Язык – важнейшее средство человеческого общения. Он необходим для существования и развития социума. Язык и общество тесно связаны друг с другом. Как не может быть языка вне общества, так и общество не может существовать без языка. Их влияние друг на друга взаимное.

Говоря о социальной обусловленности развития языка, отметим, что её не следует понимать как прямое отражение в языке всех общественных событий или как наличие социальных причин у каждого факта изменения языка. Социальные факторы воздействуют на язык не прямолинейно: они могут ускорять или замедлять темп языковой эволюции, способствовать перестройке отдельных составляющих языковой системы. Яркими примерами влияния общества на язык являются: социальное расслоение языка (литературный язык, территориальные диалекты, профессиональные и социально-групповые жаргоны и т.п.); наличие социальных компонентов в структуре языковых единиц и др.

Помимо не зависящего от воли отдельных людей влияния общества на язык возможно и сознательное, целенаправленное воздействие государства (и общества в целом) на развитие и функционирование языка – так называемая языковая политика. К ней относится создание лингвистами нормативных словарей и справочников, пропаганда языковых знаний и культуры речи в средствах массовой информации и т.д.

Влияние языка на общество изучено значительно меньше. Однако сам факт такого влияния очевиден, поскольку язык обладает организующей функцией по отношению к обществу, являясь основой взаимопонимания, социального мира и развития.

Русский язык – явление сложное, многогранное и изменяющееся. Это объясняется тем, что народ, который использует его как средство общения, неоднороден. «Пестрота», разнородность носителей языка зависит от огромной территории нашей страны, разделённой на области, края, республики. В каждой административной единице имеются крупные и малые города, сёла, деревни, хутора, которые бывают весьма отдалены друг от друга. Именно это обусловливает наличие диалектов, народных говоров. Они существуют только в устной форме, служат средством только бытового общения, имеют свой набор фонетических, грамматических словарных средств. Например, в донском диалекте г перед гласной обращается в придыхание. Однако русский язык имеет общенародную основу: с кем бы и на какой территории его носители ни общались, они понимают друг друга, так как диалекты (как профессиональные и социально-групповые жаргоны) являются частью национального языка, высшей формой которого остаётся литературный язык.

Язык – это исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, которая позволяет людям выражать свои мысли (в устной и письменной форме), общаться. Эта система включает разные уровни , которые имеют свои элементарные единицы . Так, основным элементом фонетического уровня является звук, фонема, лексического – слово и его значение, морфемного – части слова (корень, суффикс и др.), морфологического – формы и классы слов, синтаксического – словосочетание и предложение. Данные уровни исследуются в соответствующих разделах языкознания: фонетике, лексикологии, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе. Описывается языковая система в грамматиках и словарях. Все уровни языка последовательно связаны между собой: предложения строятся из слов, слова – из морфем морфемы – из звуков. Так, все элементы языковой структуры образуют единство: каждая высшая ступень как минимум состоит из одной низшей (союз и состоит из одного звука, предложение может состоять из одного слова). Изменения, происходящие на низших уровнях, постепенно отражаются и на высших. Например, ускорение темпа речи ведёт к неотчётливому произношению, поэтому говорящий, желая, чтобы его поняли, сужает используемый словарный запас, упрощает синтаксические конструкции (например, при общении с детьми). Или нередко заимствованное слово становится «обрусевшим». Оно претерпевает изменения на всех языковых уровнях, в использовании уподобляется русским словам: в произнесении, склонении, спряжении, образовании множественного числа и т.д.

Языком называют определённый код, систему знаков и правил их употребления. Так, буква означает звук, слово – конкретное или абстрактное явление, знак препинания – например, паузу или вопрос. Знаковый характер языка позволяет ему служить надёжным средством хранения и передачи информации.

Знак представляет собой заменитель предмета (понятия) в целях общения, знак позволяет говорящему вызвать в сознании собеседника образ предмета или понятия.

Знак обладает следующими свойствами:

1) он направлен на значение;

2) знак должен быть материальным, доступным восприятию;

5) знак – всегда член системы, и его содержание во многом зависит от места данного знака в системе.

Язык не создаёт вещей и понятий, он лишь отражает их, фиксирует с помощью слов. Слова – это самые многочисленные и главные знаки в языке . Поскольку значения слов связаны с понятиями, в языке закрепляется определённое мыслительное содержание, которое превращается в скрытую (внутреннюю) часть значения слов, на которую говорящие не обращают внимания в силу автоматизма пользования языком. Язык не мог бы служить средством общения, если бы значение каждого слова в каждом случае его использования становилось предметом спора.

Значение – это содержание языкового знака, образующееся вследствие отображения внеязыковой действительности в сознании людей.

Слова человеческого языка являются знаками предметов и понятий. Различают предметное и понятийное значение слов:

предметное значение состоит в соотнесении слова с предметом, в обозначении предмета;

понятийное значение служит для выражения понятия, отражающего предмет, для задания класса предметов, обозначаемых знаком.

Значение языковой единицы в системе языка виртуально , т.е. определяется тем, что данная единица может обозначать. В конкретном высказывании значение языковой единицы становится актуальным , поскольку единица соотносится с конкретным объектом, с тем, что она реально обозначает в высказывании.

Языковой знак может быть знаком кода и знаком текста:

знаки кода существуют в виде системы противопоставленных в языке единиц, связанных отношением значимости, которое определяет специфическое для каждого языка содержание знаков;

знаки текста существуют в виде формально и по смыслу связанной последовательности единиц.

Понимание знаковых свойств языка необходимо для того, чтобы лучше представлять себе устройство языка и правила его употребления.

27 мая 2013

Значение языка в жизни человека и общества, функции, которые он несет - это очень важная сторона существования социума. Он хранит в себе духовные и культурные ценности людей. Посредством языка народ высказывает свои мысли, выражает эмоции. Слова выдающихся людей цитируют и превращают их из личного достояния в людское, создавая духовное богатство общества.

