Для увеличения картинки кликнуть по ней!

В составе запаса Вооруженных сил России выделяется мобилизационный людской резерв . Включение в состав резерва будет осуществляться на добровольной основе, по контракту.

В настоящее время мобилизационный резерв российской армии составляет 700 тысяч человек и состоит в основном из отслуживших солдат-срочников, сообщил начальник генштаба ВС РФ генерал армии Николай Макаров.

По его словам, Минобороны сохраняет планы по поддержанию мобилизационного резерва. Численность контрактников в последующие годы будет увеличиться для поддержания боеспособности армии при любых условиях.

Депутаты Госдумы рассмотрели в первом чтении законопроект, в корне меняющий систему пребывания российских граждан в запасе. Как объяснил корреспонденту один из авторов документа, председатель Комитета Госдумы по обороне Виктор Заварзин, речь идёт о создании в России профессионального мобилизационного людского резерва , который армейское командование, руководство СВР и ФСБ призовет под свои знамена во время войны, крупных учений или чрезвычайных ситуаций.

Принудительно загонять в казарму уже отслуживших в армии людей никто не собирается. Отрывать их от дома и работы на длительный срок – тоже. Законопроект предусматривает добровольное вхождение запасников в резервное войско . Выглядеть это может следующим образом. Перед увольнением из армии командир предложит дембелю-призывнику подписать контракт, по которому вчерашний боец обязуется время от времени возвращаться в строй. Другой путь – набор контрактных резервистов через военкоматы.

Чтобы заинтересовать человека «внеурочной» службой, ему станут ежемесячно выплачивать определенную сумму . По мнению законотворцев, в зависимости от воинской специальности и армейского звания человека она может составлять 5-7 тысяч рублей в месяц. Как говорят депутаты, после значительного увеличения армейского жалования в 2012 году, финансовые показатели, скорее всего, пересмотрят.

В период сборов за резервистами сохранят их среднюю зарплату на гражданке. Кроме того, они будут получать деньги как обычные контрактники. Для таких людей хотят ввести и дополнительные выплаты, в частности, районный коэффициент и ежемесячную надбавку за непрерывное пребывание в резерве. Главное, что кошелек «партизана» станет пополняться вне зависимости от того, работает он или в данную минуту находится в воинской части.

Сегодня солдата и офицера запаса призывают в строй примерно раз в три года. Сборы длятся не более двух месяцев. Увеличивать их продолжительность нет смысла – иначе человека просто уволят с гражданской работы. Но вызывать резервистов на переподготовку нужно чаще. Авторы законопроекта надеются, что финансовые преференции вызовут у россиян интерес к мобилизационной службе. А значит, появится возможность отбирать туда действительно лучших специалистов.

Согласно документу, на заключение мобилизационного контракта пока вправе рассчитывать:
- бывшие солдаты-сержанты и прапорщики-мичманы в возрасте до 42 лет;
- младшие офицеры до капитана включительно не старше 47 лет;
- майоры, подполковники и соответствующие им морские офицеры – до 52 лет;
- полковники и капитаны 1 ранга – до 57 лет .

Установлен свой ценз и для выпускников военных кафедр гражданских вузов. Контракт на службу в мобрезерве им запретят подписывать через 15 лет после зачисления в запас и присвоения лейтенантского звания. Как и у действующих военнослужащих, первый «партизанский» контракт рассчитан на 3 года, последующие – на 5 лет.

Сформировать в России кадровый мобрезерв депутаты предлагают в несколько этапов, а начать – с создания второго фронта для Вооруженных сил. По мнению законотворцев, к 1 января 2012 года для армии и ВМФ реально набрать 4300 резервистов, а на завершающем этапе в 2014 году иметь 8600 профессиональных запасников. Затем, говорят в Госдуме, дойдет очередь до набора кадрового резерва в ФСБ и СВР.

Ну, а тех солдат и сержантов, кто перед увольнением не захочет подписывать контракт на службу в мобилизационном резерве , включат в так называемый мобилизационный ресурс. Пребывание там дополнительных денег людям не принесет. Они по-прежнему останутся военнообязанными, но вызывать на армейские сборы их будут реже, чем резервистов. А в случае чрезвычайной обстановки таких людей поставят под ружье во вторую очередь.

Юрий Гаврилов

В 2015 году законодательство постановило создать мобилизационный резерв. В его составе должны быть солдаты-резервисты. Документ о создании резерва недостаточно информативен, так как не предназначен для широкой аудитории. Российское законодательство сделало еще один большой шаг к созданию профессиональной армии.

Что такое мобилизационный резерв?

Мобилизационный резерв существовал в России в 18 веке во времена правления Александра II.

