* А за забором - внутри этого внутреннего двора - вот такой чудесный ухоженный дворик-садик с детской площадкой и статуей Мадонны (справа).

Вход в этот дворик, как я поняла, только из двери в дворовом корпусе (дверь за кадром справа), и гуляют здесь, похоже, только ученики

Воскресной школы при церкви. А в начале 1980-х здесь заливали каток, и я через эту дверь водила дочку на занятия фигурным катанием. А ещё

Раньше это был двор ремесленного училища, а до того, вероятно, двор одной из школ при костёле, в корпусе слева. А справа и прямо - окна

Жилых помещений.(бывших монашеских келий). Там и сейчас ещё осталось несколько жилых квартир, насколько мне известно. (Irinfa 10.2017)

В конце 1970-х гг. храм передали в ведение Ленинградской филармонии для организации органного зала. Был сделан проект приспособления храма, поставлены леса. Но работы затянулись. А в 1984 г. сильный пожар разрушил все внутреннее убранство здания.

1992 - храм возвратили Католической церкви, начался ремонт и реставрация

1998 - после реставрации открыта часовня Божией Матери

2000 - освящена алтарная часть храма

2003 - открыт трансепт и вход с Невского проспекта

2008 - отреставрирован и освящен главный неф храма

Восстановленный интерьер производит удивительное впечатление.

Лишенное прежних росписей, витражей, мраморных алтарей и других утраченных деталей обстановки пространство воспринимается особенно цельно и ясно. Обращает на себя внимание правый алтарь трансепта. На стене зондажом оставлен только его силует и некоторые сохранившиеся после пожара камни. А на фоне голого кирпича повешено старинное распятие, спасенное во время закрытия храма в 1938 г. прихожанкой Софьей Степулковской.

Подробно об истории храма можно прочесть в книге искусствоведа и реставратора Ромуальды Ханковской "Храм святой Екатерины в Санкт-Петербурге", СПб, 2001. (добавил - )

По проекту Ж.-Б. Валлен-Деламота на аттике над центральной частью фасада предполагалось установить скульптурную группу из двух ангелов, поддерживающих крест, а на фланкирующих башенках - статуи святых. Арх. А. Ринальди завершил здание прямоугольным аттиком на котором были установлены скульптуры четырёх Евангелистов - Св. Иоанна, Св. Луки, Св. Матфея и Св. Марка, а по центральной оси - скульптурная композиция «Поклонение Кресту». Эта композиция перекликается с решением, предложенным Ж.-Б. Валлен-Деламотом, однако отличается большей композиционной завершённостью. Скульптуры выполнены из белого мрамора. Композиция «Поклонение Кресту» состоит из двух коленопреклонённых ангелов, один из которых держит крест, и двух херувимов у основания креста. Крест стальной кованый с позолоченной облицовкой из цветного металла (медь). Скульптуры Евангелистов размещены попарно над углами ризалитов главного фасада. Авторство и время выполнения статуй не определены. Они были установлены одновременно, вероятно, в 1799-1780 годах при устройстве стропил и возведении купола храма, однако художественное решение центральной группы и фигур четырёх Евангелистов различно. Композиция «Поклонение Кресту» выполнена в характере барокко, стилистика скульптур Евангелистов позволяет отнести их к эпохе классицизма

(сайт Благовест-инфо blagovest-info.ru 14.12.2017)

"Украшавшие храм статуи предположительно итальянской работы, - рассказала представитель храма Анастасия Медведева. - Они были изготовлены во второй половине XVIII в. и с тех пор ни разу не покидали крышу нашей базилики. Не были сняты после закрытия церкви, пережили блокаду, устояли при пожаре, зимой и летом глядя с 24-метровой высоты на главную улицу города. За прошедшие века мраморные евангелисты и ангелы серьезно пострадали от времени и климата. Ангелочки лишились пальцев рук и ног, перьев на крыльях, сгладились черты лиц и детали одеяний евангелистов, а у апостола Иоанна оказалась утраченной кисть правой руки."

(из статьи Оксаны Ермошиной "Крышу базилики на Невском проспекте покинули ангелы", "Вечерний Петербург" №186 (25455) от 12.10.2015)

В 2014 г. для решения вопроса о копировании скульптур был созван реставрационный совет с участием специалистов КГИОП, Государственного Эрмитажа и Государственного Русского музея, члены которого единодушно пришли к выводу, что дальнейшее пребывание подлинных скульптур на открытом воздухе невозможно, поскольку деструкция мрамора увеличивается вследствие влияния климата и агрессивной атмосферной среды.

Все основные параметры скульптур (высота, ширина, толщина), а также все нюансы авторской пластики и даже выветренность исторического камня перешли в копии. Для того чтобы избежать передачи значительных дефектов поверхности и многочисленных утрат с поверхности оригинала была применена так называемая «двойная формовка». Работы выполняли специалисты ООО «РМ «Наследие».

