Cлайд 1

Cлайд 2

Цель урока: углубить представление об определениях, закрепить навыки узнавания однородных и неоднородных определений в тексте, их графического изображения.

Cлайд 3

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ (РАССТАВИТЬ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ) 1. Я жил недорослем гоняя и играя в чехарду с дворовыми мальчишками. 2. Нет пускай послужит он в армии да потянет лямку да понюхает пороху. 3. Я взял на себя вид равнодушный и обратясь к Савельичу который был и денег и белья и дел моих рачитель приказал отдать мальчику сто рублей.

Cлайд 4

ПОВТОРЕНИЕ Составьте рядом схемы однородных членов предложения. «удар мой верен был и скор» « и помнил я кольчуги звон, и блеск ружья, и гордый непреклонный взор, и молодых моих сестер» «узнать, для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы», «то вдруг стихал он, то сильней он раздавался в тишине», «простая песня то была, но в мысль она мне залегла», как будто сам я был рожден в семействе барсов и волков».

Cлайд 5

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! И.С. Тургенев.

Cлайд 6

ОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ Характеризуют предмет с одной стороны (по цвету, форме, размеру) или создают целостную картину о предмете. Соединены между собой сочинительной связью. (Можно поставить союз и). Равно непосредственно относятся к определяемому существительному. Произносятся с перечислительной интонацией. Определения- эпитеты (художественные, эмоциональные определения). НЕОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ Характеризуют предмет с разных сторон. Непосредственно к существительному относится только ближайшее определение, а другое относится ко всему словосочетанию. Между ними нет сочинительной связи. (Нельзя поставить союз и). Часто неоднородные определения выражены прилагательными разных разрядов (например, качественными и относительным).

Cлайд 7

РАБОТА С ТЕКСТОМ Девушка, которую он назвал своей сестрою, с первого взгляда показалась мне очень миловидной. Было что-то своё, особенное, в складе её смугловатого круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и чёрными, светлыми глазами. Воротясь домой, она тотчас ушла к себе в комнату и появилась только к самому обеду, одетая в лучшее своё платье,тщательно причёсанная, перетянутая и в перчатках. За столом она держалась очень чинно, почти чопорно, едва отведывала кушанья, и пила воду только из рюмки. Ей явно хотелось разыграть передо мною новую роль – роль приличной и благовоспитанной барышни. У него было именно такое лицо, милое, ласковое, с большими мягкими глазами и мягкими курчавыми волосами.

Cлайд 8

САМОПРОВЕРКА Однородные определения черными, светлыми глазами, приличной и благовоспитанной барышни, Неоднородные определения: смугловатого круглого лица, с небольшим тонким носом, большими мягкими глазами, мягкими курчавыми волосами,

Урок в 8 классе по теме «Однородные и неоднородные определения» .

Выполнила: учитель русского языка и литературы

МКОУ «УАСШ»

Казанина Оксана Анатольевна


Цели урока:

  • Формирование умений:
  • развивать умение различать однородные и неоднородные определения; закрепление умения ставить запятые в предложениях с однородными членами; соблюдать перечислительную интонацию в предложениях с однородными и неоднородными определениями; совершенствовать орфографические навыки;
  • развивать умение различать однородные и неоднородные определения;
  • закрепление умения ставить запятые в предложениях с однородными членами;
  • соблюдать перечислительную интонацию в предложениях с однородными и неоднородными определениями;
  • совершенствовать орфографические навыки;
  • Развивать внимание, логическое мышление, умение сравнивать и обобщать;
  • Вызвать интерес к урокам русского языка.

Разминка.

Цель: закрепление навыков правописания – н – и – нн – в суффиксах прилагательных и причастий.

Варе. ая свекла, кваше. ая капуста, краше. ый палисадник, рискова. ый прыжок,

кова. ый забор, сея. ая через сито мука,

купле. ый дом,броше. ый ребенок,

глаже. ые брюки, поле не засея. о,ошибка исправле. а, деревя. ый письме. ый стол,

тума. ый,безветре. ый день.


Какие определения называюся однородными?

