Говорят, что нет ничего хуже равнодушия, ведь оно убивает душу! Все мы ценим людей заботливых, радушных, готовых помочь, чутких и сочувствующих. Мы хотим иметь таких друзей и родных, но так случается далеко не всегда. Равнодушие людей окружает нас повсюду – на работе, в транспорте, государственных учреждениях, даже больницах. Увы, равнодушие людей друг к другу стало скорее нормой, привычкой, нежели чем-либо из ряда вон выходящим.

Равнодушное отношение к человеку свойственно людям не только жестоким и эгоистичным, но и тем, кому однажды ответили злом на доброе дело. Такие люди, боясь повторения ситуации и душевной боли, всегда остаются в стороне от происходящего. Именно поэтому на Земле все еще очень много насилия и зла, ведь большая часть людей проходит мимо жестокости, стараясь на все закрывать глаза. Бойтесь равнодушных – они не убивают и не изменяют, но лишь из-за их молчаливого согласия в мире столько порока!

Причины равнодушия

Равнодушное отношение часто является симптомом алекситимии. Люди, страдающие этим расстройством, не могут разобраться в своих эмоциях, не умеют их проявлять. Они просто физически не способны сострадать, переживать. Качества эти приводят к прагматизму, равнодушию, черствости. Причины появления алекситимии бывают самыми разными – явление это может быть либо врожденным, либо приобретенным (к примеру, как посттравматическая реакция).

Очень частая причина – острый дефицит ласки, участия, тепла в раннем детстве, нелюбовь и равнодушие к ребенку родителей. Статистика подтверждает, что большая часть равнодушных взрослых были нелюбимыми детьми. Часто взрослые намеренно учат свое чадо скрывать свои чувства, «быть сильным». В результате вырастает человек, не способный любить, проявлять эмоции, сочувствовать.

Еще одна причина приобретенной алекситимии – душевные травмы, полученные в подростковом и юном возрасте, любовные переживания. Человек, испытавший однажды боль, закрывается и не может больше верить людям.

Как не стать равнодушным?

Обо всем этом очень важно помнить и стараться изо всех сил не стать такой личностью, не воспитывать равнодушных к злу и несправедливости детей, не страдать от равнодушия мужа, любимого человека. С маленького равнодушия начинается равнодушие к людям глобальное, перерастающее в холодную, бездушную жизнь без радостей и тепла. Ничто не будет тешить сердце равнодушного человека, все вокруг однажды станет абсолютно неинтересным и ненужным, а это – путь в никуда.

Равнодушное отношение к людям губительно прежде всего для самой личности! Уже доказано учеными, что черствые и равнодушные люди меньше живут и чаще болеют, старость приходит к ним раньше. В чем смысл их жизни? Ведь все мы должны не только потребительски «брать от жизни все», но и творить, любить, дарить друг другу радость, помогать тем, кто в этом нуждается!

Как воспитать неравнодушного, эмоционально открытого, доброго ребенка? Все достаточно просто – общайтесь с ним, делитесь чувствами и переживаниями, смотрите фильмы и мультики о добре и справедливости, читайте хорошие книги и обсуждайте их.

Давайте постараемся не становиться равнодушными – радоваться жизни, делать этот мир добрее, благороднее, милосерднее. Нет, мы не призываем вас бросать все и уезжать в Африку, к голодным детям, или же жертвовать миллионы на благотворительность. Начните с малого – накормите бездомного котенка, помогите одинокой пожилой соседке подняться по лестнице, позвоните лишний раз родителям, поинтересуйтесь их здоровьем, восстановите с партнером... Просто станьте чуть добрее и чутче, учите этому своих детей и, возможно, мир изменится к лучшему – ведь вода, как известно, точит камень.

К сожалению, многие люди живут по пословице: «Моя хата с краю – ничего не знаю».

Дополнительный материал для аргументов:

1) Г. Троепольский. «Белый Бим Чёрное Ухо»

Бим встречает разных людей – добрых, злых, равнодушных. Такие, как Толик, Матрёна, Даша помогают собаке. Есть среди людей и такие, которые предают, травят, убивают. Из-за людской злобы страдает Бим.

