20 июля 1914 года в Новониколаевске была заложена на пересечении Николаевского проспекта и улицы Тобизеновской, ныне Красного проспекта и улицы Горького, часовня св. Николая. В 1913 году по всей России пышно отмечалось 300-летие Дома Романовых. По такому случаю городские власти Новониколаевска заказали в столице 25000 альбомов с видами города, а городское реальное училище стало именоваться реальным училищем имени 300-летия Дома Романовых.

Фундаментально решило увековечить эту дату благотворительное общество «Ясли». Оно начало ходатайствовать перед властями о разрешении построить часовню им. св. Николая. В октябре 1913 года Томское епархиальное управление уведомило городские власти о том, что оно разрешает обществу «Ясли» строительство часовни.

Несколько слов об обществе «Ясли». Это было благотворительное общество, которое ставило своей целью заботу о детях-сиротах. Работа велась на базе Покровской церкви, а в 1909 году рядом с ней было построено специальное здание. Руководителем приюта стала супруга известного городского врача и общественного деятеля М.В. Востокова М.П. Востокова. Существовал приют, в основном, на пожертвования горожан и церкви.

Для строительства часовни был создан общественный строительный комитет. Его членами были известные новониколаевские купцы: Вишняков, Маштаков, архитектор Ромман. План и смету на постройку составил архитектор А.Д. Крячков, а городской архитектор Ф.Ф. Рамман осуществлял наблюдение за строительством. Вишняков жертвовал кирпич на её строительство, а вся постройка должна была обойтись в 9 тыс. рублей. Она была выстроена в модернизированных стилистических формах новгородско-псковской архитектуры XII-XIVвв.

20 июля 1914 года состоялась закладка часовни (это событие было запечатлено местными фотографами, и снимки показывались затем в кинотеатре Махотина), а 27 октября 1915 года был подписан акт о приёмке здания. Часовня пользовалась большой популярностью у горожан. Если первоначально она была приписана к Александро-Невской церкви, то из церковной ведомости 1920 года видно, что это была самостоятельная часовня с приходом в 5 тысяч горожан.

Стоит отметить, что часовня, судя по документам, создавалась в память 300-летия Дома Романовых, а не потому, что в точке пересечения двух городских улиц якобы находился географический центр Российской империи. Легенда о географическом центре Российской империи на месте часовни появилась в советское время.

Не просуществовав и 15 лет, часовня была закрыта и сломана. Первый мощный удар по экономическому могуществу церкви новая власть нанесла, воспользовавшись голодом 1921 года, когда были изъяты церковные богатства. В конце 20-х годов, когда сталинское руководство начало свои страшные эксперименты по индустриализации и коллективизации, церковь ожидал новый сокрушающий удар. Была организована кампания по закрытию церквей и репрессиям против священнослужителей. В качестве примера можно привести протоколы собрания женщин в пригородном селе Бугры, которое постановило закрыть церковь как рассадник дурмана и одурачивания трудящихся масс, противника бурного роста коллективизации. Колокола было решено снять и отдать промышленности. Более решительно призывало действовать собрание граждан в селе Сенчакском: «Попа Рафаила как контрреволюционера немедленно расстрелять. Граждан старого и нового церковного совета передать следственным органам, церковь переоборудовать в клуб». Подобные постановления принимались и на собраниях рабочих и служащих в Новосибирске. Так, протокол общего собрания рабочих-строителей от 12.01.1930 года утверждал, что «вокруг церкви сгруппировался сброд бывших, которые ведут под прикрытием религии бешеную борьбу с Советской властью». Рабочие требовали передать культовые здания под культурные учреждения, а весь религиозный «актив» взять на учёт.

