1 слайд

2 слайд

Мари на Ива новна Цвета ева (26 сентября (8 октября) 1892, Москва, Российская империя - 31 августа 1941, Елабуга, СССР) - русская поэтесса, прозаик, переводчик, один из крупнейших русских поэтов XX века.

3 слайд

Марина Цветаева родилась 26 сентября (8 октября) 1892 года в Москве, в день, когда православная церковь празднует память евангелиста Иоанна Богослова. Это совпадение нашло отражение в нескольких стихотворениях поэта. Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья, Я родилась. Спорили сотни Колоколов. День был субботний: Иоанн Богослов.

4 слайд

Её отец, Иван Владимирович, - профессор Московского университета, известный филолог и искусствовед; стал в дальнейшем директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств.

5 слайд

Мать, Мария Александровна Мейн (по происхождению - из обрусевшей польско-немецкой семьи), была пианисткой, ученицей Антона Рубинштейна. Огромное влияние на Марину, на формирование её характера оказывала мать. Она мечтала видеть дочь музыкантом.

6 слайд

После смерти матери от чахотки в 1906 году Марина с сестрой Анастасией остались на попечении отца. Анастасия (слева) и Марина Цветаевы. Ялта, 1905. …Всё бледней лазурный остров-детство, Мы одни на палубе стоим. Видно, грусть оставила в наследство Ты, о мама, девочкам своим!

7 слайд

Детские годы Цветаевой прошли в Москве и в Тарусе. Из-за болезни матери она подолгу жила в Италии, Швейцарии и Германии. «Дом Тьо» был куплен в 1899 г. дедом М.Цветаевой по материнской линии А.Д. Мейном. После его смерти в доме прожила последние 20 лет своей жизни его вторая жена, которую малолетние Марина и Ася прозвали «Тьо». Тьо от "тёти", так как не родная бабушка велела звать её тётя. Прозвище «Тьо» перешло и на дом. В этом доме Марина и Анастасия Цветаевы жили во время зимних приездов в Тарусу в 1907-1910 гг.

8 слайд

Начальное образование Марина Ивановна получила в Москве, в частной женской гимназии М. Т. Брюхоненко. Продолжила его в пансионах Лозанны (Швейцария) и Фрайбурга (Германия). В шестнадцать лет предприняла поездку в Париж, чтобы прослушать в Сорбонне краткий курс лекций о старофранцузской литературе.

9 слайд

В 1910 году Марина опубликовала (в типографии А. А. Левенсона) на свои собственные деньги первый сборник стихов - «Вечерний альбом». (Сборник посвящён памяти Марии Башкирцевой, что подчёркивает его «дневниковую» направленность). «Эта книга – не только милая книга девических признаний, но и книга прекрасных стихотворений» Н. Гумилёв

10 слайд

За «Вечерним альбомом» двумя годами позже последовал второй сборник - «Волшебный фонарь». На раннее творчество Цветаевой значительное влияние оказали Николай Некрасов, Валерий Брюсов и Максимилиан Волошин (поэтесса гостила в доме Волошина в Коктебеле в 1911, 1913, 1915 и 1917 годах). В 1913 году выходит третий сборник - «Из двух книг».

11 слайд

Я с вызовом ношу его кольцо Да, в вечности жена, не на бумаге!- Чрезмерно узкое его лицо Подобно шпаге… Безмолвен рот его, углами вниз, Мучительно-великолепны брови. В его лице трагически слились Две древних крови …В его лице я рыцарству верна, Всем тем, кто жил и умирал без страху! - Такие - в роковые времена - Слагают стансы- и идут на плаху. 3 июня 1914 В 1911 году Цветаева познакомилась со своим будущим мужем Сергеем Эфроном.

12 слайд

27 января 1912 года состоялось венчание Марины Цветаевой и Сергея Эфрона. В этом же году у Марины и Сергея родилась дочь Ариадна (Аля).

13 слайд

Летом 1916 года Цветаева приехала в город Александров, где жила её сестра Анастасия Цветаева с гражданским мужем Маврикием Минцем и сыном Андреем. В Александрове Цветаевой был написан цикл стихотворений («К Ахматовой», «Стихи о Москве» и др. стихотворения), а её пребывание в городе литературоведы позднее назвали «Александровским летом Марины Цветаевой». Сёстры Цветаевы с детьми, С. Эфрон, М. Минц (стоит справа). Александров, 1916 г.

14 слайд

В 1914 году Марина познакомилась с поэтессой и переводчицей Софией Парнок; их романтические отношения продолжались до 1916 года. Цветаева посвятила Парнок цикл стихов «Подруга». Отношения с Парнок Цветаева охарактеризовала как «первую катастрофу в своей жизни».

