Служебные и знаменательные части речи содержит русский язык. Глагол относится к самостоятельным частям речи. «Глаголить» в древнерусском языке обозначало «говорить». Таким образом, еще предками было доказано, что грамотная речь невозможна без динамики повествования, которая достигается использованием глаголов.

Что такое глагол: морфологические и синтаксические признаки

Глагол говорит о действии предмета. Определяют глагол по вопросам «что делать?», «что сделать?». Характеризуя глагол, обращают внимание на грамматическое его значение, морфологические признаки и функцию в предложении. Грамматические признаки глагола подразделяются на постоянные и непостоянные.

Точки зрения ученых по поводу выделения глагольных форм расходятся. До сих пор идут споры, выделять ли причастие и деепричастие в знаменательные части речи, или они являются лишь формами глагола. Будем рассматривать их как самостоятельные.

Грамматическое значение глагола

Грамматически глагол говорит о действии предмета. Выделяют несколько групп действий, которые выражаются глаголами:

  1. Работа, труд предмета речи: «точить», «водить», «строить», «копать».
  2. Речевая или умственная деятельность: «говорить», «предполагать», «думать», «выяснять».
  3. Движение предмета в пространстве, его положение: «ездить», «находиться», «сидеть», «располагаться».
  4. Эмоциональное состояние предмета речи: «грустить», «ненавидеть», «лелеять», «любить».
  5. Состояние окружающей среды: «вечереет», «морозит», «моросит».

Помимо общего грамматического значения глагола стоит сказать о его синтаксической функции. В предложении он является одним из главных членов, сказуемым. Глагол-сказуемое согласуется с подлежащим и образует с ним предикативную основу предложения. От глагола ставят вопросы к второстепенным членам группы сказуемого. Как правило, это дополнения и обстоятельства, выраженные существительными, наречиями или деепричастиями.

Как изменяется глагол: постоянные и непостоянные признаки

Морфологические признаки глагола подразделяются на постоянные и непостоянные. Градация эта происходит с точки зрения изменения самого слова или только его формы. Например, «читать» и «прочитать» - это два разных слова. Разница в том, что «читать» - глагол несовершенного вида, а «прочитать» - совершенного. Они и изменяться будут по-разному: у глагола совершенного вида «прочитать» не предполагается наличие настоящего времени. А «читаю» - читаем лишь указывают на число глагола читать.

Постоянные признаки глагола:

  • вид (несовершенный, совершенный);
  • спряжение (I, II, разноспрягаемый);
  • возвратность (невозвратный, возвратный).
  • род (женский, средний, мужской);
  • наклонение (сослагательное, изъявительное, повелительное);
  • число (множественное, единственное)
  • время (настоящее, прошедшее, будущее);

Данные признаки являются формообразующими. Поэтому при разборе глагола говорят, что он стоит в форме определенного времени, наклонения, рода и числа.

Наклонения глагола

Грамматические признаки глагола содержат наклонение. Один глагол можно употреблять в форме изъявительного, сослагательного (условного) и повелительного наклонений. Таким образом, эта категория включается в непостоянные признаки глагола.

  • Изъявительное наклонение. Характеризуется тем, что глагол в данной форме возможно употреблять в настоящем, будущем и прошедшем временах: «ребенок играет» (настоящее время); «ребенок играл» (прошедшее время); «ребенок будет играть» (будущее время). Изъявительное наклонение позволяет изменять глагол по лицам и числам.
  • Условное (сослагательное) наклонение. Представляет собой действие, которое может случиться лишь при определенном условии. Образуется присоединением к основному глаголу частицы бы (б): «С твоей помощью я бы справился с трудностями». Возможно изменение глаголов условного наклонения по числам и родам, в этих формах они согласуются в предложении с подлежащим: «Она бы решила эту задачу сама»; «Они бы решили эту задачу сами»; «Он бы решил эту задачу сам»; «Большинство бы решило эту задачу самостоятельно». Важно отметить, что условное наклонение не предполагает изменение глагола по временам.
  • Повелительное наклонение. Обозначает побуждение собеседника к действию. В зависимости от эмоциональной окрашенности побуждение выражается как в форме пожелания: «Ответьте, пожалуйста, на вопрос», так и в форме приказа: «Перестаньте кричать!». Чтобы получить глагол повелительного наклонения в единственном числе необходимо присоединить к основе в настоящем времени суффикс -и: «спят - спи», возможно образование бессуффиксальным способом: «едят - ешь». Множественное число образуется с помощью суффикса -те: «рисуй - рисуйте!». Изменение глаголов повелительного наклонения происходит по числам: «ешь суп - ешьте суп». Если необходимо передать резкий приказ, используется инфинитив: «Я сказал, всем встать!».

Время глагола

Морфологические признаки глагола содержат категорию времени. Действительно, у любого действия можно выделить время, в которое оно происходит. Так как глагол изменяется по временам, эта категория будет непостоянной.

Спряжение глагола

Грамматические признаки глагола невозможно охарактеризовать в полной мере без категории спряжения - изменения их по лицам и числам.

Для наглядности приведем таблицу:

Другие признаки глагола: вид, переходность, возвратность

Помимо спряжения, постоянные грамматические признаки глагола содержат категории вида, переходности и возвратности.

  • Вид глагола. Различают совершенный и несовершенный. Вид совершенный предполагает вопросы «что сделать?», «что сделает?». Указывает на действие, которое достигло результата («выучить»), началось («запеть») или завершилось («спеть»). Для несовершенного характерны вопросы «что делать?», «что делает?». Предполагает действие, которое продолжается и многократно повторяется («прыгать»).
  • Возвратность глагола. Для нее характерно наличие суффикса -ся (-сь).
  • Переходность глагола. Определяется возможностью управлять без предлога именем существительным в винительном падеже («воображать будущее»), если у глагола значение отрицания - при переходности существительное будет стоять в родительном падеже: «Я его не наблюдаю».

Итак, признаки глагола как части речи разнообразны. Чтобы определить его постоянные признаки, необходимо поставить часть речи в начальную форму. Для определения непостоянных признаков необходимо работать с глаголом, взятым в контексте повествования.

