Как найти причину по которой ребенок не хочет учиться? Советы родителям.

  • Бывает, что ребенок схватывает знания на лету и учится быстрее, чем остальные дети. Значит ли это, что он наделен уникальными способностями к учебе от природы
  • Может быть, у него просто больше желания учиться, чем у других детей? Дейл Карнеги говорил, что единственный способ заставить человека сделать что-нибудь – это сделать так, чтобы он этого захотел
  • В нашем контексте, это означает, что успешность обучения зависит от мотивации, причем сложной, глубинной. Эта статья – ещё одна попытка нащупать «подводные камни», которые мешают учиться маленьким гениям

Почему ребенок не хочет писать буквы и слова?

Недостаточно развита мелкая моторика. Ближе всего к письму – рисование. Причем создание композиции воспринимается малышом как творчество, обучение технике рисования с помощью геометрических фигур – как учеба, а вот разукрашивание – это уже работа.



  • Есть множество штриховок, с разными линиями и детскими картинками. Но для развития фантазии малыша лучше рисовать на белоснежном ватмане, необычайно красивыми профессиональными акварелям в тюбиках и хорошо заточенными карандашами


  • Музыкальные инструменты тоже очень полезны для развития мелкой моторики. Если малышу нравятся музыкальные занятия, то он может даже не заметить, как натренирует пальчики, нажимая на клавиши инструмента


  • Есть множество интересных домашних дел, для которых нужна хорошая координация движений. Это плетение косичек, завязывание шнурков, украшение пирожных кремом, мытье посуды. Девочкам часто нравиться заниматься рукоделием и шитьем вместе с мамой. А мальчикам помогать папе, что-то ремонтировать. Закрутить маленький магнитный болтик бывает сложно даже взрослому. Иногда любимыми игрушками ребенка становятся самые неожиданные предметы, к примеру, папины инструменты или мамины пуговицы


Помощь по дому — тоже учеба

Попробуйте поиграть с ребенком, поменявшись ролями «ученик» и «учитель». Итак, сядьте рядом со своим ребенком и попробуйте выводить буквы левой рукой. Теперь придирчивый «учитель» оценит ваш труд. Будет ли ваш ребенок хвалить вас за каракули, которые вы написали или последует справедливая критика? Такая игра поможет вам стать на место малыша, а вашим детям стать немножко взрослее.

Возможно, у вашего малыша просто нет нужной психологической модели поведения. Родители, самые любимые и важные люди для ребенка, на которых он хочет быть похож. Если родители сами не умеют заниматься кропотливым трудом, почему они требуют усидчивости и терпения от ребенка?

Возможно вы срываетесь, когда у вас что-то не получается, не доводите дело до конца? Тогда не сердитесь на детей, если они копируют ваше поведение. Если вы не хотите постоянно писать буквы вместе с ребенком, садитесь рядом и занимайтесь какой-нибудь домашней работой, которая всегда найдется. Показывайте пример, своей собранностью и сдержанностью.



Иногда ребенок не хочет учиться писать буквы из-за травмирующих ситуаций. К примеру, кто-то сказал, что его прописи жуткие каракули. Важно, пресекать такие негативные выпады окружающих, но если это уже случилось, ничего страшного, ребенок все забудет, и будет учиться с прежним вдохновением.



Почему дети не хотят читать, причины?

  • Неправильно выбрана книга для чтения. Находить литературу для малыша – целое искусство. Книга для ребенка должна быть оформлена яркими, понятными картинками, текст напечатан большим шрифтом, а сама история или сказка, которую читает малыш очень интересной
  • Родители мало читали ребенку сказок вслух. Или читали, но невыразительно. Ведь читая для малышей, нужно уметь улавливать эмоции слушателя. Попробуйте послушать профессиональные аудиозаписи, прочувствуйте паузы, повышение или понижение голоса декламатора
  • Попробуйте читать красиво и выразительно, чтобы маленький слушатель пережил всплеск эмоций. Замедлите чтение, если ребенок устал. Если вы будете эмоционально читать ребенку красивые книжки он, несомненно, и сам захочет научиться читать


