Осень.

1.Общее расслабление

2.Развитие общей моторики

3.Развитие мелкой моторики.

4. Массаж лица .

5. Развитие мимических мышц.

– Вот после осеннего дождя выглянуло солнышко, и вы Улыбнулись, обрадовались, огорчились.

– Но вдруг набежала тучка, и вы нахмурились, огорчились.

– Но ветер унёс тучки, и вы снова улыбнулись.


– для губ: губы в улыбке – «трубочка»;
– Для языка: «лопаточка» (удерживать под счёт до 10).

– постановка нижнедиафрагмального дыхания.
Упражнения выполняются стоя, рука на диафрагме: выдох, вдох, шумный выдох.
– голосовые упражнения: изобразить завывание ветра: у –у –у –у… громко (сильный ветер), тихо (слабый ветер).

8. Физкультминутка.

Деревья.
1.Общее расслабление
Мы хлопаем руками: хлоп-хлоп-хлоп.
Мы топаем ногами: топ-топ-топ.
Машем мы руками качаем головой.

2.Развитие общей моторики

3.Развитие мелкой моторики.

4. Массаж лица .

– поглаживание кончиками пальцев от середины лба к вискам;
– поглаживание от средней линии подбородка к ушным раковинам;
– поглаживание крыльев носа (от середины к ушам);
– поглаживание носа от кончика к переносице;
– поглаживание от уголков губ к ушам;
– «пальцевый душ» (постукивание двумя или четырьмя пальцами).

5. Развитие мимических мышц.

– Улыбнулись.
– Огорчились.
– Удивились.
– Рассердились

6. Развитие артикуляционной моторики.

– для челюсти: попеременное открывание, закрывание рта;
– для губ: «бублик» – «трубочка», «воздушный поцелуй», беззвучная артикуляция звуков А,У;
– Для языка: самомассаж языка (покусывание – дя-дя-дя, расслаблениние – тя-тя-тя).

7. Работа по развитию речевого дыхания и голоса:

– Упражнение на автоматизацию нижнедиафрагмального дыхания (стоя – вдох, выдох, пауза, шумный выдох)
– голосовые упражнения: Ау, ау, Аукаем: осень разноцветную приаукиваем (распевать гласные звуки).

8. Физкультминутка.

Овощи.
1.Общее расслабление

2.Развитие общей моторики «Урожай».

3.Развитие мелкой моторики.

4. Массаж лица .

Поглаживание, постукивание, кругообразные движения, поглаживание.

5. Развитие мимических мышц.
Выполнение действий по тексту.

Как хорошо, когда ты улыбаешься,
Как хорошо, когда ты удивляешься,
Но как же нам не весело,
Когда ты сердишься и огорчаешься.

6. Развитие артикуляционной моторики.

– для челюсти: сомкнуть зубы, открыть – закрыть рот;
– для губ: «почмокать» губами; «пошлёпать» губами;
– Для языка: Удерживать язык у нижних зубов под счёт от 1 до 5; покусывать язык зубками.

7. Работа по развитию речевого дыхания и голоса:

8. Физкультминутка.

Фрукты.
1.Общее расслабление

2.Развитие общей моторики

3.Развитие мелкой моторики.

4. Массаж лица .

– Лоб – гладим лёгкими движениями от середины лба к вискам.
– Глаза – рисуем пальцами очки.
– Щёки – гладим от носа к ушам.
– Подбородок – от середины подбородка вверх по щекам к вискам.
– Шея – согреем шейку (поглаживание, точечный массаж).

5. Развитие мимических мышц.

6. Развитие артикуляционной моторики.

– для челюсти: покашливание, имитация голубиного воркования;
– для губ: «вкусное варенье»;
– для языка: «почистим зубки» (Верхние зубы изнутри).

7. Работа по развитию речевого дыхания и голоса:

– Дети разводят руки в стороны и делают вдох.
Затем обхватывают себя руками и приседая («опускаясь под воду») делают выдох 2-3 раза.
– Тянем один гласный звук, на одном выдохе. У——
У———-
У—————-
8. Физкультминутка.

Насекомые.
1.Общее расслабление

2.Развитие общей моторики

3.Развитие мелкой моторики.

