PAGE 2

Реферат

Идеи становления социализма в Англии в XIX веке


ВВЕДЕНИЕ

Великобритания — первая страна, где сложился рабочий класс. В лице чартистов она явила первую в истории человечества рабочую партию. Британский рабочий класс создал первые профсоюзы и завоевал раньше, чем рабочие других стран, право на объединение и тем самым — оружие для профсоюзов в виде забастовки. Рабочее движение Великобритании отличается рядом специфических особенностей, так как оно развивалось в рамках политической системы, приспосабливавшейся без каких-либо резких изменений к менявшимся внутренним и внешним условиям существования британского капитализма. Английская буржуазия приобрела при этом исключительное умение «управлять народом без насилия». Но и рабочий класс в ходе организованной борьбы научился добиваться социальных реформ.

История британского рабочего движения начинается в XVIII веке. В конце XVIII и начале XIX столетия Англия уже прошла те фазы развития, в которые другие страны вступили намного позднее. Подобно тому как британский капитализм служил образцом для других стран, так и опыт, накопленный английским рабочим классом в процессе развития капитализма, стал предметом изучения социалистов во всем мире».

Параллельно с формированием рабочего класса шли поиски надлежащих форм и методов борьбы. Еще в XVIII веке преимущественно в местном масштабе, т. е, в определенных отраслях промышленности, начали создаваться первые профсоюзы, как правило, в виде обществ взаимопомощи и совместного проведения досуга. Но даже там, где не было подобных обществ, дело часто доходило до забастовок, сопровождавшихся волнениями, поджогами и порчей машин. В те времена, если забастовку не удавалось быстро завершить победой, ее вообще нельзя было выиграть.

Начавшийся в 1874 году и длившийся примерно двадцать лет кризис британской экономики, вошедший в историю под названием «великой депрессии», резко ухудшил социальные и политические условия существования рабочего класса. И так как рабочий класс совершенно не был подготовлен политически, кризис ударил по нему со всей силой. Великая депрессия вызвала вначале среди рабочих отчаяние и растерянность, положив решительный конец иллюзиям, будто профсоюзы или по меньшей мере квалифицированные рабочие завоевали себе надежное место в обществе. С началом кризиса капиталисты немедленно перешли к политике урезания заработной платы, удлинения рабочего дня и массовых увольнений. В 1879 и 1886 годах уровень безработицы превысил 10 процентов. С 1876 по 1877 год реальная заработная плата не менялась, а с 1879 по 1880 год она резко упала. Особенно сильно это коснулось рабочих металлообрабатывающей промышленности и сельского хозяйства. Профессиональные союзы переживали глубокий кризис. Их денежные накопления быстро таяли. Например, одно только Объединенное общество инженерных работников должно было выплатить пособий с 1878 по 1889 год почти на 288000 ф.ст. Тред-юнионы находились в застое, теряли многих своих членов или даже распадались. Между 1872 и 1885 годом прекратили свое существование 320 профсоюзных объединений.

В этот период коренным образом обновилось рабочее движение. «Продолжительная зимняя спячка» английского пролетариата закончилась. «Внуки старых чартистов, —писал Ф. Энгельс, — вступают в боевые шеренги». Это обновление определялось, во-первых, влиянием социалистических организаций, с начала 80-х годов частично становившихся на марксистские позиции, а во-вторых, боевым подъемом профсоюзного движения и в особенности среди неквалифицированных рабочих. Оба этих направления плодотворно воздействовали друг на друга. «В течение немногих лет, — так оценивает это Ю. Кучинюкий, — новые представители рабочих, имевшие перед собой цель создания политически самостоятельного рабочего движения и находившиеся под сильным влиянием социалистических идей, приобрели решающее влияние в рабочем движении и особенно — в профсоюзах».

Проблемой нашего реферата является рассмотрение идеи становления социализма в Англии в конце XIX века и его предпосылок.


1. Начало рабочего движения в Англии

Дж. Коул определяет конец XVIII и первые десятилетия XIX века как начальный период в истории британского рабочего движения, характеризовавшийся преимущественно «бунтом против условий труда в промышленности и против новой капиталистической власти в обществе». «Промышленная революция, вызвав к жизни пролетариат, способствовала зарождению рабочего движения... Нельзя считать, что рабочие организации возникли впервые во время промышленной революции. Задолго до этого проводились забастовки и существовали общества взаимопомощи и прочие организации, состоявшие из работников физического труда. Но почти до конца XVIII столетия эти союзы мало контактировали и не осознавали общности своих интересов. Чувство единства возникло впервые, когда в результате промышленной революции стали одинаково притесняться все рабочие с помощью единообразной системы оплаты труда». Под влиянием американской и французской революций в 90-х годах XVIII века наметились первые самостоятельные политические выступления рабочего класса. Тогда же возникли первые политические организации рабочих и ремесленников, среди которых самой значительной было основанное в 1792 году Лондонское корреспондентское общество, насчитывавшее примерно 3000 членов. Они требовали справедливого представительства в парламенте и права голоса для всех мужчин. Кроме того, в 90-х годах XVIII века образовался целый ряд тайных обществ.

На боевые выступления рабочих в этот период британское государство ответило открытой поддержкой предпринимателей. Главным методом подавления вначале было уголовное преследование за государственную измену и заговор, а затем и любые выступления рабочих стали рассматриваться как криминальные. Зимой 1795 — 1796 гг. было расширено понятие государственной измены, под которую отныне подпадали и высказывания. Одновременно значительно ограничивалось право собраний. В 1797 году был объявлен запрет на все радикально-демократические объединения; в 1799 году принят закон об объединениях, категорически запрещавший также и профсоюзные объединения. Через год этот закон, был заново утвержден и дополнен положениями, предусматривающими более строгие меры.

Несмотря на то что профсоюзное движение с помощью подобных мер не могло быть свернуто, драконовские законы оказались все же «ярмом на шее рабочих, тяготившим и пригибавшим их к земле». Поэтому рабочие стали усиленно создавать подпольные тайные общества; самым влиятельным в это время (начиная с 1811 г.) было поддерживаемое в первую очередь ремесленниками движение луддитов . Оно беспокоило господствующие круги настолько, что в 1825 году они отменили законы об объединениях.

Несколько позднее Великобритания вступила в полосу кризисов, которые не могли не отразиться и на рабочем движении. Очередной циклический экономический кризис сопровождался обострением классовых противоречий. В происходивших столкновениях рабочие осознавали непримиримость интересов труда и капитала. Исход избирательной реформы 1832 года и дискриминационный закон о бедных 1834 года укрепили такого рода сознание. Начался подъем профсоюзного движения. Под влиянием идей и агитации Роберта Оуэна возникли первые крупные общенациональные рабочие союзы (например, созданный в 1831 году Союз рабочего класса) и профсоюзные организации (основанный в 1833 году Великий национальный тред-юнион объединял примерно 1 млн. членов), которые, правда, просуществовали всего лишь несколько лет. Тред-юнионы, по мысли Р. Оуэна, должны были быть преобразованы в «национальные общества, охватывающие все производство». Основанная в 1830 году «Пуэр мэнз гардиан» и другие газеты в популярной форме распространяли среди рабочих социалистические идеи, которые отражали пробудившееся классовое самосознание рабочих.

Различные течения в рабочем движении группировались вокруг требования об избирательной и парламентской реформе в интересах рабочих. «Становилось все яснее, — пишут историки-марксисты Мортон и Тейт, — что настало время новой формы борьбы: все отдельные выступления за парламентскую реформу, 10-часовой рабочий день, профсоюзные права, свободу печати, а также за отмену закона о бедных должны быть направлены в русло крупного общенационального движения с единой программой, на основе которой и могло бы состояться объединение. Из этой потребности и из сознания, что всякая изолированная борьба тотчас ставит рабочих в оппозицию к руководимому их классовыми врагами государству, родился чартизм».

2. Чартистское движение

В 1832 году в Англии была проведена избирательная реформа. Эта реформа не удовлетворила трудящиеся массы Англии, принимавшие активное участие в борьбе за ее проведение. В 1836 - 1838 гг. экономика Англии вновь была потрясена кризисом перепроизводства, который вызвал новое ухудшение положения английских рабочих. Это послужило толчком к возникновению в Англии политического рабочего движения — чартизма.

В движении рабочего класса за отвечающую его интересам парламентскую реформу значительную роль сперва играли существовавший с 1830 года Бирмингемский политический союз и основанная в июне 1836 года Лондонская ассоциация рабочих. В августе 1838 года руководители обеих этих организаций и другие группы договорились в Ньюхолл-Хилле (Бирмингем) о проведении совместной агитации за Народную хартию (программу чартистов).

