Теория о двух самостоятельных ветвях власти - церковной и светской - с самого начала беспокоила императрицу, и тому были основания. Так, архиепископ Ростовский Арсений (Мацеевич) вступил в борьбу с политикой правительства в отношении Церкви. Он игнорировал постановления Духовного регламента, настаивал на удалении светских чинов из Синода, высказывался за восстановление патриаршества и против ограничения роли монастырей в управлении их имуществом. Арсений разделял взгляд патриарха Никона на значение епископской власти. В 1767 г. он был приговорен к вечному заключению.

Таким образом, отдельные протесты духовенства против секуляризации строго наказывались. Вместе с тем они способствовали окончательному определению церковно-политической позиции Екатерины II. Она прекрасно понимала, какие трудности могут ожидать государство, если земли останутся в руках Церкви, и еще более настойчиво, хотя и осторожно, стала проводить линию на секуляризацию.

27 ноября 1762 г. Екатерина II учреждает Комиссию о церковных имениях, призванную составить проект по секуляризации церковной собственности. Непосредственное проведение мероприятий было поручено Коллегии экономии, воссозданной 12 мая 1763 г. Коллегия работала под непосредственным управлением самой императрицы.

Разработка проекта длилась до 1764 г. 26 февраля 1764 г. Екатерина II подписала Манифест о секуляризации монастырских земель . Манифест объявил об изъятии земель и крепостных крестьян из монастырской собственности и передаче их в государственную казну. Отныне бывшим имуществом Синода, архиерейских кафедр и монастырей, во владении которых находилось свыше 900 тысяч крестьян и 8,5 млн десятин земли, стала управлять Коллегия экономии. Бывшие монастырские крестьяне были объявлены "экономическими" и обложены оброком, из которого Коллегия экономии выделяла определенную сумму на содержание монастырей и архиерейских домов. Сумма определялась так называемым "штатом" монастыря.

Примерно треть монастырей были разделены на "штаты" - первый, второй и третий, согласно которым монастырю перечислялись конкретные денежные суммы; некоторые обители были объявлены "заштатными" и не финансировались. Остальные - примерно две трети существовавших тогда монастырей - были упразднены.

Очень чувствительная для монастырей и епархиальных управлений, секуляризация практически не затронула приходского духовенства. Единственная мера, принятая правительством в отношении приходского духовенства, заключалась в борьбе с переизбытком духовенства в одних местах и недостатком в других. В 60-х гг. XVIII в. специальная перепись духовенства выявила не помещенных в штат по разным губерниям 12,6 тыс. церковнослужителей. Такое положение правительство сочло ненормальным. В 1769 г. был предпринят "разбор", по которому часть необучающихся детей духовенства, как и "безместные" причетники, должны были отдаваться на военную службу. При "разборе" 1784 г. было решено насильно разослать 1540 излишних священников и дьяконов из центральных епархий в отдаленные области. Детям духовенства, оставшимся после "разбора", которым было невозможно предоставить места в церковном причте, было предложено добровольно избрать себе "род жизни", т.е. поступить на службу, приписаться к купечеству, мещанам или цеховым; допускался также их переход в число государственных крестьян. В 1785 г. сверхштатному духовенству разрешалось переселяться в качестве колонистов в Таврическую губернию.



Екатерининское время характеризуется появлением новых кадров служителей Церкви, для которых было уже вполне естественным рассматривать свою деятельность как службу государству в том новом ее понимании, которое укреплялось в России со времени реформ Петра I. Отдельные рецидивы прошлых настроений, какими были, например, протесты Арсения Мацеевича, свидетельствовали о том, что в высшем духовенстве все еще сохранялись взгляды, несозвучные новым порядкам; однако правительство имело возможность опереться на широкие круги преданных ему церковных сановников.

Типичным представителем нового типа духовенства был митрополит Московский Платон (Левшин) (1775-1811). Управление свое Московской епархией он сосредоточил на улучшении положения низшего слоя приходского духовенства. Платон проводил мысль о необходимости повысить роль духовенства в государственной и общественной жизни. В связи с этим он считал недопустимым, чтобы священники испытывали материальную нужду, ибо в противном случае они не будут внушать к себе уважения со стороны народа. Гуманные черты управления Платона выразились в осуществлении общего церковного законодательства того времени. Синодский указ 1767 г. воспрещал телесные наказания священников, "чтобы через оное не теряли они должного им по характеру пастырскому почтения от общества и паствы". Известны его слова: "Я застал духовенство в лаптях, а обул его в сапоги, из прихожих ввел в залы к господам".

Много внимания митрополит Московский уделял развитию духовного образования. Он активно содействовал расширению сети специальных церковных школ и реформированию преподавания в них. Для повышения уровня образования и улучшения материального положения учителей и учеников во всех школах планировались постоянные штаты. При благочиниях предполагалось создать начальные школы для обучения чтению и письму на средства церковных приходов. Впервые была сформулирована идея церковно-приходских школ, осуществленная гораздо позже, в XIX веке.

В 1754 г. принцесса Софья Августа Фредерика Анхальт-Цербстская, принадлежавшая к одному из германских мелких княжеских родов, была выдана замуж за наследника российского престола, будущего императора Петра III. Будучи лютеранкой, она перед замужеством приняла православие, а с ним и русское имя Екатерины Алексеевны. В 1762 г. ее муж стал императором. Через 6 месяцев он был убит. Екатерина, поддерживаемая столичными гвардейскими полками, была провозглашена императрицей.

В мышлении Екатерины доминировали рационализм и практицизм. Она имела склонность к самоанализу. В ранней юности ее первым сочинением стали автобиографические записки <Портрет философа пятнадцати лет>. В них уже отчетливо проступают такие особенности ее личности, как высокий интеллект, способность к рефлексии, тонкая наблюдательность, психологическая проницательность. Ей многие говорили, и она сама любила повторять, что у нее философский склад ума.

В первые годы жизни в России, когда Екатерина была еще великой княгиней, а ее муж, Петр III, только еще считался престолонаследником, она проявляла более мудрое отношение к православной обрядности, чем ее муж. Получивший лютеранское воспитание, и еще в детстве обнаруживший неподатливость в отношении всякого, в том числе и религиозного, назидания, Петр относился к требованиям религиозно-церковной жизни без должного уважения. Екатерина писала: <Я слышала от его приближенных, что в Киле стоило величайшего труда посылать его в церковь по воскресеньям и праздникам и побуждать его к исполнению обрядностей, какие от него требовались, и что он большей частью проявлял неверие> (Екатерина II. О величии России. М., 2003. С. 482). Сама же Екатерин на протяжении всей своей жизни строго соблюдала все требования православной обрядности. Будучи человеком долга, обладая развитым чувством ответственности, она считала себя обязанной с должным вниманием относиться ко всему, что было связано с религиозно-церковной стороной ее политической деятельности

Те, кто знал Екатерину лично, сходятся во мнении, что ее отношения с Богом носили конвенциальный характер и отличались разделением полномочий. Она считала, что Бог владеет душами ее подданных, а их земные дела пребывают в ее полной власти как императрицы.

Личная религиозность Екатерины была подчинена ее политическим взглядам. В руководительстве огромной, полуварварской страной она видела свое предназначение. <Я желаю и хочу лишь блага той стране, в которую привел меня Господь; он мне в том свидетель. Слава страны создает мою славу. Вот мое правило: я буду счастлива, если мои мысли могут тому способствовать> (Екатерина II. О величии России. М., 2003. С. 60).

Будучи образованной и обладая государственным складом ума, Екатерина успешно правила огромной империей на протяжении 34-х лет. Ей были близки идеалы европейского Просвещения, и она стремилась, насколько возможно, следовать им в своей социально-политической и культурной деятельности. Ее привлекли идеи Вольтера, Монтескье, философов-энциклопедистов. Воззрения Екатерины были подчинены миросозерцательной доминанте, которую позднее стали называть антропоцентризмом. Она полагала, что в жизни отдельного человека очень многое зависит не от высших сил, а от него самого. <Счастье, — писала она, — не так слепо, как его себе представляют. Часто оно бывает следствием длинного ряда мер, верных и точных, не замеченных толпою и предшествующих событию. А в особенности счастье отдельных личностей бывает следствием их качеств, характера и личного поведения> (Записки императрицы Екатерины Второй. СПб., 1907. С. 203).

