Однажды это происходит: ваш ребёнок задает вопрос про то, как устроено тело. Как мы дышим, перевариваем еду, почему так часто стучит сердце или отчего у мамы столько веснушек. Ответить на них помогут книги - те, что рассказывают про организм понятно, легко и увлекательно. Открывайте их вместе с малышами или дайте почитать своему подростку.

1. Почему?

В конце книги есть странички для ваших «почемучек»: там мамы и папы могут записывать «перлы» и вопросы своих малышей.

Для кого: для детей от 3 лет

2. Кости и скелеты

Дети смогут не только читать, но и сравнивать размеры костей и частей тела. А ещё рассматривать потрясающие иллюстрации Стива Дженкинса: он работает в технике коллажа и собирает картинки из бумаги. Книга о скелетах с лёгкостью сможет стать любимым чтением ребёнка.

Для кого: для детей от 4 лет

3. Анатомия

Иллюстрированный атлас по анатомии, который доступно рассказывает о том, как устроен организм человека. Особенность книги - в её резных иллюстрациях. Открываем клапан и рассматриваем, из чего состоит пищеварительная система или глаз. Иллюстрации подробные, но не пугающие. А ещё анатомически точные, ведь книгу проверял физиолог и кандидат биологических наук Ольга Сергеева.

У «Анатомии» большой формат и яркое оформление. Такую книжку интересно читать и приятно дарить: она точно понравится большим и маленьким читателям.

Для кого: для детей от 7 лет

4. Как устроен человек

Все факты поданы увлекательно и доступно: книга понравится не только маленьким чевостикам, но и их родителям.

Для кого: для детей от 5 лет

5. Как работает тело

Дети узнают об удивительных фактах, с которыми встречаются каждый день. Что подсказывает нам, что мы голодны? Отчего у нас сосет под ложечкой, когда мы сильно нервничаем? И у кого больше генов - у луковицы или человека? Интересно и познавательно.

Для кого: для школьников от 10 лет

6. Если хочешь быть здоров

В книге есть информация о том, как закаляться, делать зарядку и сидеть за компьютером. А художники Анастасия Балатёнышева и Анастасия Холодилова нарисовали милые иллюстрации и схему, которая поможет правильно чистить зубы.

Для кого: для детей от 3 лет

7. Моё тело: от макушки до пяток


Автор фото: tochka_.

Как устроен человек? Для детей ответить на этот вопрос будет не так просто. А уж разобраться в этом сложном механизме - и подавно. А ведь все в организме человека подчинено определенным закономерностям.

Устройство тела

Как устроено тело является многоклеточным организмом. С точки зрения систематики это представитель На стадии зародышевого развития у него сформированы хорда, нервная трубка и жаберные щели в глотке. Развиваясь, они преобразуются в скелет, спинной и головной мозг, а органами дыхания становятся легкие. Как и все млекопитающие животные, человек выкармливает своих детенышей молоком, имеет млечные, потовые и сальные железы, волосяной покров и роговые образования кожи.

Как человек устроен? Его тело состоит из клеток, которые объединяются в ткани. Совокупность последних, в свою очередь, образует органы. Однако каждый из них по отдельности не способен выполнять сложные функции осуществления процессов жизнедеятельности. Поэтому органы объединяются в физиологические и функциональные системы.

Особенности животных клеток

Клетки организма человека имеют типичное для животных строение. Они являются эукариотическими, поскольку имеют ядро. Эта постоянная клеточная структура содержит генетическую информацию, заключенную в молекулах ДНК. По типу питания человек является гетеротрофом. По этой причине его клетки лишены зеленых пластид хлоропластов, в которых и происходит процесс фотосинтеза. Основными органеллами являются митохондрии, лизосомы, комплекс Гольджи, эндоплазматическая сеть, цитоскелет и центриоли.

