6 апреля, незадолго до Дня космонавтики, на большой экран выйдет фильм "Время первых", рассказывающий о полёте космонавтов Павла Беляева и Алексея Леонова, во время которого впервые в истории человек вышел в открытый космос. Возвращение героев на Землю было трудным, а сейчас в погоне за прибылью о нём стирают последнюю память.

52 года назад, 19 марта 1965-го, состоялась легендарная посадка космического корабля "Восход-2". В ходе полёта космонавты Алексей Леонов и Павел Беляев освоили технологию выхода в открытое космическое пространство. Леонов в скафандре вышел через шлюз и оказался в свободном полёте за пределами корабля. С большим трудом ему удалось вернуться обратно, так как скафандр раздулся и не позволял пролезть сквозь шлюзовой выход.

Впрочем, сложности полёта на этом не завершились. Из-за сбоя системы автоматической посадки снижение проходило нештатно, корабль сел в тайге в 180 километрах севернее Перми. Космонавтам пришлось двое суток прожить в лесу, причём первые сутки - вдвоём, без помощи спасателей.

После успешного вызволения космонавтов из тайги в марте 1965 года корабль и всё оборудование вывезли. Сейчас спускаемый аппарат корабля "Восход-2" можно увидеть в музее РКК "Энергия" в Королёве.

Чтобы отметить памятное событие, администрация Усольского района Пермской области решила установить памятник на месте посадки. Рабочие изготовили титановую стелу, которую поставили в тайге в 1968 году. В 1999-м памятник был похищен охотниками за цветными металлами, и найти его так и не удалось. Позже на месте посадки разместили более скромный мемориал из чёрного камня.


Новую металлическую мемориальную стелу установили поближе к цивилизации - в городе Усолье, на берегу Камского водохранилища.


Кража памятника - не единственная невзгода, которую пришлось пережить историческому месту. Как показали данные спутниковой съёмки, непроходимая тайга, в которой оказались космонавты в 1965 году, к 2016 году оказалась почти полностью вырублена.


Многолетние данные со спутников Landsat показывают, как лес методично вырубался с 80-х годов прошлого века. Причём советские лесорубы сознательно оставили участок тайги вокруг места посадки космического корабля. Когда же вырубка продолжилась в 2000-е, то память о космическом подвиге уже не остановила. К 2016 году там остался совсем небольшой клочок былой чащи.

Сейчас взору открывается еловый и берёзовый молодняк возрастом 10–30 лет.

Самостоятельно добраться до места посадки можно, но для этого потребуется подготовленный внедорожник или снегоходы. Местная администрация планирует проложить более качественную дорогу и активнее развивать туризм на месте знаменитой посадки.

18 марта 1965 года стартовал космический корабль «Восход-2», космонавты которого должны были попробовать выйти в космос. Для осуществления советской лунной программы этот опыт был очень важен. Алексей Леонов и Павел Беляев с задачей справились, хотя и не по заданному сценарию. В довершение всего, не сработала автоматическая система посадки и космонавтам пришлось перейти на ручное управление - так и получилось, что корабль приземлился не в расчетном месте, а в глухой тайге на севере Пермской области.



Встреча космонавтов. Март 1965 года. Пермь
Фото: Архив Константина Галаншина

Начались широкомасштабные поиски космонавтов. Борис Коноплёв, тогда - председатель облисполкома, рассказывал, что сразу, как узнал, поехал в аэропорт, сел в вертолет и отправился на север.

Борис Коноплёв: «Тайга, ничего не видно. Решили останавливаться в каждой деревне. В третьей по счету мальчишка говорит: «Я слышал, там взрыв был». Полетели в ту сторону. Через 10 минут полета видим на ели огромный оранжевый парашют, по нему и определили, что космонавты там. Вертолет завис над ними. Люк корабля был открыт. По рации, через Березники, связались с Галаншиным: «Космонавтов обнаружили, можем сейчас поднять их в вертолет». Тот связался с маршалом Устиновым. Передают: «Никакой самодеятельности! Их должен забрать специальный эвакуационный отряд»: категорически запретили что-нибудь предпринимать. У нас с собой было три комплекта зимнего летного оборудования, сбросили космонавтам. У летчика сумка с продуктами была - тоже сбросили, и топор. Они все нашли, кроме топора, снег был глубокий».

Спустя несколько часов к космонавтам спустили с вертолета лесоруба Василия Наседкина. Он им очень помог: разжёг костёр, разгрёб снег - ночевать в тайге, даже в марте, экстремальное приключение.

В 1965 году Соединенные Штаты Америки планировали осуществить первый выход астронавта в открытый космос. Королеву сообщили, что старт американского космонавта с выходом в космос был назначен на 28 апреля 1965 года, но Советский Союз сумел опередить их!


18 марта 1965 года в 10.00 по московскому времени с космодрома "Байконур" стартовал космический корабль "Восход-2" для работы по программе первого в мире выхода в открытый космос с экипажем в составе командира корабля подполковника Павла Ивановича Беляева (1925-1970), с позывными «Алмаз-1», и второго пилота майора Алексея Архиповича Леонова (родился в 1934 году), с позывными "«Алмаз-2»". В итоге суточного полета на корабле "Восход-2" П.И. Беляев и А.А. Леонов преодолели расстояние, равное 717262,01 километра, и пробыли в космосе, находясь на корабле, 26 часов 02 минуты 17 секунд. В отечественной практике это был самый сложный и напряженный космический полет. Этот полет "Алмазов" был настолько драматичен, что с тех пор позывные с названиями камней космонавты не берут.

