Часто Средние века считают темным пятном на страницах истории, царством мракобесия: на кострах сжигали ведьм, а на улицах царили страх и уродство. Само название подчеркивает безликость этой эпохи, которую затмевают две соседние: античность и Возрождение, более богатые в эстетическом и культурном смысле.

Если вы когда-нибудь обращались к текстам, созданным более пяти веков назад, то согласитесь с тем, что события, описанные в них, изложены совсем не так, как мы привыкли. Возможно, это связано с тем, что тогда мир еще представлялся людям в чудесном одеянии тайны, а европейское общество еще не потеряло веру в сверхъестественное. Попробуем разобраться, в каком свете представала жизнь, когда человечество и мир были моложе.

Яркость и острота жизни

Человеческие чувства выражались более непосредственно. Душа не скрывала чувств, а разум не старался их подавлять. Радость и горе, смех и слезы, нищета и богатство демонстрировались всенародно без стеснений и страха. Ритуал пронизывал всякое действие или поступок, «возвышая их до прочего внеземного стиля жизни».

Это касалось не только самых важных событий жизни человека (рождения, брака и смерти, достигавших блеска мистерии), но и общественных мероприятий: торжественной встречи короля или казни, которая становилась не только нравоучением, но и ярким зрелищем.

Конечно, жизнь средневекового человека не отличалась красотой сама по себе. Условия жизни без электричества, канализации и отопления были далеки от того, чтобы называться прекрасными, а потому красоту необходимо было создавать искусственно.

Стремление к прекрасной жизни

В Средние века эстетическое мировосприятие преобладало над логическим и этическим. Формы жизненного уклада преобразовывались в художественные, а общество становилось всё более игровым, до такой степени, что любое действие превращалось в обряд.

Искусство Ренессанса появилось в мировой истории не на пустом месте. Культура на исходе Средневековья - «расцвечивание аристократической жизни идеальными формами жизни, протекающей в искусственном освещении рыцарской романтики, это мир, переодетый в наряды времен короля Артура».

Такое искусственное, эстетическое освещение всех событий создавало сильное напряжение, формируя мысли и нравы средневекового человека.

Жизнь придворных была пронизана эстетическими формами до неприличия, пестрота красок здесь слепила горожан, что лишний раз доказывало и обосновывало власть высшего сословия. Грязные попрошайки, торговцы и деревенщины видели истинное доказательство благородного происхождения в красотах одеяний знати и придворных убранствах.

Формализация жизни

Земная жизнь, облекаясь в эстетические формы, не только привлекала к себе внимание, но и обретала ранее неизвестное человечеству измерение. Формализм в отношениях подчас препятствовал естественному общению между людьми, однако, доставлял им наибольшее эстетическое удовольствие, занимая промежуточное положением между искренностью и этикетом.

Есть что-то трогательное в том, что «прекрасные формы», выработанные в жесткой борьбе поколения людей пылкого нрава, иногда превращались в нескончаемые вежливые препирательства.

Посещение храма превращалось в род менуэта: при выходе возникало соперничество за предоставление особе более высокого ранга права раньше других перейти через мостик или через узкую улочку. Как только кто-либо доходил до своего дома, он должен был - как того еще и поныне требует испанский обычай - пригласить всех зайти к себе в дом чего-нибудь выпить, от подобного предложения каждому следовало учтиво отказаться; затем нужно было немного проводить остальных, и все это, конечно, сопровождалось взаимными препирательствами.

Йохан Хёйзинга

Громогласные страдания напоказ считались не только уместными, но и красивыми, что превращало повседневную жизнь в подлинное драматическое искусство.

Боль обретает ритм

Похоронные обряды также сопровождались торжеством страдания, в котором горе облекалось в прекрасные и даже возвышенные формы.

Реальная действительность перемещалась в сферу драматического. В более примитивных культурах, погребальные обряды и поэтические погребальные плачи все еще представляют единое целое; траур своей пышностью призван был подчеркнуть, сколь огорчен поражённый скорбью.

