Одна из главнейших достопримечательностей Ульяновска, правда, не так широко известная как ленинские и гончаровские места, - это, безусловно, головной отраслевой музей гражданской авиации, содержащий ряд уникальнейших экспонатов. Особенностью музея является тот факт, что практически все экспонаты летательных аппаратов прибыли сюда своим ходом.

Но это не какой-то моторизованный планер. Блок оснащен небольшим электродвигателем мощностью 40 л.с. который может работать до двух часов, что значительно увеличивает дальность действия на этапе. Выпуск устройства запрограммирован на. Земноводный и оснащенный четырьмя турбовинтовыми машинами, блок может перевозить 12 000 литров воды или выполнять долгосрочные поисково-спасательные операции.

Малайзия и Новая Зеландия уже выразили заинтересованность в приобретении самолета, чьи первые подразделения должны быть доставлены из. Китайский Супер Фрелон также был экспортирован в Южную Африку и Ирак. Самолет используется в Китае в поисково-спасательных операциях, перевозке солдат и может даже размещать и сбивать подводные лодки и корабли.

Ульяновский музей гражданской авиации расположенн недалеко от аэропорта города. Он состоит из четырех залов с экспонатами, которые полностью иллюстрируют историю авиации, начиная с периода гражданской войны и до наших времен. Музей относится к высшему авиационному училищу города Ульяновска, где занимаются курсанты и изучают историю гражданской авиации. Музейный фонд просто огромен, насчитывающий более девяти тысяч экспонатов, среди которых находится немалое количество подлинников, сохранившихся в единственном экземпляре и представляющих собой по - истине уникальные вещи!

Вместимость до 90 пассажиров и дальность около 200 км, модель будет использоваться в так называемых региональных маршрутах, короткие поездки с небольшим спросом на занятие. Для подготовки летчиков-истребителей, элиты ВВС, требуются высокопроизводительные учебные самолеты.

Он включает в себя пролетные команды, поисковый и навигационный радар, фюзеляж и крылья, построенные из композитных материалов и цифрового летного оборудования. Он также может быть вооружен ракетами, бомбами и ракетами. Уже подвал может принимать до девяти тонн бомб, обычных или лазерных, или в худшем случае, ядерного устройства. Китай уже произвел около 280 единиц этого бомбардировщика. У китайской невидимой охоты все еще нет даты для начала операции.

Начнём с первого советского пассажирского самолёта АК-1


Самолёт был построен в единственном экземпляре в ноябре 1923 года на средства, внесённые латышскими стрелками в фонд строительства советского воздушного флота


Шэньянская авиационная корпорация также хранит информацию о производительности и деталях о невидимости своих самолетов, которые еще не выпущены. Китайское правительство так и не подтвердило этого.


Самолет взлетел нормально, и все казалось, что он прошел гладко во время полета, когда только в 400 милях от Северного полюса, на контрольно-пропускном пункте в Канаде, они предупредили их, что им нужно будет исправить курс, поскольку они полетели намного дальше на север, чем им нужно.

Самолёт, переданный обществу «Добролёт» эксплуатировался на авиалиниях Москва - Нижний Новгород и Москва - Казань. Вмещает трёх пассажиров


В музее представлена реплика самолёта, изготовленная в 1986 году. Реплика единственная, все остальные объекты музея абсолютно аутентичные

Чтобы исправить ход самолета, который не был оснащен инерциальной навигационной системой, командир Ким Чанг Ки, не заметив, что Солнце на 180 ° равноудалено от положения, которое должно быть, ошибочно изменило траекторию Боинг 707, юг, к Мурманску, а не к Анкориджу по графику.





















Из-за вторжения боевики Су-15 и МиГ были предупреждены. Два боевика Су-15 взлетели с авиабазы ​​Долинск-Сокол, чтобы перехватить южнокорейский самолет. В 4: 30 вечера, почти через 1 час после обстрела, советская база сообщила, что она посылала несколько самолетов и кораблей в «поисково-спасательную миссию» в регионе.