В 1836 г. Лондонская ассоциация рабочих выдвинула требования:

1) всеобщего избирательного права для мужчин, достигших 21 года и проживших в данном приходе нс менее 6 месяцев;

2) отмены имущественного ценза для кандидатов в депутаты парламента;

3) равного представительства и уравнения избирательных округов;

4) ежегодных выборов в парламент;

5) вознаграждения труда депутатов;

Эти 6 требований были очень популярны среди рабочих, считавших, что, завоевав всеобщее избирательное право, они смогут добиться коренного изменения условий их труда и жизни.

Кроме рабочих, за демократизацию политического строя выступали и буржуазные либералы.

Участники движения решили предъявить парламенту свои требования в виде петиции о народной хартии (чартер), отчего и все движение получило название чартизма.

В 1838 г, чартисты выработали первую национальную петицию о народной хартии, содержавшую 6 требований, выдвинутых Лондонской ассоциацией рабочих, которую подписало 1 млн. 300 тыс. человек. Палата общин отвергла эту петицию, что сопровождалось применением репрессий к участникам движения. Осенью 1939 г. начался временный спад чартистского движения.

В начале 40-х годов наступил новый подъем чартизма, сопровождавшийся усилением революционных настроений среди рабочих. В мае 1842 г. чартисты внесли в парламент вторую петицию о народной хартии с 3 млн. 300 тыс. подписей. Основу этой петиции составляли те же 6 требований, которые были включены и в первую петицию о народной хартии. Английский парламент отверг и эту петицию.

В третий раз чартисты пытались штурмовать парламент в 1848 г. Они решили подать 10 апреля 1848 г. петицию в парламент, подписанную 2 млн. человек, и провести в тот же день в Лондоне массовую народную демонстрацию в ее защиту. Но правительство с помощью войска сорвало проведение демонстрации. В июле 1948 г. парламент в очередной раз отверг петицию о народной хартии, а правительство перешло к массовым репрессиям против чартистов.

До конца 40-х годов борьба за реализацию программы чартистов была главным содержанием массового движения британских рабочих. В 1840 году основана Национальная чартистская ассоциация — первая в мире рабочая партия. До конца 1841 года Национальная чартистская ассоциация объединяла 282 местные организации и имела почти 50000 членов.

Чартисты — и в этом их историческое значение — видели в принятии Народной хартии путь, который должен привести рабочий класс к власти. Избирательная реформа и демократия не являлись для них абстрактными понятиями. Они были убеждены в том, что с помощью всеобщего права голоса трудящиеся смогут добиться власти. «Если у народа есть власть над законом, — говорил еще в 1833 году Дж. О"Брайен, один из духовных руководителей чартизма, — то он может все, что по природе своей не является невозможным; напротив, без этой власти никогда ничего нельзя добиться».

Полицейский террор, недостаточная связь с профсоюзами, отказ от массовых забастовок как средства осуществления своих требований, разочарование из-за отсутствия крупных успехов, начало продолжавшегося в течение трех десятилетий периода «процветания» и некоторые другие факторы обусловили закат чартистского движения, а вместе с ним и окончание этапа подчеркнуто классовых боевых выступлений британских рабочих.

Несмотря на свое поражение, чартизм вынудил английскую буржуазию и лендлордов пойти на политические реформы последующих десятилетий.

3. Развитие рабочего движения в середине XIX века

С поражением чартистского движения рабочее движение в Англии на некоторое время потеряло самостоятельность и было направлено в русло легальной борьбы за чисто экономические требования.

В последующем периоде британские рабочие создали постоянные общенациональные профсоюзные организации и потребительские товарищества, добившиеся легального положения в политической системе. Это было следствием признания существующего общественного порядка и действий по улучшению социальных условий в его рамках. Со своей стороны английская буржуазия в первоначально устойчивых условиях экономического расцвета совершенствовала развившуюся ранее оборонительную тактику жесткого подавления революционного движения рабочего класса (например, аресты многих чартистских руководителей) и одновременно уступок под давлением рабочего движения (например, ограничение применения детского труда в 1844 году и закон 1847 года о десятичасовом рабочем дне), превращая эту тактику в продуманную и в целом весьма успешную стратегию. Гибкость буржуазии и ее готовность к компромиссам стали отличительной особенностью британской политической системы, позволявшей существенно «дисциплинировать» рабочее движение. Борьба британских рабочих «произвела такое впечатление на победившую буржуазию, что с тех пор она очень довольна уж тем, что ценой все новых и новых уступок рабочим покупает продолжение перемирия».

Тактика буржуазии по отношению к рабочему классу по принципу «разделяй и властвуй» особенно ярко проявилась в различном подходе к обученным и необученным рабочим. Квалифицированные рабочие могли рассчитывать на значительное улучшение своего социального положения. Их реальная заработная плата повышалась, а продолжительность рабочего дня (например, у мебельщиков, столяров и машиностроителей) сократилась до девяти часов. Ф. Энгельс имел в виду именно членов профсоюзов квалифицированных рабочих, когда говорил: «Они образуют аристократию в рабочем классе; им удалось добиться сравнительно обеспеченного положения, и это они считают окончательным».

Профсоюзы, возникшие в это время, были скорее союзами материальной поддержки, чем боевыми организациями рабочих. Их деятельность как своего рода обществ по страхованию на случай крайней нужды подтверждена данными из обзора материальной помощи, оказанной Объединенным обществом инженерных работников со дня его основания в 1851 году и до 1889 года. За это время членам общества было выдано 97,2% средств (2987993 ф. ст.) в качестве социальных пособий и лишь 2,8% (87614 ф. ст.) — на поддержку бастующих.

Если переход к примирению с капиталистическим общественным порядком был связан с отказом от самостоятельной классовой политики, то нельзя все же недооценивать улучшений социального и политического характера, достигнутых за это время британскими рабочими. Такие видные профсоюзные деятели, как Р. Эплгарт, были, кроме того, членами созданного в 1864 году К. Марксом и Ф. Энгельсом Международного товарищества рабочих (I Интернационала), хотя и представляли его правое крыло.

Значительную роль британские тред-юнионы играли в начавшейся в середине 60-х годов борьбе за реформу избирательного права в интересах рабочих. В 1865 году по инициативе Лондонского совета профессиональных союзов, фактически игравшего роль головной организации британских профсоюзов, была создана Лига реформы , которая решительно взяла на себя руководство движением против лишения рабочих избирательного права и сильно повлияла на проведение в 1867 году избирательной реформы, предоставившей избирательное право по крайней мере наиболее обеспеченным рабочим и дополненной в 1872 году введением тайного голосования. На первый взгляд это выглядело так, будто вернулись времена чартизма. В атмосфере всеобщего подъема происходили массовые собрания и демонстрации с тысячами участников и т. п. А в некотором отношении наметился даже прогресс: профсоюзы как организации приняли в невиданном до сих пор масштабе участие в политической борьбе. Коренным же отличием событий этих лет от событий времен чартизма было отсутствие самостоятельной классовой позиции. Лига реформы так и не развилась в рабочую партию и вскоре после принятия закона о реформе прекратила свое существование.

Политика профсоюзных руководителей достигла заметных успехов в юридической защите свободы объединения. Закон о тред-юнионах 1871 года и закон о нанимателях и рабочих 1875 года улучшили правовое положение профсоюзов, хотя и господствующие круги получили в свое распоряжение принятые в это же время законы об изменении уголовного права и о сговорах и защите собственности, ограничивавшие право на забастовку, и прежде всего — право выставлять забастовочные пикеты.

Профсоюзная борьба за политические и социальные улучшения непременно требовала более высокой организованности самого профсоюзного движения. В период с 1868 по 1871 год Конгресс тред-юнионов сформировался в качестве собиравшейся ежегодно совещательной коллегии различных профсоюзов. Большое значение имело также создание парламентского комитета в качестве политического органа БКТ, старавшегося влиять на парламентское законодательство и на избрание представителей профсоюзов в нижнюю палату. В целом положительные для профсоюзов результаты принятых в начале 70-х годов законов, а также избрание (от либеральной партии) двух первых рабочих в нижнюю палату на выборах 1874 года в значительной мере объясняются активными действиями этого комитета.

4. Возникновение социалистических партий в конце XIX – начале XX веков

Перерастание в последней четверти XIX в. промышленного капитализма в монополистический оказало большое влияние на положение Великобритании в мире и развитие ее политической системы. В этот период Великобритания, которая раньше была "мастерской мира", потеряла мировое первенство в промышленном производстве. В конце XIX - начале XX в. основой английского капитализма стала не промышленная и торговая, а колониальная монополия.

Основные изменения в политической системе страны на рубеже XIX - XX вв. были обусловлены действием двух противоречивых тенденций. С одной стороны, появляются первые признаки упадка традиционного английского парламентаризма, обозначилось падение роли парламента. С другой стороны британская буржуазия в своем стремлении завершить оформление своего политического лидерства в блоке с крупными землевладельцами, осуществила ряд мер по демократизации государственного аппарата. Были приняты новые избирательные законы, проведены реформы парламента, местного управления и суда. Британский правящий класс начал все более целенаправленно использовать в своих целях рабочее движение, выступавшее за демократизацию политической жизни.

