Целью этого несложного эксперимента было показать детям каким на самом деле является снег, и сколько грязи он в себе содержит, не смотря на кажущуюся чистоту и белизну. Мы-то, взрослые, не по наслышке знаем, как в детстве хочется сосульку полизать и мороженое из снега сделать! Вот и я решила провести этот опыт со своими детьми, надеясь, что если они вдруг захотят похрустеть очередной сосулькой, может быть вспомнят наши занятия, грязную снежную воду и все же не станут есть этот противный снег.

Снег представляет собой форму атмосферных осадков, состоящих из мелких кристалликов льда. Он образуется, когда микроскопические капли воды в облаках притягиваются к частицам пыли и замерзают. (Так вот почему снег уже падает сверху грязным.)
На улице после недавнего снегопада мы набрали ведерко сомого чистого на наш взгляд снега.

Принесли снег домой и стали ждать пока он растает.
Но снег таял очень медленно.


Мы решили ускорить процесс, поставив наше ведерко в тазик с теплой водой. И процесс пошел явно быстрее.


Когда весь снег, наконец-то, превратился в воду, мы перелили ее в баночку.
И вот что мы увидели:


Талая вода была мутной и грязной на вид.
Такую воду пить противно - сделали вывод мои маленькие исследователи. Что и требовалось доказать!

А еще мы поговорили о фильтрах и даже решили попробовать сделать свой фильтр и посмотрели на примере нашей грязной воды как работают фильтры. Мы пропустили воду через ватный диск, который положили в воронку. Грязь осталась на ватке, а получившаяся водичка была явно чище, чем до фильтрации. Вот какая грязная, оказывается, была вода:



ПС: Делая этот опыт мы обратили внимание на еще один совершенно очевидный, но важный момент. Мы принесли домой целое ведро снега, а воды после таяния оказалось вовсе не ведро, а небольшая баночка. И мы поговорили о том, что снег пушистый, он состоит из снежинок, которые лежат не плотно друг к другу, между ними есть воздух, и что каждая снежинка это очень-очень маленькая капелька водички. А кроме того оказывается снежинки состоят на 95 % из воздуха! Именно поэтому снежинки так медленно падают, а снег имеет очень низкую плотность.

© "Мои Детки"
При использовании материалов данной статьи активная ссылка на сайт обязательна.

Тематические статьи:

Многих людей интересует вопрос о том, какой снег быстрее тает: чистый или грязный? Кстати, правильных ответов на него существует как минимум три.

Чтобы найти ответ на вопрос о том, какой снег быстрее тает: чистый или грязный, нужно разобраться с тем, что же представляет собой сам предмет обсуждения.

Рассматривая снежинки, каждый может заметить, что они состоят из мелких ледяных иголочек, которые слепляются между собой в некую геометрически правильную конструкцию. Почему так происходит - это уже совсем другой вопрос. Сейчас важно уяснить, что снег по своему химическому составу является водой в твёрдом (замёрзшем) состоянии.

Какова температура плавления льда и снега?

Есть и второй важный фактор, необходимый при поиске ответа на вопрос о том, какой снег быстрее тает: чистый или грязный. Это льда и снега.

Известно, что вода из своего твёрдого состояния в жидкое переходит при 0 градусов по Цельсию. Именно эту точку и взяли для отсчёта при составлении градусной шкалы, которой мы все пользуемся в практической жизни. То есть нет никакого удивительного совпадения в том, что лёд плавится при 0 градусов. Просто учёным было удобно именно эту температуру взять за основную отправную точку. Так же как 100 градусов по Цельсию - не что иное, как (перехода из жидкого в газообразное) той же воды. Иначе говоря, в этот момент происходит образование пара. В общем-то, это и понятно. Ведь вода на Земле - то самое вещество, которое мы можем легко наблюдать во всех трёх состояниях.

Это и пар, идущий из носика чайника, то есть газ. Это и непосредственно вода, то есть жидкость. Это и снег со льдом, то есть твёрдое вещество.

Какой снег быстрее тает: чистый или грязный?

В данном случае важны ещё два фактора. Во-первых, где находится снег - в помещении, изолированном от попадания солнечных лучей, или на открытой местности. Во-вторых, что подразумевать под словом «грязный».

Если считать, что пачкается снег землёй, песком или другими твёрдыми веществами, которые не могут растворяться в воде, то будет один вариант ответа на вопрос о том, какой снег тает быстрее: чистый или грязный. А вот если говорить о смеси снега с растворяемыми веществами, например солями, то ответ будет иной. Происходит это оттого, что соляные растворы имеют более низкую точку замерзания.