4. Массаж лица .

5. Развитие мимических мышц.

6. Развитие артикуляционной моторики.


– для губ: удержать губами витаминку;
– Для языка: «иголочка»; «киска лакает молоко».

7. Работа по развитию речевого дыхания и голоса:

– Упражнение «На турнике». Исходная позиция – стоя, ноги вместе. Гимнастическая палка в обеих руках перед собой. Поднимаясь на носки, поднять палку вверх – вдох, опустить палку на лопатки – длительный выдох с произнесением звука «фффф» (3-4 раза).
Голосовые упражнения.
Произносить на одном выдохе сочетания из двух звуков: Вдох, выдох
Ау—–
Ау———–
Ау——————

8. Физкультминутка.

Перелётные птицы.
1.Общее расслабление

2.Развитие общей моторики «Кукушка».

3.Развитие мелкой моторики.

4. Массаж лица .

Продольный, поперечный, точечный, кругообразный.

5. Развитие мимических мышц.

6. Развитие артикуляционной моторики.

– для челюсти: открывать и закрывать рот под счёт до 5; резко опускать челюсть вниз;
– для губ: губы в улыбке – «трубочка»;» рупор» (5 раз)
– Для языка: «лопаточка»; «иголочка».

7. Работа по развитию речевого дыхания и голоса.
– вдох носом, выдох носом(5 раз, контроль зеркало);
– Голосовые упражнения – произносить на одном выдохе звуки ИУ:(вдох, выдох)
ИУ——-
ИУ———–
ИУ—————

8. Физкультминутка.

Грибы.
1.Общее расслабление

2.Развитие общей моторики. «По ягоды»

3.Развитие мелкой моторики. «Опята».

4. Массаж лица .

Водичка. Водичка,
Умой моё личико.
Чтоб глазки блестели,
Чтоб щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
5. Развитие мимических мышц.

6. Развитие артикуляционной моторики.

– для челюсти: рот открыт, движение нижней челюсти вправо – влево;
– для губ: оттянуть нижнюю губу книзу (передние нижние зубы видны), удержать под счёт от 1 до 6, вернуть в исходное положение;
– Для языка: прятать кончик языка за верхние, затем за нижние зубы (4 раза); «параход гудит» (ы – ы – ы)

7. Работа по развитию речевого дыхания и голоса:

– подышим лесным воздухом6 вдох ртом, выдох носом (3-4 раза).
– голосовые упражнения6 произносить на одном выдохе звук Ы.
Вдох, выдох. Ы———
Ы—————-
Ы———————–

8. Физкультминутка.

Игра «Запретное движение»

Домашние животные.
1.Общее расслабление
Наши руки отдыхают, наши ноги отдыхают,
Шея не напряжена, а расслаблена.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Раз, два, три ты кругом смотри.

2.Развитие общей моторики. «Кошка»

3.Развитие мелкой моторики.

4. Массаж лица .

5. Развитие мимических мышц.

Нахмурить брови; поднять брови; наморщить лоб.

6. Развитие артикуляционной моторики.

– для челюсти: открыть рот(подержать под счёт до пяти); движение челюсти вправо-влево;
-для губ: почмокать губами, пошлёпать губами;
Для языка: почистить нижние зубки (с внутренней стороны), почистить верхние зубки.

7. Работа по развитию речевого дыхания и голоса:

– вдох ртом – выдох носом (5 раз);
– голосовые упражнения: работа над звонкостью голоса (вдох-выдох м-м-м-м-м)

8. Физкультминутка.

Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Мы походим как ребята,
И как мишка косолапый.

Дикие животные.
1.Общее расслабление

2.Развитие общей моторики

3.Развитие мелкой моторики.

4. Массаж лица .

По общим правилам: с воображаемыми струйками дождя (поглаживанием), капельками (постукивание подушечками пальцев) и снова струйками (поглаживание).

5. Развитие мимических мышц.

6. Развитие артикуляционной моторики.

– для челюсти: рот открыт (удерживать под счёт до 10); попеременно открывать и закрывать рот;
– для губ: оскал, «трубочка» (чередование)
– для языка: язык «маляр», «почистить верхние зубки»;
-для щёк: помидоры толстячки, огурцы худышки.