Как человек устроен: основные типы тканей организма

Группы клеток, обладающие единством строения и функций, называются тканями. В организме человека выделяют четыре типа тканей:

1. Эпителиальная - состоит из мелких, плотно прилегающих друг к другу клеток. Она образует покровы тела, внутренних органов, ее особая разновидность является основой желез. Она практически не содержит Эпителиальные ткани выполняют функцию защиты и обмена веществ с окружающей средой.

2. Соединительная - является основой, из которой состоят человеческие органы. Состоит из крупных клеток, которые расположены в большом количестве межклеточного вещества. Ее разновидностями являются костная, хрящевая, жировая, кровь.

3. Мышечная - состоит из волокон, способных к сокращению. Выполняет функцию передвижения отдельных органов и целого организма в пространстве.

4. Нервная - образована нейронами с многочисленными отростками, которые передают различные виды информации, обеспечивая взаимосвязь организма с окружающим миром.

Человеческие органы и системы: особенности организации

Каждый орган состоит из тканей нескольких типов. К примеру, сердце образовано мышечной тканью, окруженной соединительнотканной оболочкой. А вот самым большим органом по праву считается кожа. Ведь его общая площадь составляет до 2-х квадратных метров. Почему кожа - это орган? Потому что состоит из нескольких тканей: эпителиальной и соединительной.

Чтобы разобраться, как человек устроен, необходимо познакомиться и с понятием системы органов. Примеры таких структур известны всем: пищеварительная, кровеносная... Каждая из них представляет собой совокупность органов, объединенных выполнением единой функции. Рассмотрим данные структуры организма человека подробнее.

Опорно-двигательная система

Этой системе в курсе анатомии посвящен самый первый урок. Как устроен организм человека? Прежде всего в его основе располагается скелет. Он представлен несколькими отделами. Это скелет головы, туловища, поясов и свободных верхних и нижних конечностей. В отличие от остальных животных, для человека свойственно прямохождение. Способность к передвижению обеспечивают мышцы, которые прикрепляются к костям при помощи связок.

Дыхательная и кровеносная система

Продолжаем рассматривать, как устроен организм человека. Его существование невозможно без газообмена. Эту функцию обеспечивают сразу две системы. Дыхательная представлена и легкими. При вдохе в них поступает кислород воздуха. Из легочных пузырьков этот газ поступает в мельчайшие сосуды-капилляры. С током крови кислород поступает к каждой клетке организма. В обратном направлении происходит движение углекислого газа, который также через легкие удаляется из организма.

Система представлена четырехкамерным сердцем и сосудами: артериями, капиллярами и венами. Тип данной системы у человека является замкнутым, поскольку кровь в его организме не смешивается с полостной жидкостью, а циркулирует только внутри сосудов.

Пищеварительная и выделительная система

Жизнедеятельность человека невозможна без обмена веществ с окружающей средой. Поступление, расщепление и усвоение питательных веществ осуществляется пищеварительной системой. Как устроен организм человека, а конкретно данная совокупность органов? Она представлена ротовой полостью, глоткой, пищеводом, желудком, тонким и толстым кишечником, которые открываются анальным отверстием. Это пищеварительная система сквозного типа. Но осуществление ее функций было бы невозможно без специализированных желез, которые выделяют ферменты, расщепляющие сложные органические вещества до простых. К ним относятся слюнные железы, поджелудочная и печень.

Представлена парными бобовидными почками, мочеточниками, мочевым пузырем, открывающимся наружу каналом. С ее помощью организм избавляется от избытка воды, солей и токсичных продуктов обмена.

Особенности строения половой системы

Рассмотрим, как человек устроен с точки зрения репродуктивной функции. Он является раздельнополым организмом с Тип развития - прямой. И женская, и мужская половая система представлена железами, протоками и клетками. Однако у них есть существенные отличия. У мужчин это семенники, их протоки и подвижные мелкие гаметы - сперматозоиды. Эти клетки всегда активны и способны к процессу оплодотворения.

