План:

1. Независимая переменная.

2. Зависимая переменная.

3. Контроль переменных.

Переменные – параметр реальности, который может изменяться и \или не изменяться в экспериментальном исследовании. Бывают:

Независимыепеременные – изменяемые экспериментатором;

Зависимые переменные – изменяемые под влиянием изменений независимой переменной;

Внешние – недоступные управлению, но влияющие на зависимую переменную, источник погрешности;

Латентные – недоступные непосредственному измерению, фиксируются путем анализа совместных вариаций зависимых переменных;

Дополнительные – учитываемые в эксперименте внешние переменные.

Независимая переменная

Чистый эксперимент предполагает оперирование только независимой переменной. Поэтому при проведении экспериментального исследования необходимо выделить независимую переменную и изолировать ее от других.

В качестве независимых переменных могут выступать:

1 – особенности предлагаемых для выполнения заданий (материал, инструкция, препятствия для достижения цели и др.);

2 – характеристики ситуации (температура воздуха в помещении, шум в цехе, громкая музыка, интерьер и т.п.);

3 – управляемые состояния испытуемого (личностные качества, профессиональные навыки, психические особенности);

4 – константные характеристики испытуемого (пол, возраст, стаж работы, уровень интеллекта, статус и т.д.).

По отношению к зависимой переменной независимая может вступать в следующие зависимости:

1. Отсутствие зависимости. Изменение независимой переменной никаким образом не изменяет зависимую переменную.

2. Монотонно возрастающая зависимость. Увеличение значений независимой переменной повышает значение зависимой переменной.

3. Монотонно убывающая зависимость. Увеличению значений независимой переменной соответствует уменьшение значений зависимой переменной.

4. Нелинейная зависимость. Высоким значениям независимой переменной могут соответствовать одновременно высокие и низкие значения зависимой переменной.

Зависимая переменная

Зависимая переменная всегда изменяется посредством изменения независимой переменной или под ее влиянием.

Зависимая переменная должна быть:

1. Надежной. Надежность переменной проявляется в устойчивости ее регистрируемости при изменениях условий эксперимента в течение времени.

2. Валидной. Валидность зависимой переменной определяется только в конкретных условиях эксперимента и применительно к относительной гипотезе.

3. Сензитивной. Сензитивность (чувствительность) проявляется в возможности изменения переменной при манипуляции независимой переменной.

Выделяют три типа зависимых переменных:

Одновременная: регистрируется лишь один параметр, и именно он считается проявлением зависимой переменной.

Многомерная: зависимая переменная проявляется в нескольких параметрах.

Фундаментальная: когда известно отношение между отдельными параметрами многомерной зависимой переменной, параметры рассматриваются в качестве аргументов, а сама зависимая переменная – в качестве функции.

Контроль переменных

В ходе эксперимента контролируют независимую и внешние (побочные и дополнительные) переменные.

Контроль независимой переменной заключается в активном ее варьировании или знании закономерностей ее изменения.

Существуют два способа контроля независимой переменной:

Если проводится эксперимент, то контроль независимой переменной осуществляется с помощью активного манипулирования, варьирования (при эксперименте на формирование мотивации независимой переменной будут условия – а, в, с – формирования мотивации. Их предъявление / непредъявление и есть способ варьирования независимой переменной);

При наблюдении и измерении контроль осуществляется за счет селекции требуемых значений из числа уже существующих переменных (например, группу испытуемых разбивают на слабослышащих, среднеслышащих и тугоухих).

Внешние переменные контролируются посредством следующих способов:

Элиминация внешних переменных;

Константность условий;

Балансировка;

Контрбалансировка;

Рандомизация.

Элиминация . Один из надежных способов контроля внешних переменных Экспериментальную ситуацию конструируют таким образом, чтобы исключить из нее присутствие всех внешних переменных.

Создание константных условий . Если внешние переменные не удается исключить из экспериментальной ситуации, то необходимо их сделать неизменными. При этом влияние внешних переменных остается неизменным для всех испытуемых.

