Музей-корабль Густав Васа (в просторечии называемый «музей Ваза») выстроен вокруг одного из самых бестолковых шведских кораблей XVII века, прославившегося тем, что проплыл он меньше мили, а потом быстренько утонул. Но – флагман. Попыток поднять корабль Васа предпринималось множество. В конце концов, в 1961-м году его подняли, 30 лет реставрировали и в 1990-м на Юргордене сколотили вокруг него музей. Как ни странно, Густав Васа - чуть ли не самый посещаемый музей Стокгольма. В экспозиции представлено также невероятное количество барахла, поднятого со дна в разных точках мирового океана.

Что и говорить, шведы трепетно подошли к созданию музея вокруг такого унылого факта как бездарно спроектированный корабль, который не мог плавать, и 300 лет мешавший судоходству в одной из гаваней города. Корабль Густав Ваза любовно отреставрирован, вокруг него выстроено 3 этажа, позволяющие его обойти и осмотреть с различных сторон. Здесь же – скелеты экипажа, восковые фигуры, патриотическая атрибутика, картины, изображающие самого короля и несколько древних пушек.


В качестве добавленной стоимости к визиту предлагаются реконструкции тесных помещений средневековых кораблей, множество моделей, фильм о героическом походе Густава Вазы на 9 кабельтовых и – самое забавное – аттракцион «спаси Вазу». Это небольшая компьютерная игра, в которой вы можете попробовать изменить проект таким образом, чтобы это корыто уплыло ну хотя бы миль на 5 от берега (где его, вероятно, было бы многим сложнее поднять). К сожалению, после выбрасывания 2/3 пушек, что делает корабль Густав Васа условно мореходным, король приговаривает вас к четвертованию за создание небоеспособного флагмана. Из чего можно сделать вывод, что Васа был обречен с самого начала.

Для любителей морской истории музей представляет интерес. Как-никак, это единственный в мире хорошо сохранившийся корабль начала XVII века. Водолазное снаряжение, драматическая история подъема кораблей и регулярно проводящиеся экспозиции о металлоломе глубин, который все еще ждет своего реставратора, могут вызвать интерес мужской части населения. Но в остальном это музей одного экспоната, который все равно скорее курьезен, чем имеет славную историю.

Адрес музея "Корабль Густав Васа": Galärvarvsvägen 14.
Время работы : по будням с 10 до 17, по выходным с 10 до 20. Летом (с 1 июня до 31 августа) с 8.30 до 18.
www.vasamuseet.se

Уникальной судьбой обладает корабль Васа, который сегодня является одним из самых посещаемых музеев Стокгольма. Трудно себе представить судно с более плачевной и одновременно с тем необычной судьбой: затонувший корабль XVII века жив до сих пор.

По страницам истории горе-корабля

Некогда он был шведским боевым кораблём, гордо названным в честь правящей в Швеции династии королей Ваза. Большое будущее предрекали ему, так как был он самым крупным и дорогостоящим боевым кораблём всего шведского флота. Васа планировался как флагман, но потерпел крушение в первом же рейде.

январь 1625 года - приказ шведского короля Густава II Адольфа о постройке нового боевого корабля по проекту голландского кораблестроителя Хенрика Хюбертссона; в строительстве судна принимал активное участие сам король; для возведения гиганта было срублено более 16 гектаров лучшего дубового леса;

1627 год - смерть Хюбертссона, которого заменил судостроитель стокгольмской верфи Блазиенхольмен Хайн Якобссон.

август 1628 года - корабль Васа был спущен на воду в стокгольмской гавани, но в результате конструктивных ошибок при его строительстве опрокинулся и затонул, не пройдя даже мили; не сумели спасти половину экипажа - более 50 человек затонуло вместе с судном;

1961 год - корабль был поднят благодаря стараниям инженера Андерса Франсена, крупнейшего шведского специалиста по военно-морской истории; Васа был тщательно законсервирован, а затем подвергнут реставрации.

В августе 1990 года на острове Юргорден вокруг легендарного корабля был открыт музей, которому на сегодняшний день уступают по посещаемости все остальные достопримечательности Стокгольма, которых в этом городе немало.

Музей-корабль Васа

Здание музея построено индивидуально под экспозицию корабля. Здесь можно:

  • осмотреть Васу со всех сторон с разных высот;
  • посетить кинозал, где идёт показ фильма об истории корабля;
  • заказать экскурсию с гидом;
  • увидеть восковые фигуры погибших вместе с кораблём членов экипажа, чей внешний вид был воспроизведён по найденным останкам;
  • приобрести морской сувенир в маленьком магазинчике;
  • перекусить в тематическом ресторане на территории музея.

Все достопримечательности Швеции позволяют туристам прикоснуться к таинственному и легендарному прошлому, чего только стоит Музей «Юнибаккен» . А корабль Васа в Стокгольме - не исключение, ведь это старинное, уникальное, самобытное и роскошное в исполнении судно осталось единственным в мире сохранившимся парусным кораблём начала XVII века.

