Произведение Алексина “Раздел имущества” имеет очень трагичную развязку и ещё более трагичную историю. В произведение основной мыслью является способность сочувствовать, сострадать окружающим, не быть чёрствым.

Повествование рассказывает о девочке по имени Вера и её бабушке по имени Анисья. Дело в том, что у Веры была травма, однако её выходила и буквально заставила ходить её бабушка, за что Верочка её очень любила и берегла. Эта замечательная женщина пожертвовала ради своей внучки всем, чем только можно, уделяя всё внимание только ей одной, забыв о своей личной жизни. Далее нас знакомят с родителями Верочки. Её мать это сильная волевая женщина, которая любит всё держать под контролем, а работает она экологом, но защищая природу, она не замечает всей её удивительности и красоты. Верочкин отец, сын бабушки Анисьи, был человеком мягким, слабохарактерным, не любившим конфликты. Работал он в музее водя людей по экскурсиям, по прошествии времени становился более мягким, стал говорить тихо, старался не спорить с мамой Верочки. Родители к Верочке относились как к больному ребёнку, но её бабушка считала её вполне нормальной, благодаря чему Верочка быстрее поправлялась.

Вскоре случилось то, что дало Верочке взглянуть по-другому на свою семью. Семья Верочки захотела поселить у себя сестру бабушки Анисьи, забирать её поехали бабушка Анисья и Верочка. Но приехав, они обнаруживают, что сестру Анисьи, тетю Маню, уже похоронили. Не решаясь сообщить об этом маме Верочки, они решают на чуть-чуть остаться в деревне. Но вскоре от матери Верочки приходит письмо, в котором она настоятельно рекомендует оставить тетю Маню в деревне, что, несомненно, очень огорчает Верочку, так как она разочаровывается в них.

Далее напряжение между свекровью и матерью нарастает. Верочка начинает обучаться в обычной школе, где им задают написать сочинение на тему “Самый важный человек в моей жизни”, которое Верочка целиком и полностью посвящает бабушке Анисье. Мать Верочки начинает ревновать её к бабушке, и не хочет делить её любовь с кем-то ещё, и родители хотят разьехаться с бабушкой. Далее следует суд по разделу имущества, на котором Верочка понимает, что судиться с матерью последнее дело.

После суда бабушка Анисья отправляется умирать в деревню, так как быть преградой в семейной жизни сына и его жены. После Верочке становиться всё хуже, и мы понимаем, что, скорее всего она останется инвалидом. Вот на такой трагической ноте и заканчивается произведение.

Картинка или рисунок Раздел имущества

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Островский Свои люди сочтемся

    Начинается пьеса со скандала между матерью и дочкой. Девушка Липа требует, чтоб ей нашли жениха, ведь ей скучно. Зовут сваху, вот только задание у неё очень сложное: дочке подай жениха благородного, отцу – богатого, маме – обходительного.

  • Краткое содержание Житков Храбрый утенок

    Хозяйка каждый день кормит утят рублеными яйцами. Но стоит только ей поставить тарелку с едой под куст и уйти, как появляется большая стрекоза. Она кружится и так страшно стрекочет, что утята боятся подойти к тарелке

  • Краткое содержание Волшебное слово Осеева

    На лавочке отдыхал старичок. В руках он держал зонтик, изображая какие – то знаки на песке. Рядом присел Павлик. Лицо было красным от злости.

  • Краткое содержание Зощенко История болезни

    В этом рассказе Михаила Зощенко, написанном от первого лица (с яркой манерой рассказчика), герой неожиданно попадает в больницу. Вместо комфорта, лечения и даже отдыха, он окунается с головой в мир бюрократии

  • Краткое содержание Елка Митрича Телешов

    Канун Рождественского сочельника. Семен Дмитриевич или просто Митрич, стороживший переселенческий барак, думал о предстоящем веселье. Семена тяготила несправедливость. Некоторые будут радоваться празднику

А. Алексин – повесть «Раздел имущества». В этой пове­сти писатель поднимает проблему душевной черствости, от­чуждения в семейных отношениях, неблагодарности детей по отношению к родителям.

Главная героиня Вера была ребенком, имеющим родовую травму. Ее выходила и практически поставила на ноги бабуш­ка Анисья. Ради внучки она пожертвовала личным счастьем, спокойствием, посвятила ей всю свою жизнь. Именно эта ге­роиня несет в себе доброту, любовь, внутреннюю силу, муд­рость, готовность прийти на помощь. Мама же Верочки – это воплощение практицизма, твердости, сильной воли, эгоизма.

Она работала экологом, но «борясь с отравлением природы, самой природой не восхищалась, не замечала ее красот». Маму называли «крепким специалистом». Она никогда не меняла своих точек зрения, а символом ее несгибаемости служила «золотистая коса». Отец Верочки был мягким, без­вольным человеком, работал в музее экскурсоводом. С года­ми он «пригнулся», стал говорить вполголоса, во всем под­чинялся жене. Родители снисходительно относились к доче­ри, считая ее больным ребенком. Бабушка же относилась к ней как к нормальному, полноценному человеку, и постепен­но Верочка стала выздоравливать.