Язык может выражаться в прямой или косвенной форме. Прямая - непосредственно в контакте с человеком, людьми в реальном времени, а косвенная - это общение с временным разрывом, так называемое пространственно-временное общение, когда ценности общества передаются из поколения в поколение. Таким образом, формируется духовное наследие человечества - насыщение внутреннего мира людей идеалами.

Роль языка в жизни общества поистине велика. Он выполняет функцию передачи социальной наследственности. С помощью языка люди могут представлять мир, описывать различные процессы, получать, хранить и воспроизводить информацию, свои мысли.

Речь - визитная карточка человека, а также самая надежная рекомендация в его профессиональной деятельности. В трудовой сфере язык стал помогать в управлении (отдавать приказы, давать оценку), а также стал эффективным мотиватором.

Значение языка в жизни общества огромно: с помощью него происходит развитие науки, искусства, техники и т.д. Народы говорят на разных языках, но преследуется одна цель - достижение взаимопонимания.

Но чтобы общество не деградировало, каждый должен соблюдать правила хорошего тона - так называемую культуру речи. Она помогает людям грамотно и правильно общаться. И здесь находит свое отражение значимая роль языка в жизни общества.

Существует 3 аспекта культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Нормативный включает в себя различные правила и нормы человеческой речи: то, как люди должны говорить. Коммуникативный представляет собой правильное взаимодействие с другими людьми - участниками общения. А этический являет собой соблюдение определенных правил: «Где, с кем и как можно разговаривать».

С течением времени роль языка в жизни общества только усиливается. Все больше нужно передать, сохранить. Также язык превратился в некую науку, которую нужно постигать. Есть определенные правила, системы понятий, знаки и символы, теории и термины. Это все усложняет язык. Поэтому проявляются «семена» деградации общества. Все больше людей хотят «схалявить» и не уделять языку должного внимания.

Потому в последнее время наблюдается усиленная вульгаризация речевой практики. Общество выходит за пределы литературного языка, все больше людей используют жаргон, блатные выражения, ненормативную лексику.

Это актуальная проблема на сегодняшний день, ибо без поставленной речевой культуры невозможно решение общесоциальных, культурных и экономических вопросов.

Происходит криминализация человечества, что выражается в речи. Роль языка в жизни общества обычно недооценивается - это не считается наивысшим благом, которое у нас есть. Но нужно отдавать себе отчет в следующем: как человек говорит, так он и действует, и мыслит.

Источник: fb.ru

Актуально

Разное
Разное

Язык принадлежит к тем общественным явлениям, которые развиваются на протяжении всего существования человеческого общества. Все народы мира пользуются тем или иным языком. Важнейшим средством, при помощи которого люди общаются друг с другом, передают свои мысли, желания, чувства - является язык.

Язык - это и средство познания, которое позволяет людям накапливать и хранить знания. Язык теснейшим образом связан с мышлением, сознанием людей.

Язык, как социокультурное явление, возник в глубокой древности из потребности общения людей. Развитие языка позволило людям закреплять развитие человеческого общества в историческом ключе.

Все славяне говорят на родственных языках, так как все славянские языки возникли из общеславянского или праславянского языка. Наибольшее сходство с русским языком имеют украинский и белорусский языки, и составляют особую группу славянских языков - восточнославянскую.

В отдаленном родстве между собой находятся немецкий, английский, испанский и французский языки, которые входят в семью индоевропейских языков (в нее, наряду с вышеперечисленными языками, входит и русский язык). Необходимо сказать, что русский язык - это национальный язык - важнейший признак нации.

Особую роль в развитии русского языка сыграл старославянский язык, который создали в свое время двое братьев: Кирилл и Мефодий. Старославянский язык принадлежит к группе южнославянских языков и отражает характерные для нее фонетические черты. Многие морфемы в современных русских словах имеют старославянское происхождение.

Из старославянского языка в русский перешли многие слова, прежде всего, обозначающие этические и философские понятия.

Существование лексических пар определяет богатство русского языка, хотя часть старославянских слов вышла из употребления, а другая до сих пор продолжает активно использоваться.

Будучи средством общения, язык тесно связан с жизнью общества. Изменения в общественной жизни находят свое отражение в языке. Наиболее чуток в этом отношении словарный состав языка.

Многие слова выходят из употребления, однако, значительная их часть сохраняется в языке в общем употреблении на протяжении многих веков. Помимо этого, происходят изменения и в грамматике языка, и в его фонетике. Следовательно, меняется и произношение.

За более длительное время в грамматике и фонетике могут происходить и более значительные изменения. Например, изменения в склонении кратких форм прилагательных. Однако до сих пор в некоторых фразеологических оборотах и в составе многих наречий мы обнаруживаем следы склонения кратких прилагательных.

Можно обнаружить формы косвенных падежей кратких прилагательных и в произведениях народного творчества, донесших до нас из глубины веков старинные формы.

В современную эпоху в связи с кардинальными изменениями в общественной жизни большие изменения произошли и в русском языке, прежде всего в его лексике. Никогда до этого такой огромный пласт слов не уходил из языка.

Научное изучение языка может представить глубокий интерес и имеет немаловажное общеобразовательное значение, так как предметом этой науки является такая важная сторона духовной деятельности человека, как язык.

° Контрольные вопросы!

1. Дайте определение, что такое язык в социокультурном аспекте?

2. От какого языка произошли все славянские языки?

3. Какие языки входят в восточнославянскую группу?

4. Какие языки, помимо русского, входят в семью индоевропейских языков?

5. Что такое национальный язык?

6. Как звали монахов, создавших первый алфавит старославянского языка?

7. К какой группе языков принадлежит старославянский язык?

8. Каким образом общественные сдвиги влияют на изменение языка?

Еще по теме §1. Роль языка в жизни общества.:

  1. ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ МЫШЛЕНИЯ И ЯЗЫКА В ТРУДАХ Г. В. ЛЕЙБНИЦА, И. КАНТА, Ф. В. ШЕЛЛИНГА И Г. ФРЕГЕ

Билет №1

Роль языка в жизни общества.

