Как осуществляется управление кораблем в Eve Online ? Как выжать из своего судна максимум? В этой заметке мы знакомим начинающих капсульеров с основами пилотирования.

Главное — смекалка

Управление кораблем в Eve Online достаточно схематичное. Многими казуалами этот фактор расценивается как недостаток игры, но такая концепция лучше всего отвечает духу вдумчивого геймплея. Как в романах Айзека Азимова, пилот решает математические задачи, оперирует в основном цифрами, а врагов видит чаще всего в виде цветных крестиков на экране.

«Еву» не зря называют «экселем в космосе». Разработчики из CCP Games ставили перед собой цель создать не ширпотребный продукт, а игру с уникальной механикой. Ключевую роль в жизни капсульера играет не реакция, а умение аналитически мыслить, независимо от того, он связал свою жизнь с индустрией или военным делом. Начните играть сегодня, изучайте корабли, экспериментируйте — всё в ваших руках!

Основы управления кораблями в Eve Online

Управление кораблями в Eve Online осуществляется в трёхмерном пространстве, но не представляет особой сложности даже для начинающих игроков. В большинстве случаев вам предстоит задавать не направление, а выбирать определённое действие относительно какого-то объекта: другого корабля, астероида, станции и т.д.

Список стандартных действий включает в себя:

  • Move to X — сближение с целью;
  • Follow — следование на определённом расстоянии;
  • Orbit — ваш корабль становится на «орбиту» относительно цели и начинает нарезать вокруг неё круги;
  • Warp jump — гиперпространственный прыжок, особый режим, который позволяет преодолевать большие расстояния. Недоступен на малых дистанциях, невозможно прервать после инициации.

При необходимости кораблю можно задать направление и скорость вручную — обычно к этой функции прибегают в бою для более чёткого позиционирования.

Важную роль в навигации играют букмарки (англ. bookmarks ) — «закладки» с координатами. Сохраняйте в своём журнале все места, в которые планируете вернуться.

Управление кораблем в игре Eve Online: работа с модулями

«Профессиональное» управление кораблем в игре Eve Online предполагает грамотное использование активных модулей. Далеко не всегда характеристики суден позволяют постоянно держать включенным всё оборудование, и заряд бортовой батареи нужно расходовать экономно.

В экстренных случаях можно включить режим «перегрева», при котором существенно повышается производительность оборудования, но ему наносится периодический урон. Уменьшить ущерб можно при помощи специальной композитной пасты (nanite compound). Эта функция может быть полезна, чтобы выжать максимум из щитов или турелей в бою, или чтобы уйти от столкновения на форсаже.

Боевые модули одного вида можно сгруппировать для более удобного контроля в бою. Помните, что у каждого вида оружия есть своя оптимальная и максимальная эффективная дальность — учитывайте эти параметры, когда выбираете свою тактику.

Умение управлять кораблём в EVE приходит с опытом. После десятков боёв вы начнёте учитывать параметры, которым раньше не придавали значения, более полно воспринимать картину на поле боя. Помните, что каждый боевой вылет — это в первую очередь ценный опыт.

Введение!

Вас каким-то образом выбрали капитаном. Поздравляю! Теперь у вас есть команда из десятка рабов человек, которая подчиняется вам.

Данное руководство предназначено для обзора вещей, связанных с командованием кораблем в Blackwake.

Вы не сможете научиться всему, прочитав только это руководство. Есть множество элементов, в которых нужно будет разбираться самому, делать выводы после часов, проведенных за штурвалом судна.

Я еще никогда не встречал игры, где экипаж сам выбирает своего лидера, где капитан должен контролировать весь ход боя. Капитан физически управляет движение всего судна. Ситуация в Blackwake диктуется, в основном, только капитанами кораблей. Это уникально для игр. И это делает руководство кораблем самой важной частью игры.

Капитан управляет судьбами всего экипажа. Недостаточно хорошее управление кораблем может привести к проигрышу всей команды. Как капитан, вы несете ответственность за успех всей вашей команды. Не принимайте эту ответственность легкомысленно.

Добро пожаловать в игру Blackwake!

Знай свой корабль!