Грамматические значения грамматической форме .

простыми (синтетическими) и сложными (аналитическими):

Простая (синтетическая читал

буду писать.

парадигмой слова



.

Словоизменительные;

Классификационные.

историческим изменениям нормативные варианты: ; современный и устаревший (или устаревающий):

Грамматические средства и способы(синтетические и аналитические).

Грамматические способы(синтетические)

· способ аффиксации.Он состоит в присоединении к корням различниые аффиксы. Пример:книга,книге,книгу(зн-е падежа выраж-ся в аффиксе).

· -способ внутренней флексии(чередование).

Чередования:

-фонетические

-нефонетические :1)исторические(тралицион.)-они не обусловлены фонетической позицией звука.Современной т.зр.им объяснения нет.Они объясн-ся исторически:лоб-лба,день-дня,сон-сна.Они не явл-ся внутренней флексией.2)Грамматич.Это внутрен.флексия-это также зв:изменения корня,при кот.происходит изменение. Грамм.знач-я слова,т.е.это не любые чередования звуков,а только те,кот.выражают грамматич-е знач-я. Впервые явление внутр.флексии было обнаружено на материале германских(анг.и нем.)языков.В узком понимании-классич.понимание в герм.языках.Пример:sing-singen,sang-sang,sung-gesungen,song-gesang. В широком понимании-под внутр.флексией понимаются любые грамм.чередования в любом языке.Пример:избежать-избегать(меняется знач-е вида),собирать-соберу-сбор,собрать(либо время, либо вид, либо часть речи)-это спорный вопрос.

· Редупликация(способ повторов.Это частичное повторение корня,основы или целого слова, при помощи кот.выражается грамм-ое знач-е. Пример:orang(малайский язык)-человек,orang orang-люди,talon-поле(Филипп.острова),taltalon-поля.

В латинском языке способ редупликации используется как один из способов об-я основ перфекта:tango mordeo cado, tetigi momordi cecidi. В русском языке этот способ очень редко использ-ся.Только для выражения прев.степени(красны,красный)или для выражения длительности действия(просить,проситель).

· Способ ударения.Это изменение грамм.зн-я с помощью ударения.Пример:руки-руки(число падеж),насыпать-насыпать(вид). В некот.языках,где сущ.неоновые ударения способ ударения всегда будет грамм.способом.

· Субплетивизм-это соединение в одну грамм.пару разных основ.В индоевпроп.я.широко представляет этот способ.Пример:обр.и личн.местоим.:я-меня(ego-mei),человек-люди,говорить-сказать.

Аналитические способы-

· способ служебных слов.Лексич.значение выражает значенательным словом,а грамм.служебным.Пример:я буду читать,я бы сделал,самый лучший.Франц.яз.:le chat-кот,du(de)chat-кота,an chat-коту (опред.падеж).

· способ порядка слов.Есть языки, где грам.не зависит от порядка слов(они обаладют свободным порядком слов)-рус.и лат.языки:Пример:Отец любит сыт,Отец сына:любит,Сына отец любит,Любит отец сына, Любит сына отец -может измен-ся логич.форма, но не грамматич(отец-падеж).Pater filium amat,.Filium pater amat,Amat filium pater. Для англ.я.нельзя менять порядок слов.Поэтому в англ.я.действует способ порядка слов,а в русс.и лат.-нет.

· Способ интонации.Меняется благодаря интонации меняется грам.структура предложения.Пример:Слышу голос незнакомый,Слышу:голос незнакомый.



Грамматическое значение. Основные признаки грамматического значения.

Грамматическое значение – это абстрактное языковое содержание грамматической единицы, имеющее стандартное выражение и выступающее как добавочное значение к лексическому. Например, слова дым и дом имеют различные лексические значения: дом – это жилое здание, а также (собир.) люди, живущие в нём; дым – аэрозоль, образуемый продуктами неполного сгорания веществ (материалов). А грамматические значения у этих слов одинаковые: имя существительное, нарицательное, неодушевлённое, мужского рода, II склонения, каждое из этих слов способно определяться прилагательным, изменяться по падежам и числам, выступать в роли члена предложения. Грамматические значения свойственны не только словам, но и более крупным грамматическим единицам: словосочетаниям, составным частям сложного предложения. Материальным выражением грамматического значен ия является грамматическое средство. Чаще всего грамматическое значение выражается в аффиксах. Может быть выражено с помощью служебных слов, чередования звуков, изменения места ударения и порядка слов, интонации.Каждое грамматическое значение находит своё выражение в соответствующей грамматической форме .

Грамматические формы слова могут быть простыми (синтетическими) и сложными (аналитическими):

Простая (синтетическая ) грамматическая форма предполагает выражение лексического и грамматического значения в одном и том же слове, внутри слова (состоит из одного слова): читал – глагол форме прошедшего времени.

Когда грамматическое значение выражается вне лексемы образуется сложная (аналитическая) форма (сочетание знаменательного слова со служебным): буду читать, давайте почитаем! В русском языке к числу аналитических форм относится форма будущего времени от глаголов несовершенного вида: буду писать.

Отдельные грамматические значения объединяются в системы. Например, значения единственного и множественного числа объединяются в систему значений числа. В таких случаях мы говорим о грамматической категории числа . Таким образом, можно говорить о грамматической категории времени, грамматической категории рода, грамматической категории наклонения, грамматической категории вида и т.д.

Каждая грамматическая категория обладает рядом грамматических форм. Совокупность всех возможных форм данного слова называется парадигмой слова . Например, парадигма существительных обычно состоит из 12 форм, у прилагательных – из 24.



12.Грамматические категории, их своеобразие в языках мира. Исторические изменения грамматических категорий .

Словоизменительные;

Классификационные.

Словоизменительные-выраж.через изменение форм одного слова(число и падеж существит-ых, род,число,падеж,прилаг.).

Классифик-ция-показывает принадлежность слова к опред.грамматич-му классу. К классиф.относится род сущ-х(не переводность глаголов).

Номинативная-семантическ.знач-я категории,указывает на определённые св-ва объекта:число сущ-ых,время глаглов.

