На самом деле задача, которую поставил перед собой Валентин Привалов, была архисложной. Скорость истребителя на подходе к мосту составляла 700 км в час, и попасть необходимо было в створ арки моста высотой в 30 метров и шириной в 120 метров. Одно неверное движение штурвала - и ошибка станет фатальной. А по мосту ходят люди, ездят грузовики, автобусы, на набережной полно людей.

Мало того, от Коммунального моста до Железнодорожного всего 950 метров, или 5 секунд полёта. Чтобы избежать столкновения с ним, необходимо «свечой» уйти вверх, выдержав тяжелейшие перегрузки.

Дополнительной сложностью являлось и то, что полёт проходил над водной поверхностью, но как раз это обстоятельство Привалова беспокоило меньше всего. Он ведь начинал в морской авиации и тонкости полёта над водной гладью знал в совершенстве.

Сам Валентин Привалов рассказывал, что был абсолютно уверен в себе, в своей подготовке и в своей боевой машине. Заметил он только неожиданный эффект - по всем законам физики, «окошко» моста, через которое пилоту предстояло пролететь, при приближении к цели должно было увеличиваться, а оно, наоборот, визуально уменьшалось.

Тем не менее, МиГ-17 уверенно пронёсся под мостом, тут же устремился ввысь, после чего вновь взял курс на аэродром.

ЧП союзного масштаба

Валентин Привалов вспоминал, что всё прошло столь быстро, легко и гладко, что он даже поверил в то, что его манёвр никто не заметил.

На следующий день лётчики прибыли в штаб дивизии, где, на первый взгляд, всё было тихо и спокойно. Собственно, трое сослуживцев Привалова и не знали, что есть повод для беспокойства. На самом же деле в военных инстанциях бушевал невиданный скандал. Военные, ставшие свидетелями полёта Привалова, доложили командованию, которое немедленно собрало специальную комиссию по расследованию ЧП. В Новосибирске ходили невероятные слухи о происшедшем - они говорили, будто лётчик пролетел под мостом на спор, другие уверяли, будто он таким образом решил покорить сердце любимой, стоявшей на мосту.

О ЧП доложили на самый верх, лично министру обороны СССР маршалу Родиону Малиновскому.

Всех четверых лётчиков на всякий случай арестовали, а Привалова готовились исключить из партии и отдать под трибунал.

Между тем, нашлись и те, кто встал на защиту Привалова, - поддержал лётчика первый секретарь Новосибирского обкома партии Горячев. Дело в том, что в Новосибирске работал авиазавод, на котором строили самолёты Су, и глава обкома, для которого авиапроизводство было одним из важнейших дел, ценил классных пилотов, отчаянных сорвиголов.
Разнос за «чкаловщину» на заводе Чкалова

Привалова отвезли «на ковёр» к находившемуся в Новосибирске маршалу авиации Евгению Савицкому, выдающемуся асу, дважды Герою Советского Союза. Савицкий, отец космонавта Светланы Савицкой, пилотировал самые современные военные самолёты вплоть до своего 70-летия и тоже ценил классных лётчиков. Но как начальник потворствовать авиахулиганству не мог, поэтому устроил Привалову знатную выволочку за «чкаловщину» с использованием всего богатства великого и могучего русского языка.

Пикантный момент - разнос происходил на Новосибирском авиазаводе, носившем имя... Валерия Чкалова.

Когда Савицкий закончил, сопровождающие маршала офицеры шепнули Привалову: расправы не будет, его оставят в авиации.

После этого Привалову было приказано, оставив самолёт и взяв с собой парашют, поездом отбыть из Новосибирска к постоянному месту службы в Канск.
«Приговор» министра

Спустя неделю после возвращения в Канск из Москвы пришла телеграмма, в которой содержался «приговор», вынесенный министром обороны Родионом Малиновским: «Лётчика Привалова не наказывать. Ограничиться теми мероприятиями, которые с ним проводились. Если не был в отпуске - отправить в отпуск, если был - дать 10 суток отдыха при части».

В итоге самое серьёзное наказание Валентин Привалов понёс по партийной линии - строгий выговор с занесением в учётную карточку. А по службе наказали командира полка и начальника политотдела, которым объявили выговор.

Лётчик Валентин Привалов продолжил службу в авиации, дослужившись до звания подполковника и должности заместителя командира полка. Может быть, дослужился бы и до генеральских погон, но в 42 года подвело здоровье - из-за сердечно-сосудистого заболевания его отстранили от полётов. Можно было остаться в армии на должности, не связанной с полётами, но прирождённый лётчик предпочёл уйти в отставку.