Сегодня я расскажу об одном шведском музее, о музее «Васа» (швед. Vasa Museet). Признаться честно, по прибытии в Стокгольм у меня не было планов относительно этого места. Название музея вообще на слуху у туристов. Однако многие отбрасывают мысль о посещении, когда слышат два ключевых слова: «музей-корабль». «Кораблестроение интересно только мужчинам», - говорят многие представительницы прекрасного пола. «И действительно, что там может быть примечательного для человека, совсем не разбирающегося в корабельном деле? То ли дело привычные взору классические художественные или естественно-научные музеи», - подумала я. Но каково же было мое удивление, когда я услышала рассказ женщины, охотно делившейся своими яркими впечатлениями о походе в музей «Васа» с двумя другими барышнями. Недолго думая, я отправилась туда - решила не следовать сложившимся стереотипам, чего советую и вам.

«Васа» произвел на меня самые что ни на есть поразительные впечатления. Это один из самых запоминающихся музеев, в которых я была! Предлагаю вашему вниманию краткий обзор и некоторые важные детали.

Как добраться

Располагается этот удивительный музей на одном из островов центра Стокгольма Юргорден (Djurgården ). Добираться до него, на мой взгляд, лучше всего от Старого города (Gamla-Stan). Почему? Старый город - это то самое место, куда большая часть путешественников приезжают в самую первую очередь. Это как Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге или Красная площадь в Москве.

Лично я отправлялась в музей «Васа» от Королевского дворца. В качестве ориентира и опорного пункта, дабы не заблудиться в Стокгольме, можно выбрать именно его: он виден издалека. Я шла пешком минут 30, как и написано на карте снизу. Конечно, можно дойти и быстрее. Однако встречающиеся на пути невероятной красоты архитектурные постройки в стиле модерн, набережные, гавани, да и просто открывающиеся взору великолепные виды не смогут оставить вас равнодушными… так что вряд ли получится остановиться или не замедлить шаг:).


Впрочем, для тех, кто предпочитает пользоваться общественным транспортом, есть альтернатива - автобус. Чтобы доехать до музея «Васа», необходимо перейти мост и пройти к остановке Stockholm Karl XII:s torg. Оттуда каждые 15–17 минут (в зависимости от времени суток) отправляется автобус № 76. О том, как приобрести билеты и проездные на общественный транспорт, читайте . Вам нужно будет проехать четыре остановки и выйти на Stockholm Djurgårdsbron. Затем, держась правой стороны, пройти прямо (3–4 минуты). Опля, и вы на месте.

Если вы решите добираться до музея «Васа» из других частей города, то в качестве ориентиров могут выступать близлежащие музеи: Музей северных народов (Nordiska museet), располагающийся в красивейшем здании в стиле неоренессанс, а также известный музей под открытым небом «Скансен» (Skansen). Вы их можете видеть на фото ниже.





Вообще, остров Юргорден, на котором находятся перечисленные выше музеи, по праву можно считать музейным островом. Здесь также находится музей, посвященный группе ABBA, и водный музей «Аквария» (Aquaria Vattenmuseum).

Так вот. Если вы будете добираться не от Старого города, ближайшая к музею станция метро - Karlaplan (Площадь Карла). Но «ближайшая» - это мягко сказано. От метро нужно будет сесть на автобус № 67, проехать 3 остановки и выйти на Stockholm Nordiska museet/Vasa. А потом пешком минут 5.

Ну а теперь поговорим непосредственно о нашем музее.


Внешний облик здания отдаленно напоминает корабль. Зайдя вовнутрь, первым делом, конечно же, нужно будет купить входной билет.

Стоимость входа

Взрослые

13 EUR (130 SEK, шведских крон)

Студенты

10 EUR (100 SEK)*

Дети (до 18 лет)

бесплатно

* скидка студентам предоставляется только при предъявлении студенческого билета; кстати, необязательно брать собой ISEC (но лишним не будет), принимают и наш российский (по крайней мере так было во время моего пребывания весной 2016 года).

Время работы

  • со 2 января по 31 мая и с 1 сентября по 30 декабря - 10:00–17:00, по средам - 10:00–20:00 (ресторан «Васа» 10:00–16:00);
  • с 1 Июня по 31 августа - 8:30–18:00 (ресторан «Васа» - 9:30–17:30);
  • 31 декабря - 10:00–15:00 (Ресторан «Васа» - 11:30–14:00).
  • 1 января, с 23 по 25 декабря - закрыто!!!

Экспозиция музея

Музей занимает пространство в шесть этажей, на каждом из которых рассказывается об истории создания и строительстве «Васа», жизни моряков. В экспозиции представлены отдельные сохранившиеся элементы декора, макеты, модели корабля и его кают, личные вещи моряков. Самые экстраординарные экспонаты ищите на втором этаже - это восстановленные по останкам костей лица моряков.