Какие определения называюся неоднородными?

В чем разница между однородными и неоднородными

определениями?

Расскажите о постановке знаков препинания при

однородных и неоднородных

определениях.


Оъяснительный диктант (устно)

  • Было тихое летнее утро (И.Тургенев).

2.Стал накрапывать редкий мелкий дождь (А.Чехов).

3.Стояла светлая безлунная ночь (А.Фадеев).

4.Она походила на молодую стройную гибкую березу.

5. Ракета неслась на второй космической скорости.

6.Ткань окрашена в яркие веселые тона.


Физминутка.

Вправо-влево, вправо-влево,

Разрешаю видеть смело.

Вниз и вверх, вниз и вверх, Буду четко видеть всех. Обведем глазами круг, Стану классно видеть вдруг. Резво крутим мы глазами, Без очков мы видим - сами! Нарисую я восьмерку, Вижу все теперь уж зорко!


Упражнение 3

1) Под одним из кленов стояла ветхая скамья на заржавленных ____________________ лапах (чугунных).

2) Запущенный ____________________ парк с непролазной гущей орешника вызывал уныние (липовый).

3) Осенью часто налетают порывистые __________________ ветры (холодные).

4) Сутулый человек был одет в серый _______________ костюм (тонкий).

5) Он поднялся по витой _____________________ лестнице (железной).


ТЕСТ Отметьте номера предложений, в которых ставится запятая.

1. У всех было бодрое радостное настроение.

2. Старинные каменные стены окружали крепость.

3. Сено издавало приторный слегка возбуждающий запах.

4. Он любил сильное решительное слово.

5. Снежные сугробы подернулись тонкой ледяной коркой.

6. Сахарный сладкий снежок прикрыл безобразие осени.

7. Случались веселые грустные смешные дела.

8. Получалось нечто жуткое путаное и резкое.

9. Пронзительный резкий ветер сбивает стаи птиц в темную сплошную массу.

10. Затяжные угрюмые дожди в этом году начались очень рано.


Проверь тест

Ключ: 1,3,4,7,9,10


  • О чем мы говорили сегодня на уроке?
  • Каковы три отличительных черты однородных членов предложения?
  • Какие определения называют однородными? Неоднородными?
  • В чем их отличие?
  • Приведите примеры предложений с однородными и неоднородными определениями.

Спасибо за урок!

  • Д/З. Напишите сочинение-рассуждение «Какова роль определений в тексте? Как вы думаете, что случилось бы, если бы однородные определения исчезли из речи?». Не забудьте, что рассуждение строится по схеме:

Тезис.

Доказательства:

аргументы, примеры.

ВЫВОД


Упражнение 3 Распространите предложения, используя данные в скобках определения. Подумайте, нужна ли запятая между определениями. Прокомментируйте свое решение.

6) Мы напились холодной __________________________ воды (вкусной).

7) Книга обладает колоссальной ____________________________ силой (притягательной).

8) Большая _______________________ тень виднелась рядом с домом (черная).

9) Этот человек ходил все лето в желтоватом ______________________ кафтане немецкого покроя (полотняном).

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Однородные и неоднородные определения

Однородные определения напрямую связаны с определяемым (главным) словом, тогда как между собой они находятся в отношениях перечисления (они произносятся с перечислительной интонацией и между ними можно поставить союз и): Синие, зелёные шары. – Синие шары. Зелёные шары. Синие и зелёные шары. однородные определения

1. Обозначают отличительные признаки разных предметов: Красные, зелёные шары – красные и зелёные шары; шары были красными; шары были зелёными. однородные определения

2. Обозначают различные признаки одного предмета, характеризуя его с одной стороны; Разорённый, сожжённый город – разорённый и сожжённый город; город был разорённым; город был сожжённым. однородные определения

3. Характеризуют предмет с разных сторон, но в данном контексте объединяются каким-то общим признаком; Лунный, ясный вечер – «лунный, а потому и ясный»; тяжёлые, мрачные времена – «тяжёлые, а потому и мрачные». однородные определения