Синтаксические-число,формальные категории,не указ.на реальные св-ва объекта,выполняют функцию связи слов в предложении:род,число,падеж прилага-ых.

Однако и грамматические категории подвержены историческим изменениям , которые приводят к сдвигам в нормах, их неустойчивости, возникновению разнообразных грамматических вариантов. Таковыми являются равноценные нормативные варианты: ставень - ставня, цехи -цеха; нормативные варианты, стилистически неравноценные: пять - пять грамм, подытоживать -подытоживать (первые - книжные, вторые - разговорные); нормативные, семантически неравноценные варианты: до дома -до дому, (поезд) двигается -движется ; современный и устаревший (или устаревающий): санаторий -санатория, профессоры -профессора, ТАСС сообщил -ТАСС сообщило; литературный и просторечный или диалектный: мурлычет -мурлыкает, ляг-ляжь, шоферы -шофера . В условиях белорусско-русского билингвизма употребление в русской речи просторечных или диалектных вариантов может поддерживаться влиянием белорусского языка.

Глагол - это часть речи, обозначающая действие или состояние предмета как процесс.

Предметные характеристики выражаются в нескольких планах: а) статических признаков или принадлежности, обозначаемых прилагательными и местоимениями; б) количественных и порядковых определений, обозначаемых числительными; в) динамических признаков, обозначаемых глаголами.

По своему значению глагола противопоставляются прежде всего прилагательным, а также другим именным частям речи, как слова, выражающие признак в процессе ее становления, продолжения или развертывания. Сравните, например: белый снег и белеет снег, письменный стол и писал за столом; два глаза и двоится в глазах; свое мнение и усвоить мысль. В названных парах слов общего корня одни обозначают стали признаки предмета или количество их, а другие выражают динамические признаки, связанные с деятельностью человека или с активностью предмета.

По грамматическим признакам глагола также отличаются от других частей речи. Так, прилагательные, связываясь с существительными, выражающими значение признака в грамматических категориях рода, числа и падежа, зависимых от существительных. Глагол также может иметь категории рода (по связям с местоимением) и числа, зависящие от существительного, но оно должно еще присущие только ему категории вида, переходности / непереходности, состояния способа и времени, характеризующих признак предмета в процессуальном выражении.

Процессуальность, или динамизм, - это становление или развертывания признаки во временной перспективе. Различные модальные, видовые оттенки, указание на активного или пассивного деятеля и другие дополнительные характеристики своеобразно проявляются в глаголе, тесно связываясь с его семантикой.

Особенностью глагола также сочетание в его парадигме различных грамматических форм: диевидминювани личных (пишу, писать, пиши и др.) И родовых (писал, писал, писал бы и др.); падежных (пишущий, написанный) и неизменяемых - деепричастных (писал, написав) и инфинитивной, или неопределенной, форм (писать, написать).

Диевидминювани формы действительного, условного и повелительного способов (личные и родовые) выполняют в предложении предикативную функцию, выступая в роли сказуемого: Поезд тронулся; Скоро липа зацветет; Пусть будет мир. Отдельные глагольные формы выполняют атрибутивную функцию (прочитанная книга, закрытое окно) и функции обстоятельств (Отдохнув, приступил к работе). Неопределенная форма глагола (инфинитив) входит в систему его парадигмы как начальная форма, в которой сказывается действие (динамическая признак) безотносительно к деятелю или предмета. Грамматические значения наклонения, времени, лица (рода) и числа выражаются диевидминювани формами глагола; в инфинитиве выражаются только значение вида, переходности / непереходности, состояния. Именно этими значениями отличается глагольная форма инфинитив от существительных с обобщенным значением действия. Сравните, например привыкать-привычка, послать - послание, думать - думает, соревноваться -змагання. В синтаксическом употреблении заметно больше общего с существительным: инфинитив может быть подлежащим (Жить - значит работать), приложением (Приказано отозвать), несогласованным определением (умений есть желание работать), обстоятельством (Сын уехал учиться).

Все глагольные формы объединяются в одну стройную систему на основе общего лексического значения процессуальной и загальнодиесливних категорий вида, переходности / непереходности и состояния, а также способностью их управлять именных формой косвенного падежа и сочетаться с обставиннимы словами, например: ехал к отцу, пойду к школы, прочитала бы вечером, выполненный давно, сказав умышленно, обежать вокруг.

часть речи

глагол

выражающий

Действие или состояние предмета

морфологические признаки

Диевидминювани слова. Начальная форма: неопределенная форма. Имеют вид, переходность или непереходность, способ, время. Диевидминюються за лицами и числами (настоящее, будущее время действительного образа и повелительное наклонение).

Глагол образует также формы причастия и деепричастия. Причастие изменяется по родам, падежам и числам. Имеет состояние, вид и время. Деепричастие - неизменяемой форма. Имеет вид и время

синтаксическая роль

Основная: сказуемое (личные формы всех трех способов). Неосновная: подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство - для неопределенной формы; определение и именная часть составного сказуемого - для причастия; обстоятельство - для деепричастия

Глагол может означать:

а) реальную физическую действие лица: идти, писать, рисовать;

б) состояние, в котором находится предмет: лежать, спать, стоять;

в) становление предмета: гнить, расцветать, стареть;

г) отношение лица к кому-либо, чего-либо: любить, уважать, почитать;

г) желание: хотеть, желать, хотеть;

д) речи: говорить, рассказывать;

е) мышления: думать, мечтать; т.

Формы глагола:

а) неопределенная форма;

б) личные (неинфинитивни) формы;

в) причастие;

г) деепричастие;

г) безличные формы на -но, -то.

Неизменяемой глагольная форма, называет действие, но не называет ни времени, ни лица, ни числа, ни рода, называется неопределенной форме (инфинитиве).

Форма инфинитива отвечает на вопрос что делать? .что Делать?

Например: Можно выбрать друга и по духу брата, Но нельзя родную мать выбирать (В. Симоненко).

Неопределенная форма глагола употребляется тогда, когда нужно назвать действие вообще, безотносительно к тому, кто ее выполняет и когда: пока не вспотеть, до тех пор уметь (Нар. Творчество). Инфинитив является начальной формой глагола.