Из переписки между руководством Новосибирского окрисполкома и Сибкрайисполкома в начале 1930 года видно стремление властей как можно быстрее удовлетворить подобные требования, не останавливаясь перед нарушением советских же законов. Власти понимали, что в противном случае может наступить спад в настроениях масс. И вот здесь на пути совпарторганов вставал даже такой отобравший у церкви все права закон, как постановление ВЦИК от 1929 года «О религиозных объединениях». Согласно этому постановлению закрытие церкви представляло довольно длительную процедуру. Поэтому местные власти требовали упростить процедуру закрытия церквей. Для этого, по их мнению, хватило бы только ходатайства бедняков. Такого же мнения придерживалось и НКВД.

В ходе этой кампании, основываясь на так называемом мнении трудящихся, президиум Новосибирского окрисполкома 9 ноября 1929 года принял решение о сносе часовни. 27 декабря 1929 года это решение Новосибирского окрисполкома было утверждено президиумом Сибкрайисполкома. 30 января 1930 года газета «Советская Сибирь» в статье «Конец часовни» сообщила: «Вчера в 4 часа дня началась ломка часовни на Красном проспекте». Затем на месте часовни стояла статуя «Комсомолец», но недолго. Она была заменена статуей «вождя народов», которую в 50-х годах убрали.

21 сентября 1991 г. состоялся крестный ход от Вознесенского кафедрального собора и освящение закладного камня в основании восстанавливаемой часовни. В июле 1993 года часовня была отстроена заново. Новый проект выполнил архитектор П. А. Чернобровцев. Правда, расположение и ориентация часовни несколько изменились. Раньше часовня была ориентирована по сторонам света. Теперь ориентация - по линии Красного проспекта.

Часовня святителя Николая Чудотворца (Новосибирск, Красный проспект). Фото: Степанов Слава

Часовня Николая Чудотворца в Новосибирске - это одна из главнейших достопримечательностей города. Расположена она в самом центре и считается его оберегом.

Внешне часовенка небольшого размера чем-то напоминает изящную свечу, возвышающуюся среди других построек и стремительного городского движения. Ее история очень интересна и уникальна.

О городе

Строительство храма связано с годовщиной дня основания Новосибирска (название до 1925 года - Ново-Николаевск), основанного в 1893 году, но только через 10 лет получившего статус города.

Является третьим по количеству населения и тринадцатым по площади городом в Российской Федерации.

В настоящее время Новосибирск - это крупный культурный, деловой, промышленный, торговый, научный, транспортный центр страны. А также один из крупнейших промышленных центров Западно-Сибирского региона.

Население составляет 1,6 миллионов человек.

Расположен он на обоих берегах реки Обь, на территории юго-восточной части Западно-Сибирской равнины.

В городе присутствует большое количество памятников архитектуры, культурных мест, учебных заведений. Также в Новосибирске имеется 26 храмов. В том числе часовня Николая Чудотворца, являющаяся уникальным памятником храмового искусства и имеющая особенное значение для города.

Описание

Эта жемчужина православия, расположенная на Красном проспекте, напротив площади имени Ленина, является достаточно новой постройкой. Первое здание храма было разрушено в советское время. Но эта часовня, построенная в конце XX столетия, практически полностью соответствует первоначальному проекту.

Строение изящно, но одновременно невероятно величественно возвышается и выделяется среди других строений этой части Новосибирска.

Откуда бы ни пришлось ехать через центр города, ее отовсюду можно увидеть. И, что самое интересное, вокруг здания всегда шумно, а внутри - благословенная тишина и священная благодать.

Есть информация, что основание церкви именно в этом районе, в данном месте было не случайно. Согласно географическим подсчетам, именно здесь находилась центральная точка России, а Новосибирск - город, считающийся центром страны.

Кроме того, строительство часовни связано со строительством первого моста через Обь для железнодорожного транспорта.

Согласно исторической справке, город изначально был назван в честь императора Николая II, а храм получил название в честь Святителя Николая.

В настоящее время в часовне можно полюбоваться старинными образами, помолиться у иконы Чудотворца Мирликийского с частицей его мощей и приложиться к иконе мощевику святого Пантелеимона.

