В 1702 году Петр I пожаловал эти земли Г.Д. Строганову за помощь в оснащении флота и армии. Тогда за имением закрепилось название «Мельница». Но не забывали и об имени Кузьминка. Легенды уверяют, что первым владельцем мельницы был некий Кузьма. Также рядом мог стоять храм Косьмы и Дамиана. Но это лишь версии. А после строительства в 1720 году деревянной церкви в честь Влахернской иконы Божьей матери появилось новое имя села - Влахернское.

В 1757 году Анна Александровна, старшая дочь А.Г. Строганова, вышла замуж за князя Михаила Голицына. В приданое она принесла ему Влахернское с 518 десятинами земли. Ее супруг устроил в Кузьминках грандиозное строительство, которое шло на протяжении всего XIX века.

Тогда в усадьбе появился каскад из четырех прудов, перестроили главный дом и Конный двор, а на Липовой аллее поставили новые чугунные въездные ворота. Их специально для этого имения отлили на уральских заводах Голицыных. Это была копия Петербургских ворот по проекту Росси - двойная колоннада с аттиком и гербом Голицыных. Эти ворота впоследствии дали название улице Чугунные ворота. А продолжением Липовой аллеи стал мост, украшенный чугунными полульвами-полуорлами. Вообще тогда в Кузьминках появилось много чугунных изделий.

Михаил Голицын уделял большое внимание ландшафтному дизайну.

От усадьбы к дворцово-парковому ансамблю: архитектурно-историческая шпаргалка

Кузьминский парк делился на две части. Слева от главной аллеи был регулярный парк: от круглой поляны отходили 12 лучей, украшенных статуями Аполлона, муз, Венеры, Меркурия, Флоры (т.н. «часы»). Правая часть парка имела свободную планировку.

Были в Кузьминках школа и летняя больница на 30 коек, где бесплатно проводили прием и отпускали лекарства. Голицыны содержали больницу до 1869 года, а потом передали ее Земству. Оба этих учреждения размещались в Слободке на Тополевой алее. Там же в 1835-1837 годах по проекту Александра Жилярди, двоюродного брата Доменико Жилярди, построили дом притча. Этот же архитектор в 1836-1838 построил расположенный чуть дальше скотный двор. Сейчас это здание заброшено, а стоявшие рядом с ним фигуры быков увезли к мясокомбинату имени Микояна.

В 1912 году Голицыны продали Кузьминки городу. Здесь хотели устроить очистные сооружения, но 19 февраля 1916 года сгорел усадебный дом. Пожар полыхал почти весь день. Помимо самого дворца пламя уничтожило хранившиеся там драгоценную старинную мебель красного дерева, старинные картины, коллекцию в несколько сотен гравюр. В прессе предположили, что пожар начался из-за неисправности печных дымоходов или из-за небрежности офицеров размещавшегося там госпиталя.

В 1917 году Кузьминки национализировали и передали выведенному из Петрограда Институту экспериментальной ветеринарии. В течение последующих десятилетий усадьба пришла в упадок.

Многие здания перестроили под лаборатории, жилые и административные помещения. Чугунные скамейки, уникальный комплект парковой мебели, все металлические памятники и чугунные ворота, украшавшие въезд в Кузьминки, сдали на металлолом. А на месте сгоревшего господского дома работы Р.Р. Казакова и И.В. Еготова построили корпус института ветеринарии, стилизованный под классицизм. Закрыли и перестроили церковь, частично вырубили парк, уничтожили несколько зданий.

Чудом сохранилась чугунная ограда с фигурами львов возле главного дома и Конный двор на левом берегу Верхнего пруда (самого крупного в Кузьминках). Это здание недалеко от плотины построили в 1805 году по проекту И.В. Еготова. А в 1823 Доменико Жилярди перестроил его. В помещениях Конного двора были конюшни, склады для хранения фуража, саней и карет.

В стену, огораживающую двор и выходящую на Верхний пруд, были встроены 2 жилых павильона. Они служили гостиницами. А в центре располагался Музыкальный павильон. Во время праздников там играл оркестр. В 1846 году возле него установили конные скульптуры Клодта - копии стоящих на Аничковом мосту в Петербурге. Их также отлили на заводах Голицыных.

В конце 1930-х дачная застройка перед въездом в Кузьминки превратилась в Ново-Кузьминский поселок. Саму усадьбу стали называть Старые Кузьминки.

В 1997 году образовался природный и историко-культурный комплекс «Кузьминки-Люблино», а в 1999 в здании Служительского флигеля на Тополевой аллее открылся Музей русской усадебной культуры «Усадьба князей Голицыных Влахернское-Кузьминки». Сегодня экспозиция и выставки размещаются также и на Конном дворе.

Деревянный (для лучшей акустики) Музыкальный павильон сильно пострадал от пожара в 1978 году. Его восстановили, и теперь там проходят концерты. А двухэтажная Померанцевая Оранжерея с восьмигранной башней, Ванный домик и соединенный с главным домом Египетский павильон пока еще ждут реставрации.

8 июля 2008 года, в день святых Петра и Февронии Муромских, в парке Кузьминки напротив Ванного дома поставили скамью Семьи, Любви и Верности. Для ее изготовления использовали старую французскую пушку. Это орудие участвовало в войне 1812 года. Парку ее подарил частный коллекционер, пожелавший остаться неизвестным. Считается, что если поссорившаяся пара сядет на эту скамью, то они обязательно помирятся.

Говорят, что... ...в Ванном домике Петр I с С.М. Голицыным пили пиво после баньки. А потом император посадил рядом со зданием дуб. Но на самом деле, Петр был в Кузьминках лишь однажды, возвращаясь в 1722 году из Персидского похода - задолго до рождения С.М. Голицына. Об этом напоминает постамент из «дикого» камня, на котором раньше был монумент со словами «На сем месте было жилище императора Петра Великого».
Хотя есть версия, что это и не памятник вовсе, а часовня на месте невинно убитого путника.
...давным-давно один из князей-охотников заблудился и вышел к мельнице Кузьминка. Увидев дочку мельника Наташу, он был поражен ее красотой. Между молодыми завязался страстный роман. Но вскоре князю наскучила влюбленная в него девушка, и он женился на богатой невесте. А обманутая Наташа с горя утопилась рядом с мельницей и превратилась в русалку. С тех пор она является ночью случайным прохожим, заманивая в омут коварных соблазнителей.
...князь Голицын полюбил крестьянскую девушку и хотел на ней жениться. Но отец ее был против. Тогда Голицын поехал с ней кататься по окрестностям, завез в Косинские болота, и оставил в карете погибать.
...Сергей Михайлович Голицын был председателем следственной комиссии, расследовавшей преступление Герцена, Огарева и других. Когда один из подсудимых попросил отложить отъезд в ссылку из-за беременности жены, Голицын ответил: «Я в этом не виноват!» .

Усадьба Влахернское-Кузьминки

Усадьба Голицыных Влахернское-Кузьминки, находящаяся ныне в черте Москвы, далеко не всегда была одним из популярнейших московских парков. Начало истории Кузьминок как зарождающегося архитектурно-паркового ансамбля принято датировать 1702 годом, года Пётр I пожаловал здешние земли Григорию Дмитриевичу Строганову, своему любимцу, за верную службу царю и отечеству. Строительство на этих землях началось при сыновьях Григория Дмитриевича - Александре, Николае и Сергее. В 1716 году здесь выросла небольшая деревянная церковь, которую в честь фамильной иконы Строгановых - Влахернской Божьей Матери - освятили как Влахернскую. По ней же получило название и близлежащее село.


Григорий Дмитриевич Строганов (25 января 1656 — 21 ноября 1715) — крупный русский промышленник, землевладелец, финансист и политический деятель из рода Строгановых.

Барон (с 1722) Александр Григорьевич Строганов (2 (12) ноября 1698 — 7 (18) ноября 1754) — камергер, действительный статский советник (1730), генерал-поручик из рода Строгановых. Крупнейший солепромышленник и землевладелец Российской империи.

Барон (1722) Строганов Сергей Григорьевич (1707—1756) — крупнейший горнозаводчик из рода Строгановых, действительный камергер, генерал-поручик. Заказчик строительства и первый владелец Строгановского дворца на Невском проспекте.

Влахернская икона Божией Матери

Строгановы стали третьей в России семьёй, получившей баронский титул. После смерти Григория Дмитриевича строительством и благоустройством Кузьминок занимался Александр Григорьевич - будущий камергер при дворе Его Величества, получивший подмосковные угодья батюшки при разделе наследства. Именно его стараниями в Кузьминках был создан великолепный каскад прудов - после строительства плотины на реке Чурлиха. Впоследствии, когда в 1754 году Кузьминки унаследовала дочь Александра Григорьевича от первого брака - Анна Александровна Строганова, вышедшая замуж за представителя другой знатной семьи - Михаила Михайловича Голицына - имение перешло во владение Голицыных, потомки которых считают усадьбу своей собственностью и по сей день. Именно при Михаиле Голицыне Кузьминки обрели тот вид, который имеют теперь - живописного английского ампирного парка с множеством интересных зданий и павильонов, представляющих невероятную ценность как подлинные памятники архитектуры XVIII - XIX веков.


Ротари Пьетро Антонио. Портрет княгини Анны Александровны Голицыной, урож. Строгановой (1739-1816).

Голицын Михаил Михайлович (1731 - 1806), князь, генерал-поручик.

