Это вепсы - коренной народ Ленобласти. «Бумага» побывала на их главном празднике в году

Как народ из всего 6 тысяч человек сохраняет свои традиции и вымирающий язык

Село Винницы находится в Подпорожском районе Ленобласти - примерно в 350 километрах от Петербурга. Сейчас это один из главных центров проживания вепсов. В начале 1930-х годов здесь даже существовал национальный сельсовет, а в школах дети могли изучать вепсский. Однако вскоре, как и другие малые народы, вепсы подверглись гонениям: язык запретили, а подчеркивать свое происхождение стало небезопасно.

В наше время в Винницах каждый год проводят крупнейший областной вепсский праздник «Древо жизни». На него съезжаются тысячи людей не только из соседних деревень, но и из Вологодской области и Карелии.

Почему под «вепсами» раньше понимали необразованных людей, как благодаря местным бабушкам восстанавливают народные танцы и кто сегодня называет себя вепсами? «Бумага» побывала на масштабном празднике - с вепсскими калитками, березовым соком, хороводами и поделками из бересты.

Кто приходит на главный областной вепсский праздник

На главной дороге села Винницы стоит пара сетевых магазинов, огороженные заборами деревянные жилые дома и библиотека. Вдоль обочины - десятки припаркованных машин, а по проезжей части, за перегородившей ее полицейской машиной, идет толпа прохожих. Всего на праздник пришло около 6 тысяч человек.

Среди пар с колясками, детей со сладкой ватой и пожилых людей прогуливаются женщины в народных костюмах - просторных платьях в пол, передниках с вышивкой и красных головных уборах.

На «Древо жизни» - ежегодный областной праздник вепсов - в Винницы приезжают люди из десятка окрестных деревень. Здесь же собираются вепсы из Вологодской области и Карелии. На площади перед Вепсским фольклорным центром расставляют прилавки, за которыми жители разных деревень продают традиционные вепсские изделия и еду - от игрушек, полотенец с вышивкой и керамики до вепсских пшенных калиток, варенья из морошки и березового сока. Многие среди продавцов - сотрудники деревенских домов культуры и музеев, руководители кружков, педагоги.

За одним из прилавков пожилой мужчина в красной рубахе и фуражке из бересты позирует на камеру. Рядом с ним суетится невысокая женщина в берестяном ожерелье и венке. На столе перед ними расставлены всевозможные поделки - тоже из бересты, есть посуда и украшения.

Фотографию вам куда прислать? - спрашивает усатый мужчина, заканчивая съемку.

Шлите в Бабаевский район. Там точно найдем, - без промедлений выкрикивает женщина, оставляя человека с камерой в замешательстве.

Иван и Людмила Сирины приехали из Вологодского района. Иван Григорьевич, вепс, родился в деревне Кленозеро - как и многие другие деревни в округе, в советское время ее жителей принудительно выселили. «Я не знаю почему. Умирала деревня, там ничего не росло. То есть можно было жить, но власть не давала: ни машин, ни техники, ни дороги не было», - Иван Григорьевич вкратце описывает, как жителей «ушли» из деревни.

Иван и Людмила Сирины

Берестяными изделиями Сирин активно занялся несколько лет назад - до этого мастерил корзины из сосновой лучины. «Излишки» Сирины иногда продают, но в основном плетут изделия для себя. Раньше, рассказывает Иван Григорьевич, идя на сенокос, жители вепсских деревень могли не брать с собой посуду, а делать ее на скорую руку из бересты - это было довольно типичным ремеслом.

На сенокос пойдем, [появился] едок какой-нибудь лишний, мать - раз, возьмет и ложку сделает или кузовок для супа из бересты. А он не течет. Потом бабушка, чтобы береста, как кожа, не испортилась, подсолнечным маслом раз - смажет мягонько. И всё, вещь, - рассказывает он, демонстрируя самодельные солонки и емкости для крупы.

Через минуту к Сириным подходят очередные гуляющие, чтобы сфотографировать Ивана Григорьевича в огромной берестяной фуражке.

«Мы не вепсы»: что происходило с народом и его языком в советское время

В России, по данным последней переписи, осталось около 6 тысяч вепсов. Большинство из них, порядка 5 тысяч, живут в Республике Карелия, где вепсы исторически населяли юго-западное побережье Онежского озера. Около 1,5 тысяч живут в Ленинградской области: в Подпорожском, Бокситогорском, Тихвинском и Лодейнопольском районах. Еще несколько сотен - в Бабаевском районе Вологодской области.

В советское время на территории вокруг села Винницы находился Винницкий сельсовет, в 1930-е годы в него входило более 40 деревень, в которых жили около 3 тысяч людей. В то время Винницкий, как и несколько других сельсоветов поблизости, официально считался национальным вепсским.

Еще в середине 30-х в школах Ленобласти преподавали вепсский язык, а в Карелии на короткое время ввели даже обучение на вепсском. Но вскоре, с изменением внутренней политики в стране, национальные поселения ликвидировали, всё обучение перевели на русский и прекратили издание книг на вепсском. Тогда же люди перестали идентифицировать себя как вепсы.

Надежда Ковальская

На второй этаж Вепсского центра фольклора, только что пообщавшись с журналистами, губернатором Ленобласти и выступив с речью на сцене, взлетает заведующая центром Надежда Михайловна Ковальская.

Самая главная заслуга этого праздника, как мне кажется, это то, что мы сегодня гордо говорим: «Мы вепсы», - в окружении сотрудниц центра, одетых в традиционные наряды, Надежда Михайловна проходит в комнату, где накрыт вепсскими угощениями стол.

«Древо жизни» впервые провели 30 лет назад. Тогда в областном правительстве стали активно поддерживать малочисленные народы и комитет по культуре Ленобласти предложил провести вепсский праздник в Винницах - как в месте компактного проживания вепсов. За организацию взялся сельский дом культуры, позже преобразованный в Вепсский фольклорный центр. Однако тогда, в 1987 году, местные жители идею гуляний не поддержали.

Всё село нам дружно сказало: «Мы не вепсы, и праздника нам не надо», - рассказывает глава центра фольклора. Праздник тогда тем не менее провели.