То есть снег с примесью соли при 0 градусов начинает плавиться, поскольку в месте соприкосновения происходит смешивание веществ - воды и соли. А соляной раствор может находиться в твёрдом состоянии при температуре несколько ниже, чем 0 градусов.

Теперь всем понятно, для чего лёд на дорогах зимой посыпают солью? Чтобы он подтаял и потерял свою твёрдость и, как следствие, скользкость.

Грязный и чистый снег в комнате

Но допустим, речь идёт не о посыпанном солью снеге, а о том, на который насыпали уголь или землю. Как повлияет этот факт на скорость его плавления?

Если говорить с точки зрения температуры плавления, то никак. Принесённый с улицы в комнату снег чистый и грязный превратится в воду одновременно. Поскольку температура перехода и того и другого из твёрдого состояния в жидкое одна и та же.

Таяние чистого и грязного снега на улице

Но тут возникает вопрос: "Зачем по весне снег, который мешает пешеходам, посыпают песком, землёй? И почему грязный быстрее, чем чистый снег?"

Ответ прост: это происходит по той причине, что белый цвет отталкивает солнечные лучи, а тёмный - притягивает. Следовательно, грязный снег нагревается быстрее, нежели белый, чистый.

Оказывается, и дворникам нужно хотя бы немного быть знакомыми с азами физики и химии, чтобы хорошо выполнять свою работу. Ведь не иначе как грамотный уборщик снега придумал посыпать ледяные дорожки солью и песком, дабы скорее и легче привести свой участок в надлежащий порядок.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Белый, вкусный снег идёт,

Попадает прямо в рот.

Если очень захочу,

Снег весь разом проглочу!

И тогда что будет, братцы —

На санях не покататься,

И сугробов не видать,

И в снежки не поиграть,

И на лыжах не побегать!

Плохо будет всем без снега!

Вот поэтому, друзья,

Снег не съем, пожалуй, я!

М. Дружинина

Мы живем в городе Екатеринбурге, где зима обычно холодная и снежная. Получается, что мы наблюдаем снег очень долго, и когда мы смотрим на него, то он привлекает нас своей белизной и сверкающим блеском. Его так хочется потрогать, скатать снежки, а иногда, даже попробовать, какой он на вкус. Ведь выглядит он очень аппетитно! И я с удовольствием его ел! Но можно ли это делать?

Мне стало интересно, почему взрослые в школе и родители дома - запрещают, есть такой чистый, белый снег?

Этот вопрос интересует меня и многих детей, это и обусловило актуальность проблемы исследования, и по этой причине я, вместе с моим другом решил посвятить наше исследование снегу.

У нас возникла следующая проблема: Почему снег нельзя есть, ведь на вид он такой чистый, белый и аппетитный?

Мы предположили (гипотеза ), что снег есть нельзя, потому что он не так чист, как кажется.

Цель нашего исследования:

узнать, почему снег кажется белым,

выяснить, почему нельзя есть снег,

Для достижения этих целей мы ставили перед собой такие задачи:

узнать, что такое снег;

изучить некоторые свойства снега

определить чистоту снега в различных местах;

приготовить опытные образцы для ребят

Объектом нашего исследования стал снег.

Предметом исследования стало определение чистоты снега, взятого в разных местах.

При решении исследовательских задач был использован комплекс методов :

изучение информации по данной теме;

наблюдения;

проведение опытов;

анализ полученных результатов.

Чтобы ответить на все вопросы мы работали по следующему плану:

обсудили тему с мамами,

стали искать полезную информацию,

отобрали образцы снега в различных местах,

определили чистоту снега в различных местах,

сделали презентацию по исследовательской деятельности

оформили опытные образцы чистоты снега и показали их ребятам

Реализация проекта осуществлялась в несколько этапов:

Первый этап - изучение литературы и информации в Интернете по проблеме исследования, определение основных направлений исследования.

Второй этап - конкретизация цели и задач исследования, проведение опытов по изучению свойств снега, анализ результатов, обобщение.

Третий этап - проведение опытов для выяснения чистоты снега, анализ результатов, обобщение.

Четвертый этап - обобщение и систематизация результатов исследования, оформление текста исследования, разработка презентации.

Продуктом исследования являются опытные образцыдля детей младшего школьного возраста, которые докажут что снег нельзя есть ни в коем случае!