15 слайд

В 1917 году Цветаева родила дочь Ирину, которая умерла от голода в приюте в Кунцево (тогда в Подмосковье) в возрасте 3-х лет. Годы Гражданской войны оказались для Цветаевой очень тяжелыми. Сергей Эфрон служил в рядах Белой армии. Марина жила в Москве, в Борисоглебском переулке. В эти годы появился цикл стихов «Лебединый стан», проникнутый сочувствием к белому движению. Ариадна (слева) и Ирина Эфрон. 1919 год Дом в Борисоглебском переулке, 6, в котором жила М.Цветаева с 1914 по 1922 год

16 слайд

В мае 1922 года Цветаевой с дочерью Ариадной разрешили уехать за границу - к мужу, который, пережив разгром Деникина, будучи белым офицером, теперь стал студентом Пражского университета. Сначала Цветаева с дочерью недолго жила в Берлине, затем три года в предместьях Праги. Тоска по родине! Давно Разоблаченная морока! Мне совершенно всё равно – Где совершенно одинокой Быть, по каким камням домой Брести с кошелкою базарной В дом, и не знающий, что – мой, Как госпиталь или казарма… 1934 г. Марина Цветаева в 1924-м году

17 слайд

В 1925 году после рождения сына Георгия семья перебралась в Париж. Мур (Георгий Сергеевич Эфрон), сын Марины Цветаевой. Париж, 1930-е. М.И. Цветаева с мужем и детьми, 1925 г.

18 слайд

Большинство из созданного Цветаевой в эмиграции осталось неопубликованным. В 1928 в Париже выходит последний прижизненный сборник поэтессы - «После России», включивший в себя стихотворения 1922-1925 годов. Позднее Цветаева пишет об этом так: «Моя неудача в эмиграции - в том, что я не эмигрант, что я по духу, то есть по воздуху и по размаху - там, туда, оттуда…».


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
К юбилею Марины Ивановны Цветаевой(1892-1941)Учитель химии Буракова Ирина Прокопьевна, МКУ Алыгджерская школа-интернат, Нижнеудинского района, Иркутской области, 2012 год.

Красною кистьюРябина зажглась.Падали листья,Я родилась.Спорили сотниКолоколов.День был субботний:Иоанн Богослов
Ты, чьи сны еще непробудны,Чьи движенья еще тихи,В переулок сходи Трехпрудный,Если любишь мои стихи.О, как солнечно и как звёздноНачат жизненный первый том,Умоляю - пока не поздно,Приходи посмотреть наш дом!

На фото: Марина Цветаева с отцом. 1906 год.
style.rotation

style.rotation Марина Цветаева. 1911 год. Фото Максимилиана Волошина

style.rotation
ppt_xppt_y На фото: Марина Цветаева в 1900 году.
На фото: Марина Цветаева и Сергей Эфрон. 1911 год.

style.rotation
На фото: Марина Цветаева с Муром - в центре, Пантаньяк, 1928 год.

style.rotation
Дома до звезд, а небо ниже,Земля в чаду ему близка.В большом и радостном ПарижеВсе та же тайная тоска.Шумны вечерние бульвары,Последний луч зари угас.Везде, везде всё пары, пары,Дрожанье губ и дерзость глаз.Я здесь одна. К стволу каштанаПрильнуть так сладко голове!И в сердце плачет стих РостанаКак там, в покинутой Москве.На фото: Марина Цветаева с сыном, Версаль, 1930 год.

На фото: Марина Цветаева с сыном Георгием. 1935 год
Дом М. Цветаевой. Борисоглебский пер., Москва
style.rotation
Марина Цветаева жила здесь в 1911-1912 годах. Москва, Сивцев Вражек, 19
style.fontSize
Стихотворение Марины Цветаевой на стене одного из домов в Лейдене (Нидерланды)
style.fontStylestyle.fontWeightstyle.textDecorationUnderline Кто создан из камня, кто создан из глины,-А я серебрюсь и сверкаю!Мне дело - измена, мне имя - Марина,Я - бренная пена морская.Кто создан из глины, кто создан из плоти -Тем гроб и нагробные плиты...- В купели морской крещена - и в полетеСвоем - непрестанно разбита!Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сетиПробьется мое своеволье.Меня - видишь кудри беспутные эти?-Земною не сделаешь солью.Дробясь о гранитные ваши колена,Я с каждой волной - воскресаю!Да здравствует пена - веселая пена -Высокая пена морская!
ppt_xppt_y Использованные материалыhttps://yandex.ru/search/?lr=11268&clid=2219618&win=215&msid=1474169012.47056.22897.1094&text=%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE+%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%8B+%D0%A6%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B9&suggest_reqid=209999518138288003054894899955648&csg=7648%2C19738%2C21%2C21%2C0%2C1%2C0

Февральскую революцию 1917 она приветствовала, как и ее муж, чьи родители (умершие до революции) были революционерами-народовольцами. Октябрьскую революцию восприняла как торжество губительного деспотизма. Сергей Эфрон встал на сторону Временного правительства и участвовал в московских боях, обороняя Кремль от красногвардейцев. Известие об Октябрьской революции застало Цветаеву в Крыму, в гостях у Волошина. Вскоре сюда приехал и ее муж. 25 ноября 1917 она выехала из Крыма в Москву, чтобы забрать детей – Алю и маленькую Ирину, родившуюся в апреле этого года. Цветаева намеревалась вернуться с детьми в Коктебель, к Волошину, Сергей Эфрон решил отправиться на Дон, чтобы там продолжить борьбу с большевиками. Вернуться в Крым не удалось: непреодолимые обстоятельства, фронты Гражданской войны разлучили Цветаеву с мужем и с Волошиным. С Волошиными она больше никогда не увиделась. Сергей Эфрон сражался в рядах Белой армии, и оставшаяся в Москве Цветаева не имела о нем никаких известий. В голодной и нищей Москве в 1917–1920 она пишет стихи, воспевающие жертвенный подвиг Белой армии: Белая гвардия, путь твой высок: / Черному дулу – грудь и висок; Бури - вьюги, вихри-ветры вас взлелеяли, / А останетесь вы в песне – белы лебеди! К концу 1921 эти стихотворения были объединены в сборник Лебединый стан, подготовленный к изданию.