Язык - это своеобразная совокупность звуков и символов, каждый из которых имеет определенное значение. Язык - это важный инструмент человеческого взаимодействия и общения. Благодаря языку мы можем выражать свои мысли в материальной речевой форме.

Язык не только средство для общения, это еще и историческая память каждого народа. В каждом языке находит свое отображение духовная культура, многовековая история каждой нации.

Язык представляет собой социальное явление, ведь вне социальных отношений им овладеть невозможно. Человек не обладает даром речи с момента рождения. Ведь маленький ребенок начинает разговаривать только тогда, когда ему удается научиться повторять фонетические звуки, которые издают окружающие его люди, и благодаря умению мыслить, он предает им правильное значение.

Расскажите о главных членах предложения.

Грамматической основой предложения являются главные члены предложения: подлежащее и сказуемое.

Подлежащее - это главный член предложения, обозначает предмет, действие которого выражается сказуемым.

Отвечает на вопросы кто? что? При разборе предложения подчёркивается одной чертой. Чаще всего подлежащее выражается именительным падежом имени существительного: Паром подошёл к причалу.

Кроме этого, подлежащее может выражаться:

Сказу́емое - главный член предложения, связанный с подлежащим и отвечающий на вопросы что делает предмет (или лицо)?, что с ним происходит?, каков он?, что он такое?, кто он такой? и др. Сказуемое обозначает действие или состояние предметов и лиц, которые выражены подлежащим. Сказуемое чаще всего выражается глаголом, согласованным с подлежащим: Паравоз мчался на всех парах. Но нередко сказуемое выражается и другими частями речи (существительными, прилагательными, причастиями, числительными, местоимениями, наречиями, неделимыми словосочетаниями). При разборе предложения сказуемое подчеркивается двумя чертами.



Билет №2

Дайте характеристику гласных звуков. Чем они отличаются от согласных звуков?

Гласными называются звуки, которые в отличие от согласных возникают при образовании тона - без участия шума. При их произношении воздух, поступающий из лёгких, свободно, без преград проходит через рот. Гласные можно легко тянуть, петь. Гласных звуков шесть:[а], [о], [у], [и], [э], [ы]. Кроме того, в отличие от согласных гласные звуки способны образовывать слог и участвовать в формировании ударения. Гласные звуки в русском языке очень важны: помимо участия в смыслоразличении, они являются для нас опорными при определении ритмического строения слова и его границ. В русском языке гласные звуки выполняют следующие функции: участвуют в построении слова, могут различать слова, создавать ритм - формировать ударение, участвовать в формировании интонации.

Билет №3

Разделы науки о языке.

Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи. Изучаемые понятия: звуки, чередование звуков, сильная и слабая позиция звуков, ударение, интонация, слог, слогораздел.

Орфография – раздел науки о языке, в котором изучается правописание слов и их значимых частей. Изучаемые понятия: орфограмма, орфографическое правило, орфограммы в корне, приставках, суффиксах, окончаниях, слитное, раздельное, дефисное написание, употребление прописной и строчной буквы.

Лексика и фразеология – раздел науки о языке, в котором изучается лексическое значение слов, фразеологических оборотов и их употребление в речи. Изучаемые понятия: однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слов, омонимы, синонимы, антонимы, исконно-русские и заимствованные слова, устаревшие слова и неологизмы, диалектизмы, профессионализмы, фразеологизмы.

Словообразование – раздел науки о языке, в котором изучается состав слова и способы его образования. Изучаемые понятия: состав слова, морфема, основа слова, корень, суффикс, приставка, окончание, словообразовательные и формообразовательные морфемы, однокоренные слова, способы образования слов.



Морфология – раздел науки о языке, изучающий части речи и их формы. Изучаемые понятия: части речи (самостоятельные и служебные): имена существительное, прилагательное, числительное; местоимение, глагол, глагольные формы (причастие, деепричастие), наречие, предлог, союз, частица, междометие, звукоподражания, морфологические признаки частей речи.

Синтаксис – раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение, их строение, значение и роль в речи. Изучаемые понятия: словосочетание, согласование, управление, примыкание, подлежащее и сказуемое (простое глагольное, составное глагольное, составное именное); определение, дополнение, обстоятельство; простое предложение, однородные члены предложения, обобщающие слова, обособленные члены предложения, обращение, вводные слова; сложные предложения (сложносочиненные, сложноподчинённые, бессоюзные); виды придаточных частей сложного предложения (определительная, изъяснительная, обстоятельственная).

Пунктуация – раздел науки о языке, в котором изучаются правила расстановки знаков препинания. Изучаемые понятия: знаки препинания, их функции (завершающие, выделяющие, отделяющие); одиночные и парные знаки.

Стилистика – раздел науки о языке, изучающий функциональные стили речи, их языковые особенности. Изучаемые понятия: стили речи: разговорный и книжные (художественный, научный, публицистический, официально-деловой), языковые особенности стилей, жанры, характерные для определённого стиля.

Билет №4

Билет №5

Назовите виды сказуемых.

Простое глагольное сказуемое

Простым глагольным сказуемым называется сказуемое, выраженное одним глаголом в каком-либо наклонении:

Ветер колышет траву! Солнце скрылось за облаком. Я пойду в лес.

Он поехал бы в город. Ты мне напиши письмо сразу же!

Составное сказуемое

Составное сказуемое бывает глагольным и именным. Оно состоит из двух частей: связки и глагольной или именной части.

1)Составное глагольное сказуемое

Составное глагольное сказуемое состоит из вспомогательного глагола и неопределённой формы глагола.

Отвечает на вопросы что делает? что делать? что делал?

Владимир начинал сильно беспокоиться. Он хочет поступить в институт. Я долго не мог с ними встретиться.

2) Составное именное сказуемое

Составным именным сказуемым называется сказуемое, которое состоит из глагола-связки и именной части.

