Есть те, кто считает, что у творческих людей есть особые тайные силы и врожденные таланты. Но это не так. В любом есть креативность. Сделали подборку из 30 заповедей, следуя которым, вы сможете разбудить творческую силу и сделать свою жизнь ярче.

1. Творчество начинается в сердце

Прислушиваясь к своим заветным желаниям, причем внимательно, мы получаем возможность не только заниматься творчеством, о котором мечтаем, но и мечтать о том, чтобы это творчество достигло значительных масштабов.

2. Творчество нужно питать постоянно

Талант или интерес - живая часть вас, как рука, или ухо, или глаз. Все это нужно использовать, нужно питать, иначе это атрофируется и вы не будете тем, кем должны быть.

Способ тренировать свою креативность каждый день - творческий блокнот «1 страница в день». Источник - творческий инстаграм МИФа @miftvorchestvo

3. Видение обладает магическими свойствами

Магия есть умение видеть результаты без того, чтобы видеть процесс, к ним ведущий. Именно видение, внутреннее зрение, позволяет заметить, чего не хватает произведению, а также помогает увидеть то, чего раньше никто не видел. Это невероятный человеческий дар - видеть дальше настоящего и прошлого и из того далекого, неведомого, извлекать нечто, что до сей поры не существовало.

Великий композитор ХХ века Карлхайнц Штокхаузен писал: «Нам необходимо просто прикрыть глаза и ненадолго прислушаться. Вокруг нас, в воздухе, всегда звучит нечто ранее не слыханное».

4. Лучшее место начала творческого процесса - его конец

Пусть каждое новое творение будет возникать у вас в уме как бы из ничего. Форма, структура творения, впечатления и ощущения, которые оно оставляет, сама его жизнь - все это сразу проступает, даже в самой простенькой картинке. Вообразите результат. Добавьте элементы. Рискните удалить часть старых. Осмотрите воображаемое создание изнутри, снаружи. Вы узнаете много нового о своей концепции.

Способность представлять себе свое творение в завершенном виде дает возможность трудиться со знанием дела, а не строить работу на предположениях. В этом знании и кроется причина, почему многие профессиональные творцы бывают так уверены в себе.

5. Творчество - не проблема, решение проблем - не творчество

Кто-то всю жизнь решает одни и те же , кто-то приобретает новые. Главная побудительная сила для них - острота проблемы. Как только самое плохое сглажено, мотивация к действию слабеет. Борьба с проблемами как стиль жизни - заведомо проигрышный вариант, ведь она ведет к затуханию активности, причем направленной на то, чтобы решить проблемы!

Когда вы получаете на руки большую и аппетитную проблему, вам больше не надо мыслить - у вас уже есть навязчивая идея. А если бы у вас вдруг не стало проблем? О чем бы вы тогда думали? Чем занимались?

6. Упрямство художников делает этот мир лучше

К счастью для нас, художники - люди упрямые. Автору бестселлеров ее психотерапевт посоветовал ориентироваться на карьеру секретаря, но она продолжила писать (это я). Известного режиссера отстранили от документального проекта, но он продолжил снимать фильмы (Мартин Скорсезе). Талантливую актрису отчислили с актерской программы Бостонского университета (обладатель «Оскара» Джина Дэвис). Юрист, которому «следовало бы» тратить время на «дела», доказал, что писать ему тоже следовало (Джон Гришэм). Эти художники прислушались к своему внутреннему голосу, да и несколько внешних голосов шептали - или кричали, что тоже знают, кто мы на самом деле. Эти люди укрепили нашу уверенность и изменили наши судьбы.

7. Место для творчества есть всегда и везде

Тексту ведь все равно, где вы его создаете. Важно, что . Вы делаете это. То же истинно и для рисунка. Один художник потерял целый год, потому что «не мог работать без мастерской». Когда мастерская появилась и он вернулся к работе, то создал несколько довольно крупных картин, но гораздо больше - прекрасных миниатюр углем и карандашом, которые мог бы рисовать даже на тумбочке для телевизора, если бы было такое желание. А он не работал - и не потому, что мастерской не было, а потому что просто не работал. Место для творчества есть в любой жизни, какой бы насыщенной событиями и людьми или, наоборот, скучной и пустой она ни была.

8. Искусство маленьких шагов

Если вы - начинающий музыкант и хотите научиться играть на фортепиано, то сядьте за него и коснитесь клавиш. Отлично. Завтра вы можете снова сесть за фортепиано и коснуться клавиш. Пять минут в день лучше, чем ноль. Пять минут могут превратиться в десять, совсем как легкие объятия могут перерасти в нечто более страстное.