Женская половая система представлена парными яичниками, яйцеводами и неподвижными, относительно крупными гаметами. Для оплодотворения им необходимо передвижение из половых желез в маточную трубу. Этот процесс происходит только в определенный период менструального цикла, который называется овуляция. При слиянии гамет формируется зигота. Она делится и постепенно образует многоклеточную структуру, которая впоследствии превратится в плод. Внутриутробное развитие зародыша обеспечивает надежную защиту маленького организма во время беременности и жизнеспособность в первые месяцы жизни.

Особенности нервной системы человека

Только человек является биосоциальным существом. Во многом это достигается за счет высокого уровня развития нервной системы. Она состоит из спинного и головного мозга, а также нервных волокон, которые от них отходят. Человек рождается с определенным набором безусловных рефлексов и животных инстинктов. Однако в течение жизни у него формируются и приобретенные реакции. Как устроен мозг человека? Более сложно, по сравнению с другими хордовыми животными. В нем различают кору больших полушарий и большое количество извилин, которые значительно увеличивают его площадь. Только для человека характерна осмысленная речь и абстрактное мышление. Он живет в обществе и в определенной степени подчиняется социальным законам.

Регуляция функций

Естественно, в такой сложнейшей системе необходима регуляция функций. Это происходит одновременно двумя путями. При помощи нервной системы организм человека получает информацию о различных изменениях условий в окружающей среде и практически мгновенно реагирует на них. Во многом это осуществляется сенсорными системами. У человека их пять. Это зрение, осязание, обоняние, слух и способность воспринимать запахи. Некоторые ученые выделяют еще одну, которую называют "шестым чувством", или интуицией. Однако ни строения, ни механизма этой системы открыть и объяснить пока никому не удалось. А железы внутренней секреции, выделяя в кровь особые вещества - гормоны, регулируют процессы роста, развития и гомеостаза. Это понятие подразумевает поддержание постоянства внутренней среды.

Вот как устроен организм человека. Это сложная система, которая последовательно объединяет клетки, ткани, органы и их системы. Каждая из этих структур отличается высокой степенью специализации и координируется при помощи нервной и гуморальной систем регуляции.

Конечно, я сама каждый день не хуже книги втолковывала им о правильности здоровой пищи, но в таком возрасте детям важна наглядность, а пирамида из еды на первом развороте врезалась им в память лучше всяких слов. Потом в нашем доме часто можно было услышать что-нибудь поучительное,типа « …это же вредно…» или в адрес мужа - большого сладкоешки:"Хватит есть сладкое")))

Мы быстро изучили книжку и тут я задумалась, а что бы такого интересного придумать в следующий раз. Мои почемучки каждый день закидывали меня вопросами в два голоса, и я решила подготовиться основательно.

Книги покупались в разное время, некоторые года 2,5 назад. Хитом у детей стала «Маленький доктор» от Азбукварик, в которой нужно было отвечать на вопросы после изучения темы, ткнув градусником в нужном месте.При этом раздаётся звук и фраза «Не верно,подумай хорошенько» или «Верно,умница,маленький доктор».Детям так нравилось тыкать, что они ещё до изучения темы знали все ответы). Книгу "Тело человека.Моя первая энциклопедия" от Махаон любят читать рассматривать, хотя мне она не нравится в художественном плане.Есть более красивые книги.

А для себя я купила большую тяжеленную «Анатомию человека», жутковатую и более, чем подробную. В книге представлены компьютерные изображения трёхмерной модели тела человека в мельчайших подробностях.Модель составляли 20 лет, а в основе модели лежат 7 тыс. снимков поперечных срезов мужских и женских тел, замороженных в отверждающем агенте и рассечённых горизонтально на слои 0,3 мм(!). Бррр…Но это как раз то, что надо для тех, у кого отсутствует пространственное воображение, а знания по анатомии весьма смутные.

А вот классные книги, которые пока ещё есть в продаже:

2) Моё тело.От макушки до пяток ()


5) Анатомия человека 360°. Иллюстрированный атлас (Лабиринт.ру)

Цены на многие книги просто заломные, поэтому советую приобретать во время акций.

2. Наши занятия.

Внутренние органы и скелет.

