Тема: Социально-культурные институты клубного типа

Леонова Ольга 111 группа

Социально-культурные институты – исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, предопределяющие жизнеспособность любого общества в целом. Они образуются на основе социальных связей, взаимодействий и отношений индивидов, социальных групп и общностей, однако их нельзя сводить к сумме этих лиц и их взаимодействий. Социальные институты носят надындивидуальный характер и представляют собой самостоятельные общественные образования, имеющие собственную логику развития.

http://philist.narod.ru/lections/socinst.htm

http://www.vuzlib.net/beta3/html/1/26235/26280/

Клуб - (от англ. club - объединение людей, связанных общими целями). Форма добровольной обществ, организации, объединяющей людей в целях общения на основе совместных интересов (полит., научных, художественных и др.)

http://mirslovarei.com/content_soc/KLUB-781.html

Клуб всегда был и остается социально-культурным институтом, центром досуговой деятельности. Эта деятельность осуществляется в свободное время, является полностью самоуправляемой, а ее результаты носят, как правило, некоммерческий характер. Как добровольно объе­диняющаяся общность людей клуб может приобрести статус обществен­ной организации, статус юридического лица. В таком случае он относит к себе все права и обязанности, присущие клубному учреждению и в то же время любому малому предприятию.

Таким образом, клуб в широком понимании - это государственная, общественная, коммерческая, частная организация, которая имеет или может иметь статус юридического лица, создана и функционирует на основе совместной профессиональной деятельности работников культу­ры или добровольного объединения граждан. Основная задача клуба как социально-культурного института заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала населения, формировании куль­турных запросов и потребностей, организации разнообразных форм досуга и отдыха, создании условий для духовного развития и наиболее полной самореализации личности в сфере досуга. В соответствии со своими задачами и в порядке, установленном законодательством, клубу или любой иной структуре клубного типа предоставляется право совер­шения различного рода сделок и иных юридических актов, необходи­мых для осуществления деятельности: отчуждать, брать и сдавать внаем движимое и недвижимое имущество, иметь счета в банковских учреж­дениях, гербовую печать, фирменные бланки и другие реквизиты, выступать в качестве истца и ответчика в судах и арбитражах, а также иметь свои издания и участвовать во всякого рода предприятиях и акциях социально-культурного, досугового характера.

Структурными единицами клуба как учреждения являются учебно-творческие студии, любительские объединения, коллективы художест­венной самодеятельности и технического творчества, клубы по интере­сам и другие инициативные формирования, в том числе и кооператив­ные, которые обычно входят в состав клуба на условиях договора или коллективного подряда.

Клубы и аналогичные структуры клубного типа могут действовать как самостоятельно, так и при государственных, кооперативных, общественных организациях, предприятиях, учреждениях. По решению трудового коллектива и согласованию с организацией-учредителем клубные структуры на добровольных началах могут входить в состав социально-культурных комплексов в качестве основной структурной единицы, рядового подразделения, творческого формирования, а также других структурных единиц комплекса.http://new.referat.ru/bank-znanii/referat_view?oid=23900

Лишь часть населения страны составляет реальную аудиторию клубов, т. е. входит в число тех, кто в заметной мере вовлечен в деятельность клубов, испытывает их влияние. Остальное население составляет потенциальную аудиторию.

Охват влиянием клубов разных групп населения весьма различен. Наиболее активны в этом плане сельские старшеклассники и относительно молодые горожане с образованием ниже среднего. Люди старше 30 лет, особенно имеющие высшее образование, бывают в клубах много реже. 62

___________________________________________________________

Сасыхов А.В. Аудитория клубов // Клубоведение: Учебное пособие для ин-тов культуры, искусств и фак. культ.-просвет. работы пед. ин-тов / Под ред. С.Н. Иконниковой и В.И. Чепелева. - М.: Просвещение, 1980. – С. 62-78.

Следующие груп­пы соци­альных институтов:

1. Экономические - это все институты, которые обес­печивают процесс производства и распределения матери­альные благ и услуг, регулируют денежный оборот, зани­маются организацией и разделением труда и т.д. (банки, биржи, корпорации, фирмы, акционерные общества, за­воды и т.д.).

