У морского пиратства, как и у любой эпохи, был свой период максимального расцвета, породивший таких живых легенд как Бартоломью Робертс, Черная Борода и Генри Эвери. Продолжался Золотой век на самом деле немногим меньше 80 лет. Он начался в 1650 году и завершился в 1726 году. Последние десятилетия были очень бурными, потому что именно на них пришлись война за испанское наследство и активный период каперства, когда частные лица использовали военные суда для захвата кораблей других держав.

Золотой век пиратства интересен, в первую очередь, по той причине, что именно из него в массовую культуру пришел современный образ морского разбойника.

Почему настал век пиратов

Есть несколько причин, поспособствовавших развитию пиратства во второй половине 17-го века:

  • в Европу по морям начали переправлять значительно больше ценных грузов;
  • военное присутствие европейских держав в отдельных регионах ослабло;
  • появилось большое количество хорошо подготовленных и опытных моряков; настоящей кузницей кадров для пиратов стал британский Королевский флот;
  • многие руководители зарубежных колоний, направленные правительствами своих стран, оказались неумелыми администраторами; колониальные державы воевали друг с другом, поэтому возможности организовать согласованную борьбу с пиратством не было, хотя отдельные попытки и предпринимались.

В общем, из-за открытия и начала освоения Нового Света мир внезапно настолько расширился, что государствам перестало хватать сил и внимания сразу на все. Они делили колонии и вывозили из них сокровища, воевали и налаживали новые каналы торговли. В этот бурный период нашлось место и пиратской вольнице.

Три этапа

Золотой век пиратства – термин, придуманный учеными-историками значительно позже происходивших событий. Современники Генри Моргана и Эдварда Тича никогда не использовали этого названия, хотя и могли догадываться, что невероятные по масштабу бесчинства пиратов сохранятся в памяти потомков.

У исследователей принято делить Золотой век пиратства на три этапа.

  1. Буканьерство (1650-1680). Буканьерами становились поселенцы из Франции и Англии, занимавшиеся освоением Ямайки и Тортуги. Многим из них оказалось недостаточно наживы от охоты и других относительно законных способов заработка, и они переключились на грабежи. Буканьеры нападали на корабли в Карибском море и по другую сторону панамского перешейка – в восточной части Тихого океана. При этом они не ограничивались морским промыслом. Буканьеры регулярно совершали сухопутные вылазки и грабили испанские колонии.
  2. Пиратский круг (1690-е годы, небольшая активность в 1719-1721 годах). Речь идет не о каком-то совещательном органе, а о мореходном маршруте, который использовали пираты. С появлением Пиратского круга морское разбойничество оформилось как глобальное явление. Пираты проложили себе путь от западной Атлантики вокруг Африки до Индии с промежуточными остановками (например, на Мадагаскаре), который во многих местах пересекал маршруты торговых судов. Наиболее желанной добычей для них были плывущие к мусульманским святыням паломники-моголы и корабли Ост-Индской компании.
  3. По следам войны за испанское наследство (1700-1726). Сама война шла с 1701 по 1714 годы и оказалась крупным европейским конфликтом, в который было вовлечено огромное число людей. После подписания Утрехтского мирного договора тысячи моряков остались без работы и переквалифицировались в пиратов. Эти хорошо выученные и опытные морские волки рассеялись по восточному берегу Америки, западному берегу Африки, Карибскому морю и Индийскому океану.

Упадок

В начале 18-го века в странах Европы, наконец, созрело понимание того, что пиратство приносит слишком большие убытки и с ним нужно бороться. Утрехтский мир, открывший серию из нескольких договоров о ненападении и фиксации результатов войны, стал для пиратства палкой о двух концах. С одной стороны высвободившиеся моряки серьезно укрепили ряды морских разбойников. Однако грабить и убивать пошли не все. Европейские страны начали укреплять флоты, сопровождающие торговые суда и отлавливающие пиратов. На эти корабли и отправились служить сохранившие честь обученные моряки, и вскоре они стали для разбойников настоящим проклятием.

В 1720-е годы пиратство пришло в упадок. Во-первых, европейские страны нарастили военно-морские силы. Во-вторых, укрепление колониальных администраций лишило пиратов безопасной базы. В 1715 году Генри Дженнингса и его банду не принял губернатор Ямайки, хотя тот шел с грузом золота и собирался потратить его на острове. Дженнингсу пришлось создавать новую базу на Багамах, но она просуществовала всего три года, пока на острова не прибыл губернатор Вудс Роджерс.

Третьей причиной упадка стало исчезновение основной приманки – испанского золота и серебра. Испания к тому времени вывезла основные сокровища из ограбленных колоний.

Оставшиеся в живых пираты стали беглецами от правосудия. Большая их часть отправилась к западному побережью Африки, где появился другой интересный объект для захвата – рабовладельческие суда, не имевшие хорошей защиты. Но это, как говорится, уже совсем другая история.

Нападение пиратов на испанский корабль (старинная гравюра)

В средние века ство не только не утихло, но стало расцветать буйным цветом, быстро распространяясь по всему миру. В раннем средневековье оно поразило северную часть Европы. Наиболее известными, и наиболее страшными из них были скандинавские пираты - норманны , они же нурманы, викинги ,а также, хотя последнее - не совсем верно, т. к. варяг - это наемный воин северных племен, не обязательно на территории Скандинавии. Побережье Скандинавского полуострова, изрезанное глубокими фьордами, было идеальным для основания пиратских баз и великолепно защищало от посторонних глаз.

Норманны овладели всем побережьем Европы от Нордкапа до Гибралтарского пролива. Они покорили славянские и финские племена, завоевали часть Франции, основали государства в Ирландии и на Гебридских островах, овладели Шетландскими островами, отняли у сарацин Сицилию, у греков и лангобардских князей - Южную Италию и не раз угрожали Константинополю. Повсюду слышалась молитва: «От неистовства норманнов упаси нас Господи!» .