7. Работа по развитию речевого дыхания и голоса:

Вдох через нос, выдох через рот (4 раза);
-голосовые упражнения: работа над звонкостью голоса – вдох-выдох
АМММММММММ
УННННННННННН

8. Физкультминутка.

Одежда, обувь, головные уборы.

1.Общее расслабление

2.Развитие общей моторики

3.Развитие мелкой моторики.

4. Массаж лица .

Продольный, поперечный, точечный, кругообразный.

5. Развитие мимических мышц.

6. Развитие артикуляционной моторики.

– для челюсти: имитация жевания;
– для губ: почмокать губами, пошлёпать губами;
– для языка: мы прижмём язык губами (пя-пя-пя), а потом прижмём зубами (тя-тя -тя).

7. Работа по развитию речевого дыхания и голоса:

Вдох через рот- выдох через рот (45 раз).
-голосовые упражнения: произносить на одном выдохе.
Э О А ————-
Э О А———————–
Э О А———————————

8. Физкультминутка.

Игра «Запретное движение»

Показ речевых гимнастик в группах дошкольного возраста. Гимнастики, проводились педагогами детского сада.

Цель показа:

Передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности при проведении артикуляционной гимнастики.

Задачи:

1. Ознакомление воспитателей с методами и приёмами работы при проведении речевых (артикуляционных) гимнастик.

2. Дать представление о разно плановости речевых гимнастик, в зависимости от возрастных и речевых возможностей детей.

3. Показать возможность использования речевых гимнастик в развитии познавательно – речевой деятельности детей.

Оборудование:

Мультимедийный проектор, экран, презентация «Пальчиковая гимнастика «Дикие животные». Картинный материал: силуэты диких животных, ранняя и поздняя осень, детёныши диких животных, звуковая дорожка «Помоги стрекозе долететь до озера»; игрушки диких животных.

Вступительное слово.

Психолого – педагогическая работа в дошкольных учреждениях ведётся по 5 образовательным областям, одно из которых «Речевое развитие». Согласно ФГОС речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов; формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылке к обучению грамоте.

Развитие речи – это очень сложный, длительный процесс.

Сегодня мы будем говорить о звуковой культуре речи. Есть логопед в детском саду или нет, педагоги группы обязаны работать над звуковой культурой речи, в соответствии с программой ОУ.

В норме все звуки речи дети должны произносить к 5 годам. Не даром, логопед по положению о «Дошкольном логопункте» работает с детьми с 5 лет. На практике нарушение звукопроизношения (разной степени сложности) к 5 годам у детей от 65% до 95% в зависимости от набора детей в группе.

К сожалению, работа по звуковой культуре речи среди педагогов не популярна. Воспитатели предпочитают выполнять работу, которая им более понятна и быстро результативна. Это не относится к звукопроизношению. Часто от педагогов слышишь:

«Раньше было хуже. Это особенности ребёнка. Да, что с ним делать, исправляешь, исправляешь, а он так же говорит. Я не успеваю».

Сегодня мы покажем практические, действенные приёмы работы с детьми по развитию звуковой культуры речи.

Звуковая культура речи берётся как часть НОД, работая, вы стараетесь принести детям добро. Но если Вы в НОД повторяете чистоговорки, учите выделять звуки, а большинство детей в группе, их не проговаривает, это не только бесполезная работа, это работа со знаком минус, вы прикладываете силы к закреплению дефектного произношения звуков. Это не добро, это зло.

Самая первая, самая простая, действенная, приносящая видимый результат – речевая гимнастика.

Мы привыкли к утренней физкультурной гимнастике, где закрепляются знания, полученные на НОД, например построение, перестроение, умение маршировать, выполнять движения по команде.

Ту же функцию будет нести и артикуляционная гимнастика. Сколько раз в неделю Вы планируете звуковую культуру речи?..

Здесь вы с ребятками будете работать над ней ежедневно.

Основная часть.

Структура гимнастики может быть разной. Воспитатели детского сада покажут вам несколько речевых гимнастик, которые регулярно, в данный момент, проводятся в ДОУ.

2 младшая группа.

