочка-лапочка.
Как зовут её? … (Красная Шапочка)

3. Друг за друга по цепочке
Ухватились все так прочно!
Но ещё помощники скоро прибегут,
Победит упрямицу дружный общий труд.
Как засела крепко! Кто же это? … (Репка)

4. Человек немолодой
С преогромной бородой.
Обижает Буратино,
Артемона и Мальвину.
Вообще для всех людей
Он отъявленный злодей.
Знает кто-нибудь из вас,
Кто же это? (Карабас)

5. Я мальчишка деревянный,
Вот и ключик золотой!
Артемон, Пьеро, Мальвина –
Дружат все они со мной.
Всюду нос сую я длинный,
Моё имя … (Буратино)

6. В шляпе синенькой мальчишка
Из известной детской книжки.
Он глупышка и зазнайка,
А зовут его … (Незнайка)

7. И на мачеху стирала
И горох перебирала
По ночам при свечке,
А спала у печки.
Хороша, как солнышко.
Кто же это? … (Золушка)

8. Он весел и не злобен,
Этот милый чудачок.
С ним мальчик Робин
И приятель Пятачок.
Для него прогулка – праздник
И на мёд особый нюх.
Этот плюшевый проказник
Медвежонок … (Вини-Пух)

9. Трое их живёт в избушке,
В ней три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки? (Три медведя)

10. В лесу тёмном на опушке,
Жили дружно все в избушке.
Маму дети поджидали,
В домик волка не пускали.
Эта сказка для ребят… (Волк и семеро козлят)

11. Игрушкой деревянной.

Ушастый, некрасивый,

И никому не мил.

Один меня заметил

И ласково приветил

А это был, ребята,

Гена крокодил.(Чебурашка)

12. Иду на ногах, в красных сапогах,

Несу косу на плечах.

Хочу лису посечи,

Пошла, лиса, с печи. (Заюшкина избушка - Петушок)

Конкурс «Дальше, дальше…»
Каждой команде будет задано по 14 вопросов. Отвечать нужно сразу, не раздумывая. Если не знаете ответ, говорите «дальше». В это время команда- соперница молчит, не подсказывает.
Вопросы для первой команды:
1. Кто автор произведения «Кошкин дом»? (Самуил Маршак)
2. Куда отправился доктор Айболит получив телеграмму? (в Африку)
3. Как звали собаку в сказке «Золотой ключик или Приключение Буратино»? (Артемон)
4. Усатый персонаж сказки Чуковского. (Тараканище)
5. Жених Мухи-цокотухи. (Комар)
6. Из чего сварил кашу хитрый солдат? (Из топора)
7. Кого поймал в проруби Емеля? (Щуку)
8. Кем была в русской народной сказке лягушка? (Царевной)
9. Как звали удава из сказки Киплинга «Маугли»? (Каа)
10. На чём разъезжал Емеля в сказке «По щучьему велению»? (На печке)
11. Почтальон из деревни Простоквашино. (Печкин)
12. Что подарили блошки Мухе-цокотухе? (Сапожки)

13. Какую деревянную куклу подарили девочке Маше на Новый Год? (Щелкунчика)

14. Кого слепили себе из снега дед и баба? (Снегурочку)

Команда 2.
1. За какими цветами отправилась под Новый год героиня сказки «Двенадцать месяцев»? (За подснежниками)
2. Какое домашнее животное в сказке носило сапоги? (Кот в сапогах)
3. Сестрица братца Иванушки. (Алёнушка)
4. Самый знаменитый житель Цветочного города. (Незнайка)
5. Что продал Буратино, чтобы попасть в кукольный театр? (Азбуку)
6. Из чего был сделан Буратино? (Из полена)
7. Фрукты, которыми объелся Чебурашка. (Апельсины)
8. С кем встретилась в лесу падчерица под Новый Год?(с 12 месяцами)

9.С кем сражался герой сказки Щелкунчик? (с армией крысиного короля)

10. Какой добрый дедушка раздает детям подарки на зимний праздник? (Дед Мороз)

11. Сколько гномов дружило с Белоснежкой? (7)

12. Из чего была сделана карета, в которой Золушка отправилась на бал? (Из тыквы)

13. Друг Винни-Пуха. (Пятачок)
14. Как звали хитрого кота из сказки «Золотой ключик»? (Базилио)

