Габриэль Тард

Тард (Tarde) Габриель (1843-1904) - французский социолог и криминалист. Биография. В 1893-1996 гг. возглавлял отдел в Министерстве юстиции. С 1900 г. - профессор новой философии в Коллеж де Франс. Исследования. Общественные отношения сводил к отношениям между индивидами. Основными процессами социального развития считал изобретение и подражание (Законы подражания. СПб., 1892). При этом подражание реализуется в форме обычаев и моды, при усвоении которых происходит социализация индивида. В результате подражания возникают групповые и общественные ценности и нормы. Анализируя эффект толпы, констатировал, что индивид в толпе имеет такие свойства, как чрезмерная возбужденность, потеря сознательного контроля и индивидуальности. Предложил классификацию конфликтов, в которой -наряду с конфликтами ряда (в аспекте эволюции) и степени (повышение или понижение) - был выделен конфликт смыслов как противоречие сил, борющихся за жизнь, власть, влияние, в частности в виде спора, конкуренции, открытой борьбы (Социальные законы. СПб., 1906).

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 571.

Сочинения: Социальная логика. СПб., 1901 (СПб., 2000); Общественное мнение и толпа. М., 1902; Социальные этюды. СПб., 1902; Личность и толпа. СПб., 1903; Теория психических воздействий. СПб., 1905; Отрывки из истории будущего. М., 1906; Психология и социология // Новые идеи в социологии. СПб., 1914. Сб. № 2.

Литература: Баженов Н. Н. Габриель Тард, личность, идеи и творчество // Вопросы философии и психологии. 1905. Кн. 78; Ярошевский М. Г. История психологии: От античности до середины XX века. М.: Академия, 1996.

Тард (Tarde) Габриель (12.3.1843, Сарла,- 13.5. 1904, Париж), французский социолог и криминолог, один из основателей психологического направления в западной социологии. По Тарду, общественное развитие сводится к интериндивидуальным процессам, а социология по существу тождественна «интерпсихологии». Соответственно и прогресс социологии он видел в её дальнейшей психологизации (см.: «Новые идеи в социологии», № 2, СПБ, 1914, с. 69-78 ).

Основными социальными процессами Тард считал «изобретение» (понимавшееся им очень широко: от технических усовершенствований до новых общественно-политических идей и нравственных ценностей) и подражание, к которым впоследствии добавил «оппозицию» (социальный конфликт). Изобретения - единственный источник социального прогресса - возникают как творения отдельных личностей и внедряются в тех случаях, когда они в основном согласуются с остальными особенностями данного общества и культуры. Поэтому из множества изобретений лишь некоторые принимаются и распространяются. Основное социальное значение имеет подражание (существующее в форме обычаев и моды), благодаря которому возникают групповые и общественные ценности и нормы, а индивиды, усваивая их, социализируются, т. е. получают возможность приспособиться к условиям общественной жизни. Наиболее характерно, по Тарду, подражание «низших» социальных слоев «высшим». Социальный конфликт («оппозиция») - результат взаимодействия сторонников противоположных изобретений.

Особое значение Тард придавал воздействию таких средств коммуникации, как телефон, телеграф, массовый выпуск книг и особенно газет. Последние являются важным фактором социального контроля. Различая психологию индивида и психологию толпы, где человеческая индивидуальность подавляется (человек становится чрезмерно возбудим, теряет интеллектуальность, подчиняется поведению толпы), Тард выделяет как бы промежуточное звено - публику, которая формируется именно с помощью средств массовой коммуникации и, не будучи, как толпа, физически объединена, обладает общим самосознанием.

Ряд мыслей, высказанных Тардом, имел позитивное значение для развития социальной психологии, однако социологические основания его концепции несостоятельны, так как базируются на философском идеализме и психологическом редукционизме. Влияние Тарда сказалось в большей степени на амер. социологии и социальной психологии (Э. Росс, Ч. Эллвуд, Д. Болдуин , Ч. Кули), чем на французской. Его концепции повлияли на теории «массового общества», исследования массовых коммуникаций и распространения инноваций.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв , П. Н. Федосеев , С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Тард Габриэль (1843–1904). Основоположник французской социальной психологии, психологического направления в социологии. Внес значительный вклад в развитие науки о межличностных отношениях и их механизмах. Исследовал проблемы общественного мнения, психологии толпы, механизмы психологического заряжения и внушения; способствовал включению в арсенал социологии эмпирических методов исследования, анализа исторических документов и статистических данных.

Объектом социологии Тарда является общество и общественные отношения между индивидами. Исходя из этого, он поставил своей целью создать науку – социальную (коллективную) психологию, которая изучала бы взаимодействие индивидульных сознаний и, таким образом, стала бы фундаментом социологии. Предметом социологии Тард считал изучение законов подражания в социальных взаимодействиях, которые происходят по законам подражания, что является условием развития общества.