Конкурс чтецов, посвященный поэзии М.И.Цветаевой «Сердце, пламени капризней…»

ЦЕЛЬ:

    Заинтересовать учащихся личностью и творчеством Марины Цветаевой;

    Увлечь поэтическим творчеством, в котором и верность Родине, и прославление человека, и страстная любовь;

    Отметить музыкальность поэзии Цветаевой;

    Формировать эстетический вкус учащихся.

ОБОРУДОВАНИЕ:

    Портрет Марины Цветаевой, рядом цветы и гроздья рябины;

    Выставка книг о Цветаевой;

    Сборники стихотворений поэтессы;

    Презентация о жизни Цветаевой


Звучит песня в исполнении Аллы Пугачёвой на стихи Марины Цветаевой «У зеркала».

На экране – фотографии М.Цветаевой

Ведущая 1: Имя Марины Цветаевой, ее творчество известно во всем мире. Еще школьниками мы знакомимся с ее стихами. Спустя годы мы непременно возвращаемся к ее стихам и воспринимаем их уже через призму своих собственных переживаний.

Ведущая 2: Царица русской поэзии. Одинокий дух поэзии Серебряного века. Крупнейший поэт целой поэтической эпохи. Так говорили о ней современники, и так считают миллионы ее поклонников по всему миру. Она подарила нам проникновенную поэзию, ее бессмертные стихи по душе тем, кто ценит искренность, непосредственность и правдивость.

Ведущая 1: Сегодня наш конкурс чтецов посвящен 125-ой годовщине со дня рождения М.И. Цветаевой.

Подумать только – целый век и еще четверть миновали, а ее стихи свежи и пронзительны – будто написаны вчера.

Ведущая 2: Те, кто знает и любит стихи Цветаевой, знают и о том, как нелегка была ее судьба, сегодня мы вспомним основные важные вехи ее жизни. А помогут нам в этом участники конкурса.

Итак, родилась Цветаева осенью, а именно 26 сентября (8 октября) 1892 года с субботы на воскресенье, на Иоанна Богослова, в уютном доме одного из старинных московских переулков – Трехпрудном.

Ведущая 1 :

Красною кистью
Рябина зажглась
Падали листья
Я родилась.

Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.

Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.

Ведущая 2:

При крещении она получила имя Марина, женская форма старинного редкого имени Марин, происходит от латинского слова "Маринус" - морской.

И об этом, а еще о своем характере и судьбе, она написала стихотворение «Кто создан из камня, кто создан из глины».

Его прочитает …….

Кто создан из камня, кто создан из глины, –
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело – измена, мне имя – Марина,
Я – бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти –
Тем гроб и надгробные плиты…
– В купели морской крещена – и в полете
Своем – непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробъется мое своеволье.
Меня – видишь кудри беспутные эти? –
Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной – воскресаю!
Да здравствует пена – веселая пена –
Высокая пена морская!

Ведущая 1:

Родилась Марина Ивановна в Москве, которая и стала ее первой и пожизненной любовью.

Стихотворение «У меня в Москве…» из цикла "Стихи к Блоку" прочитает….

У меня в Москве - купола горят,

У меня в Москве - колокола звонят,

И гробницы, в ряд, у меня стоят, -

В них царицы спят и цари.

Легче дышится - чем на всей земле!

И не знаешь ты, что зарёй в Кремле

Я молюсь тебе - до зари!

И проходишь ты над своей Невой

О ту пору, как над рекой-Москвой

Я стою с опущенной головой,

И слипаются фонари.

Всей бессонницей я тебя люблю,

Всей бессонницей я тебе внемлю –

О ту пору, как по всему Кремлю

Просыпаются звонари.

Но моя река - да с твоей рекой,

Но моя рука - да с твоей рукой

Не сойдутся, Радость моя, доколь

Не догонит заря - зари.

Ведущая 2:

Отец Марины Цветаевой – известный профессор-искусствовед Иван Владимирович Цветаев. Мать – талантливая пианистка Мария Александровна Мейн. Музыка и музей – два влияния сливались и вплетались в одном доме, накладывая неповторимый отпечаток на растущих сестёр – Марину и Анастасию.

Писать стихи она начала рано. Стихотворение «Моим стихам, написанным так рано» прочитает ….

Ведущая 1:

Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я – поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,

Ведущая 2:

Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти
– Нечитанным стихам! –

Ведущая 1:

Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.

Ведущая 2:

Первая книга стихотворений под названием «Вечерний альбом» вышла осенью 1910 года. Марине Цветаевой исполнилось только что 18 лет. Любовь заполняет эту книгу, дышит ею. Любовь к близким, к жизни, такой прекрасной и безоблачной.