  • Читать самостоятельно на первых порах детям просто слишком сложно. И они сталкиваются с тем, что им очень интересно читать, но осилить они могут только несколько абзацев или страниц. Эта проблема временная и пройдет с приобретением опыта
  • Плохое зрение. Проверяли ли вы глазки? Обычно, ребенок, который плохо видит, занимает неестественное положение с книгой, склоняется над ней слишком низко или наоборот отодвигает её далеко


Главный совет – не нервничать. Если в 5-6 лет дошкольник умеет читать по слогам то, он обязательно научится быстрому чтению в первом классе.



ВИДЕО: Мнение практикующего психолога

ВИДЕО: Мнение учителя

В этом видео педагог указывает среди причин нелюбви к литературе – принуждение и неправильную организацию обсуждений после чтения.

Что сделать, чтобы ребенок захотел писать, читать и учиться?

Все упирается в конфликт между «надо» и «хочу». Есть два вида деятельности первый вид это то, что делать хочется и второй — то, что делать нужно, но не хочется. Возможно, вы и ребенок попали во вторую категорию.

Вероятно, это случилось потому, что на первых этапах обучения вы не смогли интересно, в форме игры научить ребенка писать буквы и читать. После первых неудач, скорее всего, было простое принуждение и крики наподобие: «У всех дети как дети, а ты у нас тупица!».



Потом, возможно, последовали наказания за непрочитанный букварь и ненаписанные слова. И сейчас у вас и ребенка уже выработался негативный рефлекс по отношению к учебе.

Выглядит это так: вы заставляете ребенка писать, он, зная, что вы будете на него кричать и наказывать, отказывается это делать. В итоге вы опять кричите и наказываете.

Есть ли выход из такого замкнутого круга? Он есть. И заключается в том, чтобы ребенок получал от учебы удовольствие вместо негативных эмоций. Заменить наказания поощрениями – задача родителей.



Почему ребенок не хочет учиться в школе?

Попробуйте узнать ответ на этот вопрос у него самого.

  • Если ребенок говорит, что он самый глупый в классе, то нужно срочно снимать с него ярлык «двоечника». Срочно, потому в раннем возрасте это легче сделать и меньше знаний пройдет мимо него
  • Проведите сразу две рекламные компании: одну направленную на то, чтобы привлечь внимание учителя к вашему чаду, вторую для того, чтобы поднять приоритет учебы в глазах вашего ребенка
  • Сходите, к примеру, в университет, огромную и красивую библиотеку или беседуйте с приятными и образованными людьми, но ни в коем случае не читайте мораль


Если ребенок говорит, что не понимает, о чем говорит учитель, просто объясните ему, что он имеет полное право занимать время преподавателя и требовать дополнительных пояснений



Если ребенок опустил руки из-за плохих отметок и в журнал уже поставлена двойка, ребенок будет думать о том, что она повлияет на оценку за четверть и табель испорчен. Постарайтесь научить малыша не сдаваться, это одно из лучших качеств, которое обязательно пригодится каждому.



Почему ребенок не хочет учиться новому?

Возможно, он просто устал от переизбытка информации. Такое состояние отчетливо видно у маленьких «почемучек», которые бесконечно задают вопросы по нескольку часов к ряду, а потом внезапно замолкают.

Им просто нужно время, чтобы «переварить» услышанные ответы. Причина нежелания познавать мир может быть и более серьезной: эмоциональный шок или неблагоприятная психологическая атмосфера в кругу общения.



Как приучить ребенка учиться самостоятельно?

Для этого достаточно, чтобы у ребенка была достаточная мотивация к учебе и много амбиций. Придать уверенности в себе малышу можно похвалой и одобрением. Но также нужна и конструктивная справедливая критика. Любовь к знаниям может передаваться от родителей к детям на генетическом уровне.



