План
Введение
1 Образование ГКО
2 Состав ГКО
3 Постановления ГКО
4 Структура ГКО
5 Функции ГКО
6 Расформирование ГКО
7 Дополнительная информация в Викитеке

Список литературы
Государственный комитет обороны (СССР)

Введение

Государственный Комитет Обороны (сокращённо ГКО ) - созданный на время Великой Отечественной войны чрезвычайный орган управления, обладавший всей полнотой власти в СССР. Необходимость создания была очевидна, т.к. в военное время требовалось сосредоточить всю власть в стране и исполнительную и законодательную в одном органе управления. Сталин и Политбюро фактически возглавляли государство и принимали все решения. Однако принятые решения формально исходили от Президиума Верховного Совета СССР, ЦК ВКП(б), СНК СССР и т.п. Чтобы устранить подобный метод руководства, допустимый в мирное время, но не отвечающий требованиям военного положения страны, и было принято решение о создании ГКО, куда вошли некоторые члены Политбюро, секретари ЦК ВКП (б) и сам Сталин, как предсетатель СНК СССР.

1. Образование ГКО

ГКО был образован 30 июня 1941 совместным постановлением Президиума Верховного Совета СССР, Совета Народных Комиссаров СССР и Центрального Комитета ВКП(б). Необходимость создания ГКО, как высшего органа руководства, мотивировалась тяжелым положением на фронте, требовавшим, чтобы руководство страной было централизовано в максимальной степени. В упомянутом постановлении говорится, что все распоряжения ГКО должны беспрекословно выполняться гражданами и любыми органами власти.

Идея создания ГКО была выдвинута Л. П. Берией на совещании в кабинете Молотова в Кремле, на котором присутствовали также Маленков, Ворошилов, Микоян и Вознесенский.нужна атрибуция мнения Во главе ГКО решено было поставить Сталина, ввиду его неоспоримого авторитета в стране.нужна атрибуция мнения Приняв это решение, шестёрка во второй половине дня (после 4 часов) направилась на Ближнюю дачу, где уговорила Сталина вновь принять на себя функции главы государства и распределила обязанности в новосозданном комитетенужна атрибуция мнения . . (подробно см.: Сталин 29-30 июня 1941).

2. Состав ГКО

Первоначально (на основании совместного Постановления Президиума Верховного Совета СССР, Совнаркома и ЦК ВКП(б) от 30 июня 1941, см. ниже) состав ГКО был следующим:

· Председатель ГКО - И. В. Сталин.

· Заместитель председателя ГКО - В. М. Молотов.

Члены ГКО :

· К. Е. Ворошилов.

· 3 февраля 1942 членами ГКО стали Н. А. Вознесенский (в то время Председатель Госплана СССР) и А. И. Микоян;

· 22 ноября 1944 новым членом ГКО стал Н. А. Булганин, а К. Е. Ворошилов был выведен из состава ГКО.

3. Постановления ГКО

Первое постановление ГКО («Об организации производства средних танков Т-34 на заводе «Красное Сормово»») было выпущено 1 июля 1941, последнее (№ 9971 «Об оплате остатков нескомплектованных элементов боеприпасов, принятых от промышленности и находящихся на базах НКО СССР и НКВМФ») - 4 сентября 1945. Нумерация постановлений сохранялась сквозная.

Из принятых ГКО за время своей работы 9 971 постановления и распоряжение в настоящее время остаются засекреченными 98 документов полностью и ещё три частично (они касаются в основном производства химического оружия и атомной проблемы ).

Бо́льшая часть постановлений ГКО была подписана его председателем, Сталиным, некоторая часть также заместителем Молотовым и членами ГКО Микояном и Берией.

Собственного аппарата у ГКО не было, его решения готовились в соответствующих наркоматах и ведомствах, а делопроизводство велось Особым сектором ЦК ВКП(б).

Подавляющая часть постановлений ГКО имела гриф «Секретно», «Совершенно секретно» или «Совершенно секретно/особой важности» (обозначение «с», «сс» и «сс/ов» после номера), но некоторые постановления были открытыми и публиковались в печати (примером такого постановления является Постановление ГКО № 813 от 19.10.41 о введении в Москве осадного положения).

Абсолютное большинство постановлений ГКО касалось тем, связанных с войной:

· эвакуации населения и промышленности (в первый период Великой Отечественной);

· мобилизации промышленности, выпуска вооружений и боеприпасов;

· обращения с трофейным оружием и боеприпасами;

· изучения и вывоза в СССР захваченных образцов техники, промышленного оборудования, репарациями (на заключительном этапе войны);

· организации боевых действий, распределения вооружений и прочее;

· назначения уполномоченных ГКО;

· о начале «работ по урану» (создании ядерного оружия);

· структурных изменений в самом ГКО.