Стихотворение « Бабушке » прочитает ….

Продолговатый и твердый овал,
Черного платья раструбы…
Юная бабушка! Кто целовал
Ваши надменные губы?

Руки, которые в залах дворца
Вальсы Шопена играли…
По сторонам ледяного лица
Локоны, в виде спирали.

Темный, прямой и взыскательный взгляд.
Взгляд, к обороне готовый.
Юные женщины так не глядят.
Юная бабушка, кто вы?

Сколько возможностей вы унесли,
И невозможностей – сколько? –
В ненасытимую прорву земли,
Двадцатилетняя полька!

День был невинен, и ветер был свеж.
Темные звезды погасли.
– Бабушка! – Этот жестокий мятеж
В сердце моем – не от вас ли?..

Ведущая 1:

С самого начала творческого пути Цветаева не признавала слова «поэтесса» по отношению к себе, она называла себя «Поэт Марина Цветаева».

Впереди была целая жизнь и было огромное желание прожить ее счастливо.

Стихотворение «Быть нежной, бешеной и шумной» прочитает ….

Быть нежной, бешеной и шумной,
– Так жаждать жить! –
Очаровательной и умной, –
Прелестной быть!

Нежнее всех, кто есть и были,
Не знать вины…
– О возмущенье, что в могиле
Мы все равны!

Стать тем, что никому не мило,
– О, стать как лед! –
Не зная ни того, что было,
Ни что придет,

Забыть, как сердце раскололось
И вновь срослось,
Забыть свои слова и голос,
И блеск волос.

Браслет из бирюзы старинной –
На стебельке,
На этой узкой, этой длинной
Моей руке…

Как зарисовывая тучку
Издалека,
За перламутровую ручку
Бралась рука,

Как перепрыгивали ноги
Через плетень,
Забыть, как рядом по дороге
Бежала тень.

Забыть, как пламенно в лазури,
Как дни тихи…
– Все шалости свои, все бури
И все стихи!

Мое свершившееся чудо
Разгонит смех.
Я, вечно-розовая, буду
Бледнее всех.

И не раскроются – так надо –
– О, пожалей! –
Ни для заката, ни для взгляда,
Ни для полей –

Мои опущенные веки.
– Ни для цветка! –
Моя земля, прости навеки,
На все века.

И так же будут таять луны
И таять снег,
Когда промчится этот юный,
Прелестный век.

Ведущая 2. И была любовь. 5 мая 1911 года на пустынном коктебельском пляже восемнадцатилетняя Марина Цветаева увидела красивого юношу перебиравшего гальку, которой был усеян берег. Ее поразили глаза юноши – огромные серо-голубые, печальные. Она тут же загадала: если он отыщет и подарит ей сердолик – любимый ее камень, то она станет его женой. Из груды камней юноша извлек один – единственный – это был сердолик – протянул Марине.

Ведущая 1.

Откуда такая нежность?
Не первые – эти кудри
Разглаживаю, и губы
Знавала – темней твоих.

Всходили и гасли звезды

Откуда такая нежность?
И что с нею делать, отрок
Лукавый, певец захожий,
С ресницами – нет длинней?

Ведущая 2. Вся предыдущая жизнь врозь оказалась лишь подготовкой к их жизни «вместе». Незадолго до коктебельской встречи каждый из них пережил свою трагедию. Объединенные смертью близких людей, Марина и Сергей, бросились друг к другу в объятия, чтобы выжить.

Ведущая 1. На вопрос, кто же его невеста, Сергей с гордостью сообщил. «Это – самая великая поэтесса в мире, ее зовут Марина Цветаева».

Эфрон писал Цветаевой: “Я живу верой в нашу встречу. Без Вас для меня не будет жизни, живите! Я ничего от Вас не буду требовать – мне ничего не нужно, кроме того, чтобы вы были живы… Берегите себя. Храни Вас Бог.

Ваш С.” А она ему отвечала: “Мой Сереженька! Не знаю, с чего начинать.

То, чем и закончу: моя любовь к Вам бесконечна”.

Стихотворение «Любовь! Любовь! И в судорогах, и в гробе» прочитает …….

Любовь! Любовь! И в судорогах, и в гробе
Насторожусь - прельщусь - смущусь - рванусь.
О милая! Ни в гробовом сугробе,
Ни в облачном с тобою не прощусь.

И не на то мне пара крыл прекрасных
Дана, чтоб на сердце держать пуды.
Спеленутых, безглазых и безгласных
Я не умножу жалкой слободы.

Нет, выпростаю руки, стан упругий
Единым взмахом из твоих пелен,
Смерть, выбью!- Верст на тысячу в округе
Растоплены снега - и лес спален.

И если все ж - плеча, крыла, колена
Сжав - на погост дала себя увесть,-
То лишь затем, чтобы, смеясь над тленом,
Стихом восстать - иль розаном расцвесть!

Ведущая 2. Марина Цветаева: “Аля- Ариадна Эфрон – родилась 5 сентября 1912 года, в половине шестого утра, под звон колоколов. Марина Цветаева: “Я назвала ее Ариадной, – вопреки Сереже, который любит русские имена, папе, который любит имена простые. Назвала от романтизма и высокомерия, которые руководят всей моей

жизнью”.