Наиболее употребительным является глагол-связка быть, менее употребительны, но возможны и другие глаголы-связки. Именная часть составного сказуемого выражается по-разному:

1)именем прилагательным: Погода была хорошая;

2)именем существительным: Книга - верный друг;

3)кратким оборотом страдательного причастия: Ряд новых домов был построен в этом году;

4)наречием: Ошибка была налицо;

5)именем числительным: Я был первым в списке;

6)местоимением: Вишневый сад теперь мой;

7)Синтаксически цельным словосочетанием: Вечером море было черного цвета.

Билет №6

1. Буквы е, ё, ю, я. В какой позиции эти звуки обозначают два звука, один звук? Приведите примеры.

Буквы е, ё, ю, я могут иметь разное звуковое значение: они могут обозначать два звука ([j] + соответствующий гласный [э], [о], [у], [а]) и один звук (только гласный).

Два звука эти буквы обозначают:

1) в начале слова: ем () ёлка (), юный (), ящик()

2) после гласной буквы: заезд (), паёк (), знаю (jу]), баян ()

3) после разделительных ь и ъ знаков: Пьер (), льёт (), солью () семья (), съел (), адъютант () предъявлен ()

Один гласный звук (с указанием на мягкость предшествующего согласного) эти буквы обозначают после согласной буквы: пел ([п"э]л), лёг ([л"о]г), сюда ([с"у]да), пять ([п"а]ть).

Билет №7

Назовите стили речи.

Функциональный стиль - это разновидность литературного языка, которая обслуживает ту или иную сферу общественной жизни и характеризуется определённым своеобразием отбора и использования языковых средств в зависимости от условий и целей общения.

1)Разговорный (разговорно-бытовой) стиль - функциональный стиль, который обслуживает сферу повседневно-бытового частного, неофициального общения. Цель разговорного стиля – общение, обмен мыслями, впечатлениями.

Для разговорного стиля характерен диалог.

2)Официально-деловой стиль - функциональный стиль, который обслуживает сферу административно-правовых отношений, переписку граждан с учреждениями и т.д. Цель стиля – информация. В официально-деловом стиле употребляются специальные слова: юридические, дипломатические и т.д.

3)Научный стиль - функциональный стиль, обслуживающий сферу науки. Употребляется в научных трудах. Цель стиля – сообщения, объяснение научных результатов.

4)Публицистический стиль – функциональный стиль, обслуживающий сферу политико-идеологических общественных отношений. Цель стиля – воздействие на слушателей и читателей. Употребляется в газетах, журналах.

5)Художественный стиль (стиль художественной литературы) - Функциональный стиль, который обслуживает Этическую сферу общения. Цель стиля – воздействие с помощью созданных образована мысли и чувства читателей и слушателей. Употребляется в художественных произведениях таких как: проза, поэзия и т.д.

Билет №8

1. Расскажите о прямом и переносном значении слова. Приведите примеры.

Многозначные слова имеют прямые и переносные значения. Прямое значение слова – это его основное лексическое значение. Оно непосредственно направлено на предмет (сразу вызывает представление о предмете, явлении) и в наименьшей степени зависит от контекста. Например: Самолёт летит. Переносное значение слова – это его вторичное значение, которое возникло на основе прямого значение и связано с ним по смыслу. Например: Время летит.

Билет №9

1. Расскажите об антонимах, приведите примеры.

Анто́нимы - это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения, например: «правда» - «ложь», «добрый» - «злой», «говорить» - «молчать».

Род имен существительных.

С точки зрения грамматики род – это способность имён существительных сочетаться с определёнными формами согласуемых слов: мой дом, моя шляпа, моё окно.

По признаку рода имена существительные делятся на три группы:

1)имена существительные мужского рода: дом, конь, воробей, дядя;

2)имена существительные женского рода: мода, земля, пыль, рожь;

3)имена существительные среднего рода: лицо, море, племя, ущелье.

Особая группа – существительные общего рода , служащие для названия лиц и мужского, и женского пола: плакса, недотрога, молодчина, выскочка, хапуга.

Род определяется только в единственном числе. Грамматическое значение рода создаётся системой падежных окончаний данного существительного в единственном числе.

Имена существительные женского рода

К женскому роду относятся: большинство существительных с окончанием –а/я: трава, тётя, земля;

часть существительных с основой на мягкий согласный, а также на Ж и Ш и нулевым окончанием: лень, рожь, тишь.

Имена существительные мужского рода

К мужскому роду относятся:существительные с основой на твёрдый или мягкий согласный и нулевым окончанием в именительном падеже: стол, конь, камыш, нож, плач;

некоторый существительные на –а/я: дедушка, дядя;

Имена существительные среднего рода

К среднему роду относятся: существительные с окончанием на –о, -е: окно, поле; десять существительных на –мя: бремя, стремя, племя, вымя, время, темя, пламя, семя, … существительное дитя.

Билет №10

Билет №11

Дайте определение корня.

Корень- это главная значимая часть слова, которая выражает основное значение данного слова и общее лексическое значение всех однокоренных слов: гора, пригорок, горный. Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными. Однокоренными называются слова с общим корнем, но разным лексическим значением: лес, лесной, лесник. Однокоренными могут быть слова как одной, так и разных частей речи: пить – допить, зима – зимний. Необходимо различать омонимичные корни - совпадающие по звучанию (и написанию), но разные по значению:

носить – переносить – выносить – корень НОС;

нос – носовой – носоглотка – корень НОС.

Эти корни разные по лексическому значению, и поэтому слова из разных групп однокоренными не являются.

Корни, которые в языке существуют самостоятельно, то есть могут выступать как отдельное слово с окончанием или без него, называются свободными. Корни, которые выступают только в сочетании с другими морфемами, а не только окончанием, называются связанными. В слове может быть как один, так и несколько корней. Слова с несколькими корнями называются сложными: водопад, морозоустойчивый, плащ-палатка, двадцатиметровый.

Билет №12

Дайте определение суффикса.

Суффикс (от лат. suffixus «прикреплённый») - это значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов или форм слов: вода – водный, печь – печник; Суффикс не является обязательным элементом слова.В слове может быть один или несколько суффиксов: легк-о, чит-а-тель, образ-ова-нн-ость. Суффикс может стоять непосредственно за корнем или после другого суффикса.

