Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура эпохи Возрождения (Ренессанс) Опубликовано 15.11.2016 19:04 Просмотров: 492

Библейские сюжеты в живописи Леонардо да Винчи, как и в живописи других художников его времени, занимают значительное место.

Первое живописное произведение, приписывающееся Леонардо, – «Благовещение», хотя его авторство оспаривается многими специалистами. Впрочем, это относится не к одной только картине «Благовещение». К сожалению, неизвестный автор внес позднейшие исправления, что значительно ухудшило качество работы мастера.

Леонардо да Винчи «Благовещение» (1472-1475)

Доска, масло. 98х217 см. Уффици (Флоренция)
Картинка из Википедии
Сюжет «Благовещения» – из Евангелия, он повествует о возвещении архангелом Гавриилом Деве Марии о будущем рождении Иисуса Христа.
Гавриил открывает тайное знание Бога. Согласно Евангелию от Луки, Гавриил был послан Богом в Назарет к Деве Марии возвестить ей благую весть о будущем рождении по плоти от неё Иисуса Христа: «Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» (Евангелие от Луки, 1, 28-33).

Описание картины

Архангел Гавриил изображён коленопреклонённым с белой лилией в левой руке (символ непорочности Девы Марии). Правой рукой он благословляет сидящую у своего дома Марию.
Дева Мария изображена с Библией (дань традиции).
Реалистичность картины на этом и заканчивается. Богатый дом, башни и стены портового города на заднем плане вызывают в нашем воображении большой город. Но упоминания о Назарете в исторических текстах первых веков отсутствуют, что говорит о том, что это был очень маленький город либо деревня.
Город Назарет расположен в нижней Галилее – в красивой долине, окруженной горами.

Назарет. Современная фотография
Автор: StateofIsrael – Nazareth, из Википедии
Но окутанные бледно-голубой дымкой вершины гор всё те же...

А. Вероккьо «Крещение Христа» (1475)

Дерево, масло. 177х151 см. Уффици (Флоренция)
Андре́а дель Верро́ккьо (1435-1488) – итальянский скульптор и живописец эпохи Возрождения, один из учителей Леонардо да Винчи. Верроккьо больше занимался скульптурой, но иногда обращался и к живописи. Он воспитал, кроме Леонардо да Винчи, и других гениев Возрождения: Пьетро Перуджино и Сандро Боттичелли.
В этой картине некоторые элементы пейзажа и светловолосый ангел слева написаны Леонардо. С этим обстоятельством связана знаменитая легенда о «побеждённом учителе»: Вероккьо был настолько потрясён мастерством своего ученика, что после этого забросил кисть.

Леонардо да Винчи «Тайная Вечеря» (1495-1498)

460х880 см. Санта-Мария-делле-Грацие (Милан)
Эта монументальная роспись была сделана для доминиканского монастыря Санта-Мария-делле-Грацие в Милане.

Санта-Мария-делле-Грацие
Автор: Abelson из английской Википедии
Тайная Вечеря – событие последних дней земной жизни Иисуса Христа, о котором повествуют все четыре Евангелия, а также 1-е послание апостола Павла коринфянам.
Иисус отправил двух учеников, Петра и Иоанна, в Иерусалим приготовить пасхальную трапезу, и они приготовили. Иисус возлег с двенадцатью учениками на трапезу, во время которой Он предсказал предательство одного из них. На Тайной Вечере Христом было установлено главное таинство христианской веры – Евхаристия, что в переводе с греческого означает «благодарение». События Тайной Вечери постоянно вспоминаются во время совершения литургии, перед Причастием.
Тайная Вечеря является сюжетом множества икон и картин, из которых самое известное – «Тайная Вечеря» Леонардо да Винчи.
Данное изображение находится в трапезной монастыря, на задней стене. Эта роспись стала шедевром Ренессанса благодаря техническому приёму Леонардо: в ней правильно воспроизведена глубина перспективы. Именно роспись «Тайная Вечеря» Леонардо да Винчи изменила направление развития западной живописи.
Роспись Леонардо нельзя в полном смысле слова назвать фреской, потому что фреска создаётся на влажной штукатурке, а Леонардо да Винчи писал «Тайную Вечерю» на сухой стене. Фреску нельзя изменять во время работы, и Леонардо решил покрыть каменную стену слоем смолы, габса и мастики, а затем писать по этому слою темперой (водоразбавляемые краски, приготовляемые на основе сухих порошковых пигментов. Связующим веществом темперных красок служат эмульсии: натуральные (разбавленный водой желток куриного яйца или цельное яйцо) или искусственные (высыхающие масла в водном растворе клея, полимеры).