Иван Иванович воспитал в Биме доброту и веру в человека. Когда хозяина забрали в больницу, собака верно ждала его. Эти двое чувствовали ответственность друг за друга, потому что были «приручены». Помня отношение к себе хозяина, Бим доверчиво идёт к людям, когда Ивана Ивановича забирают в больницу.

2) В. Железников. «Чучело».

Нравственные уроки повести: не быть жестокими к людям, к животным и растениям – ко всему живому на земле; защищать своё человеческое достоинство, не позволять его топтать никому и никогда; нужно учиться разбираться в людях, потому что разочарование больно ранит душу.

Лена Бессольцева в нелёгких испытаниях, выпавших на её отроческие годы, всё время рядом с собой видела деда, чувствовала силу его характера, опиралась на его плечо. Николай Николаевич помог ей выстоять и не сломаться. Лена оценила это. Да, стариков нужно беречь, прислушиваться к их советам, ценить их опыт и готовность разделить беду близкого человека. В этом урок всем нам.

Тема жестокости подростков по отношению к своему ровеснику, не похожему на всех остальных. Лена Бессольцева стала объектом насмешек в классе. Ей одноклассники устроили бойкот, а затем совершили страшное деяние: сожгли на костре чучело, изображавшее девочку. Железная Кнопка, Рыжий, Лохматый и другие ровесники Лены, устроившие трудные испытания девочке, думаю, получили урок на всю жизнь.

Героиня повести говорит своим одноклассникам: «Честно говоря, жалко мне вас. Бедные вы, бедные люди». Что имела в виду Лена Бессольцева и права ли она? Да, права: её ровесники бедны не только по образу жизни (отсутствие интересов, пустое времяпрепровождение, примитивные развлечения), но и по душевным своим качествам (грубые, равнодушные к чужой беде, завистливые, жестокие).

3) А. Платонов. «Неизвестный цветок».

Этот рассказ о цветке, который вырос среди камней и глины. Он много трудился, преодолел массу препятствий, чтобы засветиться живым огнём. Цветок очень хотел жить. Нужна была большая сила воли, неустанное упрямство, чтобы выжить.

А. Платонов в своей сказке утверждает, что надо много трудиться, чтобы жить и не умереть, чтобы светить ярким огнём другим и звать к себе безмолвным голосом радости жизни.

«Право же, взрослые – очень странные люди», – вслед за Маленьким принцем можем повторить мы. Часто взрослые совсем не понимают своих детей,. Неужели они сами не были маленькими? Почему они не всегда отвечают на детские вопросы, не выслушивают своего ребёнка?

Маленький принц жил одни на очень маленькой планете, на которой были только вулканы. Каждое утро герой чистил свои вулканы, пропалывал землю, чтобы не росли баобабы. А люди вместо того, чтобы поддерживать порядок на своей планете, возделывать свой сад, украшать свой дом, ведут войны, оскорбляют своей алчностью красоту жизни. Маленький принц утверждает, что необходимо наводить порядок на своей планете и трудиться каждый день.

Маленький принц отправляется странствовать. Он оказывается на планетах, где живут король и честолюбец, пьяница и деловой человек, фонарщик и географ. Герой не задерживается ни на одной из них, потому что видит пороки, но не понимает и не принимает их. Властолюбие и честолюбие, пьянство и жадность, фатализм и невежество – всё это мешает жить людям. Только на Земле, встретив змею, цветок и лиса, Маленький принц, познаёт мудрость: «Зорко одно лишь сердце». Герой возвращается на свою планету, к Розе, которую уже успел приручить.

Сказка эта учит нас быть « в ответе за тех, кого приручили», что лишь сердцем можно почувствовать любовь, что человеку грозит одиночество среди толпы, что тот, кто не имеет корней, обречён на одиночество.

5) Саша Чёрный. Рассказ «В лунную ночь».