Конечно же, в самом центре музея находится ОН - корабль «Васа», к которому можно подойти с разных сторон, посмотреть на него с разных точек. Размер корабля весьма внушительный.






Кстати, почему он так называется?

История

Корабль получил имя в честь династии Васа, правившей во время его строительства. Тогда, в далеком 1628 году, на это судно возлагали огромные надежды. «Васа» должен был стать крупнейшим кораблем за всю историю шведского флота. Наверняка вы обратили внимание на словосочетание «должен был». Это не случайно.

В том же году при первом выходе в гавань корабль, отошедший буквально на несколько метров, пошел под воду. Трагедия была неслыханных масштабов. На борту вместе с моряками находились их жены, а сам корабль провожали горожане. Причина крушения заключалась в неправильном, даже, сказать точнее, ошибочном проекте корабля. Национальную трагедию было не миновать.



А что, собственно, было потом? Попытки подъема на поверхность - неоднократное количество раз. Но получилось это сделать, представьте себе, только в XX веке, в 1961 году. С этого момента началась серьезная работа по восстановлению: долгие годы трудились лучшие реставраторы. Законсервированный и отреставрированный корабль поместили в специально отведенное под музей здание, и в 1990 году был открыт музей «Васа».

Кстати, помните интересную архитектуру здания музея? Сейчас расскажу. После того, как корабль удалось вытащить на сушу, его ввели в корабельный док XIX века, заполненный водой. Затем из дока откачали воду, и началась работа по строительству музейного павильона. Здание построено из бетона, а на крыше три стилизованные мачты.

На этом свой рассказ я прерываю. Не буду раскрывать все карты, ведь иначе пропадет стимул добраться до «Васа»:). Не переживайте, вы обо всем узнаете на месте. В музее вы сможете взять аудиогид, экскурсию или же самостоятельно изучить историю корабля с помощью экспликаций и брошюр (есть и на русском языке).

Корабль "Васа" - шведское парусное боевое судно, водоизмещением 1210 тонн. Его ширина составляла 11,7 метров, а длина 69 метров, высота равнялась 52,5 метра. Экипаж состоял из 145 матросов и 300 солдат, которые обслуживали 64 пушки. Работы по строительству судна начались весной 1626 года на стокгольмской верфи. Закончились осенью 1627 года. В 1628 году огромный линейный корабль был спущен на воду и укомплектован орудиями и боекомплектом. Во время своего первого плавания 10 августа 1628 года затонул в 120 метрах от берега на глубине 32 метров, пройдя по воде в общей сложности не более 1,5 км.

Краткая предыстория

В начале XVII века у шведов не было больших кораблей, вооружённых тяжёлыми пушками. В принципе, для Балтийского моря вполне подходили и мелкие суда, но шведский король Густав Адольф (1594-1632) отличался чрезвычайной амбициозностью. Он решил создать костяк флота, состоящий из больших линейных кораблей. По его задумке их должно было быть 5.

Первым в этой серии и стал "Васа". Но, как говорится, первый блин комом. Что же касается других 4-х военных судов, то они благополучно служили в шведском флоте вплоть до 60-х годов XVII столетия. Их называли королевскими судами, а от затонувшего судна они отличались тем, что были на 1,5 метра шире.

Хронология гибели "Васа"

Корабль получил своё название в честь шведской династии Ваза, правившей страной в тот период. После окончания строительных работ его долго комплектовали парусиной. В Швеции парусину не шили, поэтому пришлось заказывать её во Франции, Нидерландах и Германии. Сделаны паруса были из конопли и частично из льна. Сам же корпус собрали из дубовых досок.

В январе 1628 года король посетил судно, которое должно было стать гордостью шведского флота. После этого плавучую громаду отбуксировали из верфи и поставили вблизи королевского дворца в Стокгольме. Его укомплектовали балластом, а также оружием и боеприпасами. Лишь к началу августа судно полностью подготовили к плаванию. Первый выход в открытое море наметили на 10 августа.

Это был воскресный день, и его решили сделать праздничным. На борт поднялись не только члены экипажа, но также и члены их семей - жёны и дети. На корме разместили оркестр, который должен был играть торжественные мелодии. Погода благоприятствовала плаванию: день был ясным, а ветер слабым. В своё первое плавание судно должно было дойти до морской базы, находящейся южнее Стокгольма.

На пристани собралась огромная толпа народа. Горожане пришли поглазеть на огромный линейный корабль, который по своим размерам превосходил все военные корабли мира. Гигантского красавца отбуксировали к южной стороне гавани, где тот расправил паруса. Корабельные пушки отсалютовали публике на пирсе громовым залпом, а та ответила восторженным рёвом тысяч глоток. После этого "Васа" гордо поплыл в открытое море.