Энергичную борьбу с норманнами вел германский император , создавший систему постоянной защиты побережья своего государства. Не имея сил для борьбы с хорошо обученными войсками империи, викинги направили свои ладьи против Англии и, начиная с 793 года, стали совершать регулярные набеги.

В 30-х годах IX века после падения военной мощи Каролингской монархии норманны возобновили набеги на франкское побережье. Причем, овладев устьями наиболее крупных рек, таких как Рейн, Сена, они стали продвигаться в глубь континента. В мае 841 года норманны овладели Руаном, в июне 843 года - Нантом, в мае 845 года - Парижем и т. д. В 911 году норманны покорили часть побережья Франции, которая с тех пор называется Нормандией. Именно отсюда в 1066 году под руководством герцога Вильгельма Завоевателя они вновь вторглись в Англию, и герцог нормандский стал королем Англии под именем Вильгельм I.

Когда начались крестовые походы, Венеция и Генуя оказались неспособны удовлетворить запрос, крестоносцам пришлось нанимать суда у пиратов. Но это повлекло за собой только временную остановку морских разбоев норманнов. Можно сказать, что по существу никакие внешние меры и контрмеры не могли искоренить пиратскую деятельность норманнов. Полностью прекратилась она лишь в XV веке и была связана лишь с обострением внутренних проблем Скандинавии.

Викинги создали пиратское общество, обладавшее своеобразной этикой. Они сурово преследовали всякий грабеж и насилие внутри собственного сообщества. Серьезным преступлением считался обман при дележе добычи. Предателей и дезертиров казнили. Ревностно соблюдая свои права, норманны оставили кровавую память в истории многих народов.

В XI веке на Балтике появились ругийские, поморские и другие славянские пираты, беспощадную борьбу с которыми вело датское государство.

Усилившийся разбой на сухопутных и морских путях заставлял купцов северо-западной Европы объединяться для защиты своих общих интересов и безопасности торговли.

В 1241 году в Любеке было подписано соглашение о союзе и обороне между Любеком и Гамбургом, положившее начало могущественной немецкой купеческой организации, названной Ганзой . В период своего расцвета на рубеже XIV-XV веков Ганзейский союз объединял несколько сот городов. Маршруты плаваний судов ганзейских купцов приведены на карте.

Наиболее распространенным типом торгового судна в Северной Европе и, в частности, в Ганзейском союзе, а также на Средиземном море в XII-XV вв. был когг .

Ганза успешно боролась с пиратами, в том числе и с одной из самых могущественных организаций пиратов Балтики - «витальерами» , называвшими себя «друзьями Бога и врагами мира». Однако во время войн Ганза не брезговала пользоваться помощью своих врагов,- так в 1389 году Любек обратился к главе витальеров Штертебеккеру с просьбой выступить на помощь осажденным датчанами защитникам Стокгольма. Витальеры оказали действенную помощь в прорыве блокады и доставке провизии. В том же 1389 году королева Дании и Норвегии Маргарита призвала крестоносцев для борьбы с пиратами, и в 1401 году после долгих и упорных морских сражений основные базы пиратов были разгромлены, а их вожди, в том числе и Штертебеккер, казнены.

Существует легенда о смерти Штертебеккера. В ней говорится о том, что была исполнена его последняя просьба: сохранить жизнь тем из витальеров, мимо которых он успеет пробежать после того, как ему отсекут голову... Штертебеккер пробежал обезглавленным мимо одиннадцати своих соратников и упал только тогда, когда палач подставил ногу его телу.

Витальеры, как и все тогдашние пираты, были одновременно и купцами. Они торговали награбленным добром, продавая его порой даже там, куда должны были доставить товары их законные владельцы. Внутри своей организации они соблюдали железную дисциплину. Кроме пленниц, среди них не было женщин. Неподчинение капитану каралось смертной казнью.

Внес свою лепту в развитие пиратства на Балтийском море и русский царь Иоанн IV Грозный , привлекший к себе на службу датского а Карстена Роде , в обязанности которого входила охрана торговых судов Московского государства.

В этот период польские и шведские каперы, по свидетельству русского летописца, «разбойным обычаем корабли разбивают и из многих земель дорогу нашим торговым людям затворяют» . Таким образом, волей обстоятельств (отсутствие своего военного флота и времени для его постройки и обучения людей) московский царь был вынужден прибегнуть к помощи каперов для защиты от каперов же. Вот, кстати, еще одно свидетельство того, что никаких дружественных чувств по отношению друг к другу пираты не испытывали и весьма охотно истребляли своих собратьев по ремеслу.

Карстену Роде, профессиональному каперу, царем была выдана охранная грамота, в которой определялись задачи нового «атамана» и гарантировалась его безопасность:

«...силой врагов взять, а корабли их огнем и мечом сыскать, зацеплять и истреблять согласно нашего величества грамоты... А нашим воеводам и приказным людям, того атамана Карстена Роде и его скиперов, товарищей и помощников в наших пристанищах на море и на земле в береженье и в чести держать».

Прибыв в Нарву, Роде оснастил и вооружил несколькими небольшими пушками одномачтовое судно водоизмещением в 40 тонн и отправился в море. Через некоторое время он уже возглавляет эскадру из 17 захваченных у противника судов. Он надежно защищал суда, идущие в Нарву. Однако Россия вынуждена была подписать в 1570 году трехлетнее перемирие и оставить Нарву. Роде было запрещено заниматься каперством, и он снова стал пиратом, продолжая уже на свой страх и риск грабить и захватывать не только польские и ганзейские суда, но и своих соотечественников датчан. Возмущенный этим датский король Фредерик II запретил кораблям Роде заходить в проливы своей страны. Осенью 1570 года пират был арестован, и дальнейшая судьба его неизвестна.

