Великая Отечественная война потребовала от народа величайшего напряжения сил и огромных жертв в общенациональном масштабе, раскрыла стойкость и мужество советского человека, способность к самопожертвованию во имя свободы и независимости Родины. В годы войны героизм стал массовым, стал нормой поведения советских людей. Тысячи солдат и офицеров обессмертили свои имена при обороне Брестской крепости, Одессы, Севастополя, Киева, Ленинграда, Новороссийска, в битве под Москвой, Сталинградом, Курском, на Северном Кавказе, Днепре, в предгорьях Карпат, при штурме Берлина и в других сражениях.

За героические подвиги в Великой Отечественной войне звания Героя Советского Союза удостоены свыше 11 тысяч человек (часть - посмертно), из них 104 - дважды, трое - трижды. Среди Героев и дважды Героев Советского Союза больше всего было лётчиков. В начале Великой Отечественной войны, в июле 1941 года, первыми звания Героя Советского Союза были удостоены молодые летчики 158-го истребительного авиационного полка младшие лейтенанты С.И. Здоровцев и П.Т. Харитонов, таранившие под Ленинградом немецкие бомбардировщики, и младший лейтенант М.П. Жуков, сумевший сбить несколько немецких самолетов.

Громя фашистов, отстаивая свободу и независимость Родины, советские летчики на протяжении всей войны проявляли массовый героизм. Наши летчики оказали героическое сопротивление опытному, технически превосходящему противнику в начальный период войны, а в августе 1941 года начали бомбардировки Берлина и других немецких городов. Первый авианалёт на Берлин возглавлял наш земляк, полковник Евгений Николаевич Преображенский. В этом году исполняется 105 лет со дня рождения Евгения Николаевича. О нём сегодня наш рассказ.

Евгений Николаевич Преображенский родился 22 июня (9 по ст. ст.) 1909 года в селе Волокославинское Кирилловского уезда. Родители Евгения были учителями: мать - Анна Дмитриевна преподавала русский язык, отец - Николай Александрович, преподаватель химии, работал директором школы. Николай Александрович был глубоко верующим человеком, поэтому Евгений воспитывался в православных традициях: в его характере мягкость и добродушие соседствовали с твёрдостью и решительностью.

После окончания сельской школы Евгений учился в Череповецком педагогическом техникуме. В 1927 году, с третьего курса техникума по комсомольской путёвке он был призван на службу в Военно-Морской Флот. Затем поступил в военно-морское авиационное училище в Севастополе, которое окончил в 1930 году. Командовал различными авиационными подразделениями.

В середине 1930-х годов в родном селе Е.Н. Преображенского произошли драматические события: был арестован его отец. Николай Александрович не одобрял политику советской власти, протестовал против закрытия сельской церкви. В связи с этим появились трудности по службе и у Евгения Николаевича: он был на грани увольнения из Вооружённых Сил. Спасло Преображенского только то, что он был одним из самых высококлассных и уникальных специалистов в военной авиации.

Во время советско-финляндской войны (30 ноября 1939 - 13 марта 1940) войсковая авиачасть Преображенского вела бомбардировки коммуникаций противника, его береговых баз, портов и аэродромов. За боевые заслуги, мужество и героизм наш земляк в январе 1940 года был награждён орденом Ленина. В июне 1940 года Е.Н. Преображенский был назначен командиром авиаполка Балтийского флота. Тогда же состоялось личное знакомство Евгения Николаевича с наркомом Военно-Морского Флота Н.Г. Кузнецовым. Николай Герасимович просил за отца награждённого лётчика в самых высоких инстанциях. Благодаря этому заступничеству произошло невероятное: прошедшего через застенки НКВД Н.А. Преображенского освободили. Когда Николай Александрович вернулся домой, он долгое время не мог ходить.

22 июня 1941 года командир 1-го бомбардировочного минно-торпедного авиационного полка 8-й авиабригады Балтийского флота полковник Е.Н. Преображенский встретил на своем аэродроме в Прибалтике. Эта часть была укомплектована преимущественно опытными морскими лётчиками, но использовалась в первые дни войны в основном на сухопутном театре военных действий, так как армейское командование практически осталось без своей авиации. Полк, которым командовал Преображенский, уже в конце июня 1941 года нанёс первые удары по аэродромам союзницы фашистской Германии - Финляндии, на которых сосредоточивались соединения немецко-фашистской авиации. Обстановка складывалась тяжёлая. Войска противника получили реальную возможность наступать на Ленинград с юго-запада, а также создали серьёзную угрозу Краснознамённому Балтийскому флоту. Поэтому полк Преображенского нанёс несколько ударов по немецким танковым частям, мотопехоте и живой силе в районе Даугавпилса, ставил минные заграждения у портов и баз противника, участвовал в прикрытии войск Лужской оперативной группы в районе Ленинграда.

Вступив в командование полком, Е.Н. Преображенский одновременно возглавил особую группу, созданную из пяти авиационных эскадрилий 1-го минно-торпедного авиаполка.

В конце июля 1941 года немцы совершили первый авианалёт на Москву. 30 июля 1941 года в расположение полка Преображенского прибыл командующий авиацией ВМФ генерал-лейтенант авиации С.Ф. Жаворонков. Он высказал идею нанесения бомбовых ударов по фашистской столице, чтобы опровергнуть заявления нацистской пропаганды о том, что советская авиация уже перестала существовать.

Е.Н. Преображенский вместе с флагманским штурманом полка П.И. Хохловым приступил к разработке плана налёта на Берлин. (Фото 1) Позднее генерал-лейтенант авиации Пётр Ильич Хохлов вспоминал предысторию полёта на Берлин. В конце июля 1941 года Е.Н. Преображенский и П.И. Хохлов были в Ленинграде, в штабе ВВС фронта, где уточняли взаимодействие морской и сухопутной бомбардировочной авиации. «Возвращаясь ночью в часть, угодили под воздушную тревогу. Пришлось войти под арку ближайшего дома. И здесь произошёл разговор, оставивший горький след в душе лётчиков. Старик, стоявший рядом, и лётчики, не захотевшие спуститься в убежище, наблюдали за бомбёжкой города.

Как же вы, лётчики, - сказал с упрёком старик, - позволяете фашистам бомбить Ленинград? Ваше место не здесь, под аркой, а в воздухе. Была бы у вас хоть капля совести и самолюбия, вы бы им то же самое устроили.

Евгений Николаевич пытался что-то объяснить, но старик сердито повернулся и пошёл к убежищу.

Хоть и несправедлив был упрёк в наш адрес, но возвращались мы домой в скверном настроении, - вспоминал Хохлов. - Евгений Николаевич сказал тогда: «Какое огромное психологическое воздействие производят на людей ночные бомбёжки! Да... В Берлине наши бомбардировщики могли бы навести панику». Я согласился».

Мысль о возможности бомбёжки Берлина зрела с каждым днём. Она подогревалась той ненавистью к врагам, которую испытывали лётчики, возвращаясь с боевых заданий и видя, как фашистские штурмовики на бреющем полёте расстреливали всё живое на дорогах, ведущих к Ленинграду.

Соображения Е.Н. Преображенского и П.И. Хохлова совпали с планом Ставки нанести удар по столице Германии в ответ на варварскую бомбардировку фашистами наших городов.

Верховный Главнокомандующий И.В. Сталин одобрил предложение о возможности нанесения такого удара лётчиками-балтийцами, приказал всё детально разработать и приступить к выполнению. Возглавить операцию было поручено командующему авиацией ВМФ генерал-лейтенанту авиации Семёну Фёдоровичу Жаворонкову. Осуществить этот дерзкий план доверили полковнику Е.Н. Преображенскому.

В первых числах августа 1941 года особая лётная группа Преображенского из-под Ленинграда о скрытно перебазировалась на один из четырёх самых больших островов Моонзундского архипелага - остров Саарема (Эзель). Объяснялось это тем, что с расположенного на острове аэродрома Кагул, тактический радиус самолётов «ДБ-3ф» обеспечивал возможность нанесения бомбовых ударов по Берлину. При этом столицу гитлеровской Германии можно было достать не только с учётом предельного радиуса действия бомбардировщиков авиаполка, но и при условии выполнения полётов только в ночное время суток и только над водной поверхностью.