Вопросы для третьей команды:
1. Кому несла Красная Шапочка пирожки и горшочек масла? (Бабушке)
2. Как звали девочку – обладательницу волшебного цветка из сказки Катаева «Цветик-семицветик»? (Женя)
3. Назовите отчество Федоры из сказки Чуковского «Федорино горе». (Егоровна)
4. Кто написал сказку «Золушка»? (Шарль Перро)
5. Как звали девочку, путешествующую по Стране чудес и Зазеркалью? (Алиса)
6. Что купила Муха-цокотуха на базаре? (Самовар)
7. Лучший друг Карлсона. (Малыш)
8. Какая избушка была у лисы в сказке «Заюшкина избушка»? (Ледяная)
9. Как звали сестру доктора Айболита? (Варвара)
10. Хозяйка Артемона. (Мальвина)
11. Кто поймал золотую рыбку? (Старик)
12. Автор сказки «Конёк-Горбунок». (Пётр Ершов)
19. Как звали маму-медведицу в сказке «Три медведя»? (Настасья Петровна)
20. Что сорвал купец в саду у чудовища? (аленький цветочек)

Конкурс «Угадай героя сказки».
Ведущий . Ребята, в этом конкурсе вам нужно будет отгадать загадки, герои которых сказочные персонажи.
Загадки для команд.
1. Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (Емеля)

2. Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал её кто-то.
Кто распростился с зелёною кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей? (Лягушка)

3. В диких джунглях он живёт,
Волка он отцом зовёт.
А удав, пантера, мишка –
Друзья дикого мальчишки. (Маугли)

4. Он большой шалун и комик,
У него на крыше домик.
Хвастунишка и зазнайка,
А зовут его … (КАРЛСОН)

5. Живёт в лесной избушке,
Ей скоро триста лет.
И можно к той старушке
Попасться на обед. (Баба Яга)

6. Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несёт её домой. (Маша из сказки «Маша и Медведь»)

7. Он сына мельника в маркиза превратил,
Затем на дочке короля его женил.
При этом я открою вам секрет,
Был, словно мышка, съеден людоед. (Кот в сапогах)

8. Вор пшеницу воровал,
А Иван его поймал.
Вор волшебным оказался,
И Иван на нем катался. (Сивка – бурка, конек – горбунок)

9. Вымолвил словечко –
Покатилась печка
Прямо из деревни
К царю и царевне.
И за что, не знаю,
Повезло лентяю? (Емеля)

10. Ах ты, Петя-простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался кота,
Выглянул в окошко. (Петушок)

Библиотекарь: молодцы. Ребята, справились со всеми заданиями.

А теперь предоставим слово капитанам команд. «Конкурс капитанов»

(Здесь используется мультимедийная презентация «Эти чудесные сказки»)

А теперь мой помощник предлагает вам новый конкурс. На сцену выходит ученый кот.

Кот : Куда же мне пойти? Направо или налево?. Что сделать сказку рассказать или песню спеть? О, да тут ребята. Пойду - ка я прямо к ним. Здравствуйте ребята. Вы меня узнали7 Кто я? Кот – ученый. А кто написал обо мне стихотворение? Александр Сергеевич Пушкин. (показывает портрет Пушкина). Вы уже догадались, что сейчас мы с вами будем разгадывать задания по сказкам Пушкина.

Вопросы и задания викторины

1. Как называются сказки, из которых взяты эти слова?

а) Снова князь у моря ходит,

С синя моря глаз не сводит;

Глядь – поверх текучих вод

Лебедь белая плывет.

(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».)

б) «Об оброке век мы не слыхали,

Не было чертям такой печали».

(«Сказка о попе и работнике его Балде».)

2. Назовите представителя животного мира, который в одной из сказок А. С. Пушкина помогал осуществлять желания. Кто это? Назовите сказку. (Золотая рыбка. «Сказка о рыбаке и рыбке».)

3. Звучит песня «Во саду ли, в огороде». Чья это песенка? Из какой сказки? (Песенка белки из «Сказки о царе Салтане».)

4. Сколько раз старик из «Сказки о рыбаке и рыбке» закидывал невод в море? (Три раза.)

5. С чем пришел невод в первый раз? (С одною тиной.)

6. С чем пришел невод во второй раз? (С травой морскою.)

7. С чем пришел невод в третий раз? (С золотой рыбкой.)

8. Что случилось с попом с первого щелчка? («Прыгнул поп до потолка».) Со второго? («Лишился поп языка».) С третьего щелчка? («Вышибло ум у старика».)

9. Какой предмет погубил молодую царевну? (Яблоко.)

10. О каких чудесах говорится в «Сказке о царе Салтане»? (О чудном острове с городом, о ручной белке, о богатырях, о царевне Лебеди.)

