Многовековой период истории человечества, государств Древнего Востока некогда образовавшихся на территории Месопотамии и Междуречья – все это история Ирана. При этом современную историю принято делить на два основных временных периода: домусульманский, когда на этой территории VI веке до н.э., господствовали потомки грозных Ахеменидов, включивших в свою империю не только Древний Египет, но и часть территории Эфиопии, и мусульманский период.

Древняя история Ирана

Именно в домусульманский период, история Ирана просто переполнена различными значимыми событиями, а само государство бурно и динамично развивалось. Тут можно сказать про литературу, архитектуру и даже математику. Однако после множества междоусобиц, которые вели между собой наследники последних царей Персии, Древний Иран и его огромные территории попали под господство арабов, которые разгромив армию малолетнего Йездигерда III в 651 году, полностью поработили государство и начали насаждать среди его жителей ислам. При этом арабы довольно жестко расправлялись со всеми, кто старался сопротивляться их господству.

Столица Ирана

Тегеран является столицей и по совместительству самым крупным городом Ирана. В нем проживает более тринадцати миллионов жителей. Именно стала родоначальником, так называемого персидского диалекта, который впоследствии стал общим для всего Древнего Ирана. Изначально Тегеран был всего лишь небольшой деревушкой рядом с городом Рей. Но после того как тот был разрушен и разграблен монголами, жители устремились в нетронутую деревню. А тысячелетняя история этого города сделали Тегеран поводом для гордости Ирана. Насколько невероятная и поражающая архитектура Тегерана, настолько же потрясающими будут впечатления от него.


Население Ирана

По последним данным переписи 2006 года составляет 78 868 720 человек. Большая часть персы и почти все они принадлежат к мусульманам – шиитам. В стране так же есть несколько больших этнических групп: азербайджанцы, курды, туркмены и прочие тюркские племена. На Юго-Востоке проживают белуджи. На Юго-Западе бахтиары и луры.


Государство Иран

С 1 апреля 1979 года официально считается республикой. Формой государственного правления считается конституционная монархия. Полное название государства: Исламская республика Иран . Конституция и законы закрепляют за персами разительные преимущества в сравнении с другими народностями. Права меньшинства были признаны только у групп, не исповедовавших ислам. Согласно данной конституции правителем страны является шах. В Иране существует двухпалатный парламент: сенат – верхняя палата и меджлис – нижняя палата.


Политика Ирана

Конституция Ирана была создана более 60 лет назад и уже устарела по многим параметрам. С учетом этого и его законы все еще носят классовый характер и дают множество привилегий высшему классу. Обычные трудящиеся не могут быть выбраны ни в одну из палат парламента.


Язык Ирана

Официально считается персидский язык (фарси), относящийся к группе индоевропейских языков, что в значительной мере определяет такое понятие, как древняя культура Ирана . Со временем сформировался новоперсидский язык, который в основном состоит из арабских слов, использующих арабскую графику. Именно фарси служит иранцам для межэтнического общения. Персидский алфавит применяют для всех остальных языков в стране, не считая армянского и еврейского. В Иране присутствуют языки тюркской группы. Широко используется арабский – его изучение обязательно в школах.

Наука об Иране не заняла место, какое бы ей полагалось, и иранский мир мы знаем поверхностно. Как будто на него накинули большое покрывало, сквозь которое просвечивают лишь отдельные огни: Сузы, Персеполь, Самарканд, Герат, Исфахан, Шираз, миниатюры, стихи... Все эти светочи должны были бы сверкать, им бы полагалось быть такими же яркими, как несравненная синева иранского неба, как обширные пустыни Ирана из золотого песка, как его обнажённые горы, как его теология света, как своды его храмов, облицованные лазурными изразцами, как его исфаханские розы, как его поэты с их «неподражаемой простотой». Для нас он расплывается в разнородном скоплении исламских стран, хоть и там проявляет сильную индивидуальность.
Вместе с тем, история Ирана тесно связана со всемирной историей. Знать её необходимо любому историку, любому образованному человеку. Как можно читать и понимать Библию, не зная о Вавилонском пленении и об освободительном указе Кира, «помазанника Яхве», по словам Второ-Исайи? Как можно изучать историю Греции, игнорируя персидские войны, Геродота, рождённого иранским подданным, Александра и его завоевание мира? Кого оставит равнодушным приход магов, иранских царей-жрецов, к колыбели Христа? Кто посмел бы забыть, сколь фундаментальное значение для Римской империи имела долгая борьба с парфянами и Сасанидами? Как бы мы воспринимали индийцев, если бы не знали, что индийский ислам, как минимум отчасти, возник под влиянием иранского? А разве куртуазная любовь нашего прекрасного средневековья зародилась не в стране катаров, до которой докатились отзвуки того, что происходило в долинах Месопотамии? Подобные вопросы можно множить до бесконечности.

2014-05-11

На территории Ирана издавна селились различные племена. В середине I тыс. до н. е. Кир Великий создал Персидскую империю, просуществовавшую до 333 г. до н. н.э., когда она была завоевана Александром Македонским. В следующем столетии Персия вернула себе независимость, и Персидское царство просуществовало до VII в. н. е. С приходом на территорию Персии ислама страна была включена в Мединского, а позже — в Дамасского халифата. Старая зороастрийская религия Персии практически исчезла, вполне подавлена исламом.