Интересная деталь: расчёты о возможности полёта наших бомбардировщиков «ДБ-3ф» (с 1942 года этот основной дальний бомбардировщик советских ВВС стал называться ИЛ-4) с аэродрома Кагул до Берлина были произведены Е.Н. Преображенским и П.И.Хохловым ещё до того, как об этом последовал приказ Ставки. Выходило, что полёт до Берлина и обратно, составляя 1760 километров, давал возможность, кроме горючего, брать до тысячи килограммов бомб. Всё это было впоследствии ещё и ещё раз рассчитано, а уже вечером 7 августа 1941 года 13 самолётов несколькими группами взяли курс на Берлин. Условия полёта были тяжелейшими: когда самолёты поднялись до высоты в 6000 метров, температура в кабине упала до 38 градусов ниже нуля, появилось кислородное голодание, но это не могло помешать лётчикам выполнить боевое задание.

В ночь с 7 на 8 августа самолёты были над Берлином. Экипажи рассредоточились и стали выходить на цели. Флагманский самолёт Е.Н. Преображенского бомбил Штеттинский вокзал, где были сосредоточены военные поезда, отправляемые на Восточный фронт. Остальные машины сбросили 750-килограммовые бомбы на другие военно-промышленные объекты фашистской столицы. Противовоздушная оборона противника оказалась застигнутой врасплох стремительным ударом советской авиации. Только когда эскадрилья советских самолётов легла на обратный курс, немецкая зенитная артиллерия открыла огонь. Наши экипажи умело маневрировали, ускользая из лучей прожекторов, из зон зенитного огня. Вокруг флагманского самолёта взрывалось сразу по 30 - 40 снарядов. Но ни один из них не достиг цели, так как экипаж всё время применял противозенитный манёвр, меняя через каждые 30 - 40 секунд направление и высоту полёта. Тридцать минут полета до Штеттина оказались для наших лётчиков нелегкими. Фашистские истребители неистовствовали в воздухе, пытались, во что бы то ни стало, перехватить советские бомбардировщики. И, наверно, поэтому стрелок-радист флагмана Кротенко спешно передал на свой аэродром радиограмму с заранее условленным текстом: «Моё место - Берлин. Задачу выполнил. Возвращаюсь». По инструкции радиограмму нужно было передать с выходом экипажей в море. Но радист решил, что если самолёт собьют, останется неизвестным, был ли экипаж над Берлином или нет, сбили самолёт над целью или на подходе к ней?

Ровно через 6 часов 50 минут после вылета самолёты стали приземляться на родном аэродроме. А ещё через несколько часов И.В. Сталин поздравил лётчиков с выполнением боевого задания. В тот же день, 8 августа Верховный Главнокомандующий подписал приказ № 0265 «О поощрении участников бомбардировки города Берлина». В нём говорилось: «В ночь с 7 на 8 августа группа самолётов Балтийского флота произвела разведывательный полёт в Германию и бомбила город Берлин. Пять самолётов сбросили бомбы над центром Берлина, а остальные на предместья города. Объявляю благодарность личному составу самолётов, участвовавших в полёте. Вхожу с ходатайством в Президиум Верховного Совета СССР о награждении отличившихся. Выдать каждому члену экипажа, участвовавшему в полёте, по 2 тысячи рублей. Впредь установить, что каждому члену экипажа, сбросившему бомбы на Берлин, выдавать по 2 тысячи рублей. Приказ объявить экипажам самолётов, участвовавших в первой бомбёжке Берлина, и всему личному составу 81-й авиадивизии дальнего действия. Народный комиссар обороны И. Сталин».

Утром восьмого августа немецкое радио передало, что предыдущей ночью 150 британских самолётов пытались штурмовать столицу Германии. Далее говорилось, что большая группа самолётов была рассеяна на подступах к столице, но несколько десятков машин всё-таки прорвались. Шесть из них сбиты и упали в черте города. В результате бомбардировки возникли пожары. Лондонская радиостанция «Би-Би-Си» тут же опровергла это сообщение и объявила, что, минувшей ночью, то есть с 7 на 8 августа, из-за плохих метеорологических условий над Британскими островами английские самолёты на Берлин не летали. Сообщение о шести сбитых бомбардировщиках вызвало в Лондоне крайнее недоумение.

А вот сообщение из советской хроники 1941 года: «8 августа совершён первый налёт на Берлин группой бомбардировщиков авиации Краснознамённого Балтийского флота под командованием полковника Е.Н. Преображенского».

П.И. Хохлов вспоминает: «Мы-то знали, в чём дело. Фашистская пропаганда не хотела признаться, что бомбили Берлин советские лётчики. В тот же день на предприятиях Ленинграда прошли митинги, на которых было рассказано о нашей операции. Товарищ Жданов назвал тогда авиацию Балтийского флота, летавшую на Берлин, политической авиацией. Эта операция широко комментировалась во всём мире. Мы же готовились к следующему рейсу на столицу рейха».

За проведение этой важной военно-тактической операции 13 августа 1941 года наш земляк был удостоен звания Героя Советского Союза, с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 530). Указом Президиума Верховного Совета СССР звание Героя Советского Союза было присвоено и П.И. Хохлову. (Фото 2)

Так случилось, что 7 августа, день первой бомбардировки Берлина, стал для Евгения Николаевича днём торжества и днём трагизма одновременно: в этот день похоронили его отца, Николая Александровича. Н.А. Преображенский скоропостижно скончался от сердечного приступа 5 августа 1941 года во время рыбалки прямо в лодке. (Фото 3) Отец не успел узнать об успешном выполнении рискованной и дерзкой операции, которую провёл его сын. Уже через несколько дней после первой бомбёжки Берлина все печатные издания Советского Союза писали об этом подвиге. В кирилловской газете «Ленинское знамя» от 21 августа 1941 года было опубликовано открытое письмо руководства района матери Героя Анне Дмитриевне Преображенской. В нём говорилось: «Вашего сына любит весь советский народ и благодарен Вам за то, что воспитали в Евгении Николаевиче смелость, волю, любовь к Родине. Мужество, умение руководить боевыми операциями обеспечивает ему успех за успехом на благо Родины». (Фото 4)

Целый месяц самолёты из соединения Е.Н. Преображенского совершали налёты на Берлин. Всего авиагруппа полковника Преображенского штурмовала Берлин 10 раз, в налётах участвовало почти 90 бомбардировщиков дальнего действия. (Фото 5) Полёты прекратились лишь после того, как по личному приказу Гитлера аэродром в Кагуле был полностью уничтожен превосходящими силами немецкой авиации группы армии «Север».

О славных подвигах лётчиков полка Преображенского помнили и после Победы. Ежедневная газета ВВС Краснознамённого Балтийского флота «Лётчик Балтики» 18 января 1946 года писала: «С тех пор столица Германии уже не решалась зажигать по вечерам свет на своих улицах. Бомбы Преображенского были первыми предвестниками неумолимого поражения. Он первым потушил огни Берлина». Спустя годы немецкий писатель Олаф Греллер написал: «То, что до сих пор не удавалось и до 1945 года больше уже никому не удастся, совершили лётчики Преображенского: они застали врасплох фашистскую противовоздушную оборону, самую сильную и оснащенную, какая только была в 1941 году». Но все эти отзывы появятся позже, а пока Великая Отечественная война была только в самом начале, и командир 1-го бомбардировочного минно-торпедного авиационного полка Преображенский нёс нелёгкую службу.

При выполнении боевых заданий Евгений Николаевич не раз оказывался в затруднительных положениях, но всегда выходил из них победителем. Во время второго налёта на Берлин один мотор самолёта, который он вёл, отказал вскоре после вылета с аэродрома. Весь полёт от самого моря сопровождался огнем немецких зенитных орудий. Трасса была тяжёлой в навигационном отношении. Но командир полка не отступил от цели. Он довёл самолёт до Берлина и точно сбросил бомбовый груз. Обратно шёл один, отстав от группы. В сообщении ТАСС от 9 августа 1941 года о втором налёте на Берлин указывалось, что один самолёт не вернулся на аэродром и разыскивается. Это был самолёт Преображенского. Но он вернулся на свой аэродром! (Фото 6)

В дневном налёте на финский город Турку самолёт нашего земляка подвергся сильному зенитному огню. На поврежденную прямыми попаданиями и осколками снарядов машину устремились группа вражеских истребителей. Преображенский не стал уходить, а атаковал ближайшего стервятника в лоб. Враги не выдержали неожиданной атаки и рассыпались в разные стороны.