Мобилизационный резерв ВС РФ состоит из солдат, которые не только обладают навыками и умениями, но так же проходят специальную подготовку.

Резерв был создан для увеличения численности армии, создания крупной армии и приведения ВС в боевую готовность.

Запас формируется не только из Вооруженный Сил, но и из Службы внешний разведки и Федеральной службы безопасности. Мероприятия по формированию резерва реализуются из бюджета государства. Военные комиссариаты решают вопросы по организации военных.

С гражданами, находящимися в резерве заключается договор. В составе находятся солдаты с разными воинскими званиями. Предельный возраст гражданина в резерве от 42 до 56 лет.

Для того чтобы состоять в мобилизационном резерве нужно подать документы в военный комиссариат. Решение о принятии лица в состав занимает один месяц. В случае если кандидат попадает под все требования, командир выписывает предписание, с которым солдат перенаправляется в военную часть.

После того как договор подписан резервист проходит аттестацию и сдает экзамен на получение квалификации. Экзамен проводится не меньше одного раза в три года, аттестация – за квартал до конца сроков договора.

Предназначение мобилизационного резерва

Во время пребывания в резерве каждый солдат имеет должность и звания. Лицо должно участвовать в мобилизационных процедурах, а так же в боевой подготовке.

Сборы проводятся не более двух месяцев, время нахождения в запасе – один год.

Мобилизационный резерв будет использован во время переподготовки личного состава и плановых сборов, для мобилизации в условиях угроз военных действий. Бойцы имеют опыт и навыки в условиях учений. Солдаты-срочники для данной роли не годятся.

Основная цель создания мобилизационного резерва при необходимости увеличить армию за очень короткий срок. Кроме мобилизации лица могут участвовать во время кризиса.

Кто считается резервистом?

Солдаты, которые пребывают в запасе и военные, заключившие контракт с оборонными ведомствами обязаны раз в год принимать участие в военных сборах и посещать специальные мобилизационные мероприятие.

Государство во время прохождения выплачивает денежные пособия и компенсации. К резервистам так же относятся бывшие сотрудники службы безопасности и внешней разведки.

Лица, находящиеся в запасе могут попасть в ряды резервистов по собственному желанию.

Вопрос мобилизационного резерва не затрагивает призывников. Контракт для солдат в мобилизационном резерве заключается на срок в три года. Период действия может быть увеличен до пяти лет.

С кем может быть подписан контракт?

  • Майоры-подполковники;
  • Рядовые;
  • Мичманы;
  • Прапорщики;
  • Матросы.

Предельный возраст до 57 лет, для каждого звания устанавливается своя граница. Те военные, которые не изъявили желание, стать частью мобилизационного резерва попадают в мобилизационный ресурс.

Требования к кандидатам:

  1. Категория годности А;
  2. Категория годности Б (незначительные ограничения);
  3. Прохождение военной службы;
  4. Возраст до 57 лет.

Вопросами зачисления в состав мобилизационного резерва занимается военный комиссариат. Он проводит отбор граждан, которые пребывают в запасе для заключения договора о зачислении в резерв. Срок действия контракта от трех до пяти лет. Лица, которые заключили контракт, на протяжении периода прохождения службы получают выплаты в размере от 30 тысяч рублей. Например, рядовой в запасе имеет следующие компенсации:

  • Выплаты, связанные с военными сборами – 30 тысяч рублей за один месяц;
  • Оплата проезда по месту заключения контракта и прохождения сборов;
  • Ежемесячные выплаты.

Есть ли оклад у резервистов?

Резервистам каждый месяц выплачивают денежные средства. Что к ним относится?

  1. Оклад;
  2. Средства за постоянное пребывание в мобилизационном резерве;
  3. Коэффициент по району;
  4. Надбавка за пребывание в определенных районах.

Размер выплат зависит от периода действия договора и прочих факторов. При составлении контракта к единовременным выплатам добавляются выплачиваемые средства. Размер оклада за месяц не менее десяти процентов от выплаты по должности и званию.

Кроме денежных средств каждый резервист получает:

  • Питание на время прохождения службы;
  • Вещевой комплект.

Так же в подготовку входит разного рода бесплатное образование.

Численность мобилизационного резерва вс РФ

Мобилизационный резерв создан в 2015 году. Комплектация состава осуществляется территориально. Резервисту предстоит проходить службу недалеко от места проживания.

Численность резерва не известна и не разглашается для широкой аудитории. Силы мобилизационного резерва будут активно использоваться в чрезвычайных случаях, в период прохождения масштабных учений и в ходе войны. Для того чтобы поддерживать боеспособность солдаты периодически выезжают на сборы в дивизии или в бригады. Запасники изучают новые виды техники и вооружения.