В условиях, когда монополистический капитал постепенно стал играть решающую роль в экономике страны, претерпела значительные изменения и партийная система. Консервативная партия начала превращаться в партию крупных промышленных и финансовых собственников. Либеральная партия, в основном состоящая из средних слоев, постепенно лишилась своей социальной базы и теряла политические позиции, что ускорило образование новой партии - лейбористов.

Лейбористская партия возникла как результат подъема рабочего движения и появления в Англии социалистических групп и организаций (Социал-демократической федерации, Фабианского общества и др.). Инициатором создания единой социалистической рабочей партии выступила организованная в 1893 г. Независимая рабочая партия. Ее программа и тактика составили основу программы Комитета рабочего представительства, образованного в 1900 г. и включившего в себя на правах коллективного членства тред-юнионы, общество фабианцев и ряд других организаций. Главной целью комитета была борьба за обеспечение рабочего представительства в парламенте. В 1906 г. на базе комитета была создана рабочая (лейбористская) партия.

Становлению лейбористской партии способствовала дальнейшая демократизация избирательного права. В 70 - 80-х гг. была проведена серия законов, в том числе о введении тайного голосования (1872), о наказании за подкуп избирателей (1883). Особое значение имели законы 1884 и 1885 гг., которые составили третью по счету в Х I Х в. избирательную реформу. Реформа 1884 г. увеличила избирательный корпус c 3 до 5,5 млн. человек. В городах имущественный ценз был отменен, а в графствах право участвовать в выборах приобрели мелкие арендаторы, причем на тех же условиях, которые предъявлялись к городским избирателям по реформе 1867 г., а также все налогоплательщики, проживающие в округе 6 месяцев. Вместе с тем сохранялся «двойной вотум» - право голосовать не только по месту проживания, но и по месту нахождения недвижимой собственности.

По реформе 1885 г. было проведено очередное перераспределение округов с таким расчетом, чтобы от 50 - 54 тыс. жителей избирался один депутат. Однако сохранение мажоритарной системы выборов, при которой для победы в округе было достаточно получить относительное большинство голосов, существенно искажало волю избирателей в масштабе страны в целом.

В основном три организации — Социал-демократическая федерация, Фабианское общество и Независимая рабочая партия—выдвигали социалистические требования и оказывали на дальнейшее развитие британского рабочего движения устойчивое влияние.

Социал-демократическая федерация , которая выросла из основанной в 1881 году Г. Гайндманом Демократической федерации, требовала проведения последовательной классовой политики в интересах рабочих. Из федерации вышли такие руководители британского рабочего движения, как Уильям Моррис, Том Манн и Уилл Торн. Моррис основал в 1884 году Социалистическую лигу, в которой сотрудничали Элеонора Маркс и Фридрих Энгельс. Однако в 1889 году в ней возобладали анархистские элементы.

Основная слабость Социал-демократической федерации состояла в том, что она рассматривала себя в первую очередь как организацию, занимающуюся пропагандой, и видела свою основную задачу не в политической борьбе, а в воспитании рабочих, в подготовке их к взятию власти на случай «краха» капитализма. При этом она пренебрегала борьбой за улучшение социальных условий.

Преимущественно пропагандой занималось и основанное в 1884 году Фабианское общество , вначале представлявшее собой небольшую группу интеллигентов социал-реформистского толка, среди которых самыми известными были Беатрис и Сидней Уэбб, Бернард Шоу и Грэхем Уоллес. Своим названием фабианцы обязаны римскому полководцу Квинту Фабию Максиму, проводившему в конце III века до н. э. в войне против Ганнибала осторожную выжидательную тактику уклонения от сражений.

Девиз Фабианского общества — «выжидать нужный момент, как это трепеливо делал Фабий, ведший войну против Ганнибала... но когда придет время, ударить так же крепко, как Фабий» — был основан на заблуждении. Фабий Максим еще до того, как дело дошло до большого сражения, был за свою тактику отозван римским сенатом. Впрочем, и фабианцы никогда не наносили сильных ударов. Они не участвовали в борьбе рабочего класса ни до первой мировой войны, ни позднее.

Известная заслуга Фабианского общества заключалась в том, что в его публикациях в понятной для рабочих форме разъяснялись отношения между классами и социальная несправедливость капиталистического общества. Фабианцы в большинстве своем вначале склонялись к плану «проникновения» в либеральную партию, для того чтобы превратить последнюю в рабочую партию. Согласно противоположной учению К. Маркса и Ф. Энгельса фабианской концепции постепенного преобразования капиталистического общества в социалистическое, переход к социализму, который хотя и исторически неизбежен, происходит не в результате революционных преобразований, а как эволюционный процесс накопления реформ. Ф. Энгельс писал, что у фабианцев достаточно разума, «чтобы понимать неизбежность социального переворота», но «их основной принцип — страх перед революцией». Реформистская теория фабианцев имела в последующие десятилетия большое влияние на политические взгляды лидеров лейбористской партии.

В конце 80-х годов ряд профсоюзных руководителей взял курс на основание не зависимой от либералов партии рабочего класса. Уже съезд тред-юнионов 1887 года вместе с Лейбористской избирательной ассоциацией создал организацию, считавшую себя «центром национальной лейбористской партии». Наиболее известным представителем этого движения был создатель шотландской федерации горняков К. Гарди, политически близкий Социал-демократической федерации и отвергавший взгляды Фабианского общества. В 1888 году он был одним из основателей Шотландской лейбористской партии и в 1892 году стал первым депутатом-социалистом нижней палаты. Годом позже по его идее была создана Независимая рабочая партия (НРП) (первоначальное название «Социалистическая рабочая партия» большинство съезда отклонило). Историческое значение учредительного съезда НРП заключалось в предпринятых им усилиях, которые привели фактически к отходу британского профсоюзного движения и рабочих масс от либеральной партии и придали борьбе за политическую самостоятельность рабочего класса новое направление.

В следующем десятилетии было неясно, победит ли в качестве программной основы возникшей организационной самостоятельности марксизм или реформизм. Очевидно, что при недостатке научных теорий господствующее положение заняли этические и христианско-религиозные мотивации социализма. На учредительном съезде Независимой рабочей партии 1893 года присутствовали представителя Социал-демократической федерации, фабианцев и многочисленных рабочих организаций. В своей программе Независимая рабочая партия требовала таких социальных реформ, как введение восьмичасового рабочего дня, и поставила своей целью «добиться коллективной собственности на все средства производства, а также справедливого распределения и обмена».

Движение за политическую самостоятельность британского рабочего класса могло опереться на принципиально новую ориентацию британского профсоюзного движения. Авторитет профсоюзов старого типа был утрачен во время великой депрессии. Под влиянием известных социалистов, подъема боевого настроения среди рабочих в конце 80-х годов объединялись в профсоюзы до того остававшиеся в стороне от профсоюзного движения неквалифицированные рабочие. «Старые тред-юнионы, — констатировал Ф. Энгельс, — сохраняют традиции той эпохи, когда они возникли; они рассматривают систему наемного труда как раз навсегда установленный вечный порядок, который они могут в лучшем случае лишь немного смягчить в интересах своих членов. Новые же тред-юнионы были основаны в такое время, когда вера в вечность системы наемного труда была уже сильно поколеблена. Их основателями и руководителями были либо сознательные социалисты, либо социалисты по инстинкту; массы, которые устремились к ним и составляют их силу, были грубы, забиты и презираемы рабочей аристократией. Но они имеют одно неизмеримое преимущество: их психика является еще девственной почвой, совершенно свободной от унаследованных «почтенных» буржуазных предрассудков, которые сбивают с толку головы занимающих лучшее положение «старых» юнионистов».

В 1887 году был основан Союз моряков и пожарных , число членов которого за два года выросло до 65000. В 1889 году под руководством У. Торна был создан Национальный союз рабочих-газовщиков и неквалифицированных рабочих , из которого позднее образовался Национальный профсоюз неквалифицированных и муниципальных рабочих . В том же году возник профсоюз горняков Великобритании . С 1889 по 1890 год число членов профсоюзов удвоилось с 860 000 почти до двух миллионов.

Начавшийся в 1890 году и продолжавшийся многие годы очередной кризис хотя и нанес британскому рабочему движению сильный урон (в 1895 году насчитывалось только 1,5 млн. членов профсоюзов, среди них лишь 100000 неквалифицированных рабочих), но не смог уничтожить достигнутого. Наступление предпринимателей на жизненный уровень рабочих — отмена частично уже завоеванного восьмичасового рабочего дня, снижение заработной платы, массовые увольнения, создание целой армии штрейкбрехеров и судебные приговоры, направленные против права рабочих на забастовку, — явилось горьким уроком необходимости укреплять профсоюзы и последовательно осуществлять политическую самостоятельность рабочего класса.