В 70–80-х годах, как вспоминают местные жители, слово «вепс» еще воспринималось если не как ругательное, то как пренебрежительное. Вепсы ассоциировались с людьми малограмотными, не говорящими по-русски. В школе вепсских детей могли даже дразнить из-за их происхождения, а часто ученикам и вовсе запрещали говорить на родном языке.

Ольга Спиркова

Сотрудница центра фольклора Ольга Спиркова родилась в деревне Озера в вепсской семье. Когда она пошла в школу в Винницах, говорила только по-вепсски и русского не знала: по-русски лишь «перекидывалась парой слов» с родителями.

Молодежь смеялась: вот, вепс. Но мне это было всё равно - пусть дразнятся. Если я знаю язык, то что с этим поделать? - рассказывает Ольга.

По ее словам, самосознание местных вепсов отчасти стало меняться после первого праздника в 1987 году. Теперь многие, наоборот, подчеркивают, что они вепсы, хотя старшее поколение до сих пор скорее назовет себя русскими. «В советские времена заложили, что нет вепсов. И это было не переломить», - добавляет Ольга.

Уже через год после первого «Древа жизни» в деревнях и поселках стали открываться центры, кружки, творческие секции, посвященные вепсской культуре. Где-то пели пожилые люди, где-то - дети, где-то - молодежь. Сейчас на областной праздник ежегодно съезжаются тысячи людей.

От ткацких станков до кадрили: как восстанавливали вепсскую культуру

На повороте с главной дороги в Винницах две женщины продают калитки и пирожки, за ними ежеминутно подходят люди. Кроме вепсской выпечки на столе громоздятся пятилитровые стеклянные банки домашнего морса и березового сока. За женщинами на заборе висят расшитые половики и старые игрушки, которые, по их рассказам, принадлежат еще их бабушкам-вепсянкам.

Наталия Коккова, одна из женщин, торгующих выпечкой, приехала из села Игнатовское. Наталия - чистокровная вепсянка и недавно даже «сделала себе вепсский паспорт».

Когда мать была жива, рассказывала много историй, как они жили в свое время. Все испокон веков охотились, рыбачили, ткали половики, - рассказывает она, раскладывая на подносе калитки. - У нас бабушка разговаривала на чистом вепсском. Родители старались при нас что-нибудь такое секретное тоже по-вепсски сказать. Тогда мы не придавали этому значения - жили и жили. А сейчас, конечно, начала продвигаться культура и нам самим это стало очень интересно.

Наталия Коккова

Мой папа - чистокровный вепс. Он вообще из глухой деревни Мягозеро. А мама русская, поэтому дома на вепсском не разговаривали, - подхватывает ее подруга Евгения, сидящая на скамейке в тени, в стороне от толпы гуляющих.

Она тоже родилась в Игнатовском, работала там врачом на скорой, пока около 20 лет назад ее муж-милиционер не попал под сокращение и семье не пришлось переехать в Вологодскую область. «Раньше приеду в деревню на вызов, а бабушка по-русски вообще не умеет говорить. Водители, кто помоложе, как-то переводили нам русский».

Стоя у стола с десятками глиняных поделок, Юлия Андреевна Иванова из объединения «Оятский умелец» по очереди показывает разноцветные и еще не окрашенные игрушки. Все они посвящены поверьям, традициям и промыслам вепсов.

Люди верили, что есть Баба-яга, верили в водяных, - комментирует она каждую поделку.

Юлия Андреевна, культуролог по образованию, еще в университете начала изучать культуру Приоятья - местности по берегам реки Оять в Лодейнопольском районе. Больше 20 лет она проработала на предприятии по изготовлению оятской керамики, пока оно не сгорело, а после этого возглавила Центр возрождения ремесел, чтобы изучить, какими промыслами занимались на территории Приоятья. Для этого она ездила в экспедиции - записывать рассказы местных жителей, фотографировала находки.

Юлия Иванова

Люди не менялись, культура и ремесла тоже не изменились. Сегодня мы в школе знакомим детей с вепсской культурой: 5-й класс изучает алфавит, частушки, стихотворения, они умеют читать и пользоваться словарем, - рассказывает Юлия Андреевна.

Поскольку численность вепсов все-таки больше, чем, например, у ижор или вожан, то сейчас количество людей, владеющих вепсским, сравнительно большое: по данным последней переписи, их больше 3,5 тысяч. Сейчас сотрудники Вепсского центра фольклора преподают его детям на дополнительных занятиях, так что некоторые из могут общаться по-вепсски с раннего возраста.

Сейчас начинают обращать внимание на малочисленные народы, поддерживать их, есть целые программы финансирования. Мы можем издавать книги. Как пример, благодаря программе комитета по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области, издана книга «Вепсский праздник в лицах», которая рассказывает об истории создания праздника, о людях, которые стояли у его истоков, - рассказывает режиссер вепсского театра кукол Мария Лапикова.

Как и в случае с другими малочисленными народами, вепсскую культуру начали активно возрождать в 90-е, когда коренных жителей деревень, помнящих традиции и свободно владеющих языком, оставалось уже не так много. «Бабушки приходили, учили нас танцевать [вепсскую] кадриль. Никто в Винницах этого не умел», - вспоминает Надежда Ковальская.

Видео: Юрий Гольденштейн

По словам Юлии Пигаревой, которая переехала в Винницы из Петербурга 17 лет назад и сейчас работает в центре фольклора, вепсские танцы частично восстанавливали по воспоминаниям пожилых жителей деревень, а некоторые из них воссоздал карельский народный артист Василий Кононов. Танцевали вепсы в основном без музыкального сопровождения.

Музыкальных инструментов у вепсов не было: они жили рядом с русскими, потому основным музыкальным инструментом считалась гармошка. Это было такое взаимопроникновение культур, - объясняет Ольга Спиркова.

Со сцены спускаются три женщины в белых туниках и клетчатых чепцах из вологодского коллектива: учительница математики, глава Пяжозерского поселения и директор дома культуры.

Мы лесами-озерами приехали, всего 100 километров между нами, - нараспев произносят они.

На самом деле добраться от одного места проживания вепсов, в Ленобласти, до другого, в Вологодской, не всегда было так просто: прямая дорога между областями появилась сравнительно недавно. До этого связи между Винницами и Пяжозерским поселением фактически не было и ехать приходилось в объезд. В итоге путь, рассказывают местные жители, растягивался чуть ли не до 700 с лишним километров. А так как исторически вепсские поселения были связаны между собой и в разных областях могли жить родственники, многочасовую дорогу приходилось преодолевать «даже на поминки».