Кроме того в мобилизационный резерв добровольно могут вступить запасники. Прежде чем уволить солдата, ему предлагают контракт, положения, которого предусматривает возвращение в строй. Сбором резервистов-контрактников так же занимаются военные комиссариаты. Стать штатным запасником могут и офицеры.

Исключение из резерва

Исключение из мобилизационного состава может произойти по разнообразным причинам.

Основная, безусловно, окончание срока контракта, а так же:

  1. Предельный возраст;
  2. Лишение званий;
  3. Негодность;
  4. Ограниченная годность на основе врачебной комиссии;
  5. Получение иностранного гражданства;
  6. Выход из Российского Гражданства;
  7. Появление иных причин для отсрочки службы.

Причины для исключения из резерва до конца периода действия договора:

  • Проведение мероприятий в штатном режиме;
  • Несоблюдение положений договора;
  • Отказ в допуске к государственной тайне;
  • Лишение допуска к государственной тайне;
  • Служба в органах прокураты, судебных органах, как судья или в деятельность в следственном комитете.

Гражданина исключают их резерва в срочном порядке или если он изъявляет собственное желание. Иногда лицо должно возместить определенную сумму денежных средств, которые были потрачены на содержание, эксплуатацию техники, материальных запасов, оплату командиру. Высчитывается фиксированная сумма, конечное значение определяется после расчета через специальные формулы.

Исключение производится при лишении звания, неисполнения договора, лишения допуска к государственной тайне, вступления в силу приговора суда о наказании.

Граждане, пребывающие в запасе или уволенные со службы, в течение двух лет имеют возможность вступить в мобилизационный резерв. Члены резервов привлекаются в ходе военных сборов по планам подготовки воинских частей и соединений, при мобилизации, в ходе начала боевых действий.

Граждане, пребывающие в резерве

1. Граждане, пребывающие в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, запасе Службы внешней разведки Российской Федерации, запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации, могут поступить в мобилизационные людские резервы Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов на добровольной основе путем заключения контракта о пребывании в резерве в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2. Порядок поступления в резерв, пребывания в резерве и исключения из резерва определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, Положением о порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Граждане, пребывающие в резерве, являются резервистами и имеют права и обязанности, устанавливаемые настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Контракт о пребывании в резерве

1. Контракт о пребывании в резерве заключается между гражданином и от имени Российской Федерации - Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, в лице командира (начальника) воинской части письменно по типовой форме в порядке, определяемом Положением о порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве, и предусматривает подготовку гражданина к военной службе по мобилизации и исполнение им обязанностей военной службы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

2. В контракте о пребывании в резерве закрепляются добровольность поступления гражданина в резерв, срок, в течение которого гражданин обязуется пребывать в резерве, и условия контракта о пребывании в резерве.

3. Условия контракта о пребывании в резерве включают в себя обязанность гражданина пребывать в резерве в течение установленного контрактом о пребывании в резерве срока, добросовестно исполнять обязанности резервиста, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также право гражданина на соблюдение его прав и прав членов его семьи, включая получение социальных гарантий и компенсаций, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4. Контракт о пребывании в резерве вступает в силу со дня его подписания соответствующим должностным лицом в соответствии с Положением о порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве и прекращает свое действие в случаях и порядке, установленных статьей 57.8 настоящего Федерального закона.

5. Заключение контракта о пребывании в резерве, прекращение его действия, а также иные отношения, связанные с ним, регулируются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, Положением о порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

6. В контракте о пребывании в резерве предусматривается условие о том, что средства федерального бюджета, затраченные на военную или специальную подготовку резервиста, подлежат возмещению в случае расторжения контракта о пребывании в резерве по основанию, предусмотренному подпунктом "г" или "д" пункта 1 либо подпунктом "б" или "в" пункта 2 статьи 57.8 настоящего Федерального закона, а также размер подлежащих возмещению средств.

Срок контракта о пребывании в резерве

1. Первый контракт о пребывании в резерве заключается на срок три года.

2. Новый контракт о пребывании в резерве может заключаться на срок три года, пять лет либо на меньший срок - до наступления предельного возраста пребывания в резерве.

3. Предельный возраст пребывания в резерве соответствует предельному возрасту пребывания в запасе, устанавливаемому для граждан из состава запаса второго разряда.

Заключение контракта о пребывании в резерве

1. Первый контракт о пребывании в резерве может быть заключен с гражданином, не имеющим гражданства (подданства) иностранного государства:

а) пребывающим в запасе, ранее проходившим военную службу и имеющим воинское звание:

  • солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика и мичмана, - в возрасте до 42 лет;
  • младшего лейтенанта, лейтенанта, старшего лейтенанта, капитана, капитан-лейтенанта, - в возрасте до 47 лет;
  • майора, капитана 3 ранга, подполковника, капитана 2 ранга, - в возрасте до 52 лет;
  • полковника, капитана 1 ранга, - в возрасте до 57 лет;

б) завершившим обучение по программе военной подготовки офицеров запаса на военной кафедре при федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования в течение пятнадцати лет после зачисления в запас с присвоением воинского звания офицера.

