Самоуправление как эффективная форма организации досуга учащихся

Краткий анонс: Грамотно созданная структура (модель) самоуправления помогают учитывать все интересы учащихся при организации досуговой деятельности. С помощью ученического самоуправления мы не принуждаем учащихся, а предоставляем возможности для активного, полезного и интересного времяпровождения. Данный материал, может быть, применим в воспитательном процессе школы.

Самоуправлениекак эффективная форма организации досуга учащихся
(из опыта работы ГУО «Средняя школа № 43 г. Гомеля»)

Достаточно много в различных изданиях рассматривался вопрос ученического самоуправления. Необходимо ли оно в современной школе, или без него можно обойтись? Может ли самоуправление содействовать в организации досуга учащихся? Мы хотим раскрыть свою точку зрения на эту проблему. Почему проблему? Подчас многие не осознают, насколько грамотно организованное ученическое самоуправление поможет готовить школьников не только жить в обществе и государстве, но и вносить посильную лепту в его создание. Ученическое самоуправление на современном этапе – это не только грамотная организация досуга учащихся, но и возможность школьников самостоятельно выбирать пути развития, осознавать ответственность за свои действия. Другими словами ученическое самоуправление помогает учащимся приобрести личный опыт демократических отношений и формы его осознания. Ведь молодёжь – это свое рода один из скрытых ресурсов, который имеется в любом обществе и от которого зависит его жизнеспособность.
Обществу нужны люди, которые способны самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, ее социально – экономическое процветание.
Как воспитать таких людей? Необходимо создать адаптивные условия обучения и воспитания в учреждении для активной деятельности учащихся. Это возможно только при самоуправлении.
В ГУО «Средняя школа № 43 г. Гомеля» вопрос ученического самоуправления рассматривается уже давно. Обратившись к проблеме, мы предлагаем решение через создание и функционирование четкой модели ученического самоуправления. Только тогда, когда каждый участник образовательного процесса будет чувствовать собственную значимость, можно смело полагаться - Ваше учреждение образования стало не только центром досуга учащихся, но и вторым домом, в котором хорошо, комфортно и интересно каждому.
Взрослых и детей в нашей школе объединяет не просто цель, а именно вера в возможность преодоления трудностей. Без общего воодушевления сотрудничества достигнуть трудно. Общая цель только тогда будет достигнута, когда будут приложены все усилия педагогов и учащихся. В нашей школе много талантливых учеников и педагогов, которые постоянно стремятся создать творческую атмосферу. Они прилагают все усилия, чтобы жизнь в школе была интересной, увлекательной, насыщенной, чтобы школа стала очагом культуры, добра, справедливости.
Школьное самоуправление учащихся направлено на вовлечение каждого в общие дела, общий поиск и творчество.
В начале пути самоуправление учащихся рассматривалась как организация досуга, отдыха, развлечений. По мере развития самоуправления все больше места должно отводиться в содержании его деятельности общественно-полезным делам, направленным на организацию жизни, учебы, труда учащихся, участие в управлении гимназией, на защиту своих прав и интересов.
Структура органов самоуправления учитывает периодическую отчётность и сменяемость актива, непрерывность и систематичность в его работе основывается на взаимодействии разных органов.
Органы самоуправления, исходя из потребностей и интересов всего коллектива, определяют цели и задачи деятельности, перспективы работы детского коллектива.
Важной организационной стороной взаимосвязи педагогического управления и ученического самоуправления является делегирование ответственности и полномочий, т.е. передача части управленческих функций от педагогов к учащимся.
Эффективную занятость учащихся помогает организовать Парламент школы во главе с Лидером. Для того чтобы занятость учащихся была организована во всех направления, было создано 5 министерств: 1. Образования и науки; 2.Спорта и туризма; 3. Информатизации; 4. Культуры и досуга; 5. Труда и заботы; а также в Совет Министров входят секретарь БРСМ и председатель БРПО. Возглавляют Министерства, не назначенные педагогами, а выбранные всеми участниками образовательного процесса учащиеся.
В период выборов Лидера и Министров школы каждый кандидат предлагает свою программу, в которой отражает мероприятия, социально-значимые акции и полезные дела интересные и необходимые на его взгляд для школы. В течение недели учащиеся школы знакомиться с предложенными программами, и выбирают не просто хорошего человека, а инициативного «руководителя». В нашей школе это мероприятие не «одного дня». Учащиеся должны прочувствовать: насколько значимо, почетно и ответственно возглавлять Парламент школы, а избиратели должны иметь возможность узнать о своем Лидере. Выборы проводятся в соответствии с «Положением о выборах Лидера школы» по плану:

Понедельник - представление программ кандидатов в лидеры школы (каждый кандидат оформляет красочный плакат с описанием биографии и предлагаемых мероприятий, социально-значимых дел, КТД и т.д., размещает в фойе школы)
Вторник - Пресс-конференция кандидатов с избирателями.
Среда - Видео обращение кандидатов в лидеры к избирателям
Четверг - Открытая агитация кандидатов в лидеры школы
Пятница - «День тишины» перед выборами
Суббота - Творческое представление кандидатов, Выборы лидера, танцевальный вечер.
После выборов Лидера школы и утверждения Министров, Советом школы утверждается Программа, которая состоит из мероприятий, предложенных детьми, а не навязанных педагогами. В этом учебном году были предложены:
День самоуправления (в День Учителя 01.10.2016);
Организация благотворительной акции «Подари елку детям»;
Организация шефства над начальной школой;
Конкурс «Мистер и Мисс школы 23.12.2016»;
Рождественский бал 28.01.2017
Акция «Уважай возраст» 01.10.2016;
Участие в субботнике «На благо родного района» и многое другое.
Пусть предложенные мероприятия кардинальным образом не отличаются от запланированных администрацией, но это предложения детей. Именно поэтому каждый Министр чувствует ответственность за реализацию своего дела. Одно из направлений Программы – шефская помощь, организует занятость не только учащихся старших классов, но и помогает, проведению мероприятий, акций для малышей. Такое направление воспитывает ответственность не только за себя, но и за других. Стимулом в качественном выполнении поручений и массовом участии, является традиционный конкурс «Лучший класс школы». Экран соревнований классов определяет ежемесячно лучший класс четверти. Награда за плодотворную работу, и умение организоваться – переходящий приз - символ лучшего класса «Скрипичный ключ», так как школа имеет музыкальную направленность. Цель конкурса- подготовка молодых граждан к участию в управлении своей страной, начиная с управления своим ученическим коллективом.
ЗАДАЧИ:
- формирование в школе демократических отношений между педагогами и учащимися, защита прав учеников;
- активизация участия в организации повседневной жизни своего класса, в реализации своих интересов и потребностей, в совершенствовании работы своей школы;
- развитие социально-значимых проектов.
Суть традиции в том, что на протяжении всей четверти учащиеся 5-11 классов соревнуются за звание лучшего. Их оценивают исходя из следующих направлений:
- соблюдение делового стиля одежды;
- поведение в столовой при приёме пищи;
- участие в акции «Макулатура»;
- организация и участие в мероприятиях ОО «БРПО», «БРСМ»;
- благоустройство территории школы;
- работа классного самоуправления;
- участие в общешкольных мероприятиях, посещение культурных мест, организация экскурсий.
Результаты работы по данным направлениям можно увидеть на специальном экране, который заполняется каждую неделю отметками по пятибалльной системе.
На наш взгляд такая работа позволяет каждому учащемуся найти свое место, чувствовать себя неотъемлемой частью, значимым подразделением. Здесь понятие «середнячек» не существует: даже если ты еще не определился, какую пользу можешь принести обществу, все равно каждый – составляющая часть целого. Пусть даже в роли исполнителя.
Самоуправление выражается в возможности самостоятельно проявлять инициативу, принимать решения и осуществлять их в интересах своего коллектива. Самоуправление призвано всеми средствами, содействовать появлению у молодых людей чувства гражданского долга, стремлению разумно сочетать личные и общественные интересы, вносить реальный вклад в решение важнейших проблем общества и является одним из важнейших этапов социализации личности молодого человека, его самореализации и самоопределения. А годовая циклограмма деятельности ученического коллектива позволяет школе стать центром досуга.
С помощью ученического самоуправления мы не принуждаем учащихся, а предоставляем возможности для активного, полезного и интересного времяпровождения.
Самоуправление специфическая организация коллективной деятельности, целью которой является саморазвитие личности.
Грамотно созданная структура (модель) самоуправления помогают учитывать все интересы учащихся при организации досуговой деятельности.
Обучение навыкам самоуправления, свободного выбора и ответственности позволяет развить у учащихся желание участвовать в общественной жизни, не остаться равнодушным к событиям своего государства, реализовывать свои права и свободы, отвечать за свои поступки, выбирать власть и свой путь в жизни.
Без самоуправления невозможно подлинное развитие личности в коллективе.

