Введение

Обучение ребёнка грамоте – очень важный этап в его развитии. От того, как малыш овладеет чтением, во многом зависит успешность обучения его в школе. Зная это, многие родители начинают рано – например, в три года – знакомить своего ребёнка с буквами. Какие же они бывают удивительно огорчены, когда оказывается, что и к пяти, шести годам малыш всё ещё не умеет читать!

Можно ли учить чтению дошкольников? Известный российский психолог Р.С.Немов утверждает, что научение грамоте не только можно, но и необходимо перенести из младшего возраста в дошкольный. Чтению и письму можно научить детей в четырёх – пяти летнем возрасте, сделав усваиваемое нужным и интересным для ребёнка, тесно связав обучение грамоте с актуальными потребностями малыша, и прежде всего с игрой.

Обучение грамоте – дело не простое, требующее терпения, времени, а также некоторых специальных знаний в области методики по обучению детей грамоте (чтению). Кому как не учителю начальных классов лучше других известны закономерности формирования детской речи – устной и письменной? Поэтому необходимо в работе последовательная, внимательная работа по изучению азбуки и знакомство с буквами русского алфавита.

Известно, что разные звуки родной речи осваиваются ребёнком в разные сроки, что есть трудные для произношения звуки. Если, начиная изучать буквы, ребёнок ещё не очень чисто произносит обозначаемые ими звуки, в дальнейшем у него могут обнаружиться нарушения письма и чтения – дисграфия и дислекция.

Чтобы избежать этих осложнений, «трудные» звуки и соответствующие им буквы изучаются в последнюю очередь. Как в Букваре Н.С.Жукова по которому ведётся кружковая деятельность по обучению дошкольников чтению.

Одна из важнейших задач при обучении грамоте – это овладение навыками анализа и синтеза слов и предложений. Без умения соединять звуки (буквы) в слоги и слова, выделять звуки (буквы) и слова, определять их место и количество в слове ребёнок не научится хорошо читать и грамотно писать. В работе на занятиях необходимо использовать много игр, занимательных занятий и упражнений, способствующих приобщению этих навыков. Давать детям яркие наглядные картинки, которые привлекут внимание малыша.

Особенность зрительно запоминать вновь изучаемую букву начинается с показа этой буквы, названия её и чтения взрослым крупно напечатанного стишка. Прослушав стишок, ребёнок сам сможет найти, выделить среди пока незнакомых значков эту букву.

Моя задача, как педагога по дополнительному образованию дошкольника не столько научить читать, как научить ребёнка полюбить чтение, при этом чтение должно быть осмысленным (желательно беглым). В работе стараюсь не озвучивать ребёнку конкретную цель научить его читать, а постепенно заманиваю, вовлекаю его в процесс чтения, вызываю желание узнать что то новое, интересное – назидание, это не метод, и не способ в положительной мотивации ребёнка на занятиях.

Пояснительная записка

Конечно, важнее не учить ребёнка читать, а развивать речь, способность различать звуки, развивать способность слушать и слышать, умение рассказывать и т д. Однако многие дети до школы проявляют живой интерес к умению читать, эта проблема волнует и родителей, поэтому часто можно наблюдать картину, когда человек, не владеющей методикой обучения чтению, берётся за это, в результате ребёнка учат читать неправильно, неквалифицированное обучение чтению создаёт массу трудностей при дальнейшем обучении. Сложнее переучить, чем научить.

В обучении чтению существуют как бы два пласта – теоретический и практический. Школа призвана ввести ребёнка в теорию письма и чтения, помочь ребёнку осмыслить законы письменной речи и употреблять их сознательно.

Практическое освоение чтением – это совсем другая задача. И если у

пяти шести летнего ребёнка есть желание научиться читать, зачем же искусственно тормозить, а затем вновь (через год) возбуждать это стремление.

Цель работы рабочей программы:

  • обучить детей дошкольного возраста овладению техникой чтения, что должно доставить им радость и удовлетворение в награду за труд;
  • подготовить дошкольников к обучению, познакомить с буквами, как знаками записи известных им звуков;
  • научить читать, не вступая в противоречие с методами школьного обучения.

Задача:

  • совместно вести работу в тетрадях «Обучение грамоте по письму» (в II частях)
  • сделать для ребёнка увлекательной тренировку в технике чтения и привить интерес к книге, вкус и желание к самостоятельному чтению;
  • способствовать обогащению словарного запаса и развитию речи детей.

Исходным принципом дошкольного обучения чтению является то, что знакомству с буквой предшествует глубокая работа над звуками, которые обозначаются данным знаком. Знаки звуков нет смысла вводить до знакомства с самими звуками и знакомство с буквенным знаком окажется безрезультатным, если ребёнок не знает, что именно обозначается этим знаком. Поэтому обучение чтению опирается на звуковой анализ слова. Звуковой анализ включает, прежде всего, умение сознательно, намеренно, произвольно выделять звуки в слове. Для того чтобы научится читать, ребёнку нужно сделать два важных открытия:

  • сначала обнаружить, что речь «строится» из букв,
  • а потом открыть отношения звука и буквы.

Звуковой анализ слова ребёнок с помощью интонационного подчёркивается, последовательного протягивания звуков в произносимом слове (ДДДОМ, ДОООМ, ДОМММ).

Главная задача работы – сделать для ребёнка слово, его звуковую оболочку не только ощутимой, но и привлекательной, интересной. Когда дети в игровом, звукоподражательном действии научились протягивать, усиливать, выделять отдельные звуки в словах, различать гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные, ставится новая задача запомнить знак, которым записывается на письме данный звук. Для более легкого запоминания букв хорошо их конструировать из палочек, лепить из пластилина, рисовать их на листе бумаги, штриховать, обводить образец буквы и т.д.