Неизменными следует сделать:

Пространственно временные условия проведения эксперимента (в одно и тоже время дня, недели для всех испытуемых);

Технику проведения и оборудование помещения;

Предъявление инструкции.

Балансировка . В случаях, когда нет возможности создать константные условия проведения эксперимента или константности условий недостаточно, применяют технику балансировки эффекта от воздействия внешних переменных. Преднамеренно балансировка применяется в ситуациях, когда нельзя идентифицировать внешнюю переменную.

Способ балансировки заключается в следующем: к экспериментальной группе добавляется контрольная (это возможно сделать, если исследование экспериментальное). Правомерность гипотезы в этом случае будет отражаться наличием результатов после воздействия в экспериментальной группе и отсутствием их в контрольной.

Контрольная группа создается на каждую внешнюю переменную таким образом, чтобы во второй группе не было воздействия на зависимую той внешней переменной, которая воздействует в первой контрольной группе и т.д.

Контрбалансировка . Прием контроля экспериментов, включающих несколько серий или последовательных заданий. Смысл контрбалансировки в следующем: порядок предъявления заданий, стимулов, задач, воздействий в одной из групп компенсируется иным порядком их предъявлений в другой.

Рандомизация . Способ, позволяющий исключить влияние индивидуальных особенностей испытуемых на результаты исследования. Применяется в двух случаях: 1 – известно, как управлять внешними переменными, но нет возможности использования какую-то из предшествующих техник; 2 – внешние переменные не идентифицируются, носят латентный характер или неспецифичны для данного эксперимента.

Тема. Планирование научного исследования

Лекция 1. Экспериментальные планы

План:

1. Доэкспериментальные планы.

2. Планы для одной независимой переменной.

3. Факторные планы.

Доэкспериментальные планы

План с предварительным и итоговым тестированием одной группы. План с предварительным и итоговым тестированием одной группы часто применяется в социологических, социально-психологических и педагогических исследованиях.

План реализуется в три этапа: предварительное тестирование выборки, подобранной определенным образом – воздействие (например, формирующий эксперимент) – повторное тестирование.

К недостаткам плана можно отнести следующие моменты. Этот план не позволяет контролировать эффект «естественного развития»; эффект тестирования – воздействие предыдущего обследования на последующее - еще один артефакт данного плана. Кроме того, в этом плане отсутствует контрольная выборка, поэтому нельзя утверждать, что изменения зависимой переменной, регистрируемые в ходе тестирования, вызваны именно изменением независимой переменной. Между начальным и конечным тестированием происходят и другие «фоновые» события, воздействующие на испытуемых наравне с независимой переменной.

Сравнение статистических групп – или план для двух неэквивалентных групп с тестированием после воздействия.

Эксперимент проводится следующим образом: подбираются две стихийные группы – экспериментальная и контрольная. В экспериментальной группе проводится эксперимент, в контрольной – ней. После экспериментального воздействия проводится тестирование.

Эффект воздействия определяется по сравнению результатов тестирования в обеих группах.

Этот план позволяет контролировать эффект тестирования и влияние фоновых воздействий и некоторые внешние переменные.

План ех-роst-facto или эксперимент, на который ссылаются. Стратегия применения заключается в следующем: сам экспериментатор не оказывает влияние на испытуемых. В качестве воздействия (изменения независимой переменной) выступает некоторое реальное событие из их жизни. Отбирается группа испытуемых, подвергшаяся воздействию, и группа, не испытавшая его. Отбор осуществляется на основании данных об особенностях испытуемых до воздействия; в качестве сведений могут выступать личные воспоминания и автобиографии, сведения из архивов, анкетные данные, медицинские карты и т.п. Затем проводится тестирование зависимой переменной в обеих группах. Данные диагностики сопоставляются и сравниваются, делается вывод о влиянии «естественного» воздействия на поведение испытуемых.

Этот план применяется во многих своевременных исследованиях, например, в нейропсихологии: травмы головного мозга, локальные поражения и т.д.

Планы для одной независимой переменной

План для двух групп с тестированием после воздействия (план Р.А. Фишера) Проведение плана.