У нас есть восемь маленьких населенных пунктов, где проживают чисто вепсы, говорят на своем языке. В других местах уже все люди пересеклись, но у многих есть вепсские корни, - рассказывает глава Пяжозерского поселения Наталья Васильевна Захаренкова. Сама она не вепсянка: в коллективе из Вологодской области в основном русские участники, но, несмотря на это, в их песнях встречаются как русские, так и вепсские слова.

Коллектив из Пяжозерского сельского поселения. Справа - Наталья Захаренкова

В Вологодской области вепсы исконно расселялись по берегам озер - Белого и Шимозера. Однако в 50-е годы прошлого века жителей части поселений принудительно расселили: с 1953 по 1958 год, когда ликвидировали «неперспективные» деревни, из Вологодской области выселили население шести вепсских сельских советов - около 6 тысяч человек. В итоге вепсское и русское население перемешалось. Сейчас в Бабаевском районе живет около 400 вепсов.

К коллективу подходит мужчина в очках и фуражке. «Вот, натуральный вепс», - гордо представляют женщины Владимира Васильевича, водителя школьного автобуса, и со смехом интересуются, наговорился ли он на празднике по-вепсски.

Под конец основной программы праздника торговцы начинают сворачивать прилавки и разбредаются по селу в ожидании вечернего фейерверка. Ближе к реке за длинным деревянным столом гости перекусывают шашлыками и пробуют олудь - вепсское пиво. Посреди главной дороги дети играют пластиковыми мечами, кто-то медленно плетется с площади в сторону поля верхом на лошади. Рядом уже выступивший на сцене русский народный ансамбль под гармонь поет: «Дарья, ты душа, Дарья хороша. Рюмку водочки махнул и пошел вприсядку».

У нас иногда спрашивают, чем отличается вепсская культура от русской, - продолжает Наталья Васильевна из Пяжозерского поселения. - Мы живем рядом и нам кажется, что всё похоже. Но с другой стороны, мы не испечем такого блюда, как испекут вепсы. У них свои тонкости, свои премудрости, свой язык, который понять очень сложно.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.

Вепсы (vepsä, bepsä, vepsläižed, bepsaažed, lüdinikad, чудь)

Современные источники


Вепсы- малочисленный финно-угорский народ принадлежащий к Восточно-балтийскому типу беломоро-балтийской малой расы.

Традиционно проживает на территории Карелии, Вологодской и Ленинградской областей России.

В апреле 2006 года народность была включена в Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Этноним

До 1917 года вепсы официально именовались чудью.

Этноним «вепсы» распространяется уже в современное время.

В деревнях в бытовой русской речи также употреблялись названия «чухари», «кайваны» (которые часто имели шутливо-иронический оттенок).

Этнографические группы

Северные (прионежские) вепсы - на юго-западном побережье Онежского озера (на юге Карелии (бывшая Вепсская национальная волость со столицей в селе Шёлтозеро) на границе с Ленинградской областью),

Средние (оятские) вепсы - в верхнем и среднем течении р. Оять, в районе истоков рек Капша и Паша (северо-восток Ленинградской области и северо-запад Вологодской области),

Южные вепсы - на южных склонах Вепсовской возвышенности (восток Ленинградской области и северо-запад Вологодской области).

Этногенез

В настоящее время учёные не могут окончательно решить вопрос о генезисе вепсского этноса.

Полагают, что по происхождению вепсы связаны с формированием других прибалтийско-финских народов и что они обособились от них, вероятно, во 2-й половине 1 тысячелетия н. э., а к концу этого тысячелетия расселились в юго-восточном Приладожье.

Курганные могильники которого X-XIII веков можно определить, как древневепсские.

В межозерье между Онежским и Ладожским озёрами (на своей основной этнической территории) вепсы жили с конца 1 тысячелетия, постепенно перемещаясь на восток.

Некоторые группы вепсов покидали межозерье и сливались с иными этносами (например, в XII-XV веках вепсы, проникнувшие в районы севернее р. Свирь, стали частью карельского этноса - Людиками и Ливвиками).

В отличие от них, северные вепсы являются потомками более поздних переселенцев, не смешанных с карелами.

Миграции вепсов на северо-восток - в Обонежье и Заволочье - привели к возникновению вепсских групп, совокупность которых в русских исторических источниках названа заволочской чудью.

Наиболее восточные из этих групп приняли участие в формировании западных Коми.

Численность

Всего по переписи 2010 г: 6400 человек.

В том числе в РФ 5936 человек (по переписи 2002 г. 8240 человек), из них в Карелии 3423 ч. (по переписи 2002 г. 4870 ч.), Ленинградская область 1380 ч. (по переписи 2002 г. 2019 ч.), Вологодская область 412 ч. (по переписи 2002 г. 426 ч) и др.

Численность вепсов в России впервые была определена академиком П. И. Кёппеном по материалам VIII ревизии (1835).

1719 г. - 8,6 тыс. чел. - 1744 г. - 10,2 тыс. чел. - 1848 г. - 15,6 тыс. чел (в том числе в Олонецкой губернии - 8550, в Новгородской - 7067). - 1897 г. - 25,6 тыс. чел. (в том числе 7,3 тысяч проживало в Восточной Карелии, к северу от р. Свирь).

Вепсы составляли 7,2 % населения Тихвинского уезда и 2,3 % населения Белозерского уезда Новгородской губернии.

1926 г. - 32773 чел. - 1937 г. - 29842 чел., в т.ч. в Российской Федерации - 29585 чел. - 1939 г. - 31449 чел. в Российской Федерации - 1959 г. - 16374 чел. - 1970 г. - 8281 чел. - 1979 г. - 8094 чел., в т.ч. в Российской Федерации - 7550 чел.


- 1989 г. - 12501 чел., в т.ч. в Российской Федерации - 12142 чел.,
из них 5954 чел. (49,0 %) в Республике Карелия, 4273 человек (35,2 %) в Ленинградской области. 52 % Вепсов называло вепсский язык родным.
В городских поселениях проживает 49,3 % всех вепсов.

Расселение


Прионежский район Республики Карелия, Бокситогорский, Лодейнопольский, Подпорожский, Тихвинский районы Ленинградской области, Бабаевский район Вологодской области.