@miftvorchestvo

Целую книгу я сегодня написать на смогу, а одну страницу - вполне. Я не смогу сразу стать состоявшимся пианистом, но в состоянии выделить 15 минут на занятия музыкой. Пусть вы не можете сегодня рассчитывать на персональную выставку в Сохо, но вполне способны нарисовать своего кокер-спаниеля, вальяжно устроившегося в старом кожаном кресле, или сделать набросок руки любимого человека. Вы можете начать.

9. Волшебство в действии

Гете сказал: «Всякий раз, когда вы думаете или верите, что можете сделать что-то, беритесь за дело, поскольку в действии есть волшебство, благодать и сила».

10. Всегда есть возможность сделать что-то позитивное

Неудобная правда заключается в том, что всегда есть возможность сделать нечто позитивное - да, черт возьми, всегда, даже если мы к этому не расположены. Оптимизм по отношению к себе и своим возможностям - уже сознательный выбор. Мы можем сделать этот выбор, поверить в лучшее, а не в худшее, но для этого нужно услышать звучащий в голове негативный саундтрек и решиться на его замену.

11. Используйте конструктивное и практическое мышление

Конструктивное мышление - это генерация сырых идей, без всяких оценок и суждений. Стратегия состоит в том, что нужно придумать максимально много как очевидных, так и самых сумасшедших идей, и критика в это время неуместна. Придумав побольше идей, измените подход, включив практическое мышление. Нужно выявить, какие из них обладают наибольшей ценностью. Эдисон однажды заявил, что придумал 3000 разных теорий электрического освещения. Каждая из них выглядела разумно, но он остановился на самой практичной и выгодной. Первой его целью было создать как можно больше возможностей, а затем он занялся оценкой - выявлением наиболее здоровой и жизнеспособной идеи.


Конструктивное мышление и практическое - это две отдельные мыслительные операции, и компромиссной, средней позиции между ними не существует. - Иллюстрация из книги «Взлом креатива»

12. Мышление без суждений динамично и гибко

Творческий человек способен думать свободно и гибко. Он допускает неограниченное развертывание идей, их организацию в шеренги, своеобразный автостоп вариантов, их любые сочетания для изобретения новых, пока не придет к конечному прорывному результату, заставляющему воскликнуть «Эврика!». Идеи сменяют друг друга, порождая дополнительные идеи и их сочетания, что умножает возможности.

13. Проверяйте творчество эмоциями

Измерять свой успех очень важно. Прекрасный способ измерить успех - определить, как вы хотите себя чувствовать. Выделите немного времени и набросайте список эмоций, которые хотите получать от своего бизнеса. Возможно, он будет чем-то похож на этот.

  • Свобода
  • Счастье
  • Полнота
  • Жизнерадостность
  • Уверенность в себе
  • Защищенность
  • Творчество
  • Завершенность

Регулярно сверяйте свои ощущения с этим списком. Дает ли вам бизнес те чувства, о которых вы мечтаете? Например, ощущаете ли вы защищенность? Если да, значит, вы добились успеха в вашем определении. Поздравляем! А если нет, постарайтесь понять почему. Что можно сделать, чтобы изменить ваши ощущения?

14. Наушники помогают приглушить шум окружающего мира

Наушники, с музыкой или без, создают вокруг вас своего рода буфер. Особенно это полезно, если вы - женщина и пытаетесь работать над романом в кафе. Для определенного типа общительных людей (имеются в виду мужчины) вид дамы с насупленными бровями, что-то бешено печатающей на ноутбуке в общественном месте, вызывает единственную ассоциацию: надо подойти и познакомиться. Наушники - отличная возможность держать этих благонамеренных, но очень надоедливых граждан на расстоянии.

«Я всегда пишу романы в наушниках. Иногда даже вспоминаю, что не худо бы их к чему-нибудь подключить. Наушники помогают приглушить шум окружающего мира. А когда они подсоединены к плееру, то гонят музыку со страшной скоростью прямо мне в мозг, четким контуром обводя формы моих мыслей и придавая силу появляющимся на странице предложениям».

15. Вы и есть ваша работа

Вы меняетесь, и ваша работа становится другой. Когда вы развиваетесь, то же происходит с вашим творчеством. Ваша работа живет и дышит, потому что вы живете и дышите. Проживая жизнь во всей полноте, вы совершенствуете коллективный человеческий опыт. Как писал Уильям Блейк, «все, что живет, живет не одно, не для себя». Больше нет различий между вами и другими, между тем, что вы даете и что получаете. Это все одно и то же, вечно меняющийся танец, постоянный разговор, в котором нельзя сказать больше, где начинается одно и заканчивается другое.