Но ещё на открытом участке бухты началось непонятное. Сильный порыв ветра наполнил паруса, и корабль сильно накренился. Однако порыв ослаб, и судно выровнялось. Оно благополучно дошло до выхода из бухты, но тут ещё более сильный порыв ветра вновь накренил огромный корабль. Он лёг на левый борт и к ужасу зевак начал тонуть.

К месту катастрофы направились лодки с кораблей, пришвартованных в бухте. Но когда они подплыли, судно уже почти полностью ушло под воду. Спасатели начали подбирать людей, бултыхающихся в тёмной воде. Большая часть женщин, детей, моряков была спасена. Погибло от 30 до 50 человек. Трагедия произошла на глазах у тысяч людей, столпившихся на берегу. Среди горожан находились и иностранные послы, и шпионы враждующих государств. Все они стали свидетелями страшного позора шведской династии и самого короля Густава Адольфа.


Причины гибели "Васа"

Сам король в это время находился в Пруссии, поэтому узнал о трагедии лишь через 2 недели. Он тут же отправил в Стокгольм депешу, в которой потребовал тщательнейшего расследования и наказания виновных.

В соответствии с этим были допрошены все оставшиеся в живых члены экипажа. Следователей интересовало: был ли экипаж трезв в момент трагедии, был ли правильно уложен балласт, были ли надёжно закреплены орудия? Каждый из допрашиваемых клялся, что чётко выполнял свои обязанности. В конце концов, ответы моряков были признаны удовлетворительными и никаких улик найдено не было.

После этого начали допрашивать тех, кто строил корабль. Ситуация усугубилась тем, что ответственный за проект и строительство Хенрик Хубертссон скончался ещё в 1627 году. После этого проект возглавил кораблестроитель Хейн Якобссон. Именно из его показаний и стали ясны подлинные причины гибели корабля "Васа".

Оказывается, у судна слишком высоко расположили центр тяжести, а ширина плавучего средства оказалась недостаточно большой. Всё, что смог сделать Якобссон в этой ситуации, получив полномочия начальника строительства, это увеличить ширину корпуса судна на 42 см. Больше не получилось, так как корпус был уже практически собран. Что же касается Хенрика Хубертссона, то он руководствовался теми расчётами, которые утвердил лично король.

Ошибки в расчётах и стали причиной неустойчивости огромного парусника. Исправить их не мог и балласт. Его было слишком мало, а положить больше не давала узкая конструкция. Одним словом, получалось, что в трагедии виноват лично король, так как он доверился недобросовестным проектантам и утвердил заведомо неверные расчёты. Но привлекать к ответственности царствующую особу следствие не решилось. В результате всего этого дело спустили на тормозах и никто не был наказан.

Дальнейшая судьба утонувшего судна

Корабль лежал на глубине 32 метров, а его мачты торчали над водой. Поэтому в XVII веке предпринимались попытки поднять судно. Особый интерес вызывали мощные орудия, которых насчитывалось 64. Утонувшее судно цепляли якорями и пытались волоком вытащить на берег, до которого было всего 120 метров. Но ничего не получилось.

Поэтому от затеи поднимать весь корабль отказались и решили ограничиться лишь бронзовыми пушками, представлявшими наибольшую ценность. Но каждое орудие весило тонну и было намертво прикреплено к лафету. К тому же пушку нужно было вытащить через пушечное отверстие и умудриться поднять на поверхность.

В 1658 году была создан специальная команда водолазов под руководством шведа Альбрехта фон Трейлебена. Задействовав водолазный колокол, эти люде в 1664-1665 годах подняли с затонувшего парусника 54 пушки. Но на этом все спасательные работы закончились.

Потянулись годы, и о корабле благополучно забыли. Но самое примечательное то, что забыли и координаты его местоположения. Никто уже не мог сказать, где на морском дне покоится огромный красавец, набитый балластом и мокрым порохом.

Лишь в начале 50-х годов XX века утонувшим плавучим средством заинтересовался археолог Андерс Францен. Он был убеждён, что за прошедшие 300 с небольшим лет корабль хорошо сохранился, так как в Балтике нет корабельных червей. Начались упорные поиски покоящегося на морском дне гигантского парусника. На это ушло несколько лет, пока в августе 1956 года "Васа" не был найден. К подъёму корабля подключили шведский флот, и в апреле 1961 года хорошо сохранившийся корпус появился из воды.


Музей Васа

Судно получило статус исторического памятника. В конце 1961 года его разместили в здании и стали показывать туристам. Но помещение было узким, а максимальная дистанция до парусника составляла всего лишь 5 метров. Поэтому невозможно было увидеть его целиком.

В 1988 году решили открыть новый, более просторный музей. И 16 августа 1990 года на стокгольмском острове Юргорден открыли музей Васа, который функционирует по сей день. В новом здании хороший обзор со всех сторон и на разных уровнях. Туристы валом валят, чтобы полюбоваться на парусник, которому более 300 лет. В мире нет больше ничего подобного. А поток людей с 1961 года исчисляется 29 млн. человек.