11. Продолжите стихотворение «Зимний вечер».

Буря мглою небо кроет…

Вихри снежные крутя;

12. Кто подарил царю Дадону золотого петушка?

(Вот мудрец перед Дадоном

Стал и вынул из мешка

Золотого петушка.)

13. Почему золотой петушок заклевал до смерти царя Дадона? (Петушок отомстил за своего хозяина-мудреца.)

14. Какими словами бранила старика старуха в «Сказке о рыбаке и рыбке»? («Дурачина ты, простофиля!»)

15. Какими словами обращается царица к волшебному зеркальцу? («Свет мой, зеркальце! скажи…»)

16. Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря?

(Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.)

17. За какую плату согласился работать Балда у попа?

(«Буду служить тебе славно,

Усердно и очень исправно.

В год за три щелка тебе по лбу…»)

18. Какими словами обращается старик к золотой рыбке? («Смилуйся, государыня-рыбка!»)

19. Какими словами утешала старика золотая рыбка? («Не печалься, ступай себе с богом!»)

20. Как золотой петушок давал знать Дадону, что все кругом царства спокойно?

(Коль кругом все будет мирно,

Так сидеть он будет смирно…)

21. Какие волшебные превращения происходят в «Сказке о царе Салтане»? (Царевна превращается в лебедя, чародей – в коршуна, князь Гвидон – в комара, в шмеля, в муху.)

22. К кому обращался королевич Елисей за помощью, когда искал царевну-невесту? (К солнцу, к месяцу, к ветру.) Кто ему подсказал, где искать царевну? (Ветер.)

23. В каких сказках Пушкина встречаются числа? («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Три щелка в «Сказке о попе и работнике его Балде». Тридцать три богатыря, три девицы в «Сказке о царе Салтане». Тридцать три года жили старик со старухой у синего моря, трижды закидывал невод старик в «Сказке о рыбаке и рыбке». И т. д.)

Ведущий.

Это Пушкин. Это чудо.

Это прелесть без конца.

В нашей жизни вечно будут

Сколько сказок у поэта?

Их не много и не мало,

Но все Пушкинские – это

Наше вечное начало.

Ведущий . Молодцы, ребята! Вы хорошо знаете сказки, а значит много читаете. Наша викторина подходит к концу. И пока жюри будет подводить итоги, я предлагаю показать вам свой еще один талант, а именно талант актеров. Итак, начинаем новогодний театр. У меня в шкатулке лежат шарики с запрятанными внутри названиями сказок. Сейчас капитаны команд выберут себе шарик. Команда должна подготовиться за 5 минут и показать зрителям инсценировку этой сказки. Можно со словами, можно только движениями и жестами. Попрошу подойти ко мне капитанов.

Названия сказок: «Репка», «Теремок», «Курочка – ряба», «Снегурочка», «Волк и 7 козлят», «Три поросенка», «Красная шапочка».

Ведущий. Спасибо, ребята, всем за участие в конкурсах, предоставляем слово жюри.
Подведение итогов. Награждение победителей викторины.

Использованная литература:
1. Книга для умников и умниц. Справочник эрудита. -М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 2001.- 336 с.
2. Творческий опыт работы с книгой: библиотечные уроки, читательские часы, внеклассные занятия / сост. Т.Р. Цымбалюк. – 2-е изд.. – Волгоград: Учитель, 2011. – 135 с.
3. Хоббиты, добывайки, гномы и прочие: Литературные викторины, кроссворды, лингвистические задания, новогодняя пьеса / Сост. И.Г. Сухин. – М.: Новая школа, 1994. – 192 с.
4. Чтение с увлечением: библиотечные уроки, внеклассные мероприятия / сост. Е.В. Задорожная; – Волгоград: Учитель, 2010. – 120 с.

Просмотр содержимого презентации
«зима 6»




А.С.Пушкин

Дюймовочка

Сказка о рыбаке и рыбке

Русская народная сказка

Сказка Братьев Гримм

Муха - цокотуха

Корней Чуковский

Курочка - ряба

Ганзель и Гретель

Г.Х.Андерсен




Появилась девочка в чашечке цветка.

И была та девочка чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке девочка спала.

И маленькую ласточку от холода спасла.






«Зеркальце, зеркальце дай ответ мне, кто всех красивее в нашей стране?»

И зеркало ей отвечало: «Самая красивая в стране – это ты, королева».


То не золото сверкает,

То не солнышко сияет,

Это сказочная птица

В сад на яблоню садится.



