Впервые искусственный спутник Земли запустили в 1957 году. С этого времени слово «спутник» появилось во всех мировых языках. Сегодня их насчитывается не один десяток, и каждый имеет свое название.

Искусственными спутниками нашей планеты именуют летательные космические аппараты. Они выводятся на орбиту и вращаются по геоцентрической орбите. ИСЗ создаются в прикладных и научных целях.

Первый запуск такого аппарата - 4.10.1957 года. Именно он является первым небесным телом, созданным искусственно людьми. Для его создания использовались достижения советской вычислительной техники, ракетной техники, а также небесной механики. С помощью первого ИСЗ ученые получили возможность измерить плотность всех атмосферных слоев, узнать особенности передачи радиосигналов в иносфере, проверить точность и достоверность технических решений и теоретических расчетов, которые были использованы для вывода ИСЗ.

Какие бывают земные спутники? Виды

Все они подразделяются на:

  • научно-исследовательские аппараты.,
  • прикладные.

Это зависит от того, какие задачи они решают. С помощью научно-исследовательских аппаратов возможно исследовать поведение небесных объектов Вселенной и значительного объема космического пространства. К научно-исследовательским устройствам относят: орбитальные астрономические обсерватории, геодезические, геофизические спутники. К прикладным относят: метеорологические, навигационные и технические, спутники связи и спутники для исследования земельных ресурсов. Существуют также искусственно созданные спутники Земли, предназначенные для полета людей в космос, их называют «пилотируемые».

На каких орбитах летают спутники Земли? На какой высоте?

Те ИСЗ, что находятся на экваториальной орбите называют экваториальными, а те, что на полярной орбите – полярными. Существуют также стационарные модели, которые были запущены на круговую экваториальную орбиту, и их движение совпадает с вращением нашей планеты. Такие стационарные аппараты висят неподвижно над какой-либо конкретной точкой Земли.

Отделяемые ИСЗ детали в процессе вывода на орбиту нередко также называют спутниками Земли. Они относятся к вторичным орбитальным объектам и служат для проведения наблюдений в научных целях.

Первые пять лет после первого запуска ИСЗ (1957-1962) назывались научным образом. Для их названия брали год запуска и одну греческую букву, соответствующую номеру по порядку в каждом конкретном году. С увеличением числа запускаемых искусственных аппаратов с начала 1963 года они стали именоваться годом запуска и всего одной латинской буквой. ИСЗ могут иметь разные конструктивные схемы, разные размеры, отличаться массой, составом бортового оборудования. Энергопитание ИСЗ происходит за счет солнечных батарей, которые стоят на внешней части корпуса.

По достижении спутником высоты 42164 километра от центра нашей планеты (от поверхности земли 35786 км) он начинает входить в зону, где орбита будет соответствовать вращению планеты. Ввиду того, что движение аппарата происходит с такой же скоростью, как движение Земли (этот период равен 24-м часам), кажется, что он стоит на месте только над одной долготой. Такую орбиту называют геосинхронной.

Задачи и программы полетов вокруг Земли

Метеорологическая система «Метеор» была создана еще в 1968 году. В нее входит не один, а несколько спутников, которые одновременно находятся на разных орбитах. Они наблюдают за облачным покровом планеты, фиксируют контуры морей и материков, о чем передают сведения в Гидрометеоцентр.

Данные спутников важны и в процессе проведения космофотосъемки, используемой в геологии. С ее помощью возможно обнаружить крупные геологические структуры, связанные с месторождениями полезных ископаемых. Они помогают четко фиксировать лесные пожары, что актуально для таёжных просторов, где невозможно быстро заметить большой пожар. С помощью космических снимков можно рассмотреть особенности почв и рельефа, ландшафтов, распределении подземных и наземных вод. С помощью спутников можно следить за переменами в растительном покрове, что особенно важно для специалистов сельского хозяйства.

Интересные факты о земных спутниках

  1. Первым ИСЗ, отправившимся на околоземную орбиту был ПС-1. Его запуск осуществлялся с полигона СССР.
  2. Создателем ПС-1 был конструктор Королёв, который мог бы получить нобелевскую премию. Но в СССР не принято было присваивать достижения кому-то одному, все было общее. Поэтому создание ИСЗ было достижением всего народа СССР.
  3. В 1978 году СССР запустил спутник-шпион, но запуск прошел неудачно. Аппарат включал в себя ядерный реактор. Когда он упал, - заразил территорию более 100 000 квадратных километров.
  4. Схема запуска ИЗС напоминает вбрасывание камня. Его нужно «выкинуть» с полигона с такой скоростью, чтобы он сам мог вращаться вокруг планеты. Скорость запуска спутника должна быть равна 8 километров в секунду.
  5. Копию ПС-1 можно было приобрести на аукционе Ebay в начале 21 века.

