Капитан
Морскими судами того времени командовали как правило аристократы, которые не имели специальных знаний по навигации и судовождению. Пираты же избирали капитаном наиболее опытного и смелого члена команды. Вопреки литературе, капитан пиратов редко добивался дисциплины от своих моряков при помощи брани и железных кулаков. Он был уважаем остальной командой, если обладал твердым характером, был смел и мог успешно захватывать вражеские суда. Если капитан проявлял трусость или жестокость по отношению к своей команде, пираты поднимали бунт и выбрасывали капитана за борт, или в лучшем случае, высаживали на необитаемый остров. Хотя некоторым из таких горе - капитанов везло больше - им удавалось уговорить команду высадить их в ближайшем порту и они получали шанс набрать себе новых моряков и купить новый корабль. Капитан нигде не имел право быть последним. Единственное, что не считалось проявление трусости - если капитан во время рукопашной оставался на своем мостике, а не лез впереди абордажной команды. Фактически капитан имел не больше власти, чем любой другой пират, он лишь руководил судном и командой во время сражения. Капитан принимал решение, когда и в какой порт отправится корабль, отвечал за навигацию и выполнял обязанности лоцмана. Если же команда считала, что капитан плохо справляется со своими обязанностями, он становился рядовым пиратом, а его место занимал другой, выбранный всей командой моряк.

Квартирмейстер
Квартирмейстер нес ответственность за состояние судна. Его главной задачей было распределение и снабжение различных материалов, необходимых на корабле, в том числе пороха, а также выполнение ремонтных работ, распределение добычи и наказание провинившихся. Таким образом можно сказать, что обязанности, которые на обычном судне выполнялись одним человеком, капитаном, у пиратов были распределены между двумя. Это позволяло исключить единоначалие на корабле, которое так ненавидели пираты. Когда капитан вел судно в сражении, квартирмейстер должен был возглавлять абордажную команду и находиться на самом жарком участке боя. Он также должен был определять, насколько ценен захваченный груз, и распределять добычу. Естественно, что наибольшую ценность в добыче представляло золото и серебро. Но квартирмейстер должен был также определить, как поступить с грузом захваченного корабля. Ведь нередко трюм пиратского судна мог быть уже заполнен добычей и приходилось выбрасывать один товар ради другого, более ценного. Квартирмейстер был также единственным человеком в команде, который мог определить наказания для провинившегося пирата. Капитан мог лишь потребовать наказать виновного, но степень вины определял квартирмейстер, даже если это и шло против мнения большинства. Кроме того, квартирмейстер выступал в качестве судьи в спорах между членами команды а также при дуэлях, если они не противоречили пиратскому кодексу. Таким образом квартирмейстер в вопросах боевых действий, дележа добычи и управления командой стоял выше капитана корабля.

Первый помощник
На большинстве судов существовала также должность первого помощника капитана, который исполнял капитанские обязанности во время его отсутствия. Первый помощник был также необходим, чтобы возглавить команду при захвате вражеского судна. Некоторые из пиратских капитанов всегда имели на корабле первого помощника, но чаще всего эту должность занимал владелец корабля. Но нередко первые помошники возглавляли бунты на кораблях против капитана. Особенно опасным был сговор первого помошника с квартирмейстером или боцманом. Фактически два-три офицера могли без труда захватить власть на корабле в свои рукибез кровопролития, достаточно было лишь составить новое соглашение с командой и тогда бывшего капитана ждала самая ужасная судьба. Его либо высаживали на необитаемом острове, либо вешали на рее его же корабля, хотя иногда случалось, что бывший капитан становился простым членом команды.

Штурман
Самые опытные моряки, отлично знающие лоцию и морские карты, становятся навигаторами. Прокладка курса и определение места нахождения корабля - весьма непростые задачи. Навигатор должен уметь пользоваться различными астрономическими инструментами, рассчитывать курс корабля и проводить его в наиболее опасных местах во время плавания. Нередко навигатор мог единолично спасти корабль во время боя, направив его только ему одному известным проходом между скал. В ведении навигатора бесценные морские карты, навигационные приборы и корабельные часы. Если на корабле не было клерка, то ведение записей и учета также возлагалось на навигатора. В свою очередь, первый помощник иногда выполнял обязанности навигатора.

Боцман
В команде корабля всегда были люди, в обязанность которых входило поддержание технического состояния корабля и управление командой. Именно эти обязанности и исполнялись младшими офицерами - корабельными боцманами. Один боцман отвечал за оснащение корабля, другой за управлением палубной командой. Был также боцман, осуществляющей постановкой корабля на якорную стоянку. Разумеется, что на небольшом судне все эти обязанности совмещал один человек. В этом случае боцманские обязанности выполнялись капитанами и квартирмейстерами. Иногда одним из боцманов, в обязанности которого вменялось управление парусами назывался Мастер парусов. Такие специалисты высоко ценились среди пиратов, так как управление парусами было достаточно сложной наукой. В помощь Мастеру выделялся также обычный боцман, следивший за состоянием парусов, снастей и такелажа а также дублировавший команды мастера во время боя или шторма.

Плотник
Плотник был чрезвычайно важным членом экипажа, который отвечал за поддержание плавучести корабля, исправности корпуса и мачт. Хорошие плотники весьма высоко ценились и плотникам - пиратами иногда даже разрешалось не участвовать в рукопашных схватках. Плотники отвечали за быстрое устранение поврежединй корпуса во время сражения, а также крепили доски обшивки при шторме. Кроме того в обязанности плотника входило поддержание испавного состояния деревянных мачт, палубы, а также закупка на берегу качественных материалов для ремонта в открытом море. Во время кренгования корабля основная часть по организации этой тяжелой работы ложилась так же на плотника, но при этом ему помогала вся команда.

Канонир
Канониры были также высокоценными специалистами, которые отвечали за исправность пушек, их готовность к стрельбе а также собственноручно командовали их наведением во время боя. Эта наука была весьма непроста, поэтому от них требовался не только хороший глазомер и трезвый расчет, но и годы постоянных тренировок и участие в настоящих морских битвах. Помимо канонира, пушечный расчет мог состоять из нескольких человек, в чьи обязанности входила очистка ствола орудия, зарядка, зажигание фитиля, откатывание пушки на место после выстрела. Отдельная команда могла отвечать за поднос ядер и пороха, открывание и закрывание бойниц. На пиратских кораблях снебольшой командой пушечный расчет нередко составляло 2-3 человека, причем огонь мог вестись только с одного борта.

Судовой врач
Врачи высоко ценились среди пиратов и нередко при захвате вражеского судна врач в первую очередь получал предложение присоединиться к команде победителя. Врач был единственным человеком, кому разрешалось не подписывать пиратское соглашение. нередко врачам захваченного судна выплачивали вознаграждение, если они просто оказывали помощь членам пиратской команды. Если на корабле не было настоящего врача, на эту должность выбирали любого подходящего пирата, который имел хоть какие то познания в медицине. Упоминается случай, когда врачом был избран корабельный плотник - так как у него были необходимые «инструменты» для выполнения ампутаций. Иногда врачеванием занимались корабельные повара - им была знакома работа с мясом, но они были менее квалифицированны, чем плотники.