Этот рассказ о доме, об одиночестве и о счастье. Все герои, кроме детей., бездомные и безродные. Им не хватает счастья. А оно так нужно всем, потому что жизнь даётся человеку для счастья. Садовник мечтает о том, как выкупит дом, в котором он родился. Лидия Павловна, сидя у моря, вспоминает, когда она была в последний раз безумно и просто счастлива. Но ведь счастье всегда рядом, нужно просто уметь найти его. К такому выводу подводит читателей автор.

Идея рассказа – стремление к счастью, умение быть счастливым в мире под солнцем и луной с другими людьми, природой.

6) К.Паустовский. «Телеграмма».

«Будь человеком, – говорит Паустовский. – За добро плати добром!» Нельзя забывать о самых близких, самых родных людях, которые нуждаются в вашем внимании, заботе, тепле, добром слове, а то может быть поздно. Так произошло с главной героиней рассказа Настей, которая из-за вечной суеты, отсутствия времени написать и приехать в течение трёх лет не видела матери. А Катерина Петровна ждала свою единственную дочь, но так и не дождалась. Проводили в последний путь односельчане старушку, а дочь на похороны опоздала, проплакала всю ночь и уехала рано из деревни (стыдно было перед людьми). Не успела Настя попросить прощения у матери.

7) А.Грин. «Зелёная лампа».

Рассказ о том, что человек должен свою судьбу строить сам, преодолевая трудности, а не пассивно ждать удачи, не превращаться в «игрушку» другого человека. Джон Ив в конце рассказа становится врачом. Он сумел сохранить своё достоинство и исполнил свою мечту. Да, человек не игрушка судьбы, а творец её, если у него есть желание и воля чего-то добиться, если он трудится и верит в себя и свои силы.

Часть 4 (Книга В.Н. Александрова и О.И. Александровой «Энциклопедия аргументов»)

Создавая эту книгу, мы хотели помочь ученикам успешно сдать единый государственный экзамен по русскому языку. В процессе подготовки к сочинению выяснилось на первый взгляд странное обстоятельство: многие старшеклассники не могут обосновать тот или иной тезис какими – либо примерами. Теле­видение, книги, газеты, сведения из школьных учебников ­ весь этот могучий поток информации должен как будто бы снабдить ученика необходимым материалом. Почему же рука пишущего сочинения беспомощно застывает на том месте, где нужно аргументировать личностную позицию?

Проблемы, которые испытывает ученик, когда пытается обосновать то или иное утверждение, вызваны скорее не тем, что он не знает каких-то сведений, а тем, что известные ему сведения он не может нужным образом применить. Нет аргу­ментов «от рождения», высказывание приобретает функцию аргумента, когда оно доказывает или опровергает истинность или ложность тезиса. Аргумент в сочинении на ЕГЭ по русскому языку выступает как определенная смысловая часть, которая сле­дует после некоторого утверждения (всем известна логика любо­го доказательства: теорема – обоснование – вывод),

В узком смысле – применительно к сочинению на ЕГЭ ­ аргументом следует считать пример, который определенным образом оформлен и занимает соответствующее место в ком­позиции текста.

Пример – это факт или частный случай, используемый в качестве отправного пункта для последующего обобщения или для подкрепления сделанного обобщения.

Пример представляет собой не просто факт, а типический факт , т.е, факт, обнаруживающий определенную тенденцию, служащий основанием для некоего обобщения. Типизирую­щая функция примера объясняет широкое его использование в процессах аргументации.

Чтобы пример воспринимался не как обособленное выска­зывание, представляющее некую информацию, а как аргумент, его необходимо композиционно оформить : он должен занимать подчинительное положение в смысловой иерархии по отноше­нию к утверждаемому, служить материалом для выводимых положений.

Наша энциклопедия аргументов содержит несколько те­матических рубрик, каждая из которых делится на следующие разделы:

1. Проблемы

2. Утверждающие тезисы, которые необходимо обосновать

3. Цитаты (они могут использоваться как для развертывания вступления, так и для создания финальной части сочине­ния)

4. Примеры, которые могут быть использованы для аргументации генерального тезиса.