4. Структура ГКО

В состав ГКО входило несколько структурных подразделений. За период существования структура Комитета неоднократно менялась, с целью максимальной эффективности управления и приспособления к текущим условиям.

Наиболее важным подразделением было Оперативное бюро, созданное 8 декабря 1942 постановлением ГКО № 2615с. В состав бюро входили Л.П. Берия, Г. М. Маленков, А. И. Микоян и В. М. Молотов. Фактическим руководителем Оперативного бюро был Берия. В задачи этого подразделения первоначально входили контроль и наблюдение за текущей работой всех наркоматов оборонной промышленности, наркоматов путей сообщения, чёрной и цветной металлургии, электростанций, нефтяной, угольной и химической промышленности, а также за делом составления и исполнения планов производства и снабжения указанных отраслей промышленности и транспорта всем необходимым. 19 мая 1944 было принято Постановление № 5931, которым функции бюро были значительно расширены - теперь в его задачи входили наблюдение и контроль за работой народных комиссариатов оборонной промышленности, транспорта, металлургии, наркоматов важнейших областей промышленности и электростанций; также Оперативное бюро с этого момента отвечало за снабжение армии, наконец, на него были возложены обязанности упразднённого решением Транспортного комитета.

Другими важными подразделениями ГКО были:

· Трофейная комиссия (создана в декабре 1941, а 5 апреля 1943 Постановлением № 3123сс преобразована в Трофейный комитет);

· Специальный комитет - создан 20 августа 1945 (Постановление ГКО № 9887сс/оп). Занимался вопросами разработки ядерного оружия.

· Особый комитет (занимался вопросами репараций).

· Комитет по эвакуации (создан 25 июня 1941 Постановлением ГКО № 834, расформирован 25 декабря 1941 Постановлением ГКО № 1066сс). С 26 сентября 1941 Постановлением ГКО № 715с при этом комитете было организовано Управление по эвакуации населения.

· Комитет по разгрузке железных дорог - образован 25 декабря 1941 Постановлением ГКО № 1066сс, 14 сентября 1942 Постановлением ГКО № 1279 он был преобразован в Транспортный комитет при ГКО, существовавший до 19 мая 1944, после чего, Постановлением ГКО № 5931 Транспортный комитет был упразднён, а его функции переданы Оперативному бюро ГКО;

· Совет по радиолокации - создан 4 июля 1943 Постановлением ГКО № 3686сс в составе: Маленков (председатель), Архипов, Берг, Голованов, Горохов, Данилов, Кабанов, Кобзарев, Стогов, Терентьев, Учер, Шахурин, Щукин.

· Группа постоянных уполномоченных ГКО и постоянные комиссии ГКО при фронтах.

5. Функции ГКО

Государственный Комитет Обороны руководил всеми военными и хозяйственными вопросами в период войны. Руководство боевыми действиями осуществлялось через Ставку.

6. Расформирование ГКО

Государственный Комитет Обороны расформирован Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 сентября 1945.

7. Дополнительная информация в Викитеке

Список литературы:

1. Р. А. Медведев. И. В. Сталин в первые дни Великой Отечественной войны. Новая и новейшая история, № 2, 2002

2. Константин Плешаков. Ошибка Сталина. Первые 10 дней войны. Пер. с англ. А. К. Ефремова. М., «Эксмо», 2006 ISBN 5-699-11788-1 стр. 293-304

3. Гусляров Е. (ред.) Сталин в жизни. М., Олма-Пресс, 2003 ISBN 5-94850-034-9

4. 1941 год. Документы. в 2 тт. М., Демократия, 1998 с.498 ISBN 5-89511-003-7

5. Куманев Г.Рядом со Сталиным. Смоленск, Русич, 2001, стр. 31-34. ISBN 5-8138-0191-X

6. Хрущев Н. С. Воспоминания. Время, люди, власть. В 3 тт. М., Московские новости, 1999. Т.1., стр. 301

7. Жовер В. Секреты жизни и смерти Сталина. - "Le Nouvel Observateur": 2006-06-28. (Интервью с английским историком Саймоном Сибегом Монтефиоре )

8. Научная конференция "Н.А.Вознесенский: его эпоха и современность". Архивы России

9. Постановление ГКО № 2615с от 8.12.42

Введение

Государственный Комитет Обороны (сокращённо ГКО ) - созданный на время Великой Отечественной войны чрезвычайный орган управления, обладавший всей полнотой власти в СССР. Необходимость создания была очевидна, т.к. в военное время требовалось сосредоточить всю власть в стране и исполнительную и законодательную в одном органе управления. Сталин и Политбюро фактически возглавляли государство и принимали все решения. Однако принятые решения формально исходили от Президиума Верховного Совета СССР, ЦК ВКП(б), СНК СССР и т.п. Чтобы устранить подобный метод руководства, допустимый в мирное время, но не отвечающий требованиям военного положения страны, и было принято решение о создании ГКО, куда вошли некоторые члены Политбюро, секретари ЦК ВКП (б) и сам Сталин, как предсетатель СНК СССР.