  • Некоторые дети схватывают знания на лету, некоторые с небольшими трудностями, но есть и те, которые упорно не хотят ни писать, ни читать. Они вовсе не глупые, они вовсе не отстают в развитии, им просто не хочется это делать
  • Так что же делать родителям? Заставлять заниматься, ругать, ставить детей в угол или найти в интернете чудодейственные советы, прочитав которые все моментально наладится
  • Вам родители крупно повезло, потому что прямо сейчас взмахнула волшебная палочка и по полочкам разложились все самые сложные и нерешенные проблемы. Вы в это верите? Наверное, нет, а зря потому, что с веры в успех начинается любое начинание


Летом наступает перерыв в учебе, но это не значит, что нужно делать перерыв в чтении. Исследования показывают, что дети, которые хорошо читали в начальных классах, становятся гораздо более успешными в старших классах. Как заставить своего ребенка читать, когда все, что он хочет, - это игры? Вот несколько способов, как приучить ребенка к чтению, чтобы ему это нравилось.


1. Дети мечтают, что на каникулах они будут проводить время на природе, наслаждаясь солнцем и жаркой погодой. Так как весь учебный год они находились в классе, то летом они не хотят быть запертыми с книгой у себя в комнате. Объясните ребенку, что читать можно в любом месте: на пляже, в парке. Отправьтесь на пикник всей семьей, где между всего прочего ваш ребенок прочитает несколько глав интересной книги.



2. Если целью является последовательное чтение, просите своего ребенка читать все, что содержит слова и предложения. Возьмите его с собой в продуктовый магазин, чтобы они читал все из списка. Также пусть он читает вывески на проходах, чтобы найти все, что вы ищете. Вы также можете распечатать направление движения, когда вы собираетесь в семейную поездку, таким образом ваш ребенок будет читать его вам.

4. Наверняка в вашем городе есть библиотеки, которые находятся недалеко от вашего дома. Ходите со своими детьми в библиотеку хотя бы раз в неделю. Пусть они почитают то, что хотят. Большинство библиотек проводят тематические мероприятия в течение лета, обязательно посещайте их вместе с детьми.



5. Исследования показывают, что чтение вслух для детей младшего возраста является не только одним из лучших мероприятий по стимулированию языка и когнитивных навыков, но и создает мотивацию, любопытство и развивает память. Заведите эту привычку, пока они еще дети. Читайте с детьми много книг, чтобы в конечном итоге у них появились любимые произведения, которые бы они перечитывали снова и снова.



6. Летом выходит очень много новых фильмов, и ребенок может попросить сходить посмотреть их в кино. Сделайте это частью учебной деятельности! Если фильм снят по книге, заставьте ребенка прочитать ее перед его просмотром. Большинство семейных фильмов снято по книгам, поэтому их прочтение может стать увлекательным времяпрепровождением. Если фильм не имеет книжного аналога, найдите отзывы и рецензии в интернете, чтобы ребенок прочитал их.



7. Прочтение утренней газеты во время завтрака тоже может быть веселым занятием. Ребенок будет не только
тренироваться в чтении, но и быть в курсе происходящих в стране и мире событий. Подбирайте интересные статьи и читайте их вместе с детьми. Если дети достаточно взрослые, просите их пересказывать прочитанное, чтобы знать, понимают ли они то, что прочитали.

8. Если вы хотите, чтобы ваши дети читали, вы тоже должны читать. Когда ребенок видит, с каким интересом его родители читают газету, журнал или книгу, он тоже примется читать.

Основатель и руководитель Центра скорочтения, автор более 30 уникальных методик экспресс-чтения, автор книги - Шамиль Ахмадуллин делится важными практическими знаниями и советами.

Начнем с того, что заставлять ребенка читать нельзя .
Как мы говорили выше, принуждение ни к чему, кроме отвращения к книгам, привести не может.
Есть действенные способы, как привить ребенку любовь к чтению.
И хочу сразу уберечь многих родителей от одного достаточно действенного, по их мнению, способа - обмена.
Когда родитель предлагает ребенку читать в обмен на что-то.
Например: «Прочитаешь 10 страниц - получишь шоколадку» или
«Прочитаешь эту книжку, перескажешь мне - пойдем в кино» или в «Макдоналдс».
Способ действенный, иногда применим в воспитании, например:
«Ты помоешь посуду и получишь что-то» - это нормально.