Санкт-Петербург, города и посёлки Ленинградской области, Петрозаводск, Вытегорский район Вологодской области, Новокузнецкий район Кемеровской области.

Язык

Вепсский язык относится к прибалтийско-финской подгруппе финно-угорской ветви уральских языков.

Выделяют 3 диалекта, соответственно этнографическим группам: северный, средний и южный. Имеются и переходные говоры.

Вепсский язык используется в основном в быту.

С конца 1980-х гг. его изучают факультативно в младших классах школ на территории проживания вепсов.

Изданы учебники для 1-4 классов и учебный вепсско-русский словарь. С 1993 г. ежемесячно в городе Петрозаводске издаётся газета "Kodima" ("Родная земля").

Изданы несколько книг вепсских писателей на родном языке, сделаны переводы христианской литературы, богослужение осуществляется на русском языке.

Вепсы двуязычны. В России 48,3% их считает родным языком русский, а 49,5% свободно владеют им.

В Карелии вепсский язык считают родным 37,5% вепсов, в Ленинградской обл. - 69,6 %.

Письменность

В 1932 г. была создана и использовалась до 1937 г. письменность на основе латинской графики.

С конца 1980-х гг. началось возрождение письменности с использованием как кириллической, так и латинской графических основ.

В настоящее время принята письменность на латинской основе.

Традиционные поселения и жилище

Для вепсских поселений характерна свободная планировка.

Расположение усадеб определялось как сложным рельефом, так и очертаниями береговой линии водоёмов, возле которых традиционно располагались поселения вепсов.

В Прионежье с XIX в. происходит переход к упорядоченной уличной планировке.


Для жилищ Вепсов традиционны избы со средним или низким подклетом и архаичные приёмы строительной техники.

Наряду с однорядной, бытовали Т-образная или псевдо-Т-образная связь дома с крытым двухэтажным двором.

И так называемое финское (у стены фасада, а не в переднем углу) положение стола в интерьере избы.


Жилище средних вепсов имеет большее сходство с южновепсским, хотя менее архаично и более монументально.

Эволюция жилища интенсивнее проходила у северных вепсов.


К началу ХХ в. здесь вошли в традицию пятистенки с продольным перерубом, двухэтажные дома, возникли нетипичные варианты планировки избы.

Для жилого комплекса характерна однорядная связь дома и двора.

Религия


В XI-XII веках среди вепсов распространилось православие, однако долго сохранялись дохристианские верования, например, в домового (pert’ižand), в обереги (одним из них служила челюсть щуки); больные обращались за помощью к знахарю (noid).

Многие исследователи вепсского народа отмечают, что у вепсов отмечается сочетание Христианского и Пантеистического мировоззрений.

Самым известным среди духов-хозяев у вепсов был хозяин леса - mecižand. Его также называют - mecanuk, mecanmez’, mechiine, korbhiine.

Он живет с женой - mecanak, mecanemäg, а иногда и с детьми.

Чаще всего хозяина леса описывают как высокого мужчину, одетого в балахон, с запахом налево, подпоясанного красным кушаком.

Первым делом, как только войдешь лес, следует принести жертву mechiine, пишет В. Н. Майнов, «а то не только он удачи не пошлет, а еще заведет в такую чащобу, откуда не выберешься».

Охотникам полагалось в первый куст по левой руке бросать несколько зерен овса, мелких монет, но не медных, перья, "что должно было изображать, что жертва приносится ему от того, кто на земле, под землей и в воздухе.

В лесу, чтобы не рассердить «хозяина», нельзя было ругаться, разорять птичьи гнёзда, муравейники, без надобности рубить деревья и кустарники.

На провинившихся он напускал болезнь, по его воле человек мог «попасть на дурной след» и заблудиться.

Представление о лесе как некоем одушевлённом мире отражает и пословица «Kut mecha, muga i mecaspää» («Как к лесу, так и от леса»).

Известность вепсского края в конце XV - первой трети XVI вв. связана с деятельностью преподобного Александра Свирского, которого народная молва считает чудянином по происхождению.

Вепсское происхождение Александра Свирского признается в энциклопедических изданиях, публикуемых Русской православной церковью в просветительских целях.


В среде Вепсов, кроме Православной, сегодня отмечаются элементы и пантеистической обрядности.

Так, существуют признаки родильной обрядности, в частности запреты беременной, предохранение новорожденного от сглаза, лечение ряда детских болезней народными средствами.

Погребально-поминальная обрядность сохранилась до настоящего времени, в т.ч. и так называемые "весёлые" похороны.

Когда во время похорон и при поминках, по прижизненному пожеланию умершего, играют на тех же музыкальных инструментах что и он, а также исполняют его любимые песни.

Во время следования с гробом на кладбище первому встреченному человеку делают подношение - пирог на полотенце (если умер мужчина) или на платке (если умерла женщина).

До сорокового дня в начале ХХ в. на могилу втыкали палку, а только потом ставили крест.

Иногда, у средних вепсов, могилу покрывали сверху широкой доской.

Южные вепсы на могилы детей вместо крестов устанавливали можжевеловые деревца.

Сохраняется почитание таких деревьев как ель, можжевельник, рябина, ольха.

Имеются древние мифологические представления о медведе, волке, ласточке, бекасе, ястребе, щуке, змейке счастья (ozamadooћet).

Существуют поверья в домового, дворового, хлевяного, лесного, водяного, земляного, банного, гуменного хозяев, которые представляются как главы семей, имеющие супруга и детей.

Семейные обряды характерны ночным сватовством, ритуальным съеданием молодыми пирога-рыбника в составе свадебной церемонии и др.

История

Полагают, что наиболее ранние упоминания вепсов относятся к VI веку н. э. (остготский историк Иордан пишет о племени вас).

Арабская историческая традиция, начиная с Ибн Фадлана (X век), упоминает этноним вису.

Русские летописи с IX века называют, вероятно, этот же народ весью.

Русские писцовые книги, жития святых и другие источники чаще знают древних вепсов под именем чудь.

Основными источниками по ранней истории вепсов являются сведения древнерусских летописей о племенах чуди и веси, которых наука считает их предками.

В «Повести временных лет» летописец Нестор сообщает о расселении чуди и веси, указывая, что «чудь сидят близ моря Варяжского» (Балтийское море).