В первую военную зиму на долю Преображенского и его боевого друга Хохлова выпало еще одно нелёгкое испытание: пришлось вести самолёт с подбитым мотором. Штурман Хохлов сбросил бомбы точно на цель. Боевое задание было выполнено. Но домой самолёт не вернулся. Пришлось сесть на болото, вдали от советских войск. Четверо суток без еды, при жестоком морозе, утопая в снегу, пробивались летчики к своим. И пробились... (Фото 7)

После того как 28 августа наши войска оставили город Таллин, подача авиационного топлива и боеприпасов на остров Саарема прекратилась. 5 сентября 1941 года группа Е.Н. Преображенского, в которой оставалось всего несколько исправных самолётов, получила приказ перебазироваться на основной аэродром. Началась тяжёлая защита Ленинграда. Полк наносил мощные бомбовые удары по батареям противника, обстреливающим город, уничтожал боевую технику и живую силу на поле боя, топил боевые корабли в Финском заливе и Балтийском море. Пётр Ильич Хохлов отмечал, что не было ни одного порта, ни одной военно-морской базы в Финском заливе и Балтийском море, а также ни одного железнодорожного узла, аэродрома, важного военного объекта противника, где бы в то тяжкое время не действовал 1-й минно-торпедный авиационный полк во главе со своим прославленным командиром. (Фото 8) «Евгений Николаевич, - писал Хохлов, - своим личным примером увлекал в бой лётный состав. Если обычные лётные экипажи производили, например, в сутки два боевых вылета, то он со своим экипажем стремился сделать три вылета и говорил при этом, что два вылета сделали наши подчинённые, а мы, руководители, должны показывать пример и по количеству вылетов, и по успешности их выполнения».

Е.Н. Преображенский был примером во всём для своих лётчиков. В тяжёлые дни блокады Ленинграда, когда норма выдачи продуктов была предельно уменьшена и для лётного состава, командир полка всегда питался вместе со всем лётным составом, не позволяя повару делать для себя исключение. «Во время обеда в столовой, - замечал П.И. Хохлов, - если видел, что в окна смотрят голодные дети, то половину своего пайка хлеба отдавал им. При этом постоянно говорил: «За все эти страдания детей фашисты заслуживают самой суровой смерти». Его любовь к детям выражалась и в том, что он давал разрешения перевозить попутными боевыми самолётами, идущими на ремонт на тыловые аэродромы, ослабевших от голода ленинградских детей. Можно представить всю глубину трагедии того времени, когда учитель, ставший профессиональным лётчиком, вынужден был давать разрешение перевозить в израненных машинах совершенно обессилевших детей.

О героизме лётчиков полка Е.Н. Преображенского говорят следующие факты. Известно, что на пятый день войны у белорусской деревни Декшени командир эскадрильи 207-го полка капитан Николай Гастелло направил свой горящий самолёт на скопление боевой техники противника. В том же 1941 году подвиг Гастелло повторили лётчики-преображенцы: капитан Василий Алексеевич Гречишников, командир бомбардировщика 1-го минно-торпедного полка ВВС Краснознамённого Балтийского флота, Герой Советского Союза, участник первого полёта нашей авиации на Берлин, девять раз бомбивший фашистскую столицу; старший лейтенант, штурман Александр Иванович Власов; второй пилот Матвей Потапович Семенков; краснофлотец, воздушный стрелок Николай Бураков. 24 октября 1941 года этот экипаж в горящем бомбардировщике нанёс удар по вражеским войскам, двигавшимся к Ленинграду, в районе посёлка Грузино.

За исключительное мужество и героизм личного состава минно-торпедный авиационный полк, которым командовал Преображенский, первым на флоте был удостоен звания гвардейского, это стало признанием заслуг и лётчиков, и командира.

В начале 1942 г. Военный Совет фронта предоставил прославленному лётчику краткосрочный отпуск на родину, где в то время проживали его мать и эвакуированные из Ленинграда жена и дети. Евгений Николаевич в отпущенные ему два дня встретился с семьёй, учениками Кирилловской средней школы, принял участие в работе пленума райкома партии, порадовал семью и товарищей игрой на баяне, подаренном ему мастерами артели «Северный кустарь». Старый мастер гармонной артели А.М. Панов, напутствуя прославленного лётчика, сказал: «Бей крепче фашистов, Евгений, помни: вологодские всегда были достойными защитниками Родины. Дарю тебе баян, изготовленный нами. Баян тоже оружие, и пусть лётчики играют на нём песни, с песнями легче воевать». Впоследствии этот украшенный перламутровой инкрустацией баян - подарок земляков - стал экспонатом Центрального военно-морского музея СССР.

В августе 1942 года Е.Н. Преображенский возглавил 8-ю авиабригаду ВВС Краснознамённого Балтийского флота. И на этой должности он зарекомендовал себя как один из лучших командиров авиасоединений.

Зимой 1942 года Советское Верховное Главное командование разработало и осуществило операцию по прорыву блокады Ленинграда. Авиация Краснознамённого Балтийского флота принимала активное участие в обеспечении прорыва. Торпедоносная авиация соединения, начальником штаба которого был Преображенский, тоже обрушила на врага лавину огня и стали. Она поддерживала атаку войск ударных группировок, подавляла артиллерийские и минометные батареи врага, разрушала опорные пункты, уничтожала авиацию противника в воздухе и на аэродромах. Бомбардировщики буквально висели над немецко-фашистскими войсками.

Весной 1943 года соединение Е.Н. Преображенского участвовало в налётах на Кенигсберг, Тильзит, Инстербург. Торпедоносным полкам была поставлена задача разрушить сетевую преграду бомбами и торпедами и проделать проходы для выхода подводных лодок в Балтийское море. Одновременно самолёты наносили удары по транспортам в Рижском заливе, совершали дальние полёты и охотились за кораблями и транспортами противника.

В апреле 1943 года Евгений Николаевич снова посетил свою родину. Его прибытие на этот раз было необычным. Он посадил самолёт прямо на озеро. Во время короткого отпуска прославленный лётчик встретился с односельчанами, рассказал о боевых делах авиации, призвал трудящихся ещё лучше трудиться во имя победы над фашизмом.

Коллектив артели «Северный кустарь» преподнёс в дар своему отважному земляку баян. В кругу друзей он «опробовал» подарок и не расставался с ним до конца войны. Тогда же, в апреле 1943 года, Е.Н. Преображенский был назначен начальником штаба ВВС Северного флота.

Много боевых подвигов совершили летчики Преображенского в 1944 году. В январе они нанесли сотни ударов по узлам сопротивления и оборонительным полосам противника под Ленинградом. Вражеская блокада города-героя была окончательно ликвидирована.

31 марта 1944 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР генерал-майор Преображенский был удостоен ордена Суворова II степени «за умелое и мужественное руководство боевыми операциями». С сентября 1944 г. он исполнял обязанности командующего ВВС Северного флота. Находясь на этом посту, Е.Н. Преображенский внёс большой вклад в дело защиты своих и союзных коммуникаций, проявил себя талантливым руководителем лётного состава в ходе Петсамо-Киркенесской операции, проведённой в октябре 1944 г. с целью изгнания немецко-фашистских оккупантов из Заполярья.

В 1945 году по планам боевых операций, в разработке которых участвовал Е. Н. Преображенский, авиация Балтийского флота нанесла мощные удары по портам и другим военным объектам противника. Было потоплено 96 транспортных судов, два линейных корабля, три эскадренных миноносца, подводная лодка и шесть сторожевых кораблей. Флаг Германии в Балтийском море был по существу обескровлен.

С апреля 1945 года наш земляк стал первым заместителем командующего ВВС Тихоокеанского флота. Под его руководством в августе 1945 года была осуществлена высадка воздушных десантов в Порт-Артуре (Люйшунь) и Дайрене (Далянь). С февраля 1946 года Е.Н. Преображенский командовал ВВС Тихоокеанского флота, а с февраля 1950 года он возглавил авиацию Военно-Морского Флота СССР. (Фото 9) Находясь на этой должности в течение одиннадцати лет, Евгений Николаевич проделал большую работу по развитию и совершенствованию авиации ВМФ. В 1951 году ему было присвоено воинское звание «генерал-полковник авиации». (Фото 10) В 1962 году генерал-полковник Е.Н. Преображенский был назначен военным консультантом Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР.