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка»

Конспект тематического занятия в старшей группе.

Тема: «Путешествие в Космос»

Подготовила: Звягина М.А

воспитатель

МКДОУ «Детский сад «Сказка»

Сухиничи, 2015 г.

Цель: систематизировать и расширить представления детей о космосе, солнечной системе, космонавтике.

Задачи:

1. Формировать целостное представление о картине мира, расширять кругозор детей и уточнить имеющиеся у них знания. Познакомить с строением солнечной системы. Закрепить знания детей об истории развития космонавтики.

2. Развивать память, мышление, воображение.

3. Воспитывать патриотические чувства, желание беречь нашу Землю.

Предварительная работа.

Проектно-исследовательская деятельность: получение знаний о Вселенной, планетах, звёздах, космонавтах, космических полетах. Рассматривание иллюстраций с изображением планет, космических кораблей, портретов космонавтов. Оформление поделок и рисунков на тему «Космос». Чтение рассказов о космосе, энциклопедий, разучивание стихотворений. Разучивание гимнастики для космонавтов.

Материалы и оборудование.

Компьютер, проектор, экран для презентации слайдов. Плакат «Солнечная система», глобус, макет космического пространства, макеты солнца и планет, бумажные звезды, астероиды, цифры от 1 до 8.

Ход образовательной деятельности

(Воспитатель и дети заходят в зал становятся в круг)

Воспитатель. Ребята, мы с вами недавно отмечали праздник 12 апреля - день Космонавтики. Сегодня мы с вами совершим путешествие в космос и узнаем много нового о планетах солнечной системы и космонавтах. Вы хотите стать космонавтами? (Ответы детей) Я предлагаю вам взяться за руки и построить наш корабль. Пристегните ремни, закройте глаза и представьте, что наш корабль отправляется в полёт. (Звучит космическая музыка). Открывайте глаза, мы очутились в космическом пространстве. (Дети садятся на стульчики).

Воспитатель. Дети, как вы думаете, давно ли люди узнали о космосе? (Ответы детей). В далеком прошлом люди имели неправильное представление о космосе и о нашей планете, звезды им казались маленькими светящимися точками, а землю представляли как плоский диск, и что она стоит на слонах и черепахе. Правы были наши предки? (Ответы детей). Расскажите мне, что вы знаете о космосе и нашей планете. (Ответы детей).

Воспитатель. А теперь послушайте мой рассказ. (Включается презентация) Людям давно хотелось узнать, что же такое космос, что за яркие точки святятся у них над головой ночью. Ученые изобрели специальный прибор – телескоп, в который, посмотрев, можно было рассмотреть не только звезды, но и планеты. Но чтобы узнать, есть ли жизнь в космосе, необходимо было полететь в космос.

Почти сто лет назад в городе Калуге жил простой учитель Константин Эдуардович Циолковский (слайд). Его называют отцом космонавтики. Именно благодаря его научным работам человечество смогло подняться до невиданных ранее высот и выйти в космическое пространство. В 1903 году в журнале «Научное обозрение» появилась первая работа Константина Эдуардовича по теории полета ракет. Год за годом Циолковский продолжал вести разработки ракетной техники. Он представлял такую ракету, которая будет «удаляться от Земли, блуждать между планетами, звездами, посещать планеты и их спутники, возвращаться на землю».

Его дело продолжили ученики - ученые под руководством конструктора Сергея Павловича Королева, которые построили первую ракету (слайд). Сначала они сделали первый искусственный спутник Земли и запустили его на околоземную орбиту. А через четыре года после запуска первого спутника в космос отправился человек.

Кто же был первым отправился в полет?

В 1957 году первым «космонавтом» была собака Лайка (слайд), с ней же были отправлены плесневые грибки, традесканции, мухи и мыши. Пролет прошел успешно. В 1958году увеличили размер ракеты и отправили две собаки-лайки: Белку и Стрелку (слайд). Они тоже благополучно вернулись на Землю. И ученые решили осуществить свою заветную мечту - послать в космос человека!»