Екатерина чрезвычайно высоко ценила Петра I за его огромный вклад в дело реформирования российской социальной системы. Считая себя его преемницей, она вместе с тем осуждала те насильственные методы и ту чрезмерную жестокость, которые были характерны для преобразовательной деятельности Петра.

Будучи сторонницей западной теории естественного права, Екатерина предприняла решительные усилия по преодолению архаичности российского законодательства и его упорядочению. Она считала, что политическая свобода граждан должна быть обеспечена добротными законами. Вместе с тем, она понимала, что законотворчество будет успешным лишь тогда, когда станет учитываться специфика российской действительности. Во время одной из своих поездок по России, находясь в Казани, она в своем письме Вольтеру рассуждала: <Подумайте только, что эти законы должны служить и для Европы, и для Азии; какое различие климата, жителей, привычек, понятий: Ведь это целый особый мир: надобно его создать, сплотить, охранять>.

По инициативе императрицы была создана специальная Уложенная комиссия, которая должна была систематизировать все законы, вступившие в силу после выхода в свет Соборного уложения 1649 г. При ней упрочилось положение дворянства, о чем свидетельствовала дарованная императрицей Жалованная грамота дворянства (1785).

Екатерина была авторитарна, властолюбива, умея, однако, скрывать это от окружающих. В ее деятельности совмещались трезвый прагматизм с политической амбициозностью. Так, она одобрила возникший в середине 1770-х гг. политический план Г. А. Потемкина и А. А. Безбородко, получивший название <греческого проекта>. Его суть состояла в том, чтобы нанести сокрушительный удар по Турецкой империи, захватить Константинополь и восстановить православную Восточную империю. Внук Екатерины, названный Константином, уже виделся окружению императрицы будущим обладателем трона в Константинополе.

Отношение императрицы к церкви подчинялось принципам политико-экономического прагматизма. В середине 1760-х гг. по ее инициативе была проведена полная секуляризация монастырских землевладений и приписанных к ним крестьян. Манифест Екатерины от 26 февраля 1764 г. провозгласил отчуждение от Церкви ее земельных владений и приписанных к ним крестьян с последующей передачей в ведение государственной Коллегии экономии. В результате Церковь лишилась экономической самостоятельности. Ее доходы оказались под государственным контролем. Таким образом, к ее политической зависимости от государства прибавилась еще и зависимость экономическая. Все это соответствовало екатерининской стратегии церковно-государственной политики, в основу которой был положен принцип: <Уважать веру, но никак ей не давать влиять на государственные дела>.

Екатерина в своей религиозно-церковной политике стремилась совмещать принцип доминирования православия с принципом веротерпимости. Этого требовал статус многонациональной империи как поликонфессионального государства. В 1773 г. ею был издан указ, предписывавший Синоду проводить политику веротерпимости. <Как Всевышний Бог терпит на земле все веры, — гласил он, — то и Ее Величество из тех же правил, сходствуя Его святой воле, в сем поступать изволит, желая только, чтобы между ее подданными всегда любовь и согласие царили>. Императрица была противницей ущемления религиозных потребностей протестантов, католиков, мусульман. После завоевания Крыма она отдала распоряжение по восстановлению разрушенных мечетей.

Политическое завещание Екатерины, над которым она работала около двух лет и названное ею <Наказом> (1767), начиналось словами: <Закон Христианский научает нас взаимно делать друг другу добро, сколько возможно> (Екатерина II. О величии России. М., 2003. С. 72). В нем императрица прямо ссылалась на Моисеевы законы, в которых видела образец трактовки законов внутригосударственной жизни. <Наказ> свидетельствовал об ее стремлении рассматривать политико-правовую реальность сквозь призму христианских определений. Не случайно Вольтер, которому был отправлен французский перевод <Наказа>, назвал его <всемирным евангелием>. Другой экземпляр, переведенный на немецкий язык, Екатерина послала императору Фридриху II.

При составлении <Наказа> Екатерина использовала те философско-правовые сочинения XVIII в., которые представлялись ей наилучшими. Так, она включила в свой труд фрагменты из книги французского философа Ш. Монтескье <О духе законов> (1748) и сочинения итальянского ученого Ч. Беккариа <О преступлениях и наказаниях> (1764). <Наказ> состоял из 526 статей. Исследователи подсчитали, что содержание более 250-ти из них заимствовано у Монтескье и около 100 — у Беккариа.

<Наказ> состоял из введения и 22-х глав. В нем императрица предприняла попытку доказать, что наилучшая из всех форм правления — это монархия, имеющая своей целью славу граждан, государства и самого государя. Граждане государства должны подчиняться единым для всех законам, вызывающим уважение и страх нарушить их. Правление должно быть устроено таким образом, чтобы можно было больше предупреждать преступления, чем карать за них. Лучше внушать гражданам добронравие, чем приводить казнями их дух в уныние.

Оценки деятельности Екатерины потомками не были однозначны. Можно говорить даже о существовании полярных мнений об ее царствии. Так, например, А. С. Пушкин в своих <Исторических замечаниях> (1822) писал, что Россия, получив от Петра I мощный импульс для своего развития в начале XVIII в., при Екатерине продолжала двигаться вперед лишь по инерции. Нормальному развитию российской государственности препятствовали порочность, жестокость императрицы, ее лицемерие, умение прятать деспотизм по личиной кротости и терпимости. Пушкин указывает на ошибки ее законодательства, лицемерность ее <Наказа> и <подлость русских писателей>, прославлявших это сочинение. Поэт обвиняет Екатерину в закрепощении Малороссии, расхищении казны, преследовании независимых мыслителей, духовенства, гонениях монашества, которому Россия обязана <нашей историей, следовательно и просвещением>. В его глазах переписка Екатерины с европейскими философами — это <отвратительное фиглярство>. Окончательный приговор поэта предельно суров: <Развратная Государыня развратила и свое государство>.

Нравственный максимализм Пушкина правомерен, если рассматривать деятельность Екатерины в свете некоего идеала политического правления и законодательной деятельности. Но если сравнивать ее вклад с тем, что сделали для России предшественники императрицы, <безграмотная Екатерина I>, <кровавый злодей Бирон>, <сладострастная Елизавета> (определения самого Пушкина), то политическую деятельность Екатерины II можно расценивать как несомненный шаг вперед.

Христианская мысль

Екатерина II – Всероссийская императрица , правившая государством с 1762 по 1796 год. Эпоха её правления – это усиление тенденций крепостничества, всесторонние расширение привилегий дворянства, активная преобразовательная деятельность и активная же внешняя политика, направленная на реализацию и завершение некоторых планов .

Цели внешней политики Екатерины II

Императрица преследовала две основные внешнеполитические цели :

  • усиление влияния государства на международной арене;
  • расширение территории.

Эти цели были вполне достижимы в геополитических условиях второй половины XIX века. Главными соперниками России в это время были: Великобритания, Франция, Пруссия на Западе и Османская империя на Востоке. Государыня придерживалась политики «вооружённого нейтралитета и альянсов», заключая выгодные союзы и расторгая их при первой необходимости. Императрица никогда не следовала в фарватере чьей-то внешней политики, стараясь всегда придерживаться самостоятельного курса.

Основные направления внешней политики Екатерины II

Задачи внешней политики Екатерины II (кратко)

Основными внешнеполитическими задачами, требовавшими решения, были:

  • заключение окончательного мира с Пруссией (после Семилетней войны)
  • сохранение позиций Российской империи на Балтике;
  • решение польского вопроса (сохранение или раздел Речи Посполитой);
  • расширение территорий Российской империи на Юге (присоединение Крыма, территорий Причерноморья и Северного Кавказа);
  • выход и полное закрепление российского морского флота на Чёрном море;
  • создание Северной системы, союза против Австрии и Франции.