Скончался Евгений Николаевич 29 октября 1963 года, похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. На его могиле установлен обелиск, на барельефе которого изображены крутые морские волны под голубым небом. Это символ дружбы отважного человека с небом и морем. (Фото 11,12)

Заслуги Е.Н. Преображенского перед Родиной высоко оценены государством. Он награждён тремя орденами Ленина, пятью орденами Красного Знамени, орденами Суворова II степени, Красной Звезды многими медалями, а также орденом КНДР.

Имя Героя присвоено 33-му Центру боевого применения и переучивания лётного состава морской авиации. В его честь назван один из сейнеров Калининградской базы тралового флота и самолёт ТУ-142М вологодского гарнизона Федотово. На здании Череповецкого государственного университета, в честь Е.Н. Преображенского, установлена мемориальная доска. Имя Е.Н. Преображенского носят улицы в Череповце, Кириллове Вологодской области, Всеволожске Ленинградской области, Пестово Новгородской области, Светлогорске Калининградской области.

В селе Волокославинское Кирилловского района Вологодской области в 1975 году установлен бюст Героя, а школе, в которой учился Евгений Николаевич, присвоено его имя. (Фото 13) В школе был организован музей Е.Н. Преображенского, в котором за многие годы накопился богатый материал об этом человеке. За время существования школьного музея к краеведческой и исследовательской деятельности было привлечено несколько поколений учащихся. Их работы неоднократно признавались лучшими на областных краеведческих конференциях. Безусловно, основные экспонаты музея связаны с подвигом Е.Н. Преображенского и историей 1-го минно-торпедного полка. За годы Великой Отечественной войны 33 лётчика из 128 человек среднесписочного количества полкового лётного состава были удостоены звания Героя Советского Союза. Четыре экипажа этого полка направили свои горящие самолёты на скопление фашистских войск и техники.

Усилия учителей и учащихся Волокославинской школы направленные на сохранение и развитие школьного музея не остаются незамеченными. За создание и дальнейшую плодотворную работу этого музея бывший директор Волокославинской школы В.Д. Макина и общественный руководитель музея В.А. Макин в 2009 году награждены медалями «90 лет морской авиации России».

В июне 2009 года исполнилось сто лет со дня рождения Е.Н. Преображенского. Торжественные акции, посвящённые этой знаменательной дате, прошли в Москве, Вологде и многих других городах, так или иначе связанных с его именем. 22 июня в Москве в официальной обстановке прошли мероприятия, посвящённые 100-летию Героя Советского Союза, генерал-полковника авиации Е.Н. Преображенского. В них принимал участие помощник главы района А.Н. Иванов. Алексей Николаевич вместе с и.о. руководителя представительства Вологодской области в Москве и офицерами штаба авиации ВМФ России возложил цветы к могиле знаменитого земляка на Новодевичьем кладбище, а также землю, привезённую в Москву специально от дома Е.Н. Преображенского в с. Волокославинском. У здания штаба авиации ВМФ России в этот день состоялся митинг и открытие мемориальной доски, увековечивающей память о подвиге Е.Н. Преображенского и его заслугах перед Родиной.

В этот же день в Кириллове, на доме № 6 по улице Преображенского была открыта мемориальная доска. На митинге, посвящённом этому событию, была кратко представлена биография Евгения Николаевича, рассказано о подвиге, который он совершил в самое тяжёлое для страны время. Право торжественно открыть мемориальную доску, было предоставлено почётному гражданину Кириллова Владимиру Михайловичу Кузьмину.

На родине Е.Н. Преображенского, 100-летний юбилей самого известного морского лётчика нашей страны отмечался особенно. 23 июня 2009 года торжественные мероприятия собрали в старинном с. Волокославинское около полутора тысяч человек. (Фото 14, 15) На митинге у памятника Герою выступили глава района С.В. Усов, заместитель главы Николоторжского поселения Н.Ю. Швецова, помощник губернатора области, а в прошлом военный лётчик В.М. Бабкин. Житель села Н.С. Логинов прочитал стихи собственного сочинения, посвящённые Герою. Особую торжественность мероприятию придавало присутствие делегации морских лётчиков из гарнизона Федотово. (Фото 16) В течение всего дня в Волокославинской школе были гостеприимно распахнуты двери музея Е.Н. Преображенского. Кульминацией праздника должно было стать объявленное ранее авиационное шоу, посмотреть которое собрались люди со всего района. Но зрители смогли увидеть полёт только одного самолёта. Ровно в 18 часов в облаках показался силуэт тяжёлого самолёта. ТУ - 142, пилотируемый морскими лётчиками из вологодского гарнизона Федотово прошёл на предельно малой высоте, развернулся и ещё раз пролетел над селом. К сожалению ни другие самолёты, ни парашютисты в небе над селом не появились. Тем не менее, все были под впечатлением от пролетевшего на малой высоте бомбардировщика… Закончились торжественные митинги, отзвучали слова восхищения и благодарности, посвящённые нашему прославленному земляку, жизнь вошла в будничное русло.

Прошло пять лет с большой юбилейной даты, и хочется надеяться, что кирилловцы чтят память о Евгении Николаевиче Преображенском и его подвиге несмотря на дни и даты. Ведь с годами не меркнет боевая слава героев — живых и павших в жестоких схватках с врагом. В их подвигах встают перед нами высоты патриотического духа, открываются глубины пламенных сердец.

Н.Г. Кузьмичёва, методист отдела по работе с посетителями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Буров А.В. Твои герои, Ленинград. 2-е изд. Ленинград, 1970.

2. Варганов Ю.В. и др. Военно-морская академия на службе Отечеству. Можайск, 2001.

3. Варюхичев А.Г. Слово о граде Кириллове. Архангельск, 1985.

4. Ветераны Великой Отечественной войны. Вологодская область. Кирилловский район. Кирилов, 2004.

5. Виноградов Ю.А. Операция «Б». Москва, 1992.

6. Военно-морская академия. 2-е изд., испр. и доп. Ленинград, 1991.

7. Вологодская энциклопедия. Вологда, 2006.

8. Выдающиеся вологжане. Вологда, 2005.

9. Газета «Ленинское знамя» за 1941 год.

10. Газета «Новая жизнь» № 48, 50, 51 за 2009 год.

11. Герои войны. Таллин, 1984.

12. Герои огненных лет. Очерки о москвичах — Героях Советского Союза. Вып. 2. Москва, 1976.

13. Герои седой Балтики. Ленинград, 1965.

14. Герои Советского Союза. Т. 2. Москва, 1988.

15. Герои Советского Союза Военно-Морского Флота. 1937-1945. Москва, 1977.

16. Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь. Москва, 1988.

17. Звезды не меркнут. 3-е изд. Калининград, 1982.

18. Золотые звёзды вологжан. Архангельск, 1985.

19. Интернет-сайт «Военная литература»: militera.lib.ru

20. Интернет-сайт flot.com

21. Интернет-сайт otvoyna.ru

22. Меркурьев В.И. Небо зовёт. Архангельск, 1972.

23. Словарь биографический морской. Санкт-Петербург, 2000.

24. Федин И.Д. Крылья над морем // Морской сборник, №7, 2001.

25. Хохлов П.И. Над тремя морями. Ленинград, 1988.

СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ

1. Е.Н. Преображенский и П.И. Хохлов разрабатывают план налёта на Берлин.

2. Герой Советского Союза, полковник Е.Н. Преображенский. Рисунок неизвестного художника.

3. Похороны Н.А. Преображенского, отца Евгения Николаевича. Мать, А.Д. Преображенская - стоит в центре, слева от неё - невестка, жена Е.Н. Преображенского. 7 августа 1941 года.

4. Газетные статьи о Е.Н. Преображенском.

5. Экипаж Е.Н. Преображенского

6. Самолёт Е.Н. Преображенского.

7. Экипаж Е.Н. Преображенского готовиться к вылету.

8. Е.Н. Преображенский.

9. Е.Н. Преображенский. 1949 год.

10. Е.Н. Преображенский, генерал-полковник авиации.

11. На могиле Е.Н. Преображенского.

12. Памятник Е.Н. Преображенскому на Новодевичьем кладбище в Москве.