Возможно, кого-то смутит очевид­ное тождество аргументов из разных тематических рубрик. Но ведь любая общественная проблема, в конечном счете, сводится к обнаженному противостоянию добра и зла, жизни и смерти, а эти универсальные категории втягивают в свою орбиту все многообразие человеческих проявлений. Поэтому, говоря, на­ пример, о необходимости беречь природу, мы должны гово­рить и о любви к родине, и о нравственных качествах человека.

Время на чтение: 2 мин

Равнодушие – это безучастность, хладнокровное отношение к нужде и бедам, возникшим у кого-то в жизни. Проявление равнодушия описывают как главнейшее зло современности и реакция на него должна быть немедленной, так как этот феномен, к сожалению, укореняется в нашем окружении. Равнодушие граничит с бесчувственностью, апатией и становится распространенной проблемой, а это может спровоцировать негативные последствия в жизни человека. Отстраняясь от проблем посторонних людей, мы стараемся уберечь себя по правилу: если я проблемы не вижу, ее просто нет.

Что такое равнодушие

Рассматривая феномен равнодушия нужно учитывать, что выбор индивида вполне осознан, это полное уклонение от принятия участия в любых действиях не касающихся его самого. Это или отказ в помощи, или неумение проявить поддержку и сострадание в момент крайней необходимости для помощи людям. Прежде всего, побуждает данное поведение перед обязательствами. Результатом вторжения в жизнедеятельность посторонних могут быть нежелательные реакции и то добро проявленное вами искренне и бескорыстно, возможно обернется против вас. Но риски есть всегда, принимая любое решение, мы в ответе за грядущие последствия. Так стоит ли отвергать людей, нуждающихся в нас?

Переживая равнодушие проявленное другими к нам, мы испытываем огорчение и перестаем верить в человечность, нелегко потом вновь довериться, что говорить об оказании помощи другим, когда вовремя не получил ее сам. Отказав в помощи, оставшись равнодушным, мы рискуем испытать через время чувство вины, которое оставит пагубный отпечаток на нашей жизни. Зачем нести тяжесть вины с собой? Когда есть возможность принести благо и жить с верой, что все возможное было выполнено.

Однако равнодушие и могут возникнуть абсолютно у всех, независимо от характера и ценностей. Причиной к такому поведению иногда становится банальная скука. Скука может вызвать вялое депрессивное состояние, переживая его, индивидуум не имеет нужного количества внутренних ресурсов для проявления содействия в проблемах других. Побороть скуку, поможет дело, заниматься которым вы будете отдельно от работы или учебы, найти дело ставшее отдушиной и начнет наполнять вас энергией позитива и силой, очень важно. Это связано с возрастом, поэтому искать род деятельности, который принесет счастье можно во всякий период жизни, как и менять его в дальнейшем.

Поведение человека как социального существа жестко регулируется определенным количеством наследственных факторов. Взаимодействие субъекта с социумом – это отображение его особенностей.

Чтобы вырастить неравнодушного человека, родителям следует беседовать со своим ребенком о проявлении равнодушия в жизни, приводить примеры, обсуждать различные ситуации и обговаривать, как можно проявить сострадание, оказать взаимовыручку и понимание. Проследить проявление равнодушия у вашего чада, возможно проанализировав его интересы и увлечения. Если таковые отсутствуют, желательно вместе заняться поисками любимого занятия, ведь отзывчивость к людям возможна тогда, когда человек гармонично развивается во всех сферах.

Причины равнодушия

Откуда берется равнодушие, что именно стало причиной развития его у людей? Есть факторы, после которых субъект решает быть глухим и слепым относительно некоторых ситуаций. Рассмотрим некоторые из причин. Длительное ощущение стресса и тревожности делает человека эмоционально выжатым и не способным на дополнительные переживания. Таким личностям присуща апатия и пассивность.