АНТ-4 (ТБ-1). Первый в мире тяжёлый цельнометаллический двухмоторный бомбардировщик



В 1929 году на таком самолёте был совершён перелёт Москва - Нью-Йорк

Согласно сообщениям, самолет разбился спирально, врезавшись в море, примерно в 55 км от острова Сакалина, преследуя всех на борту. Это был чрезвычайно целевой регион. Во время холодной войны полуостров использовался в качестве цели Советами для оценки баллистических ракет и испытаний на точность.

Был сделан вывод о том, что в программировании автопилота произошла ошибка, и магнитные поля мешали оборудованию.


В Фолклендской войне - флирт со смертью над Южной Атлантикой. Это произошло во второй половине дня в пятницу, 23 апреля. Это было на короткое время - достаточно, чтобы вызвать бунт. Внезапно охота закружилась и исчезла. Он был довольно озадачен, чтобы оживить разговор на борту поездки в Йоханнесбург-Рио.



Кликабельно 5000х1100

В 1934 году ТБ-1 участвовал в спасении экспедиции парохода «Челюскин»


В музее представлен единственный сохранившийся АНТ-4 из 212-ти выпущенных


Бризола и его попутчики не могли себе представить, но это был флирт со смертью. Он продвигался к архипелагу Мальвинских островов, захватившему аргентинские войска тремя неделями ранее. Адмирал Джон Форстер «Сэнди» Вудворд командовал рискованной операцией, находящейся на расстоянии 13 000 миль от европейских баз, ограниченной в календаре к началу полярной зимы. А также ограничено во времени, потому что правительство премьер-министра Маргарет Тэтчер не выживет, если миссия приведет к фиаско или «бесполезной поездке в никуда» - в определении Бюро разведки Госдепартамента США.

У-2, один из самых массовых самолётов в мире. Начало эксплуатации - 1929 год


Як-12, 1946 год. Большое число этих самолётов остается в эксплуатации по сей день


Як-40, 1966 год


Вся стратегия обороны военной хунты зависела от расположения кораблей для оценки вероятнейшей даты прибытия флота в зону боевых действий. Вудворд, обеспокоенный миссиями «разведки», призвал к изменениям правил перехвата. До тех пор он полагался на прямое разрешение от Лондона открывать огонь по самолетам, которые считались «угрозой», за пределами «зоны без полетов», даже если они были безоружными. В четверг, 22 апреля, ему была предоставлена ​​автономия, когда министр обороны Джон Нотт объявил об изменениях в системе защиты боевых частей флота - утверждая, что флот уже был в пределах досягаемости аргентинских военно-воздушных сил.

Первый в мире реактивный пассажирский самолёт для местных авиалиний


Як-42. Среднемагистральный пассажирский самолёт, 1975 год


Легендарный «Кукурузник» Ан-2. Сейчас в мире эксплуатируется более двух тысяч подобных самолётов, многие из них летают уже более 40 лет

Во второй половине дня еще одна тревога: самолет подозревается в 340 километрах, на высоте десяти тысяч метров, приближаясь к 700 километрам в час. Время не могло быть хуже, вспоминал Вудворд, потому что авианосцы Гермеса были в разгаре заправки. Был подготовлен запуск ракет.

Истребитель Харриер приблизился к «цели». Вудворд рассчитывает через 30 секунд, а Алласон оценивает через 20 секунд интервал между признанием Харриером и приказом прервать атаку. И командир Вудворд избежал ошибки, которая, несомненно, изменила бы историю войны в Южной Атлантике.


На борту находилось 38 неиранцев.