14. Митинг в честь 100-летия Е.Н. Преображенского.

15. На митинге в честь 100-летия Е.Н. Преображенского. с. Волокославинское 23 июня 2009 года.

16. Школьники в почётном карауле у бюста Е.Н. Преображенского. с Волокославинское 23 июня 2009 года.

, СССР

Принадлежность

СССР СССР

Род войск Годы службы Звание

: неверное или отсутствующее изображение

генерал-полковник авиации Сражения/войны Награды и премии

иностранные награды

Евге́ний Никола́евич Преображе́нский (9 июня - 29 октября ) - участник Великой Отечественной войны , генерал-полковник авиации, Герой Советского Союза . Лично командовал флагманским экипажем при первой бомбардировке Берлина летом 1941 года самолётами 8-й авиадивизии дальнего действия.

Биография

Евгений Николаевич Преображенский родился 9 (22) июня 1909 года в селе Волокославинское Новгородской губернии (ныне Кирилловский район Вологодской области) в семье сельских учителей Николая Александровича Преображенского (1882-1941) и Анны Дмитриевны Преображенской, урождённой Деловой (1886-1967). Учился в Череповецком педагогическом техникуме.

После налётов домохозяйки Берлина, уже в самом начале войны, писали своим мужьям на фронт подобные письма :

Дорогой мой Эрнст! Война с Россией уже стоит нам многих сотен тысяч убитых. Мрачные мысли не оставляют меня. Последнее время ночью к нам прилетают бомбардировщики. Всем говорят, что бомбили англичане, но нам точно известно, что в эту ночь нас бомбили русские. Они мстят за Москву. Берлин от разрывов бомб сотрясается… И вообще скажу тебе: с тех пор как появились над нашими головами русские, ты не можешь представить, как нам стало скверно. Родные Вилли Фюрстенберга служили на артиллерийском заводе. Завода больше не существует! Родные Вилли погибли под развалинами. Ах, Эрнст, когда русские бомбы падали на заводы Симменса, мне казалось, всё проваливается сквозь землю. Зачем вы связались с русскими?

Всего авиагруппа Е. Н. Преображенского штурмовала Берлин 10 раз, последний вылет состоялся 4 сентября 1941 года.

24 августа 1945 года генерал-лейтенант Е. Н. Преображенский командовал авиавысадкой в Порт-Артуре, лично принимая в ней участие.

С 1950 по 1962 год Е. Н. Преображенский - командующий авиацией ВМФ СССР .

Память

  • Именем Е. Н. Преображенского названы улицы в городах Вологда , Череповец , Кириллов Вологодской области, посёлке Сафоново Мурманской области, городе Пестово Новгородской области.
  • В селе Волкославинское Кирилловского района Вологодской области установлен бюст Е. Н. Преображенского.
  • Имя Е. Н. Преображенского присвоено самолёту Ту-142 М авиабазы Кипелово .
  • Именем Е. Н. Преображенского был назван 33-й Центр боевого применения и переучивания лётного состава авиации ВМФ СССР в городе Николаеве .
  • Именем Е. Н. Преображенского был назван пассажирский теплоход. Изначально теплоход работал в Сухонском речном пароходстве (Вологда). Участвовал в съемках фильма «И снова Анискин » в 1978 году.

Напишите отзыв о статье "Преображенский, Евгений Николаевич"

Примечания

Литература

  • Виноградов Ю. А. Под крыльями - Берлин. - М .: ТЕРРА - КНИЖНЫЙ КЛУБ, 2005. - 384 с. - ISBN 5-275-01282-9
  • Выдающиеся вологжане: Биографические очерки / Ред. совет «Вологодская энциклопедия». - Вологда: Русь, 2005. - 568 с. - С. 92-96. - ISBN 5-87822-271-X
  • Мирошниченко Г. И. Гвардии полковник Преображенский. - М .: Военмориздат, 1943. - 88 с.

Ссылки

. Сайт «Герои Страны ».

  • . Фотография из архива редакции фронтовой краснофлотской газеты «За Сталина!», издававшейся в годы Великой Отечественной войны на Ленинградском фронте.

Отрывок, характеризующий Преображенский, Евгений Николаевич

Князь Андрей ничего не говорил с Тушиным. Они оба были и так заняты, что, казалось, и не видали друг друга. Когда, надев уцелевшие из четырех два орудия на передки, они двинулись под гору (одна разбитая пушка и единорог были оставлены), князь Андрей подъехал к Тушину.
– Ну, до свидания, – сказал князь Андрей, протягивая руку Тушину.
– До свидания, голубчик, – сказал Тушин, – милая душа! прощайте, голубчик, – сказал Тушин со слезами, которые неизвестно почему вдруг выступили ему на глаза.

Ветер стих, черные тучи низко нависли над местом сражения, сливаясь на горизонте с пороховым дымом. Становилось темно, и тем яснее обозначалось в двух местах зарево пожаров. Канонада стала слабее, но трескотня ружей сзади и справа слышалась еще чаще и ближе. Как только Тушин с своими орудиями, объезжая и наезжая на раненых, вышел из под огня и спустился в овраг, его встретило начальство и адъютанты, в числе которых были и штаб офицер и Жерков, два раза посланный и ни разу не доехавший до батареи Тушина. Все они, перебивая один другого, отдавали и передавали приказания, как и куда итти, и делали ему упреки и замечания. Тушин ничем не распоряжался и молча, боясь говорить, потому что при каждом слове он готов был, сам не зная отчего, заплакать, ехал сзади на своей артиллерийской кляче. Хотя раненых велено было бросать, много из них тащилось за войсками и просилось на орудия. Тот самый молодцоватый пехотный офицер, который перед сражением выскочил из шалаша Тушина, был, с пулей в животе, положен на лафет Матвевны. Под горой бледный гусарский юнкер, одною рукой поддерживая другую, подошел к Тушину и попросился сесть.
– Капитан, ради Бога, я контужен в руку, – сказал он робко. – Ради Бога, я не могу итти. Ради Бога!
Видно было, что юнкер этот уже не раз просился где нибудь сесть и везде получал отказы. Он просил нерешительным и жалким голосом.
– Прикажите посадить, ради Бога.
– Посадите, посадите, – сказал Тушин. – Подложи шинель, ты, дядя, – обратился он к своему любимому солдату. – А где офицер раненый?
– Сложили, кончился, – ответил кто то.
– Посадите. Садитесь, милый, садитесь. Подстели шинель, Антонов.
Юнкер был Ростов. Он держал одною рукой другую, был бледен, и нижняя челюсть тряслась от лихорадочной дрожи. Его посадили на Матвевну, на то самое орудие, с которого сложили мертвого офицера. На подложенной шинели была кровь, в которой запачкались рейтузы и руки Ростова.
– Что, вы ранены, голубчик? – сказал Тушин, подходя к орудию, на котором сидел Ростов.
– Нет, контужен.
– Отчего же кровь то на станине? – спросил Тушин.
– Это офицер, ваше благородие, окровянил, – отвечал солдат артиллерист, обтирая кровь рукавом шинели и как будто извиняясь за нечистоту, в которой находилось орудие.
Насилу, с помощью пехоты, вывезли орудия в гору, и достигши деревни Гунтерсдорф, остановились. Стало уже так темно, что в десяти шагах нельзя было различить мундиров солдат, и перестрелка стала стихать. Вдруг близко с правой стороны послышались опять крики и пальба. От выстрелов уже блестело в темноте. Это была последняя атака французов, на которую отвечали солдаты, засевшие в дома деревни. Опять всё бросилось из деревни, но орудия Тушина не могли двинуться, и артиллеристы, Тушин и юнкер, молча переглядывались, ожидая своей участи. Перестрелка стала стихать, и из боковой улицы высыпали оживленные говором солдаты.
– Цел, Петров? – спрашивал один.
– Задали, брат, жару. Теперь не сунутся, – говорил другой.
– Ничего не видать. Как они в своих то зажарили! Не видать; темь, братцы. Нет ли напиться?
Французы последний раз были отбиты. И опять, в совершенном мраке, орудия Тушина, как рамой окруженные гудевшею пехотой, двинулись куда то вперед.
В темноте как будто текла невидимая, мрачная река, всё в одном направлении, гудя шопотом, говором и звуками копыт и колес. В общем гуле из за всех других звуков яснее всех были стоны и голоса раненых во мраке ночи. Их стоны, казалось, наполняли собой весь этот мрак, окружавший войска. Их стоны и мрак этой ночи – это было одно и то же. Через несколько времени в движущейся толпе произошло волнение. Кто то проехал со свитой на белой лошади и что то сказал, проезжая. Что сказал? Куда теперь? Стоять, что ль? Благодарил, что ли? – послышались жадные расспросы со всех сторон, и вся движущаяся масса стала напирать сама на себя (видно, передние остановились), и пронесся слух, что велено остановиться. Все остановились, как шли, на середине грязной дороги.
Засветились огни, и слышнее стал говор. Капитан Тушин, распорядившись по роте, послал одного из солдат отыскивать перевязочный пункт или лекаря для юнкера и сел у огня, разложенного на дороге солдатами. Ростов перетащился тоже к огню. Лихорадочная дрожь от боли, холода и сырости трясла всё его тело. Сон непреодолимо клонил его, но он не мог заснуть от мучительной боли в нывшей и не находившей положения руке. Он то закрывал глаза, то взглядывал на огонь, казавшийся ему горячо красным, то на сутуловатую слабую фигуру Тушина, по турецки сидевшего подле него. Большие добрые и умные глаза Тушина с сочувствием и состраданием устремлялись на него. Он видел, что Тушин всею душой хотел и ничем не мог помочь ему.
Со всех сторон слышны были шаги и говор проходивших, проезжавших и кругом размещавшейся пехоты. Звуки голосов, шагов и переставляемых в грязи лошадиных копыт, ближний и дальний треск дров сливались в один колеблющийся гул.
Теперь уже не текла, как прежде, во мраке невидимая река, а будто после бури укладывалось и трепетало мрачное море. Ростов бессмысленно смотрел и слушал, что происходило перед ним и вокруг него. Пехотный солдат подошел к костру, присел на корточки, всунул руки в огонь и отвернул лицо.
– Ничего, ваше благородие? – сказал он, вопросительно обращаясь к Тушину. – Вот отбился от роты, ваше благородие; сам не знаю, где. Беда!
Вместе с солдатом подошел к костру пехотный офицер с подвязанной щекой и, обращаясь к Тушину, просил приказать подвинуть крошечку орудия, чтобы провезти повозку. За ротным командиром набежали на костер два солдата. Они отчаянно ругались и дрались, выдергивая друг у друга какой то сапог.
– Как же, ты поднял! Ишь, ловок, – кричал один хриплым голосом.
Потом подошел худой, бледный солдат с шеей, обвязанной окровавленною подверткой, и сердитым голосом требовал воды у артиллеристов.