1.Теоретическая часть.

1.1. Что такое снег?

Я расспрашивал у всех:Для чего зимою снег?Почему он белый-белый,Кто его на небе сделал?

М. Корнеева

Каждое время года по-своему интересно и красиво. Но самое волшебное время года - зима. Зимой выпадает снег — и грязная унылая земля, как по волшебству, превращается в великолепный белый ковер. Значит, снег - это чудо природы.

Изучив различные источники (словари, Интернет), мы узнали значение слова «снег».

Так в толковом словаре Ожегова сказано:

Снег -это атмосферные осадки в виде белых хлопьев, представляющие собою кристаллики льда, а также сплошная масса этих осадков, покрывающая землю зимой.

В Советском Энциклопедическом словаре говорится:

Снег - это твёрдые атмосферные осадки, состоящие из ледяных кристаллов разной формы - снежинок, в основном шестиугольных пластинок и шестилучевых звездочек; выпадает из облаков при температуре воздуха ниже 0 0 С.

Снег - это не просто замерзшая вода. Снег образуется при замерзании водяного пара, содержащегося в атмосфере. Это миллионы ледяных кристаллов, которые хранят ту форму, что получилась при замерзании. Вначале появляются крошечные кристаллики, чистые и прозрачные. (Кристаллы, из которых состоят снежинки, имеют определённую форму. Это или шестиконечная звезда, или тонкая пластинка, имеющая форму шестиугольника, т.к. основной кристалл воды имеет в плоскости форму правильного шестиугольника.) Следуя за воздушными течениями, они перемешаются в воздухе во всех направлениях. Постепенно, эти кристаллики «приклеиваются» друг к другу, пока их не наберется сотня или даже больше. Когда размеры смерзшихся льдинок оказываются достаточно большими, они начинают медленно опускаться на землю.

2. Практическая часть.

2.1. Не секрет, что дети, и даже я, едят снег. Но можно ли это делать?

Мне с другом стало интересно, что думают об этом ученики в наших классах, оказалось, что ребята знают, что снег нельзя кушать, если он грязный, но если он выглядит белым и чистым, то его можно и попробовать.

Вывод: Учащиеся начальных классов знают, что снег есть нельзя, потому что он грязный (может заболеть живот) и потому что он холодный (может заболеть горло). Но ребята пробовали или могли бы попробовать съесть снег, если бы он выглядел чистым.

2.2.Исследование чистоты снега.

Мы решили проверить, можно ли есть снег, выпавший на землю (вместо воды, когда очень хочется пить)? Ведь он такой белый! Достаточно ли он чистый для этого? Где наиболее чистый снег?

Мы провели некоторые простые опыты, чтобы узнать чистоту снега.

Взяли пробы снега в семи разных местах:

Опытный образец № 1 «у дороги»

Опытный образец № 2 « во дворе дома»

Опытный образец № 3 « в парке»

Опытный образец № 4 « в лесу»

Опытный образец № 5 « у школы»

Опытный образец № 6 « у тротуара»

Опытный образец № 7 « из глубины»

Даже на первый взгляд снег отличался, хотя на участках № 2, № 3 и № 4 - снег был очень белый и чистый. Мы с другом занесли все взятые образцы в тепло и подождали, когда он растает. После этого через фильтр перелили снежную воду из чашек.

На фильтрах было видно, что снег с обочины дороги - самый грязный. Это видно даже невооруженным взглядом! При более тщательном рассмотрении, с использованием микроскопа, мы выявили, что данный снег содержит копоть от машин, песок, жирные пятна и другие вещества. Вся эта грязь попадает на снег с проезжей части от проезжающих мимо машин.

Самый чистый - снег из парка и леса, но и здесь на фильтре видны частицы грязи, хвоинки, мелкий мусор.

Снег у школы и во дворе тоже грязный. На поверхности чашки плавал даже какой-то жир, щепочки, шерсть животных. Здесь можно вспомнить про кошечек и собачек! (Но это уже совсем другая история.)

Вывод: Значит, раз талая вода грязная, то и снег грязный. Если снег содержит такие вещества, его, конечно, нельзя есть. Попробовав поесть такой снег, можно отравиться или получить опасную инфекцию.

Заключение.