На данный момент в игре присутствует всего два корабля: Галеон(Galleon) и Шлюп(Hoy).
Галеон способен нести 16 человек экипажа, а Шлюп 8. Оптимальное количество экипажа спорно, но в целом корабль будет полностью эффективен при примерно трех четвертях экипажа.

В смешанных сражениях необходимо позаботиться о снабжение экипажем более большого судна, чтобы обеспечить максимальную эффективность.


Сопоставление размера Галеона (сзади) и Шлюпа (спереди). Идти в бой против Галеона на Шлюпе не подарок, но если у вас все получится, это будет черезвычайно полезно для команды.

Шлюп является одномачтовым кораблем, с одним парусом на корме и двумя парусами впереди.
Он несет 8 пушек, по 4 с каждой стороны, а также два фальконета с ядрами по бортам и два на носу с книпелями.


У Шлюпа точных указаний по прицеливанию нет. Нужно просто целится перепендикулярно вашему движению.

Главные сильные стороны данного корабля его скорость и маневренность. К сожалению, у этого судна есть и плохие качества: частота залпов, высота и прочность. Шлюп имеет значительно меньшую высоту надводной части борта, чем Галеон, и, таким образом, очень сложно забраться на борт к Галеону, если он не низко в воде.


План Шлюпа сверху. Обратите внимание, что штурвал капитана располагается на юте(корме/сзади). Три пушки с каждой стороны располагаются на палубе и еще две в трюме, под штурвалом.

Также обратите внимание, что бортовой залп Шлюпа всего 4 выстрела. Будьте осторожны, когда сближаетесь с Галеоном.

Однако не отчаивайтесь! Грамотный капитан на данном корабле может использовать свою скорость и маневренность и избежать выстрелов Галеона, а также найти слепые пятна в развороте Галеона. 45 градусов от стороны данного судна очень безопасное место, и если вы сможете остаться там и вести огонь по корпусу и парусам, то Галеон в реальной опасности.

Борьба с другими Шлюпами является также проблемой. Трудно прицелиться в быстро движущееся судно. Обращайте внимание на промахи орудий и корректируйте свое движение.
Будьте все время на связи со своим экипажем.

Галеон в настоящее время является самым крупным кораблем в Blackwake.
Он несет в себе грозную огневую мощь.

При командовании, успешный залп из Галеона вызывает удивительные чувства. Вы имеете в своем распоряжении одно из самых смертоносных орудий в многопользовательских играх.

Галеон очень крепкий, он имеет два насоса, три мачты, орудия с левого, правого бортов, на носу корабля и корме.


Командным центром Галеона является квартердек.

Его основное вооружение состоит из шестнадцати пушек. Восемь располагается на правом борту и восемь на левом. Из них двенадцать установлены на нижней палубе (по шесть с каждого борта), они полностью скрыты от стрелкового огня противника. И четыре на верхней палубе (по две с каждого борта), они полностью открыты для стрелкового оружия врага.


Для прицеливания используйте данную сетку.

Так же, Галеон имеет два орудия, стоящие впереди и установленные на нижней палубе, а также два фальконета, заряженных книппелями. Еще два орудия расположены сзади, на корме. Обратите вынимание, что для стрельбы с помощью этих орудия, вам придется прислушиваться к своим артиллеристам, потому что вам прицелиться будет мешать главная мачта и подъем юта, который находится позади вас.

Ваш бортовой залп могут дополнять два фальконета, по одному на борт корабля. Но обратите внимание, что они могут быть эффективны только на близком расстоянии. На дальнем расстоянии это оружие бессмысленно.

Хотя Галеон является крепким и мощным судном, его маневренность оставляет желать лучшего, по сравнению с Шлюпом, и, если оба корабля не повреждены, то при должном командовании Шлюп может взять верх в этой схватке. Но горе тому судну, что зайдет в зону бортового залпа Галеона.

Опытный экипаж и капитан на Галеоне являются грозной силой, хотя они и не являются непобедимыми. Любой соперник должен ожидать жесткий и кровавый бой при встрече с этим судном.

Ваше оружие

Ваши пушки
Хороший артиллерист может зарядить пушку за 5 секунд, если он работает быстро. Затем залп орудий занимает ровно три секунды. После того как орудия были зажжены – не раскачивайте корабль. Орудия стреляют туда, куда были наведены, поэтому постарайтесь хорошо прицелиться перед залпом.