«Варяги также сидят по Варяжскому морю, но здесь они находники… а на Белоозере сидит весь, которые здесь первонасельники…»

А сказание о призвании варягов начинается с краткого сообщения летописи: «В год 6367 (859) варяги из заморья взимали дань с чуди, словен, мери, веси и с кривичей».

Древние вепсы сыграли важную роль в исторических событиях образования Древнерусского государства, создав, по данным летописи, вместе со славянскими племенами: словенами и кривичами - военно-политический союз, ставший основой для его формирования.

Их участие в таком союзе было обусловлено расселением древних вепсов на важнейшем для мировой торговли северном отрезке Великого волжского торгового водного пути - от Ладожского до Онежского озера.

Основная часть вепсов до последней трети XV века жила в границах Обонежской пятины Земли Новгородской.

После присоединения Новгорода к Московскому государству вепсы были включены в число государственных (черносошных) крестьян.

В начале XVIII века северные вепсы оказались приписанными к Олонецким (Петровским) металлургическим и оружейным заводам, а оятские - к Лодейнопольской судостроительной верфи.

В 1920-1930-е годы в рамках политики коренизации в местах компактного проживания народа были созданы вепсские национальные районы (Винницкий в Ленинградской области и Шёлтозерский в Карельской АССР), а также вепсские сельские советы и колхозы.

В 1937 г. они ликвидируются.

Территория традиционного расселения вепсов расчленяется путем включения ее в различные административно-территориальные образования.

Несмотря на компактность проживания, территория расселения вепсов была административно разделена: сначала между Олонецкой и Новгородской губерниями, затем с 1924 г. между Карельской АССР, Ленинградской и с 1937 г. Вологодской областями.

Так вепсские земли в Ленинградской области оказались на стыке четырех районов: Подпорожского, Лодейнопольского, Тихвинского и Бокситогорского, а в Вологодской - двух: Вытегорского и Бабаевского.

В результате в период ликвидации "неперспективных" деревень вепсские деревни, как окраинные, первыми обрекались на ликвидацию и переселение.

С 1953 по 1958 гг. из Вологодской области было полностью выселено население шести вепсских сельских советов (около 6 тыс. человек).

Тогда же Винницкий национальный район был преобразован в обычный, а в 1957 году был упразднён Шёлтозерский район в Карелии.

В 1950-е - 1980-е гг. происходит массовая ликвидация деревень и сельсоветов, населённых вепсами и их насильственное переселение.

Например, в 1959 году шимозерские вепсы Вологодской области были переселены в Подпорожский и Винницкий районы Ленинградской области и т.д.


1 января 2006 года была ликвидирована последняя автономия народа, Вепская национальная волость.

Семья


В прошлом у вепсов существовали территориальные объединения, память о которых сохранилась в топонимах Kond, Kund.

Им на смену пришла сельская община (суйм), просуществовавшая до 1917 г.

Функции её не отличались от русской, но фактически жители близлежащих поселений были связаны родственными отношениями.

До середины 1930-х годов вепсы жили большими, 3-х - 4-х поколенными семьями.

Всей хозяйственной и обычной жизнью большой семьи руководил её глава − старейший мужчина, дед или отец - ižand (хозяин).

Его жена - emag (хозяйка) - ухаживала за скотом (кроме лошадей), домом, готовила пищу, ткала и шила одежду.

К началу XX в. у вепсов господствовала малая семья, хотя в некоторых регионах продолжали существовать и большие неразделённые семьи.

Бытовало примачество.

После выделения сыновей, родители оставались, как правило, с младшим.

Участие северных вепсов-мужчин в отходнических промыслах способствовало утверждению важной роли женщины и высоком авторитете в семье.

Вепсы заимствовали от славянского населения значительную часть терминов родства и свойства.

Традиционные занятия

В основном жизнь вепсского крестьянина была связана с ведением сельского хозяйства.

Основой жизнеобеспечения вепсов до середины ХХ в. являлось земледелие.

Трёхполье сочеталось с подсекой.

Вепсы выращивали рожь, ячмень, овёс, горох, бобы и небольшое количество пшеницы и картофеля.

Из технических культур - лён, хмель, из овощных - репу.

Позднее стали сажать лук, брюкву, редьку, капусту, морковь, картофель.

Животноводство играло подсобную роль.

Оно сдерживалось из-за недостатка сенокосных угодий.

Разводили коров, лошадей, овец.

В среднем хозяйстве обязательно имелась лошадь, 2-3 коровы, овцы.

В крепких хозяйствах северных вепсов держали 4-6 лошадей с выездной парой, 12 коров, стадо овец.

В деревнях оятских вепсов (Пелдуши, Бахарево) в конце XIX в. разведение племенного скота, его закупка в близлежащих деревнях и отгон для продажи в Петербург стало особым промыслом и давало населению значительные доходы.


Рыбная ловля, а также сбор грибов и ягод имели большое значение для внутрисемейного потребления.

Со второй половины XVIII века развилось отходничество - лесозаготовка и сплав, бурлачество на реках Свирь, Нева и др.


На реке Оять был развит гончарный промысел.

В советское время у северных вепсов получила развитие промышленная разработка декоративного строительного камня, животноводство приобрело мясо-молочное направление.


Мужским занятием являлось изготовление разнообразных изделий из дерева, бересты, плетение из ивовых и еловых корней.

Они делали деревянную кухонную утварь, предметы рукоделия - ткацкие станы, прялки, пяльцы и др.

Деревянные изделия для рукоделия обычно украшали резьбой.


Женщины занимались ткачеством, шитьём одежды и вышивкой.

Традиционная одежда

Традиционный костюм был сходен с одеждой северорусского населения, но имелись и некоторые своеобразные черты.

Традиционная мужская одежда вепсов состояла из рубахи, штанов с узким шагом.

Рубаха обычно шилась из неокрашенной материи и украшалась вышивкой по вороту, на рукавах и на подоле.

В конце XIX - начале XX вв. бытовало два комплекса традиционной женской одежды: сарафанный и юбочный.

В сарафанный комплекс, кроме шестиклинного сарафана из домотканого холста синего цвета, входили чёрный передник, рубаха.

Юбочный комплекс состоял из рубахи и холщовой или полушерстяной юбки.

Женская рубаха шилась более длинной, чем мужская, часто имела плечевые вставки - полики.

