Итак, сегодня нас с вами будет интересовать деятельность социальная. Это очень важный момент в жизни любого человека. Он оказывает огромное влияние на жизнь людей. Существует в разнообразных формах проявления, участвует в формировании личности. Какие особенности имеет социальная деятельность? Что это такое? Почему она так важна? Обо всем этом далее. Наш сегодняшний вопрос крайне важен для любого человека и личности. Поэтому придется уделить ему должное внимание.

Определение

Для начала, о чем вообще идет речь? В социологии и психологии у каждого термина имеется свое собственное определение. Оно помогает точно узнать, о чем конкретно будет идти разговор.

Это определенные целенаправленные действия человека, которые учитывают потребности окружающих, их предпочтения и желания в рамках общепринятых социальных норм. Разумеется, ваши собственные нужды сюда включены. Это некая совокупность действий, которая является составляющей вашего поведения.

Чаще всего социальная деятельность понимается как любое действие с людьми. Все, что относится к общению и взаимодействию друг с другом принято называть таким термином. Ничего сложного, верно?

Потребность

Социальная - это неотъемлемая часть нашей жизни. У человека потребность в оной наблюдается всегда с самого рождения. Именно она отличает нас от животных. Но почему данная деятельность так важна?

Дело все в том, что основополагающая часть ее - это удовлетворение собственных потребностей, а также формирование личности человека. Без социальной деятельности не было бы и личности в целом.

При помощи данного направления создаются разнообразные блага (материальные и нематериальные), возникают традиции и обычаи, нормы поведения, формируется характер. Формы нашей сегодняшней деятельности могут быть разнообразными. У детей и взрослых они в целом сходятся, но все равно имеют некоторые различия. Так с чем можно столкнуться в реальной жизни?

Экономика

Например, у взрослых постоянно проскальзывает социальная экономическая деятельность. Без нее нельзя представить себе вообще современный цивилизованный мир. Но что это такое?

Социально-экономической деятельностью называют совокупность социальных и экономических институтов в отношении распределения тех или иных благ, а также денежных средств. Можно сказать, что это та же самая экономика. Ничего трудного, верно?

В ходе ведения такой деятельности происходит не только перераспределение материальных благ, но еще и создание товаров, купля-продажа оных, налаживание потребления ресурсов, имеющихся у того или иного объединения. Социальная деятельность организации или в семье - не важно, но факт остается фактом - есть такая направленность, без нее невозможно представить современное общество.

Культура

Также как не трудно догадаться, наш сегодняшний термин включает в себя культуру. Создание культурных ценностей, обычаев и традиций, норм поведения и установок - все это имеет отношение к социальной деятельности. Можно сказать, что в современном мире без всего этого не обойтись.

Профессиональная социальная деятельность тоже имеет место. Она проявляется в ведении человеком каких-то конкретных действий, связанных с культурой. Например, работа в театре может называться профессиональной социальной деятельностью. Зачастую "профессионализм" как раз выражается в той или иной профессии.

Творчество

Виды социальной деятельности могут быть разными. Как уже было сказано, они у детей и взрослых приблизительно одинаковые. Точнее, у малышей их меньше, как правило. Но с возрастом люди все больше и больше вовлекаются во все сферы, которые только могут существовать.

Очередной вид нашего сегодняшнего понятия - это творчество. Косвенно имеет отношение к культуре. Выражается в проявлении личностью своих творческих способностей. И не важно, в каком именно направлении. Это могут быть произведения изобразительного искусства, литература, кинематография, поэзия и так далее. Чаще всего творчество помогает человеку обрести себя, получить удовлетворение от жизни, продемонстрировать свои навыки себе и окружающим.

Для детей такая социальная деятельность крайне важна. Она оказывает огромное влияние на рост и развитие человека. По этой причине творчеству в школах и детских садах уделяют огромное внимание.

Работа/труд

У взрослых зачастую есть профессия. Как следствие - определенная работа, которой он занимается ежедневно. И она тоже считается социальной деятельностью, зачастую профессиональной.

Данный вид действий характеризуется выполнением тех или иных должностных инструкций с соблюдением определенных норм и правил за денежное вознаграждение. Если честно, то работа помогает строить карьеру. Вы будете развивать и совершенствовать свои навыки - как профессиональные, так и социальные. Кроме того, карьерный рост будет приносить удовлетворение (и повышать вашу самооценку).

Образование/наука

Социальная сфера деятельности также проявляется в виде образовательного процесса - как обучения, так и получения знаний. То есть, учителя и ученики - это ее непосредственные участники.

Этот тип взаимодействия направлен на развитие личности, обучение человека тем или иными навыкам. Без него нельзя представить себе ни культуру, ни работу, ни цивилизованное общество в принципе. Так что, не стоит пренебрегать образованием как инструментом развития личности. Для детей такая форма играет огромную роль. Для взрослых тоже, но значимость в этом случае не такая высокая.

Коммуникация

Социальная деятельность включает в себя в обязательном порядке коммуникации. Потребность в общении - естественное состояние для человека. Общение, отношения - все это важно и для личного развития, и для удовлетворения потребностей.

Социальная деятельность детей в этой области проявляется, как правило, в развитии навыков общения. Малыши учатся говорить, общаться, обсуждать, взаимодействовать друг с другом. Без коммуникаций не будет происходить полноценное развитие личности. Поэтому в детских садах и школах взаимодействию друг с другом выделяют довольно значимое место.

Игра

Еще одна крайне важная социальная деятельность, особенно для детей, - это игра. Очень часто используется для обучения ребенка и вовлечения его в образовательный процесс. Способствует развитию и формированию личности в целом.

Игровая деятельность для ребенка, пожалуй, самое что ни на есть важное в жизни. Без нее нельзя представить себе правильно и своевременно развивающегося малыша. Только посредством данного направления он изучает окружающий мир. Конечно же, социальная нота здесь тоже имеет место. Зачастую игры подразумевают участие нескольких людей. Отсюда и вытекает социальное взаимодействие друг с другом. Пожалуй, именно эта форма играет огромную роль для становления личности в детском возрасте.

Психология

Социальная деятельность (организации, личности, общества) играет важную роль, и не только потому, что она способствует развитию человека и его навыков. Вовсе нет. Есть еще куда более значимый момент. Дело все в том, что социальная деятельность формирует психологию человека. То есть, оказывает прямое влияние на его развитие и восприятие окружающего мира. Только потом уже присваиваются те или иные ценности, культура, появляются навыки общения. Деятельность, которая зовется социальной, формирует не только психологию, но еще и характер человека.

Так что, еще в детском возрасте данному направлению следует уделить должное внимание. Нужно больше общаться с ребенком, позволять ему учиться общению со сверстниками и взрослыми. Так и только так получится вырастить здоровую и зрелую личность.

Нередко происходит у ребенка отторжение социума. Мизантропия или социопатия - это отклонения, которые губительны для социальной деятельности. Тем не менее, все это лечится. Более того, иногда отверженность от общества будет во благо. Но только в меру. Бить панику, если адаптироваться не торопится, не нужно, но и полностью упускать данную особенность из виду тоже не стоит.

Мышление

Иногда можно встретить утверждение о том, что мышление - это тоже разновидность социальной деятельности человека. Вопрос этот спорный, но многие полагают, что так оно и есть. Так что, несколько нестандартный вид деятельности - это мышление.

Обычно он имеет отношение только к одному человеку, к личности, и оказывает прямое влияние на деятельность в целом, способствует развитию логики и разнообразных навыков творческого и интеллектуального характера. Проявляется как у детей, так и у взрослых. Может быть также групповым мышлением. Например, во время "мозговых атак".

Составляющие и свойства

Социальная деятельность, если честно, имеет свои определенные составляющие. Без них она попросту не имеет место. Мы уже разобрались с тем, что за термин сегодня был обсужден, какие его виды бывают, какие особенности имеют место. Но вот о составе деятельности социального характера ничего сказано не было.