Общество – это подражание, а подражание – своего рода гипнотизм. Общественное развитие он связывал с тем, что выдающиеся люди изобретают новое, а массы закрепляют это новое методом подражания. Социальные конфликты объяснял подражанием. Это тождественно противоречиям в сознании индивида, “когда он колеблется, принять ему или отвергнуть представляющийся ему новый образец, новый обычай, новую идею или художественную школу, новый поступок”. Общественную жизнь и социальные процессы Тард объяснял действием психических механизмов, главным из которых был закон подражания одних народов другим в сфере технологий.

Стремясь освободить социологию от биологизма и органицизма, Тард сравнивал общество с мозгом, клеткой которого является сознание отдельного человека. При описании социальных взаимодействий ввел и использовал понятие “междумозговая психология” – психология, изучающая происхождение сознательных отношений между несколькими, прежде всего двумя индивидами. От индивидуальной психологии социальная психология отличается тем, что занимается исключительно отношениями нашего “Я” к другому “Я”, их взаимным влиянием. В этом действии одного духа на другой и следует видеть элементарный факт, из которого вытекает вся социальная жизнь.

Тард использовал понятие “толпа” и толковал его следующим образом: толпа – это множество лиц, которые собрались в определенном месте в одно и то же время и объединены чувством, верой и действием. Всякая толпа иррациональна и легко поддается внушению. В качестве общих черт он назвал веру, страсть, цель, “коллективное самолюбие”, эгоизм и одностороннюю иррациональную подражательность объединяющих ее участников. Тард утверждал, что формирование толпы происходит в результате двоякого действия механизма подражания.

Толпа повторяет одни и те же движения, одни и те же крики, она мелочно самолюбива. Критиковать ее нельзя и обращаться к ее разуму бесполезно. Любая толпа независимо от профессиональных статусов теряет способность владеть собой, поскольку она не мыслит, а чувствует. И в этом отношении кочегар и профессор ничем не отличаются – оба чувствуют одинаково. Подражая друг другу, индивиды в толпе превращаются в автоматы, лишенные своей индивидуальности. Публика – социальное объединение, духовно целая группа людей, “рассеянных” в пространстве, для которых характерно наличие заметного духовного или идейного внушения, “заражения без прикосновения”, общность мнений, определенный интеллектуализм и общее самосознание.

В отличие от толпы публика, по Тарду, представляет собой “чисто духовную общность”, основанную на интеллекте. Если в толпе личность нивелируется, утрачивает свою индивидуальность и интеллектуальность, то в публике она получает возможность самовыражения. Идеи, высказанные Тардом, во многом предвосхитили развитие социологической теории массовых коммуникаций, а также психологии общения. Он сыграл значительную роль в исследовании средств массовых коммуникаций и способствовал становлению и изучению социальной психологии.

Критики Тарда отмечали, что он поставил исследование законов подражания на ложную основу. По мнению Г.В. Плеханова , он свел многообразие социальных отношений лишь к одной из их разновидностей – отношению типа “учитель-ученик”. Эта элементарная схема и типология подражания и поныне используется современными социологами, сводящими общественные отношения к трем типам подражания: взаимное подражание, подражание обычаям и образцам, обдуманное подражание. Некорректная трактовка подражания и преувеличение ее роли в общественной жизни в значительной мере снизили ценность ряда социологических концепций Тарда.

А. Акмалова, В. М. Капицын, А. В. Миронов, В. К. Мокшин. Словарь-справочник по социологии. Учебное издание. 2011.

Далее читайте:

Исторические лица Франции (биографический справочник).

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения в русском переводе:

Законы подражания, СПБ, 1892;

Социальная логика, СПБ, 1901;

Обществ, мнение и толпа, М., 1912;

Личность и толпа, СПВ, 1903;

Социальные законы, СПБ, 1902.

Литература:

Плеханов Г. В, Письма без адреса, Избр. филос. произв., т. 5, М., 1958, с. 294-95, 302;

История бурж. социологии 19 - нач. 20 вв., М., 1979, гл. 5;

Milet J., G. Tarde et la philosophic de l"hietoire, P., 1970.

ТАРД, ЖАН ГАБРИЕЛЬ (Tarde, Jean-Gabriel) (1843–1904) – французский социолог и криминолог, один из основателей субъективно-психологического направления в западной социологии.

Биография четко делится на две неравные и неравнозначные части. Бо льшую часть своей жизни он, согласно семейной традиции, делал карьеру крупного, но все же провинциального юриста, занимаясь научной деятельностью лишь на досуге. Только последнее десятилетие жизни он смог полностью отдать своему истинному призванию, приобретя репутацию одного из ведущих социологов Франции.