Верочка очень любила свою семью. Но произошли собы­тия, которые заставили ее по-иному взглянуть на своих род­ных. Так, семья решила забрать к себе бабушкину сестру, тетю Маню, которая была больна. Верочка с бабушкой поехали в деревню, однако они опоздали: ее уже похоронили. Некоторое время они оставались в деревне, жили там, не решаясь сооб­щить Софье Васильевне, матери Верочки, обо всем происшед­шем. Но вот от Софьи Васильевны пришло письмо, в котором она просила бабушку не привозить к ним больную тетю Маню. И Верочка испытала сильнейшее разочарование: «Мама на­несла удар по моей вере в то, что люди за добро платят доб­ром».

В дальнейшем противостояние матери и бабушки в повес­ти возрастает. Героиня переходит учиться в нормальную шко­лу, ей задают сочинение «Главный человек в моей жизни». И она посвящает его бабушке, которую зовет мамой Асей. Софья Васильевна ревнует свою дочь к свекрови, она не же­лает ни с кем делить любовь Верочки. В конце концов родите­ли хотят разъехаться с бабушкой, затевают суды, происходит «раздел имущества». Именно в суде Верочка слышит слова о том, что «судиться с матерью – последнее дело». Точно так же считает и сама героиня Алексина. Она оставляет родителям записку, в которой обозначает себя частью имущества, той, которая «по закону отойдет бабушке».

Повесть заканчивается трагически. Бабушка уезжает в родную деревню умирать. Она не хочет мешать жизни сына и невестки, хотя и не мыслит своего существования без Вероч­ки. Девочка же вновь тяжело заболевает, мы понимаем, что теперь она обречена на инвалидность.

Таким образом, автор говорит нам о том, что мы должны учиться сочувствию и состраданию, учиться быть благодар­ными, чуткими. Дети не должны быть эгоистичны, черствы, равнодушны по отношению к родителям, так как это неиз­бежно приводит к трагедии, к непоправимым последствиям.

Здесь искали:

  • раздел имущества краткое содержание
  • раздел имущества алексин
  • алексин раздел имущества

Нравственные проблемы в повести А.Алексина «Раздел имущества».

Тип: урок внеклассного чтения; урок комплексного применения знаний, умений и навыков.

Цели урока .

1.Продолжить работу над умением анализировать эпическое произведение.

2.Рассмотреть проблемы, поднятые А.А.Алексиным в повести, с позиции нравственности.

3.Продолжить отрабатывать умение вести дискуссию; отстаивать свою точку зрения.

4.Воспитывать толерантность по отношению к членам своей семьи, к окружающим людям с ограниченными возможностями.

Задачи:

Обучающая: обучать выразительному чтению, литературоведческому анализу текста;

Развивающая:

1) прививать навыки лингвистического анализа текста,

навыки работы со словом;

2)- умение логически мыслить;

3)-умение вести дискуссию; отстаивать свою точку зрения;

4)развивать познавательные мотивации детей на основе принятия и удержания учебных задач, мыслительных операций логического мышления;

5)развивать умение проводить рефлексию на основе самоконтроля и взаимоконтроля;

6)реализовывать коммуникативный подход обучающихся друг с другом и обучающихся с учителем.

Воспитательные:

1)воспитывать бережное отношение к родному слову;

2)воспитывать толерантность по отношению к членам своей семьи, к окружающим людям с ограниченными возможностями;

3)формировать в учениках талант человечности;

Планируемые результаты:

В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий:

формировать действия по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умения работать в группе и приобретение опыта такой работы, практическое освоение морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;

практическое освоению умений, составляющих основу коммуникативной

компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи;

действовать с учѐтом позиции другого и уметь согласовывать свои действия;

устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми;

удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели

партнѐра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;

развитию речевой деятельности, приобретению опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретение опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.

В сфере развития познавательных универсальных учебных действий:

развитие стратегий смыслового чтения и работе с информацией;

практическое освоение методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярное обращение в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций.

Работать с текстом, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в нем информацию, в том числе:

систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свѐртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов, синквейнов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, карт понятий -опорных конспектов);

заполнять и дополнять таблицы, схемы, тексты

Оборудование: слайд-фильм, компьютер, проектор, учебная доска.

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, групповая работа.

Эпиграфы: Надо учить не литературу, а литературой;

в мире не существует более сильного и прекрасного средства,

чтобы заставить людей прямо смотреть друг другу в глаза.

В.Каверин.

Нужен тот, кто нужен.

Нужен, когда нужен...

Нужен, пока нужен.

А.Алексин.

Подготовка к уроку:

ИНДИВИДУАЛЬНО:

1. Найти биографию А.Алексина, подготовить рассказ о жизненном и творческом пути писателя (подготовить презентацию).