Соедините начало и конец названий сказок.

Царевна -

Хаврошечка

Крошечка -

лягушка

Финист -

Бессмертный

Кащей -

Викторина по литературному чтению «Мир зимней сказки» 2 класс

Ступченко Ирина Николаевна учитель начальных классов первой категории МБОУ СОШ № 19 город Краснодар
Описание: Данный материал можно использовать учителям начальных классов для проведения внеклассных мероприятий, уроков литературного чтения для учащихся младших классов.
Цель: Формирование знаний и навыков по сказкам через восприятие детских литературных произведений.
Задачи:
- развивать навыки самостоятельного чтения;
- развивать умение анализировать информацию, формулировать собственную точку зрения;
- способствовать правильному ориентированию в детской литературе;
- организовать эмоционально-эстетическое восприятие;
-развивать речь учащихся; развивать навык осознанного и правильного чтения;
- формировать умение отвечать на вопросы по содержанию викторины;
Оборудование : листы с тестовыми заданиями, слайды, интерактивное оборудование.

Задания викторины

1. В каком литературном произведении главную героиню звали Герда?
а) «Снегурочка» б) «Снежная королева» в) «Щелкунчик» г) «12 месяцев»


2. Зачем отправила мачеха в лес героиню сказки «12 месяцев»?
а) за подснежниками б) погулять в) собрать грибы г) собрать орехи
3. Как добралась мама дяди Фёдора в Новогоднюю ночь в Простоквашино?
а) на электричке б) пешком в) на самолёте г) на лыжах
4. Кого напугали главные персонажи сказки «Зимовье»?
а) старушку б) медведя в) волков г) детей


5. Кем была варежка для маленькой девочки?
а) котом б) собачкой в) белочкой г) ёжиком


6. Кому должен был доставить письмо снеговик-почтовик?
а) лесным обитателям б) маленькому мальчику в) гномам г) Деду Морозу


7. Кто превратил прекрасного принца в Щелкунчика?
а) крыса б) волшебник в) Снежная королева г) фея
8. Почему уснула Алёнушка в сказке «Морозко»?
а) от укуса пчелы б) съела отравленное яблоко в) очень устала
г) дотронулась до посоха Деда Мороза


9. Что подарил месяц Апрель Падчерице?
а) шоколад б) колечко в) цветы г) игрушку
10. Какая сказка лишняя?
а) «Снегурочка» б) «Щелкунчик» в) «Морозко» г) «Дюймовочка»

Елена Какинская
Литературная викторина «По дорогам зимних сказок»

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Виды детской деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы, музыкально-художественная, игровая.

Задачи:

1. Обобщить знания детей о народных сказках и сказках детских писателей на зимнюю тему.

2. Развивать умение узнавать сказки и их героев, развивать творческое воображение, речь, ассоциативную память, мышление и слуховое внимание.

3. Воспитывать дружелюбие, честность, справедливость. Воспитывать любовь к устному народному творчеству и к авторским сказкам. Вызвать положительный эмоциональный отклик, желание принимать участие в соревновательных играх развивающего характера.

Материал: иллюстрации к сказкам, книги, предметы (ведерко, корзинка, шапка, волчий хвост, роза, горшок, печь, рукавица, видеоматериалы, маски животных, декорации, фишки.

Предварительная работа:

1. Чтение и слушание в аудиозаписи народных сказок «Заюшкина избушка», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Снегурочка», «Девочка – снегурочка», «По щучьему велению», «Зимовье зверей», «Рукавичка», «Морозко», «Два Мороза» и авторских сказок В. Одоевский «Мороз Иванович», С. Маршак «Двенадцать месяцев», Г. Х. Андерсен «Снежная королева».

2. Беседы по их содержанию.

3. Совместные и самостоятельные игры с настольным театром.

4. Просмотр мультфильма «Мороз Иванович», «Снежная королева».

Ход викторины.

Ребята, мы много читали сказок. А вот хорошо ли вы их помните? Сегодня мы это выясним. Приглашаю вас принять участие в литературной викторине под названием «По дорогам зимних сказок».

При этом надо соблюдать определенные правила викторины:

1. Ведущий задает вопрос каждой команде по очереди.

2. Если игроки этой команды не дают ответа, то право отвечать передается команде соперника.

3. За правильный ответ дается фишка.

4. В конце викторины выявляется команда-победитель, набравшая большее количество фишек.

Все участники разбиваются на 2 команды:

команда девочек – «Марьюшки» и команда мальчиков «Иванушки».