Ваша команда
Каждый член экипажа имеет различное оружие: мушкеты, пистолеты, гранаты, сабли, разбитые бутылки, ножи и т.п. Любой из них способен накормить свинцом команду противника. Убедитесь, что ваша команда знает, что нужно делать в различных случаях. Если враг низко в воде, нужно сфокусировать нападение на их насосы и ремонтников, чтобы отправить их судно на дно.

Нос корабля
Это не шутка, таран может быть эффективен в различных ситуациях. Однако знайте, при столкновении вы ломаете свой бушприт и не можете сдвинуться с места, пока не отремонтируете его. При этом вы наносите противнику 4 отверстия. Вражеский корабль также замедляется, так что можно воспользоваться этой возможностью и попытаться взять врага на абордаж. Однако будьте уверены, они постараются уйти от вас так быстро, как только смогут.

Фальконетки
Фальконетки, которые распологаются на носу корабля, заряжаются книппелями. Они очень эффективны для уничтожения вражеских парусов.

Боеприпасы

Ядра – выстрелы ядрами делают отверстия в корпусе противника, смертоносные для тех, кто находится поблизости. Отверстия – это причина, почему тонет корабль. Тонущие корабли противника = победа. Основной тип снаряда, является эффективным на любых дистанциях. Любой, кто заряжает пушки картечью при стрельбе на дальние дистанции должен быть вздернут на рее или казнен!

Картечь – является смертельной на близких дистанциях. Гибельна для вражеского экипажа. Стрельба картечью на дальние расстояние – это просто трата припасов.

Кошки – Бог знает, чья это была идея стрелять кошками из пушек, но пойди разберись… Выпускает большой крюк из пушки, если вы попадаете во вражеский корабль, то судна сближаются, все предыдущие повреждения игнорируются. Время респауна увеличивается в 6 раз и становится около 2-ух минут! Матчи в CS: GO заканчиваются в более короткие сроки. Использовать необходимо только в случаях крайней необходимости, когда вам нужно чудо. Если ваша команда побеждает избегайте этой опции.

Боеприпасы ваших артиллеристов пополнятся коробками с боеприпасами, они находятся в задних кабинах Галеона и Шлюпа. После того, как боеприпасы были израсходованы, лучше всего быть готовыми к абордажу, потому что у вас больше нет ничего, чтобы стрелять. Следует отметить, что в условиях низкого экипажа, ящики с боеприпасами не требуются и они бесконечны.

Отверстия
Вызываются выстрелами противника с использованием ядер. Может быть отремонтировано одним человеком. Для откачки воды необходимо использовать насосы. Ваш корабль будет очищен от воды только тогда, когда все отверстия будут отремонтированы и насосы будут работать. Галеон имеет два насоса, а Шлюп один. Если на Галеоне работает только один насос, то затопление судна замедляется на 20%, если оба, то на 40%. Насос в Шлюпе всегда работает с КПД 40%.
Оба судна получают повреждения с разной скоростью. Я бы оценил серьезность ущерба в каждом судне так:

Шлюп

  • 1 отверстие – Не опасно. Это не должно прерывать нормальную работу судна и отверстие должно быть отремонтировано, когда это будет удобно. Но постарайтесь не затягивать с этим, с течением времени производительность корабля будет уменьшаться.
  • 2-3 отверстия – Умеренная опасность. 1-2 члена экипажа должны заняться пробоинами, а остальной экипаж должен продолжать нормальную работу корабля.
  • 3-5 отверстий – Серьезная опасность. Необходимо рассмотреть вариант о выходе из боя. Будет сильно затронута производительность вашего судна. Ваше оружие может стать неработоспособным из-за наводнения, если эти отверстия не будут быстро отремонтированы.
  • 6+ отверстий – Критическая опасность. Если пробоины не будут быстро отремонтированы, то корабль начнет быстро тонуть. Ваше оружие станет неработоспособным очень скоро. Насос уменьшит скорость заполнения водой вашего судна, но если не будут предприняты быстрые ремонтные работы, то очень скоро ваш корабль отправится на дно.