2. Выяснить: представителям каких профессий интересна была книга с точки зрения специальности и почему.

3. Нарисовать портреты героев произведения для дальнейшей работы в классе.

Задание ДЛЯ КЛАССА по литературе.

1. Определить тему произведения.

2. Определить идею произведения.

3. Составить схему (устно) основных событий (сюжет), определить основной конфликт (фабула).

4. Определить композицию.

5. Охарактеризовать главных героев.


На доске – тема урока: Нравственные проблемы в повести А.АЛЕКСИНА «РАЗДЕЛ ИМУЩЕСТВА».

Ход урока.

I . Организация класса.

1. Орг.момент.

2. Введение в урок.

Дома вы познакомились с произведением и биографией писателя А.Алексина

(СООБЩЕНИЕ БИОГРАФИИ).

Произведение Алексина, как вы думаете, людям каких профессий б.бы интересно,с профессиональной точки зрения и почему? (Индивидуальное задание).

Медикам.

Психологам.

Как мы уже поняли, прочитав произведение, девочка получила «родовую травму», по мнению врачей, ей грозил «детский кретинизм». Бабушка, отказавшись от личного счастья, выходила девочку, помогла ей преодолеть последствия травмы. Совершила человеческий подвиг. Девочка взамен отдала ей сердце, назвав самым близким человеком. Девочка выросла, бабушка стала не нужна ее родителям. Приревновав дочь к свекрови, мать Веры, опираясь на поддержку мужа, решает от нее избавиться.

-Мы, конечно же, на уроке литературы рассмотрим последний аспект данного произведения.

Давайте попробуем сформулировать цели урока:

1. Рассмотреть проблемы, поднятые А.Алексиным в произведении с позиции нравственности.

2.Продолжить работу над развитием умения анализировать эпическое произведение.

3.Воспитывать толерантность по отношению к членам своей семьи, к окружающим людям с ограниченными возможностями.

Так как одной точки зрения у нас скорее всего не будет,то....

4. Продолжить отрабатывать умение вести дискуссию; отстаивать свою точку зрения.

5.Формировать в учениках талант человечности.

Я надеюсь, что после нашего сегодняшнего урока в вас разовьется талант человечности, вы будете более чуткими, добрыми к окружающим вас людям. Сумеете оценивать не только чужие, но и свои поступки. Будете стремиться совершать нравственные поступки.

Объясните смысл этого слова. В интернете представлено несколько значений, какое вам ближе, почему:

Проектор:

Нравственность:

    Устоявшиеся моральные требования, которые люди стараются выполнять;

    Одно из условий жизни для человека;

    Определенные правила культуры человека;

    Свойство, которое человек приобретает со временем;

    Дела, которые стараются выполнять люди.

    Правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил поведения.

Анализ художественного произведения.

Какие важные проблемы поднимает автор в повести "Раздел имущества"?

Проблема гуманизма, ответственности людей друг перед другом;

Взаимоотношение между родителями и

детьми;

Проблема семейного счастья.

-(Групповая работа). Филологи по сути дела уже кратко пересказали произведение. Попробуйте охарактеризовать героев. Распределите (соедините) героев и их качества, допишите, если не хватает каких-то черт.

Приведите доказательства из текста.

Охарактеризуйте основных героев

Мать – бездушная, сухая, расчётливая, эгоистичная, властная, сумевшая подмять мужа под себя, не забывает выглядеть красиво. идет против своей совести, обижая близкого человека, «некачественные» принципы (слайд). Смысл её жизни – самолюбование «собственным подвигом».

Отец – слабый, тихий, потерявший лицо, интерес к жизни, уступивший жене право решать всё (......).

Бабушка – необыкновенно добрая, горячо любящая внучку, забывшая о себе ради девочки, помогающая девочке побороть болезнь, ничего не требуя взамен (слайд).

2-я бабушка - «Телефонное воспитание».

Как живёт семья? Какова цель?

Всё поставлено на карту. Главное – вылечить ребёнка.

Разные люди собрались под одной крышей. Если бы вам было предложено сфотографировать эту семью, как бы вы расположили героев?(индивидуальное задание)

Охарактеризуйте главную героиню (задание в паре).

Какие два пути были у Веры в жизни?

Есть два пути: 1) школа для умственно отсталых, плохая речь, ДЦП; 2) необучаемость.

Он вводит героиню- бабушку Анисию.

Вспомним, какова ее роль в жизни Веры, ведь у девочки две бабушки.

Следовательно, какой будет жизнь, зависит от тех, кто рядом.

Ребёнка может ожидать: 1) семья, которая упивается горем;

2) семья, которая относится к ребёнку как к здоровому.

Игровая мотивация является реабилитацией. Ответственность за ребёнка ложится на тех, кто рядом.

Но внутри семьи зреет конфликт.