Предложения по выходу из корабля появились в декабре 1963 г. и были оформлены Постановлениями Правительства от 13 апреля и 14 июня 1964 г. Для этого полета был создан специальный корабль, названный «Восход-2». Основным отличием корабля "Восход-2" от "Восхода-1" было наличие у него шлюзовой камеры (ШК) для выхода космонавта в космическое пространство и возвращения его в корабль. Камера сообщалась с кабиной люком с герметизирующей крышкой, которая открывалась внутрь гермокабины как автоматически с помощью специального механизма с электроприводом, так и вручную. Управление приводом осуществлялось с пульта. Для выхода космонавта в космическое пространство служил люк в верхней части шлюзовой камеры, снабженный герметизирующей крышкой, которая также могла открываться и автоматически и вручную. В шлюзовой камере размещались две кинокамеры для съемки процесса входа космонавта в камеру и выхода из нее, система освещения, агрегаты системы шлюзовой камеры. Снаружи был установлен киноаппарат для съемки находящегося в космическом пространстве космонавта, баллоны с запасом воздуха для наддува шлюзовой камеры и баллоны с аварийным запасом кислорода. Управление шлюзованием должно было осуществляться командиром корабля с пульта, установленного в кабине. При необходимости управление основными операциями шлюзования могло осуществляться с пульта, установленного в шлюзовой камере.

Для выхода космонавта из корабля в космическое пространство был разработан специальный скафандр "Беркут", имеющий многослойную герметичную оболочку-пакет, состоящий из силовой и двух герметичных (основной и резервной) оболочек, с помощью которой внутри скафандра поддерживается избыточное давление, обеспечивающее нормальную жизнедеятельность космонавта. В отличие от ранее применявшихся, снаружи этот скафандр был снабжен экранно-вакуумной теплоизоляцией и светофильтром для предохранения космонавта от теплового воздействия солнечных лучей. Съемный пространственный шлем скафандра имел двойное герметичное остекление из органического стекла и защитный фильтр, которые обеспечивают космонавту достаточный обзор и предохраняют глаза от воздействия солнечных лучей. Иллюминатор шлема открывался. Каска шлема изготовлена из алюминиевого сплава. Внутренняя полость шлема отделена от остальной части скафандра герметичной шторкой. Скафандрами были снабжены оба члена экипажа, для того чтобы командир корабля мог при необходимости оказать помощь космонавту, вышедшему в космическое пространство. Скафандры должны были защитить экипаж и в случае разгерметизации кабины. Система вентиляции и аварийного наддува скафандров в кабине была аналогична системе, применявшейся на кораблях "Восток", но рассчитана была на одновременную работу двух скафандров. Этот скафандр использовался только при полете корабля «Восход-2».

Система жизнеобеспечения корабля "Восход" была рассчитана на 10 суток. У космонавта, работающего в открытом космосе, в наспинном ранце 520 Х 320 Х 120 мм. имелась автономная система обеспечения жизнедеятельности (АСОЖ) вентиляционного типа, рассчитанная на 30 минут работы с дублированием подачи кислорода от запаса газа, имевшегося в шлюзовой камере. Ранец крепился на скафандре с помощью специальной подвесной системы. Запас кислорода хранился в трех восьмилитровых баллонах под давлением 22 МПа. Включение его осуществлялось запорно-пусковым устройством перед одеванием ранца. Весь кислород из АСОЖ подавался в шлем, после чего попадал под оболочку скафандра и далее выбрасывался через регулятор абсолютного давления в окружающую среду. Подача кислорода в скафандр включалась дистанционно. Расход кислорода от ранца был рассчитан на обеспечение наддува скафандра, кислородное питание космонавта и удаление углекислого газа. Величина расхода регулировалась автоматически в зависимости от абсолютного давления в скафандре. Страховка космонавта в открытом космосе обеспечивалась специальным фалом длиной 7 метров (за пределами корабля - 5,35 метра), в состав которого входили амортизирующее устройство, стальной трос, шланг аварийной подачи кислорода и электрические провода, по которым на борт корабля передавались данные медицинских и технических измерений, а также осуществлялась телефонная связь с командиром корабля.

Этот корабль был обеспечен системой мягкой посадки, которая позволяла космонавтам приземлиться без катапультирования.

Экипаж корабля состоял из двух человек и подбирался с особой тщательностью. Командир корабля Павел Иванович Беляев был самым опытным лётчиком в первом отряде космонавтов: в него он пришёл в возрасте 35 лет с должности командира эскадрильи, успев повоевать в небе над Японией в 1945 г. Алексей Архипович Леонов лучше всех в отряде космонавтов переносил тренировки в барокамере и центрифуге, больше других подходил по своим физическим и морально-психологическим данным. Для подготовки к полёту первоначально была отобрана группа космонавтов в составе: В.В. Горбатко, А.А. Леонов и Е.В. Хрунов. Участие П.И. Беляева вначале не планировали - по состоянию здоровья он был на грани отчисления. Его включили позже, по настоянию Ю.А. Гагарина. В январе 1965 г. В. Горбатко, по обнаружении у него сердечной систулы, был заменен Д. Заикиным.

Началась подготовка. Первые три месяца занимались изучением конструкций - ездили в Жуковский на базу ЛИИ имени М.М. Громова и в Томилино на завод «Звезда», где осваивали шлюзовую камеру и скафандр. Работали по наддуву скафандра от 0.4 атм с переходом до 0.27 атм, для того чтобы производить действия (открывать и закрывать забрала, управлять бортовыми системами) на случай, если произойдет разгерметизации кабины, а выходящий отрабатывал операции по выходу.Это проводилось, как тогда называлось, «в сухую», т.е. на Земле. Позднее выполнили четыре полета на невесомость на МиГах (на спарке), но привязанные к сидению космонавты ничего не смогли сделать. Затем решили использовать для этого самолет Ту-104ЛЛ и отрабатывали эти же действия в невесомости за 24 сек (за один полет делали порядка 10 горок). Вместо кресел в салоне укрепили половину кабины спускаемого аппарата с пристыкованным к нему шлюзом. Е. Хрунов с А. Леоновым начали отрабатывать поэтапное шлюзование: отвязывались от кресла, шлюзовались, выходили, отделялись от шлюза, парили и в обратном порядке, чередуясь во время полетов, то один, то другой. Все тренировки проходили уже в скафандрах. Маленький ранец на спине, система жизнеобеспечения была очень слабой. Вентиляция в скафандре 20 л в минуту, т.е. чуть пошевелишься - и весь мокрый. Несмотря на это руководство постоянно торопило, правда, зачем и кому это надо - никогда не объясняли. В результате скафандры и перчатки, системы шлюзования и контроля, и все в целом пришлось отрабатывать космонавтам самим. В самом начале отработки скафандров быстро уставали кисти. Для сжатия руки в перчатке нужно было приложить усилие 20–25 кг. Поэтому их приходилось постоянно тренировать. Правда, у А. Леонова была очень сильная кисть, и если Е. Хрунов выжимал 60–65 кг, то Леонов - 90. Давление в скафандре создавалось 0.4 атм. На Земле нельзя было понизить атмосферное давление, поэтому приходилось для придания жесткости скафандру наддувать его на 1.4 атм.