Я обвела Настёнку и Юличку на рулоне обоев. Оставили Юлю, т.к. Настя вертелась и получилось криво.

Затем вырезала внутренние органы и скелет из тонкого картона. Вот с ними пришлось повозиться. Можно было сделать проще, но мне хотелось больше детализации и точности, поэтому пошла длинным путём. На лёгкие приклеила пупырчатую плёнку, в которую заворачивают технику, а все части скелета вложила в пакеты и приклеила внутри скотчем, чтобы не смещались.

Вены и артерии сделали из ниток. Была только белая пряжа, поэтому дала детям покрасить гуашью в нужные цвета. Кстати, таким же способом можно выложить лимфатическую и нервную системы.

Настёнке понравился костюм скелета.На эту тему есть веселая песенка на YouTube The Skeleton Dance - Super Simple Songs.

А вот дети кормят череп мёдиком)

После прохождения темы я показывала изученный орган на скелете Джерри из книги "Собери тело человека. 3D пазл", а самодельные органы дети выкладывали как пазл на нашем макете. Кстати, детям можно наглядно продемонстрировать настоящие органы, когда вы готовите на кухне,например, печень, и даже вместе её порезать. А для сладкоежек можно испечь печенье и нарисовать на нём весёлые скелеты айсингом.

А вот наш скелет из макарон. Обычные макароны детей не прельстили, а вот цветные- совсем другое дело!

Макароны красила так: развела в небольших ёмкостях в холодной воде пищевые красители.(у меня были Wilton для айсинга), брала много,вода получилась мутной. Кинула в ёмкости макароны и оставила на 20 минут.Затем откинула на дуршлаг по очереди все макароны и разложила на предварительно застеленные плёнкой подносы. Главное- не смешивать разные по цвету макароны, а каждую партию класть отдельно. Поставила сушиться на сутки. Пищевые красители хороши тем, что покрашенное ими изделие яркое и не красится в руках.

Зубы.

Изучали рот и виды зубов, в очередной раз говорили о надобности чистки зубов.В прошлом году приходилось много раз рисовать рот с зубами.Все зубы улыбались, если в рот « клали» полезную еду, и плакали и чернели, если вредную. А в этом году дети лепили зубы мистеру Зубастику. Научились сверлить дырки и делать пломбы и брекеты.

А вот на фото у Зубастика все зубы выпали, потому что он ел много конфет и не чистил зубы)

Руки.

Дети, особенно Настя, не любят, когда я мажу им руки зелёнкой. А в игровой форме с удовольствием наделали «порезов», полечили и заклеили пластырем.

подстригали ногти,

красили лаком,

нарисовали украшения- мы же девочки)

Мозг.

Шапочки - мозги Юля раскрасила, а я -склеила.

Подписала всё по-русски, в оригинале- на английском.

Человеческое тело очень сложная и запутанная система, которая ставит в тупик докторов и исследователей.
Даже нас удивляют функции собственного организма и части тела.
Давайте узнаем немного больше о человеческом теле из интересных фактов.

Мозг
Мозг - это наиболее сложный и наименее изученный человеческий орган. Мы многого о нем не знаем, но тем не менее вот несколько фактов о нем.

1. Нервные импульсы двигаются со скоростью 270 км/ч.
2. Для работы мозгу требуется столько же энергии, сколько 10-ваттной лампочке.
3. Клетка человеческого мозга может хранить в пять раз больше информации, чем любая энциклопедия.
4. Мозг использует 20% всего кислорода, который поступает в кровеносную систему.
5. Ночью мозг гораздо активнее, чем днем.
6. Ученые говорят, что чем выше уровень IQ, тем чаще люди видят сны.
7. Нейроны продолжают расти в течение всей жизни человека.
8. Информация проходит по разным нейронам с разной скоростью.
9. Сам мозг не чувствует боли.
10. На 80% мозг состоит из воды.


Волосы и ногти
По сути, это не живые органы, однако вспомните, как женщины трясутся над своими ногтями и волосами, сколько денег они тратят на уход за ними! При случае можете рассказать своей даме пару таких фактов, наверняка она оценит.