-Подберите синоним к слову "конфликт"

Каковы этапы развития конфликта?

Вехи развития конфликта:

    несостоявшееся замужество бабушки;

    уход от больницы;

    смена профессии отцом;

    смерть тёти Мани;

    банкет;

    сочинение.

Проследите, как меняется отношение к бабушке Анисье в семье. В повести образуется два лагеря. Первый – родители. Ко второму лагерю относится бабушка.

На чьей стороне вы? однозначен ли ответ?

Каково отношение Веры к матери?Найдите в тексте подтверждение своим размышлениям.(Бездумно мама....)

Какое событие,на ваш взгляд,еще больше усугубило конфликт между Верой и мамой?(Приведите цитату из текста)....

Почему Вера выбрала Анисью Ивановну на роль главной героини своего сочинения? Что оскорбило мать?(Прочитайте).

Почему Вера назвала себя той частью имущества, которая отойдёт к бабушке?

Откуда берется эта формулировка "часть имущества".

Какова роль эпизодов, описывающих судебное разбирательство?

Конфликт, произошедший в семье Веры, не является исключительным. Недаром лейтмотивом в повести проходит тема суда молодого человека со своей матерью. «Судиться со своей матерью - самое лишнее на земле дело», - произносит бесстрастным голосом судья мужчине, «выдавленному из тюбика». Это предательство. Самое трудное в подобных ситуациях понять, что, нарушая любовь к ближнему, предаешь себя.

Обратимся к эпиграфу урока......Соотнесите его с основной мыслью произведения.

Составьте, пожалуйста, синквейн:

девочки-отражающий основную мысль произведения;

мальчики- характеризующий Анисью Ивановну

Составьте,пожалуйста, синквейн, 1) отражающий основную мысль произведения,2) характеризующий Анисью Ивановну.

Индивидуальная работа - разукрасить героев. (Вариант: даны портреты героев. Необходимо разместить их так, как бы Вы хотели, чтобы они были размещены на фотографии).Обсуждение.

Обратимся к эпиграфу урока…Соотнесите его с основной мыслью произведения.

Сформулируйте идею повести (слайд).

Нельзя выбрасывать из своей жизни людей, словно ненужные, отслужившие вещи. Нужно уметь быть благодарным. Нельзя соперничать за душу ребёнка.

Алексин поднимает проблему бездуховности, растаптывающую совесть и чувство долга. В современном мире нужны лишь те люди, которые могут пригодиться. Согласны ли вы с этим?

Домашнее задание.

1.Сочинение-рассуждение

« Самый главный человек в моей жизни».

2. Сочинение-рассуждение «В современном мире нужны лишь те люди, которые могут пригодиться».

-На доске появляется слайд "Диоген в бочке".

-Как вы думаете, какова связь этого образа с темой нашего урока? Зачем был нужен Диогену фонарь?(Найдите правильный ответ).

Обратимся к 1-му эпиграфу.

Попробуйте ответить на вопрос: что изменилось во мне сегодня ?

Таблица1.

Черты толерантной личности

Вера

Расположенность к другим

Снисходительность

Терпение

Чуткость

Терпимость к различиям

Умение владеть собой

Доброжелательность

Способность к сопереживанию

Умение не осуждать других

Умение слушать

Любознательность

Таблица 2.

Коммуникативное поведение на уроке

Я+/_

В работе на уроке принимали участие все члены группы

Я вел себя как член группы, а не как преподаватель

Я не вел себя так, как будто знал ответ на все вопросы

Обсуждение иногда уходило в сторону, но мы не сбились с пути.

Группа достигла поставленной цели.

Моя оценка по предмету на уроке.

2345

Моя оценка как толерантной личности.

2345

Приложение.

Сочинение на тему

«Образ бабушки в произведениях русских писателей»

ученицы 8 класса «Б» Гуськовой Дианы

Учитель Обозная Н.Ю.

У каждого из нас слово «бабушка» ассоциируется с совершенно конкретным образом близкого человека, члена семьи, который живет рядом и играет важную роль в нашей жизни. Но какой бы ни была наша реальная современная бабушка – активной, работоспособной, образованной, обладающей огромным жизненным опытом, или тихой, кроткой по природе своей, безгранично любящей свою семью, детей, внуков и правнуков, она была, есть и будет хранительницей семейных традиций, той «русской печкой», от которой исходит тепло и вкусный запах пирогов.

Бабушка… Исконно русское слово. Ни в одном языке не звучит оно так трепетно и нежно. Бабушка... Мягкое, теплое слово. В него хочется закутаться, как в пуховую шаль, забравшись в глубокое кресло и подобрав под себя ноги, и ощутить покой и защищенность.

Бабушки… Какую роль сыграли они в жизни великих людей?