Корабль "Васа" не смог послужить своему народу в далёком XVII столетии. Но зато в XXI веке он добросовестно служит Швеции, принося её казне ощутимый доход. Это наглядный пример связи времён и уважения к древним традициям. Именно они и стали причиной второго рождения корабля, казалось бы канувшего в вечность безвозвратно.

А вы видели единственный в мире сохранившийся корабль XVII века? Музей одного корабля.
На одном из центральных островов Стокгольма, где когда-то охотились шведские короли, стоит необычное угловатое здание. Над его темной крышей возвышаются две красные конструкции в виде корабельных мачт. Это музей одного экспоната - корабля “Васа”, единственного в мире судна ХVII века, деревянные конструкции которого сохранились на 95%. Он затонул, проплавав всего полчаса.



“Между четырьмя и пятью часами громадный новый корабль “Васа” опрокинулся и затонул”… Всего несколько слов записал хроникер о катастрофе, постигшей Швецию и шведский флот в теплый августовский день 1628 года.
В Европе в это время шла Тридцатилетняя война - сражались католики с протестантами. Король Швеции Густав II Адольф, по приказу которого построили корабль “Васа”, воевал на стороне немецких протестантов. Воевал очень успешно, за что был прозван “Северным львом"



Прошло более 300 лет, и корабль решили поднять. Точных сведений, где он затонул, не было (архивные документы указывали несколько разных мест). 38-летний инженер Андерс Франсен, энтузиаст и эксперт по затонувшим старинным кораблям, сконструировал специальный пробоотборник и в 1953 году начал поиски. И вот 25 августа 1956 года в пробоотборнике застрял кусочек почерневшего дерева. Спустились водолазы, нащупали борт корабля с двумя рядами орудийных люков - стало ясно, что это корабль “Васа”. Решили попробовать его поднять. Но как? Предложений было много. Например, вморозить корабль в глыбу льда, а когда она всплывет, отбуксировать на мелководье. Лед растает, корабль останется! Или заполнить его шариками от пинг-понга, которые и поднимут корабль.


Но возобладала наиболее реальная идея: промыть шесть каналов под корпусом, пропустить через них тросы и на понтонах поднять “Васу”. Водолазы, выполнявшие эту сложнейшую работу в полной темноте на глубине 30 метров, под корпусом трехсотлетнего корабля, ежедневно рисковали жизнью. Туннели были столь узкими, что люди в них с трудом протискивались, воздушные шланги могли запутаться (и порой запутывались!) в балках, досках и прочем мусоре на дне. А кроме того, в любой момент мог обрушиться многотонный корпус с балластом-камнями в днище. Но, к счастью, все обошлось, и в августе 1959 года корабль был готов к подъему.

Сначала оторвали корпус от дна и отбуксировали на глубину 15 метров. Затем в течение двух лет водолазы затыкали тысячи отверстий от исчезнувших болтов, укрепляли корму и закрывали все пушечные люки. И, наконец, 24 апреля 1961 года наступил долгожданный момент - медленно и торжественно показались из-под воды контуры легендарного корабля.

В мире не было столь старого и в то же время столь хорошо сохранившегося судна. (До этого пальма первенства принадлежала английскому кораблю “Виктория” адмирала Нельсона, но он на 137 лет моложе “Васы”). В день подъема корабля практически вся Швеция замерла. Люди отпрашивались с работы, школьники прогуливали уроки - все прильнули к экранам телевизоров или напряженно слушали радио. Журналисты со всего мира описывали это грандиозное событие.

Честь первому ступить на корабль была предоставлена его “открывателю”, инженеру Франсену.



Почему “Васа” так хорошо сохранился? В холодном Балтийском море, в его слабосоленой воде не водится ракушка-древоточец, которая довольно быстро съедает дерево в теплых южных морях. А тут проржавели все болты (их было несколько тысяч), отпали все резные украшения, и со дна моря подняли около 14 тысяч различных деталей. Часто рабочим инструментом реставраторов был обычный металлический прут: прикладывали деталь к борту и пропускали прут через отверстия. Если отверстия совпадали - значит, место для детали найдено. И только те части и детали, которые не были обнаружены, изготовили из более светлого дерева.



Реставраторам удалось решить сложнейшую проблему консервации дерева. Обычно, когда дерево вынимают из воды, жидкость испаряется, а дерево сжимается, трескается и разрушается. В мире не было опыта консервации столь большого объекта. Поэтому решили построить специальный крытый док, куда на понтоне-основе отбуксировали корабль, и в течение 17 лет днем и ночью орошали корпус составом, замещающим воду. На каждый килограмм дерева приходилось полтора литра воды. Надо было удалить из корпуса 580 тонн воды! Сначала работу выполняли вручную, затем установили полностью автоматизированную систему с 500 мундштуками снаружи и внутри корпуса.