11. Волосы на лице растут быстрее, чем где бы то ни было еще.
12. Ежедневно человек теряет в среднем от 60 до 100 волос.
13. Диаметр женских волос вдвое меньше, чем мужских.
14. Человеческий волос может выдержать вес в 100 г.
15. Ноготь на среднем пальце растет быстрее остальных.
16. На квадратном сантиметре тела человека волос столько же, сколько на квадратном сантиметре тела шимпанзе.
17. У блондинов больше волос.
18. Ногти на руках растут примерно в 4 раза быстрее, чем на ногах.
19. Средняя продолжительность жизни человеческого волоса - 3-7 лет.
20. Нужно облысеть по меньшей мере наполовину, чтобы это стало заметным.
21. Человеческие волосы практически не поддаются разрушению.


Внутренние органы
Мы не вспоминаем о внутренних органах, пока они нас не беспокоят, но именно благодаря им мы можем есть, дышать, ходить и всё такое прочее. Вспомните об этом, когда у Вас в следующий раз заурчит в животе.

22. Самый большой внутренний орган - тонкий кишечник.
23. Человеческое сердце создает давление, которого достаточно, чтобы кровь брызнула на семь с половиной метров вперед.
24. Кислота, содержащаяся в желудке, может растворить бритвенные лезвия.
25. Длина всех кровеносных сосудов человеческого тела - около 96 000 км.
26. Желудок полностью обновляется каждые 3-4 дня.
27. Площадь поверхности легких человека равна площади теннисного корта.
28. Женское сердце бьется быстрее мужского.
29. Ученые говорят, что у печени более 500 функций.
30. Аорта имеет диаметр, почти равный диаметру садового шланга.
31. Левое легкое меньше правого - чтобы было место для сердца.
32. Можно удалить большую часть внутренних органов и жить дальше.
33. Надпочечники меняют размер на протяжении всей человеческой жизни.


Функции организма
Мы не очень-то любим говорить о них, но вынуждены иметь с ними дело ежедневно. Вот несколько фактов о не самых приятных вещах, которые касаются нашего тела.

34. Скорость чихания составляет 160 км/ч.
35. Скорость кашля может достигать даже 900 км/ч.
36. Женщины моргают вдвое чаще мужчин.
37. Полный мочевой пузырь достигает размера мячика для софтбола.
38. Примерно на 75% продукты человеческой жизнедеятельности состоят из воды.
39. На ногах находится примерно 500 000 потовых желез, они могут производить до литра пота в день!
40. За всю жизнь человек производит столько слюны, что ею можно заполнить пару бассейнов.
41. В среднем человек выпускает газы 14 раз в день.
42. Ушная сера необходима для здоровья ушей.


Секс и продолжение рода
Секс - во многом табуированная, но очень важная часть человеческой жизни и отношений. Продолжение рода не менее важно. Возможно, Вы не знали о них нескольких вещей.

43. Каждый божий день в мире происходит 120 миллионов половых актов.
44. Самая большая клетка человека - яйцеклетка, а самая маленькая - сперматозоид.
45. Во время первого триместра беременности женщины чаще всего видят во сне лягушек, червей и растения.
46. Зубы начинают расти за шесть месяцев до появления на свет.
47. Почти все дети рождаются с голубыми глазами.
48. Дети сильны, как быки.
49. Один из 2 000 детей рождается с зубом.
50. Плод приобретает отпечатки пальцев в возрасте трех месяцев.
51. Каждый человек полчаса своей жизни был одной-единственной клеткой.
52. У большинства мужчин эрекция происходит каждый час или каждые полтора часа во время сна: ведь ночью мозг гораздо активнее.


Чувства
Мы воспринимаем мир при помощи чувств. Вот интересные факты о них.

53. После сытного обеда мы хуже слышим.
54. Лишь у одной трети всех людей стопроцентное зрение.
55. Если слюна не может что-то растворить, Вы не почувствуете вкуса.
56. У женщин от рождения обоняние развито лучше, чем у мужчин.
57. Нос помнит 50 000 различных ароматов.
58. Зрачки расширяются даже из-за небольших помех.
59. У всех людей есть свой уникальный запах.