Итак, путь.

Задание № 1 «Назови сказку» .

Внимание на экран. Я показываю иллюстрации к сказкам о зиме, а вам надо правильно назвать сказку (командам предлагаются иллюстрации к сказкам: «Заюшкина избушка», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Снегурочка», «Девочка – снегурочка», «По щучьему велению», «Зимовье зверей», «Рукавичка», «Морозко», «Два Мороза», «Мороз Иванович», «Двенадцать месяцев», «Снежная королева»).

Задание № 2 «Загадки» .

Вы должны прослушать загадку до конца и дать ответ.

1. В какой сказке главная героиня превратилась в облачко? («Снегурочка»)

2. В какой сказке домашние животные жили в лесу? («Зимовье зверей»)

3. Кто в сказке вместо удочки использовал свой хвост? (волк)

4. Кого в сказках величают - батюшка? (медведь)

5. Какой подарок старик хотел сделать старухи из лисьей шкуры? (воротник)

6. Кто из Морозов моложе: Мороз – Синий нос или Мороз – Багровый нос? (Мороз – Синий нос) .

7. Что увидела Рукодельница под периной у Мороза Ивановича? (зеленую траву)

8. Какое слово должен был выложить Кай в замке Снежной Королевы? (вечность)

Задание № 3 «Чей предмет?» .

Ребята, в сказках все время происходят какие-то чудеса. Сегодня я в нашем садике нашла сундучок. Чей он, я не знаю? Давайте с вами откроем и посмотрим, что в нем лежит. (открывает) Смотрите, какой-то конверт. (читает)

«Здравствуйте ребята. Я нашел в лесу какие-то предметы, а вот кому они принадлежат, не знаю. Помогите вернуть вещи хозяевам. Морозко»

Поможем? (Да)

(Дети по очереди вытаскивают из сундучка предмет и называют чей это предмет или из какой сказки) .

Задание № 4 «Собери сказку» .

Каждой команде я даю конверт, в нем лежит разрезанная картинка к сюжету сказки. Вам необходимо собрать ее и определить название сказки.

Задание № 5 «Найди ошибку» .

Вспомните и дайте правильное название сказки.

1. «Зимовье друзей».

2. «Перчатка».

3. Девочка – снежинка».

4. «Заюшкин теремок».

5. «Лисичка-синичка и серый бок».

6. «Песочная королева».

7. «Двенадцать дней».

8. «Мороз Петрович».

9. «Сосулечка».

10. «По щучьему хотению».

Задание № 6 «Третий лишний?» .

Угадайте, что или кто здесь лишний? И почему?

1. Месяцы, подснежники, репка.

2. Снегурочка, журавль, костер.

3. Лиса, ведро, колодец.

4. Волк, Иванушка, рыба.

5. Трава, мужик, барин.

6. Избушка, синичка, заяц.

7. Перина, рукодельница, прорубь.

8. Щука, прорубь, малина.

Задание № 7 «Угадай, кто сказал»

Герой какой сказки говорил следующие фразы:

1. «Ловись, рыбка, больша и велика». («Лисичка-сестричка и серый волк»)

2. «Хочу, чтобы ведра сами домой пошли и вода бы не расплескалась». («По щучьему велению») .

3. «Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная». («Заюшкина избушка») .

4. «Я не боюсь злых чар! Пусть она только прилетит, я посажу ее прямо на печь и она растает». («Снежная Королева») .

5. «Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?» («Морозко»)

6. «Беги за мужичком, а я побегу за барином. Как сойдемся под вечер, узнаем, кому была легка работа, кому тяжела» («Два Мороза»).

Задание № 8 «Найди пару» .

Вам надо правильно составить пару.

* Снежная Королева – ледяной дворец.

* Емеля – щука.

* Заяц – лубяная избушка.

* Девочка – подснежник.

* Звери – домик.

* Снегурочка – облако.

* Морозко – сундук.

* Лиса – рыба.

Русская народная игра «Бабушка Маланья» (см. приложение).

Задание № 9 «Покажи сказку» .

Инсценировка украинской народной сказки «Рукавичка».

Задание № 10 «Кроссворд».

У меня в руках письмо, а от кого оно вы узнаете, когда разгадаете кроссворд. В клетки нужно вписать по буквам отгадку.