1. Подбираются две эквивалентные группы по значимому критерию (переменной, по которой группы отбираются). Равенство экспериментальной и контрольной групп достигается чаще всего методом рандомизации.

2. На экспериментальную группу оказывается воздействие, на контрольную – нет.

3. После воздействия обе группы проходят тестирование по значимому критерию (той самой переменной, по которой группы отбирались).

Этот план рекомендуется применять тогда, когда нет необходимости или возможности осуществлять предварительное тестирование. Если рандомизация проведена качественно, то этот план является наилучшим, позволяет контролировать большое количество артефактов.

Эффект оказанного воздействия определяется за счет сравнения результатов тестирования после воздействия в контрольной и экспериментальной группах.

Для контроля внешних переменных в этот план вносятся изменения за счет увеличения числа контрольных групп.

Положительные моменты планы: поскольку отсутствует предварительное тестирование, исключается эффект тестирования. План позволяет контролировать влияние состава групп, стихийного выбывания, влияния фона и естественного развития, взаимодействие состава групп с другими факторами. Позволяет исключить эффект регрессии за счет рандомизации и сравнения данных экспериментальной и контрольной групп.

Негативные моменты заключаются в искажении результатов отбора испытуемых по значимому критерию за счет рандомизации (в результате отсутствия тестирования).

План для двух групп с предварительным и итоговым тестированием (тест- воздействие - ретест). Один из популярных планов в психологических исследованиях.

1. Подбираются две группы по значимому критерию соответствующей процедурой. В обеих группах тестируется значимый критерий (переменная, на которую будет оказываться воздействие).

2. В экспериментальной группе оказывается воздействие, в контрольной – нет.

3. После воздействия проводится в обеих группах повторное тестирование.

Эффект воздействия определяется по:

q сравнению результатов тестирования экспериментальной группы на первом и третьем этапах;

q сравнению результатов контрольной группы на первом и третьем этапах;

q сравнению результатов тестирования экспериментальной и контрольной группы на третьем этапе.

Главный источник артефактов, нарушающий внешнюю валидность процедуры, - взаимодействие тестирования с экспериментальным воздействием (эффект тестирования)

План Р.Л. Соломона. План Соломона используется при проведении эксперимента на четырех группах: двух экспериментальных и двух контрольных. Он представляет собой сочетание двух прежних планов: первого, когда не производится предварительного тестирования, и второго – «тест – воздействие – ретест».

План реализуется следующим образом:

1. С помощью соответствующей процедуры (как правило, рандомизации) отбираются 4 группы (две будут экспериментальные и две –контрольные).

2. В первой экспериментальной группе осуществляется предварительное тестирование, воздействие и итоговое тестирование.

3. В первой контрольной группе проводится предварительное и итоговое тестирование, воздействия нет.

4. Во второй контрольной группе осуществляется экспериментальное воздействие и тестирование после воздействия.

5. Во второй контрольной группе проводится только повторное тестирование без воздействия.

Эффект экспериментального воздействия определяется за счет:

q сравнения результатов тестирования в первой экспериментальной группе на первом и третьем этапах;

q сравнения результатов итогового тестирования в первой экспериментальной и первой контрольной группах;

q сравнения результатов итогового тестирования во второй экспериментальной и второй контрольной группах;

q сравнения результатов итогового тестирования во второй экспериментальной группе и первичного тестирования в первой контрольной группе.

При сравнении итогового тестирования во второй контрольной группе с результатами предварительного тестирования в первой экспериментальной и предварительного тестирования в первой контрольной группе можно выявить совместное влияние эффекта естественного развития и фоновых воздействий на зависимую переменную.

Факторные планы

Факторные эксперименты применяются тогда, когда необходимо проверить сложные гипотезы о взаимосвязях между переменными. Общий вид подобной гипотезы: «Если А1, А2, …Ах, то В». Такие гипотезы называются комплексными, комбинированными.