Галеон

  • 1-3 отверстия – Не опасно. Это не должно прерывать нормальную работу судна и отверстие должно быть отремонтировано, когда это будет удобно. Но постарайтесь не затягивать с этим, с течением времени производительность корабля будет уменьшаться.
  • 3-5 отверстий – Умеренная опасность. 1-2 члена экипажа должны заняться пробоинами, а остальной экипаж должен продолжать нормальную работу корабля.
  • 6-8 отверстий – Серьезная опасность. Необходимо рассмотреть вариант о выходе из боя. Будет сильно затронута производительность вашего судна. Ваше оружие может стать неработоспособным из-за наводнения, если эти отверстия не будут быстро отремонтированы. Крайне опасными являются дополнительно отверстия на верхней части вашего судна.
  • 9+ отверстий – Критическая опасность. Если пробоины не будут быстро отремонтированы, то корабль начнет быстро тонуть. Ваше оружие станет неработоспособным очень скоро. Насосы уменьшат скорость заполнения водой вашего судна, но если не будут предприняты быстрые ремонтные работы, то очень скоро ваш корабль отправится на дно.
Повреждение парусов
Вызываются выстрелами вражеских сухопутных крыс книппелями. Может случиться, только если противник стоит к вам носом, что, вероятно, означает, что вы убегаете. Может быть отремонтировано одним человеком, который должен будет подняться на мачты. Каждый парус должен быть отремонтирован в индивидуальном порядке. Особое внимание обратите на заднюю мачту, с помощью которой вы поворачиваете свое судно.

Огонь
Паника! Огонь! Огонь реальная боль, если распространяется в неправильных местах (например, капитанский штурвал). Другой его ужасной чертой является то, что он может испортить ваши паруса. Огонь можно потушить двумя способами. Во-первых, залить его водой с помощью вёдер.
Во-вторых, погрузить ваш корабль в воду. Естественно, что автор предпочитает второй путь. Огонь не должен быть переоценен, однако, хотя страшно, особенно для новых игроков, огонь не наносит длительный ущерб кораблю и не вызывает отверстия в корпусе судна. Через некоторое время огонь гаснет.

Командование

Ваши товарищи капитаны.

Итак, эта новая для вас вещь называется коллективной работой.

Теперь вы капитан! Прежде всего убедитесь, что вы: А) знаете, какой из кораблей является дружественным к вам. Б) поддерживайте связь с вашими артиллеристами. Я много раз видел матчи, брошенные потому что дружественные артиллеристы стреляли в друг друга.

Так что же делать с этими дружественными кораблями? Клавиша B! Используйте ее для того, чтобы поговорить со своим товарищем капитаном и разобраться в тактике. Например, набрасываться на одинокие, ничего не подозревающие вражеские корабли, которые отдалены от дружеских кораблей. Убедитесь, что и ваш товарищ капитан и вы знаете, что делать. Очень эффективным является таран одного корабля одновременно. Старайтесь держаться все время вместе и не разделяться.

Далее, не используйте чат фракции для того, чтобы поговорить со своим экипажем. Исключением является, когда вы пытаетесь поднять мораль всей команде. Если вы собираетесь взять на абордаж вражеский корабль, который сражается с вашим товарищем, то общение в чате фракции будет очень полезным. В противном случае, общайтесь на канале своего собственного корабля.

С чего начать, как капитан?

Вы новичок в игре. Вы сыграли всего несколько матчей в качестве экипажа(никогда не переходите сразу к руководству).
Итак, как же мы научимся быть хорошим капитаном?

  1. Смотрим YouTube. Рассмотрите каждый шаг, который делает тот или иной капитан. Являются ли его команды эффективными? И самое главное, чтобы сделали вы, если бы были за штурвалом?
  2. Играем в качестве экипажа. Обратите внимание, как играет ваш капитан, вы могли бы сделать лучше? Им нужно общаться больше или меньше? Играя с хорошими капитанами, попытайтесь понять, почему они делают все так хорошо. Послушайте, как они действуют, когда дела идут плохо. Что они делают, когда корабль идет на дно?
  3. Играем в качестве капитана. Не игнорируйте других капитанов. Будьте уверены в себе, будьте смелым, будьте агрессивным. Возьмитесь за борьбу с врагом.
Запишите ваши ошибки. Где же дела идут плохо? Почему этот залп потерпел неудачу? Был ли экипаж отвлечен? Погиб? Разве они не знали, что делать? Было ли достаточно общения? Не бойтесь других капитанов. Они играют в ту же игру, что и вы. Они будут тонуть с отверстиями, так же, как и будете вы.
Так же обратите внимание на неудачи оппонента. Вы пережили то, что должно было вас убить, но почему? Какие ошибки были сделаны ими? Вы делаете тоже эту ошибку? Можете ли вы это исправить в будущем?