Идеи Ученического Самоуправления.

Всем известно, что с осени в нашей школе зародилось Ученическое Самоуправление. Но не все знают, что же это такое и зачем оно нужно. Что ж, УС - это право на управление школой и вид организации жизнедеятельности учащихся. Но по порядку: ученикам даётся право на управление школой, школьной жизнью, вместе с педагогическим составом и администрацией. УС основано на добровольности, инициативе и ответственности. В нашу команду входят те, кому небезразлична жизнь школы, те, кто хочет сделать эту жизнь лучше и интереснее. И мы пытаемся улучшить школьную жизнь через мероприятия, новые кружки. Мы хотим предложить каждому заняться чем-то интересным ему и полезным, чтобы каждый мог как-то проявить себя, развить, раскрыть таланты.

Активистская деятельность приводит к личным успехам. Она

помогает всецело раскрыть себя, попробовать в разных ролях. Многие ребята и не подозревали, что в них заложено столько энергии и идей!

Как по мне, главное качество, которое вырабатывает Ученическое Самоуправление - это гражданственность. Ведь если человек ещё в

школьные годы научится преподносить свои идеи, воплощать их, работая в команде, быть ответственным и активным - такой человек обязательно станет достойным гражданином демократического государства, которым и является наша Российская Федерация.

Высшие органы УС.

Высшими органами УС являются:

  • Общешкольная Конференция УС, созываемая один раз в год (для определения стратегического
  • развития Самоуправления и подведения итогов).
  • Совет УС собирается каждую неделю. На нём решается принятие идей мероприятий и их организация, ведётся контроль деятельности. В него входят главы всех центров и представители от каждого класса, которые доносят в свои классы всю информацию о предстоящих мероприятиях.
  • Президент - председатель УС. Он определяет направление деятельности и её действенную организацию.

Общество добрых дел.

Общество добрых дел занимается организацией общественно значимых дел, сотрудничество с организациями по защите

природы, помощи детским домам и иной благотворительностью. Воспитание доброты и милосердия, помощь тем, кто в ней нуждается. Недавняя акция помощи бездомным животным была проведена активистами Общества добрых дел.


Центр Культуры.

Центр культуры организовывает культурную жизнь учащихся, заведует школьными мероприятиями, связанными с культурой (постановки, концерты, конкурсы, выставки и проч.). Центр культуры подразделяется на два отдела: Отдел организации мероприятий и отдел тематических кружков.

Отдел организации мероприятий занимается организацией различных культурных мероприятий (концертов, конкурсов, выставок). Отдел тематических кружков имеет в ведении кружки по интересам (литературное кафе, например).


Центр Спорта.

Центр спорта призван пропагандировать здоровый образ жизни, способствовать развитию физической культуры и спорта в школе. Центр проводит различные спортивные мероприятия и игры, принимает записи в спортивные кружки и наблюдает за их работой (посещаемость, активность и т.д.). Центр спорта подразделяется на два отдела: отдел организации спортивных мероприятий и спортивный клуб школы.


Центр Образования.

Центр образования призван формировать устойчивый интерес к знаниям, ответственное отношение к учёбе, расширение кругозора учащихся. Центр организует мероприятия, направленные на развитие познавательного интереса и расширение кругозора учащихся, организует взаимопомощь учащимся, способствует участию в олимпиадах, организует проведение Дня Ученического Самоуправления (Дня Дублёра). Центр делится на два отдела: отдел организации мероприятий и кружок помощи ребятам в трудных для них предметах.


Пресс-центр.

Пресс-центр освещает работу ученического самоуправления и жизнедеятельность школы, заведует школьными газетами и статьями на сайте школы, а также радио и телевидением. Данный центр способствует формированию художественного вкуса, приобретению навыков оформительской этики.