Обучению чтению предполагает научить детей читать на уровне индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В то же время проводится и целенаправленная работа по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, уточнению значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи. Развиваются чувствительность к смысловой стороне языка, речевой слух, формируется правильное звуко- и слово – произношение. Дети учатся правильно составлять предложения, составлять рассказы по картинке, по данному началу, грамотно формулировать ответы на вопросы и т.д.

В результате этих упражнений ребёнок учится переносить сформированные речевые навыки на новый материал, умению пользоваться ими в самостоятельной речи.

Навыки самостоятельных связных рассказов формируются в течение довольно длительного времени и требуют терпения, настойчивости, внимания и такта со стороны взрослого. Очень важно следить за тем, чтобы самостоятельные высказывания ребёнка логичные, последовательные и грамматически правильные.

Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр со звуками поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое.

Педагогу необходимо подбадривать ребёнка, хвалить его если не за точность и правильность выполнения, то за старание, желание работать.

Уровень и качество сформированности связной речи – это отражение той речевой среды, в которой воспитывается ребёнок, начиная с самого рождения. Поэтому я постоянно беседую и советую родителям тщательно следить за чистотой, точностью и выразительностью собственной речи. В целях нравственного воспитания ребёнка и культуры речи.

Основные цели программы:

Формирование представлений о разнице между предметом и его обозначением в виде слова; о слове как звуковой единице, состоящей из частей (более крупных – слогов и более мелких – отдельных звуков).

Развитие фонематического слуха:

а) практическое освоение разницы между произношением звукового качества

(гласных и согласных, твёрдых и мягких, звонких и глухих) без введения терминов;

б) формирование способности выделения звука в начале, на конце и в середине слова;

в) специально организованная работа по произнесению трудных по артикуляции звуков: свистящих (c ), (з), (ц),; шипящих (ш), (ж), (ч), (щ),; сонорных (р), (л).

Развитие тонкой моторики кисти ведущий руки (освоение по контуру рисунков, а также силуэтов букв и их элементов указательным пальцем и пишущим средством)

Формирование первичного навыка чтения:

а) знакомство с гласными звуками и особенностями их артикуляции;

б) отработка первой и второй слоговой модели;

в) чтение обратных закрытых слогов на базе освоения прямых открытых слогов;

г) чтение открытых слогов с использованием всё новых и новых букв согласных (при смысловом мотивировании каждой новой введённой согласной через звукоподражание)

Структура и реализация программы:

Занятия по дополнительной образовательной услуге проводятся в кружковой деятельности 2 раза в неделю во второй половине дня по 30 минут каждое занятие. Учебный курс начинается с 1 октября. Режим работы построен с учётом привыкания детей к регулярным занятиям и возрастных особенностей дошкольников.

Организация образовательного процесса в подготовительной группе строится на основе рабочей программы, разработанной педагогом по дополнительной образовательной услуге по подготовке детей к школе, согласованного с руководителем МАДОУ «Детский сад №80 комбинированного вида»

Расписание занятий:

Понедельник: 16.10 часов – 16.40 часов

Четверг: 16.10 часов – 16.40 часов

Требования к уровню подготовки детей к концу года:

«Санитарно – эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений.

СанПиН 2.4.1.1249 – 03»

Универсальные учебные действия. С помощью системы пособий используемой на занятиях (Букварь, рабочие тетради, репродукции, дидактические игры и мн.др.) дошкольник научится:

Удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый или

рассматривая репродукцию;

Понимать структуру детской книги «Букварь» и структуру страницы, логику чтения

сверху вниз и слева направо;

Ориентироваться на странице и на развороте «Букваря», находить ярко выраженные

структурные элементы (иллюстрации, выделенный шрифт, фрагменты, столбцы,

строчки разного размера);

Пользоваться Букварём и простейшими инструментами (рамками, указателями);

Правильно держать ручку, наклон рабочей тетради, следить за осанкой;

Выполнять инструкции преподавателя (при работе с Букварём, рабочей тетрадью);

Обсуждать с педагогом возникшую проблему, отвечать на поставленные вопросы

полным ответом, касающегося прослушанного текста;

По требованию преподавателя исправлять свою ошибку, если не получилось сразу

выполнить задание правильно не торопясь;

Предметные знания и умения.

Достаточно отчётливо и ясно произносить слова; выделять из слов звуки, находить

слова с определённым звуком, определять место звука в слове;

Соблюдать орфоэпитические нормы произношения;

Владеть понятиями «слово», «звук», «буква», «предложение»;

Правильно согласовывать слова в предложении;

Составлять предложения с заданным словом, по картинке, на заданную тему,

заканчивать предложение нужным по смыслу словом, восстанавливать заведомо

искаженные фразы и т.п.;

Рассказывать сказки, рассказы с опорой на иллюстрации или серии картинок;

Ориентироваться на странице Букваря;

Составлять небольшие рассказы опирательного характера по сюжетной картине; о

событии из собственного жизненного опыта;

Правильно использовать предлоги;

Правильно произносить звуки.