Инфинитива свойственны такие грамматические признаки, как переходность (строить) и непереходность (идти), вид (совершенный или несовершенный: белить - побелить, стучать -стукнуты).

Инфинитив имеет суффикс ти (ть). Суффикс ть чаще употребляется в устной речи, художественной литературе. К примеру:

Ой вишенка, Черешенька, Почему обильно нерождающая? Молодая дивчинонько Почему гулять не ходишь?

(Род. Творчество)

Глаголы неопределенной формы по значению близки к существительных и в предложении могут замещаться ними.

Например: писать грамотно - грамотное письмо: курить вредно - курение вредно.

Слова покушать, питонькы, баиньки (а также исткы, источкы; пытка, питочкы; в постель, спаточкы, спатунечкы) представляют собой глаголы, эмоционально окрашенные с помощью грамматических средств. Поскольку эти слова называют действие (покушать, питонькы) или состояние (баиньки), но не указывают на время, лицо и число, отвечают на вопросы что делать?, то их надо считать неопределенную форму глагола. Есть основания рассматривать эти слова как таковые, в которых суффикс ти расторгнут вкраплением ласкательных суффиксов -к-, -оньк-, -очк- и под.: ис-т (очк-) и, пи-т (-оньк-) и.

Итак, покушать, питонькы, баиньки - глаголы в неопределенной форме.

Инфинитив может выступать в функции любого члена предложения, однако чаще всего выступает в роли главного члена в безличном предложении: Или разумное говорить, или совсем молчать (Нар. Творчество). Кроме того, инфинитив может означать уверенность, решительность, приказ и тому подобное.

Буквально слово морфология значит «учение о форме», а как лингвистический термин оно обозначает раздел грамматики, изучающий структуру слова и выражение грамматических значений в пределах слова. Те грамматические значения, которые выражаются за пределами слова, изучаются в другом разделе грамматики – в синтаксисе. А слово как носитель смысла, обозначение понятий действительного мира изучается в разделе «Лексика».

В процессе речевого общения люди имеют дело со смыслом, выраженным, например, в таком предложении: Каморка его находилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру (Ф.Достоевский). Чтобы смысл предложения стал доступен читателю, автор должен не только найти нужные, точные слова, но и соединить их таким образом, чтобы слова могли сотрудничать друг с другом, были приспособлены одно к другому.

В русском языке это приспособление осуществляется с помощью различных окончаний, которые (наряду с предлогами и некоторыми частицами, а также при помощи порядка слов) внешне выражают «взаимоотношения» слов, их роли в предложении.

По характерным наборам грамматических признаков, по «склонности» играть в предложении ту или иную роль, по определенным семантическим характеристикам можно выделять грамматические классы слов; их и называют частями речи . Распределение по частям речи производят на основании трех критериев – семантического, морфологического и синтаксического.

Современная грамматика русского языка выделяет десять частей речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, наречие, местоимение, предлог, союз, частицу, междометие. Однако не все лингвисты придерживаются такой точки зрения: некоторые языковеды выделяют иное количество частей речи, поскольку принципы распределения слов по различным грамматическим классам могут быть различны.

Вопрос о разделении всех слов языка на классы неоднократно вставал перед лингвистами разных эпох и народов. В IV веке до н.э. два выдающихся философа в разных частях света выделяли четыре части речи: Аристотель в Древней Греции – имя, глагол, член и союз (или связку ), Панини в Древней Индии в языке санскрит – имя, глагол, предлог, частицу . В VIII веке до н.э. ситуация меняется – Аристарх Самофракийский (философ Александрийской школы) выделяет уже 8 частей речи: имя, глагол, причастие, член, местоимение, предлог, наречие . Такой взгляд на классы слов удерживается в различных грамматиках очень долго. Так, в «Грамматике» Мелетия Смотрицкого, относящейся к XVII в., можно найти описание восьми частей речи русского языка. М.В. Ломоносов в «Российской грамматике» вносит некоторые уточнения: он предлагает различать имена. Его классификация состоит в следующем: имя (собственно имя, прилагательное и числительное), местоимение, глагол, причастие, наречие, предлог, союз, междометие .

Более пристальное внимание на морфологию обратили в конце XIX века российские ученые А.А. Потебня и Ф.Ф. Фортунатов.

Каждый из них выдвигал различные принципы классификации слов.

А.А. Потебня предлагал на первое место поставить семантику, но не забывать при этом учитывать и синтаксическую роль слова в предложении. Ф.Ф. Фортунатов же полагал, что наиболее важным при классификации слов является последовательное проведение морфологического принципа, т.е. учет особенностей словоизменения той или иной лексемы. Поэтому грамматические классы слов он называл формальными классами. В дальнейшем принципы классификации частей речи строились на том, чтобы попытаться совместить эти два предложенных выдающимися лингвистами принципа. В числе русских лингвистов, уделивших немало внимания морфологическим проблемам, можно назвать А.М. Пешковского, А.А. Шахматова, Л.В. Щербу. Однако наиболее выдающаяся заслуга принадлежит В.В. Виноградову. Его классификация частей речи носит многоступенчатый характер и основывается и на роли слов в предложении (первая ступень – разделение слов на части речи и на частицы речи, т.е. частицы, частицы-связки, предлоги, союзы), и на их семантике и особенностях словоизменения. В.В. Виноградов выделяет особую часть речи – категорию состояния. Тем не менее вопрос о частях речи – их числе и принципах выделения – до сих пор окончательно не решен. Традиционная школьная грамматика, как уже было отмечено, выделяет 10 частей речи. Некоторые ученые полагают причастие и деепричастие не глагольными формами, а отдельными грамматическими классами, за счет чего число частей речи увеличивается. А если еще добавить категорию состояния? Однако есть мнение, согласно которому число частей речи сокращается за счет местоимения. Так, Н.Н. Дурново, М.В. Панов не выделяют местоимение в особую часть речи, хотя роль его как особой группы слов подчеркивают и значение для языка не умаляют.