Иоганн Барду

Добираться до усадьбы своим ходом довольно просто. Есть несколько вариантов маршрута: от станции метро «Волжская» или «Кузьминки».

Выйдя со станции «Волжская», Вы увидите перед собой ворота с яркой вывеской «Влахернское-Кузьминки». Пройдя по живописным дорожкам мимо маленького пруда, образующего каскад с находящимся рядом Люблинским прудом, Вы пройдёте по засаженной берёзами аллее мимо Центра военно-патриотического воспитания молодёжи ЮВАО и «Музея экипажей и автомобилей».

К слову, если Вы являетесь поклонником старины вообще и ретро-автомобилей в частности, Вам стоит посетить этот музей. Там вы словно совершаете поездку на машине времени в советский союз: огромное помещение гаражного типа, где узкие полки вплотную уставлены старинными телефонными аппаратами, часовыми механизмами, советскими игрушками и другими интереснейшими вещами, заставляет забыть о ходе времени. В огороженном дворике музея и в самом здании выставлены на всеобщее обозрение несколько десятков автомобилей разных эпох, а в здании разместилась коллекция автомобилей журнала «Авто-Ревю». При входе в музей установлена телефонная будка, которая ну очень напоминает дом Чебурашки.


Продолжая прогулку по асфальтовой дорожке, через 10-15 минут Вы выйдете к самому комплексу усадебных построек. Первым на вашем пути вырастет величественное здание Конного двора, построенное в 1805 году и перестроенное по проекту знаменитого архитектора Доменико Жилярди в 1823, является, пожалуй, одним из самых известных строений в Кузьминках. Для того, чтобы оглядеть его полностью, лучше пройти чуть подальше, до моста над плотиной - там перед вами раскинется величественная панорама водной глади пруда, над которой возвышается изящный комплекс зданий в стиле ампир, популярном в первой половине XIX века. Конный двор состоит из здания конюшни, нескольких зданий сараев, где стояли кареты, и двух жилых флигелей. Все эти строения соединяются общей оградой с Музыкальным павильоном, который находится в центре всей этой композиции.


Кузьминки - конный двор

Конный двор

Музыкальный павильон

Музыкальный павильон украшают знаменитые скульптуры П.И.Клодта, повторяющие скульптурные изображения с Аничкова моста в Санкт-Петербурге. Они были выполнены самим Клодтом и отлиты на заводах Голицыных, как и их более знаменитые «собратья».

Скульптуры П.И. Клодта

Вид на конный двор с другой стороны пруда

С другой стороны плотины расположилось изящное строение, которое так и называется - «Дом на плотине», или Мельничный флигель.

Это здание, разделявшее Верхний и Нижний Кузьминские пруды, было возведено в 1840-х годах, на цоколе мельницы Козьминки. По преданию, находившаяся здесь ранее мельница (которая, к слову, была одним из древнейших здешних строений) и подарила здешним местам название «Кузьминки», а мельницу в свою очередь нарекли в честь построившего её некогда мельника по имени Козьма. Мельница неоднократно перестраивалась, причём руку к ней приложили в разное время такие именитые зодчие, как А.Воронихин, Д.Жилярди, И.Еготов и И.Жеребцов. Лишь в середине XIX века верхние этажи мельницы, которая исправно снабжала местных жителей различными сортами пшеничной и ржаной муки, было решено снести, а на её цоколе аритектор М.Быковский выстроил Дом на плотине, сохранившийся до наших дней. Это двухэтажное деревянное здание в стиле ренессанс со всех сторон окружено водой, и, несмотря на это, хорошо послужило как владельцам усадьбы, так и советской власти: Голицыны селили здесь приезжавших гостей, до 1976 года дом сдавали в аренду дачникам, а после здесь разместился Музей ветеринарии. В настоящее время флигель полностью восстановлен.

Дом на плотине, или Мельничный флигель

Прежде, чем двинуться дальше через мост, к главному дому усадьбы, немного вернемся назад и заглянем ненадолго в неприметный на первый взгляд уголок - к так называемому Птичнику, или Кузнице. Это здание расположилось неподалеку от Конного двора, по другую сторону улицы Заречье, обнаружить его не так просто - оно притаилось среди деревьев.



Птичий двор в усадьбе известен с 1765 года, его построили для содержания декоративных птиц. В нем, наряду с гусями, утками и индейками, разгуливали лебеди, цесарки, павлины, египетские голуби и другие экзотические пернатые. Первоначально птичник был деревянным, затем в 1805-1806 годах был перестроен в камне по проекту архитектора И.В. Еготова. Компактный центральный домик, в котором, вероятно, жил смотритель птичника, был соединен с двумя симметричными флигелями полукруглыми крыльями-галереями, затянутыми сеткой, в которых летом размещались вольеры для птиц, переносившиеся на холодный период года во флигели. В 1812 году, во время московского пожара, птичник серьезно пострадал от огня, все птицы погибли. При восстановлении усадьбы после французского нашествия Д.И. Жилярди перестроил останки Птичника в Кузницу, которая призвана была обеспечивать подковами и другим инвентарем соседний Конный двор. Ансамбль бывшего Птичника претерпел серьезные изменения: флигели и галереи были разобраны, центральное здание перестроено в двухэтажное (на первом этаже расположилась сама кузница, а верхний этаж был отдан под жилье кузнеца), при этом великолепный купол, украшавший его, был демонтирован, и здание увенчала куда более простая двухскатная крыша. В таком виде Кузница просуществовала до середины XX века. В советское время она использовалась под жилье и была обезображена многочисленными пристройками. В 1970-е годы обветшавшее здание было покинуто жильцами, и, оставшись бесхозным, около 30 лет пустовало, продолжая разрушаться и постепенно превращаясь в руины. Лишь к 2008 году, к 600-летию рода князей Голицыных, ансамбль Птичника-Кузницы был восстановлен по первоначальному проекту Еготова и теперь радует наш глаз.

Птичий двор, усадьба Кузьминки, Москва

Ну а мы следуем далее, мимо Мельничного флигеля, вглубь усадьбы. Пройдя по мостику, который очень жалуют молодожёны (он сплошь увешан свадебными замочками), мы попадаем к нарядному, пышному Парадному двору. Справа от нас за ажурной решеткой чугунных ворот, охраняемый грифонами, высится Господский дом, Западный и Восточный флигели. От ворот к дому тянется изысканный въездной мост, который украшают фонари-канделябры. Чуть вдалеке располагается Египетский павильон, или Кухня.

Господский дом, панорама, XIX век

Утраченный дворец Голицыных

Всё это великолепие было спроектировано архитектором И.В.Еготовым в 1804-1808 годах. По плану зодчего, Парадный двор отделялся от остальной усадьбы кирпичной оградой и наполненным водой рвом. На кованой металлической ограде вольготно расположились чугунные «египетские львы» - грифоны, охраняющие въезд в усадьбу, которые выполнены по проекту скульптора Кампиниони.



Несмотря на то, что чугунные ворота выглядят на общем фоне довольно-таки органично, появились они здесь не так давно, в конце XIX - начале XX века, и были призваны оградить княжескую семью от облюбовавших здешние просторы дачников. Парадный двор выстроен по всем канонам того времени: в фонари, освещавшие въездной мост, вставлялись факелы, высокие деревья не насаждались - комплекс зданий должен был хорошо просматриваться, поэтому перед главным домом расцветали лишь низенькие цветочные клумбы и кустарники. Одно жаль: до нашего времени подлинное здание господского дома, к сожалению, не сохранилось. Оно было уничтожено пожаром в 1916 году, а на его месте в 1930-х годах было выстроено новое здание по проекту архитектора Торопова.

Здание Кухни, которое сейчас находится в не самом блестящем состоянии, на самом деле является одним из уникальных памятников стиля ампир в архитектуре. Дело в том, что строгие жанровые рамки ампира здесь разбавляются мотивами древнеегипетского искусства (отсюда второе название Кухни - Египетский павильон).

Кухня, или Египетский павильон

Немного скошенные стены, сужающиеся окна, портик, украшенный пальмообразными колоннами и головой сфинкса, усиливают ощущение присутствия духа древней цивилизации. В прохладных подвалах павильона хранились продукты, на первом этаже располагались сами кухонные помещения, а на втором этаже жили «кухмистры» - княжеские повара. В 1839 году для удобства Кухня была соединена крытой галереей с господским домом.

Храм Влахернской иконы Божьей Матери

Храм Влахернской иконы Божьей Матери. Photo by Михаил Гризли / mgreport.narod.ru

Нынешняя церковь - отнюдь не первая, что стояла на этом месте. Первый деревянный храм здесь был построен в 1716 году еще при Строгановых и освящён в честь их фамильной иконы - Влахернской Божьей Матери. Именно эта церковь и подарила находившемуся здесь селу имя «Влахернское». Этот первый храм простоял недолго - в 1732 году он сгорел, и на его месте был выстроен новый храм, тоже деревянный и с прежним названием. Но и второй храм недолго радовал владельцев усадьбы - и он погиб от пожара в 1758 году. Ныне существующая церковь - третья по счёту - была построена к 1762 году, а уже к 1785 реконструирована по инициативе М.М.Голицына в классицистических традициях архитектором Р. Казаковым.



Храм Влахернской иконы Божией Матери.