№п\п Тема Кол – во часов
1

Формирование представлений о разнице между предметом и его

обозначением в виде слова; о слове как о звуковой единице, состоящей из частей

12
2 Развитие фонематического слуха 10
3 Формирование первичного навыка чтения 12
4 Развитие моторики кисти руки 6
Всего: 40

Календарно – тематическое планирование

№ п\п Тема занятия
1 Речь письменная и устная. Звуки речи.
2 Звуки речи. Работа в прописях.
3 Гласные звуки IаI, IуI; А, а; У, у.
4 Гласные и согласные звуки.
5 Гласный звук IоI, буквы О, о.
6 Согласные звуки IмI, IмI; буквы М, м.
7 Учимся соединять буквы.
8 Чтение слогов.
9 Согласные звуки IсI, IсI; С, с.
10 Предложение.
11 Деление предложения на слова.
12 Ударение в словах.
13 Согласные звуки IхI, IхI; Х, х.
14 Чтение слогов и слов.
15 Составление предложений и рассказов.
16 Согласные звуки IрI, IрI; буквы Р, р.
17 Согласный звук IшI; буквы Ш, ш.
18 Гласный звук IыI; буква ы.
19 Согласные звуки IлI, IлI; буквы Л, л.
20 Согласные звуки IнI, IнI; буквы Н, н.
21 Согласные звуки IкI, IкI; буквы К, к.
22 Согласные звуки IтI, IтI; буквы Т, т.
23 Гласный звук IиI; буква И, и
24 Согласные звуки IпI, IпI; буквы П, п.
25 Согласные звуки звонкие глухие.
26 Согласные звуки IзI, IзI; буквы З, з.
27 Согласный звук IйI; буква И, й.
28 Согласные звуки IгI, IгI; буквы Г, г.
29 Согласные звуки IвI, IвI; буквы В, в.
30 Согласные звуки IдI, IдI; буквы Д, д.
31
32 Согласные звуки IбI, IбI; буквы Б, б.
33 Согласные звуки IбI, IбI; буквы Б, б.
34
35 Согласные звуки IжI,; буквы Ж, ж.
36 Буква Е, е
37 Буква Е, е
38 Буква Ь.
39 Буква Я, я
40 Буква Я, я
41 Буква Ю, ю.
42 Буква Ю, ю.
43 Буква Ё, ё
44 Буква Ё, ё. Развитие речи
45 Согласный звук IчI,; буквы Ч, ч.
46 Формулирование ответов на вопросы
47
48 Гласный звук IэI,; буквы Э, э.
49 Согласный звук IцI,; буквы Ц, ц.
50 Согласные звуки IфI, IфI; буквы Ф, ф.
51 Согласные звуки IщI, ; буквы Щ, щ.
52 Буква Ъ
53 Алфавит.
58 Составление слов из разрезной азбуки.
59 Обобщение

Школа определяет наше будущее. Какой спустя годы она будет? В одной публикации мы собрали мнения экспертов, педагогов и футуристов

Немного статистики

В 2017 году в России за школьные парты сядут 15,5 миллионов школьников , что на 1 миллион человек больше, чем в 2016 году. Какую школу им предстоит заканчивать?

На форсайт-сессии конгресса , который прошел в МГУ им. Ломоносова минувшей зимой, ведущие эксперты из МГУ, МГПУ, МФТИ, Московского, Томского политехнических университетов напрямую общались с крупнейшими работодателями. «Роскосмос», «Русгидро», «Росэлектроника», «РЖД», «Газпром» обсудили какой должна быть школа будущего.

Каждой из этих компаний нужен свой «набор» знаний и навыков. А те, в свою очередь, меняются каждые несколько лет. Так как же получить суперспециалиста будущего? Универсального рецепта пока нет ни у кого, но эксперты готовы делиться идеями.

Организация учебного пространства

Александр Демахин

Драматург и режиссер Александр Демахин, победитель конкурса «Учитель года России – 2012» в своем эссе на сайте “Дискурс” размышляет о школе будущего в первую очередь через призму организации учебного пространства. “Почему парты в рядах, а, например, не большой-пребольшой круглый стол, или не перекатывающиеся в любое место маленькие столики разных форм, или не абсолютно пустая комната вообще без мебели?.., — задается вопросом Александр Демахин. — Почему помещение класса, а не беседка на открытом воздухе, не автобус, колесящий по окрестностям, или не лодка, плывущая по реке?”.. (Кстати, такие школы на лодках существуют в Бангладеш – стране, где сильные наводнения делают бессмысленным строительство школьных зданий: лодка-школа приплывает за детьми в деревню, забирает их, а после уроков привозит обратно).

Как пишет портал NewToNew , бывший учитель английского языка, ставший апологетом нового подхода к образованию, Терри Хик отрицает стандартные учебные планы и верит в победу цифрового обучения. Для продвижения своих идей и разработки новых программ он создал портал Te@chTaught . В одной из публикаций он попытался заглянуть в 2024 год и понять, какой станет школа будущего.

Терри Хик (facebook)

В том, что касается организации учебного процесса, мысли Хика близки к идеям Демахина. В 2024 году классы, не использующие новинки технологии, будут считаться непригодными для учёбы и начнут исчезать, пишет Хик . Классные комнаты как таковые перестанут существовать. Ряды парт и строгие учебные планы, роль учителя как лидера класса, по мнению Хика, никогда не были оптимальным решением, но устраивали общество, потому что мы к этому привыкли. К 2024 году всё изменится.

Организация пространства важна, потому что задает организацию мышления и действий в социуме. По наблюдениям Марка Сартана , руководителя проекта «Умная школа», классическое школьное здание узнаваемо и представляет собой модель фабрики: одинаковые ряды окон по фасаду и отсеки-кабинеты внутри, соединенные коридором. Изменение процесса производства стало приводить к изменениям в организации школьного пространства. В 1970-х годов в Европе появляется первая «школа-город» с разнообразным зонированием внутри здания, классами свободной планировки, несколькими входами и т.д.

Понятно, что изменение пространства влечет за собой и изменение содержания образования. Терри Хик уверен — скоро каждый класс будет присутствовать на каких-либо социальных платформах,. Так к ним смогут получить доступ все желающие: люди, организации, предприниматели. Всё, что произведено в этом классе: проекты, сценарии, идеи учеников — будет замечено обществом. Страницы классов в соцсетях станут своего рода маркетинговым агентством для учеников.


