Российский поэт, писатель и переводчик. Род. 19 апреля 1936 г. Лауреат премии им. Корнея Чуковского «За выдающиеся творческие достижения в современной детской поэзии» (2007). Лауреат премии «Золотой Остап» (Санкт-Петербург) – за «Антологию сатиры и юмора России XX века». Почетный Дипломант Международного Андерсеновского комитета. Первые стихотворные публикации – в 1955 года в газетах и журналах Севера. Первая книжка стихов поэта – «Пазори» вышла в Мурманском издательстве в 1962 г. Юрий Кушак написал множество чудесных книжек, любимых многими поколениями детей и взрослых. Много занимался переводами. Благодаря Юрию Кушаку, по-русски зазвучали стихи, изначально написанные на татарском, казахском, туркменском, чувашском, башкирском, осетинском, кабардинском, даргинском, чукотском, цыганском языках.
На вопрос журналистов: «Почему Вам нравится быть писателем?», Юрий Кушак ответил: «Почему нравится быть писателем? Это всё равно, что спросить: а почему вам нравится жить? Стихи начал писать с шести лет в детсадовском возрасте. Вот с тех пор живу и пишу, когда пишется».

Банька

Терли свинки
Друг другу спинки,
Мыли хвостики-крючки,
Отмывали пятачки!

Парились веничком,
Парились березовым,
Вылетали на мороз
Облачком розовым,
А из облачка –
Хлоп! –
Пятачками в сугроб.

А потом расселись
В сенцах
Да в махровых полотенцах,
После пылу-жара
Возле самовара,
Дуют на блюдца –
Друг дружкой любуются:

Уж такие душечки
После баньки хрюшечки!

Покупал баран баранки

На базаре спозаранок
Накупил баран баранок:
Для барашков, для овечек
ДЕСЯТЬ маковых колечек,
ДЕВЯТЬ сушек,
ВОСЕМЬ плюшек,
СЕМЬ лепешек,
ШЕСТЬ ватрушек,
ПЯТЬ коржей,
ЧЕТЫРЕ пышки,
ТРИ пирожных,
ДВЕ коврижки
И ОДИН калач купил –
Про себя не позабыл!
А для женушки – подсолнушки.

Вся неделя собралась!

Мельник – ПОНЕДЕЛЬНИК
Едет через ельник.

Скачет рыжий ВТОРНИК
На козе намордник.

Да на гусе, как всегда
Следом матушка СРЕДА.

А ЧЕТВЕРГ –
Шапку вверх,
А с небес – фейерверк!

На запятках едет
ПЯТНИЦА – забота,

Да в заплатках вся
Бездельница – СУББОТА.

А барыня – ВОСКРЕСЕНЬЕ –
Всех звала на новоселье,
Да покуда проспалась –
Вся НЕДЕЛЯ собралась!

Сорок сорок (скороговорка)

Сорок сорок
Для своих сорочат
Сорок сорочек,
Не ссорясь, строчат.
Сорок сорочек
Прострочены в срок –
Сразу поссорились
Сорок сорок.

Хозяин двора

На бочке,
Как на троне,
Сидит петух в короне.

Курами правит.
Сам себя славит.

Плюшевый пёс

Это –
Пёс сторожевой.
Он может лаять,
Как живой.
Но он не лает
Потому,
Что ты понравился ему.

Похож на бабочку медьведь

Это что же,
Это что же –
Всё
На что-нибудь
Похоже!

Ель похожа на пингвина:
По бокам ветвями бьёт,
Словно вылезла на льдину
И товарищей зовёт.

А вот – гора.
И вот – гора.
Получилось чудо:
Две горы
Как два горба
Спящего верблюда.
Над ними облака спешат,
Похожие на медвежат.

Похож на бабочку букварь,
Раскрытый на окне.
На ландыш – уличный фонарь,
Он чуть кивает мне.
И я над бабочкой сижу,
На эти ландыши гляжу
И думаю о лете
И обо всём на свете.

Почему?

Почему кругом загадки,
Почему?
В поле, в роще и на грядке –
Почему?
Почему не тут тутовник,
Не метёт полы половник,
Не шипит в саду шиповник –
Почему?

Почему весна бывает,
Почему?
Всех прохожих раздевает –
Почему?
Почему лохмата тучка,
А не лает, словно Жучка,
Почему я Почемучка,
Почему?