Временным выставочным “залом” для корабля “Васа” стал док. Одним из первых посетил его король Швеции Карл XVI Густав, увлекавшийся археологией и оказавший большую поддержку работам по подъему судна. Реставраторы очистили от ила и грязи корпус корабля и все предметы. Кожаные изделия консервировали, ткани и посуду очищали и сушили.

Посетителей временного музея в то время встречал довольно плотный туман от разбрызгиваемой жидкости. В результате был едва виден черный мокрый корпус, с которого постоянно капало. И тем не менее за 27 лет существования этого тесного временного музея посмотреть на “Васу” пришло более 11 миллионов человек.


Сложная работа предстояла с парусами. Они от времени так слежались в трюме, что могли разрушиться от малейшего прикосновения. Их осторожно перенесли на стекловолоконную основу и пропитали консервирующим составом.

Когда, наконец, закончили консервацию корабля, нашли место всем фигурам и деталям, “Васа”, как говорят моряки, “на своем киле” отправился в последнее плавание, к месту “вечной” стоянки - в док, расположенный на территории старой военной верфи. Причем здание музея возводили вокруг главного “экспоната”. Теперь с семи палуб-этажей музея корабль виден прекрасно во всех деталях. В витринах - подлинные вещи ХVII века: обувь, одежда, посуда, бочки для хранения провианта (они подвешивались к потолку для защиты от крыс), котел, в котором должны были готовить еду почти на 500 человек, медицинские принадлежности лекаря-брадобрея, игра, напоминающая современные нарды, первые курительные трубки. Команда была очень бедной: единственная золотая вещь, обнаруженная на корабле, - кольцо да еще несколько монет в кармане одного из погибших.



“Васа” был одним из самых больших и красивых кораблей своего времени, причем не только Швеции, но и Европы. Высота его - 52,5 метра, длина - 69 метров, высота кормы - почти 20 метров. Семьсот самых разных фигур украшали судно.

Корабль строился в эпоху барокко - веселое, озорное время. Вот какая-то пышнотелая то ли русалка, то ли нимфа высунула язык и облизывает кончик носа. Вот стоит солдат и задумчиво почесывает бороду. А вот змея выползает из глазницы фигуры, символизирующей смерть… Причем все фигуры ярко расписаны, некоторые позолочены. И на фоне корпуса из светлого дерева они создавали ощущение праздничности.

Корабль оснащен по последнему слову тогдашней военно-морской техники. На двух орудийных палубах установлены 64 бронзовые пушки, из которых 48 штук 24-фунтовые (весом более тонны каждая). Да еще шесть мортир, да большое количество пороха и самых разных ядер для морского боя.

Сегодня нам кажется странным: зачем надо было так украшать военный корабль, тратить столько средств и усилий на столь “нефункциональные” для морского боя “излишества”. Но таков был дух времени. Богатый декор корабля считался существенной частью его “вооружения”, демонстрацией мощи государства.



Сюжеты взяты из древнегреческой мифологии, Библии и римской истории. Это изображения Геркулеса и сказочных грифонов, русалок и дельфинов, библейских воинов и львов (их, символов королевской власти, более шестидесяти), римских воинов и императоров, поющих и трубящих ангелов. Кроме того, “рассказывается” о легендарных шведских королях. Причем самые “важные” скульптуры были покрыты настоящим золотом: например, огромные львы на носу длиной 3,5 метра! И все это великолепие вместе с белоснежными парусами, яркими флагами и палящими пушками должно было производить магическое впечатление…

Густав II Адольф назвал корабль в честь своего знаменитого деда, короля Густава Васа, который правил в ХVI веке. Но “Васа” - это не имя, а прозвище короля, в переводе означающее “сноп сена”. Король собрал воедино разрозненные части Швеции, как колосья собраны в снопе. Именно Густав Васа перевел Швецию из католичества в протестантство, ввел престолонаследие (до него королей выбирали), и, наконец, он практически сделал Стокгольм столицей Швеции. Кстати, в те времена названия кораблей еще не писали на бортах. На корме обычно укрепляли герб владельца либо того лица, в честь или память которого построен корабль, и все понимали, как он называется.




В наследство от своего отца, короля Карла IХ, Густав II Адольф получил довольно большой, но изрядно потрепанный боями и непогодой флот. И в 1615 году Государственный совет отмечает: “Морской флот, на котором покоится благосостояние страны, за прошедшие годы был почти забыт и поэтому нуждается в обновлении”.

В первые годы правления молодого короля не было средств на постройку новых кораблей.

Но к 1620 году экономическая ситуация в стране значительно улучшилась, и король получил возможность пригласить голландских мастеров, которые в те времена считались самыми искусными кораблестроителями. Повсюду на верфях закипела работа. К 1625 году было построено 25 новых боевых кораблей, и король приказывает заложить самый большой и красивый корабль, который должен стать грозой морей и устрашать врагов королевства.