Йохан Хёйзинга

нидерландский философ, историк, исследователь культуры

В таких формах легко теряются настоящие переживания. Вот отрывок из записок Алиеноры де Пуатье об овдовевшей Изабелле Бурбонской: «Когда Мадам оставалась сама по себе, вовсе не пребывала она неизменно в постели, так же, как и в покоях». Что свидетельствует о сознательном стремлении к драматизму, причиной которого были общественные обычаи.

Людям нравилось, когда всё, что имело отношение к сфере этического, принимало эстетические формы.

Особой категорией людей, к которым обыватели испытывали неподдельный интерес, были проповедники и аскеты. Изумление перед смирением и умерщвлением плоти святых подвижников, перед покаянным отречением от грехов доходило до высшей степени любования и восхищения. Любое личное переживание, волнение и достижение должно было найти необходимую публичную форму выражения, закреплённую в культуре.

Любовь и дружба

Появляется особая форма дружбы, называемая миньонством - она просуществовала до XVII века. Каждый уважающий себя придворный имел близкого друга, привычки, одежда и внешний вид которого необходимым образом должны были повторять его собственные. Миньонов брали с собой на свидания, прогулку, работу. Такая дружба носила исключительно эстетический смысл и была призвана разбавить одиночество и скуку, а также добавить симметрию в жизнь.

Учтивость и этикет были напрямую связаны с одеждой, которая имела опредёленные смыслы.

Например, если девушка желала заявить о верности возлюбленному то, надевала одежду синего цвета, в то время как одежда зелёного цвета свидетельствовала о влюблённости.

В любви для тех, кто не порывал со всеми земными радостями вообще, проявлялись цель и сущность наслаждения прекрасным как таковым. Чувство влюбленности ценилось намного сильнее чем отношения, а тем более брак. Часто бывало, что молодая замужняя женщина оставалась дамой сердца многих рыцарей, которые выкрикивали её имя на поле брани.

Всё красивое - каждый звук или цветок - украшало любовь. Литература, мода, обычаи упорядочивали отношение к любви, создавали прекрасную иллюзию, за которой люди мечтали следовать. Любовь стала формой фантастического желания. Рыцарский турнир предлагал игру в любовь в наиболее героической форме. Победителю доставался особый подарок в виде платка или поцелуя возлюбленной.

Короткое замыкание

Важно понимать, что средневековый человек жил совершенно в другом мире, нежели мы. Его жизнь была пронизана божественной тайной, а потому любое явление расценивалось как знак свыше.

Он жил в семиотически насыщенном мире. Полном смысловых отсылок и высших смыслов проявлений Бога в вещах; он жил в природе, которая постоянно говорила на языке геральдики.

Умберто Эко

философ, специалист по семиотике и средневековой эстетике

Лев, орел, змей - не только настоящие животные, но символы, указывающие человеку путь к истине, которые значили больше, чем предметы сами по себе. Аллегоризм распространялся на все явления жизни и даже служил призывам к действию.

Часто, когда шум дождя вводит в транс, либо свет лампы преломляется определенным образом, мы тоже можем испытать другую гамму чувств, обычно скрытых в повседневной жизни и делах. Это дает нам ощущение бесконечной тайны мира и может сделать немного счастливее, вернуть в состояние, которое средневековый человек испытывал всегда.

Тёмные века - причина света Возрождения

Красота повседневной жизни считалась греховной, благодаря чему приобретала двойную притягательность, и если перед ней сдавались, то наслаждались как никогда страстно.

В искусстве религиозный сюжет спасал красоту от печати греховности. Если в Средние века в музыке и изобразительном искусстве видели смысл, только если они являлись частью почитания Христа, а вне церкви заниматься искусством было предосудительным, то Ренессанс, преодолев устаревшее представление о радостях жизни как о греховных, «стремится наслаждаться всей жизнью целиком».