Посмотрев на определение, можно сделать вывод: основной пункт, который должен быть у человека - Без мотивации, направленности действий, не может существовать социальная сфера. Ведь она, как уже было сказано, зависит от общепринятых норм, правил, а также желаний и потребностей окружающих (общества и человека в целом).

Если нет никакой цели, мотива, то деятельность не может быть признана таковой. Этот факт придется принять. Также осознаваемость - это важнейшее свойство, которое присуще социальной деятельности. Выражается в выделении человеком действий как нечто самостоятельное для себя и общества.

Еще одно важное свойство нашего сегодняшнего термина - это предметность. Причем в любом проявлении. Не обязательно в материальном - чувства, эмоции и общее состояние тоже является предметным проявлением тех или иных действий.

Еще один интересный момент, который может быть выделен в нашем сегодняшнем вопросе - это двойственность восприятия. Как правило, деятельность социальной направленности сопровождается и психологическим (эмоциональным) и материальным представлением.

Социальная деятельность - это неотъемлемая часть жизни человека, которая преследует нас с самого рождения. Можно сказать, что это любое действие, которое связывает людей и их потребности.

СОЦИАЛЬНАЯ РАБО Т А КАК ВИД ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Основные аспекты социальной работы как практической

Деятельности

Понятие деятельности близко к понятию практики и может быть отделено от него лишь условно, когда необходимо противопоставить практику науке как теоретической деятельности человека. Соответственно этому, в системе соци­альной работы можно выделить две подсистемы: практическую, включающую в себя профессиональную и непрофессиональную социальную работу, и тео­ретическую - научное знание о социальной работе.

Теория социальной работы представляет собой область знаний о законо­мерностях организации и совершенствования социальной работы как практиче­ской деятельности. Практика социальной работы, прежде всего, является со­вместной деятельностью субъектов и объектов социальной работы по достиже­нию социального благополучия человека.

Профессиональная социальная работа связана с деятельностью служб и учреждений социальной защиты населения. Она, как и иные профессиональ­ные занятия, сформировалась на основе общественного разделения труда. Про­фессиональная деятельность представляет собой постоянный круг служебных обязанностей, выполнение которых основано на совокупности знаний, умений и навыков, полученных человеком в процессе обучения.

Непрофессиональная социальная работа включает в себя различные виды добровольной помощи и поддержки как образцы социальной практики. Благотворительность, попечительство, бескорыстное служение религиозного и светского характера во всех странах явились предпосылками для становления профессиональной социальной работы. Профессиональный и непрофессио­нальный уровни практики социальной работы - это постоянные компоненты социальной жизни современных обществ.

С одной стороны, практика социальной работы направлена на преодоле­ние личных, социальных, ситуативных трудностей. Одновременно, она предпо-


Лагает осознание людьми, столкнувшимися с трудностями, их сути и значения, что создает предпосылки для разрешения связанных с ними социальных и ин­дивидуальных проблем. С этой точки зрения она является средством конструи­рования общества, объектом социального проектирования и моделирования.

Задание

Изучив Закон РФ «О благотворительной деятельности и благотвори­тельных организациях», принятый 11.08.1995 г., определите сущность и цели благотворительности как основной формы непрофессиональной социальной работы.

Практическая деятельность в социальной работе нацелена как на разре­шение проблем клиента, так и на взаимодействие с различными службами, уч­реждениями, организациями, способствующими их решению. Вследствие ши­роты и разнообразия указанных проблем эта деятельность имеет интегратив-ный характер, т.е. требует применения комплекса средств и влияний с целью обеспечения уровня жизнедеятельности, определенного нормами данного об­щества. Она включает выявление проблем личности, группы, социального слоя; регулирование социальных отношений и приведение их в соответствие с требо­ваниями цивилизованного общества; создание условий, при которых объект деятельности сможет самостоятельно функционировать в социальной сфере; формирование ответственности, как личности, так и общества за социальное и индивидуальное развитие и т.д. Практическая социальная работа, таким обра­зом, затрагивает интересы различных слоев общества, его институтов, органи­заций и граждан.

Формы социальной деятельности дифференцированы: так, по критерию масштабности ее субъектов принято различать общественную, коллективную и индивидуальную деятельность, по способу выполнения - физическую и умст-


венную деятельность, а по сфере проявления - экономическую, политическую, духовную, экзистенциальную и социальную деятельность (45. С.23).

С точки зрения практики социальной работы, важно выделить социаль­ную деятельность по критерию взаимосвязи ее целей и средств. Соответствен­но, различают репродуктивную деятельность, которая направлена на дости­жение известной цели известными же средствами, и продуктивную деятель­ность, вырабатывающую новые цели и средства и выражающую собой соци­альное творчество. В современной России, где социальная работа является, с профессиональной точки зрения, инновационным видом деятельности, возник­шим лишь 15 лет назад, особую важность представляет ее продуктивный ра­курс. Это не исключает важности репродуктивной деятельности, в поле кото­рой функционируют основные технологии и методы социальной работы, апро­бированные ранее в отечественной системе социальной защиты и в профессио­нальной социальной работе других государств.

Основные аспекты практики социальной работы могут быть раскрыты с помощью деятельностно-активистского подхода в современной науке (Дж.Александер, М.Арчер, П.Бурдье, П.Штомпка, Э.Гидденс и др.), который показывает, как через совместную деятельность акторов происходит становле­ние и изменение личностных качеств человека, его социальных ролей, а также развитие и изменение самого общества. Этот подход является одним из основ­ных методологических подходов в теории социальной работы.

При этом на микроуровне деятельности в социальной работе важно, что­бы взаимодействия разворачивались в зоне актуальных интересов и возможно­стей клиента, инициируя его активность. Деятельность на макроуровне соци­альной работы может быть признана эффективной, если она адекватна соци­альным задачам и реальным возможностям общества, а общество, в свою оче­редь, признает целесообразность и проявляет готовность развивать ее основные формы (74. С.68; 92. С.7).

Рассматривая содержание практики социальной работы с точки зрения важнейшего компонента деятельности - активности субъектов, исследователи выделяют четыре ее аспекта (см. рис. 1 на стр. 17).


Первый аспект - оказание индивидуальной помощи человеку или группе, имеющим проблемы. Социальная работа, прежде всего, связана с защитой лич­ности, ее прав и интересов. Этот аспект социальной работы разворачивается на микроуровне, во взаимодействиях специалиста и клиента. Английский иссле­дователь Ш.Рамон отмечает, что самая главная задача социального работника -защитить уязвимых людей, выступая посредником между клиентом и государ­ством (47. С.8). В современных российских условиях этот аспект социальной работы продолжает оставаться весьма актуальным в связи со сложностями про­цесса формирования рыночной экономики и его влиянием на общество и инди­вида.

Второй аспект - активизация потенциала лиц, имеющих проблемы, с це­лью самопомощи. В процессе совместной со специалистом деятельности по ре­шению конкретной проблемы клиент должен иметь возможность раскрыть свою индивидуальность и реализовать способности. В связи с этим актуальным является создание условий, в которых люди могут в максимальной мере про­явить свою субъектность, самостоятельно контролируя собственную жизнедея­тельность, и научиться делать выбор из множества вариантов дальнейшего раз­вития. В частности, у клиентов должно сформироваться умение осознавать свое поведение и действовать в соответствии с изменившимися представлениями о личностной и социальной ситуации.

Сложность этой задачи заключается в том, что, с одной стороны, для сво­его решения она требует привлечения разнообразных и значительных матери­альных и духовных ресурсов. С другой стороны, формирование субъектности клиента ограничено трудностью преодоления традиционной для российского гражданина позиции просителя помощи и получателя льгот от государства.

Третий аспект практики социальной работы - это осуществление пре­вентивной (предупредительной) деятельности в социальной сфере. Саму соци­альную сферу, охватывающую все пространство жизнедеятельности человека, в широком смысле слова можно признать объектом социальной работы. В таком


Случае на первое место выходит упреждающий характер деятельности, т.к. предпочтительнее предупредить болезнь, в том числе и социальную, чем устра­нять ее последствия.