По функции различают суффиксы:

1) словообразующие,

2) формообразующие.

1)Словообразующие суффиксы служат для образования новых однокоренных слов:

писать – писа-тель, оптика – оптич-еск-ий.

2)Формообразующие суффиксы образуют не новые слова, а формы одного и того же слова:

время (им.п.) – времени (р.п.), короткий – короче (сравн. степень), читать – читал (прош. время),

поговорить (сов. вид) – поговаривать (несов. вид).

Многие суффиксы характерны для определённых частей речи:

2. Назовите основные группы сложных предложений, приведите примеры.

Сложным называется предложение, состоящее из двух и более простых предложений, связанных по смыслу и интонационно. В сложном предложении две и более грамматические основы. Выделяют 4 вида сложных предложений: сложносочинённое предложение, сложноподчинённое предложение, сложное предложение с разными видами связи и бессоюзное сложное предложение.

Сложные предложения

СоюзныеБессоюзные (БСП)

Сложносочиненные (ССП) Сложноподчиненные (СПП)

Билет №13

Окончания есть только у изменяемых слов. Нет окончаний у служебных слов, наречий, неизменяемых существительных и прилагательных. У изменяемых слов нет окончаний в тех их грамматических формах, в которых отсутствуют указанные грамматические значения (род, лицо, число, падеж), то есть у инфинитива и деепричастия.

Нельзя путать слова с нулевым окончанием и слова, в которых нет и не может быть окончаний, - неизменяемые слова. Нулевое окончание может быть только у изменяемых слов, то есть у слов, у которых в других формах представлены ненулевые окончания.

Билет №14

Билеты №12.2, 13.2, 14.2.

В бессоюзном сложном предложении отсутствуют какие-либо союзы и союзные слова, хотя во многих случаях можно подставить союз на месте разделения простых предложений. Связь между предложениями только смысловая и интонационная. Примеры: Уже давно село солнце,но лес не успел стихнуть; горинки журчали вблизи, кукушка куковала в отдалении.

Между простыми предложениями в составе бессоюзных сложных предложений могут существовать разные смысловые отношения, в связи с чем выделяют следующие основные типы БСП:

1. БСП со значением перечисления: Прыгают, чирикают, возятся, как пьяные, воробьи; закрыв глаза, урчат медовыми голосами голуби (А. Толстой).

2. БСП со значением сопоставления или противопоставления: Ермолай стрелял, как всегда, победоносно, я - довольно плохо, по обыкновению (Тургенев).

3. БСП со значением условия: Куст заденешь плечом - на лицо тебе вдруг с листьев брызнет роса серебристая (Никитин).

4. БСП со значением изъяснительных отношений: Настя во время рассказа вспомнила: у нее от вчерашнего дня остался целый нетронутый чугунок вареной картошки (Пришвин).

5. БСП с причинно-следственным значением: Я умираю - мне не к чему лгать (Тургенев).

6. БСП со значением временных отношений: Гром не грянет - мужик не перекрестится (пословица).

7. БСП со значением сравнения: Молвит слово - соловей поет (Лермонтов).

8. БСП со значением следствия, результата, быстрой смены событий: Вдруг дверь каморки быстро распахнулась - вся челядь кубарем скатилась с лестницы (Тургенев).

9. БСП со значением присоединения: Он всегда любил поболтать - это было мне отлично известно.

10. БСП со значением пояснения: С ранней молодости Татьяну держали в черном теле: работала она за двоих, а ласки никакой никогда не видела (Тургенев).

БСП могут быть многочленными, т. е. состоять из трех и более простых предложений. Например: В мелкой сетке дождя все предстало в ином виде: посерели деревни, грустью повеяло от сжатых полей, неуютным и черным казался лес (Раковский).

Запятая ставится, если предложения тесно связаны между собой по смыслу и обозначают одновременно или последовательно происходящие события. Например: Погода утихла, тучи расходились, перед ним лежала равнина (Пушкин); Грачи улетели, лес обнажился, поля опустели... (Некрасов).

Точка с запятой ставится в том случае, если предложения менее связаны по смыслу и при этом внутри их есть запятые. Например: Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую сосновую рощу, лежавшую в полуверсте от сада; тень от него без конца тянулась через неподвижные поля (Тургенев).

Двоеточие ставится в следующих случаях:

Второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом (можно вставить союз потому что). Например: Всю дорогу до хутора молчали: говорить мешала тряская езда (Чехов);

Второе предложение раскрывает содержание первого (можно вставить слова а именно). Например: Погода была ужасная: весь день дождь лил как из ведра;

Второе предложение дополняет первое (можно вставить союз что). Например: Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь (Пушкин). В подобных случаях в первой части предложения могут быть пропущены глаголы типа увидеть, услышать, почувствовать. Например: Он взглянул на небо: солнце спряталось за небольшое облако.

Тире ставится в следующих случаях:

При быстрой смене событий или неожиданном результате действия. Например: Сыр выпал - с ним была плутовка такова (Крылов); Чин следовал ему - он службу вдруг оставил (Грибоедов);

При противопоставлении (можно вставить союз а). Например: Смелые побеждают - трусливые погибают;

В первом предложении указывается время или условие действия (перед первым предложением можно вставить союзы когда, если). Например: Лес рубят - щепки летят; Волков бояться - в лес не ходить;

При сравнении (можно вставить союзы точно, будто). Например: Имя твое - птица в руке (Цветаева);

Во втором предложении содержится результат или вывод (можно вставить слово поэтому). Например: Кончил дело - гуляй смело.

Билет №15

Билет №16

Билет №17

Глагол как часть речи.

Глагол – это самостоятельная часть речи, означающее действие или состояние предмета. Глагол отвечает на вопросы «что делать? что сделать?»: летать, ходить, смотреть, прискакать.

Формы глагола.

1) Глагол имеет начальную (инфинитивную) форму, которая также называется неопределеннойформойглагола. Неопределенная форма глагола – это глаголы, оканчивающиеся на формообразующие суффиксы –ть, –ти, –чь: купать, идти, стеречь. Начальная форма является таковой, так как не имеет ни числа, ни времени, ни лица.
2) Большая часть глаголов является спрягаемыми глаголами. Они обладают теми или иными признаками глагола;
3) Причастие;
4) Деепричастие.