В центре изображения – Иисус Христос. Вокруг Него изображены сидящие группами апостолы (слева направо): Варфоломей, Иаков Алфеев и Андрей; Иуда Искариот (в одежде зелёного и голубого цветов), Петр и Иоанн; Фома, Иаков Зеведеев и Филипп; Матфей, Иуда Фаддей и Симон.
Изображён момент, когда Иисус произносит слова о том, что один из апостолов предаст его, и реакция каждого из них на эти слова.
У Иуды в руке небольшой мешочек, возможно, с серебром, полученным им за предательство Иисуса, или просто обозначающим его в качестве казначея.
Фигура Иисуса расположена и освещена так, что внимание зрителя обращено на Него. Свет, освещающий всю сцену, исходит не из нарисованных сзади окон, а идёт слева.
Уже в 1517 г. краска росписи начала отслаиваться из-за влаги, поэтому были проведены неоднократные реставрации. С 1978 по 1999 гг. под руководством Пинина Брамбиллы Барчилона осуществлялась масштабная реставрация.

Леонардо да Винчи «Спаситель мира» (около 1499)

Деревянная панель, масло. 66х47 см. Частная коллекция (Нью-Йорк)
Авторство этой картины, как и других работ Леонардо да Винчи, долгое время подвергалось сомнению. В 2004 г. на одном из аукционов эта работа была приобретена Робертом Саймоном, специалистом по старым мастерам, и отправлена на реставрацию. После этого «Спаситель» проходил экспертизу в нескольких музеях Европы и США.
Обращается внимание на высокое мастерство исполнения стеклянной державы (символ государственной власти монарха, представлявший собой золотой шар с короной или крестом), воздушную лёгкость голубых одеяний, использование сфумато (разработанный Леонардо да Винчи приём смягчения очертаний фигур и предметов), полное соответствие пигментов нью-йоркского «Спасителя» и «Мадонны в скалах» Леонардо. И всё та же лёгкая блуждающая леонардовская улыбка...
В 2013 г. это полотно купил российский миллиардер Дмитрий Рыболовлев.

Леонардо да Винчи «Иоанн Креститель» (1514-1516)

Дерево, масло. 57х69 см. Лувр (Париж)
Это произведение относится к позднему периоду творчества художника.
Внимание зрителя полностью концентрируется на изображённой фигуре благодаря отсутствию какого-либо пейзажа или интерьера. Ярко выражен приём сфумато , доведённый в этой картине до совершенства.
Формально присутствует вся атрибутика, связанная с Иоанном Крестителем: тонкий тростниковый крест, длинные волосы, одежда из шерсти. Но...
Иоанн Креститель был аскетом. В Евангелии от Матфея он описан так: «Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды (саранча) и дикий мед» (Матф.3:4).
На картине Леонардо да Винчи изображён изнеженный женоподобный молодой человек, образ которого никак не вяжется с аскетом Иоанном, питавшимся саранчой. Классический стиль в этом полотне Леонардо отсутствует, образ Иоанна Крестителя создан уже в стиле маньеризма , хотя этот стиль возник гораздо позже. Но Леонардо и здесь выступает основоположником.
На картине А. Иванова мы видим совсем другой образ Иоанна Крестителя, более схожий с описанием евангелистов.

А. Иванов «Явление Христа народу» (1837-1857)
Холст, масло. 540х750 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Фигура Иоанна Крестителя – в центре картины. Он совершает крещение народа в реке Иордан и указывает на приближающегося Иисуса. Атрибутика Иоанна та же, что и у Леонардо: тонкий тростниковый крест, длинные волосы, одежда из шерсти, но аскетический образ соответствует евангельскому описанию.

Каждый раз, когда хочу пристроить в журнал картинку на предмет дать и другим полюбоваться, задумываюсь вот над чем: а надо ли что-то о ней писать? С одной стороны - "просветительских" задач перед собой не ставлю, а всего-навсего бессистемно и нерегулярно показываю то, что мне интересно (да если еще и в хорошем качестве попалось). Плюс есть ощущение "всё ж и так видно, что говорить-то?" или "ну, это и так все знают".
Вот. А потом думаю: а с чего это я решила, что все должны "и так" знать? Сама-то я много знаю вне "своей" сферы? Ха. Попробуйте меня спросить, что такое логарифм. Или про закон Ньютона (смутно подозреваю, что он еще и не один). А ведь знала когда-то, но напрочь забыла, как распоследний Холмс.
Это я к чему?.. А, да. Все-таки какой-то минимум сведений буду к картинкам пристегивать, на случай если будет читать такой же Холмс, но "негуманитарно ориентированный". :)


Итак, "Благовещение".