Загадки к кроссворду:

1. Самое хитрое животное в русских народных сказках. (лиса)

2. Она в постельке лежала, потягивалась, с боку на бок переваливалась. (Ленивица)

3. Хочу - на печке прокачусь,

Хочу - со щукой обнимусь. (Емеля)

4. Скачет зверушка,

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар и мушка. (лягушка)

5. Ходит по двору будильник

Разгребает лапкой сор,

Расправляет с шумом крылья

И садится на забор. (петух)

6. Кто наградил старикову дочку и наказал старухину дочку? (Морозко)

7. Она – царица всех цветов,

Но погибает от мороза

И вот ответ уже готов.

Вы догадались? Это… (роза)

8. Сказочный вид транспорта с трубой. (печь)

9. Четыре копытца,

Пестры все бока,

Похож на корову,

Но нет молока. (бык)

10. Имя мальчика, которого искала Герда. (Кай)

А теперь прочитайте слово (слева – направо, которое «спрятано» в закрашенных клетках. (Снегурочка) Молодцы, с заданием вы справились.

А сейчас волнительный момент, мы узнаем победителя этой викторины.

Награждение (в «письме от Снегурочки» лежат медали за участие в викторине).

Наша викторина подошла к концу, спасибо вам за активное участие. Вы нас очень порадовали тем, что так хорошо знаете сказки. И в конце еще один сюрприз – мультфильм «Снегурочка».

Приложение.

Русская народная игра «Бабушка Маланья».

У Маланьи, у старушки, (дети движутся по кругу, держась за руки)

Жили в маленькой избушке.

Семь сыновей. (останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чем говорится в тексте: закрывают руками брови, делают «круглые» глаза, «большой» нос и уши, показывают усы и пр.).

Все без бровей,

Вот с такими ушами,

Вот с такими носами,

Вот с такими усами,

С такой головой.

С такой бородой,

Ничего не ели,

Целый день сидели, (присаживаются на корточки)

На нее глядели,

Делали вот так (повторяют за ведущим движения)

Движения могут быть самые разнообразные: можно попрыгать и поплясать, сделать руками длинный нос, погрозить пальцем или в шутку заплакать. Они могут сопровождаться звуками и возгласами, передающими настроение. Движение необходимо повторить несколько раз, чтобы ребята могли войти в образ и получить удовольствие от игры.

Литературная викторина «По дороге зимних сказок »

Цель : закрепить знание детей о зимних сказках и их героях, создать у детей

радостное, эмоциональное настроение.

Задачи

Образовательные

Вызвать желание узнавать сказку по заданию.

Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание зимних сказок, обогащать и активизировать словарь детей, расширять кругозор.

Учить быть слаженной командой, уметь договариваться между собой, действовать согласованно и соблюдать правила викторины.

Развивающие

Развивать интерес и любовь к сказкам; развивать речь детей в процессе выполнения задания, умение употреблять в речи распространенные предложения; развивать воображение, память, внимание;

Воспитательные

Воспитывать у детей любовь и интерес к сказкам и сказочным героям.

Воспитание навыков взаимодействия и сотрудничества, активности и самостоятельности, любви к чтению.

Предварительная работа : разучивание стихотворений про зиму, чтение зимних сказок «Снежная королева», «Снегурочка», «Двенадцать месяцев», «По щучьему велению», «Морозко», «Два мороза», «Госпожа метелица»,

Рассматривание иллюстраций; изготовление книжек малышек, раскрашивание раскрасок по сказкам, лепка сказочных героев, рисование по прочитанным сказкам, аппликация "Мой любимый герой сказки", драматизация сказок, разучивание пословиц, поговорок, дидактическая игра «Угадай из какой сказки предмет», просмотр мультфильмов.

Необходимый материал : иллюстрации к зимним сказкам, книги зимних сказок «Снежная королева», «Снегурочка», «Двенадцать месяцев», «По щучьему велению», «Морозко», «Два мороза», «Госпожа метелица», «Рукавичка», «Лиса и волк», «Заюшкина избушка, два набора для аппликации снегурочки, два ватмана, две доски, сказочные герои, пазлы по сказкам.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Сказочница: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в занимательное и интересное путешествие по зимним сказкам. А вы знаете зимние сказки? Вот это мы сейчас и проверим.

Вы готовы отправиться в путешествие? Тогда отправляемся на первую остановку, называется она «Отгадай названье сказки» . Я вам буду читать загадку, а вы будете угадывать, про какую сказку я вам говорю, выберите и покажите книгу отгадку.

Дед и баба вместе жили,

Дочку из снежка слепили,

Но костра горячий жар

Превратил девчурку в пар.

Дед и бабушка в печали.

Как же их дочурку звали?