Основные направления внешней политики Екатерины 2

Таким образом, основными направлениями внешней политики были:

  • западное направление (Западная Европа);
  • восточное направление (Османская Империя, Грузия, Персия)

Некоторые историки также выделяют

  • северо-западное направление внешней политики, то есть отношения со Швецией и положение на Балтике;
  • балканское направление, имея в виду знаменитый Греческий проект.

Реализация внешнеполитических целей и задач

Реализация внешнеполитических целей и задач может быть представлена в виде следующих таблиц.

Таблица. «Западное направление внешней политики Екатерины II»

Внешнеполитическое событие Хронология Итоги
Прусско-русский союз 1764 Начало формирования Северной системы (союзнические отношения с Англией, Пруссией, Швецией)
Первое разделение Речи Посполитой 1772 Присоединение восточной части Белоруссии и части латвийских земель (часть Ливонии)
Австро-прусский конфликт 1778-1779 Россия заняла позицию арбитра и фактически настояла на заключении воюющими державами Тешенского мира; Екатерина выставила свои условия, приняв которые, воюющие страны восстанавливали нейтральные отношения в Европе
«Вооружённый нейтралитет» относительно вновь образовавшегося США 1780 Россия не поддерживала ни одну из сторон в англо-американском конфликте
Антифранцузская коалиция 1790 Начало формирование Екатериной второй Антифранцузской коалиции; разрыв дипотношений с революционной Францией
Второе разделение Речи Посполитой 1793 Империи отошла часть Центральной Белоруссии с Минском и Новороссия (восточная часть современной Украины)
Третье Раздел Речи Посполитой 1795 Присоединение Литвы, Курляндии, Волыни и Западной Белоруссии

Внимание! Историки предполагают, что формирование Антифранцузской коалиции было предпринято императрицей, что называется, «для отвода глаз». Она не хотела, чтобы Австрия и Пруссия внимательно отнеслись к польскому вопросу.

Вторая антифранцузская коалиция

Таблица. «Северо-западное направление внешней политики»

Таблица. «Балканское направление внешней политики»

Балканы становятся объектом пристального внимания русских правителей начиная именно с Екатерины II. Екатерина, как и её союзники в Австрии, стремились ограничить влияние Османской империи в Европе. Для этого необходимо было лишить её стратегических территорий в районе Валахии, Молдавии и Бессарабии.

Внимания! Императрица планировала Греческий проект ещё до рождения второго внука, Константина (отсюда и выбор имени).

Он не был реализован из-за:

  • изменения планов Австрии;
  • самостоятельного завоевания Российской империей большой части турецких владений на Балканах.

Греческий проект Екатерины II

Таблица. «Восточное направление внешней политики Екатерины II»

Восточное направление внешней политики Екатерины 2 было приоритетным. Она понимала необходимость закрепления России на Чёрном море, а также понимала, что нужно ослабить позиции Османской империи в этом регионе.

Внешнеполитическое событие Хронология Итоги
Русско-турецкая война (объявлена Турцией России) 1768-1774 Ряд знаменательных побед вывел Россию в ряд самых сильных в военном плане европейских держав (Козлуджи, Ларга, Кагул, Рябая Могила, Чесмен). Подписанный в 1774 году Кучюк-Кайнарджийский мирный договор оформил присоединения к России Приазовья, Причерноморья, Прикубанья и Кабарды. Крымское ханство становилось автономным от Турции. Россия получала право держать военный флот на Чёрном море.
Присоединение территории современного Крыма 1783 Крымским ханом стал ставленник Империи Шахин Гирей, территория современного Крымского полуострова вошла в состав России.
«Шефство» над Грузией 1783 После заключения Георгиевского трактата, Грузия официально получила защиту и покровительство Российской империи. Ей это было необходимо для укреплении обороны (нападения со стороны Турции или Персии)
Русско-турецкая война (развязана Турцией) 1787-1791 После ряда значительных побед (Фокшаны, Рымник, Кинбурн, Очаков, Измаил), Россия вынудила Турцию подписать Ясский мир, по которому последняя признавала переход Крыма России, признавала Георгиевский трактат. Также России переходили территории в междуречье Буга и Днестра.
Русско-персидская война 1795-1796 Россия значительно укрепила позиции в Закавказье. Получила контроль над Дербентом, Баку, Шемахой и Ганджей.
Персидский поход (продолжение Греческого проекта) 1796 Планам масштабного похода на Персию и Балканы не суждено было осуществиться. В 1796 году императрица Екатерина II умерла. Но, нужно отметить, что начала похода было вполне удачным. Полководец Валериан Зубов сумел захватить ряд персидских территорий.

Внимание! Успехи государства на Востоке были связаны, прежде всего, с деятельностью выдающихся полководцев и флотоводцев, «екатериниских орлов»: Румянцева, Орлова, Ушакова, Потёмкина и Суворова. Эти генералы и адмиралы подняли престиж русской армии и русского оружия на недосягаемую высоту.

Необходимо отметить, что ряд современников Екатерины, в том числе и прославленный полководец Фридрих Прусский, считали, что успехи её генералов на Востоке следствие, всего лишь, ослабления Османской империи, разложения её армии и флота. Но, даже если это и так, ни одна держава, кроме России, не могла похвастаться подобными достижениями.

Русско-персидская война

Итоги внешней политики Екатерины II второй половины XVIII века

Все внешнеполитические цели и задачи Екатериной были с блеском выполнены:

  • Российская империя закрепилась на Чёрном и Азовском море;
  • подтвердила и обезопасила северо-западную границу, укрепилась на Балтике;
  • расширила территориальные владения на Западе после трёх разделов Польши, вернув все земли Чёрной Руси;
  • расширила владения на юге, присоединив Крымский полуостров;
  • ослабила Османскую империю;
  • закрепилась на Северном Кавказе, расширив своё влияние в этом регионе (традиционно британском);
  • создав Северную систему, укрепила свое положение на международном дипломатическом поприще.

Внимание! При нахождении на троне Екатерины Алексеевны началась постепенная колонизация северных территорий: Алеутских островов и Аляски (геополитическая карта того периода времени менялась очень быстро).

Итоги внешней политики

Оценка правления императрицы

Современники и историки по-разному оценивали итоги внешней политики Екатерины II. Так, раздел Польши воспринимался некоторыми историками, как «варварская акция», идущая в разрез с принципами гуманизма и просвещения, которые проповедовала императрица. Историк В. О. Ключевский говорил о том, что Екатерина создала предпосылки к усилению Пруссии и Австрии. В дальнейшем с этими большими странами, напрямую граничившими с Российской империей, стране пришлось воевать.

Приемники императрицы, и , критиковали политику своей матери и бабушки. Единственным неизменным направлением на протяжении нескольких последующих десятилетий оставалась антифранцузское. Хотя тот же Павел, проведя несколько успешных военных кампаний в Европе против Наполеона, стремился к союзу с Францией против Англии.

Внешняя политика Екатерины II

Внешняя политика Екатерины II

Вывод

Внешняя политика Екатерины II соответствовала духу Эпохи. Практически все её современники, включая Марию-Терезу, Фридриха Прусского, Людовика XVI старались за счёт дипломатических интриг и сговоров усилить влияния своих государств и расширить их территории.

Какой путь развития Победоносцев предлагает выбрать Александру III? Какие прогнозировались последствия этого выбора?

Победоносцев ратует за консервативный путь, он предлагает отказаться от западных влияний, и особенно от западной системы образования.

С точки зрения части русской интеллигенции, каковы были последствия курса Александра III для России? Сравните прогноз и оценку последствий и сформулируйте проблему (авторский вариант – с. 368).

С точки зрения либеральной интеллигенции правление этого императора обернулось катастрофой.

Вопрос: Курс Александра III – это трагическая ошибка или единственно возможный выход для России?

Ответ: Как правило, в реальности, ни один из выходов не является единственно возможным. Что касается пути Александра III, то он выбрал консерватизм. ХХ век показал ошибочность этого пути. В России именно он привёл к революциям. Потому правление этого императора действительно стало катастрофой. Но в 1880-е годы в равной степени успешными были страны как с либеральным государственным строем (например, Великобритания), так и с консервативным (например, Германия). Потому выбор у Александра III действительно был сложной, его путь в то время далеко не все считали ошибочным.