Во второй половине XVI века, кроме заморских экспедиций, снаряжавшихся различными правительствами для завоевания новых земель или торговыми компаниями с коммерческими целями, в далекие плавания пускались также частные лица - по тогдашней терминологии, «авантюристы» ,- попутно занимавшиеся морским разбоем и контрабандной торговлей, часто с ведома властей и при их тайном покровительстве, внося в казну значительную часть добычи.

Особенно «отличились» в это время английские пираты, которые подрывали монопольное испанское могущество на морях внезапными нападениями на караваны судов, возвращавшихся в Испанию с ценными грузами золота, серебра и всевозможных колониальных товаров, и отчаянно смелыми налетами на маленькие гавани и форты, разбросанные вдоль побережья Центральной и Южной Америки. При этом авантюристы или погибали, или неслыханно обогащались, делясь затем своей добычей с вельможами, министрами и с самой королевой Елизаветой, принимавшей негласное участие в снаряжении пиратских экспедиций.

Основной базой британских пиратов в Англии в XVI-XVII веках стал порт Плимут. Отсюда одна за другой выходили на простор Атлантики флотилии «морских псов» («sea dogs»), от которых не было житья дряхлеющему испанскому льву. Город жил морским разбоем, в огромной гавани было тесно от скопища больших и малых кораблей, склады ломились от ценнейших товаров самого различного происхождения. Гвоздикой, шелком, бразильским деревом, амброй, старыми испанскими винами, сахаром - всеми товарами обеих Индий оптом и в розницу торговали плимутские негоцианты - дольщики акционерных пиратских компаний (сегодня сказали бы «спонсоры»). В темных лавках близ плимутской гавани можно было по сходной цене купить золотые кольца, снятые с убитых испанцев, бархатные и шелковые платья и камзолы с плохо смытыми следами крови.

Пиратский промысел кормил сотни онеров, факторов, мелких скупщиков награбленного добра. Процветали и богатели кабатчики, содержатели веселых домов и воровских притонов. Спрос рождает предложение, поэтому нигде в Англии не водилось столько отпетых душегубов, по которым уже давно скучала петля. В ночное время городские улицы были опаснее бенгальских джунглей.

Судили и отправляли на виселицу бродягу, просившего милостыню на дороге, вора, попавшегося на карманной краже, или убийцу, позарившегося на вещи случайного прохожего, но к знаменитым мастерам пиратского промысла судьи и шерифы зачастую относились с почтением. Еще бы! Сами короли зачастую были с ними на дружеской ноге, возводили их в дворянское достоинство, назначали в состав членов Королевского общества, возводили в разряд национальных героев за отличие в войнах.

С XVI века сильно развился морской разбой у берегов Вест-Индии: здесь пираты образовали довольно прочную организацию, позднее названную «Береговое братство». Первоначально это были французские каперы, грабившие испанские поселения и суда. Но после заключения в 1559 году Францией мира с Испанией они лишились поддержки государства и превратились из каперов в пиратов.

На смену французским каперам пришли английские, которые действовали не менее активно. Так, Дрейк в 1586 году разграбил Санта-Доминго и уничтожил его; Рэйли в 1595 году захватил Тринидад; Ширли в 1597 году овладел Ямайкой, разграбил и сровнял с землей ее столицу Сантьяго-де-ла-Вега и т. д.

Начиная с 1620 года другое враждебное Испании государство, Голландия, успешно развивая свою колонизаторскую деятельность, повело активную каперскую войну. Голландские каперы в 1624-1625 годах совершили успешное нападение на Пуэрто-Рико.

В этот период в Карибском море появляются ы (иногда ы) и ы, выходцы из среды французских моряков или потерпевших кораблекрушение ов и пиратов. Основной базой буканиров становится остров Эспаньола.

Буканьеры получили свое прозвище от слова «букан» (по-индейски «коптильня»), которыми пользовались для приготовления консервированного мяса. Этим долго хранящимся продуктом буканьеры снабжали команды пиратских кораблей. Сами коптильщики часто вступали в ряды пиратов. В 1639 году после крупной испанской карательной экспедиции буканьеры перебрались с Эспаньолы на соседний остров Тортугу, принадлежавший Франции, где образовали настоящую пиратскую базу.

Управляемое опытными мастерами пиратского промысла, маленькая колония буканьеров превратилась в грозную силу, которую охотно привлекали на свою сторону Англия и Франция.

Обитатели острова стали величать себя флибустьерами. Это название произошло от голландского слова «vriipuiter» , что означает «пират». Английская часть населения Тортуги уловила в его звучании слова «free» - свободный, «booter» - грабитель. Выходцы из Франции переделали его в «flibustier» , и в таком виде это слово дошло до наших дней.

В 1654 году испанцы снова провели крупную карательную экспедицию и опустошили пиратское гнездо на Тортуге. Тогда, с разрешения и покровительства Англии, флибустьеры перебрались в город Порт-Ройял на остров Ямайку. В соответствии с королевским указом была установлена такса на получение официального свидетельства, дающего право грабить торговые корабли Испании. Капитан пиратского корабля платил в английскую королевскую казну двадцать фунтов (весьма крупная сумма по тем временам), обещал привозить награбленную добычу в Порт-Ройял, отдавая пятнадцатую часть в пользу короля, и официально (перед лицом закона) считался не пиратом, но капером.

В 1671 году пираты под началом Генри Моргана прошли весь Панамский перешеек, захватили и разграбили город Панаму, что позволило пиратам распространить свои действия на все тихоокеанское побережье от Калифорнии до Чили.

В 1683 году пираты под командой голландца Ван Хоорна разграбили город Веракрус, в 1684 году - несколько городов в Перу; в то же время группа пиратов под начальством француза Граммона произвела значительные опустошения в Мексике.