Родился 12 марта 1843 и провел большую часть жизни в небольшом городке Сарла на юге Франции (неподалеку от Бордо). Он был потомственным юристом: его мать принадлежала к семье адвокатов, а отец работал судьей в родном городе мальчика. Первоначальное образование Тард приобрел в местной иезуитской школе, получив при ее окончании в 1860 степень бакалавра искусств. В дальнейшем он планировал продолжить образование на стезе политехнических наук, но из-за проблем со здоровьем был вынужден остановиться на изучении права в родном Сарла. Начав изучать юриспруденцию в своем провинциальном городке, он закончил свое юридическое образование уже в Париже в 1866.

После получения высшего образования возвратился в Сарла и продолжил семейную профессиональную традицию. В 1867 занял должность помощника судьи в родном городе, спустя всего два года стал временным судьей Сарла, а с 1875 до 1894 был постоянным судьей.

Помимо судебной практики успевал заниматься и наукой. С 1880 его работы регулярно публиковались в Философском обзоре ; с 1887 он, параллельно с исполнением должности судьи, работал содиректором Архивов криминальной антропологии. Первые работы Тарда были посвящены криминологии. Видное место среди них занимают монографии Сравнительная преступность (1886) и Философия наказания (1890). Эти труды создали своему автору репутацию серьезного исследователя, известного далеко за пределами его родного городка. Помимо криминологии Тард начал заниматься и социологией. Известно, что свою оригинальную социологическую теорию Тард разработал еще в 1870-е, но долгое время не публиковал.

Только после смерти своей матери в 1894 Г.Тард смог полностью отдаться науке. Он покинул провинциальный Сарла и уехал в Париж, чтобы стать директором секции криминальной статистики Министерства юстиции Франции.

С 1896 началась его преподавательская деятельность, которая развивалась удивительно динамично. Г.Тард работал сразу в двух местах – в Свободной школе политических наук и в Свободном колледже социальных наук. В 1898 вышла из печати его главная книга, Социальные законы . А в 1900, после первой неудачной попытки, недавний провинциал занял пост профессора и стал заведующим кафедрой современной философии в Коллеж де Франс – одном из ведущих университетов Франции. В том же году его избрали членом Академии нравственных и политических наук. Преподавательская деятельность являлась основным его занятием вплоть до смерти.

Деятельность Тарда как социолога пришлась на тот же период времени, что и у Э.Дюркгейма . У этих двух основоположников французской школы социологии было, на первый взгляд, много общего: они оба основывали свои теории на статистических данных, интересовались природой социальных норм, придавали большое внимание сравнению как методу научного исследования. Однако их концепции кардинально противоположны. В теориях Дюркгейма центральная роль всегда отводилась обществу, которое формирует человека. В противоположность этому Тард сконцентрировал свое внимание на изучении взаимодействия людей (индивидуальных сознаний), продуктом которого выступает общество. Сделав основной акцент на изучении индивидов, он активно выступал за создание социальной психологии как науки, которая должна стать фундаментом социологии. Противоположность подходов Дюркгейма и Тарда к решению проблемы о том, что первично – общество или индивид, положила начало современной полемике сторонников трактовки общества как единого организма и их противников, считающих общество суммой самостоятельных индивидов.

По мнению Тарда, основой развития общества выступает социально-коммуникационная деятельность индивидов в форме подражания (имитации). Именно это понятие стало у французского социолога ключевым при описании социальной реальности. По сути, он трактует общество именно как процесс подражания, понимая под ним элементарное копирование и повторение одними людьми поведения других. Процессы копирования и повторения касаются существующих практик, верований, установок и т.д., которые воспроизводятся из поколения в поколение благодаря подражанию. Этот процесс способствует сохранению целостности общества.

Другим важным понятием в объяснении развития общества, по Тарду, является «изобретение» (или «нововведение»). Оно рассматривается Тардом как процесс адаптации к изменяющимся условиям окружающей среды. Все новое, что возникает в обществе (будь то идеи или материальные ценности), он считал результатом творческой деятельности немногочисленных одаренных личностей. Язык, религия, ремесло, государство – все это, по мнению Г.Тарда, продукты творчества индивидов-новаторов. Раз возникнув, новое явление приводит в действие процесс подражания. Это можно сравнить с кругами на воде, возникающими после падения капли: подражание чему-то новому постепенно охватывает все большую и большую массу людей, теряя при этом первоначальную силу. Утверждение всех основных социальных институтов произошло, по Тарду, именно потому, что обыкновенные люди, не способные изобрести что-то новое, стали подражать творцам-новаторам и использовать их изобретения.

Таким образом, деятельность немногих новаторов и изобретенные ими новшества являются, по мнению Г.Тарда, основным двигателем социальной эволюции, способствуя развитию общества. Следует при этом учитывать, что наибольшее распространение получают не любые «изобретения», а те, которые в целом вписываются в уже существующую культуру и не сильно противоречат ее основам.