На данный момент это все. Я надеюсь, что старые игроки, как и новые узнали из этого что-то полезное. Я с нетерпением жду дня, когда побываю в вашей команде. Если хотя бы один игрок улучшил свои навыки после прочтения этого руководства, то его цель была выполнена.

Автор гайда:
Перевел и отредактировал:
Этот на английском языке.
Много информации в

Управление в игре World of Warships во многом похоже на стандартное управление в World of Tanks или других похожих играх, однако имеются важные отличия. В этой статье вы найдете как основы управления в игре, так и некоторые секреты мастерства.

Основное управление


Для управления кораблем и ведения огня вы можете использовать следующие клавиши:

  • W, S - повышение/понижение скорости хода.
  • A, D - поворот руля.
  • Щелчок левой кнопкой мыши (ЛКМ) - огонь из орудия.
  • Shift - перейти в режим «Бинокль».
  • Для приближения/отдаления камеры используйте колесо прокрутки мыши. В режиме свободной камеры для этих целей можно использовать еще и клавиши PgUp/PgDn.

Секреты мастерства


Внутриигровое описание управления, доступное по клавише F1.

Циркуляция

В игре управление направлением движения кораблем представлено не только стандартными кнопками WASD , но и также дополнительно кнопками Q и E , которые позволяют зафиксировать отклонение рулей в определенных положениях. Это работает аналогично с машинным отделением, можно выставить лево руля, 1/2 лево руля, прямо, 1/2 право руля, право руля. Корабль будет постоянно поворачивать в выбранную вами сторону. Кнопки не нужно постоянно держать, что очень удобно.

Такое вот постоянное движение "по кругу" называют циркуляцией .

Используя циркуляцию с помощью кнопок Q и Е , командир может сконцентрироваться на других аспектах игры не отвлекаясь на удерживание клавиш. Оба способа способа поворота имеют право на жизнь, каждый выбирает тот, который удобен именно для него. Попробуйте оба и выберите свой или их комбинацию.

Миникарта и планшет


Миникарта и режим планшета.

В нижнем правом углу экрана всегда есть миникарта размеры которой можно менять кнопками + и - .

Кнопка M перенесёт вас в режим планшета, который незаменим командиров авианосцев, но полезен и для всех остальных. В этом режиме можно задать маршрут движения корабля для автопилота.

Быстрые команды


Внутриигровое описание управления, доступное по клавише F1.

Для удобства общения игроков в бою предусмотрен функционал быстрых сообщений и команд.

Сообщения можно отправлять в общий или командный чат, тогда как команды отдаются только союзникам. Текст сообщений и команд дублируются в игровом чате, а над иконкой корабля говорящего в мире и на миникарте на короткое время загорается индикатор.

Список доступных команд:

  • F2 - «Никак нет!».
  • F3 - Указание цели (целью может быть корабль, база или точка).
  • F4 - «Есть».
  • F5 - «Требуется поддержка!».
  • F6 - «Нужна помощь с ПВО!».
  • F7 - «Нужна разведка!».
  • F8 - «Нужна дымовая завеса!».
  • F9 - «Назад!»

Список эмоциональных команд:

  • F10 - «Всем удачи!».
  • F11 - «отличный бой!».
  • F12 - «Спасибо!».
  • SHIFT+F12 - одно из предусмотренных ругательств.

Назначение клавиш всегда можно изменить в настройках.

Возможности камеры

Кнопка Z или Средняя кнопка мыши позволят вам переключить камеру на ваш снаряд, торпеду или самолёта. Это даёт возможность увидеть бой под неожиданным углом и увидеть взрыв корабля вашего противника во всей красе.