2. Политические - это институты, которые устанавли­вают, исполняют и поддерживают власть. В концентриро­ванной форме они выражают существующие в данном обществе политические интересы и отношения. Совокуп­ность политических институтов позволяет определить по­литическую систему общества (государство с его цент­ральными и местными органами власти, политические партии, полиция или милиция, юстиция, армия и также различные общественные организации, движения, объ­единения, фонды и клубы, преследующие политические цели). Формы институализированной деятельности в дан­ном случае строго определены: выборы, митинги, демон­страции, предвыборные кампании.

3. Воспроизводства и родства - это институты, благо­даря которым поддерживается биологическая непрерыв­ность общества, происходит удовлетворение сексуальных потребностей и родительских стремлений, регулируются отношения между полами и поколениями и т.д. (институт семьи и брака).

4. Социально-культурные и воспитательные - это ин­ституты, главная цель которых заключается в создании, развитии, укреплении культуры для социализации моло­дого поколения и передачи ему накопленных культурных ценностей всего общества как целого (семья как воспита­тельный институт, образование, наука, культурно-воспи­тательные и художественные учреждения и т.п.).

5. Социально-церемониальные - это институты, регули­рующие повседневные человеческие контакты, облегчаю­щие взаимопонимание. Хотя эти социальные институты представляют из себя сложные системы и чаще всего бывают неформальными, благодаря именно им определя­ются и регулируются способы приветствий и поздравле­ний, организация торжественных свадеб, проведение со­браний и т.п., над чем мы сами обычно не задумываемся. Это институты, организованные добровольным объедине­нием (общественные организации, товарищеские объеди­нения, клубы и т.п., не преследующие политические цели).

6. Религиозные - институты, организующие связь че­ловека с трансцендентными силами. Потусторонний мир для верующих людей существует реально и определенным образом влияет на их поведение и социальные отноше­ния. Институт религии играет заметную роль во многих обществах и оказывает сильное влияние на многочислен­ные человеческие отношения.

В приведенной классификации рассмотрены только так называемые «главные институты», самые важные, в высшей степени необходимые институты, вызванные к жизни непреходящими потребностями, которые регулируют основные социальные функции и являются харак­терными для всех типов цивилизации.

Социальные институты так же, как и социальные связи и взаимодействия, могут быть формальными и не­формальными.

Формальный институт - это институт, в котором объем функций, средства и методы действия регулируют­ся предписаниями законов или иных правовых актов. Формально утвержденных распоряжений, установлений, правил, регламентов, уставов и т.д. Формальными соци­альными институтами являются государство, армия, суд, семья, школа и т.п. Свои управленческие и контрольные функции эти институты осуществляют на основе строго установленных формальных негативных и позитивных санкций. Формальные институты играют важную роль в упрочении современного общества. По этому поводу А.Г.Эфендиев написал, что «если социальные институты - могучие канаты системы социальных связей, то фор­мальные социальные институты - это достаточно проч­ный и гибкий металлический каркас, определяющий прочность общества».

Неформальный институт - это институт, в котором функции, средства и методы деятельности не установлены формальными правилами (т.е. четко не определены и не закреплены в специальных законодательных актах и нор­мативных документах), поэтому отсутствует гарантия, что данная организация будет устойчивой. Несмотря на это, неформальные институты так же, как и формальные, вы­полняют управленческие и контрольные функции в самом широком социальном смысле, так как являются результатом социального творчества и волеизъявления граждан (любительские объединения творческой самодея­тельности, объединения по интересам, различные фонды социального и культурного назначения и т.п.).

Все социальные институты любого общества в различ­ной степени объединены и взаимосвязаны между собой, представляют собой сложную интегрированную систему. Данная интеграция главным образом базируется на том, что человек, чтобы удовлетворить все свои потребности, должен участвовать в различных типах институтов. Кроме этого, институты оказывают определенное влияние друг на друга. Например, государство оказывает влияние на семью своими попытками регулирования рождаемости, числа браков и разводов, а также установлением мини­мальных стандартов заботы о детях и матерях.