По инициативе парламентской комиссии Шотландского конгресса тред-юнионов, в котором большинство составляли члены Независимой рабочей партии, Британский конгресс тред-юнионов в 1899 году принял решение о создании комитета содействия независимому рабочему представительству в нижней палате — Комитета рабочего представительства . Инициатором и на этот раз был К. Гарди. Комитет провел свой учредительный съезд 27 февраля 1900 года. На съезде Гарди выступил за «достижение единодушия при голосовании в поддержку рабочих кандидатов и за их совместную работу по удовлетворению запросов рабочих». В 1906 году кандидаты Комитета рабочего представительства получили 29 мест в нижней палате (24 депутата от профсоюзов были, кроме того, избраны по опискам либералов). «Его новая позиция проявилась уже в том же году в изменении названия. Комитет рабочего представительства как по названию, так и в действительности стал лейбористской партией». В 1910 году лейбористская партия получила 42 мандата.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, к началу текущего столетия британское рабочее движение оказалось перед выбором, ограничиться ли ввиду достигнутой организационной самостоятельности социал-реформистской политикой в рамках капитализма или превратить лейбористскую партию в социалистическую рабочую партию. Комитет рабочего представительства (с четырьмя представителями тред-юнионов и с двумя от каждой из трех социалистических организаций) состоял преимущественно из известных социалистов (У. Торна как представителя профсоюзов и члена Социал-демократической федерации, К. Гарди — от Независимой рабочей партии, Дж. Б. Шоу — от Фабианского общества, а также Р. Тейлора и Г. Квелча — от Социал-демократической федерации). Лишь один член комитета (С. Вудс от парламентского комитета БКТ) не имел связи с социалистическими организациями. Тем не менее политическую линию лейбористской партии уже в первые годы определяли реформисты, не признававшие себя, как правило, даже на словах социалистами. Это объяснялось следующими причинами:

Дальнейшим воздействием уже упомянутых факторов, приведшим к тому, что часть английского пролетариата обуржуазилась;

Усилением влияния на принятие решений партийных съездов со стороны руководителей профсоюзов, в большинстве своем настроенных реформистски по отношению к капиталистической системе;

Независимым от лейбористской партии положением ее депутатов в нижней палате, которые часто сотрудничали с либеральной партией;

Сектантской позицией Социал-демократической федерации в отношении лейбористской партии.

В то время как Независимая рабочая партия продолжала действовать как составная часть лейбористской партии, Социал-демократическая федерация в 1901 году разорвала связи с лейбористской партией. В 1908 году Социал-демократическая федерация стала называться социал-демократической партией. И Независимая рабочая партия, и социал-демократическая партия, входившие во II Интернационал (лейбористская партия была принята в 1908 году), несмотря на то что в годы перед первой мировой войной укрепили свои ряды, все же не смогли превратиться в массовые партии. В 1911 году по инициативе социал-демократической партии была созвана конференция по учреждению Британской социалистической партии (БСП), к которой примкнули группы членов Независимой рабочей партии, местные комитеты рабочего представительства и социалистические общества. Британская социалистическая партия объединила в своих рядах примерно 35000 членов. Рекомендация II Интернационала включить Британскую социалистическую партию в лейбористскую партию и объединиться с Независимой рабочей партией была в связи с началом войны реализована лишь частично и с опозданием. В 1916 году Британская социалистическая партия в качестве коллективного члена примкнула к лейбористской партии.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Англия в эпоху абсолютизма: Статьи и источники. – М., 1984.
  2. Болдырева Н. Архивохранилища Великобритании // Проблемы британской истории. - М., 1980.
  3. Виноградов К.Б. Очерки английской историографии нового и новейшего времени. - Л., 1975.
  4. История политических и правовых учений / Под ред. В.С. Нерсесянца. - М., 1983.
  5. Мордухович л.М. очерки истории экономических учений. – М., 1957.
  6. Парфенов И.Д. Англия и раздел мира в последней трети XIX в. Проблемы историографии. - Саратов, 1978.
  7. Политическая система Великобритании / Пер. с нем. – М., 1984.
  8. Согрин В.В., Зверева Г.И., Репина Л.П. Современная историография Великобритании. - М., 1991.
  9. Cole G.D. A short History of the British Working Class Movement 1789 – 1947. – London, 1948.

На заре капиталистического развития появились смелые мыс­лители, идущие значительно дальше идей буржуазного демокра­тизма, критиковавшие негативные стороны возникавших социаль­но-экономических отношений и намечавшие основные черты коммунистического общества.

Учение Т. Мора . Родиной социалистических утопий была Англия, а автором первой социалистической утопии - Томас Мор. Томас Мор (1478-1535) происходил из семьи, принадлежавшей к высшим слоям лондонс­кой буржуазии. Получив гуманистическое образование и специ­альную юридическую подготовку в Оксфорде, Т. Мор стал выдающимся адвокатом. Он был членом парламента, помощником шери­фа Лондона, с 1523 г. - председателем палаты общин, а с 1529 г. - лордом-канцлером Английского королевства (при Генрихе VIII).


Будучи религиозным человеком, Мор во время Реформации активно защищал католицизм от лютеранства, а затем и от Ген­риха VIII, когда король встал на путь освобождения английской церкви от подчи­нения римско-католической курии и вла­сти римского папы. За отказ присягнуть королю как главе англиканской церкви Мор был заключен в Тауэр - главную тюрьму Британии - и приговорен к самой мучительной казни, какую только могло из­мыслить изощренное изуверство средневековья.

Литературное наследие Т. Мора обширно и разнообразно. Од­нако самым знаменитым и влиятельным его произведением стала «Золотая книга столь же полезная, как забавная, о наилучшем уст­ройстве государства и о новом устройстве Утопии», впервые опубликованная (на латинском языке) при прямом содействии Эразма Роттердамского в бельгийском городе Лувене в 1516 г. С тех пор слово «утопия» стало нарицательным.

Первая книга «Утопии» посвящена критике современных Мору социальных порядков, вторая - дает систему идеального соци­ального строя.

Злободневными вопросами для Англии начала XVI в. были огораживание и бродяжничество. Одно было неотделимо от дру­гого. Обезземеление крестьян приводило к их массовому обнища­нию. Мор дает потрясающую картину бедствий обездоленных масс: «Ваши овцы... обычно такие кроткие, довольные очень немногим, теперь, говорят, стали такими прожорливыми и неукротимыми, что поедают даже людей, разоряют и опустошают поля, дома и города. Именно во всех тех частях королевства, где добывается более тонкая и потому более драгоценная шерсть, знатные арис­тократы и даже некоторые аббаты, люди святые, не довольствуют­ся теми ежегодными доходами и процентами, которые обычно нарастали от имений у их предков; не удовлетворяются тем, что их праздная и роскошная жизнь не приносит никакой пользы обществу, а пожалуй, даже и вредит ему. Так вот, в своих имениях они не оставляют ничего для пашни, отводят все под пастби­ща, сносят дома, разрушают города, оставляя храмы только для овечьих стойл».



От частного Т. Мор умеет перейти к общему, в явлении вскрыть сущность. Люди, занятые необходимым трудом, без которого «ни одно общество не просуществует... и года», живут в таких услови­ях, по сравнению с которыми «положение скота представляется более предпочтительным». Однако жизнь тунеядцев нередко «про­текает среди блеска и роскоши». В руки немногих хитрых и бесче­стных людей попадают все блага, на долю скромной и трудолюби­вой массы остается беспросветная нужда. В чем же корень зла? В частной собственности, отвечает Мор. Этот ответ обессмертил ве­ликого английского гуманиста.

«... Где только есть частная собственность, где все меряют на деньги, там вряд ли когда-либо возникает правильное и успешное течение государственных дел... Поэтому я твердо убежден в том, что распределение средств равномерным и справедливым спосо­бом и благополучие в ходе людских дел возможно только с совер­шенным уничтожением частной собственности; но если она оста­нется, то и у наибольшей и лучшей части человечества навсегда останется горькое и неизбежное бремя скорбей».

Во второй части «Золотой книги» Т. Мор показывает, каким должен быть здоровый общественный организм. В ней Гитлодей рассказывает о блаженной жизни на острове Утопии, жизни без частной собственности, где все трудятся, где нет ни бедных, ни богатых. Томас Мор впервые дает систематически разработанный проект коммунистической производительной организации. Ост­ровитяне - земледельцы и ремесленники сумели превратить свой остров в лучшее место на Земле благодаря своему труду.