Именно здесь в течение долгого времени находилась легендарная икона Влахернской Божьей Матери, с которой связано множество чудесных легенд и преданий. Икона эта датируется VII веком, а в Россию она попала как дар отцу Петра I Алексею Михайловичу в 1653 году. Согласно приложенной к иконе грамоте, она была создана при Влахернском монастыре в Константинополе. Икона эта была почитаема государем: он брал её в военные походы, так как верил, что она поможет одержать победу в бою и убережёт от бед. Влахернская икона выполнена в редкой рельефной технике - воскомастике, а в воск её замешаны мощи христианских святых, что дарило ей поистине чудотворные свойства. По преданию, икона обратила в бегство врагов, напавших на Константинополь в 626 году. Изображение Богоматери Одигитрия, хранящееся в церкви в Кузьминках, является списком с Влахернской иконы, хранящейся в Успенском соборе Московского Кремля. Однако по семейному преданию Строгановых, а после и Голицыных, царю Алексею Михайловичу привезли не одну, а две иконы, одна из которых с тех пор по праву принадлежит им. Будучи привезённой в Россию, святыня не утратила своей чудодейственности: когда в 1830 году по всей России свирепствовала эпидемия холеры, лишь в одном Влахернском не заболел ни один человек - против тысяч погибавших повсеместно в округе. И во время второй вспышки жуткого заболевания в 1871 году икона уберегла местных жителей от неминуемой смерти. Неудивительно, что Влахернская икона является одной из самых почитаемых на Руси и по сей день: её даже чествуют 2 июля в храме, названном в её честь и остающимся выдающимся памятником истории и культуры.

Прямо напротив церкви располагается Ванный домик, или Мыльная, приобретшая свой современный облик в начале XIX века.

Ванный домик, или Мыльная

Этот павильон принадлежал лично мужу хозяйки усадьбы - М.М.Голицыну. Помимо собственно банных помещений, господин приказал соорудить здесь личные покои: спальня, гардеробная, где хранились принадлежности для охоты, столовая и передняя. Также здесь была специальная комнатка, предварявшая выход в маленький сад. Однако вскоре после смерти князя в 1804 году Мыльная обветшала, и её снесли. На месте старого помещения гениальный Доменико Жилярди в 1816-17 годах выстроил новое здание в стиле ампир, в целом сохранив планировку и функциональные особенности первой постройки.


Ванный домик, усадьба Кузьминки, Москва

С течением времени Мыльная сильно пострадала: она неоднократно горела, её разбирали и перестраивали бесчисленное множество раз. Здесь были жилые помещения, совет села Ново-Кузьминское и даже зал игровых автоматов (веха советского прошлого). И только в 2008 году в результате масштабных реставрационных работ здание и фонтан перед ним были восстановлены.

Недалеко от Ванного домика 8 июля 2008 года был установлен необычный памятник - скамья Любви и Верности.

Скамья Любви и Верности

Именно в этот день отмечается праздник святых Петра и Февронии Муромских, он же День семьи, любви и верности. Для изготовления памятника использовали французскую пушку, участвовавшую в боях 1812 года, подаренную неизвестным коллекционером. Молодожёны и влюбленные облюбовали этот скромный памятник, который в течение рекордно короткого времени оброс ленточками и замочками с именами счастливых пар.

Вернемся к прудам и осмотрим гроты, которые являются неизменными спутниками каждого ампирного парка. Гроты в Кузьминках, расположенные напротив Музыкального павильона (противоположный берег пруда) - явное тому подтверждение.

Трехарочный и Большой гроты. Photo by Михаил Гризли / mgreport.narod.ru

Изящные Трёхарочный и Большой (Одноарочный) гроты в Кузьминках появились после строительства Парадного двора. Когда под него выравнивали землю, образовался откос на берегу пруда, куда изящно вписались искусственные «подводные пещеры». Гроты в ампирных парках встречаются довольно часто: яркий тому пример - грот «Руины» в Александровском саду. Температура в гротах всегда на несколько градусов отличается от температуры на открытом пространстве: это помогало гуляющей публике укрыться в тенистой прохладе и отдохнуть от полуденного зноя. В Большом гроте также устраивались любительские театральные постановки. Крепостного театра в Кузьминках не было, поэтому участие в них принимали сами хозяева и их гости. Есть у гротов еще один небольшой секрет. Как уже было сказано выше, Большой грот располагается прямо напротив Музыкального павильона, поэтому звук, долетавший до него во время музыкальных представлений, отражался и резонировал, создавая эффект более объемного звучания.

До 2004 года гроты в Кузьминках находились в весьма плачевном состоянии, и только после масштабной реконструкции эти интересные ландшафтные сооружения получили новую жизнь.

Продолжая прогулку по берегу Верхнего Кузьминского пруда, Вы вскоре придёте к знаменитой Львиной пристани, упоминание о которой впервые встречается в документах в 1762 году. Фотографии этого замечательного сооружения встречаются чуть ли не в каждой работе, посвященной усадебной культуре.

Львиная пристань. Photo by Михаил Гризли / mgreport.narod.ru

Известно, что пристань, как и другие усадебные строения, неоднократно реконструировалась и перестраивалась. Первоначальный вариант строения выглядел так: две закруглённые площадки соединялись с помощью изящно изогнутых лестниц, украшенных белокаменными скульптурами: вазами, изображениями лежащих львов и собак. В 1830 году в ходе одной из реконструкций Д.Жилярди была отстроена заново верхняя площадка пристани, вместо каменной балюстрады появилась кованая металлическая решётка, а вместо гипсовых скульптур - знаменитые египетские львы, отлитые из чугуна. Пережив еще несколько реставраций, в советские годы памятник постепенно пришёл в упадок: в 1945 году пристань лишилась своей главной гордости - львов, которые «переехали» в подмосковные Люберцы. Там они украсили здание горкома ВКП(б), а ветшающая пристань постепенно превратилась в груду тесаных булыжников, при этом сохраняя статус памятника архитектуры аж до 1997 года. И лишь в 2000-х уникальная Круглая пристань была полностью восстановлена по оставшимся свидетельствам и документам.

Спускаясь дальше по берегу пруда, мы неминуемо придём к Померанцевой оранжерее - сооружению, судьба которого пока остаётся неясной. Как и Египетский павильон, Оранжерея представляет собой уникальный памятник архитектуры, который, в отличие от большинства построек на территории усадьбы, пока остаётся в полуразрушенном состоянии.

Померанцевая оранжерея

Оранжерея в Кузьминках была известна на всю Москву: здесь произрастали абрикосы, персики, померанцы, вишня, лимоны и апельсины и множество других фруктов. Архитектурное решение здания снова отсылает нас к зданию Кухни: мотивы египетского и греческого искусства здесь также очень заметны. Оранжерея - единственное здание в усадьбе, где сохранились аутентичные интерьеры с древнеегипетской тематикой - пожалуй, таких не найти не только на территории усадьбы, но и в Москве. До 2001 года здесь находился Институт экспериментальной ветеринарии, а с тех пор, как институт покинул здание, оно постепенно ветшает и рассыпается. Бывший мэр Москвы Юрий Лужков, который, к слову, очень любит усадьбу Кузьминки, в 2004 году издал постановление о реставрации Египетского павильона и Померанцевой оранжереи, но работы до сих пор не были начаты.


Померанцевая оранжерея, усадьба Кузьминки, Москва

Недалеко от ветшающей оранжереи Храма Влахернской иконы Божьем Матери находится так называемая Слободка - комплекс, где проживали дворовые люди, обслуживавшие усадьбу. Впервые она упоминается в документах, датируемых второй половиной XVIII века. Здания, составлявшие Слободку, менялись, как и другие усадебные постройки - лишь функции их оставались неизменными. В состав Слободки входили такие здания и объекты, как Служительский флигель, Дом причта, Прачечный флигель и Больница. Изначально деревянные здания со временем перестраивались, меняя свой облик: неказистые дома служивых людей и подсобные помещения стало невозможно узнать после вмешательства Доменико Жилярди, по приказу барина кардинально изменившего план и фасады домов в Слободке. Все здания Слободки были соединены общей оградой, а дорога, проходящая с другой стороны комплекса, получила название Тополевой аллеи - по насаженным здесь деревьям.

В здании Служительского флигеля на Слободке находится интереснейший музей - «Музей русской усадебной культуры» , один из филиалов Музея истории Москвы.

Служительский флигель

Здесь Вам расскажут об усадебной жизни и быте, а также об истории дворянских родов Строгановых и Голицыных. Подлинные экспонаты, иллюстрирующие жизнь XVIII-XIX веков, помогут погрузиться в атмосферу дворянского усадебного быта, представить себе образ жизни и мировоззрение людей того времени. В этом интересном музее, функционирующем с 1999 года, Вы можете посетить одну из занимательных интерактивных, костюмированных, тематических экскурсий, возрождающих бытовые традиции повседневности XIX века.

Одно из самых знаменитых зданий этой части усадьбы - Скотный двор, или Молочная ферма.

Скотный двор, или Молочная ферма

Место, где будет располагаться скотный двор, было определено ещё при Строгановых. Но постройки, сохранившиеся до наших дней, датируются 1840-ми годами. Нынешнее здание фермы было построено по проекту архитектора Александра Жилярди - племянника уже неоднократно упоминавшегося Доменико Жилярди.