Наверное, нет в нашей стране человека, который не любил бы произведения А.С.Пушкина. Однако не многие знают, что будущему гению выпала горькая доля быть нелюбимым ребенком для своих родителей. Мать мальчика видела в своем смуглом некрасивом сыне, похожем на арапчонка, черты своего отца, по вине которого она и ее мать очень страдали. К счастью, в жизни Пушкина появилась Мария Алексеевна Ганнибал – его бабушка, которая переехала в Москву и стала жить вместе с матерью поэта в их доме, когда мальчику не исполнилось и года. Она помогала дочери вести хозяйство и растить детей. Любящая бабушка окружила ребенка любовью и заботой. Саша называл ее мамушкой. Именно бабушка обучила внука родному русскому языку, так как в семье Пушкиных было принято говорить по- французски. Пройдя немало испытаний в жизни, она сохранила широту своей души, искреннюю доброту. Поэт с детских лет слушал чудесные русские сказки, рассказы об истории своего рода. Бабушка делилась с внуком всем тем, чем была богата ее щедрая душа.

Вот строки из его стихотворения, в котором поэт вспоминает бабушку:

« Люблю от бабушки московской

Я толки слушать о родне,

О толстобрюхой старине…»

Мария Алексеевна рассказывала внуку о своих предках, об арапе Петра Великого, о своем дедушке Ржевском, к которому приезжал сам царь Петр 1.Эти воспоминания оставили глубокий след в сердце поэта и нашли отражение в его творчестве.

В память о любимой бабушке Пушкин назвал свою дочь Марией.

В судьбе и воспитании другого знаменитого поэта – М. Ю. Лермонтова также большую роль сыграла его бабушка - Елизавета Арсеньева. Все детство Михаила Юрьевича прошло «на ее (бабушкиных) коленях». Именно бабушка спасла его от ссылки на каторгу, молила власти о помиловании внука. Но в своих произведениях Лермонтов ни разу не обратился к ее образу. Он не чувствовал духовного родства с этим близким человеком, и в огромном поэтическом мире места для бабушки не нашлось.

Одна из наиболее известных литературных бабушек – Акулина Ивановна из автобиографической повести М.Горького «Детство». Человек богатой души, мудрая, бескорыстная, героически бесстрашная в борьбе со стихией огня, когда во время пожара она спасала свой дом, хозяйство. Она стала лучом света для Горького, самым верным его другом.

Он написал о своей бабушке такие строки: « Вся она темная, но светилась изнутри… негасимым, веселым и теплым светом». Горький прошел школу жизни, щедрую и суровую, полную любви и ненависти. И рядом всегда были воспоминания о его замечательной бабушке.

Героиня автобиографического цикла рассказов В.Астафьева «Последний поклон» - бабушка Катерина, сибирская крестьянка. Рассказ ведётся от лица её внука Витьки Потылицына, очень эмоционального до слёз мальчика, с открытой душой, чуткого и доверчивого. Для него бабушка- это та, которая «не отдаст, не отпустит, спрячет надёжно», «была… отцом и матерью – всем, что есть на этом свете дорогого…»

Герой горько винит себя за то, что не смог приехать на похороны бабушки, «чтобы закрыть глаза, отдать последний поклон» и нет у него слов для своего оправдания.

Обе бабушки в этих произведениях «большие», «величавые», мягкие, тёплые. К их телу хотелось прижаться, почувствовать себя защищённым. У Астафьева - «она вроде святой», у Горького «она точно большая кошка – она и мягкая такая же, как этот ласковый зверь». «На этих бабушках держится хозяйство, они гостеприимные, неустанно хлопочущие по дому».

Нередко в прозе бабушки изображаются людьми из другой эпохи, из другой жизни, вызывающие у своих детей и внуков не сентиментальные чувства, а, напротив, брезгливость, равнодушие и жестокосердие. «Бабушки на лавочке» - словно пережиток прошлого, которые «нужны, пока нужны». Такими произведениями стали повесть А.Алексина «Раздел имущества» и рассказ А. Костюнина «Сострадание».

В повести «Раздел имущества» судьбы героев сплетены вокруг больной с рождения девочки Веры. И мама девочки, и отец, и бабушка – все любят ее, но только бабушка смогла «поставить её на ноги, сначала в прямом, а потом и в переносном смысле». Она верила, что внучка сможет стать физически полноценным человеком, если обращаться и воспринимать её как здоровую. И всё у неё получилось. Вера стала полноценной девушкой. Свои личные тайны она доверяла только бабушке. В школьном сочинении на тему «Главный человек в моей жизни» Вера написала о бабушке, ведь она подарила ей «второе рождение», стала второй мамой. Однако её родную мать это очень обидело, она стала ревновать девочку к бабушке и решила разменять квартиру через суд. Каждый хотел занять место в сердце девушки, но оно давно уже принадлежало только бабушке. В записке родителям Вера написала: «Я буду той частью имущества, которая по суду отойдёт к бабушке. Отец, видя состояние дочери, теперь уже обреченной на пожизненную инвалидность, пытается утешить ее словами своей матери, что ничего страшного не произойдет, ничего делить не будут. Но и он не понимает, что самое ужасное уже произошло. Уверенность девочки, как и любого ребенка, что «детство - любовь ко всем, ко всему, вера в то, что все любят всех и каждого» рушится. Суда, действительно, не было, но бабушка уехала в деревню. Повесть обрывается, но в душе надолго остаётся осадок горечи за оскорблённые чувства пожилого человека, за то, что сын оказался бесхарактерным и смог совершить такой поступок, ведь « судиться с матерью – самое лишнее дело на земле». Эта повесть заставляет нас честно ответить самим себе на вопросы: готовы ли мы прочувствовать и принять на себя боль другого человека, физическую или душевную? Всегда ли мы чутки и внимательны к окружающим? Уважительно ли относимся к их интересам и их переживаниям? Сострадательны ли мы?