Последней крупной разбойничьей экспедицией в Вест-Индии была попытка пиратов разграбить в 1697 году Картахену (ныне Колумбия). Пиратам удалось таки захватить город, но вскоре они подверглись нападению со стороны подошедшего англо-голландского флота и после жестокого боя были рассеяны. Их поселения на Гаити вошли в состав французской колонии Сен-Доменг. После Утрехтского мира (1713) Франция взяла на себя роль опекуна Испании, и в начале XVIII века в испанской Америке и в Европе пиратство несколько притихает, но потом появляется вновь, хотя златые дни панамской авантюры Моргана ушли в невозвратное прошлое.

Насколько было развито пиратство даже в XIX веке в таком обширном бассейне как Атлантический океан можно судить из приводимых ниже выписок из морских газет за май, июнь и июль 1838 года.

«15 мая судно „Элиза Лок“ из Дублина (Ирландия) преследовалось близ острова Мадейра в течение двух суток какой-то подозрительной шхуной неизвестной национальной принадлежности.

19 мая португальский пакетбот (почтово-пассажирское судно, имя не указано), шедший с Азорских островов, на пятый день по проходе острова Тенерифа был взят на абордаж пиратским бригом с многочисленной командой. Пираты взяли с пакетбота якорную цепь, бухту кабеля, продукты питания и запасные паруса.

20 июня корабль „Фулл“ был атакован бригом под красным и белым флагами; палуба пиратского судна была полна людьми, преимущественно неграми; море сильно штормило, груз, осмотренный пиратами, был для них мало соблазнителен, поэтому бриг отстал.

25 июня корабль „Вильям Мильс“ был абордирован пиратской шхуной водоизмещением приблизительно около 150 тонн, под бразильским и португальским флагами с 50-60 человеками экипажа. С „Вильяма Мильса“ было взято только две бочки с провизией.

4 июля американский бриг „Цейлон“ был абордирован пиратской шхуной под португальским флагом. У американцев взято несколько бочек с пресной водой, вином и провизией, а также различные корабельные запасы: парусина, троса и т. д.

5 июля корабль „Катерина-Елизавета“ был взят на абордаж шхуной под испанским флагом, имевшей экипаж примерно 50-60 человек. С корабля была взята провизия: солонина в бочках. После чего шхуна расцепилась с захваченным судном и ушла.

5 июля корабль „Изабелла“ был взят на абордаж пиратским бригом под испанским флагом. С атакованного корабля взято: комплект запасных парусов, тросы, новая парусина и парусные нитки. Затем пираты вытащили абордажные крючья и ушли.

29 июля у Ки-Вест американская шхуна (название судна до нас не дошло) была абордирована неизвестной шхуной без флага. У американцев взято разных вещей на общую сумму около 400 долларов».

Приведенные выше примеры могут создать ложное впечатление, что пираты были, в общем, довольно добродушными людьми и брали только то, в чем нуждались, но других примеров газеты того времени (в век отсутствия радиосвязи) и не могли привести. В тех случаях, когда пираты вели себя иначе, ограбленные, с нарочно пробитым днищем, а зачастую еще и подожженные, суда исчезали, «пропадали без вести» со всем экипажем, и некому было поведать газетным репортерам о пережитых экипажем ужасах. Исчезая, суда уносили с собой на дно океана и трагедию своей гибели.

Однако изредка все же бывали случаи, когда подожженные или продырявленные пиратами суда с частью перебитым, с частью покалеченным экипажем чудом спасались от гибели или случайно увидевшему их судну удавалось снять оставшихся в живых людей и тогда мир узнавал такие жуткие истории, что заставляли пассажиров даже больших и хорошо вооруженных, или охраняемых кораблей, плохо спать по ночам и тревожно вглядываться в горизонт днем...

На этом, собственно, я и закончу свой рассказ. Конечно, пиратство не исчезло, оно существует и по сей день, но это уже другое время. Здесь еще очень мало документов и фактов, зато много вымысла, небылиц и слухов, выдаваемых с умным видом за чистую правду из «источника, пожелавшего остаться неизвестным». То есть, «ОБС» - одна бабушка сказала. Мне же хотелось рассказать вам об истории пиратства.

Были ли на Руси пираты? Ответ напрашивается сам собой - пиратство возможно только при достаточно хорошо развитом флоте, которого до Петра I в России не было. Однако не все так просто.

В 1558 году в ходе Ливонской войны русские войска захватили Нарву, которая вскоре стала довольно шумным портом. Сюда устремились корабли иностранцев с различными товарами, устремились искатели счастливой доли и авантюристы. Это не могло вызвать особенную радость соседей России. Они стали организовывать каперские суда, капитаны которых получали охранные грамоты от правительств, высокопоставленных вельмож, которые давали им полное право на захват и разграбление всех кораблей, идущих в Россию. Для борьбы с этой стихией Иван Грозный не нашел ничего лучшего, как сформировать свою каперскую флотилию, так как создание сильного флота требовало как долгого времени, так и больших денег, которых у измотанной войной, террором России не было. Да и с опытными мореходами было не густо.