Копии скульптур святых Евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна начали устанавливать на аттик храма 14 декабря 2017 г. На следующий день намечался монтаж на аттик центральной скульптурной группы «Поклонение Кресту»

(сайт КГИОП kgiop.gov.spb.ru 14.12.2017)

Включением в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г. Санкт-Петербурге, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2001 № 527

В 1739 году по указу императрицы Анны Иоанновны для храма было выделено место на Невском проспекте. За работу над проектом взялся архитектор Пьетро Антонио Трезини. За время возведения этой церкви Трезини успел стать главным архитектором Петербурга и построить несколько православных храмов в Петербурге, но храм Святой Екатерины не закончил. В 1751 году (к этому времени сменилось еще два правителя, к власти пришла Елизавета Петровна) Трезини уехал из России в Италию. В правление Петра III стройка стояла. И лишь при Екатерине II, сумевшей прервать череду дворцовых переворотов и удерживать власть в течение 34 лет, работы были возобновлены и закончены уже третьей командой архитекторов. Благодаря щедрому пожертвованию баварского купца Пирлинга итальянским архитекторам Антонио Ринальди и Минчиани удалось наконец завершить строительство.

Спустя 45 лет после начала стройки, в 1783 году, папский нунций Джованни Аркетти торжественно освятил храм, получивший имя святой великомученицы Екатерины Александрийской, небесной покровительницы императрицы Екатерины II. Храм в стиле классицизма был увенчан монументальным куполом и имел в плане традиционную форму латинского креста. Длина его достигала 44 метров, высота «42 метров, что смотрелось внушительно по меркам той эпохи. Над входом были начертаны слова из Евангелия: «Дом Мой домом молитвы наречется» (Матфей, 21).

Внешняя скромность фасада, выкрашенного в традиционный для Петербурга желтый цвет, контрастировала с роскошью внутреннего убранства. Главной достопримечательностью храма стал престол из цветного мрамора, дар от жителей итальянского Ливорно. Престол также украшали резные деревянные скульптуры и живописные полотна, одно из которых, «Мистическое обручение святой Екатерины», было подарено самой императрицей. Традиционный для католических храмов орган считался одним из лучших в Европе.

По обеим сторонам храма построили два трехэтажных дома для его служителей. В одном из них открылась школа для юных католиков. Войны, которая вела Россия, в том числе и с католическими странами, странным образом влияли не на сокращение, а наоборот, на расширение паствы. Большинство прихожан храма составляли жившие в столице поляки, переселившиеся в российскую столицу после раздела Польши в 1772 году, также храм посещали французы, немцы, итальянцы. Но были среди католиков и русские. Почти все они принимали католичество из стремления к оригинальности или из протеста против самодержавия: считалось, что оно тесно связано с православной верой.

Знаменитые прихожане

Среди прихожан в разное время числились такие известные люди того времени, как княгиня Зинаида Волконская, Петр Чаадаев, декабрист Михаил Лунин. Здесь же венчались Жорж Дантес и Екатерина Гончарова. Для многих видных деятелей XVIII-XIX веков в силу разных причин храм стал усыпальницей. Здесь были похоронены последний король Польши Станислав-Август Понятовский (ныне его прах перевезен в Варшаву) и французский генерал Жан Виктор Моро, соперник Наполеона. Изгнанный с родины французским императором, он перешел на русскую службу и погиб под Дрезденом, сражаясь со своими соотечественниками. Его гробница находится в крипте храма. А в 1858 году здесь отпели Огюста Монферрана, архитектора знаменитого Исаакиевского собора. На протяжении всей истории приход храма неустанно рос. Если при Петре I паству составляли несколько сотен прихожан, то в начале XIX века их было около 7000, а перед революцией 1917 года - уже 30 тысяч, что не мало. Особенно, если учесть, что в наши дни храм посещает около 1000 человек.

Любопытная особенность, связанная с храмом, заключается в том, что управители храма сменялись, подобно монархам на российском престоле. Вначале приход принадлежал францисканцам, но ловкий иезуит Габриэль Грубер в 1800 году убедил императора Павла I передать храм своему ордену. Грубер успешно проповедовал в Петербурге католичество и даже выдвинул проект объединения западной и восточной церквей, но в 1805 году погиб во время пожара в своем доме. Ходили слухи, что это было убийство: Грубер вел тайную переписку с Наполеоном и погиб буквально недели за две до создания антинаполеоновской коалиции. Через десять лет деятельность иезуитов запретили в столицах, а еще через пять лет их и вовсе выслали из России. Императору Александру I не нравился переход некоторых представителей аристократических семей в католицизм.