1. Образование ГКО

ГКО был образован 30 июня 1941 совместным постановлением Президиума Верховного Совета СССР, Совета Народных Комиссаров СССР и Центрального Комитета ВКП(б). Необходимость создания ГКО, как высшего органа руководства, мотивировалась тяжелым положением на фронте, требовавшим, чтобы руководство страной было централизовано в максимальной степени. В упомянутом постановлении говорится, что все распоряжения ГКО должны беспрекословно выполняться гражданами и любыми органами власти.

Идея создания ГКО была выдвинута Л. П. Берией на совещании в кабинете Молотова в Кремле, на котором присутствовали также Маленков, Ворошилов, Микоян и Вознесенский.нужна атрибуция мнения Во главе ГКО решено было поставить Сталина, ввиду его неоспоримого авторитета в стране.нужна атрибуция мнения Приняв это решение, шестёрка во второй половине дня (после 4 часов) направилась на Ближнюю дачу, где уговорила Сталина вновь принять на себя функции главы государства и распределила обязанности в новосозданном комитетенужна атрибуция мнения . . (подробно см.: Сталин 29-30 июня 1941).

2. Состав ГКО

Первоначально (на основании совместного Постановления Президиума Верховного Совета СССР, Совнаркома и ЦК ВКП(б) от 30 июня 1941, см. ниже) состав ГКО был следующим:

    Председатель ГКО - И. В. Сталин.

    Заместитель председателя ГКО - В. М. Молотов.

Члены ГКО :

    К. Е. Ворошилов.

      3 февраля 1942 членами ГКО стали Н. А. Вознесенский (в то время Председатель Госплана СССР) и А. И. Микоян ;

      22 ноября 1944 новым членом ГКО стал Н. А. Булганин, а К. Е. Ворошилов был выведен из состава ГКО.

    3. Постановления ГКО

    Первое постановление ГКО («Об организации производства средних танков Т-34 на заводе «Красное Сормово»») было выпущено 1 июля 1941, последнее (№ 9971 «Об оплате остатков нескомплектованных элементов боеприпасов, принятых от промышленности и находящихся на базах НКО СССР и НКВМФ») - 4 сентября 1945. Нумерация постановлений сохранялась сквозная.

    Из принятых ГКО за время своей работы 9 971 постановления и распоряжение в настоящее время остаются засекреченными 98 документов полностью и ещё три частично (они касаются в основном производства химического оружия и атомной проблемы ).

    Бо́льшая часть постановлений ГКО была подписана его председателем, Сталиным, некоторая часть также заместителем Молотовым и членами ГКО Микояном и Берией.

    Собственного аппарата у ГКО не было, его решения готовились в соответствующих наркоматах и ведомствах, а делопроизводство велось Особым сектором ЦК ВКП(б).

    Подавляющая часть постановлений ГКО имела гриф «Секретно», «Совершенно секретно» или «Совершенно секретно/особой важности» (обозначение «с», «сс» и «сс/ов» после номера), но некоторые постановления были открытыми и публиковались в печати (примером такого постановления является Постановление ГКО № 813 от 19.10.41 о введении в Москве осадного положения).

    Абсолютное большинство постановлений ГКО касалось тем, связанных с войной:

      эвакуации населения и промышленности (в первый период Великой Отечественной);

      мобилизации промышленности, выпуска вооружений и боеприпасов;

      обращения с трофейным оружием и боеприпасами;

      изучения и вывоза в СССР захваченных образцов техники, промышленного оборудования, репарациями (на заключительном этапе войны);

      организации боевых действий, распределения вооружений и прочее;

      назначения уполномоченных ГКО;

      о начале «работ по урану» (создании ядерного оружия);

      структурных изменений в самом ГКО.

    4. Структура ГКО

    В состав ГКО входило несколько структурных подразделений. За период существования структура Комитета неоднократно менялась, с целью максимальной эффективности управления и приспособления к текущим условиям.