Кто же был первым космонавтом?

Правильно, Юрий Алексеевич Гагарин. 12 апреля 1961 года сбылась мечта человечества. Впервые в истории на орбиту Земли выведен космический корабль с человеком на борту. Это было очень важным событием для всего мира. Первого космонавта планеты хотел видеть весь мир. Гагарин посетил десятки стран. Везде его встречали с восторгом, ведь он поистине стал небожителем (слайд).

Так появилась на планете земля новая профессия – космонавт.

А как звали первую женщину-космонавта? (Валентина Терешкова)

Но не так просто стать космонавтом. Как вы думаете, какой человек может попасть в отряд космонавтов? (Ответы детей).

Физ. минутка. После трудной работы, космонавты должны отдыхать. Давайте и мы с вами отдохнем и поиграем в игру «Космонавт».

Раз-два, стоит ракета. (Дети поднимают руки вверх)

Три-четыре, скоро взлет. (Разводят руки в стороны)

Чтобы долететь до солнца (Круг руками)

Космонавтам нужен год (Берется руками за щеки, качает головой)

Но дорогой нам не страшно (Руки в стороны, наклоны корпусом вправо - влево)

Каждый ведь из нас атлет (Сгибают руки в локтях)

Пролетая над землею (Разводят руки в стороны)

Ей передадим привет (Поднимают руки вверх и машут)

(Дети садятся на стулья).

Воспитатель. Наш полет продолжается дальше. Все вы умеете внимательно слушать и отвечать на вопросы, любите узнавать новое и интересное. Сегодня мы с вами узнаем несколько секретов космоса. Но прежде отгадайте загадку:

Оно весь мир обогревает

И усталости не знает,

Улыбается в оконце,

А зовут его все... (Солнце)

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, солнце – это планета? (Ответы детей). На самом деле солнце – это звезда, такая же, какие мы наблюдаем на ночном небе. Но почему же остальные звезды кажутся нам в ночном небе маленькими точками? (Ответы детей)

Воспитатель. Звезды в ночном небе мы видим маленькими, потому что они находятся очень далеко от нас, но они такие же горячие как Солнце. А Солнце находится ближе других звезд к нашей планете. (Воспитатель приклеивает на макет космического пространства изображение Солнца) Дети, опишите мне Солнце. Какого оно цвета, какой формы, на что похоже? (Ответы детей)

Воспитатель. Солнце в космосе не одиноко, у него есть семья. Семью Солнца называют Солнечной системой. Это – планеты. У каждой планеты есть свое имя и дорожка – орбита, по которой движется планета. Сейчас о каждой планете расскажут ваши друзья.

(Дети надевают шапочки с изображением планет и рассказывают о них. Рассказы сопровождаются показом слайдов.)

1-й ребенок. Меркурий – самая близкая к солнцу планета, поэтому температура воздуха там очень высокая. Поверхность Меркурия каменистая, там нет ни воды, ни воздуха.

2-й ребенок. Венера – вторая от Солнца планета. Она окутана облаками. Днем и ночью там бушуют грозы, а атмосфера состоит из ядовитых газов.

3-й ребенок. Земля - третья от Солнца планета. Эта единственная планета, пригодная для жизни. На ней есть кислород и вода. У Земли есть спутник – Луна. Модель земли, уменьшенная во много раз, называется глобус.

4-й ребенок. Марс – четвертая планета Солнечной системы. Её называют «красной планетой», потому что она состоит из красного камня. До того как ученые узнали, что там нет жизни, люди верили, что там живут «марсиане».

5-й ребенок. Юпитер – пятая от Солнца планета, считается самой большой планетой. Он состоит из газов и такой большой, что все планеты смогли бы поместиться на нем.

6-й ребенок. Сатурн – шестая планета Солнечной системы. Вокруг Сатурна вращаются кольца, состоящие изо льда и пыли.

7-й ребенок. Уран – седьмая планета Солнечной системы. Эта единственная планета, которая вращается вокруг Солнца, как бы лежа на боку.

8-й ребенок. Нептун – восьмая планета. Нептун находится дальше всех от Солнца, поэтому там очень холодно и дуют сильные ветры. Атмосфера планеты – голубого цвета.