На острове установлена коллективная собственность, царит порядок и дисциплина, все блага принадлежат всем. Нет ни бога­тых, ни бедных, никто никому не завидует. Поощряются занятия наукой и искусством.

Автор описал идеальное государство, продумав мельчайшие под­робности устройства жизни его граждан, но путей воплощения в ре­альность своих фантазий он не знал, поэтому и поместил своих героев на остров под названием «Утопия».

Название этого романа стало нарицательным. Утопиями стали называть произведения, в которых описывалось идеальное обще­ственное устройство будущего. В «Утопии» гениальное предвиде­ние черт социально-экономического устройства нового общества причудливо переплетается с элементами старых, средневековых воззрений. Автор «Утопии» не был сторонником классовой борь­бы и революционного переворота. В ответ на вопрос о путях пост­роения идеального строя утопийцев у Мора имеется лишь корот­кая ссылка на древнего законодателя Утопа.

Хотя идеи утопистов не стали в Англии массовым умонастро­ением, сама идея социализма, справедливого общественного уст­ройства, оказалась устойчивой в последующий период.

Учение Р. Оуэна . Роберт Оуэн (1771 - 1858) - сын деревенского шорника и торговца железными изделиями, маль­чик в мануфактурной лавке, в 18 лет совладелец не­большой мастерской, а в 20 - директор прядильни в Манчестере. Роберт Оуэн еще в 1800 г., став во главе фабрики, начал опыт в Нью-Лэнарке (Шотландия), увлекшись идеями Гельвеция, Руссо, Морелли, Локка и Гоббса. Под влиянием просветителей он при­ходит к мысли, что нельзя ставить в упрек человеку его невеже­ство и другие пороки, поскольку человек - продукт среды и его недостатки - следствие пороков существующего общества. Свою формулу «среда - характер» Р. Оуэн называет единственным от­крытием, которое спасет человечество.

Воспитание детей он рассматривает как одно из важнейших условий переустройства общества, подготовляющих «новый нрав­ственный (т.е. социалистический) мир».

Неоднократно участвуя в комиссиях по обследованию поло­жения детей на фабриках, Р. Оуэн описывал вопиющие картины использования детского труда в Англии и Шотландии. Он был родоначальником фабричного законодательства. По закону, под­готовленному им, на английские фабрики стали принимать детей только с 10 лет.

Осуществляя эксперимент сначала в Манчестере, затем в Нью-Лэнарке, Оуэн занимался филантропической деятельнос­тью: сократил рабочий день, повысил заработную плату, изме­нил жилищные условия, организовал систему воспитательных и образовательных заведений не только для детей, но и для взрос­лых. Под влиянием его деятельности рабочий поселок в Нью-Лэнарке, насчитывающий 2,5 тыс. человек, средоточие всех пороков, превратился в дружное общество. Были устранены все меры принуждения, включая полицию. Роберт Оуэн стал куми­ром «долины чудес».

Экономический кризис 1815-1817 гг. породил у него крити­ческое отношение ко всему капиталистическому способу произ­водства. В докладной записке парламентскому комитету по борь­бе с безработицей Р. Оуэн выдвинул план организации трудовых коммун, поселков - общин без частной собственности, духовен­ства и властей. С обоснованием проектов утопического комму­низма он выступает на страницах газеты «Тайме» и на митингах. Через 30 лет, оценивая переход в своей деятельности от благотво­рительности к социальным преобразованиям, Р. Оуэн сказал: «Это был величайший день в моей жизни, я исполнил свой долг!».

Он ратовал за создание коммунистического общества без ре­волюционных потрясений, пытался убедить в полезности своих проектов английский парламент, королеву Викторию. В 1825 г. ему удалось организовать в США коммунистическую колонию (Новая Гармония), в которой стремился создать кооперацию всех ее членов на основе нравственного мира. Колония просущество­вала с 1825 по 1829 г. В Англии им были созданы колонии («Орбистон» и «Мизеруэлл»), которые распались, не выдержав натис­ка капиталистической системы.

Р. Оуэн устраивал в Лондоне меновые базары, где деньги за­менялись трудовыми бонами - рабочими деньгами, учитываю­щими количество труда, затраченного владельцами товаров на их производство. Но капиталистический рынок смел и меновые ба­зары. Принцип оплаты труда с помощью «рабочих денег» был в социальной системе Оуэна шагом в сторону уравнительства.

Взгляды Р. Оуэна, его работы и высказанные в них идеи о строе общности, о новом человеке, об объединении людей для созидания, об уничтожении частной собственности звучали тогда злободневно. Его деятельность на этом поприще не принесла ему прибыли, он разорился, что позволило некоторым английским историкам иронизировать: «Он разбогател благодаря капитализму и здравому смыслу и промотал все свое состояние благодаря ком­мунизму и сумасшествию». В начале 30-х годов XIX в. Оуэн уча­ствовал в профсоюзном и кооперативном движении, основал «Ве­ликий национальный союз производств». В дальнейшем это на­шло развитие в кооперативном движении Англии и в некоторой мере предвосхитило синдикализм.

Идеи Роберта Оуэна получили развитие в трудах последовате­лей социалистов-утопистов и в других странах.

1.Французский утопический социализм. А. Сен-Симон и Ш. Фурье

Идеи западноевропейского утопического социализма уходят корнями в эпоху позднего средневековья. Их теоретическими предшественниками были Т. Мор, автор знаменитой книги «Утопия» и Т. Кампанелла, изложивший свое учение в произведении «Город Солнца». Представители утопического социализма исходили из необходимости возвращения к извечно установленным законам естественного права, требующего справедливости и равенства людей. Они осуждали существующие общественные структуры, выступая против неравенства, эксплуатации и угнетения, как правило, по нравственным или религиозным мотивам. Кроме того, критике подверглась частная собственность, а свои модели устройства общества они предлагали распространить на все человечество.

К классикам утопического социализма относят А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна.

Утопический социализм - концепция социального устройства, основанная на представлении о наиболее совершенном общественном строе, соответствующем социальным, экономическим, политическим интересам определенных социальных групп и являющемся конечной целью их стремлений и деятельности.

Клод Анри де Ревруа Сен-Симон (1760-1825 гг.) принадлежал к аристократическому роду. Получил домашнее образование под руководством, Д’Аламбера. Поступив на военную службу, он в составе французских войск участвовал в борьбе североамериканских колоний за независимость, что значительно повлияло на формирование его политических и правовых взглядов. В 1783 г. вернулся во Францию. Воспитанный на идеях энциклопедистов и на опыте американской революции, Сен-Симон с энтузиазмом принял Французскую революцию. Он выступал с пропагандой принципов свободы, призывал Национальное собрание отменить привилегии дворян и духовенства, отказался от дворянского звания и графского титула. Одновременно занимался спекуляцией (скупал по предельно низкой цене конфискованные земли). В 1793 г. был арестован (скорее всего, по ошибке), вскоре освобожден. К наполеоновской эпохе он уже растратил все свое состояние и последующие 20 лет прожил в крайней бедности. Одно время работал переписчиком бумаг в ломбарде. Но к 60-ти годам его жизнь несколько налаживается. У него появляются ученики и продолжатели. Богатые последователи обеспечивают ему возможность жить в достатке и работать. В мае 1825 г. Сен-Симон умер.

Основные произведения : «Письма Женевского обитателя к современникам», «Очерк науки о человеке», «Катехизис промышленников», «Новое христианство».

Государство и право. Взгляды Сен-Симона на государство и право в основном определялись его концепцией исторического прогресса. Он считал, что каждый крупный переворот в экономической и политической жизни общества является следствием переворота в философских воззрениях. Человечество, закономерно развиваясь, движется к своему «золотому веку» и проходит при этом три стадии:

  • теологическая (период античности и феодализма, господство религии), руководство обществом принадлежало священникам и феодалам;
  • метафизическая (период крушения теологической системы, господства буржуазных отношений), руководят юристы и метафизики (лжеученые);
  • позитивная (будущий общественный строй - «золотой век», основанный на науке), обществом руководят ученые и промышленники. Этот период завершается установлением такого строя, который сделает жизнь большинства людей наиболее счастливой.

Проект социального устройства общества. Новая социальная система рассматривалась Сен-Симоном как система индустриализма.

Индустриализм - строй, построенный в соответствии с научно составленным планом всеобщей комбинированной деятельности, выполняемой всем обществом. Основные черты нового общества - введение обязательного для всех производительного труда, распределение его результатов по потребностям, государственное планирование производства, превращение государственной власти из орудия управления людьми в орудие организации производства, постепенное утверждение всемирной ассоциации народов и всеобщий мир при стирании национальных границ. Однако в будущем обществе следует сохранить частную собственность и классовое разделение.