    Наиболее важным подразделением было Оперативное бюро, созданное 8 декабря 1942 постановлением ГКО № 2615с. В состав бюро входили Л.П. Берия, Г. М. Маленков, А. И. Микоян и В. М. Молотов. Фактическим руководителем Оперативного бюро был Берия. В задачи этого подразделения первоначально входили контроль и наблюдение за текущей работой всех наркоматов оборонной промышленности, наркоматов путей сообщения, чёрной и цветной металлургии, электростанций, нефтяной, угольной и химической промышленности, а также за делом составления и исполнения планов производства и снабжения указанных отраслей промышленности и транспорта всем необходимым. 19 мая 1944 было принято Постановление № 5931, которым функции бюро были значительно расширены - теперь в его задачи входили наблюдение и контроль за работой народных комиссариатов оборонной промышленности, транспорта, металлургии, наркоматов важнейших областей промышленности и электростанций; также Оперативное бюро с этого момента отвечало за снабжение армии, наконец, на него были возложены обязанности упразднённого решением Транспортного комитета.

    Другими важными подразделениями ГКО были:

      Трофейная комиссия (создана в декабре 1941, а 5 апреля 1943 Постановлением № 3123сс преобразована в Трофейный комитет);

      Специальный комитет - создан 20 августа 1945 (Постановление ГКО № 9887сс/оп). Занимался вопросами разработки ядерного оружия.

      Особый комитет (занимался вопросами репараций).

      Комитет по эвакуации (создан 25 июня 1941 Постановлением ГКО № 834, расформирован 25 декабря 1941 Постановлением ГКО № 1066сс). С 26 сентября 1941 Постановлением ГКО № 715с при этом комитете было организовано Управление по эвакуации населения.

      Комитет по разгрузке железных дорог - образован 25 декабря 1941 Постановлением ГКО № 1066сс, 14 сентября 1942 Постановлением ГКО № 1279 он был преобразован в Транспортный комитет при ГКО, существовавший до 19 мая 1944, после чего, Постановлением ГКО № 5931 Транспортный комитет был упразднён, а его функции переданы Оперативному бюро ГКО;

      Совет по радиолокации - создан 4 июля 1943 Постановлением ГКО № 3686сс в составе: Маленков (председатель), Архипов, Берг, Голованов, Горохов, Данилов, Кабанов, Кобзарев, Стогов, Терентьев, Учер, Шахурин, Щукин.

      Группа постоянных уполномоченных ГКО и постоянные комиссии ГКО при фронтах.

    5. Функции ГКО

    Государственный Комитет Обороны руководил всеми военными и хозяйственными вопросами в период войны. Руководство боевыми действиями осуществлялось через Ставку.

    6. Расформирование ГКО

    Государственный Комитет Обороны расформирован Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 сентября 1945.

    7. Дополнительная информация в Викитеке

    Список литературы:

      Р. А. Медведев. И. В. Сталин в первые дни Великой Отечественной войны. Новая и новейшая история, № 2, 2002

      Константин Плешаков. Ошибка Сталина. Первые 10 дней войны. Пер. с англ. А. К. Ефремова. М., «Эксмо», 2006 ISBN 5-699-11788-1 стр. 293-304

      Гусляров Е. (ред.) Сталин в жизни. М., Олма-Пресс, 2003 ISBN 5-94850-034-9

      1941 год. Документы. в 2 тт. М., Демократия, 1998 с.498 ISBN 5-89511-003-7

      Куманев Г.Рядом со Сталиным. Смоленск, Русич, 2001, стр. 31-34. ISBN 5-8138-0191-X

      Хрущев Н. С. Воспоминания. Время, люди, власть. В 3 тт. М., Московские новости, 1999. Т.1., стр. 301

      Жовер В. Секреты жизни и смерти Сталина. - "Le Nouvel Observateur": 2006-06-28. (Интервью с английским историком Саймоном Сибегом Монтефиоре )

      Научная конференция "Н.А.Вознесенский: его эпоха и современность". Архивы России

    Государственный Комитет Обороны, созданный на время Великой Отечественной войны, был чрезвычайным органом управления, обладавшим всей полнотой власти в СССР. Председателем ГКО стал Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) Сталин И.В., его заместителем - Председатель СНК СССР, нарком иностранных дел Молотов В.М. В состав ГКО вошли Берия Л.П. (нарком Внутренних дел СССР), Ворошилов К.Е. (председатель КО при СНК СССР), Маленков Г.М. (секретарь, начальник Управления кадров ЦК ВКП(б)). В феврале 1942 г. в состав ГКО были введены: Вознесенский Н.А. (1-й заместитель Председателя СНК) и Микоян А.И. (председатель Комитета продовольственно-вещевого снабжения РККА), Каганович Л.М. (заместитель Председателя СНК). В ноябре 1944 г. новым членом ГКО стал Булганин Н.А. (заместитель наркома обороны СССР), а Ворошилов К.Е. был выведен из состава ГКО.