Благодаря снегу мы играем в снежки, строим снежные городки, катаемся на лыжах, санках. Новогодние праздники просто немыслимы без снега. В ходе работы над этим проектом, мы поняли, что снег хранит еще много тайн. Мы провели наблюдения, сравнения и сделали выводы. Мы познакомились с удивительными свойствами снега и узнали что:

Снег − это вид атмосферных осадков, выпадающих на земную поверхность, состоящий из мелких кристаллов льда.

Снег - накопитель загрязняющих веществ, поэтому нельзя есть снег и пить талую воду.

Результаты нашего исследования показали, что совершенно чистого снега нет. Лишь внешне снег кажется белым и чистым. На самом же деле он содержит грязные примеси. А это значит, что есть снег - опасно для нашего здоровья!

Таким образом,гипотеза:что снег есть нельзя, потому что он не так чист, как кажется - нашла своё подтверждение.

Практическая значимость работы.

Мы с моим другом усвоили для себя главное правило, что снег нельзя кушать ни в коем случае! Результаты исследования мы оформили в виде презентации и обязательно поделимся результатами своей работы с учениками нашего школы, а также мы познакомились с различными источниками информации, пополнили свои знания, приобрели полезный опыт исследовательской деятельности.

Перспектива: Эта тема была нам очень интересна. И мы хотели бы узнать, какую пользу приносит снег, как люди используют снег в своих целях.

Список источников.

Список литературы.

1. Большая энциклопедия школьника «Планета Земля». « Издательство Росмэн- Пресс», А. Ю. Бирюкова. 2001 г.

2. «Всё обо всём» - М. 6 ЗАО «Планета детства», ООО « Издательство Астрель», АСТ, А. Брагин. 2001 г.

3. Детская энциклопедия. «Я познаю мир». - М., ООО «Издательство АСТ». В. А. Маркин. 2001 г.

4. Ефремова Т.И. Новый словарь русского языка.Толково-словообразовательный. -М.: Русский язык, 2000.

5. Мишина А.К. Что? Зачем? Почему? Большая книга вопросов и ответов. -М.:ЭКСМО-Пресс, 2002. -512 с.

6. Ожегов С.И. «Словарь русского языка» М. «Русский язык», 1981.

7. «Советский Энциклопедический словарь»./ Гл. ред. А.М. Прохоров.- М. «Советская энциклопедия», 1984

Интернет ресурсы.

http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-http://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%FB%F5%EB%EE%EF%ED%FB%E5_%E3%E

http://autonotes.info/vyhlopnye-gazy/

http://www.slideboom.com/presentations/780777/%

https://globallab.org/ru/project/cover/chist_li_belyi_sneg.html#.VwAETnoppqA

КГУ «Пригородная средняя школа»

Житикаринский район

Костанайская область

КГУ «Пригородная средняя школа

Год выполнения: 2015год

Аннотация ………………………………………………… 3

Введение ………………………….………………………. 4

Подготовка к исследованию

1. Сбор информации………………………………………. 6

1.2. Поиск информации в интернете

1.3. Встреча с медицинским работником школы

2. Проведение исследования ……………………………… 7

Описание опыта:

2.1. Забор снега из разных мест

2.2. Образцы растаявшего снега

2.3. Изучение экологической ситуации вокруг школы ….. 8

3. Заключительный этап ……………………………………. 9

Результаты исследовательской работы

4. Литература ………………………………………………… 10

Аннотация

Исследовательская работа посвящена актуальной теме – проблеме здоровья детей младшего школьного возраст, так как многие из них часто болеют ангиной , простудными заболеваниями. В этой работе изучена литература по теме, проведены наблюдения и опыты по исследованию загрязненности снега и экологической обстановки местности, даны ответы на вопрос «Почему снег есть нельзя?»

Исследовательская работа «Почему нельзя есть снег?»

Послушайте историю, которая привела нас к созданию исследовательской работы

Некоторые дети любят во время прогулки играть в игры, вырезать из снега фигуры пробовать снег на вкус. Во время игры взрослые часто предупреждают нас, что «кушать» снежные пирожки нельзя. Но я подумал: «А почему снег есть нельзя? Ведь мы же не едим его много». Но учитель рассказала нам, что снег не только холодный, но и грязный. Неужели снег такой грязный, ведь он кажется чистым? Я спросил у нее: «А вдруг снег, который выпал только сегодня, чистый, и его можно есть и ничего с тобой не случится. А вдруг?» Тогда учитель посмотрела на нас и сказала: «Очень хорошо, что у тебя возникли такие вопросы. А давайте мы все это выясним. Кто из вас хочет побыть в роли ученого, который все изучает и ищет ответы на интересующие вопросы?» Мне сразу же захотелось стать ученым.