Тема «Животные»

Развитие речевой моторики /упражнения на развитие подвижности губ, нижней челюсти, языка/, упражнение на дыхание и упражнение на развитие логического мышления, знания диких животных.

Пальчиковая гимнастика + словарная работа, знание детёнышей животных.

Ход гимнастики.

1. Развитие речевой артикуляции

- «Зайчик» Губку верхнюю подняв,

замер зайчик, зубки сжав.

(Поднять верхнюю губу, обнажив верхние зубы, опустить обратно – 5-7 раз.)

- «Волк» Зубастый волк

Зубами щёлк да щёлк

(Открыть губки, показать зубки, пощёлкать зубами сильно откидывая нижнюю челюсть.)

- «Белка и лиса» Сверху белка прискакала,

лиса здравствуй, ей сказала.

(Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу, держать 3-5 секунд, убрать язык в рот – 5 раз.)

- «Белка и еж» Осмотрелась белка,

а потом поздоровалась с ежом.

(Широким языком тянуться вниз (к подбородку), затем убрать язык в рот.)

- «Лиса» Как будто колобок лежит на губе,

слижу его «чашечкой» в ротик себе.

(Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движения сверху вниз.)

2. Упражнение на дыхание.

Подул ветерок (лёгкий вдох, продолжительный выдох), пошёл снежок (волнистые движения руками) засыпал животных.

Это зайчонок, это бельчонок, сгибают пальцы в кулак, начиная с

Это лисёнок, это волчонок, мизинца

А это спешит, ковыляет спросонок вращают большим пальцем

Бурый, мохнатый,

Смешной медвежонок.

4. Упражнение на развитие мышления, внимания.

Помогите, ребятки отгадайте, что это за животные.

Средняя группа.

Тема «Осень»

Мимическое упражнение /выразительность восприятия, знание различия ранней и поздней осени/,

Развитие артикуляционной моторики, упражнение на дыхание,

Пальчиковая гимнастика + словарная работа – детёныши животных,

Словообразование – детёныши животных /усложнение/.

Ход гимнастики

1. Мимические упражнения

Изобразить Раннюю Осень. У Ранней Осени легкая поступь, веселое лицо. Она радостная, щедрая, добрая, красивая. Изобразить Позднюю Осень. Поздняя Осень грустная, печальная, Зимой гонимая. Изобразить плачущую Осень.

Наше настроение. Показать, какое у вас настроение в яркий, солнечный осенний и в дождливый, хмурый осенний день.

2. Развитие артикуляционной моторики.

Хомячок-толстячок. Втянуть щеки.

Вдыхаем аромат леса. Вдох носом, пауза, под счет «раз», «два», «три» выдох ртом.

3. Пальчиковая гимнастика «Детёныши диких животных»

Применение ИКТ. Гимнастика с использованием презентации Лутовой Е.Ю. «Дикие животные»

4. Работа со словарём.

У зайчихи - … У ежихи - …

У белки - … У лосихи - …

У волчицы - …

У лисы - …

У медведицы …

Старшая группа.

Работа над дикцией, упражнения на дыхание,

Развитие мелкой моторики, подготовка к обучению элементам грамоты,

Развитие артикуляционной моторики /упражнения такие же, как в средней группе, т.е. одинаковые упражнения можно брать в разные комплексы речевой гимнастики/. Гимнастику вы формируете под нужды группы.

Ход гимнастики:

Поём слитно на одном выдохе. Короткий вдох через нос.

Пропевание гласных сопровождаем движением правой руки.

На одну гимнастику 2 звука.

Звуки бывают короткими и длинными. Короткие звуки надо петь упруго, отрывисто, звонко. Помогаем жестом: «стряхиваем с кисти капельки».

Короткий вдох через нос.

2. Развитие артикуляционной моторики, мимических мышц «Как животные готовятся к зиме»

Шли-шли, к мишкиной берлоге подошли. Широко открыть рот, показать, как зевает медведь, ему осенью хочется спать. Раскрывать и закрывать рот.

Хомячок-толстячок. Показать, какие толстые щечки у хомячка, который несет в норку запасы. Надуть обе щеки одновременно. Хомячок высыпал зерно в норке. Втянуть щеки.