И по ходу дела обещанная справка.
Картина написана в смешанной технике (масло, темпера)на тополевой доске. Датирована 1472-75 годами.
Исторической информации не очень много. В научный обиход картина была введена в 1867 году. Ее привезли в галерею Уффици из монастыря св.Варфоломея, расположенного неподалеку от Флоренции. Сразу возникло несколько вариантов атрибуции: разные исследователи приписывали картину кисти а)Доменико Гирландайо, б)его сына Ридольфо, в)Лоренцо ди Креди, г)Вероккьо, д)Леонардо. Были и предположения о совместной работе Гирландайо и Леонардо или Леонардо и ди Креди. Все эти художники довольно тесно связаны между собой: Андреа Вероккьо в 1470е годы был владельцем художественной мастерской, а Леонардо и ди Креди - его учениками; Гирландайо тоже либо учился в этой мастерской, либо сотрудничал с ней. Леонардо в это время было 20 лет или немногим более.

Уточнить атрибуцию удалось после обнаружения двух рисунков Леонардо. Это подготовительные наброски к картине - фрагмент руки ангела (из Оксфорда) и драпировки для фигуры Марии (Лувр).

Теперь о репродукциях.
Я, увы, не видела "Благовещение" живьем и не могу оценить верность цветопередачи. Найденные в сети картинки расходятся в оттенках довольно существенно. Та, что наверху - вариант, который предлагает галерея Уффици и гугл-арт-проект. Честно говоря, эта холодноватая глянцевость меня несколько смущает. Поэтому прилагаю еще один вариант:


Фрагменты:



Что обычно говорят историки искусства об этой картине?

Что композиция ее довольно традиционна; из характерных атрибутов здесь присутствуют лилия (символ чистоты и непорочности) и книга, которую читает Мария (считается, что это книга пророка Исайи, где сказано "Се, Дева во чреве примет, и родит Сына").

Как новаторскую черту отмечают то, что обе фигуры изображены вне помещения. В средневековой традиции сцену Благовещения практически всегда писали в интерьере, часто с кроватью. По крайней мере, фигура Марии всегда располагалась в помещении; ангела же могли изобразить вне комнаты, в огороженном стенами садике,- это так называемый hortus conclusus, "вертоград заключенный", символизирующий наряду с закупоренным сосудом девственное лоно Богоматери.
У Леонардо ангел и Мария написаны на открытом воздухе; тем не менее, присутствует намек на комнату с кроватью, равно как и на hortus conclusus, превращенный здесь в лужайку перед итальянским палаццо.

Еще отмечают натуралистично написанные крылья ангела и в связи с этим вспоминают, что Леонардо изучал анатомию птиц.

Что еще? Что в изображении лица и волос (особенно у ангела) еще нет того мастерства, которое отличает картины зрелого периода: цвета "плоские", без характерной леонардовской прозрачности.
Что уже в ранних произведениях Леонардо начинает при работе над задними планами использовать воздушную перспективу, при которой сильно удаленные объекты кажутся окутанными дымкой.

А, еще говорят о "перспективных погрешностях" - это касается пропорций фигуры Марии, в особенности ее правой руки. Но другие исследователи, напротив, считают искажения осознанными и называют их "анаморфическими экспериментами" - якобы Леонардо делал картину на заказ и, зная, где она будет висеть, писал с учетом точки зрения справа и снизу.

Вроде все, что имела сказать. Правда, зачем - не знаю. :))

P.S. О разнице в репродукциях - не исключено, что дело еще и в реставрации. Уффици-то дает современный вид, а вот самая первая (рука с библией) и самая последняя (фигура Марии) картинки взяты из альбома, выпущенного французским издательством Flammarion в 1968 году.

Ой, кстати, итальянские реставраторы - тоже отдельная тема...
Сейчас посмотрю в сети - если текст Гращенкова выложен, дам ссылку.

А пока - для интереса и для сравнения - другие Благовещения 15 века:

Немецкий мастер Conrad von Soest, 1403г

Масло/Доска (1475)

Описание

«Благовещенье» - первое живописное произведение, приписывающееся Леонардо. Картина написана для ризницы монастыря Сан-Бартоломео, который находился за воротами Сан-Фредьяно к юго-западу от центра Флоренции, в местечке Монте-Оливето, Monte Oliveto. В позах Гавриила и Марии видно влияние Верроккьо и близкого ему Боттичелли. Рука Леонардо чувствуется в мастерском изображении пейзажа и особенно в передаче оговоренных каноном переживаний только на лицах героев, без эффектных жестов и излишнего пафоса. Внезапно появившийся ангел прервал чтение Марии. На её лице смущение и смирение, на лице ангела - сознание значимости момента. В левой руке он держит лилию, символ...

