От древнейших времен до современности лук использовали различные народы мира - в Европе, в Азии, в Африке и Америке. Она универсальные свойства - это и овощ, и специя, и пряности, и лекарства... В старину лук считали оберегом "от черного глаза» и культовым растением.

Как культурное растение, лук служит человеку с пещерных времен. Упоминания о видах лука уже встречаются в клинописных текстах древних шумеров и египетских папирусах. Многочисленные литературные документы и произведения Древнего Египта, Греции, Рима свидетельствуют о популярности лука. Она использовалась не только как пищевая или лекарственное растение, а как атрибут религиозных обрядов, ритуалов, магических действий и мумификации. Об этом свидетельствуют надписи в храмах, на статуях и надгробиях. По древним свидетельствам крупные луковицы дарили во время банкетов в честь богов, преподносили как свадебные подарки.

Самый распространенный вид сегодня - это лук огородный. В Европу она попала с помощью купцов, хотя родина ее неизвестна. Известно только, что для строителей египетских пирамид, лук был одним из главных продуктов питания. Она была основной пищей для населения Средней, Малой Азии и средиземноморских стран. Изображение огородной лука рядом с мясом, хлебом, виноградом, фигами и вином сохранили нам древние греческие мастера. В письменных документах 260-80 лет до н.э. уже содержатся рекомендации по выращиванию лука и сведения о разных сортах. Римский полководец Ксенофонт ввел лук огородный в ежедневный рацион своих воинов, потому что ей приписывали способность восстанавливать силы и энергию. Еще римляне ценили лук как средство, прогоняет души умерших, хотя другие народы считали лук опасной для человека, потому что ее неприятный запах привлекает злых духов.

Чтобы не говорили о луке, но она распространилась везде: во Франции, в Испании, в Португалии, в Германии, в Англии, в России...

Кроме огородной лука мы выращиваем еще такие виды как порей, шалот, многоярусную, батун, ризанки, Кущевка...

Порей использовали также и египтяне, и римляне, и греки. Территории, на которых выращивали порей называли Погрузитесь. В нашей местности порей можно не выкапывать на зиму, она не вымерзает, следовательно служит круглогодично. Длинные ланцетовидные листья порея расположены веером, а луковиц почти не образует. Съедобная часть - это белая, нежная основа ложного стебля и молодые листья.

Шалот в Европу привезли крестоносцы. Этот вид резкий на вкус от лука огородного. Особенности шалот в том, что луковица способна распадаться на самостоятельные части по 20-30 штук. Поэтому ее назвали сороказубка. Мелкие луковички расположены веерообразно, будто произвольно нанизаны друг на друга. Каждая луковица поделена еще на мелкие, плотно сжатые и парами посажены друг на друга. В соцветии вместо отдельных цветков развиваются плотно прижаты крошечные луковички. Они очень похожи на чесночных долек. Этими луковицами-детками и воздушными луковицами и размножается шалот. Запасной питательным веществом в этой лука является углевод фруктан.

Батун - это лук дудчатые зимняя. Принадлежит к многолетним растениям, потому что не боится морозов. Растет высотой 1,5 м, а цветочная стрелка в диаметре 2 см. Зеленые части, т.е. листья, называют перьями, используются в пищу. Своеобразной приметой батуна является то, что луковицы растут гнездами. На разрезе луковицы батуна видно, что она состоит из мясистых утолщений листовых основ, которые плотно прилегают друг к другу. Находящиеся вверху, определяющие окраску луковицы: серебристо-белые, светло-и темнокоричневи, красные и фиолетовые. Листья трубчатые полые как в огородной лука.

В старину батун считали священным растением. Персы, иудеи и египтяне использовали ее в культовых обрядах. В Китае его выращивали два тысячелетия назад и сегодня она для них бесценным лечебным средством.

Лук ризанки или трибулька была популярна в Сибири, поэтому и считают ее сибирской луком. В диком состоянии растет и в Европе, и в Азии, и в Северной Америке. Популярная и на Камчатке. Такой широкий ареал связан с неприхотливостью и хорошей морозостойкостью. В Европе начали культивировать в ХV в. как овощное, лекарственное и декоративное растение. Известно несколько разновидностей лука-ризанки: с круглыми и плоскими листьями, с белыми и темно-розовыми цветками. Цветоножка не полых, луковицы небольшие. Зеленые листья - «перья» часто щиплют, а новые постоянно отрастают. Самое основное, что трибульку употребляют в пищу только свежей. На вкус она очень нежная и совсем не видно. Варить ее нельзя, а использовать только перед употреблением блюда.

В природе существует еще лук рогатый или многоярусная, ее называют и египетская, и канадская. Это многолетнее морозостойкое растение. Биологические свойства заметно отличают ее от других видов лука. Она имеет трубчатые листья, высотой 1,5-2 см. На стрелках образует от двух до четырех ярусов воздушных луковиц острых на вкус. Семена не образует, а размножается вегетативно. К луку огородной она близка тем, что используется как приправа ко многим блюдам.

На Средиземноморском побережье растет в диком виде лук мышиная или другое ее название лук морская, а еще жители называют ее «смерть мышам», так как она является эффективным средством в борьбе с грызунами. Она хорошо растет во все времена года, кроме жаркого лета, когда сбрасывает листья, чтобы не испарялась влага. Осенью листья отрастают вновь. Цветочный стебель высотой 70-80 см, соцветия китицеподибне с небольшими зеленовато-белыми цветками. Семена, которое образуется, достаточно велико: 4 см в ширину и 7 см длиной. Сами луковицы также крупные, до 20 см в диаметре, сочные, мясистые, грушевидные. Листья гладкие, широколанцетные, толстые, длиной 40-50 см. Эти правила мышиная лук привлекает к себе внимание. Особенно привлекательны старые экземпляры морского лука, луковицы которых в отдельных случаях имеют вес 6-8 кг.

Известная морской лук еще с египетской медицины и сведений от греческого врача Гиппократа. Было описано ряд болезней, которые лечила этот лук. Современная медицина предостерегает от бесконтрольного употребления мышиной лука, так как она достаточно ядовита для человека. Лучше ней бороться с грызунами, для крыс и мышей - это сильная яд, от которого они быстро погибают и не разлагаются, а мумифицируются. Поэтому в древности морскую лук использовали для бальзамирования умерших.