Подготовка продолжалась до начала марта 1965 г. Заключительные тренировки проходили на Чкаловской в большой камере СБК-80, где находился сам макет и действующий тренажерный образец шлюзовой камеры. Космонавтов поднимали «на высоту» (порядка 30 км), сидящий в макете с пульта управления проводил раскрытие шлюзовой камеры, проверку герметичности, наддув, раскрытие переходного люка и т.д. Первым ее проводил основной экипаж, а через день – дублеры. На этой заключительной тренировке присутствовали С.П. Королев, М.В. Келдыш, С.М. Алексеев и др.

Март 1965 г. выдался на редкость холодным, совсем не чувствовалось наступления весны. Снегом были покрыты не только пески пустыни, но и сооружения всего стартового комплекса. Рано утром 17 марта ракету и корабль вывезли из МИКа и установили на стартовой площадке. Беляев, Леонов и Хрунов после завтрака переехали на 2-ю площадку и поселились в домике космонавтов. Они жили и занимались по распорядку предстартового дня. В 16 часов на старте, в полусотне метров от ракеты, провели встречу экипажа "Восхода-2" со стартовой командой и представителями промышленности. Беляев выступил спокойно и хорошо, а Леонов очень волновался. Он сказал: " ...Я волнуюсь не от того, что завтра мне предстоит трудный космический полет, а потому, что мне трудно подобрать слова благодарности всем вам, товарищи, всем тем, кто создал ракету, корабль, оборудование, кто подготовил нас к полету..." На митинге присутствовало 600-700 человек, в том числе Королев, Келдыш, Руденко, Тюлин, Керимов, Правецкий, Ишлинский, Пилюгин и десятки других виднейших представителей космической кооперации. После митинга, когда все руководители полётом собрались в кабинете у Королева, Тюлин стал звонить в Москву, чтобы от имени Госкомиссии доложить Смирнову, Устинову, Косыгину и Брежневу о готовности запустить "Восход-2" завтра в 10:00 по московскому времени. Первые двое были на заседании Совета Министров, а помощники Косыгина и Брежнева сказали, что их уже нет на работе, и записали это сообщение.

Перед стартом была неприятность. Полностью собранный корабль стоял на стапелях, и рядом с ним на лебедке, зафиксированной при помощи защелки («собачки»), располагался двухметровый шлюз, в наддутом состоянии, подвешенный люком вниз. Таким образом его проверяли в течение суток на герметичность. Солдат, оставленный Королевым для охраны «объекта», от нечего делать шлепал пальцем по защелке. После очередного удара защелка выскакивает, шлюз падает и рвется. А запасного нет. Есть только тот, на котором тренировались космонавты. Его и поставили на корабль.

В 7:30 провели на старте предпусковое заседание Госкомиссии. В 8:30 Королев, Тюлин, Руденко и другие наблюдали процесс надевания скафандров. В 9:20 встретили экипаж у ракеты. Объятия, рукопожатия, поцелуи - и вот уже космонавты поднимаются в корабль. Беляев вел себя спокойно, а Леонов заметно волновался. До 10-минутной готовности Королев, Кириллов, Шабаров, Гагарин оставались у ракеты, а потом перешли в бункер. Старт прошел отлично, но первые 40 секунд полета казались особенно долгими (в случае аварии до 40-й секунды спасение экипажа почти невозможно). Да и все 526 секунд выведения корабля на орбиту были полны тревог, недаром некурящий Королев после отсчета 530-й секунды дрожащими руками взял папиросу и закурил.

Корабль вышел на заданную орбиту с параметрами: максимальная высота 497,7 километра, минимальная высота 173,5 километра, период обращения 90,944 минуты, скорость корабля при прохождении точки орбиты с максимальной высотой над поверхностью Земли на первом витке составляла 7,31, с минимальной высотой - 7,70 километра в секунду. Итак, космический корабль «Восход-2» достиг максимальной высоты, равной 497,7 километра. А это значило, что его экипаж установил абсолютный мировой рекорд высоты. До этого ни один пилотируемый космический летательный аппарат не был на такой высоте. Этот полёт оказался рекордным по количеству нештатных ситуаций, всего их было семь.

Как только «Восход-2» начал свободный полет в космосе на пассивном участке, А.А. Леонов вместе с командиром корабля П.И. Беляевым стал готовиться к эксперименту по выходу в космическое пространство. В 11 часов 28 минут 13 секунд в начале второго витка была произведена полная разгерметизация шлюзовой камеры корабля. В 11 часов 32 минуты 54 секунды открылся люк шлюзовой камеры, а в 11 часов 34 минуты 51 секунду космонавт А.А. Леонов вышел из шлюзовой камеры в космическое пространство. Человек впервые покинул корабль и оказался в открытом космосе.

Выход в открытый космос через шлюз не вызвал затруднений - он начался над Чёрным морем, а закончился над Сахалином. Начиналось все хорошо, по плану. С присоединенным к ранцу фал-тросом Алексей подошел к открытому люку шлюзовой камеры. Павел Беляев с помощью телекамеры и телеметрии следил за работой своего друга и был готов, если это потребуется, оказать ему необходимую помощь. Находясь на обрезе шлюза "«Алмаз-2»" не говорил, а кричал: «Заря-1», я - «Алмаз-2». Нахожусь на обрезе шлюза! Нахожусь на обрезе шлюза! Самочувствие отличное. Подо мной вижу облачность, море. Кавказский хребет сейчас прошли. Начинаю выполнять задание. Он первый видел космос с миллиардами звезд не из иллюминатора корабля, а через светофильтр скафандра. Это были секунды волнения и радости. Секунды упоения необычностью и красотой.