Корабельный повар (кок)
Корабельный кок отвечал за питание и снабжение продовольствием. Что бы стать настоящим коком, нужно было научиться разделывать мясные туши, знать правила хранения продуктов, а также соблюдать определенные правила приготовления пищи, иначе команда могла запросто отправить горе-повара за борт из за неэкономного расходования продуктов ил протухшей питьевой воды. При посещении портов корабельный кок должен был обеспечить провизией команду корабля на протяжении всего предстоящего плавания, поэтому с помощью самых крепких матросов он должен был посетить местные рынки и продуктовые лавки. Во время плавания коку постоянно выделялись помощники, в обязанности которых входили поддержание огня в очаге и переноска продуктов. Пища готовилась в специальных печах, так как деревянные корабли были весьма пожароопасны. Во время боя кок учавствовал в сражении наряду со всей командой.

Пират
Пират - основная ячейка команды. Основным умением должно быть умение сражаться и рисковать своей жизнью. Свобода, разгульная весёлая жизнь, презрение к смерти - основные принципы пиратской философии.

Пороховая обезьяна
Эта должность возникла на британском военном флоте. Так назвали мальчишек, которые входили в оружейную команду. Пираты нередко похищали или заманивали на свои корабли наиболее ловких и пронырливых портовых мальчишек и использовали их ловкость и сноровку. 11-13 летние пираты занимались чисткой оружия, уборкой корабельных помещений, подносили порох и заряды во время боя, одним словом, это были обычные мальчики на побегушках. Они могли пролезть в самые потаенные уголки судно, поэтому нередко пираты с их помощью искали различные тайники на захваченных кораблях. На берегу мальчишки доставляли секретные письма союзникам пиратов и использовались как разведчики во вражеских городах. Благодаря своей ловкости и быстроте пороховые обезьяны нередко оказывались единственными, кому удавалось спастись во время гибели корабля или поимке пиратов. Новички на пиратском судне как правило проходили обучение в роли пороховой обезьяны не взирая на возраст. Пороховые обезьяны были наиболее низкооплачиваемыми и неквалифицированными моряками.

Соглашение о пиратстве
«30 июня 1683 г.
Июня 30 дня 1683 года. Статьи соглашения, принятого между нами на борту «Кэмелион» под командованием Н. Клова, о том, что мы будем совместно распоряжаться всеми товарами, которые находятся на борту; каждый должен получить сполна свою законную долю. Один лишь командир получит две с половиной доли за корабль, а тот, кою капитану будет угодно взять в качестве помощника, получит полторы доли.
Подобное, Джентльмены, должно вас удовлетворить, как и то, что доктору полагается полторы доли, и таковы статьи, коих мы все придерживаемся и по отдельности и все вместе.
Это должно уверить вас, что мы намерены торговать с испанцами и не иметь дела ни с одной нацией, которая встретится нам в море.
Итак, Джентльмены, этим мы заявляем, что если кто либо впредь будет нам противиться, то будет сурово наказан в соответствии с тем, что совершил, и все вы, здесь присутствующие, приняли совместную клятву на святом Евангелии держаться друг друга до окончания жизни.
Джон Хэллэмор
знак Томаса Диксона
Роберт Кокрэм
крест Джо Дарвелла
крест Артура Дэвиса
крест Д. Моррина
Джон Реналс
знак Роберта Дузина
Ник. Клов
Сэмюэл Хэйнсуорт
Дэниел Келли
Уильям Хис
Джон Гриффин
Генри Микельсон
Альберт Дэзен
знак Саймона Уебсона
Уильям Строчер
Эдвард Доу
Джон Уоткинс
Эдвард Старки
знак Джорджа Пэддиссона
Джон Коппинг
знак Генри Левина».

Правила
Дисциплинарные нормы были оговорены в особых «Правилах» — уставе, принимавшемся на каждом пиратском корабле.

Правила Бартоломью Робертса
I
Каждый член экипажа имеет право на участие в голосовании по насущным вопросам; он обладает одинаковым правом на получение свежей провизии и спиртных напитков, как только они будут захвачены; он может использовать их по собственному желанию, за исключением тех случаев, когда для всеобщего блага станет необходимостью ограничение в их потреблении.
II
Каждый член экипажа должен быть вызван, в соответствии с установленным порядком, на борт призового судна, потому что, свыше причитающейся ему доли захваченной добычи, он может еще взять себе смену белья. Но если кто нибудь попытается обмануть товарищество и присвоить себе серебряную тарелку, драгоценности или деньги, то наказанием ему будет высадка на необитаемый остров.
III
Ни одному члену экипажа не позволяется играть на деньги в карты или в кости.
IV
Огни и свечи должны быть погашены в 8 часов вечера. Если кто нибудь из команды после этого часа всё же захочет продолжать пить, то они должны делать это на верхней палубе.
V
Каждый член экипажа должен держать в чистоте и исправности пушки, пистолеты и абордажные сабли.
VI
Ни одному ребенку или женщине не позволяется находиться на борту. Должен быть казнен тот, кто приведет переодетую женщину на корабль.
VII
Тот, кто самовольно покинет корабль или свое место во время сражения, приговаривается к смерти или высадке на необитаемый остров.
VIII
Никто не имеет права драться на борту судна, но любая ссора может быть разрешена на берегу с применением сабли или пистолета. В случае, если обе стороны не смогли прийти к соглашению, квартирмейстер едет с ними на берег для того, чтобы проследить за правильностью дуэли и поставить противников спиной друг к другу на положенном расстоянии. Когда дается команда, они поворачиваются и должны немедленно выстрелить, иначе пистолет выбивается из их рук. В случае обоюдного промаха в дело идут абордажные сабли, и квартирмейстер объявляет победителем того, кто первым пустил кровь.
IX
Ни один член экипажа не имеет права заговаривать о расформировании братства до тех пор, пока у каждою не будет собрана доля в 1000 фунтов. Если же во время службы кто нибудь лишился конечности или стал калекой, то из общественною капитала ему передается 800 долларов; в случае меньших повреждений он получает пропорциональную компенсацию.
X
Капитан и квартирмейстер при разделе добычи получают по две доли, шкипер, боцман и артиллерист — полторы доли, оставшиеся лица командною состава — одну долю с четвертью.
XI
Музыканты отдыхают только по воскресеньям, а в другие шесть дней и ночей не имеют на это права, если не получают специального разрешения.