    ГКО наделялся широкими законодательными, исполнительными и распорядительными функциями, он объединял военное, политическое и хозяйственное руководство страны. Постановления и распоряжения ГКО имели силу законов военного времени и подлежали беспрекословному исполнению всеми партийными, государственными, военными, хозяйственными и профсоюзными органами. Однако ВС СССР, Президиум ВС СССР, СНК СССР, наркоматы также продолжали действовать, выполняя постановления и решения ГКО. Во время Великой Отечественной войны ГКО принял 9971 постановление, из которых примерно две трети касались проблем военной экономики и организации военного производства: эвакуации населения и промышленности; мобилизации промышленности, выпуска вооружений и боеприпасов; обращения с трофейным оружием и боеприпасами; организации боевых действий, распределения вооружений; назначения уполномоченных ГКО; структурных изменений в самом ГКО и т. д. Остальные постановления ГКО касались политических, кадровых, и других вопросов.

    Функции ГКО: 1) руководство деятельностью государственных ведомств и учреждений, направление их усилий на всемерное использование материальных, духовных и военных возможностей страны для достижения победы над врагом; 2) мобилизация людских ресурсов страны для нужд фронта и народного хозяйства; 3) организация бесперебойной работы оборонной промышленности СССР; 4) решение вопросов перестройки экономики на военный лад; 5) эвакуация промышленных объектов из угрожаемых районов и перевод предприятий в освобожденные районы; 6) подготовка резервов и кадров для Вооруженных Сил и промышленности; 7) восстановление разрушенного войной хозяйства; 8) определение объема и сроков поставок промышленностью военной продукции.

    Перед военным руководством ГКО ставил военно-политические задачи, совершенствовал структуру Вооруженных сил, определял общий характер их использования в войне, расставлял руководящие кадры. Рабочими органами ГКО по военным вопросам, а также непосредственными организаторами и исполнителями его решений в этой области являлись наркоматы Обороны (НКО СССР) и Военно-морского флота (НК ВМФ СССР).

    Из ведения СНК СССР в ведение ГКО были переданы наркоматы оборонной промышленности: Наркомавиапром, Наркомтанкопром, Наркомбоеприпасов, Наркомвооружения, Наркомминвооружения, Наркомсудпром и др. Важная роль в реализации ряда функций ГКО отводилась корпусу его уполномоченных, главной задачей которых был контроль на местах над претворением в жизнь постановлений ГКО по выпуску военной продукции. Уполномоченные имели мандаты, за подписью председателя ГКО - Сталина, в которых чётко определялись практические задачи, которые ГКО ставил перед своими уполномоченными. В итоге предпринятых усилий выпуск военной продукции в марте 1942 г. только в восточных районах страны достиг довоенного уровня ее выпуска на всей территории Советского Союза.

    За время войны для достижения максимальной эффективности управления и приспособления к текущим условиям структура ГКО неоднократно менялась. Одним из важных подразделений ГКО было Оперативное бюро, созданное 8 декабря 1942 г. В состав Оперативного бюро входили Берия Л.П., Маленков Г.М., Микоян А.И. и Молотов В.М. В задачи этого подразделения первоначально входила координация и объединение действий всех остальных подразделений ГКО. Но в 1944 г. функции бюро были значительно расширены.

    Оно стало контролировать текущую работу всех наркоматов оборонной промышленности, а также составление и исполнение планов производства и снабжения отраслей промышленности и транспорта. Оперативное бюро стало отвечать за снабжение армии, кроме этого, на него были возложены обязанности упразднённого ранее Транспортного комитета. "Все члены ГКО имели в своём ведении определённые участки работы. Так, Молотов ведал танками, Микоян - делами интендантского снабжения, снабжения горючим, вопросами ленд-лиза, иногда выполнял отдельные поручения Сталина по доставке снарядов на фронт. Маленков занимался авиацией, Берия - боеприпасами и вооружением. Каждый приходил к Сталину со своими вопросами и говорил: я прошу принять такое-то решение по такому-то вопросу…", - вспоминал начальник Тыла, генерал армии Хрулёв А.В.

    Для проведения эвакуации промышленных предприятий и населения из прифронтовых районов на восток при ГКО был создан Совет по делам эвакуации. Кроме того, в октябре 1941 г. был образован Комитет по эвакуации продовольственных запасов, промышленных товаров и предприятий промышленности. Однако в октябре 1941 г. эти органы были реорганизованы в Управление по делам эвакуации при СНК СССР. Другими важными подразделениями ГКО были: Трофейная комиссия, созданная в декабре 1941 г., а в апреле 1943 г. преобразованная в Трофейный комитет; Специальный комитет, который занимался вопросами разработки ядерного оружия; Особый комитет - занимался вопросами репараций и др.