Искусством становится вся жизнь, и даже самые неэстетичные формы преобразуются в высшее свидетельство красоты и любования.

В эпоху Нового Времени искусством начинают наслаждаться в отрыве от жизни, оно начинает возвышаться над ней, а сама по себе жизнь теряет эстетическое измерение. С этой потерей и связана тоска по средневековью, эпохой, в которой небо было выше, а трава зеленее.

1. Что такое Средние века?

  • Обдумайте название эпохи «Средние века»: как и почему оно возникло, каков его современный смысл?

Несколько тысячелетий продолжалась история Древнего мира. С падением в конце V века Западной Римской империи ей на смену пришла новая эпоха всемирной истории, продолжавшаяся до конца XV века. Эту тысячелетнюю эпоху принято называть Средними веками или Средневековьем.

    Среди учёных существуют и другие мнения о том, когда закончилось Средневековье. Так, довольно широко распространена точка зрения, что Средневековье завершилось в середине XVII века.

Название «Средние века» сначала кажется немного странным: почему века- «средние»? Понятно, что сами люди того времени не могли считать, что живут в Средние века. Для того чтобы возникло такое название, на смену этой эпохе должна была прийти следующая. В XV-XVI веках многие образованные люди восхищались достижениями античности, а века, наставшие вслед за падением Рима, считали временем культурного упадка, когда не создавалось ничего ценного, а лишь разрушалось наследие Греции и Рима.

Средневековый монастырь Мон-Сен-Мишель. Франция

  • Назовите важнейшие достижения культуры Греции и Рима.

Теперь же, как полагали, наступает новая эпоха, когда античность возрождается. А в промежутке между античностью и своим временем видели лишь дикость и суеверия, нашествия и войны, когда даже говорить по-латыни почти разучились. Вот это тысячелетие они и стали называть «Средние века».

В самом этом названии была заложена отрицательная оценка Средневековья, у которой и позже находились сторонники. Так в истории закрепился образ «тёмных веков», времени бесконечных войн, разрушений, жестокости. Даже сейчас иногда можно услышать определение «средневековый» в значении «дикий», «жестокий», «невежественный». Действительно, жестокости и невежества тогда хватало - как, впрочем, и в любую другую эпоху.

Но отметим другое. Средние века были временем трудолюбивых крестьян, благородных рыцарей, мудрых государей, вдохновенных поэтов. В Средние века люди строили величественные соборы, писали замечательные книги, совершали великие открытия. Прекрасного и мудрого в той эпохе было ничуть не меньше, чем в любой другой. И потому учёные давно уже отказались от однобокого представления о Средневековье как о чём-то только плохом или только хорошем. Ведь в то время, как и в любое другое, добро и зло, свет и тень были неотделимы друг от друга.

Среди историков нет согласия в вопросе о том, можно ли распространять понятие «Средние века» и определение «средневековый» за пределы Западной и Центральной Европы (только по отношению к которым они первоначально применялись). С одной стороны, развитие каждой части света имеет неповторимые черты, и такого Средневековья, какое было в Европе, не было ни в Азии, ни в Африке, ни в Америке. С другой стороны, в их развитии были и важные общие черты. Поэтому многие учёные считают, что и Восток имел своё Средневековье, которое по времени совпало со Средневековьем западным.

Рогир ван дер Вейден. Триптих семьи Брак. Фрагмент. Пейзаж. Около 1452 г.

Эпоха Средневековья оказалась намного короче, чем уже известная вам эпоха Древнего мира. Но всё же тысячелетие - это долгий срок, в течение которого в жизни людей произошли важные перемены. Чтобы лучше понимать их, историки выделяют в Средневековье три периода. Сначала на руинах античности постепенно складывается новое устройство общества. Это - раннее Средневековье, длившееся с конца V по конец XI века. Затем наступает этап расцвета Средневековья. Зрелое Средневековье продолжалось более двух столетий, примерно до начала XIV века. Наконец, XIV-XV века - это позднее Средневековье, его «осень», преддверие той эпохи, которая пришла ему на смену, - Нового времени.