Постоянные и непостоянные признаки глагола.

Глаголы имеют постоянные и непостоянные признаки.

Постоянные признаки:
1)Возвратные и невозвратные глаголы;
2) Переходные и непереходные глаголы;
3) Глаголы совершенного и несовершенного вида;

К непостоянным признакам глагола относятся:
Наклонение глаголов : изъявительное, сослагательное и повелительное;
Времена глаголов;
Категория лица глаголов;

Билет №18

Расскажите о диалоге.

Диалог - это разговор двух или нескольких лиц. Основной единицей диалога является диалогическое единство - тематическое объединение нескольких реплик, представляющее собой обмен мнениями, каждое последующее из которых зависит от предыдущего. На характер реплик оказывает влияние так называемый кодекс взаимоотношений коммуникантов. Выделяют три основные типа взаимодействия участников диалога: зависимость, сотрудничество и равенство. Любой диалог имеет свою структуру: зачин - основная часть - концовка. Размеры диалога теоретически безграничны, поскольку его нижняя граница может быть открытой. На практике же любой диалог имеет свою концовку. Диалог рассматривается как первичная форма речевой коммуникации, поэтому он получил своё наибольшее распространение в сфере разговорной речи, однако диалог представлен и в научной, и в публицистической, и в официально-деловой речи.Будучи первичной формой коммуникации, диалог представляет собой неподготовленный, спонтанный тип речи. Даже в научной, публицистической и официально-деловой речи при возможной подготовке реплик развёртывание диалога будет спонтанным, поскольку обычно реплики - реакции собеседника неизвестны или непредсказуемы. Для существования диалога, с одной стороны, необходима общая информационная база его участников, а с другой - исходный минимальный разрыв в знаниях участников диалога. Неинформативность может отрицательно сказаться на продуктивности диалогической речи. В соответствии с целями и задачами диалога, ситуацией общения, ролью собеседников можно выделить следующие основные типы диалогов: бытовой, деловая беседа, интервью.

Билет №19

Местоимение как часть речи.

Местоиме́ние - часть речи, лишёная собственного лексического значения и употребляемая вместо имени существительного, прилагательного, имени числительного или наречия, не называя предмет (явление и т. д.) или его характеристику, а лишь указывая на них (их)отношение к иным предметам (явлениям и т. д.).

1)Личные местоимения указывают на лицо, о котором идёт речь. Местоимения 1-го и 2-го лица обозначают участников речи (я, ты, мы, вы). Местоимения 3-го лица указывают на лицо или лица, не принимающие участия в речи (он, она, оно, они). Изменяются по лицам, числам и (в третьем лице единственного числа) родам, а также склоняются по падежа́м.

2)Возвратное местоимение передаёт значение направленности действия на субъект действия (Я вижу себя в зеркале).Склоняется по падежам: себя (рд., вн. падежи), себе (дт., пр.), собой, собою (тв.).Форма именительного падежа отсутствует. По лицам, числам и родам не изменяется.

3)Притяжательные местоимения указывают на принадлежность того или иного объекта (предмета, свойства и т. д.) или нескольких объектов тому или иному субъекту или группе субъектов. Ед.чис. 1 л. мой Мн.чис. мои наш наши

Изменяются по лицам, числам и родам, а также склоняются по падежам, согласуясь с определяемым существительным. Местоимения 3 лица (его, её, их) не склоняются.

4)Вопросительные местоимения употребляются в вопросительных предложениях. В эту группу (как и в связанные с нею группы относительных, отрицательных и неопределённых местоимений) входят самые разнородные с грамматической точки зрения слова. Способность изменяться по числам и родам, а также склоняться по падежам полностью соответствует свойствам тех слов, которые они заменяют.

5)Относительные местоименияТе же местоимения, что и вопросительные. Используются для присоединения придаточного предложения к главному. При этом они становятся союзными словами и выполняют роль союза, являясь при этом членом предложения. Например: Спроси, какая у него оценка.

6)Указательные местоимения– местоимения, указывающие на то, какой объект имеет в виду говорящий, а также на расположение объекта относительно говорящего (либо адресата). Они склоняется по падежам, согласуясь с определяемым существительным этот, это, тот, такой, таков, тот, этакий, оный (уст.), сей, (уст.)экий.

7) Определительные местоимения – Определительные местоимения указывают на обобщенный признак предмета.

К ним относятся местоимения: сам, самый, все, весь, всякий, каждый, иной, любой, другой, а также местоимения всяческий и всяк (устаревшее). Склоняются по падежам.

8)Отрицательные местоимения – Отрицательные местоимения служат для отрицания наличия какого-либо предмета, признака, количества или для усиления отрицательного смысла всего предложения: Я не хочу печалить вас ничем.

Отрицательные местоимения изменяются:

по падежам: никт`о-никог`о-ником`у-никог`о-ник`ем-ни о к`ом;

по числам: никак`ой - никак`ие, нич`ей - ничь`и;

по родам (в ед. ч.): никак`ой-никак`ая-никак`ое, нич`ей-ничь`я-ничь`е.

Местоимение НИКТО по числам и родам не изменяется. Местоимения НЕКОГО, НЕЧЕГО не имеют формы именительного падежа. Местоимения НИКТО, НИКАКОЙ, НИЧЕЙ, Н`ЕКОГО, Н`ЕЧЕГО с предлогом, который ставится после приставки: ни у кого, ни на чём, ни под какой, ни за чьим, не с кого, не из-за чего;

Синцов долго не мог ни у кого узнать, когда же пойдёт тот поезд на Минск (К. Симонов).

9)Неопределённые местоимения– Неопределённые местоимения указывают на неопределенные предметы, признаки, количество: некто, нечто, некоторый, несколько, кто-то, что-нибудь, кое-кто и подобные. Неопределённые местоимения образуются путём присоединения к вопросительным и относительным местоимениям

приставки КОЕ-: кое-что, кое-какой, кое-чего;

приставки НЕ-: некто, нечто, некоторый, несколько;

суффиксов -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ: кто-то, кто-либо, кто-нибудь.