По многовековой время существования лука известно более 500 ее видов. Но культивируются далеко не все. Например, на крутых скалах в Саянах растет лук каменная, которая зимой замерзает, а весной, розмерзаючись, остается вполне свежей; в Средней Азии растет золотистая лук - любимое лакомство коней. Растение имеет такой резкий удушающий запах, на большом расстоянии от нее уже печет в горле и текут слезы.

Итак, представители лукового рода чрезвычайно разнообразны:

По форме луковицы;

По плотности луковицы;

По окраске чешуек;

По виду листьев;

По размерам цветков;

По цвету цветков;

По характеру роста;

По способности к делению;

За образованием луковиц-деток...

Таким образом, сегодня нам уже трудно представить свой приусадебный участок, свой стол и свою жизнь без лука.

Луковица золотая

Круглая, литая.

Есть у нее один секрет —

Нас она спасет от бед:

Может вылечить недуг

Вкусный и душистый лук!

Как выглядит лук, вы, конечно, знаете. Репчатым луком мы называем небольшие золотисто-желтые луковицы округлой формы. Если разрезать луковицу ножом, то можно заметить толстые сочные белые чешуи — это луковые листья.

Золотистая пленка, прикрывающая их сверху, не пропускает воду и защищает листья от пересыхания. Сочные чешуйчатые листья отходят от стебля, имеющего форму пирамиды. Внизу этого стебля видны мелкие засохшие корешки. Между чешуйками видны и почки — зародыши будущих луковиц.

Если посеять семечко лука, то из него вырастет корешок и стебель, который образует на поверхности земли петлю, немного напоминающую по форме натянутый лук. Может быть, поэтому этот овощ и стали называть луком.

Через некоторое время на грядке появляются зеленые трубчатые листики лука, которые называют перьями. Зеленые перышки лука напоминают острые стрелки, они очень душистые и содержат много полезных витаминов. Их кладут в салаты, винегреты и супы, едят с черным хлебом и солью.

В земле образуются небольшие золотистые луковицы. К осени они становятся крупными и сочными. Их хранят все зиму, а весной высаживают на грядках для получения семян.

Из луковиц поднимается высокий плотный стебель, украшенный мелкими зонтичными соцветиями. Собранные все вместе, они образуют небольшой шарик. Каждый цветок в этом соцветии напоминает крошечную лилию, поэтому лук относится к семейству лилейных.

Подземные луковицы есть и у других растений: тюльпанов, нарциссов, лилий, чеснока, гусиного лука.

В первый год жизни лук запасает в своем укороченном стебле — луковице — питательные вещества, а на втором — использует их для роста и цветения.

Из каких краев пришел к нам лук?

Дикий лук встречается в Восточной и Западной Сибири, на Дальнем Востоке, Кавказе, в Афганистане и Китае. В этой стране есть горы, сплошь заросшие диким луком. Их так и называют — луковые горы.

Родиной репчатого лука считается Афганистан и Средняя Азия.

Примерно 6 — 7 тысяч лет тому назад лук стали возделывать в Китае, а потом в Индии и Египте. Изображение луковиц ученые-археологи находят на стенах древних египетских гробниц.

В Древней Греции лук считается священным растением. Его преподносили в дар богам. В дни празднеств каждый старался принести в храм самую крупную луковицу, и тот, кому это удавалось, получал почетный подарок.

Из Древней Греции лук попал к римлянам. В Древнем Риме этот овощ пользовался всеобщей любовью. Каждый римлянин ежегодно съедал свою порцию лука. Считалось, что этот овощ придает энергию и предохраняет от болезней.

В армии Древнего Рима в солдатскую пищу клали много лука, чтобы придать воинам силу и храбрость.

И в средневековой Европе люди приписывали луку чудодейственные свойства. Рыцари носили его как талисман, защищающий от стрел и мечей. Когда человека хотели похвалить или возвеличить, его сравнивали с луком. Может быть, поэтому один из сортов лука называется «лук победный».

У славянских народов лук появился в XII—XIII веках. На Руси про него сложили такие поговорки: «Лук, хлеб да вода — молодецкая еда»; «Лук — добро и в бою и в щах».

Как вы думаете почему?

Правильно! Потому что лук делает человека крепче, здоровее, сильнее!

Лук — один из главных продуктов , он считается универсальным средством, предохраняющим и излечивающим от всех болезней.

Русские крестьяне говорили: «Кто ест лук, тот избавлен от мук»; «Лук да баня все правят». Целебные свойства лука объясняются тем, что в нем содержатся особые вещества — фитонциды, которые губительно действуют на болезнетворные бактерии. Когда у постели больного ставят блюдечко с мелко нарубленным луком, то он быстрее идет на поправку. Луковичным соком, разбавленным водой, можно вылечить насморк, если закапывать его в нос.

Кроме того, в луке содержатся минеральные вещества и витамины.

Народ придумал про лук такую загадку: «Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает». В самом деле, когда чистишь и режешь лук, из глаз сами собой льются слезы. Так происходит потому, что лук начинает выделять летучие вещества, которые раздражают слизистую оболочку носа и глаз.

Обычно мы плачем, когда у нас или у наших близких случается беда, горе. Но тут можем заплакать просто от рези в глазах. В переносном смысле под «луковым горем» мы понимаем мелкие печали, неприятности или огорчения, не заслуживающие слез. «Горем луковым» еще называют незадачливого человека, у которого все выходит наперекосяк.

Какие же блюда готовят с луком?

Свежий лук кладут в винегреты, салаты. Обжаренный на сковородке до золотистого цвета лук добавляют в супы и жаркое.

Послушайте стихотворения.

Едкий лук

Если мелко режем лук,

По доске ножом: «стук-стук!»,

То защиплет нам глаза —

Набежит на них слеза.

Слезы потекут ручьем,

Мы заплачем. Но о чем?

Мы заплачем не от боли,

Не от горя уж тем более.

Вызвал слезы не недуг,

А обычный едкий лук!

Луковое горюшко

Обидели Ванечку —

Не дали ему пряничка.

Наш Ванюшка глазки трет,

Понапрасну слезы льет.

Успокоим Ванечку —

Дадим ему пряничка.

— Это горюшко твое —

Горе луковое!

Это горюшко пустое

Ни слезиночки не стоит!

Послушайте сказку.

Волшебная луковица

Утром Настя сидела за кухонным столом и собиралась пить сладкий чай с пирожком. Пирожок был необыкновенно вкусный! Вчера бабушка напекла целое блюдо таких — с мясом, капустой, рисом и вареньем.