Старение и смерть
Мы стареем на протяжении всей жизни - так уж она устроена.

60. Масса пепла кремированного человека может достигать 4 кг.
61. К шестидесяти годам большинство людей утрачивает примерно половину вкусовых рецепторов.
62. Глаза всю жизнь одного размера, а вот нос и уши растут всю жизнь.
63. В 60 лет 60% мужчин и 40% женщин будут храпеть.
64. Голова ребенка составляет четверть его роста, а к 25 годам длина головы - только восьмая часть всей длины тела.


Болезни и травмы
Все мы болеем и получаем травмы. А это тоже довольно интересно!

65. Чаще всего сердечные приступы происходят в понедельник.
66. Люди гораздо дольше могут обходиться без еды, чем без сна.
67. Когда Вы сгораете на солнце, это повреждает кровеносные сосуды.
68. 90% болезней возникает из-за стресса.
69. Человеческая голова остается в сознании в течение 15-20 секунд после того, как ее отрубили.


Мышцы и кости
Мышцы и кости - это каркас нашего тела, благодаря им мы двигаемся и даже просто лежим.

70. Вы напрягаете 17 мышц, чтобы улыбнуться, и 43, чтобы нахмуриться. Если Вы не хотите напрягать лицо - улыбайтесь. Тот, кто часто и подолгу ходит с кислой миной, знает, как это тяжко.
71. Дети рождаются с 300 костями, а у взрослых их всего 206.
72. Утром мы на сантиметр выше, чем вечером.
73. Самый сильный мускул человеческого тела - язык.
74. Самая тяжелая кость человеческого тела - челюстная.
75. Чтобы сделать шаг, Вы задействуете 200 мышц.
76. Зуб - единственный орган, неспособный к регенерации.
77. Мышцы уменьшаются вдвое медленнее, чем накачиваются.
78. Некоторые кости прочнее стали.
79. В стопах содержится четверть всех костей человеческого тела.


На клеточном уровне
Есть такие вещи, которые не увидишь невооруженным глазом.

80. На квадратном сантиметре тела содержится 16 000 бактерий.
81. Каждые 27 дней Вы буквально меняете кожу.
82. Каждую минуту в человеческом теле умирает 3 000 000 клеток.
83. Люди теряют около 600 000 частиц кожи каждый час.
84. Каждый день организм взрослого человека производит 300 миллиардов новых клеток.
85. Все отпечатки языка уникальны.
86. В теле достаточно железа, чтобы сделать из него 6-сантиметровый гвоздь.
87. Самая распространенная группа крови в мире - первая.
88. Губы красные, потому что под кожей много капилляров.


Разное
Еще пара интересных фактов

89. Чем холоднее в комнате, где Вы спите, тем выше вероятность, что Вам приснится кошмар.
90. В слезах и слизях содержится фермент лизоцим, разрушающий клеточные стенки многих бактерий.
91. За полчаса тело выделяет столько энергии, сколько потребуется, чтобы вскипятить полтора литра воды.
92. Уши выделяют больше ушной серы, когда Вы боитесь.
93. Нельзя пощекотать самого себя.
94. Расстояние между вытянутыми в стороны руками - это и есть Ваш рост.
95. Человек - единственное животное, которое плачет из-за эмоций.
96. Правши живут в среднем на девять лет дольше левшей.
97. Женщины сжигают жир медленнее мужчин - примерно на 50 калорий в день.
98. Ямка между носом и губой имеет название - носовой желобок.


Татьяна Чернышева
Конспект ОД «Строение тела человека» для дошкольников с презентацией

Программные задачи.

1. Дать детям представления о строении собственного тела , расширять представления о своем организме, о его строении .

2. Побуждать детей к высказыванию. Закреплять навык правильного построения и употребления сложноподчиненных предложений.