Молочная ферма представляет собой одноэтажное здание из красного кирпича, в плане образующее букву «П», с двухэтажными флигелями. Во флигелях жили конюхи и скотники, а в одноэтажной центральной части здания располагались собственно стойла. В середине Скотного двора располагался изящный павильон, отделанный с роскошью; считается, что он предназначался для проживания одного из членов графской семьи. Кажется странным выбор места для постройки персонального павильона; но тем не менее он действительно был слишком богатым и пышным, чтобы находиться во владении служивых людей: паркетные полы, изящные балконы и украшающие двор скульптуры быков, выполненные бароном П.И.Клодтом, явно радовали глаз одной из знатных особ.


Скотный двор, усадьба Кузьминки, Москва

Скотный двор с противоположным берегом пруда, где находились Пропилеи и пристань, соединял интересный Плашкоутный мост - мост на понтонах, который мы можем увидеть на картине австрийского художника И.Н.Рауха. Мост устанавливали только на летний период, а на зиму разбирали.

Случилось так, что ферма не так долго выполняла своё прямое предназначение: в 1889 году после реорганизации внутренних помещений Скотный двор был передан расширившейся Влахернской больнице, которая просуществовала аж до 1978 года. С тех пор, как больница освободила здание Скотного двора, он постепенно ветшает, как и многие другие здания в усадьбе.


: Больница на Слободке, усадьба Кузьминки, Москва

После посещения Слободки и Скотного двора, пройдя в сторону церкви по одному из лучей знаменитого французского парка, выполненного по подобию парка в Павловске под Санкт-Петербургом, Вы попадёте к еще двум интересным музеям. Первый из них - Литературный музей К.Г.Паустовского - был открыт в 1975 году, но в Кузьминки переехал лишь в 1987, и с тех пор занимает Дом садовника (его еще называют «Серой дачей»).

Дом садовника, или Серая дача

Коллекция музея насчитывает около 17 000 предметов, иллюстрирующая не только жизнь и литературное творчество Константина Георгиевича, но и о его окружении, времени, в которое он жил: личные вещи писателя, документы и рукописи, живописные работы художников-иллюстраторов, жены и сына писателя, а также разнообразные кино- и фотосвидетельства. Множество интереснейших экспонатов, а также невероятный энтузиазм и преданность сотрудников музея своему делу сделают посещение Литературного музея интересным; возможно, Вы даже всерьёз заинтересуетесь русской литературой.


Как Вы, наверное, уже заметили, усадьба Кузьминки славится не только своим архитектурно-парковым ансамблем, но и разнообразными музеями. По соседству с Литературным музеем Г.К.Паустовского разместился Музей мёда, он же Музейно-образовательный центр пчеловодства.

Музей меда

Пасека в Кузьминках появилась еще при Голицыных - на столе князей всегда был свежий мёд. Музей представляет собой демонстрационную пасеку с 50 демонстрационными ульями, где Вы, облачившись в специальный защитный костюм, сможете изучить весь процесс рождения мёда и почувствовать себя настоящим пчеловодом. В музее детям и их родителям предложат на выбор несколько интересных экскурсионных программ, покажут видеофильм и порадуют детишек весёлыми тематическими играми. Единственное условие - попасть в музей можно только в будние дни и по предварительной записи. Помимо музея пчеловодства, в образовательном центре также функционирует Школа практического пчеловодства и Клуб любителей мёда.

Бывший мэр Москвы Юрий Лужков очень любит пчёл. И, как уже было сказано выше, Кузьминки он тоже очень любит. Поэтому неудивительно, что обиталищем «мэрских» пчёл стал именно Музейно-образовательный центр пчеловодства в Кузьминках. И именно поэтому здесь в 2005 году появился памятник пчеле - одному из самых полезных домашних животных. Памятник составляют три низких колонны, стилизованных под соты, и на центральной из них восседает пчела, которую местные жители ласково окрестили Кузей - в честь усадьбы.

Памятник пчеле Кузе

Если Вы еще не совсем устали, то можно пройти еще немного и попасть в царство зимней сказки - официальную московскую резиденцию Деда Мороза.

Московская резиденция Деда Мороза

Она появилась в Кузьминках в 2004 году, а к 2006 году здесь вырос целый комплекс нарядных зданий: терем Деда Мороза, почта Деда Мороза, сооружены волшебная мельница-чудесница, сказочный колодец, терем Творчества, терем Снегурочки, ледовый каток, Тропа сказок и игровой спортивный городок. Здесь в течение всего года проходят разнообразные мероприятия: игры, праздничные гуляния и экскурсии по теремам здесь не прекращаются после того, как отгремел новогодний салют. Здесь очень приятно находиться как зимой, так и жарким летом: под густой тенью деревьев хорошо прятаться как от снегопада, так и от жаркого солнца. Разумеется, здесь очень понравится детям, которым здесь будет чем заняться. Да что там: поучаствовать в интересных мастер-классах и на минутку перенестись в детство, забыв о возрасте, захочется даже взрослым.

Кузьминки - это уникальная московская усадьба, архитектурно-парковый ансамбль, музейно-образовательный и просветительский центр, в котором каждый найдёт для себя занятие по душе. Тенистые аллеи, свежий лесной воздух и очарование ушедшей галантной эпохи никого не оставят равнодушным.


Портрет Голицыной А.И. в образе весталки


В.А.Тропинин. Портрет князя С.М.Голицына. После 1828 года.

Е.В. Шереметьева. Неизвестный художник 19 века. Кузминки музей


Сегодняшний пост - продолжение рассказа о природно-историческом парке "Кузьминки". В прошлый раз я рассказала о великолепных , вокруг которых раскинулся парк. Сегодня я приглашаю вас познакомиться со старинной московской усадьбой "Влахернское-Кузьминки", являющейся частью современного культурного комплекса.
Для того, чтобы дать некоторое представление об этом уникальном месте, расскажу вам коротко историю усадьбы.

Краткая история усадьбы

Земля, получившая название "Кузьминки", и стоявшая здесь одинокая мельница, изначально принадлежали Симонову монастырю. В 1702 г. Петр I землю у монастыря отобрал и подарил Григорию Дмитриевичу Строганову (1656-1714), который, собственно, ничего здесь и не менял за время своего владения. Строительство началось уже после смерти Строганова, когда земли перешли его вдове и детям.
В 1716 году в Кузьминках построили церковь в честь Влахернской иконы Божией Матери. Вот в честь нее имение и назвали Влахернским. Вот откуда столь необычное название усадьбы.
Петр I любил эти места за красоту, бывал здесь, останавливался в маленьком деревянном домике, построенном для него. К этому времени усадебный комплекс уже был построен.
Следующим официальным владельцем усадьбы стал один из сыновей Строганова - Александр Григорьевич. Именно он создал на реке плотины и изменил форму прудов, после чего они стали похожи на реку.
Следующей хозяйкой усадьбы стала дочь А.Г. Строганова - Анна Александровна (1739-1816).
В 1757 г. она вышла замуж за князя Михаила Михайловича Голицына (1731-1804). Усадьба досталась Голицыну в приданное. Начался "золотой век" (даже полтора века!) усадьбы "Влахернское-Кузьминки".


Голицын разбил в усадьбе французский и английский парки. Английский (ландшафтный) парк Кузьминок был одним из первых в Москве. Французский парк создавался по подобию парка в Павловске по 12-ти лучевой системе. Так же Голицын перестроил все имеющиеся постройки - дворец, церковь, конный двор, пристани и пр.
Вот так впечатляюще выглядела усадьба той поры на плане-схеме.


Но максимального расцвета Кузьминки достигли в 19 веке при Сергее Михайловиче Голицыне (1774 - 1859).

Глядя на старые фотографии и гравюры усадьбы поражаешься ее красоте, удивляешься величию и размаху, с которым творили наши предки. Не меньше поражаешься и той безалаберности и равнодушию, с которым другие предки все уничтожали и рушили.

Чтобы вы немного поняли, что такое усадьба "Кузьминки", назову несколько фактов.


Строили усадьбу величайшие зодчие - Баженов, Казаков, Жилярди, Росси, Витали, Воронихин и др.
Благодаря им усадьбу "Влахернское-Кузьминки" называли и "Подмосковным Версалем" и "Русским Версалем", потому что она действительно соответствовала уровню самых роскошных образцов архитектурного и садово-паркового искусства.
На литейных заводах Голицыных были отлиты из чугуна несколько шедевров усадьбы, например, фигуры грифонов и львов на главных воротах, скульптурные композиции Клодта "Укрощение коней" (копии в Петербурге на Аничковом мосту) и много-много других уникальных предметов.

Кузьминки были любимы во все времена. Их посещали императоры, полководцы, поэты, писатели, художники. Да и сейчас старая усадьба привлекает огромное количество людей, а парк является одним из самых нежно любимых москвичами и гостями города.
Еще до революции все постройки усадьбы, кроме главного дома, стали сдаваться под дачи. Уже тогда Кузьминки были популярным местом отдыха.
В 1912 году в главном доме разместился госпиталь. Спустя четыре года весь дворец и один из флигелей сгорели и восстановлены уже не были. В тридцатых годах 20-го века здесь построили новое здание, которое прежней ценности уже не представляло.

В 1918 г. на территории Кузьминок разместился Институт экспериментальной ветеринарии, который просуществовал 83 года (до 2001 г.) Что наворотили эти граждане-ветеринары трудно перечислить. Рубили под корень, в прямом и переносном смысле слова, уникальные предметы паркового ансамбля, различные постройки, парковые деревья и пр.