Борьба друг с другом разных «изобретений», по разному решающих возникшие перед обществом проблемы, приводит к возникновению оппозиции (противодействия инновациям). Ее результатом являются разного рода споры, конфликты и противоборства (вплоть до военных действий). Тем не менее, на смену любой оппозиции обычно приходит адаптация, усвоение «изобретения». На этом цикл социальных процессов завершается, и общество не меняется, пока какой-либо новатор не совершит нового «изобретения».

Особой темой исследований Тарда было сравнительное изучение толпы и публики. Полемизируя с Г.Лебоном , Тард выступал против описания современной ему действительности как «века толпы». С его точки зрения, 19 век – это, скорее, век публики. Противопоставляя эти два понятия, Тард подчеркивал необходимость тесного физического контакта между людьми в случае, когда речь идет о толпе, и достаточность умственных связей для возникновения публики. Такое духовное единство понималось ученым как общность мнений, интеллектуальная общность. Огромную роль в становлении «общества публики», по его мнению, играют средства массовой информации, которые формируют в людях общность мнений вне зависимости от их месторасположения. Рассуждения Тарда об отличиях публики от толпы можно рассматривать как подход к пониманию таких социальных явлений, как гражданское общество , массовая культура.

В сфере внимания Г.Тарда находилась не только общая социологическая теория общественного развития, но и некоторые особые разделы обществоведения – такие как политология (работа Превращение власти ), экономика (Экономическая психология , Реформа политической экономии ), криминология (Сравнительная преступность и Философия наказания ), искусствоведение (Сущность искусства ).

В России конца 19 – начала 20 вв. идеи Тарда пользовались большой популярностью. Многие его книги были переведены на русский язык сразу же после их публикации во Франции. Его взгляды оказали сильное влияние на концепции российской «субъективной школы» (П.Л.Лавров , Н.К.Михайловский , С.Н.Южаков, Н.И.Кареев). Впрочем, даже для них проповедуемый Тардом принцип абсолютного примата индивида над обществом оказался мало приемлемым: «Не потому заняли свое место в истории события, отмеченные именами Лютера и Мюнцера, что гнет феодально-католического строя стал невыносимым, – так с иронией передавал Н.К.Михайловский впечатление от концепции Тарда, – а потому, что распространились идеи Лютера».

Современные ученые признают важность вклада Тарда в развитие социологической науки. Немецкий социолог Ю.Хабермас считает, что именно Тард стал основателем таких популярных в наши дни направлений социологии как теория массовой культуры и анализ общественного мнения. Поскольку, однако, в социологии 20 в. доминирует представление об определяющем влиянии общества на индивида, а не наоборот (как у Тарда), то в наши дни Тард менее популярен, чем его оппонент Дюркгейм.

Труды: Мнение и толпа // Психология толп. М., Институт психологии РАН – Издательство КСП+ (Библиотека социальной психологии), 1999; Законы подражания . СПб, 1892; Социальная логика . СПб., Социально-психологический центр, 1996; Социальные законы . СПб., Типография П.П.Сойкина, 1901; Сравнительная преступность . М., Т-во И.Д. Сытина, 1907.

Наталия Латова

Г. Тарда и Э. Дюркгейма

Многие исследователи обращались в своих произведениях к вопросам массовой психологии, однако, с профессионально-психологической точки зрения, феномен «массы» и, в частности, поведение толпы были изучены лишь в конце XIX века. Это понятно: требовалось время для научного осмысления исторического опыта и гигантских исторических потрясений. Эти исследования были связаны с тремя теперь уже классическими именами Г. Тарда, Ш. Сигеле и Г. Лебона Лебон Г. Психология народов и масс. СПб. 1995..

Г. Тард изучал толпу как «нечто одушевленное (звериное)» и приписывал ей такие особенные черты, как «чрезмерная нетерпимость, ...ощущение своего всемогущества и взаимовозбудимость» людей, находящихся в толпе. Он различал два основных встречающихся в политике типа толпы: а) толпа «внимательная и ожидающая», и б) толпа «действующая и выражающая определенные требования» . Несколько преувеличивая, в соответствии с популярными тогда психологическими теориями, роль «массовых инстинктов», Г. Тард как бы демонизировал толпу и, прежде всего, через эти ее «зверино-демонические» свойства, определяющие массовое поведение, пытался понять роль психологии в политике вообще. Говоря современным языком, это была откровенно редукционистская позиция сведения сложного к слишком простому. Вот почему имя Г. Тарда хотя и упоминается обычно среди «отцов-основателей» политической психологии, но конкретные рефераты его работ и изложения его взглядов и позиций становятся с течением времени все короче.