В факторном эксперименте проверяются, как правило, два типа гипотез:

1) гипотезы о раздельном влиянии каждой из независимых переменных;

2) гипотезы о взаимодействии переменных, а именно – как присутствие одной из независимых переменных влияет на эффект воздействия другой переменной.

Факторное планирование эксперимента заключается в том, чтобы все уровни независимых переменных сочетались друг с другом. Число экспериментальных групп равно числу сочетаний уровней всех независимых переменных.

Факторные планы для независимых переменных и двух уровней типа 2х2 . Для составления плана применяется принцип балансировки. План 2х2 используется для выявления эффекта воздействия двух независимых переменных на одну зависимую. Экспериментатор манипулирует возможными сочетаниями переменных и их уровней.

План 3х2 или 3х3 применяется в тех случаях, когда нужно установить вид зависимости одной зависимой переменной от одной независимой, а одна из независимых переменных представлена дихотомическим параметром.

Первая независимая переменная варьируется просто: есть фактор – нет фактора. Вторая независимая переменная – уровни, например, трудности фактора. Это план 3х2.

Вариант плана 3х3 применяется тогда, когда обе независимые переменные имеют несколько уровней, и есть возможность выявить виды связи зависимой переменной от независимых.

Лекция 2. Планирование корреляционного исследования

План:

1. Понятие корреляционного исследования.

2. Виды планов корреляционного исследования.


Похожая информация.


Переменная представляет собой то, что может быть изменено, например, определенная характеристика или значение в рамках исследования. В психологии переменные используются для того, чтобы установить, приводят ли изменения одного фактора к изменениям в другой.

Зависимые и независимые переменные

В экспериментальной психологии выделяют два вида переменных:

  • Независимая переменная - фактор, который контролируют авторы исследования. Например, в эксперименте по изучению воздействия недостатка сна на производительность, лишение сна является независимой переменной.
  • Зависимая переменная - явление, которое экспериментаторы фиксируют и измеряют. В нашем примере, результаты тестов на производительность и являются как раз зависимой переменной.

Посторонние и искажающие факторы

Важно отметить, что независимые и зависимые переменные не единственные переменные, присутствующие в экспериментах. В некоторых случаях заметное влияние на отношение между независимой и зависимой переменной (следовательно, и на результаты эксперимента) могут оказать посторонние факторы. Например, в нашем примере к таким факторам можно отнести возраст и пол испытуемых.

Есть два основных вида посторонних переменных:

  • Субъектные переменные. Это посторонние переменные, связанные с индивидуальными особенностями каждого из участников, которые могут повлиять на то, как те реагируют на условия эксперимента. К ним могут относить половозрастные характеристики, происхождение, настроение, тревожность, интеллект, осведомленность и т.д.
  • Ситуационные переменные. Это посторонние переменные, связанные с явлениями окружающей среды, которые могут повлиять на реакцию участников. Например, если участник проходит испытания в прохладном помещении, пониженная температура считается посторонней переменной Некоторые участники могут не реагировать на прохладу, некоторых это может отвлекать и раздражать.

В большинстве случаев посторонние переменные также контролируются в рамках эксперимента: исследователи сами могут выбрать участников в соответствии с определенными критериями или задать другие условия.

Определение переменных

Перед проведением эксперимента важно дать рабочие параметры переменных - ученые определяют независимую и зависимую переменные, решают, в каких рамках они должны держаться и как они будут измерены.

Например, в нашем эксперименте по влиянию нехватки сна на производительность, мы должны создать рабочие определения для переменных. Если наша гипотеза звучит как «студенты, которые испытывают нехватку сна, хуже пройдут испытания», то, во-первых, нужно определиться с тем, кого мы подразумеваем под «студентами». Далее, нам необходимо определить переменную «недостаток сна». В нашем примере это будет, скажем, менее пяти часов сна в ночь перед испытанием. И, наконец, мы должны определиться с «испытанием». Пусть это будет небольшой экзамен по теории…

С целью выяснить ее влияние на зависимую переменную.

Зависимая переменная - в научном эксперименте измеряемая переменная, изменения которой связывают с изменениями независимой переменной.