Уборка - это то, от чего мало кто будет получать удовольствие, поэтому принцип обмена здесь допустим.

Но ведь мы хотим привить любовь к чтению , а не сделать чтение неприятной обязанностью.
А любовь к чтению вы так точно не привьете.
Очень хорошо, если у вашего ребенка есть любимая книга , которую он любит перечитывать.
Кстати, нельзя мешать ему это делать.
Если он уже в 20-й раз перечитывает что-то - это очень хорошо.

У вашего ребенка должна быть любимая книга, которую ему хочется перечитывать много раз.
(прим. Если пока любимой книги нет, в книге «Скорочтение для детей» есть советы – как лучше подобрать своему ребенку любимую книгу).

Есть еще одна проблема: ребенок может любить книги, но не любить читать .
Это проблема детей младшего возраста.
То есть ребенок обожает, когда вы ему читаете, но при этом сам читать не хочет.
Есть методы решения и этой проблемы.
Первое - это попробовать почитать по ролям .
Если в книге есть диалоги главных героев, просто говорите ребенку: «Давай сыграем в театр: я буду этим персонажем, а ты будешь этим персонажем».
И разыграете такую сценку: вы читаете одну роль, ребенок читает вторую роль.
Дети с удовольствием втягиваются в такую игру.
Это очень весело, а главное действенно, у ребенка не возникает ощущение того, что вы его как-то обманываете, что-то заставляете делать.

Другой способ… не совсем честный, но невероятно действенный , и я часто рекомендую его родителям.
Вы читаете ребенку книгу и на самом интересном месте, которое сами заранее определили, вдруг вспоминаете о неотложных делах.
Вы кладете в книжку закладку и говорите: «К сожалению, сейчас не могу, есть неотложное дело. Смогу только завтра.
Но если ты хочешь узнать, что было дальше, то вот здесь я оставляю закладку, дальше ты сможешь прочитать сам».
И оставляете ребенка с книжкой одного .

Достаточно велика вероятность того, что он дочитает.
В психологии есть такое понятие «гештальт» - целостный образ .
Он остается у ребенка незакрытым и при этом эмоционально подкрепленным.
Когда сцена не закончена, ребенку очень интересно, что же произойдет дальше, особенно если книжка читается первый раз, если он уже включился в сюжет, представляет образами, что и как там происходит, - весьма вероятно, что ребенок откроет книгу и будет читать сам .

Если интересную книгу ребенку подобрать пока что не удается - ничего страшного. Можно на начальном этапе обойтись комиксами или журналами. Определите ту тематику, которая ребенку интересна.
Допустим, это автомобили.
Купите журналы или комиксы на данную тему, обязательно выбирая их вместе с ребенком.

Включенность ребенка в этот процесс значительно повышает ваши шансы на успех.

Еще очень частая ошибка, которую совершают родители .
Они пытаются навязывать ребенку те книги, которые им были интересны в их детстве.
К сожалению, это плохо работает, ведь времена очень сильно изменились.
Например, «Тимур и его команда» - очень хорошая, добрая и правильная книга.
Но проблема в том, что мотивировать ребенка читать такие книги сейчас практически невозможно.
«Тимур и его команда» пропагандировала ту модель поведения, которую пропагандировала и пионерская организация. Это была общественная идеология, это был общесоюзный тренд.
Для большинства детей того времени эта книга - как будто кусочек из их жизни, притом очень яркий и запоминающийся, которым можно гордиться.