2. Гражданин, поступающий в резерв, должен соответствовать требованиям, предъявляемым к гражданам, поступающим на военную службу по контракту.

3. Контракт о пребывании в резерве не может быть заключен с гражданином:

а) имеющим отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации или освобождение от военных сборов;

б) в отношении которого ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которого передано в суд;

в) имеющим неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления;

г) который отказался от прохождения процедуры оформления допуска к государственной тайне либо которому отказано в оформлении допуска к государственной тайне, если исполнение им должностных обязанностей по воинской должности, по которой гражданин может быть приписан к воинской части (может быть предназначен в специальное формирование) для призыва на военную службу по мобилизации, связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну;

д) имеющим гражданство (подданство) иностранного государства.

4. Контракт о пребывании в резерве может быть заключен с гражданином, находящимся на государственной гражданской службе Российской Федерации, при условии его соответствия требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, и в случае, если пребывание в резерве не будет являться причиной ограничений и запретов, связанных с государственной гражданской службой Российской Федерации, определенных Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Аттестация резервиста. Квалификационный экзамен

В целях всесторонней и объективной оценки резервиста, определения его предназначения, соответствия занимаемой воинской должности и перспектив его дальнейшего пребывания в резерве проводятся аттестация и квалификационный экзамен резервиста в порядке, определяемом Положением о порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве.

Пребывание в резерве

Резервист исполняет воинскую обязанность в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Обязанности и ответственность резервиста

1. Резервист обязан явиться в воинскую часть в срок, указанный в мобилизационном предписании, повестке и (или) распоряжении военного комиссариата, для исполнения обязанностей по соответствующей воинской должности.

2. Резервист исполняет и иные обязанности, установленные Положением о порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве.

3. В случае неисполнения обязанностей резервиста гражданин, пребывающий в резерве, привлекается к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основания исключения из резерва

1. Гражданин подлежит исключению из резерва:

а) по возрасту - по достижении предельного возраста пребывания в запасе;

б) по истечении срока контракта о пребывании в резерве;

в) по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным или ограниченно годным к военной службе;

г) в связи с лишением его воинского звания;

д) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении резервисту наказания в виде лишения свободы или лишения свободы условно;

е) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации или приобретением гражданства (подданства) иностранного государства;

ж) в связи с возникновением оснований для отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации или освобождения от военных сборов.

2. Гражданин может быть досрочно исключен из резерва:

а) в связи с организационно-штатными мероприятиями;

б) в связи с невыполнением им условий контракта о пребывании в резерве;

в) в связи с отказом в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска;

г) в связи с поступлением на службу в Следственный комитет Российской Федерации, органы и учреждения прокуратуры Российской Федерации и назначением на должность судьи.

3. Гражданин, пребывающий в резерве, имеет право на досрочное исключение из резерва:

а) в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении его условий контракта о пребывании в резерве;

б) по семейным обстоятельствам:

  • в связи с необходимостью постоянного ухода за отцом, матерью, женой, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
  • в связи с необходимостью ухода за ребенком, не достигшим возраста 18 лет, которого резервист воспитывает без матери ребенка;
  • в связи с необходимостью осуществления обязанностей опекуна или попечителя несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан.

4. Гражданин, пребывающий в резерве, по заключению аттестационной комиссии может быть исключен из резерва досрочно по собственному желанию при наличии у него уважительных причин.

Фото: сайт

17 июля президент Путин подписал Указ № 370 "О создании мобилизационного людского резерва Вооруженных Сил Российской Федерации"

Документ достаточно короткий, состоящий всего из четырех пунктов, один из которых, как указывается в тексте, “для служебного пользования”. То есть, другими словами, секретный, не для всеобщего обозрения.

Тем самым Россия сделала еще один шаг к созданию полностью профессиональной армии. В настоящее время уже около 50% ее численности и так составляют бойцы, проходящие службу по контракту – 300 тысяч рядовых и сержантов и 200 тысяч офицеров. Но это касается армии “кадровой”, развернутой, готовой приступить к боевым действиям в любой момент.

Однако, кроме наличных Вооруженных Сил, любая страна имеет и мобилизационный резерв – используемый, кроме периода плановых сборов и переподготовки личного состава, для мобилизации при угрозе начала войны, с целью увеличения численности вооруженных защитников.