Ещё четверть века Валентин Привалов проработал в диспетчерской службе гражданской авиации, где был удостоен почётного знака «Отличник воздушного транспорта».

В 1965 году не было ни мобильных телефонов, ни видеокамер, потому невероятный полёт Валентина Привалова никто не запечатлел. Он существует в Интернете лишь в виде фотоколлажей.

За прошедшие полвека никому в мире не удалось повторить то, что сделал советский лётчик. Может, это и к лучшему. Чтобы сделать то, что сделал Валентин Привалов, мало быть хорошим пилотом, нужно быть рождённым летать.

15 декабря 1938 года на Ходынском поле в Москве разбился легендарный Валерий Чкалов . При заходе на посадку у истребителя И-180, который он испытывал, заглох мотор. Чкалов в последний момент отвернул от крыши жилого барака, и врезался в металлическую высоковольтную опору. От удара пилота выбросило из кабины вместе со штурвалом. Чкалов жил еще два часа. Последними его словами были: «В случившемся прошу никого не винить, виноват я сам».

Страна запомнила Чкалова героем, прежде всего, благодаря перелету через Северный полюс в Америку. 18 июня 1937 года тяжело нагруженный АНТ-25 с экипажем из командира Чкалова, второго пилота Георгия Байдукова и штурмана Александра Белякова поднялся с Щелковского аэродрома и взял курс на север. Перелет был полон трудностей. Когда самолет проходил Полюс недоступности, запасы кислорода почти иссякали. У Чкалова пошла носом кровь. Вдруг раздался хлопок, и стекло кабины покрылось слепой ледяной коркой — лопнула трубка системы охлаждения. Пока Байдуков, высунув руку в форточку, скалывал лед, Чкалов с Беляковым вылили в расширительный бачок всю оставшуюся на борту питьевую воду и мочу, которую собирали для анализов. 20 июня, после 63 часов изматывающего полета АНТ-25 приземлился на аэродроме Баракс в Ванкувере. Героический экипаж встречали тысячи американцев, президент США Франклин Рузвельт организовал прием в честь советских летчиков. Это был триумф не только Чкалова и двух его соратников по перелету, но и всей советской авиации.

Но в историю авиации Валерий Чкалов вошел еще и как летчик, совершивший ряд «подвигов» на грани фола. Он отсидел на гауптвахте 10 суток за полет вниз головой, еще 10 суток — за эксперимент с мертвыми петлями (заключил пари, что непрерывно прокрутит 50 петель, а сделал 250). Плюс 5 суток за пролет боком между двумя растущими рядом деревьями. Но дольше всего — 15 суток — за пролет под мостом Равенства (Троицким) в Ленинграде.

Мы составили подборку случаев в отечественной авиации, которые также можно назвать «подвигами» на грани фола.

Полет под мостом на реактивном истребителе

3 июня 1965 года военный летчик, капитан Валентин Привалов совершил единственный в мире пролет под мостом на реактивном самолете. Дело было под Новосибирском. После тренировочного полета Привалов вышел из плотной облачности прямо на Коммунальный мост через Обь. Сбросив скорость, МиГ-17 заскользил в метре над водой. Привалов прошел впритирку к фермам моста и круто ушел вверх. Для справки: размер арки моста — приблизительно 30 на 120 метров, размах крыльев МиГ-17 — 9,6 метра.

Вот как описывает этот случай очевидец, майор авиации в отставке Анатолий Рыбьяков : «С третьего разворота он снизился, и прошел под мостом. Скорость — где-то 400 км/ч. Был ясный, солнечный день. Люди на пляже купались, загорали, и вдруг — грохот, и самолет взмыл вверх свечой, избегая столкновения с железнодорожным мостом. Ясно было, что такое не скроешь».

Удивительно, что Привалову этот поступок сошел с рук. Его практически сразу арестовали, но вскоре пришла министра обороны СССР, маршала Родиона Малиновского : «Летчика Привалова не наказывать. Ограничиться теми мероприятиями, которые с ним проводили. Если не был в отпуске, отправить в отпуск. Если был, дать десять суток отдыха при части». После этого Привалова повысили в звании, и он сделал карьеру — стал командиром эскадрильи, а потом и заместителем командира полка.