Плавучая школа в Бангладеш

Организация учебной информации

Участники форсайт-сессии конгресса «Инновационная практика: наука плюс бизнес» отметили, что для того, чтобы «не убивать» в молодом человеке творческий потенциал шаблонными схемами, во всем мире вводится тотальное проектное обучение. В Голландии студенту дается задача — разработать прототип двигателя, и он выбирает для себя необходимые дисциплины: физику, математику, материаловедение… По такому же пути пошли финны, и Россия делает первые шаги.

Александр Демахин говорит, что новые метапредметные стандарты предлагают обращать внимание не только и не столько на предметное содержание урока, сколько на те познавательные (умение работать с информацией), регулятивные (умение организовывать свою деятельность), коммуникативные (умение взаимодействовать) и личностные (умение осознанно развивать себя) результаты, которых можно достичь на уроке. “Уже на стадии планирования педагог может мыслить курс биологии в 6-м классе не как изучение пестиков и тычинок, а как курс развития определенных коммуникативных навыков посредством тех же самых пестиков и тычинок. Причем учителю предоставляется полная свобода в том, какие именно метапредметные задачи ставить на своем занятии – главное, чтобы они были”.

Электрический мотоцикл, космический спутник, беспилотники и нейроинтерфейсы, — чтобы студенты смогли «взорвать» рынок, начинать проектную работу нужно еще в школе бить «по всем фронтам». Детские технопарки, научные лагеря, кружки робототехники и программирования, — вот точки роста юных инноваторов, — приводит мнения участников форсайт-сессии информационный партнер конгресса — “Российская газета”.

Организация учебного времени

Сегодня на уроке дают некоторое количество новой информации, а в качестве домашнего задания ученик получает практическую проработку этих знаний в тех или иных заданиях. Но одновременно все большую популярность набирает концепция «перевернутого класса» – информацию ученики добывают сами дома, а на уроке в самых разных формах практически применяют эти знания, пишет Александр Демахин.

Звонки через 45 минут (та же фабрика) – и класс отрывается от занятия, в какой бы стадии оно сейчас ни находилось, и бежит по коридору дальше: но проектные и исследовательские задачи, психологические тренинги, занятия искусством или спортом были бы более эффективны при иной организации времени.

Все тексты для учёбы должны подбираться с учётом уровня грамотности ученика, его предпочтений в чтении и даже возможностей его компьютера, чтобы оптимизировать чтение для получения максимальной пользы. Эти тексты будут комбинацией художественной и научной литературы, публицистики, сочинений, нестандартных текстов и т.д.

“Мы много работаем с детьми и видим, что если в начальной школе ребята еще хотят придумывать нестандартные решения поставленной задачи, то к четвертому классу большинство уже делает только то и только так, как ему сказали, и не выходит за рамки данных учителем установок. К вузу ситуация только усугубляется, — говорит директор Корпоративного университета «РусГидро» Елена Аксенова.

Педагог будущего

Учителя должны рассматриваться как ученики-мастера, считает Демахин. Они будут организовывать изменяющийся физический и электронный учебный процесс, заточенный под каждого конкретного ученика. На контрасте с могущественными и умными, но «холодными» технологиями, учителя будут куда более важны для учебного процесса. И это облагородит профессию учителя в глазах общества.

Педагог из Финляндии, страны, качество среднего образования в которой признано одним из лучших в мире, а конкурс на место школьного учителя составляет более 10 человек на место, сформулировала это так: “Я эксперт интерпретации, абсолютно свободный внутри классной комнаты». Понятно, что, если мы говорим о том, что школа может и должна предлагать ученику те позитивные модели социального взаимодействия, которые он потом будет реализовывать в жизни, то учителю невозможно ограничиться только ролями источника информации и контролера: ему необходимо быть и экспертом, и тренером, и дирижером, и партнером, и, разумеется, учеником”.

Искусственный разум уже сегодня достиг той точки развития, которая позволяет говорить о перспективах его использования в процессе обучения. Искусственный интеллект станет основой педагогики, уверен Терри Хик. Это будет инструмент, который школьник станет использовать, чтобы создать свой собственный учебный план. Искусственный интеллект поможет ученикам выбрать книги, домашние задания, стратегии обучения, возможности карьеры.

Смешанные классы

В качестве одной из перспективных идей рассматривается совместное обучение детей разных возрастов в одних группах. Эта идея совсем не нова — еще в XIX веке практиковалось обучение старшими детьми младших. Но, например, премию мирового форума WISE, «Нобелевскую премию в образовании», не так давно получила Вики Кольбер, которая разработала систему одновременного обучения детей разного возраста и с разным опытом, активно применяющуюся сейчас в странах Латинской Америки. Одно из ее ключевых положений — отход от фронтального образования. Классы, объединяющие детей разного возраста и уровня, работают по-новому: дети садятся в круг вместе с учителем, происходит постоянный обмен информацией, коллективная работа сменяется индивидуальной, а игровой элемент становится важным элементом обучающего процесса.

Выпускники

По мнению Терри Хика, электронные портфолио станут актуальным образцом работы. Работа ученика должна отражать его потенциал и предпочтения. Тщательно отобранные самим учеником с помощью учителя и искусственного интеллекта электронные свидетельства работы будут загружены в облако на всеобщее обозрение. С одной стороны, это повысит ответственность школы за результаты ее учеников, а с другой сами ученики будут вкладывать больше сил в повышение собственной результативности.

Родителям будущих первоклассников посвящается...


Часто слышишь: «Мы занимаемся по Виноградовой...», «А у нас в классе учат по Занкову». К сожалению, большинство родителей могут лишь назвать автора учебной программы, другие скажут «нам ее хвалили», третьи, может быть, расскажут о конкретных плюсах и минусах. Но в целом же, рядовой родитель с трудом понимает, чем различаются все эти программы. И не удивительно. Действительно сложно пробраться сквозь научный стиль и терминологию педагогических текстов.