Следовательно, в социальной работе важно вовремя обнаружить наруше­ние равновесия между человеком и группой, человеком и обществом и помочь клиенту избежать возникновения проблемы. Для этого в каждой сфере жизне­деятельности людей в социальном пространстве необходимо заботиться о соз­дании для них нормальных условий труда, отдыха, быта, медицинской помощи и т. д., обеспечивая позитивную направленность их социализации.

Четвертый аспект - влияние на формирование и реализацию социальной политики государства на всех уровнях, с целью урегулирования социальных от­ношений. Этот аспект социальной работы разворачивается на ее макроуровне. Идея ответственности государства и общества за реализацию потребностей ка­ждого человека является основополагающей в теории социальной работы.

Задание

Для более глубокого изучения сущности социальной политики обрати­тесь к разделу 3.4. учебного пособия.

Важным аспектом социальной политики является задача достижения со­циальной гармонии в обществе, которая решается в отдельных странах по-разному. Специалисты указывают, что в России социальная политика является патерналистской по своей идеологии и децентрализованной по форме вопло­щения. В результате во многих случаях социальные службы оказываются не­способными решать проблемы социума, а индивиды в то же время не могут справиться с жизненными трудностями (67. С.325; 99. С. 13).


Аспекты практики социальной работы


Оказание социаль­ной помощи инди­видуальным кли­ентам и группам


Активизация по­тенциала клиентов с целью оказания самопомощи


Превентивная дея­тельность в соци­альной сфере


Влияние на фор­мирование и реа­лизацию социаль­ной политики на всех ее уровнях


Рис. 1. Аспекты практики социальной работы

Аспекты практики социальной работы тесно взаимосвязаны - так, решение проблем ее объектов и силами самого специалиста, и совместно с клиентом, не­отделимо от предотвращения возникновения социальных проблем. Обе эти взаимообусловленные задачи, в свою очередь, выступают как составляющие социальной политики государства.

В точки зрения структурных компонентов практики социальной работы, выделяют ее формы, связанные с методами и институтами. Они реализуются в основных подсистемах социальной сферы (сфера здравоохранения, социаль­ного обеспечения, образования и пр.).

Такой критерий как новизна использования технологий позволяет разли­чить формы социальной работы, которые подразделяют на традиционные (например, социальная работа с семьей, детьми, подростками, молодежью, ме­дицинская и школьная социальная работа и т.д.); и инновационные (например, социальная работа с беженцами и вынужденными переселенцами, в группах самопомощи, в доме и микрорайоне и т.п.).

Кроме того, возможно выделение социальной поддержки как формы со­действия трудоспособным, активным группам населения, временно оказавшим­ся в трудной жизненной ситуации; и социальной помощи как формы социаль-


ной работы с нетрудоспособной частью населения с низким уровнем доходов, у которой отсутствует возможность преодолеть жизненные трудности самостоя­тельно.

Применение методов социальной работы обусловлено спецификой объ­екта, на которого направлена практическая деятельность, и его индивидуальной или социальной проблемой. Выделяют следующие группы методов:

по формам социальной работы: экономические, правовые, администра­тивно-управленческие, медико-социальные, психолого-педагогические и др.;

по объектам социальной работы: методы работы с группой, в общине, индивидуальной работы и т.д.;

по субъектам социальной работы: методы, применяемые специалистом, коллективом социальной службы, органом управления и пр.

Институты социальной работы как устойчивые образцы социальной практики в данной сфере подразделяют, прежде всего, на общепрофильные и специализированные. Первые оказывают социальную помощь всему населению, вторые - его определенным категориям (инвалидам, кризисным семьям, участ­никам современных военных действий и пр.). Каждый из институтов занимает место в общей структуре взаимодействия, в пространстве социальной работы.

Следовательно, социальная работа выступает как процесс социальной деятельности, осуществляемой в различных подсистемах общества. В совре­менных условиях усложнения социума и появления множественных глобаль­ных и локальных проблем она приобретает особое значение, позволяя оказы­вать разнообразные виды помощи нуждающимся в ней гражданам.

Социальной работы

По своей форме социальная работа представляет собой систему, главный компонент которой - человек, являющийся одновременно и субъектом, и объ­ектом социальной работы. Социальная работа - сложноорганизованная, само­организующаяся, открытая система, которая, как и другие живые системы, взаимодействует с внешней средой и обменивается с ней энергией, веществом и информацией. Благодаря взаимодействиям у системы появляются новые инте-гративные качества, не свойственные отдельным элементам и изменяющие ее характер и функции.

Плодотворным в изучении социальной работы как целостности является системный подход, который предполагает выявление и синтез ее структурно-функциональных связей и разнопорядковых взаимодействий.

Задание

Раскройте сущность системного подхода, основываясь на знаниях, по­лученных в процессе изучения курсов математики и концепций совре­менного естествознания, а также материала раздела 4.2. данного учеб­ного пособия.

Статическая составляющая системы социальной работы связана с ее структурой и уровнями.

В качестве элементов структуры социальной работы исследователи на­зывают субъект; объект; цели; средства; функции; сам процесс социальной ра­боты и управление эти процессом (49. С. 17; 74. С.66). При этом каждый из элементов структуры выступает и причиной, и следствием развития других ее элементов.

Специалисты отмечают, что преобразовательная деятельность в социаль-


ной работе осуществляется одновременно на макро-, мезо- и микроуровнях (47. С.16;74. С.68;99. С.11).

На макроуровне социальная работа направлена на прогрессивные изме­нения социума. Этот уровень характеризуют как социетально-федеральный, где социальная работа осуществляется с помощью системы социальных инсти­тутов. Государство в лице федеральных министерств, ведомств и комитетов принимает на себя обязательства по отношению к гражданам и реализует соци­альные отношения, касающиеся развития социального законодательства, рег­ламентации процессов социальной защиты населения, интеграции работы фе­деральных органов социальной инфраструктуры и пр. Содержанием социаль­ной работы здесь является формирование и осуществление социальной поли­тики, направленной на обеспечение социального здоровья общества.

На мезоуровне, т.е. муниципально-региональном социальная работа про­водится внутри больших социальных групп и институтов и связана с разработ­кой концепции социальной защиты населения территории (области, края, на­циональной республики, муниципального округа и т.д.), а также с контролем за ее реализацией. Основное внимание здесь уделяется взаимодействиям учреж­дений и организаций социальной защиты с целью осуществления экономиче­ской и иной помощи социально уязвимым слоям населения. Их деятель­ность определяется спецификой региона, города и т.п., которая формирует при­оритетные направления социальной работы, особенности реализации ее целей и задач.

На микроуровне, являющимся индивидуально-групповым, социальная ра­бота означает работу со случаем, помощь индивиду или малой группе, нахо­дящимся в трудной жизненной ситуации. На этом уровне специалисты непо­средственно взаимодействуют с клиентами, содействуют их саморазвитию, усилению их потенциала в направлении оптимальных социальных изменений, а также воздействуют на человека или группу с целью сохранения позитивно влияющих социальных связей.

Придерживаясь системного подхода, можно установить, что основным фактором функционирования и развития социальной работы на любом ее уров-


не выступает социальное взаимодействие, ориентированное на изменение и развитие. В улучшении взаимодействия между человеком и окружающим соци­альным пространством многие специалисты видят одну из важнейших функций социальной работы (86. С.85). В ее системе важно выявлять разнообразные взаимодействия, а также способы установления, сохранения и изменения соци­альных связей между людьми, общностями и внешней по отношению к ним средой.

Динамическую составляющую системы социальной работы характеризу­ют ее особенности как социального процесса. Процесс можно определить как последовательную серию действий, направленных на достижение определен­ных целей и решение необходимых для этого задач. Серия социальных явлений рассматривается в виде процесса, если они происходят в едином времени, предшествующие обусловливают последующие, а итогом их являются опреде­ленные устойчивые состояния.