    Государственный Комитет Обороны стал главным звеном в механизме централизованного руководства мобилизацией людских и материальных ресурсов страны для обороны и вооруженной борьбы с противником. Выполнив свои функции, Государственный Комитет Обороны Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 сентября 1945 г. был расформирован.

    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ОБОРОНЫ (ГКО), чрезвычайный высший государственный орган в СССР в период Великой Отечественной войны 1941-45 годов. Образован 30.6.1941 совместным постановлением Президиума ВС СССР, ЦК ВКП(б) и СНК СССР в составе И. В. Сталина (председатель), В. М. Молотова (заместитель председателя), К. Е. Ворошилова, Г. М. Маленкова, Л. П. Берии. В феврале 1942 года в ГКО дополнительно введены А. И. Микоян, Н. А. Вознесенский, Л. М. Каганович, в ноябре 1944 вместо Ворошилова включён Н. А. Булганин. ГКО наделялся всей полнотой власти на территории СССР, то есть все партийные, советские, военные, общественные органы и организации, а также граждане СССР были обязаны беспрекословно выполнять его решения и распоряжения.

    Прообразом ГКО послужил Совет рабочей и крестьянской обороны периода Гражданской войны 1917-22. ГКО руководил деятельностью всех государственных ведомств и учреждений; осуществлял реорганизацию государственного аппарата и центральных органов военного управления в связи с особенностями военного времени; определял задачи военной экономики и концентрировал усилия государственных, партийных и хозяйственных органов на их выполнении; вводил и отменял осадное положение; принимал меры к восстановлению разрушенного войной народного хозяйства; руководил обеспечением вооруженных сил кадрами, вооружением, военной техникой, военным имуществом и продовольствием; принимал меры к укреплению правопорядка в стране и дисциплины в армии; принимал решения о создании на территории СССР иностранных военных формирований, о закупке техники, вооружения и другого имущества за рубежом и др. Военно-стратегическое руководство вооруженной борьбой ГКО осуществлял через Ставку Верховного Главнокомандования. Для руководства борьбой населения в тылу врага в мае 1942 года по решению ГКО при Ставке Верховного Главнокомандования были созданы Центральный штаб партизанского движения и местные штабы партизанского движения. Каждый член ГКО ведал определённым кругом вопросов (Л. П. Берия - производством вооружения и боеприпасов; К. Е. Ворошилов - подготовкой новых войсковых формирований для действующей армии; Г. М. Маленков - производством самолётов и авиационных моторов; А. И. Микоян - производством продовольствия, горючего и вещевого имущества и др.). Члены ГКО не освобождались от занимаемых партийных и государственных должностей, при них были созданы рабочие группы, в которые входили видные конструкторы, инженеры, плановики, производственники и другие специалисты.

    Принятые решения вступали в силу немедленно и исполнялись через аппараты ЦК ВКП(б), СНК СССР, наркоматы, а также через уполномоченных ГКО. При ГКО действовали комитеты: транспортный, трофейный, по радиолокации, особый комитет (занимался репарациями, трофейным оборудованием и так далее). Для контроля за текущей работой всех наркоматов оборонной промышленности, наркоматов путей сообщения, чёрной и цветной металлургии, электростанций, угольной, нефтяной и химической промышленности в декабре 1942 года образовано Оперативное бюро ГКО в составе Берии (председатель), Маленкова, Микояна, Н. А. Вознесенского и Булганина. Весной 1944 года в ведение Оперативного бюро дополнительно были переданы наркоматы резиновой, бумажно-целлюлозной и электротехнической промышленности, а в августе 1944 - вопросы, связанные со снабжением Красной Армии и предприятий оборонной промышленности продовольственными и промышленными товарами.

    После окончания 2-й мировой войны Указом Президиума ВС СССР от 4.9.1945 ГКО упразднён. Всего за годы войны ГКО принял около 10 тысяч нормативно-правовых актов, которые имели силу законов военного времени. Несмотря на субъективизм, имевший место в ряде случаев при анализе и оценке военно-политической обстановки, излишнюю централизацию при решении многих вопросов, создание и деятельность ГКО способствовали мобилизации усилий народов СССР на достижение победы в Великой Отечественной войне.

    Лит.: Беликов А. М. Государственный комитет обороны и проблемы создания слаженной военной экономики // Советский тыл в Великой Отечественной войне. М., 1974. Кн. 1; Комаров Я. Я. Государственный комитет обороны постановляет...: Документы. Воспоминания. Комментарии. М., 1990; Горьков Ю. А. Государственный комитет обороны (1941-1945): Цифры. Документы. М., 2002.