Ан-14 «Пчёлка». Разрабатывался для замены Ан-2, но так и не смог заменить его


Ан-24, 1962 год. Турбовинтовой пассажирский самолёт для линий малой и средней протяжённости


Утром этого катастрофического дня капитан и экипаж рейса 655 находились на аэродроме на юге Ирана Бандар-Аббас, готовясь ко второму этажу их 150-километрового регулярного полета над Персидским заливом в Дубай. Это был бы 28-минутный полет. Поскольку это был более современный самолет, иранский авиалайнер был оснащен транспондером идентификации самолета, современной формой системы идентификации бывшей Второй мировой войны «друг или враг». При опросе радиолокационным сигналом от потенциального противника, приемоответчик испускает конкретный ответный сигнал в заранее заданном режиме.

Переходим к семейству Ту. Ту-104, 1955 год. Первый советский реактивный пассажирский самолёт


В период с 1956 по 1958 год Ту-104 был единственным эксплуатирующимся реактивным авиалайнером в мире


Именно с появлением Ту-104 стали внедряться спецавтомобили, самоходные трапы, в аэропортах начала работать привычная сейчас система оформления билетов, регистрации багажа, появились автобусы для пассажиров, был впервые внедрён нынешний стандарт обслуживания на борту

После взлета с полосы 21, полет 655 был направлен башней Бандар Аббас, пока он не включил свой транспондер и продолжал двигаться по Персидскому заливу. Из-за короткого расстояния траектория полета была бы простой траекторией, поднимающейся с высоты 1000 футов, пересекая на короткое время, а затем постепенно спускающейся в Дубай. Согласно тем же отчетам, Винсеннес несколько раз пытался связаться с рейсом 655, но ответа не было.

Рейс 655, около 290 человек, упал в Персидском заливе. Весь полет занял менее семи минут. В этот день в полдень иранские вертолеты и катера начали обыскивать этот район и извлекать тела. Как только «черный ящик» на борту иранского аэробуса был потерян в водах Персидского залива, мы никогда не узнаем точно, каков был ваш профиль полета, игнорировал ли экипаж американские вызовы или просто не слышал их.


Пассажирам стали предоставляться горячее питание и прохладительные напитки, бортпроводники перед вылетом стали проводить обязательный инструктаж по безопасности и т.д.


На Ту-104 уже в 1956-57 годах выполнялись рейсы из Внуково в Лондон, Будапешт, Копенгаген, Пекин, Брюссель, Оттаву, Дели, Прагу и т.д.

Убитый по ошибке или сознательно нацеленный, через сорок лет десятки авиалайнеров разбились, жертвы военного пожара. «Боинг» из авиакомпании «Малайзия», пораженный ракетным огнем Четверг, 17 июля на востоке острова, находится далеко от первого авиалайнера, сбитого в небе. За последние сорок лет десятки коммерческих рейсов разбились при аналогичных обстоятельствах.

Полет должен быть очень коротким, всего лишь в 200 километрах, а через несколько минут после взлета самолет сбит над Персидским заливом американским кораблем, патрулирующим Ормузский пролив. 16 членов экипажа и 274 пассажира, в том числе 66 детей, погибли.


Появление Ту-104 позволило СССР в кратчайшие сроки выйти на международный уровень авиаперевозок



Кликабельно 5000х2100

Ту-114. Самый большой и самый скоростной в мире турбовинтовой пассажирский самолёт. Летал в США, Кубу, Японию

Соединенные Штаты, официально про-иракцы, несколько дней зашли в тупик, вызвав новую напряженность с Тегераном. Президент Рональд Рейган и вице-президент Джордж Буш одобрили версию командира американского крейсера, заявив, что полет вышел из его воздушного коридора, прежде чем экипаж был обманут малой высоты плоскости.

Среди 269 человек на борту нет выживших, а среди жертв - демократ США Ларри Макдональд.


По причинам, которые не были полностью выяснены, южнокорейский «Боинг» дважды уходил в советское воздушное пространство и в разгар «холодной войны» считал его самолетом. шпионить и стрелять.