С точки зрения содержания деятельности, социальная работа может быть представлена в качестве процесса взаимодействия субъектов и объектов социальной работы. Российский ученый В.А.Никитин характеризует социаль­ную работу следующим образом - это многофакторный и многоуровневый процесс взаимодействия людей, со своими этапами, скоростью и ритмом (45. С.28). Этот процесс разворачивается между элементами систем «человек-человек», «человек-группа», «группа-общество» и т.д. Взаимодействия здесь выступают как средства социального конструирования общества, обеспечи­вающие позитивные социальные изменения, и необходимую помощь в социа­лизации и ресоциализации его членов. Признаком оптимального протекания процессов в социальной работе следует считать эволюцию социальных отно­шений ее участников. Следовательно, социальная работа имеет процессное, диалогическое, субъект-субъектное начало, объединяющее людей в процессе деятельности прямыми и обратными социальными связями и наделяющее кли­ента правом участия в решении своих проблем.

Взаимодействия в системе социальной работы носят универсальный ха­рактер. Их специфика заключается в том, что при решении социальных про-


блем прямо или косвенно затрагиваются все виды общественных отношений и деятельности людей. Этот интегрированный и многофункциональный вид дея­тельности включает в себя множество форм и направлений, использует различ­ные технологии и методы, отвечая на разнообразные запросы ее объектов. Со­ответственно, от социального работника требуются знания и умения по широ­кому кругу вопросов в области социальной защиты, помощи и социальной по­литики.

Специалисты решают проблемы регуляции межличностных и межгруп­повых отношений в семье, организации, микрорайоне; коррекции девиантного поведения; предупреждения и локализации конфликтов; социального консуль­тирования; организации социального обслуживания; социального проектирова­ния и пр. В процессе изменения в среде деятельности появляются новые требо­вания, поэтому функции, технологии, формы социальной работы постоянно об­новляются. При этом универсализм конкретного вида помощи и поддержки имеет четкие предметные и пространственно-временные границы, связанные с содержанием проблем клиентов и социальными условиями их решения в обще­стве.

Интенсивность изменений современного социума обусловливает иннова­ционный характер взаимодействий в системе социальной работы. Современ­ный социум, являясь самостоятельным источником нововведений, остро нуж­дается в применении инноваций в теории, технологии и практике. Особенно возрастает роль инновационных процессов в социальной работе в кризисном состоянии общества.

Инновация представляет собой целенаправленное изменение, которое вносит в среду внедрения относительно стабильные элементы - новшества. C помощью инновационных процессов, состоящих в признании инновационной идеи и ее последующей реализации в виде технологии в практической деятель­ности, можно достичь позитивных социальных изменений в развитии социума и личности.


Поскольку процесс развития социальной работы в России является инно­вационным и по форме, и по содержанию, следует выделить условия, способст­вующие успеху нововведений в этой области деятельности и ведущие к повы­шению эффективности социальной политики и социальной защиты населения. Основными среди них выступают проработанность инновационных программ, указывающих на этапы деятельности по внедрению нового; преемственность процесса социальной работы на всех его стадиях; усилия органов управления, направленные на поддержку новшеств; наличие ресурсов осуществления ново­введения; инновационные установки непосредственных участников социаль­ных взаимодействий и др. (95).

При этом важно, чтобы инновационные процессы в социальной работе сочетались с социокультурными традициями оказания помощи в России, не противоречили ценностям и нормам граждан, их устоявшимся отношениям.

Задание

На основе знаний, полученных во время прохождения ознакомительной и учебной практик, приведите пример инновационной деятельности субъектов социальной работы.

Особенностью взаимодействий в социальной работе является также их по­среднический характер. Он выступает следствием интегральности, погранич-ности социальной работы по отношению к смежным видам деятельности, на­правленности на решение проблем конкретных людей. С одной стороны, соци­альный работник своими действиями пытается преодолеть отчуждение индиви­да от социума, обеспечить его эффективную адаптацию в среде, с другой - он способствует процессу гуманизации самого общества путем участия в социаль­ной политике.


Социальная работа предполагает как работу с проблемой клиента, так и с различными государственными и негосударственными службами, учреждения­ми, организациями, отдельными профессионалами по поводу решения этой проблемы. Соответственно, в данной деятельности представлены не только ин­тересы человека, но и общества, его институтов, профессиональные интересы специалиста, разногласия между которыми необходимо преодолевать. Как по­средник между человеком и государством, социальный работник стремится обеспечить связь клиента с системами общества и государства, которые могут обеспечить его средствами выхода из трудной жизненной ситуации, содейству­ет эффективной и скоординированной работе этих систем, пытается привлечь внимание органов государственной власти к решению актуальных социальных проблем.

В результате установления и поддержания необходимых контактов с дру­гими профессионалами, взаимного обмена информацией, технологиями, инст­рументарием, оптимизируются социальные отношения между клиентами и группами клиентов, специалистами и их службами, личностью и государством и пр. При этом исследователи подчеркивают, что на первом месте в посредни­ческой деятельности социального работника должна быть защита интересов и прав клиента (46. С.11, 74. С.55-57).

Благодаря универсальному, инновационному и посредническому характеру взаимодействий в социальной работе, синтезу ее структурного и процессуаль­ного начал, становится возможным обеспечить равновесность и динамизм сис­тем, осуществляющих социальные изменения в интересах людей.

В социальной работе

Взаимодействия в социальной работе, как и в других социальных систе­мах, подвержены регулированию как со стороны выбора средств и способов


действия, так и со стороны цели, на которую они направлены. Регулирование средств, используемых для достижения цели, связано с нормами деятельности, а регулирование самих целей - с ее ценностями.

Взаимодействия являются сущностью социальной работы с позиции це-леполагания и с точки зрения ее нормативной стороны. Они носят целенаправ­ленный характер, причем целевые основания социальной работы вытекают из ее базовых ценностей.

Следует указать на главную цель деятельности субъектов социальной ра­боты - это социальные изменения, позволяющие группе и личности удовле­творять потребности в поддержании и воспроизводстве оптимальных условий существования и развития, реализовывать свой потенциал как человеческих существ, а обществу - развиваться в коэволюционном единстве с природой.

Процесс социальной работы, таким образом, является процессом соци­альных изменений. Поскольку социальные изменения предполагают сознатель­ную деятельность по трансформации социальных взаимодействий или социаль­ной ситуации (79. С.43), важно определить их конкретное содержание. Основы­ваясь на процессуальном и системном началах социальной работы, можно дать следующее определение.

Социальная работа - это вид гуманистической деятельности, вклю­чающей в себя широкий спектр взаимодействий ее субъектов, целью и резуль­татом которых являются позитивные для жизнедеятельности человека соци­альные изменения.

Изменения происходят вследствие разносторонней деятельности соци­ального работника, направленной на клиента и осуществляемой вместе с ним. Ведущий аспект здесь - оптимизация жизнедеятельности активного субъекта в целях преодоления трудной жизненной ситуации на основе помощи и самопо­мощи, направляемой специалистом. Итак, социальные изменения лежат в осно­ве процесса социальной работы.

В «Концепции развития социального обслуживания населения в Россий-


ской Федерации» 1993 г. и последующих документах, постулирующих основы социальной работы на федеральном и территориальном уровнях, дается более узкое определение социальной работе, охватывающее лишь ее микросоциаль­ный аспект. «Социальная работа - профессиональная деятельность, осуществ­ляемая профессионально подготовленными специалистами и их добровольны­ми помощниками, направленная на оказание индивидуальной помощи челове­ку, семье или группе лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию, через информирование, диагностику, консультирование, прямую натуральную и фи­нансовую помощь, уход и обслуживание больных и одиноких, педагогическую и психологическую поддержку, ориентирующую нуждающихся в помощи на собственную активность по разрешению трудных ситуаций и помогающих им в этом» (81. С. 15). Однако и в этом определении наиболее существенным выгля­дит аспект социальных изменений, позволяющий клиенту постепенно превра­щаться из пассивного получателя помощи в ее субъекта, способного оказать се­бе помощь самостоятельно и при поддержке специалиста.