Примерно та же судьба ждала в науке и Ш. Сигеле. Это парадоксально, но его имя известно практически всем социальным и политическим психологам, однако, конкретные его работы, фактически, неизвестны никому. Он же, между прочим, отличался крайне любопытными взглядами. Так, среди прочего, Ш. Сигеле считал, что «интеллектуальная вульгарность и нравственная посредственность массы могут трансформироваться в мысли и чувства» . Он утверждал, что в толпе все политико-психологические процессы подчинены в первую очередь «влиянию количества людей, которое будоражит страсти и заставляет индивида подражать своему соседу» . Он знали совершенно конкретные вещи -- что, например, если «оратор попытается успокоить толпу, результат будет противоположным -- те, кто удалены, не услышат слов, они увидят только жесты, а крик, жест, действие не могут быть интерпретированы правильно» . Следовательно, рационально и целенаправленно контролировать поведение толпы невозможно, делал вывод III. Сигеле. В политике, заключал он, «с ней приходится просто мириться».

Обратим внимание на то, как много открытий в поведении толпы было сделано Г. Тардом и Ш. Сигеле. А ведь они сделали и описали их раньше, чем о них написал значительно более известный и популярный ныне Г. Лебон. Однако таков почти неумолимый закон истории науки: Г. Лебон опирался на находки Г. Тарда и Ш. Сигеле так же, как позднее на него самого оперся 3. Фрейд: отреферировал, кое-где процитировал, и использовал как фундамент для основания собственной пирамиды анализа психологии масс и человеческого «я» в политике.

Деятельность Тарда как социолога пришлась на тот же период времени, что и у Э. Дюркгейма. У этих двух основоположников французской школы социологии было, на первый взгляд, много общего: они оба основывали свои теории на статистических данных, интересовались природой социальных норм, придавали большое внимание сравнению как методу научного исследования. Однако их концепции кардинально противоположны. В теориях Дюркгейма центральная роль всегда отводилась обществу, которое формирует человека. В противоположность этому Тард сконцентрировал свое внимание на изучении взаимодействия людей (индивидуальных сознаний), продуктом которого выступает общество. Сделав основной акцент на изучении индивидов, он активно выступал за создание социальной психологии как науки, которая должна стать фундаментом социологии. Противоположность подходов Дюркгейма и Тарда к решению проблемы о том, что первично - общество или индивид, положила начало современной полемике сторонников трактовки общества как единого организма и их противников, считающих общество суммой самостоятельных индивидов.

По мнению Тарда, основой развития общества выступает социально-коммуникационная деятельность индивидов в форме подражания (имитации). Именно это понятие стало у французского социолога ключевым при описании социальной реальности. По сути, он трактует общество именно как процесс подражания, понимая под ним элементарное копирование и повторение одними людьми поведения других. Процессы копирования и повторения касаются существующих практик, верований, установок и т.д., которые воспроизводятся из поколения в поколение благодаря подражанию. Этот процесс способствует сохранению целостности общества.

Другим важным понятием в объяснении развития общества, по Тарду, является «изобретение» (или «нововведение»). Оно рассматривается Тардом как процесс адаптации к изменяющимся условиям окружающей среды. Все новое, что возникает в обществе (будь то идеи или материальные ценности), он считал результатом творческой деятельности немногочисленных одаренных личностей. Язык, религия, ремесло, государство - все это, по мнению Г. Тарда, продукты творчества индивидов-новаторов. Раз возникнув, новое явление приводит в действие процесс подражания. Это можно сравнить с кругами на воде, возникающими после падения капли: подражание чему-то новому постепенно охватывает все большую и большую массу людей, теряя при этом первоначальную силу. Утверждение всех основных социальных институтов произошло, по Тарду, именно потому, что обыкновенные люди, не способные изобрести что-то новое, стали подражать творцам-новаторам и использовать их изобретения.

Таким образом, деятельность немногих новаторов и изобретенные ими новшества являются, по мнению Г. Тарда, основным двигателем социальной эволюции, способствуя развитию общества. Следует при этом учитывать, что наибольшее распространение получают не любые «изобретения», а те, которые в целом вписываются в уже существующую культуру и не сильно противоречат ее основам.

Борьба друг с другом разных «изобретений», по разному решающих возникшие перед обществом проблемы, приводит к возникновению оппозиции (противодействия инновациям). Ее результатом являются разного рода споры, конфликты и противоборства (вплоть до военных действий). Тем не менее, на смену любой оппозиции обычно приходит адаптация, усвоение «изобретения». На этом цикл социальных процессов завершается, и общество не меняется, пока какой-либо новатор не совершит нового «изобретения».

Особой темой исследований Тарда было сравнительное изучение толпы и публики. Полемизируя с Г. Лебоном, Тард выступал против описания современной ему действительности как «века толпы». С его точки зрения, 19 век - это, скорее, век публики. Противопоставляя эти два понятия, Тард подчеркивал необходимость тесного физического контакта между людьми в случае, когда речь идет о толпе, и достаточность умственных связей для возникновения публики. Такое духовное единство понималось ученым как общность мнений, интеллектуальная общность. Огромную роль в становлении «общества публики», по его мнению, играют средства массовой информации, которые формируют в людях общность мнений вне зависимости от их месторасположения. Рассуждения Тарда об отличиях публики от толпы можно рассматривать как подход к пониманию таких социальных явлений, как гражданское общество, массовая культура.