Кликабельно 5000х2000

Фюзеляж имеет две палубы, соединённые лестницей, на нижней из которых располагаются два багажных отсека, комната отдыха экипажа и кухня, а на верхней - пассажирский салон. Кухня снабжена подъёмником для подачи блюд в салон, первоначально в составе экипажа был повар

Между Вашингтоном и Москвой возник долгий спор, и американцы обвинили Советы в преднамеренном уничтожении гражданского самолета под единственным предлогом, что они нарушили свое воздушное пространство, а Советы обвинили разведывательные службы Соединенных Штатов Америки.

Москва признает свою ответственность только через пять дней под международным давлением и после осуждения Совета Безопасности Организации Объединенных Наций. В результате этой катастрофы поправка к Чикагской конвенции о международной гражданской авиации запрещает применение силы против гражданского самолета.


Данный самолёт был выпущен предпоследним из всех Ту-114 (в 1964 году) и является одним из трёх сохранившихся экземпляров этого типа самолёта


Ту-116, 1958 год


Специально переоборудованный из бомбардировщика Ту-95 пассажирскиий самолёт для дальних полётов руководства СССР, построенный на случай непредвиденной задержки с производством первых Ту-114


Имел встроенную в незначительно переоборудованный фюзеляж бомбардировщика герметичную пассажирскую кабину-капсулу с иллюминаторами, встроенным трапом, включающую в себя два салона на 20 человек, кухню, туалет, служебное помещение


Всего было построено два экземпляра, до наших дней дожил только один


Ту-124, 1962 год



Кликабельно 5000х2100

Ту-124 фактически является уменьшенной копией ранее разработанного Ту-104, и оба типа схожи внешне, но различаются размером, а также конструктивным исполнением некоторых агрегатов





На судьбу Ту-124 решающее влияние оказало указание Хрущёва по переносу двигателей на хвостовую часть самолета, как у увиденной им французской «Каравеллы». В результате развернувшееся было крупносерийное производство самолёта было прекращено в пользу его глубокой модификации Ту-134


Ту-134. Один из самых массовых пассажирских самолётов, собиравшихся в Советском Союзе


Всего было построено 852 самолёта, 130 из которых до сих пор эксплуатируются


Жемчужина экспозиции - первый в мире сверхзвуковой авиалайнер Ту-144



Кликабельно 5000х1550


3 июня 1973 года Ту-144 № 77102 разбился во время показательного полёта на авиасалоне в Ле Бурже. Тем не менее Ту-144 стал совершать регулярные рейсы на маршруте Москва - Алма-Ата


Билет на этот самолёт стоил 68 рублей, тогда как на обычный дозвуковой самолёт билет в Алма-Ату стоил 48 рублей



Кликабельно 5000х1700

После второго крушения Ту-144 в испытательном полёте 23 мая 1978 года, всего через семь месяцев после начала коммерческой эксплуатации, Аэрофлот прекратил сверхзвуковые пассажирские рейсы


Из 16 выпущенных Ту-144 всего два самолёта занимались перевозками пассажиров на регулярных трассах Москва - Алма-Ата - это стосорокчетвёртые под №№ 77109 и 77110, причём сохранился только один из них, он и выставлен в экспозиции музея.


Также этот борт летал на международный авиасалон в Ле-Бурже в 1977 году. В настоящий момент является наиболее комплектным из всех сохранившихся Ту-144.


На самолёте установлены оригинальные двигатели НК-144А


Со слов сотрудников музея, салон самолёта находится в идеальном состоянии


Самый массовый советский реактивный пассажирский самолёт Ту-154



Переходим к семейству Ил. Ил-14, 1950 год


Ближнемагистральный двухдвигательный самолёт, разработанный для замены устаревших Ли-2 и Ил-12


Всего было выпущено более 3500 самолётов


На данный момент в состоянии лётной годности в России находится всего один самолёт Ил-14, отремонтированный энтузиастами из Санкт-Петербурга


Ил-18. Первый советский турбовинтовой лайнер, совершивший первый полёт за полгода до Ту-114



Кликабельно 5000х2050

Ил-28. Первый советский реактивный фронтовой бомбардировщик, носитель тактического ядерного оружия