Ведущий 1: Аля всегда рядом с Мариной. Всегда - друг, всегда – помощник, всегда – слушатель, читатель материнских стихов и собеседник.

Стихотворение «АЛЕ» написано 05 июня 1914, его прочтет….


Ты будешь невинной, тонкой,
Прелестной - и всем чужой.
Пленительной амазонкой,
Стремительной госпожой.

И косы свои, пожалуй,
Ты будешь носить, как шлем,
Ты будешь царицей бала -
И всех молодых поэм.

И многих пронзит, царица,
Насмешливый твой клинок,
И всe, что мне - только снится,
Ты будешь иметь у ног.

Всe будет тебе покорно,
И все при тебе - тихи.
Ты будешь, как я - бесспорно -
И лучше писать стихи...

Но будешь ли ты - кто знает -
Смертельно виски сжимать,
Как их вот сейчас сжимает
Твоя молодая мать.

Ведущая 2. Начинается первая мировая война, и Сергей тут же решает идти добровольцем на фронт. Февральская, затем Октябрьская революция перекроила семейный быт россиян. Сергей Эфрон в рядах белой армии уезжает на Дон, чтобы воевать против революционного правительства.

Ведущая1: Марина Цветаева с двумя детьми (в 1917 году родилась дочь Ирина) осталась в Москве. Эфрон был офицером Добровольческой армии и, сражался с большевиками сначала на Дону, а затем в Крыму, в конце концов, разделил горькую долю тысяч и тысяч соратников по оружию, оказавшись в эмиграции.

Ведущая 2. В полном неведении о его судьбе, в голодной и холодной послереволюционной Москве она буквально борется за выживание – свое и своих детей (вторая дочь Цветаевой и Эфрона прожив всего три года, умерла от голода в одном из московских приютов). Еще один рубец на сердце, еще одна седая прядь.

Ведущая 1. Две руки, легко опущенные

На младенческую голову!

Были – по одной на каждую -

Две головки мне дарованы.

Но обеими – зажатыми –

Яростным – как могла!

Старшую из тьмы выхватывая –

Младшей не уберегла.

Ведущая 2. В сборнике «Лебединый стан» прославляет белое движение не по политическим мотивам, а потому, что там был её возлюбленный.

Марину спасает Поэзия. Несмотря ни на что она продолжает писать. Стихи той поры адресованы мужу. Из письма: «Если Бог сделает чудо – оставит Вас в живых, я буду ходить за Вами, как собака…»

Ведущая 1. 14 июля 1921 года Марина Цветаева получает драгоценную весть – ее любимый жив и находится в Константинополе.

«Мой Сереженька! Если от счастья не умирают, то, во всяком случае – каменеют. Только что получила Ваше письмо. Закаменела…»
Стихотворение « Пригвождена к позорному столбу » прочтет….

Чтец:

Пригвождена к позорному столбу
Славянской совести старинной,
С змеею в сердце и с клеймом на лбу,
Я утверждаю, что - невинна.

Я утверждаю, что во мне покой
Причастницы перед причастьем.
Что не моя вина, что я с рукой
По площадям стою - за счастьем.

Пересмотрите всё мое добро,
Скажите - или я ослепла?
Где золото мое? Где серебро?
В моей руке - лишь горстка пепла!

И это всё, что лестью и мольбой
Я выпросила у счастливых.
И это всё, что я возьму с собой
В край целований молчаливых.

Ведущая 2: 1922 год. Марина уезжает за границу. Три года в Праге. Очень светлый и счастливый период; издаётся сборник «Радуга», куда вошли стихи, посвящённые Блоку. Блок у неё «рыцарь без укоризны, почти божество», хотя с ним не была знакома.

Чтец:

Имя твое - птица в руке,
Имя твое - льдинка на языке.
Одно-единственное движенье губ.
Имя твое - пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту.

Камень, кинутый в тихий пруд,
Всхлипнет так, как тебя зовут.
В легком щелканье ночных копыт
Громкое имя твое гремит.
И назовет его нам в висок
Звонко щелкающий курок.

Имя твое - ах, нельзя! -
Имя твое - поцелуй в глаза,
В нежную стужу недвижных век.
Имя твое - поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной, голубой глоток…
С именем твоим - сон глубок.

Ведущая 1. В 1925 году рождается сын Георгий, Мурлыга, как его называли в семье, «Мур», Время было тяжелое, но у Цветаевой рождались и веселые стихи.

Стихотворение « Когда я буду бабушкой» прочтет …

Чтец:

Когда я буду бабушкой --

Годов через десяточек --

Причудницей, забавницей, --

Вихрь с головы до пяточек!

И внук -- кудряш -- Егорушка

Взревет: "Давай ружье!"

Я брошу лист и перышко --

Сокровище мое!

Мать всплачет: "Год три месяца,

А уж, гляди, как зол!"

А я скажу: "Пусть бесится!

Знать, в бабушку пошел!"

Егор, моя утробушка!

Егор, ребро от ребрышка!

Егорушка, Егорушка,

Егорий -- свет -- храбрец!