«Алмаз-1»: Леша, снять крышку с объектива кинокамеры! Снять крышку с объектива кинокамеры!
«Алмаз-2»: Снял, снял крышку!
«Алмаз-1»: Понятно!
«Алмаз-2»: Вижу, вижу небо! Землю!
«Алмаз-1»: Человек вышел в космическое пространство! Человек вышел в космическое пространство! Находится в свободном плавании!…

В это время на Земле Сергей Королев почувствовал задержку дыхания - как будто кольнуло в сердце. Через минуту боль повторилась… Леонов выходил в космос на 20 минут, из них 12 минут находился на удалении 5,35 метра от корабля, на полную длину фала, - Алексей отошел от корабля как раз над Кавказом. Беляев поддерживал с ним непрерывную связь и по-дружески, с большим волнением и напряжением давал, скорее, советы, чем команды, Алексею Леонову, которому предстояла миссия, какую до него в мире никто не выполнял. С земли за его выходом наблюдали по телевидению. Он плавно "парил" в космосе, помахал сперва левой, а затем - правой рукой, несколько раз специально переворачивался, отходил и подходил к кораблю. Его видели на фоне Земли в 3-5 метрах от корабля. Сколько было радости в эти минуты и на Земле, и в космосе! Дальше был короткий доклад на Землю:
- "Заря"! - доложил Беляев. - Все сделано по плану. "Алмаз-2" готовится к входу.

После завершения эксперимента возникли непредвиденные обстоятельства. Леонов подтянулся к обрезу люка. Инструкция предписывала "входить" ногами вперед. Алексей попробовал, но втиснуться в шлюз не смог. Напрягся, пошевелил ногами - безнадежный номер. Только сейчас он ощутил и осознал, что скафандр "превысил" ожидаемые размеры - непомерно раздулся, стал более жестким. Проникнуть в люк в таком виде стало невозможным. Было также рискованно прилагать чрезмерные усилия, к тому же не было для этого сил. "Мне конец, - подумал Леонов спокойно, но сердце готово было вырваться из груди. - Конец, дурацкий конец!
- Леша, что у тебя? - спросил Беляев каким-то странным голосом.
- Чертовщина какая-то, я не могу войти.
- Почему? Что мешает?
- Скафандр...

До входа в тень Земли оставалось пять минут. Вопреки инструкции, не сообщив о ЧП на Землю, он перешел на второй режим работы скафандра, сбросив давление в нём не до 0,5 атмосферы, а до 0,27 атм, чтобы уменьшить жесткость. Леонов попробовал "обратный вариант", т.е. не ногами, а головой вперед. В 11 часов 47 минут он втиснулся в шлюзовую камеру корабля, закрыл внешний люк и начал разворачиваться, так как входить в корабль нужно только ногами вперед. По-другому нельзя - крышка внутреннего люка, открывающаяся внутрь ШК, съедала 30% пространства. Во время этого разворота нагрузка максимально увеличилась. Пульс дошел до 190. У совершенно здорового человека, температура подскочила и оставались доли градуса до теплового удара, глаза космонавта заливал пот. В 11 часов 51 минуту 54 секунды, после того как был закрыт люк, начался наддув шлюзовой камеры. И едва крышка люка закрылась, Леонов, ослепший от пота, был вынужден снять гермошлем не дожидаясь подтверждения о полной герметизации. "Алмаз-2" переполз в кабину, втянул камеру и тяжело выдохнул. За полтора часа эксперимента Алексей Архипович похудел на шесть килограммов.

Алексей Леонов находился вне корабля в условиях космического пространства 23 минуты 41 секунду. По положениям Международного спортивного кодекса чистое время пребывания человека в открытом космосе исчисляется с момента появления его из шлюзовой камеры (от обреза выходного люка корабля) до входа обратно в камеру. Согласно этим условиям, А.А. Леонов находился в открытом космическом пространстве вне космического корабля 12 минут 09 секунд.

После возвращения в кабину А.А. Леонов вместе с П.И. Беляевым продолжал выполнять эксперименты, запланированные программой полета. Космонавты проводили медико-биологические исследования, решали вопросы космической навигации, наблюдали и изучали атмосферу Земли и т.д.

На седьмом витке Беляев спал, а с Леоновым состоялся сеанс радиосвязи. Леонов доложил: "Самочувствие отличное, корабль делает один оборот за 20-40 секунд, это нас не беспокоит, все параметры корабля в норме". Во время семи первых витков полета связь с "Восходом-2" по УКВ была отличной, а по КВ - удовлетворительной.

На 13-м витке резко упало давление в баллонах наддува кабины корабля с 75 до 25 атм. Дальнейшее падение могло привести к полной разгерметизации и вынужденной посадке. Главный конструктор приказал внимательно посмотреть телеметрию: может быть, идет цифровая ошибка? Но опасения подтвердились. Приняли решение на автоматический спуск корабля. Перед этим было необходимо отстрелить шлюзовую камеру. Экипаж привязались к креслам и подали команду на отстрел трубы шлюзовой камеры - после включения детонирующего шнура произошел сильный удар, который закрутил корабль в двух плоскостях. Произошли нерасчётные угловые ускорения, которые вывели из строя системы ориентации и автоматической стабилизации. Во время этой операции датчики солнечно-звездной ориентации «залепились». "Алмазы" сделали все, что положено в экстренных условиях. Они знали, что по команде с Земли должно произойти автоматическое включение тормозной двигательной установки (ТДУ). Но признаков включения не ощущалось, хотя на 16 витке с Земли была включена программа ориентации и спуска. ТДУ не включилась, так как не прошла ориентация корабля. Земля тоже знала, что автоматика спуска не сработала. На 17-м витке руководство их ждет внизу, а они и не пытаются снижаться, т.е. система автоматической ориентации не срабатывает. Юрий Гагарин, в то время зам. начальника ЦПК, спокойно передал на борт распоряжение технического руководителя полётом: сажать корабль вручную на 18-м или 22-м витке.