Пресс-центр подразделяется на 4 направления: печать, телевидение, радио и статьи на сайте школы.


Стажирующий центр.

Если вы хотите участвовать в жизни школы, быть активистом, но не уверены, какое направление выбрать, то добро пожаловать в Стажирующий центр! Здесь вам помогут влиться в атмосферу активистской деятельности и определить именно ваше направление.


Офис.

В офисе работают секретари и начальник кадров, хранятся и обрабатываются документы, принимаются заявления о вступлении в УС, находится Архив. Секретари заняты составлением и упорядочением документов, отчётов о работе центров, положений мероприятий, протоколов собраний и т.д. Главный секретарь заносит положения, отчёты (в том числе фотоотчёты) и т.д. в Архив УС, обучает новых секретарей работе, помогает в упорядочении документации, отслеживает работу всех секретарей. Секретари находятся в ведении главного секретаря.

Центр правопорядка.

Центр правопорядка способствует воспитанию сознательной дисциплины и культуры поведения, выполнению всеми школьниками Устава школы; призван защищать права всех участников образовательного процесса. Центр проверяет внешний вид учащихся, дежурство, посещаемость. Центр следит за тем, чтобы на территории школы никто не курил и не распивал запрещенные напитки, никто никого не обижал и не притеснял. Центр правопорядка подразделяется на два штаба: штаб дежурств и правовой штаб. Штаб дежурств призван отслеживать работу дежурных. Цель - обеспечить нормальную работу аппарата дежурств, тем самым повысив безопасность нахождения в школе. Правовой штаб ведает защитой прав всех участников образовательного процесса и урегулированием конфликтов.



Текст: Президент Ученического Самоуправления ГБОУ школы №2053 Беликова Екатерина (10«А»)

Изображения: Хохлова Мария (9«Б»), Супрун Анастасия (10«А»).

1) Теоретические основания организации ученического самоуправления в общеобразовательной школе

Целью школьного образования является адаптация молодого человека к существующей действительности общества, в котором будет протекать его дальнейшая жизнь. Наиболее эффективная система образования ориентирована на требования, предъявляемые обществом человеку. Современная жизнь требует от человека следующих качеств: умение учиться, умение выбирать, умение общаться. Именно такие качества способствуют самореализации человека в настоящей действительности.

Одна из задач школьной системы образования - подготовка детей к выполнению функций граждан демократического государства: воспитание умения защищать свои права и выполнять свои обязанности; воспитание политической культуры. Сегодня обществу требуются инициативные люди, умеющие самостоятельно принимать решения, достигать их, сознательно отвечать за их выполнение. Воспитанию таких качеств личности способствует организация школьного ученического самоуправления и его деятельность.

Ученическое самоуправление - форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей .

Самоуправление учащихся выражается в возможности самостоятельно проявлять инициативу, принимать решения и реализовывать их в интересах ученического коллектива. Как правило, самоуправление проявляется в планировании деятельности коллектива, организации этой деятельности, анализе своей работы, подведении итогов сделанного и принятии соответствующих решений.

Ученическое самоуправление должно рассматриваться, в первую очередь, не в качестве одного из элементов воспитательной работы школы, а в качестве самостоятельного общественного института, позволяющего ученикам реализовать своё право на участие в управлении образовательным учреждением. Полноправное ученическое самоуправление даёт ребятам серьезные рычаги влияния на школьную политику - не только на свою собственную жизнь в школе, но и на жизнь взрослых, на приятие тех или иных решений, на выбор путей решения различных проблем школьной жизни, в конечном итоге - на направление развития школы. Такое самоуправление - это способ превращения учеников из «клиентов» образовательного процесса в его заказчиков.

Для становления ученического самоуправления как самостоятельного общественного института, необходимо создать, как минимум, следующие базовые условия:

Наделение ученического самоуправления правами по участию в управлении школой - реальными полномочиями, которые дают возможность серьезно влиять на школьную политику;

Разработка технологии ученического самоуправления, дающей возможность ученикам и их педагогам-наставникам проектировать и создавать системы самоуправления в условиях каждой конкретной школы;

Передача ученическому самоуправлению эффективных технологий работы, позволяющих решать актуальные школьные проблемы. Преимущественно, это технологии, используемые в работе общественных организаций;

Создание системы поддержки развития ученического самоуправления, в том числе на уровне образовательной политики, в области выстраивания взаимодействия ученического самоуправления со структурами гражданского общества, в плане информационной, методической поддержки, работы по развитию организаторских способностей школьных активистов.