Когда я буду бабушкой --

Седой каргою с трубкою! --

И внучка, в полночь крадучись,

Шепнет, взметнувши юбками:

"Кого, скажите, бабушка,

Мне взять из семерых?" --

Я опрокину лавочку,

Я закружусь, как вихрь.

Мать: "Ни стыда, ни совести!

И в гроб пойдет пляша!"

А я -- то: "На здоровьице!

Знать, в бабушку пошла!"

Кто ходок в пляске рыночной --

Тот лих и на перинушке, --

Маринушка, Маринушка,

Марина -- синь -- моря!

"А целовалась, бабушка,

Голубушка, со сколькими?"

-- "Я дань платила песнями,

Я дань взымала кольцами.

Ни ночки даром проспанной:

Всe в райском во саду!"

-- "А как же, бабка, Господу

Предстанешь на суду?"

"Свистят скворцы в скворешнице,

Весна -- то -- глянь! -- бела...

Скажу: -- Родимый, -- грешница!

Счастливая была!

Вы ж, ребрышко от ребрышка,

Маринушка с Егорушкой,

Моей землицы горсточку

Возьмите в узелок".

Ведущая 2: А затем – долгие годы молчания, в эмиграции она, увы, не прижилась, на западе их с мужем воспринимают чуть ли не как предателей и отступников. Долгая семнадцатилетняя разлука с Россией. Ощущение ненужности, особенно ненужности ее стихов.

Чтец:

В огромном городе моем – ночь.

Из дома сонного иду – прочь.

И люди думают: – жена, дочь,-

А я запомнила одно: ночь.

Июльский ветер мне метет – путь,

И где-то музыка в окне – чуть.

Ах, нынче ветру до зари – дуть

Сквозь стенки тонкие груди – в грудь.

Есть черный тополь, и в окне – свет,

И звон на башне, и в руке – цвет,

И шаг вот этот – никому – вслед,

И тень вот эта, а меня – нет.

Огни – как нити золотых бус,

Ночного листика во рту – вкус.

Освободите от дневных уз,

Друзья, поймите, что я вам – снюсь.

Ведущая 1: Из книги И. Эренбурга “Люди, годы, жизнь”.

Таково было хождение по мукам “Жизнь, где мы так мало можем…”, – писала Цветаева.2 Зато сколько она могла в своих тетрадях! В них она, страдая, могла создавать удивительные, неповторимые по музыкальности стихи.

Ведущий 2: Музыкой напоены её стихи. Вне музыки, вне музыкальной атмосферы М.Цветаева не представляет своих героев. Стихи Цветаевой поют, рассчитаны на слух – без такого восприятия трудно уловить их образ.

Не один десяток её прекрасных стихотворений вдохновил композиторов прошлого и современности на написание красивых, полных неподдельной чувственности песен.

Ведущий 1: Знаменательно, что песни на стихи Цветаевой исполняются многими известными певцами, среди них – Ирина Аллегрова, Валерий Леонтьев, Тамара Гвердцители, Алла Пугачёва.В популярном в нашей стране фильме «Ирония судьбы, или с лёгким паром» звучит один из наиболее лирических и запоминающихся романсов Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной»

Как свежо и современно звучат стихи, а ведь написаны они были в 1915 году. Обращены стихи к будущему мужу сестры Минцу. Читает …..

Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.
Мне нравится, что можно быть смешной -
Распущенной - и не играть словами,
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.

Мне нравится еще, что вы при мне
Спокойно обнимаете другую,
Не прочите мне в адовом огне
Гореть за то, что я не вас целую.
Что имя нежное мое, мой нежный, не
Упоминаете ни днем, ни ночью - всуе…
Что никогда в церковной тишине
Не пропоют над нами: аллилуйя!

Спасибо вам и сердцем и рукой
За то, что вы меня - не зная сами! -
Так любите: за мой ночной покой,
За редкость встреч закатными часами,
За наши не-гулянья под луной,
За солнце, не у нас над головами,-
За то, что вы больны - увы! - не мной,
За то, что я больна - увы! - не вами!

Ведущий 2: М арина Цветаева признавалась: Очень рано я ощутила в себе некий “тайный жар”, “скрытый двигатель жизни” и назвала его “любовь”. “Пущен меня заразил любовью. Словом – любовь”. Этим жаром опалило и Бориса Пастернака, и Александра Блока, и Осипа Мандельштама.

Стихотворение “Мой милый”, посвященное Осипу Мандельштаму, читает …

Вчера еще в глаза глядел,

А нынче – всё косится в сторону!

Вчера еще до птиц сидел,-

Всё жаворонки, нынче – вороны!

Я глупая, а ты умен,

Живой, а я остолбенелая.

О, вопль женщин всех времен:

Мой милый, что тебе я сделала?!”

И слезы ей – вода и кровь – Вода,

В крови, в слезах умылся!

Не мать, а мачеха – Любовь.

Не ждите ни суда, ни милости.

Увозят милых корабли,

Уводит их дорога белая…

И стон стоит вдоль всей земли:

Вчера еще – в ногах лежал!

Равнял с Китайскою державою!

В раз обе рученьки разжал,-

Жизнь выпала копейкой ржавою!

Детоубийцей на суду

Стою – немилая, несмелая.