Сравните системы управления Александра II (с. 188) и Александра III.

Системы при этих императорах отличаются не очень сильно. При Александре III университеты подчинялись министерству просвещения, пресса, издательства, научные и творческие общества снова подчинялись Охранному отделению. Эти меры воспроизводили систему Николая I, но в остальном система Александра II осталась без изменений, реформы не были отменены, лишь скорректированы.

Когда чаще могли возникать конфликты власти и общества

Недовольство чаще могла вызвать система Александра III, особенно у интеллигенции, чьи права в печати, обществах и университетах урезались. Но при этом перерастать в конфликты это недовольство могло реже, потому что протесты подавлялись в зародыши. Потому недовольство копилось без возможности «выпустить пар».

Почему, на ваш взгляд, в России сформировался политический вопрос?

Консервативный курс правительства сделал почти невозможным легальное и открытое выражение недовольства. Потому оно копилось в недрах общества, усиливались противоречия между власть и обществом, причём не только либеральной и социалистической интеллигенцией. Общество всё больше стремилось к политическим реформам. Это стремление не проявлялось, пока было слабым, а на троне находился достаточно сильный правитель, но при его смене всё изменилось.

Можно ли действия Александра III именовать консервативными контрреформами? (Сделайте вывод по проблеме урока.)

Новый император чаще всего не отменял реформы (за исключением отмены автономии университетов), но вводил дополнения, которые полностью изменяли суть дела. Так реформа образования не отменялась, но доступ в гимназии перестал быть всесословным из-за циркуляра «О кухаркиных детях». Земская реформа сохранялась, но земских начальников теперь назначал министр внутренних дел. Именно эти меры делали невозможным для России либеральный путь, чего власти и добивались. А ведь именно этот путь, как показала история, помог бы избежать многих проблем.

Докажите, что действия Министерства финансов ускоряли модернизацию экономики России.

Значительно увеличилось количество промышленных предприятий, в Россию пришли иностранные инвестиции. Страна заняла одну из ведущих позиций в мире среди экспортёров зерна. Благодаря этим и другим успехам доходы казны ежегодно на 60-70 млн рублей превышали расходы. Экономика в целом значительно укрепилась, промышленный переворот сделал значительный шаг вперёд.

Александр III понял: экономика находится вне политики. В этой области он не был таким консерватором, как в политике, потому Россия достигла значительных успехов. Но все они были сведены на нет последующими революциями, которые произошли во многом из-за консерватизма политического курса этого императора.

Представьте, что на университетской скамье встретились два студента 1890-х годов – русский националист и участник национального движения одной из окраин империи (на выбор: украинец, еврей, грузин, татарин и т.д.). Опишите их спор о национальном вопросе в России.

Еврей, по-началу сдерживаясь, мог бы говорить лишь об ограничениях в сфере образования, вводившихся для людей его веры, потом перешёл бы к черте оседлости, а потом, распалившись, стал бы обличать погромы, беззаконные даже с точки зрения законодательства Российской империи, но безнаказанные, несмотря на это.

На это националист мог бы возразить, что враги России больше смогут вредить ей, если будут рассредоточены по всей её территории, а когда они сосредоточены за чертой оседлости, присмотр за ними облегчается. По его мнению образование врагам империи требовалось также только для того, чтобы вредить ей. И, наконец, когда столь вредные люди переполняют чашу терпения, в принципе, довольно терпеливых русских, реакция в виде погромов вполне естественна.

Если бы вы оказались на месте одного из этих студентов, за какие действия, высказывания представителей власти и национальных движений вам – человеку XXI века – было бы стыдно?

Аргументы националиста вполне разумны за исключением их отправной точки: евреи не были врагами России по самой своей природе, подобного нельзя приписывать ни одной нации, потому за подобные слова стыдно, так же, как за все притеснения нерусского населения (черту оседлости, ограниченный доступ к образованию, само образование лишь на русском языке, запрет печати на родных языках, негласный запрет на продвижение по службе тех же поляков и, конечно, еврейские погромы).

Сделайте свой вывод о значении курса Александра III для России.

Консервативный курс Александра III привёл к появлению кроме политического, также и национального вопроса.

Судя по этим данным, каков был уровень модернизации России и развития капиталистических отношений?

Уровень развития капиталистических отношений был низок, поскольку 81% населения продолжали составлять крестьяне, а рабочие – лишь 8% (5,2% – городские, 2,8% – сельские); при этом крестьяне-бедняки (33%) и середняки (21,6%) почти ничего не производили на рынок. Модернизация также оставалась на низком уровне, поскольку сельские жители составляли 74% населения, а полностью безграмотные – 79%.

Опираясь на известные вам поступки Александра III, сформулируйте его личные качества.

Александр III был человеком решительным, что видно по тому, какие решительные меры он принял против революционеров. Он практически свернул общественные дискуссии, потому его можно назвать не терпящим возражений. Но при этом он обладал умом, которого которого на либеральный курс в экономике.

Опишите спор, который мог бы состояться между консерватором, либералом и социалистом по следующему вопросу: «Какое значение имело правление Александра III для России?».

Консерватор должен был бы восхищаться эти правлением. Оно началось с разгула революции, убийства предыдущего императора, а закончилось умиротворением общества, разгромом народовольцев. В прессе и то дискуссии перестали быть такими острыми. Да, во многом это достигалось за счёт цензуры, но также за счёт общего успокоения общества.

Социалист должен был бы возразить метафорой самого Александра III про то, что Россия похожа на огромный котёл, внутри которого пар под высоким давлением. Периодические пар вырывается наружу. Вокруг ходят люди с большими молотками, которые сразу заклёпывают эти бреши. Но когда-нибудь образуется такая большая брешь, что заделать её не получиться. Правда, царь сказал это в приватной обстановке, однако в России, как известно, всё секрет, но ни ничего – не тайна. По мнению социалиста даже царь признавал, что революция неизбежна. Действительно когда-нибудь давление пара будет таким сильным, что получиться огромная брешь, от которой котёл разорвёт. И Александр III только приблизил это, приказав не пускать пар наружу.

Либерал на это тяжело вздохнёт, ведь котёл действительно разорвёт, что в метафоре значит конец России. Своим собеседникам либерал мог бы только рассказывать про прелести конституционной монархии со свободой личности и слова, парламентом из представителем земств и т. д. Он, наверное, стал бы вспоминать либерализм этого императора в экономике: замене подушной подати единым бессословным налогом, окончательную отмену временной обязанности, протекционизм, стабилизацию рубля и др. Ему оставалось бы только посетовать, что император не проявлял такого же либерализма в политике, ведь это могло принести не менее блестящие результаты.

Виталий Воропанов

Национально-религиозный вопрос в судебной политике

Екатерины II*

Административно-судебная реформа, осуществленная правительством Екатерины II после 1775 г. и направленная на укрепление политической системы России, была неразрывно связана с процессами формирования крупных сословий, намеченными законодательством Петра Великого1. Создавая устойчивую структуру сословного общества, самодержавная власть стремилась обеспечить права подданных посредством включения специальных институтов в правоприменительный и правоохранительный механизм государства. Задачи унификации форм и типов государственного управления решались с учетом изученных исторических, культурных, географических особенностей всех областей империи. Имперский принцип социальной и правовой дифференциации рассматривался как фактор ослабления межсословных противоречий, сближения россиян с коренными жителями восточных провинций, оценивался как важный инструмент политики по отношению к народам, проживавшим близ российских границ.

Состав подданных разраставшегося государства оставался в последней трети XVIII в. чрезвычайно разнородным. Налаживанию широких связей среди населения способствовала спонтанная русификация, однако юридическое положение этнически, культурно, социально близких групп было различным. Преодоление исторически сложившейся фрагментарности осуществлялось путем упразднения особых «обществ» и укрупнения отдельных сословий. «Государственный либерализм» проявлялся в отказе от форсирования сословных процессов, в подтверждении «прав, преимуществ, вольностей, уставов и привилегий»2, действовавших в определенных регионах. Законодательное закрепление статусного положения части подданных обусловливало изменения в местном судоустройстве, объектной и территориальной компетенции местных судебных учреждений.