Начало Средневековья, или по-другому — Раннее Средневековье, относят ко времени упадка Римской империи, то есть к III-V векам нашей эры, а конец, то есть Позднее Средневековье, — ко времени Возрождения (XIV-XVI века). Многие короли мечтали возродить Великую Римскую империю, но по-настоящему это так и не удалось.

Однако Возрождение, пусть не империи, а величия человеческого духа, все-таки состоялось, и этот высочайший взлет стал одновременно и венцом, определив окончание эпохи Средних веков.

К XVI веку в Европе сформировались языки, на которых и поныне изъясняются европейцы, сложились государства и нации с их особенностями, обрели завершенность религиозные учения, определились нравственные и философские ценности. Великие научные и географические открытия изменили представления о мире, да и сам мир стал иной!

И вот тогда на смену Средневековью явилась эпоха Нового времени.

Впрочем, человек не называет сам время, в котором живет. Он просто живет. Даже мы с вами, просвещенные люди двадцать первого века, не повторяем то и дело: мы — люди эпохи великих научных открытий, эпохи освоения космоса, люди, проникшие в тайны микромира. Мы не знаем, как историки грядущих веков назовут наше время, но ведь как-нибудь обязательно назовут.

Древние греки, жившие в эпоху Античности и создавшие шедевры мировой культуры, конечно, гордились ими, но им и в голову не приходило называть эти шедевры античными, как принято ныне. Не мог же, например, знаменитый скульптор Фидий (V век до нашей эры), завершив работу над статуей Зевса, воскликнуть в порыве восхищения собственной гениальностью: “Ах, какую изумительную античную статую я создал!”

Потому что слово “античность” в переводе с греческого означает древность, и только спустя тысячу лет историю Древней Эллады и Древнего Рима люди нарекли Античной эпохой, то есть эпохой Древности.

А человек средних веков просто жил, как умел: воевал, торговал, трудился, растил детей. Плакал, если было плохо, пел, когда веселился. И потому, наверное, сильно удивился бы, узнав, что потом, через многие века, эти времена назовут эпохой темных веков!

— Неправда! — воскликнул бы он. — Я жил в прекрасное время!.. Ведь как бы ни трудна была жизнь, она все равно прекрасна!

Откуда же тогда взялось понятие “Средневековье” и что оно означает?

Название “Средние века”, как и определение “Античная эпоха”, придумали гуманисты во времена Возрождения. Само Возрождение (или Ренессанс) возникло на стыке окончания Средневековья и начала эпохи Нового времени. Одной из внешних побудительных причин возникновения Возрождения было стремление возвратиться к классической латыни, — языку, на котором писали древнеримские поэты и историки, к высшим образцам античной культуры, литературы и искусства, ко всему тому, что было утрачено после крушения Римской империи. Отсюда и название — Возрождение!

Но между Античностью и Возрождением, по мнению гуманистов, зияла огромная временная пропасть чуть не в десять веков! Причем эти века гуманисты считали лишним временем, напрасно потраченным людьми на пустые споры и войны. Хотя, разумеется, для Истории лишнего времени не бывает. Но вот гуманистам (для того времени людей, безусловно, передовых!) эти века представлялись эпохой сплошного невежества, мракобесия и духовного запустения. Потому-то они и окрестили тысячелетний период, отделивший их собственное время от возлюбленной ими древности, с явным оттенком пренебрежения: “Средний век!..” Мол, так себе — век, мол, среднее времечко, и ничего в нем хорошего! Между прочим, эта презрительная оценка накрепко врезалась в сознание людей. “А, средневековье!” — до сих пор порой говорят о каком-нибудь явлении или, например, о компьютере первого поколения.