Я и в аду тебе скажу:

Мой милый, что тебе я сделала?”

Спрошу я стул, спрошу кровать:

За что, за что терплю и бедствую?”

Отцеловал колесовать

Другую целовать, ответствуют.

Жить приучил в самом огне,

Сам бросил в степь заледенелую

Вот что ты, милый, сделал мне!

Мой милый, что тебе – я сделала?

Всё ведаю, не прекословь!

Вновь зрячая уж не любовница

Где отступается Любовь,

Там подступает Смерть-садовница.

Само – что дерево трясти!

В срок яблоко спадает спелое…

За всё, за всё меня прости,

Мой милый, что тебе я сделала!

Ведущий 1: На протяжении всей жизни в Цветаевой неугасимо горел душевный и творческий костер любви к дорогим “теням минувшего”, к “святому ремеслу поэта”, к природе, к живущим людям, к друзьям и подругам.

Многие ее стихи становились романсами, исполнялись в кинофильмах.

Стихотворение «Под лаской плюшевого пледа» прочитает Григорьева Надежда

Под лаской плюшевого пледа

Вчерашний вызываю сон.
Что это было? – Чья победа? –
Кто побежден?

Все передумываю снова,
Всем перемучиваюсь вновь.
В том, для чего не знаю слова,
Была ль любовь?

Кто был охотник? – Кто – добыча?
Все дьявольски-наоборот!
Что понял, длительно мурлыча,
Сибирский кот?

В том поединке своеволий
Кто, в чьей руке был только мяч?
Чье сердце – Ваше ли, мое ли
Летело вскачь?

И все-таки – что ж это было?
Чего так хочется и жаль?
Так и не знаю: победила ль?
Побеждена ль?

Ведущий: В июне 1939 г. мать и сын сели в поезд. Отец и дочь уже там, пока

еще не в тюрьме, но уже в России. Из Парижа ее с сыном не провожал

никто. Еще два года будет длиться Голгофа Марины, ее расплата – за

что? – непохожесть? – нетерпимость? неумение приспосабливаться к

чему бы то ни было? за право быть самой собой?

Расплата за любовь, земную и поэтическую, конкретную и космическую.

Вы, идущие мимо меня

К не моим и сомнительным чарам, -

Если б знали вы, сколько огня,

Сколько жизни, растраченной даром.

И какой героический пыл

На случайную тень и на шорох…

И как сердце мне испепелил

Этот даром истраченный порох.

О летящие в ночь поезда,

Уносящие сон на вокзале…

Причем, знаю я, что и тогда

Не узнали бы вы – если б знали.

Почему мои речи резки

В вечном дыме моей папиросы,

Сколько темной и грозной тоски

В голове моей светловолосой.

Знаю, умру на заре!

На которой из двух,

Вместе с которой из двух – не решить по заказу!

Ах, если б можно, чтоб дважды мой факел потух!

Чтоб на вечерней заре и на утренней сразу!

Пляшущим шагом прошла по земле!

Неба дочь! С полным передником роз!

Ни ростка не наруша!

Знаю, умру на заре!

Ястребиную ночь Бог не пошлет по мою лебединую душу!

Нежной рукой, отведя нецелованный крест,

В щедрое небо рванусь за последним приветом.

Прорезь зари – и ответной улыбки прорез… –

Я и в предсмертной икоте останусь поэтом!

Ведущий: Город Елабуга – последнее земное пристанище неукротимой души

поэта. 31 августа 1941 года великий русский поэт Марина Цветаева

покончила с собой.

Марина Цветаева: “Сын! Прости меня, но дальше было бы хуже. Пойми, что

я больше не могла жить. Передай папе и Але – если увидишь

что любила их до последней минуты и объясни, что попала

в тупик”.

Ведущий: Сын ничего не смог передать. Аля отбывала срок, Сергей Яковлевич

будет расстрелян, сам же Георгий Эфрон погибнет на фронте.

О, черная гора,

Затмившая весь свет!

Растоплены снега – и лес спален.

И если всё ж – плеча, крыла, колена

Сжав – на погост дала себя увезть,-

То лишь затем, чтобы, смеясь над тленом,

Стихом восстать – иль розаном расцвесть!

Ведущий: На кладбище в Елабуге есть такая надпись: “В этой части кладбища похоронена Марина Цветаева”.

Идешь, на меня похожий,

Глаза устремляя вниз.

Я их опускала – тоже

Прохожий, остановись!

Прочти – слепоты куриной

И маков набрав букет;

Что звали меня Мариной;

И сколько мне было лет.

Не думай, что здесь могила,

Что я появляюсь, грозя…

Я слишком сама любила

Смеяться, когда нельзя!

И кровь приливала к коже,

И кудри мои вились…

Я тоже была, прохожий!

Прохожий остановись!

Сорви себе стебель дикий

И ягоду ему вслед.

Кладбищенской земляники

Крупнее и слаще нет.

Но только не стой угрюмо,

Главу опустив на грудь.

Легко обо мне подумай,

Легко обо мне забудь.

Как луч тебя освещает!

Ты весь в золотой пыли…

И пусть тебя не смущает

Мой голос из-под земли.