В XI в. Иран был захвачен турками, а позже — сельджуками, монголами Чингисхана, армией Тамерлана и туркменами, что продержались в Иране дольше других — до 1502 года. В 1502 г. Иран вновь завоевал независимость с приходом к власти персидской династии Сефевидов, правившей страной до 1722 года. Выдающимся правителем этой династии был шах Аббас I. После его смерти начался постепенный упадок страны, приведший в 1722 до ее завоевания афганской армией. Однако уже через несколько лет была основана новая династия, которая вновь направила Иран к относительному процветанию. В 1906 г. в стране была провозглашена конституционная монархия, просуществовавшая до 1979 г., когда шах Мохаммед Реза Пехлеви был свергнут с трона. В январе того же года аятолла Хомейни провозгласил Иран исламской республикой. Еще одним важным событием для страны стало иракское вторжение (1980-1988), но под давлением мирового сообщества Ирак был вынужден отступить. В 1996 г. к власти в стране пришел президент Мохаммед Хатами. В Иране начались постепенные демократические преобразования. На парламентских выборах в феврале 2000 г. победу одержали сторонники реформ, которые отказались от исламского фундаментализма. Иран является членом ООН, МВФ, ОПЕК.

В Иране действуют два календаря: лунный (один год равен примерно 354 дням) и солнечный (один год — 365 дней). Солнечный календарь используется для официальных и административных целей. В нем год начинается с первого дня весны (21 марта, когда иранцы празднуют навруз, или Новый год) и заканчивается 20 марта следующего года. Лунный год на 11 дней короче. Он используется для исламских традиций и ритуалов, за ним отмечаются религиозные праздники и памятные даты. Среди многочисленных народных праздников наиболее популярным и важным является навруз. За 15 дней до его начала в каждой семье в специальных сосудах сеют зерно, чтобы украсить праздничный стол свежими зелеными ростками. Вечером перед Новым годом готовят праздничный новогодний стол, в комнатах зажигают свечи, на стол ставят зеркало, хлеб, вазу с водой, в которой плавает живая рыба, зеленые растения, стакан с розовой водой, орехи, фрукты, окрашенные яйца, жареного цыпленка, рыбу и др..

Ранее Иран назывался Персией, до сих пор страну так называют во многих художественных произведениях. Часто культуру Ирана называют персидской, Иранскую цивилизацию также называют персидской. Персами называют коренное население Ирана, а также народ, проживающий в странах Персидского залива, народ, проживающий близ Кавказа, Средней Азии, Афганистана, Пакистана и Северной Индии.

Официально иранское государство называется Исламская Республика Иран. Название страны «Иран» используется в настоящее время для современной цивилизации, сейчас персов называют иранцами, это народ, проживающий на территории между Каспийским морем и Персидским заливом. Иранцы проживают на этой территории в течении более двух с половиной тысяч лет.

Иранцы имеют непосредственную связь с народами, называвшими себя ариями, которые также проживали на этой территории в древние времена, они были предками индо-европейских народов Центральной Азии. На протяжении многих лет происходили нашествия на цивилизацию иранцев, и в связи с этим империя претерпевала некоторые изменения.

Из-за нашествий и войн постепенно менялся состав населения страны, государство расширялось, а народы, попадавшие в него, стихийно смешивались. На сегодняшний день перед нами предстает такая картина: в результате большого количества миграций и войн на территорию и культуру Ирана претендуют народы европейского, тюркского, арабского и кавказского происхождения.

Многие из этих народов проживают на территории современного Ирана. При чем жители Ирана предпочитают, чтобы страну называли Персией, а их – персами, чтобы указать на свое сходство и преемственность по отношению к персидской культуре. Часто население Ирана не хочет иметь ничего общего с современным политическим государством. Многие иранцы эмигрировали в Соединенные Штаты Америки и Европу, но и там они не хотят себя сопоставлять с современной Исламской Республики Иран, созданной в 1979 году.

Становление нации

Иранский народ является одним из старейших цивилизованных народов в мире. Во времена палеолита и мезолит население проживало в пещерах в горах Загрос и Эльбурс. Самые ранние цивилизации в регионе проживали предгорьях Загроса, где они развивали сельское хозяйство и животноводство, а также была создана первая городской культуры в бассейне Тигра и Евфрата.

Возникновение Ирана относят к середине I тысячелетия до нашей эры, когда Кир Великий создает Персидскую империю, существовавшую до 333 года до нашей эры. Персидская империя была завоевана Александром Македонским. В шестом веке до нашей эры Персия возвращает независимость, и Персидское царство существует уже до седьмого века нашей эры.

Страна включается в Мединский, а позже в Дамасский халифат с приходом на территорию Персии ислама. Изначальная религия зороастрийцев практически исчезает, будучи полностью подавлена исламом. Вплоть до настоящего времени в иранской истории повторяется один и тот же сюжет разворачивания событий: завоеватели иранской территории в конечном счёте сами становятся почитателями иранской культуры. Одним словом, они становятся персами.