Синица и кошка

Всё смотрит синичка
Из клетки в окошко.
Она б упорхнула
Из клетки давно.
Но рядом сидит
И мурлыкает кошка
И вместе с синичкою
Смотрит в окно.

Котёнок целый день мяучит –
Да это хоть кому наскучит!
Все «мяу-мяу», «мяу-мяу» –
Сейчас он у меня получит!
А вдруг он слово МАМА учит –
Вот потому-то и мяучит!
Придётся нам помучиться,
Пока он не научиться!
Мяу!

Дымок

В зимних сумерках
Деревня.
В синем инее
Деревья.
Словно маленький зверёк,
На трубе
Стоит
Дымок.

Подарок в день рожденья

Теперь-то я знаю,
Что такое счастье:
Это когда ты любишь кролика
И он – твой!
И бархатные его ушки,
Всегда выглаженные, как на праздник,
И две красные клюквинки глаз,
И пушистый хвост,
Похожий на большой одуванчик,
И глухой колокольчик сердца,
Словно сделанный из мягкого фетра,
Колокольчик,
Который можно услышать
Только любящими руками…

Ночное приключение

Мы снежную бабу
Слепили вчера,
И шляпа у бабы
Была из ведра,
А нос – из морковки,
А руки – из палки,
Метла – из метлы,
А коса – из мочалки.
Но только домой
Разошлась детвора –
Чихнула она
И сказала:
– Пора!
Ах, как она мчалась
С горы ледяной,
Консервную банку
Гоняла метлой,
Ловила снежинки,
Как бабочек, шляпой,
Коса развевалась
За снежною бабой!
Мы снежную бабу
Искали с утра.
Нашли мы ведро
Посредине двора.
Нашли мы метлу
Возле старой беседки,
Морковку в снегу,
А мочалку на ветке.
Одни удивились:
– Вот это дела!
Другие сказали,
Что вьюга была.
И вскоре
Про случай печальный
Забыли
И новую
Снежную бабу слепили.
И только мальчишка один
Не лепил:
Он прежнюю
Снежную бабу любил.

Аквариум

У рыбы вечно полон рот:
Я спать ложусь –
Она жует.
Я просыпаюсь –
Рыба ест.
Я кашу ем –
И рыба ест.
Иду гулять –
А рыба ест.
Как только ей не надоест?
Невероятный аппетит,
Нелепая ошибка,
Что до сих пор она не кит,
А маленькая рыбка!

Письмо издалека

Вышла утром
Из угла
В белом фартуке
Метла.
От крылечка
На пробор
Причесала
Сонный двор.
Снег скрипит
За поворотом,
Почтальон
Идет к воротам:
– Очень рад,
Имею честь
Вам вручить
Лесную весть…
И фонарь,
Что жил в беседке,
Прочитал письмо
Соседке:
«Здравствуй,
Матушка-метла,
Как здоровье,
Как дела?
Неужели ты зимой
Не воротишься
Домой?
Шлют поклон тебе
Деревья,
Наша речка
И деревня».
В синих сумерках
Метла
Долго улицу
Мела…
Ах, когда-то
Не метлою,
А ветлой
Она была!
Только как
Домой уедешь –
Все дела,
Дела, дела…

Плывет кораблик в гости

Сверкнул бумажный парус
Над быстрою волной.
Качается кораблик,
Прощается со мной.
За синим горизонтом
Ему уже видны
И мельницы, и башни
Загадочной страны.
Там пекари прохожим
Бросают калачи,
Под небом на канате
Танцуют циркачи.
Там целый день на пони
Катается народ
И старый лев зевает
У городских ворот.
Плывёт кораблик в гости,
Гремит салют в порту,
И каждый вслух читает
Названье на борту.
Читают слово «Юра»,
И все кричат: – Привет!
Как будто бы знакомы
Со мною много лет.

Друзьям о друзьях

Собаки – друзья человека,
однако
об этом не каждая знает собака.
И прежде чем лапу
Бульдогу пожать,
Узнайте – не будет ли
Друг возражать….

Конура с печной трубой

Построили псу
Конуру во дворе.
Он печку поставил
В своей конуре.
Приятно на печке
Погреться зимой,
Со службы собачьей
Вернувшись домой!

Мы в театре!