Служба в запасе существует и в России – реально основанная с момента армейских реформ императора Александра II, во второй половине XIX века. Во времена СССР порядок ее организации был изменен незначительно, что и позволило достаточно быстро создать мощную армию в годы Великой Отечественной войны для победы над гитлеровской Германией. Да и в составе первых дивизий, вошедших в Афганистан в 1979 году, тоже было немало “запасников”, или, как их еще называют - за не очень высокий уровень дисциплины - “партизан”.

Тем не менее резервная армия, например, в США по численности приблизительно равна наличному размеру Вооруженных Сил. И состоит не из “зеленых” новичков, никогда ранее до мобилизации не знакомых с армейской службой, а из отслуживших ветеранов, по каким-то причинам не захотевших продолжать контрактную службу.

Они при желании подписывают уже другой контракт и становятся резервистами. Посещают регулярные военные сборы, могут быть использованы и губернаторами штатов в составе “Национальной Гвардии” - для борьбы с беспорядками или ликвидации стихийных бедствий; и президентом – для использования в ходе полноценных армейских операций. Так, добрая половина военнослужащих США в Ираке и Афганистане – это резервисты.

Преимущество “резервных бойцов” перед традиционными “партизанами” сначала советских, а затем и российских времен понятно. Начиная с мотивации. В церковной среде есть такая замечательная поговорка: “Невольник – не богомольник”. Социологические службы показывают неизменно высокий процент россиян, готовых защищать свою Родину с оружием в руках - но “гражданский” на то и “гражданский”, что меньше всего думает о военных делах за делами житейскими. Кто-то и рад был бы сходить на тренировочные сборы – но мешает “запарка” на работе, необходимость “вкалывать”, чтобы побыстрее заплатить кредит, всякие там семейные обстоятельства и т.д.

Кроме того, чтобы создать по-настоящему боеспособное подразделение, необходимо, чтобы его бойцы были хорошо знакомы друг с другом (хотя бы в рамках отделений и экипажей), имели совместный опыт работы в боевой обстановке. По крайней мере – в рамках учений. Обычные “приписники”, появляющиеся в войсках хорошо если раз в несколько лет, для такой роли годятся мало.

Совсем другое дело – кадровый резерв.

67. Гражданин, пребывающий в резерве, подлежит призыву на военные сборы в соответствии с Федеральным законом.

Общая продолжительность военных сборов, к которым привлекается гражданин за время пребывания в резерве, не может превышать 24 месяцев.

То есть, для рядовых-сержантов (срок нахождения в запасе – до 42 лет) – это получается минимум месяц-два в течение каждого года. А это – уже совсем другое дело в плане эффективности подготовки и реальной боеготовности.

Понятно, что для того, чтобы люди, даже очень патриотично настроенные, шли на такие жертвы, отказываясь от привычного уюта “гражданки”, были готовы в течение 3 дней безо всяких “отмазок” явиться в свои военные части, им надо это как-то материально компенсировать.

Работника, призванного на военные сборы, необходимо освободить от работы и выплатить ему за время проведения сборов компенсацию из расчета среднего месячного заработка. Но данные расходы должны быть возмещены работодателю за счет средств федерального бюджета.

Сколько же будут получать российские резервисты реально? Точный ответ на этот вопрос, наверное, будет затруднительным – исходя из разнобоя в оценках экспертов и специалистов профильных ведомств. Так, по подсчетам 4-летней давности, месячная зарплата офицера-резервиста без надбавок должна была составить около 14 тысяч рублей в месяц, рядового – 8-10 тысяч. Не так чтобы много, конечно, – но с учетом “прожиточного минимума” в 10 тысяч рублей с голоду не умрешь, даже будучи полностью без “гражданской” работы. Ну а имея ее – и подавно. Так ведь и служба-то идет не все время – а, по студенческой аналогии, “очно-заочно”.

Сейчас цифры называются несколько более скромные – 5-8 тысяч рублей . При оценках общих расходов на “эксперимент”: в 2015-м - 288,3 миллиона рублей, а в 2016-м - 324,9 миллиона. Да и само количество настоящих “резервистов” пока что предполагается на уровне всего в несколько тысяч человек.

Вообще, если пользоваться лишь официальной информацией, то процесс перевода российских “запасников” на профессиональные рельсы должен вызывать не “битье в литавры”, а куда менее бравурные оценки. Ну, в самом деле, сколько уже можно “толочь воду в ступе” – говоря о создании полноценных “резервных армий”, а в итоге имея лишь “экспериментальное” желание сформировать 5 тысяч “элитных резервистов”, коих не хватит для образования даже полноценной дивизии?!