После этого началось "закислораживание" атмосферы в корабле - по непонятным причинам, произошло шестикратное перенасыщение кабины кислородом. Прибор показывал, что парциальное давление кислорода поднялось до 460 мм. Малейшее искрение в контактах при переключении тумблеров могло вызвать пожар и взрыв. Но космонавтам повезло: ничего не искрило, не коротило. Повезло вдвойне - сработал клапан разгерметизации. Благо, что они были в скафандрах.

В конце 18-го витка 19 марта 1965 г. в 11 часов 19 минут 00 секунд П.И. Беляев вручную включил систему ориентации, потом ввел в действие тормозную двигательную установку. П.И. Беляеву пришлось впервые в мире сажать космический корабль вручную. В тесноте, вынужденный из-за неправильной ориентации корабля покинуть пилотское кресло, Павел Беляев сумел-таки, "руля на ощупь", вывести корабль на траекторию приземления. Ручная ориентация корабля по Земле проходила при помощи ВСК («оптического глаза» корабля). Пока они уточняли точность ориентации, опоздали с включением двигателя на 45 сек, поэтому в Пермь и улетели. Они еле вписались в посадочное окно, спуск был практически неуправляемым. О том, чтобы приземлиться в заданном районе, то есть в казахской степи, не могло быть и речи. Вопрос стоял так: хорошо бы попасть в собственную страну, а не в джунгли Вьетнама или африканскую пустыню.

Спуск в ручном режиме тоже проходил с большим напряжением. Данные о прохождении команд на спуск Земля получила довольно быстро с парохода "Ильичевск", но потом в течение четверти часа о космонавтах не было никакой информации.

Произвели расстыковку с двигателем - неудачно: не отсоединился кабель. Соединённые им кабина и двигатель стали вращаться, как гантель. В конце концов кабель удалось отстрелить. За 30 минут спуска скорость корабля упала с 7600 метров в секунду до 200, высота полёта - с 435 км до 10, температура торможения на поверхности корабля составила 5-10 тысяч градусов.

Стабилизация спускаемого корабля наступила к 7 километрам, в это время отстреливался парашютный люк, из него выбрасывался сначала тормозной парашют, затем основной.

В это время на командный пункт одной из частей Уральского военного округа поступил сигнал на срочное включение всех радиолокационных средств. С вышестоящего КП из Свердловска нацелили на возможную посадку космического корабля "Восход-2":

Космонавты Беляев и Леонов идут на посадку. Возможно приземление в вашем районе: Обнаружить, провести, оказать всяческую помощь!

С юго-запада в район Перми стремительно нёсся космический объект. Сомнений у специалистов не было - это и есть "Восход" с "алмазами" на борту. И вот минутные отрезки оборвались. Под последней засечкой локатора крупно обозначилась высота: 40 км, 30 км, 20 км... Через считанные секунды метка на индикаторе увеличилась в размерах и остановилась недвижимо. Измерили высоту - прибор показал семь тысяч метров, раскрылся парашют спускаемого аппарата. Затем отметка исчезла с экрана - корабль плавно опускался на землю. На высоте 1,5 метра от земли на спускаемом аппарате сработала система мягкой посадки (за счёт твёрдотопливного двигателя), перегрузка при посадке снизилась с 8 до 3-хкратной. Скорость приземления при мягкой посадке составляла 2-3 метра в секунду. Корабль плавно приземлился. Позднее, в сообщении ТАСС точно названо время посадки: 19 марта 1965 года в 12 часов 02 минуты по московскому времени.


О том, что на севере области, возможно, произойдет приземление космического корабля, в Перми узнали когда он начал маневр спуска с орбиты. Эту информацию получил из Москвы от Устинова первый секретарь обкома КПСС Константин Иванович Галаншин. Сразу же Борис Всеволодович Коноплёв, тогда председатель Пермского облисполкома, дал распоряжение прекратить полёты над областью для обеспечения безопасности. Корабль приземлился в бывшем Соликамском районе в 15-17 км от д. Кургановка - это единственное, что было известно на тот момент. Жители Прикамья услышали сообщение ТАСС, переданное диктором Левитаном: - "... Сегодня в районе Перми приземлился космический корабли "Восход-2". Космонавты Павел Иванович Беляев и Алексей Архипович Леонов чувствуют себя нормально..."

Но это не было правдой - к этому времени судьба космонавтов была ещё неизвестна. В воздух были подняты четыре самолёта Ан-2 и военные вертолёты. С разных сторон на поиски космонавтов в тайгу ринулись отряды лыжников-добровольцев - позднее даже пришлось создавать специальные отряды для розыска потерявшихся "поисковиков". Поиски стали целенаправленными только после получения информации от вертолётчиков, обнаруживших купол парашюта. Поисковыми группами, сформированными в Перми, лично руководил Б.В. Коноплёв, прибывший автотранспортом в район Кургановки, где располагался штаб военных поисковиков, вместе с молодыми добровольцами. Правда это или нет, но говорят, что первыми сориентировались геологи из нефтеразведки N 4, что в Березовке Усольского района. Александр Леонтьич Саднов рассказывает: "- Сидим, конечно, у себя в диспетчерской в Березовке Усольской. Карты разбросили на столе. У меня телефонистки все знакомые, так что мы быстро поняли, куда они сели. Прикинули координаты: 59 градусов 34 минуты 3 секунды северной широты, 55 градусов 28 минут 0 секунд восточной долготы. Вдруг звонят с Березников - у вас откуда карты-то, откуда такие точные данные? Откуда карты? Нам, геологам, нельзя без генштабовских карт. А координаты передали - не секретные, прямоугольные, а географические, то есть открытые... Телефон-то наш, видать, прослушивали. Ну и отключили, конечно, в два счета. А инженер наш, Никулин Евгений Александрович, морячок бывший, взял три трактора С-100, бульдозер и отправился пробивать дорогу. Дня через четыре приезжает весь обросший, довольный такой. Потом уже военные налетели. В деревнях - Кургановке, Сороковой все съели под метелку. После всего самосвалы по деревням повезли муку в мешках. Раздавали по совести - кто сколько муки извел" - действительно, в деревенских магазинах продукты питания исчезли очень быстро, а вскоре запасы еды закончились и у селян. А в домах нищета... Колхозники ходили в лаптях! Съехавшимся в Кургановку журналистам было настрого запрещено фотографировать местных жителей. Видимо посчитали, что лапти и космос не совместимы. В связи с этим интересно вспомнить, что именно лапти были подарены космонавтам во время их приезда в Пермь 9 марта 1968 года.