Форма государства Сен-Симон полагал, что введение на позитивной стадии системы индустриализма не потребует разрушения традиционных государственно-правовых форм. Останется монарх, сохранятся правительство и двухпалатный парламент. Их функция - поддержание порядка. Но между королем и парламентом создаются две промежуточные инстанции, в руках которых концентрируется вся полнота светской власти: Совет ученых, разрабатывающий планы социальных преобразований и Совет промышленников (представителей индустрии и банков), составляющий бюджет страны и контролирующий его исполнение. Сен-Симон считал, что реформы будут осуществляться сверху. Что касается непосредственно народа (в интересах которого и проводится преобразование общества), то ему, согласно убеждению Сен-Симона, незачем вмешиваться в дело реорганизации общества.

Сенсимонизм - учение, развитое последователями Сен-Симона на основе его идей, однако в ряде существенных черт идущее значительно дальше учения самого основоположника. Они придали мыслям учителя большую социальную остроту. Так, в характеристике исторических периодов, намного резче подчеркивали значение эксплуатации и необходимости борьбы с ней. «Человек, заявили они, до сих пор эксплуатировал человека: господа-рабы; патриции-плебеи; сеньоры-крепостные; земельные собственники-арендаторы; празднолюбцы-труженики - вот прогрессивная история человечества до наших дней». Сенсимонисты требовали обобществления собственности, отмены наследственных привилегий, планового хозяйствования и эмансипации женщин. Сенсимонизм прекратил свое существование в начале 30-х годов XIX в.

Наряду с А. де Сен-Симоном идеи утопического социализма в начале XIX в. были выдвинуты таким замечательным мыслителем, как Шарль Фурье .

Франсуа Мари Шарль Фурье (1772-1837 гг.) в Безансоне в семье торговца одеждой. В годы Великой французской революции участвовал в Лионском антиправительственном восстании. Его семейная собственность была конфискована, а самого Фурье посадили в тюрьму. Спустя некоторое время он был призван на военную службу. В 1799 г. стал коммивояжером.

В середине XIX века система Фурье, переработанная и уточненная, оказывала заметное влияние на мыслителей, устремленных к поиску нового социального идеала. Последователи Фурье провели социальный эксперимент в США на знаменитой Брук-Фарм в Роксбери (штат Массачусетс).

Основные произведения: « Теория четырех движений и всеобщих судеб», «Трактат о домоводческо-земледельческой ассоциации» (1822), «Новый хозяйственный социетарный мир» (1829) и «Ложная промышленность» (1835-1836).

Государство и право. Мировоззрение Ш. Фурье даже в большей степени, чем мировоззрение А. де Сен-Симона, окрашено в морально-религиозные тона. Он провозглашает себя пророком, которому Бог открыл истинные закономерности общественного развития и поручил указать человечеству путь ликвидации существующих несправедливых общественных порядков и установления нового строя всеобщей «гармонии» и всеобщего благоденствия. Ш. Фурье заявляет, что бог управляет природой и обществом по своему соизволению, но сообразуясь с законами математики. Бог устанавливает законы развития как природы, вселенной в целом, так и человеческого общества.

Муки и бедствия человечества, запутавшегося в паутине несправедливой капиталистической цивилизации, объясняются, по Ш. Фурье, тем обстоятельством, что до сих пор общество не сумело познать предусмотренный богом истинно справедливый «социальный кодекс». Этот божественный социальный кодекс, честь открытия которого случайно выпала на долю Ш. Фурье, исходит, по его мнению, из признания главным и решающим фактором общественного прогресса естественных природных свойств отдельного человека, его страстей, являющихся орудием осуществления воли божьей, направленной на благо всего человечества. В учении Ш. Фурье о роли естественных, природных свойств и страстей человека явно чувствуется, несмотря на все своеобразие этого учения, влияние теории естественного права.

Вся история человечества представляет собой, по мнению мыслителя, лишь определенные этапы на пути постижения божественного социального кодекса. Это - путь от социальной «беспорядочности», «бессвязности», «дисгармонии» к социальной гармонии, к справедливому социальному строю.

Человеку, замечает он, присущи согласно божьему провидению естественные страсти и влечения, полное удовлетворение которых может быть обеспечено лишь вступлением общества в эпоху «гармонии», когда оно будет полностью руководствоваться познанным им божественным социальным кодексом.

Мыслитель делит всю предшествующую историю человечества на следующие периоды: дикость, варварство, патриархат, цивилизация. В высшей степени примечательно, что одним из главных факторов, обусловливающих переход от одного периода к другому, он считает, наряду с таким фактором, как изменение правового положения женщины в обществе, уровень развития промышленности. В частности, Ш. Фурье обнаруживает понимание прогрессивного значения развития крупной промышленности, а также науки и техники в период цивилизации, под которой он разумеет господство буржуазных отношений как необходимых объективных предпосылок, обеспечивающих возможность перехода от «дисгармонического», «цивилизованного» строя к строю «гармонии» или «ассоциаций».

Право ничто, если человек не имеет материальных гарантий для его осуществления: «На деле право является иллюзорным, когда не можешь осуществить его. Свидетельство тому - конституционное право на суверенитет, которое имеет народ. Вопреки этой блещущей великолепием прерогативе плебей не имеет даже возможности пообедать, если у него нет ни су в кармане. А ведь очень далеко от притязания на суверенитет до притязания пообедать. Так много прав существует на бумаге, но не в действительности, и предоставление их становится оскорблением для того, кто не может достигнуть прав, во сто крат меньших». В своей критике апологетов цивилизации Ш. Фурье высказывает мысль о решающем влиянии права на труд в системе прав человека в обществе; он указывает, что эти апологеты, говоря о правах человека, забывают «выдвинуть в качестве принципа право на труд,которое воистину неосуществимо при цивилизации, но без которого ничего не стоят все остальные права».

Его идеал - это мирное сотрудничество всех классов, мирное преобразование существующего неразумного, несправедливого строя цивилизации в строй справедливый, где царствует «социальная гармония» на основе дружественного союза всех социальных групп в рамках производительных ассоциаций, или, по терминологии Ш. Фурье, фаланг.

Каждая фаланга, по проекту мыслителя, должна представлять собой земледельческо-промышленное объединение, охватывающее примерно 1600-1700 человек. Разделение труда в фалангах целиком должно быть приспособлено к индивидуальным страстям и способностям каждого члена фаланги. Люди, обладающие примерно одними и теми же влечениями и страстями, объединяются внутри фаланги в соответствующие производственные «серии», или группы.

Вся производственная, бытовая и культурная жизнь членов фаланги должна регулироваться, по Ш. Фурье, механизмом человеческих страстей, которые при строе цивилизации всячески подавляются и находятся в разладе друг с другом, а при строе ассоциаций впервые образуют гармоническую, стройную и согласованную систему. Этот механизм включает двенадцать страстей: пять чувственных (вкус, осязание, зрение, слух, обоняние), четыре душевных (дружба, честолюбие, любовь, отцовство) и три «распределительных», или управляющих (страсть к интригам, страсть к разнообразию и страсть, выражающаяся в энтузиазме, воодушевлении). Решающее значение в деятельности механизма страстей Ш. Фурье придает именно последним трем, то есть «распределительным» страстям. Только в условиях строя ассоциаций, основанного на учете природных свойств и влечений каждого ее члена, «все двенадцать страстей будут развиты и удовлетворены у каждого отдельного человека и, следовательно, каждый достигнет счастья, которое заключается в полном свободном развитии страстей». Эту свою доктрину Ш. Фурье провозглашает единственно соответствующей «заветам природы и предугадываемым предначертанием Бога».

Мыслитель полагал, что, так как в ассоциации будет обеспечен свободный переход ее членов из одной производственной группы в другую, максимально разовьется творческое соревнование между представителями всех видов и родов физического и умственного труда. В результате труд, являющийся в строе цивилизации, как правило, принудительным, внушающим человеку отвращение, превратится для членов фаланги в наслаждение, в естественную жизненную потребность. Все это приведет к необычайному повышению производительности труда, обеспечивающему возможность всестороннего удовлетворения материальных и культурных потребностей и желаний членов фаланги. Ш. Фурье подчеркивает, что в этих условиях самый бедный член фаланги будет богаче и счастливее самого богатого человека строя цивилизации.

2.Английский утопический социализм Р. Оуэна

Политическое мировоззрение Роберта Оуэна складывалось в Англии, в которой промышленное развитие и острота социальных противоречий капитализма достигли в первой половине XIX в. более высокой ступени, чем во Франции. В Англии на базе промышленного переворота конца XVIII в. вэтот период происходит мощное развитие капиталистического производства.