3. Расширять знания дошкольников о питании , его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания.

4. Воспитывать желание быть красивыми и здоровыми.

Предварительная работа.

Рассматривание иллюстративного материала об организме человека , плакатов, схем; чтение энциклопедической литературы, загадывание загадок; беседы о строении тела , об организме, о пользе здорового питания; проведение упражнений, дидактических игр.

Ход занятия.

Воспитатель.

Высокие, низкие, далекие, близкие,

Гиганты, гномы, малыши,

Слабыши и крепыши,

Блондины, брюнеты, шатены,

И всякие аборигены,

И папы, и мамы, и дети –

Роднее их нет на свете.

Все вроде разные на вид, Но есть у каждого – руки, и ноги, и рот, Два уха, два глаза и нос. Но какими бы мы небыли разными, все равно похожи своим телосложением. Ребята давайте вспомним еще раз, из каких частей состоит тело человека .

Ребенок говорит слова и показывает названную часть туловища на схеме «Тело человека » .

Быть у каждого должна

Очень "умной" голова.

Я верчу ей как умею

Голова сидит на шее.

Животик, спинка, грудь,

Их вместе всех зовут – туловище.

Съел еду я всю, и вот

Мой наполнился живот.

На прогулке не забудь

Закрывать от ветра грудь.

Руки – чтоб ласкать, трудиться,

Воды из кружечки напиться.

На руке сидят мальчики

Очень дружные пальчики

Бегут по дорожке

Резвые ножки.

Спотыкнулся через Генку

И ушиб себе коленку.

Восп. Какие части туловища вы не назвали?

Дети. Плечи, таз, бедро, стопа.

Восп. Молодцы хорошо вы знаете строение тела человека . А можете ли вы на ощупь найти названную часть тела ?

Игра «Найди на ощупь названную часть тела » .

Дети становятся парами, одному ребенку из пары закрывают глаза, и он должен найти названную педагогом часть тела . Потом дети меняются местами. Хорошо и с этим заданием вы справились.

Есть четыре помощника на службе у тебя,

Не замечая, их используешь шутя :

Глаза тебе даны, чтоб видеть,

А уши служат, чтобы слышать,

Язык во рту, чтоб вкус понять,

А носик – запах различать.

Игра «Часть и целое»

Целое – лицо человека (в кругу) . Части – лепестки (ухо, рот, нос, глаз, выкладывают в виде цветка.

А сейчас мы отдохнем и опять играть начнем.

Физминутка.

Живут мальчики – веселые пальчики.

Озорные ножки ходят по дорожке.

Шея крутит головою,

Повторяйте все за мною.

Вправо, влево оборотик,

Покажите мне животик.

Наше тело подтянулось

И вперед слегка нагнулось.

Как березонька стройна

Стала ровною спина.

А теперь все подтянулись

И друг другу улыбнулись.

Повторить 2 раза.

Восп. Знать строение нашего тела , значит знать самих себя. Чем больше вы узнаете о себе, тем лучше. Внутри тела находятся органы , которые помогают человеку , расти и развиваться.

Ребята положите руку на грудную клетку, как я. Давайте тихонечко посидим и прислушаемся к себе. Чувствуете, как внутри что-то стучит?

Восп. Что же это такое?

Дети. Это сердце. Сердце очень важный орган.

Дети. Правильно. Увидеть его мы не можем, но можем услышать, если приложим руку к грудной клетке, как только что сделали.

Восп. Как выглядит сердце?

(ребенок показывает на схеме орган – сердце)

Восп. Сердце человека размером чуть больше его кулака. Сожмите свой кулачок, и мы увидим, у кого какое сердце.

Ребята расскажите, как работает сердце?

Дети. Сердце работает и днем, и ночью без отдыха. Оно как насос перегоняет кровь по всему организму.

Тук, тук, тук

Стучит сердечко,

Точно также,

Как мотор.

Если так стучит сердечко,

Значит, человек здоров .

Восп. Да сердце важный орган.

А теперь замрем и прислушаемся к своему организму. Что еще вы чувствуете и слышите.