Короткий рассказ «Сострадание» А.Костюнина, нашего современника, заставил меня содрогнуться, ощутить не только физическую боль старой бабушки, но ещё острее – душевную. Мальчик, сын рассказчика, будучи в гостях, слышит, как пригласивший его товарищ в бешенстве кричит на психически больную бабушку, пытающуюся из последних сил помогать семье по хозяйству. Он называет её «дурой» только за то, что из-за неё облился молоком.

И уж совсем тяжело становится, когда внук «зло схватил тяжёлый сковородник и, выбегая из кухни, изо всех сил бросает им в бабушку», попав ей по опухшей ноге. Горько становится, когда старый человек плачет оттого, что его обидел, унизил внук.

Бабушка плачет… Но внука не трогают ее слезы: он растет злым и жестоким. А гость успокаивает себя: ««Бабушка не наша. Нам-то что? Пусть сами разбираются». И в этом находит оправдание своему невмешательству. В тот момент ему становится просто гадко, а спустя много лет эти воспоминания бередят ему душу.

Как верно подметил критик Авдеев: «Рассказ «Сострадание» заставляет нас задуматься о том, что в жизни «хорошие и скверные поступки – всё специально подстроено для того, чтобы пробудить сострадание именно в тебе». Жизнь испытывает нас, ставит в такие условия, которые позволяют нам почувствовать боль другого, принять на себя страдания ближнего»…Эти слова и являются ответом на вопрос, который ставит Костюнин в своем произведении:«Почему мир несправедлив и жесток?»

Я уверена, что в человеке изначально заложено чувство сострадания, что прав был Ф.М. Достоевский «…нельзя верить, чтобы зло было нормальным состоянием человека» и задача взрослого – развить чуткое и внимательное отношение к людям, помочь ребёнку понять, что достойно жалости, любви, уважения. В рассмотренных мною произведениях роль такого «учителя» отводится бабушкам.

Слушание дела было назначено на двенадцать часов.

А я прибежала к одиннадцати утра, чтобы заранее поговорить с судьей, рассказать ей о том, о чем в подробностях знала лишь я.

Народный суд размещался на первом этаже и казался надземным фундаментом огромного жилого дома, выложенного из выпуклого серого камня. "Во всех его квартирах, - думала я, - живут и общаются люди, которых, вероятно, не за что судить... Но рассудить нужно многих. И вовремя, чтобы потом не приходилось выяснять истину на первом этаже, где возле двери, на стекле с белесыми островками было написано: «Народный суд».

Каждый воспринимает хирургическую операцию, которую ему приходится вынести, как едва ли не первую в истории медицины, а о смерти своей мыслит как о единственной в истории человечества. Суд, который был назначен на двенадцать часов, тоже казался мне первым судом на земле.

Однако за два часа до него началось слушание другого дела. В чем-то похожего... Но только на первый взгляд, потому что я в тот день поняла: судебные разбирательства, как и характеры людей, не могут быть близнецами.

Комната, которая именовалась залом заседаний, была переполнена.

Сквозь щель в дверях, обклеенных объявлениями и предписаниями, я увидела судью, сидевшую в претенциозно-высоком кресле. Ей было лет тридцать, и на лице ее не было величия человека, решающего судьбы других.

Склонившись над своим торжественным столом, как школьница над партой, она смотрела на длинного, худого, словно выдавленного из тюбика, мужчину, стоявшего ко мне спиной, с детским недоумением и даже испугом... Хотя для меня она сама была человеком с пугающей должностью.

Народных заседателей сквозь узкую щель не было видно.

Неожиданно дверь распахнулась, и в коридор вывалилась молодая, дебелая женщина с таким воспаленным лицом, будто она была главной героиней всего происходившего в зале. Женщина, ударив меня дверью, не заметила этого. Мелко дрожащими пальцами она вытащила сигарету, поломала несколько спичек, но наконец закурила, плотно закупорив собой вновь образовавшуюся щель. Она дымила в коридор, а ухом и глазом, как магнитами, притягивала к себе все, что происходило за дверью.

Кого там судят? - спросила я.

Женщина мне не ответила.