Следующей из причин возникновения равнодушия является залипание на собственных проблемах, непоколебимая уверенность, что у окружающих просто не может происходить что-то, на что стоит обращать внимание. Все чужие проблемы нивелируются и обесцениваются, а сам человек склонен к постоянной позиции жертвы и ждет жалости и поддержки только к себе. Чаще всего люди равнодушные не видят себя таковыми, даже больше, многие из них совершенно уверены, что являются мягкими и сочувствующими.

Также большое количество пережитых несчастий может сделать любую личность более жесткой и отстраненной чужим неприятностям. Хотя, казалось бы, наоборот, тот – кто пережил такую ситуацию, лучше всех способен проявить отзывчивость, к сожалению это не всегда так.

Наша психика склонна защищать нас от повторения травматических ситуаций, которые однажды случились, поэтому человека как бы отстраняется от всего, что напоминает ему о пережитом. Но это происходит на , сознательно же человек уверен, что ему абсолютно не интересно вникать в чужие дела. А иногда, складываются обстоятельства, в которых человек, не имевший столь горестных ситуаций, просто не способен проникнуться переживаниями к горю другим. Но похожая реакция чаще всего свойственна подросткам, когда детская наивность и всеобъемлющая любовь прошли, а жизненного опыта еще недостаточно для адекватной оценки сложившейся ситуации.

Помимо описанных глобальных причин, бывают ситуативные причины, когда человек просто был растерян и не смог оказать помощь сразу, плохо себя чувствовал и не отреагировал должным образом. Не спешите осуждать других в чем-либо, не несите тяжесть обид, научитесь прощать и давать другим возможность исправиться.

Чем опасно равнодушие

Рассмотрим, какие же опасности приносит равнодушие. Равнодушие и отзывчивость по своему значению противоположные понятия. Если отзывчивость способна позитивно повлиять на человека, возобновить надежду на решение, придать сил, то человеческое равнодушие толкает нас к отчаянию и бессилию перед стеной возникших неприятностей.

Равнодушие, явление которое разрушает наше общество, равнодушие одного, с большой вероятностью, повлияет на всех окружающих. Ребенок, который замечает равнодушие во взаимоотношениях родителей, перенимает их модель поведения и в похожих ситуациях поведет себя так же. Взрослый, почувствовавший равнодушие окружающих, возможно, однажды не окажет помощи другому, чувствуя обиду, испытанного невнимания близких и общества в целом.

Как часто социум смотрит сквозь такие глобальные социальные проблемы как брошенные без внимания взрослых дети, рукоприкладство в семьях, слабость и беззащитность пожилых людей. Что произошло бы, найди мы силы решить проблемы, коснувшиеся не только наших интересов? Вполне вероятно, стало бы меньше зла, которое мы встречаем день за днем абсолютно повсюду.

В момент появления равнодушия, человечество утрачивает способность к сопереживанию, теряется связь с нравственностью, которая, в принципе, и определяет нас как личность. Данные люди наполнены больше негативом, завистью, неспособностью разделять не только страдания других, но и радость. Так же таким людям сложно проявлять любовь, внутри они могут переживать это непонятное им чувство, но внешне могут оттолкнуть любимого человека или даже обидеть. А это все превращается в неразрывный круг. Человек, не умеющий проявлять любовь, маловероятно, что вызовет чувство любви у других, это, в свою очередь, еще с большей силой скажется на его жизни и приведет к одиночеству, ведь будет очень тяжело с такой личностью поддерживать даже обычное общение, не то, что создать крепкую семью.

Обратите внимание, не нужно чересчур близко брать чужие проблемы в свое сердце. Это является причиной угнетенного состояния, грусти, эмоциональной нестабильности. Сочувствие это прекрасно, но даже в этом чувстве должны быть границы, не стоит жить чужими проблемами. Проявить участие и поддержку очень просто, часто это обычные вещи: помочь молодой маме с коляской, подсказать бабушке с плохим зрением номер автобуса, помочь потерявшемуся ребенку найти родителей, или оказать помощь человеку, который плохо себя почувствовал.