Поднимая такой важный вопрос, сразу хочется сказать, что слово ЗАСТАВИТЬ и слово ПОЛЮБИТЬ имеют все-таки разный смысл. И разумеется словосочетание «заставить полюбить» вообще лишено под собой реальной почвы. Заставить полюбить невозможно. Любовь можно вызвать уважением и живейшим интересом. Другого пути к любви нет. Увы. Что же касается слова «заставить», то тут много путей: игра на чувстве страха, на чувстве ответственности, на чувстве надежды. Заставить можно методом шантажа, методом поощрения, обещанием наказания или лишения чего-то любимого. А еще можно схитрить. Например, устроить игру-головоломку, где ответы спрятаны на страницах книг. Просто спрятать в книге нечто ценное, скажем, 100 рублей на мороженку. И чтобы найти сторублевую бумажку, ребенку нужно найти эту самую книгу. Дать ребенку загадку, мол написал книгу английский писатель 19 века. Если такую принудительную игру ввести на постоянной основе, то у ребенка будет материальный стимул. Начинать конечно нужно с легких вопросов или с вопросов с подсказками, чтобы вовлечь ребенка в игру. В конечном итоге ребенок может и не полюбит читать, но хотя бы будет обращать внимание на существование книг, знать их авторов и повышать эрудицию. Другой вопрос — нужно ли вам такое отношение ребенка к литературе. Есть и другие хитрые методы. Ведь изобретательность человека безгранична.

Какой путь привлечения ребенка к чтению выбрать — решать исключительно вам. Я же в свою очередь могу лишь подсказать и посоветовать.

Самое простое решение — это взять в руки ремень. Но тогда будьте готовы к стойкой ненависти ребенка к книгам навсегда. Надеюсь среди наших читателей таковых нет. И мне нет необходимости обсуждать абсурдность такого метода.

В одной из своих книг Сергей Лукьяненко писал, что по сути чтение книг всегда было и останется развлечением интеллектуалов. По его мнению таких людей всего 10%. Откровенно говоря, все люди не могут одинаково увлекаться одним и тем же. Я не считаю, что это плохо. Это просто факт. И если ваш ребенок категорически не желает читать, то оставьте его в покое. Если же вы непременно желаете его заставить читать, то попробуйте пойти на хитрость.

Я распишу несколько шагов, как и что можно здесь предпринять.

Шаг 1. Выявить причины нелюбви к чтению.

Причина 1. Прежде всего нужно выяснить причины нелюбви к чтению. Спросите у ребенка откровенно почему он не любит читать. Самый распространенный ответ «Зачем? Когда можно посмотреть кино? » Я переведу этот ответ — зачем трудиться, когда можно получить удовольствие, не прилагая никаких усилий? Да, чтение — это труд! И еще какой труд! Нужно вчитываться в сюжет, уметь представлять образы, анализировать характер героев, думать о происходящем, увидеть обстановку эпохи, интерьер, костюмы героев, их лица, уловить их эмоции. Иными словами нарисовать в голове свое кино. А для этого нужно иметь богатое воображение и фантазию, т.е. нужно напрячься интеллектуально. Польза чтения как раз и заключается в бесконечной работе мозга. Ведь даже закрыв книгу, человек еще долгое время находится под ее впечатлением.

Как же быть, если ребенок ленится думать? Первое, не требуйте от ребенка читать именно классику. Посмотрите на его интересы. Если это компьютерные игры, то найдите книгу про героев компьютерных игр. Да, наступили такие вот несправедливые времена. Герои книг попали в компьютерные игры и увлекли в свой виртуальный мир наших детей. Теперь мы должны найти способ и увлечь детей туда, где герои игр родились изначально. А это почти всегда книги. Если говорить про кино или мультфильмы, то здесь все тот же способ. Знаменитый Шрек, например, родился далеко не в киностудии, а в книге американского писателя Уильяма Стейга под названием «Шрэк». Книга кстати состоит всего из 32 страниц. Почему бы не попытаться заинтересовать ребенка вопросом «А знаешь ли ты кто придумал Шрека и с чего все на самом деле началось» ? Если это любимый герой, то скорее всего ребенок заинтересуется. Вот тут и настанет момент истины — вы достанете заветную книжку всего в 32 страницы! Плюс в том, что мозги особо напрягать не нужно. Ведь образ Шрека, обстановка, в которой он жил, его характер — это все уже придумано кинематографом. Вам нужно будет лишь постепенно вводить ребенка в сложный мир интеллектуального досуга. В качестве предлога так же могут служить книги , про драконов Олуха, пиратов и т.д.