История

Часовня Николая Чудотворца (Новосибирск) должна была быть основана в 1913 году - к двадцатой годовщине города, а также в честь 300-летнего юбилея дома Романовых. Но к октябрю данного года от властей было получено только разрешение на строительство.

По факту получилось, что работы начались только летом 1914 года (20 июля). Все затраты на возведение храма были народными: каждый желающий помогал, чем мог. Проект выполнил архитектор А. Крячков, не взяв оплаты за свою работу. В плане финансов существенную поддержку оказали местные купцы. Что самое удивительное, колокола везли как обычный груз - в железнодорожном вагоне поезда. Возведение храма осуществлялось достаточно быстро и дружно.

Место расположения старинной часовни во имя Святителя и Чудотворца Николая - пересечение Николаевского проспекта и улицы Тобизеновской (в настоящее время названия улиц являются устаревшими).

В декабре 1914 года храм торжественно освятили. Это было очень важное событие в жизни Новосибирска (тогда Ново-Николаевска).

Поначалу эта обитель принадлежала церкви Невского, а чуть позже стала самостоятельным приходом.

К сожалению, просуществовала старинная часовня всего 16 лет. В связи с политическими событиями и гонениями за веру православную, храм закрыли, а потом было принято постановление о том, чтобы его вообще снести. Что и было осуществлено в конце января 1930 года.

В данном месте города соорудили памятник «Комсомолец», а затем монумент И. В. Сталину, который убрали в 50-х годах XX столетия.

Восстановление часовни

Спустя более шестидесяти лет с того момента, как снесли обитель - в сентябре 1991 года, был осуществлен крестный ход от Вознесенского кафедрального храма к месту восстановления старинной обители - новой часовни Святого Николая Чудотворца.

И к 1993 году храм был возведен, только теперь территориально он находится немного дальше от перекрестка - места, где располагался до снесения. Год его нового рождения приурочили к 100-летнему юбилею города.

В 2002 году Патриарх Московский Алексий II подарил часовне Николая Чудотворца (Новосибирск) частицу мощей святого, которые ныне помещены в икону. А потому отныне обитель оберегается покровителем и имеет чудодейственную силу для каждого молящегося у этой святыни.

Настоятель данного храма - протоиерей Патрин Георгий, который осуществляет богослужения и в праздничные дни совершает крестные ходы.

Архитектура и внутреннее убранство храма

Часовня святого Николая Чудотворца (новая) была спроектирована архитектором П. А. Чернобровцевым, но ее современный облик максимально приближен к проекту раннего строения обители. Все расписные работы внутреннего пространства осуществил отец архитектора - художник А. С. Чернобровцев.

Цоколь сооружения облицован отделочным кирпичом, типа «Рваный камень». Стены здания храма построены из кирпича, отделаны штукатуркой и побелкой. С наружной стороны они завершаются арочными закомарами с плавными изгибами и заостренными верхушками.

Крыша храма выполнена в виде купола, закрепленного на круглом «барабане» с восемью узкими окошками. На верхней части купола размещен изящный крест.

К входу в часовню ведет несколько ступеней. Над дверным проемом арочного типа расположено мозаичное изображение Николая Чудотворца.

Внутреннее убранство церкви очень непритязательно: отсутствует огромный иконостас, большие люстры и ковры. Кроме иконы и Пантелеимона, размещены несколько старинных образов. Но здесь чувствуется особенная атмосфера: одухотворенности и духовного тепла, света и тишины.

Легенды о часовне и городе

Со старинной обителью святого Николая Чудотворца связано предположение о том, что место расположения храма совпадало с Впервые такое мнение было высказано в 1988 году по радио. А потому родилось решение о том, что необходимо вернуть городу храм.

Когда же часовня была восстановлена (на Красном проспекте) в 1993 году, в прессе стали печатать сообщения о том, что Новосибирск - это территориальный центр страны.