Храм Святой Екатерины передали ордену доминиканцев. Николай I не раз его посещал и делал щедрые подарки, в том числе серебряную дароносицу, усыпанную бриллиантами и сапфирами. При нем рядом с храмом было выстроено еще одно здание, где позже открылась женская гимназия с интернатом, в котором преподавала сестра Урсула (Юлия Ледуховская), причисленная позже к лику святых. Она приехала в Санкт-Петербург по приглашению настоятеля храма Константина Будкевича.

Храм в послереволюционное время

После революции Католическая церковь, как и другие конфессии, подверглась притеснениям. Академия и гимназии были закрыты, принадлежащие храму здания конфискованы. В 1923 году ГПУ арестовало Константина Будкевича и еще нескольких священников, обвинив их в сопротивлении советской власти. Громкое «дело ксендзов» завершилось расстрелом Будкевича и отправкой остальных обвиняемых на Соловки. Позже многие прихожане храма, в первую очередь, поляки, также были репрессированы.

В 1938 году храм Святой Екатерины постановлением Верховного Совета СССР был закрыт «в рамках борьбы с религией». Все, что находилось внутри - картины, статуи, книги, - просто выбросили на улицу. В здании разместили склад, а после войны передали его Ленинградской филармонии для устройства концертного зала. В 1947 году при пожаре погиб орган. История храма, сделав виток, вернулась к началу - к стройке. Которая так же, как и несколько столетий назад, больше напоминала муку.

Многолетний ремонт в 1984 году вновь был «завершен» пожаром, окончательно уничтожившим убранство храма. Несколько лет Невский проспект «украшало» обгорелое здание с окнами, забитыми фанерой. Только в 1992-м, после смены трех правителей страны, земля и здание храма были возвращены Католической церкви. Уже осенью был освящен временный алтарь, открылись воскресная школа и центр катехизации. Однако прошло еще 16 лет (за которые президенты сменились дважды), прежде чем строительные работы над главным зданием были полностью закончены в 2008 году. Убранство храма теперь значительно скромнее: восстановить уничтоженные произведения живописи и прикладного искусства невозможно.

Восстановление храма, включенного в список культурного наследия, продолжается, а его служители и прихожане, как и прежде, принимают в нем активное участие.

Храм Святой Екатерины Александрийской в Петербурге - самый большой и старейший из сохранившихся до наших дней католических храмов России.

Храм Святой Екатерины Александрийской был основан в 1716 году; в 1738 году императрица Анна Иоанновна подписала разрешение на возведение католической церкви на Невском проспекте, однако строительство шло с большими проблемами. Первоначальный проект был разработан Пьетро Антонио Трезини, начавшиеся под его руководством работы были прекращены в 1751 году после отъезда зодчего на родину. Попытка закончить строительство в 60-х годах XVIII века, предпринятая архитектором Ж. Б. Валлен-Деламотом, также была неудачной. Лишь в 1782 году строительство храма было закончено под руководством итальянских архитекторов Минчиани и А. Ринальди, последний был старостой общины. 7 октября 1783 года храм, получивший статус собора, был освящён в честь святой Екатерины Александрийской, покровительницы императрицы Екатерины II.

Храм Св. Екатерины связан с именами многих выдающихся личностей. В 1798 году здесь был похоронен последний польский король Станислав Август Понятовский, а в 1813 году французский полководец Жан Виктор Моро. Прихожанином храма был знаменитый архитектор Монферран, строитель Исаакиевского собора . Здесь он венчался, крестил сына. Здесь же было отпето его тело после смерти, после чего его вдова увезла гроб с телом мужа во Францию.


Прихожанами храма был ряд российских дворян, перешедших в католичество: княгиня З. А. Волконская, декабрист М. С. Лунин, князь И. С. Гагарин и другие. Служение в церкви осуществляли представители различных монашеских орденов. Изначально храм принадлежал францисканцам, в 1800 году Павел I отдал храм иезуитам, а в 1815 году, после высылки последних из России, прихожан храма стали окормлять доминиканцы. В 1892 году храм перестал быть орденским и стал управляться епархиальными священниками, однако доминиканская община при храме продолжала существовать.

Перед революцией 1917 года приход насчитывал более тридцати тысяч прихожан.


При большевистском режиме некоторые члены прихода были подвергнуты репрессиям; настоятель прихода Константин Будкевич был расстрелян в 1923 году. Храм оставался открытым вплоть до 1938 года; служили французские священники. В 1938 году храм был закрыт и разграблен; утварь, иконы и книги из великолепной храмовой библиотеки выбросили на улицу. Окончательно разорение храма довершил пожар в 1947 году, во время которого сгорели деревянные детали внутреннего убранства церкви и орган.