В сфере внимания Г. Тарда находилась не только общая социологическая теория общественного развития, но и некоторые особые разделы обществоведения - такие как политология (работа Превращение власти), экономика (Экономическая психология, Реформа политической экономии), криминология (Сравнительная преступность и Философия наказания), искусствоведение (Сущность искусства).

В России конца 19 - начала 20 вв. идеи Тарда пользовались большой популярностью. Многие его книги были переведены на русский язык сразу же после их публикации во Франции. Его взгляды оказали сильное влияние на концепции российской «субъективной школы» (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, С.Н. Южаков, Н.И. Кареев) История теоретической социологии в 4-х томах / Под ред. Ю.Н. Давыдова. М., 1997.. Впрочем, даже для них проповедуемый Тардом принцип абсолютного примата индивида над обществом оказался мало приемлемым: «Не потому заняли свое место в истории события, отмеченные именами Лютера и Мюнцера, что гнет феодально-католического строя стал невыносимым, - так с иронией передавал Н.К. Михайловский впечатление от концепции Тарда, - а потому, что распространились идеи Лютера» Цит. по: Масловский М.В. Политическая социология бюрократии. М., 1997. .

Современные ученые признают важность вклада Тарда в развитие социологической науки. Немецкий социолог Ю. Хабермас считает, что именно Тард стал основателем таких популярных в наши дни направлений социологии как теория массовой культуры и анализ общественного мнения. Поскольку, однако, в социологии 20 в. доминирует представление об определяющем влиянии общества на индивида, а не наоборот (как у Тарда), то в наши дни Тард менее популярен, чем его оппонент Дюркгейм.

тард социальный теория толпа

род. 12 марта 1843, Сарла - ум. 13 мая 1904, Париж) франц. криминалист и социолог, профессор Коллеж де Франс с 1900. Считал, что осн. функцией социальной жизни является инициатива (нововведение) и подражание (мода и традиция). Психологизируя общественные отношения, считал осн. социальными процессами конфликты, приспособление и подражание, с помощью которых индивид осваивает нормы, ценности и нововведения. Осн. произв.: "Les lois de limitation", 1890 (рус. пер. "Законы подражания", 1892); "La logique sociale", 1894 (рус. пер. "Социальная логика", 1901); "Les lois sociales", 1898.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ТАРД Габриель

12.3.1843, Сарла - 13.5. 1904, Париж), франц. социолог и криминолог, один из основателей психологич. направления в зап. социологии. По Т., обществ. развитие сводится к интериндивидуальным процессам, а социология по существу тождественна «интерпсихологии». Соответственно и прогресс социологии он видел в ее дальнейшей психологизации (см.: «Новые идеи в социологии», № 2, СПБ, 1914, с. 69-78).

Осн. социальными процессами Т. считал «изобретение» (понимавшееся им очень широко: от технич. усовершенствований до новых обществ.-политич. идей и нравств. ценностей) и подражание, к к-рым впоследствии добавил «оппозицию» (социальный конфликт). Изобретения - единств. источник социального прогресса - возникают как творения отд. личностей и внедряются в тех случаях, когда они в основном согласуются с остальными особенностями данного общества и культуры. Поэтому из множества изобретений лишь нек-рые принимаются и распространяются. Осн. социальное значение имеет подражание (существующее в форме обычаев и моды), благодаря к-рому возникают групповые и обществ. ценности и нормы, а индивиды, усваивая их, социализируются, т. е. получают возможность приспособиться к условиям обществ. жизни. Наиболее характерно, по Т., подражание «низших» социальных слоев «высшим». Социальный конфликт («оппозиция») - результат взаимодействия сторонников противоположных изобретений.

Особое значение Т. придавал воздействию таких средств коммуникации, как телефон, телеграф, массовый выпуск книг и особенно газет. Последние являются важным фактором социального контроля. Различая психологию индивида и психологию толпы, где человеч. индивидуальность подавляется (человек становится чрезмерно возбудим, теряет интеллектуальность, подчиняется поведению толпы), Т. выделяет как бы промежуточное звено - публику, к-рая формируется именно с помощью средств массовой коммуникации и, не будучи, как толпа, физически объединена, обладает общим самосознанием.

Ряд мыслей, высказанных Т., имел позитивное значение для развития социальной психологии, однако социологич. основания его концепции несостоятельны, т. к. базируются на филос. идеализме и психологич. редукционизме. Влияние Т. сказалось в большей степени на амер. социологии и социальной психологии (Э. Росс, Ч. Эллвуд, Д. Болдуин, Ч. Кули), чем на французской. Его концепции повлияли на теории «массового общества», исследования массовых коммуникаций и распространения инноваций.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ТАРД, ЖАН ГАБРИЕЛЬ (Tarde, Jean-Gabriel) (1843–1904) – выдающийся французский социолог, психолог и юрист, один из основателей субъективно-психологического направления в западной социологии.