Мы в театре!
В настоящем!
И у каждого билет!
Мы сидим, глаза таращим,
Долго в люстре
Гаснет свет.
Как троллейбус с остановки –
Чиркнул занавес, пошел!..
От волнения у Вовки
Номерок упал на пол.
И за Вовкою под кресло
Тут же староста полезла –
Тише!
Вы же не в кино!
А на сцене –
Небо в звездах,
Полон музыкою воздух
И распахнуто окно…
Что-то будет в этой сказке!
Я-то знаю, но молчу,
Да любого за подсказки
Я и сам поколочу!
Знаю сам, что волк голодный –
Пожилой артист, народный,
А медведь простуженный –
Молодой, заслуженный…
Только пусть
Подольше длится
Сказка, тайна, волшебство!
А вокруг
Такие лица –
Не узнаешь никого!

На собачьем языке

Под берёзою в теньке
У ворот соседа
на собачьем языке
Стас завёл беседу:

– Сколько будет дважды два,
Гав, гав?
Пёс задумался сперва:
– Гав, гав!
Стас хохочет:
– Вот и нет,
Гав, гав!
Пёс оскалился в ответ:
– Гав, гав!

Всем понятен этот лай:
„А ну проваливай давай!“

Мальчик с палкою в руке
У ворот соседа
На собачьем языке
Продолжал беседу:

– К честным людям пристаёшь,
Гав, гав:!
Пёс рычит, что это ложь:
– Гав, гав!
– Это я, выходит, вру,
Гав, гав!
Скрылся пёс за конуру:
– Гав, гав!
– Только высунь глупый нос,
Гав, гав!
„Укушу!“ – подумал пёс.
– Гав, гав!

Как он бросится стремглав:
– Гав, гав!
Разорвал в клочки рукав:
– Гав, гав!
И штаны короче стали.

Вот и всё.
Потолковали.
Под берёзою в теньке
На собачьем языке…

Что думает котёнок о щенке

Уж этот щенок
И хвастун, и нахал!
Всё лает, как будто
Он вора поймал,
А я хоть и мышку поймаю –
И то
Ни за что
Не залаю!

Объявление

Среди всяких объявлений
На столбе висит листок:

«Для совместных выступлений
Ищет Клоуна Щенок.
Прилагается портрет.
Ожидается ответ».

Почтовая история

Один полярный лётчик
Письмо мне показал:
– Какой печальный почерк! –
Я с ужасом сказал. – И грустные помарки,
И грустный-грустный слог,
И грустный – вместо марки –
Берёзовый листок.
Хоть верьте, хоть не верьте,
Но вот оно само
В берестяном конверте
То самое письмо:
Белые Мишки,
Бедные Мишки!
О Вашем страшном горе
Узнали мы из книжки.
Как сообщает пресса,
Живёте вы без леса,
Одни, на голой льдине,
Где вьюга да мороз,
Где сосен нет в помине,
Ромашек и стрекоз…
О! На этом месте мы громко плачем и не можем писать в рифму.
Мы шлём с приветным словом
Вам пять больших конфет,
На каждой нарисован
Семейный наш портрет.
А также шлём посылку:
Солому на подстилку,
Вязанку хвойных веток,
Валенки для деток,
И напоследок –
Целую колоду липового мёду.
Ваши бурые родственники.

– А что же дальше? – я спросил.
– А вот что, – лётчик пробасил: –
Прошло три месяца с тех пор,
Пришло письмо в сосновый бор.
Бурые Мишки,
Добрые Мишки,
Наши шоколадные
Сестрёнки и братишки.
Как видно на картинке,
У вас кругом ни льдинки,
А только днём и ночью
У вас скрипят леса,
Как порванные в клочья
На мачтах паруса.
И невозможно жарко,
И нам вас очень жалко…
О! На этом месте мы тоже плачем и не можем писать в рифму…
Письмо мы пишем дома
При звёздах у окна.
Спасибо за солому –
Она была вкусна!
И валенки, и валенки
Без дела не лежат,
Мы сделали в них спаленки
Для наших медвежат.
А липкий мёд – ну так хорош,
Им что ни склей – не оторвёшь,
И мы вот эти клеем
Сейчас письмо заклеим.
Мы высылаем пять мешков
Сосулек свежих и снежков,
Мороженую рыбу,
Мороженного – глыбу,
Коньки, моржовые клыки,
Полярной станции флажки
И целую бочку рыбьего жира!
Ваши белые родственники.