Кроме того, могут вставать и другие, более частные проблемы. Одна из них – морфологическая омонимия. Одно и то же слово в одном предложении «работает», например, причастием, а в другом – существительным: 1) Заведующая отделом женщина была слишком молода. 2) Заведующая проводила будни за телефоном . В первом предложении слово заведующая является причастием, так как оно, с одной стороны, определяет существительное женщина , согласуясь с ним в роде, числе и падеже, а с другой – оно управляет зависимым от него существительным отделом , требуя от него творительного падежа. Таким образом, в данном предложении слово заведующая совмещает в себе и признаки прилагательного, и признаки глагола (несов. вид., неперех., действ., наст. время), т.е. является причастием. Во втором предложении слово заведующая является существительным: оно выполняет роль подлежащего (стоит в им. п.), определяется глаголом в форме прошедшего времени как сущ. женск. рода и единств. числа. С точки зрения словообразования произошла синтаксическая деривация – слово из одной части речи перешло в другую. С точки зрения морфологии мы имеем дело с различными частями речи. А пишутся они одинаково!

Задача настоящей статьи – напомнить порядок морфологического разбора слова, указав на те «напряженные» места, которые нужно уметь обходить, с которыми нужно научиться справляться, когда разбираешь слово как часть речи.

Имя существительное

I. Общеграмматическое значение – обозначает предмет. В имени существительном грамматически выражено значение предметности. Другие части речи так или иначе определяют существительное: модные сапоги, шить сапоги, десять сапог, сапоги в гармошку .

II. Грамматические признаки.

А. Постоянные.

1. Собственное или нарицательное . Нарицательные существительные обозначают классы предметов, веществ, действий, свойств (дерево, смола, бег, стойкость) , а собственные существительные обозначают единственные в своем роде объекты: Москва, Бетховен, Нева, Россия, Юпитер .

2. Конкретное, вещественное, отвлеченное, собирательное . Действительно, существительные имеют такие разряды по значению, но важны они не просто потому, что имеют различное лексическое значение. Существительные делятся на два класса: класс исчисляемых предметов и класс неисчисляемых предметов . К первому классу относятся все конкретные существительные, называющие материальные объекты. Слова этого класса могут изменяться по числам. Слова неисчисляемого класса предметов по числам не изменяются и имеют форму, сходную с формой либо единственного, либо множественного числа. К данному классу как раз и принадлежат существительные с отвлеченным лексическим значением, вещественные, собирательные и имена собственные.
Поэтому важно отметить именно принадлежность слова к классу считаемых – несчитаемых слов, а затем уже указать, к какому разряду по значению относится анализируемое слово.
Конечно, возможны и такие случаи, когда слова вещественные употребляются в значении конкретных, например, чаи (разных сортов), масла, жиры . Иногда имена существительные, обозначающие отдельные предметы, употребляются в значении имен вещественных или собирательных: Продавали пух и перо . Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу . В таких случаях существительные утрачивают множественное число. Это говорит о том, что нужно быть внимательным к тому, в каком именно значении употреблено слово в данном контексте.

3. Одушевленное или неодушевленное . Эта грамматическая категория, которая различается по форме вин. п. – во II скл. в ед. ч., а для остальных словоизменительных типов – во мн. ч. Согласно этой категории слова делятся на «грамматически» живые – одушевленные – и «грамматически» неживые – неодушевленные. Вижу (кого?) мальчика, лошадей, кукол, валета, туза, короля, покойника, мертвеца, кота . Вижу (что?) привидение, поле, народ, толпы, картины, дерево, травы . Вин.п. существительных первой группы совпадает с род.п., второй группы – с им.п.

4. Род . Существительные не изменяются, а распределяются по родам: мужской, женский, средний и общий.
Род существительного можно определить тремя способами: 1) по согласованию с прилагательным или глаголом, стоящим в форме прошедшего времени, – голуб ой океан, океан простирал- -ся ; 2) по набору окончаний, например, род. и им. падежей – стол- € + стол- а (м.р.) или мышь- € + мыш- и (ж.р.). 3) заменой существительного соответствующим личным местоимением.
К существительным общего рода относятся слова I склонения с окончаниями - а (- я) , которые дают характеристику лицу: рёва, жадина, невежа, зазнайка, воображала. В зависимости от пола именуемого объекта эти слова «работают» то как существительные ж.р., то как существительные м.р.: Вася так ой забияка! Инга ужасн ая плакса .

Б. К непостоянным грамматическим признакам относятся:

1. Число . Большинство существительных – т.е. существительные, относящиеся к классу исчисляемых слов, – изменяются по числам и имеют либо форму единственного числа, либо форму множественного.

2. Падеж . Существительные изменяются по падежам. Не изменяется по падежам группа заимствованных существительных, таких, как кино, метро, пальто, кофе, кенгуру и т.д. Однако в предложении можно увидеть и какую синтаксическую позицию они занимают: через грамматическую форму связанных с ними по смыслу слов: Метро был о закрыт о . Слово метро стоит в форме им. п., так как занимает позицию подлежащего. Мы доедем (на чем?) на метро . В данном предложении слово метро стоит на месте косвенного дополнения – и по связи управления, идущей от глагола доедем , мы устанавливаем его падеж – творительный.

III. В предложении существительное обычно выполняет работу подлежащего или дополнения, но может делать и любую другую работу: быть несогласованным определением (У нее была юбка в клеточку) , приложением (Красавица бабочка порхала над цветами) , обстоятельством (Отец работал в городе) , именной частью составного сказуемого (Володя был служащим ) .

. Искал покоя и мудрости, нашел забвение среди природы. (А.Н. Толстой)

Покоя – имя существительное.

I. Общеграмматическое значение – предмет, обозначает состояние, нач. форма – покой .
II. Постоянные признаки: нарицательное, относится к классу несчитаемых предметов (тип лексического значения – отвлеченное), мужского рода, 2-го склонения.
Непостоянные признаки: стоит в форме род. п. (Форму числа не определяем, т.к. это слово не имеет противопоставления по числу.)