Кузьминки сегодня

Сегодняшний день усадьбы вселяет надежду. Даже в своем современном состоянии усадьба "Влахернское-Кузьминки" остается самой большой среди усадеб Москвы и Подмосковья по количеству находящихся здесь объектов - их двадцать. К сожалению, в основном это новоделы.
Восстановлено здание Конюшенного двора с Музыкальным павильоном - уникальный образец архитектуры в стиле ампир. Также восстановлена церковь, Львиная пристань, Дом на плотине. Читала, что в планах стоит восстановление и главного дворца. Как бы это было замечательно!
На территории Кузьминок располагается три музея: Музей русской усадебной культуры, Музей старинных автомобилей и экипажей и Музей Константина Паустовского. В этом плане Кузьминки идеальное место для отдыха - и в музей сходить можно, и просто прогуляться, отдохнуть.

Прогулка в "Кузьминках". Продолжение

Мы в поисках интересного энергично шли по тропинке Кузьминского парка, как вдруг за деревьями появилось нечто. То был мостик, горбатый каменный мостик. Стало понятно, что самое "вкусное" только начинается. С этого момента от симпатичных старинных сооружений (настоящих и восстановленных) меня было не оторвать.


Метрах в 30-ти от первого горбатого мостика располагается второй.




Следующим был заброшенный дом в зарослях деревьев. Первая моя ассоциация - сказка "Спящая красавица", в которой описано, как за 100 лет, пока спала принцесса и весь королевский двор, дворец зарос деревьями и кустами так, что к нему было не пробраться.



Не знаю, сколько зарастало деревьями здание Померанцевой Оранжереи (а это именно оно), но деревья стоят впритык к разбитым окнам, а по высоте они уже выше самого дома.


Чем дальше мы шли, тем становилось все интереснее. Это красивое сооружение круглой формы на берегу Большого Кузьминского пруда - Львиная пристань (иногда ее называют Круглой - по форме). Пристань была утрачена и лишь недавно отстроена заново.



Львы, которые "охраняют" пристань, египетские. Этим обусловлен их экзотический вид.


Во все времена Львиная пристань являлась прекрасной смотровой площадкой, откуда было удобно созерцать окружающие природные красоты.


Вот такие виды открываются с Львиной пристани.




До нашего времени Пропилеи не сохранились. На старых фото они выглядели так:





Горбатый мостик недалеко от Конного двора.


Напротив Конного двора располагаются гроты - место, где в жару знать пряталась от зноя. В гротах всегда значительно прохладнее, чем на открытом воздухе.


У одного из гротов сидела кружком компания подростков - пели песни, что-то обсуждали. Лучше места для таких дружеских сборов просто не найти.









Дождливая погода разогнала посетителей. Открытые кафе в основном были безлюдны.


Еще один симпатичный мостик.


Дом на плотине.


А вот и сама плотина, на которой


Артистичная утка показывала "аттракцион" - сидит-сидит,


потом взлетает. И так по кругу.



В Кузьминках приятная атмосфера для отдыха. Камерная. Романтичная. Идеальное место для прогулок и встреч.



Цены в кафе мне показались немаленькими. Шашлык - 300 рублей за 100 г. Блины подешевле.

В кафе мы не пошли, а отправились в сторону Конного двора и Музыкального павильона.





Вот они - знаменитые кони Клодта! Разве могла я подумать, что для того, чтобы ими полюбоваться, мне не надо ехать в Петербург... Единственное, что огорчает, наши московские кони находятся в очень плачевном состоянии - все ржавые, дышащие на ладан. Кажется, дунь ветер, и рассыпятся шедевры.















Теперь гроты оказываются на другом берегу от нас.




Люди отдыхают в Кузьминках целыми семьями.


Флигели, стоящие по бокам здания, были в усадьбе жилыми. Конный двор располагается с обратной стороны.


Декор павильона.


От Конного двора и Музыкального павильона я прохожу к горбатому мостику.






Уса́дьба Кузьми́нки (также Вла́хернское-Кузьми́нки, позже Ста́рые Кузьми́нки) - бывшая усадьба князей Голицыных на землях Кузьминского парка в современных московских районах Кузьминки и Выхино-Жулебино. Постройки расположены по обоим берегам реки Чурилихи (Пономарки), на которой устроена система Кузьминских прудов.

Усадьбе «Кузьминки» триста лет. Еще полтора столетия назад современники восторженно отзывались о ней как о «Русском Версале», восхищаясь величием архитектуры, единством природы и искусства в обустройстве грандиозного парка, великолепию салонов, званных вечеров, праздников и маскарадов.

Летопись

1045-1218 Пустошь на реке Чурилихе заселяют славянские племена.

1623 Местность впервые упоминается в летописи.

1702 Кузьминки становятся вотчиной Г Д. Строганова.

1716 Строительство церкви Влахернской иконы Божией Матери. Местность получает название село Влахернское.

1757-1917 Переход усадьбы в собственность рода Голицыных.

I половина XIX в. Усадьба «Влахернское-Кузьминки» переживает свой расцвет.

1873 Кузьминки превращаются в дачный поселок.

1918 Усадьба национализируется и передается Институту экспериментальной ветеринарии.

1960 Кузьминки получают статус памятника истории и культуры.

1976 Создание лесосовхоза «Кузьминки» и Парка культуры и отдыха.

1998 Усадьбы Кузьминки и Люблино объединяются в историко-рекреационный комплекс.

1999 Открывается музей русской усадебной культуры «Усадьба князей Голицыных «Влахерноэе-Кузьминки».

История

Влахернское-Кузьминки принято называть усадьбой, что не совсем верно. Помимо собственно усадебной территории за ее пределами, как и несколько веков назад, располагаются хозяйственные комплексы и огромный парк, переходящий в лес.

Впервые эта местность упоминается в 1623 году в «Книге Московского уезду письма и меры Семена Васильевича Колтовского и подъячего Онисима Ильина»: «на берегу речки Чурилихи пустошь с мельницей», принадлежавшей подмосковному Николо-Угрешскому монастырю и уничтоженной в Смутное время . Предполагается также, что часть этих земель относилась и к московскому Симонову монастырю. Здесь располагались его охотничьи и рыболовные угодья.

Ничем особенным эти подмосковные земли не выделялись: леса и луга, болота, речушки и небольшие селения в округе. От водяной мельницы, построенной жителями окрестной деревеньки, и произошло одно из старинных названий местности - «Мельница». Есть легенда о том, что на ней работал некий Кузьма, от имени которого якобы возникло название Кузьминки. Его существование не подтверждается документально. Однако даже если предположить, что кого-то из кузьминских мельников действительно звали Кузьмой, это ровно ничего не доказывает: согласно нормам русского языка, название населенного пункта, образованное от имени Кузьма, было бы Кузьмино, а не Кузьминки. Местная топонимика увековечила не мельников, а место их работы, превратив его в собственное название этой пустоши. Известна еще одна версия происхождения топонима - по аналогии с подмосковными Кузьминками.

В Подмосковье есть несколько населенных пунктов с таким названием. Когда-то в них стояли храмы во имя бессребреников Космы и Дамиана, и праздники в честь этих святых в народе назывались Кузьминками. Скорее всего, церковь во имя Космы и Дамиана находилась и на современной территории «Влахернского-Кузьминок», хотя точное местонахождение храма сейчас неизвестно.

О том, что было здесь ранее, говорит другое название реки Чурилиха - «Голедянка». Согласно словарю русского языка В. И. Даля, слово «голедь» - синоним слова «нищие». Скорее всего, местные «приречные» жители особым достатком не отличались. Как и сегодня, в те давние времена, Чурилиха-Голедянка впадала в речку с еще более конкретным говорящим названием - Нищенку.

Одно из первых значимых событий в истории Кузьминок относится к 1702 году. Именно тогда Петр I , отобрав эту пустошь вместе с мельницей у Симонова монастыря, пожаловал ее в вотчину своему любимцу, «именитому человеку» Григорию Дмитриевичу Строганову (1656-1714) «за верную службу и помощь в оснащении флота и армии». Это был знак высшего царского расположения к нему, своего рода орден, поскольку наград для меценатов и жертвователей при Петре I не существовало.

При Г. Д. Строганове в Кузьминках никаких существенных изменений не произошло. Мельница действовала, а остальная земля так и оставалась незастроенной и незаселенной. Строительство усадьбы началось уже при наследниках Строганова.

В 1714 году после смерти владельца имение перешло к его вдове Марии (Вассе) Яковлевне, урожденной Новосильцевой, и сыновьям - Александру, Николаю и Сергею Строгановым. Строгановы построили в Кузьминках деревянную церковь во имя Влахернской иконы Божией Матери. По ней их имение получило новое название - село Влахернское (Лахернское).

Недалеко от церкви находилась усадьба, первоначально состоявшая из господского дома и хозяйственных построек, также выполненных из дерева. Кроме них, в Кузьминках было пять дворов «деловых людей», построенных Петром I в «баронское Российской империи достоинство» и переданных в услужение владельцам имения.

Известно, что государь, возвращаясь в Россию после победоносного Персидского похода, участником которого стал старший сын Григория Строганова - Александр, останавливался в Кузьминках. И в усадьбе специально для императора возвели тогда деревянный царский домик. Впоследствии он обветшал, и его разобрали, а на месте здания в 1844 году поставили чугунный обелиск с надписью: «На сем месте было жилище императора Петра Великого».