Воспитатель. Вот мы и узнали, какие планеты вращаются вокруг Солнца. И что у каждой планеты есть свой путь под названием орбита.

У каждой планеты свой собственный путь.

Нельзя ей, поверьте, с орбиты свернуть.

Вокруг Солнца вращаются наши планеты.

По-разному все они Солнцем согреты.

Воспитатель. А сейчас мы поиграем с вами в игру «Расположи правильно планеты» и проверим, внимательно ли вы слушали рассказы своих друзей о планетах.

На полу расположены цифры от 1 до 8. В центре кружок желтого цвета. Выбирается ребенок «Солнце», дети надевают шапочки с планетами, звучит музыка, дети бегают вокруг «Солнца». Как только музыка перестанет играть, дети-«планеты» должны встать на ту цифру, которая обозначает место в солнечной системе.

Кружится хоровод планет.

У каждой свой размер и цвет.

Для каждой путь определен,

Но только на Земле мир жизнью заселен. (Дети играют.)

Воспитатель. Наш полет заканчивается, мы должны вернуться на Землю. Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили. Продолжите предложения:

День Космонавтики отмечают…

Первый космонавт…

Первая женщина-космонавт…

Планета, на которой живут люди…

Солнце и планеты – это…

Вы сегодня все хорошо поработали, молодцы! Я хочу узнать, понравилось ли вам наше путешествие. Посмотрите, у меня есть изображение солнечной системы. (На ватмане солнце и планеты) Мне кажется, здесь чего-то не хватает. (Звёзд). Давайте поселим в солнечную систему звёзды. Если вам понравилось наше путешествие, приклейте звезду, а если нет – космический камень. (Дети выполняют задание)

На этом наше путешествие заканчивается, я надеюсь, может быть кто-нибудь из вас, когда вырастет тоже станет космонавтом. До свидания!


Летательные аппараты, которые выводятся на орбиту Земли, называются искусственными спутниками (ИСЗ). Они предназначены для решения прикладных и научных задач. Согласно международной договоренности, спутником называется космический аппарат, совершивший минимум один полный виток по орбите Земли. Если же нет, то его считают ракетным зондом, который проводит измерения на баллистической траектории. Зонд не регистрируют как спутник.

Первый искусственный спутник

Искусственный спутник нашей планеты, ставший первым рукотворным небесным телом, которое создал человек, был выведен на орбиту в 1957 году (4 октября) в Советском Союзе. Это результат достижений страны в сфере ракетной техники, автоматического управления, электроники, небесной механики, вычислительной техники и других отраслей науки. Благодаря этому ИСЗ были впервые произведены измерения плотности верхней атмосферы, исследования особенностей распространения в ионосфере радиосигналов. Были проверены основные технические и теоретические решения и расчеты по выведению искусственного спутника Земли на орбиту. Это был фантастический прорыв человечества в освоении космического пространства, и он положил начало великой Космической Эре всего человечества. И пальма первенства по праву принадлежит СССР.

Достижения разных стран

США совсем немного отстали от СССР и уже через четыре месяца, в 1958 году 1 февраля, вывели на орбиту Земли свой первый рукотворный спутник с названием «Эксплорер-1». Несколько отстали от первопроходцев другие страны мира. Впоследствии самостоятельно запустили на орбиту искусственные спутники следующие государства:

  • Франция в 1965 году 26 ноября (спутник «А-1»),
  • Австралия в 1967 году 29 ноября (спутник «ВРЕСАТ-1»),
  • Япония в 1970 году 11 февраля (спутник «Осуми»),
  • Китайская Народная Республика в 1970 году 24 апреля (спутник «Китай-1»),
  • Великобритания в 1971 году 28 октября (спутник «Просперо»).

Международное сотрудничество

Некоторые искусственные спутники, которые изготавливались в Италии, Канаде, Великобритании, Франции и других странах, начиная с 1962 года, выводились на орбиту Земли при помощи американских ракетоносителей. Международное сотрудничество довольно широко используется в практике космических исследований. Таким образом, в результате научно-технического сотрудничества между странами соцлагеря осуществлены запуски ряда ИСЗ. Первым из них стал «Интеркосмос-1», который вывели на орбиту в 1969 году 14 октября. К 1973 году были запущены свыше 1300 ИСЗ различных типов и назначений. Из них около 600 спутников советских и более 700 американских и других стран мира, включая пилотируемые корабли-спутники и космические орбитальные станции, управляемые экипажами.