    Экстремальная обстановка диктовала необычные подходы к организации управления. Поиск спасительных действенных мер по избавлению страны от реально угрожавшей катастрофы привел к созданию 30 июня 1941 г. Государственного Комитета Обороны (ГКО) СССР.

    Совместным постановлением Президиума Верховного Совета и СНК СССР, ЦК ВКП(б) создан ГКО СССР, определены его государственный статус, характер, функции, состав. Особенности его в том, что он наделен неограниченными полномочиями, объединил государственные, партийные, общественные начала управления, стал чрезвычайным и авторитетным органом власти и управления, возглавил вертикали советского, партийного, всего гражданского управления сражавшегося государства. Возглавил ГКО Председатель СНК СССР, секретарь ЦК ВКП(б) И.В. Сталин, что означало высшую степень централизации управления, сосредоточения, совмещения его различных форм в руках одного должностного лица. Члены ГКО представляли, высшее партийное и государственное руководство, составляли узкий состав ПБ ЦК ВКП(б), которое рассматривало предварительно, предлагало проекты решений по всем важнейшим вопросам государственной жизни, власти и управления. Образование ГКО придало фактически легитимность решениям Политбюро, куда входили приближенные к И.В. Сталину лица.

    Члены ГКО в дополнение к своим прежним большим полномочиям получили неограниченные полномочия с целью повышения эффективности конкретных отраслей управления.

    Совместное Постановление Президиума Верховного Совета и Совнаркома СССР, ЦК ВКП(б) обязало всех граждан, все государственные, военные, хозяйственные, партийные, профсоюзные, комсомольские органы беспрекословно выполнять решения и распоряжения ГКО СССР, которым придана сила законов военного времени.

    Чрезвычайный орган работал по-чрезвычайному. ГКО не имел регламента работы, собирался нерегулярно и не всегда в полном составе. Решения принимали председатель либо его заместители -- В.М. Молотов (с 30 июня 1941 г.) и Л.П. Берия (с 16 мая 1944 г.) после консультаций с теми членами ГКО, которые курировали соответствующие ведомства. Наркомы и военачальники в своих воспоминаниях отмечают, что процедура принятия решений была упрощена до предела, поощрялась инициатива ответственных лиц, обеспечивался деловой характер работы ГКО. Поскольку высшие руководители страны одновременно входили в состав ГКО, Политбюро, Ставки, Совнаркома, то их решения оформлялись зачастую как директивы и постановления того или иного органа управления в зависимости от характера рассматриваемого вопроса. Маршал Г.К. Жуков вспоминал, что не всегда можно было определить, на заседании какого органа он присутствовал. Работу же ГКО он характеризовал так: “На заседаниях ГКО, которые проходили в любое время суток, как правило, в Кремле или на даче И.В. Сталина, обсуждались и принимались важнейшие вопросы” Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. Изд. 10-е. М., 2000. С. 130-140..

    Особенностью деятельности ГКО было и отсутствие собственного разветвленного аппарата. Руководство осуществлялось через аппарат органов государственного управления, партийных комитетов. В важнейших отраслях народного хозяйства действовал институт уполномоченных ГКО, которые сплошь и рядом являлись одновременно представителями ЦК ВКП(б), что обеспечивало им неограниченные права. Уполномоченные были также во всех союзных и автономных республиках.

    На местах в наиболее стратегически важных регионах формировались и действовали областные и городские комитеты обороны.

    Эти местные чрезвычайные органы обеспечивали единство управления в условиях чрезвычайного положения, создавались решением ГКО, руководствовались его постановлениями, решениями местных, партийных и советских органов, военных советов фронтов и армий. ГКО учредил такие органы почти в 60 городах Подмосковья, Центра, Поволжья, Северного Кавказа и с 1942 г. в крупных городах Закавказья. Они объединяли гражданскую и военную власть в городах, которые находились в зоне боевых действий и вблизи линии фронта или входили в радиус действия вражеской авиации, а также там, где базировались корабли военно-морского и торгового флота. В состав их входили первые должностные лица партийных, государственных органов управления, военные комиссары, коменданты гарнизонов, начальники управлений НКВД. Они были тесно связаны с военным командованием, а их представители одновременно являлись членами соответствующих военных советов. Не имея своего штатного аппарата, как и ГКО в центре, городские комитеты обороны опирались на местные партийные, советские, хозяйственные, общественные органы. При них существовал институт уполномоченных, создавались оперативные группы для срочного решения вопросов, широко привлекался общественный актив Данилов В.Н. Война и власть: Чрезвычайные органы власти регионов России в годы Великой Отечественной войны./Данилов В.Н. -Саратов, 1996. С. 47-52..