В 1757 году дочь А. Г. Строганова, Анна Александровна вышла замуж за блестящего молодого придворного - князя Михаила Михайловича Голицына. После свадьбы усадьба Влахернское с 518 десятинами земли - приданое невесты - перешла в собственность рода Голицыных, который владел ею вплоть до 1917 года. Помимо усадьбы в качестве приданого за женой князю Голицыну достались дом в Москве, чугунно-литейные заводы на Урале, соляные варницы, древние документы, иконы и картинная галерея.

С середины XVIII столетия для Кузьминок начался период расцвета. М. М. Голицын с первых же дней владения подмосковной резиденцией приступил к ее реконструкции. В 1759-1762 годах в усадьбе вместо сгоревшей деревянной церкви по проекту архитектора И. П. Жеребцова возвели новый каменный храм, богато украшенный. В это же время здесь построили оранжереи и различные хозяйственные здания. При этом крестьянские дворы перенесли на новое место, примерно за версту от храма. Так возникло новое селение Аннино, названное по имени супруги князя Голицына.

Центром усадьбы стал Господский дом, построенный в конце XVIII века известным русским архитектором И. В. Еготовым. Своим фасадом дом выходил на парадный двор, окруженный с восточной и южной сторон регулярным садом с прямой подъездной аллеей. Одновременно в пойме небольшой речки Пономарки именитый владелец устроил каскад из четырех прудов: Верхний Кузьминский, Нижний Кузьминский, Шибаевский и Щучий, общей площадью 30 га. Самый большой из них - Верхний Кузьминский занимал территорию 15 га.

Расцвет усадьбы «Влахернское-Кузьминки» пришелся на первую половину XIX века. В то время она принадлежала сыну князя М. М. Голицына - Сергею Михайловичу Голицыну (1774-1859). При нем Кузьминки стали в один ряд с такими выдающимися дворцово-парковыми комплексами, как Гатчина , Петергоф и парижский Версаль.

На собственных чугунно-литейных заводах Голицына по заказу князя для Кузьминок создавались шедевры чугунного литья: металлические лавочки различной формы, обелиск императору Петру I, триумфальные и ажурные ворота, тумбы с двойными цепями, фонари и жирандоли удивительных форм, ограды, фигуры львов и грифонов на воротах. По словам современников, село Влахернское представляло собой в те годы настоящий музей под открытым небом.

Помимо прочего С. М. Голицын открыл в своем имении богадельню и больницу, обслуживавшую жителей окрестных деревень, что было социальным новшеством.

После смерти Сергея Михайловича имение унаследовал его племянник, русский посол в Испании - Михаил Александрович Голицын (1804-1860). Большую часть жизни он провел за границей, где принял католичество и изумлял соотечественников плохим знанием русского языка. В Кузьминках он практически не появлялся.

Очередным владельцем усадьбы стал его сын - Сергей Михайлович Голицын (1843-1915). При нем здесь наступили роковые времена. В 1873 году князь расстался с женой ради молодой красавицы Елизаветы Владимировны Никитиной и поселился в другой своей подмосковной усадьбе - Дубровицы Подольского уезда. Из Кузьминок туда перевезли почти всю обстановку. «Русский Версаль» превратился в дачный поселок. Огромный штат прислуги резко сократили. Из-за сокращения числа учеников было упразднено училище «для служительских детей». Даже богадельня со всеми ее обитателями переехала в Дубровицы.

Освободившиеся постройки имения переоборудовали под дачи. Кроме того, появились новые здания специально для отдыхающих. Некоторые старые постройки, используемые под дачи, переименовали. Дом садовника из-за своего цвета стал называться Серой дачей, Померанцевая оранжерея - Оранжевой дачей и т. п.

После кончины С. М. Голицына 9 июня 1915 года в швейцарском городе Лозанна, Кузьминки перешли к его старшему сыну князю Сергею Сергеевичу Голицыну (1871-1918). 23 февраля 1916 года Господский дом и западный флигель сгорели. Пожар возник из-за небрежности раненых офицеров, лечившихся в устроенном здесь для них госпитале. После пожара С. С. Голицын сдал имение в аренду Московской городской управе на 99 лет, но она так и не успела им воспользоваться.

В кровавом 1918 году Кузьминки были переданы эвакуированному из Петроград а Институту экспериментальной ветеринарии. Для его нужд реконструировали многие усадебные здания. На месте сгоревшего господского дома по проекту архитектора С. А. Торопова построили главный корпус института.

В 1922 году из церкви в Кузьминках изъяли культовые предметы из драгоценных металлов. Вскоре после этого руководство института попыталось закрыть церковь, чтобы использовать ее для своих нужд. Но Отдел по делам музеев и охраны памятников искусства и старины Главнауки Наркомпроса, отметив исключительную художественную ценность церкви, предложил директору института не приступать к ее переделкам без соответствующего разрешения. Церковь все-таки закрыли, но уже в 1929 году, а позже ее перестроили под институтский дом отдыха (впоследствии общежитие).

Почти все чугунные скамейки и диваны, являвшиеся единственным в своем роде комплектом «парковой мебели» первой половины XIX века, тумбы с цепями и решетки были проданы на слом. Чугунные ворота и памятники отправили на переплавку.

Летом 1941 года немецкое командование сосредоточило на Московском направлении огромные силы. Большинство жителей Кузьминок покинуло родные места. Бомбежки начались через месяц после начала войны и производились регулярно с 11 часов. Удивительно, но разрушительного ущерба усадьбе снаряды не нанесли. Хотя некоторые воронки и ямы от бомб сохранились до наших дней и напоминают об оборонительном поясе, проходившем в Кузьминском парке. Одна из таких ям находится недалеко от горбатого мостика, другая - у деревни Аннино. Огромная бомба угодила в голицынский пруд и не разорвалась. Ее обнаружили уже после войны при очистке водоема.

В 1960 году бывшая усадьба получила статус памятника истории и культуры, а в ноябре 1976-го было принято решение о создании Лесосовхоза «Кузьминки» и Парка культуры и отдыха Кузьминки. Перемены в стране не могли не коснуться этого уголка Москвы . Здание церкви Влахерской иконы Божьей Матери с приделами святого Сергия Радонежского и Св. Александра Невского в 1992 году передали патриархии.

В 1998 году бывшие усадьбы Кузьминки и Люблино объединили и был образован историко-рекреационный комплекс. Началась его реставрация. В 1999 году в усадьбе Кузьминки открылся Музей русской усадебной культуры.

Первую экспозицию «Кузьминки из прошлого в настоящее» подготовили сотрудники Музея истории Москвы. С этого времени начались поиски материалов по истории усадьбы, а также музеефикация усадебного комплекса и создание культурно-образовательных программ. К 300-летнему юбилею усадьбы Музей русской усадебной культуры подготовил уникальную экспозицию - «Знакомьтесь, Голицыны». Сегодня в Служительском флигеле и в Конном дворе музея постоянно проходят разнообразные экспозиции и выставки. С 2001 года в парке проводятся фестивали цветников.

«Влахернское-Кузьминки» - уникальный по красоте архитектурно-парковый ансамбль. Это икона стиля русской усадебной архитектуры. Парадная усадьба на юго-востоке столицы всегда готова к приему многочисленных гостей.

Бывшую резиденцию князей Голицыных нередко сравнивают с блистательным Петергофом и называют «Русским Версалем». На протяжении нескольких столетий она вызывает восхищение у всех любителей русской истории.

Кузьминки - это самая большая усадьба в городской черте Москвы. Исследователи отмечают масштабность ее территории и эксклюзивность каскадных прудов, тонкое и органичное сочетание архитектуры, скульптуры и природы, а также доминирование ландшафта над парковыми сооружениями и особый самобытный московский стиль.

Выделяется «Влахернское-Кузьминки» еще и тем, что ее архитектурно-парковый ансамбль почти не изменился с годами. До наших дней дошли и сохранились не только постройки господского двора, но и целый комплекс хозяйственных и служебных сооружений: конный и скотный дворы, померанцевая и фруктовая оранжереи, птичник, слободка...

Сегодняшние Кузьминки - место паломничества туристов из разных стран и зона отдыха для тысяч москвичей. Дорожки на территории парка между улицами Кузьминская и Чугунные ворота напоминают о бывшем здесь ранее французском регулярном парке с двенадцатью аллеями-лучами, соединяющимися в центре. Особой популярностью пользуется отдых на берегу живописного Верхнего пруда.

Господский дом

Главное здание усадьбы возведено еще при Строгановых. В дальнейшем князья Голицыны кардинально перестроили дом. И при тех, и при других владельцах строение оставалось деревянным. Господский дом соединялся галереей с боковыми флигелями, иногда их также называли «Классическими павильонами». В феврале 1916 года, когда в доме располагался военный госпиталь, в помещении возник сильный пожар, который полностью уничтожил строение. Лишь в 1930 году по проекту архитектора Торопова на месте сгоревшего дома построили новое здание, сохранившееся до наших дней.

Птичник - Кузница

Здание птичника получило двойное название, потому что со временем помещение приспособили под кузницу. Поблизости располагался конный двор, и конюхам постоянно требовались новые подковы. Павильон имеет весьма интересную историю.

В 1802 году Михаил Голицын поручил архитектору И. В. Еготову построить на левом берегу речки Голе-янки, на месте старого птичьего двора небольшой парковый корпус для павлинов, цесарок, индеек и других диковинных иноземных птиц. За четыре года зодчий поставил рядом с усадебной мельницей компактное трапециевидное здание с широкими симметричными галереями-крыльями. В центральном домике, по всей вероятности, жил смотритель, а в «рукавах», затянутых с обеих сторон специальной сеткой, размещались вольеры для пернатых.