Неопределённые местоимения изменяются по типу тех, от которых образуются. Местоимение НЕКТО имеет только форму именительного падежа: Жил некто человек безродный. Местоимение НЕЧТО имеет две формы - именительного и винительного падежа: Произошло нечто неопределённое. Я увидел нечто неожиданное. Местоимение НЕКИЙ является устаревшим, в современном языке употребляется редко и, как правило, в именительном падеже: Некий богач, господин Ковалевский, решил на свой риск и страх построить для города водопровод (В. Катаев). Местоимение НЕСКОЛЬКО в именительном и винительном падежах требует после себя существительных в родительном падеже множественного числа: Прошло несколько тревожных дней; У ворот стояло несколько человек штатских.

Билет №20

Наречие как часть речи.

Наре́чие - часть речи, как правило, неизменяемая, обозначающая признак действия, признак признака предмета. В школьном преподавании принято говорить, что слова этого класса отвечают на вопросы как?, где?, куда?, когда?, зачем?, с какой целью?, в какой степени?. Наречия образуются в процессе адвербиализации других частей речи.

Чаще всего наречия относятся к глаголу и обозначают признак действия: стоять насмерть, говорить взволнованно, очень интересуется.

Примыкая к прилагательным, причастиям и наречиям обозначают признак признака: очень интересная книга, ярко освещённая гостиная, очень интересно рассказывает.

Признак предмета наречия обозначают в редких случаях, т.к. могут сочетаться лишь с некоторыми существительными: чтение вслух, глаза навыкате, совсем дитя.

В предложении наречие чаще всего выполняет функцию обстоятельства (если наречие относится к глаголу, прилагательному, другому наречию): Женщина рассмеялась и пошла (куда?) вниз.

Реже, если наречие относится к существительному, оно является определением: Его ухо уловило женский смех, быстрые и бойкие шаги (какие?) вниз.

Особую группу наречий составляют слова, которые не называют признак, а лишь указывают на него. Это местоименные наречия. Они делятся на следующие группы:

указательные – здесь, там, тут, туда, тогда и др.;

неопределённые – где-то, куда-то, где-нибудь, кое-где и др.;

вопросительные – где, куда, когда, зачем и др.;

отрицательные – нигде, никуда, негде и др.

По значению наречия делятся на два больших разряда: обстоятельственные и определительные.

К обстоятельственным относятся:

наречия времени (когда? с каких пор? до каких пор? как долго?): всегда помнить, издавна известный, гулять дотемна, долго готовится;

наречия места(где? куда? откуда?): идти впереди, отправить туда, приехать издалека;

наречия причины(почему? отчего?): ударить сгоряча, герой поневоле;

наречия цели(зачем? для чего? c какой целью?): уронить нарочно, сказать в насмешку, встретиться специально;

К определительным относятся:

наречия меры и степени(сколько? на сколько? во сколько? в какой степени? в какой мере?): много работать, вдвое быстрее, слишком громко, чуть-чуть поднять;

наречия образа и способа действия (показывают каким образом или способом совершается действие): идти пешком, разбить вдребезги, смотреть исподлобья;

качественные наречия (обозначают качество действия или признака): смело ответить, быстро приехать, кое-как сделать, трепетно мерцающая звезда.

Определение.

Определение - это второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета и отвечающий на вопрос какой? чей? Обычно выражено прилагательным или причастием. Определения бывают согласованные и несогласованные.

Согласованные определения связаны с определяемым словом по способу согласования, то есть совпадают в формах рода, числа, падежа; при изменении формы определяемого слова согласованное определение аналогично меняет свою форму. Например: родной край; родного края; в родных краях.

Несогласованные определения связаны с определяемым словом по способу управления или примыкания, то есть совпадение форм определяемого слова и определения не предполагается; при изменении форм определяемого слова несогласованное определение не меняется.

Несогласованные определения связываются с главным словом при помощи:

управления – дополнение ставится при главном слове в определённом падеже: Ср.: дом из камня; в доме из камня;

примыкания – дополнение является неизменяемой частью речи или неизменяемой формой:

Ср.: яйцо всмятку; шапка набекрень; её платье.

Билет №21

Служебные части речи.

Служебные части речи – это слова, которые выполняют вспомогательную роль при знаменательных частях речи и обслуживают знаменательные слова. Служебные слова характеризуются набором специфическими признаками:

не обладают номинативной семантикой; неизменяемые; не являются компонентом высказывания. Но служебные слова употребляются в речи достаточно часто и составляют около 25% от общего числа слов в речи. К служебным частям речи относятся предлоги, союзы и частицы.

1) Предлоги – это служебные слова, которые выражают зависимость существительных, числительных, местоимений от других слов, с которыми они сочетаются. Связывая слова, предлоги принимают участие в выражении смысловых отношений.

По значению предлоги делятся на разряды:

пространственные (указывают на место): в, из, к, у, по, из-за, по-над, под, около, вокруг, перед, возле и др.;

временные (указывают на время): до, в, через, по, с, к, перед, в течение;

причинные (указывают на причину): от, со зла, за, из-за, в силу, по случаю, благодаря, ввиду, вследствие и др.;

целевые (указывают на цель): для, ради и др.: сказать в шутку, речь к случаю, поехать на отдых;

образа действия (указывают на образ действия): с, без,в, от и др;

объектные (указывает на предмет, на который направлено действие): о, об, про, с, по, насчет, относительно и др.:

Чтобы определить значение предлога, необходимо установить, в состав какого члена предложения этот предлог входит (пространственный предлог входит в состав обстоятельства места, причинный предлог – в состав обстоятельства причины, дополнительный предлог – в состав дополнения)

По своему строению предлоги делятся на:

1)непроизводные (или первообразные): в, без, к, на, при и др. Они всегда относились к этой части речи.