Продолжение следует... Окончание см. тут:

советский пилотируемый космический корабль. Впервые в мире космонавт вышел из кабины космического корабля в открытый космос.

Подготовка к полёту

После первого успешного полёта многоместного космического корабля «Восход-1», была поставлена следующая цель — осуществление выхода космонавта в открытое космическое пространство. Миссия была важной вехой советской лунной программы.

Корабль «Восход-2» был модифицирован по сравнению с кораблём «Восход-1». В корабле «Восход-1» находился экипаж из трёх космонавтов. Кабина корабля была настолько тесной, что космонавты осуществили этот полёт без скафандров. В корабле «Восход-2» было два места для космонавтов, и на корабле была установлена надувная шлюзовая камера «Волга». Во время старта шлюзовая камера была в сложенном состоянии, в таком состоянии она имела размеры: диаметр — 70 см, длина — 77 см. Вес шлюзовой камеры составлял 250 кг. В космосе, шлюзовая камера надувалась. Её размеры в надутом состоянии составляли: внешний диаметр — 1,2 метра, внутренний диаметр — 1,0 метр, длина — 2,5 метра. Перед сходом корабля с орбиты и приземлением, шлюзовая камера отстреливалась от корабля.

В июле 1964 года был назначен экипаж для выполнения полёта на корабле «Восход-2». Основной экипаж: Павел Беляев — командир и Алексей Леонов — пилот, дублирующий экипаж: Виктор Горбатко и Евгений Хрунов. Позже к подготовке к полёту был привлечён и Дмитрий Заикин.

Для выхода в открытый космос, в НПО «Звезда» был создан специальный скафандр «Беркут». Тренировки выхода в открытый космос проводились в самолёте Ту-104. В салоне Ту-104 был установлен макет корабля «Восход-2» в натуральную величину. Тренировки проходили во время короткого состояния невесомости, которое возникало во время полёта по параболической траектории.

9 февраля 1965 года было окончательно решено, что в космос отправятся Беляев и Леонов, дублерами будут Заикин и Хрунов. Горбатко считался запасным.

Перед стартом скафандры надели только Беляев, Леонов и Хрунов. То есть фактически перед самым стартом дублёром был только Евгений Хрунов, который был подготовлен к выполнению функции как командира, так и пилота, и, в случае необходимости, смог бы заменить или Беляева, или Леонова.

Шлюзовая камера корабля «Восход-2» и скафандр для выхода в открытый космос

Технические данные

  • Масса корабля: 5682 кг
  • Перигей: 167 км
  • Апогей: 475 км
  • Наклонение орбиты: 64,8°
  • Период обращения: 90,9 мин
  • Пройденное расстояние: 717.330 км

Полёт

«Восход-2» стартовал 18 марта 1965 года ровно в 10 часов московского времени с космодрома Байконур.

Сразу после выхода на орбиту, уже на первом витке, была надута шлюзовая камера. Перед выходом оба космонавта были в скафандрах. Беляев был готов, в случае непредвиденных обстоятельств, помочь Леонову вернуться в корабль. Выход в открытый космос начался на втором витке. Беляев с пульта управления открыл люк в шлюзовую камеру. Леонов в скафандре перебрался в шлюзовую камеру. Беляев закрыл за ним люк и начал разгерметизацию камеры. В это время корабль находился над Египтом. В 11 часов 32 минуты 54 секунд Беляев открыл наружный люк шлюзовой камеры, Алексей Леонов остался в космическом вакууме. В 11 часов 34 минуты 51 секунду Леонов выплыл в безвоздушное пространство. Пять раз Леонов удалялся от корабля и возвращался к нему. Леонов был связан с кораблём фалом, длина которого составляла 5,35 метра. Леонов проплывал над Чёрным морем, над Кавказским хребтом, над Волгой, над Иртышом, над Енисеем. Давление в скафандре космонавта поддерживалось постоянным и было равно 0,4 атм., что обеспечивало нормальную жизнедеятельность организма, но не позволяло скафандру становиться слишком жестким. Герметичная оболочка защищала космонавта от ультрафиолетового излучения, радиации, большого перепада температур, обеспечивала нормальный температурный режим, нужный газовый состав и влажность среды.

В 11 часов 47 минут Леонов вернулся в шлюзовую камеру. В 11 часов 48 минут 40 секунд был закрыт наружный люк шлюзовой камеры и через три минуты начался наддув воздуха. Выход закончился, когда корабль пролетал над Якутией.

Алексей Леонов в открытом космосе.

Почтовый блок СССР Восход-2. Триумф Страны Советов, 1965. Изображение корабля не соответствует действительности

На внешней поверхности корабля были установлены две телевизионные камеры, которые передавали изображение на Землю.

В свободном полете, Леонов находился 12 минут и 9 секунд, после чего возвратился в шлюзовую камеру. Возвращение в шлюзовую камеру было осложнено тем, что скафандр Леонова сильно раздулся. Только после того как Леонов снизил давление воздуха внутри скафандра, он смог пройти в шлюзовую камеру.

Посадка корабля «Восход-2» должна была состояться после 17 витков в автоматическом режиме, но автоматика не сработала. Корабль совершил ещё один виток вокруг Земли. На следующем витке командир корабля Павел Беляев перевёл корабль на ручное управление. Из-за того, что кресла космонавтов в кораблях «Восход» были повёрнуты на 90 градусов относительно пульта, ручное управление кораблём было невозможно, если космонавты были пристёгнуты в кресле «по-посадочному». Поэтому Павлу Беляеву пришлось отстегнуться, сориентировать корабль, подготовить включение ТДУ, вернуться в кресло, пристегнуться и включить ТДУ. На то, чтобы вернуться в кресло и пристегнуться, ушло 22 секунды, что дало перелёт приблизительно на 165 км к северо-востоку. В результате корабль приземлился в нерасчётной точке, которая находится, приблизительно, в 75 километрах северо-западнее города Березники.