Четырнадцать лет спустя птичник обветшал. И теперь уже Сергей Голицын заказал преемнику Еготова - не менее знаменитому зодчему Доменико Жилярди - перекроить его в кузницу. Жилярди серьезно исказил облик здания. Исчезли вольеры, а фасады вместе с оконными проемами были заделаны глухой кладкой. Внутри дома появился кузнечный горн с массивными кирпичными сводами.

Не везло Птичнику-Кузнице и в XX столетии. Еще в 1950-е годы этот павильон, обезображенный уродливыми пристройками, занимали семьи сотрудников Всесоюзного института экспериментальной ветеринарии (ВИЭВ). А в 1990-е строение напоминало руины, затерявшиеся в зарослях кустарников. В наши дни Птичник-Кузница отреставрирован.

Банный домик

Первое здание домика заложил зодчий И. П. Жеребцов в 1765 году, а в 1801-м помещение капитально перестроили. Спустя пятнадцать лет архитектор Д. И. Жилярди при участии А. Г. Григорьева выстроил на месте Банного домика новое сооружение. Зданию в стиле ампир Жилярди придал вид паркового павильона: замковые камни в виде львиных масок, большие окна, вход-лоджия с двумя колоннами, рустованные стены, белокаменные цоколь и крылечки, куполообразная крыша. Внутри Банного домика, кроме собственно мыльной, появились спальня,гардеробная, столовая, передняя, гостиная и кабинет. В 1860-е годы перед восточным фасадом дома, в центре искусственного водоема, зодчие соорудили фонтан.

В XX веке первоначальная планировка здания не сохранилась, перестройки исказили его облик. В середине 1990-х годов Банный домик неоднократно горел, и остатки постройки разобрали. В настоящее время здание полностью воссоздано.

Конный двор

Конный двор - самое известное сооружение усадьбы Влахернское-Кузьминки. Здание на левом берегу Верхнего пруда, недалеко от плотины появилось в 1805 году. А в 1819-1823 годах по проекту Д. И. Жилярди Конный двор перестроили.

В помещениях двора находились конюшни, склады для хранения фуража и специальной утвари, стояли сани и кареты. В стену, огораживающую двор и выходящую на Верхний пруд, по замыслу зодчего, по углам встроили здания двух павильонов, служивших гостиницами. А в центре открыли необычный Музыкальный павильон, построенный в 1820 году для выступлений домашнего крепостного оркестра роговой музыки и являющийся признанным шедевром архитектуры стиля ампир.

В примыкающих к северному флигелю фуражных сараях сохранились деревянные конструкции для хранения фуража. В разное время в северном и южном флигелях проживали: кучера, конюхи, живописцы, кузнецы, лакеи, унтер-офицеры, сержанты и певчие. С конца XIX века флигели использовались как наемные дачи.

Львиная пристань

Дорожка вдоль правого берега Верхнего Кузьминского пруда приводит к месту, покрытому большими тесаными камнями. Это остатки знаменитой Львиной, или Круглой пристани. С этой пристани владельцы имения и их гости отправлялись в плавание на лодках по пруду. Сейчас пройти к пристани от усадьбы дорожкой, которой они пользовались, нельзя. Путь преграждает металлическая сетка, которой обнесен со стороны Верхнего Кузьминского пруда Институт ветеринарии.

Местоположение пристани подтверждено документально. Она сооружена в 1762 году, очевидно, по проекту И. П. Жеребцова, а в конце XVIII века реконструирована Р. Р. Казаковым и И. В. Еготовым. В 1811 году пристань выстроили практически заново. Тогда в Кузьминках только начал работать Д. И. Жилярди и, возможно, либо он, либо его отец, И. Д. Жилярди, осуществляли надзор за этим строительством. Первоначально пристань состояла из двух площадок с закругленными лестницами. Их украшали белокаменные тумбы с балюстрадой, служившие постаментами для ваз и гипсовых скульптур лежащих львов и собак.

В 1830 году Д. И. Жилярди провел новую реконструкцию пристани. Верхнюю площадку ее сломали и перестроили, каменную балюстраду заменили металлической решеткой, а гипсовые скульптуры - чугунными египетскими львами, давшими пристани одно из ее названий.

Ремонтные работы здесь проводились периодически вплоть до начала XX века, однако это не спасло пристань от разрушения. В 1945 году сильно обветшавшая постройка лишилась своих главных украшений - львов увезли в расположенный западнее Кузьминок город Люберцы и установили перед зданием горкома ВКП (б). После этого пристань окончательно превратилась в руины, но, тем не менее, получила статус памятника архитектуры и сохраняла его до 1997 года.

Дом на плотине (мельничный флигель)

Строение, разделяющее Верхний и Нижний Кузьминские пруды, возведено на цоколе мельницы - самой ранней постройки усадьбы, давшей в XVII веке название всей местности. Мельничный флигель неоднократно перестраивался. В работах принимали участие архитекторы И. Жеребцов, И. Еготов, И. Жилярди и А. Воронихин.

На мельнице получали различные сорта пшеничной и ржаной муки: крупчатку, куличную, пеклеванную, ситную и др. В середине XIX века Дом на плотине реконструировали в последний раз. Автором проекта стали знаменитый зодчий М. Быковский и его сыновья.

Скотный двор

В конце Тополевой аллеи усадьбы Кузьминки, на берегу Влахернского пруда расположен Скотный двор, или Молочная ферма. Место для нее определили еще при Строгановых. Постройки, сохранившиеся до наших дней, относятся к концу первой половины XVIII века и выполнены архитектором Жилярди.

Молочная ферма представляет собой одноэтажное П-образное здание с двухэтажными боковыми флигелями. В одноэтажных помещениях располагались конюшни, коровник и кладовые. Флигели Скотного двора предназначались для проживания обслуживающего персонала - конюхов и скотников.

В середине Скотного двора находился крестообразный в плане павильон для проживания одного из членов семьи владельца усадьбы. Эту постройку отделали с роскошью. Голландские печи и стены обтянули фламандским полотном, а большие комнаты покрыли паркетом. Первоначально здание имело балконы, а по его бокам стояли скульптуры быков, выполненные по эскизам барона П. Клодта.

Вскоре Скотный двор в Кузьминках упразднили, а в 1889 году его передали Московскому уездному земству для расширения Влахернской больницы. Это медицинское учреждение просуществовало до 1978 года.

Напротив Скотного двора через Верхний пруд в 1837 -1838 годах по проекту Жилярди на плавающих в воде лодках - плашкоутах - возвели Плашкоутный мост. Он объединил эту часть Кузьминок с расположенными на другом берегу постройками имения - пристанью и павильоном Пропилеи. Плашкоутный мост носил сезонный характер и использовался только в летнее время. Осенью его разбирали, чтобы весной ничего не мешало ледоходу. В 1843 году мост укрепили на сваях, и в таком виде он простоял до начала Первой мировой войны.

Церковь Влахернской иконы Божьей Матери

По документам, в Кузьминках последовательно строились и действовали три церкви. Первую из них по благословенной грамоте возвели в 1716 году Строгановы. Деревянный храм с приделом святого Александра Невского освятили в честь фамильной святыни владельцев Кузьминок - Влахернской иконы Божьей Матери (Одигитрии). По этой церкви и получила название местность - село Влахернское.

Когда в 1732 году храм погиб «от огненного запаления», на его месте почти сразу же возвели новую церковь. Она простояла 25 лет, после чего ее постигла та же печальная учесть. 18 ноября 1758 года храм сгорел.

Ныне существующая церковь - третья по счету. Ее возводили в два этапа. В 1759-1762 годах выстроили церковное здание, а также отдельно стоящую деревянную колокольню. Автором проекта стал архитектор Жеребцов. Однако уже к 1779 году здание нуждалось в ремонте. Князь М. Голицын вскоре перестроил помещение в стиле зрелого классицизма, попутно соорудив новую колокольню. Работы проводились по проекту Р. Казакова в 1784-1785 годах.

По преданию, Влахернский образ Божьей Матери написан апостолом-евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы. Позднее святыня оказалась в Иерусалиме. В первой половине V века императрица Евдокия, супруга византийского императора Феодосия II, путешествуя по Святой Земле, отправила икону в дар сестре императора Пульхерии в Константинополь. Там икону поставили во Влахернском храме Пресвятой Богородицы. Отсюда ее название.

Византийские императоры имели обычай брать Влахернскую икону с собой в военные походы. Именно с этой иконой в 626 году патриарх Сергий обошел осажденные стены Константинополя, после чего враги бежали прочь. В честь этого чуда установили праздник Похвалы Богородицы.

После падения Константинополя, в 1453 году Влахернскую икону перенесли на Афон, а потом передали в дар царю Алексею Михайловичу. В октябре 1654 года патриарх Никон торжественно встречал ее на Лобном месте. В послании от протосингела Иерусалимского патриарха Гавриила говорилось: «Святая икона, которую доставили тебе, государь, есть покровительница Константинополя. Она будет теперь защитницей России и священной особы твоего величества, как она была некогда покровом Константинополю и его благочестивым царям».

Икону поставили в Успенском соборе, и российские цари тоже стали брать ее с собой в военные походы. А список с иконы был пожалован «именитым людям» Строгановым. Церковная летопись хранит много свидетельств заступничества Богородицы по молитвам перед Влахернским образом. Так, в 1830 году, когда в Москве свирепствовала холера, в Кузьминском приходе никто не заболел. Князь С. Голицын в память об этом отлил колокол весом 260 пудов.