16. Каждому художнику - по артбуку

Ваш артбук - это билет в свободное творческое плавание. Это ваша «песочница», в которой можно испытать новые художественные средства и техники, новые цвета и их эффекты, попробовать свои силы в разных форматах, не ограничивая себя. Если есть вдохновение - пишите стихи. Пусть мысли находят словесное выражение так же, как и графическое.


На Лайфхакере. Если хотите узнать, как пробудить в себе творческие порывы и что нужно делать, чтобы ваш внутренний творец рос и развивался, обязательно уделите время этой статье. Не пожалеете!

«Я не творческая личность, мне это не дано», - говорят многие из нас, с восхищением поглядывая на шаржи уличных художников или слушая, как патлатый хиппи поёт песню Radiohead в переходе. Но есть хорошие новости: последние научные исследования говорят о том, что все люди одинаковы и в каждом из нас живёт творец. Поэтому фраза «Я не творческая личность» - это лишь удобное оправдание своей лени .

Миф о творческой жилке долгое время культивировался и тщательно оберегался в богеме. Художники, музыканты, актёры, дизайнеры и даже средней руки копирайтеры любят выглядеть так, словно они принадлежат к другой породе, а во время работы ими двигает как минимум рука господня. Эталон творческой личности - это помесь Леди Гага с Агузаровой, которая вчера собиралась улететь на Луну, сегодня крушит хит-парады с новой песней, а завтра даёт интервью о пользе медитации в потешном кокошнике. А чтобы начать творить, нам нужно пройти девять кругов ада, как минимум трижды , пройти курс реабилитации от наркотиков и уехать медитировать в тибетские горы.

Научные исследования отвергают любое разделение на креативный и корпоративный рабочий класс

Что говорить, если в современной корпоративной среде существует искусственное разделение на «креативные» и «корпоративные» типажи, которые относятся друг к другу, как ученики Гриффиндора и Слизерина. Однако едва ли не все исследования творческих способностей, которые проводились в течение последних 50 лет, отвергают это разделение: творческий мускул никак не связан ни с генетикой, ни с уровнем интеллекта, ни с личностными качествами.

Например, в ходе эксперимента в Институте диагностики и исследования личности (IPAR) учёные пригласили на конференцию несколько десятков успешных представителей разных творческих профессий. В течение нескольких дней они прошли множество , которые не очень-то прояснили, где искать творческие задатки. Единственные общие черты исследуемых выглядели так: сбалансированность личностных характеристик, интеллект выше среднего, открытость новому опыту и склонность выбирать сложные варианты. Как видите, ничего особенного.

Никакого творческого типа личности не существует

Тогда упорные ребята в белых халатах начали искать творческие задатки в личностных качествах человека: был собран огромный массив информации о выдающихся творцах XX века, после чего каждый прошёл виртуальный тест «пятифакторная модель личности». Учёные рассчитывали, что у творческих людей будет перекос по одной из пяти личностных характеристик (открытость опыту, добросовестность, экстраверсия, доброжелательность и невротизм), но снова пальцем в небо - среди испытуемых были и неврастеники, и экстраверты, и доброжелательные пьяницы, и ещё много кто. Вывод: никакого творческого типа личности не существует.

Забросив психологию, искать творческий мускул стали в мозгу человека. Исследователи наплевали на просьбу о кремации и сразу после смерти гения полезли изучать его черепную коробку. И снова разочарование: мозг знаменитого физика ничем не отличался от мозга профессионального бейсболиста или попавшего под машину бездомного. Третий раунд стрельбы из рогатки по самолётам завершён, учёные «горят» со счётом 3:0.

Корреляции между генным кодом и творческими способностями нет

Когда у разбитого корыта остались и психологи, и физиологи, и просто все неравнодушные, разгадывать задачу стала генетика, до этого безуспешно пытавшаяся найти ген старости и ген . Чтобы исключить разницу в генах и влияние воспитания, учёные исследовали только семьи с детьми-близнецами. Исследуя Коннектикутский реестр близнецов с 1897 года, группа Марвина Резникоффа собрала команду из 117 близнецов и разделила их на две группы (однояйцевые и двуяйцевые). Результаты двух десятков тестов показали, что корреляции между генным кодом и творческими способностями нет. 4:0, и это почти Аргентина с Ямайкой.

За последние 50 лет таких экспериментов было вагон и маленькая тележка. В своей книге «Муза не придёт» Девид Брукс приводит ещё с десяток ссылок на безуспешные попытки найти природу творческого мускула и делает вывод, что , как и любой другой навык, можно прокачать при помощи тренировок.