Роберт Оуэн (1771-1858 гг.) родился Ньютауне (Монтгомеришир, Уэльс) в семье ремесленника. Учился в местной школе, в возрасте десяти лет приобщился к торговле мануфактурой в Стамфорде (графство Нортгемптоншир). После четырех лет работы в Стамфорде получил место в Манчестере, где его деятельность проходила столь успешно, что к 1790 г. он был назначен управляющим хлопчатобумажной фабрикой, на которой работало пятьсот рабочих. В 1794 г. стал совладельцем и управляющим «Чорлтон твист компании» в Манчестере, а в 1799 г. вместе с компаньонами приобрел у Дэвида Дэйла прядильную фабрику в Нью-Ленарке, близ Глазго.

Оуэн улучшил условия труда и быта рабочих, установил новые машины, открыл магазин для рабочих, где продавал товары по сниженным ценам, школу и детский сад для их детей. В 1814, выкупив доли компаньонов, Оуэн основал новую компанию, куда на правах пайщиков вошли, среди прочих, квакер Уильям Аллен и философ Иеремия Бентам. Экономический кризис, наступивший после 1815, побудил Оуэна предложить план расселения безработных в «поселках общности и сотрудничества». Правда, антирелигиозные взгляды Оуэна оттолкнули многих сторонников его учения. Лишь к 1825 г. он сумел создать экспериментальную общину, а вслед за ней и другие коммуны в Великобритании. За год до этого Оуэн отправился в Америку и основал в Уобаше (шт. Индиана) трудовую коммуну, назвав ее «Новой гармонией». Будущее общество Оуэн представлял в виде свободной федерации небольших социалистических самоуправляющихся общин, основанных на общем владении собственностью и труде. Вскоре в колонии возникли трудности, а в 1828 она распалась.

Остаток жизни Оуэн провел в Англии. В 1829 он оставил управление фабрикой в Нью-Ленарке и занялся популяризацией своего учения.

Его активная деятельность помогла консолидации кооперативного движения в Великобритании и способствовала введению более гуманного трудового законодательства.

Основные произведения : памфлет Новый взгляд на общество, или Опыты о формировании человеческого характера (1813 г.), Книга нового нравственного мира (1836-1844 гг.).

Государство и право. Подобно А. де Сен-Симону и Ш. Фурье, Р. Оуэн отрицает революционный путь ликвидации существующего общественного строя и перехода к социализму. Он считает, что «необходимо предотвратить насильственное разрушение общественной жизни, которое может возникнуть из ежедневно возрастающей нужды и крайней деморализации». Он призывает имущие классы предупредить революцию трудящихся и неимущих масс путем проведения решительных социальных реформ, направленных на серьезное улучшение материального положения этих масс.

Мыслитель целиком стоит на позициях сотрудничества всех классов общества, одинаково, по его мнению, заинтересованных в победе разума и «здравого смысла», подсказывающего будто бы необходимость мирного преобразования существующего общественного строя, основанного на невежестве и заблуждениях человеческого ума.

Планы Р. Оуэна о практических методах и способах постепенного перехода к новому социальному порядку, в частности путем насаждения и развития рабочей кооперации, создания «обменных банков» и «меновых базаров», вовсе не предполагают коренной ломки старого общества, а лишь мирное внедрение в существующий строй опытов и образцов практического строительства элементов нового, «разумного» строя.

Важнейшими чертами системы утопического социализма Р. Оуэна являются: терпимость к буржуазии, пропаганда смирения и миролюбия, абстрактность принципов и непонимание исторического развития, отрицание классовой борьбы, проповедь филантропии и всеобщей любви.

Существенными сторонами мировоззрения Р. Оуэна необходимо признать глубокую критику капитализма как строя, несущего нищету, разорение и голод трудящимся, его непримиримо отрицательное отношение к частной собственности, обоснование необходимости общественной собственности в новом, «разумном» строе, решительное разоблачение религиозного мракобесия и религиозных предрассудков. Для Р. Оуэна в высшей степени характерным является неустанное стремление подчинить все содержание разработанных им планов общественных преобразований делу коренного улучшения материального положения рабочего класса и других слоев трудящихся, подъему их культурного уровня.

Учебно-методическая литература

  1. Антология мировой политической мысли. - М., 1997. Т. 1-5.
  2. Антология мировой правовой мысли. - М., 1999. Т. 1-5.
  3. История государственно-правовых учений. Учебник. Отв. ред. В. В. Лазарев. - М., 2006.
  4. История политических и правовых учений. Под ред. В. С. Нерсесянца. - М., 2003 (любое издание).
  5. История политических и правовых учений. Под ред. О. В. Мартышина. - М., 2004 (любое издание).
  6. История политических и правовых учений. Под ред. О. Э. Лейста. - М., 1999 (любое издание).
  7. История политических и правовых учений: Хрестоматия. - М., 1996.
  8. История политико-правовых учений. Под ред. А. Н. Хорошилова. - М., 2002.
  9. История политических и правовых учений. Под ред. В. П. Малахова, Н. В. Михайловой. - М., 2007.
  10. Рассолов М. М. История политических и правовых учений. - М., 2010.
  11. Чичерин Б. Н. История политических учений. - М., 1887-1889, Т.1-5.
  12. Волгин В. П . Французский утопический социализм. - М., 1985.
  1. Андерсон К. М . Мексиканский проект Роберта Оуэна // История социалистических учений. - М., 1987.
  2. Аникин А. В. Юность науки: Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса. - М., 1985.
  3. Волгин В. П . Сен-Симон и сен-симонизм. - М., 1961.
  4. Левандовский А. П. Сен-Симон. - М., 1973.
  5. Плеханов Г. В. Французский утопический социализм 19 в. // Избр. философ. произв. - М., 1957. Т. 3.
  6. Сен-Симон А . Избранные сочинения. - М., 1948. Т. 1-2.
  7. Торицын Т. М . Учение Роберта Оуэна и его влияние на распространение и развитие социалистических идей. - Рязань, 1972.
  8. Утопический социализм: Хрестоматия. / Общ. ред. А. И. Володина. - М., 1982.
  9. Фурье Ш. Избранные сочинения. тт. 1-4. - М. - Л., 1951-54.

Вопросы для самоконтроля и подготовки к тестированию:

  1. Какова концепция исторического прогресса Сен-Симона?
  2. Каковы особенности английского утопического социализма Р. Оуэна?
  3. Раскройте суть «Социального кодекса» Ш. Фурье?
  4. Кто был теоретическими предшественниками западноевропейского утопического социализма?
  5. Дайте определение утопического социализма?

Представитель социалистических идей в Англии - Роберт Оуэн (1771 -1858 гг.). Он изучает условия труда и жизни рабочих. На его фабрике не было ни единой стычки рабочих и фабриканта. Выросла производительность труда. Создал благоприятные условия труда рабочим, повысилась производительность труда. Противоречие между Оуэном и компаньоном привели к тому, что он покидает предприятие. Находит людей готовых помочь ему, готовых помочь его экспериментам. В 1825 году покупает участок земли в Америке и создает общину. Она просуществовала четыре года и закончилась провалом. В 1929 году возвращается в Англию, пишет "Доклад графству Ланарк о плане облегчения общественных бедствий".

Основные положения:

1. Отказ от частной собственности.

"Правительству следовало бы постепенно скупить землю по ее рыночной цене у тех, кто желает ее продать и превратить, таким образом, в общественную собственность. Эта земля будет возделываться как единая ферма, разбитая на угодья, находящаяся под одним общим управлением".

2. Основа взглядов Роберта Оуэна - трудовая теория стоимости Рикаpдо (труд - единственное мерило стоимости). Обмен по затраченному на товар труду. Разрешение противоречия в теории стоимости Оуэн видит в справедливом обмене.

Зарплата = стоимости произведенного товара (при отсутствии капиталиста)

3. Чтобы справедливость обмена не нарушалась, нужно отказаться от денег. (Стоимость может быть одной, а цена другой). Нужно ввести новые "рабочие деньги", чтобы не носить товар с собой. На рабочих деньгах будет указано количество отработанного времени и получить по ним товар с общественного склада можно только такой, на который затрачено равное количество трудовых часов. В этом обществе будут отсутствовать кризисы.

4. Всеобщность труда. В социалистическом обществе работают все. Распределение в будущем обществе изобилия будет по потребностям. Первая четко выраженная идея коммунизма.

5. Кооперативная община - экономическая основа нового общества.

Идеи раннего западно-европейского утопического социализма и раннего социализма Англии и Франции - это последние идеи мирного переустройства общества до возникновения марксизма.

Тема 10. Марксистская экономическая теория

Общие положения марксизма

Марксистские идеи в трудах Ф. Энгельса

Экономические воззрения К. Маркса

Экономические идеи В.И. Ленина

Общие положения марксизма

Марксизм - теоретико-мировоззренческая система революционных взглядов рабочего класса, представляющая законы развития общества и обобщающая опыт классовой борьбы народных масс против эксплуатации.

Исторически марксизм зародился и в основном сформировался в 1840-е в Германии.