(р.н.с. Снегурочка)

При честном при всем народе

Едет печка по дороге.

Кто на печке той сидит,

Что нам сказка говорит?

И в какой же это сказке

Печка едет, как салазки? (По щучьему велению)

Снег валил, клубились тучи,

Гнулись сосны до земли.

Злые люди в лес дремучий

Сиротинку завезли.

Замолчать заставили,

Замерзать оставили . (Морозко)

Шла морозная зима.

Шла морозная зима.

В проруби у озера

Серый хвост лиса-кума

Волку отморозила. (Лиса и волк)

Я – королева из страны,

Где нет ни лета, ни весны,

Где круглый год метель метет,

Где всюду только снег и лед.

Безмолвие, покой люблю,

Шум и веселье не терплю. (Снежная королева)

Свой дом зимою, в холода

Она слепила изо льда.

Но дом стоял прекрасно в стужу,

Весной же превратился в лужу.

Дом лубяной построил Зайка.

Теперь, читатель, вспоминай-ка,

В какой же это сказке (Заюшкина избушка)

Удивляется народ:

Едет печка, дым идёт,

А Емеля на печи.

Ест большие калачи!

Чай сам наливается.

По его хотенью.

А сказка называется (По щучьему велению)

На первую ступеньку

Встал парень молодой,

К двенадцатой ступеньке

Пришел старик седой.

К двенадцатой ступеньке

Пришел старик седой.

На первую ступеньку

Встал парень молодой. (Двенадцать месяцев)

Снег теперь уже не тот,

Потемнел он в поле.

На озерах треснул лед,

Будто раскололи.

Разбегайтесь, ручьи,

Растекайтесь, лужи.

Вылезайте, муравьи,

После зимней стужи. (С. Маршак «12 месяцев»)

Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне. (Емеля)

Молодцы ребята, справились с задание. Пора нам отправляться на вторую станцию. На этой станции нам предстоит « исправить ошибки в названии сказок».

Заюшкин- домик (избушка)

Снежная – принцесса (королева)

15- месяцев (12- месяцев)

По щучьему – разговору (веленью)

3 - мороза (2 мороза)

Девочка - метелица (госпожа)

Заморозко (морозко)

Белка - и волк (лиса)

-«По заячьему велению» «По щучьему велению»

Зимовье – зайцев (Зимовье – зверей)

Молодцы.

Угадать сказку по отрывку».

Куда девались высокие сугробы? Где ледяные сосульки, что висели на каждой ветке? Под ногами у нее - мягкая весенняя земля. Кругом каплет, течет, журчит. Почки на деревьях надулись, и уже выглядывают из-под темной кожуры первые зеленые листочки. («Двенадцать месяцев».)

Это была высокая, статная, величавая женщина в ослепительно белой шубе и шапке из чистого снега. Мальчик сразу узнал ее. («Снежная королева».)

Идут ведра по деревне, народ дивится, а он идет сзади, посмеивается… («По щучьему велению».)

Вот они вылепили носик, сделали две ямочки для глаз, и только старик прочертил ротик, как из него вдруг повеяло теплым воздухом. («Снегурочка».)

Проглотил волк рыбку и стал пуще прежнего Лису просить, чтобы она научила его, как ему самому такой рыбы наловить. («Лисичка-сестричка и волк».)

Смотрит: перед ней сидит старик седой-седой на ледяной скамеечке да снежные комочки ест; тряхнет головой - от волос иней сыплется; духом дохнет - валит пар густой. («Мороз Иванович».)

Однажды запачкала девушка кровью веретено, наклонилась к воде, собираясь его обмыть, а веретено у нее из рук выскользнуло и упало в колодец. («Госпожа Метелица».)

Жили-были старик со старухой. Жили ладно, дружно. Все бы хорошо, да одно горе детей у них не было. (Снегурочка).

В лесу останусь, - говорит девочка. - Буду марта месяца ждать. Уж лучше мне в лесу замерзнуть, чем домой без подснежников вернуться.(12 месяцев)

И стала она день ото дня все печальнее, все молчаливее. От солнца прячется. Все бы ей тень, да холодок, а еще лучше- дождичек.(Снегурочка).

Падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела еще до свету… ничем старухе не угодишь все не так, все худо. (Морозко).

А как свечерело, набрали они хворосту, разожгли костер и давай все друг за дружкой через огонь прыгать. (Снегурочка)

Вези, вези ее, старик,- говорит мужу, куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали! Вези ее в лес, на трескучий мороз. (Морозко).