«Благовещенье» - первое живописное произведение, приписывающееся Леонардо. Картина написана для ризницы монастыря Сан-Бартоломео, который находился за воротами Сан-Фредьяно к юго-западу от центра Флоренции, в местечке Монте-Оливето, Monte Oliveto. В позах Гавриила и Марии видно влияние Верроккьо и близкого ему Боттичелли. Рука Леонардо чувствуется в мастерском изображении пейзажа и особенно в передаче оговоренных каноном переживаний только на лицах героев, без эффектных жестов и излишнего пафоса. Внезапно появившийся ангел прервал чтение Марии. На её лице смущение и смирение, на лице ангела - сознание значимости момента. В левой руке он держит лилию, символ Флоренции. Очевидна характерная для Леонардо тяга к природному ходу вещей.

Благовещенье празднуется 25 марта, и для создания весеннего настроения лужайка перед домом Марии усыпана цветами. В дальнейшем Леонардо будет показывать флору только в естественных условиях и в точном соответствии с сезоном, который задан сюжетом. В отступление от канона крылья архангела - не во весь его рост, а более короткие, как у птицы. Позже неизвестный художник удлинил их краской каштанового цвета, так что через концы крыльев просвечивает первоначальный пейзаж. "Благовещение", картина 20-летнего художника, сочетает новаторские черты и лирику с цитатами и ошибками. В правой части картины есть ученические просчёты в перспективе. Так, уходящая к кипарису стена коротковата, а стоящий перед Девой аналой слишком велик.

Кажется, что он ближе к зрителю, чем Мария, отчего художнику пришлось удлинить её правую руку, лежащую на книге. И тем не менее, современники увидели в этой картине работу гения. Одно только великолепное изображение тканей и драпировок - отличительная черта Леонардо - вызывало восхищение большинства его коллег.

История одной картины. «Благовещение» Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи "Благовещение" (~1472-1475), масло и темпера на дереве, 78x219cм, Галерея Уффици Флоренция, Италия

В этой большой картине Леонардо основывался, главным образом, на иллюстрированных Библиях 15-го столетия:
Архангел Гавриил становится на колени в саду Девы, (Лука 1.26-38) которая получает его известие и узнает, что она выбрана, чтобы родить Сына Бога.

Архангел Гавриил

Дева Мария

Сцена справа— соответствует архитектуре того времени.
Средняя часть огорожена низкой стеной, достигающей высоты колена, с маленьким открытием в центре. Это открытие, которое служит фоном жесту приветствия Гавриила, с лилией в левой руке (символ чистоты Марии), также показывает дорожку, исчезающую вдали. Видны острые силуэты деревьев и гор, на фоне пылающего неба.
Именно Леонардо, первый показал эту библейскую сцену не в закрытом помещении, а использовал мастерски выполненный пейзаж, усиливающий впечатление от картины.

Пейзаж: на заднем плане отчётливо виден порт, корабли, вершины гор

Библия и рука Девы Марии

Фрагмент мраморной подставки с рельефом

Работа прибыла в Галерею Уффици в 1867 из монастыря Сан Бартоломео (Monteoliveto), около Флоренции. До 1869 она считалась работой Доменико Гирландайо. Потом учёные пришли к выводу, что это ранняя работа Леонардо, 1472-1475гг. когда он ещё был учеником Верроккио и работал в его мастерской.

Пейзаж не считался в Италии самостоятельным жанром. Леонардо первым стал придавать ему большое значение. Родившийся и до четырнадцати лет росший в живописном местечке Винчи, он очень тонко и глубоко чувствовал природу - даже сказал однажды, что только она и может быть «наставницей высших умов».

Неудивительно, что действие его первой самостоятельной картины происходит на фоне великолепного тосканского пейзажа. Священная сцена показана в саду флорентийского дворца, на фоне пейзажа, который создан горами, водой и небом, волшебной и нереальной атмосферой. Такой фон определяет художника во многих работах.

Индивидуальность Леонардо чувствуется также в складках одежды Девы и Ангела. На многих эскизах он учится передавать естественное падение складок. Мраморный стол, вероятно указывает на могилу Пьеро и Джованни Медичи. в церкви Сан Лоренсо, которую Верроккио оформлял скульптурой в этот период.