Мы часто спешим, не обращая внимания на происходящее вокруг, хотя порой всего минута нашего времени может стоить человеку жизни. Известный писатель Бруно Ясенский в романе «Заговор равнодушных» написал: «Не опасайся своих друзей – в худшем случае они, возможно, предадут тебя, не опасайся своих врагов – в худшем случае они попытаются убить тебя, но опасайся равнодушных – только с их немого благословения творятся на Земле предательства и убийства».

Позитивные эмоции делают нашу жизнь яркой и наполненной, старайтесь замечать вокруг больше хорошего, проявлять больше сострадания и помощи, отвечать людям добром.

Каждое новое поколение обязано развиваться с помощью накопления социального опыта. Взаимодействие личности с социальной средой – это процесс требований и ожиданий с обеих сторон. Человек руководствуется умениями и навыками, полученными при непосредственных взаимоотношениях в социальных группах. Поэтому, освободив себя от груза обид и накопленных претензий к окружающим, мы освободимся от таких качеств, как равнодушие, безразличие и черствость. Дарите миру добро, и мир обязательно отдаст вам его втройне!

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Направление «Равнодушие и отзывчивость».

Равнодушие – это безразличие ко всему, что нас окружает, отсутствие интереса к проблемам общества, к вечным человеческим ценностям, безразличие к собственной судьбе и к судьбам других людей, отсутствие каких-либо эмоций по отношению к чему-либо. А.П Чехов сказал однажды: «Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть». Но чем же на самом деле так опасно подобное отношение к жизни?

Гнев, как и любовь, как и смятение, как страх и стыд показывает заинтересованность человека к чему бы то ни было, эмоции становятся индикатором жизненной энергии, и потому поступающий к щекам румянец всегда ценится больше, чем безжизненная, холодная бледность и безразличный, пустой взгляд. Слегка заметные на первый взгляд проявления безразличия к происходящему неизменно перерастают в апатию, и по итогу приводят к деградации личности. В рассказе А.П. Чехова «Ионыч» автор вместе с читателем прослеживает путь человека, из которого постепенно утекала жизненная энергия и испарялось духовное начало. Описывая каждый этап из биографии героя, А.П. Чехов подчеркивает с какой стремительностью равнодушие проникало в судьбу Старцева и оставляло в ней определенный след. Из незаурядной личности и перспективного врача герой медленно, но верно превращался в кричащего на собственных больных, азартного, алчного, пополневшего обывателя, не замечающего хода времени. Для энергичного и живого когда-то героя теперь имели исключительную важность лишь его деньги, он перестал замечать страдания людей, с сухостью и эгоизмом глядел на мир, другими словами, стал равнодушен ко всему, в том числе и к себе, что привело к неминуемой деградации.

Все мы живем в обществе и зависим друг от друга- такова природа человека. Именно поэтому безразличие каждой отдельной личности ведет за собой равнодушие всего общества. Другими словами, образуется целая система, организм, уничтожающий сам себя. Подобное общество описывает Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание». Главная героиня, Соня Мармеладова, на уровне потребности ощущала важность самопожертвования и помощи людям. Глядя на равнодушие окружающих, она, наоборот, старалась помочь каждому нуждающемуся и сделать все, что было в ее силах. Возможно, если бы Соня не помогла Родиону Раскольникову справиться со своими нравственными терзаниями, если бы она не вселила в него веру, если бы не спасла свою семью от голодной смерти, то роман имел бы еще более трагичный финал. Но неравнодушие героини стало лучиком света в мрачном и сыром Петербурге Достоевского. Страшно представить, чем закончился бы роман, если бы в нем не было такого чистого и светлого героя, как Соня Мармеладова.

Мне кажется, если каждый человек оторвет глаза от своих проблем, начнет оглядываться по сторонам и совершать добрые поступки весь мир засияет счастьем. Равнодушие опасно тем, что оно в любом случае несет за собой мрак, это антитеза к счастью, радости и добру.

Сочинение по тексту

«Равнодушие – это паралич души», – писал известный русский писатель А.П. Чехов. Действительно, душевная чёрствость иногда больнее злости, ненависти, жестокости.