Независимой переменной, например, в психологическом эксперименте может считаться интенсивность стимула , а зависимой - способность испытуемого ощущать этот стимул.

Виды связи между переменными

  1. Зависимая переменная не чувствительна к изменениям независимой.
  2. Монотонно возрастающая зависимость: увеличению значений независимой переменной соответствует изменение зависимой переменной.
  3. Монотонно убывающая зависимость: увеличению значений независимой переменной соответствует уменьшение уровня независимой переменной.
  4. Нелинейная зависимость U-образного типа - обнаруживается в большинстве экспериментов, в которых выделяются особенности психической регуляции поведения
  5. Инвертированная U-образная зависимость - получается в многочисленных экспериментах и корреляционных исследованиях.
  6. Сложная квазипериодическая зависимость уровня зависимой переменной от уровня независимой.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Зависимая переменная" в других словарях:

    ЗАВИСИМАЯ ПЕРЕМЕННАЯ - (англ. dependent variable) переменная, на которую оказывает влияние др. фактор в эксперименте (независимая переменная). См. Лабораторный эксперимент … Большая психологическая энциклопедия

    См. ПЕРЕМЕННАЯ ЗАВИСИМАЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    ЗАВИСИМАЯ ПЕРЕМЕННАЯ, см. ПЕРЕМЕННАЯ … Научно-технический энциклопедический словарь

    - (dependent variable) Переменная в левой части уравнения регрессии, изменение которой коррелируется с изменениями каузальных переменных, т. е. переменных в правой части уравнения. Например, в линейном уравнении регрессии yi = α+βxi+γzi+εi где i =… … Экономический словарь

    Зависимая переменная - — см. Функция … Экономико-математический словарь

    зависимая переменная - — [Я.Н.Лугинский, М.С.Фези Жилинская, Ю.С.Кабиров. Англо русский словарь по электротехнике и электроэнергетике, Москва, 1999 г.] Тематики электротехника, основные понятия EN dependent variable … Справочник технического переводчика

    зависимая переменная - priklausomasis kintamasis statusas T sritis fizika atitikmenys: angl. dependent variable vok. abhängige Veränderliche, f rus. зависимая переменная, f pranc. variable dépendante, f … Fizikos terminų žodynas

    ЗАВИСИМАЯ ПЕРЕМЕННАЯ - – переменная, изменяющаяся под воздействием независимой переменной и принимающая при этом различные значения. Напр., если в качестве независимой переменной выступает характер формальных взаимоотношений в диаде сотрудников организации… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    зависимая переменная - Переменная, изменчивость которой мы стремимся объяснить влиянием одной или нескольких независимых переменных. Различие между зависимой и независимыми переменными обычно покоится на содержательных соображениях. Синонимы: критериальная переменная,… … Словарь социологической статистики

    Зависимая переменная - – переменная, которая изменяется под воздействием другой (независимой) переменной … Словарь-справочник по социальной работе

Зависимая переменная

Вместе с планированием особенностей независимой переменной исследователь должен определиться с тем, какова или каковы в его исследовании будут зависимые переменные. Другими словами, что именно должно меняться в поведении испытуемых под действием разных уровней независимой переменной.

Если независимую переменную исследователь задает и контролирует в исследовании, то зависимую переменную он измеряет. Чем точнее и адекватнее будет измерена зависимая переменная, тем точнее будет ответ на вопрос, действительно ли изменение независимой переменной ведет к изменению зависимой или же между ними нет никакой связи.

Планируя эксперимент, крайне важно операционализировать зависимую переменную, т.е. дать ей операциональное определение - четко описать набор действий и операций испытуемых, которые позволят установить сам факт проявления и уровень выраженности зависимой переменной. При этом необходимо определиться с тем, как именно измерять зависимую переменную - будет ли это самоотчет, должен ли будет испытуемый продемонстрировать какие-то умения (например, успешно решать задачи) или же он должен только дать оценку некоторому явлению (например, оценить в баллах успешность решения задач другими людьми). Важно заранее определить, в каких шкалах будут измерены реакции испытуемых. Так, в нашем примере успешность решения задач может быть измерена числом правильных решений, или числом успешно решенных задач в единицу времени, или количеством времени, затрачиваемым на решение каждой отдельной задачи, или числом тупиковых ходов в решении каждой задачи, или сложностью используемых методов решения. Какой или какие способы измерения выбрать, исследователь решает, исходя из общетеоретических представлений о процессах решения задач и из требований методов статистической обработки данных.