– С тех пор, – сказал мне лётчик, –
В бураны и мороз
Мешков, посылок, бочек
Я много перевёз.
И много писем привозил,
А два на память попросил:
Пускай прочтут их в книжке
Девчонки и мальчишки.
И лётчик взял под козырёк:
– Лечу на Север, путь далёк.
Спешу, простите – служба! –
Заторопился он.
Как славно, что у дружбы
Есть верный почтальон!
Как славно, что на свете,
Невзгодам вопреки,
И бурые медведи,
И белые медведи,
И взрослые, и дети
Друг другу так близки!

Разговор с приятелем

Сказал приятель мне: – Прости,
Но что за ерунда
Про всяких птиц и про зверей
Писать в твои года?
Ты всюду видишь чудеса,
Но нет чудес, поверь:
Не может птица говорить,
Дружить со зверем зверь.

И я ему ответил так:
– Ты просто слеп и глух!
Об этом мне вчера сказал
На улице петух.
И это подтвердил пингвин
В присутствии моржих.
А если ты не веришь мне –
Пойди спроси у них.
Но если звери промолчат
Или зевнут в ответ,
То, значит, говорить с тобой
У них охоты нет.

Юхтанова Елена Алексеевна

Учитель начальных классов

Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 3»

г. Комсомольск-на-Амуре

Краевое государственно бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная» (коррекционная) общеобразовательная школа 8 вида №3» г. Комсомольска –на- Амуре.

Тема: Е.Кушак

«Ночное приключение»

2 класс

Подготовила учитель

начальных классов

I кв.к.

Юхтанова Е.А.

г. Комсомольск-на-Амуре

2012 г.

Цель:

    Познакомить с новым произведением;

Образовательная задача:

    Научить детей правильно и осознанно читать стихотворный текст.

Коррекционно-развивающая задача:

    Развивать артикуляционный аппарат через чтение чистоговорок;

    Развивать мышление и слуховое восприятие посредством отгадывания загадки;

    Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи;

    Развивать и обогащать речь через воспроизведения словесного материала через задания: «Соотнеси слова друг с другом»;

    Развивать пространственную ориентацию через работу с картинками;

    Развивать память и внимание через задания: «Сравни снеговиков».

Воспитательная задача:

    Воспитание внимательного отношения к окружающей природе;

    Развитие познавательного интереса.

Оборудование:

Чтение: Учебник для 2 кл. специальных (коррекционных) образоват. учрежд. VIII вида / Авт.-сост. С.Ю.Ильина.- 5-е изд., дораб.-СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2008.-247с.:ил.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Форма урока: традиционная.

Методы обучения: репродуктивный, практический, проблемное изложение.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Межпредметные связи: окружающий мир, математика.

Дифференцированный подход: слабые ученики выполняют задания: «Соотнеси слова друг с другом»; индивидуальное чтение.

Ход урока:

I .Организация урока.

1.Дыхательная гимнастика:

2. Речевая разминка.

К какому уроку приготовились? Как нужно читать? Перед чтением выполним дыхательную гимнастику.

Сделать глубокий вдох через нос, выдыхать. Произнося следующие звуки: и,у,о,е,а,м.

Прочитаем чистоговорки:

Орка-орка-орка-крутая горка.

Ре-ре-ре- санки на горе.

[и] влияет на мозг, зрение,слух;

[е]-на горло; [о]-на сердце;

[у]-на живот;

[а]-на конечности;

[м]-на организм в целом.

II . Проверка домашнего задания.

Как называется произведение, которое мы читали на прошлом уроке? Назовите жанр произведения.

Какое стихотворение по настроению?

Что удивительного происходит на Новый год?

Чтение стихотворения по цепочке.

Полные ответы учеников.

III . Сообщение темы и цели урока.

2.Первичное чтение учителем

стихотворения.

3.Словарная работа:

Чтение слогов со стечением согласных:

4.Работа над стихотворением.

Выборочное чтение.

1.Сегодня на уроке чтения мы познакомимся с новым стихотворением.

Прочитаем название стихотворения:

«Ночное приключение»

Что такое приключение?

Приключение – это происшествие, неожиданный случай в жизни, в похождениях (Словарь русского языка С.И.Ожегов).

Как вы думаете, стихотворение с таким названием будет веселым или грустным?

Отгадайте загадку, и вы узнаете, с кем произошло приключение:

Меня не растили,

Из снега слепили,

Вместо носа ловко,

Вставили морковку.