При организации самоуправления важны развитие активности всех членов ученического коллектива, возложение полномочий и смена лидеров. В школе должна быть создана обстановка, при которой каждый учащийся ощущает сопричастность к решению главных задач, стоящих перед педагогами и учащимися. Развитие самоуправления помогает им почувствовать всю сложность социальных отношений, сформировать социальную позицию, определить свои возможности в реализации лидерских функций.

Современный подход к пониманию сущности развития самоуправления предполагает создание условий для социального становления учащихся, что обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Через свое участие в решении проблем школьники вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. От отношения детей к целям совместной деятельности зависит их позиция в решении управленческих проблем.

Самоуправление может развиваться практически во всех видах деятельности учащихся. Оно развивается быстрее там, где более ярко выражена сфера их интересов. Проявления самоуправления могут быть самыми разнообразными, но всех их должно объединять одно: деятельностный подход к структуре органов управления. Сначала надо увлечь учащихся каким-либо общественно значимым делом, а затем создать соответствующий орган самоуправления для его организации. Таким образом, появляется новый участок работы -- образуется новый орган самоуправления.

Можно выделить несколько направлений деятельности органов ученического самоуправления:

· представительское направление - участие ученического совета в обсуждении школьных проблем и принятии решений, выработка мнения учеников по вопросам школьной жизни, участие в работе органов общешкольного самоуправления

· разрешение конфликтов - посредничество в разрешении конфликтов внутри школы на принципах добровольности

· информационное направление - информирование школьников о школьных проблемах и путях их решения, деятельности ученического совета

· шефское направление - организация шефства старших над младшими

· внешние связи - организация взаимодействия с внешкольными структурами, органами самоуправления соседних школ, привлечение внешних ресурсов к решению проблем учеников и школы в целом

· организаторское направление - поддержка досуговых, социально-значимых и иных инициатив школьников

· правозащитное направление - защита прав учеников в школе

Приведенный список не является исчерпывающим. Возможно, ученическое самоуправление в данной конкретной школе будет вести только одно направление деятельности. Ученический совет может вести и два-три направления работы, при этом делая всю работу единой командой - как правило, небольшой группе активистов продуктивнее работать в качестве единого целого, нежели дробиться на более мелкие группы.

2) Педагогическая система организации ученического самоуправления в общеобразовательной школе.

Функции педагогов общеобразовательного учреждения по развитию ученического самоуправления.

Развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении в огромной степени зависит от директора и его заместителей. Их заинтересованность, уважительное отношение к органам самоуправления, их представителям, понимание важности их многообразия, умение найти компромиссное решение, материальная и моральная поддержка педагогов, обучающихся и родителей, активно включенных в самоуправление, - все это является важным условием создания в школе эффективной системы самоуправления, где реальную роль играют все участники образовательного процесса .

Директор общеобразовательного учреждения отвечает за разработку стратегии воспитательного процесса, включая деятельность ученического самоуправления. Кроме того, директор регулирует процессы создания правовой базы и материально-технического обеспечения функционирования ученического самоуправления.

Заместитель директора по воспитательной работе принимает активное участие в разработке концепции и программы развития ученического самоуправления, занимается вопросами методического обеспечения и обучения актива школьников. Очень важно, чтобы заместитель директора сотрудничал с классными руководителями, выбирая вместе с ними подходящий вариант самоуправления в каждом классе, его соответствие общешкольной модели. Кроме того, в его компетенцию входит консультирование органов ученического самоуправления по всему кругу вопросов.

Педагог-организатор занимается практическими вопросами, поддерживая органы ученического самоуправления, как на уровне общеобразовательного учреждения, так и на уровне первичных коллективов. Это один из важнейших специалистов, непосредственно реализующих воспитательные программы различной направленности в общеобразовательном учреждении. В его функционал, как правило, входит координирование деятельности детских и молодежных общественных объединений, действующих в общеобразовательном учреждении, их взаимодействие с ученическим самоуправлением.