Чтобы управлять камерой без поворота башни, удерживайте правую клавишу мыши.

Корабль частично интерактивный а именно:

1. Сходни с двух сторон корабля (веревочные лестницы из воды)
2. Лестница из воды
3. Мачта - по ней можно попасть на марс
4. Марс - гнездо на мачте
5. Паруса - сложить\поднять
6. Якорный шпиль - поставит\снять якорь
7. Фонари - для обзора в ночное время суток
8. Пушки - для ведения огня
9. Абордажные мостки - трап для перехода на корабль соперника во время абордажа
10. Штурвал - для управления кораблем

Взаимодействовать с интерактивной частью корабля может любой игрок, кроме штурвала управления и пушек, для взаимодействия с ними необходимо состоять в группе с владельцем судна

Якорный шпиль активен для всех игроков, независимо находятся они в группе с владельцем судна или нет. То есть любой игрок может залезть на любой корабль и поставить якорь, тем самым обездвижев его. Такая же ситуация с парусами.

Встать у штурвала (то есть управлять кораблем) может любой член группы, а не только владелец судна.

Управление кораблём

После вызова корабля и когда команда поднялась на борт можно начинать плавание (не забывает своих друзей в воде)

Для управления кораблем 1 человек должен встать к штурвалу

Если основной парус не поднят, то на корабле весит штраф к скорости (примерно 50%). Так, что забывать поднимать основной парус нельзя.

Также корабль не сдвинется с места если он стоит на якоре.

Корабль имеет аркадное управление, то есть он может двигаться во все 4 стороны (вперед, назад, влево и вправо). При повороте влево\вправо без движения корабль вращается вокруг своей оси.

В игре нет ветра, и не будет.

При управлении судном необходимо учитывать глубину фарватера (чтобы не сесть на мель). Глубину можно определить по цвету воды (чем темнее тем глубже).

Корабль получает повреждения при столкновении с другим кораблем (количество повреждений пока не известно)

Ведение боевых действий

Вооружение корабля состоит из 8 пушек, по 4 пушки на каждый борт.

Для взаимодействия с пушкой игрок должен кликнуть по ней два раза (только для состоящих в группе с владельцем судна).

Когда игрок занимает место за одним из орудий у персонажа в руке появляется факел (для зажигания запала, выглядит очень реалистично)

При управлении пушкой у игрока появляются 2 скила: 1) выстрел из пушки 2) выйти из режима управления пушкой

Стрельба из пушки осуществляется по принципу "нон-таргет"

Урон одного выстрела равняется примерно 400 ХП корабля, также ядра имеют зону поражения, игрок попавший в эту зону, также получает урон (выстрел должен быть произведен в районе палубы корабля)

У пушек есть время перезарядки, также они имеют ограничения по дальности стрельбы, по углу поворота, а также мертвую зону перед собой

Важно! Для эффективной стрельбы необходимо держать дистанцию с противником

Выстрел из пушки, также, наносит урон строениям (список построек\строений пока не известен)

Ремонт корабля

Ремонт кораблей осуществляется с помощью песочных часов, которые производятся с помощью профессии Алхимия .

  • Малые часы попятного времени нужны для ремонта лодок. Покупаются у торговца.
  • Средние часы попятного времени нужны для ремонта триморанов. Для изготовления нужен уровень алхимии 10 000 и малые часы попятного времени.
  • Большие часы попятного времени треюутся для больших кораблей. Для изготовления нужен уровень алхимии 20 000 и средние часы попятного времени.

Все виды песочных часов имеют одинаковую иконку. Внимательно проверяйте название при покупке с аукциона.

На воде редко бывает штиль. Поэтому при движении кораблю приходится испытывать на себе действие различных факторов, которые вызывают его отклонение от нормального положения.

Под действием волнения или других внешних сил плавающий корабль испытывает колебания, или качку . В результате замедляется скорость движения судна. Появляются дополнительные напряжения в корпусе. А при больших амплитудах это может привести к потере остойчивости. Судно может даже затонуть.

Остойчивость корабля

Что происходит с кораблём в момент качки с точки зрения физики?