Посадка Ту-124 на Неву

21 августа 1963 года пассажирский Ту-124 под командой Виктора Мостового совершал обычный рейс Таллин-Москва. Маршрут включал промежуточную посадку в Ленинграде для дозаправки. На подлете к Северной столице обнаружилось, что одна из стоек шасси заклинила и не выпускается.

Замначальника Ленинградского управления гражданской авиации Владимир Сиротин приказал экипажу совершить аварийную посадку на грунтовую полосу за городом по отработанной технологии — «на брюхо». Туда подогнали пожарные машины и кареты «скорой». Самолет должен был кружить над городом, пока баки не станут почти пустыми.

А затем вышло следующее. «Борт» панически сообщил, что горючее выработано полностью, и минимум топлива для захода на посадку отсутствует. Это значило, что машина может рухнуть прямо на дома. К счастью, внизу оказалась Нева, и Ту-124 сел на воду между Большеохтинским и Финляндским мостами. Это один из редчайших случаев в истории мировой авиации, когда от посадки на воду самолет не разрушился.

Капитан катера, который плыл по Неве, подпер крыло Ту-124 и начал толкать самолет к берегу. Пассажиры и экипаж сошли. Авиационное начальство поначалу оценило «подвиг» Мостового как разгильдяйство, и отчислило его из авиаотряда. Но на борту были иностранцы, в прессе поднялся шум — и Мостового снова допустили к полетам, и даже наградили орденом.

Как самолет взлетел без пилота

Этот анекдотичный случай произошел в поселке Ново-Шульба, что в ста километрах северо-восточнее Семипалатинска, в середине 1960-х. Он описан в книге заслуженного пилота СССР Турыскали Мадигожина «Экстремальные полеты».

Зимой в поселок добраться было практически невозможно, поэтому власти Семипалатинска организовали местную авиалинию. Работали на ней По-2 и Як-12. В тот день пилоты развезли всех пассажиров на трех По-2, но осталось еще трое — полная загрузка для Як-12, — которым нужно было в Ново-Шульбу. Николай Ульянов — в тот день он был дежурным командиром — решил отвезти их сам.

Но обнаружилось, что в системе запуска двигателя Як-12 нет воздуха, давление недостаточное. Завести мотор на базе в Семипалатинске — не проблема, но как быть в Ново-Шульбе? Выход получался один: по прилету не глушить двигатель, и командиру оставаться в самолете.

На том и порешили. В Ново-Шульбе Ульянов высадил пассажиров, но оказалось, что в поселковом аэропорту женщина ждет рейса в город. Сидя в кабине работающего Як-12, Ульянов ждал пассажирку, как вдруг увидел заходящий на посадку По-2. По явному занижению глиссады снижения он понял, что летчик По-2 (на линии работали молодые пилоты) не видит посадочный знак «Т», который «Як» запорошил при посадке. Ульянов выпрыгнул из кабины и побежал к знаку, чтобы очистить его от снега.

А в это время к Як-12 уже шла пассажирка — крупная дама в зимней одежде. Она не стала мерзнуть возле самолета, а полезла в кабину по обледенелому трапу. На ступеньках дама поскользнулась, рухнула плашмя на пилотское кресло и рванула на себя сектор газа.

Самолет взревел — это разогретый двигатель сразу вышел на взлетный режим. Тормоза не удержали машину на рыхлом снегу, и самолет стал стремительно разгоняться. Ульянов в этот момент находился от «Яка» метрах в сорока. Поняв, что происходит, он со всех ног бросился к самолету. Одним рывком Ульянов выдернул из кабины незадачливую пассажирку, благо ноги ее торчали прямо из двери. Неуправляемый Як-12 разогнался, легко оторвался от земли, набрал высоту 60 метров, и отвесно рухнул вниз.

ЧП расследовала ведомственная комиссия, но грубого нарушения инструкций, а также преступной халатности не обнаружила. Тем не менее, многие требовали наказать летчика, дело разбиралось в горкоме партии. В итоге Ульянов уволился из авиации по собственному желанию.

Из Перми в Москву — в отсеке для шасси

Зимой 2007-го работники столичного аэродрома «Внуково» нашли на взлетной полосе обмороженного паренька. Им оказался 14-летний Андрей Щербаков из села Частые Пермского края. Как оказалось, он убежал из дома, и в аэропорту Перми забрался в отсек шасси Ту-154. Получалось, что подросток проделал 1300 километров до Москвы на высоте 10 тысяч метров, в негерметичном отсеке, да еще при температуре за бортом минус 50 градусов. В это никто не верил. Парня доставили в больницу, где ему ампутировали несколько обмороженных пальцев на руках.