Причина 2. Бывает и другая причина нелюбви к чтению. Это «Да во всех книгах муть! Скучно это все! » Здесь проблемы уже другого свойства. Ребенку просто не интересно читать. Значит знакомство ребенка с книгами начиналось не с тех книг. Большой ошибкой многих взрослых является стереотип выбора в пользу классики. Мол наше поколение плюс поколение наших бабушек выросло на этих книгах. Значит эта книга проверена веками! Давайте заглянем правде в глазе. Не всегда проверенное веками бывает истиной. Веками считалось, что Земля плоская. А она оказывается шарообразная. Да и жизнь все-таки меняется. Меняется сознание человека. Меняются и дети с их интересами и живущими в коммунальном раю. Так что понять какова жизнь Крошечки-Хаврошечки детям не так-то просто. А вот проблемы дети прекрасно поймут. Еще один момент — обращайте внимание на динамику произведения. Современный мир очень стремительный. И мы, и наши дети живем в очень быстром ритме. Поэтому окунаться в долгие описания чувств или красоты природы детям сложно. К таким книгам нужно ребенка приводить постепенно и малыми дозами. Такова действительность. Не следует выбирать книги большого объема. Всему свое время. В книге должно быть место для приключений и юмора. Книга должна быть близка ребенку. Поэтому лучше всего выбирать такое произведение, где главными героями книги являются ровесники ребенка.

Причина 3 . Считается, что проблема с чтением возникает у «заброшенных детей» А вот мамы до костей мозгов никогда не задаются вопросом «?» Это миф. Иногда родители так сильно загружают ребенка, что он желает только одного — отдохнуть, как обычные дети! Т.е. побегать, попрыгать, похулиганить. Какие уж тут книжки! Хочется физической нагрузки. И здесь мамам стоит задуматься — а точно ли вашему ребенку нужно почитать? Перегрузки иногда доводят детей до полного истощения. И там уж точно не до книг.

Шаг 2. Пример для подражания.

Непременное обязательное условие — быть примером пионером. Иными словами — а сами-то вы как часто читаете? И если вы предпочитаете телевизор или компьютер книге, то вы не имеете морального права требовать от ребенка иного. В конце концов он такой же человек.

Разобравшись с причинами нелюбви ребенка к чтению, вам нужно найти такие книги, которые теоретически могли бы соблазнить ваше чадо на процесс чтения. Вы можете отправиться в библиотеку, на специализированные форумы или на сайты, подобные нашему. Выпишите около 10 книг, которые могли бы претендовать на роль соблазнительниц. Критерии отбора просты: книга должна быть динамичной, в меру объемной (а лучше короткой), красочной и хоть как-то перекликаться с современным миром (Пример со Шреком). Прочитайте эти книги сами. Хотя бы просто пробегите глазами по строчкам. Слог должен быть простым. Сюжет увлекательным. Совсем великолепно если произведение еще и с юмором. Так у вас будет под рукой план чтения. Хорошо найти в каждой книге завораживающий момент и сделать пометочку в своем плане с указанием нужной страницы.

Шаг 4. Привлечение внимания к книге.

Способов здесь много. Кто-то начинает уборку книжной полки и как бы невзначай открывает самую яркую картинку и демонстрирует ее ребенку, а потом заинтересованно начинает зачитывать ту самую помеченную страницу. Кто-то делится при ребенке с женой/мужем: «Представляешь, у меня на работе только и разговоров о книге «N». Все как с ума сошли. Говорят, что эта книга особенная. У Маши сын прочитал взахлеб и стал учиться намного лучше! Марина купила своей, так и у нее дочь пятерку принесла. » А кто-то просто раскрывает книгу с красивой картинкой на самом видном месте, якобы оставив ее в таком положении случайно, куда-то торопясь. Можно читать книгу перед сном и дойдя до смешного момента сознательно громко расхохотаться. Потом еще раз и еще раз. Любопытные от природы дети должны клюнуть на наживку и поинтересоваться что же произошло такого смешного. Можно даже немного поломаться и ответить не сразу. Мол потом расскажу и продолжать дальше увлеченно читать. И вновь демонстративно рассмеяться. Тут уж внимание ребенка будет повышенным наверняка. Есть и игра на чувстве долга. Например, маме нужно делать два дела одновременно. И маму на работе (придумайте где еще к маме могли обратиться с такой просьбой) попросили написать рецензию или отзыв по книге «N». Допустим, за отзыв ей обещали заплатить. Но у нее нет времени на чтение книги. Вот она и просит ребенка прочитать ей книгу вслух, пока сама чистит картофель.