Взаимосвязанная система институтов образует целост­ную систему, которая обеспечивает членам групп удовлетворение их разнообразных потребностей, регулирует их поведение и гарантирует дальнейшее развитие группы как целого. Внутренняя согласованность в деятельности всех социальных институтов - необходимое условие нормаль­ного функционирования всего общества. Система соци­альных институтов в социальной совокупности очень сложна, а постоянное развитие потребностей ведет к об­разованию новых институтов, в результате чего рядом друг с другом существуют много разных институтов.

Высокий уровень освоения культуры- когда достигается высшая степень уровня освоения культуры через развитие и саморазвитие.

(http://tourlib.net/books_tourism/recreation3.htm )

Средний уровень освоения культуры- это когда человек развивает свою культуру на уровне любителя, или же как «хобби».

()

Низкий уровень освоения культуры- это когда для человека не важен контакт с высокими культурными ценностями.

(http://www.countries.ru/library/antropology/orlova/task/htm )

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИНСТИТУТЫ одно из ключевых понятий социокультурной деятельности. В самом широком смысле оно растпространяется на сферы общественной и социально-культурной практики, а также относится к любому из многочисленных субъектов, взаимодействующих друг с другом в социально-культурной сфере. (Лит.: А. Флиер. Культурологический словарь)

КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ИНСТИТУТОВ - в зависимости от их ролевой функции по отношению к потребителям культурных благ, ценностей и услуг в лице многотысячной детской и взрослой аудитории пользователей: зрителей, слушателей, читателей, а также потенциальных заказчиков, производителей, покупателей обширной социально-культурной продукции.

СЕМЬЯ - ячейка общества и важнейший источник социального и экономического развития, группа людей связанных браком, родством или усыновлением, проживающих вместе и имеющих общие доходы и расходы. (Источник:http://webotvet.ru/articles/opredelenie-semya.html)

Семья – социальное объединение, члены которого связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. По существу семья представляет собой систему отношений между мужем и женой, родителями и детьми, основанную на браке или кровном родстве и имеющих исторически определённую организацию. (Лит.: Социология / "под ред.проф.В.Н.Лавриненко. -- М.: ЮНИТИ, 1998. [ c .281] )

КЛАССИФИКАЦИИ СЕМЕЙ:

В зависимости от форм брака:

  • моногамная семья - состоящая из двух партнёров
  • полигамная семья - один из супругов имеет несколько брачных партнёров

В зависимости от пола супругов:

  • однополая семья - двое мужчин или две женщины, совместно воспитывающие приёмных детей, искусственно зачатых или детей от предыдущих (гетеросексуальных) контактов.
  • разнополая семья

В зависимости от количества детей:

  • бездетная, или инфертильная семья;
  • однодетная семья;
  • малодетная семья;
  • среднедетная семья;
  • многодетная семья.

В зависимости от состава:

  • простая или нуклеарная семья - состоит из одного поколения, представленного родителями (родителем) с детьми или без детей. Нуклеарная семья в современном обществе получила наибольшее распространение. Она может быть:
    • элементарная - семья из трёх членов: муж, жена и ребёнок. Такая семья может быть, в свою очередь:
      • полной - в составе есть оба родителя и хотя бы один ребёнок
      • неполной - семья только из одного родителя с детьми, или семья, состоящая только из родителей без детей
    • составная - полная нуклеарная семья, в которой воспитываются несколько детей. Составную нуклеарную семью, где несколько детей, следует рассматривать как конъюнкцию нескольких элементарных
  • сложная семья или патриархальная семья - большая семья из нескольких поколений. Она может включать бабушек и дедушек, братьев и их жён, сестёр и их мужей, племянников и племянниц.

В зависимости от места человека в семье:

  • родительская - это семья, в которой человек рождается
  • репродуктивная - семья, которую человек создаёт сам

В зависимости от проживания семьи:

  • матрилокальная - молодая семья, проживающая с родителями жены,
  • патрилокальная - семья, проживающая совместно с родителями мужа;
  • неолокальная - семья переезжает в жилище, удалённое от места проживания родителей. (

Определение сущности социально культурных институтов невозможно без анализа их функций, обеспечивающих достижение цели. Общество – сложное социальное образование, и силы, работающие внутри него, тесно связаны, поэтому бывает трудно предвидеть результаты каждого отдельно взятого действия. В связи с этим определенный институт выполняет свои, специфические функции. Их совокупность составляет общие социальные функции институтов как элементов, видов тех или иных систем.