Опыт административной реформы приобретался правительством в исконных российских землях и на западных территориях, присоединенных к империи в начале 70-х гг. XVIII в. «Примерными» были избраны Тверская и Смоленская губернии, учрежденные указом от 25 ноября 1775 г.3 В 1776-1778 гг. последовали указы об учреждении еще 11 губерний4. Число судебных мест устанавливалось в соответствии с количеством и составом народонаселения, а также площадью провинций. Новая практика отбора кандидатов в судьи предполагала участие лиц, чьи моральнонравственные качества и социальное положение не вызывали сомнений у сословных избирателей и органов надзора5, что являлось, с точки зрения законодателя, залогом обещанного правосудия в «присутственных местах»6.

Этническая знать (от татарских мурз7 до молдавских бояр8), вливавшаяся в первое сословие империи, поступала в ведомство уездных и верхних земских судов, получив право на участие в выборах сословных заседателей в коллегии I и II инстанций. Замкнутость прибалтийского дворянства вызвала возражения императрицы, предложившей допустить к выборам кроме урожденных всех лиц благородного происхождения, проживающих в губерниях9. На взаимоотношения самодержавия с

* Статья подготовлена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 04-06-96020).

верхними социальными слоями влияли обстоятельства политической жизни. Достойными «по верности и способности» аристократами упраздненного Крымского ханства было позволено замещать вакансии в III инстанции - судебных палатах. «.. .Чтоб сим новым Нашим подданным путь к гражданской службе и к получению в оной чинов открыт был», - пояснил монарх10. Шляхта белорусских земель прошла фильтрацию после польского военно-политического возмущения в конце 80-х - начале 90-х гг.11 Приняв в управление земли, 400 лет принадлежавшие польской короне, Екатерина II не спешила распространить на них «Учреждения о губерниях» в полном объеме. Судоустройство в Литве и Белоруссии обусловливали политические интересы12.

Лица городских сословий находились в компетенции магистратов и ратуш. Древнее управление делами в городах Прибалтийского региона в 1763 г. закрепили жалованные грамоты13, но право выбора сословных судей в 1785 г. распространилось на всех горожан, отвечавших установленному цензу14. Определив условия формирования городского населения15, императрица последовательно утверждала в общественных отношениях этнокультурную и религиозную терпимость. Допустив к классным купеческим должностям мещан, не имеющих «никакого явнаго личнаго пороку», Екатерина II сообщила в январе 1785 г. Тамбовскому и Рязанскому генерал-губернатору о том, что в империи данный порядок распространяется не только на христиан всех конфессий, но иудеев, мусульман и язычников. «Всяк по званию и состоянию своему долженствует пользоваться выгодами и правами без различия закона и народа», -констатировал Правительствующий Сенат в очередном указе, отражая позицию самодержавного монарха16. Евреев монарх рекомендовал по возможности переселять в города с подчинением магистратам, «дабы люди сии не скитались во вред обществу, но производя торги и размножая рукоделия и ремесла, и себе прибыль и обществу пользу приносили»17. По делам духовной подсудности иудеи были подведомственны уездным и губернским кагалам18. «Выгоды», связанные с экономическими правами, отменялись с включением евреев в сословия19. Сохранив действие польских законов в западных губерниях20, императрица ослабила правовую дискриминацию представителей древней безгосударственной нации, «поелику», заявила Екатерина II, «войдя. в равное с прочими состояние, и платя в казну равныя подати, также и нося прочия наравне с

другими тягости, должны во всяком случае защищены и удовлетворены быть наравне с

прочими Ее Императорского Величества подданными» . К 1795 г. переход евреев в число купцов и мещан был разрешен в 10 губерниях. С 1 июля 1794 г. было

подтверждено двойное налогообложение иудеев, не вошедших ни в одно из российских

сословий. Исключение из их числа еврейского населения Крыма не распространялось

на раввинов.

Напоминая о важности складывания «третьего» сословия, открытии учреждений сословной подсудности в украинских «слободах и местечках», Екатерина II предупредила уполномоченных лиц, «чтоб отвращено было всемерно всякое

принуждение, паче же прикосновение к чьей-либо собственности; но чтоб добрая воля и убеждение в своей пользе служили руководством к составлению обществ мещанских и купеческих»24. «Раскольникам», испытывавшим социальные трения с «православными», было подтверждено право образования самостоятельных судейских коллегий25.

Поощряя развитие экономических связей областей империи с соседними странами, поселение и принятие подданства купеческими семьями, правительство предоставило корпоративно живущим этнорелигиозным группам горожан право решения своих дел в словесных судах на основе обычно-правовых норм. «Общества» численностью от 500 семей могли ходатайствовать об открытии отдельных ратуш. В южных губерниях привилегии получили армянские и греческие диаспоры. Образовав национальный магистрат и подчинив армяно-татарское население Астрахани государственному праву, верховная власть оставила «внутреннюю юрисдикцию» в «благоучреждение» торгового

сообщества, установив особый порядок разбора дел подданных с временно проживающими в Астрахани соплеменниками. Указ от 13 января 1765 г.

предусматривал организацию «Суда Астраханских азиат» с отдельными комнатами для

православных христиан, мусульман и индусов - «идолопоклонников» . На запрос генерал-губернатора в 1786 г. о возможности ввести армянских заседателей в областной магистрат и совестный суд монарх сослался на действующий закон, предоставлявший такое право27. Для христиан из-за Кавказского хребта, поступавших в ведомство

духовных властей православной и католической ветвей, планировалось основание новых

городов в соответствии с их расселением.

Указом от 1 сентября 1785 г. национальный магистрат, подчиненный Черниговскому губернскому магистрату, заменил суд греческого «братства» в Нежине. Обычное право по-прежнему применялось в словесных и третейских судах при решении споров подданных с иностранными греками29. «Воспорский» греческий магистрат с местопребыванием в Еникале получил казенное содержание30. В 1792 г. проживающие в Николаеве турки были поощрены льготами и государственными кредитами, возможностью строительства городской мечети и выбора национальных судей, применявших, по желанию диаспоры, нормы российского законодательства31.

Городовые суды Урала и Сибири не имели официальных отличий, предоставляя защиту обывателям независимо от их этнического происхождения и религиозной принадлежности, однако в Тобольском наместничестве указом от 9 декабря 1787 г. из компетенции магистратов были исключены торговые переселенцы из Средней Азии («ташкентцы» и «бухарцы») - таджики, узбеки, уйгуры, насчитывавшие в 1786 г. 2704

Сословными инстанциями для разбора дел сельского населения в 1775 г. были учреждены нижние и верхние расправы. Сфера объектной юрисдикции государственных судов унифицировалась. Ведомство расправ охватывало служилых людей старых сословий, включая однодворцев, пахотных солдат, сибирских дворян и детей боярских, казаков и национальные служилые общины, а также ямщиков, свободных крестьян всех разрядов, ясачные народы. Интересы государственного строительства требовали творческого вмешательства самодержавия в социальные процессы. Упрощая социальную структуру, монарх предписал принимать во время IV ревизии (1782 г.) документацию, «держась токмо того правила, чтоб состоящих под одним званием и в одном окладе государственных крестьян не разделять на многия особыя названия»33. Таким образом, в Астраханской губернии был упразднен особый статус «сходцев», «бобылей», «болдырей», «переведенцев» и детей новокрещенных лиц34. Массы различных переселенцев из Закавказья и Подунавья, как и северных уездов России35, поступали в ведомство расправ, образованных в южных губерниях36. В перспективе правительство стремилось максимально сблизить совокупность прав и обязанностей казенных крестьян всех этносов и вероучений.

Итак, комментируя закон, в 1782 г. уфимский генерал-губернатор повелел: «Ведомы да будут в нижних расправах. как все те жители кои высочайшего учреждения в 335-й статье имянованы, так и татара служилыя и платящие подати черкаса, мордва и черемиса, чуваша, тептяри и бобыли и естли еще какого звания народы в здешнем наместничестве обитают.»37 С учетом национально-культурной и социально-правовой разнородности обывателей губернское руководство сформировало коллегии сословных заседателей. Из 35 мест в расправах 10 было утверждено за представителями татарского населения, 6 - за депутатами от русских крестьян, включая староверов, по 5 - от тептярей и бобылей, мордовских, чувашских общин, по 1 - от однодворцев и украинцев. Отставной прапорщик и дворцовый крестьянин были включены в список без указания этнических избирателей38.