Теоретическими источниками марксизма являются:

Немецкая классическая философия,

Английская политическая экономия,

Французский утопический социализм.

Основными целями марксизма является борьба против капитализма, свершение социалистической революции, установление диктатуры пролетариата, необходимой для построения коммунизма.

Программным документом марксизма является "Манифест Коммунистической партии" Маркса К. и Энгельса Ф., основными задачами которого были разработка научного пролетарского мировоззрения, программы, стратегии и тактики революционной борьбы пролетариата.

Марксизм состоит из трёх органически взаимосвязанных частей :

1) диалектического и исторического материализма (марксистская философия);

2) политической экономии;

3) научного коммунизма.

Марксистская философия является наукой о всеобщих законах развития природы, общества и мышления, теоретическим обоснованием пролетарского мировоззрения.

Марксистская политическая экономия возникла как результат диалектико-материалистического анализа капиталистической экономики, что позволило Марксу К. в работе "Капитал" (книга была издана в 1867 г.) раскрыть суть капиталистической эксплуатации, доказать неизбежность гибели капиталистического общественного устройства и перехода к более высокой коммунистической формации. Важнейшей движущей силой прогрессивного общественного развития является борьба классов, а способом перехода от одной общественно-экономической формации к другой - социальная революция. Марксистская теория научного коммунизма исследует закономерности перехода к коммунистическому обществу, который осуществляется посредством пролетарской революции, установления диктатуры пролетариата, строительства общества, гармонически сочетающего свободу общества и свободу индивида.

Борьба за построение коммунизма осуществляется под руководством коммунистической партии, организующей революционную практику пролетариата на основе научной теории общественного развития.

Своеобразной идеологической реакцией на распространение марксизма в рабочем движении стал ревизионизм. В философии ревизионизм стремился заменить диалектический материализм субъективным идеализмом, в области политической экономии в качестве альтернативы марксизму создаётся теория организованного капитализма, доказывающая органическое единство капитализма и социализма и отрицающая необходимость социалистической революции. На этой основе отрицается диктатура пролетариата и развивается идея классового сотрудничества и гармонии классовых интересов.

Ревизионистские идеи ослабляют революционную борьбу пролетариата, вносят раскол в рабочее движение. Дальнейшее развитие (ленинский этап, ленинизм) марксизм получил в трудах Ленина В.И., который применил основные положения марксизма для анализа капитализма на его высшей и последней стадии - стадии империализма. Работы Ленина В.И. стали теоретическим обоснованием программы свершения пролетарской революции и построения социализма в России.

Марксизм развивался в соответствии с практикой строительства социализма в странах социалистического лагеря в программных документах коммунистических партий, мирового коммунистического движения, в трудах теоретиков и идеологов коммунизма. С распадом мировой системы социализма и Советского Союза идеи марксизма, хотя и утратили свою идеологическую монополию, в модернизированной форме остаются идейно-теоретической основой деятельности коммунистических партий.

В России первыми познакомились с идеями марксизма русские эмигранты (Герцен А.И., Бакунин М.А. и др.). За рубежом были созданы первые русские марксистские организации: русская секция I Интернационала, затем группа "Освобождение труда". Кроме них, распространению идей Маркса К. способствовали публицисты-народники (Михайловский Н.К., Даниельсон Н.Ф.). С выходом в свет русского перевода "Капитала" (1872) марксизм стали изучать в рабочих кружках. С 1883 марксистские организации появляются в России - студенческие (группа Димитра Благоева "Партия русских социал-демократов") интеллигентские, рабочие. На идеологической основе марксизма формируются "Союз борьбы за освобождение рабочего класса" и РСДРП. Часть увлекавшейся марксизмом интеллигенции в 1900-е эволюционирует к либерализму и идеализму. Жизнь показала утопичность множества положений марксизма, и социализм рухнул в СССР и в других странах.

Французские и английские социалистические (коммунистические) учения послужили основой формирования в марксизме социально-политического знания. То есть знания о том, каким в целостном виде должен быть новый, справедливый строй и что конкретно нужно делать для его создания.

Идея социализма (коммунизма) корнями своими изначально уходит в глубокую древность. Она явилась реакцией трудящихся на эксплуатацию, угнетение, утвердившиеся в обществе с возникновением частной собственности и антагонистических классов. Трудящиеся не мирились с несправедливыми порядками, хотели их изменить. И мечтали о жизни, в которой не было бы частной собственности, антагонистических классов, эксплуатации и угнетения. Преемственная нить таких мечтаний пронизывает историю человечества на протяжении тысячелетий. Сами же понятия «социализм» и «коммунизм» образовались в конце ХVIII в. в Западной Европе в связи с событиями Великой Французской буржуазной революции. Они происходят от латинских слов: первое от слова «социалис» – общественный , второе от слова «коммунис» – общий . В широкое употребление оба понятия вошли в 30-40-х гг. ХIХ в. Ими стали обозначать справедливый строй, противопоставлявшийся капитализму. Согласно понятиям, он должен основываться не на частной, а на общественной собственности на средства производства; вследствие этого в нем должны существовать не индивидуалистческие, а коллективистские отношения; должны быть ликвидированы эксплуатация, угнетение, неравенство и созданы условия для достойной жизни всех людей.

Поскольку стремления к справедливому строю зародились в глубокой древности, они сначала существовали в виде различных мифов и сказаний. Наиболее распространенным было сказание о будто бы утерянном человечеством «золотом веке», когда все жили в счастье и благополучии. Впоследствии, с развитием общественных отношений, духовным прогрессом человечества, эти фантазии стали приобретать вид более-менее целостных теорий, получивших в конечном счете общее название утопического социализма (коммунизма). Понятие утопический социализм (коммунизм) восходит к слову «Утопия». Так назвал свою книгу о справедливом строе английский мыслитель-гуманист Томас Мор (1478-1535). «Утопия» в переводе с греческого означает место, которого нет , т.е. вымысел, сказка. Этим автор намекал, что изображенные им порядки нигде не существуют. Причем в характеристике порядков он, конечно, исходил не из научных выводов о социальном развитии (их тогда не было), а из своих наивных, ошибочных взглядов. Тем же отличались и все другие представители данного направления общественной мысли. Отсюда подутопическим социализмом (коммунизмом) понимаются такие представления о новом обществе и путях его создания, которые не опираются на выводы науки, знание объективных законов и движущих сил исторического развития, а потому в реальной жизни не могут быть успешно осуществлены.

Своей высшей ступени утопический социализм (коммунизм) достиг в первой половине XIX века. Данный период характеризовался тем, что капитализм в результате буржуазных революций окончательно порвал путы феодализма, перейдя от мануфактурной стадии к машинному производству. Это обострило его противоречия и усилило стремления трудящихся улучшить свою жизнь. Отражением стремлений и было возникновение новых утопических социалистических теорий. Наиболее выдающимися здесь мыслителями являются: французы Анри Сен-Симон (1760-1825), Шарль Фурье (1772-1837) и англичанинРоберт Оуэн (1771-1858). Они дали беспощадную, разностороннюю критику буржуазного общества, вскрыли его язвы и пороки, вследствие чего их учения получили название критически-утопического социализма. Они указали на преходящий характер капитализма, выдвинули положение о том, что на смену ему неизбежно должен прийти другой, справедливый строй («золотой век», утверждалось ими, лежит не позади, а впереди человечества), обозначили в виде догадок ряд его черт. Все это и сделало критически-утопический социализм еще одним непосредственным теоретическим источником марксизма. Марксистский социализм, писал Энгельс, никогда не забудет, что он стоит на плечах Сен-Симона, Фурье и Оуэна – мыслителей, принадлежавших к величайшим умам человечества и предвосхитивших множество важнейших для становления нового общества истин. Утопический социализм, заметил Маркс, носил в себе научные воззрения о социализме в зародыше.

Однако свободному росту этого зародыша препятствовала свойственная утопическому социализму историческая ограниченность . Под нею понимается отмеченная выше ошибочность взглядов, порожденная не личными качествами мыслителей, а неразвитостью того периода, в который они жили, незрелостью существовавших в то время общественных отношений. Утопический социализм складывался, когда капитализм еще далеко не раскрыл своей природы и особенностей. Конфликты, вытекающие из его порядков, только зарождались, и средства их устранения были неясны. Это определило взгляды создателей утопических систем. Незрелому состоянию общественных отношений неизбежно соответствовали незрелые теории. Правильные ответы на актуальные вопросы эпохи еще были скрыты в общественных отношениях, поэтому их приходилось выдумывать из головы, что приводило к ошибкам, конструированию фантастических картин и неосуществимых планов социального переустройства. Для избавления представлений о новом обществе от исторической ограниченности утопических систем надлежало взгляды о социализме поставить на реальную почву, превратить из утопии в науку. То есть требовалось разработать научную теорию возникновения, становления и развития альтернативного капитализму строя.