Так что давайте будем вместе разбираться и пытаться понять.

Во-первых, существует педагогическая система и педагогическая программа.

Систем всего три: система Занкова (развивающая), система Эльконина-Давыдова (развивающая) и традиционная (см. Приказ Минобрнауки РФ от 21.10.2004 N 93).

Программ же значительно больше. Кроме официально признанных, существует множество экспериментальных систем, а также авторских, внутришкольных, которые мы не будем рассматривать в данной статье.

Схематично это будет выглядеть примерно так:

Все одобренные Минобразом системы и программы отвечают главному требованию: они позволяют ученику усвоить обязательный минимум знаний. Авторство же проявляется в способах подачи материала, дополнительной информации, организации учебной деятельности.

У каждой системы и программы есть свой автор, так сказать, идейный вдохновитель. Но это не означает, что все учебники по всем предметам написаны только им одним. Конечно же, над составлением УМК (Учебно-методического комплекта) трудился целый коллектив! Поэтому фамилии на учебниках ваших детей, естественно, будут разные. Но, несмотря на «коллективное творчество», все учебники в рамках одной программы имеют единые:

  • Цель (т.е. тот результат, который должен получиться, те качества, которыми в итоге должны обладать выпускники, проучившиеся по той или иной программе)
  • Задачи (т.е. те шаги, при помощи которых достигается поставленная цель)
  • Принципы (т.е. особенности организации обучения, подачи материала, выбора методов, которые и отличают одну программу от другой).
  • Содержание (по сути — тот самый учебный материал, который будет усваивать ребенок в процессе обучения. Например, содержание образования по филологии, по математике, по обществознанию и по естествознанию. В этой части программы отличаются тем, что одни ограничиваются государственным стандартным минимумом, другие включают различные дополнительные знания, понятия, литературу, а так же порядком подачи учебного материала, который неразрывно связан с принципами.)

Нет плохих или хороших программ. Все рассматриваемые в статье программы одобрены Министерством образования. И развивающая система ничем не лучше и не хуже традиционной. На самом деле, каждая система рассчитана на определенный склад ума, или, иначе говоря, способ восприятия и умственной обработки информации. А эти процессы у каждого ребенка индивидуальны. Как обмен веществ, или скажем, цвет волос. Поэтому в описание каждой программы мы ввели раздел «Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе», где будем описывать те качества, которыми желательно обладать ребенку для того чтобы показывать высокие результаты, не перенапрягаясь при этом.

Ниже мы иногда будем приводить примеры школ, обучающих по той или иной программе, но на самом деле, разные классы одной и той же школы могут учиться по разным программам, особенно там, где выбор программы осуществляют сами учителя. И это даже хорошо. Разные программы и системы требуют от детей разных начальных знаний и навыков, да и от личных качеств учителя во многом зависит, сможет ли он реализовать программу в полном объеме. Поэтому учитель выбирает программу, которая позволит ему работать именно в сложившейся обстановке именно с данным коллективом.

Система образования Занкова

В 1995 — 1996 гг. система Л. В. Занкова признана как параллельная государственная система начального обучения.

Цель: общее развитие учащихся, которое понимается как развитие ума, воли, школьников и как надежная основа усвоение ими знаний, умений, и навыков.

Задачи: одна из важнейших задач — воспитание у младшего школьника отношения к себе как к ценности. Обучение должно быть ориентировано не столько на весь класс как единое целое, сколько на каждого конкретного ученика. При этом ставится цель не «подтянуть» слабых учеников до уровня сильных, а раскрыть индивидуальность и оптимально развить каждого школьника, независимо от того, считается ли он в классе «сильным» или «слабым».

Принципы: самостоятельность учащегося, творческое постижение материала. Учитель не выдаёт школьникам истины, а заставляет до них «докапываться» самим. Схема обратная традиционной: сначала даются примеры, а учащиеся сами должны сделать теоретические выводы. Усвоенный материал также закрепляется практическими заданиями. Новые дидактические принципы этой системы — это быстрое освоение материала, высокий уровень трудности, ведущая роль теоретических знаний. Постижение понятий должно происходить в понимании системных взаимосвязей.

Ведется систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и сильных, и слабых. Важным считается осознание школьниками своего процесса учения.

Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: готовность работать в высоком темпе, способность к рефлексии, самостоятельному поиску и усвоению информации, готовность проявить творческий подход при решении поставленной задачи.

  • http://www.zankov.ru/article.asp?edition=5&heading=26&article=26 — четко и полно описана система, лучше и не скажешь

Система образования Эльконина-Давыдова

Если Занков учит на большой скорости, то Давыдов следует поговорке «тише едешь — дальше будешь».

Образовательная система Д. Б. Эльконина-В.В. Давыдова имеет уже более чем 40-летнию историю существования: сначала в виде разработок и экспериментов, а в 1996 году Решением Коллегии Министерства образования РФ образовательная система Эльконина-Давыдова была признана одной из трех государственных систем, наравне с традиционной системой и системой развивающего обучения Л. В. Занкова.

Цель: формирование системы научных понятий, учебной самостоятельности и инициативности. Развитие в ребёнке умения необычно и глубоко мыслить

Задачи:

  1. сформировать у выпускников начальной школы способности к рефлексии, которая в младшем школьном возрасте обнаруживает себя через:
  • знание о своем незнании, умение отличать известное от неизвестного;
  • умение в недоопределенной ситуации указать, каких знаний и умений не хватает для успешного действования;
  • умение рассматривать и оценивать собственные мысли и действия «со стороны», не считая свою точку зрения единственно возможной;
  • умение критично, но не категорично оценивать мысли и действия других людей, обращаясь к их основаниям.
  • развить способности к содержательному анализу и содержательному планированию.

