27.02.2014 7966 0


Цель: отработка практических навыков в работе с физическим оборудова­нием.

Ход урока

I . Организационный момент

II . Повторение изученного.

Проверка домашнего задания

После проверки выполнения решенных дома задач и прослушивания ответов к § 36 учитель может задать классу еще ряд вопросов для повторе­ния изученного, например:

- Приведите примеры превращения механической энергии во

внутреннюю и внутренней в механическую.

- Приведите примеры перехода энергии от одного тела к другому.

- Какой опыт показывает, что при переходе внутренней энергии от

одного тела к другому ее значение сохраняется?

III . Лабораторная работа

Перед началом работы следует коротко познакомить учеников с прави­лами техники безопасности. В работе используется стекло, термометры и горячая вода, поэтому для исключения ожогов температура горячей воды должна быть не выше 60 °С.

Если при работе используются ртутные термометры, то после проведе-ния измерения температуры, термометры сразу убирают в футляр. Рабочее положение измерительных цилиндров - горизонтальное.

Проведение работы должно быть достаточно мобильным. Это уменьшит погрешности при проведении расчетов. Показания термомет­ров можно снимать через 15-20 с после начала измерения температуры. Этого времени достаточно для установления теплового равновесия «термометр-жидкость».

Так как работа связана с применением измерительных приборов, то пе­ред проведением измерений нужно определить и записать в тетради цену деления измерительного цилиндра и термометра. Обычно для школьных приборов Ц\ = 1 см /дел, а Ц г = 1 °С/дел.

Основное содержание работы - проверка закона сохранения тепловой энергии в замкнутой системе.

При этом количество тепла, отданного горячей водой при смешивании с холодной, должно быть равно количеству тепла, полученного холодной водой:

Уотд ~~ У пол

где т\ - масса горячей воды, t \ - начальная температура горячей воды, т 2 - масса холодной воды, t 2 - начальная температура холодной воды, в- температура смеси. Но на практике у большинства учеников при правиль­ных расчетах д тд Ф Q aan .

Следовательно, в выводах по работе необходимо отметить те причины, которые приводят к нарушению равенства у„т Д = бтп

Если в школьной лаборатории не хватает оборудования, можно разбить класс на две группы. Сначала одна группа проводит непосредственно рабо­ту, а вторая - решает одну-две простые задачи по теме. Затем группы ме­няются местами. Объем данной работы позволяет организовать работу та­ким образом.

Задача 1

Как изменится температура 200 г воды, если в воду опустить медный шарик массой 50 г, нагретый до температуры 150 °С. Начальная темпера­тура воды - 10 °С.

Задача 2

В каком случае вода в сосуде нагреется до большей температуры: если в нее опустить железный шар, нагретый до температуры 100 °С, или алюми­ниевый, нагретый до той же температуры? Массы шаров одинаковы.

Домашнее задание .

Повторить изученное

Презнтация для выполнения лабораторной работы, объясняет порядок выполнения, помогает детям правильно рассчитать количества теплоты и сделать вывод по выполненной работе. Помогает учителю провести лабораторную работу.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Лабораторная работа №1 _____________________ дата Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры. Лабораторная работа № 1

Цель: Проверка уравнения теплового баланса (сравнить количество теплоты, отданное горячей водой и полученное холодной водой, и объяснить полученный результат). Оборудование: калориметр, мензурка, термометр, сосуд с холодной водой, горячая вода.

Правила техники безопасности. Осторожно! Горячая вода! Стекло! Будьте осторожны при работе с горячей водой. Не разливайте воду – возможны ожоги. Будьте осторожны при работе со стеклянной посудой (термометр, стакан, мензурка). Помните, стекло – хрупкий материал, легко трескается при ударах и резкой перемене температуры. Ртуть, содержащаяся в термометре, ядовита! Снимайте данные, не вынимая термометр из жидкости! На столе не должно быть никаких посторонних предметов. С правилами ознакомлен(а), обязуюсь выполнять. ________________________ Подпись учащегося

Ход работы: Отмерьте мензуркой 100 мл холодной воды. Масса холодной воды m1 = 100 г Измерьте термометром температуру холодной воды t 1 = ______ ºС. Отмерьте мензуркой 100 мл горячей воды. Масса горячей воды m 2 = 100 г. Перелейте во внутренний стакан калориметра горячую воду массой 100 г. Измерьте термометром температуру горячей воды t 2 = _______ ºС. Перелейте в калориметр с горячей водой холодную воду. Осторожно помешивая воду, измерьте температуру полученной смеси t = __________ ºС.

7. Рассчитайте количество теплоты Q 2, отданное горячей водой по формуле: Q 2 = с m 2 (t2 - t) Q 2 = __________________________________________________________________________ Дж. 8. Рассчитайте количество теплоты Q 1, полученное холодной водой по формуле: Q 1 = с m 1 (t - t 1) Q 1 = __________________________________________________________________________ Дж.

9. Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу. Масса холодной воды m 1, кг Начальная температура холодной воды t 1, ºС Температура полученной смеси t , ºС Количество теплоты, полученное холодной водой Q 1, Дж Масса горячей воды m 2, кг Начальная температура горячей воды t 2, ºС Количество теплоты, отданное горячей водой Q 2, Дж

10. Сравните количества теплоты Q 1 и Q 2. Сделайте соответствующий вывод. ВЫВОД: _______________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ: Каким способом тепло передается от горячей воды к холодной? ____________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________ Что называют уравнением теплового баланса? ___________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Когда самопроизвольное смешивание холодной и горячей воды происходит быстрее: если горячую воду лить в холодную, или холодную лить в горячую в той же пропорции? ___________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: «Расчёт количества теплоты при плавлении и кристаллизации тел».

Тема урока: «Расчёт количества теплоты при плавлении и кристаллизации тел».Цель урока: Рассмотреть особенности процессов плавления и кристаллизации тел.Задачи урока: 1. Объясни...

Практическая работа № 2 по физике Тема: Расчет количества теплоты при агрегатных переходах, 8 класс

Практическая работаТема: Расчет количества теплоты при агрегатных переходах. При выполнении практической работы необходимо:Знать и отличать агрегатные состояния одного и того же вещества....