Правила Филлипса
I
Каждый должен подчиняться установленному правилу: при дележе добычи капитану полагается полторы доли, квартирмейстеру, плотнику, боцману и канониру — доля с четвертью.
II
Если случится, что кто то удерет с корабля или скроет какую нибудь тайну от компании, то он должен быть высажен на необитаемый остров с одним рожком пороха, одной бутылкой воды, мушкетом и пулей.
III
За кражу любой веши у компании или за мошенничество во время игры виновник должен быть оставлен на необитаемом острове или застрелен.
IV
Если мы встретим кого нибудь из оставленных на необитаемом острове (т.е. пирата) и этот человек подпишется под нашим уставом без согласия всей компании, то его должно наказать, как определят капитан и плотник.
V
Пока этот устав сохраняет силу, всякий, кто ударит другого, получит по закону Моисея (что есть сорок ударов плетью без одного) по голой заднице.

2. И если виновный достоин будет побоев, то судья пусть прикажет положить его и бить при себе, смотря по вине его, по счету.
3. Сорок ударов можно дать ему, а не более, чтобы от многих ударов брат твой не был обезображен пред глазами твоими.

VI
Подвергнется тому же наказанию всякий, кто гремит оружием, курит табак в трюме, не надев колпачок на трубку, или переносит зажженную свечу без фонаря.
VII
Тот, кто не будет содержать в чистоте и постоянной готовности свое оружие или же пренебрежет этим делом, будет лишен своей доли и наказан по приговору капитана и плотника.
VIII
Потерявшему в бою кисть или стопу полагается 400 реалов; потерявшему конечность — 800.
IX
Если мы повстречаем добропорядочную женщину и кто то сунется к ней без ее согласия, немедленно будет предан смерти.

Что пили пираты?

Принято считать, что настоящие пираты пили исключительно ром. Это действительно так, в те времена ром пользовался огромной славой, благодаря своим свойствам. Ром делали из сахарной патоки, и благодаря этому он не портился в жару. В то время как пресная вода уже через пару дней начинала вонять гнилью, то небольшая добавка рома возвращала воде нормальный вкус. Отсюда и появилось известное название - грог - «коктейль» из воды и рома.

Естественно, так как пить хотелось постоянно, то и ром с водой употребляли очень часто. Неудивительно, что практически все пираты были ужаснейшими пьяницами. Количество выдаваемого пиратам рома практически не лимитировалось, и поэтому морские походы часто превращались в форменные попойки и заканчивались катастрофами.
Пираты очень любили пиво, которого они брали с собой в путешествия немало, однако пиво имеет привычку портиться, поэтому его было естественно меньше чем рома. Вино же тоже имело место на пиратских кораблях, но его несоизмеримо меньше чем других напитков. Вино было офицерской привилегией и пили его мало и редко.

Матросская еда была особенной, ведь она должна была соответствовать нескольким жизненно важным требованиям: быть достаточно компактной, сверх-питательной и, предпочтительно, не портящейся.
Что же касается рациона пиратов, то основу его составляла мясная пища, захваченная из порта и товары, перехваченные у торговцев. Привередливыми в отношении пищи пиратов назвать достаточно сложно, поэтому и исследовать этот вопрос особого смысла не имеет.
Сухари, солонина, крупы, ром. При хороших обстоятельствах - лук, чеснок (ценнейшие средства). При плохих - «потаж» (хорошенько вываренные кости, хрящи и прочие остатки). Иногда - сыр, рыба. Надо сказать, что плохие времена бывали чаще, чем хорошие: ни капитан, ни интендантские службы не могли достаточно чётко определить, сколько времени продлится плавание. Потому экономили на всём.

Итак, мясо: говяжья или свиная солонина. Лежит себе в трюме в бочках. Портиться вроде быстро не должна. Однако не исключено, что злодей-интендант за определенную мзду закрыл глаза на недоброкачественный продукт, поставленный на судно. Или вместо маленьких бочек, установленных документацией, он взял солонину в больших. А значит, матросы будут долго доедать порченое - ведь мясо в них протухает раньше, чем его успевают съесть.

Ещё вариант - солонина «второго сорта»: жилистая, жёсткая, слишком просоленная. Такое мясо имели обыкновение перед употреблением рубить на куски и бросать в чан, залив водой. Потом один из матросов долго разминал его ногами, чтобы размягчить продукт.
Сухари или галеты хранились в специальных ларях. Крысы и черви там часто лазили свободно. Бывалые матросы поэтому советовали новичкам есть сухари в темноте - не травмировать, так сказать, нервную систему. Галеты отличались от сухарей полным отсутствием соли: это изделие было призвано уравновесить её переизбыток в солонине. Часто галеты бывали настолько твёрдыми, что матросы с трудом разбивали их, например, об стол.

Крупы: чаще всего горох. Надо сказать, что горячее варилось на паруснике далеко не каждый день. Во время шторма или военных действий матросы довольствовались сухим пайком. Крысы и черви тоже любили горох, потому похлёбка «с мясом» была привычным блюдом. Кстати о крысах: на парусниках их бывало очень и очень много. Есть свидетельство, что на одном из испанских галеонов было уничтожено 4000 крыс - и это только за время одного плавания в Европу с Карибских островов.

На суше пираты, как и в море не могли обойтись без любимого рома, но не потому что им хотелось пить, а потому что они стали зависимыми от спиртного. Множество пиратских кораблей захватывалось лишь потому, что ни один член команды не был в обороноспособном состоянии, - все были пьяны. В общем, это показывает состояние пиратов того времени. Образ пирата у нас всегда будет ассоциироваться с бутылкой рома. Йо-хо-хо!

Адмирал (вф) - высший
в морской службе чин, соответствующий генеральскому чину в сухопутных
войсках. Командует флотом. Адмиральских чинов 4: генерал-адмирал,
адмирал, вице-адмирал и контр-адмирал.

Коммодор (вф) - в Англии и Голландии морской офицер, командующий эскадрой

Капитан - командир корабля. Может состоять даже в должности лейтенанта (об этом в следующем пункте)

Лейтенант -
морской офицер, является помощником капитана. Вместе с тем лейтенант
является командиром корабля 4 ранга, имеющем 14-16 пушек. На такие
корабли капитан не назначается. На корабле 3 ранга, имеющем 50 пушек
лейтенант является старшим помощником капитана (т.к. там по регламенту
нет капитан лейтенанта). Говоря современным языком лейтенант является
вахтенным офицером, начальником вахты, т.е. части экипажа, несущей
корабельную службу в данный отрезок времени.

Секретарь корабельный -
на любом корабле один секретарь. Можно сказать, что этот офицер
является помощником капитана по учету личного состава, штабной работе,
учету, контролю за работой всех служб снабжения, переписке. Он обязан
контролировать прием на корабль всех припасов, вести бортовой журнал,
знакомить экипаж с Уставом, письменными приказами и распоряжениями
старших флотских начальников, вести судебные протоколы, составлять
контракты на поставку припасов, контролировать выдачу пищи и другого
имущества личному составу, учитывать добычу взятую у неприятеля,
записывать расход пороха и ядер во время боя, составлять заявки в порт
на пополнение припасов, переписывать вещи погибших и умерших и
передавать их родственникам. Он не имеет права покидать борт корабля
(кроме как для исполнения обязанностей, требующих его присутствия на
берегу) пока тот не будет поставлен на длительную стоянку и не будет
разоружен.