III. В предложении выполняет роль дополнения.

Имя прилагательное

I. Общеграмматическое значение – обозначает признак предмета, согласованный со словом (обычно существительным), обозначающим предмет, и не указывающий на отношение к времени.

II. Грамматические признаки.

А. Постоянные. Качественное, относительное или притяжательное. Притяжательные прилагательные определить легче всего: эти слова указывают, что признак принадлежит какому-нибудь лицу или предмету, отвечают на вопрос чей? : синичкин календарь, рыбий хвост, заюшкина избушка, волчья натура, воронье горло.
Относительные прилагательные, характеризуя предмет, указывают его признак через отношение к другому предмету, количеству и т.п. Все эти слова производные, образованные от других частей речи: клубничное варенье, железнодорожный мост, трехметровая высота, лунная ночь, лебединая песня.

Б.
Качественные прилагательные прямо указывают на признак предмета: добрый, смелый, простой, сложный, полный, целый, богатый, вечный .
В некоторых случаях относительные прилагательные могут переходить в качественные. Мы узнаем об этом из контекста – с каким словом употреблено данное прилагательное, что оно обозначает: деревянная походка, золотые руки, каменное сердце, сахарные уста . Качественный признак может проявляться у предмета в большей или в меньшей степени, поэтому только качественные прилагательные могут иметь такой непостоянный грамматический признак, как степень сравнения.
Еще только у качественных прилагательных может быть краткая форма, следовательно, среди непостоянных признаков у качественных прилагательных отмечаем полную или краткую форму.
Запишем, в какой степени сравнения стоит качественное прилагательное: в исходной, сравнительной или превосходной.
У всех прилагательных указываем формы рода, числа и падежа.
Напомним, что краткие прилагательные изменяются по родам и числам, форма сравнительной степени никак не изменяется.

III. В предложении прилагательное чаще всего бывает определением или именной частью составного сказуемого, у кратких форм только одно «место работы» – в составе сказуемого.

Примечание . В русском языке есть ряд слов, которые по смыслу и по роли в предложении являются прилагательными, однако грамматически не способны выразить свою «классовую» принадлежность. Это такие слова, как (язык) хинди, (язык) урду, (цвет) маренго, (брюки) хаки, (юбка) клеш и др. Такие прилагательные называются аналитическими, потому что, чтобы узнать их грамматическое значение, нужно анализировать их связи с другими словами предложения. Как любое прилагательное, они определяют существительные, отвечают на вопросы какой? какая? какое?

Пример морфологического разбора . Он говорил даже на языке сомали .

Сомали – прилагательное, определяет слово язык .

I,II. Относительное прилагательное (описывает признак через отношение к предмету – к языку ). Неизменяемое.

III. В предложении является несогласованным определением.

В приметах заключено много точного знания и поэзии . (К.Паустовский)

Точного – имя прилагательное, определяет признак слова знания , нач. форма – точный .

I, II. Качественное прилагательное, полное, согласовано с существительным в форме ед. ч., м. р. и род. п.

III. В предложении является согласованным определением.

Имя числительное

Этот грамматический класс слов еще не окончательно сформировался в современном русском языке. К нему относятся слова, обозначающие количество и называющие число, но из-за несформированности грамматических признаков некоторые слова, имеющие значение количества, принадлежат к другим частям речи. Слова тысяча, миллион, миллиард – существительные, один – прилагательное (так как способно изменяться и по родам, и даже по числам: один день, одна ночь, одно занятие, одни сутки ). Все порядковые числительные по набору грамматических признаков – относительные прилагательные. Лишь три числительных способны частично изменяться по родам; это слова: два (друга, солнца) – две (девочки), оба (друга, солнца) – обе (девочки), полтора (дня, яблока) – полторы (страницы).

I. Таким образом, общеграмматическое значение, объединяющее слова в класс числительных, – обозначение количества или порядкового номера предмета.

II. Грамматические признаки. Изменяются по падежам. Свои особые признаки у упомянутых уже слов.
При разборе числительных принято отмечать их структуру и разряд по значению. По своему строению числительные бывают: непроизводные (два, четыре, десять, сто, сорок) , производные (пятнадцать, двадцать, восемьдесят) , составные (двадцать один, две десятых, одна тысяча шестьдесят три) . По значению выделяют количественные (семь, восемнадцать, шестьдесят два) , дробные (одна девятая, пять шестых) , собирательные (двое, четверо) , порядковые (третий, двадцать пятый, сто пятьдесят первый) .

III. Синтаксическая роль. Если числительное называет число, оно обычно выступает в предложении как подлежащее либо как сказуемое: Пять плюс пять будет десять . Если же числительное обозначает количество предметов, что бывает чаще всего, то числительное вместе с существительным образуют неделимую по смыслу синтаксическую единицу, и уже вместе с существительным они выполняют в предложении ту работу, какую необходимо: Два дивана стояли в гостиной . Пончик съел на обед пять булочек. В отряде недосчитались троих ребят. Его не было две недели .

. Температура в воде достигала всего лишь плюс семи градусов . Семи – числительное.

I. Общеграмматическое значение – обозначает количество (градусов) , нач. форма – семь .

II. Грамматические признаки: числительное количественное, непроизводное, стоит в форме род. падежа.

III. В предложении вместе со словом градусов формирует составной второстепенный член предложения – дополнение.

Наречие

I. Общеграмматическое значение – признак действия или признака (быстро понимать, очень быстро, весьма смешливый) .

II. Обычно у наречия отмечают разряд по значению: определительное (качественное, количественное, образа и способа действия, сравнительно-уподобительное), обстоятельственное (места, времени, причины, цели и др.).

О грамматике наречия можно сказать только одно – оно не изменяется, не имеет форм словоизменения, кроме одного типа наречий, тех, которые образованы от прилагательных при помощи суффикса -о (-е) : у них может быть степень сравнения – исходная (высоко, глубоко) , сравнительная (прыгнул выше, нырнул глубже) , превосходная (высочайше награжден, глубочайше тронут заботой) .

III. В предложении обычно бывает обстоятельством.

Пример морфологического анализа . Эта мысль меня не покидала и мешала мне обходиться с ним по-прежнему . (А.С. Пушкин)

По-прежнему – наречие.