Таким образом, в эксперименте может быть использован один или несколько способов операционализации зависимой переменной. Использование нескольких разных онерационализаций повышает уверенность в том, что полученный результат не случаен, что зафиксированные в результате эксперимента изменения зависимой переменной вызваны не возможной ошибкой измерения, а именно независимой переменной. Различные проявления одной и той же независимой переменной принято обозначать как ее концептуальные репликации.

Итак, планирование этапов исследования, связанных с выявлением влияния независимой переменной, начинается с продумывания способов наиболее адекватной операционализации и измерения зависимой переменной. Для этого пригодятся все те знания, которые вы приобрели, знакомясь с темой "Наблюдение" (по вопросу операционализации теоретических конструктов) и разделом "Измерения в психологии".

Дополнительные и побочные переменные

Как вы уже знаете, для того чтобы доказать, что некоторое событие (независимая переменная) является причиной изменения другого события (зависимой переменной), необходимо не только проверить, изменится ли зависимая переменная под действием независимой, по при этом устранить и влияние всех других факторов, которые тоже могли бы изменить зависимую переменную. Контроль таких факторов называется контролем третьих переменных.

Так, при исследовании влияния подсказки на решение математических задач исследователь не может избавиться от того факта, что испытуемые делятся па юношей и девушек, и девушки гораздо чаще, чем юноши, впадают в ступор от вида цифр и знаков математических операций. Как следствие, они либо отказываются решать задачки, либо пишут ответ наугад, что сводит на нет воздействие подсказки. В данном исследовании пол будет одной из дополнительных (побочных) переменных, которая может повлиять на успешность решения задачи наряду с изменением независимой переменной - введением подсказки. Поэтому исследователь обязательно должен проконтролировать, по какой причине меняется успешность решения задач - под действием подсказки или из-за половой принадлежности.

Существует несколько способов такого контроля.

Во-первых , можно ограничить свое исследование, набрав в выборку только юношей. Но такое ограничение не позволит изучить то, как влияет подсказка на решение задач девушками, результаты можно будет использовать только для подсказки юношам.

Во-вторых, можно уравнять количество юношей и девушек в выборке. Это тоже способ контроля, при котором влияние имеет только независимая переменная (подсказка), потому что поло-ролевой состав испытуемых при решении задач с разными подсказками будет одинаковым.

И наконец, в-третьих, можно собрать результаты со всех юношей и девушек и посмотреть, есть ли разница в решении задач юношами и девушками. Если разницы нет, значит, успешность решения можно объяснять влиянием подсказки. Если же разница присутствует, то нужно продолжать исследования для того, чтобы понять, что именно влияет на успешность решения задач - подсказка или пол испытуемого, или совокупность этих факторов (когда подсказка эффективнее используется только юношами или только девушками).

Но сути, побочные переменные - это такие дополнительные переменные, которые не были проконтролированы исследователем. Это может происходить по разным причинам. Исследователь может не знать о существовании побочной переменной или о ее возможном влиянии (как в нашем примере, когда исследователь не знал, что не состояние воздуха в помещении, а отравление во время обеденного перерыва повлияло на успешность решения задач испытуемыми). В другом случае технические возможности проведения эксперимента могли бы исключать возможность контроля побочной переменной. Например, если исследование проводится среди машинистов метрополитена, среди которых не может быть ни одной женщины, влияние пола проконтролировать невозможно, и оно останется побочной переменной до тех пор, пока не появится некоторое количество машинистов -женщин.