    Были созданы и вспомогательные чрезвычайные органы. 24 июня 1941 г. появился Совет по эвакуации в составе Н.М. Шверника и его заместителя А.Н. Косыгина. “Создать Совет. Обязать его приступить к работе”, -- гласило соответствующее постановление. Такая лаконичность в сочетании с отсутствием регламента работы открывала широкий простор инициативе. 16 июля 1941 г. в совет введены М.Г. Первухин (заместитель председателя), А.И. Микоян, Л.М. Каганович, М.З. Сабуров, B.C. Абакумов. Совет действовал как орган при ГКО, имел в своем составе уполномоченных ГКО. Дополнительно в октябре 1941 г. образован Комитет по эвакуации продовольственных запасов, промышленных товаров и предприятий промышленности. В конце декабря 1941 г. вместо обоих названных органов создано Управление по делам эвакуации при СНК СССР, соответствующие управления в республиках, краях и областях, эвакопункты на железных дорогах.

    Подобными чрезвычайными органами стали также Комитет по продовольственному и вещевому снабжению Красной Армии, Комитет по разгрузке транзитных грузов, Транспортный комитет. Последний образован при ГКО 14 февраля 1942 г. В его обязанности входили планирование и регулирование перевозок на всех видах транспорта, координация их работы, выработка мероприятий по улучшению материальной базы. Об эффективности руководства транспортной системой свидетельствовал начальник управления военных сообщений, а с декабря 1944 г. нарком путей сообщения И.В. Ковалев: в годы войны не было ни одного крушения поездов по вине железнодорожников и ни один воинский эшелон не уничтожен вражеской авиацией в пути следования.

    Своеобразными функциями обладало созданное 8 декабря 1942 г. при ГКО СССР оперативное бюро, которое контролировало все наркоматы оборонного комплекса, составляло квартальные и месячные планы производства, готовило для председателя ГКО проекты соответствующих решений.

    ГКО и другие органы высшего управления уделяли максимум внимания военно-организационной системе, изменяли во время войны структуру, состав военного руководства, восполняли убыль командного состава, помогали Ставке Верховного главнокомандования, Генеральному штабу РККА, управлениям НКО, ВМФ, командованию стратегических направлений и фронтов. Налажено управление всеми структурами вооруженных сил, упорядочено командование фронтами, армиями, соединениями и оперативными объединениями в составе фронтов, корпусами, дивизиями, бригадами, полками и т.д.

    С 15 июля 1941 г. по 9 октября 1942 г. во всех частях РККА и на кораблях ВМФ функционировал институт военных комиссаров и политруки в ротах. В отличие от комиссаров периода иностранной военной интервенции и гражданской войны военные комиссары 1941--1942 гг. не обладали правом контроля командного состава, но нередко многие их них вмешивались в действия военачальников, что подрывало единоначалие, создавало в военном организме состояние двоевластия. В Указе Президиума Верховного Совета СССР от 9 октября 1942 г. отмена института военных комиссаров мотивирована тем, что он выполнил возложенные на него задачи. Тогда же введен институт заместителей командиров по политической работе (замполитов), всю войну и после нее выполнявших при военачальниках функции идеологического и политического воспитания постоянно обновлявшегося личного состава.

    В связи с ростом партизанского движения 30 мая 1942 г. при Ставке ВГК образован Центральный штаб партизанского движения (ЦШПД). Его возглавил Первый секретарь ЦК Компартии Белоруссии П.К. Пономаренко. ЦШПД координировал действия многочисленных партизанских отрядов между собой и с регулярными армейскими частями, организовывал снабжение народных мстителей оружием, боеприпасами, средствами связи, обеспечивал медицинскую помощь, наладил взаимную информацию, провел в Москве совещания партизанских командиров, помог подготовить и провести глубокие рейды партизанских соединений по тылам немецко-фашистской армии; и др. ЦШПД работал совместно с руководителями подпольных советских, партийных, комсомольских органов на временно оккупированной территории. Управление массовым партизанским движением из единого центра оказалось особенно эффективным при освобождении советской территории в 1943--1944 гг Верт Н. История советского государства. /Верт. Н. 1900--1991 / Пер. с фр. -М., 1992. С. 38-49..

    Государственное управление военной сферой приобрело не только приоритетное значение, но и всеобъемлющий характер, новые функции, осуществлялось на основе законов военного времени, чрезвычайными методами, обеспечивало интенсивное военное строительство, качественно новый уровень военно-организаторской работы, победное в конечном итоге, хотя и с отдельными ошибками и сбоями, выполнение Вооруженными Силами основных задач по защите страны и разгрому врага.