  • Сформированность этих способностей обнаруживается, если:

    • учащиеся могут выделить систему задач одного класса, имеющих единый принцип их построения, но отличающихся внешними особенностями условий (содержательный анализ);
    • учащиеся могут мысленно построить цепочку действий, а затем слитно и безошибочно их выполнить.
    • развить творческий потенциал, воображение учащегося.

    Принципы:

    1. Основной принцип этой системы — научить детей получать знания, искать их самостоятельно, а не заучивать школьные истины.
    2. Предметом усвоения являются общие способы действия — способы решения класса задач. С них начинается освоение учебного предмета. В дальнейшем общий способ действия конкретизируется применительно к частным случаям. Программа устроена так, что в каждом последующем разделе конкретизируется и развивается уже освоенный способ действия.
    3. Освоение общего способа начинается с предметно-практического действия.
    4. Ученическая работа строится как поиск и проба средств решения задачи. Поэтому суждение ученика, отличающееся от общепринятого, рассматривается не как ошибка, а как проба мысли.

    Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: те же, которые были описаны для программы Занкова. Исключение: работать в быстром темпе вряд ли придется. Скорее пригодится основательность, внимание к мелочам, способность обобщать.

    Школа 2100 (Школа 2000, программа Петерсон)

    Программа направлена, прежде всего, на развитие и совершенствование традиционного содержания образования.

    Цель: обеспечить естественную и эффективную интеграцию ребенка в общество.

    Задачи:

    • сформировать готовность к производительному труду
    • сформировать готовность к дальнейшему обучению и — более широко — вообще к непрерывному образованию.
    • вырастить естественно-научное и общегуманитарное мировоззрение.
    • обеспечить определенный уровень общекультурного развития. Примером может служить формирование (выращивание) у школьника умений адекватного художественного восприятия хотя бы литературы
    • сформировать определенные личностные свойства, обеспечивающие его успешную социально-психологическую адаптацию в обществе, успешную социальную активность и успешное социально-личностное развитие
    • предоставить максимальные возможности для формирования у ученика установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности
    • сформировать знания, установки и базисные умения педагогической деятельности.

    Принципы.

    Принцип адаптивности. Школа стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к учащимся с их индивидуальными особенностями, с другой — по возможности гибко реагировать на социокультурные изменения среды.

    Принцип развития. Основная задача школы — это развитие школьника, и в первую очередь — целостное развитие его личности и готовность личности к дальнейшему развитию.

    Принцип психологической комфортности. Сюда относится, во-первых, снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса. Во-вторых, данный принцип предполагает создание в учебном процессе раскованной, стимулирующей творческую активность школьника.

    Принцип образа мира. Представление школьника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным. В результате учения у него должна сложиться своего рода схема мироустройства, мироздания, в которой конкретные, предметные знания занимают свое определенное место.

    Принцип целостности содержания образования. Иными словами, все «предметы» взаимосвязаны между собой.

    Принцип систематичности. Образование должно быть систематично, соответствовать закономерностям личностного и интеллектуального развития ребенка и подростка и входить в общую систему непрерывного образования.

    Принцип смыслового отношения к миру. Образ мира для ребенка — это не абстрактное, холодное знание о нем. Это не знания для меня, а это мои знания. Это не мир вокруг меня: это мир, частью которого я являюсь и который так или иначе переживаю и осмысляю для себя.

    Принцип ориентировочной функции знаний. Задача общего образования — помочь формированию у ученика ориентировочной основы, которую он может и должен использовать в различных видах своей познавательной и продуктивной деятельности.

    Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: Так как программа, по задумке авторов, перекликается с системой Эльконина-Давыдова, пригодятся все те качества, которые были описаны выше. Но так как это все же традиционная программа, рассчитанная на «среднего ученика», практически любой ребенок сможет по ней успешно учиться.

    «Школа России» (Плешаков)

    Это тот комплект для начальной школы, по которому мы все учились, с некоторыми изменениями.

    Цель: воспитание школьников как граждан России. Школа России должна стать школой духовно-нравственного развития.

    Задачи. Главное назначение начальной школы, по мнению авторов — воспитательное. Отсюда и задачи:

    • развитие у ребенка человеческих качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности: доброты, терпимости, ответственности, способности сопереживать, готовности помогать другому
    • обучение ребенка осознанному чтению, письму и счету, правильной речи, привить определенные трудовые и здоровьесберегающие навыки, обучить основам безопасной жизнедеятельности
    • формирование естественной мотивации учения

    Принципы: фундаментальность, надежность, стабильность, открытость новому.

    Проблемно-поисковый подход. Он предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном.

    Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: Никаких особых качеств от ребенка не требуется. Конечно, чем больше способностей развито у ребенка, тем лучше. Например пригодится способность к самооценке, готовность работать в проблемных ситуациях. Но по данной программе хорошо учатся даже самые неподготовленные к школе детки.

    «Гармония» под редакцией Н. Б. Истоминой

    Эта система соотносится с основными идеями развивающего обучения и в частности с системой Занкова, в которой Наталья Борисовна Истомина сама очень долго работала.

    Цель: многостороннее развитие ребенка, комфортное обучение, подготавливает мыслительный аппарат ребенка к дальнейшему обучению. Преодоление различий между традиционной и развивающей схемой обучения.

    Задачи: обеспечить понимание ребенком изучаемых вопросов, создать условия для гармоничных отношений учителя с учеником и детей друг с другом, создать для каждого ученика ситуации успеха в познавательной деятельности.

    Принципы: организация учебной деятельности учащихся, связанная с постановкой учебной задачи, с ее решением, самоконтролем и самооценкой; организации продуктивного общения, которое является необходимым условием формирования учебной деятельности; формирование понятий, обеспечивающих на доступном для младшего школьного возраста уровне осознание причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей.