Тем временем прокуратура провела проверку ЧП, и пришла к выводу, что Щербаков не врет. Как заявил замруководителя Свердловского межрайонного следственного отдела прокуратуры Перми на транспорте Александр Кузнецов , «среди самолетной копоти и пыли внутри гондолы мы увидели и сфотографировали следы ботинок и рук мальчика — именно в том месте, которое он указал». За халатность поплатились несколько работников аэропорта Перми, а к Щербакову в родном селе намертво приклеилась кличка «космонавт».

Гвардии подполковник Валентин Васильевич Привалов — военный летчик, совершивший 4 июня 1965 года невероятный пролет на МиГ-17 в створ центральной арки Коммунального моста в Новосибирске. Фотоколлаж, который иллюстрирует поступок летчика-снайпера, достаточно хорошо известен в интернете. О том, как он попал в створ, мы решили поинтересоваться у Валентина Васильевича лично.

Валентин Привалов рассказал свою историю с самого начала. Он родился в деревне Пятница, на берегу Истринского водохранилища в 60 км от Москвы. «Когда началась война — рассказывает летчик, — мне было 6 лет. Перед глазами до сих пор стоят эти ужасные картинки, когда советские войска отступали, а следом фашисты занимали наши деревни. Это были очень суровые годы.

И вот однажды прямо над моей головой пролетели два И-16, по крышам можно сказать. А я до этого и паровоза-то не видел. Так вот это и стало началом моей мечты».

«Когда я пошел в 10 класс, я стал заниматься в 4-ом московском аэроклубе. Это, можно сказать, была подготовка к моей специальности», — вспоминает Валентин Васильевич.

В 1953 году его отправили на Украину, в город Сумы. Там велась подготовка летного состава. Закончив учебу, Валентин поступил в Армавирское училище. В возрасте 20 лет Привалов уже был лейтенантом морской авиации на Балтике. «Это были годы очень напряженной учебы. Многие наши командиры прошли войну и учили нас по-военному, готовили очень серьезно», — рассказывает пилот.

В 1960 году, при переформировании Вооруженных сил, Валентина Привалова направили в Сибирь. «Сначала в Семипалатинск, где родилась у меня дочь — Елена Прекрасная. Сейчас она доцент, кандидат математических наук, преподает в Московском университете гражданской авиации. После Семипалатинска я получил назначение в Канск.

В моих мыслях всегда было — летать и совершенствоваться! И чем сложнее программа полетов, тем мне на душе приятнее.

В Канск я прибыл капитаном, мне было 25 лет. Главной задачей 712 гвардейского полка, в котором я служил, была защита Севера. Тогда еще не было аэродрома ни в Норильске, ни в Хатанге. Для того чтобы осуществлять эту защиту, у нас был резервный аэродром — Подкаменная Тунгуска. В апреле 1965 года и в марте 1966 года мы отработали методику перехвата воздушных целей, работая с ледовых аэродромов о. Диксон и Хатанги. Мы были первопроходцами в освоении ледовых аэродромов ИА ПВО».

Валентин Васильевич много работал с Новосибирского аэропорта Толмачево — обслуживал зенитные ракетные войска. В перерывах между полетами летчики отдыхали на берегу Оби, между мостами — Коммунальным и Железнодорожным. «Идея пролета под мостом мне давно пришла в голову, но я знал, что если сделаю это, то меня снимут с летной работы», — делится воспоминаниями Привалов. «Однажды, на задании, связанном с ЗРВ, у меня был маршрут: Толмачево — Барнаул — Камень-на-Оби — Толмачево. Наша четвёрка вылетала с интервалом 30−40 минут. Приходить в Толмачево мы должны были с тем же интервалом. При этом у каждого был свой маршрут. Полет был полностью в облаках, сложная погода была.

Когда мне дали команду на снижение я пробил облака и смотрю — этот мост. И все. Я уже себе не хозяин был. Как будто мне судьба его подбросила.

Дело в том, что благодаря морской авиации, я понимаю, что такое вода, что такое море, река. Может быть, другие не могут определить расстояние до воды, а у меня это четко все. Метр держать воду, скорость — 700, потому что это самая пилотажная скорость. При ней рули управления очень эффективны. И вперед! Самое интересное, что когда подходишь к мосту, то логично предполагать — чем ближе, тем шире пространство. А было наоборот — сужалось и сужалось это окошко. Но у меня не было никакого волнения. Я был очень спокоен. Для меня этот полет не был сложным. Я был подготовлен. Как только я почувствовал, что мост позади — ручку на себя и вверх, в облака».