Вытекающие из главной цели частные цели и задачи социальной работы взаимообусловлены, они меняются в зависимости от конкретных социальных условий, сферы социальной практики, характера проблемы клиента, его лично­стных особенностей и т.д. Основными целями и задачами выступают: интегра­ция социальных сил (институтов и организаций, заинтересованных индивидов и социальных групп) для оказания социальной помощи и адаптации индивида к меняющемуся социуму; инициирование объектов социальной работы для включения их действий в процесс социальных изменений; поиск и освоение но­вых источников помощи, и как итог изменений - достижение такого результата, когда у клиента отпадает необходимость в помощи социального работника (15. С.95;30. С.59;46. С.178-179).

Целесообразность социальной работы вызывает необходимость ее право­вого и инструментального обеспечения, так как основанием деятельности явля­ется сознательно формулируемая цель.


Задание

Охарактеризуйте более подробно цели социальной работы, обратив­шись к разделу 3.3.

Нормы, указывающие на правила деятельности в системе социальной ра­боты, воплощены в ее правовых основах. Система социальной работы может успешно функционировать лишь при наличии ее правового обеспечения, т.е. совокупности реально и систематически применяемых юридических средств, за реализацию которых несет ответственность государство. Юридические средст­ва социальной работы представляют собой систему нормативно-правовых ак­тов, обеспечивающих законность принятия решений и упорядоченность дея­тельности социальных учреждений.

Правовую основу социальной работы в России заложили документы 90-х гг. XX в. - Конституция РФ, Законы РФ «О занятости населения в Российской Федерации» 1991 г., «О дополнительных мерах по охране материнства и детст­ва» 1992 г., «О ветеранах» 1994 г., «О социальном обслуживании граждан по­жилого возраста и инвалидов» 1995 г., «О социальной защите инвалидов в Рос­сийской Федерации» 1995 г., «Об основах социального обслуживания населе­ния в Российской Федерации» 1995 г. и др.

В этот период сформировалось правовое поле социальной работы как система юридических средств, регламентирующих правовые отношения меж­ду субъектами и объектами социальной работы. Правовые нормы, законы вы­полняют обеспечительно-организующую и контролирующую функции относи­тельно формирования и функционирования социальных служб, регулируя со­держание и принципы их деятельности. Также в рамках правового поля могут легитимно действовать специалисты, наделенные правами и обязанностями в сфере социальной защиты населения.


С точки зрения объекта социальной работы, принято подразделять ее правовые акты на общесоциальные, которые направлены на оказание помощи и поддержки всему населению (например, Закон РФ «Об обязательном социаль­ном страховании от несчастных случаев и профессиональных заболеваний» 1998 г.), и на адресные, направленные на защиту определенной социальной ка­тегории (например, Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзор­ности и правонарушений несовершеннолетних» 1999 г.). Возможна также клас­сификация нормативных актов социальной работы по содержательному крите­рию, когда выделяют государственно-правовые, финансово-экономические и директивно-распорядительные акты.

На международном уровне правовая система социальной работы в России опирается на регламентирующие и рекомендательные документы мирового со­общества - декларации, конвенции, резолюции ООН, ЮНЕСКО, ВОЗ и др.

На федеральном уровне в основе деятельности социальных работников лежат Конституция и Кодексы РФ, законы и подзаконные акты внутригосудар­ственного значения.

На уровне субъектов федерации и на муниципальном уровне субъектов, также обладающих правом законодательной инициативы, нормативные акты, регулирующие социальную работу на данной территории, принимаются с уче­том местных условий. Они имеют ограниченную сферу применения и не долж­ны противоречить федеральному законодательству.

Развитие правового поля социальной работы происходит по двум направ­лениям: совершенствование законодательства, разработка и принятие новых правовых актов, поддерживающих социальную работу с трудящимися гражда­нами, семьей и детьми, мигрантами, безработными, бездомными и пр.; обеспе­чение более полной реализации уже имеющихся юридических норм. Эффек­тивность правового механизма защиты интересов человека при этом зависит не только от политики государства, но и от непосредственных взаимодействий субъектов и объектов в правовом поле социальной работы.


Нормы могут рассматриваться и в качестве стимулов социальной дея­тельности, и в качестве правил, указывающих на средства для достижения ее целей и решения задач. Такими средствами в социальной работе выступают ее ресурсы.

Задание

С помощью словаря основных терминов в конце данного учебного посо­бия раскройте взаимосвязь понятий ценностей и норм деятельности.

Ресурсы социальной работы - это источники средств и возможностей, к которым специалист обращается для решения социальных проблем и удов­летворения потребностей клиентов. К ресурсам следует отнести материаль­ные средства, специальные знания и умения, мотивацию клиентов, потенциал управленческих структур и т.д. (55. С. 60).

С помощью ресурсов совершаются целесообразные действия, прежде все­го, на микроуровне деятельности, в конкретных ситуациях социальной работы. Они позволяют людям успешно адаптироваться во внешней среде.

Понятие «человек в ситуации социальной работы» восходит к ее пси­ходинамической модели (Ф.Холлис, Г.Берлер и др.) и определяет состояние лю­дей, нуждающихся при решении социальных проблем в помощи и поддержке профессиональных социальных работников путем социальной диагностики и терапии. В целях улучшения взаимодействия между людьми в данной модели рассматривается также роль социального окружения объектов социальной ра­боты и отношений в обществе (28. С.4).

С точки зрения средств деятельности, помощь специалиста может касать­ся как создания новых ресурсов, так и активизации уже имеющихся, с целью их более эффективного использования. Оценивая ресурсы, социальный работник


принимает во внимание возможности общества, собственные профессиональ­ные возможности и возможности самих клиентов.

Классифицировать ресурсы социальной работы можно по целому ряду оснований:

по отношению к субъектам и объектам социальной работы - это внут­ренние и внешние ресурсы;

по форме реализации - это официальные и неофициальные ресурсы;

по возможности применения - это реально существующие и потенциаль­ные ресурсы;

с точки зрения управления системой - это управляемые и неуправляемые ресурсы;

Общество представляет собой такую социокультурную целостность, которая существует, функционирует и развивается через посредство человека, его деятельности и взаимодействия.

Понятие «социальная деятельность» - одно из центральных категорий социологии, раскрывающих сущность социального взаимодействия.

Социальная сущность человека формируется и развивается благодаря человеческой деятельности. В самом общем виде деятельность определяется как специфично человеческая форма активности, содержание которой является целесообразное изменение и преобразование окружающего мира.

В чем заключается специфика деятельности? Специфика социальной деятельности заключается в том, что она имеет: во-первых, осознанный, целенаправленный характер. Его деятельность не запрограммирована как у животных, чья деятельность носит инстинктивный характер. Человек не приспосабливается к окружающей среде, а изменяет ее, исходя из собственных целей.

Благодаря целеполаганию в своей жизни, человек имеет собственную историю развития, выраженную в культуре. История - не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека. Человеческая деятельность характеризуется сознательно поставленной целью.

Во-вторых, поскольку человеческая деятельность осознается человеком, то она имеет идеальную форму отражения в сознании человека. После того как цель поставлена, человек анализирует ситуацию, способы и средства достижения этой цели, намечает последовательность своих будущих действий.

В-третьих, человеческая деятельность получила свое завершение в результате, который следует отличать от цели. Идеальный вариант деятельности человека, когда планируемые цели реализуются на практике, т. е. как было задумано. Однако наши идеальные планы и цели - это все же предметы деятельности нашего сознания. Они - идеальны. В жизни, в тех или иных условиях их реализации, они связаны с конкретной физической активностью субъекта (человека), его взаимодействия с объектом или предметом деятельности, выбором средств. Результат деятельности не тождественен нашим целям.

В-четвертых, человек осуществляет свою деятельность через посредство исторически сложившихся типов и форм взаимодействия и отношений с другими людьми. Поэтому его деятельность носит не индивидуализированный, а стандартизированный характер. В какой бы сфере жизнедеятельности общества деятельность не осуществлялась, она всегда будет носить не индивидуальный, а социальный характер. Правда, не всякая деятельность человека имеет социальный характер. Действия человека приобретают характер социального тогда, когда оно ориентировано на других людей, когда предполагает прямое и опосредованное взаимодействие с другими людьми.