Дети. Мы слышим свое дыхание.

Восп. У человека есть еще один важный орган, который, как и сердце работает без перерыва.

Что это за орган?

Дети. Это легкие у человека их два . (Показывают на схеме)

Восп. Может ли человек прожить без дыхания ?

Давайте попробуем, на несколько секунд задержать дыхание. Не получается. Значит, человек не может жить без дыхания.

Ребята во время вдоха мы вдыхаем определенное количество воздуха. У всех оно разное и зависит от объема легких. У взрослых он больше, а у детей меньше.

Хотите посмотреть какой объем легких у вас.

В этом нам поможет воздушный шарик. Наберите побольше воздуха в легкие, а затем выдохните его в воздушный шарик и сразу зажмите.

(Дети выполняют задание)

Теперь мы знаем у кого какой объем легких.

Восп. Чтобы организм человека хорошо работал , все должны питаться. Каждый день человек употребляет пищу . Из тарелки пища попадает в ложку и отправляется в рот. Отсюда и начинается удивительное путешествие пищи.

Кто мне расскажет об этом путешествии.

Дети. Во рту есть зубы. Они измельчают и перетирают пищу на мелкие кусочки. Слюна смачивает пищу, чтобы она легче прошла свой дальнейший путь, по пищеводу в желудок.

Восп. Верно. А как выглядит желудок?

(дети показывают на схеме орган – желудок)

Восп. Правильно. В желудке пища переваривается и превращается в питательные вещества, полезные нашему телу. Из желудка пища

попадает в кишечник, откуда в виде остатков естественным образом выходит наружу.

Есть в нашем организме еще много органов и один из них это почки.

(ребенок на схеме показывает орган – почки)

Дети. У человека две почки .

Восп. Для чего человеку нужны почки ?

Дети. Почки очищают кровь.

Восп. Правильно.

Сейчас я вам предлагаю сесть за стол и найти каждому органу свое место.

(Дети выкладывают органы внутри контура человека : сердце, легкие, желудок, кишечник, почки).

Восп. Теперь вы видите, что человеческий организм очень сложный и все в нем взаимосвязано.

Восп. Кто знает, что нужно организму, чтобы человек был здоров , рос и развивался.

Дети. Человек должен употреблять полезные продукты, в которых содержатся разные витамины.

Восп. Витамины очень важны для здоровья. Их очень много, но самые главные – это витамины А, В, С, Д.

(Детям дается рисунок тела человека . Вокруг расположены буквы – обозначающие витамины, содержащиеся в продуктах. От каждого витамина к определенному органу проходит линия лабиринта).

Восп. Проведите дорожки лабиринта, и вы узнаете какой витамин, больше влияет на тот или иной орган.

(Дети проводят линии)

Витамин А – зрение.

Витамин В – сердце.

Витамин С – органы дыхания.

Витамин D – скелет.

Восп. Давайте сделаем витаминную таблицу. Отберем картинки с продуктами, в которых содержатся основные витамины необходимые организму человека .

В каких продуктах содержится витамин А?

В каких продуктах содержится витамин В?

(Дети выбирают нужные картинки)

В каких продуктах содержится витамин С?

(Дети выбирают нужные картинки)

В каких продуктах содержится витамин D?

(Дети выбирают нужные картинки)

Расскажите еще раз, какие продукты необходимо употреблять

Помни истину простую –

Лучше видит только тот,

Кто жует морковь сырую

Или сок черничный пьет.

Очень важно спозаранку

Есть за завтраком овсянку.

Черный хлеб полезен нам,

И не только по утрам.

Рыбий жир всего полезней

Хоть противный – надо пить

Он спасает от болезней,

Без болезней – лучше жить!

От простуды и ангины

Помогают апельсины,

Ну а лучше съесть лимон

Хоть и очень кислый он.

Никогда не унываю

И улыбка на лице

Потому что принимаю

Витамины А, В, С, Д.

Теперь вы всегда будете знать, какие продукты лучше всего употреблять.