Евгений Николаевич Преображенский - Герой Советского Союза, лётчик, генерал-полковник авиации, участник бомбардировок Берлина в августе 1941 года.

Е.Н. Преображенский родился 9 июня 1909 года в селе Волокославинское. Рос и воспитывался в семье учителей. Николай Александрович Преображенский, его отец, был директором школы, учителем физики. Мать, Анна Дмитриевна, - учительница русского языка и литературы.

После окончания Волокославинской школы Евгений Николаевич учился в Череповецком педагогическом техникуме. В 1927 году по комсомольской путевке он был призван служить в Военно-Морской Флот. В 1930 году окончил военно-морское авиационное училище в Севастополе, а в 1933 - курсы усовершенствования начсостава при Военно-воздушной инженерной академии. Командовал авиационными подразделениями. Во время советско-финляндской войны (30 ноября 1939 - 13 марта 1940) войсковая авиачасть Преображенского вела бомбардировки коммуникаций противника, его береговых баз, портов и аэродромов. За боевые заслуги, мужество и героизм Евгений Николаевич в январе 1940 года был награждён орденом Ленина.

22 июня 1941 года командир 1-го бомбардировочного минно-торпедного полка Балтийского флота полковник Е.Н. Преображенский встретил на своем аэродроме в Прибалтике. Полк, которым он командовал, уже в конце июня 1941 года нанёс первые удары по аэродромам союзницы фашистской Германии - Финляндии. Затем его авиационная часть нанесла несколько ударов по немецким танковым частям, мотопехоте и живой силе противника в районе Даугавпилса, участвовала в прикрытии войск Лужской оперативной группы в районе Ленинграда. 30 июля 1941 года в расположение полка прибыл командующий авиацией ВМФ генерал-лейтенант авиации С.Ф. Жаворонков, который высказал идею нанесения бомбовых ударов по фашистской столице, чтобы опровергнуть заявления нацистской пропаганды о том, что советская авиация уже перестала существовать. Полку Преображенского было дано задание: "Долететь до городов Германии, если можно до Берлина и доказать, что русская авиация не погибла и может наносить сокрушительные удары". Из-под Ленинграда летчики полковника Преображенского скрытно переправились на остров Саарема (Эстония), где в Кагуле базировался замаскированный аэродром.

И вот в ночь с 7 на 8 августа 1941 года 13 бомбардировщиков взяли курс на Берлин. Это были мужественные лётчики, которые летели в очень сложных условиях. В кабине самолета не хватало кислорода, из-за большой высоты полёта, мороз в кабине 40-42 градуса, от низкого давления у лётчиков текла кровь из носа и ушей. Первый раз лётчики разбомбили два военных завода, электростанцию, вокзал. Операция была внезапной, немецкие зенитные пушки били без цели, на пути лётчиков встречались аэростаты, которые сбивают самолёты с пути. И в эту ночь все лётчики вернулись на свою базу живыми и невредимыми. Лётчики летали на города Германии и Берлин целый месяц. 13 августа был издан Указ о присвоении 5 лётчикам, в том числе и командиру Е.Н. Преображенскому, звания Героя Советского Союза. Евгений Николаевич прошёл славный путь от простого лётчика до генерал-полковника авиации. Е.Н. Преображенский награждён тремя орденами Ленина, пятью орденами Красного Знамени, орденами Суворова второй степени и Красной звезды и многими медалями.

В 1974 году Волокославинской школе присвоено имя Е.Н. Преображенского. В 1975 году в школе в торжественной обстановке установлен барельеф Е.Н. Преображенского, а также мемориальная доска на доме, где провёл своё детство герой. В 1976 году состоялось открытие школьного музея. В 1979 году был установлен бюст Е.Н. Преображенскому. В 2009 году в посёлке Федотово самолёту 73 авиационной эскадрильи было присвоено почётное наименование ТУ-142 МК(МР) "Евгений Преображенский".

Евгений Николаевич скончался в 1963 году. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Анатолий Васильевич Виноградов родился в деревне Куракино. Один из первых лётчиков Кирилловского района, в годы Великой Отечественной войны. Командовал эскадрильей "ночных" бомбардировщиков, работал лётчиком-инструктором, подготовил несколько лётчиков - Героев Советского Союза. Имеет восемь правительственных наград.

Дмитрий Степанович Делов с 1883 года является директором Волокославинского реального училища. За время его работы училище стало лучшим в уезде, было построено новое здание.

Владимир Михайлович Брюшинин - учёный, участник запуска первых отрядов космонавтов, более десяти лет работал на кафедре Московского энергетического института.

В.М. Брюшинин родился в деревне Дорогуша, что вблизи села Волокославино, в 1931году. Большую роль в деле воспитания Владимира Михайловича сыграли родители: мать - Анна Ивановна, отец - Михаил Никанорович воспитывали своим праведным образом жизни и примером. В 1941 году, когда Владимиру Михайловичу было 11 лет, приходилось работать в колхозе, заменять тех, кто ушел на фронт: быть «погонщиком» лошади в конной молотилке, в 13 лет встать за плуг. Но эта суровая пора выработала те качества, которые присущи военному поколению: качества взаимовыручки, взаимопомощи, величайшего патриотизма. Время во многом определило выбор будущей профессии. Сначала Владимир Михайлович поступил в Ленинградское артиллерийское подготовительное училище, а затем продолжил учебу в артиллерийском училище в г. Калининграде. Учась здесь, Владимир Михайлович выбирает свою будущую профессию инженера–ракетчика и со второго курса направляется в Ростовское высшее артиллерийское инженерное училище, созданное и предназначенное для подготовки инженеров – ракетчиков. Во время учебы, в 1921 году Владимиру присваивается офицерское звание- лейтенант.