    «Начальная школа 21 века» (Виноградовой)

    Цель: организация учебной деятельности младших школьников таким образом, чтобы обеспечить комфортные условия для развития ребенка в процессе усвоения знаний, умений и навыков.

    Задачи:

    • формирование основных компонентов учебной деятельности (если обсуждать позицию школьника, то это ответ на вопросы «зачем я учусь», «что я должен делать, чтобы решить эту учебную задачу», «каким способом я выполняю учебную задачу и как я это делаю», «каковы мои успехи и что у меня не получается»).
    • организация учебного процесса таким образом, чтобы обеспечить ситуацию успеха для каждого ученика и возможность обучаться в индивидуальном темпе.

    Принципы: основной принцип обучения — начальная школа должна быть природосообразной, то есть соответствовать потребностям детей этого возраста (в познании, общении, разнообразной продуктивной деятельности), учитывать типологические и индивидуальные особенности их познавательной деятельности и уровень социализации. Школьник — не просто «зритель», «слушатель», а «исследователь».

    Содержание: в соответствии с главным принципом (природосообразности) особое внимание авторы уделили реализации функции «мягкой» адаптации детей к новой деятельности. Разработана система использования ролевой игры в обучении, которая дает возможность развивать различные грани ролевого поведения, а значит воображение и творчество ученика. Во всех учебниках предусмотрено дополнительное учебное содержание, дав возможность каждому работать в соответствии со своими возможностями (например, введение в учебник с самого начала обучения интересных текстов на материале полного алфавита для хорошо читающих детей).

    Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: исходя из принципов, можно предположить, что по данной программе будет комфортно обучаться детям, которым требуется мягкая адаптация ко всему новому для них, будь то коллектив или вид деятельности. Во всех курсах предусмотрен длительный подготовительный период.

    Обсуждение

    Мы, кстати учимся сейчас по школе 21 века. Дочке очень нравится, вот все верно написано. Сложно ли было? Нет, задания выстроены так, что каждому ребенку даются в зависимости от уровня подготовки.

    Пояснительная записка

    Переход ребёнка из детского сада в школу является переломным моментом в его жизни. Это естественно. И нужно сделать многое, чтобы этот переход был для детей безболезненным. А это задача воспитателей детского сада, родителей и, конечно же, учителей.

    Главная задача, которая стоит перед учителями и родителями, создать общую установку по отношению к школе и основному виду предстоящей деятельности – учению. Такая установка необходима для того, чтобы маленький школьник мог легко войти в новый для него образ жизни, приспособиться к требованиям школы.

    Положительная позиция ребёнка должна сделать поступление в школу радостно ожидаемым событием, вызвать у ребёнка положительное отношение к предстоящему учению с другими ребятами и сделать само учение радостным событием и интересным занятием. Создать такую радостную и совершенно реальную личную позицию у маленького будущего школьника очень важно. Ведь всем хорошо известно: если человек чего–то хочет, к чему–то стремится, он добивается желаемого, и, если встречает известные трудности, они его уже не пугают, тем более тогда, когда в новой, сложной работе ему помогает, разъясняет, показывает - как нужно работать, внимательный и знающий учитель. Вот почему среди всех задач самой главной задачей является создание общей положительной направленности будущего ученика на школу.

    Если учёба даёт радость, ребёнок стремится закрепить это состояние новыми достижениями подчас безотчётно. Если учёба приносит огорчение, он точно так же стремится лишь к одному – любым способом избежать неприятности. О средствах достижения цели младший школьник почти не задумывается. Было бы ему хорошо. Ребёнок приходит в школу из семьи. Его радости и беды в первые дни и годы обучения во многом связаны с тем багажом знаний, умений и психологических качеств, которые он приносит с собой из дома.

    Так чему же учить ребёнка, чтобы он правильно развивался и был готов к школе?

    Ребёнка нужно учить всем навыкам и умениям, которые необходимы в быту: учить правильно пользоваться предметами, окружающими его, именно научить действию, а не знаниям о предметах быта.

    Нужно учить играть – сначала просто оперировать с игрушками, подражая реальным действиям, их логике, последовательности. Потом, только потом, когда ребёнок умеет самостоятельно действовать разыгрывать целые сюжеты, в которых главное – отражение отношений между людьми.

    Когда ребёнок проходит этот “игровой” путь, он приобретает очень многое, значительно продвигается в своём развитии. Сначала формируются, осмысливаются сами действия с предметами, потом отношения между людьми, окружающими ребёнка, их взаимная зависимость, собственное место ребёнка в этих взаимоотношениях. Дальше – нравственные нормы, этическая сторона взаимоотношений, нормы и способы общения, эмоциональный отклик на хорошее и плохое. От уровня развития игры в значительной мере зависит развитие мышления и речи. Ребёнок, играя, учится планировать свои действия и это помогает ему в будущем перейти к планированию учебной деятельности. Но чтобы игра дала ребёнку всё, что может дать, его надо учить играть.

    Нужно учить рисовать, лепить, вырезать, наклеивать, конструировать. Рисуя, строя, создавая пластилиновых героев, ребёнок переживает радость творчества, отражает свои впечатления, выражает своё эмоциональное состояние. К сожалению, лишь немногие родители задумываются над тем, что рисование и конструирование – первая продуктивная деятельность ребёнка. Чтобы сделать рисунок, лепную фигуру, аппликацию, постройку, нужно хорошо видеть, правильно воспринимать образец или представлять себе то, что будешь строить, лепить, рисовать, т.е. нужно произвести сложный анализ. Значит, рисование, конструирование, лепка, вырезание открывают перед нами возможность научить ребёнка видеть, анализировать окружающие предметы, правильно воспринимать их форму, цвет, величину, соотношение частей, их пространственное расположение. Одновременно это даёт возможность научить ребёнка действовать последовательно, планировать свои действия, сравнивать результат с тем, что задано, задумано. И все эти умения тоже окажутся чрезвычайно важными в школе. Если ребёнок умеет планировать свои действия в каком – либо виде деятельности, например, конструировании, ему намного легче перенести эти умения в новую ситуацию, в новую деятельность. Если дошкольник умеет сравнивать результат своего труда с заданным образцом или с реальным предметом, то сопоставление результата своих действий с требованиями учителя или учебника окажется для него не таким уж сложным делом. Рисуя, ребёнок приобретает твёрдость руки, учится ориентироваться в пространстве места, соотносить силу нажима на карандаш толщиной линии и просто правильно держать карандаш. И всё это ему пригодится, когда он начнёт учиться писать.