В целом социальная деятельность – это совокупность социально-значимых действий, осуществляемых субъектом (общество, группа, личность) в различных средах и на различных уровнях социальной организации общества, преследующих определенные социальные цели и интересы.

Понятие структуры социальной деятельности

Структура социальной деятельности представляет собой две стороны, взаимосвязанные между собой, которые не существуют друг без друга. Первая сторона – практическая, вторая – духовная, каждая взаимосвязана с другой. Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества. Она включает в себя материально-производственную деятельность и создание материальных ценностей. Практическая деятельность совершается каждым человеком посредством различных видов деятельности и связана с преобразование природы. Практическая деятельность осуществляется людьми и тогда, когда они преобразуют социальные отношения, общество в целом.

Таким образом, любой человек, проявляя активность, всегда совершает конкретные действия, выражающиеся в определенных видах деятельности.

Духовная деятельность связана с духовными ценностями, идеалами, в целом, с изменением сознания людей. Любая практическая деятельность невозможна без соответствующих знаний умений, навыков и опыта.

Духовная деятельность тесно взаимосвязана с познавательной деятельностью, которая существует в различных формах: художественной, научной, религиозной, мировоззренческой и т.д. Основу духовной деятельности составляют культурные ценности. Именно они формируют отношения людей к явлениям окружающего мира, способствуют осознанию добра и зла, справедливого несправедливого, а также способствуют осознанию и других ценностей общественной жизни.

Духовная деятельность включает в себя и прогностическую деятельность, планирование или предвидение возможных изменений действительности.

Все эти виды деятельности связаны между собой. Например, проведению реформ (социально-преобразовательная деятельность) должен предшествовать анализ их возможных последствий (прогностическая деятельность).

Исходя из сказанного, можно сделать такие выводы по структуре социальной деятельности, которая включает в себя: субъект и объект социальной деятельности. Субъект – тот, кто осуществляет социальную деятельность, объект – это то, на что или на кого она направлена.

Осознанную цель. Цель – это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена социальная в деятельность. Прежде чем действовать, человек ставит перед собой цель, поэтому она всегда целерациональна. Цель - это то, что представляется в сознании и ожидается в результате определенным образом направленной деятельности. Если основанием деятельности является сознательно сформулированная цель, то основание самой цели лежит вне сферы деятельности, за ее пределами – в сфере человеческого сознания, мотивов, ценностей, которыми руководствуются люди в своей жизнедеятельности. Поэтому в структуре социальной деятельности можно выделить общественно обусловленный характер деятельности (ценностный смысл).

Мотивы деятельности. Они всегда обуславливаются потребностями в сохранении, поддержании и воспроизводстве человеческой жизни. Сам процесс деятельности и ее результат - произведенный продукт, который выступает в виде произведенного сельскохозяйственного продукта или написанной книги, и т.д. Результатом социальной деятельности может быть и преобразование общества.

Таким образом, именно социальная деятельность является исходным условием для развития существенных сил человека, возникновения и существования общества, реальной движущей силой его изменения и развития.

Виды социальной деятельности

Существуют различные классификации видов деятельности. В зависимости от характера отношения к окружающему миру и взаимодействия социальная деятельность подразделяется на несколько видов.

Важнейшими из них являются:

Материально-преобразовательная деятельность (ее результатами выступают разнообразные продукты труда: хлеб, одежда, станки, здания, сооружения и т.п.);
- познавательная деятельность (ее результаты воплощаются в научных концепциях, теориях, открытиях, в научной картине мира и т.д.);
- ценностно - ориентационная (ее результаты выражаются в существующей в обществе системе нравственных, политических и иных ценностей, в понятии совести, чести, ответственности, в исторических традициях, обычаях, идеалах и др.);
- коммуникативная, выражающаяся в общении человека с другими людьми, в их взаимоотношениях, в доге культур, мировоззрении, политических движениях и т.п.;
художественная, воплощающаяся в создании и акционировании художественных ценностей - мира художественных образов, стилей, форм и т.д.;
- спортивная, реализующаяся в спортивных достижениях, в физическом развитии и совершенствовании внести;
- политическая, проводимая в политической сфере общества и связанная с захватом, удержанием, укреплением и осуществлением власти, с защитой политических интересов определенных классов, слоев, общественно-политических движений, стран и их коалиций. По своей операциональной структуре социальная деятельность включает в себя несколько взаимосвязанных компонентов. Исходным среди них является уровень осознанности - осознанное или неосознанное действие. Вторым компонентом, составляющим ядро деятельности, выступает процесс действия, т.е. система движений, направленных на предмет с целью его присвоения или изменения.

Действия, совершаемые человеком, могут быть направлены не только на предметы, но и на окружающих людей. Тогда они становятся актом поведения - поступком (когда они совершаются в соответствии с существующими в обществе нравственными, правовыми и другими нормами) или проступком (если противоречат им).

Кроме того, социальную деятельность можно подразделить на созидательную и разрушительную. Результаты первой – это построенные города, села, заводы, написанные книги, лечение и воспитание детей. Разрушительная деятельность проявляется в уничтожении всего, что создано руками людей: разрушение храмов, жилища, войны, которые разрушают нормальную жизнь человека. Эта деятельность может осуществляться разными людьми, выполняющими многие виды деятельности.

С точки зрения значимости и роли деятельности в социальном развитии весьма существенно разделение ее на репродуктивную и продуктивную, или творческую. Первая из них связана с получением или воспроизведением уже известного результата известными же способами и средствами. Вторая направлена на выработку новых целей и соответствующих им новых средств и способов или на достижение известных целей с помощью новых, ранее не применявшихся средств.

Человек является элементом целостной системы, включающей в себя природу (мир физических объектов) и человеческое общество. Вне этой системы его существование невозможно, поскольку именно здесь он находит все необходимые для своего условия. Поэтому социальное бытие человека предполагает взаимодействие его с окружающим миром физических объектов (природных или созданных человеком предметов и явлений) и с людьми. Оно представляет собой целостную жизненную активность, которая может иметь форму предметной деятельности (взаимодействия типа «субъект - объект») и общения (взаимодействия типа «субъект -субъект»).

Деятельностью называется жизненная человека, направленная на преобразование окружающих объектов (природных или созданных людьми, материальных или духовных). В качестве примера можно назвать профессиональную деятельность инженера, водителя, хирурга, агронома, программиста и др. Деятельность является сущностной характеристикой человека, то есть без нее он не может стать и быть таковым. Она имеет чрезвычайно важное значение для него.

1. Социальная деятельность человека является инструментом удовлетворения его жизненных потребностей. Любая потребность предполагает определенный способ удовлетворения, представляющий собой систему особых действий и операций, направленных на овладение необходимыми жизненными благами.

2. С помощью деятельности осуществляется преобразование окружающего мира и создание материальных и духовных благ. Все, что окружает нас, либо создано деятельностью, либо несет на себе ее отпечаток.

3. В процессе социальной деятельности происходит субъективное воссоздание окружающей действительности и построение ее субъективной модели. Любой образ или мысль по своему содержанию представляет собой не что иное, как субъективный аналог соответствующего объекта, построенный на основе внутренней деятельности: прецептивной, мнемической, умственной и т.д.

4. Социальная деятельность человека выступает как инструмент психического развития человека: его мышления, внимания, воображения, и т.д. Исследования показывают, что ребенок, не включенный в полноценную деятельность, сильно отстает в психическом развитии. Иначе говоря, с помощью деятельности человек преобразует не только окружающий мир, но и самого себя.

5. Активная деятельность является одним из условий сществования человека как полноценного субъекта и как . Выключение его из деятельности приводит к постепенному разрушению психических функций, способностей, умений и навыков. Так, например, по этой причине теряется профессиональная квалификация у специалистов, длительное время не занимающихся профессиональной деятельностью.