В любом случае вы своего ребенка знаете лучше всех. Попробуйте придумать свою хитрость. Сыграйте на самолюбии, любопытстве, ответственности и любом другом чувстве.

Шаг 5. Удержание интереса.

Привлечь внимание к одной из книг — это еще не победа. Интерес должен быть устоявшимся. Поэтому у вас под рукой должен быть план чтения. Его желательно пополнять.

Хорошо бы после прочтения как-то обсуждать книгу и ее главных героев. Например, попробовать сравнить персонажей книги с реальными людьми из жизни. Если запас прочитанного уже появился, то можно сравнивать персонажей разных книг между собой. Скажем, сравнить Бабу Ягу из русских народных сказок с . Предложить ребенку придумать свой вариант развязки. Вот что бы ваш чудесный мальчуган или девчушка сделали, если бы оказались в роли кинорежиссера? Как бы они сняли фильм по мотивам этой книги? Обычно детей увлекает этот творческий процесс. Кого бы ребенок из своих друзей и приятелей пригласил на съемки и кого на какие роли? А будет ли меняться концовка произведения? А будет ли продолжение? Ах, продолжения нет! Ну так придумай сам! Не можешь? Трудно? Может почитать другую книгу и позаимствовать приключения и идеи из нее? В конце концов в Голливуде именно так и поступают!

Если ребенок любит рисовать, то попытайтесь его увлечь другой игрой — в иллюстратора.

Если есть возможность, то найдите кроссворды или викторины по книге. Если есть альбомы с картинами художников по теме, то желательно посмотреть их.

Так ребенок уловит разницу между своим видением книги и другими людьми. А это есть понимание того, что в жизни каждый все воспринимает по-своему и под своим углом зрения.

Шаг 6. Ведение дневника чтения.

Если родители решили всерьез заняться вопросом интеллектуального досуга своего ребенка, то нужно вести наблюдение за процессом чтения. Желательно записывать какие возникли у ребенка вопросы во время чтения. В какой момент интерес упал, а в какой поднялся. Желательно записать что ребенок знал до чтения книги, а о чем услышал впервые. Что он понял из прочитанного. Хотелось бы ему походить на кого-то из героев и почему? Зачем это нужно? Чтобы можно было позже проанализировать рост ребенка, как личности и как читателя. Стал ли он разбираться в жанрах? Как идет развитие читательского вкуса? Нравятся ли красивые обороты речи? Ведь мир литературы очень богат. И чтобы стать интеллектуалом, нужно быть готовым к труду и интеллектуальной пище.

Для подростков, желающих войти в литературный мир, я бы порекомендовала книгу Олега Роя «Хранители. Повелитель книг». Эта книга в жанре фентези увлекательно расскажет какие сокровища сокрыты в литературе. И объяснит почему читать самому намного лучше, чем смотреть по мотивам.

Примерно так я бы ответила на вопрос .

Желаю всем взаимопонимания и успехов в воспитании.

В наш век тотальных технологий все больше родителей озадачиваются вопросом, как приучить ребенка к чтению . Психолог Анастасия Пономаренко подскажет, на что обращать внимание родителям, как не отбить у детей охоту брать в руки книгу и как приучить ребенка к чтению.

Не надо бабушку трясти: «Прочти, пожалуйста! Прочти!»

Не надо умолять сестрицу: «Ну, почитай ещё страницу».