Травка зеленеет, солнышко блестит, ласточка с весною в сени к нам летит. (12 месяцев).

Вдруг Падчерица замечает костер среди деревьев. А у волшебного костра сидят братья-месяцы. (12 месяцев).

Пора нам отправляться на следующую станцию. На этой станции нам предстоит Физкультминутка « Заюшкина избушка».

В лубяной избушке

Жил заяц на опушке.

(прыжки)

А в ледяной избушке-

Лисица на горушке.

(повертели «хвостиком»)

Растаяла весною

Избушка на горушке

(показать руками крышу)

Лисица побежала

К зайцу на опушку.

(бег с повиливанием «хвостом»)

Выгнала зайчишку

Из лубяной избушки

(кулачок об кулачок)

Да сама жить стала

В избушке на опушке

(хлопки в ладоши)

И ни волк (руками показали «пасть»)

И ни медведь (показать).

Не смогли помочь.

Петушок отважный

Прогнал лису прочь

(топать ногами)

Так остался петушок

У заюшки в избушке.

(прыжки)

В лубяной избушке,

Избушке на опушке.

(показать руками крышу)

Пора нам отправляться на следующую станцию. На этой станции нам предстоит « Кто много читает, тот точно отгадает».

Что делала Рукодельница, когда у нее замерзали руки?

А) Надевала варежки;

Б) терла их снегом;

В) хлопала.

Что было под периной у Мороза Ивановича?

А) Жемчуга да каменья самоцветные;

Б) травка зеленая;

В) снег, который зимой на землю людям падает.

Чем играл Кай во дворце Снежной королевы?

А) Кубиками;

Б) снежками;

В) льдинками.

Куда девалась Снегурочка?

А) Лютый зверь умчал ее в дремучий лес;

Б) хищная птица унесла к синему морю;

В) прыгнула через огонь и растаяла.

Что делал мужик, которого не смог заморозить Мороз Синий Нос?

А) Рубил дрова;

Б) разводил костер;

В) бегал.

Какой из месяцев подарил девочке подснежники в сказке «Двенадцать месяцев»?

А) Март;

Б) Апрель;

В) Май.

Молодцы и с этим заданием справились

Отправляться на следующую станцию. На этой станции нам предстоит «Угадать, кто говорил…» и показать героя .

Чего испугалась, красавица-девица? Оставайся у меня, и если всю работу в доме хорошо справлять станешь, то и тебе хорошо будет. Смотри только, постель мне хорошенько стели да перину мою взбивай постарательнее, так, чтобы перья во все стороны летели: когда от нее перья летят, тогда на белом свете снег идет. (госпожа Метелица).

-“Битый небитого везёт” (Лисичка-сестричка и серый волк)

По щучьему велению, по моему хотению… Емеля. «По щучьему веленью»

Тепло ль тебе, девица, тепло ль тебе, красная… Морозко

Я очень стосковалась по дому. Как мне у вас ни хорошо, а все-таки не могу я здесь больше оставаться. Мне очень хочется родных увидеть.

(падчерица из Госпожи Метелицы) .

Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна. избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня же и выгнала. (Заяц из Заюшкиной избушки).

Как же мы тебя пустим? Ведь и так тесно .(Звери из Рукавички).

Если бы Снежная Королева появилась у них, то он посадил бы ее на горячую печь. Она и растаяла бы . (Кай из Снежной королевы).

- Кто меня из печки возьмет, тот со мной и пойдет ! (Пиражок из

Мороза Ивановича).

Они ругают друг друга, что не просили собольих (Мачеха с дочерью из Двенадцати месяцев).

Нет, баран, у тебя шуба теплая; ты и так перезимуешь. Не пущу ! (Бык из Зимовья зверей).

Молодцы и с этим заданием вы справились. Отправляться на следующую станцию. На этой станции нам предстоит помочь старикам. Была, говорят, у них снежная девочка. Подул сильный ветер, и разлетелась она на отдельные части. Что же теперь делать? (Слепить, собрать из частей).

Творческий конкурс «Собери из частей Снегурочку»

Сказочница: Ой, ребята, мы с вами даже не заметили, как закончилась наша викторина по зимним сказкам. Мы с Вами хорошо поиграли и вспомнили много зимних сказок. Любите сказки и рассказывайте их друг другу. А у меня для вас сюрприз (вручение пазлов по сказкам). Занимайте скорее места, мы отправляется с вами на, следующую станцию – «Детский сад».

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло.

Пусть добро навеки

Побеждает зло.