I. Общеграмматическое значение – признак действия, обозначенного глаголом обходиться .

II. Относится к разряду качественных наречий, не изменяется.

III. В предложении является обстоятельством образа действия.

Глагол

I. Общеграмматическое значение глагола – обозначение процессуального признака предмета. Процессуальный признак тот, который изменяется, протекает во времени, «оживляет» неподвижный предметный мир, противостоит тем статичным признакам, которые были названы предшествующими частями речи. Набор грамматических признаков у глагола самый большой.

II. А. Постоянными признаками грамматической системы глагола являются следующие.

1. Вид : совершенный и несовершенный. Самый простой способ отличить один вид от другого – поставить к глаголу вопрос. На вопрос что делать? отвечают глаголы несовершенного вида, а на вопрос что сделать? отвечают глаголы совершенного вида. Грамматическое значение, которое стоит за названием вида и за вопросами, конечно же, разное. Так, глаголы совершенного вида указывают на то, что называемое действие внутренне исчерпало себя, пришло к завершению: прочитать, сплясать, прилететь, запеть и т.п. Глаголы несовершенного вида обозначают действие, которое не имеет ни начала, ни конца и не содержат указания на завершенность.
Напомним, что в русском языке существуют двувидовые глаголы, которые сами по себе, вне контекста, не способны указать на вид действия: казнить, женить, телефонизировать, газифицировать . Но каждый раз в конкретном тексте они приобретают то или иное видовое значение: Собирались (что сделать? ) женить сына. Каждый год он женит (что делает? ) то одного, то другого сына .

2. Переходность – непереходность . Значение этой грамматической категории состоит в том, что некоторые из глаголов способны указывать на процесс, который охватывает объект их действия целиком. Это переходные глаголы: строить (дом), красить (стену), вязать (носки), петь (романс). Формально переходность выражается в том, что глаголы управляют существительными, стоящими в форме винительного падежа без предлога, и в редких случаях, а именно когда выражается значение части предмета или отрицание, переходные глаголы управляют существительным в форме родительного падежа: отрезать сыра, не иметь таланта . Все остальные глаголы – непереходные: думать об отдыхе, жить на Канарских островах, звонить в колокол, подражать поэту и т.п.
Даже если в анализируемом вами предложении глагол употреблен с существительным, стоящим не в винительном падеже, но принципиально у него такая возможность имеется, следует отметить его как переходный глагол: красить на скорую руку, вязать из ниток, строить с рабочими, петь за плату и т.д.

3. Возвратность – невозвратность . Этот грамматический признак характеризует действие с точки зрения направленности: невозвратные глаголы указывают направление действия на какой-то объект, а возвратные глаголы обращают действие на то лицо, которое его производит, сравните: полоскать – полоскаться, причесывать – причесываться, встретить – встретиться и т.д. Формальным показателем возвратного глагола является постфикс -ся (-сь) . Следует добавить, что все возвратные глаголы – непереходные.

4. Спряжение . В русском языке два словоизменительных типа глаголов, так называемые первое и второе спряжения. Нужно вспомнить изучавшиеся в начальной школе и повторяемые из года в год признаки определения глаголов I и II спряжений. Не забывать, что в русском языке есть несколько разноспрягаемых глаголов. Это слова есть, дать, бежать, хотеть и приставочные образования от них: придать, отдать, наесться, отбежать и т.п.

Б. Непостоянные грамматические признаки.

1. Наклонение : изъявительное, условное (или сослагательное), повелительное.

2. В изъявительном наклонении глаголы изменяются по:

а) временам . Напомним: у глаголов несовершенного вида три формы времени: прошедшее (читал) , настоящее (читаю) , составное будущее (буду читать) . У глаголов совершенного вида две формы времени: прошедшее (прочитал) , простое будущее (прочитаю) ;
б) в прошедшем времени – по родам и числам ,
в) в настоящем и будущем времени – по лицам и числам .

3. В условном наклонении глаголы изменяются по родам и числам.

4. В повелительном наклонении – по числам.

III. В предложении глагол в личной форме всегда является сказуемым. Инфинитив, или неопределенная форма глагола, может быть практически любым членом предложения, а о других глагольных формах – причастии и деепричастии – речь идет далее.
Найти глагол в предложении нетрудно. Ни у кого никогда не вызывало затруднений определение слова как глагола. Сомнения могут возникать только в тех случаях, когда одна форма глагола употребляется вместо другой формы. Например, форма условного наклонения в значении формы повелительного наклонения: Петя, сходил бы ты за хлебом . При разборе глагола так и надо отмечать, что слово стоит в одной форме, а значение имеет совсем другое. Таким образом, вы показываете, что умеете различать форму и содержание.

Может быть и наоборот, что форма повелительного наклонения употребляется в значении условного наклонения: Щепотки волосков лиса не пожалей – остался б хвост у ней . (И.А. Крылов)

В эмоционально окрашенной речи часто бывает, что одни глагольные формы могут принимать на себязначение других глагольных форм и иметь при этом стилистическую окраску. Рассказывая о важном или необычном событии в своей жизни, мы часто начинаем свой рассказ так: Иду я как-то по улице... или Возвращаюсь я однажды домой... Форма настоящего времени в этих высказываниях имеет значение прошедшего времени, но одновременно фиксирует внимание слушателя на процессе протекания события, приковывает его внимание, делает его как бы соучастником действа, которое разворачивается перед его глазами.

«Что я наделал! / Я погиб! / Ко мне по доброй воле, / Само, / Раскинув луч-шаги, / Шагает солнце в поле» , – восклицает лирический герой известного стихотворения В.В. Маяковского. Но герой жив. Форма прошедшего времени имеет сильную эмоциональную окраску, глагол в данном случае по значению близок междометию, но не несет в себе значения прошедшего времени изъявительного наклонения.

Другой пример. А.С. Пушкин рассказывает о том, как однажды он среди арестантов увидел своего лицейского друга: Я невольно обратился к нему. Мы пристально смотрим друг на друга – и я узнаю Кюхельбекера. Мы кинулись друг к другу в объятия .