Но дело не только в веках, которые отделяют время рыцарских поединков от нашего времени, дело в сознании средневекового человека. Действительно, средневековый человек, как ребенок, охотно верил в любые, порой несусветные чудеса, жил в постоянном ожидании Божьей кары или пришествия Антихриста и, надо сказать, действительно, он совсем не был похож на нас!

Представьте, что бы произошло, если бы по средневековому Лондону проехал мотоциклист на грохочущем, изрыгающем клубы “дьявольского” дыма “железном коне”! Его сознание вряд ли бы выдержало подобное испытание!.. Согласитесь, мы сегодня куда больше готовы к появлению на Земле инопланетян, чем средневековый горожанин ко встрече с обыкновенным мотоциклистом. Мы даже рады встрече с неведомым! Но для того, чтобы нам стать такими просвещенными и невозмутимыми, человечество должно было пройти через “детские” страхи и суеверия Средневековья….

Так что же такое Средневековье?

Средневековье — это история Европы, длившаяся более тысячи лет. История жестокая, беспощадная — и в то же время пронизанная страстным поиском Идеала. Средневековье — это борьба христианства с язычеством и в то же время раскол самой христианской церкви. Средневековье — это чума, войны, крестовые походы и костры инквизиции.

Средневековье — это время рыцарей и великодушных разбойников, кощунствующих монахов и святых мучеников. Средневековье — это виселицы на центральных площадях городов и неунывающие школяры. Средневековье — это мистический карнавал, в котором под шутовскую дудочку Лик Смерти пляшет в обнимку с непобедимым Человеческим Духом…

Словом, Средневековье — это огромный мир!

Известно, что Средневековый Запад зародился на развалинах Римской империи. Известно, что Римскую империю разрушили варвары. Но как же случилось, что какие-то варвары смогли уничтожить цивилизацию, которая на протяжении тысячи лет была средоточием всего мира? Вряд ли на этот вопрос существует простой ответ, потому что падение Рима имело не одну, а множество причин, и произошло оно…

Не станем расписывать в подробностях эти убийства, скажем лишь, что за тридцать пять лет императорами были провозглашены тридцать семь человек! То есть в среднем каждый цезарь царствовал меньше года. Почти на сто лет растянулась кровавая чехарда гвардейских переворотов! Словом, в армии царила анархия, в империи — хаос, потому что, покупая власть за деньги, цезари, как…

“На форуме были видны следы уходящих богов”, — с ностальгической грустью заметил безвестный автор. Разумеется, это всего лишь красивая поэтическая метафора, но в ней с удивительной ясностью запечатлен процесс постепенного одряхления и умирания язычества. Древние римляне были язычниками. Своих богов вместе с культурой они когда-то позаимствовали у греков, только назвали их по-другому. Греческий Зевс стал…

Одна из самых ярких личностей конца II в. — начала III в. — первый Византийский император Константин Великий (306—337 гг.). Правда, при нем Византия еще называлась Восточной Римской Империей, но сути это не меняет — именно он основал новое мощное государство, которому на ближайшее тысячелетие отводилась особая роль в истории средневековой Европы. Константин был сыном…

Ключевое слово - «средняя». Средняя продолжительность жизни значительно снижалась из-за высокой смертности детей. Плохая гигиена, неразвитая медицина и повсеместные инфекции способствовали тому, что около 40% детей умирали в возрасте менее пяти лет. Но если ребенок доживал до 20, то уже ничто не мешало ему прожить еще лет 40. Выживали только самые здоровые и выносливые младенцы, поэтому средняя продолжительность жизни в ту эпоху вовсе не означала, что люди умирали по достижении 35 лет.

Конечно, до глубокой старости доживали единицы. Люди 70-80 лет встречались довольно редко и были скорее исключением, чем правилом.