Карстен Роде

На призыв царя очень быстро нашлось достаточно охотников. Одним из первых при царском дворе объявился опытный морской бродяга, который многое повидал на море. Звали его Карстен Роде, и был он датчанином по происхождению и отъявленный пират, авантюрист по призванию. Он-то и получил от царя охранную грамоту и получил официальное звание "царского морского атамана". Атаману предписывалось "...силой врагов взять, а их корабли огнем и мечом сыскать, зацеплять и истреблять, согласно нашего величества грамоты... А нашим воеводам и приказным людям того атамана Карстена Роде и его скиперов товарищей и помощников в наши пристанища на море и на земле в береженьи и чести держать, запасу или что им надобно, как торг подымет, продать и не обидеть". Таким образом, Карстен Роде и его братия оказались на службе московского грозного царя, получили право укрываться в русских портах и в портах дружественных стран, таких, как Дания. Первое судно каперов не было большим - оно не превышало 40 тонн водоизмещением и имело несколько пушек на ботру. Но опытный корсар Карстен быстро пополнил свой флот, отобрав у своих соперников 16 кораблей. Базировались корабли на Борнхольме и в датских портах. Похоже, что на борту каперских кораблей кроме пиратов-иностранцев были русские поморы и московские пушкари. И надо полагать, флотилия царских "джентльменов удачи" оправдывала свое назначение, так как власти и правители враждебных государств устраивали настоящую охоту на Роде. И несмотря на то, что в Ливонской войне России не везло, Карстен Роде действовал успешно. Правда, алчность и пиратская натура брала свое, и корсар не брезговал и кораблями союзников Московии - соотечественников-датчан в качестве приза. Датский король Фредерик II в 1570 г приказал арестовать неуемного пирата. Он был схвачен и помещен сначала в королевский замок в Гале, затем препровожден в Копенгаген, где его следы затерялись. Через некоторое время царь вспомнил о своем адмирале и в 1576 году направил датскому королю послание, в котором говорилось: "Лет пять или более послали мы на море Карстена Роде на кораблях с воинскими людьми для разбойников, которые разбивали из Гданска на море наших гостей. И тот Карстен Роде на море тех разбойников громил. 22 корабля поймал, да и приехал к Борнгольму и тут его съехали свейского короля люди. И те корабли, которые он поймал, да и наши корабли у него поймали, а цена тем кораблям и товару пятьсот тысяч ефимков. И тот Карстен Роде, надеясь на наше с Фредериком соглашение, от свейских людей убежал в Копногов (Копенгаген). И Фредерик король велел его, поймав, посадить в тюрьму. И мы тому весьма поудивились".

Степан Разин

Степан Разин не в меньшей степени был достоин звания крупнейшего русского пирата семнадцатого века. Свою карьеру Разин начал на Дону и Волге, где во главе большого казаческого флота грабил купеческие и царские суда. Но самой его знаменитой операцией, не уступавшей по размаху походам Дрейка и Моргана, был персидский поход. В то время Разин командовал армией в 1200 человек на 30 судах-стругах. Выйдя в Каспийское море, казаки сначала опустошили берега нынешних Дагестана и Азербайджана, а потом, разорив несколько персидских городов, двинулись в Астрабад. Казаки атаковали Астрабад, перерезали всех мужчин, разграбили город и увели с собой более 800 женщин, которые, после трехнедельной оргии, все были уничтожены. После этого казаки отправились на стругах в Астрахань, где разбили царское войско и разграбили несколько монастырей, сбросив с колокольни архимандрита и воеводу. Только когда Разин предпринял свой знаменитый поход на Москву, он был разгромлен царскими войсками и казнен в Москве.

Карл XII

Начало восемнадцатого века было временем рассвета пиратства в Индийском океане. Около 1712 года многочисленным и активным мадагаскарским пиратам, пришла в голову мысль легализовать свою вольницу, встав под покровительство какой-нибудь европейской державы. Держава должна была быть достаточно сильной и воинственной и, в то же время отдаленной, чтобы союз с ней пиратским интересам в Индийском океане не угрожал. В течение семи лет посланцы пиратов пытались завоевать благорасположение шведской короны. Дело шло с переменным успехом - в июне 1718 года Карл XII подписывает пиратам охранную грамоту и снаряжает на Мадагаскар экспедицию для организации фактории и геологических изысканий, которая тем не менее отменяется после его смерти. В 1721 году Ульрика Элеонора снаряжает вторую экспедицию под командой генерал-адъютанта Ульриха. Замаскированные под торговые суда, направились на юг и вскоре бросили якоря в испанском порту Кадис, где, в ожидании пиратского посланца, стояли насколько месяцев. Ульрих не смог унять то и дело вспыхивавших ссор между офицерами и потому, так и не дождавшись пиратов, поспешил назад, в Швецию, где его отдали под суд за срыв экспедиции.

Петр Первый

Примерно в это время о пиратском царстве стало известно Петру Первому, который давно стремился найти путь в Индию. О связях шведов с мадагаскарскими пиратами Петру рассказал принятый на русскую службу контр-адмирал Вильстер, профессиональный наемник и опытный моряк. Петр отправляет в Лондон шведа Наркоса с задачей вступить в контакт с представителями пиратов, а после известия о провале экспедиции Ульриха, Петр приказывает Вильстеру подготовить «экстракт» - свод всех сведений о пиратах и их отношениях со шведским двором, который тот и представляет 4 июня 1723 года. 3 ноября 1723 года начальник Ревельской экскадры Фан-Гофт получает приказ Петра срочно оснастить и вооружить для дальнего плавания два новых, только что построенных в Амстердаме фрегата: «Амстердам-Галей» и «Декронделивде», на которых назначены правительственные комиссары - капитан-лейтенант Мясной и капитан-поручик Кошелев. Правда, о цели плавания даже они должны узнать только в Атлантическом океане от Вильстера. Курировать подготовку к отплытию должен был генерал-адмирал Апраксин - единственный кроме Петра и Вильстера человек в России, посвященный в тайну.
Экспедиция собиралась в безумной спешке и в декабре корабли были готовы, впрочем, лишь формально. 22 декабря Вильстер писал Петру, что трудно поверить, «что морской человек оные отправлял». В трюмы насыпали столько песка, что некуда было грузить припасы. Понимал это и Апраксин. Но перечить Петру, который торопил с отправлением так, словно от этого зависела судьба государства, никто не посмел. Результат был предсказуем: при первом же шторме «Амстердам-Галей» дал такую течь, что помпы еле успевали откачивать воду. При попытке откилевать его, лег на бок и затонул. На нижних палубах погибло шестнадцать матросов. Однако Петр не отменяет экспедицию, а передает через Апраксина новый приказ: готовить к плаванию «Принца Евгения» или выбрать подходящий фрегат в Ревельском порту.Суда были выбраны, но оказалось, что они не подшиты шерстью (в те времена полагали, что это - лучшая защита от моллюсков в теплых морях). На ревельских складах шерсти не оказалось, пришлось искать ее по соседним городам. Январь 1724 года прошел в этих заботах. В феврале пришел новый приказ Петра: отменить экспедицию «до другого благоприятного времени». Вероятнее всего, Петр получил от своей разведки в Лондоне сведения о том, что пиратское царство на Мадагаскаре - блеф. Возможно, Петра переубедил и генерал Ульрих - командир неудавшейся шведской экспедиции, встречавшийся в то время с Петром. Вскоре Петр умер и вместе с ним закончился амбициозный проект русско-пиратского царства на Мадагаскаре.