Все произошло так быстро, что Валентин Васильевич даже думал: никто не заметил пролета под мостом и все пройдет гладко. Он удачно вписался в свое время по маршруту, произвел посадку. Все было спокойно. Он понимал, если кто-то узнает — это будет конец его летной карьеры. «Я вам без всякой скромности скажу, — говорит Привалов, — у Горького было „рожденный ползать летать не может“, а я родился для того, чтобы летать!»

Следующим утром четверка летчиков прибыла в штаб дивизии. Все было спокойно, будто никто ничего не заметил. На самом деле, к тому моменту полковник Трофимов уже возглавлял комиссию, расследовавшую случившееся. Спустя какое-то время — звонок. Один из пилотов взял трубку: «Вы канские летчики? Вы арестованы. Оружие сдать, самолеты опечатать». Всю четверку арестовали. Валентин Привалов вспоминает, остальные сразу поняли — это он что-то натворил. Говорит, ругали его: «Мы столько благодарностей здесь получили, а ты все это дело смазал». А дальше за нашего летчика крепко взялись. «В первую очередь меня пригласили к первому секретарю обкома Горячеву, — рассказывает пилот. — Это такой душевный человек! Он меня выслушал и сказал: „Я хочу, чтобы эти качества у тебя остались!“ После меня повезли на завод имени Чкалова.

Там как раз был Маршал авиации Савицкий Евгений Яковлевич. Он меня, конечно, отматерил хорошенько, мол, что это за чкаловщина.

Маршала сопровождали два командира на транспортном самолете, и вот они мне потихоньку сказали, что можно не переживать, вопрос, вроде как, решен уже и меня оставят летать. С ним еще был командующий Сибирского военного округа генерал-полковник Иванов — под два метра, настоящий русский богатырь. Он везде меня тоже защищал. Я понял, что он опередил авиаторов и первый доложил Министру обороны о моем пролете под мостом. Ну и когда это все закончилось, мне сказали взять свой парашют, на поезд и в Канск. Я прибыл туда и стал ждать своей участи. Летать мне не позволяли. А через неделю пришла телеграмма:

„Летчика Привалова не наказывать. Ограничиться теми мероприятиями, которые с ним проводились. Если не был в отпуске — отправить в отпуск, если был — дать 10 суток отдыха при части“.

А командиру полка — выговор, начальнику политотдела — выговор. Смешно вышло, они вроде как виноваты, а я свободен остался. Ну, а мне, как коммунисту, строгий выговор с занесением в карточку».

Валентин Васильевич отмечает, что все старались помочь ему. Прибывшие из дивизии политработники предложили отправить Привалова в Армавир, на четырехмесячные курсы. Вводилась должность замполита эскадрильи. «Поработаешь — будешь летать», — сказали Привалову. «Так я и сделал, — говорит пилот. — Через некоторое время меня назначили командиром эскадрильи».

Уже потом Валентина Привалова назначили заместителем командира полка по летной подготовке. Он готовил гражданских летчиков из ДОСААФ до уровня 2-го класса.

В 1972 году окончил восьмимесячные Первые офицерские курсы командного состава в Центре Боевого Применения и переучивания летного состава поселке Саваслейка. Там остался служить. Освоил все серии Су-15, испытывал ракеты «воздух-воздух» на предельно малых высотах, лазерную систему посадки ночью и многое другое. В 1977 году родился сын Евгений, будущий кандидат экономических наук, начальник управления одной из ведущих транспортных компаний России.

В 42 года Валентин Привалов ушел на «гражданку» из-за проблем с сердцем, отказавшись от должности «на земле». Служить — значит летать.

Сегодня Валентин Васильевич счастлив! «У меня двое прекрасных детей, трое внуков — рассказывает он. — Вся наша семья — это Любовь! Моя боевая подруга выдержала все мои мытарства. Мы с ней уже 57 лет. Чувства наши сохранились до сих пор».

Интересный факт отметил сам летчик: «После того, как я уволился с летной работы я год и 8 месяцев был военруком в школе. А после узнал, что в Москве открывается центральная диспетчерская служба гражданской авиации. Я там работал на литерных рейсах начальником смены последние 5 лет, награжден знаком „Отличник воздушного транспорта“. Вот и получается, что у меня 44 года воинской службы, 25 лет гражданской авиации и полтора года военруком. Трудовой стаж у меня 71 год из моих 78, 5» — смеется Валентин Привалов.