Предположим, корабль накренился вправо. Центр тяжести самого корабля остался на прежнем месте. А центр давления сместится. Сила веса всегда приложена к центру тяжести корабля, а выталкивающая сила, или сила Архимеда, к центру давления. Эти силы при крене уже не находятся на одной вертикали, а образуют пару сил и момент, который называют восстанавливающим. Они будут стремиться поворачивать корабль так, чтобы эти силы снова оказались на одной вертикальной прямой. То есть, будут стараться выровнять корабль.

Точка пересечения выталкивающей силы с осью корабля называется метацентром. Если она расположена выше центра тяжести, кораблю не страшен даже большой крен. Он находится в устойчивом положении.

А если метацентр находится ниже центра тяжести, корабль неустойчив. Так случается, если судно загружено неправильно. Например, трюм почти пустой, а основная часть груза находится на верхней палубе. В этом случае момент силы тяжести и силы Архимеда будет опрокидывающим. В таком положении малейший крен опасен для судна, так как способен перевернуть его.

Способность судна, которое отклоняется внешними силами от положения равновесия, возвращаться к нему, называется остойчивостью .

Бывают случаи, когда судно вынуждено идти без груза. В этом случае в трюм специально загружают балласт, чтобы повысить его остойчивость.

Различают поперечную и продольную остойчивость. При бортовой качке, когда корабль кренится на правый или левый борт, говорят о поперечной остойчивости. А при килевой качке, когда корабль наклоняется вдоль диаметральной плоскости, речь идёт о продольной остойчивости.

Ходкость корабля

Способность корабля двигаться с заданной скоростью на заданном курсе относительно ветра и волнения моря называют ходкостью . Считается, что большей ходкостью обладает корабль, который разовьёт большую скорость при меньших энергетических затратах.

Скорость движения корабля зависит от сопротивления воды и воздуха, мощности главных судовых двигателей и работы движителей. Основная мощность двигателей расходуется на преодоление сопротивления воды.

Самоходное судно имеет двигатель и движитель.

Двигатели, которые используются на судах, разделяют на главные и вспомогательные. Главный двигатель является основным источником энергии и обеспечивает движение судна. Его мощность приводит в движение движитель , который, в свою очередь, преобразует энергию двигателя в полезную работу по перемещению судна. Например, движителем на корабле является гребной винт.

Вспомогательные двигатели приводят в действие электрогенераторы, электронасосы, вентиляторы и др.

В разное время корабли приводились в движение разными типами двигателей. На пароходах это была паровая машина, которая вращала винт или колёса. Позже её заменил дизельный двигатель. Он вырабатывал электроэнергию, которая запускала электродвигатель. А тот уже вращал вал винта.

Кстати, движитель может использовать не только мощность главного двигателя. Так, на парусных судах движителем являются паруса. Они преобразует энергию ветра в энергию движения. Движителем на лодке являются вёсла, преобразующие мускульную силу человека в энергию движения.

Движение теплохода обеспечивает дизельный двигатель внутреннего сгорания, а турбохода – паровая или газовая турбина. На атомоходах винт приводит в движение ядерная силовая установка.

На современном корабле все машины и механизмы размещены в машинном отделении. Здесь же происходит и управление ими.

Управление кораблём

Курс судна изменяют с помощью руля. На самом деле это довольно сложное устройство, чаще всего расположенное в корме судна. Руль корабля изменяет направление движения воды вокруг него. Вода давит на руль с определённой силой. И эта сила заставляет корабль поворачиваться вокруг своего центра тяжести. В стоячей воде судно не слушается руля, но чем больше скорость судна, тем лучше оно управляется.

На старых судах руль изменял своё положение с помощью штурвала. И в наше время на некоторых судах штурвал сохранился. Но чаще всего на современном судне рулём управляют из рулевой рубки, которая входит в ходовую рубку. В ходовой рубке находятся средства навигации, а также спидометры, барометры и др.

Безопасность корабля во время движения обеспечивают локационные станции, позволяющие избежать столкновений с рифами и скалами. Судовая сигнализация с помощью световых и звуковых сигналов предупреждает о наступлении предаварийного состояния, если какой-то из параметров отклоняется от нормы. В случае аварийной ситуации включается аварийная сигнализация.