Настоящее время, в окружении форм прошедшего времени. Ситуация, о которой сообщается в предложении, растягивается, даже замирает во времени – как на замедленной съемке, когда прокручивают фильм. Этот момент так важен в рассказе, что нельзя его «пробежать», как остальные, побочные действия. Форма настоящего времени не на своем месте придает должную стилистическую окраску тексту.

Пример морфологического анализа . Когда в солнечное утро, летом, пойдешь в лес, то на полях, траве видны алмазы. (Л.Толстой)

Пойдешь – глагол.

I. Общеграмматическое значение – процессуальный признак предмета (предмет в предложении не выражен). Нач. форма – пойти .

II. Грамматические признаки:

А. Постоянные: совершенный вид, непереходный, невозвратный, относится к I спряжению.
Б. Непостоянные: изъявительное наклонение, форма простого будущего времени, 2-го лица (употреблено в обобщенно-личном значении), ед. число.

III. В предложении работает сказуемым.

Глагол - часть речи, к которой относятся слова, обозначающие действие или состояние предмета (отвечают на вопросы что делать? что сделать?), например: слушать, работать, внести, цвести, сберечь, таять, опечалиться.

Каждый глагол имеет начальную форму, которая называется неопределенной формой (или инфинитивом). Глаголы в форме инфинитива имеют формообразующие суффиксы -ть, -ти, -чь (примеры см. выше). Неопределенная форма только называет действие или состояние, не указывая ни времени, ни числа, ни лица. Глаголы делятся на переходные и непереходные. Переходные глаголы обозначают действие, способное переходить на другой предмет, название которого стоит в винительном падеже без предлога. Например: читать газету, отправить телеграмму, купить цветы. Все остальные глаголы непереходные. Например: гулять в парке, улететь на юг, грозить неприятелю. Глаголы, имеющие особый суффикс -ся (-сь), называются возвратными. Например: брить - бриться, купать - купаться, строить - строиться. Все возвратные глаголы непереходные. Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Вид глагола показывает, как протекает действие. Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? и указывают на завершенность действия, его результат, конец действия, его начало. Например: начертить, бросить, отцвести, запеть. Они имеют два времени: прошедшее (что сделали? - начертили, бросили, отцвели, запели) и будущее простое, состоящее из одного слова (что сделают? - начертят, бросят, отцветут, запоют). Форм настоящего времени глаголы совершенного вида не имеют. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? и при обозначении действия не указывают на его завершенность, результат, конец или начало. Например: чертить, бросать, цвести, петь. Они имеют три времени: прошедшее (что делали? - чертили, бросали, цвели, пели), настоящее (что делают? - чертят, бросают, цветут, поют) и будущее сложное, состоящее из двух слов: слова буду (будешь, будет и т. д.) и неопределенной формы данного глагола (что будут делать? - будут чертить, будут бросать, будут цвести, будут петь). Глаголы имеют формы наклонений, которые показывают, как говорящий оценивает действие, т. е. считает ли он его реальным, или возможным при каком-либо условии, или желательным. В русском языке три наклонения: изъявительное, сослагательное и повелительное. Изъявительное наклонение показывает, что действие реально, на самом деле происходит, происходило или произойдет. Например: Утром мы отправились в путь. Сейчас мы беседуем. Завтра я опять Вас увижу. В изъявительном наклонении глагол изменяется по временам, имеет формы настоящего, прошедшего и будущего времени. Сослагательное (условное) наклонение показывает, что действие возможно лишь при определенном условии. Например: Без тебя я не добрался бы до города и замерз бы на дороге. Сослагательное наклонение образуется от формы прошедшего времени путем прибавления частицы бы. В сослагательном наклонении глаголы изменяются по числам, а в единственном числе по родам (т. е. так же, как изменяются глаголы прошедшего времени). Например: читать - читал бы (м. р.), читала бы (ж. р.), читало бы (ср. р.), читали бы (мн. ч.). (Обратите внимание на раздельное написание частицы бы.) Повелительное наклонение обозначает действие, которое велят, просят, советуют совершить. Например: Руки ей разотри. Укрой ноги пледом. Повелительное наклонение образуется путем прибавления суффикса -и- к основе настоящего (будущего простого) времени или без суффикса. Например: нести - несут - неси; привезти - привезут - привези; рассказывать - рассказывают - рассказывай; готовите - готовят - готовь. Во множественном числе прибавляется -те: несите, привезите, рассказывайте, готовьте. В сослагательном и повелительном наклонении глагол по временам не изменяется. В предложении глаголы в форме всех наклонений обычно бывают сказуемыми.

Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам называется спряжением. Глаголы с окончаниями -у(-ю), -ёшь(-ешь), -ёт(-ет), -ём(-ем), -ёте(-ете), -ут(-ют) - I спряжения. Глаголы с окончаниями -у(-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат(-ят) - II спряжения. Глаголы хотеть, бежать разноспрягаемые. В ед. ч. глагол хотеть спрягается по I спряжению (хочу, хочешь, хочет), а во мн. ч. - по II спряжению (хотим, хотите, хотят). Глагол бежать имеет в 3-м лице мн. ч. форму I спряжения (бегут), остальные формы - II спряжения (бежишь, бежит, бежим, бежите). Среди глаголов выделяется группа безличных, которые не изменяются ни по числам, ни по лицам, ни по родам. Безличные глаголы употребляются в двух формах: 1) в форме, которая совпадает с формой 3-го лица ед. ч. настоящег­о (будущего простого) времени, например: све­тает, рассветает, рассветет, знобит, смеркается; 2) в форме, которая совпадает с формой среднего рода прошедшего времени, например: светало, рассветало, рассвело, знобило, смеркалось. В предложении безличные глаголы являются сказуемыми, причем при них не бывает (и не может быть) подле­жащего. Например: 1. Всю ночь слегка вьюжило. 2. Мне нездоровится. В безличном значении могут выступать и личные глаголы. Например: 1. Зажгло грозою дерево. (Ср.: Молния зажгла дерево.) 2. Пахнет сеном над лугами. (Ср.: Сено приятно пахнет.)