В феврале 1992 года в местной газете (рубрика «Страница истории») опубликовали статью, в которой сообщалось следующее. Часовня Святителя Николая Чудотворца, построенная в начале XX столетия на пересечении Николаевского проспекта и Тобизеновской улицы (соответственно Красного проспекта и улицы Максима Горького в настоящее время) в память о 300-летнем юбилее дома Романовых, является географической точкой Российской Империи.

В газете «Советская Сибирь», в статье, напечатанной в июле 1993 года, о восстановлении обители Николая Чудотворца, рассказывалось о том, что вначале XX столетия храм был построен именно на этой территории из-за того, что данное место символически обозначало центр России.

В настоящее время, согласно геодезическим расчетам координат, этим местом является юго-восток озера Виви, что в Красноярском крае (Эвенкийский район). В этом месте установлен специальный монумент. Но храм все равно остается неизменным символом и оберегом города.

Является одним из символов города.

Православная часовня
Часовня во имя Святителя и Чудотворца Николая
55°01′35″ с. ш. 82°55′17″ в. д. H G Я O L
Страна Россия Россия
Город Новосибирск
Конфессия православие
Епархия Новосибирская
Автор проекта Петр Чернобровцев
Архитектор Крячков, Андрей Дмитриевич
Дата основания 1914 год
Основные даты
19 декабря 1914 года - Освящение часовни
1930 год - Разрушение
1993 год - Реконструкция
Реликвии и святыни мощи Николая Чудотворца , великомученика Пантелеимона
Статус Часовня
Часовня во имя Святителя и Чудотворца Николая на Викискладе

Строительство

Строительство часовни началось 20 июля 1914 года в ознаменование 20-летнего юбилея со дня закладки железнодорожного моста через Обь на пересечении Николаевского (ныне Красного) проспекта и улицы Тобизеновской (ныне улицы Максима Горького).

Благотворительное общество «Ясли» начало ходатайствовать перед властями о разрешении построить часовню имени святого Николая в связи с 300-летием дома Романовых в 1913 году . Город был назван в честь святого покровителя царствующего императора Николая II , поэтому во имя Николая Чудотворца было решено возвести часовню. В октябре 1913 года было получено формальное разрешение на строительство от Томского епархиального управления.

Проект безвозмездно составил известный архитектор А. Д. Крячков . В общественный строительный комитет вошли известные новониколаевские купцы М. Л. Вишняков, З. М. Джурич, В. Н. Цевковский, Г. Д. Маштаков, И. М. Некрасов и Д. Е. Барабанов, а также инженер Ф. Ф. Рамман, которому, как городскому архитектору, поручался строительный контроль за ходом сооружения часовни. Большую часть работы по устройству часовни взяли на себя городской голова А. Г. Беседин , протоиерей Покровской церкви Диомид Чернявский - председатель Правления общества «Ясли» и начальница приюта «Ясли» М. В. Востокова.

Впервые в истории города был использован метод «народной стройки». Так, усилиями общественности города были получены бесплатные железнодорожные билеты на провоз колоколов . Благословение на строительство дал епископ Томский и Алтайский Анатолий , который прислал в дар икону святого Николая с частицей мощей великомученика и целителя Пантелеимона .

На месте часовни недолгое время находилась статуя «Комсомолец», а затем памятник И. В. Сталину , который был убран в 1950-х годах.

Восстановление часовни

Часовня была вновь возведена в 1993 году к 100-летнему юбилею Новосибирска. Восстановленная часовня находится немного в другом месте, дальше от перекрёстка, где она располагалась изначально.

В 2002 году Новосибирск стал центром празднования Дня славянской культуры и письменности . Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II принёс в дар городу икону святого Николая. Через год наместник Свято-Данилова монастыря в Москве архимандрит Алексий доставил в Новосибирск частицу святых мощей Николая Чудотворца, которые были помещены в икону.

Во время поездки в Новосибирск хотелось побывать (на то был свой грустный повод) в местной церкви , тем более их здесь много, и все прекрасные. Но получилось попасть только в часовню Николая Чудотворца, которая находится в центре Новосибирска и которую я увидела во время прогулки по городу. Она сияла золотыми куполами! А благодаря своей белизне и расположению на возвышении часовня Святителя Николая Чудотворца казалась чем-то чудесным, чистым в городском потоке, который окружает. И только потом я узнала, что часовня - это неофициальный географический центр России.