Делает белочка запасы на зиму. Мелькает беличий хвостик.

Рот открыт, губы в улыбке. Поворачивать сильно высунутый изо рта язык вправо и влево так, чтобы его кончик касался уголков рта. Челюсти и губы при этом неподвижны.

Белочка накалывает грибы и ягодки на веточку. Рот закрыт, поочередно надавливаем кончиком языка в щёку.

/После разучивания комплекса поощрять детей на передачу настроения животных./

Подготовительная группа.

Тема «Насекомые».

Дыхательная гимнастика + различение звуков З и Ж,

Развитие артикуляционной моторики,

Элементы обучение грамоте.

Ход гимнастики

1. Дыхательная гимнастика:

- «Комарик» Встать прямо, выполнить полный вдох, на выдохе тихо, с повышением голоса, длительно произнести «з-з-з-З-З-З».

- «Жук» Стоя, спокойно вдохнуть, на выдохе произносить «ж-ж-ж».

Я - жук, я - жук, я здесь живу. (Плавно размахивать руками.)

Я все жужжу, жужжу, жужжу: (Ритмично переступать ногами. )

2 . Развитие артикуляционной моторики:

- «Хоботок». Сомкнутые губы вытянуть вперед.

- «Шмель». Рот открыть. Язык в виде чашечки поднять вверх, боковые края прижать к коренным зубам. Передний край должен быть свободен. Посередине языка пустить воздушную струю, подключить голос, произнося с силой: «дзззз», «джжж».

- «Комарик кусает». Узкий язык максимально выдвигать вперёд и убирать вглубь рта.

- «Бабочка летает вокруг цветка». Приоткрыть рот и облизать губы языком по кругу по часовой и против часовой стрелки.

-«Кузнечик». Широко открыть рот, улыбнуться. Кончиком узкого языка попеременно касаться основания (бугорков) то верхних, то нижних зубов.

- «Пчела». Улыбнуться, открыть широко рот, поднять язык вверх к бугоркам (альвеолам). Пытаться произнести «джжж», но не отрывисто, а протяжно, в течение 10-15 секунд.

3. «Помоги стрекозе долететь до озера»

Чтение слогов. По возможности подбор слов к слогам.

Заключительная часть.

Речевую гимнастику мы формируем под нужды группы, в данном конкретном случае это:

  • Младшая и средняя группа – развитие подвижности органов артикуляции + развитие мышления, речевого внимания.
  • Старшая группа – развитие подвижности органов артикуляции, дикция /что бы чётко говорить не обязательно кричать, надо чётко произносить звуки, т.е. работать губами, языком/, развитие познавательных процессов – введение творческих работ.
  • Подготовительная группа – развитие инициативности, речевого внимания, обучение элементам грамоты: различение звуков, выделение звуков из слов, умение составлять слова с определённым звуком или слогом, обучение элементам чтения. Работа над дикцией.

И всё это от 3-5 до 8 минут, но каждый день. Кроме речевых, Вы будете решать познавательные, организационные и другие задачи. И всё за 5 – 8 минут.

Использованная литература:

1. Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения».- М: Из – во «Просвещение», 1998 г.

2. Овчинникова Т.С. «Логопедические распевки». – СПб: КАРО, 2010 г.