Посадка произошла в заснеженной тайге, далеко от населённых пунктов. Космонавты пробыли трое суток в тайге, пока их не обнаружили и к ним не прибыли спасатели. Однако вертолёт не мог приземлиться поблизости. Место посадки для вертолёта было оборудовано на следующий день в 9 км от места, где приземлились космонавты. Космонавты и спасатели добирались до вертолёта на лыжах. На вертолёте космонавты были доставлены в Пермь. Вечером космонавты прилетели на Байконур.

Совершив первый выход в открытый космос, советские космонавты вновь опередили американцев. Только через два с половиной месяца первый выход в космос совершил американский астронавт Эдвард Уайт.

Полёт корабля «Восход-2» был последним пилотируемым полётом кораблей типа «Восход». Ранее планировался длительный, до 15 суток, пилотируемый полёт на корабле «Восход-3», но этот полёт был отменен. Был осуществлён длительный полёт корабля «Восход» с собаками Ветерок и Уголёк на борту. Этот полёт начался 22 февраля 1966 года и продолжался 20 суток. Это был последний полёт кораблей «Восход».

В это время в Советском Союзе разрабатывался новый пилотируемый корабль «Союз», который совершил первый полёт с космонавтом на борту в апреле 1967 года.

Из сообщения ТАСС 18 марта 1965 года

«

Сегодня, 18 марта 1965 года, в 11 часов 30 минут по московскому времени при полете космического корабля «Восход-2» впервые осуществлен выход человека в космическое пространство. На втором витке полета второй пилот летчик-космонавт подполковник Леонов Алексей Архипович в специальном скафандре с автономной системой жизнеобеспечения совершил выход в космическое пространство, удалился от корабля на расстоянии до пяти метров, успешно провел комплекс намеченных исследований и наблюдений и благополучно возвратился в корабль. С помощью бортовой телевизионной системы процесс выхода товарища Леонова в космическое пространство, его работа вне корабля и возвращение в корабль передавались на Землю и наблюдались сетью наземных пунктов. Самочувствие товарища Леонова Алексея Архиповича в период его нахождения вне корабля и после возвращения в корабль хорошее. Командир корабля товарищ Беляев Павел Иванович чувствует себя также хорошо.

»


В российский прокат вышел фильм Дмитрия Киселёва «Время первых», рассказывающий о подвиге космонавтов Алексея Леонова и Павла Беляева. Картина о первом выходе человека в открытый космос, где сам Алексей Леонов выступил в роли консультанта ещё до выхода стала самым обсуждаемым проектом весны, поскольку Минкульт предложил кинотеатрам отодвинуть зарубежный боевик «Форсаж» ради отечественного кино. Корреспондент «ОГ» посмотрел очередную удачную попытку российского кинематографа, которая вышла на редкость честной и правдивой.

Подвиг в четыре предложения

Подробно рассказывать про сюжет «Время первых» точно не стоит. Надеемся, что все ещё со школьной скамьи знают, что первым человеком в мире вышедшим в открытый космос стал Алексей Леонов.

Случилось это 18 марта 1965 года. Через день - 19 марта - лётчик Павел Беляев стал первым человеком, который посадил космический летательный аппарат на ручном управлении. 1 сутки 2 часа 2 минуты 17 секунд - столько продолжался легендарный полёт. 20 марта космонавты из глухой пермской тайги вышли на связь, и 21 марта замёрзших, но живых, их спасли.

Вот так, в четыре предложения уложился один из главных подвигов не только советской космонавтики, но и всего человечества. Именно подвиг, потому что в полёте у Леонова и Беляева всё пошло не так и домой они вообще могли не вернуться. Раздулся скафандр, произошла разгерметизация, отказала автоматика и отключилась связь с Землёй, космонавты чуть не умерли от кислородного отравления, а затем едва не замёрзли в тайге. В полёте произошло семь аварий. И четыре из них, по словам самого Леонова, могли стать смертельными.

Теперь стало страшно

Эта история произошла за 48 лет до того, как появился американский фильм «Гравитация». Да, создатели картины «Время первых» рьяно открещиваются от всех параллелей с голливудским предшественником, но общие черты у них точно есть. Кстати, продюсеры «Гравитации» даже консультировались с Леоновым. И там, и там человек выигрывает битву за жизнь у бескрайнего Космоса, только вот есть одно огромное отличие - «Гравитация» и все её перипетии вымышленные, а «Время первых» - нет.

Браться за столь глобальную тему сложно. До сих пор жив и здоров Алексей Леонов, живы свидетели тех лет. Кроме того, у русских людей очень трепетное отношение к теме советской космонавтики, и важно не обмануть их ожидания - не создать фальшивый и пафосный фильм с красивой картинкой космоса. «Время первых» - честное и живое кино. Это и есть главный ключ к успеху. Создатели фильма не пытаются просто выехать на самом факте, а с детальной точностью рассказывают и предысторию полёта, и о самом полёте, и о времени после него.

В 1965 году СССР не был готов выпустить человека в открытый космос, но космическая гонка не предполагала остановок. Герои фильма - винтики в большой и безжалостной государственной машине, которая, в случае чего, пойдёт на жертвы ради результата. Вот только любой винтик в механизме важен. Из-за мельчайшей трещины на борту космонавты чуть не умирают. И, что символично, спасаются лишь потому, что… нарушают эту же систему: следуя инструкции, космонавты не вернулись бы на Землю. И в радиоэфир пустили бы второй из двух заготовленных вариантов сообщения ТАСС: «Всё это привело к гибели экипажа»… Но неправильно было бы делать фильм лишь только про Систему.