Она могла состоять из двух частей - рукавов и станушки.


Рубахи богато орнаментировались вышивкой, ткаными узорами украшались полики, ворот, подол, рукава.

В праздники носили "парочку": юбку и кофту (kazakk) из одноцветной покупной ткани.

Головным убором замужним женщинам служили повойник и сборник.

Верхняя одежда была общей как для мужчин, так и для женщин.

Самой распространенной верхней одеждой был кафтан или "балахон", летом из холста, а зимой из сукна собственного изготовления.

Шубы шились прямые, без воротника, из выделанных дома овечьих шкур. Одежда обязательно подвязывалась тканным поясом.

Самой распространенной обувью были берестяные лапти и ступни с низким (stupnid) и высоким голенищем (kotad, kotikod).

Кроме плетеной обуви носили кожаные сапоги, а зимой валенки.

Женские ювелирные украшения имели преимущественно зооморфный стиль.

Традиционная пища

Основу пищевого рациона вепсов в конце XIX - начале XX вв. составляли мучные продукты, основным из которых являлся хлеб (leib).

Его обычно выпекали из ржаной муки, иногда с добавлением ячменной или овсяной.

Южные вепсы из ржаного кислого теста выпекали различные изделия без начинки (иupnik, testдnik, kosґak), а также делали помазуху (levaљ) - круглой формы открытый пирог с начинкой из толокна, или манной крупы, заправленный яйцом.

Пекли также колобы.

Одним из любимых видов открытых пирогов были калитки.

Из подсолённого ржаного или ячменного теста, замешанного на воде или кислом молоке, северные вепсы выпекали сканцы с начинкой из ячменной каши – sulґиinad и толокна на сметанной основе - skancad.

С одной стороны их смазывали маслом, клали начинку, сворачивали и ели с мясом.

Блины пекли обычно из овсяной муки.

Приправой к ним служили солёные волнушки, творог, брусника.

Выпекали также оладьи. Средние вепсы делали оладьи "снежники" (luminikad) из гороховой муки, взбитой со снегом.

Из толокна, а также гречневой, овсяной и ячневой круп варили жидкие молочные каши (nozol kaљ).

Из ржаной и ячменной муки делали загусту (pudr), которую ели обычно с простоквашей.

Во время постов ели толокно, густо сваренные каши, горох, щи без мяса.

Среди жидких блюд можно назвать различные похлёбки и супы: мясные, рыбные, грибные, овощные, щи с крупой, картофелем, щавелем, в голодные времена - крапивой.

Самым популярным овощем была репа, которую ели в сыром виде, парили, сушили, вялили. Постепенно, с XIX в., в рацион стал входить картофель.

Стол значительно разнообразили лесные ягоды, грибы.

Любимыми являлись рыбные блюда.

Рыбу вялили, жарили, готовили с ней супы.

Уху варили из свежей рыбы.

Зимой был обычен суп из сущика - мелкой сушёной рыбы.

В пищу употребляли не только мясо домашних животных, но и дичь, добытую на охоте.

Вяленое мясо (ahavoiиetud liha) могло храниться до 2 лет.

Его использовали для приготовления супов, холодца или ели просто так.

Весной, когда подходили к концу запасы продовольствия, даже в дни постов приходилось питаться молоком и молочными продуктами.

Поминальной едой был белый густой овсяный кисель и кутья.

В прошлом её готовили из варёных подслащенных ржаных и пшеничных зёрен, сейчас же - из покупного риса.

Из напитков вепсам были известны квас, чай, выше упоминавшиеся молоко и сыворотку. Чай раньше пили только по праздничным дням.

Из овсяных или ржаных отрубей и клюквы варили кисель.

Праздничная пища была более разнообразной, хозяйки старались приготовить самые лучшие яства.

Обязательным атрибутом любого праздника у южных и средних вепсов являлось пиво (olud). У северных вепсов традиция "пивных праздников" не была так развита.

Здесь пиво (pivo) варили только в очень важных случаях, например к свадьбе, причём варку этого напитка осуществляли приходящие пивовары.

Другие спиртные напитки - вино и водка - употреблялись крайне мало.

Завтрак женщины готовили после утреннего ухода за скотиной.

Утренняя пища состояла из каши и мучных изделий.

Следующий приём пищи назывался pabetk (в 11 часов).

Обед был через 1 - 2 часа после полудня, а ужин устраивался вечером после работы.

За стол первым садился глава семьи. Он также резал хлеб. Ели из общей посуды.

Строго запрещалось смеяться, ругаться.

Чёт не спиться мне в полнолуние)) Поделюсь статейкой про свои корни:

Вепсы принадлежат к прибалтийской ветви финно-угорской языковой семьи. Впервые о них упомянул хронист VI века Иордан.
К концу I тысячелетия предки вепсов из Восточной Прибалтики продвинулись на юго-восток, в Приильменье, где их история пересеклась с историей восточных славян. Согласно летописи, весь являлась древнейшим населением Белозерья.

В «Повести временных лет» вепсы (под именем «весь») упомянуты в связи с призванием Рюрика, в числе племен, которые отправили послов к варягам. Таким образом, этот народ сыграл значительную роль в образовании Древнерусского государства.
В дальнейшем вплоть до Октябрьской революции в официальных документах вепсов называли собирательным именем «чудь».

Со времен средневековья основная часть вепсов жила в границах Новгородской республики. После присоединения Новгорода к Русскому государству вепсы были включены в число государственных (черносошных) крестьян. При Петре I они оказались приписанными к Олонецким заводам и Лодейнопольской верфи. Это способствовало развитию среди вепсов различных ремесел. В XIX веке особенно славились вепсские каменотесы.

После Октябрьской революции в местностях с компактным расселением вепсов были созданы этнические вепсские районы, а также вепсские сельские советы. В конце 1930-х годов началось внедрение преподавания вепсского языка и ряда учебных предметов на этом языке в начальной школе. Однако после Великой Отечественной войны вепсские районы и колхозы были ликвидированы.

На протяжении последних столетий вепсы принадлежали к малым народам России. Своего численного максимума они достигали в 1897 году – 25 тысяч человек. Сегодня их насчитывается около 12 тысяч.