Сложно переоценить достижения науки в сфере освоения космического пространства Земли. Ведь при помощи искусственных спутников производятся всевозможные научно-исследовательские работы. В зависимости от поставленных задач, которые способны решать ИСЗ, их подразделяют на прикладные и научно-исследовательские. Также спутники бывают пилотируемые и непилотируемые. И те и другие служат для многочисленных исследований самой планеты, небесных тел и бесконечного космического пространства.

В 1957 году под руководством С.П. Королёва была создана первая в мире межконтинентальная баллистическая ракета Р-7, которая в том же году была использована для запуска первого в мире искусственного спутника Земли.

Искусственный спутник Земли (ИСЗ ) - это космический аппарат, вращающийся вокруг Земли по геоцентрической орбите. - траектория движения небесного тела по эллиптической траектории вокруг Земли. Один из двух фокусов эллипса, по которому движется небесное тело, совпадает с Землёй. Для того, чтобы космический корабль оказался на этой орбите, ему необходимо сообщить скорость, которая меньше второй космической скорости, но не меньше чем первая космическая скорость. Полёты ИСЗ выполняются на высотах до нескольких сотен тысяч километров. Нижнюю границу высоты полёта ИСЗ обуславливает необходимость избегания процесса быстрого торможения в атмосфере. Период обращения спутника по орбите в зависимости от средней высоты полёта может составлять от полутора часов до нескольких суток.

Особое значение имеют спутники на геостационарной орбите, период обращения которых строго равен суткам и поэтому для наземного наблюдателя они неподвижно «висят» на небосклоне, что позволяет избавиться от поворотных устройств в антеннах. Геостациона́рная орби́та (ГСО) - круговая орбита, расположенная над экватором Земли (0° широты), находясь на которой искусственный спутник обращается вокруг планеты с угловой скоростью, равной угловой скорости вращения Земли вокруг оси. Движение искусственного спутника Земли по геостационарной орбите.

Спутник-1 - первый искусственный спутник Земли, первый космический аппарат, запущен на орбиту в СССР 4 октября 1957 года.

Кодовое обозначение спутника - ПС-1 (Простейший Спутник-1). Запуск осуществлялся с 5-го научно-исследовательского полигона министерства обороны СССР «Тюра-Там» (позже это место получило название космодром Байконур) на ракете-носителе «Спутник» (Р-7).

Над созданием искусственного спутника Земли во главе с основоположником практической космонавтики С. П. Королёвым работали ученые М. В. Келдыш, М. К. Тихонравов, Н. С. Лидоренко, В. И. Лапко, Б. С. Чекунов, А. В. Бухтияров и многие другие.

Дата запуска первого искусственного спутника Земли считается началом космической эры человечества, а в России отмечается как памятный день Космических войск.

Корпус спутника состоял из двух полусфер диаметром 58 см из алюминиевого сплава со стыковочными шпангоутами, соединёнными между собой 36 болтами. Герметичность стыка обеспечивала резиновая прокладка. В верхней полуоболочке располагались две антенны, каждая из двух штырей по 2,4 м и по 2,9 м. Так как спутник был неориентирован, то четырёхантенная система давала равномерное излучение во все стороны.

Внутри герметичного корпуса были размещены блок электрохимических источников; радиопередающее устройство; вентилятор; термореле и воздуховод системы терморегулирования; коммутирующее устройство бортовой электроавтоматики; датчики температуры и давления; бортовая кабельная сеть. Масса первого спутника: 83,6 кг.

История создания первого спутника

13 мая 1946 г. Сталин подписал постановление о создании в СССР ракетной отрасли науки и промышленности. В августе С. П. Королёв был назначен главным конструктором баллистических ракет дальнего действия.

Но еще в 1931 году в СССР была создана Группа изучения реактивного движения, которая занималась конструированием ракет. В этой группе работали Цандер, Тихонравов, Победоносцев, Королёв . В 1933 году на базе этой группы был организован Реактивный институт, который продолжил работы по созданию и совершенствованию ракет.

В 1947 году в Германии были собраны и прошли лётные испытания ракеты Фау-2, они и положили начало советским работам по освоению ракетной техники. Однако Фау-2 воплотила в своей конструкции идеи гениев-одиночек Константина Циолковского, Германа Оберта, Роберта Годдарда.