Глаза – угольки,

Ручки – сучки.

Холодная, большая –

Кто я такая? (Снежная баба).

Чтение учителем. Проверка первичного восприятия.

Понравилось вам стихотворение?

Какое стихотворение: веселое или грустное?

Кто нам рассказывает об этом происшествии?

Что слепили дети из снега?

Дети - дет- во- ра

Какие это слова?

Кон-сер-в-ная банка

сне ска

сле мча

вче дво

шля ста

Дополните слог до слова.

1.Чтение стихотворения хором учащимися.

Как выглядела снежная баба, которую слепили дети? Прочитайте.

Что произошло со снежной бабой, когда дети ушли домой? Прочитайте.

Почему дети не смогли найти снежную бабу, которую слепили? Прочитайте.

(полные ответы детей на вопросы)

Дети слепили из снега снеговика.

Эти слова родственные.

(читает один ученик -потом читают хором)

Физминутка.

Связь с окружающим миром.

Как по- другому можно назвать снежную бабу?

Какой лучше снег подходит для лепки снежной бабы: сухой или мокрый?

Зачем дети лепят снежную бабу? (Это зимние забавы).

Сколько комков снега надо слепить для снежной бабы?

Какие комки по величине? Почему большой ком внизу?

Сегодня из снежного

мокрого кома

Мы снежную бабу

слепили у дома.

Её улыбка так светла!

Два глаза, шляпа, нос, метла.

Но солнце припечет слегка-

Увы! и нет снеговика.

Дети воображают, что лепят снежный ком:

«Рисуют» руками три круга, начиная с маленького.

Широко улыбаются.

Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, дотрагиваются до носа, встают прямо, как бы держа воображаемую метлу.

Медленно приседают.

Разводят руками, пожимают плечами.

8. Закрепление.

Работа с картинками.

1.Работа с 1 частью стихотворения.

Кто на картинке в правом нижнем углу?

Соотнесите правильно слова друг с другом и ответьте на вопрос:

Из чего сделали дети снежную бабу?

ш ляпа палки

н ос мочалка

руки ведро

м етла морковка

коса метла

Проверка. Чтение по цепочке 1 части.

2. Работа со 2 частью стихотворения.

Что вы видите на картинке в верхнем левом углу?

Найдите предложение к этой картинке.

(Ах, как она мчалась с горы ледяной).

Что еще делала снежная баба? Закончите предложения:

Гоняла метлой……(консервную банку).

Ловила шляпой…..(снежинки).

В какое время суток произошло приключение со снежной бабой?

3.Работа с 3 частью стихотворения:

Что вы видите на картинке в нижнем левом углу?

В какое время суток искали дети снежную бабу?

Соотнесите правильно слова друг с другом и ответьте на вопрос:

Что на следующее утро ребята увидели?

в едро возле беседки

м етла на ветке

м орковка посреди двора

мочалка в снегу

Какое настроение было у ребят?

А вам жалко снеговика?

По названию стихотворения вы сказали, что стихотворение будет веселым. Изменилось ли ваше мнение после прочтения стихотворения?

(в начале стихотворение веселое, а в конце- грустное).

Какие строчки вызывают у вас веселое настроение? Прочитайте (Чтение 2 части по цепочке).

Какие строчки вызывают у вас сожаление, грусть? Прочитайте (Чтение 3 части по цепочке).

Ребята, что в этом стихотворении правда, а что вымышленное?

Ответы учеников.

Работу выполняют слабые ученики и составляют предложение: шляпа из…

Снежинки сравнивают с бабочками.

Приключение со снежной бабой произошло ночью.

Дети искали снежную бабу утром.

Ученики выходят к доске, соединяют слова и составляют предложение: Ведро нашли …

Ребята удивились, расстроились.

Развитие внимания.

Сравните двух снеговиков.

(Ученик выходит к доске и называет отличия у снеговиков, используя слова: у снеговика справа …, а у снеговика слева…).

На какую игрушку похож снеговик? (на пирамидку)

Итог урока:

Домашнее задание:

Что понравилось на уроке?

Приложение:

    Чистоговорки:

Орка-орка-орка - крутая горка.

Ре-ре-ре - санки на горе.

    Упражнение: «Соотнеси слова друг с другом».

3.Картинка: «Сравни снеговиков».


Используемые источники:

    Гусарова Н.Н.