статья


Развитие артикуляционной моторики у детей с ОНР II – III уровня

через комплексную логопедическую гимнастику.
Учитель-логопед Рогова А.Ю., МБДОУ детский сад № 112 Города Чебоксары На сегодняшний день в области специального образования имеется ряд проблем, одной из которых является проблема поиска наиболее эффективных условий коррекционного обучения. К сожалению, приходится констатировать, база для логопедической работы с детьми среднего возраста, страдающих общим недоразвитием речи (I- III ур.) разработана слабо. Известно, что при одной и той же патологии (форме речевого нарушения) языковая система может страдать по-разному. И наоборот, одна и та же симптоматика может наблюдаться при различных по механизмам формах речевых нарушений. Так, например, общее недоразвитие речи может наблюдаться при стертой форме дизартрии, ринолалии, заикании. В процессе логопедической работы важно учитывать как уровень несформированности речи, нарушенные компоненты речи, так и механизмы, формы речевых нарушений. Речь представляет собой сложнейший физиологический, психологический, мыслительный, языковой, сенсомоторный процесс, в котором переплетаются как более элементарные (сенсомоторный, гностико-практический), так и высокоорганизованные уровни (смысловой, языковой). В этой связи коррекционно-логопедическая работа в условиях речевой группы многогранна, но ставит перед собой одну цель- помочь ребенку. Хотелось бы остановиться на практической стороне вопроса развития артикуляционной моторики у детей-логопатов средней группы. Осуществляя системный дифференцированный подход к этой проблеме можно получить более высокие и стойкие результаты в коррекции речевых нарушений, снизить рецедивы. Работа по данной проблеме – это попытка на основе существующих методических рекомендаций и собственного опыта показать значимость и организацию работы по развитию артикуляторной моторики для формирования правильного звукопроизошения детей с речевой патологией. Неотъемлимой и обязательной частью коррекционного обучения детей с нарушениями речи, обусловленными дефектами строения, функции артикуляционного аппарата (дизартрия, ринолалия) и задержкой речевого развития (алалия, задержка темпа развития речи) должна стать артикуляционная гимнастика. Для результативности работы мною расширены рамки артикуляционной гимнастики, которая по объему включаемого материала, представляет собой комплексную логопедическую гимнастику и включает в себя:  Разминку язычка (непосредственно артикуляционная гимнастика), т.к. именно через нее в наибольшей степени происходит развитие артикуляционной моторики. Эти упражнения служат настройкой артикуляционного аппарата.  Развитие мелкой моторики рук (пальчиковые игры). Временная ограниченность логопедических занятий не всегда дают возможность уделять должное внимание подобным тренировкам, поэтому пальчиковые игры являются
слагаемым логопедической гимнастики, т.к. мелкая моторика связана с речевой функцией. В практике коррекционной работы отмечено стимулирующее влияние функции руки на развитие психических функций речи. Опыт логопедической работы показал, что кинестетические импульсы, идущие от пальцев, в ходе гимнастики вызывают у детей положительные эмоции и являются ритмической передышкой.  Дыхательные упражнения. Энергетической основой нашей речи является дыхание. Для нормальной речи необходимо добиться длительного экономного выдоха, что представляет определенную трудность для ребенка-логопата. Дыхание – внутренний тренажер, необходимый ребенку, поэтому специальные дыхательные пражнения на постановку физиологического и речевого дыхания включены в канву комплексной гимнастики.  Голосовые упражнения с элементами фоноритмики. Они представляют собой спонтанное произнесение звуков и используются для формирования речевого дыхания, темпа речи, и интонационной выразительности, преодоления речевых расстройств. В логопедическую гимнастику включаю массаж и самомассаж лицевой мускулатуры, органов артикуляции т.к. он нормализует тонус мышц. На мой взгляд, такая комплексная гимнастика, основанная на логопедических приёмах в сочетании с развитием функции рук, дыхания, блиц-массажа и пр. способствует более быстрому и устойчивому формированию артикуляционных навыков у детей с ОНР. В основе логопедической помощи приоритетными для меня являются игровые приёмы. Разработанные мною комплексы логопедической гимнастики на сюжеты сказок «Колобок», «Муха-Цокотуха», «Репка», «Кошкин дом», «Теремок» представляют собой «игровую терапию».
При планировании специальной гимнастики стараюсь исходить:
 из вариативности материала каждого компонента;  тематической целостности, которая обеспечивает плавный переход каждой части;  наличия игровой мотивации, обилия игровых приёмов, что позволяет сделать процесс выполнения коррекционных упражнений комфортным для детей. Подбор игровых упражнений (пальчиковых, дыхательных, артикуляционных, мимических мышц лица) позволили значительно улучшить подвижность артикуляционного аппарата у детей среднего возраста. Система игровых упражнений повысила у детей эффективность управления своими органами речи. В результате проведённой работы создана благоприятная предпосылка для формирования правильного произношения, что ускорило постановку звуков у воспитанников группы. Игровая форма и канва комплексной логопедической гимнастики создаёт мотивационный настрой у ребёнка, повышает интерес и желание заниматься с логопедом.