Не надо звать,не надо ждать, а можно взять и почитать!

Наверняка, все помнят эти стихи с детства. Действительно, уметь читать было так же естественно, как уметь ходить и бегать.

Однако, сейчас нейропсихологи и педагоги бьют тревогу: все меньше школьников умеют читать вдумчиво, понимая смысл текста . Все больше и больше ребят склоняются к так называемому «механическому чтению», когда ребенок читает быстро, но пересказать прочитанный текст не может.

И, что самое тревожное: все больше и больше подростков читают с трудом. Не по-слогам, конечно, но не бегло. Лет 20 назад такое было невозможно представить! А ведь на бумажном носителе (это важно) развивает мышление, интеллект, общий культурный уровень.

Вот потому многие родители, которые успели застать стандарты советских школ и понимающие, что умение читать скоро может стать конкурентным преимуществом, часто задают вопрос: как, при засилии гаджетов, ?

Во-первых , ребенок всегда воспитывается в атмосфере. И, если это будет атмосфера любви к книгам, то привычка читать прочно войдет в его жизнь. Мама и папа проводят вечера с компьютером или планшетом в обнимку? Не ждите, что ваше чадо воспылает любовью к книгам.

Во-вторых , превратите поход в книжный магазин или библиотеку в праздник. Недавно, в рамках научно-практической конференции, посвященной проблемам детского и подросткового возраста, социологи представили интересный доклад. Оказывается, большинство детей любят Макдональдс потому, что родители ведут их туда в качестве поощрения. «Будешь вести хорошо — пойдем есть гамбургеры», - говорят многие родители. Естественно, что в голове ребенка твердо укоренилась связь: Макдональдс — праздник, положительное подкрепление. А праздников в жизни нам хочется как можно больше. Вот и бегут подростки за картошкой фри и коктелем — ведь они ассоциируются с радостью!

Если вы будете поощрять хорошей ребенка книгой, если обставите поход в библиотеку или магазин, как торжественное событие, то скоро книга превратится для ребенка в атрибут радости, станет синонимом хорошего настроения, процесс покупки и чтения книг будет нравится. А то, что нам нравится, мы хотим делать как можно чаще.

В-третьих , если уж пришли в книжный, позвольте ребенку самому . Подсказать, посоветовать вы можете, но настаивать — никогда, иначе просто убьете всякое желание подобных совместных походов. Оговорить определенную сумму на покупку — это пожалуйста! Но предлагать купить «Васька Трубачева и товарищей» вместо «Гарри Поттера» только на том основании, что книга Осеевой лично вам нравилась больше — забудьте.

В-четвертых , обязательно обсудите с ребенком купленную и прочитанную книгу. Так вы покажете ребенку и свою заинтересованность в его увлечениях, и убережете от того самого «механического чтения», о котором было сказано выше.

В-пятых , помните: пока не сформировано произвольное внимание и запоминание — учить читать рано. То есть ребенок, который научился читать в 3-4 года — это, скорее, исключение. В основном дети начинают осваивать навыки чтения к 6-7 годам, так что не бегите впереди паровоза.

Никогда не наказывайте чтением! Только не это: не помыл посуду — прочтешь пять страниц. Тогда чтение будет восприниматься как наказание, и ваше чадо уже никогда не захочет брать в руки книги — начиная с того самого возраста, когда будет в состоянии давать вам отпор.

И самое действенное правило - на любой вопрос ребенка отвечайте ему: а давай вместе найдем ответ в книге. И идите просматривать энцеклопедии и познавательные атласы. Да, родителям придется тоже подключаться. Хочется полежать, побродить по соцсетям, а тут ребенок с вопросами, и надо лезть в учебники, и слушать рассказ о прочитанной книге, и тащиться в выходные в библиотеку.

Но каждый сам делает выбор: сиюминутный отдых и ребенок с компьютерной зависимостью, или напряжение душевных сил в течение нескольких лет — и умный, начитанный ребенок, с широким кругозором, которого ждут ведущие ВУЗы страны. Решать вам.