Для того чтобы оцепить все необходимые дополнительные переменные и предусмотреть влияние максимального количества побочных переменных, исследователь должен как следует изучить литературу, связанную с его областью исследований. В этой литературе как раз он и может почерпнуть информацию о том, какие известны факторы, влияющие на его зависимую переменную. Чем подробнее проработана литература по вопросу исследования, чем лучше изучены данные о других подобных экспериментах, тем больше исследователь знает о том, какие факторы ему самому стоит проконтролировать и каким образом.

В самом общем виде источники дополнительных и побочных переменных можно разделить на три большие группы:

  • - связанные с индивидуальными особенностями испытуемых;
  • - связанные с личностью исследователя;
  • - связанные с тем, как организована сама процедура исследования.

Влияние личностных особенностей испытуемых практически никак

нельзя устранить из процедуры исследования. Поэтому при планировании исследования его автор на основе литературных данных должен выделить те личностные особенности, которые могут повлиять па его зависимую переменную, и по возможности стабилизировать их влияние.

Помимо личности испытуемых, на результаты их работы в эксперименте способны повлиять их установки по отношению к исследованию и исследователю. К числу наиболее известных таких установок относятся боязнь оценки, боязнь сообщить о себе слишком много личной информации. Здесь люди в лучшем случае прямо отказываются участвовать в эксперименте, а в худшем случае они намеренно выполняют задание плохо, выбирают заведомо непосильные задачи, нарушают инструкцию, отвечают на вопросы наугад - в общем, делают все, чтобы исследователь не смог получить никакой достоверной информации из результатов их работы. Даже полный провал более желателен для таких испытуемых, поскольку они будут оправдывать себя тем, что результаты исследования не отражают их истинных особенностей и способностей, ведь они старались выполнить задание как можно хуже. Такая установка искажает результаты исследования, занижая истинные возможности испытуемых.

Другой полюс установок испытуемых - желание показать себя с лучшей стороны, желание помочь экспериментатору. Многие люди осознанно или неосознанно стараются в ситуации исследования (оценки) выполнить задание гораздо лучше, чем они бы это сделали в повседневной жизни. Они дают социально одобряемые ответы, стараются догадаться о гипотезах исследователя, чтобы справиться наилучшим образом, а не так, как они бы это делали обычно. Эта установка также искажает измерение зависимой переменной, завышая результаты.

Влияние личности исследователя па результаты исследования довольно многообразно, и к тому же оно очень трудно контролируется. К факторам, которые влияют на особенности ответов испытуемых, относятся пол экспериментатора, его внешний вид, особенности речи и невербального поведения. Самым изученным фактором, который влияет на результаты работы испытуемых, является желание экспериментатора подтвердить свою гипотезу. В психологии широко известен эффект Пигмалиона. Он уже упоминался нами в главе, посвященной методу наблюдения. По-другому он называется эффектом Розенталя. Он назван так в честь американского психолога Р. Розенталя, впервые детально исследовавшего этот эффект.

Суть эффекта состоит в том, что, когда экспериментатор знает цели и гипотезу исследования, его гипотезы подтверждаются существенно чаще, чем у тех экспериментаторов, которые проводят исследование, не зная его гипотез. Для борьбы с этим эффектом используется двойной слепой метод, идея которого состоит в том, чтобы ни экспериментатор, ни испытуемые не догадывались об истинных целях и гипотезах исследования. Для этого планированием исследования занимается один ученый, а проведением - его помощник.

Другой способ снизить эффект Розенталя состоит в автоматизации процесса исследования путем предъявления материалов на мониторе компьютера, использовании видеопрезентаций и т.п. В этом случае внимание испытуемых направлено не на экспериментатора, а на экран, и особенности внешности и поведения экспериментатора в меньшей степени воздействуют на их поведение.

В любом случае подробная разработка процедуры исследования, включающая инструкции и порядок действий экспериментатора, вплоть до отдельных жестов и интонаций голоса, способствует тому, чтобы снизить влияние экспериментатора на результаты работы испытуемых.