Проблема. Все дети любят есть снег. Все взрослые в один голос твердят, что снег есть нельзя. Нужно выяснить, почему?

Цель исследования : выяснить, есть ли чистый снег, который был бы безопасен для здоровья человека.

Задачи исследования:

1. Собрать информацию о чистоте и безопасности снега из книг, журналов, интернета, встреч со специалистами.

2. Провести опыты для выяснения чистоты снега.

3. Изучить экологическую обстановку нашей местности, способную повлиять на чистоту снега.

Гипотеза: свежевыпавший снег чистый и безопасный для здоровья человека.

Исследовательский этап: с 10 февраля по 17 февраля 2015 года.

Методы исследования:

1. Изучение литературы по данной теме.

2. Наблюдения.

3. Проведение опытов.

4. Анализ полученных результатов.

1 этап. Сбор информации.

Цель: из разных источников собрать информацию о степени загрязненности снега.

1.1.Изучение детской научной литературы.

Мы начали с того, что вспомнили, как получается снег. В энциклопедии школьника написано, что снег – это много-много снежинок вместе. На земле и зимой встречается много грязи и микробов. Мы предположили, что частички грязи и микробы могут спрятаться между снежинками и их не видно. А вот снежинки, которые только что падают к нам с неба, наверняка, чистые. Нужно проверить!

1.2. Поиск информации в интернете.

В интернете мы посмотрели картинки, какой снег бывает грязный и какие микробы могут в нем встречаться. Например, я узнал, что палочка Коха, из-за которой человек может даже умереть, может жить даже в снегу.

1.3. Встреча с медицинскими работниками.

Я встретился с медсестрой школы Дмитриевой Светланой Викторовной. Послушайте, что она рассказала. (ВИДЕО)

Выяснили: снег не только холодный, в нем еще много разных микробов и грязи.

2 этап. Экспериментальный.

Цель: проверить и доказать опытным путем, что снег грязный.

Описание опыта.

2.1 . Собрать образцы снега из разных мест на участке:

· Образец №1 - снег с поля.

· Образец №2 – снег около деревьев.

· Образец №3 – снег около дороги, по которой ездили автомобили.

· Образец №4 – свежевыпавший снег.

2.2 . Положить образцы снега в одноразовые стаканчики, пронумеровав их. Когда снег растает, рассмотреть снежную воду.

В стаканчиках № 1, 2, 3 на дне виден осадок: частички грязи, песок, даже семена. Откуда они появились? Маленькие частички грязи прятались между снежинками. Когда снег растаял, грязь стала видна.

В стаканчике №4 со свежевыпавшим снегом вода чистая. Возможно, снег бывает чистый?

С помощью микроскопа на капельке образца №4 мы увидели мелкие частицы пыли и грязи, которых сначала не было видно.

объяснила, что это могут быть мелкие частицы дыма и газа, которые прилипают к снежинкам в воздухе. Откуда же в воздухе столько грязи?

2.3. Изучение экологической ситуации вокруг школы.

Недалеко от школы находится автомобильная дорога. Там ездит много машин, выхлопные газы которых попадают в воздух. Также недалеко от нас есть карьеры, фабрики по добыче и обработке асбеста и золота. Около школы работает котельная. А падающие снежинки ловят на своем пути все эти частички дыма и грязи. Вот почему даже свежий снег оказался грязным.

Вывод: все образцы снега грязные, то есть чистого снега не бывает.

3 этап. Результаты исследовательской работы. Опровержение гипотезы.

В результате проведенных опытов и наблюдений мы опровергли первоначальную гипотезу, согласно которой бывает чистый снег. В ходе исследовательской работы мы изучили образцы снега из тех мест, где дети могут взять его в рот. В каждом образце в разном количестве были обнаружены частицы грязи и дыма. Мы опытным путем убедились в том, что нет снега, который можно было бы съесть, не опасаясь, что можешь заболеть. Если на улице захочется пить, не нужно лениться. Надо зайти в дом и попить чистой воды. А если ты увидишь, что малыши пытаются есть снег, нужно им рассказать – чистого снега не бывает. Теперь мы это точно знаем.

Литература:

1. Энциклопедия дошкольника. М., Росмэн, 2007.

2. Живой мир. Энциклопедия. М., Росмэн, 2000.

3. Наука. Энциклопедия. М., Росмэн, 2004.

4. www. bestforkids. ru Все лучшее детям.