И сколько уже можно писать Указы и принимать законы? Самый первый Указ об этом самом “эксперименте” был издан еще в мае 2012 года , потом последовал и соответствующий Закон , а теперь, получается, свежий Указ лишь “переписал” более старый документ трехлетней давности? И это в ситуации, когда “лучшие друзья” России с Запада, во главе с США, все явственнее “бряцают оружием” вблизи наших границ? Не пора ли уже заканчивать с “экспериментаторством” – переходя к воплощению нужного начинания в реально необходимых масштабах?

Но, как знать, может, такая критика будет и не совсем обоснованной? Отдельные наблюдатели уже обращают внимания, что никаких конкретных цифр – ни по ассигнованиям на создание мобилизационного резерва, ни о его конкретной численности, в доступных для всеобщего обозрения документах не приводится. А “предварительные оценки” даже думских политиков – ну так они ж политики, а не правительственные финансисты и генералы Минобороны.

Зарубежные аналитики уже начали бить тревогу – неспособные понять . По их оценкам, минимум 25% оборонного “пирога” в РФ берутся неизвестно откуда. То есть, о точном их происхождении и потенциальном размере ресурсов можно только гадать.

Так что заранее посыпать голову пеплом, сравнивая американские цифры на содержание резервистов-контрактников (10% от бюджета Пентагона) и жалкие несколько сот миллионов рублей в России, по оценкам думских специалистов, наверное, не стоит. В конце концов, человеческий ресурс – еще более важный фактор успешного ведения потенциальной войны, чем военная техника. А кто ж удивляется, если данные по точному количеству многих видов вооружений находятся под большим секретом?

Так что пусть в НАТО продолжают думать, что российская армия сможет выставить в гипотетический “час Ч” всего 5 тысяч хорошо подготовленных резервистов. Для них может получиться очень неприятный сюрприз – когда так обнаружат целые прежде “секретные” дивизии и армии, готовые по приказу командования дать отпор любому агрессору.

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве.

2. Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с пребыванием граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве, осуществлять за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых федеральным бюджетом соответствующим федеральным органам исполнительной власти.

Председатель Правительства Российской Федерации Д. Медведев

Положение о порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве

I. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет порядок поступления граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, запасе Службы внешней разведки Российской Федерации, запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации (далее - граждане), в мобилизационный людской резерв (далее - резерв) в мирное время, пребывания в резерве, исключения из резерва, а также заключения контракта о пребывании в резерве (далее - контракт) и прекращения его действия.

2. Пребывание граждан в резерве предусматривает предназначение на воинскую должность, присвоение воинского звания, аттестацию и квалификационный экзамен, а также участие в мероприятиях оперативной, мобилизационной и боевой подготовки в ходе прохождения военных сборов.

3. Поступление граждан в резерв осуществляется путем заключения контракта.

II. Порядок заключения контракта и прекращения его действия

4. Контракт заключается между гражданином и от имени Российской Федерации Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, в лице командира (начальника) воинской части (далее - соответствующее должностное лицо) по форме согласно приложению.

Руководитель федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, может указать в контракте дополнительные обязанности граждан, заключивших в установленном порядке контракт (далее - резервисты), предусмотренные законодательством Российской Федерации.

5. Контракт вступает в силу со дня его подписания соответствующим должностным лицом. О заключении контракта издается соответствующий приказ.

6. Срок пребывания гражданина в резерве устанавливается контрактом в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон) и истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока контракта.

В случае если истечение срока пребывания в резерве приходится на месяц, в котором отсутствует соответствующее число, указанный срок истекает в последний день этого месяца.

7. Контракт составляется в 2 экземплярах, каждый из которых подписывается заключившими его лицами. Подпись соответствующего должностного лица, подписавшего контракт, скрепляется гербовой печатью воинской части.

Первый экземпляр контракта после вступления его в силу приобщается к личному делу резервиста, которое хранится в воинской части, второй экземпляр выдается резервисту.

Уведомление о заключении контракта направляется в отдел по муниципальному образованию военного комиссариата субъекта Российской Федерации (далее - отдел (муниципальный), в орган, осуществляющий воинский учет в органах федеральной службы безопасности, в соответствующее структурное подразделение Службы внешней разведки Российской Федерации, где резервист состоит на воинском учете.

8. Запись о прекращении действия контракта с указанием даты и основания его прекращения производится в первом экземпляре контракта, находящемся в личном деле резервиста, соответствующим должностным лицом, скрепляется его подписью и гербовой печатью.

Уведомление о прекращении действия контракта направляется в отдел (муниципальный), в орган, осуществляющий воинский учет в органах федеральной службы безопасности, в соответствующее структурное подразделение Службы внешней разведки Российской Федерации, где резервист состоит на воинском учете.