Мама, поймите, я хочу, чтобы все было по закону, по справедливости,

Донесся из зала сквозь щель слишком громкий, не веривший самому себе голос мужчины, выдавленного из тюбика.

Возникла пауза: наверное, что-то сказала судья. Или мама, которую он называл на «вы».

Что там? - вновь обратилась я к женщине с воспаленным лицом.

Она опять меня не услышала.

На улице угасающее лето никак не хотело выглядеть осенью, будто человек пенсионного возраста, не желающий уходить на «заслуженный отдых» и из последних сил молодящийся.

В любимых мною романах прошлого века матерей часто называли на «вы»:

«Вы, маменька...» В этом не было ничего противоестественного: у каждого времени своя мода на платья, прически и манеры общения. В деревнях, я знала, матерей называют так и поныне: там трудней расстаются с обычаями.

Но в городе это «вы» всегда казалось мне несовместимостью с веком, отчужденностью, выдававшей себя за почтительность и деликатность.

«По закону, по справедливости...» - похожие слова я слышала совсем недавно из других уст. Их чаще всего, я заметила, употребляют тогда, когда хотят встать поперек справедливости: если все нормально, зачем об этом кричать? Мы же не восторгаемся тем, что в наших жилах течет кровь, а в груди бьется сердце. Вот если оно начнет давать перебои...

На улице как-то неуверенно, не всерьез, но все же заморосил дождь. Я вернулась в коридор и опять подошла к женщине, превратившейся, казалось, в некий звукозаписывающий аппарат.

Перерыв скоро будет, не знаете? - спросила я, поскольку в коридоре, кроме нее, никого не было.

Она оторвалась от щели и шепотом крикнула мне: «Не мешайте!» - словно присутствовала на концерте великого пианиста и боялась упустить хоть одну ноту, хоть один такт.

«Наверняка должен скоро быть, - решила я. - И можно будет поговорить, посоветоваться...»

Всю ночь я репетировала свой разговор с судьей. Придумывала фразы, которые, я надеялась, услышав от меня, она запомнит и повторит во время судебного разбирательства.

Но беседа оттягивалась, и я, подобно студентке перед экзаменационной дверью, стала вновь как бы заучивать факты, аргументы и даты. Они незаметно вытянулись и ленту воспоминаний - не только моих собственных, но и чужих, которые при мне повторялись так часто, что тоже стали моими.

Я знала, что прежде существовали «родовые поместья», «родовые устои», «родовая знать»...

А у меня была родовая травма. Врач-акушер на миг растерялась, замешкалась. И в моей еще ни о чем не успевшей поразмышлять голове произошло кровоизлияние, но, как сказал, утешая маму, один из лечивших меня врачей, «ограниченного характера». Характер был «ограниченный», а ненормальность охватила весь мой организм и стала всеобщей. Собственных впечатлений о том первом дне жизни у меня, к сожалению, не сохранилось.

Но история моей болезни вошла в историю: не потому, что я заболела, а потому, что в конце концов вылечилась. Это был уникальный случай. И мой младенческий кретинизм даже попал в учебники. Прославиться можно разными способами!

Я благоговела перед врачами. С заискивающей надеждой заглядывала им в глаза... Но не раз думала и о том, что вот так, от одного неловкого движения акушера зависит вся человеческая жизнь: Моцарт не станет Моцартом, а Суриков или Поленов не смогут держать кисть в руке, не подчиняющейся рассудку. Да и простые смертные вроде меня будут приговорены к вечным страданиям. Из-за одного неловкого движения человека, который не имеет права на такое движение, ибо еще более, чем судья, определяет будущую человеческую жизнь, а в случае минутной ошибки выносит незаслуженный приговор и всем, кто к этой жизни причастен.

В отличие от нормальных детей я не ползала и вообще не проявляла ни малейшей склонности «к перемене мест».

На это обратили внимания в тот самый момент, когда моя бабушка собралась выходить замуж.

«Первая и последняя!» - называл ее шестидесятилетний жених.

Он влюбился в меня, когда нам едва исполнилось по семнадцать, впоследствии рассказывала мне бабушка. - Но между нами ничего не было.

Совсем ничего? - цепко спросила я.

Кажется, был... один поцелуй.

Именно в семнадцать?

Бабушка кивнула.

Синхронное - воскликнула я. - У меня тоже в семнадцать...

И я ничего не знала?!

Сообщи я немедленно, этот запоздалый поцелуй показался бы землетрясением. А так, видишь... все живы-здоровы. Хотя мама, как говорится, оказалась непосредственной свидетельницей.

Каким образом?

Увидела из окна.

Бабушка не нашла в поцелуе ничего угрожающего моей жизни. Она понимала меня с полуслова. А часто и полслова не нужно было произносить.

Только взглянет - и сразу готов диагноз: «Ты больна?», «Ты получила тройку?» Во всех случаях она предлагала одно и то же, но безотказно действовавшее средство: «Ничего страшного!»