Священник (капеллан) -
священник приравнивался скорее к офицерам по своему положению, но и
однозначно к офицерам его отнести было нельзя. Скорее он просто стоял
особняком. На флоте имелся один начальный священник, отвечавший за
деятельность корабельных священников. На каждом корабле имелся
священник, который отправлял все религиозные мероприятия. Кроме того он
был обязан посещать раненых и больных и облегчать их душевные
страдания. Священник отвечал за священнические припасы и вел их учет и
использование (походная церковь, престол с облачением, Евангелия,
кресты и т.п.)

Лекарь -
на всех кораблях имелся один лекарь. В зависимости от ранга корабля у
него имелось разное количество помощников. Лекарь ведал учетом,
снабжением лекарствами, медицинскими инструментами, вел учет больных,
отвечал за лечение больных, качество и количество выдаваемой им пищи.
Во время боя ему запрещалось выходить на палубу, а должен был
находиться в интрюме, где было определено место сбора раненых. Если
устанавливалось, что больной или раненый умер от небрежения лекаря, то
последний рассматривался как убийца и подлежал казни.

Шкипер
- один из старших офицеров. Выше его по регламенту был только штурман.
На всех кораблях был один шкипер. Шкипер отвечал за учет, наличие,
хранение, использование, ремонт, пополнение, замену шкиперского
имущества. Вел журнал этого имущества. К шкиперскому имуществу
относился весь съемный рангоут (мачты, реи), весь такелаж (канаты,
веревки, блоки), якоря, фонари, моечный и уборочный инвентарь, свечи,
плотничный инвентарь и инструменты, шлюпочные паруса, все металлические
изделия, инвентарь, материалы и инструмент конопатчика, смазочные
материалы, крепежный материал (гвозди, скобы, болты). Шкипер принимает
на корабль все это имущество и следит за полнотой получения, качество.
Он же отвечает за распределение всего имущества и припасов по местам
хранения, закрепление имущества от качки. При постановке корабля на
якорь и снятии с якоря следит за потравливанием или приемом якорного
каната, работой стопорных устройств. Он же отвечает за организацию
уборки корабля, наведением порядка. Шкипер надзирает за работой
матросов, наказывает нерадивых, обучает неумелых. Подшкипер замещает
шкипера в его отсутствие.

Штурман
- отвечал за штурманское имущество, его получение, хранение,
использование, расходование. Штурманским имуществом считались флаги,
сигнальные флаги, вымпелы, гюйсы корабельные и шлюпочные, компаса,
песочные часы, лаги, лоты, лампады. Штурман вел журнал учета
штурманского имущества, следил за пополнением и исправностью своего
имущества. Он же отвечал за морские карты, лоции, исправность рулевого
управления корабля. Он выверял компаса и песочные часы. Во время
плавания он должен был сверять карты с реальной береговой линией,
островами, скалами, рифами и наносить на карты все их изменения.
Штурман обязан сообщать офицерам и капитану об опасностях курса корабля
(мели, рифы, скалы) и настаивать на его изменении, и даже если капитан
или иной офицер его не послушают, и корабль будет потерян, то штурман
будет казнен или отправлен на каторгу. При постановке на якорь штурман
обязан следить, чтобы в этом месте не было мелко и корпус корабля не
проломило бы своим якорем. Подштурман помогает штурману, а в его
отсутствие полностью отвечает за штурманскую службу.

Боцман
- специалист младшего командного состава экипажа судна (в ВМФ -
старшинского состава); непосредственный начальник палубной команды. В
обязанности боцмана входит поддержание исправного состояния корпуса,
такелажа и палубных устройств судна, руководство общесудовыми работами
и обучение рядовых членов палубной команды (матросов) морскому делу,
наблюдение за порядком и чистотой на судне. На крупных военных кораблях
имеется один главный боцман и несколько боцманов.

Мичман -
непосредственный помощник офицеров. Основная обязанность следить за
полным и точным исполнением всеми членами экипажа приказаний офицеров.
В другие обязанности входит организовывать укладку и размещение в
помещениях корабля имущества и вести журнал учета этого имущества.

Канониры
- это корабельные артиллеристы. Можно сказать - командиры орудий. По
числу пушек и канониров можно сказать, что на три пушки приходилось два
канонира. Следовательно канониры занимались заряжанием, прицеливанием и
производством выстрела, а накат пушек на место, охлаждение, прочистка
после выстрела возлагалась на солдат. Матросы же отношения к пушкам не
имели.

Квартирмейстер
- командует матросами, размещаемыми в данном кубрике. Он обязан следить
за наличием своих матросов на корабле, за здоровьем своих матросов,
чистотой и исправностью их одежды, за выдачей матросам питания и за
возврат на поварню остатков пищи и посуду, за тем, чтобы продукты,
оружие, вещи, снасти не растаскивались с корабля. Квартирмейстер также
является командиром шлюпки, следит за ее исправностью, оснащенностью,
управляет ею на воде и командует матросами, назначенными в экипаж
шлюпки.

Плотник
- обязан следить за всеми деревянными деталями корпуса и рангоута и
чинить их; осуществлять контроль за качеством принимаемых на корабль
деревянных деталей рангоута (мачты, реи); совместно с конопатчиком
устранять течи в корпусе. Обязан также следить - нет ли где поступления
воды в корпус. Ведут журнал учета поступления и расхода деревянных
деталей, материалов. Обязаны знать размеры и конструкцию всех
деревянных деталей с тем, чтобы могли грамотно заказать на берегу
изготовление деталей для данного корабля.

Конопатчик -
обязан следить за тем. чтобы не было течей в корпусе, чтобы люки и
пушечные порты были плотно закрыты. При появлении течей совместно с
корабельным плотником устранять их.

Парусный мастер
- на корабле любого ранга один парусный мастер. Под его руководством
один-два парусных ученика. Обязан следить за исправностью парусов и
чинить их.

Солдаты (морские пехотинцы) - привлекались для обслуживания пушек в помощь канонирам, из них составлялись абордажные и десантные команды.

Матросы -
младшее звание. Привлекались для работы на судне, как то: работа с
парусами, откачка воды из трюма, содержание корабля в чистоте. На
разбойничьих судах составляли абордажную команду.

Пиратский кодекс.

«Вчерашний день прошёл, сегодняшний - наш, наступит ли завтрашний - неизвестно»

1. Каждый Настоящий Пират должен гордиться своим громким именем.