9. Гражданин, изъявивший желание заключить контракт, подает заявление в отдел (муниципальный) или в орган, осуществляющий воинский учет в органах федеральной службы безопасности, в соответствующее структурное подразделение Службы внешней разведки Российской Федерации, где он состоит на воинском учете, или в воинскую часть.

10. В заявлении указываются:

а) фамилия, имя и отчество гражданина, число, месяц и год его рождения;

б) регистрация по месту жительства (пребывания);

в) военно-учетная специальность и воинская должность;

г) наименование федерального органа исполнительной власти, с которым гражданин намерен заключить контракт.

11. Вместе с заявлением гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность и гражданство Российской Федерации, а также:

а) военный билет (военный билет офицера запаса);

б) анкету, заполненную по установленной форме;

в) автобиографию, написанную от руки в произвольной форме;

г) копии трудовой книжки, документов, подтверждающих профессиональное или иное образование, заверенные в установленном порядке;

д) служебную характеристику с последнего места работы (учебы), в случае, если гражданин временно не работает, - из органа местного самоуправления по месту его жительства (месту пребывания);

е) заверенные в установленном порядке копии свидетельства о браке и свидетельства о рождении детей.

12. Перечень и форма дополнительных документов, представляемых гражданином, изъявившим желание заключить контракт, могут устанавливаться руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

13. Отдел (муниципальный), орган, осуществляющий воинский учет в органах федеральной службы безопасности, соответствующее структурное подразделение Службы внешней разведки Российской Федерации принимают к рассмотрению поступившие заявления граждан.

Гражданин, заявление которого принято к рассмотрению, является кандидатом, поступающим в резерв (далее - кандидат).

Отдел (муниципальный) оформляет на кандидата личное дело в порядке, определяемом для военных комиссариатов Министерством обороны Российской Федерации.

14. Начальник отдела (муниципального) рассматривает принятое заявление в течение месяца и принимает решение о проведении медицинского освидетельствования кандидата и рассмотрении его кандидатуры комиссией отдела (муниципального) по отбору граждан, поступающих в резерв (далее - комиссия по отбору кандидатов).

15. На начальника отдела (муниципального) возлагаются следующие обязанности:

а) организация оформления документов и подготовка запросов в органы государственной власти в целях проведения необходимых проверок;

б) организация взаимодействия с руководителями организаций (предприятий) по вопросам отбора и приема граждан в резерв (при необходимости);

в) организация работы комиссии по отбору кандидатов и утверждение ее решений;

г) организация направления граждан в воинские части для заключения контрактов.

16. Кандидат (при необходимости) проходит в установленном порядке процедуру оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну.

17. Определение соответствия кандидатов, отбираемых отделами (муниципальными), требованиям, установленным Федеральным законом для поступающих в резерв, возлагается на комиссию по отбору кандидатов, назначаемую приказом начальника отдела (муниципального).

В состав комиссии по отбору кандидатов включаются должностные лица отдела (муниципального), в том числе врач-терапевт отдела (муниципального).

Председателем комиссии по отбору кандидатов приказом военного комиссара субъекта Российской Федерации назначается начальник отдела (муниципального).

В работе комиссий по отбору кандидатов могут принимать участие представители воинских частей, для которых проводится отбор.

18. Кандидат признается комиссией по отбору кандидатов соответствующим либо не соответствующим требованиям, установленным Федеральным законом для поступающих в резерв.

Копия решения комиссии по отбору кандидатов должна быть выдана гражданину по его просьбе в течение 3 дней со дня принятия решения.

19. Кандидат, признанный комиссией по отбору кандидатов соответствующим требованиям, установленным Федеральным законом для поступающих в резерв, получает от начальника отдела (муниципального) соответствующее предписание и направляется в воинскую часть для заключения контракта.

20. Кандидат, направленный в воинскую часть для заключения контракта, обеспечивается воинскими перевозочными документами до пункта назначения и обратно.

Воинские перевозочные документы для следования в воинскую часть в целях заключения контракта предоставляются кандидату в отделе (муниципальном) по месту жительства (пребывания), в органе федеральной службы безопасности, в соответствующем структурном подразделении Службы внешней разведки Российской Федерации один раз за время пребывания в запасе.

21. Гражданин, обратившийся с заявлением о поступлении в резерв непосредственно в воинскую часть, после рассмотрения его кандидатуры направляется для проведения отбора и оформления документов в отдел (муниципальный), где он состоит на воинском учете. На гражданина оформляется запрос на имя начальника отдела (муниципального), который подписывается соответствующим должностным лицом.

Отбор граждан для поступления в резерв из числа граждан, пребывающих в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации, осуществляется указанными федеральными органами исполнительной власти.