Ил-62. Первый советский реактивный межконтинентальный пассажирский самолёт


Первый полёт совершил в 1963 году. Производился серийно в 1966-1995 годах


Всего было выпущено 289 самолётов. Треть всех выпущенных машин поставлялась на экспорт в социалистические страны, в первую очередь на Кубу



Кликабельно 5000х1600

В течение нескольких десятилетий Ил-62 служил и служит в качестве правительственного («борт № 1») - в СССР, Российской Федерации и Украине


На сегодняшний день в России в коммерческой эксплуатации не осталось самолетов этого типа; они летают только в ВВС, МЧС и специальном летном отряде «Россия»


Ил-86 - первый и самый массовый советский/российский пассажирский широкофюзеляжный самолёт


Потребность в таком самолёте возникла в СССР в 1967 году, когда «Аэрофлот» выработал требования к самолёту на 350 мест



Кликабельно 5000х1800

Четыре самолёта построены в варианте воздушного командного поста Ил-87 для управления вооружёнными силами на случай ядерного конфликта


В советское время основным назначением Ил-86 были внутренние регулярные рейсы средней протяжённости, в постсоветское - вместительная машина стала использоваться для выполнения чартерных рейсов на популярные курорты


Массовое списание и вывод из эксплуатации авиалайнеров этого типа началось с 2001 года. Причиной стали, в том числе, введенные в ЕС ограничения по шуму, что помешало Ил-86 совершать полеты в большинство аэропортов Европы



Кликабельно 5000х1500

МиГ-25 - советский сверхзвуковой высотный истребитель-перехватчик третьего поколения


Первый в мире серийный истребитель, достигший скорости 3000 км/ч. Многоцелевой самолет, способный решать как разведывательные, так и истребительные задачи



Кликабельно 5000х1400

Чехословацкий Л-29 «Дельфин». Самый массовый в мире реактивный учебно-тренировочный самолёт


Ещё один экземпляр из Чехословакии - Л-410 «Turbolet». Первый в послевоенное время самолёт зарубежного производства, вышедший на советские воздушные трассы


Польский М-15 «Belfegor». Единственный в мире реактивный сельскохозяйственный самолёт


Разработан и производился в Польше в 1970-е годы по заказу СССР


За свой странный вид получил название «Бельфегор» - демон


Ми-1 - многоцелевой вертолёт, разработанный в конце 1940-х годов


Серийное производство велось в 1954-1960, всего было построено 2680 машин


Ми-2, тоже в раскраске ГАИ


Широко применяется для выполнения множества гражданских и военных задач. До окончания производства в 1992 году построено свыше 5400 единиц. Даже в настоящее время Ми‑2 принимает участие в тендерах, соревнуясь со своими преемниками Ка-226 и «Ансатом»


Ми-4. Первый военно-транспортный вертолёт вооруженных сил СССР


В 1950-1970 гг являлся основным транспортно-десантным вертолётом стран Варшавского Договора

Ми-6 - тяжёлый многоцелевой вертолёт


Строился с 1959 года на Ростовском вертолётном заводе как в военном, так и в гражданском вариантах. В 1964-1978 годах поставлялся на экспорт



Кликабельно 5000х1700

Вертолёт Ми-6 - самый грузоподъемный по тем временам



Также в музее представлены различные варианты бортовых самописцев, т.н. «чёрных ящиков»


Как видно, «чёрные ящики» на самом деле оранжевые


В целом, музей отличный. Не смотря на то, что некоторые самолёты выглядят не очень презентабельно, они постепенно окрашиваются и в скором времени, надо думать, все будут выглядеть достаточно хорошо. А персонал музея, в основном составленный из бывших пилотов, очень дружелюбен и разговорчив


September 9th, 2012 , 05:55 pm

Неделю назад, путешествуя по Волге на теплоходе "Карл Маркс", мы с друзьями побывали в музее гражданской авиации в Ульяновске. В этом музее под открытым небом собраны практически все значимые для советской послевоенной гражданской авиации самолеты и вертолеты.