В ХVII веке еще не умели делать расчеты и чертежи для постройки кораблей. Все основывалось на опыте кораблестроителей и на кратких таблицах, в которых приводились основные размеры корабля и его главных частей. Эти таблицы передавались от отца к сыну и держались в строгом секрете. Обычно корабельный мастер предварительно строил уменьшенную модель корабля (по какой-то причине это не было сделано в случае с “Васой”).



На “Васе” было 145 человек команды и 300 солдат. Но закрытые помещения существовали только для адмирала и офицеров. Жизнь солдат и матросов проходила тогда на открытых орудийных палубах. Никаких коек, матрасов, одеял не было. Спали в одежде прямо на палубе. Матросы получали в год 6 метров ткани на человека (причем ее стоимость вычиталась из жалованья) и шили сами себе одежду. Обычно это были короткая куртка и штаны до колен.

На корабле “Васа” сохранился весь запас продовольствия, благодаря чему стало известно, как питались моряки в XVII веке. В рацион входили сухие хлебцы, соленая или сушеная рыба либо мясо, гороховая, фасолевая либо чечевичная похлебка, мука, сало, масло. Поскольку основными методами консервирования в те времена были соление и копчение, острая пища вызывала сильную жажду. Но воду не брали - вода протухала. Брали пиво.

Команда получала горячую пищу раз в сутки. Ее раздавали в глиняных мисках на несколько человек. На столе адмирала стояла оловянная, фаянсовая и стеклянная посуда, команда обходилась деревянными тарелками и ложками, которые быстро пропитывались жиром и приобретали неприятный запах. Да и пища часто была испорченной: хлеб плесневел, масло прогоркало, в мясе и рыбе заводились черви…

За время плавания выбывала почти треть экипажа. Но не от боевых ран, а от болезней - обычных спутников моряков всех флотов. Но, к чести адмирала, на “Васе” обнаружили большой запас лимонов. Видимо, опытным путем уже тогда установили, что они помогают при цинге.



“Васа” был заложен на верфи, располагавшейся на острове Бласиехольмен (сейчас этот остров находится в самом центре Стокгольма). Руководил работами опытный голландский кораблестроитель Хенрик Хюбертссон, к этому времени построивший уже несколько кораблей для Швеции. “ Постоянных” работников на верфи было 300 человек. Да плюс еще масса приглашаемых “специалистов”: корабельные плотники, пильщики, кузнецы, канатчики, парусные мастера, стеклодувы, бондари, лафетчики, резчики по дереву, специалисты по раскраске фигур…

Точной даты закладки “Васы” не сохранилось. Но известно, что это произошло весной 1626 года. А в августе 1628 года он уже отправился в свое трагическое плавание. Перед отплытием адмирал по правилам того времени провел испытания корабля на остойчивость. 30 матросов перебегали от одного борта до другого и обратно. Но после третьей перебежки адмирал прекратил испытание - корабль так раскачался, что мог перевернуться уже прямо у причала. Единственное, что он произнес: “Если бы только Его величество был дома!” (Король в это время находился в Европе.) “Мы выйдем в море, если Бог и ветер того захотят”, - писал адмирал. И это не преувеличение. Корабли были маломаневренными и неповоротливыми, менять паруса в узких проходах между островами на выходе из гавани Стокгольма почти невозможно. Поэтому корабли часто стояли на якоре, ожидая попутного ветра. Короткий путь от Стокгольма до открытого моря (буквально несколько километров) мог занять месяц, а то и полтора. В то время как при попутном ветре на это уходит всего неделя!



Поскольку выход в открытое море такого огромного корабля, как “Васа”, мог занять два-три месяца, то солдаты должны были идти по берегу пешком и сесть на корабль уже на выходе. А команде на это время разрешили взять с собой на корабль жен и детей, которых, естественно, никто не считал.

Корабль стоял у королевского дворца, где загружался вооружением и провиантом. В воскресенье 10 августа погода была солнечной, теплой, иногда лишь налетали легкие порывы ветра. На берегу и на окрестных скалах столпились жители Стокгольма. Присутствовали даже иностранные послы. Еще бы! Такое событие - отплытие сверкавшего всеми красками и золотом могучего фрегата. Два грозных позолоченных льва, изогнувшихся в прыжке на носу корабля, бросали свирепые взгляды. Не менее устрашающие львиные морды были на каждом орудийном люке. Деревянные воины стояли единым строем, готовые отразить нападение врага. Пушки выглядывали изо всех орудийных портов (люков).

Первые 600 метров “Васа” прошел с помощью якоря. На шлюпке отвозили якорь, бросали его, корабль подтягивался, якорь вытаскивали, отвозили дальше, опять бросали… Затем были подняты четыре паруса из десяти (шесть так и остались лежать в трюме, они-то сохранились до наших дней - это самые старые паруса в мире).