Вечером родители вернулись домой усталые, голодные и мгновенно проглотили аппетитные пирожки. Остался на блюде всего один — с мясом. Вот им-то девочка и собиралась позавтракать. Да не тут-то было! Только Настя поднесла пирожок ко рту и хотела откусить кусочек, как зазвонил телефон. Девочка от неожиданности уронила пирожок на пол. Надо вам сказать, что в это время под столом на коврике спал щенок Ролик. Он не просил у Насти подачки, но все же надеялся, что и ему, может быть, что-то перепадет. Когда щенок увидел, что прямо у его носа, откуда ни возьмись, появился пирожок, то тут же, ни минуты не раздумывая, проглотил его!

— А-а-а! — громко заревела Настя, и из ее глаз полились круглые, как горошины, слезы. — Я пирог уронила, а Ролик его съел. С чем я теперь буду чай пить? — всхлипывая бормотала девочка.

На кухне на гвозде висела большая плетеная корзина, полная золотистых луковиц. Одна, самая крупная, Луковица услышала Настин плач и негромко спросила девочку:

— Что случилось, малышка? Почему ты плачешь?

— Я, я... — Настя остолбенела на миг от неожиданности. — Я плачу потому... А ты кто? — спросила она.

— Я волшебная луковица. Хочешь рассмотреть меня получше, подойди к корзинке с луком и сразу заметишь меня, — сказала Луковица.

Настя тут же перестала плакать, залезла на табуретку и заглянула в корзинку.

Волшебную Луковицу девочка узнала тотчас: она была совсем круглая, в золотом плаще, заколотом изумрудной заколкой, и с веселым, улыбающимся лицом. Девочка взяла Луковицу в руку и почувствовала, какая она теплая.

— Ну так почему же ты плакала? — снова спросила Луковица.

Настя ей объяснила.

— Пустяки! — важно сказала волшебная Луковица. — Стоит ли огорчаться из-за таких мелочей? Да еще и слезы понапрасну лить! Горе твое не настоящее, а луковое! Это уж ты поверь мне, старой Луковице- волшебнице!

— Почему «горе луковое»? — удивилась Настя. Она никогда не слышала такого выражения.

— Да потому, что когда лук режут, у людей слезы текут. Не от горя-печали-кручины, а просто от запаха лука. Вот и говорят — горе луковое, значит, пустячное, ерундовое, ненастоящее. Вместо того чтобы реветь, порадуйся, что Ролику лакомый кусочек достался!

— Да я и радуюсь, — неуверенно сказала девочка.

А волшебная Луковица продолжала:

— Сделай себе бутерброд с сыром, попей чаю и иди гулять. А меня положи на место, в корзинку с луком. Я тебе еще пригожусь!

Ответьте на вопросы

Кто напек вкусных пирожков?

Кто съел последний пирожок?

Почему заплакала Настя?

Что сказала ей волшебная Луковица, которая лежала в корзине?

Как вы понимаете выражение «горе луковое»?

Послушайте стихотворение.

Косица лука

Красные девицы

Вяжут лук в косицы.

Коса выйдет золотая,

Очень толстая, густая.

В кухне мы повесим лук —

Отгонять он будет мух.

Едва окутается белым облаком лепестков черемуха, закукует в лесу кукушка, наступает пора сеять лук.

Собирают урожай лука в сентябре. Его заплетают в косы и хранят всю зиму до весны. Недаром говорится: «Голо, голо, а луковица во щах есть».

Ответьте на вопросы

Как выглядит лук?

Откуда родом лук?

За что ценили лук в древности?

Почему лук обладает целебными свойствами?

Какие полезные вещества содержатся в луке?

Какие блюда готовят с луком?

Какой день в народе называют «луков день»?

Проектная работа

Всё о луке

Выполнили:

учащиеся 1А класса

МКОУ«Залининская СОШ».

Руководитель проекта:

учитель нач.классов

Давыдова Н.А.

2016год

Содержание

    Подготовительный этап.

    Выявление проблемы. Постановка целей и задач.

    Актуальность

    Планируемый результат.

    Основные этапы работы:

    Основной этап. (исследовательский)

    Основные сведения о луке.

  1. Откуда к нам пришел репчатый лук

  2. Разнообразие лука

    Лечебные свойства лука

    О луке.

    Пословицы, поговорки, загадки, стихотворения, сказки.

    Заключительный этап.

    Вывод. Подведение итогов.

    Список литературы.

Приложение.

Презентация

Папка « Блюда из лука.»

Папка «Лекарства из лука»

I .1.Выявление проблемы. Постановка целей и задач.

Зимой и весной люди часто болеют простудными заболеваниями. В феврале этого года у нас в школе был карантин: наш класс не учился больше недели из-за того, что большинство детей заболели. Как этого можно было избежать? Можно было делать профилактику, например, есть зелёный лук.

Этой зимой мы захотели вырастить зелёный лук у себя в классе. Для своей работы мы выбрали цель: попытаться вырастить зелёный лук самостоятельно, узнать и собрать информацию об этом растении, собрать интересные факты, пословицы, поговорки и многое другое о луке. Мы взяли луковицы и посадили их в ящики, заполненные опилками. Ящики поставили поближе к дневному свету. Уже на следующий день стали появляться маленькие зелёные пёрышки. Они выросли. Так нам удалось в первый раз вырастить у себя в классе зелёный лук.

Нам стало интересно, чем полезен лук, почему его так любят люди. Чтобы ответить на эти вопросы мы искали информацию в Интернете и энциклопедиях, расспрашивали взрослых. Мы составили такой план работы .

    Собрать информацию о происхождении лука, его разнообразии.

    Узнать о целебных свойствах лука.

    Собрать загадки, пословицы, поговорки, стихотворения, сказки о луке.

    Собрать рецепты блюд из лука.

Выяснить, какие болезни и как можно вылечить с помощью лук.

2.Актуальность

Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека. Многие дети ежегодно видят, как родители сажают лук, осенью убирают, используют в различных целях. Но ни разу не задумывались: как растет лук, какие условия необходимы для его роста? И чем же он полезен? При проведении совместной деятельности – посадка лука, все дети проявили желание помочь, посадить самим. Возникла идея реализовать проект «Всё о луке», и предложить детям совместно с учителем посадить лук, пронаблюдать как и насколько быстро вырастет он в перо.