К слову, официальный центр России (согласно данным федеральной службы геодезии и картографии) - это озеро Виви в Эвенкийском районе Красноярского края с координатами 0

Посреди главной улицы Новосибирска – Красного проспекта – расположилось это чудо. Полюбовавшись с минуту у ступенек, я поднялась к двери.

Внутри – мягкая полутьма, высокие фигуры святых и Христа с Богородицей. Приветливая женщина посоветовала надеть платок, которые имелись здесь же. Фотографировать, как я и думала, внутри часовни не разрешено. Но я не за этим и шла.

Оглядевшись, замечаю несколько подставок для свечей у икон, прилавок с различными православными товарами. Больше всего удивило обилие живых цветов, что стояли на полу. Кажется, хризантемы – что-то белое, светлое.

Я попросила несколько свечек, постояла у икон, вспомнила тех, кого нет на свете. Подумала о здоровье для близких. Стало спокойнее на душе после суеты большого города. С благодарностью покинула часовню.

Со ступенек открывается удивительный вид – часть города как на ладони.

А это сбоку. Удивительно, какое тут нереально красивое небо и облака!

На задней части здания – таблички, рассказывающие, что это за место. Золотыми буквами – по белому:

«Сия часовня Святителя и Чудотворца Николая сооружена во граде Новониколаевске в честь славного юбилея 300-летия Дома Романовых. Восстановлена тщанием истинных патриотов России к 100-летию Новосибирска во славу Святой единосущной троицы в знак всенародного покаяния и возвращения на путь веры и богоугодной жизни в лоне православной церкви накануне великого юбилея 2000-летия Рождества Христова».

Любопытная надпись. Конечно, я знала, что прежнее название Новосибирска – Новониколаевск, и вполне логично и справедливо часовня в его центре посвящена Николаю Чудотворцу. Кстати, самому любимому и чтимому святому в России. А вот даты заставили задуматься. В свободное время заглянула в интернет.

Оказалось, эта часовня имеет любопытнейшую историю. Замечу сразу, что нынешний Красный проспект тоже носил символическое в этом смысле имя – Николаевский. А часовня здесь, точнее, чуть в стороне от нынешнего расположения, на пересечении проспекта и ул. Тобзиановской (Горького) появилась в 1915 году. За два года до этого в России широко отмечалось 300-летие Дома Романовых, и по инициативе одного из местных благотворительных обществ и при поддержке городских властей началось сооружение часовни. Как водилось в то время, идею поддержали – финансово – многие состоятельные люди Новониколаевска.

Вот это – вид Николаевского проспекта с новой часовней. Почти такая же, как сейчас.

Изображение часовни Святителя Николая как достопримечательности города появилось в альбомах и на открытках, особенная ее популярность у гостей была связана с мифом о том, что здание стоит на месте географического центра Российской Империи.

Революция, новая идеология, борьба с религией – опиумом для народа… И вот уже собрание жителей постановляет снести оплот религиозного дурмана. А чуть раньше из часовни уже позаимствовали церковную утварь «для нужд революции». В 1929-м ее не стало совсем.

Но свято – в прямом смысле – место пусто не осталось. Здесь появился памятник комсомольцу. А проспект стал Красным – цвета революции, цвета крови…

Все возвращается на свои места. И вот уже инициативная группа жителей выступает с идеей воссоздания часовни Святого Николая в Новосибирске. Через 60 с лишним лет после разрушения. Место выбрали не совсем то, наиболее удачным показалась середина Красного проспекта. На мой взгляд, это просто замечательно. Ощущение, что устремленная вверх, часовня освящает все, что находится рядом.