Адмирал Синявин

В девятнадцатом веке во время войны с Наполеоном, адмирал Синявин от имени и с разрешения российских властей выдавал каперские свидетельства жителям Ионических островов для борьбы с французами. Однако после окончания Крымской войны Морская конвенция отменяет каперство. Тем не менее о каперах вспомнили еще один раз, в 1878 году, когда был создан Добровольный флот. Его суда в случае войны легко могли быть переоборудованы во вспомогательные крейсера, используемые против Англии.


В основном в истории известными чаще всего были мужчины-пираты, хотя на самом деле женщины тоже были и довольно успешными корсарами. Они отличались не только умом, но чрезмерной жестокостью по отношению к врагам. Они вселяли страх в самые могущественные империи. Предлагаем 10 самых известных и бесстрашных женщин-пиратов.


Сейди Фаррелл в 19 веке была известной речной пираткой. Свое детство она провела на улицах Нью-Йорка, занимаясь бродяжничеством и воровством, а свое прозвище она получила за привычку бить своих врагов головой. После того, как в одной из драк со своим врагом Галлусом Мэгом она потеряла ухо, Сейди убежала из Нью-Йорка и организовала банду грабителей, которая скоро стала промышлять пиратством. Банда путешествовала вдоль Гудзона и грабила фермерские хозяйства, дома, занималась кражей людей с последующим требованием выкупа. Сейди вернулась в Нью-Йорк позже и заключила перемирие с Мэгом.

9. Царица Тевта Иллирийская


Одной из самых ранних известных пираток является Тевта, царица Иллирии, которая жила в 3 столетии до н. э. Правительница племени Ардиеи распространила свою власть на все Адриатическое море, нападая на римские и греческие корабли. Римляне пытались договориться с воинствующей царицей, но все переговоры были тщетны. Во время одних из переговоров царица убила послов, в результате разразилась война, которая длилась с 229 по 227 год до н.э. Тевта потерпела поражение в войне, хотя ей разрешили и дальше управлять Иллирией, но запретили ходить морем.

8. Грейс О`Мэлли

Также известная, как Грануаль, Грейс О`Мэлли была потомственной пираткой. В 1560-х годах она стала предводительницей ирландских пиратов и превратилась в настоящую «головную боль» для британских и испанских торговых суден. В 1574 году ее пленили британские войска. Грейс просидела в тюрьме 18 месяцев, после освобождения она снова занялась пиратством. Ее снова пленили, но по приказу Елизаветы I она Грейс получила свой флот назад. Умерла Грейс в 1603 году.

7. Жакотт Делаэ


Жакотт Делаэ родилась в 17 веке и была известным пиратом. Она выбрала эту работу, так как ей пришлось самой растить брата после смерти матери, которая умерла при родах. Для того чтобы исчезнуть из вида властей, Жакотт Делаэ инсценировала свою смерть и изменила внешность, стала похожа на мужчину. Через некоторое время она снова стала заниматься пиратством и превратилась в грозу торговых суден в Карибском море в паре с другой женщиной-пиратом, Анной по прозвищу «Божья Воля». Жакотт Делаэ была убита во время защиты захваченного ею острова.

6. Рейчел Уолл

Рейчел Уолл, одна из первых американок пираток, родилась в 1760-х годах как Рейчел Шмидт. Она вышла замуж за Джорджа Уолла и с его несколькими друзьями начала заниматься пиратством. Их базой стал остров в заливе Мэн. Пираты захватывали корабли и убивали моряков. После смерти мужа и его друзей в кораблекрушении Рейчел вернулась в Бостон и работала горничной, время от времени занималась воровством. Во время одного из грабежей ее поймали и в 1789 году повесили. Она стала последней женщиной, которую повесили за преступления в Массачусетсе.

5. Саида аль-Хурра


Королева пиратов и союзница турецкого пирата Барбароссы, Саида аль-Хурра была правительницей марокканского города Тетуан. Кстати, Саида аль-Хурра это титул, а подлинное имя этой женщины не известно. С 1515 по 1542 год она контролировала западную часть Средиземного моря. Она стала пиратом, чтобы мстить христианским правителям. Позже она вышла замуж за марокканского короля, которого вскоре сверг с престола зять. Дальше о ее судьбе ничего не известно.

4. Жанна де Клиссон


Известная как Львица Бретани, Жанна была женой дворянина Оливера III Клиссона и матерью пятерых детей. Она стала пиратом, чтобы отомстить Филиппу VI, королю Франции, за смерть супруга. Жанна де Клиссон продала все имущество и приобрела три боевых корабля. Ее пиратская команда терроризовала Ла-Манш, захватывая французские корабли и убивая моряков. В 1356 году она отошла от дел и позже вышла замуж за лейтенанта сэра Уолтера Бентли.