Тренировки для прокачки творческого мышления

Утренние страницы

Старый как мир, но действенный метод. Как только просыпаемся, хватаем блокнот с ручкой и начинаем писать. Без разницы, будет это история о шагающем по Токио Годзилле, эссе о тёплом одеяле или сонный анализ геополитики Монголии. Главное - просто писать и ни о чём не думать. Норма утреннего письма - это три тетрадные страницы или 750 слов. Можно воспользоваться ресурсом 750 words и барабанить по клавишам, но бывалые писаки советуют делать это по старинке - ручкой по бумаге.

А что, если бы

Это даже не метод, а простой вопрос, задавать который Станиславский заставлял любого начинающего актёра. «А что, если бы» можно применять к любому привычному объекту, его части или действию. Например, а что, если бы историю в книге рассказывали картинками? Так появился комикс. Или что, если бы вместо мировых новостей мы будем рассказывать то, что волнует простых людей? Так появилась жёлтая пресса.

Этот метод отлично развивает фантазию и фактически является спусковым механизмом любого творческого процесса. Причём очень весело задавать странные вопросы. А что, если бы все люди пили кровь? А что, если бы президентом страны стал забавный мужчина с замашками диктатора из банановой республики?

Дробление слова

В мозгу взрослого человека существует жёсткая система символов, которая при первой же возможности любит давать оценки и клеить ярлыки на всё вокруг. В результате такой автоматизации , но это же является главной причиной узкого и шаблонного мышления. Придумывая новые слова, мы заставляем мозг отключать рациональное мышление и включать фантазию. Техника родом из детства и крайне проста: берём два любых слова, соединяем их в одно и потом пытаемся представить, как это выглядело бы в жизни. Ванна + унитаз = ваннитаз, Ким + Канье = Кимье.

Метод Торренса

Метод основывается на дудлах - однотипных каракулях, которые нужно превратить в рисунок. На листе бумаги рисуем в ряд одинаковые символы (круг, два круга, гвоздь, крест, квадрат и т. д.). Затем включаем фантазию и начинаем рисовать.

Пример. Круг может быть щитом Капитана Америки, глазом кошки или 5-копеечной монетой, а квадрат - домом с приведениями или произведением искусства. Развивает не только фантазию, но и упорство в поиске идей, так как каждый новый дудл - это соревнование с самим собой.

Метод фокальных объектов

Метод заключается в поиске связей между основной идеей и случайными объектами. Например, открываем книгу на произвольной странице, хватаем 3–5 слов, которые первыми попались на глаза, и пытаемся связать их с предметом, над которым думаем. Книгу можно заменить телевизором, видеоигрой, газетой или чем-то ещё. Отлично работает, когда мыслительный процесс движется по инерции.

Аналогии Гордона

Это не самый простой в освоении, но весьма действенный метод. Уильям Гордон считал, что кладезь творческих идей заключается в поиске аналогий, которые он разделил на четыре группы.

  • Прямая аналогия : ищем аналогию объекту в окружающем мире. В масштабах от своей комнаты до страны.
  • Символическая : ищем аналогию, которая в двух словах опишет суть объекта.
  • Фантастическая аналогия : придумываем аналогию, вынося за скобки ограничения объективной реальности.
  • Личная аналогия : пытаемся встать на место объекта и посмотреть на ситуацию глазами объекта. Например, как живётся стулу, на котором мы сидим.

Непрямые стратегии

Этот очень странный и интересный способ, который придумали Брайан Ино и Питер Шмидт, чтобы выводить уставший мозг из творческого ступора по секретным тропам. Суть метода: у нас есть 115 карточек, на которых написаны советы. Причём советы довольно странные: «Убери двусмысленности и преврати их в подробности», «Помассируй шею» или «Используй старую идею». Фокус в том, что здесь нет прямых инструкций к действию, и в каждом совете два человека могут видеть два разных решения проблемы. Карточки можно сделать самому и высыпать их, например, в вазу или воспользоваться подсказками онлайн. Например, .

Придерживайтесь распорядка дня

В своей последней работе «О чём я говорю, когда говорю о беге» (What I Talk About When I Talk About Running) Харуки Мураками развенчивает миф о творческом лентяе, рассказывая о том, что строгий распорядок дня (подъём в 5 утра, отбой в 10 вечера) стал главным катализатором его работоспособности. Разум склонен капризничать и находить оправдания собственной лени, а следование режиму выводит его из и учит включаться с пол-оборота.

Не пренебрегайте другими творческими занятиями

Учитесь или . Любое творческое занятие держит мозг в тонусе, а их чередование переключает внимание и позволяет найти ответы в довольно неожиданных местах.