Действительно, после того, что случилось со мной в изначальный миг моей жизни, ничто уже не могло выглядеть страшным.

Бабушка любила вспоминать, как ее первый возлюбленный объявился через сорок три года.

В позднем браке есть свои преимущества: не хватит сил и времени на развод!

Мама отговаривала ее от «неверного шага».

Это противоестественно! - восклицала она. - Природой для всего установлены свои сроки.

Насчет природы мама была в курсе дела: она занималась охраной окружающей нас среды.

Но и от окружающей среды приходится охранять! - уверяла она бабушку. - Что ж получается? Всю жизнь имел жену, а теперь ищет няньку!

Рассказ ведется от лица юной девушки Веры. В то утро, с которого начинается повествование, она приходит в суд для того, чтобы еще до заседания побеседовать с судьей и не допустить несправедливости по отношению к своей бабушке, человеку, сделавшему для нее невероятно много и фактически подарившему Вере новую, полноценную жизнь.

Девушка погружается в свои самые первые воспоминания о раннем детстве. При рождении она пережила родовую травму, и доктора предупредили ее родителей о том, что Вера не сможет в будущем стать нормальным человеком, и в своем развитии всегда будет отставать от ровесников.

Мать и отец девочки с горечью смиряются с этим диагнозом, однако бабушка Веры со стороны отца, в прошлом проработавшая не одно десятилетие медсестрой, твердо решает бороться за внучку. Ее метод заключается в том, что она постоянно обращается с больной девочкой точно так же, как с совершенно здоровым ребенком, она постоянно убеждает Веру в том, что с нею не происходит ничего страшного, что она ничуть не хуже, чем другие дети. Девушка помнит, что всегда верила бабушке, что рядом с нею ей было спокойно и комфортно, она действительно не думала о том, что чем-то отличается от иных ребят.

Незаметно для самой подрастающей девочки и ее родителей в развитии Веры на самом деле совершается огромный прогресс, она постепенно учится гораздо лучше ходить, более четко произносить слова, врачи искренне удивляются, каким образом отсталый ребенок сумел достигнуть столь высоких результатов. Что касается бабушки, то она не проявляет никакого удивления, она по-прежнему спокойно говорит о том, что все в порядке вещей и именно так и должно происходить.

Вера взрослеет, медики разрешают ей продолжить обучение в самой обычной школе, и родители просто не верят своему счастью. Как и другие девушки, Вера в старших классах впервые начинает встречаться с юношей, хотя ее мать всегда боялась, что на ее дочь никогда не станут обращать внимания представители противоположного пола. Правда, поклонник Веры Федор является известным в окрестностях хулиганом, но бабушка и в этом не видит ничего страшного, для нее главным является то, что парень действительно предан ее внучке и готов кинуться в драку при любой попытке посмеяться над какими-либо недостатками подруги.

Девушке предстоит в скором времени окончить среднюю школу, и в сочинении, посвященном главному человеку в ее жизни, Вера пишет про бабушку. Находясь на прогулке с Федором, она с ужасом вспоминает о том, что оставила сочинение дома на столе и его, скорее всего, уже прочитала ее мать.

Опасения девушки оказываются справедливыми, мать действительно успевает ознакомиться с тем, что написала дочь, и женщина реагирует на признание Веры крайне негативно, испытывая острое чувство ревности. Мать твердит о том, что бабушка стремится разлучить ее с дочерью, что им необходимо разъехаться. Вера искренне не понимает ее слов, ее поражает неблагодарность самого близкого человека, она напоминает матери о том, что никогда бы не выздоровела и не смогла бы учиться в обычной школе, если бы не бабушка, полностью посвятившая все время и силы внучке.

Но мать настроена весьма категорично, она подает заявление в суд о разделе имущества. Вера, в свою очередь, твердо решает не разлучаться с бабушкой, она скорее готова разъехаться с мамой, хотя для девушки вся ситуация крайне болезненна и травматична. Она испытывает глубокое разочарование в родителях, ведь отец, чьей матерью является бабушка, также не пытается противостоять жене.

В день суда Вера узнает о том, что бабушка отправилась к себе на родину, в деревню. Девушка с ужасом вспоминает о словах пожилой женщины о том, что она уедет к могиле своей старшей сестры, как только почувствует приближение смерти. Вера в отчаянии, она не в силах себя контролировать, она ощущает, как у нее буквально уходит из-под ног земля, что случалось с нею в детстве в результате травмы.

В повести приводится яркий пример того, как родительский эгоизм и неблагодарность становятся настоящей трагедией для дочери, ведь именно из-за их действий и страха потерять бабушку к Вере снова возвращаются симптомы болезни. Мать девушки, думающая лишь о самой себе и желающая быть для дочери на первом месте, наносит ей огромный вред, и неизвестно, сумеет ли Вера справиться с той душевной болью, которую ей причинили родители, и остаться в адекватном состоянии.