2. Для пирата существует лишь один закон - Пиратский кодекс чести.

3. Для пирата существует лишь одна семья - Пиратское братство.

4. Для пирата существует лишь один дом - пиратский корабль.

5. Для пирата существует лишь один образец подражания - его великие предшественники.

6. Жизнь пирата - непрестанная цепь сражений.

7. Самые страшные преступления для настоящего пирата - это предательство и трусость.

8. Пират должен быть всегда готов рисковать своей жизнью.

9. Каждый пират должен быть отчаянным и смелым, трусость в бою карается.

10. Каждый пират обязан подчиняться вышестоящим по рангу.

11. Пистолеты, сабли и остальное оружие должны содержаться в чистоте и полной готовности.

12. Пирату запрещается использовать на корабле нецензурные выражения.

13. Для выражения своих мыслей и чувств пират может использовать слова из пиратского жаргона, разрешённые на корабле.

14. Если любой из членов команды будет уличён в воровстве или нечестной игре, он должен быть наказан.

15. Женщинам разрешено становиться пиратками только в том случае, если они не уступают мужчинам в следующих качествах: решительности, смелости и силе воли.

16. Когда пират проходит определённое количество сражений, приобретает необходимый опыт и навыки, он получает повышение в звании, согласно Пиратскому рангу.

17. Чёрная метка - знак наказания, клеймо на репутации пирата за несоблюдение кодекса.

Наказания за несоблюдение Пиратского кодекса:

1. 1 Чёрная метка - запрет на участие в битвах на 3 дня.

2. 2 чёрных метки - понижение в звании.

3. 3 чёрных метки - высадка на необитаемом острове с бутылкой рома, пресной воды и заряженным пистолетом на неделю.

4. 4 чёрных метки - смертная казнь одним из проверенных пиратских способов, в зависимости от серьёзности нарушений.

Пиратский ранг.

Мужчины.

Капитан.

Капитаном избирается наиболее опытный и смелый член команды. Он должен быть уважаем остальной командой и обладать жёстким и твёрдым характером. Капитан нигде не имеет право быть последним. Единственное, что не считается проявлением трусости - если капитан во время рукопашной остаётся на своем мостике, а не лезет впереди абордажной команды. Если капитан проявляет трусость или жестокость по отношению к своей команде, пираты могут поднять бунт и выбросить капитана за борт, или в лучшем случае, высадить на необитаемый остров. Если же команда считает, что капитан плохо справляется со своими обязанностями, он становится рядовым пиратом, а его место занимает другой, выбранный всей командой моряк.

Квартмейстер

Квартмейстер несёт ответственность за состояние судна. Его главная задача - распределение и снабжение различными материалами, необходимыми на корабле, а также выполнение ремонтных работ, распределение добычи и наказание провинившихся. Таким образом, можно сказать, что обязанности, которые на обычном судне выполняются одним человеком - капитаном, у пиратов распределены между двумя. Это позволяет исключить единоначалие на корабле, которое так ненавидят пираты. Когда капитан ведёт судно в сражении, квартмейстер возглавляет абордажную команду и находиться на самом жарком участке боя. Он также определяет, насколько ценен захваченный груз, и распределяет добычу. Квартмейстер - единственный человек в команде, который определяет наказания для провинившегося пирата. Капитан может лишь потребовать наказать виновного, но степень вины определяет квартмейстер, даже если это и идёт против мнения большинства. Кроме того, квартмейстер выступает в качестве судьи в спорах между членами команды, а также при дуэлях, если они не противоречят пиратскому кодексу. Таким образом, квартирмейстер в вопросах боевых действий, дележа добычи и управления командой стоит выше капитана корабля. Само слово «квартмейстер» свидетельствует о том, что человеку, занимающему этот пост, достаётся четверть добычи.

Первый помощник

Первый помощник капитана исполняет капитанские обязанности во время его отсутствия. Первый помощник также необходим, чтобы возглавить команду при захвате вражеского судна вместе с квартмейстером. Но нередко первые помощники возглавляют бунты на кораблях против капитана. Особенно опасным сговор первого помощника с квартрмейстером или боцманом.

Навигатор

Самые опытные моряки, отлично знающие лоцию и морские карты, становятся навигаторами. Прокладка курса и определение места нахождения корабля - весьма непростые задачи. Навигатор должен уметь пользоваться различными астрономическими инструментами, рассчитывать курс корабля и проводить его в наиболее опасных местах во время плавания. Нередко навигатор мог единолично спасти корабль во время боя, направив его только ему одному известным проходом между скал. В ведении навигатора бесценные морские карты, навигационные приборы и корабельные часы. Если на корабле не было клерка, то ведение записей и учета также возлагалось на навигатора. В свою очередь, первый помощник иногда выполнял обязанности навигатора.

Боцман

В команде корабля всегда есть люди, в обязанность которых входит поддержание технического состояния корабля и управление командой. Именно эти обязанности и исполняются младшими офицерами - корабельными боцманами. Боцман следит за состоянием парусов, снастей и такелажа, а также дублирует команды капитана во время боя или шторма. В обязанности боцмана входит содержание корабельного флага, связь с другими кораблями с помощью специальных сигналов, поддержание порядка среди команды и содержание шлюпок. Боцман также отвечает за состояние корабельных часов. При необходимости наказания одного из членов команды роль палача также нередко отводится боцману.

Канонир

Канониры - высокоценные специалисты, которые отвечают за исправность пушек, их готовность к стрельбе, а также собственноручно командовали их наведением во время боя. Самое опасное место на корабле - пороховой погреб также находится в ведении канонира.

Судовой врач.

Врачи высоко ценятся среди пиратов и нередко при захвате вражеского судна врач в первую очередь получает предложение присоединиться к команде победителя. Врач - единственный человек, кому разрешается не подписывать пиратское соглашение. Нередко врачам захваченного судна выплачивается вознаграждение, если они просто оказывают помощь членам пиратской команды. Главное корабельное лекарство у пиратов - ром - его использовали и как лекарство от желудочных болезней и как обезболивающее при операциях.

Пират.

Пират - основная ячейка команды. Основным умением должно быть умение сражаться и рисковать своей жизнью. Свобода, разгульная весёлая жизнь, презрение к смерти – основные принципы пиратской философии.

Юнга

Как правило, юнгами становились мальчики из благородных семей, которые направлялись для изучения основ мореходства. Юнги по мере освоения морской науки становились корабельными офицерами. Иногда они состояли как порученцы при капитанах судов, выполняли задания по доставке сообщений, следили за офицерской формой и оружием, готовили пищу. Офицеры же за это обучали их основам мореплавания и торговли. Юнгам приходилось выполнять много трудной и неинтересной работы, но всегда могли рассчитывать на достойное вознаграждение и нередко на эту должность соглашались молодые моряки, стремившиеся стать морскими офицерами.

Женщины.