3.Планируемый результат.

1.Дети научатся сажать и ухаживать за луком и познакомятся с условиями его выращивания, узнают о пользе лука.

2.Дети познакомятся с литературными произведениями о луке, с тем, как используется лук в кулинарии и медицине.

4.Основные этапы работы:

1 ЭТАП – подготовительный.

Посадить лук в контейнеры. Собрать загадки, пословицы, поговорки, стихотворения, сказки о луке. Собрать кулинарные и медицинские рецепты с луком.

2 ЭТАП – основной (исследовательский) .

Вести наблюдение за ростом лука, проводить опыты. Установить связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек. В процессе исследований познакомить детей с художественной литературой о луке: поговорки, стихи, сказки, загадки. Провести занятия, беседы.

3 ЭТАП – заключительный.

Проанализировать и обобщить результаты, полученные в процессе исследовательской деятельности детей.

Оформить выставку рисунков о луке, поделок из лука.

II .Основной этап. (исследовательский)

1. Основные сведения о луке.

Лук - и травянистых растений, относимых к подсемейству . Научное латинское название было дано , происходит от латинского названия , а оно, в свою очередь, вероятно, связано с кельтским словом - жгучий ; другая версия - происходит от латинского слова- пахнуть .

В роду насчитывается более 900 видов , которые произрастают в . Представители рода растут на лугах, в степи, лесах.

Представители рода имеют большую сплюснуто-шаровидную , покрытую красноватыми, белыми или фиолетовыми оболочками. Многолетние (культурные виды иногда двухлетние) луковичные или с почти неразвитыми луковицами травянистые растения, обладают резким луковым (или чесночным) за́пахом и вкусом

Цветёт в июне-августе.

Семена угловатые или круглые. Плодоносит в августе-сентябре.

Химический состав .

Луковицы содержат азотистые вещества (до 2,5 %), различные (10-11 %)( , , , ), , , и его , , различные , соли и , , и , A (3,75 мг%), (60 мг%), (50 мг%), (0,20 мг%), (10,5-33 мг%), а также с резким особым запахом, раздражающим и носа. Главной составной частью эфирного масла являются дисульфид и другие сульфиды, главная часть которых, en C 6 H 12 S 2 , содержит много .

2. Откуда к нам пришел репчатый лук

Репчатый лук - одно из самых древних овощных растений. Его выращивают уже пять тысячелетий. Лук известен по всему миру, а пришел он к нам из Азии, где первыми стали употреблять в пищу лук обычные пастухи. Сначала считалось, что есть можно только зеленые побеги, но со временем в пищу стали употреблять и луковицы овоща. Возделывание лука началось в древнем Китае, а затем перешло в Индию. В то время активно развивалась торговля, так лук перекочевал в Египет, где стал просто культовым растением, о чем свидетельствует многочисленные фрески и скульптуры. Остатки лука археологи находили в египетских пирамидах, а на саркофагах и стенах зданий - разнообразные его изображения. Со времен лук попадает в Грецию, где его считают средством избавления от всех болезней. Воины Древней Греции мазали мускулы луком перед ответственными состязаниями, считая, что лук станет их надежным помощником. В Риме лук активно употребляли при проблемах с кишечником.

Издавна лук выращивали и культивировали на Руси. Древнерусская кухня широко использовала лук для приготовления блюд и приправ из него. Иностранные путешественники и дипломаты, бывавшие на Руси, отмечали, что большинство русинов употребляют настолько острые блюда, что их есть невозможно. Лук стал основным продуктом питания простолюдинов на Руси. Хлеб да квас, да лук сырой – вот основные продукты питания крестьян, ремесленников, солдат. Народ, естественно, не мог знать в те времена о фитонцидных свойствах лука, которые благотворно влияют на повышение иммунитета организма, устойчивость его к заболеваниям. В одном старинном русском травнике есть такое описание целебности лука: «Приятно утробу мягчит, но жажду наводит и дух смердящий изо рта истребляет... будучи употребляемым внутрь, отменно действует при слабости желудка и худом пищеварении, судорогах истерических женщин, слизистой и судорожной одышке, водяной и каменной болезни. Во время господствующих заразительных болезней весьма полезно прибавлять лук к пище для завтрака, составлять супы из лука с прибавлением соли, перца, немного уксуса».

3. Разнообразие лука.

Существуют и более сладкие виды, например, испанский

и красный лук отлично подходит для использования в

салатах.

ШАЛОТ

Лук-шалот обладает нежным сладковатым ароматом и

является источником тех же витаминов, что и репчатый

лук.

ЧЕСНОК

Головки чеснока обладают белой, почти бумажной

шелухой, иногда с розоватым или фиолетовым оттенком.

ЛУК-ПОРЕЙ

Порей обладает более нежным вкусом, чем репчатый лук

и чеснок

ЗЕЛЕНЫЙ ЛУК

Зеленый лук или салатный лук - это незрелый репчатый

лук с недоразвитой луковицей, его собирают, когда

зеленые перья еще совсем свежие.

ШНИТТ-ЛУК



Шнитт-лук или лук-резанец - ароматная травка с

крошечными луковицами, в пищу употребляют только

зеленые перья. Их фиолетово-розовые цветочки тоже

съедобны и симпатично украшают салаты.

4.Лечебные свойства лука

Лук издавна считался могучим средством против заболеваний. В Древней Греции, по мнению древнеримского врача Педания Диоскорида, лук рекомендовали для возбуждения аппетита и «как очищающее средство». Римляне и греки приписывали луку способность возбуждать неистощимую жизненную силу, энергию, храбрость и в больших количествах использовали его в питании воинов.

Целебные свойства лука были известны и в странах Древнего Востока , где говорили: «Лук, в объятиях твоих проходит всякая хворь». Древние славяне применяли его при многих заболеваниях, а в годы сильных эпидемий в избах развешивали связки лука. "Лук от семи недуг" - говорила русская пословица.

В период средневековья лук был настолько популярен и так люди уверовали в его целебную и защитную силу, что использовали как талисман, способный предохранять от злого глаза, чар колдуньи, попадания стрел, ранения мечом, копьем, алебардой. Рыцари, закованные в непроницаемые металлические доспехи, на груди носили луковицу. В средние века люди верили в способность лука предохранить от стрел и мечей. Средневековые рыцари простую луковицу носили на груди как талисман.