Исследования, проведенные историками и демографами, показали особенности длительности жизни населения средневековой Европы. От современных показателей их отличает, в частности, вопиющая малочисленность женщин по сравнению с мужчинами, а также и их чрезвычайно высокая смертность в молодом возрасте. Несмотря на то, что мужчины в своем большинстве (особенно из рыцарских семей) уже в юном возрасте принимали участие в военных делах, соотношение мужчин и женщин в возрасте от 14 до 40 лет было довольно критическим. На 100 женщин приходилось 130 мужчин. Таким образом, если в Средние века кто-то и доживал до старости, то точно не женщины.

Характерное для Средневековья смещение демографического равновесия между мужской и женской долями населения было вызвано многими причинами. Главная из них - тяжелое положение женщин в обществе. Особенно женщин из низших сословий, которые работали в аграрной сфере. Женщины лишь в особо исключительных случаях имели поблажки в полевых работах. Немалое значение имели и очень ранние браки. Девочек выдавали замуж с 12-14 лет, после чего начинался период постоянного деторождения. Дети-погодки – самое распространенное явление для Средних веков. А поскольку, как уже было сказано, медицина оставляла желать лучшего, то роды часто осложнялись различными инфекциями и заболеваниями. Фактически жизнь женщины была в разы тяжелее, чем жизнь мужчины, даже учитывая то, что женщины не воевали.

Несмотря на то, что женщины постоянно рожали, прирост населения оставался ничтожным. Редкая семья имела в составе более пяти человек. Даже в период демографического подъема - в 13 веке - он составлял, по оценкам ученых, всего 36 % при рождаемости в 42 %.

Средняя продолжительность жизни женщины в Средние века не превышала 32 лет, а для мужчины было нормой прожить от 40 до 50 лет. Конечно, показатели различаются в зависимости от конкретной страны и века исследования, но в целом, эти данные справедливы для всего периода Средневековья.

Средними веками ученые называют период между историей древнего мира и историей Нового времени в Европе.

Их стали называть Средними в XIV-XVI веках, то есть в эпоху гуманизма. Так гуманисты — от Петрарки до Флавио Бьондо — отделяли себя от предыдущего времени.

Философы и ученые того времени хотели отделить себя от предыдущего поколения, а также сами Средние века от уже нареченной Античности, отголосками которой подпитывались острейшие умы эпохи Возрождения.

Есть масса различных делений . В учебниках, восходящих к советской традиции, началом Средневековья считается падение Западной Римской империи в 476 году. Завершается этот период так называемой Английской буржуазной революцией во второй половине XVII века. Но в тех же самых учебниках утверждается, что XVI и XVII века — это раннее Новое время, которое оказывается, как бы включенным в . Возникает некоторая путаница.


У тех, кто изучает право, будут свои аргументы с точки зрения права. Тот, кто изучает схоластику и философию, будет по-своему разделять периоды Средневековья.

Но, существует даже разделение этого исторического периода по специальному географическому признаку.

Для византинистов ключевой датой будет падение Константинополя в 1453 году. Те, кто изучает хозяйство и социальные отношения, нередко склонны ставить чуть ли не знак равенства между Средневековьем и феодализмом — одним из средневековых социально-экономических укладов. Изучающие ментальность находят следы Средневековья в пластах ученого и народного сознания вплоть до XVIII века и даже сегодня. И тогда Средние века могут тянуться до бесконечности.


Многие ученые сходятся во мнении, что Средние века необходимо делить на ранние и поздние: ранее Средневековье - с пятого по десятый века, позднее - с одиннадцатого по пятнадцатый века. Кроме того, существует еще один принцип деления - на раннее, Высокое и позднее Средневековье.

Высокими Средними века называют период с 1000 года до начала четырнадцатого века, это период примерно с 1000 года до начала XIV века, то есть от Оттона III до Данте. XIV-XV века, по образному выражению историка Йохана Хейзинга, — это "осень Средневековья", или позднее Средневековье. Если продолжить ту же игру метафор, у нас получаются "весна", "лето" и "осень". Средневековье обошлось без зимы.