Очень долгое время пребывание женщин на корабле было запрещено. Считалось, что они приносят несчастье. Однако две отважные пиратки, легенды о которых прошли через века, Энн Бонни, Мэри Рид, Грэйс ОМэйл, измени сложившейся стереотип. Они доказали, что женщина может не хуже, а часто и лучше мужчин переносить лишения и виртуозно владеть оружием. Именно они наводили ужас на противников своей отчаянной храбростью и компенсировали разницу в силе ловкостью и хитростью. Поэтому так называемые «ранги» на нашем корабле соответствуют тем именам, которые давали восхищённые пираты своим боевым подругам.

Королева Пиратов

Дьяволица

Чёрная кошка

Первоначально самые первые лодки-долбленки изготавливались таким образом, что в них мог поместиться только один человек, он сам задавал направление движению судна и работал веслами. После того, как человечество научилось строить многоместные суда, обязанности, которые раньше выполнял один человек, разделились, теперь один человек посредством рулевого весла задавал нужное направление и осуществлял управление челном, а несколько человек подчинялись его командам, устанавливали, или убирали парус и гребли веслами. Человек, осуществлявший управление судном, был одновременно капитаном, рулевым и штурманом, для того, чтобы успешно справляться со своими обязанностями, он должен был обладать большим опытом мореходства и способностью хладнокровно мыслить в экстренных ситуациях, поэтому среди остальных представителей команды судна обладал высоким авторитетом.

С развитием судостроения изменились не только габариты кораблей, но и увеличилось количество людей, силами которых судно содержалось в надлежащем техническом состоянии и управлялось. Разделение обязанностей неизбежно привело к появлению узкоспециализированных мастеров морского дела, отвечающих за отдельную область обслуживания. Градация привела к появлению должностей и званий. Точно определить историческую дату этого процесса сложно, но можно говорить о том, что у народов, населявших приморские территории, еще за несколько тысячелетий до нашей эры в языке существовали термины, которые обозначали морские специальности.

В Древнем Египте существовало сословное деление на касты, одну из них полностью составляли кормчие. Согласно представлениям древних египтян эти люди считались почти смертниками, так как согласно их верованиям, человек, покинувший пределы родной земли лишался покровительства своих богов.

Самые первые сведения о системе званий среди мореплавателей относятся к древнегреческой истории, впоследствии эта концепция была заимствована у греков римлянами. Арабские мореплаватели выработали свою собственную морскую терминологию, благодаря сформировавшейся у них собственной системе морских знаний. Со временем во всех европейских языках появился термин «адмирал», слово было образовано от арабского словосочетания «амир аль бахр», обозначающего «повелитель морей». Большинство арабских морских терминов стали известны жителям Европы из сборника восточных сказок «Тысяча и одна ночь», который включает в себя цикл произведений, объединенных общим названием «Путешествие Синдбада-Морехода». Само имя главного героя, которые является собирательным образом сословия арабских торговцев, является искаженным индийским словом «синдхапути», которое переводится как «властитель моря», этим термином жители Индии обозначали владельцев судов.

Система морских терминов и званий у южных славян сформировалась после тринадцатого века, так владелец судна именовался «бродовластник», от слова «брод», которое означало «корабль», матрос назывался «бродарь» или по-другому «ладьяр», гребцов называли «веслярами», капитан судна звался «главарем», а команда - «посадой», и, наконец, верховный командующий всем флотом назывался «воеводой поморским».

До начала правления и реформ Петра Первого у Российского государства прямого выхода к морю не было, несмотря на это речное судоходство было развито очень хорошо, исторические документы содержат обозначения корабельных должностей, используемых в русском языке: капитан назывался «глава», лоцман именовался «водич», старший над командой звался «атаман», а сигнальщика называли «махоня» от слова «махать». Термина «матрос» еще не существовало, вместо него использовалось слово «сар» или «сара», этот же термин использовался бандами, разбойничавшими на Волге в качестве призыва к нападению: «Сарынь на кичку», что обозначало приказ для судовой команды переместиться на нос судна («кичка»).

В Российском государстве словами «корабельщик» или «гость» обозначался владелец судна, который одновременно был торговцем и капитаном. Первоначально слово «гость», пришедшее из латинского языка hostis, имело смысл «чужой». В языках романо-германской языковой группы это слово пошло по следующему семантическому принципу: чужой - иноземец - враг. В русском языке семантическое развитие слова «гость» пошло по пути, отличному от вышеописанного: чужой - иноземец - купец - гость. В сказке А.С.Пушкина про царя Салтана слово «корабельщики» употребляется наравне со словом «гости-господа», они являются смысловыми синонимами. При Петре Первом слово «корабельщик» было заменено иноязычным новым термином, однако в «Своде законов Российской империи» оно употреблялось в качестве юридического термина до 1917 года.

Первым документом, где употреблялись иностранные морские термины наряду со словами «кормщик» и «корабельщик» был сборник «Артикулярных статей» автора Давида Бутлера, который командовал первым боевым кораблем «Орел». Сам документ являлся прообразом морского устава и был переведен для царя Петра с голландского языка. На тексте перевода Петр Первый собственноручно написал комментарий о том, что смысл статей правильный, и текст этого документа надлежит к применению всем «начальным корабельным людям» и «корабельным капитанам». Благодаря реформам царя Петра в употребление вошло множество иностранных терминов, слов, обозначающих звания и должности, которые ранее в русском языке не употреблялись. Для скорейшего усвоения новых терминов Петр Первый приказал написать «Морской устав», для того чтобы каждый мореход знал терминологию, относящуюся к его специализации в совершенстве. В дальнейшей структуре статьи описаны некоторые морские термины и их этимология.

БАТАЛЕР - так называют человека, ответственного за снабжение продовольственными и непродовольственными товарами на судне, к военной тематике, а именно к слову «баталия» этот термин не имеет отношения, слово ведет происхождение от глагола в голландском языке bottelen, который переводится как словосочетание «разливать по бутылям», от этого же глагола образовано и существительное bottelier - «виночерпий».

БОЦМАН - в обязанности этого специалиста морского дела входит обеспечение порядка на палубе корабля, исправное техническое состояние такелажа и рангоута, он осуществляет руководство судовыми работами, а также проводит инструктаж для матросов по всем вопросам, касающимся морского дела. Слово «боцман» образовалось от слова «лодка» (в голландском языке - boot, в английском - boat) и мужчина - man. Англичане наравне со словом boatsman, которое носит значение судовой (лодочный) человек, используют слово boatswain, так называют «сташего боцмана», у которого в подчинении находятся несколько «младших боцманов». Впервые употребление слова «боцман» в документах на русском языке происходит у Д.Бутлера в «Артикулярных статьях», форма этого слова выглядит как «бутман» или «боцман». Этот же документ впервые регламентирует обязанности боцмана, для торгового флота звание «боцман» официально было введено в 1768 году.