Екатерина Ракитина

Доктор Dietrich Bonhoeffer Klinikum, Германия

Время на чтение: 9 минут

А А

Последнее обновление статьи: 30.03.2019

Правильность и чистота произношения звуков целиком зависит от правильности работы артикуляционного аппарата. С младенчества малыш пробует произносить разные звуковые формы, производит различные движения ртом, губами и языком, тем самым формируя свой первый речевой навык.

Чтобы речевые фонемы были правильными, а произносимые звуки четкими, органы речи должны быть максимально подвижными. Артикуляция зависит от работы различной группы мышц. Сюда входят глотательные, жевательные и мимические мышцы. Чтобы речевой набор звуков был полностью правильным, ребенок должен уметь правильно произносить многочисленные звуковые уклады с огромным разнообразием движений.

Голос образуется при участии не только ротовой полости, но и всей грудной клетки. Поэтому упражнения, направленные на развитие артикуляционной моторики, должны охватывать не только лицевые мышцы, но и плечевой пояс и грудь.

Значение органов речи в артикуляции

Наиболее подвижный речевой орган – это язык. Самыми подвижными его частями являются боковые части и кончик. Чем они подвижнее, тем четче будет произношение звуков.

На качество произношения также оказывает влияние подвижность губ. Наиболее подвижна всегда нижняя губа. Губы могут смыкаться, образовывать трубочку, рупор, что очень важно в произношении согласных. А вот в произношении гласных важна подвижность нижней челюсти.

Также важную роль играет прикус. Правильным считается вариант, когда верхняя челюсть слегка прикрывает нижнюю. При этом все зубы должны соприкасаться.

При произношении любого звука каждый речевой орган выстраивается в определенном положении. Но речевой поток хоть и состоит из звуков, в итоге он выстраивается в слова, поэтому звуки следуют один за другим очень быстро. И здесь очень важна подвижность каждой мышцы, участвующей в создании речевой конструкции.

Возрастные периоды освоения звуков ребенком

Чтобы речь ребенка правильно формировалась, нужно достижение определенного уровня зрелости корой головного мозга. Все органы чувств должны быть подготовлены. Часто хронические заболевания негативно влияют на развитие речи малыша.

В самом начале жизни ребенок может произносить исключительно легкие звуки. К ним относятся гласные а, о, э и согласные, м, п, б. Далее ребенок осваивает звуки посложнее. А вот самые сложные по артикуляционным требованиям звуки типа с, з, ц, ш малыши осваивают в возрасте старше трех лет. До этого периода сложные звуки либо отсутствуют в лексиконе, либо малыши подменят их более простыми.

В идеальном варианте к шести годам речевой багаж ребенка уже наполнен всеми звуками. Если к этому возрасту ряд звуков все еще отсутствует, то требуется вмешательство логопеда, так как на лицо нарушения речевого развития.

Нарушения развития речи

Наиболее частой причиной неправильного произношения звуков служат нарушения строения органов речи. Самые частые нарушения:

  1. Неправильный прикус;
  2. непропорциональный язык (он либо слишком большой, либо наоборот слишком маленький);
  3. укороченная уздечка;
  4. Расщелина неба и верхней губы.

Нарушения органов речи можно заметить в самом раннем возрасте, так как даже простые звуки, заменители более сложных звуковых форм звучат нечисто и слышны звуковые нарушения.

Помимо нарушений в строении ротовой полости, также причиной неправильного произношения может быть слабость губных мышц и слабость мышц языка. Такое отклонение можно заметить при выполнении губами и языком простых движений:

  1. Губы не вытягиваются трубочкой;
  2. Улыбка асимметрична;
  3. Язык не расширяется, а все время стремиться к сужению;
  4. Высунутый язык отклоняется в одну из сторон;
  5. Высунутый язык западает на нижнюю губу, а не держится горизонтально;
  6. Высунутый язык дрожит;
  7. Язык во рту держится «комком».

При наблюдении подобных симптомов потребуется консультация как логопеда, так и невролога.

Если нарушения связаны со строением речевых органов, то как можно скорее эти нарушения нужно устранить. Если же причина в слабости мышц, то потребуется выполнение определенных упражнений.