22. В связи с поступлением граждан в резерв на соответствующее должностное лицо возлагаются следующие обязанности:

а) заключение контрактов с учетом решения комиссии по отбору кандидатов;

б) организация работы аттестационной комиссии воинской части (далее - аттестационная комиссия) по определению соответствия кандидатов требованиям, установленным Федеральным законом для поступающих в резерв.

23. Министерство обороны Российской Федерации организует взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, по вопросам отбора и приема граждан в резерв.

III. Порядок аттестации резервиста и квалификационный экзамен

24. В целях всесторонней и объективной оценки резервиста, определения его предназначения, соответствия занимаемой воинской должности и перспектив дальнейшего пребывания в резерве проводится аттестация.

25. Основными задачами аттестации резервиста являются:

а) определение соответствия резервиста занимаемой воинской должности и перспектив его дальнейшего пребывания в резерве;

б) подбор резервиста для назначения на воинскую должность и определение целесообразности заключения нового контракта;

в) представление резервиста к награждению ведомственными и государственными наградами Российской Федерации;

г) рассмотрение оснований при представлении резервиста к досрочному исключению из состава резерва.

26. Резервист аттестуется за 3 месяца до истечения срока пребывания в резерве.

27. На аттестуемого резервиста соответствующим должностным лицом составляется аттестационный лист.

28. Резервист должен быть ознакомлен с содержанием аттестации, о чем расписывается в утвержденном аттестационном листе.

29. Соответствующее должностное лицо несет ответственность за объективность аттестации и обоснованность излагаемых в ней выводов и рекомендаций.

30. Проведение аттестации, а также решение иных вопросов пребывания граждан в резерве в воинских частях (имеющих личный состав резерва) возлагаются на аттестационные комиссии.

В случае необходимости руководитель федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрен резерв, вправе создать аттестационные комиссии в органах военного управления.

31. Аттестационная комиссия выносит по всем рассматриваемым вопросам заключения в письменной форме.

На заседания аттестационной комиссии в необходимых случаях могут приглашаться аттестуемые, командиры (начальники) подразделений, в подчинении которых находятся аттестуемые, и другие должностные лица.

32. Особенности организации и проведения аттестации определяются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.

33. Для решения вопроса о присвоении резервисту классной квалификации по соответствующей специальности проводится квалификационный экзамен.

34. Квалификационный экзамен проводится по установленной форме в целях оценки профессиональных знаний и навыков резервиста.

Резервист сдает квалификационный экзамен по мере необходимости, но не реже одного раза в 3 года.

35. Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам резервистов, порядок сдачи квалификационного экзамена резервистами и оценки профессиональных знаний и навыков, присвоения, изменения и лишения классной квалификации определяются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.

IV. Порядок исключения из резерва

36. Гражданин, подлежащий исключению из резерва, должен быть исключен из списков личного состава резерва воинской части в день истечения срока его контракта, за исключением случаев, предусмотренных статьей 57 Федерального закона.

37. Исключение из резерва по основанию, предусмотренному пунктом 4 статьи 57 Федерального закона, производится в соответствии с заключением аттестационной комиссии.

Порядок представления резервиста к исключению из резерва и оформления соответствующих документов определяется руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.

38. Пребывание в резерве оканчивается в день исключения резервиста из списков личного состава резерва воинской части.

Об исключении резервиста из состава резерва воинской части издается соответствующий приказ.

V. Порядок исполнения резервистами специальных и должностных обязанностей

39. Исполнение должностных обязанностей резервиста осуществляется в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также должностным регламентом.

40. Резервист обязан явиться в воинскую часть в срок, указанный в мобилизационном предписании, повестке и (или) распоряжении военного комиссариата, для исполнения обязанностей по соответствующей воинской должности.

41. Резервисты привлекаются к мероприятиям по оперативной, мобилизационной и боевой подготовке в ходе военных сборов по планам подготовки соединений и воинских частей, в которые в соответствии с контрактом предназначаются.

Периодичность и продолжительность привлечения резервистов к указанным мероприятиям устанавливаются в соответствии с требованиями программ боевой подготовки, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

42. Резервист подлежит призыву на военные сборы в соответствии с Федеральным законом.

Общая продолжительность военных сборов, к которым привлекается резервист, не может превышать 24 месяцев.

43. В должностном регламенте резервиста указываются:

а) квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу пребывания в резерве, профессиональным знаниям и навыкам, состоянию здоровья, необходимым для исполнения должностных обязанностей;

б) должностные обязанности, права и ответственность резервиста за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей.

44. Результаты исполнения резервистом должностного регламента учитываются при включении его в кадровый резерв, при проведении аттестации, квалификационного экзамена, планировании профессиональной служебной деятельности, а также при применении к нему мер поощрения.

45. Порядок разработки и утверждения должностного регламента устанавливается руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.