ВАХТЕННЫЙ - первоначально это слово использовалось для обозначения караульного на суше, в русский язык слово пришло из немецкого языка, где слово wacht обозначает понятия «стража» и «караул». При Петре Первом в Морской устав было введено понятие «вахтерс», истоки этого слова лежат в голландском языке.

ВОДИТЕЛЬ - так называют рулевого на катере, слово это в русском языке в таком контексте стало использоваться сравнительно недавно, здесь идет заимствование значения из морской терминологии английского языка - draiver. В российском государстве еще до правления царя Петра среди морских терминов использовались однокоренные слову «водитель» обозначения лоцманов: «корабельный вож» и «водич». Термин «судоводитель» используется в настоящее время в документах официального типа, таких как морское право, например, «судоводитель-любитель» в контексте «шкипер», «капитан» малогабаритного туристического прогулочного флота.

ВРАЧ - является исконно русским словом, однокоренное слово ему «враль», свою этимологию оба этих слова ведут от древнерусского глагола «врать», первоначальное значение которого было «говорить, пустословить, болтать вздор», впоследствии слово обзавелось еще одной семантикой «лечить», «заговаривать».

КАПИТАН - главнокомандующий на корабле. Прежде чем появиться в русском языке, слово прошло сложный путь, оно заимствовано из латыни Средних веков - capitaneus, образованное от существительного caput - «голова». Впервые это слово в письменных текстах встречается в 1419 году, в качестве воинского звания термин «капитан» стал вначале использоваться во Франции, так именовали командующих воинских отрядов численностью в несколько сотен человек. Применение в военно-морской тематике это слово получило благодаря итальянскому термину capitano. Во время абордажного боя на галерах капитан лично руководил боевыми действиями и защищал знамя, отвечал за обучение офицерского состава и солдат, а также являлся первым помощником «сапрокомита». Этот опыт впоследствии был заимствован на военных парусниках и торговых кораблях, которые плавали вместе с наемными отрядами, взятыми для обеспечения охраны.

В 16 веке должность капитана чаще всего занимал человек, который был больше осведомлен в военном деле, нежели в морском. Капитан должен был в первую очередь обеспечивать защиту жизни и имущества судовладельца или при помощи боевых маневров отстоять политические интересы своих работодателей. С 17 века звание «капитан» стало обязательным к использованию на военных судах практически всех государств мира. Впоследствии было сформировано деление капитанов на ранги, в зависимости от ранга судна, в русском языке слово «капитан» используется с 1615 года. Первыми русскими капитанами стали Д.Бутлер, который командовал в 1699 году командой корабля «Орел», и Ламберт Якобсон Гельт, который возглавлял экипаж яхты, построенной совместно с кораблем «Орел».

В Потешных войсках царя Петра звание «капитан» получило официальный статус, самому царю было присвоено звание капитана бомбардирской роты Преображенского полка. После 1853 года на военных кораблях звание капитан было заменено на словосочетание «командир корабля». На судах российского общества пароходства и торговли с 1859 года и на кораблях Добровольного флота шкипера офицерского военного звания неофициально стали именоваться «капитанами», официальное применение в гражданском флоте этот термин получил в 1902 году, заменив термин «шкипер».

КОК - корабельный повар, слово появилось в русском языке в 1698 году и пришло из голландского языка, первоначально оно образовано от латинского слова cocus - «повар».

КОМАНДОР - командующий яхт-клуба, начальник совместного плавания яхтенной флотилии. Первоначально слово обозначало одну из высших степеней рыцарского ордена, а в эпоху крестовых походов так называли главнокомандующего рыцарской армией. Этимология слова берет начало в латинском языке: предлог cum - «с» и глагол mandare - «приказывать». В начале 18 века офицерское звание «командор» в военно-морском флоте Российской империи между капитаном первого ранга и контр-адмиралом, звание существует и сейчас в терминологии иностранных морских званий. В качестве формы командоры надевали адмиральскую, но с эполетами без орла. С 1707 года звание «командор» было заменено на «капитан-командор», окончательно было упразднено в 1827 году. Командорами были выдающиеся исследователи и мореплаватели: В.Беринг, А.И.Чириков, И.Ф.Крузенштерн.

КУПОР - слова с похожим звучание есть и в английском языке - cooper, и в голландском - kuiper - «бондарь», «бочар», существительное образовано от слова kuip - «чан», «кадка». «Купор» являлся очень важной должностью на деревянных судах. В его обязанности входило не только содержание в исправном состоянии кадок и бочек, но и за состоянием судового корпуса в целом, для того чтобы не допустить корабельной течи. В русском языке от этого слова образовались глаголы «закупоривать» и «откупоривать».

ЛОЦМАН - специалист, прокладывающий путь судна, он обладал знаниями, касающимися различных опасностей, на пути следования корабля: рифы, мели, подводные течения и т.д., также в его обязанности входило обеспечение безопасной швартовки корабля. Как правило, лоцманом был уже немолодой человек, в среде моряков бытовало выражение о лоцмане: «Волос белый - нос красный», отсылающее слушателей к установленным для лоцманского судна огням. Изначально лоцманом был членом экипажа корабля, но впоследствии в 13-15 веках появились специалисты, которые работали только на каком-то определенном участке. Слово появилось в голландском языке - loodsman, образовалось от lood - «грузило», «свинец», «лот». Первым документом, в котором были прописаны обязанности лоцмана был «Морской кодекс» 1242 года, написанный в Дании, а впервые государственная лоцманская служба была организована в 1514 году в Великобритании.

Лоцмана на Руси звали «корабельный вож», а помощника лоцмана, который мерил глубину при помощи лота на носу судна - «носовщиком». Термин «лоцман» был введен в 1701 году указом Петра Первого, но наряду с этим термином до середины 18 века употреблялось и слово «пилот». Впервые в России государственная лоцманская служба была организована в Архангельске в 1613 году, а первым регламентирующим документом этих специалистов стал документ, вышедший в 1711 году под авторством адмирала К.Крюйса «Инструкция для лоцманов Петербургского порта».

МАТРОС - происхождение этого слова очень сложно определить, известно лишь то, что в России слово пришло в 17 веке из голландского языка в словоформе «матроз». Несмотря на то, что в 1724 году в Морском уставе используется форма слова «матрос», первоначальный вариант имел широкое распространение до середины 19 века. Предположительно, что это слово ведет свое происхождение от голландского существительного mattengenoot, которое переводится как «товарищ по койке» (matta - «рогожа», «циновка» и genoot - «товарищ». Впоследствии словоформа приняла усеченный вариант matten и в таком виде пришла во Францию, где было преобразовано во французское слово matelot, означающее «матрос». Само слово в преобразованном варианте «матло» вернулось обратно в голландский язык, где окончательно приняло знакомое нам звучание, сначала matrso, а позднее более удобное для произношения matroos.