Г.Тард родился в небольшом французском городке Сарле, где после получения юридического образования в течение 18 лет работал следователем. Пытливый ум ставил перед ним много проблем, главной из которых была загадка преступности. Тард пытался понять, что привело к преступлению тех лиц, в отношении которых он проводил расследования. Научный интерес провинциального следователя обусловил направление его служебной карьеры - в 1893 г. он занимает довольно значительный пост ответственного директора статистического бюро министерства юстиции Франции. Практическую деятельность Тард сочетал с научными исследованиями и преподавательской практикой. В 1900 г. его избирают профессором в одном из наиболее престижных учебных заведений Франции - Коллеж де Франс.

Г.Тард сформулировал основы междисциплинарного подхода к изучению преступности. «Отныне криминалисту, - пишет он, - нельзя быть только юристом, исключительно заботящимся о священных правах личности... Статистика, антропология, физическая психология - таковы новые научные пути». Такое обновленное изучение преступления Г.Тард называет сравнительной преступностью .

В 1886 г. Тард представил на суд читателей свою книгу - "Сравнительную преступность". Автор проанализировал статистические данные о преступности во Франции за полувековой период. Этот анализ позволил ему установить ряд закономерностей изменения преступности во времени и пространстве. В своей первой книге Тард отдал дань популярной в то время концепции Ломброзо. Отрицая отдельные детали этой теории, он согласен с принципиальными выводами о существовании преступного типа и наличии его специфических антропологических признаков: "Достоверно то, что у злодеев лоб покатый и в складках, бровные своды выдаются вперед, глазные впадины очень велики, как у хищных птиц, выдающиеся челюсти очень сильны, а уши расставлены в виде ручек; очень ясный и частый недостаток черепной и лицевой симметрии". В книге "Сравнительная преступность" приведены весьма интересные факты криминальной экстрасенсорики: Тард описывает преступления, совершенные под влиянием гипнотического воздействия, и пытается разработать подходы к решению вопроса об ответственности таких лиц.

В 1890 г. в Париже в серии "Библиотека криминологии" вышла в свет очередная книга Тарда - "Философия наказания". Эта объемная монография является основным криминологическим трудом французского ученого. В данной книге автор предпринял попытку разработать философско-психологические основы привлечения к ответственности. В ней ученый основательно проанализировал фундаментальные концепции позитивистской школы, теорию способностей и теорию врожденных недостатков. Отдельные главы он посвятил углубленному исследованию таких важнейших элементов криминальной и пенитенциарной систем, как преступник, преступление, правосудие, наказание. В этой же книге Тард развил идеи о профессиональном типе преступника.

Идею о профессиональном типе преступника Тард высказывал и раньше. "Всякая крупная социальная или антисоциальная профессия притягивает к себе всех тех, кто обладает к ней известным предрасположением, если только выбор занятия свободен; если существует разделение на касты, то наблюдается накопление известных свойств путем наследственной передачи; так благородные рождаются храбрыми, евреи - банкирами и пр."

В понятии преступления Тард особо подчеркивал два психо-социологических критерия - беспокойство и негодование. Все преступления можно по этому критерию классифицировать на три группы:

Вызывающие больше беспокойства, чем негодования;

Вызывающие больше негодования, чем беспокойства;

Вызывающие столько же беспокойства, сколько негодования.

Тард отмечал, что физические факторы не должны составлять отдельной группы, так как они действуют на преступность, превращаясь либо в антропологические, либо в социальные факторы. Климат или время года сами по себе не могут увеличить или уменьшить размеры преступности. Их действие ограничивается вступлением в число очень сложных причин, изменяющих органические или социальные условия, содействие которых необходимо для возникновения деликта.

По мнению Тарда, антропологические и физические факторы оказывают лишь импульсивное влияние и толкают к неопределенным формам деятельности, между тем как социальные факторы направляют эту деятельность. Тард сравнивал преступность с тенью, отбрасываемой обществом.

Он считал, что всякому поведению, включая и преступное, обучаются. В отличие от биологического подхода Ломброзо к объяснению преступности Тард предлагал понятия «подражание» и «обучение». Преступников он называл своего рода «социальным экскрементом». Он полагал, что юридические диспозиции должны строиться скорее на психологической основе, чем на посылке о равных наказаниях за одинаковые преступления, которую он считал несправедливой и упрощенческой. Функция суда, по его мнению, должна сводиться к установлению виновности или невиновности обвиняемого, а степень его ответственности должна определять специальная врачебная комиссия.

Задачи и цели наказания, по Тарду, эволюционируют. Первоначальная цель наказания - очищение общества: грех должен быть смыть. Затем выдвигается момент устрашения. Современные карательные меры должны иметь целью исправление. Наряду с полной вменяемостью и полной безответственностью, Тард допускает вменяемость частичную или ослабленную.