3. Мэри Рид


Женщина-капитан, Мэри Рид была компаньонкой Энн Бонни. Она была известна своим искусством переодеваться в мужчин и годами выдавала себя за своего брата Марка. Рид вступила в британскую армию и влюбилась в солдата. После его смерти она отправилась на Карибы и стала моряком. Там она попала в руки пиратов и пополнила их ряды. Именно так она и познакомилась с Энн Бонни и стала членом банды Калико Джека. Только некоторым людям было известно, что она женщина. В 1720 году Рид и Джек были арестованы английской армией. Хотя ей удалось избежать казни, она умерла в тюрьме через несколько лет от горячки.

2. Энн Бонни

Энн Бонни была дочерью ирландского адвоката. После того как она вышла замуж за пирата, Джеймса Бонни, в 1718 году она переехала на Багамы. Здесь она влюбилась в Калико Джека и разошлась с мужем. Выйдя вновь замуж, она стала членом команды нового мужа. В паре с Мэри Рид они держали в страхе Карибы. В 1720 году Калико Джека и его команду арестовали английские войска и казнили. Энн и Мэри избежали казни из-за того, что были беременны. Судьба Энн до конца не известна.


Называемая часто самой страшной женщиной-пиратом в истории Цзин Ши была китайской пираткой, которая господствовала в водах Китайского моря в начале 19 века. В прошлом она была проституткой. В 1801 году ее похитили пираты, и она вышла замуж за капитана Чжэн Йи. Цзин Ши возглавляет флот под названием «Красный флаг» после смерти мужа и нападает на британские и китайские судна. Ее флот быстро разрастался. Китайское правительство было вынуждено пойти на переговоры и заключить с ней мир в 1810 году. До своей смерти в 1844 году она управляла борделем.

Морские сражения, охота за сокровищами, йо-хо-хо и бутылка рома - о романтике пиратской жизни написаны сотни историй. Их каноничный герой - неопрятный малый, одноногий и одноглазый, с саблей наперевес в одной руке и с бутылкой рома - в другой. Он неразлучен со своим напарником, огромным зелёным попугаем, который то и дело отпускает похабные шуточки. Мы решили выяснить, насколько далёк этот стереотипный персонаж от настоящего морского волка.

МИФ 1:
Пират - одноглазый, с крюком вместо руки и деревянной ногой

Ампутация была хорошей «профилактикой» гангрены и инфекций, а потому пираты, недосчитавшиеся конечностей, и правда встречались. Но корабельные медики - а часто эту роль брал на себя кок, профессионально орудующий ножом, - не знали, как справиться с кровотечением, и раненый часто умирал от потери крови. Даже пережив операцию, пациент без ноги едва ли оставался ценным членом команды - морская карьера пирата заканчивалась, и он, получив компенсацию, отправлялся на берег. У пиратов с увечьями рук шанс остаться на корабле был выше. Впрочем, они обходились без крюков - исторических подтверждений такого бодимода нет.

Чёрная повязка на глаз действительно использовалась, но не чтобы скрыть увечье, а для того, чтобы один глаз был всегда приспособлен к темноте трюма. Да и золотые серьги, так полюбившиеся пиратам с рисунков Говарда Пайла и Ньюэлла Уайета, носили из прагматичных соображений: например, они могли гарантировать достойные похороны в случае внезапной смерти.

МИФ 2:
Попугаи
- вечные спутники пиратов

Кадр из фильма «Пираты Карибского моря: Проклятие Чёрной жемчужины»

Образ попугая, суфлёра каждого капитана, как и большинство других мифов, вырос из пиратских романов: пёстрая птица сопровождала капитана Флинта в его плаваниях, а в рассказах Артура Рэнсома попугай дядюшки Джека болтал «чуть больше симпатичной девушки».

В XVII - начале XVIII века в Европе началась повальная мода на экзотических зверушек, что тут же подметили предприимчивые мореплаватели, которые встречали немало тропических птиц на берегах Африки и Карибских островах. Но перевозили их в клетках, ведь держать попугая на плече рискованно - пернатый старпом не всегда успешно контролирует процессы жизнедеятельности.

Зато пираты охотно заводили кошек: считалось, что они приносят удачу. Особо ценились многопалые кошки (с лишними пальцами) - их необычайные способности к «скалолазанию» помогали разобраться с корабельными грызунами.

МИФ 3:
Пиратство
- удел белых головорезов и беглых преступников

Художник: Говард Пайл

Экипаж пиратского судна - это по большей части темнокожие мужчины, в прошлом рабы. Часто в пираты шли и честные моряки немного за двадцать: условия «трудового контракта» были привлекательнее, чем на государственной службе, не говоря уже о том, что во времена Золотого века пиратства (примерно 1650–1730 годы) в Британский флот вступали больше по принуждению, чем по доброй воле. Моряки, завербованные против желания, получали меньше, чем волонтёры, а в порту их даже привязывали к палубе, чтобы не сбежали. Вкупе с тропическими болезнями, голодом и неумолимой стихией три четверти матросов заканчивали жизнь на дне океана в течение первых двух лет. Неудивительно, что бесславной гибели они предпочитали полную приключений жизнь среди морских волков.

МИФ 4:
- исключительно мужчины


Среди пиратов бывали и женщины: капитан Чжэн Ши собрала армию из нескольких сотен судов и стала китайской грозой морей, а Энн Бонни променяла спокойные будни дочурки богатого плантатора на пиратскую жизнь, полную приключений, сдружившись с другой пираткой, Мэри Рид. Впрочем, женщин на борту недолюбливали, а потому они нередко носили мужскую одежду.

МИФ 5:
Пираты были одержимы золотом

Кадр из фильма «Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца»

Карта сокровищ с заветным красным крестиком - очередная фантазия, выросшая из «Острова сокровищ» Стивенсона. Реальные пираты высоко ценили мыло, провиант, навигационное оборудование и медикаменты, необходимые для выживания в море: золото золотом, но никто не хотел отправиться на корм рыбам. Если среди награбленного всё же попадалось пара песо, пираты сразу же спускали деньги в ближайшем порту на грог, напиток истинного корсара (а вовсе не чистый ром!), и безотказных барышень.