В 1948 г. на полигоне Капустин Яр проводились уже испытания ракеты Р-1, которая являлась копией Фау-2, изготовляемой полностью в СССР. Затем появились Р-2 с дальностью полета до 600 км, эти ракеты были приняты на вооружение с 1951 г. А Создание ракеты Р-5 с дальностью до 1200 км стало первым отрывом от техники Фау-2. Эти ракеты прошли испытания в 1953 г, и сразу же начались исследования использования их как носителя ядерного оружия. 20 мая 1954 г. правительство выдало постановление о разработке двухступенчатой межконтинентальной ракеты Р-7. А уже 27 мая Королёв направил докладную министру оборонной промышленности Д. Ф. Устинову о разработке ИСЗ и возможности его запуска с помощью будущей ракеты Р-7.

Запуск!

В пятницу, 4 октября, в 22 часа 28 минут 34 секунды по московскому времени был совершён успешный запуск . Через 295 секунд после старта ПС-1 и центральный блок ракеты весом 7,5 тонны были выведены на эллиптическую орбиту высотой в апогее 947 км, в перигее 288 км. На 314,5 секунде после старта произошло отделение Спутника и он подал свой голос. «Бип! Бип!» - так звучали его позывные. На полигоне их ловили 2 минуты, потом Спутник ушёл за горизонт. Люди на космодроме выбежали на улицу, кричали «Ура!», качали конструкторов и военных. И ещё на первом витке прозвучало сообщение ТАСС: «…В результате большой напряжённой работы научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро создан первый в мире искусственный спутник Земли…»

Только после приёма первых сигналов Спутника поступили результаты обработки телеметрических данных и выяснилось, что лишь доли секунды отделяли от неудачи. Один из двигателей «запаздывал», а время выхода на режим жёстко контролируется и при его превышении старт автоматически отменяется. Блок вышел на режим менее чем за секунду до контрольного времени. На 16-й секунде полёта отказала система управления подачи топлива, и из-за повышенного расхода керосина центральный двигатель отключился на 1 секунду раньше расчётного времени. Но победителей не судят! Спутник летал 92 дня, до 4 января 1958 года, совершив 1440 оборотов вокруг Земли (около 60 млн. км), а его радиопередатчики работали в течение двух недель после старта. Из-за трения о верхние слои атмосферы спутник потерял скорость, вошёл в плотные слои атмосферы и сгорел вследствие трения о воздух.

Официально «Спутник-1» и «Спутник-2», Советский Союз запускал в соответствии с принятыми на себя обязательствами по Международному Геофизическому Году. Спутник излучал радиоволны на двух частотах 20,005 и 40,002 МГц в виде телеграфных посылок длительностью 0,3 с, это позволяло изучать верхние слои ионосферы - до запуска первого спутника можно было наблюдать только за отражением радиоволн от областей ионосферы, лежащих ниже зоны максимальной ионизации ионосферных слоёв.

Цели запуска

  • проверка расчётов и основных технических решений, принятых для запуска;
  • ионосферные исследования прохождения радиоволн, излучаемых передатчиками спутника;
  • экспериментальное определение плотности верхних слоёв атмосферы по торможению спутника;
  • исследование условий работы аппаратуры.

Несмотря на то, что на спутнике полностью отсутствовала какая-либо научная аппаратура, изучение характера радиосигнала и оптические наблюдения за орбитой позволили получить важные научные данные.

Другие спутники

Второй страной, запустившей ИСЗ, стали США: 1 февраля 1958 года был запущен искусственный спутник земли Эксплорер-1 . Он находился на орбите до марта 1970 г., но прекратил радиопередачи еще 28 февраля 1958 г. Первый американский искусственный спутник Земли был запущен командой Брауна.

Вернер Магнус Максимилиан фон Браун - немецкий, а с конца 1940-х годов американский конструктор ракетно-космической техники, один из основоположников современного ракетостроения, создатель первых баллистических ракет. В США он считается «отцом» американской космической программы. Фон Брауну по политическим причинам долго не давали разрешения на запуск первого американского спутника (руководство США хотело, чтобы спутник был запущен военными), поэтому подготовка к запуску «Эксплорера» началась всерьёз лишь после аварии «Авангарда». Для запуска была создана форсированная версия баллистической ракеты Редстоун, названная Юпитер-С. Масса спутника была ровно в 10 раз меньше массы первого советского ИСЗ - 8,3 кг. На нем был установлен счетчик Гейгера и датчик метеорных частиц. Орбита «Эксплорера» была заметно выше орбиты первого ИСЗ .