2.)производные (или непервообразные) образованные от других частей речи (навстречу, посредством) или же путем сложения двух первообразных предлогов (из-за, по-над и др.)

Производные предлоги подразделяются на разряды в зависимости от тех частей речи, от которых они были образованы:

1) наречные, образованные от наречий, в основном выражают пространственные и временные отношения: близ, вдоль, вместо, внутрь, возле, вокруг, вопреки, вслед, впереди, кроме, напротив, около, поверх, позади, против, сзади, сверху, сверх, сквозь, среди и т.д.);

2) отыменные образовались от различных падежных форм существительных и выражают объектные и некоторые обстоятельственные отношения: вследствие, со стороны, вроде, ввиду, в продолжении, в течение, по мере и др.;

3) отглагольные образованны от глагольных форм (деепричастий) и выражают различные обстоятельственные отношения: благодаря, исключая, несмотря на, невзирая, спустя и др.

По структуре предлоги делятся на:

1) простые - предлоги состоящие из одного слова, в основном одно-и двухсложные. Это прежде всего непроизводные и некоторые производные предлоги, напр., путем, мимо, среди, в, за и др.

2) сложные предлоги (или парные, двойные). Это группа является разновидностью простых: из-за, из-под, а также характерные для народно-разговорной речи по-над, по-за, с-под.

3) составные предлоги – предлоги, которые по существу являются предложно-падежными сочетаниями. составные предлоги состоят из двух и более слов (в деле, по части, вдоль по, в отношении и др.

Предлоги не являются членами предложения, но входят в состав членов предложения (вместе с самостоятельными словами). Вследствие болезни он не ходил в школу в течение целой четверти, но продолжал успешно учиться благодаря помощи уч

Язык – это неотделимая часть человеческого общества в целом и каждого человека в отдельности. Известно, что главным отличием человека от животного является наличие словесного языка. Каждый ребенок после своего рождения учится говорить. Если у человека есть какие-то нарушения, в связи с которыми у него отсутствует речь, он во многом «выпадает» из жизни. У таких людей обязательно появляется замена - язык жестов.

Таким образом, язык является средством коммуникации. Известно, что язык возник при необходимости людей общаться между собой. Сначала это были отдельные междометия, затем набор определенных слов. По мере человеческого развития язык все больше усложнялся, развивался и совершенствовался.

Доказано, что язык необходим для полноценного развития человеческого мышления. Чем лучше человек владеет родной речью, тем глубже, богаче и многогранней его мышление.

Язык – это не беспорядочный набор букв и слов. Он представляет собой систему. Язык настолько развился, что содержит в себе очень много ответвлений. Это профессиональные, молодежные жаргоны, разнообразные тайные языки (например, язык преступного мира) и так далее.

В современном мире мы разговариваем и пишем с помощью языка. Следовательно, у нас есть устный и письменный язык. Жители деревень и маленьких городов (особенно пожилые) пользуются словами и выражениями, малознакомыми или вовсе незнакомыми жителям мегаполисов. И наоборот.

То есть носители одного языка могут с трудом понимать друга, потому что они пользуются диалектами или какими-нибудь жаргонами и т. д. Но, в то же время, есть единая «база» слов, которую понимают все представители русской нации. Именно этот набор слов (литературный язык) позволяет людям понимать друг друга и общаться.

Русский язык считается одним из самых сложных и богатых языков в мире. Он имеет длительную историю своего развития. Впрочем, как и сама Россия. Все величайшие писатели и поэты нашей страны вошли также и в историю русского языка. Ведь именно они помогали ему развиваться, внося туда изменения, преобразуя его. Без труда можно назвать целый сонм таких имен. Это и М.В. Ломоносов с его теорией о «трех штилях». Это и Н.М. Карамзин учением об изящной салонной речи. Это, конечно же, Пушкин, внесший большое оживление в русский литературный язык. Да и вообще все талантливые писатели и поэты влияли на язык своими произведениями.

Таким образом, мы можем видеть, что язык породил один из основных видов искусств – литературу. Возникновение литературы связано со способностью языка выражать малейшие оттенки чувств, настроений, переживаний. А также необходимостью человека делиться всем этим с другими людьми.

В мире существует очень много языков, самобытных и красивых. Но одни из них более распространены по всему миру, более популярны. Их хотят изучать, или необходимость заставляет знать их. В современном мире таким международным языком является, конечно, английский. Его чрезвычайная популярность связана с экономическим могуществом США, а также с навязыванием американской поп-культуры молодежи всего мира.

К счастью, жители других стран начинают все бережнее и бережнее относиться к своему родному языку как к неотъемлемой части родной культуры. Они понимают, что без знания родного языка легко утратить свои корни, потерять свою личность, стать никем. Ведь давно известно, что язык отражает индивидуальное для каждой нации видение окружающего мира и представление о нем. Перестав пользоваться родным языком, человек лишает себя какой-то важной части своей личности, превращается в другого человека.

Но это не значит, что нужно замыкаться в себе и не обращать внимания на языки других народов. Наоборот, очень полезно, на мой взгляд, знать хотя бы один иностранный язык. Это знание поможет общаться с людьми других наций, поможет завести новых друзей. Кроме того, знание иностранного языка обогащает, потому что человек погружается в другую культуру «изнутри», он может читать книги, смотреть фильмы и слушать музыку на языке-оригинале. Значит, он сможет лучше понять людей из другой страны или даже с другого континента. Тем самым, человек, на мой взгляд, расширяет свой опыт и по-другому смотрит на мир: более свободно и широко.

Таким образом, язык и человек неотделимы друг от друга. В самой природе человека уже заложено наличие языка. Несомненно, развитие человеческой цивилизации и каждой страны в отдельности влечет за собой и развитие национальных языков.

Язык -очень чуткая и емкая система: она способна удовлетворить потребности всех людей с из разнообразными особенностями и интересами.

Родной язык – это часть национальной культуры и очень важная часть каждого носителя этой культуры. Бесспорно, национальный язык нужно беречь, но знать и уважать другие языки столь же необходимо, как любить свой родной язык.