Кроме дисциплинарной и уголовной ответственности важным гарантом правосудия Екатерина II рассматривала религиозные чувства подданных. Первой

обязанностью лица, вступавшего в судейскую должность, стало принесение присяги, носившей сакральный характер и осуществлявшейся с участием священнослужителей для заседателей христианского и мусульманского вероисповедания39. Неизменным атрибутом судебных помещений вкупе с «зерцалом» и бессистемным собранием нормативных актов, являлись святые образа, апеллировавшие к совести православных судей40. Приверженцы ислама хранили в «присутствии» Коран41.

До образования областей коронная администрация собирала объективные и точные сведения о происхождении, численности, культурных особенностях коренных народов42. Принимая во внимание компактное проживание автохтонного населения, верховная власть обеспечила культурно обособленным группам подданных благоприятные условия для участия в государственной жизни. В частности, в нижних расправах на территории Северного Приуралья и Западной Сибири указами было закреплено обязательное представительство марийского, удмуртского, ханты-мансийского и татарского населения. Депутаты от национальных общин вводились губернским руководством в

коллегию суда II инстанции.

Наиболее многочисленная народность Урала насчитывала к концу XVIII в. до 190 тыс. чел.44 В общественном строе башкиры обладали особым объемом прав и повинностей, их статус формально мог быть распространен на представителей иных этносоциальных групп45. Приняв в декабре 1780 г. в управление десятки башкирских деревень, Вятский наместник ограничил компетенцию нижних расправ и земской полиции, повелев соотносить законодательство с нравами и обычаями народа. Подробные сведения были запрошены в оренбургской администрации46.

Близкими по правовому положению к башкирам являлись мещеряки, несшие службу в иррегулярных войсках. Учитывая плотность расселения и особенности «состояния» народов в январе 1782 г. Екатерина II предписала Уфимскому наместнику И.В. Якоби определить их в ведомство отдельных судов и ввести дополнительных заседателей в состав земской полиции47. Между тем, естественная разобщенность служилых, торговых, ясачных, чемоданных татар, составлявших четверть жителей края48, облегчала правительству задачи унификации правосудия.

К 1785 г. на Южном Урале были открыты 5 нижних расправ общей и 5 -специальной подсудности49, где башкиры замещали 80 % вакансий. В четырех уездах действовало по 2 расправы, получившие порядковые номера. Именование по национально-сословному признаку возбранялось. Башкирские депутаты занимали 25 % (5 из 20) мест в Уфимской и Оренбургской верхней расправах, 100 % (2) - в совестном

Подобным образом после 1781 г. были организованы расправы в трех украинских губерниях с тем, чтобы казаки, «имея заседателей из между себя избираемых, тем паче обнадеживалися в целости своей и в праве их судимым быть от равных себе»51. Вопросы о недвижимости зажиточного казачества, обладавшего собственностью на «шляхетских» правах, были также переданы в ведение расправ52. Компетенция, должности в украинских судах приводились в соответствие с общеимперскими нормами53.

В то же время, способствуя принятию новых учреждений, законодатель, отчасти, сохранил действие сложившейся системы права в украинских, белорусских, литовских землях, а также в северо-западных провинциях с финноязычным населением, отметив, что из Шведского уложения 1736 г. «не только заседатели в судах сельские, по Высочайшим Учреждениям выбираемые, но и сами крестьяне или сельские жители, яко знающие грамоте, могут почерпнуть порядочное о делах понятие»54. Обязательность соблюдения норм шведского права распространялась на III инстанцию55.

Задачи делопроизводства облегчали переводчики, предусмотренные в штате не только административных, но и судебных учреждений западных и южных губерний56. Известно, что переводчики были введены в канцелярии пяти пермских расправ57. В

Слободской расправе Вятской губернии работал переводчик с марийского, в Нолинской - удмуртского языка58. В Южном Приуралье трудились тюркоязычные служащие59.

При назначении председателей расправ учитывалось понимание чиновниками культурных особенностей членов коллегии и подсудного населения. В Бирск и Челябинск наместник направил людей, отобранных им «по способности и по сведениям башкирских и мещерякских обычаев и обрядов, находя достойными быть расправными судьями». В частности, А. Михайлов вырос в среде башкир и «достаточное приобрел сведение как в знании их языка, так и во всех нравах и оборотах», прослужив в центре Исетской провинции с 1746 г.60, оставаясь председателем Челябинской 2-й расправы до июня 1794 г.61 Уфимский судья М. Бекчурин до назначения работал переводчиком тюркских языков62. В Березовскую расправу был послан «сын боярский» А. Кашпирев, не имевший табельного чина, но длительное время занимавшийся приемом ясака среди

Инструктировав И. В. Якоби для решения государственных задач в Иркутском и Колыванском наместничествах, Екатерина II напутствовала: «Все, что по бытности вашей в должности генерал-губернатора Уфимскаго предпринято было, относительно ласковаго обращения с народами, ту губернию населяющими, Мы подтверждаем, и ныне соизволяя, чтоб вы всемерное старание приложили соединить сии народы с российским совершенным доброхотством.». Вакансии рекомендовалось замещать с учетом сложившейся племенной иерархии64 из числа «честных, благоразумных, ревнивых и безпорочных людей»65. Аборигенов, избранных съехавшимися в губернский центр родоначальниками, наместник наставил исполнять обязанности заседателей, «боясь

сердцеведца Бога и закона, стыда и поношения от граждан за всякое прегрешение

против должности и правды» .

Практические успехи местной администрации во взаимодействии с племенными лидерами предопределялись степенью освоения региона государственной властью. Наибольшие трудности испытало руководство удаленных сибирских областей. Обеспечивая формальное представительство населения, искусственно вовлеченного в официальные правоотношения, чиновники занимались разъяснением тунгусам, корякам и чукчам значения законов и проводимой реформы, преимуществ суда в расправах перед воеводским судом. Одной из первостепенных задач, поставленных перед служащими, являлось распространение знаний русского языка и грамотности. Меры, предпринимавшиеся против самовольного оставления учреждений, сводились к лишению права избираться впредь67. Тобольская администрация предложила

организацию в «ясачных» уездах разбора в собраниях важных дел чиновниками с

участием старшин и переводчиков.

Государство признало многообразие форм обычного правосудия, упорядочив юридический быт крестьян учреждением словесных судов69. В Западной Сибири высшая администрация ввела волостные суды70. Правомочия в разборе гражданских и маловажных уголовных дел коренных сибиряков были закреплены за органами традиционного управления, что способствовало выделению «князцов» и старшин из племенной среды71.

Вне единой системы судов оставалось казачество, преимущественно расселенное на широком пространстве имперских границ, зависевшее от комендантов линейных крепостей и войсковых канцелярий. Войско Донское, включенное в Азовскую губернию, монарх оставил «при всей его собственности» и «благозаслуженных правостях»72. Функции управления и суда в Уральском войске после подавления бунта были вручены атаману и старшинам, контролируемым из Оренбурга.

Важным для правительства являлось обеспечение эффективного контроля над кочевым населением и урегулирование отношений с пограничными народами.

Верховная власть определила новые места проживания для калмыков Поволжья и ногайцев Предкавказья74, не вмешиваясь в систему традиционного управления и суда,

приняла калмыков, возвратившихся из Китая, оценив обоюдность интересов с Поднебесной империей, нерешенность территориальных вопросов75, и предписала «скланивать ласкою» калмыцкие дючины на Южном Алтае к выплате натуральных сборов76, позаботилась об увеличении штатного числа переводчиков и толмачей в пограничных районах77. Разбор жалоб между казахами Среднего жуза, допущенными кочевать на территорию государства, и россиянами до образования земской полиции И. В. Якоби поручил линейным командирам и губернским чиновникам78. Вековая полицентричность власти в степи не позволяла прекратить разбойные набеги с угоном

скота и увозом людей.