Что касается особенностей процедуры исследования, то они тоже часто ведут к закономерным искажениям результатов. Эти искажения очень многообразны, и в каждом конкретном исследовании их нужно обдумывать отдельно. Тем не менее, есть некоторые устойчивые особенности процедуры проведения исследования, которые встречаются довольно регулярно. В первую очередь, сюда следует отнести временные эффекты и связанные с ними эффекты последовательности (о них мы поговорим более подробно в следующей главе).

Чем больше побочных переменных удается проконтролировать, тем в большей мере реальный эксперимент приближается к идеальному, в котором какие-либо третьи переменные отсутствуют вовсе. Говоря о качестве проведенного эксперимента, используют понятия надежности и валидности. Надежность и валидность - это две характеристики качества экспериментального исследования, отражающие его соответствие безупречному эксперименту. Чем выше надежность и валидность исследования, тем больше доверия вызывают его результаты и тем увереннее их можно применять в психологической практике.

С целью выяснить ее влияние на зависимую переменную.

Зависимая переменная - в научном эксперименте измеряемая переменная, изменения которой связывают с изменениями независимой переменной.

Независимой переменной, например, в психологическом эксперименте может считаться интенсивность стимула , а зависимой - способность испытуемого ощущать этот стимул.

Виды связи между переменными

  1. Зависимая переменная не чувствительна к изменениям независимой.
  2. Монотонно возрастающая зависимость: увеличению значений независимой переменной соответствует изменение зависимой переменной.
  3. Монотонно убывающая зависимость: увеличению значений независимой переменной соответствует уменьшение уровня зависимой переменной.
  4. Нелинейная зависимость U-образного типа - обнаруживается в большинстве экспериментов, в которых выделяются особенности психической регуляции поведения
  5. Инвертированная U-образная зависимость - получается в многочисленных экспериментах и корреляционных исследованиях.
  6. Сложная квазипериодическая зависимость уровня зависимой переменной от уровня независимой.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Независимая и зависимая переменные" в других словарях:

    Керлингер определяет П. как «символ, которому приписываются цифры или числовые значения». Это родовое определение, относящееся, в том числе, и к психол. П. в исслед., указывает на мат. основу. Иначе говоря, любая П., х или у, подразумевает… … Психологическая энциклопедия

    Независимая переменная - (independent variabile) – переменная, которая управляется экспериментально или с целью наблюдения за её воздействием на другие, зависимые переменные. Например, ограничение скорости движения на дорогах есть независимая переменная, а число… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Термин, используемый в математике для обозначения такой зависимости между двумя величинами, при которой если одна величина задана, то другая может быть найдена. Обычно функция (с 17 в.) задается формулой, выражающей зависимую переменную через… … Энциклопедия Кольера

    Эту страницу предлагается объединить с Эксперимент (психология). Пояснение причин и обсуждение на странице Ви … Википедия

    Термин переменная может означать: Переменная (программирование) поименованная, либо адресуемая иным способом область памяти, адрес которой можно использовать для осуществления доступа к данным. Переменная величина в математике символ,… … Википедия

    Эту страницу предлагается объединить с Лабораторный эксперимент (психология) … Википедия

    Проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого. Различными авторами понятие «психологический эксперимент» трактуется неоднозначно … Википедия

    Социолингвистическая переменная - Основная операционная единица социолингвистического анализа языковой и речевой вариативности. С.п. это любой языковой или речевой коррелят стратификационной и ситуативной вариативности, напр., ударение как социолингвистическая переменная в паре … Словарь социолингвистических терминов

    - (англ, behaviour, поведение) одно из ведущих направлений в психологии конца 19 начала 20 в. Явился также одним из оснований формирования так называемой «поведенческой» парадигмы в социологии (наряду с работами Тарда, Лебона и др. по формам… … Новейший философский словарь

    БИХЕВИОРИЗМ - (англ. behaviour поведение) одно из ведущих направлений в психологии конца 19 начала 20 в. Явился также одним из оснований формирования так называемой поведенческой парадигмы в социологии наряду с работами Тарда, Лебона и др. по формам… … Социология: Энциклопедия