Здание костёла Святой Екатерины использовалось как склад; в 1977 году было принято решение о реконструкции здания и преобразовании его в органный зал филармонии. В 1984 году, впрочем, в здании вспыхнул ещё один пожар, который свёл на нет работу реставраторов. В здании, находящемся в аварийном состоянии, были устроены кабинеты Музея атеизма и частные квартиры.


Восстановление нормальной деятельности Католической церкви в России началось в начале 90-х годов XX века. В 1991 году был зарегистрирован вновь образованный приход святой Екатерины, в феврале 1992 года городские власти приняли решение о возвращении храма Церкви. В том же году начались масштабные реставрационные работы в здании храма, находившемся в ужасном состоянии. К октябрю 1992 года завершился первый этап реставрационных работ, был установлен временный алтарь. В октябре 1998 года была открыта часовня Благовещения, а 16 апреля 2000 года была освящена алтарная часть храма.


В 2003 году было закончено восстановление основной части храма и впервые открыты центральные ворота. Работы над восстановлением внутреннего интерьера продолжаются до сих пор.


11 марта 2006 храм Св. Екатерины принял участие в совместной молитве Розария с католиками из десяти европейских и африканских городов, организованной посредством телемоста. В молитве принял участие Папа Римский Бенедикт XVI.



Здание храма Святой Екатерины имеет форму латинского креста, с поперечным трансептом, увенчано большим куполом. Длина здания храма - 44 м, ширина - 25 м, высота - 42 м. Храм вмещает одновременно около двух тысяч человек. Главный фасад здания решён в виде монументального арочного портала, который опирается на свободно стоящие колонны. Над фасадом высокий парапет, на котором размещены фигуры четырёх евангелистов и ангелов, держащих крест. Над главным входом начертаны слова из Евангелия от Матфея: “Дом Мой домом молитвы наречётся” и дата завершения строительства собора. Над главным престолом был помещён большой образ “Мистическое обручение святой Екатерины”, написанный художником Якобом Миттенлейдером и подаренный храму императрицей Екатериной II. Старинный алтарный крест был спасён в 1938 году во время разграбления храма одной из прихожанок, Софьей Степулковской, и ныне возвращён в храм.


Х рам Святой Екатерины освятил Иоанн Андрей Аркетти архиепископ Халкидонский.
Случилось это еще в царствование Екатерины II в 7 день октября года Господня 1783 года. Но деревянная церковь здесь стояла еще при Анне Иоановне, которая с 1738 года передала этот участок земли католикам.

В то время на всей огромной территории России было менее 3000 католиков и это был первый католический храм на территории России. Костел Святой Екатерины был построен по проектам архитекторов Ж.Б. Валлен-Деламота и Антонио Ринальди.

0.

Он был выполнен в переходном стиле от барокко к раннему классицизму.

1.

Базилика святой Екатерины связана с литургическим «рождением» поместной российской Католической Церкви. Адрес: Невский пр., 32 - 34.

2.

В начале XIX века нижние открытые галереи здания занимали «Нюрнбергские лавки», где немецкие купцы торговали книгами, игрушками и галантереей. Сейчас перед костелом всегда много картин))) тут все оккупировали художники.

3.

Заходим внутрь.

4.

В 1798 году в костеле был захоронен последний король Речи Посполитой - Станислав Август Полянский, который провел в Санкт-Петербурге свои последние годы жизни.

5.

В 1829 году здесь венчался Огюст Монферран, а в 1858 году проходило отпевание гениального зодчего. В 1837 году в костеле святой Екатерины состоялась свадьба Жоржа Дантеса и сестры супруги Александра Сергеевича Пушкина - Екатерины Гончаровой.

6.

После октябрьской революции 1917 года храм был закрыт, и его помещения стали использоваться как склад. Позже здесь был открыт филиал Ленинградской филармонии.

7.

В 1938 году из храма были вывезены останки Станислава Полянского.

8.

В 1984 году здание церкви сильно пострадало от пожара. В здании выгорели интерьеры, было уничтожено все внутреннее убранство храма.

9.

10.

Костел святой Екатерины был возвращен петербургской католической общине только в 1992 году. С этого момента церковь вновь стала открыта для прихожан, в ней возобновились богослужения, открылась воскресная школа.

11.

К 2003 году здание храма было практически полностью отреставрировано от последствий пожара 1984 года.

12.

13.

Двери костела.

14.

15.

16.

17.

Везде полураздетые девицы))) даже у католического зрама. Хоть проституток вокруг нет и памятника проститутке, как в Амстердаме и на том спасибо))

18.

19.

Сейчас её реставрируют.

20.

Старое фото с куполом не закрытым реставраторами.

21.

В ней часто проходят бесплатные концерты.
Сайт церкви.