Передо мной фрагмент из рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма», в котором, на мой взгляд, автор тоже поднимает проблему равнодушия людей друг к другу.

Автор раскрывает её на примере взаимоотношений Насти и её матери – Катерины Ивановны. Писатель обращает внимание читателя на то, что старая мать любит дочь и мечтает в последний раз приласкать её. Но автор с горечью отмечает, что Настя бросила самого близкого ей человека («Как Катерина Ивановна жила … никому не известно»). К.Г. Паустовский, осуждает поведение Насти, поэтому не указывает причин, по которым она не навещает мать. А пейзажное описание осеннего сада создаёт символический образ холодного и тёмного мира, в котором угас свет человеческой любви. Горечь и сожаление звучат в словах рассказчика: «Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!» Изображая тёплое отношение героя-повествователя к Катерине Ивановне, автор подчёркивает в конце текста, что живые, любящие родители – это счастье!

Невозможно не согласиться с мнением писателя. Мы должны быть добрее и внимательнее друг к другу, отзываться на чужую боль и беду, заботиться о своих близких и родных. Какими бы ни были родители, дети не должны оставлять их беде. Русская литература не раз обращалась к этой проблеме.

Княжна Марья Болконская из романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» любит, уважает своего отца и до самой смерти заботится о нём, хотя у старого князя скверный характер. Он может сказать колкость своей дочери, не всегда доверяет ей, грозится прочитать письмо подруги, навязывает ей изучение столь нелюбимой ею математики. Но важнее для дочери любовь отца к ней, а не эти частности её проявления, которые она готова простить.

А вот другой дочери – героине повести «Станционный смотритель» А.С. Пушкина – выпало счастье иметь мягкосердечного и нежного отца. Однако её роковая страсть к гусару заставляет совершить жестокость – она тайно бежит из дому, не получив благословения родителя и не сообщив ему о себе ничего. Обезумевший от горя отец спивается и умирает, а дочь появляется лишь на его могиле.

Читая печальные строки рассказа К.Г. Паустовского, начинаешь размышлять о том, как важно самому не повторить ошибок дочери Катерины Ивановны, о том, что нужно всегда, несмотря ни на что, находить время для своих родителей, дарить им свою любовь и внимание, а также о том, что нельзя проходить мимо чужой беды. Внимание, сочувствие, сострадание – вот что может спасти нас, людей, от душевного холода.

Текст К.Г. Паустовского:

(1)Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость.

(2)Но я знал от соседки и от бестолкового доброго старика Ивана Дмитриева, сторожа при пожарном сарае, что Катерина Ивановна одна на белом свете.(3)Дочь Настя вот уже четвёртый год как не приезжает – забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные. (4)Не ровён час, так и умрёт она, не повидав дочери, не приласкав её, не погладив её русые волосы «очаровательной красоты» (так говорила о них Катерина Ивановна).

(5)Настя присылала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами. (6)Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно.

(7)Однажды Катерина Ивановна попросила меня проводить её в сад, где она не была с ранней весны, всё не пускала слабость.
(8)– Дорогой мой, – сказала Катерина Ивановна, – уж вы не взыщите с меня, со старой.

(9)Хочется мне вспомнить прошлое, напоследок посмотреть сад. (10)В нём я ещё девушкой зачитывалась Тургеневым. (11)Да и кое-какие деревья я посадила сама.

(12)Она одевалась очень долго. (13)Надела старый тёплый салопчик, тёплый платок и, крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крылечка.

(14)Уже вечерело. (15)Сад облетел. (16)Палые листья мешали идти. (17)Они громко трещали и шевелились под ногами, на зеленеющей заре зажглась звезда. (18)Далеко над лесом висел серп месяца.
(19)Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о неё рукой и заплакала.

(20)Я крепко держал её, чтобы она не упала. (21)Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слёз.

(22)– Не дай вам бог, родной мой, – сказала она мне, – дожить до такой одинокой старости! (23)Не дай вам бог!

(24)Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!

(По К.Г. Паустовскому)