Екатерина II требовала от местной администрации проДуманных действий по обеспечению интересов России и безопасности внутренних областей. Особые усилия приложила оренбургская администрация, организовавшая в 1786-1787 гг. Пограничный

суд, а также три расправы в Малой «Орде», наделенные судебно-полицейскими

полномочиями.

Суд в составе 2 офицеров, 2 купеческих, 2 сельских и 7 казахских заседателей возглавил обер-комендант. Вакансии сельских депутатов заместили башкирский и мещерякский старшины, казахских - представители от «поколений» Алим-улы, Бай-улы, Жетыру81. Обеспечением правосудия правительство рассчитывало прекратить неконтролируемые конфликты соседей, вовлекая казахов в правовые отношения с россиянами. Привычному для народа разбору дел на основе обычного права была придана форма гражданского суда, получившего поддержку правоохранительных органов. Сотрудничество губернских и степных органов власти должно было способствовать общественному порядку, обезопасить торговые пути, выгодные российскому и казахскому населению.

Общая сумма материальных поощрений, выделенных знати администрацией О.А. Игельстрома (1784-1792, 1796-1798 гг.) сверх штатных расходов, составила 31871 р. 68 коп.82 В линейных поселениях продолжалось строительство мечетей. В степи посылались муллы83. Увеличением роли ислама в общественной жизни казахов верховная власть надеялась ускорить религиозно-нравственное развитие народа, поставленное в зависимость от мусульманских центров России. Таким образом, наместник организовал устойчивое взаимодействие губернского руководства с родоплеменной знатью, вступив в сложный процесс урегулирования внутрижузовых отношений, образования единых контролирующих центров в степи с одновременным усилением влияния Российской империи. Самодержавие сделало попытку перевода кочевых лидеров на службу с ответственностью за исполнение властных полномочий, совершенствуя общественные связи и правоотношения, последовательно внедряя в степи элементы государственности.

Проявляя заботу об укреплении Кавказской линии, монарх рассматривал способы приведения безгосударственных этносов «в ближайшее знакомство и теснейшую связь с прочими. подданными», рекомендовав привлекать «подгорные народы» к выбору судей, создать школу по изучению местных языков84, принять меры к христианизации85 и исламизации язычников с учетом опыта оренбургских мулл, ужесточить контроль за деятельностью военных начальников. Знакомясь с результатами политики в Южном Приуралье, императрица наставляла чиновников в Предкавказье: «.Правосудием и справедливостью нужно приобресть их к себе доверенность, кротостию смягчать их нравы, выигрывать сердца и приучать их более обращаться с русскими», «распространять убеждением благоустройство и законы Наши, кои Мы им дать готовы к их собственному спокойствию, тишине и благоденствию». В Кабарде монарх предложил ввести в качестве судебных органов родовые расправы в составе «лучших» людей без участия офицеров, «по примеру тому, как с пользою заведены в Оренбурге между киргизцами», обещая обеспечить учреждения денежными выплатами. Пограничный суд в составе представителей родов и чиновников предполагался в Моздоке или

Екатеринограде. Измена присяге, убийство и разбой подлежали суду II инстанции по законам Российской империи86.

К концу правления Екатерины II была создана принципиально новая правоприменительная система. Административно-территориальное устройство, число и местоположение судебных учреждений в новоприобретенных западных и южных областях пересматривались и оптимизировались до ноября 1796 г.87 Законодательство свело фрагментарное население в сословное ведомство судов, магистратов и расправ. Самодержавие решило вопрос о порядке формирования судейского состава путем привлечения широких масс подданных к участию в государственной жизни, предоставив общественным объединениям формально равные возможности.

Религиозная и социальная близость, этническое родство членов коллегий с фигурантами дел являлись несомненным преимуществом новых учреждений. Судебные депутаты стали важным звеном между верховной властью и населением, отправляя

правосудие «именем и властию» монарха на основе выработанного единого или

санкционированного в империи законодательства. Однородность социального происхождения облегчала принесение жалоб на неправомерные действия должностных лиц, что укрепляло веру обывателей в значение и силу государственного права. Выборы усилили процесс амальгамации родовой знати в государственные структуры, благоприятствовали росту престижа лидеров, отмеченных отличиями.

Индивидуализация судоустройства в регионах обусловливалась компактностью проживания и статусным положением этнических групп. Сословное правосудие сглаживало социальные противоречия в полиэтничной и многорелигиозной среде. Узкосословные ограничения в правомочиях судей наиболее полно обеспечивали охрану законных интересов, личной и имущественной безопасности «граждан». Действие государственного права смягчало многообразие форм обычного правосудия.

Первый опыт сотрудничества подданных с государственной властью имел противоречивые результаты. Судьи не имели минимального образования и оставались под влиянием традиционного мировоззрения. Злоупотребление сельских заседателей должностями объяснялось стремлением удовлетворять семейно-клановые, узкогрупповые интересы. Преодоление правовой обособленности и общинной замкнутости крестьянского «мира», имевших прочную основу, требовало длительного времени. Во многом патриархальный характер сохраняли взаимоотношения национальных депутатов с рядовыми соплеменниками89. Жители зауральских губерний в наибольшей степени оставались «статистами», проявляли пассивность в конкуренции с чиновниками и применении законных полномочий90. Важным фактором инертности сибиряков стали особенности генезиса волостного общества - искусственность административных границ, социальная, культурно-бытовая, религиозная разобщенность, подвижность населения, вызванные незавершенностью колонизационных процессов, ростом контингента ссыльнопоселенцев, устойчивой автономностью аборигенов91, не воспринявших либеральных идей самодержавия.

Вместе с тем, монарх, позаботившийся о бюджетных выплатах в пользу «нерационально» расширенных судебных штатов, способствовал достижению социально-политической стабильности в стране, пережившей «пугачевщину» на востоке, народные волнения и мятежи знати на западе, складыванию условий для обновления традиционного мировоззрения и правосознания, развитию единой правовой культуры. Втягивание в официальное правовое поле социальных масс создавало в перспективе возможности для прогрессивной перестройки судебной системы.

В ноябре 1796 г. эпоха «государственного либерализма» прервалась. Император Павел I отказался от искусственного приобщения народов России к судебной практике. Судебная система была упрощена в интересах централизации управления и сокращения расходов. Изменения повлекли кардинальное усиление социальной роли бюрократии,

лишенной сдерживающих институтов судебных представителей. В Прибалтике, Украине и Белоруссии были восстановлены дореформенные суды92. Администрация восточных областей столкнулась с проблемой «языковых» барьеров93. Оренбургский пограничный суд, не получивший в сложных политических условиях признания степного населения, в 1799 г. был включен в Комиссию пограничных дел94, казахские расправы упразднены в ноябре 1803 г.95

Опыт функционирования учреждений Екатерины II составил от 12 лет в сибирских до 20 лет в европейских губерниях.

Примечания

1 См.: Ефремова Н.Н. Судебные реформы в России: традиции, новации, проблемы // Государство и право. 1996. № 6. С. 85-87; Каменский А.Б. От Петра I до Павла I. Реформы в России XVIII века. Опыт целостного анализа М., 2001. С. 439-454; Мигунова Т.Л. Российский суд во второй половине XVIII века. Н. Новгород, 2001.

2 Полный свод законов Российской Империи I. (ПСЗ РИ). Т. XVI. № 11904.

3 ПСЗ РИ I. Т. XX. № 14400.

4 Там же. № 14500, 14525, 14590, 14594, 14603.

5 ПСЗ РИ I. Т. XVII. № 16297; Т. XXII. № 16187. Ст. 62-64; № 16188. Ст. 49-51.

6 ПСЗ РИ I. Т. XVI. № 11989.

7 ПСЗ РИ I. Т. XXII. № 15936.

8 ПСЗ РИ I. Т. XXIII. № 17018.

9 Там же. № 17459.

10 ПСЗ РИ I. №. XXII. № 15988.

11 ПСЗ РИ I. Т. XXIII. № 17079.