4 июня 1965 года военный летчик-ас Валентин Привалов, проходивший военную службу в Канском гарнизоне, на реактивном самолете пролетел под мостом в метре от воды.

В начале июня 1965 года ствольная зенитная артиллерия двух мотострелковых дивизий Сибирского военного округа приступила к сдаче своеобразного боевого экзамена на полигоне возле города Юрги. Для того чтобы все было натурально, как в настоящем бою, из 712-го гвардейского авиаполка в Толмачево переправили звено из четырех . В числе пилотов был и капитан Привалов.
Сухопутные зенитчики из 57-миллиметровых орудий обстреливали зеркальное отражение истребителей , а начальство с большими звездами на погонах делало выводы о степени подготовленности каждого из дивизионов. После такой имитации поражения воздушного врага Привалов, следуя на аэродром в Толмачево, увидел под собой Коммунальный мост через реку Обь в Новосибирске, соединяющий Ленинский и Октябрьский районы города.

Построенный в 1952-55 годах мост состоял из семи 128-метровых пролётов.

Коммунальный мост лётчик Привалов приметил давно. Приехавший из Канска в Новосибирск на летные тренировки ас сразу про себя подумал: «Под этим мостом я обязательно пролечу!». И вот такой случай представился. На цель лётчик заходил по направлению течения Оби, при скорости около 700 километров в час.

В Новосибирске тот день 4 июня 1965 года выдался жарким. В ленивый пятничный полдень на набережной было людно, а на городском пляже - вообще яблоку некуда было упасть. Молодые новосибирцы - студенты и школьники только-только заступили на каникулы. Город готовился впасть в послеполуденную дрему, как вдруг… с неба донесся рев. Звук нарастал и быстро превратился в угрожающий. И вдруг над островом Отдыха (самый ближний к Коммунальному мосту обской островок) возникла серебристая молния. И… начала падать в Обь, но не отвесно, как камень, а по плавной нисходящей. Когда до воды оставалось несколько метров, серебристый болид выровнялся и пошел ровно.

Новосибирцы тревожно молчали: стоит неизвестному хулигану за штурвалом истребителя ошибиться хоть на миллиметр - произойдет трагедия. На мосту - сотни человек в машинах, троллейбусах и автобусах спешат по своим делам. Не дай бог, ас врежется в опору Коммунального…
Самолет нырнул прямо под центральную арку моста и тут же вышел с другой стороны. С берега это казалось невиданным трюком. Кто-то облегченно вздохнул. Но тут реактивный двигатель взвыл, и там, за мостом, серебристая молния метнулась ввысь.
Люди на другой стороне набережной, там, где сегодня расположен парк «Городское начало», онемели: вынырнувший из-под Коммунального моста серебряный самолет летел прямо на железнодорожный мост.

Серебристая молния разминулась с железнодорожным мостом лишь на десяток метров. Самолет ушел в небо, и вся набережная, не сговариваясь, зааплодировала.

На следующий день, 5 июня 1965 года, всех четверых летчиков, прикомандированных из Канска, арестовали. О чрезвычайном происшествии доложили по вертикали, и вскоре все, кому было положено по должности, узнали о невиданном со времен Валерия Чкалова случае. Доложили и министру обороны СССР, маршалу Советского Союза Родиону Малиновскому. Предчувствуя многочисленные громы и молнии с генштабовского Олимпа и близкую перспективу отдачи Привалова под трибунал, коммунисты полка спешным порядком исключили отчаянного летчика из рядов КПСС. А это в те годы означало конец авиационной биографии даже при самом благоприятном раскладе.

На допросе у тогдашнего маршала обороны СССР Родиона Малиновского Привалов сказал, что просто хотел стать «настоящим летчиком». Привалов, без самолета, но с парашютом (так полагалось по форме), на поезде отправился обратно в Канск. Ему грозил если не трибунал, то конец летной карьеры. Однако, когда ас прибыл в родную часть, туда же пришла телеграмма: «Летчика Привалова не наказывать. Ограничиться теми мероприятиями, которые с ним проводили Если не был в отпуске, отправить в отпуск. Если был, дать десять суток отдыха при части. Министр обороны СССР маршал Советского Союза Р. Я. Малиновский».

Людские потери стран во второй мировой
Потери немецкой авиации
Как кормили пленных немцев

Голландцы о русских
Англичане о русских
Японцы произошли от чукчей
Английские морпехи примёрзли к памперсам и отказались от участия в учениях
Норвежские дети перенимают русский язык