В наше время ученные обнаружили, что летучие вещества лука - фитонциды - губительны для многих болезнетворных и гнилостных бактерий. Открытие фитонцидов принадлежит известному исследователю академику Б. Н. Токину. Именно он первым подметил, что летучие вещества растертого лука губительно действуют на клетки дрожжей. Многие учёные работают сейчас над тем, чтобы вывести такой сорт лука, который не вызывает слёз. Но дело в том, что этот особый вкус и запах лука полезно действуют на организм человека. Так что лук, не вызывающий слёз, будет иметь совсем другой вкус и запах. Замечено, что люди, работающие в теплицах, где круглый год выращивают зелёный лук, редко болеют простудой и гриппом, даже во время самых сильных эпидемий.

Известно, что достаточно в течение трех минут пожевать лук, чтобы убить во рту все бактерии. Так же рекомендуют есть сырой лук при авитаминозах и для профилактики гриппа. В зелени лука содержится много полезных веществ, особенно витамина С. 100 г зеленого лука удовлетворят суточную потребность человека в этом витамине. Свежий лук улучшает пищеварение и способствует лучшей усвояемости питательных веществ. Два века назад использовали лук при лечении тифа, гриппа, цинги, снижения зрения, импотенции и других заболеваний, а также ран, ожогов, выпадения волос.

5. о луке.

    Лук (Allium) – род двулетних и многолетних растений, относимых к подсемейству

Луковые.

    Латинское научное название – allium – было дано Карлом Линнеем и происходит от латинского названия чеснока, а оно, в свою очередь, по одной версии, связано с кельтским словом all – жгучий; другая версия выводит название от латинского halare – пахнуть.

    В роду Лук более 900 видов, которые произрастают в Северном полушарии.

    Представители рода растут в степи, на лугах, в лесах.

    228 видов лука являются овощными культурами.

    Родину лука установить сложно. Большинство исследователей считают, что лук

происходит из Юго-Западной Азии.

    Есть очень древние – из бронзового века – свидетельства об употреблении лука в Европе.

    В вавилонской коллекции Йельского университета находятся три небольшие глиняные таблички, которые являются первыми из известных нам кулинарных книг. В них описана «кулинарная традиция, поражающая своим богатством, изяществом и мастерством», со многими ароматами и вкусами, знакомыми нам и сегодня. Оказалось, что в Древней Месопотамии просто обожали всю семью луковых. Месопотамцы широко использовали не только обычный лук, но и порей, чеснок и лук шалот.

    В лук и чеснок были известны за 3000 лет до н. э. Историк Геродот, живший в Древней Греции 2500 лет назад, отмечал, что на была надпись, сколько чеснока и лука истрачено в пищу рабочим. Она гласила: «На , лук и на пищу рабам было затрачено 1600 таланов серебра».

    Изображение лука ученые археологи обнаружили на гробнице Тутанхамона, относящейся к 1352 году до н. э.

    Известно, что 5000 лет тому назад лук выращивали в , .

    Лук обязательно входил в провиант благородных рыцарей в Средние века, во времена Крестовых походов. Своих пленных соотечественников французы выменивали у сарацинов, платя по восемь луковиц за человека.

    В Америку лук попал благодаря экспедиции Христофора Колумба, сначала он был высажен на острове Изабелла, а потом распространился по всему материку.

    Если посчитать потребление лука на душу населения, то мировым чемпионом становится Ливия, где по данным ООН среднестатистический гражданин съедает более 33 кг лука в год. «Мы добавляем лук во все», - говорят ливийцы. На втором месте находится Сенегал, жители которого в среднем потребляют около 22 кг лука в год. Жители съедают где-то около 9,3 кг на человека в год. А вот жители , которых британцы традиционно считают «поедателями лука», на самом деле обходятся скромными 5,6 кг на человека.

    В Индии ни одна трапеза не обходится без лука. Колебания в стоимости лука заметны каждому простому человеку. Политический вес лука объясняется тем, что этот овощ – неотъемлемая часть жизни почти каждого индийского дома. Возможно, самый показательный случай такого рода был в 1998 году, когда аналитики связывали поражение правящей партии BJP на выборах в Дели с подорожанием лука.

    Широко распространенный репчатый лук получил свое название от внешней схожести с .

    Лук-порей является одним из национальных символов Уэльса. В VI веке, согласно легенде, епископ и просветитель Давид Валлийский во время битвы против саксов, происходившей на луковом поле, призвал своих солдат прикрепить к шлему лук-порей, чтобы отличить своих соратников от врагов. Поэтому 1 марта ежегодно жители Уэльса отмечают национальный праздник – День святого Давида.

    В луке содержится больше природного сахара, чем в яблоках и грушах. Дольки лука содержат 6 % сахара. При поджаривании, когда улетучатся едкие вещества, лук становится сладким.

    Лук – отличный сжигатель жиров. Существует даже специальная луковая диета, во время которой нужно употреблять луковый суп.

    В народе говорят, что лук - от семи недуг. Замечено, что люди, работающие в теплице, где выращивается зеленый лук, даже во время самых жестоких эпидемий не болеют гриппом.

    Лук служит в качестве обезболивающего при укусе , и . Для этого необходимо в место укуса сразу втереть луковый сок.

    Научно доказано, что вещества, вызывающие вкус, запах лука и слезы от его обработки, могут бороться с раковыми клетками.

    Загадка: «Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает». Причина такой слезоточивости лука кроется в особом веществе – лакриматоре (от латинского lacrima – слеза). Когда луковица разрезается, лакриматор выделяется и растворяется в воде и, в частности, в слезах человека. При этом образуется серная кислота, которая и раздражает слизистую оболочку глаза. И теперь ясно, почему лук чистят, смачивая его или нож водой – лакриматор растворяется в воде и практически не выделяется в воздух. Если лук перед чисткой замораживают, то активность лакриматора тоже резко снижается.

    Лук улучшает аппетит, усвоение пищи, повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям.

    Лук обладает бактерицидными и антисептическими свойствами, борется с вирусами и накапливает в себе живительную энергию земли.

    Луком можно лечить укусы . Для этого достаточно просто приложить к месту укуса нарезанный лук. Он вытянет яд, уменьшит отек и ускорит заживление кожи.

    Луковый сок - высокоэффективный сироп от кашля, но употреблять его в таком виде довольно неприятно. Поэтому при кашле лучше положить кусочек луковицы в ухо. Таким образом луковый сок попадет в кровь и избавит от неприятного кашля.