При этом когда находишься рядом она не кажется излишне отстраненной – наоборот, такая родная и близкая. Рядом скамейки – присядь, отдохни, успокой свое сердце. Голуби разгуливают, умиротворяющее курлычут. Хорошая птица любит хорошее место…

Остается добавить, что в часовне Николая Чудотворца сегодня хранятся мощи самого этого Святого, а также Св. Пантелеймона. Часовня – один из символов Новосибирска. И это символ имеет свой адрес на карте города - «Красный проспект, 17а»:

Ориентирами могут служить кинотеатр «Маяковский», площадь Ленина, неподалеку от которых и стоит часовня. «Площадь Ленина» называются остановка автобуса и станция метро. Часовня во имя святителя и чудотворца Николая находится в центре Красного проспекта и к ней можно пройти по светофору или по подземному переходу.

Часовня в честь Николая Чудотворца, одного из самых почитаемых святых в христианстве и исламе, на Преображенском кладбище была возведена в 1805 году по проекту зодчего Ф.К. Соколова. Что примечательно, ранее историки архитектуры приписывали строительство другому специалисту того времени В.И. Баженову. назвали главной площадью... Парижа.

В 19 веке религиозный объект, построенный в несвойственном для Москвы стиле готики, принадлежал старообрядцам Федосеевского согласия.

Само строение, выполненное в так называемом стиле русской готики, кажется весьма нарядным. Фасад украшен различными фрагментами из белого камня. Общепринято, что примером для оформления часовни послужил Царицынский дворец. Сверху установлено девять восьмиконечных крестов, как в . Говорят, что ранее на них располагались миниатюрные распятия, которые к нашему времени были потеряны.

В 1940 году часовня святого была передана филипповским старообрядцам, регулярно проводившим здесь службы. Тем не менее, малочисленная община Филипповского согласия постепенно прекратила существование, в результате чего небольшой религиозный православный объект окончательно потерял культовый статус.

В 1990 году ключи от пришедшего в запустение храма были переданы московской администрации. В 2002 году специалисты отреставрировали часовню, вручив здание старообрядческой общине Федосеевского согласия.

История федосеевцев и часовни Николая Чудотворца

Религиозное направление возникло на рубеже 17-18 столетий среди крестьян, исповедующих старообрядческие каноны. Духовным лидером общины стал Феодосий Васильев, бывший дьякон и предок бояр Урусовых. Федосеевское согласие, как христианское течение сформировалось в конце 17 века. Поморцы позже приняли учение о бытии. На протяжении 18 века их отношения имели неоднозначный характер. Общины то примирялись, до разрывали всяческие отношения.

Федосеевцы всегда отличались аскетизмом и непримиримостью к правящему классу и государству вообще. Верующие отрицали моление за государя, а также безсвященнословный брак, поскольку были твердо уверены в том, что наступило правление Антихриста.

Николай Чудотворец

В Христианском мире достаточно трудно найти столь почитаемого святого, как Святитель Николай. Ему поклоняются в исламе, иудаизме, христианстве. Особенно почитаем святой в Православии. К нему обращаются все - от детей и простого люда до стариков и ученых мужей, верующие и атеисты, мусульмане, католики.

Причина масштабности почитания - отдача Создателя на молитвы, которые слышат иконы Николая Чудотворца по всему миру. Мощи святого находятся в итальянском городе Бари, но основное захоронение было в византийском городе Миры (ныне турецкий город Демре). Оттуда уже в османскую эпоху мощи тайно вывезли генуэзцы, одному из которых Николай явился во сне. Кроме того, мощи и предметы одежды Чудотворца бережно хранятся во многих странах Европы и остального мира.

В России Николай Чудотворец особенно чтится. Ему посылают мольбы все, несмотря на то, что он считается покровителем детей, купцов, моряков. Дмитрий Донской построил несколько храмов в его честь после явления святого перед Куликовской битвой. Что любопытно, в России храмов и икон в честь Николая Чудотворца больше, чем где-либо. По популярности при наречении церквей ему не уступает лишь Богородица.