Важную роль в определении задач социально-культурных институтов сыграли научные труды М. Вебера, Э.Касирэра, Й.Хёйзинга. Ими и другими культурологами в структуре духовного производства выделяются регулятивная, интегративная и коммуникативная функции.В любом обществе создаются усложненные многоуровневые системы, специально ориентированные на выработку определенных знаний, представлений о жизни и самом человеке, а также планов и целей не только ежедневных, но и просчитанных на дальнейшее поведение.

Поэтому социально-культурный институт должен иметь систему правил и норм поведения, которые в рамках духовной культуры закрепляют, стандартизуют поведение своих членов и делают их прогнозируемой. При анализе компонентов культурной регуляции необходимо учитывать, что реализация эталонов человеческих ценностей осуществляется посредством их интеграции с социальными ролями и нормами поведения, усвоения позитивных мотиваций и принятых в обществе значений. Социализация поддерживается личными институтами (в семье, школе, трудовом коллективе и пр.), а также учреждениями, организациями, предприятиями культуры и искусства.
Исследование тенденций развития процесса социализации свидетельствует, что при усложнении социокультурного поля механизм социализации и его непосредственное культурное приложение становятся тоже более сложными.

Специфической функцией социально-культурных институтов является интеграция, которую выделяют С.Фролов, А.Каргин, Г.В.Драч и прочие исследователи. В социальной сфере наблюдается распространение комплекса взглядов, убеждений, ценностей, идеалов, которые характерны для определенной культуры, они определяют сознание и поведенческие факторы людей. Учреждения культуры ориентированы на обеспечение и сохранение наследия культуры, народных традиций, исторических знаний, что способствует закреплению связи между поколениями, сплочению нации.
В мировом сообществе существуют разные культуры. Культурные отличия препятствуют общению людей, иногда препятствуют их взаимопониманию. Эти различия зачастую становятся барьерами между социальными группами и объединениями. Социально-культурные институты стремятся инструментами культуры и искусства преодолеть культурные различия, укрепить связи культур, активизировать их взаимоотношения и этим объединить людей как в условиях одной культуры, так и за ее границами.

В качестве традиции выступают общественные установки, определяющиеся нормами поведения, моральными и этическими ценностями, идеями, обычаями, обрядами др. Поэтому важнейшими задачами социально-культурных организаций выступают сохранение, передача и усовершенствование предметов социально-культурного наследия.

Развитие форм и способов коммуникации является важнейшим аспектом деятельности разных учреждений культуры. Ученые рассматривают развитие социально-культурной деятельности в ходе взаимодействия социумов, когда люди вступают во взаимоотношения между собой. Культура может создаваться совместно, именно совместными действиями. Т. Парсанс подчеркивал, что без общения нет никаких форм отношений и деятельности. Без наличия определенных коммуникационных форм нельзя осуществлять воспитание индивидуума, согласование действий, поддержание общества в целом. Поэтому необходима методичная, устойчивая, разнообразная система коммуникаций, которая поддерживает максимальную степень единства и дифференцированности общественного бытия.

В нашу эпоху, по мнению канадского культуролога М. Маклуэна, значительно увеличилось количество контактов индивида с другими людьми. Но эти отношения часто имеют опосредованный и односторонний характер. Социологические исследования свидетельствуют о том, что такие односторонние отношения часто только способствуют развитию чувства одиночества. В связи с этим социально-культурные институты через усвоение культурных ценностей способствуют развитию настоящих человеческих форм общения.
Таким образом, коммуникативная функция социально культурных институтов заключается в упорядочении процессов трансляции социально важной информации, интеграции общества и социальных групп, внутренней дифференциации социума и групп, отделения социума и разных групп друг от друга в их общении.

Социологи рассматривают сферу, которая позволяет людям отдыхать от житейских проблем, в большинстве случаев как досуг, освобожденный от конкретного участия в производстве. Досуговая деятельность гораздо шире по своему содержанию, потому что может включать самые всевозможные типы творчества. Целесообразно свободное время рассматривать в смысле реализации интересов личности, связанных с саморазвитием, само реабилитацией, общением, удовольствием, оздоровлением, творческой деятельностью. В связи с этим одной из важнейших задач социально-культурного института выступает преобразование досуга в область культурной деятельности, где осуществляется реализация творческого и духовного потенциала общества.