6. деятельность является одним из средств самореализации человека как личности и инструментом обретения смысла существования. Лишение человека любимой деятельности может привести к чувству потери смысла своего существования, что выражается в тяжелых внутренних переживаниях.

Структура социальной деятельности человека . Психологический анализ деятельности предполагает выделение в ней основных структурных компонентов и установление характера связи между ними. К ним относятся мотив, цель, условия реализации цели, отдельные деятельности, действия и операции.

Мотив - это внутренний психологический источник деятельности. Он побуждает человека к деятельности и одновременно придает ей разумный личностный смысл (ради чего она выполняется). Без мотива деятельность просто невозможна. Человек далеко не всегда осознает мотивы своей деятельности, однако это не означает, что их нет. Мотив является конституирующим элементом деятельности. Именно поэтому в зависимости от содержания мотива выделяют отдельные виды деятельности. Например, игровая деятельность - игровой мотив, учебная деятельность - учебный мотив и т.д.

Под целью понимается мысленное или образное представление конечного или промежуточного результата деятельности. Например, токарь, вытачивающий на станке деталь, уже представляет ее мысленно. И это характерно для любой деятельности. Благодаря цели деятельность становится упорядоченной и предсказуемой. Она как бы концентрирует в одном направлении все усилия и ресурсы человека. Без цели, так же как и без мотива, деятельность невозможна, она превращается в неупорядоченный набор отдельных движений и поведенческих актов. Целостная деятельность состоит из системы отдельных, относительно самостоятельных действий, выстроенных в определенной временной последовательности. А все вместе они приводят к достижению цели всей деятельности. Например, даже такая простая и привычная деятельность, как удовлетворение пищевой потребности, включает в себя множество отдельных действий: посещение магазина, покупка продуктов, приготовление пищи, сервировка стола, прием пищи и др.

Действием называется элемент или этап деятельности, направленный на достижение отдельной самостоятельной цели. Действие является таковым лишь имея цель. Последняя выступает как основополагающий признак (свойство) действия, поэтому психологический анализ действия предполагает характеристику его цели.

Одно и то же действие может иметь разные мотивы. Однако при изменении цели действие становится иным, по содержанию и сущности, даже в том случае если у него сохраняется мотив. Действие считается успешным и законченным при достижении цели. В ходе этого процесса происходит ее опредмечивание (объективизация) в соответствующем продукте или результате действия, то есть то, что ранее было субъективным образом, теперь становится объективной реальностью.

Реализация любого действия осуществляется в контексте некоторых объективных и субъективных факторов (обстоятельств), имеющих отношение к достижению поставленной цели. Они называются условиями реализации цели. Условия могут быть благоприятными или неблагоприятными с точки зрения субъекта. Однако в любом случае он должен хорошо знать их и принимать во внимание при построении своего действия. Представление субъекта об условиях выполнения действия называется его ориентировочной основой. В зависимости от условий определяются способы осуществления действия. Они называются операциями. Например, способы подготовки к экзамену будут зависеть от следующих обстоятельств: объем и сложность материала, наличие или отсутствие конспектов, насколько успешно и систематически занимался студент на протяжении семестра, имеются ли у него соответствующие способности, на какую оценку он претендует, насколько строг и требователен преподаватель и др. Именно эти обстоятельства повлияют на выбор способов подготовки: будет ли она проходить дома или в библиотеке, сколько она потребует времени, понадобятся ли дополнительные консультации по каким-то вопросам и т.д.

Одно и то же действие может осуществляться с помощью разных операций. Успешность достижения цели будет зависеть от того, насколько хорошо и полно субъект ориентируется в соответствующих условиях и насколько адекватны выбранные им способы выполнения действия. В зависимости от этого они могут быть разумными и неразумными. Человек далеко не всегда осознает операции. При выполнении обычных и несложных действий операции представляются неосознаваемыми. Их называют автоматизмами. Например, такие операции, как написание букв при письме, почти всегда бывают неосознаваемыми. Для осознания подобных операций необходимо, чтобы при их выполнении возникли определенные трудности.

В заключение отметим, что отношения между структурными компонентами деятельности являются очень динамичными. При определенных условиях они могут трансформироваться друг в друга. Например, действие может превратиться в самостоятельную деятельность, если оно само станет притягательным для человека, то есть обретет мотивационные свойства. По мере многократного выполнения действия, его автоматизации и утраты цели оно становится операцией, входящей в состав другого действия. При деавтоматизации операция может стать целенаправленным действием.

Свойства деятельности человека. К наиболее существенным свойствам деятельности относятся активность, целенаправленность, способность к творческому преобразованию окружающей действительности, орудийность, осознаваемость, предметность, двойственность формы, способность к развитию, способность к порождению психических (душевных) образований, социальность.

Социальная деятельность человека - это не система реакций на внешние раздражители, а изначально активный процесс. Источники этой активности находятся не вне, а внутри человека. В качестве таковых выступают потребности и мотивы. Они не только побуждают к деятельности, но и выступают как источники необходимой для выполнения деятельности энергии. Именно через деятельность субъект вступает в реальный контакт с окружающим миром и черпает необходимые для своего существования условия.

Деятельность человека всегда подчинена определенной цели, которая задает довольно четко ее направление, подчиняет и упорядочивает составляющие ее действия, движения и операции, делает ее устойчивой и надъситуативной. Этим она отличается от поведения животных, которое, как уже отмечалось ранее, характеризуется импульсивностью и повышенной зависимостью от конкретной ситуации (ситуативностью). Данное свойство деятельности противоречит известному закону физического детерминизма. Науке до сих пор непонятно, каким образом цель как субъективное и нефизическое образование воздействует на реальную практическую деятельность, обладающую признаками физического явления.

В процессе социальной деятельности человека происходит творческое преобразование окружающей действительности в соответствии потребностями, мотивами и целями человека. Он не столько адаптируется к реальности, сколько адаптирует ее для себя. Этим человеческая деятельность отличается от поведения животных, которое является исключительно приспособительным по своему характеру. Современный человек живет не в естественном, а в искусственном, созданном им самим мире. Даже природа несет на себе печать антропогенного воздействия. Для преобразования объектов своей деятельности человек использует не только собственные естественные (индивидные) органы (руки, пальцы, ноги, туловище и др.), но и специально сделанные инструменты или орудия. Поэтому деятельность человека является не непосредственной, а опосредованной, орудийной, что также отличает ее от поведения животных.

К числу важнейших свойств социальной деятельности относится осознаваемость. Она выражается в способности человека субъективно выделять выполняемую им деятельность как нечто относительно самостоятельное и отдельное от самого себя как субъекта и от объекта, на который она направлена. При высоком уровне развития деятельности субъект осознает ее мотивы, составляющие действия, условия и операции. Благодаря осознаваемости деятельность становится произвольной и волевой.

Следующее важное свойство деятельности - предметность. Она заключается в своеобразной чувствительности деятельности к своему предмету и в способности подчиняться и уподобляется его свойствам и характеристикам. Благодаря этому свойству деятельность воссоздает их в себе. Это хорошо проявляется в любых предметных действиях. Например, когда человек берет в руки какой-то предмет, то форма и характер действия, а также входящие в его состав движения воспроизводят форму, размеры, вес, материал и другие свойства этого предмета. Характеристики действия будут разными в зависимости от того, каким он окажется: легким или тяжелым, объемным или плоским, скользким или шероховатым, горячим или прохладным и т.д. Выполняя ту или иную деятельность, человек движется к намеченной цели не слепо и не прямолинейно, а очень разумно и гибко. Каждым своим действием он как бы прощупывает предметную реальность, соотносится с ней и воссоздает ее. Особенно это хорошо прослеживается при освоении новых действий или при выполнении деятельности в непривычных и незнакомых условиях.