Нужно правильно понимать относится ли нарушение к речевой патологии или же это речевое отклонение. Патологии бывают внутреннего и внешнего проявления. Точный диагноз может поставить только специалист.

Любые нарушения в речевой системе могут влиять на совершенно разные стороны речи: неправильное произношение, неверная лексика, неправильное грамматическое выстраивание предложений.

1. Широко раскрыть рот и подержать его открытым 10-15 сек.

2. Жевательные движения в медленном темпе с сомкнутыми губами.

3. То же в быстром темпе.

4. Легкое постукивание зубами - губы разомкнуты.

5. Повторяется первое упражнение.

II. Упражнения для губ

6. "Улыбка" - растягивание разомкнутых губ, зубы при этом сомкнуты, хорошо видны и верхние, и нижние резцы.

7. То же с сомкнутыми губами и зубами.

8. "Трубочка" ("Хоботок") - вытягивание губ вперед (зубы сомкнуты).

9. Попеременное выполнение "Улыбки" и"Трубочки" .

10. Вращательные движения губами.

11. Отставление нижней губы от зубов и десен.

12. Втягивание нижней губы внутрь рта.

III. Упражнения для языка

(выполняются с широко раскрытым ртом и при неподвижной нижней челюсти):

13. "Болтушка" - движения языком вперед-назад.

14. "Часики" - движения языком вправо-влево.

15. "Качели" - движения языком вверх-вниз.

а) к верхней - нижней губе;

б) к верхним - нижним зубам;

в) к верхним - нижним альвеолам.

16. Круговые движения языком:

а) по губам;

б) по зубам в преддверии рта;

в) за зубами.

17. "Лошадки" - щелкание языком.

18. "Лопатка" - широкий, расслабленный язык высунуть, положить на нижнюю губу, подержать 10-15 сек. (при напряжении похлопать по языку шпателем или пошлепать губами).

19. "Иголочка" - узкий напряженный язык высунуть далеко вперед и удерживать 10-15 сек. (для сокращения языка дотронуться до кончика шпателем).

20. Попеременное выполнение "Лопатки" и"Иголочки" .

21. "Желобок" ("Трубочка") - высунуть широкий язык, боковые края языка загнуть вверх.

22. "Чашечка" ("Ковшик") - широкий язык поднят кверху:

а) к верхней губе;

б) к верхним зубам;

в) к верхним альвеолам.

23. "Грибок" - язык широкий, плоский, присасывается к твердому небу, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, кончик языка - к верхним альвеолам.

"Улыбка" "Трубочка"

"Лопатка" "Иголочка"

"Желобок" "Чашечка"

Рис. 1. Образцы артикуляционных упражнений

Развитие мелкой моторики пальцев рук

Исследованиями института физиологии детей и подростков АПН установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы.

Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.

Мы используем следующие виды работы, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук:

    игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками;

    специальные упражнения без речевого сопровождения, объединенные в комплекс гимнастики для развития мелкой моторики рук, так называемая пальчиковая гимнастика;

    игры и действия с игрушками и предметами: (раскладывание пуговиц, палочек, зерен, желудей и т.д., нанизывание бус, колечек, пуговиц на нитку, пришивание, застегивание и расстегивание пуговиц, игры с мозаикой, строительным материалом и т.д.);

    изобразительную деятельность: (лепку из пластилина и глины, раскрашивание картинок, обведение контуров, штриховку, рисование карандашами и красками различными способами (кистью, тампоном, пальцем, свечой и т.д.), разнообразную работу с ножницами, поделки из природного материала и т.д.).

Работа по развитию кистей рук проводится систематически по 3-5 минут ежедневно в детском саду и дома:

а) упражнения для развития мелкой моторики включаются в занятия логопеда и воспитателей;

б) игры с пальчиками - в режимные моменты и прогулки;

в) пальчиковая гимнастика проводится в комплексе с артикуляционной воспитателями в специально отведенное в режиме дня время, а также дома с родителями.

В начале учебного года дети часто испытывают затруднения в выполнении многих упражнений для рук. Эти упражнения прорабатываются постепенно, вначале выполняются пассивно, с помощью логопеда (индивидуально), а по мере усвоения дети переходят к самостоятельному выполнению.