Писать обо всем увиденном - дело долгое; остановлюсь на трех самолетах, внутри которых нам в этот день довелось побывать.


Ту-104

Первенец реактивной гражданской авиации СССР. Хотя Ту-104 проектировался на базе бомбардировщика Ту-16, темпы его создания по нынешним временам кажутся нереальными: в сентябре 1954 года был представлен эскизный проект Ту-104, а в июле 1955 года состоялся первый полет. Первый регулярный рейс с пассажирами был совершен в сентябре 1956 года, маршрут - Москва - Омск - Иркутск.

Эксплуатировались эти самолеты на гражданских линиях до 1979 года. Ту-104 не стал массовым самолетом из-за низкой экономичности и необходимости наличия длинных взлетно-посадочных полос (более 2500 метров), которых в СССР тогда было немного. Основной "рабочей лошадкой" гражданской авиации 1960-х и первой половины 1970-х годов был турбовинтовой Ил-18. Но при этом Ту-104 эксплуатировался на многих как внутрисоюзных, так и международных линиях, в том числе выполнял регулярные полеты из Москвы и Ленинграда через всю страну на Дальний Восток с тремя-четырьмя посадками.

Мне удалось застать конец карьеры Ту-104 и даже дважды полетать на них - из Ленинграда в Симферополь и обратно. Но было мне тогда всего полтора года, и я совсем ничего об этих полетах не помню.

Представленный в музее Ту-104 был построен в 1956 году. Этот самолет до 1961 года поработал на пассажирских линиях во Внуковском, а затем - в Ташкентском авиапредприятиях. После чего самолет был передан Министерству обороны, и в течение 20 лет служил "летающим салоном" для руководства Северного флота.

Поэтому компоновка салона этого Ту-104 не совсем обычная (а обычным было расположение кресел 2+3 в ряду).

В помещении одной из умывальных комнат одно время была оборудована настоящая паровая баня.

Кабина Ту-104 весьма просторна.

Приятно посидеть в кресле командира легендарной машины...

А Александр Сахаров расположился в просторном "кабинете" штурмана.

За креслами пилотов находится рабочее место бортинженера.

Этот экземпляр Ту-104 стал самым последним самолетом этого типа, когда-либо поднимавшимся в воздух - правда, уже без пассажиров. Произошло это 11 ноября 1986, когда самолет перегоняли из Шереметьево в Ульяновск, где он вскоре занял свое место в музее.

Ту-124

Этот самолет называли "младшим братом Ту-104". Действительно, Ту-124 проектировался как уменьшенная копия Ту-104 (грубо говоря, все размерности планера умножили на 0.8). Он предназначался для линий малой протяженности. Первый полет Ту-124 совершил в марте 1960 года, а на регулярные рейсы вышел двумя с половиной годами позже.

В 1963 году произошел уникальный случай: один из таких самолетов, выполняя пассажирский рейс Таллин - Москва, произвел вынужденную посадку на Неву прямо в центре Ленинграда. Дело в том, что после взлета из Таллина обнаружилось, что передняя стойка шасси застряла в полуубранном положении. Было решено сажать самолет в Ленинграде, но перед этим - выработать топливо. Из-за неисправности датчика топлива его вырабатывали до тех пор, пока оно не закончилось. Самолет с остановившимися в воздухе двигателями удалось благополучно посадить на Неву между Большеохтинским и Финляндским железнодорожным мостом. Никто не пострадал.

Что-то похожее три года назад произошло в Нью-Йорке, когда самолет A-320 из-за проблем с двигателями приводнился на реку Гудзон.

Самолеты Ту-124 работали на пассажирских линиях СССР до 1980 года, а в военной авиации - несколько дольше. Как и многие советские самолеты, Ту-124 был нерентабельным. Час его полета приносил государству убыток в размере 40 рублей.