По данным исследований, более трети лауреатов Нобелевской премии по литературе занимались ещё одним видом искусства - живописью, театром или танцем. Эйнштейн своей второй страстью называл музыку и, если бы не стал физиком, скорее всего, подался бы в скрипачи.

Не опускайте руки

Когда дело не двигается с мёртвой точки, проявите упорство. Например, писатель Роди Дойл рассказывает, что во время ступора начинает изливать на бумагу пришедшую на ум белиберду. Через время мозг перестаёт тужиться и протестовать и просто отключается, выпуская наружу потоки мыслей. А Хемингуэй, когда садился писать роман, мог писать десятки вариантов первого предложения, пока не находил то, которому верит. Затем от него развивал действие.

Не зацикливайтесь

Если упорство не помогает, идём от обратного. Гуляйте, делайте что-то отвлечённое, общайтесь с другими людьми. Существует теория, согласно которой всё уже давно придумано, а творческий процесс заключается лишь в комбинации этих идей. А если ответы скрыты внутри нас, нужно лишь настроиться на правильную волну и услышать их. Можно сидеть под солнышком в позе лотоса, сосредоточенно мыть посуду, по лесу, слушая эмбиент, или пойти попрыгать на рок-концерт. Главное - делать то, что позволяет нам отключать внутренний диалог и концентрироваться на моменте.

Относитесь к творчеству как к игре

Творчество - это в первую очередь весело. Не стоит относиться к нему чересчур серьёзно. Сейчас объясню почему. В 2001 году в Мерилендском колледже прошёл эксперимент, в котором студентам нужно было провести мышку через нарисованный, как в детстве, лабиринт. Студенты первой группы шли вперёд к куску сыра (позитивный настрой), вторые же бежали от совы (негативный). Обе группы справились за одинаковое время, однако у студентов второй группы запустились механизмы избегания, и последовавшие за лабиринтом задачи вторая группа в среднем решала на 50% дольше, чем студенты первой группы.

Просто начните

Многие из нас в детстве мечтали стать музыкантами, художниками или актёрами, но со временем прагматичный подход к жизни задвинул эти мечты подальше на антресоли. У Бетси Эдвардс есть теория, согласно которой у большинства современных людей с возрастом левая половина мозга становится доминантной. Она отвечает за аналитическое мышление, систему символов и режим действия, и каждый раз, когда мы пытаемся научиться играть на гитаре или рисовать, то слышим её голос, который советует отложить подальше эту фигню и заняться чем-то полезным.

Поначалу переступить через будет сложно, но если хватит духу и желания, то со временем его голос станет тише, а критика в стиле «ты рисуешь как м*дак» сменится на что-то более конструктивное. Начать - это самое сложное.

ВЫВОД

Как видите, творчески мыслить может каждый человек , вопрос лишь в тренировках. Это можно сравнить с отсутствием гибкости: сходу пытаясь сесть на шпагат, мы будем кряхтеть, стонать и плакать, но если мышцы правильно разогревать и растягивать, то через пару лет можно будет отправлять резюме на должность циркового гимнаста. Главное - помните, что начинать что-то новое никогда не поздно : художники, музыканты, поэты и писатели уже живут в нас. Не стесняйтесь будить их.

Все мы в какой-то степени творческие люди, даже те, кто себя таковыми не считают, и относят себя к людям сугубо аналитического склада ума. Просто живем мы в таких условиях, где творческое начало необходимо развивать, а на это просто нет времени, потому как необходимо обеспечивать свое существование. Однако даже несколько минут в день, посвященных творчеству, может помочь вам в решение множества проблем. Вообще, творчество - это то, без чего невозможно существование нашего мира в том виде, в котором мы его видим. Мир без творчества в каком-то смысле можно считать неживым миром, миром машин. Узнайте, что думали об этом великие люди истории, из цитат и фраз о творчестве.

Цитаты и фразы о творчестве:

  • 1) Творчество, значит позволять себе делать ошибки. Искусство – знать, какие из них оставить.
    Скотт Адамс
  • 2) Принципиальная цель образования заключается в создании людей, которые способны делать новые вещи, а не просто повторять то, что делали другие поколения – людей творческих, изобретательных и открывателей.
    Жан Пиаже
  • 3) Любая деятельность становится творческой, когда исполнитель заботится о правильном или лучшем исполнении.
    Джон Апдайк
  • 4) Я никогда не чувствовала возраст… Если у вас творческая работа, у вас нет возраста или времени.
    Луиза Невельсон
  • 5) Но, если вам нечего творить, то, вы можете создавать себя.
    Карл Густав Юнг
  • 6) Ещё одно слово для творчества – это мужество.
    Джордж Принц
  • 7) Для меня творческий процесс, в первую очередь, требует хороших девяти часов сна ночью. Во-вторых, в нём не должно быть необходимости в подготовке к практическому применению.
    Уильям Н. Липскомб младший
  • 8) Очистите углы вашего ума и творчество немедленно заполнит их.
    Ди Хок
  • 9) Энтузиазм – это взаимодействие вдохновения, мотивации и щепотки творчества.
    Бо Беннетт
  • 10) Творчество значит изобретать, экспериментировать, расти, идти на риск, нарушать правила, делать ошибки и получать удовольствие.
    Мэри Лу Кук
  • 11) Каждый человек должен решить, будет ли он ходить в свете творческого альтруизма или в темноте деструктивного эгоизма.
    Мартин Лютер Кинг – младший
  • 12) Творчество может решить практически любую проблему. Акт творчества поражает привычку оригинальным преодолением всего.
    Джордж Лоис
  • 13) Творчество является естественным продолжением нашего энтузиазма.
    Эрл Найтингейл
  • 14) Творчество предполагает выход из установленных закономерностей для того, чтобы взглянуть на вещи по-другому.
    Эдвард де Боно
  • 15) Нам нужен творческий потенциал, чтобы освободиться от временных сооружений, которые были созданы путём определённой последовательности опыта.
    Эдвард де Боно
  • 16) Голь на выдумки хитра, это правда, но её отец творчество, а знание – повивальная бабка.
    Джонатан Шаттк
  • 17) Противоположность творчеству это цинизм.
    Эса Сааринен
  • 18) Творчество это возможность навести порядок в случайности природы.
    Эрик Хоффер
  • 19) Творчество это не поиск вещей, это создание чего-либо из них, после того, как они будут найдены.
    Джеймс Рассел Лоуэлл
  • 20) Слава Богу за творческие идеи, которые обогащают жизнь путём добавления вашего собственного вклада в человеческий прогресс.
    Уилфред Петерсон
  • 21) Существуют два способа быть творческим. Можно петь и танцевать. Или, можно создать среду, в которой певцы и танцоры будут процветать.
    Уоррен Беннис
  • 22) Люди творят настоящие чудеса, когда используют свои Богом данные мужество и интеллект.
    Жанна Ануя
  • 23) Творчество представляет собой чудесное сближение раскованной энергии ребёнка и кажущейся противоположности и врага, чувства порядка, навязанного дисциплинированным интеллектом взрослого
    Норманн Подгорец
  • 24) Секрет творчества заключается в умении скрывать свои источники.
    Альберт Эйнштейн
  • 25) Творчество, как сама человеческая жизнь, начинается в темноте.
    Джулия Камерон
  • 26) Тайна лежит в основе творчества. Так, и удивления.
    Джулия Камерон
  • 27) Творческое мышление может означать осознание того, что нет никакой добродетели в том, чтобы делать вещи такими, каким они были сделаны.
    Рудольф Флеш
  • 28) Чем больше вы рассуждаете, тем меньше вы творите.
    Реймонд Чандлер
  • 29) Я критикую путём создания, а не поиском ошибок.
    Марк Тулий Цицерон
  • 30) Творчество может быть описано как избавление от сомнений.
    Гейл Шихи
  • 31) Подозреваю, что творчество пытается сказать вам что-то.
    Фрэнк Капра
  • 32) Творчество происходит от доверия. Доверяйте своим инстинктам. И никогда не надейтесь на больше, чем вы работаете.
    Рита Мэй Браун
  • 33) Не думайте. Мышление враг творчества. Это самосознание, а всё что от самосознания паршиво. Вы не поможете попробовать сделать что-то. Вы просто должны сделать что-то.
    Рэй Брэдбери
  • 34) Каждый акт творения, прежде всего, акт разрушения.
    Пабло Пикассо
  • 35) Творчество – есть способность видеть отношения там, где их нет.
    Томас Диш
  • 36) Существует источник молодости: Это ваш ум, ваши таланты, это творчество, которое вы приносите в свою жизнь и жизни людей, которых вы любите.
    Софи Лорен
  • 37) Творчество требует мужества.
    Анри Матисс
  • 38) Иногда творчество означает просто ежедневную работу в виде помощи другим людям видеть проблему по-другому.
    Джозеф Бадаракко
  • 39) Творчество является внезапным прекращением глупости.
    Эдвин Х. Ланд
  • 40) Талант работает, гений творит.
    Роберт Шуман
  • 41) Неопределённость и тайна заряжают жизнь. Не позволяйте им чересчур запугать вас, ибо они держать в страхе скуку и искру творчества.
    Р. И. Фитценри
  • 42) Каждый день я создаю собственную реальность. Так что же я выберу для создания сегодня?
    Габриэлла Годдард

Утро судного дня)

7:10 Легла в 1 ночи. Проснулась в 7. Не выспалась абсолютно. Выглянула в окно, а там все серое и дождь.. Грусть..