4. В условиях контекста между определениями создаются синонимические отношения Тупая, давящая боль в груди – в данном контексте формы тупая и давящая выступают как синонимы, то есть как слова, близкие по значению. однородные определения

5. Представляют собой художественные определения – эпитеты; Круглые, рыбьи глаза. однородные определения

6. Образуют градацию, то есть каждое последующее определение усиливает выражаемый им признак; Радостное, праздничное, лучезарное настроение. однородные определения

7. За одиночным определением следует определение, выраженное причастным оборотом, то есть причастием с зависимым словом; Чёрные, | гладко причёсанные | волосы. однородные определения

Обратите внимание! а) это должно быть не одиночное причастие, а причастие с зависимым словом (ср.: чёрные причёсанные волосы); б) причастный оборот должен стоять на втором месте (ср.: гладко причёсанные чёрные волосы); в) запятая ставится только между однородными членами; после причастного оборота, если нет особых условий обособления, запятая не ставится. однородные определения

8. Стоят после определяемого слова; Волосы чёрные, причёсанные. однородные определения

9. Второе определение поясняет первое – между определениями можно поставить союз то есть или а именно. Нормальное, мирное сосуществование государств. – нормальное, то есть мирное сосуществование государств. однородные определения

Неоднородные определения не произносятся с перечислительной интонацией, между ними обычно нельзя поставить союз и. неоднородные определения иначе связаны с определяемым (главным) словом. Одно из определений (ближайшее) непосредственно связано с определяемым словом, тогда как второе связано уже со словосочетанием, состоящим из главного слова и первого определения: неоднородные определения

Длинный товарный поезд. С главным словом поезд непосредственно связано ближайшее к нему определение – товарный. Определение длинный связано со всем словосочетанием – товарный поезд. (Товарный поезд является длинным). неоднородные определения

1. Характеризуют предмет с разных сторон, в разных отношениях, то есть выражают признаки, относящиеся к разным родовым (общим) понятиям: Большой каменный дом «размер и материал», ср.: каменный дом был большим; Белые круглые облака «цвет и форма», ср.: круглые облака были белыми; Пузатое ореховое бюро «форма и материал», ср.: ореховое бюро было пузатым; неоднородные определения

чаще выражаются: местоимением и прилагательным; Мой старый дом. качественным и относительным прилагательными; Большой каменный дом. относительным прилагательным и одиночным причастием; Запущенный фруктовый сад. относительными прилагательными. Авторские черновые наброски. неоднородные определения

Запомните: несогласованные определения обычно являются однородными, то есть разделяются запятыми. Однородными обычно являются сочетания согласованных и несогласованных определений. Вошёл молодой человек лет двадцати пяти, блещущий здоровьем, со смеющимися щеками, губами и глазами.

При выяснении однородности - неоднородности определений возможна вариативность. “ Стоял жаркий солнечный день” “ жаркий ” и “ солнечный” - неоднородные обозначают разные признаки: жаркий - температура; солнечный - отсутствие облаков и освещенность

“ Стоял жаркий, солнечный день” “ жаркий ” и “ солнечный” - однородные признаки разные, но они взаимосвязаны и взаимообусловлены: день жаркий потому, что солнечный, а если солнечный, то жаркий.

1. Укажите однородные определения (знаки препинания не расставлены): 1) белые голубые шары; 2) старый дубовый пол; 3) новая шелковая блузка; 4) большой чёрный камень.

2. Укажите неоднородные определения (знаки препинания не расставлены): 1) Мрачный угрюмый взгляд; 2) Глиняные деревянные игрушки; 3) Старый господский дом; 4) Красные синие флаги.

3. Укажите пример с пунктуационной ошибкой: 1) Вечерний лёгкий свет алеет на полях. 2) Прошлогодняя дорожная колея заросла ромашкой. 3) Ранним майским утром на прибрежных лугах гаснут огоньки маячков. 4) В прохладный июльский день я сидел на берегу и любовался рекой.