Возражая против учения Гарофало о так называемых естественных преступниках, Тард утверждает, что во многих случаях в человеке исчезают чувства альтруистические и до крайности развивается эгоизм не до, а после совершения преступления, так что не отсутствие альтруизма порождает преступление, а наоборот. Момент предумышления в его глазах не имеет того значения, которое за ним удерживается классической доктриной. Покушение на преступление должно влечь то же наказание, как и оконченное деяние, ибо преступник подвергается наказанию не за вред; им причиненный, а в виду той опасности, которую создают для общества проявленные им антисоциальные свойства. Учение о соучастии, как об особой форме виновности, обусловливающее особый порядок назначения наказания за общее дело, могло, по мнению Тарда, иметь место лишь тогда, когда судили не живых людей, а отвлеченное дело; теперь вина каждого из соучастников должна быть исследуема самостоятельно и каждый должен быть наказываем только за то, что он сам сделал. В области процесса Т. выступает, вслед за итальянскими позитивистами, энергичным противником суда присяжных, за его слабость и безграничную снисходительность, Функции суда, по его учению, должны быть переданы специалистам, изучавшим физиологию, психологию и социологию и знакомым с арестантами, с их жизнью и бытом.

Тард на основе анализа современного ему общества (а это актуально и сегодня) пришел к выводу, что всякий коммерсант, обманывающий своих клиентов, - вор, что всякий кондитер, подмешивающий вино, - отравитель и что вообще всякий фальсификатор - подделыватель. У преступников есть много и других соучастников даже в высших классах общества; сколько взяток, сколько грязных сделок, фиктивных торгов не обходится без участия людей богатых и признаваемых честными, извлекающих отсюда выгоды. "Если бы дерево преступности со всеми своими корнями и корешками могло бы быть когда-нибудь вырвано из нашего общества, оно оставило бы в нем, зияющую бездну". Преступление, пишет он, - явление социальное, как и всякое другое, но в то же время и антисоциальное, "как рак, участвующий в жизни организма, но содействующий его умерщвлению.

После выхода указанных криминологических трудов научные интересы Тарда несколько переориентировались. Он практически отходит от криминологии и занимается разработкой логико-психологического направления в социологии. Тард достаточно основательно разработал концепцию общественного сознания (социального ума в его терминологии). Эти исследования Тарда, несмотря на их отдаленность от практики - он не вырабатывал никаких конкретных рекомендаций по борьбе с социальным злом, - оказали существенное влияние на развитие учения о преступности. В значительной мере они способствовали развитию психологического и социологического направлений в криминологии.

В области социологии Тард развивал теорию подражания. Абсолютизируя феномен подражания, он отмечал: что бы ни делал человек - это продукты подражания (добровольного или обязательного, сознательного или бессознательного, разумного или бессмысленного, симпатизирующего или ненавидящего, удивляющегося или завидующего).

К числу наиболее удачных криминологических приложений теории подражания можно отнести психологические исследования межличностного взаимодействия в групповой преступности: от простых форм соучастия до мафии и преступлений толпы.

Тард достаточно основательно разрабатывает теорию социального влияния. Развивая идеи влияния среды на преступность, он пришел к выводу о необходимости более углубленного анализа этого процесса.Развивая статистические идеи Кетле, Тард значительно подкорректировал его выводы. Он установил, что преступность не так уж постоянна, как предполагал бельгийский ученый. Она постоянно растет. Цивилизация уничтожает одни виды преступности, ею же созданные, и создает на их место новые. Тард убедительно доказал, что даже в изменчивом явлении тоже можно выявлять закономерности. Эти выводы имели большое значение для развития теории прогнозирования преступности.

Ряд теоретических положений и выводов Тарда отличаются большой оригинальностью. Он достаточно основательно исследовал связь между преступностью и неизменной спутницей цивилизации - ложью. Этой проблеме в книге "Сравнительная преступность" он посвятил отдельную главу. В монографии "Социальная логика" одна из глав называется "Сердце", здесь автор убедительно проводит мысль о том, что истинная социальная цель: увеличение суммы любви и уменьшение суммы чувства ненависти - постепенный рост социального сердца.

Труды Тарда дали мощный импульс последующим исследованиям. Особенно благодатной почвой для развития его идей оказалась американская социологическая школа криминологии.

Основные работы в области юридической психологии:

La criminalité comparative. (1886, русский перев. Сравнительная преступность. М.,1907)

Les lois de l"imitation. (1890, Законы подражания, русский перев.1892)

La philosophie penale. (1890, русский перев. Философия наказания.)

La foule criminelle. (1892, Преступная толпа, русский перев.1894.)

Logique sociale. (1895, русский перев. Социальная логика. 1897.)

Le criminel et les crimes. (1896, русский перев. Преступник и преступления. М.,1906.)