Классный руководитель, который имеет возможность хорошо изучить интересы обучающихся, найти путь индивидуальной поддержки каждого, преодолеть те проблемы, которые возникают в коллективе класса, также призван внести вклад в создание условий для развития ученического самоуправления. Такой педагог, обладающий серьезными социально-психологическими знаниями, способен оказать поддержку своим коллегам в реализации принципов самоуправления в различных сферах школьной жизни (организация досуга, спорт, СМИ и т. д.)

Педагог-психолог призван сыграть особую роль в развитии ученического самоуправления. Благодаря своим профессиональным знаниям, он может помочь выявить лидерские, организаторские способности детей, организовать постоянно действующую систему психологической поддержки активистов самоуправления; консультировать классных руководителей, педагогов и администрацию по различным проблемам, возникающим в процессе организации ученического самоуправления.

Учитель-предметник также может внести свой вклад в развитие ученического самоуправления, консультируя школьников по профилю своего предмета, например, во время подготовки очередного мероприятия, проводимого силами актива обучающихся (викторина, олимпиада, конкурс и т. п.), при подготовке нормативных актов. При желании он может привнести образовательные элементы, содержательно связанные с ученическим самоуправлением, в проведение конкретных уроков. Учителя обществознания, истории и права имеют возможность проработать вопрос о включении проблем, связанных с самоуправлением, в учебные курсы. Кроме того, учитель имеет возможность непосредственно включиться в самоуправление общеобразовательного учреждения в качестве обычного участника.

Таким образом, в эффективной системе самоуправления общеобразовательным учреждением, одной из задач которого является активизация ученического самоуправления, участвует в той или иной степени почти весь педагогический коллектив.

Учить самоуправлению -- значит создавать коллективную перспективу и планировать пути ее реализации, учить каждого оценивать результаты этой деятельности и вырабатывать общую оценку. Это значит учить ребят видеть в каждом человеке личность, которая по-своему реагирует на действительность, имеет свои индивидуальные вкусы и потребности и рассчитывает на внимательное и бережное отношение.

В работе с детьми по организации ученического самоуправления важны: существо дела, позиция учителя, реальные полномочия учащихся. Ученическое самоуправление есть там, где школьники ощущают себя хозяевами школы, ответственными за происходящие в ней события, где они проявляют инициативу и творчество в совершенствовании собственной жизни, стремятся к лучшей ее организации, где каждому есть дело до каждого. Ввести в школе самоуправление -- значит поставить всех детей в позицию организаторов школьной жизни, чтобы они чувствовали себя хозяевами и действовали как хозяева. При этом установить правильное соотношение педагогического руководства, самоуправления, саморегуляции и соуправления в процессе педагогического управления, добиться их оптимального соотношения, установить связь межу ними -- главная задача управления школой.

Важной особенностью деятельности педагога-организатора, классных руководителей и педагогов является обеспечение детей и молодежи возможностью участия в разнообразных видах деятельности, которые соответствуют их интересам и склонностям, а также предоставление им социальных и моральных гарантий на развитие задатков, способностей, талантов, дарований.

Не менее важным специфическим направлением являются защита личной ценности и достоинства воспитанников, ограждение их от авторитаризма, унижений и оскорблений. Нужно создать в учреждении благоприятную и комфортную для ребенка атмосферу, отслеживать, чтобы права детей соответствовали их обязанностям, а практическая роль школьника соответствовала его статусу.

Необходимо отметить, что типичной ошибкой педагогов -- организаторов ученического самоуправления является такое взаимодействие с учащимися, когда педагог, поставив цель перед ученическим коллективом, как правило, стремится к тому, чтобы она обязательно была им принята. Добившись этого, он часто сам становится организатором ее реализации, выдвинув в качестве единственно возможного свой вариант ее достижения. Самоуправление же развивается только тогда, когда учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия. Подведение итогов, групповая рефлексия позволяют подвести учащихся к новой цели совместной деятельности, при этом на последующих этапах с каждым циклом они все самостоятельнее определяют цель, реализуемую впоследствии детским коллективом .

Есть потребность и возможность САМОУПРАВЛЕНИЯ.

Где ее нет, всякое САМОУПРАВЛЕНИЕ

Выродится в фикцию или игру».

С.И. Гессен

Самоуправление в современной школе.