    Лук сбивает температуру. Если у ребенка высокая температура, нужно нарезать лук кольцами и смочить его в яблочном уксусе. Затем с помощью носочков прикладываем лук к ступням. Стоит положить кусочки лука в уши. Жар от такого лекарства спадает очень быстро .

6. Пословицы и поговорки про лук

III .Заключительный этап

1.Вывод.

Наш эксперимент показал, что зелёный лук хорошо растёт в светлом и тёплом месте из маленьких луковиц. Детям понравилось выращивать зелёный лук. Это полезное и увлекательное занятие. Несколько детей продолжили выращивать зелёный лук дома, для того, чтобы делать с ним вкусные, полезные блюда, и не болеть.

Дети познакомились с историей лука, его разнообразием, какое значение он имеет для людей. Научились сажать лук «на зелень», ухаживать за ним. С помощью микроскопа рассмотрели клетки лука и узнали, почему от лука слезятся глаза. Собрали пословицы, поговорки, загадки о луке. Выяснили, что существует много сказок об этом овоще.

Зелёный лук помогает бороться с зимне-весенними недугами: простудой и гриппом, и другими болезнями. Если употреблять лук постоянно, а особенно в холодное время года, не будут страшны никакие болезни!

Работу выполнили

учащиеся 1 А класса МКОУ Залининская СОШ:

    Агарков Владислав

    Агаркова Ксения

    Бирюкова Ангелина

    Бирюков Родион

    Гребенников Иван

    Дроздов Давид

    Евглевский Ян

    Карнаухова Анастасия

    Коленчуков Даниил

    Лебедько Арсений

    Мишин Александр

    Пашкова Анна

    Плохих Арина

    Плохих Ольга

    Садирова Жасмина

    Симоненкова София

    Согачёв Дмитрий

    Согачёв Илья

    Тимохин Иван

    Ткачук Екатерина

Руководитель проекта : учитель начальных классов

Давыдова Наталья Александровна.

Репчатый лук, пожалуй, можно отнести к самому универсальному овощу на любой кухне. Он всегда под рукой, весьма часто встречается в рецептах и его легко можно вырастить самому. Расскажу о полезных и лечебных свойствах этого овоща, а также о возможном вредном влиянии на наш организм.

Начну с того, какие витамины и полезные вещества содержатся в луке. В состав этого популярного овоща входят: фруктоза, сахароза, мальтоза, витамины группы В, минералы натрий, кальций, железо, фосфор, калий, магний, витамин С, яблочная кислота, лимонная кислота, эфирное масло, пектины.

Лечебные свойства лука

Наверняка, каждый плакал в процессе очистки или нарезки лука. Виной тому фитонциды – летучие вещества, обладающие лечебными свойствами. Целебное действие этого овоща на наш организм выражается в следующих свойствах:

  • способен убирать микробы и бактерии;
  • обладает антисептическим свойством;
  • борется с вирусами;
  • полезен при расстройствах кишечника и желудка, при атеросклерозе;
  • способствует половой активности;
  • служит хорошим средством против глистов и цинги;
  • употребление сока из лука помогает от бессонницы;
  • спиртовые настойки используют как мочегонное средство;
  • хорошее ранозаживляющее средство;
  • средство для профилактики рака предстательной железы;
  • снимает головную боль;
  • луковая кашица предотвращает образование пузырей на месте ожога;
  • слегка натерев десну луком, можно избавиться от зубной боли;
  • поджаренный лук на сливочном масле или отваренный в молоке, смягчает кашель и служит отхаркивающим средством.

Расскажу, чем полезен и вреден лук, помимо своих лечебных свойств.

Польза и вред репчатого лука

Кроме лечебного эффекта, которым обладает этот овощ, есть также и другие полезные свойства:

  • улучшение аппетита;
  • способствует увеличению выделение пищеварительных соков;
  • ускоряет менструацию;
  • улучшает усвоение пищи;
  • средство против зуда от укусов комаров;
  • луковым соком снимают боль от укусов змей, ос или пчел;
  • служит хорошим средством от выпадения волос;
  • помогает при удалении мозолей и бородавок;
  • имеет омолаживающие свойства;
  • улучшает свертываемость крови;
  • укрепляет костную систему;
  • профилактика онкологических заболеваний;
  • протирая лицо долькой лука, можно избавиться от пигментных пятен.

Однако всегда стоит учитывать противопоказания для употребления того или иного продукта. Например, репчатый лук принесёт больше вреда, чем пользы в следующих случаях:

  • настойка из лука пагубна для людей с сердечными и печеночными заболеваниями;
  • лук повышает давление;
  • может вызвать приступ астмы;
  • повышает кислотность, что вызывает раздражающее действия на органы пищеварения.

Что приготовить из репчатого лука

Лук используют весь: и листья и саму луковицу. Его добавляют в качестве вкусового ингредиента в суп, различные соусы и подливы, в фарш, в блюда из мяса и овощей, салаты, грибные блюда, а также при консервации, в колбасную продукцию.

Я достаточно часто готовлю блюда с репчатым луком (красным, белым или обычным). Для того, чтобы найти эти рецепты на сайте, можно перейти по ссылке .

Лук, как правило, жарят до золотистого оттенка или употребляют в сыром виде.

Жарим лук

Предварительно пожаренный лук можно подать к яичнице, каше (несладкой), картофелю, мясному блюду или макаронам. Интересно то, что жарят лук в разных странах по-разному. Русские традиционно нарезают лук колечками и обваливают в муке, что придает красивую корочку, которая звонко хрустит. Во Франции принято дополнительно еще макать в молоко порезанный лук для придания ему особой нежности. А в Китае золотистая корочка не востребована, там лук репчатый нарезают, кладут на сковороду, смазанную маслом, поочередно солят, перчат, добавляют немного меда и яблочного уксуса (возможно его заменить на лимонный сок), помешивают несколько минут на небольшом огне. Для особого аромата иногда добавляют базилик.

Тушим и запекаем лук

Вот парочка рецептов, где тушеный лук не вкусовая добавка, а основа блюда. 1) Лук режем полукольцами, в таком же количестве добавляем сливы, разрезанные пополам (без косточек), солим, немного сахара, перца и воды. Закрываем плотно крышкой и тушим несколько минут. 2) Слегка обжаренный лук кладем в форму для запекания на самое дно, смазав ее маслом и присыпанную панировочными сухарями. Смешиваем сметану и яйца, заливаем все в форму. Сверху равномерно посыпаем натертым сыром и в духовку на несколько минут.