Беседы по картинке: Времена года / Худ. И.Ф. Дукк. -2-е издание, переработанное. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. -24с.+ цв. вкладка 16с. – (Сер. «Библиотека программы «Детство»).

2.Нищева Н.В.

Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. – СПб.: ДЕТСТВО –ПРЕСС, 2009.- 64с.

3.Л.П. Уфимцева «Игровые задания по коррекции и развитию познавательных процессов у учащихся с нарушением интеллекта», журнал «Воспитание школьников с нарушением интеллекта» №6, 2003.

Урок чтения и развития речи во 2 классе коррекционной школы направлен на развитие познавательных процессов: речи, памяти, внимания, мышления. Используются разнообразные методы работы: выборочное чтение, работа с иллюстрациями, выполнение заданий на сравнение, установление взаимосвязей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Юхтанова Елена Алексеевна

Учитель начальных классов

Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная» (коррекционная) общеобразовательная школа 8 вида №3» г. Комсомольска –на- Амуре.

Тема: Е.Кушак

«Ночное приключение»

2 класс

Цель:

  1. Познакомить с новым произведением;

Образовательная задача:

  1. Научить детей правильно и осознанно читать стихотворный текст.

Коррекционно-развивающая задача:

  1. Развивать артикуляционный аппарат через чтение чистоговорок;
  2. Развивать мышление и слуховое восприятие посредством отгадывания загадки;
  3. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи;
  4. Развивать и обогащать речь через воспроизведения словесного материала через задания: «Соотнеси слова друг с другом»;
  5. Развивать пространственную ориентацию через работу с картинками;
  6. Развивать память и внимание через задания: «Сравни снеговиков».

Воспитательная задача:

  1. Воспитание внимательного отношения к окружающей природе;
  2. Развитие познавательного интереса.

Оборудование:

Чтение: Учебник для 2 кл. специальных (коррекционных) образоват. учрежд. VIII вида / Авт.-сост. С.Ю.Ильина.- 5-е изд., дораб.-СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2008.-247с.:ил.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Форма урока: традиционная.

Методы обучения: репродуктивный, практический, проблемное изложение.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Межпредметные связи: окружающий мир, математика.

Дифференцированный подход: слабые ученики выполняют задания: «Соотнеси слова друг с другом»; индивидуальное чтение.

Ход урока:

I.Организация урока.

1.Дыхательная гимнастика:

2. Речевая разминка.

К какому уроку приготовились? Как нужно читать? Перед чтением выполним дыхательную гимнастику.

Сделать глубокий вдох через нос, выдыхать. Произнося следующие звуки: и,у,о,е,а,м.

Прочитаем чистоговорки:

Орка-орка-орка-крутая горка.

Ре-ре-ре- санки на горе.

[и] влияет на мозг, зрение,слух;

[е]-на горло; [о]-на сердце;

[у]-на живот;

[а]-на конечности;

[м]-на организм в целом.

II. Проверка домашнего задания.

Как называется произведение, которое мы читали на прошлом уроке? Назовите жанр произведения.

Какое стихотворение по настроению?

Что удивительного происходит на Новый год?

Чтение стихотворения по цепочке.

Полные ответы учеников.

III. Сообщение темы и цели урока.

2.Первичное чтение учителем

стихотворения.

3.Словарная работа:

Чтение слогов со стечением согласных:

4.Работа над стихотворением.

Выборочное чтение.

1.Сегодня на уроке чтения мы познакомимся с новым стихотворением.

Прочитаем название стихотворения:

«Ночное приключение»

Что такое приключение?

Приключение – это происшествие, неожиданный случай в жизни, в похождениях (Словарь русского языка С.И.Ожегов).

Как вы думаете, стихотворение с таким названием будет веселым или грустным?

Отгадайте загадку, и вы узнаете, с кем произошло приключение:

Меня не растили,

Из снега слепили,

Вместо носа ловко,

Вставили морковку.

Глаза – угольки,

Ручки – сучки.

Холодная, большая –

Кто я такая? (Снежная баба).

Чтение учителем. Проверка первичного восприятия.

Понравилось вам стихотворение?

Какое стихотворение: веселое или грустное?

Кто нам рассказывает об этом происшествии?

Что слепили дети из снега?

Дети - дет- во- ра

Какие это слова?

Кон-сер-в-ная банка

сне ска

сле мча

вче дво

Шля ста

Дополните слог до слова.