8:00 Позавтракала, собрала себя в руки. Пора бы задуматься о том,что будет происходить со мной весь этот месяц. Но думать лень. Как обычно откладываю составление хоть примерного маршрута на "попозже". Надеюсь в аэропорту будет время и я, хотя бы там, придумаю себе план на первый день)

8:55 Натянула на себя два рюкзака. Вышла из дома. Еду в аэропорт общественным транспортом.

9:20. Прошла палатку с пирожками. Оттуда адскими басами доносилась "Mutter" Rammstein. Поняла,что эта музыка обязана попасть в мой плей-лист на сегодняшний день.. ибо погода.. ибо под настроение..

12:00 Я в аэропорту Домодедово. Вылет в 14:50.

12:10 В очередь на регистрацию на рейс, в большинстве своем, состоят девушки в черных хиджабах (я лечу с пересадкой в Бахрейне) - колокольчики то поджались.. вроде бы все обычные люди, но в связи с нынешней ситуацией в мире - как-то страшно все же.

13:00 В аэропорту какой-то хаос. Ладно бы присесть негде, так и встать особо некуда. Такое впечатление,что все разом решили улететь из Москвы.

14:10 Началась посадка. Отличную табличку увидела при выходе. Хотелось бы,чтобы ее прочли те,которые самые умные, которые шляются по Duty Free до победного и приговаривают:"Все равно без нас не улетят!". Сегодня как раз слышала эту фразочку от очередных "королей аэропортов"(так я их называю).

14:50 Самолет взлетает минута в минуту. Лечу компанией Gulf Air.На борту огляделась - не все так плохо. Девушек в черных хиджабах не так уж и много, да и хиджабы у них симпатичные с очень красивым кантиком на рукавах.

15:00 У этой авиакомпании стюардессы не показывают правила и инструкцию по полету сами, это демонстрирует мультфильм на экране. Мне понравилось - люблю мультики)

16:00 Разнесли напитки. Сейчас разносят еду. Спрашивают не: "Мясо? Рыба?", а "Мясное или вегетарианское?". Конечно мясное!

Подали курочку под грибным соусом. На гарнир картофель пюре. А так же салат, булочку, плавленный сырок, масло, чай, шоколадное пирожное и печеньки. Обожаю еду в самолетах: разворачивать все эти пакетики, коробочки. Кушать горячее, а потом пить чай со вкусным десертом и смотреть на облака ❤

20:00 Я в Бахрейне. В городе, о котором узнала неделю назад,когда купила билет из Москвы в Бангкок с пересадкой в неком "Bahrein".

20:20.Моя маленькая традиция в каждом аэропорту стараться найти Starbucks и выпить карамельный фраппучино. Заказав карамельный бариста предложил попробовать новый фраппучино со вкусом шоколадного печенья. Я согласилась)

Расплатилась картой ибо местных денег не имею)

20:56 Обыскалась розетку. Нужно зарядиться, а здесь все розетки раскиданы по аэропорту хаотично. Мне не по нраву такое)

21:13

Королевство Бахрейн - островное государство на одноимённом архипелаге в Персидском заливе в Юго-Западной Азии. Бахрейн занимает три относительно крупных и множество мелких островов в 16 км на восток от берегов Саудовской Аравии и соединён с этой страной автомобильным мостом.

Основную часть страны занимает пустынная равнина.

Чтобы вы понимали,что такое Бахрейн. Это женщины в закрытых одеждах всех видов(есть даже такие,у которых закрыто все, даже лицо!!) и строгих взглядов, и мужчины,которые пялятся на девушек из других стран с бешеным взглядом. Кто-то из-за того,что мы не в закрытых одеждах,а значит на все готовые, а кто-то потому что мы открыты и нас можно поразглядывать, кто-то из-за того,что видит такое очень редко. Я себя не комфортно ощущаю в таких странах и бэкпекить по ним,скорее всего, никогда не буду. Быстрее бы уже посадка)


22:00 Села в самолет,чтобы вылететь из Бахрейна в Бангкок . Последние два полета подряд (из Вены в Москву, и вот сейчас из Москвы в Бахрейн) мне попадались неказистые места (они не откидывались назад) и весь полет я чувствовала себя трупиком. В этот раз я просто молилась,чтобы мне таки досталось хорошее место, а то я таааак сильно хочу спать и не выдержу ровно сидеть еще 6 часов!

Зашла в самолет и проверила кресло! Ура-ура-ура! Все работает!