Первым из этих завоевателей был Александр Великий, который пронесся по области и завоевал империи Ахеменидов в 330 году до н.э. Александр умер вскоре после этого, оставляя своих генералов и их потомков на этой земле. Процесс расчленения и завоевания страны завершился созданием обновленной Персидского империи.

В начале третьего века нашей эры Сасаниды объединили все территории к востоку, включая и Индию, и успешно стали сотрудничать с Византийской империей. Вторыми Великими завоевателями были арабские мусульмане, пришедшие из Саудовской Аравии в в 640 году нашей эры. Они постепенно сливались с иранскими народами, и уже к 750 году произошла революция, которая подтолкнула новых завоевателей стать персами, но с вкраплениями элементов своей культуры. Так появилась империя Багдад.

Следующие завоеватели, которые пришли с волной тюркских народов на земли Ирана в одиннадцатом веке. Они установили суды в северо-восточной части Хорасан, основали несколько больших городов. Они стали покровителями персидской литературы, искусства и архитектуры.

Последовательные монгольские нашествия тринадцатого века происходили в период относительной нестабильности, которая длилась вплоть до начала шестнадцатого века. Иран вновь приобретает независимость с приходом к власти персидской династии Сефевидов. Они установили в качестве государственной религии шиизм. И этот период стал расцветом иранской цивилизации. Столица Сефевидов, Исфахан, была одним из самых цивилизованных мест на земле, задолго до появления большинства городов в Европе.

Последующими завоевателями были афганцы и турки, однако, результат был тот же самый, что и у предыдущих завоевателей. В период завоевания Ирана народом Каджар с 1899 года по 1925 год, Персия вступила в контакт с европейской цивилизацией самым серьезным образом. Промышленная революция на Западе серьезно пошатнула экономику Ирана.

Отсутствие современной армии с новейшим военным оружием и транспортом приводит к большим потерям территорий и влияния. Иранские правители пошли на уступки, давая возможность развития для сельскохозяйственных и экономических институтов своих европейских конкурентов. Это было нужно для того, чтобы привлечь средства, необходимые для модернизации. Большая часть денег пошла напрямую в карманы правителей.

Через несколько лет страна вновь приходит к процветанию, благодаря основанию новой династии. В 1906 году в Иране провозглашают конституционную монархию, существовавшая вплоть до 1979 года, пока шах Мохаммад Реза Пехлеви не был свергнут с трона. В январе 1979 года аятолла Хомейни провозглашает Иран исламской республикой.

Этнические отношения Ирана

В Иране в основном не бывает межэтнических конфликтов, особенно учитывая тот фактор, что там проживает огромное количество разных народностей. Можно с уверенностью заключить, что в Иране никто не преследует и не терроризирует этнические меньшинства, и тем более не существует открытой дискриминации.

Некоторые группы, проживающие в Иране, всегда стремились к автономии. Одними из главных представителей таких народов являются курды, проживающие на западной границе Ирана. Эти люди отчаянно независимы, они постоянно оказывают давление на иранское центральное правительство, чтобы оно пошло в их отношении на экономические уступки и приняло их автономные полномочия для принятия решений.

Тем не менее, за пределами городских районов курды уже осуществляют внушительный контроль над своими регионами. Иранские правительственные чиновники ориентируются очень легко в этих областях. Курды в Иране наряду с их собратьями в Ираке и Турции давно хотят создать независимое государство. Ближайшие перспективы для этого являются довольно тусклыми.

Кочевые родовые группы в южных и западных районах Ирана также создают некоторые проблемы для центрального правительства страны. Эти народы пасут своих коз и овец и, как следствие, постоянно кочуют более половины года, эти народы всегда было исторически трудно контролировать.

Эти народы, как правило, самодостаточны, и некоторые из них являются довольно-таки зажиточными людьми. Попытки урегулировать отношения с этими племенами в прошлом часто сталкивались с насильственными действиями. В настоящее время они пытаются заключить хрупкий мир с иранскими центральными органами власти.

Арабское население в юго-западной провинции в Персидском заливе Хузестан выказывает свое желание вырваться из Ирана. Во времена конфликта между Ираном и Ираком, иракские лидеры поддержали сепаратистское движение как способ противодействовать иранским должностным лицам. Суровое социального преследования в Иране была направлена на религиозных Периоды относительного спокойствия чередовались с периодами дискриминации на протяжении веков. В соответствии с действующим законом Исламской республики, эти меньшинства переживали трудное время.

Хотя теоретически они должны были попасть под защиту как «людей Писания» по исламскому праву, а евреи, христиане и зороастрийцы столкнулись с обвинениями в шпионаже в пользу западных стран или для Израиля. Исламские чиновники также имеют смутное представление о своей толерантности потребления алкоголя, а также относительную свободу по отношению к женскому полу.

Одна группа, которая повсеместно преследовалась, вела свое начало со времен девятнадцатого века, но ее религия рассматривалась как еретическое направление мусульман-шиитов.