Эта картина про трёх героев - космонавтов Леонова, Беляева и конструктора Сергея Королёва, которые открывают новую эпоху в космической гонке. В фильме постоянно возникает метафора рождения. Выход человека в открытый космос - на страховочном канате, который напоминает пуповину - как появление ребёнка из утробы матери. Леонов на земле не ведает страха, но когда оказывается в космосе, ему становится страшно. Так же, как в детстве, когда маленький Алексей ночью убежал из дома, чтобы посмотреть, где же в поле спит птичка. Казалось бы, мы знаем, что космонавт успешно вернётся на борт, но почему-то и сидя в зале тоже ужасно переживаем. Не без участия, кстати, других героев - Евгения Миронова (Леонов), Константина Хабенского (Беляев) и Владимира Ильина (Королёв). Топовые российские артисты со своей задачей справились ничем не хуже героических прототипов в кино.

«Только теперь я понял, как всё было страшно», - сказал после первого просмотра сам Леонов. Вот, кстати, и второй ключ к разгадке успеха фильма - неподдельный страх и сопереживание героям. Создатели фильма сделали всё возможное, чтобы зрители пережили самые напряжённые моменты вместе с космонавтами. Чтобы всем стало понятно, что такое космос и какие там законы, какой ценой дался этот подвиг. А вот на вопрос «зачем?» - предстоит ответить зрителям.

Геройское кино

Американское кино - это кино про супергероев. Из этого же ряда сверхлюдей и героиня Сандры Баллок в «Гравитации». Героями советского космоса стали обычные люди. «Я был восьмым ребёнком в семье, - говорит Леонов фильме. - Отца в 1937 году репрессировали, нас и мамку на сносях выгнали из дома. Соседи дом разграбили. Мы стояли на снегу, а соседи подошли и штанишки с меня сняли, так и остался в рубахе стоять… Но выжили». И вот этот самый мальчишка, а также фронтовик Беляев, прошедший через лагеря Королёв - настоящие герои, которые прошли через слишком многое, чтобы наступило их время - время первых.

Уходя из кинотеатра, я увидел папу и сына, которые долго сидели и смотрели на финальные титры. «Папа, я хочу быть похожим на этих двух космонавтов», - гордо сказал мальчишка.

Слышал пульс Леонова и Беляева

«Мы себя чувствовали… чуть ли не богами»

После выхода в «ОГ» интервью с продюсером фильма «Время первых» Тимуром Бекмамбетовым к нам обратился наш читатель Владимир Пономарёв - и рассказал, что в 1965 году, когда запускали «Восход-2» с Алексеем Леоновым и Павлом Беляевым на борту, он служил под Красноярском оператором телеметрии и следил за показаниями аппаратуры во время полёта. Вместе с нашим героем мы сходили на премьеру фильма.

Владимир Иванович рассказал, что картина ему понравилась - хорошо передана атмосфера того времени, эмоциональный подъём, энтузиазм, с которым все причастные готовили и проводили полёт. Также в кино есть кадры, где видна и работа телеметристов. Уже после просмотра он рассказал нам, как попал на пункт Научно-измерительного комплекса и каким он больше 50 лет назад видел тот полёт, описанный в фильме.

Меня и других ребят из Свердловска и области - всего 28 человек - призвали в 1962 году. Из Егоршино распределили в Красноярск - сначала мы вообще не знали, куда попали, чем предстоит заниматься. Первое впечатление - дикий холод. Поселили в деревянных казармах, две пары белья выдали - тонкое и тёплое… Банька была небольшая. И сразу взяли подписку о неразглашении, родным даже намёка давать нельзя было. Это был один из пунктов Научно-измерительного комплекса - мы отслеживали все спутники и все корабли. Лично я занимался телеметрией, а товарищи мои были на телевизионной станции. Заканчивал службу в 1965-м, уже командиром отделения. Станция располагалась в Красноярске - их размещали по всему Союзу, в определённых точках, откуда лучше всего отслеживать полёт летательного аппарата.

Из личного архива В.Пономарёва

Мы следили и обрабатывали много информации, связанной с состоянием космонавта и корабля - давление, пульс, показания всех приборов, аппаратуры - все ключевые параметры. Конечно, сейчас абсолютно другие технологии: мы работали ещё на лампах, показания записывались на фотоплёнку… А когда плёнку снимали с фотоблоков, её наматывали на барабан, а потом калорифером сушили.

Я однажды договорился зайти в аппаратную - посмотреть. В тот момент была включена наружная телекамера на корабле, мы видели чёрный космос. А потом включилась камера внутренняя - там сидели два манекена. Это был тестовый полёт. Когда была команда «Открыть люк!», сигнал пропал… Мы точно тогда не знали, что там произошло. А утром нам объявляют - восьмичасовая готовность! Этого уж точно никто из нас не ожидал. Мы начали проводить регламентные работы. И - полетели уже люди.

Мы не знали, что человек будет выходить в открытый космос. Но когда увидели, услышали - мы себя чувствовали… чуть ли не богами. Мы были к этому причастны!

Кстати, моей первой боевой задачей была Терешкова. Мы тогда не знали, кто летит, но когда услышали её позывные - «Чайка» - поняли, что в космос полетела женщина. Секретность была колоссальная. Если нужно доставлять срочную телеграмму - например, когда дешифровщики что-то необычное обнаружили - заходишь на командный пункт, и все карты тут же закрывают, задёргивают.

Страха у меня никогда не было. Никакого. Ответственность - да. Относились к своей работе всегда крайне серьёзно: всё ли настроено, всё ли работает. Проверяли, перепроверяли, регулировали.

С Леоновым я никогда не виделся, но зато встречался с Павлом Беляевым, которого, кстати, можно считать нашим земляком. Хоть родился он не на Урале, а в селе Челищево (ныне - Вологодская область), но в июне 1942 года окончил 10 классов в средней школе № 3 в городе Каменске-Уральском, а потом работал токарем на Синарском трубном заводе. Именно в Каменске-Уральском была в 1966-м году с ним встреча, там мы общались, он рассказывал о полёте, о нештатных ситуациях.

  • Опубликовано в №61 от 08.04.2017