Анализ факторов формирования отдыха населения свидетельствует, что местом реализации культурных инициатив выступают библиотеки, клубы, театры, филармонии, музеи, кинотеатры, парки и другие аналогичные учреждения.

Термин «социальные институты культуры» употребляется обычно в двух смыслах: непосредственном и расширительном. В непосредственном - это некая конкретная организация или учреждение, выполняющие функции создания, хранения и распространения культурных ценностей. В расширительном смысле социальный институт включает и сами процедуры, порядок (норму) продвижения, трансляции и исполнения культурной деятельности во всех сферах жизни общества (ритуалы, обычаи, традиции, праздники, богослужение, опекунство, литературная критика и т.д.)

Главная задача культурных институтов - реализация политики государства по планированию, функционированию, обеспечению культурной жизни общества.

Создание какой-либо классификации культурных институтов - довольно сложная задача, потому что количество реализуемых ими функций практически неисчислимо. Типология культурных институтов затрудняется также тем, что выполнение некоторых функций обеспечивается по частям разными институтами, а некоторые культурные институты в связи с полифункциональностью культуры выполняют сразу множество различных функций. Так, например, музей является одновременно и культуроохранным, и просветительским учреждением, а театр - и творческим, и зрелищным институтом.

По функциональному признаку культурные институты могут быть сгруппированы в несколько подсистем:

Творческие институты для осуществления духовного производства (театры, студии, киностудии, книгоиздательские комплексы, творческие союзы и любительские творческие объединения, архитектурные и художественно-производственные мастерские, оркестры, ансамбли);

Институты по распространению культуры, по непосредственной социокультурной работе с населением, в числе которых: а) институты просвещенческого профиля (библиотеки, музеи, выставки, мемориальные сооружения и комплексы, лектории и т.д.); б) институты эстетического воспитания (кинотеатры, художественные музеи и выставки, концертные организации, структуры по проведению различных художественно-зрелищных мероприятий и пр.); в) культурно-досуговые институты (клубы, дворцы культуры, детские досуговые учреждения, структуры самодеятельного художественного, декоративно-прикладного и иного творчества и т.д.);

Культуроохранные институты (органы по учету, охране и использованию памятников культурно-исторического наследия, реставрационные мастерские и т.п.);

Учреждения, организующие и планирующие культурную деятельность, осуществляющие управление культурными процессами: правительственные организации, творческие союзы, научно-исследовательские учреждения. Сюда же примыкает социальный институт научной и художественной критики, который оказывает влияние на людей, осуществляющих духовное производство и потребляющих духовные ценности.

Существует мнение, что культура менее других сфер поддается управлению, не укладывается в рамки регламентации. В развитии культуры часто возникают противоречия между тенденцией к централизации культурной деятельности со стороны государства и её демократизацией. Государственное вмешательство чревато зависимостью культурной деятельности от власти, а без правительственной поддержки искусство и наука не могут выжить и обречены на сокращение. Новая ситуация в культуре характеризуется тенденцией к децентрализации, переходом от административных методов управления к рыночным механизмам (фонды, спонсорство, патронаж, премии), тем самым порождая новую зависимость деятелей культуры.

Каждая страна имеет свои административные структуры для управления культурой. Широкое понимание культуры включает образование, работу СМИ, туризм, воспитание молодёжи. Управление этими сферами осуществляется различными ведомствами, а для их координации создаются парламентские комиссии, комитеты. Наряду с общегосударственными учреждениями значительное место в культурной жизни занимают неправительственные: писательские и журналистские организации, ассоциации, частные издательства, различного рода сообщества, религиозные структуры, профессиональные союзы, клубы и кружки по интересам и т.д.

Эффективность культурной политики государства в значительной мере зависит от уровня скоординированности работы различных управленческих структур.

Соотношение социальных институтов культуры на протяжении истории менялось в зависимости от степени дифференциации общественной жизни и перехода от доиндустриального к индустриальному и постиндустриальному обществу. Однако, в любом обществе «социальные институты организуют и координируют деятельность людей в сфере культуры, без чего она приобрела бы разрозненный, непоследовательный и неустойчивый характер».