Фаршируем лук

Фаршированной птицей, рыбой, кабачками уже никого не удивишь. А луком? Фаршируем лук грибами так: целые луковицы варим 3-5 минут, достаем аккуратно сердцевину, оставив целой только внешнюю стенку. А дальше полет фантазии: можно нафаршировать грибами со сливками, куриным филе с оливками и сыром и т.д.

Маринуем лук

Лук оставляем в уксусе, солим, перчим и выдерживаем. Такой гарнир будет кстати в качестве гарнира к мясным блюдам. Также маринованный лук используется в салатах, например, в .

Десерт из лука

Речь идет о суфле. Берем 2 луковицы больших размеров, измельчаем и пассеруем в ложке сливочного масла и с небольшим количеством воды в течении 10 минут на слабом огне. Одновременно половину стакана сливок, ложку сливочного масла, 2 столовые ложки муки перемешивают и кипятят всё около 5 минут, постоянно помешивая. В этот соус добавить 2 желтка, предварительно хорошо взбив, перемешивают и дают остыть. Потом немного посолить и поперчить полученную смесь, вводит взбитый белок, заливают в форму и запекают около получаса.

Варенье из лука

Однако такое варенье подают лишь к блюдам из птицы и овощным гарнирам. 7 или 8 луковиц режут полукольцами, обжаривают слегка. Добавляют 2,5 стакана сахара (использовать лучше всего коричневый). Довести массу до кипения и в течении 45 минут помешивать на слабом огне. В конце добавить 1/4 стакана белого винного уксуса за 15 минут до истечения времени.

Стоит отметить, что лук всё же более полезен в сыром виде, чем после обработки. Но если разнообразить способы приготовления, то первое место по сохранению пользы, вкуса и аромата остается за запеканием.

Рауза Хайруллина
Проект «Что мы знаем о луке?»

Окружной конкурс детских проектов для дошкольников

«Мои первые открытия»

Проект

«Что мы знаем о луке

Номинация : «Я - исследователь»

Выполнили :

Воспитанники СП

«Детский сад «Солнышко»

ГБОУ СОШ с. Новое Мансуркино

Ачилова Гельназ

Садреев Линар

Рахимова Альбина

Воспитатели :

Хайруллина Р. Г.

Нурутдинова Л. М.

Введение

Во время игры мы заметили, что детей в группе мало. На вопрос, почему нет детей, воспитатели ответили : «Болеют» . И тут же мы вспомнили, как родители, повара, наши бабушки постоянно нам говорили : «Употребляйте лук в пищу, чем чаще вы его будете есть, тем меньше будете болеть». Но мы не любим лук : он горький и невкусный, но в тоже время не хотим болеть. Как заставить себя полюбить лук….

Что такое «лук» мы знаем , так как живем в селе и хорошо представляем, как выращивают овощи. Мы видим, как родители сажают лук, осенью убирают, используют в различных целях, но ни разу не задумывались, как растет лук, откуда он берется, какие условия необходимы для его роста? И чем он полезен? Воспитатели предложили нам разрешить проблему на примере выращивания лука, так как это даст нам возможность узнать о луке все , полюбить его, употреблять в пищу и меньше болеть.

Нас заинтересовала эта проблема, она показалась нам интересной, и мы решили заняться исследовательской деятельностью.

Так возникла тема нашего исследования – «Что мы знаем о луке

Проблема :

Мы мало знаем о луке и о его пользе .

Обоснование актуальности темы :

Лук-это овощ, который помогает нашему здоровью.

Нами выдвинута гипотеза

1. Для роста лука необходимо свет, тепло и вода.

2. Лук-это полезный овощ для здоровья.

В связи с выдвинутой гипотезой определилась цель исследования :

Изучить влияние среды на прорастание и развитие лука из семян.

Показать значимость лука в жизни человека всем ребятам нашей группы.

Задачи исследования :

1. Изучить информационный материал о выращивании лука из семян, о пользе лука

2. Провести несколько опытов с семенами лука

3. Провести наблюдение за исследуемым растением

4. Провести наблюдения за тем, как лук влияет на наше здоровье.

Методы исследования

1. Поиски и анализ литературы по проблеме.

2. Беседа со взрослыми и работа в интернете.

3. Просмотр телепередач

4. Наблюдение

5. Сравнение

6. Обобщение полученных данных.

Объект исследования : лук-чернушка.

Предмет исследования : особенности проращивания лука, влияние лука на здоровье

Исследовательская работа разделяется на две части : теоретическую и практическую. В теоретической части мы вместе с родителями, воспитателями находили в интернете необходимую информацию и обрабатывали ее.

В практической части использовали опытно-экспериментальные методы исследования, по результатам которых нами были сделаны соответствующие выводы

I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1 Всестороннее значение лука.

1.2 Лук как овощная культура.

Лук - растение поистине удивительное. Без него практически не обходится ни одна хозяйка. Лук входит в рецептуру многих блюд, его добавляют и в салаты, и в первые блюда, и во вторые. В ход идут и зеленые перышки, и сами луковицы. Мы настолько привыкли к луку, что порой забываем о том, что в любое время года у нас под руками дешевое средство борьбы со многими болезнями.

1.3 Лук в народной медицине

Ни одно растение не используется в народной медицине так широко, как лук.

1. Свежим луковым соком, разведенным водой, лечат воспаление полости рта.

2. Тертый лук, смешанный с медом, помогает избавиться от кашля

3. Кашица из лука является одним из средств против выпадения волос.

4. Свежим соком выводят бородавки, угри

5. Разрезанные луковицы, приложенные к вискам, помогают от головной боли.

II. Практическая часть

2.1 Методики исследований :

Нами были проведены серии опытов.

Для наблюдения мы использовали семена растения лука репчатого Штуттгартер Ризен

(Приложение №1-№8 .Календарь наблюдений, стр. 12)

Цель опыта – выяснить, как состояние семени влияет на прорастание семян

2.2. Влияние состояния семени на прорастание.

Оборудование : семена лука, влажная марля, два контейнера с почвой и поддонами.

1. Часть семян лука положили на несколько дней в намоченную водой марлю.