Существенным и довольно загадочным свойством социальной деятельности человека является изначальная двойственность ее формы. Она представляется одновременно и внешним физическим и внутренним психическим процессом, и объективным и субъективным явлением. С внешней стороны она выглядит как процесс реального физического взаимодействия субъекта с физическим же объектом. При этом человек, используя свое тело (руки, ноги, туловище) как естественный физический инструмент, а также другие необходимые орудия труда и инструменты, осуществляет физическое преобразование объекта и получает некоторый вещественный продукт, соответствующий первоначальному замыслу. Например, портной шьет из ткани костюм, повар готовит из продуктов блюдо, дизайнер оформляет зал и т.п.

Как физический процесс деятельность складывается из конкретных практических действий и движений, совершаемых в определенном пространстве и времени, то есть имеет пространственно-временные координаты и вполне доступна для восприятия. В этом плане она мало чем отличается от многих природных явлений и процессов: химической реакции, развития растения, кипения воды и т.п.

Однако всякая деятельность имеет еще и внутреннюю, скрытую от внешнего наблюдения сторону, без которой она перестает быть таковой. Например, она не может существовать и осуществляться без мотива и цели, которые представляются чисто психическими явлениями, образующими внутренний субъективный (душевный) мир человека. При выполнении сложных и жизненно важных видов деятельности возникает необходимость во многих других внутренних психических компонентах: в эмоциональных переживаниях, в мыслях, в волевом усилии, в оценке своих возможностей, в знаниях и т. д. Причем их присутствие становится просто очевидным. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить несколько примеров из собственного жизненного опыта. Можно сказать, что вся душевная жизнь человека - его психика, представляет из себя внутренний компонент его деятельности, его социального бытия. Следует подчеркнуть, что внутренние компоненты не просто сопровождают внешнюю сторону деятельности, а представляются функционально необходимыми для нее. Без них ее существование просто невозможно. В этом отношении деятельность не обладает никакими физическими характеристиками и определенными пространственно-временными координатами, то есть непонятны ее онтологическая природа и местонахождение.

Деятельность - это целостный процесс, совмещающий в неразрывном единстве внешние физические (объективные) и внутренние психические (субъективные) компоненты. По своей сущности они представляются абсолютно разными и несовместимыми. Современная наука до сих пор не может объяснить психологическую природу и механизм их связи. Внешние и внутренние компоненты деятельности имеют функциональную специализацию. На основе внешних компонентов осуществляются реальные контакты человека с предметами и явлениями окружающего мира, их преобразование, вос-создание их свойств, а также порождение и развитие психических (субъективных) явлений. Внутренние компоненты деятельности выполняют функцию побуждения, целеполагания, планирования, ориентировки (познания), принятия решения, регуляции, контроля и оценки.

В реальной деятельности соотношение внутренних и внешних компонентов может быть разным. В зависимости от этого выделяют два вида деятельности: внешнюю (практическую) и внутреннюю (психическую). Примером внешней деятельности может служить любой физический труд. Учебная деятельность является примером внутренней деятельности. Однако речь идет только об относительном преобладании тех или других компонентов. В «чистом» виде их существование у человека невозможно. Однако мы предполагаем, что при определенных обстоятельствах, в частности после физической смерти человека, внутренние (психические) компоненты деятельности способны к самостоятельному бытию. По крайней мере, фактов, противоречащих этому предположению, не существует.

Деятельность человека обладает способностью к развитию. Она выражается в том, что по мере упражнений и тренировок деятельность становится более совершенной, уменьшается время ее выполнения, снижаются энергетические затраты, трансформируется структура, сокращается количество ошибочных действий, изменяется их последовательность и оптимальность. Одновременно происходит изменение соотношения внешних и внутренних компонентов деятельности: внешние компоненты сокращаются и редуцируются при одновременном увеличении доли внутренних компонентов. Происходит как бы преобразование деятельности по форме. Из внешней, практической и развернутой во времени и пространстве она становится внутренней, психической и сокращенной (свернутой). Этот процесс в психологии называется интериоризацией. Именно таким образом происходит порождение и развитие психики - на основе преобразования деятельности. Однако внутренняя деятельность представляет собой лишь компонент целостной деятельности, ее сторону. Поэтому она легко трансформируется и выражается во внешних компонентах. Переход внутренних компонентов деятельности во внешние называется экстериоризацией. Этот процесс является неотъемлемым атрибутом любой практической деятельности. Например, мысль, как психическое образование, может легко преобразоваться в практическое действие. Благодаря экстериоризации мы можем наблюдать через внешние компоненты деятельности любые психические явления (процессы, свойства, состояние): намерения, цели, мотивы, различные познавательные процессы, эмоциональные переживания, черты характера, и т.д. Но для этого необходимо иметь очень высокий уровень психологической культуры.

По своему происхождению и сущности деятельность является не врожденной, а воспитанной функцией человека. Иначе говоря, он получает ее не по законам генетики как данность, а овладевает ею в процессе обучения и воспитания. Все человеческие (а не индивидные) формы поведения являются социальными по происхождению. Ребенок не изобретает их, а усваивает. Под руководством взрослых людей он учится пользоваться предметами, правильно вести себя в тех или иных жизненных ситуациях, социально принятым способом удовлетворять свои и т.д. Именно в ходе освоения различных он и сам развивается как субъект и как личность. Социальность предметной деятельности выражается и в функциональном плане. При ее выполнении человек прямо или косвенно соотносится с другими людьми, которые выступают как ее содеятели и соучастники. Особенно ярко и отчетливо это прослеживается в условиях совместной деятельности, где функции ее участников определенным образом распределены. Учитывая, что в предметной деятельности всегда соприсутствуют другой человек, ее можно назвать содеятельностью.

Социальная деятельность - регулярно повторяющееся вмешательство индивидов или групп людей (субъектов деятельности) в социальные процессы (объекты деятельности) с целью изменить и подчинить их своим интересам. Это форма активного взаимодействия человека с социальной средой, сознательно направленного на преобразование внешних условий его существования, а также изменение взглядов, мировоззрения, ценностных ориентации окружающих людей.

Субъекты социальной деятельности - это исполнители конкретных действий. Среди них могут быть: отдельные личности; социальные группы; социальные организации и социальные институты.

Объекты социальной деятельности в данном контексте не что иное, как социальные процессы на всех структурных уровнях функционирования общества.

Социальную деятельность составляют конкретные социальные действия (поступки, акции, шаги), организованно (преднамеренно) или стихийно (спонтанно) осуществляемые людьми с желанием вызвать те или иные социальные последствия (результаты). Иными словами, социальные действия могут осуществляться индивидами или группами людей намеренно, целенаправленно или, наоборот, спонтанно, под влиянием случайных обстоятельств.

Действие следует отличать от поведения. Поведение - это совокупность действий, совершенных индивидом. Определяя, скажем, поведение школьника учитель дает обобщенную оценку совершенных им действий (поступков). Иначе говоря, поступки характеризуют поведение индивида.

Социальное взаимодействие , или интеракция, предполагает регулярное влияние индивидов друг на друга, в результате чего возобновляются и создаются новые социальные связи внутри общностей или между его элементами. В социальном взаимодействии участвуют не менее двух субъектов, которых называют интерактанты. Их интерактивные действия непременно должны быть направлены друг на друга.

Многообразие форм социального взаимодействия в значительной степени детерминируется разнообразием социальных связей между субъектами взаимодействия.

Социальные связи - это взаимозависимости индивидов друг от друга, сложившиеся в процессе совместной деятельности. Социальные связи могут проявляться как социальные контакты (кратковременная, неглубокая связь) или как социальные отношения (сложная система социального взаимодействия, когда поведение одних является причиной деятельности других).

Социальные отношения - это устойчивые, опосредованные формы социального взаимодействия, которые складываются в рамках деятельности социальных общностей и социальных институтов.

Социальные отношения различаются по своему составу и характеру связей:

Между индивидами, например любовь, вражда, обмен товарами или услугами, совместная трудовая деятельность;

Между группами (классами, этническими группами, социальными институтами и другими общностями) по поводу одинаковых или противоположных интересов, часто связанных с распределением результатов общественного труда. Социальные отношения отличаются от простого взаимодействия тем, что они осознаются индивидами как длительные, повторяющиеся, а, следовательно, устойчивые.