Языковая и культурная ассимиляция зашла уже так далеко, что в большинстве случаев вепсы не помнят своё древнее самоназвание, а называют себя теперь людиникад (единственное число – людиник, от славянского – люди) или даже тягалажет («здешние»). Правда, этноним вепсы снова распространяется в связи с мероприятиями по национально-культурному строительству. С конца 1980-х годов в некоторых местных школах снова начали преподавание вепсского языка, издан вепсский букварь. Так что есть все шансы спасти вепсскую культуру от исчезновения.

Религия, культура, быт, обычаи

Вепсы были обращены в христианство очень рано – на рубеже X-XI веков. Тем не менее, языческие обычаи не изжиты у них до сих пор. В народной религии вепсов можно обнаружить следы древнего почитания животных и рыб, например, культ медведя и поклонение щуке.

Все исследователи, изучавшие культуру и быт вепсов отмечают их трудолюбие, бескорыстие, юмор и гостеприимство.

Традиционное вепсское жилище схоже с русской избой. Когда закладывали избу, под ее углы прятали серебряные или медные монеты.

Хорошей приметой для вселения в новый дом считалось полнолуние.
Порог нового дома первым переступал хозяин с иконой и ковригой хлеба, а за ним – хозяйка с петухом и кошкой. С порога отпускали петуха. Считалось, что если он запоет – жизнь в новой избе будет счастливой, а если нет – хозяин недолго будет жить. Кошку оставляли в доме на ночь, а сами хозяева вселялись только на следующий день, поскольку верили: тот, кто первым начинает жить в новом доме, первым и умирает.

Вплоть до 30-х годов ХХ века среди вепсов были распространены так называемые неразделенные большие семьи, включающие три-четыре поколения. Такие семьи насчитывали иногда более 30 человек. Ее главой был дед или отец, который пользовался уважением остальных членов и обладал большой властью. После смерти главы семьи власть переходила к его брату или старшему сыну.

Наряду с хозяином, большую семью возглавляла его жена, которая руководила женщинами, занятыми домашним хозяйством.

А вот положение в семье невесток было незавидным. Они должны были во всем подчиняться не только мужу, но и свёкру со свекровью. Характер последней обыкновенно определял счастливую или несчастную судьбу невестки.

Внебрачный ребенок пользовался в семье такими же правами, что и родившийся в браке. Но со стороны деревенской общины появление внебрачных детей осуждалось и считалось позором. Такому ребенку записывали фамилию Богданов.

Основным типом современной вепсской семьи является уже малая семья, состоящая из двух-трех поколений: супругов, кого-нибудь из их родителей и неженатых детей. У вепсов отсутствует культ многодетности, что является серьезным препятствием на пути восстановления их численности."

Ну и напоследок:

http://podpor.ru/video/zavet

Первое документальное упоминание о потомках летописной веси, называемых теперь вепсами, появляется еще в V веке. Вепсы сохранили особый уклад жизни, в котором поклонение силам природы важнее христианских заповедей. Еще одно из интереснейших отличий вепсов от остальных малых народов - у них до сих пор сохранился матриархат.

В древние времена, еще до того, как восточные славяне (новгородцы) проникли на соседние территории, на обширном ареале земель южной стороны Онежского озера жили народы племени весь. Существует определенное мнение относительно названия этого племени: древнее «весь» имеет то же происхождение, что и наименование современных вепсов. На протяжении достаточно длительного периода существования этот народ называли еще чудью, чухарями и кайванами. Его представители хоронили своих умерших родственников в грунтовые ямы или сооружали для них «домики смерти» - небольшие, поставленные на поверхности бревенчатые срубы.

Вепс - народность, представляющая финскую уральской семьи и относящая себя к карельским ветвям. Ближайшими родственниками этого языка являются карельский, финский и ижорский.

История вепсов

Существует не так много сведений об истории вепсов. Достаточно часто отсутствует информация об их жизни на протяжении столетий.

В первую очередь это обусловлено тем, что древние племена весь жили исключительно на самых глухих территориях, размещенных среди озер, рек и болот в тайге. Занятия земледелием было недостаточно для того, чтобы этот трудолюбивый народ мог обеспечить свое существование. Поэтому весомым дополнением к нему было рыболовство. Также вепсы занимались собирательством лесных даров. Среди запасов на крестьянском дворе значительное место принадлежало:

  • рыбе;
  • пернатой дичи;
  • пушнине;
  • клюкве;
  • грибам.

Их использовали не только в качестве продуктов питания. Большое количество этих запасов жители племен вывозили на городские ярмарки. Там в обмен на них люди, имеющие национальность вепс, получали значительное количество хлеба, соли, ткани, орудий труда и охоты и других необходимых для обеспечения жизнедеятельности товаров.

Зимой жители этих земель заготавливали лес и перевозили его к сплавным рекам. Для этого они использовали санные подводы. Это занятие тоже являлось дополнительным заработком.

Кроме того, вепсы занимались и другими видами деятельности:

  • камнерезными промыслами;
  • гончарным и катавальным ремеслом.

Тяжелые условия жизни

Для географического расположения вепсских поселений было характерно и то, что их от торговых путей, городов и почтовых трактов отделяло значительное расстояние. Этим обусловлен тот факт, что они фактически не были вовлечены в социально-политические процессы, которые происходили в государстве.

Несмотря на принятие христианства, в быту и обрядах вепсов сохранилось много национального и самобытного. Но постоянное русское влияние все-таки внесло свои коррективы в их образ жизни, занятия и культуру.

Согласно данным некоторых исследователей, в начале 16 века жители Белозерско-Пошехонского края разговаривали на своем особом языке, несмотря на отличное знание русского и православную религию.

Первая всероссийская 1897 года не зафиксировала национальность вепс.

До начала 20 века вепсы жили в очень тяжелых условиях. Писатель А. Петухов отмечал, что их жизнь характеризовалась "бездорожьем, бесхлебьем, безграмотностью, отсутствием своей письменности".

В 20-30-х годах жизнь вепсов кардинально изменилась. В 1932 году состоялось образование Комитета нового алфавита. Перед ним были поставлены такие задачи:

  • развить письменность малых народов на их языках;
  • подготовить национальные просветительские кадры;
  • издать учебную литературу.

Для разработки вепсского алфавита была использована латинская основа. Происходит открытие изб-читален, 57 школ, строительство больниц, фельдшерско-акушерских пунктов, общественных столовых, яслей. В Лодейнопольском педагогическом техникуме открывается вепсское отделение.