Представленный в музее Ту-124 был построен в 1967 году, и никогда не возил обычных пассажиров, так как входил в состав военно-воздушных сил СССР и предназначался для подготовки военных штурманов. Самолет эксплуатировался в Тамбовском военном авиационном училище. Был передан в ульяновский музей в 1984 году, где получил "аэрофлотовскую" раскраску.

Салон этого Ту-124 не совсем обычный: в нем очень большой шаг кресел. В серийных пассажирских Ту-124 шаг пассажирских кресел был меньше, и в самолете размещались 56 пассажиров (14 рядов кресел по 4 кресла в ряду).

Кабина Ту-124 оказалась значительно теснее, чем у Ту-104. На рабочее место штурмана я протиснулся с трудом.

А вот для шестилетнего Артема штурманская кабина Ту-124 оказалась в самый раз.

Так выглядит место второго пилота Ту-124 глазами штурмана:

В начале 1960-х годов в КБ Туполева разработали глубокую модификацию Ту-124: ему удлиннили фюзеляж, перенесли двигатели от крыльев в хвостовую часть (таким образом был снижен шум в пассажирском салоне), заменили хвостовое оперение на Т-образное. Самолет назвали Ту-124А, а в дальнейшем ему присвоили имя Ту-134. Самолеты Ту-134 летают на пассажирских линиях до сих пор.

Ту-144

Ту-144 - сверхзвуковой пассажирский самолет, развиваший скорость до 2500 километров в час. Он впервые поднялся в воздух в декабре 1968 года, на два месяца раньше зарубежного аналога - "Конкорда".

1 ноября 1977 года началась эксплуатация Ту-144 на пассажирской линии Москва - Алма-Ата. Время в полете составляло два часа (против четырех с половиной часов на эксплуатировавшемся тогда на этой линии Ил-62). Самолет вылетал из Домодедово в 08.30, из Алма-Аты - в 14.30 московского времени. Рейс выполнялся раз в неделю.

Но настоящий выигрыш во времени Ту-144 мог дать на дальних линиях, таких как Москва - Хабаровск. Для дальних рейсов была разработана модификация Ту-144Д, которая проходила испытания как раз в то время, когда Ту-144 начал полеты с пассажирами. 23 мая 1978 года один из Ту-144Д во время испытательного полета из-за неисправности был вынужден совершить вынужденную посадку в Подмосковье. Погибли два входивших в экипаж инженера. Это стало поводом для прекращения пассажирских полетов на Ту-144. Больше этот самолет никогда не перевозил пассажиров, хотя испытательные полеты на этом типе продолжались еще многие годы.

Полагаю, что существовала другая причина для прекращения пассажирских полетов Ту-144: крайне высокие расходы даже для советской экономики. Билет на Ту-144 стоил дороже обычного (68 рублей против 48 на Ил-62), но даже при этом самолет был нерентабельным.

Зарубежный аналог Ту-144, "Конкорд", перевозил пассажиров до ноября 2003 года. Полеты "Конкордов" были прекращены по целому ряду причин, но главными из них тоже стали экономические.

Выставленный в Ульяновске Ту-144 с бортовым номером СССР-77110 - одна из двух машин, перевозивших пассажиров между Москвой и Алма-Атой.

Некоторое время назад мне довелось побывать в одном из музейных "Конкордов". Компоновка кресел в его салоне - 2+2; они широкие и сделаны из кожи. Все подчеркивает "элитность" машины: ведь любой билет на "Конкорд" стоил на уровне первого класса обычного самолета.

В Ту-144 салон выглядит попроще. Кресла располагаются 2+3 в ряду и ничем не отличаются от тех, что использовались в других советских самолетах того времени, хотя шаг между рядами мне показался больше стандартного. Салон был оборудован кислородными масками французского производства.

В носовой части Ту-144 - отдельный просторный салон первого класса.

В кабине Ту-144 интересно и детям...

И взрослым.

Что ж, немного жаль, что мне не удалось и уже не удастся полетать на Ту-144 и других исторических самолетах. Но побывать в их салонах и кабинах экипажа оказалось очень интересно.

Спасибо Евгению Гордееву (