Следующие страны, запустившие спутники - Великобритания, Канада, Италия - запустили свои первые ИСЗ в 1962, 1962, 1964 гг. на американских ракетах-носителях . А третьей страной, выведшей первый ИСЗ на своей ракете-носителе, стала Франция 26 ноября 1965 г.

Сейчас ИСЗ запускаются более чем 40 странами (а также отдельными компаниями) с помощью как собственных ракет-носителей (РН), так и предоставляемых в качестве пусковых услуг другими странами и межгосударственными и частными организациями.

Интересные факты об искусственных спутниках Земли привлекают внимание практически каждого человека, так как эта тема очень интересная. Космическая эра наступила уже больше полувека назад, и за все это время скопилось большое количество любопытной информации.

  1. Первый спутник, который отправился во внеземные просторы, назывался ПС-1 или простейший спутник . Его вывел на орбиту ракетоноситель, запуск производился из полигона СССР, теперь он называется Байконур. Это событие положило начало освоению космоса.
  2. Вес ПС-1 приблизительно 83 кг . Он имел вид шара с диаметром 58 см. На нем были четыре антенны длиной около трех метров, они использовались для передачи сигналов. На 315 секунде после старта ПС-1 выдал первые позывные, которые с нетерпением ждал весь мир.
  3. Первопроходец пребывал на орбите 92 дня . За это время успел преодолеть 60 млн км, что равняется 1440 оборотам вокруг земного шара. Радиопередатчик его смог продержаться две недели после запуска.
  4. Создатель первопроходца Сергей Королев мог получить Нобелевскую премию , но так как в советское время все было общее, то и достижение великого ученого стало «победой всего советского народа». Долгие девять лет не было даже известно, кто смог подарить миру такое достижение.
  5. Благодаря первому ИС, удалось изучить поверхностные слои ионосферы . Также он помог получить информацию об условиях работы аппаратуры, они очень пригодились при следующих запусках последователей ПС-1.
  6. Газеты того времени писали, что спутник можно увидеть на небе без использования специальных приспособлений, но это было не так . То, что все принимали за ПС-1, было центральным блоком ракеты. Он весил около семи тонн, его нахождение на орбиту было произведено одновременно со спутником, точнее, он вывел туда ПС-1. Блок «плавал» в небе, пока не сгорел.
  7. На сегодня просторы вокруг земного шара бороздят приблизительно 13 тысяч искусственных спутников . Они очень полезны, так как «умеют делать» много важных вещей. Благодаря им могут работать спутниковые телефоны в любой точке нашей планеты, так же, как и спутниковые навигационные системы; корабли приходят в порт; работает спутниковое телевидение. Часто мы сталкиваемся при просматривании карты самых известных поисковых систем с вкладкой «вид из спутника», что дает возможность увидеть фото любой части планеты с огромной высоты.
  8. Схема запуска сродни вбрасыванию камня . Если точнее, то спутник нужно закинуть с такой скоростью, чтобы он мог вращаться вокруг планеты самостоятельно. Параметры такого вброса: 8 км/с, и делать это нужно за пределами атмосферы. Иначе трение о воздух станет помехой. Если все получилось, то спутник будет обитать на околоземной орбите, без посторонней помощи и без остановок.
  9. В начале 2000-х на знаменитом аукционе еВау продавали копию ПС-1 . Как утверждают некоторые эксперты, во времена СССР было создано около 20 идентичных моделей, на которых проводилось тестирование и демонстрация. Точное количество копий до сих пор неизвестно, так как информация была секретная, но по сей день много музеев утверждает, что в их коллекции присутствует аналог ПС-1.
  10. За историю запусков спутников был единственный случай уничтожения его метеоритом . Зарегистрирован он в 1993 году. Это был ИС Европейского космического агентства «Олимпус».
  11. В 1978 году был проведен первый запуск спутника GPS .
  12. В том же 1978 году произошло падение спутника-шпиона, запущенного СССР . Он назывался Космос 954, в себя включал ядерный реактор. Результатом этого стало заражение территории больше 100 тысяч квадратных километров.