Большое значение для развития имели образовавшиеся национальные советы и Оятский (Винницкий) национальный район.

В средине 30-х годов органы текущего учета зафиксировали максимальную численность представителей этого народа в государстве - примерно 35 тысяч.

Ухудшение экономического состояния и разобщенность вепсов

В конце 30-х годов начинается новый период в жизни людей, имеющих национальность вепс. Он отразил все сложные социально-политические процессы, которые происходили на то время в нашей стране.

Неоднократно проводятся административно-территориальные преобразования, вследствие которых возникает разобщенность вепсских земель. Эти изменения очень отрицательно сказывались на развитии народа, значительную часть которого переселили в другие районы.

Со временем вепсские земли все больше запустевали в связи с состоянием экономики всех северных деревень.

Сейчас численность этого народа в России составляет примерно 13 тысяч человек. Место, где живут современные северные вепсы - Карелия, южные - Вологодская область, а средние обитают в Ленинградской области.

Внешность вепсов

Очень сложно говорить о том, какой внешностью обладали древние вепсы. Скорее всего, ассимиляция повлияла на те изменения, которые произошли в ней. На протяжении долгих веков они контактировали со всякими народами, поэтому им не удалось избежать смешения крови.

Совершенно обычными людьми кажутся на первый взгляд современные вепсы, внешность которых не имеет каких-либо ярко выраженных национальных признаков. Эти люди имеют белые и черные волосы, худое и полное телосложение, маленький и большой рост, бывают красивые и не очень.

Но, невзирая на это, они являются самостоятельным народом, проживающим на своей территории.

Женская одежда вепсов

Традиционная одежда вепсов была праздничной и будничной. На женщинах в обычный день была надета шерстяная или полушерстяная юбка, имеющая продольный или поперечно-полосатый рисунок. Обязательным предметом являлся передник, который у девушек имел красный цвет, а у женщин в годах - черный. Длинная льняная рубашка с рукавами была украшена красивым орнаментом на подоле.

Женщины умели очень красиво вышивать. Поэтому часто можно было встретить северянку, одетую в 2 или 3 рубахи. При этом их приподнимали таким образом, что их края образовывали широкий узор. Это значительно улучшало вид, который имели женщины-вепсы, внешность их и самооценку.

Для того чтобы сшить будничный сарафан, использовали домотканый холст. Для праздничной одежды ткани покупали. В комплекте с сарафаном носили еще душегрейку (жилетку), а в холода надевали шугай (кофту на пуговицах) из сукна.

В зимнее время года женщины носили шубу или полушубок, сделанные из овчины. Праздничный вариант этой одежды был выполнен из заячьей шерсти и покрывался яркими шелковыми или шерстяными тканями, имеющими крупные узоры.

Что носили мужчины

Мужские костюмы вепсов состояли из рубах и двух штанов, которые затягивались шнуром на талии. Рубахи выпускали наверх и подпоясывали кожаными или ткаными поясками. Древние рубахи вышиты, тогда как более современные - покрашены.

В 19 веке для пошива верхних штанов начали использовать темную покупную ткань. Также изменились и рубахи, которые начали шить из покупного ситца или кумача. Зимняя мужская одежда этого народа представлена кафтанами из сукна, овчинными тулупами, крытыми материей, прямыми без воротника шубами.

С середины 19 века в состав праздничной одежды вепсов вошла поддевка - своего рода демисезонное пальто, имеющее сборки и длину по колено.

Особенности вепсского жилья и быта

Скорее всего, жилье древних вепсов практически ничем не отличалось от карельских домов. Это были срубы деревянных полуземлянок с очагом. Со временем началось возведение отдельных хозяйственных построек:

  • амбара для хранения продуктов;
  • риги для молотьбы зерна;
  • хлева;
  • бани.

Строительством последних чаще всего занимались северные вепсы. Южная часть этого народа очень длительное время использовала для таких целей обыкновенные домашние пески. Традиционные вепсское жилье было целым комплексом, который объединял дом и все хозяйственные постройки.

Помимо углового соединения построек главной особенностью вепсского дома было наличие четного количества окон и отсутствие крытого крыльца. В них имелись такие предметы быта вепсов, как:

  • столы, лавки и кровати из дерева;
  • колыбель для детей;
  • русская печка;
  • лохань с рукомойником;
  • ткацкий стан.

Традиции и обычаи вепсского народа

Вепсы относятся к православным народам. Но достаточно длительное время для них были характерны признаки язычества. Среди вепсов были колдуны, которые общались с духами, лечили и насылали порчу. С появлением церквей и монастырей они исчезли, но знахарки и ведуньи остались.

Вепс - народность, которая имеет свои приметы и поверья. Для того чтобы построить дом или похоронить человека надо было обязательно «выкупить» землю. Одежду для умершего человека выбирали только белую и обязательно стирали.

По-особенному относились к строительству дома вепсы. Обычаи этого мероприятия были следующими:

  • в новое жилье на первую ночь впускали кошку;
  • первым в дом должен был войти глава семьи с хлебом и иконой;
  • после главы в жилище входила его жена с петухом и кошкой;
  • из старого дома в новый приносили горячий уголек;
  • никогда не начинали строить избу на тропе.

Традиции вепсов тесно связаны с их верованиями:

  • духами неба;
  • домовым;
  • водяным;
  • духами леса, двора, сарая и другими.

Например, вода в их представлении была живым существом, потому что в ней обитал дух. Если его не почитать - он не даст рыбы, утопит или нашлет болезни. Поэтому в воду ничего не бросали, в ней также не мыли сапоги.

Традиционной была и еда вепсов. Главное место в ней принадлежало рыбе. Кроме нее еще употребляли ржаной хлеб, который выпекали самостоятельно, уху. Жажду местные жители утоляли репным квасом, овсяным киселем, напитками из лесных ягод, молоком и молочной сывороткой. Чай, как и самодельное пиво, были праздничными напитками. А мясные блюда готовились только для праздников и тяжелых физических работ.

Много бед пришлось пережить этому самобытному народу, имеющему интересную культуру, обычаи и фольклор. Судьба жителей северных районов, имеющих национальность вепс, никогда не была легкой. Но, невзирая на это, они остались самостоятельным народом, проживающим на своей родовой территории.