В 1929 году Влахернскую церковь закрыли и перестроили под общежитие, купол и колокольню сломали, а икону Божьей Матери передали в Успенский храм в Вешняках. Когда же в 1941 году закрыли и его, икона поступила в Третьяковскую галерею, где хранится в запасниках и по сей день.

Возвратили Церкви Влахернский храм в 1992 году. На его восстановление по первоначальному проекту потребовалось несколько лет. Начиная с 1995 года, после того как церковь вновь освятили, в ней возобновилось богослужение. Двери храма открыты ежедневно с 7 до 19 часов. Среди почитаемых храмовых святынь: частицы мощей святого благоверного князя Александра Невского и апостола Андрея Первозванного. Сегодня в храме действует воскресная школа для детей и взрослых и работает православная библиотека.

Литература

  • Знаменитые дворцы и усадьбы России / Контэнт / 2011

См. также

  • Михайловское (Псковская область)
  • Петергоф (дворцово-парковый ансамбль)
  • Царицыно (дворцово-парковый ансамбль)
  • Царское Село (музей-заповедник)
  • Абрамцево (музей-заповедник)

История усадьбы Влахернское-Кузьминки начинается в 1702 г., когда за помощь в оснащении флота и армии Петр I наградил поместьем с мельницей своего фаворита Г. Строганова. Строительство на этих землях началось при его сыновьях.

В 1716 г. был построен деревянный храм, освященный в честь фамильной иконы Строгановых – Влахернской Божьей Матери. По ней получило название и близлежащее село. После смерти отца строительством в Кузьминках занимался его наследник Александр. Его стараниями в Кузьминках на р. Чурлихе был создан каскад прудов.

В 1757 г. дочь А. Строганова вышла замуж за князя М.М. Голицына, получив имение в приданое. До 1917 г. Кузьминки оставались наследственной вотчиной князей Голицыных. При Михаиле Михайловиче усадьба была превращена в загородную резиденцию европейского типа.

В создании усадьбы принимали участие знаменитые художники, скульпторы и архитекторы XVIII-XIX вв.: И. Жеребцов, А. Воронихин, И. Еготов, К. Росси, Д. Жилярди, М. Быковский, П. Клодт.

Наивысшего расцвета Кузьминки достигли в 1-й четв. XIX в., при сыне М. Голицына Сергее Михайловиче. При нем усадьбу называли московским Павловском. С. Голицын затеял масштабную реконструкцию усадьбы, пригласив первоклассных архитекторов, и позже неоднократно перестраивал усадебные здания.

Швейцарский зодчий Доменико Жилярди – автор проектов полной реконструкции усадьбы Кузьминки и ряда ее сооружений (1816–23 гг.). При нем появились созданные в стиле ампир Конный двор, Музыкальный павильон, Пропилеи, Березовая беседка, Львиная пристань, Липовая аллея, висячий мост, Ванный домик, Кухня (Египетский павильон), Померанцевая оранжерея. Были капитально перестроены Птичник, Скотный двор и частично главный дом.

На уральских чугунолитейных заводах Голицына для Кузьминок создавались литые скульптуры и украшения: обелиск Петру I, ажурные ворота, детали ограды, тумбы с двойными цепями, скамьи, фонари и жирандоли, памятники гостившей в Кузьминках в 1826 г. императрице Марии Федоровне и посещавшему усадьбу в 1835 г. Николаю I, фигуры львов и грифонов на воротах.

Главный дом и парадный двор спроектировал архитектор И. Еготов в 1804–08 гг. На въездных воротах находятся чугунные грифоны по проекту . Ворота и ограда парадного двора появились в конце XIX – начале XX в. с целью защиты частной территории от дачников, живущих в парковой зоне и окрестностях села. Подлинное здание господского дома не сохранилось: его уничтожил пожар 1916 г., а на его месте в 1930-х гг. было выстроено новое здание по проекту С. Торопова.

Вблизи от главного дома располагается Египетский павильон (Кухня) по проекту Д. Жилярди. Увлечение античными и египетскими мотивами преобладало в эпоху ампира, в этом стиле решен декор здания: портик украшен пальмообразными колоннами и головой сфинкса, пилястры стилизованы в египетском духе. В подвалах павильона хранились продукты, на первом этаже располагалась сама кухня, а на втором жили повара. В 1839 г. Кухня соединялась с господским домом крытой галереей.

К наиболее значительным творениям Жилярди принадлежит комплекс зданий Конного двора и Музыкальный павильон. В угловых павильонах ограды Конного двора располагались жилые комнаты для гостей. В центральной части ограды двора находится павильон, в котором выступал крепостной роговой оркестр. По краям Музыкального павильона в 1846 г. были установлены скульптурные группы укротителей коней – аналоги скульптур Аничкова моста в Петербурге (скульптор П. Клодт). В 1978 г. здание Музыкального павильона сгорело, другие помещения Конного двора были заброшены. В начале 2000-х гг. комплекс двора восстановлен, в его помещениях организованы выставочные залы.

Двухэтажный деревянный «Дом на плотине» (Мельничный флигель) разделяет Верхний и Нижний пруды, он был возведен в 1840-е гг. на цоколе мельницы по проекту М. Быковского. Голицыны использовали флигель как гостевой, в советское время его сдавали в аренду дачникам, а в 1976–99 гг. в нем находился Музей ветеринарии. Теперь флигель восстановлен, в нем работает ресторан.

Птичий двор в усадьбе известен с 1765 г., поначалу он был деревянным, в нем содержались декоративные птицы. В 1805–06 гг. он был перестроен в камне по проекту И. Еготова. В 1812 г. птичник серьезно пострадал от пожара. При восстановлении усадьбы после французского нашествия Д. Жилярди перепроектировал руины Птичника в Кузницу: флигели и галереи были разобраны, купол, украшавший центральное здание, был демонтирован и заменен двускатной крышей. В советское время Кузница использовалась под жилье и была скрыта за многочисленными пристройками. С 1970-х гг. здание стояло бесхозным, обветшало. К 2008 г. ансамбль Птичника-Кузницы был восстановлен по первоначальному проекту Еготова.

Храм Влахернской иконы Божьей Матери перестраивался три раза, к 1785 его перестроил по инициативе М. Голицына в стиле классицизма. Изображение Богоматери, хранящееся в церкви в Кузьминках, – список с Влахернской иконы из Успенского собора Московского Кремля. В 1929 году церковь закрыли. Барабан храма и колокольня с часами были уничтожены, здание частично перестроили. В 1992 году его передали верующим и отреставрировали по существующим чертежам. Сейчас церковь действует.

Напротив церкви располагается Ванный домик, или Мыльня – одноэтажный павильон, первоначально построенный М. Голицыным. Обветшавший павильон снесли в 1804 г. после смерти князя, и на его месте Жилярди в 1816-17 гг. выстроил новое здание в стиле ампир, сохранив планировку и функции первой постройки. Мыльня неоднократно горела, ее разбирали и перестраивали. В 2008 г. здание и утраченный фонтан перед ним восстановили.

Трехарочный и Большой (одноарочный) гроты в Кузьминках появились после строительства Парадного двора. Когда под него выравнивали землю, образовался откос на берегу пруда, куда вписались искусственные «подводные пещеры». В Большом гроте устраивались любительские театральные постановки с участием хозяев и гостей усадьбы. Неподалеку от гротов находится неоднократно перестраивавшаяся Львиная пристань. В 1830 г. Д. Жилярди переделал ее верхнюю площадку: появились кованая металлическая решетка, чугунные египетские львы. В советское время пристань обветшала и разрушилась, в 2000-е была восстановлена.

Померанцевая оранжерея – единственное здание усадьбы, где сохранились аутентичные интерьеры с древнеегипетской тематикой. До 2001 г. в ней находился Институт экспериментальной ветеринарии, въехавший в усадьбу в 1918 г., а с тех пор как он выехал, здание постепенно приходит в упадок.

Недалеко от оранжереи находится Слободка, комплекс для слуг и дворни. В состав Слободки входили: служительский флигель, дом причта, прачечный флигель и больница. Все эти здания были перестроены в камне по проекту Жилярди, их обрамляет общая ограда, вдоль которой высажена Тополевая аллея.

Сохранившиеся строения скотного двора возвел в 1840-е годы племянник Д. Жилярди – Александр. Одноэтажное кирпичное здание с двухэтажными флигелями в плане образует букву «П». Во флигелях жили конюхи и скотники, а в одноэтажной центральной части были стойла. Скотный двор украшали бронзовые скульптуры быков работы П. Клодта. В 1889 г. после реорганизации помещений Скотный двор был передан расширившейся Влахернской больнице, основанной еще при С.М. Голицыне и работавшей до 1978 г. С пристанью и пропилеями Скотный двор соединялся Плашкоутным мостом (на понтонах, устанавливался только летом).

Со второй пол. XIX в. в усадебном парке и вокруг него строились дачи, образовавшие впоследствии дачный поселок. В 1936 г. рядом с усадьбой появился Ново-Кузьминский поселок. Бывшая усадьба получила название Старые Кузьминки. В 1960 г. Кузьминки включили в границы Москвы. Усадьба стала памятником истории и архитектуры. А в 1976 г. был создан Парк культуры и отдыха «Кузьминки». Музей русской усадебной культуры существует на территории бывшего имения Голицыных с 1999 г.