Есть другая теория происхождения слова «матрос», одни исследователи в первой части термина видят голландское слово matt - «товарищ», другие - mats «мачта». Ряд ученых относят этимологию слова к истокам исландского языка, в котором наблюдается влияние наречия викингов: mati - «товарищ» и rosta - «драка», «бой». Путем сложения эти два слова образовывали существительное «матироста», означающее «боевой друг» или «товарищ по оружию».

МАШИНИСТ - слово появилось в период времени, когда парусные корабли стали вытесняться судами с паровой машиной, слово заимствовано из немецкого языка mashinist, а истоки его лежат в древнегреческом языке - machina. Впервые в русском языке слово «машинист» встречается в 1721 году, на тот момент эта специальность не была морской.

МЕХАНИК - происхождение этого слова аналогично слову «машинист», но его появление в русском языке в словоформе «механикус» отмечается значительно раньше в 1715 году.

МОРЯК - это человек, связавший свою жизнь с морем, предположительно эта профессия существует уже около 9000 лет. Первоначально представителей этой профессии называли «моренинъ», «морянинъ» и «мореход». Важное значение имеет корень «ход», происхождение которого очень древнее, словосочетание «ходить по морю» можно найти уже в летописи, описывающей поход князя Олега в 907 году на Константинополь или в произведении «Хождение за три моря купца Афанасия Никитина». В современном русском языке корень «ход» закрепился в словах: «судоходство», «мореходность» и др. Царь Петр пытался ввести в обиход иностранное слово итало-французского происхождения, обозначающее название военного моряка «маринер», образованное от латинского слова mare - «море». Это слово можно увидеть в документах, начиная с 1697 года в формах «маринир» и «маринал», но к концу 18 века оно полностью выходит из употребления, оставшись только в названии курсантов навигацкой школы «гардемарин». Такая же ситуация произошла с голландским термином «зееман» или «зейман», который вышел из употребления в конце первой четверти 19 века.

ПИЛОТ - так называют водителя или реже штурмана гоночного катера, слово заимствовано из терминов авиации, общая тенденция прослеживается в указании на высокую скорость. В Средние века так называли лоцмана, который сопровождал судно на протяжении всего пути от выхода из порта до конечного пункта назначения. В русский язык слово пришло из итальянского от pilota, происхождение этого слова изначально древнегреческое: pedotes - «кормчий, образовано от существительного pedon - «весло».

РУЛЕВОЙ - специалист, непосредственно управляющий судном, который стоит у штурвала, в основе термина лежит голландское слово «рур» - «руль», в этой форме слово используется в 1720 году в Морском уставе, где предписывается осматривать «рур» перед началом плавания. В середине 18 века слово «рур» окончательно заменило древнерусский термин «кормило», но звание «кормщик» официально использовалось в российском галерном флоте до конца века.

САЛАГА - означает неопытного матроса. На тему происхождения этого слова существует исторический анекдот о несуществующем острове Алаг, то есть примерный диалог: «Откуда ты?» - «С Алага», но более вероятной является версия о родстве слова «салага» с названием мелкой рыбы «салаки». В русских говорах северных губерний словом «салага» называли любую мелкую рыбу, на территории Урала слово «салака» зафиксировано в качестве прозвища в семантике «салага».

СИГНАЛЬЩИК - так называют матроса, который передает сообщения при помощи ручного семафора или сигнальных флажков с корабля на корабль или с судна на сушу. Термин «сигнал» вошло в русский язык при Петре Первом из немецкого языка - signal, образованного от латинского signum - «знак».

СТАРПОМ - слово образовано сложением двух старославянских основ. Слово «старший» от корня «ста», который имеет смысловое значение «главный», указывающее на то, что должность старпома должен занимать опытный мореплаватель. Слово «помощник» имеет в основе утраченное из языка существительное «мога» в значении «мощь», «сила» (родственные слова: «немочь», «подмога», «вельможа»).

ШКИПЕР - является капитаном на гражданском судне, слово является синонимом термина «корабельщик» - «щипор», сходство можно проследить в голландском термине schipper, образованное от существительного schip - «корабль». Некоторые лингвисты прослеживают этимология слово «шкипер» из норманнского языка - skipar или датского skipper с такой же семантикой. Ряд исследователей указывают на приближенность термина к немецкому слову schiffer образованному от schiff(s)herr, в значении «начальник судна». Впервые в русском языке слово «шкипер» начинает употребляться в начале 18 века, в качестве обозначения младшего офицерского звания. Согласно Морскому уставу в обязанности шкипера входил контроль состояния канатов, того, каким образом они свернуты, также отвечал за все манипуляции, осуществляемые с корабельным якорем. В торговом флоте звание шкипера официально появилось только в 1768 году, стать шкипером можно было только после обязательной сдачи экзаменов в Адмиралтействе. После 1867 года стали разделять шкиперов каботажного и дальнего плавания, в 1902 году звание было отменено полностью, хотя должность «подшкипера» существует и в настоящее время на крупногабаритных судах. В обязанности подшкипера входит обеспечение судового снабжения по части, также существует понятие «шкиперская кладовая».

ШКОТОВЫЙ - так именуется матрос, который работает на шкотах, слово образовано от голландского слова schoot - «пола», а сам шкот - это снасть, используемая для управления шкотовым углом паруса, в Морском уставе встречается впервые в 1720 году в словоформе «шхот».

ШТУРМАН - этим термином называют специалиста по судовождению, впервые в русском языке появляется в форме «стурман» и используется Д.Бутлером в «Артикулярных статьях», а затем К.Крюйсом в 1698 году в «Росписи припасам на барколон…» в словоформах «штюрман» и «стюрман», уже в Морском уставе 1720 года слово указано в современной форме. Происхождение термина «штурман» восходит к голландскому слову stuur, обозначающего «руль», «править». В эпоху бурного развития мореплавания, когда в Индийском океане плавали суда Ост-Индской компании, роль штурманов стала одной из решающих во время плавания, благодаря этому, термин «штурман» вошел в международное употребление.

В русском языке слово «штурман» сменило исконные термины «кормчий» или «кормщик», образованные от существительного корма, на которой традиционно находился пост управления кораблем. В «Артикулярных статьях» отмечается, что штурман был обязан сообщать капитану высоту полюса, предъявлять свою книгу с записями о корабельных плаваниях и книгу с записями о том, каким маршрутом должно проходить плавание, для обеспечения лучшей сохранности судна и безопасности людей на борту.

ЮНГА - подросток на судне, который проходит обучение морскому мастерству, в русский язык пришло при правлении Петра Первого из голландского jongen - мальчик. Существовало деление должности на «кают-юнгу», который выполнял обязанности прислуги, и «дек-юнгу», осуществляющего палубные работы. Многие впоследствии известные адмиралы начинали свою морскую службу в качестве юнги, одним из таких людей был Горацио Нельсон - «адмирал адмиралов».