4. В каком предложении нужно поставить запятую? 1) Мимо станции промчался длинный товарный поезд. 2) Этот маленький карманный фонарик удобен для туриста. 3) Возле поликлиники росли старые стройные берёзы. 4) На свежем снегу нетрудно было заметить заячьи беличьи следы.

5. Какое слово надо подобрать к словосочетанию фарфоровая посуда, чтобы определения стали однородными? 1) старая; 2) разбитая; 3) фаянсовая; 4) белая.

Проверь: 1. - 1) 2. - 3) 3. - 1) 4. - 4) 5. - 3)


Слайд 2

Цель урока: углубить представление об определениях, закрепить навыки узнавания однородных и

неоднородных определений в тексте, их графического изображения.

Слайд 3

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ (РАССТАВИТЬ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ)

1.Я жил недорослем гоняя и играя в чехарду с дворовыми мальчишками.

2. Нет пускай послужитон в армии да потянет лямку да понюхает пороху.

3. Я взял на себя вид равнодушный и обратясь к Савельичу который был и денег и белья и делмоих рачитель приказал отдать мальчику сто рублей.

Слайд 4

ПОВТОРЕНИЕ Составьте рядом схемы однородных членов предложения.

«удар мой верен был и скор»

« и помнил я кольчуги звон, и

блеск ружья, и гордый

непреклонный взор, и молодых

моих сестер»

«узнать, для воли иль тюрьмы

на этот свет родимся мы»,

«то вдруг стихал он, то сильней

он раздавался в тишине»,

«простая песня то была, но в

мысль она мне залегла»,

как будто сам я был рожден в

семействе барсов и волков».

Слайд 5

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины- ты один мне поддержка и

опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! И.С. Тургенев.

Слайд 6

ОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

  • Характеризуют предмет с одной стороны (по цвету, форме, размеру) или создают целостную картину о предмете.
  • Соединены между собой сочинительной связью. (Можно поставить союз и).
  • Равно непосредственно относятся к определяемому существительному.
  • Произносятся с перечислительной интонацией.
  • Определения- эпитеты (художественные, эмоциональные определения).

НЕОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

  • Характеризуют предмет с разных сторон.
  • Непосредственно к существительному относится только ближайшее определение, а другое относится ко всему словосочетанию.
  • Между ними нет сочинительной связи. (Нельзя поставить союз и).
  • Часто неоднородные определения выражены прилагательными разных разрядов (например, качественными и относительным).
  • Слайд 7

    РАБОТА С ТЕКСТОМ

    Девушка, которую он назвал своей сестрою, с первого взгляда показалась мне очень миловидной. Было что-то своё, особенное, в складе её смугловатого круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и чёрными, светлыми глазами.

    Воротясь домой, она тотчас ушла к себе в комнату и появилась только к самому обеду, одетая в лучшее своё платье,тщательно причёсанная, перетянутая и в перчатках. За столом она держалась очень чинно, почти чопорно, едва отведывала кушанья, и пила воду только из рюмки. Ей явно хотелось разыграть передо мною новую роль – роль приличной и благовоспитанной барышни.

    У него было именно такое лицо, милое, ласковое, с большими мягкими глазами и мягкими курчавыми волосами.

    Слайд 8

    САМОПРОВЕРКА

    Однородные определения

    • черными, светлыми глазами,
    • приличной и благовоспитанной барышни,

    Неоднородные определения:

    • смугловатого круглого лица,
    • с небольшим тонким носом,
    • большими мягкими глазами,
    • мягкими курчавыми волосами,
  • Слайд 9

    ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

    Составьте 5 словосочетаний с неоднородными определениями

    Составьте 5 словосочетаний с однородными определениями

    Слайд 10

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

    Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, ловок, послушен. (А. Куприн.)

    Язык- орудие мышления. Обращаться с языком кое-как- значит и мыслить кое-как: неточно, неверно.

    (А. Толстой.)

    Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. (И.Тургенев.)

    Перепишите высказывания писателей о русском языке, найдите однородные и неоднородные определения.

    Произведите морфологический разбор слов певуч и русский.

    Объясните постановку тире во втором высказывании.

    Посмотреть все слайды