12 ПСЗ РИ I. Т. XIX. № 13977; Т. XXIII. № 17264.

13 ПСЗ РИ I. Т. XVI. № 11904, 11932, 12049-11052.

14 ПСЗ РИ I. Т. XXII. № 16256.

15 См.: Лавринович М. Создание социальных основ империи в XVIII веке: законодательные практики в отношении городского населения России и их западноевропейские источники // АЬ ітрегіо. 2002. № 3. С. 117 - 136.

16 ПСЗ РИ I. Т. XXII. № 16391.

17 ПСЗ РИ I. Т. XXIII. № 17327. П. 3.

18 ПСЗ РИ I. Т. XXI. № 15436.

19 ПСЗ РИ I. Т. XXII. № 16391.

20 ПСЗ РИ I. Т. XXI. № 15359; Т. XXIII. № 17112.

21 ПСЗ РИ I. Т. XXII. № 16391.

22 ПСЗ РИ I. Т. XXIII. № 17224.

23 Там же. № 17340.

24 ПСЗ РИ I. Т. XXI. № 15265.

25 ПСЗ РИ I. Т. XXII. № 16238.

26 ПСЗ РИ I. Т. XVII. № 12307.

27 ПСЗ РИ I. Т. Т. XXII. № 16356.

28 Там же. № 16194; Т. XXIII. № 17010.

29 ПСЗ РИ I. Т. XXIII. № 16746.

30 Там же. № 17348.

31 Там же. № 17039.

32 ПСЗ РИ I. Т. XXII. № 16953; РГАДА (Российский государственный архив древних актов) Ф. 24. Оп. 1. Д. 60/2. Л. 21 об.

33 ОГАЧО (Объединенный государственный архив Челябинской области). Ф. 44. Оп. 1. Д. 3. Л. 128 об.

34 ПСЗ РИ I. Т. XXII. № 16095.

35 ПСЗ РИ I. Т. XXIII. № 17010, 17048, 17147.

36 ПСЗ РИ I. Т. XXI. № 15700; Т. XXII. № 16195; Т. XXIII. № 16898, 17300, 17514.

37 ЦГИА РБ (Центральный государственный архив Республики Башкортостан). Ф. 346. Оп. 3. Д. 1. Л. 3 об.

38 Там же. Л. 1-3.

39 ГАКО (Государственный архив Кировской области). Ф. 582. Оп. 44. Д. 237. Л. 85; Ф. 583. Оп. 603. Д. 171. Л. 54; ГАСО (Государственный архив Свердловской области). Ф. 8. Оп. 1. Д. 1925. Л. 96; ОГАЧО Ф. 1. Оп. 3. Д. 10. Л. 40; Ф. 15. Оп. 1. Д. 814. Л. 4.

40 ГАТО (Государственный архив Томской области). Ф. 50. Оп. 1. Д. 1032. Л. 12; ОГАЧО. Ф. 15. Оп. 1. Д. 1379.

41 ОГАЧО. Ф. 115. Оп. 1. Д. 99. Л. 11-12.

42 ГАПО (Государственный архив Пермской области). Ф. 316. Оп. 1. Д. 78. Л. 24-57.

43 ГАПО Ф. 290. Оп. 1. Д. 6. Л. 2-3; Марченко В.Г. Управление и суд у малых народов Севера Сибири и Дальнего Востока: Дис. ... канд. ист. наук. Томск, 1985. С. 68-69.

44 См.: Кабузан В.М. Народы России в XVIII в. Численность и этнический состав. М., 1990. С. 243-244.

45 См.: Рахматуллин У.Х. Население Башкирии в Х"^-Х"^П вв. М., 1988; Юлдашбаев Б.Х. Проблемы нации и политическое положение башкир в составе царской России. Уфа, 1979.

46 ГАКО. Ф. 583. Оп. 600. Д. 10. Л. 1-2 об., 43-43 об.

47 ПСЗ РИ I. Т. XXI. № 15324.

48 См.: Кабузан В.М. Народы России в первой половине XIX в. Численность и этнический состав. С. 187.

49 ОГАЧО. Ф. 44. Оп. 1. Д. 38. Л. 6; ЦГИА РБ. Ф. 346. Оп. 3. Д. 1. Л. 3.

50 ЦГИА РБ Ф. 1. Оп. 1. Д. 17. Л. 124-198.

51 ПСЗ РИ I. Т. XXI. № 15265.

52 ПСЗ РИ I. Т. XXII. № 16082.

53 ПСЗ РИ I. Т. XXI. № 15385, 15478; Т. XXIII. № 16991.

54 ПСЗ РИ I. Т. XVIII. № 12848; Т. XX. № 14842; Т. XXII. № 16507.

55 ПСЗ РИ I. Т. XXIII. № 16828.

56 Там же. № 17526; Т. XLШ. № 17494.

57 ГАПО. Ф. 316. Оп. 1. Д. 67. Л. 5-8.

58 ГАКО. Ф. 583. Оп. 4. Д. 949. Л. 6; Д. 82.

59 ОГАЧО. Ф. 115. Оп. 1. Д. 40. Л. 27-27 об.

60 ЦГИА РБ. Ф. 346. Оп. 3. Д. 1. Л. 1 об.-3 об.

61 ОГАЧО. Ф. 115. Оп. 1. Д. 58. Л. 107.

62 ЦГИА РБ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 17. Л. 154.

63 ТФ ГАТО (Тобольский филиал Государственного архива Тюменской области). Ф. 341. Оп. 1. Д. 63. Л. 48-49.

64 ПСЗ РИ I. Т. XXI. № 15673.

65 РГАДА. Ф. 24. Оп. 1. Д. 62/3. Л. 105.

66 Там же. Д. 62/1. Л. 151-152.

67 Там же. Д. 62/2. Л. 106-108 об.; 153-156.

68 Там же. Д. 60. Л. 210.

69 ПСЗ РИ I. Т. XXI. № 15115; Т. XXII. № 16603.

70 См.: Миненко Н.А. Русская крестьянская община в Западной Сибири. XVШ-XIX вв. Новосибирск, 1991. С. 129.

71 ПСЗ РИ I. Т. XXI № 15675; Т. XXII № 16165; Т. XXIII № 16829.

72 ПСЗ РИ I. Т. XX. № 14252.

73 ПСЗ РИ I. Т. XXI. № 15813; Т. XXII. № 16355.

74 ПСЗ РИ I. Т. XXI. № 15830; Т. XXIII. № 17401.

75 ПСЗ РИ I. Т. XVI. № 11931; Т. XXI. № 15673; Т. XXIII. № 16937.

76 РГАДА. Ф. 24. Оп. 1. Д. 33. Л. 63-65 об.

77 ПСЗ РИ I. Т. XIX. № 13489, 14000; Т. XXI. № 15673.

78 РГАДА. Ф. 24. Оп. 1. Д. 60/1. Л. 177-177 об.

79 Там же. Д. 62/1. Л. 35 об.; Д. 66. Л. 5-5 об., 8-9; Кабульдинов З.Е. О набегах казахов Среднего жуза на

внутреннюю сторону. Омск, 2001. С. 9.

80 ГАОО (Государственный архив Оренбургской области). Ф. 6. Оп. 10. Д. 1633. Л. 5-9 об.; Ф. 54. Оп. 1.

81 См.: Материалы по истории Казахской ССР. М.; Л., 1940. Т. IV. С. 487.

82 См.: Мейер Л. Киргизская степь Оренбургского ведомства // Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами генерального штаба. СПб., 1865. Т. 10. С. 26.

83 См.: Материалы по истории Казахской ССР. С. 124.

84 ПСЗ РИ I. Т. XXII. № 16194.

85 ПСЗ РИ I. Т. XXIII. № 17117, 17144.

86 Там же. № 17025.

87 Там же. № 17526.

88 Там же. № 17112.

89 См.: Воропанов В.А. Практика местного правосудия: государственные суды для сельских обывателей Оренбургской губернии в последней четверти XVIII - начале XIX в. // АЬ трепо. 2002. № 3. С. 137160; Шакурова Ф.А. Башкирская волость и община в середине XVIII - начале XIX в. Уфа, 1992. С. 67.