Самоуправление учащихся – это самостоятельность в проявлении инициативы, принятия решения и его самореализации в интересах своей организации

Цели ученического самоуправления - воспитание гражданина с высокой демократической культурой, способного к социальному творчеству, умеющему действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества.

Системный подход к гражданскому образованию предполагает широкое использование внеурочных форм деятельности, воспитательной работы в школе, которые обладают большим потенциалом для формирования гражданских качеств личности.

Ученическое самоуправление - одно из направлений педагогической деятельности, которое занимает ведущее место в целостном учебно-воспитательном процессе, так как дополнительные знания, практические навыки и умения, социальные установки и ценности, формируемые в ходе реализации самоуправления, во многом определяют жизнеспособность и социальные перспективы выпускников школы.

В обществе и в школах происходят определенные перемены. В связи с этим меняются функции, принципы и методы организации ученического самоуправления, а также позиция педагогов и учеников.

В нашей школе ученическое самоуправление находится на стадии функционирования, движения к развитию за последние годы не наблюдается, что снижает влияние ученического самоуправления на жизнедеятельность школы. Незаметно ослабевает единство педагогического и ученического коллективов в решении вопросов школьной жизни. Это волнует и . Поэтому возникла необходимость проведения данного педсовета, который поможет решить следующие задачи:

1. Выявить степень педагогической поддержки и влияния ученического самоуправления на жизнедеятельность школы.

2. Наметить пути, формы и методы дальнейшего развития ученического самоуправления в школе.

Школа должна предоставлять учащимся возможность попробовать себя в организации и деятельности клубов, кружков, в работе школьных средств массовой информации, «избирать и быть избранным в руководящие органы», получать удовлетворение от процесса и результата своей деятельности, направленной на благо других.

Опыт последних лет показывает, что идея школьного самоуправления порой не срабатывает, где-то дает сбой, не выполняет тех функций, которые на нее возложены. Так, требования Закона "Об образовании” о создании школьных советов, где полноправными членами являются учащиеся, практически не работают. Падает заинтересованность учащихся в работе органов школьного самоуправления. Почему?

Скорее всего, проблема заключается в следующем:

1. Идея создания школьного самоуправления для России не нова, поэтому иногда слепо переносятся в настоящее время все ценности, виды деятельности с учащимися, подходы к организации школьного самоуправления без учета изменившихся социально-экономических условий в обществе.

2. Иногда педагоги, оказывались не готовы, к сотрудничеству, взаимодействию с учащимися при решении вопросов, связанных с управлением.

3. Декларирование прав учащихся на школьное самоуправление сверху, и в время отсутствие механизма реализации этих прав на самом деле не позволяют детям в полной мере использовать эти права на практике, отсюда, как следствие, фиктивная деятельность, не вызывающая интереса у школьников.

4. К организации школьного самоуправления оказались не готовы и дети. Ведь участие в школьном самоуправлении предполагает наделение учащихся определенными правами, а значит, и определенной ответственностью, которую учащиеся не спешат брать. Последние исследования по вопросам школьного самоуправления, показали, что дети настаивают на введении контроля со стороны школьной администрации за своей деятельностью, а классному руководителю отводят роль "связного” с администрацией.

5. Дети, как и все взрослые, поддерживают лишь то, что сами создают.

6. Еще одним фактором, влияющим на эффективное функционирование, является игнорирование создания "духа школы”, учет реалий скрытого содержания образованием.

Возникают вопросы:

· Может быть, не имеет смысла в нынешних условиях заниматься проблемой школьного самоуправления?

· Если организация школьного самоуправления актуальна для педагогов и учащихся, то, перечисленных выше проблем?

· Как создать школьное самоуправление?

· Как сделать работу школьного самоуправления эффективной?

Прежде чем задумываться о создании школьного самоуправления, необходимо ответить на вопрос о необходимости вовлечения детей в процесс школьного самоуправления.

Рассмотрим ответ на этот вопрос с двух позиций – подростка и педагога с учетом социально-психологических особенностей развития ребенка.

С точки зрения возрастных психологических особенностей для подросткового возраста характерна повышенная восприимчивость к социальным явлениям; для него необходимо признание, должно быть наличие мотивации на взаимодействие в группе; ребенок готов к изменениям, испытывает потребность в своих достижениях и своем самоопределении.