Если же удавалось скопить много золота, пираты не закапывали его на чёрный день: жизнь морского волка была слишком непредсказуема и коротка, чтобы грезить о беззаботной старости. Известно всего три случая, когда пираты прятали клады: капитан Уильям Кидд хотел использовать местонахождение своего сокровища как козырь в переговорах, но потерпел неудачу и был казнён; в 1573 году Фрэнсис Дрейк соорудил временное хранилище, не сумев за один раз унести всё награбленное; кровожадный корсар Роше Бразильяно раскололся во время пыток, рассказав о своём кладе. Остальные пираты если и прятали сокровища, то ненадолго, полагая, что жить и тратить деньги нужно здесь и сейчас.


Пираты, конечно, народ суеверный, но половина предзнаменований - фантазии писателей. Чёрную метку, перекочевавшую и в фильмы «Пираты Карибского моря», придумал Роберт Стивенсон. Метка предвещала скорое низложение капитана - её получали Билли Бонс и Джон Сильвер. Настоящие корсары, недовольные капитаном, решали проблему более оперативно: они вполне могли застрелить предводителя во сне или отправить за борт - возможность мирного переизбрания не всегда была в чести.

МИФ 6:
Пиратский корабль
- галеон под «Весёлым Роджером»

Художник: Виллем ван де Велде Младший

Красочные описания оснастки и парусов, резного штурвала и русалочьих барельефов встречаются почти в каждом пиратском романе. В фильмах на такие детали редко обращают внимание, потому киноделы берут размером - и на экранах появляются гигантские галеоны. К тому же на небольшом корабле крупногабаритную операторскую технику разместить непросто. Реальные пираты для своих плаваний предпочитали манёвренные шхуны и шлюпы - чтобы быстро появиться и быстро уйти с награбленным.


На вершине мачты обязательно развевался флаг - но не всегда каноничный «Весёлый Роджер». Изображения варьировались от песочных часов до руки с саблей. А на флаге Чёрной Бороды была изображена целая сцена: скелет, который в одной руке держал песочные часы как символ скоротечности времени, а другой сжимал копьё, готовый пронзить кровавое сердце.

МИФ 7:
Пираты были кровожадными головорезами

Художник: Говард Пайл

Много легенд ходит о пиратских пытках и казнях. Самая известная пиратская казнь, «прогулка по доске», хотя и известна с XVIII века, не пользовалась у пиратов большой популярностью. Чаще пленников просто отправляли за борт на корм рыбам или пытали: заставляли бегать вокруг мачты до полного изнеможения или засовывали им между пальцев горящие свечи. Но всё это делали только при крайней необходимости, если, конечно, капитан не отличался особой жестокостью.

Мифы о Чёрной Бороде


Больше всего легенд связано с пиратом Эдвардом Титчем по прозвищу Чёрная Борода. Несмотря на всемирную славу, его карьера морского разбойника была удивительно короткой - всего два года, с 1716 по 1718-й, - и не особо успешной. Вопреки легендам, он не отличался кровожадностью и безумцем не был. Считается, что Эвард Титч поджигал себе бороду. На самом деле он просто прикреплял к шляпе зажжённые фитили для мушкетов.

Говорят, у Чёрной Бороды было 14 жён. Отчасти это правда - на палубе «Мести королевы Анны» не раз проходили псевдобракосочетания. Но Мэри Ормонд была единственной его «настоящей» супругой - молодых обвенчали под покровительством самого губернатора Северной Каролины.

Смерть Чёрной Бороды тоже приукрашена: по легендам, его тело трижды проплыло вокруг корабля, чего, однако, не было сказано в отчёте лейтенанта Мэйнарда, лишившего пирата головы. Да и с трудом верится, что после пяти пулевых и пары десятков ножевых ранений человек может плавать.

МИФ 8:
Девиз пиратов
- анархия и разбой

Художник: Говард Пайл

Драки, а в некоторых случаях азартные игры и даже спиртное на борту были запрещены. Пираты были довольно гуманны для своего времени: нередко заботились о пленниках, а добычу делили по строгим правилам - всё это предписывал Кодекс поведения, действующий на корабле. Да и на суше пираты тяготели к самоорганизации: археологи нашли следы небольших поселений на Мадагаскаре, Тортуге и Багамах - они не были пиратскими государствами, но гарантировали разбойникам защиту.

Много времени пираты проводили на суше, с семьями. Была от морских разбойников и польза: капитан Кидд помогал со строительством церкви Троицы в Нью-Йорке и даже заплатил за семейную скамью, а в города Северной Америки корсары поставляли золотые и серебряные монеты, а также экзотическую пищу и предметы роскоши, которые были в дефиците.

МИФ 9:
Эпоха пиратов закончилась

Сегодня ущерб от пиратства оценивается в $13–16 миллиардов. Нынешние морские разбойники, как и их предшественники, грабят, похищают и калечат своих жертв. Самые горячие точки - Индийский океан, Восточная Африка и Дальний Восток; писали и о паре случаев на цивилизованном Дунае. Вместо повязок на глазу теперь очки ночного видения, а вместо сабель и крюков - автоматы Калашникова и ракетные установки. Существует даже пиратская биржа Сомали, где морские разбойники могут купить нужное снаряжение.

* * *

Всё, что мы знаем о пиратах, - плод фантазии Дефо, Стивенсона и Рэнсома. Придуманный ими образ вытеснил подлинную историю. Но кое-что роднило и настоящих, и вымышленных пиратов: любовь к морю и тяга к свободе. Правда, не стоит забывать, что эта тяга унесла немало жизней - и самих разбойников, и их жертв.