Когда я увидела,что в моем мониторе,встроенном в спинку соседнего кресла, есть вход USB, для подзарядки мобильных устройств - я просто пищала от радости.

Сразу поставила заряжать телефон и power bank.

Когда поняла,что на двух местах я сижу одна и больше никто не придет - представила,как уберу разделялку между креслами и возложу тут свои булки,чтобы выспаться - тут от счастья даже хрюкнула)))

В самолете еще и фильмы показывают! И даже на русском языке! Кайф)

Виды и функции творчества

Существуют разные виды творчества:

  • производственно-техническое
  • изобретательское
  • научное
  • политическое
  • организаторское
  • художественное
  • повседневно-бытовое и т.п.

иначе говоря, виды творчества соответствуют видам практической и духовной деятельности.

Исследователь творческого фактора человека и феномена интеллигенции Виталий Тепикин выделяет художественное, научное, техническое, спортивно-тактическое, а также военно-тактическое творчество в качестве самостоятельных видов.

Творчество как способность

Творчество как процесс (творческое мышление)

Стадии творческого мышления

Г. Уоллес

Наиболее известно сегодня описание последовательности стадий (этапов) творческого мышления, которое дал англичанин Грэм Уоллес в 1926 году. Он выделил четыре стадии творческого мышления:

  1. Подготовка - формулирование задачи; попытки её решения.
  2. Инкубация - временное отвлечение от задачи.
  3. Озарение - появление интуитивного решения.
  4. Проверка - испытание и/или реализация решения.

Впрочем, это описание не оригинально и восходит к классическому докладу А. Пуанкаре 1908 года.

А. Пуанкаре

Особенно охотно приходили они… в часы неторопливого подъема по лесистым горам, в солнечный день. Малейшее количество спиртного напитка как бы отпугивало их прочь.

Любопытно отметить, что сходные с описанными Пуанкаре этапы выделял в процессе художественного творчества Б. А. Лезин в начале XX века.

  1. Труд наполняет сферу сознания содержанием, которое затем будет перерабатываться бессознательной сферой.
  2. Бессознательная работа представляет собой отбор типичного; «но как та работа совершается, об этом, конечно, нельзя судить, это тайна, одна из семи мировых загадок».
  3. Вдохновение есть «перекладывание» из бессознательной сферы в сознание готового вывода.

Стадии изобретательского процесса

В наиболее острой форме связь личностного и творческого раскрывается у Н. А. Бердяева . Он пишет:

Мотивация творчества

В. Н. Дружинин пишет:

В основе творчества лежит глобальная иррациональная мотивация отчуждения человека от мира; оно направляется тенденцией к преодолению, функционирует по типу «положительной обратной связи»; творческий продукт только подстёгивает процесс, превращая его в погоню за горизонтом.

Таким образом, через творчество осуществляется связь человека с миром. Творчество само стимулирует себя.

Психическое здоровье, свобода и творчество

Н. А. Бердяев придерживается следующей точки зрения:

Творческий акт всегда есть освобождение и преодоление. В нём есть переживание силы.

Таким образом, творчество - это то, в чём человек может осуществлять свою свободу , связь с миром, связь со своей глубинной сущностью.

См. также

Примечания

Литература

  • Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М., 1970.
  • Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания. Москва-Воронеж. 1996.
  • Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2001.
  • Бердяев Н. А. Опыт эсхатологической метафизики// Творчество и объективация / сост. А. Г. Шиманский, Ю. О. Шиманская. - Мн.: Экономпресс, 2000.
  • Бердяев Н. А. Смысл творчества// Философия творчества, культуры и искусства. - М.: Искусство, 1994.
  • Винникотт Д. Игра и реальность. М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2002.
  • Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2002.
  • Мэй Р. Мужество творить: Очерк психологии творчества. - Львов: Инициатива; М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001.
  • Петрова В. Н. Формирование креативной личности в процессе обучения в вузе // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение » . - 2009. - № 9 - Комплексные исследования: тезаурусный анализ мировой культуры.
  • Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии, - СПб.: Питер, 2005.
  • Сабанеев Л. Л. Психология музыкально-творческого процесса // Искусство, 1923. - № 1. - С.195-212.
  • Юнг К. Г. Психологические типы.
  • Яковлев В. Философия творчества в диалогах Платона // Вопросы философии . - 2003. - № 6. - С. 142-154.
  • Психология и поэтическое творчество Карл Густав Юнг
  • О психологии изобретательского творчества // Вопросы психологии, № 6, 1956. - С. 37-49 © Альтшуллер Г. С. , Шапиро Р. Б., 1956
  • Психология детского творчества (часть 1) Элла Прокофьева