Медленно и величественно двигался огромный корабль. Но плыл он как-то неуверенно, а когда после очередного залпа пушек дым рассеялся, на глазах изумленных зрителей “Васа” пошел ко дну…



Члены экипажа, женщины, дети пытались спастись вплавь, часть уцепилась за верхушки мачт, которые остались торчать на месте гибели корабля (он затонул на глубине немногим более 30 метров, а высота мачт, напомним, была 52 метра). Людей сняли сопровождавшие фрегат корабли и лодки. Число погибших точно неизвестно, но предположительно от 30 до 50 человек.

Корабль прошел около 1300 метров и пробыл в самостоятельном плавании не более получаса. Вот как описал Государственный совет происшедшее в письме королю: “ Когда корабль вышел в открытую бухту у Тегельвикена, паруса наполнились более сильным ветром и вскоре корабль начал крениться на подветренную сторону, но выпрямился немного и дошел до Бекхольмена, где повалился на борт, вода хлынула через пушечные порты, и он медленно пошел на дно с поднятыми парусами, флагами и всем прочим”.

Адмирал, который в это время проверял крепление пушек, писал: “Пока я поднимался с нижней палубы, вода поднялась настолько высоко, что трап оторвался, и только с большими трудностями я выбрался оттуда”.


Фотография из моего архива, это копии внутренних помещений ВАСА и деревянные скульптуры экипажа. Во внутрь настоящего корабля посетителей не пускают.

Назначенный для определения виновных королевский суд начал заседать в королевском дворце уже на следующий день после катастрофы. Вопросы в первую очередь адресовались уроженцу Дании капитану Сефрингу Ханссону:

Команда была пьяна?

Капитан под присягой утверждает: корабль отплыл в воскресенье, многие были на причастии и “перед Всевышним клянусь, что никто на борту не был пьян”.

Пушки были плохо закреплены?

Вы можете разрубить меня на тысячи кусков, если пушки не были закреплены, - отвечает Ханссон. Да и адмирал подтвердил это.

Взяли мало балласта?

Весь балласт был на борту, больше взять нельзя было - не было места.

Надо сказать, что, к чести королевского суда Швеции, никто не был признан виновным.

Когда спустя три столетия корабль подняли на поверхность, все пушечные лафеты стояли на своих местах - так что обвинение в том, что пушки были плохо закреплены, снято справедливо. Да и балласта больше взять было нельзя - не было места.



И все-таки: кто же виноват? Представляется, что виновников, точнее, тех, кто допустил ошибки, приведшие к гибели корабля, было несколько.

И прежде всего сам король Густав II Адольф. Он слишком спешил с постройкой, а кроме того, самолично утвердил размеры судна (которое задумывалось как однопалубное). Но король хотел получить корабль с максимальным числом пушек, для чего пришлось уже в ходе строительства добавить еще одну орудийную палубу. И “Васа” был единственным кораблем с двумя рядами орудийных портов.

Вина лежит и на кораблестроителях. Дело в том, что во время постройки умер Хенрик Хюбертссон и заканчивал ее другой мастер, Хейн Якобссон, - в соответствии с теми размерами, которые утвердил король.

И наконец, согласно современной теории, первое плавание должно было проходить с закрытыми орудийными люками.

Но никто, естественно, не решился сказать, что виноват “Его величество”. Как заметил арендатор верфи Арент де Грот, “только Господь Бог знает, кто виноват”. Но ни Бог, ни король неподсудны, а “козлов отпущения” судьи не стали искать, и дело было закрыто.



Сразу после катастрофы пытались поднять корабль или хотя бы дорогостоящие бронзовые пушки, однако все попытки окончились неудачей. Но когда к концу ХVII века был изобретен водолазный колокол, удалось извлечь около 50 пушек. Это была титаническая работа! Через орудийные люки в темноте и холоде при помощи различных крюков и инструментов на длинных рукоятках на ощупь снимали тяжелые пушки с лафетов, вытаскивали их через люки и поднимали на поверхность. Запаса воздуха хватало максимум на час. (В ХХ столетии у водолаза в скафандре, оснащенного современным оборудованием, на подобную работу уходит целый день!)


Фото из личного архива.


В музее корабля ВАСА в Стокгольме есть кинозал, там на разных языках можно посмотреть фильм с элементами реконструкции событий, вот эпизод на русском языке:


Кому интересно у меня есть ещё два видео на данную тему, одно из них, фильм продолжительностью 58 минут, полная реконструкция событий на шведском языке о постройке и кончине корабля, переносящий в атмосферу 1628 года.
Адрес музея: Швеция, город Стокгольм, улица Galarvarvsvagen 14.

Всем спасибо и хорошего дня!

1 год Метки: корабль vasa, музей vasa