После окончания Ростовского училища Владимир Михайлович Брюшинин из предлагаемых ему мест будущей службы выбрал создаваемый в Казахстане научно-испытательный полигон, предназначенный для испытаний впервые разрабатываемой межконтинентальной баллистической ракеты. Полигон стал в последствии космодромом Байконур. Общее руководство осуществлял главный конструктор ОКБ-1 Королёв Сергей Павлович. В качестве сотрудника отдела автономных испытаний в должности инженер-капитана в течение 10 лет (1955 по 1965 годы) Брюшинин В.М. работает под его руководством. Испытания длятся неделями, при этом рабочий день у испытателя 12-14 часов, порой круглосуточно, без выходных дней. Ведение испытаний связано с большим объемом данных технического и научного характера. Испытания - работа творческая и высоко интеллектуальная. А испытатели – полноправные создатели ракеты. При работе по космической программе Владимиру Михайловичу приходилось в той или иной мере самому общаться с Главными Конструкторами, их заместителями, видными специалистами и учёными научных учреждений.

С космодрома Байконур Владимир Михайлович поступил в адъюнктуру при Ленинградской военно-инженерной академии. В 1968г. ему присвоена ученая степень кандидата технических наук, несколькими годами позже занимал должность старшего научного сотрудника. С 1968г. по 1978г. служил в Центре управления космическими средствами, в котором некоторое время заместителем командира был Герман Степанович Титов. Более десяти лет Владимир Михайлович работал на кафедре Московского энергетического института, которая взаимодействует с НИИ космического приборостроения.

Валентин Александрович Хропов - лётчик, награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны, двумя медалями «За боевые заслуги», присутствовал при взлете Ю.А. Гагарина и Г.С. Титова

В.А. Хропов родился в деревне Сяминская в 1925 году. По окончании первой четверти девятого класса его призвали в ряды Красной Армии. Он был отобран в авиацию. После принятия военной присяги Валентин Александрович служил в городе Свободном в третьем запасном стрелковом полку второй Дальневосточной Краснознаменной Армии. В апреле 1944 году был зачислен курсантом в тридцатый учебно-тренировочный отряд ГВФ в городе Хабаровске. В 1944 году Валентин Александрович

Был зачислен в третий авиаполк первой авиатранспортной дивизии ГВФ. В ноябре того же года он закончил учебу стрелком-радистом, получил звание сержанта. Летом на американском «Дугласе» воевал в составе четвертой воздушной армии на втором Белорусском фронте. За шесть оставшихся месяцев войны он совершил 125 самолетовылетов на линию фронта. За отличную службу он награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны, двумя медалями «За боевые заслуги». В декабре 1946 года Хропов Валентин Александрович получил назначение в отряд ВВСМВО города Москвы.

Валентин Александрович был очевидцем запуска космических ракет. В 1961 году доставлял из Москвы на Байконур Высшее Военное руководство, присутствовал при взлете Ю.А. Гагарина и Г.С. Титова. Валентин Александрович в составе экипажа летал на Байконур вплоть до 1964 года, пока не уволился из армии. За 20 лет нелегкой службы он освоил 4 типа самолета. Валентин Александрович скончался в 2008 году.

Николай Васильевич Разин родился в 1904 году в деревне Верхняя-Гора. Николай Васильевич широко известен научно-технической общественности России и за рубежом как видный строитель крупных комплексных гидроузлов. В 1949-1953 годах он строит Цимлянскую ГЭС. С 1953 года по 1957 является главным инженером-строителем Куйбышевского гидроузла, ныне Волжской ГЭС. С 1956 года по 1963 Николай Васильевич состоял действительным членом Академии строительства и архитектуры СССР. Проектировал Асуанскую плотину в Египте. В 1964 году ему присуждена ученая степень доктора технических наук и присвоено звание «Заслуженный строитель РСФСР». 9 августа 1958 года за успешное строительство Куйбышевского гидроузла Николаю Васильевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда. 26 ноября 1968 года общим собранием Академии наук СССР был избран в числе других ученых членом-корреспондентом Академии наук СССР на отделение физико-технических проблем энергетики. Николай Васильевич скончался в 1983 году.

Николай Павлович Анунин родился в 1903 году в деревне Лариково. Окончил Волокославинскую школу в 1921 году. Николай Васильевич является доктором сельскохозяйственных наук, учёный-лесовод, академик ВАСХНИЛ, профессор, член постоянного лесного комитета, член-корреспондент АН Финляндии.

Спирин Владимир Васильевич родился в 1937 году в городе Благовещенск, но всё своё детство провёл в деревне Жилино, находящейся недалеко от села Волокославинского. Владимир Васильевич - доцент ВИРО (Вологодский институт развития образования), автор многих учебников по географии Вологодской области, заслуженный учитель России, живёт в городе Вологда.

Георгий Алексеевич Розанов родился в деревне Кожевино в 1901 году. Георгий Алексеевич - полковник, был заместителем начальника одного из отделов Министерства обороны СССР, участник ВОВ. Один из инициаторов создания музея Е.Н. Преображенского. Скончался в 1977 году в Москве.

Василий Петрович Спирин - участник Великой Отечественной войны и Русско-Японской войны, с 1954 года - проректор ВГПИ по заочному обучению, доцент. Скончался в 1965 году в городе Вологда.

Николай Сергеевич Бобров-Новгородский - писатель, более чем за 30 лет литературной деятельности создал свыше двадцати книг.

Николай Сергеевич Бобров родился 11 (23) октября 1892 года в селе Волокославинском Кирилловского уезда Новгородской губернии (ныне – Кирилловский район Вологодской области). В первую мировую войну был призван на фронт, с 1917 года служил в Первом авиаполку, расквартированном в Гатчине под Петроградом. В 1926 – 1933 годах был (с перерывами в 1930 – 1931 годах, когда работал в Москве) специальным корреспондентом журнала «Самолет» в Германии, затем стал профессиональным писателем, печатавшимся как под своим именем «Н.С. Бобров», так и под псевдонимом «Н.С. Бобров-Новгородский». С 1933 года постоянно жил в Москве. За 30 лет литературной деятельности Николаем Сергеевичем создано более 20 книг, посвященных авиации. Лучшая из них – повесть «Сокол» – о русском авиаторе П.Н. Нестерове, вышедшая в 1954 году, была удостоена Государственной премии СССР за лучшую книгу для юношества. Н.С. Бобров был знаком со многими выдающимися писателями: М.А. Волошиным, А.С. Грином, Ю.К. Олешей, авиаконструкторами О.К. Антоновым и С.В. Ильюшиным, летчиками И.В. Михеевым, М.М. Громовым, Е.Н. Преображенским, М.Т. Слепневым, адмиралом Н.Г. Кузнецовым. Особенно тесная дружба связывала Николая Сергеевича с Александром Степановичем Грином, воспоминания о котором, подготовленные к печати внуком Н.С. Боброва В.Б. Кудриным, опубликованы в журнале «Наука и Религия», 1993, № 9, С. 46 – 47. 23 июня 1941 года Николай Сергеевич был командирован Наркомом Военно-морских сил Н.Г. Кузнецовым на Северный фронт, где был назначен главным редактором газеты «На страже Заполярья». В конце 1941 года в помещение редакции попала бомба. Николай Сергеевич был тяжело контужен и отправлен в Москву. Живя в Москве, в последние годы жизни Н.С. Бобров часто приезжал в родные места. В 1957 – 1958 годах он работал над книгой «В сердце Руси Северной», фактически возобновившей насильственно прерванную на сорок лет литературу по краеведению. Казалось бы, тематически последняя книга никак не связана с предыдущими, отображающими жизнь летчиков, становление отечественной авиации. Вместе с тем, ее связывает со всем творчеством Н.С. Боброва глубокая любовь к России, к своему талантливому народу. Николай Сергеевич Бобров умер в Москве 10 апреля 1959 года, а летом того же года Вологодское книжное издательство выпустило книгу в свет. В 1984 году одна из улиц Кириллова, по ходатайству учащихся средней школы, названа именем Н.С. Боброва.

Евгений Николаевич Преображенский (9 июня 1909 - 29 октября 1963) - участник Великой Отечественной войны, генерал-полковник авиации, Герой Советского Союза. Лично командовал флагманским экипажем при первой бомбардировке Берлина летом 1941 года самолётами 8-й авиадивизии дальнего действия.