С точки зрения педагогов, участие в школьном самоуправлении или в деятельности общественной организации способствует формированию гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим; позволяет учащимся повысить социальную компетенцию; развивать социальные навыки поведения и установок на самостоятельное принятие решения социальных проблемных ситуаций.

Из педагогики мы знаем, что в условиях совместной деятельности поведение человека становится более плодотворным, чем в условиях индивидуального поведения.

У,обучающихся, возникает желание действовать в соответствии с теми ожиданиями, которые они имеют по отношению друг к другу, что впоследствии проявляется в их поведении.

На поведение подростков влияют также требования социальной среды в виде обязанностей, традиций, правил поведения и моральных норм.

Подростки стремятся к групповому объединению тогда, когда видят в этом перспективу интересной жизни, возможность решить свои проблемы. При этом очень важно обеспечить осознание своих потребностей, целей и получения практического результата деятельности.

Основное предназначение ученического самоуправления – удовлетворить индивидуальные потребности обучающихся, направленные, прежде всего на защиту их гражданских прав и интересов. Участие в решении насущных проблем школы, участие обучающихся в ученическом самоуправлении способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим, позволяет повысить социальную компетенцию, развивает социальные навыки поведения и установки на самостоятельное принятие решений в проблемных ситуациях.

Так же, воспитательное значение ученического самоуправления состоит в том, что, практически выступая в роли организаторов в своем коллективе, воспитанники приобретают ряд моральных качеств, необходимых человеку нашего времени, таких как:

Прежде всего, это личная ответственность каждого за общее дело, за успехи своего коллектива, глубокая преданность общим задачам. Выступая при правильной постановке самоуправления в роли уполномоченных коллектива, дети приучаются видеть в интересах общего дела свои личные интересы.

Сделать учащихся активными участниками воспитательного процесса – это важная и ответственная задача. Привлечение школьников к общественной жизни школы, расширяет их опыт воспитательной деятельности, меняет их отношение к школе, к Родине, к окружающим, способствует пониманию того, что окружающие нуждаются в помощи, поддержке, в сопереживании. Общие дела и интересы сплачивают детей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование гражданско – патриотического и духовно – нравственного становления личности ребенка.

В нашей школе функционируют детское объединение «Городок детства» и ученическое самоуправление. В состав ученического самоуправления входят учащиеся 5-9 классов. Существуют постоянные органы самоуправления – это 4сектора: вожатый, старосты, досуг и пресс-центр. Есть положение о школьном самоуправлении. Учащиеся школы организовывают рейды по проверке классных уголков, дежурств по школе, посещаемостью учащихся, участвуют в организации различных мероприятий и КТД. Ребята учатся таким необходимым в жизни человека качествам, как умение принимать решение, взаимодействовать с товарищами, помогать другим, осуществлять их предложения и привлекать к осуществлению собственных решений. Обучающиеся стараются ответственно относиться к порученному делу, но, к сожалению, не все ребята это понимают. Ученическое самоуправление определяет основные направления деятельности ученического коллектива. В начале учебного года на заседании ученического совета актива, обучающихся, был составлен план работы самоуправления на учебный год, который скоординирован с планом учебно-воспитательной работы школы.

Особое место в планировании отведено коллективно-творческим делам. В ходе подготовки и проведения коллективно-творческих дел его участники осуществляют все этапы самоуправления:
– совместно определяют цель своей деятельности;
– договариваются о средствах и способах ее реализации;
– управляют процессом ее осуществления;

результат (подводят итоги «Вести из класса»).
Среди учащихся много творческих детей. Все они входят в состав ученического самоуправления, которые, помогают в подборке материалов для сценариев.

Список использованной литературы:

1.Журнал «Классный руководитель», Москва,2008г.,№4

2.Журнал «Классный руководитель», Москва, 2008г.№2.

3.Е.Н.Степанова «Воспитательный процесс: изучение эффективности», Москва, «Сфера», 2001г.

4. Н.И.Дереклеева «Справочник классного руководителя», Москва, «Вако», 2005год.

5.Журнал «Классный руководитель», Москва, 2007г.,№2.

6. И.А.Руднева. «Школа и родители»., Волгоград, «Учитель», 2006год.

7.Журнал «Классный руководитель», Москва, 2007 год, №5.