1.Чтение стихотворения хором учащимися.

Как выглядела снежная баба, которую слепили дети? Прочитайте.

Что произошло со снежной бабой, когда дети ушли домой? Прочитайте.

Почему дети не смогли найти снежную бабу, которую слепили? Прочитайте.

(полные ответы детей на вопросы)

Дети слепили из снега снеговика.

Эти слова родственные.

(читает один ученик -потом читают хором)

Физминутка.

Связь с окружающим миром.

Как по- другому можно назвать снежную бабу?

Какой лучше снег подходит для лепки снежной бабы: сухой или мокрый?

Зачем дети лепят снежную бабу? (Это зимние забавы).

Сколько комков снега надо слепить для снежной бабы?

Какие комки по величине? Почему большой ком внизу?

Сегодня из снежного

мокрого кома

Мы снежную бабу

слепили у дома.

Её улыбка так светла!

Два глаза, шляпа, нос, метла.

Но солнце припечет слегка-

Увы! и нет снеговика.

Дети воображают, что лепят снежный ком:

«Рисуют» руками три круга, начиная с маленького.

Широко улыбаются.

Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, дотрагиваются до носа, встают прямо, как бы держа воображаемую метлу.

Медленно приседают.

Разводят руками, пожимают плечами.

8. Закрепление.

Работа с картинками.

1.Работа с 1 частью стихотворения.

Кто на картинке в правом нижнем углу?

Соотнесите правильно слова друг с другом и ответьте на вопрос:

Из чего сделали дети снежную бабу?

шляпа палки

нос мочалка

руки ведро

метла морковка

коса метла

Проверка. Чтение по цепочке 1 части.

2. Работа со 2 частью стихотворения.

Что вы видите на картинке в верхнем левом углу?

Найдите предложение к этой картинке.

(Ах, как она мчалась с горы ледяной).

Что еще делала снежная баба? Закончите предложения:

Гоняла метлой……(консервную банку).

Ловила шляпой…..(снежинки).

В какое время суток произошло приключение со снежной бабой?

3.Работа с 3 частью стихотворения:

Что вы видите на картинке в нижнем левом углу?

В какое время суток искали дети снежную бабу?

Соотнесите правильно слова друг с другом и ответьте на вопрос:

Что на следующее утро ребята увидели?

ведро возле беседки

метла на ветке

морковка посреди двора

мочалка в снегу

Какое настроение было у ребят?

А вам жалко снеговика?

По названию стихотворения вы сказали, что стихотворение будет веселым. Изменилось ли ваше мнение после прочтения стихотворения?

(в начале стихотворение веселое, а в конце- грустное).

Какие строчки вызывают у вас веселое настроение? Прочитайте (Чтение 2 части по цепочке).

Какие строчки вызывают у вас сожаление, грусть? Прочитайте (Чтение 3 части по цепочке).

Ребята, что в этом стихотворении правда, а что вымышленное?

Ответы учеников.

Работу выполняют слабые ученики и составляют предложение: шляпа из…

Снежинки сравнивают с бабочками.

Приключение со снежной бабой произошло ночью.

Дети искали снежную бабу утром.

Ученики выходят к доске, соединяют слова и составляют предложение: Ведро нашли …

Ребята удивились, расстроились.

Развитие внимания.

Сравните двух снеговиков.

(Ученик выходит к доске и называет отличия у снеговиков, используя слова: у снеговика справа …, а у снеговика слева…).

На какую игрушку похож снеговик? (на пирамидку)

Итог урока:

Домашнее задание:

шляпа палки

нос мочалки

руки ведро

метла морковка

коса метла

ведро возле беседки

метла на ветке

морковка посреди двора

мочалка в снегу

3.Картинка: «Сравни снеговиков».

Используемые источники:

  1. Гусарова Н.Н.

Беседы по картинке: Времена года / Худ. И.Ф. Дукк. -2-е издание, переработанное. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. -24с.+ цв. вкладка 16с. – (Сер. «Библиотека программы «Детство»).

2.Нищева Н.В.

Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. – СПб.: ДЕТСТВО –ПРЕСС, 2009.- 64с.

3.Л.П. Уфимцева «Игровые задания по коррекции и развитию познавательных процессов у учащихся с нарушением интеллекта», журнал «Воспитание школьников с нарушением интеллекта» №6, 2003.