Цветаева писала в своем дневнике: « Мне во всём, в каждом чувстве и человеке тесно, как во всякой комнате, будь то нора или дворец. Я не могу жить во днях, каждый день - всегда живу вне себя. Эта болезнь неизлечима и называется душа ».

«Молитва» Марина Цветаева, исполняет …

Христос и Бог! Я жажду чуда
Теперь, сейчас, в начале дня!
О, дай мне умереть, покуда
Вся жизнь как книга для меня.

Ты мудрый, Ты не скажешь строго:
- «Терпи, еще не кончен срок».
Ты сам мне подал - слишком много!
Я жажду сразу - всех дорог!

Всего хочу: с душой цыгана
Идти под песни на разбой,
За всех страдать под звук органа
и амазонкой мчаться в бой;

Гадать по звездам в черной башне,
Вести детей вперед, сквозь тень…
Чтоб был легендой - день вчерашний,
Чтоб был безумьем - каждый день!

Люблю и крест, и шелк, и каски,
Моя душа мгновений след…
Ты дал мне детство - лучше сказки
И дай мне смерть - в семнадцать лет!

Ведущий : Поэт умирает – его поэзия остаётся. Исполнилось пророчество Цветаевой, что её стихам «настанет свой черёд». Сейчас они вошли в культурную жизнь мира, в наш духовный обиход, заняв высокое место в истории поэзии.

Если душа родилась крылатой…

Марина Ивановна

Цветаева

( 1892-1941)

Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед…


Я родилась

Марина Ивановна Цветаева родилась в Москве 8 октября 1892 года в семье профессора Ивана Владимировича Цветаева и пианистки Марии Александровны Мейн, в этот миг вдруг по всей Москве зазвонили колокола. И ещё был знак судьбы – рябина. Старожилы Москвы не помнили, чтобы столько было рябины.

М. Цветаева около 1893 года


Мне и доныне хочется грызть

Красной рябины горькую кисть

М. Цветаева 1924 год


Семья Цветаевых

Отец Иван Владимирович Цветаев, профессор Московского университета, искусствовед и филолог, впоследствии основатель Музея изящных искусств, ныне Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.

М. Цветаева с отцом

Мать Мария Александровна Мейн происходила из обрусевшей польско-немецкой семьи, была талантливой пианисткой.

М.Ф. Мейн – мать М. Цветаевой


М о с к в а

Трехпрудный переулок в Москве

Дачный диванчик из дома Цветаевых в Москве

М. Цветаева за роялем в доме Цветаевых в Москве


Первый сборник стихов «Вечерний альбом» 1910 год

Искренние, непосредственные стихи восемнадцатилетней Марины Цветаевой понравились взыскательному Валерию Брюсову. А живший в Москве поэт и критик Максимилиан Волошин ещё более одобрил вышедший сборник


Признание поэта

К вам душа так радостно влекома!

О, какая веет благодать

От страниц Вечернего Альбома!

(Почему альбом, а не тетрадь?)

… Ваша книга – это весть «оттуда»,

Утренняя благостная весть.

Я давно уж не приемлю чуда,

Но как сладко слышать: «Чудо – есть!»

Поэт М. Волошин


Сквозь каждое сердце, Сквозь каждые сети Пробьётся моё своеволье

Ни у кого ничего не заимствовать, не подражать, не подвергаться влияниям, «быть самой собой» – такою Цветаева вышла из детства и такою осталась навсегда. Она яркий, самобытный поэт, уверенный в своём дальнейшем поэтическом успехе

М. Цветаева 1914 год


М. Цветаева

Сердоликовая бухта в Коктебеле


Летят они, написанные наспех,

Горячие от горечи и нег.

Между любовью и любовью распят

Мой миг, мой час, мой день, мой год, мой век.

М. Цветаева и С. Эфрон


Цветаева в кругу поэтов-современников

Б. Пастернак

В.Я. Брюсов портрет работы М. Врубеля

А. Ахматова

В. Маяковский

Ибо путь комет – поэтов путь…



«Лебединый стан» (1917-1921)

С. Эфрон в санитарном поезде 1915 год

Первая пехотная дивизия Добровольческой Армии на фронте 1919 год

Генерал Алексеев – Верховный главнокомандующий Русской Армии, основатель Добровольческой Армии


«Версты» 1921 год

Имя твоё – птица в руке,

Имя твоё – льдинка на языке.

Одно-единственное движение губ.

Имя твоё – пять букв.

А. Ахматова

Мы коронованы тем, что одну с тобой Мы землю топчем, что небо над нами – то же! И тот, кто ранен смертельной твоей судьбой, Уже бессмертным на смертное сходит ложе.



В эмиграции

Ни к городу и ни к селу – Езжай, мой сын, в свою страну, - В край – всем краям наоборот! Куда назад идти – вперед Идти, - особенно – тебе, Руси не видавшее Дитя мое... Мое? Ее – Дитя!

Георгий Эфрон 1940 год


Возвращение

Россия, ты своим поэтам

Жестокой мачехой была.

Пусть бог простит тебя за это.

Я не простила. Не смогла.

М. Цветаева 1941 год

Крест на могиле М. Цветаевой


Дом-музей М. Цветаевой в Елабуге


Завещание

Тебе, имеющему быть рождённым