2. Посеяли сухие и проращенные семена лука в два контейнера с почвой.

3. Поставили контейнеры с высеянными семенами в теплое место.

4. Поливали растения в обоих контейнерах одинаковым количеством воды.

5. Сравнили, через какое время растения дадут всходы.

2.3. Результаты исследований :

6. Состояние семени Дата

посева Дата

всхода Что наблюдаем

Сухое 08.10. Через

неделю Растут хорошо

Проращенное 08.10 На второй

день Растут хорошо

сухие семена проращенные семена

По наблюдениям мы сделали вывод :

замоченные в воде и проращенные семена дают всходы быстрее, чем сухие семена.

2.4 Влияние температуры почвы на скорость прорастания семян.

Цель опыта – выяснить, как влияет температура почвы на прорастание семян.

Оборудование : семена лука, 2 контейнера

1. Замочили семена лука.

2. Несколько проращенных семян поместили в тёплую почву, а несколько – в более прохладную.

3. В течение нескольких дней наблюдали за скоростью прорастания семян.

2.5 Результаты исследований

Температура почвы Дата посева Дата всхода Что наблюдаем

теплая 08.10. Через неделю Всходы появились на седьмой день. При дальнейшем наблюдении - развитие нормальное, листья зеленые. Растение развивается хорошо

холодная 08.10 На 10 день Всходы появились на десятый день.

Растение развивается нормально.

теплая почва холодная почва

Вывод : Температура почвы влияет на скорость прорастания семян. Семена, посеянные в теплую почву, прорастают гораздо быстрее, чем семена, посеянные в более холодную почву.

Цель опыта – выяснить, как влияет свет на прорастание семян и развитие проростков.

2.6. Влияние света на рост растения.

Оборудование

1. Посеяли семена лука в два контейнера с почвой.

2. Поставили контейнеры с высеянными семенами в теплое место : один – на хорошо освещенное место, другой – в темное место (шкаф) .

3. Поливали растения в обоих контейнерах одинаковым количеством воды.

4. Через 1-3 недели сравнили их.

2.7. Результаты исследований

Где находилось растение Дата посева Дата всхода Что наблюдаем

На подоконнике 08.10. Через неделю Всходы появились на седьмой день. При дальнейшем наблюдении развитие нормальное, листья зеленые

В шкафу 08.10 На второй день Всходы появились на седьмой день. при дальнейшем наблюдении растение бледное, слабое. длинное, листья хилые.

в шкафу на свету

Вывод : свет имеет большое значение для растений, т. к. только на свету растения могут хорошо расти, развиваться и образовывать особое вещество зеленого цвета хлорофилл.

2.8 Влияние воды на рост растения.

Цель опыта – выяснить, как влияет вода на прорастание семян и развитие проростков.

Оборудование : семена лука, два контейнера с почвой и поддонами.

1. В контейнеры с почвой посеяли семена лука.

2. Контейнеры с высеянными в них семенами поставили в теплое светлое место.

3. Первый контейнер поливали, второй не поливали.

4. В течение 1-3 недель наблюдали за развитием и ростом растений.

2.9 Результаты исследований.

Влияние воды на рост растения

Полив Дата посева Дата всхода Что наблюдаем

Умеренный 08.10. Через неделю Всходы появились на седьмой день. При дальнейшем наблюдении- развитие нормальное, листья зеленые. Растение развивается хорошо

Не поливаем 08.10 Семя в почве не проросло

Вывод : вода влияет на рост и развитие растений. При поливе растение развивается быстро. А при не поливе – растения не развиваются вообще.

не поливали поливали

3.1 Опытно-исследовательская деятельность

3.2 Лечение луком : народные рецепты (Приложение №10, стр. 12)

Сентябрь.

Мы вывесили на стенде информацию с народными рецептами использования лука. Попросили родителей воспользоваться ими и потом рассказать о результатах. Вот что получилось.

Эксперимент №1

Мама Алмаза :

«Алмаз заболел гриппом, я разрезала луковицу пополам, приложила к его носовым ходам и попросила глубоко вдыхать в течение 2- 3 минут. Процедуру проводила 3-4 раза в день. Болезнь прошла быстрее».

Эксперимент №2

Ильнар :

«Во время занятий по физкультуре я упал, место ушиба болело. Дома мама мне натерла на терке 1 головку лука, ровным слоем выложила его на марлю, приложила к месту ушиба и держала 25-30 минут. Боль стихла. На следующий день как обычно я пошел в садик».

Эксперимент №3

«Многие в группе плохо кушают у них явное отсутствие аппетита, мы предложили поварам на обед нам подавать салаты из лука (родители приготовили рецепты приготовления салатов из лука и отдали поварам. (Приложение № 9, стр 13)

Вначале мы не хотели есть лук, но каждый раз понемногу мы пробовали и, наконец – то, полюбили. Появился аппетит, мы стали есть лучше.

Эксперимент №4

Мама Даши :

«Когда моя дочь простыла и стала сильно кашлять, я стала использовать свежий сок лука пополам с медом. Даша принимала по 1 ст. ложке 3-4 раза в день. Помогло. Кашель стал уменьшаться.

Эксперимент №5

Мама Линара :

«У моего сына сильно болел зуб. Я взяла луковицу, разрезала пополам и разрезанной стороной приложила на левую руку на локтевой сгиб, так как зуб болел слева. Луковицу закрепила бинтом на руке. Через 10-15 мин боль прошла, луковицу убрала».

Выводы :

Действительно, лук обладает целебными и лекарственными свойствами. Это доказывают наши наблюдения во время исследований.

Этот овощ поддерживает бодрость духа и веселое настроение. За три месяца употребления лука, мы все изменились. Стали жизнерадостными, общительными, а главное, стали реже болеть. Наш совет всем : «Чаще употребляйте лук!»

Заключение

Мы довольны своей работой. Наблюдая за развитием и ростом овощной культуры – лук, работая с литературой, мы пришли к следующим выводам :

1. Растению для роста требуется свет, тепло, полив, хороший уход.

2. В домашних условиях можно самим вырастить практически любое растение, создав для него благоприятные условия.

3. Лук - дешевое и эффективное средство борьбы со многими болезнями

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась.

Заканчивая наш проект , мы хотим сказать :

Так давайте, друзья, наше здоровье беречь.

На проекте сегодня об этом шла речь.

Будем лук мы любить

И здоровьем своим сможем всех удивить!