Биография

Евгений Николаевич Преображенский родился 9 (22) июня 1909 года в селе Волокославинское Новгородской губернии (ныне Кирилловский район Вологодской области) в семье сельских учителей Николая Александровича Преображенского (1882-1941) и Анны Дмитриевны Преображенской, урождённой Деловой (1886-1967). Учился в Череповецком педагогическом техникуме.

В 1927 году по комсомольской путёвке был призван в морскую авиацию.

В 1930 году окончил Севастопольское военно-морское авиационное училище. Служил лётчиком, затем командиром эскадрильи и командиром 1-го минно-торпедного авиационного полка 8-й бомбардировочной авиабригады Балтийского флота.

В ночь с 7 на 8 августа 1941 года группа из 15 бомбардировщиков ДБ-3 под командованием Е. Н. Преображенского участвовала в нанесении первого бомбового удара по военно-промышленным объектам Берлина.

После налётов домохозяйки Берлина, уже в самом начале войны, писали своим мужьям на фронт подобные письма:

Всего авиагруппа Е. Н. Преображенского штурмовала Берлин 10 раз, последний вылет состоялся 4 сентября 1941 года.

С августа 1942 года Е. Н. Преображенский - командир 8-й авиационной бригады ВВС Балтийского флота.

С апреля 1943 года по сентябрь 1944 года - начальник штаба, а с сентября 1944 года по апрель 1945 года - исполняющий обязанности командующего ВВС Северного флота.

С апреля 1945 года Е. Н. Преображенский - заместитель командующего, а с февраля 1946 года - командующий ВВС Тихоокеанского флота.

24 августа 1945 года генерал-лейтенант Е. Н. Преображенский командовал авиавысадкой в Порт-Артуре, лично принимая в ней участие.

С 1950 по 1962 год Е. Н. Преображенский - командующий авиацией ВМФ СССР.

С 1962 года Е. Н. Преображенский был военным консультантом Министерства обороны СССР.

Память

  • Именем Е. Н. Преображенского названы улицы в городах Вологда, Череповец, Кириллов Вологодской области, посёлке Сафоново Мурманской области, городе Пестово Новгородской области.
  • В селе Волкославинское Кирилловского района Вологодской области установлен бюст Е. Н. Преображенского.
  • Имя Е. Н. Преображенского присвоено самолёту Ту-142М авиабазы Кипелово.
  • Именем Е. Н. Преображенского был назван 33-й Центр боевого применения и переучивания лётного состава авиации ВМФ СССР в городе Николаеве.
  • Именем Е. Н. Преображенского был назван пассажирский теплоход. Изначально теплоход работал в Сухонском речном пароходстве (Вологда). Участвовал в съемках фильма «И снова Анискин» в 1978 году.


Евгений Николаевич Преображенский родился 9 июня 1909 г. в с. Волокославинское - ныне территория Волокославинского сельсовета Кирилловского района. Учился в Череповецком педагогическом техникуме. В 1927 г. по комсомольской путевке был призван служить в Военно-Морской Флот. В 1930 г. окончил военно-морское авиационное училище в Севастополе, в 1933 - курсы усовершенствования начсостава при Военно-воздушной инженерной академии.
Командовал авиационными подразделениями. Во время советско-финляндской войны (30 ноября 1939 - 13 марта 1940) войсковая авиачасть Преображенского вела бомбардировки коммуникаций противника, его береговых баз, портов и аэродромов. За боевые заслуги, мужество и героизм наш земляк в январе 1940 г. был награжден орденом Ленина. 22 июня 1941 г. командир 1-го бомбардировочного минно-торпедного полка Балтийского флота полковник Е. Н. Преображенский встретил на своем аэродроме в Прибалтике. Полк, которым он командовал, уже в конце июня 1941 г. нанес первые удары по аэродромам союзницы фашистской Германии - Финляндии. Затем его авиационная часть нанесла несколько ударов по немецким танковым частям, мотопехоте и живой силе противника в районе Даугавпилса, участвовала в прикрытии войск Лужской оперативной группы в районе Ленинграда.
30 июля 1941 г. в расположение полка прибыл командующий авиацией ВМФ генерал-лейтенант авиации С. Ф. Жаворонков, который высказал идею нанесения бомбовых ударов по фашистской столице, чтобы опровергнуть заявления нацистской пропаганды о том, что советская авиация уже перестала существовать. Из-под Ленинграда летчики полковника Преображенского скрытно переправились на остров Саарема (Эстония), где в Кагуле базировался замаскированный аэродром. В ночь на 8 августа 1941 г. авиационная группа под командованием Е. Н. Преображенского в составе 15 боевых машин сбросила 750-килограммовые бомбы на военно-промышленные объекты фашистской столицы. Утром радио Берлина сообщило о том, что 150 британских самолетов пытались штурмовать столицу Германии. Лондонская радиостанция «Би-Би-Си» тут же опровергла это сообщение. В свою очередь, Москва передала, что бомбардировку осуществила советская авиация. А 13 августа 1941 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР нашему земляку было присвоено звание Героя Советского Союза. Спустя годы немецкий писатель Олаф Греллер напишет: «То, что до сих пор не удавалось и до 1945 года больше уже никому не удастся, совершили летчики Преображенского: они застали врасплох фашистскую противовоздушную оборону, самую сильную и оснащенную, какая только была в 1941 году».
Всего авиагруппа полковника Е. Н. Преображенского штурмовала Берлин 10 раз, в налетах участвовало почти 90 бомбардировщиков дальнего действия. Полеты прекратились лишь после того, как по личному приказу Гитлера аэродром в Кагуле был полностью уничтожен превосходящими силами авиации группы армии «Север». В начале 1942 г. командование предоставило Евгению Николаевичу краткосрочный отпуск на родину, где в то время проживали его мать, жена, дети. Отважный летчик в отпущенные ему два дня встретился с семьей, учениками Кирилловской средней школы, принял участие в работе пленума райкома партии, порадовал семью и товарищей игрой на баяне, подаренном ему мастерами артели «Северный кустарь». Впоследствии этот украшенный перламутровой инкрустацией баян - подарок земляков - стал экспонатом Центрального военно-морского музея СССР. С августа 1942 г. Евгений Николаевич командует авиабригадой Балтийского флота, которая бомбила войска и корабли противника в ходе битвы за Ленинград. Весной 1943 г. соединение Преображенского участвовало в налетах на Кенигсберг, Тильзит, Инстенбург. Торпедоносные авиаполки разрушили сетевую преграду и проделали выходы в Балтийское море. Одновременно самолеты наносили удары по морским транспортам в Рижском заливе.
В апреле 1943 г. отважный летчик побывал на родине. Он прибыл в родные места на своем самолете, посадив его прямо на озеро. И вновь, помимо короткого свидания с семьей, - участие в работе городского собрания партийного актива, встреча с жителями района, на которой он призвал земляков еще лучше трудиться для достижения победы над врагом. Тогда же, в апреле 1943 г., Е. Н. Преображенский назначается начальником штаба ВВС Северного флота. 31 марта 1944 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР генерал-майор Е. Н. Преображенский был удостоен ордена Суворова II степени «за умелое и мужественное руководство боевыми операциями». С сентября 1944 г. он исполняет обязанности командующего ВВС Северного флота. Находясь на этом посту, внес большой вклад в дело защиты своих и союзных коммуникаций, проявил себя талантливым руководителем летного состава в ходе Петсамо-Киркенесской операции, проведенной в октябре 1944 г. с целью изгнания немецко-фашистских оккупантов из Заполярья.
С апреля 1945 г. наш земляк - заместитель командующего ВВС Тихоокеанского флота. Под его руководством осуществляется высадка воздушных десантов в Порт-Артуре (Люйшунь) и Дайрене (Далянь) в августе 1945 г. С февраля 1946 г. Е. Н. Преображенский командует ВВС Тихоокеанского флота, а с февраля 1950 г. ему доверяют возглавить авиацию Военно-Морского флота СССР. С 1962 г. генерал-полковник Е. Н. Преображенский - военный консультант Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР.
Скончался Евгений Николаевич 29 октября 1963 г., похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Здесь же покоится его однофамилец - Герой Советского Союза генерал-майор Г. Н. Преображенский - уроженец г. Грязовца, командир Темрюкской стрелковой Краснознаменной дивизии во время Великой Отечественной войны.