    Кроме этого, данные виды деятельности ребёнку интересны, они дают возможность получить удовлетворение от преодоления трудностей, от достижения намеченного результата, учат настойчивости, в общем, развивают те качества, которые необходимы ребёнку в школе.

    Ещё, как видно из опыта, в раннем дошкольном возрасте совершенно необходимо научить ребёнка смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать. Взрослым часто кажется, что это происходит само собой – раз есть уши – услышит. Но, к сожалению, это не так. Стихийный опыт, который ребёнок приобретает сам, конечно, играет огромную роль в его развитии, но далеко не всегда оказывается полноценной основой для школьного обучения. Даже то, что ребёнок видит ежедневно, с чем он постоянно имеет дело, можем оказаться “не увиденным” в сознании, неосознанным, непонятным. А ведь именно впечатления от окружающего мира, от наблюдений за неживой природой, её объектами, явлениями закладывают первые основы мироощущения ребёнка. И мы, взрослые, можем и должны научить его быть внимательным к тому, что его окружает. Необходимо расширять кругозор детей, который у них и так достаточно велик.

    Готовя малыша к школе, родители иногда вырабатывают у ребёнка ошибочные навыки: дети считают на пальцах, неверно держат ручку, неправильно называют звуки. Переучивать таких детей очень трудно. Необходимо до школы вырабатывать у детей ряд простых и сложных привычек: здороваться и прощаться, благодарить за оказанную помощь, правильно попросить что–либо с использованием “волшебного” слова “пожалуйста”; воспитывать ответственность при выполнении любого дела, внимательное отношение к людям, привычку сдерживать свои порывы, привычку к дисциплинированному поведению.

    Но также следует предостеречь взрослых от ошибки, которую они совершают: не стремитесь раньше времени втискивать в ребёнка школьную премудрость. Главное для ребёнка быть активным, сообразительным, раскрепощённым. Успешно учиться в школе он сможет, если будет управлять своим поведением, последовательно и целенаправленно двигаться к поставленной цели. Любознательность, развитое мышление и речь – эти качества так же важны, как и умение читать и писать. Их надо развивать в первую очередь. Всего этого трудно, а может быть, даже невозможно достичь скучными для ребёнка занятиями школьного типа. Куда лучше организовать игры – занятия, которые увлекут малыша, будут для него интересными. Нужно дать ребёнку в игре проявить выдумку и инициативу, быть активным и самостоятельным, и тогда у него появится уверенность в себе, которая поможет в дальнейшем многого добиться в жизни. Самое главное в игре – похвалить малыша за успехи, находить его достижения и воздерживаться от порицаний за его ошибки.

    Цель программы:

    Данная программа разработана с целью подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе.

    В понятие “готовность к школьному обучению” входят следующие составные части:

    1. развитие речи;

    2. развитие интеллектуальных способностей;

    3. развитие познавательной активности;

    4. сформированность внутренней позиции школьника.

    Задачи программы:

    Исследования психологов, многолетний опыт педагогов-практиков показывают, что наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточно большим объемом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определенным набором качеств. Это умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и привычка думать, стремление узнавать что-то новое. Поэтому основными задачами развития дошкольников являются:

    1. Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, на радость творчества.
    2. Увеличение объема внимания и памяти.
    3. Формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии.
    4. Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.
    5. Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
    6. Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми.
    7. Формирование умения планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.

    Работа с дошкольниками строится на основе следующей системы дидактических принципов:

    • Создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса.
    • Новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное открытие его детьми.
    • Процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
    • При введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира.

    Данные принципы отражают современные научные взгляды на основы организации развивающего обучения. Они не только обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей, формирования у них познавательных интересов и творческого мышления, но и способствуют сохранению здоровья детей.

    Программа рассчитана на 33 недели. Занятия проводятся один раз в неделю (продолжительность: 4 занятия по 20 минут). Общее количество часов – 132.

    Исходя из перечисленных составных школьной готовности, в программу были включены следующие разделы:

    1. Подготовка к обучению грамоте. Развитие речи.
    2. Подготовка к обучению письму. Развитие мелкой моторики.
    3. Математическая пропедевтика.
    4. Развитие конструкторских способностей. Рисование. Лепка.

    Сквозные темы программы:

    “Давайте познакомимся”, “Наш сад и огород”, “В осеннем лесу”, “Братья наши меньшие”, “Времена года”, “Кто кому кто”, “Папа, мама, я – дружная семья”, “Все профессии нужны, все профессии важны”, “Село, в котором я живу”, “В гостях у Светофорика”, “К нам прилетели снегири”, “Лесные жители”, “Будем вежливы и аккуратны”, “День и ночь – сутки прочь”, “Наши забавы”, “Кто живет в реке?”, “Защитники Отечества”, “Моя любимая мама”, “Ждём гостей”, “Внимание, дорога”, “Весна идет, весне дорогу!”, “Дикие и домашние животные”, “Какие бывают растения”, “Любимый мир сказок”, “Каждому предмету своё место”, “Чудо рядом”, “Мои увлечения”, “Солнце, воздух и вода – мои лучшие друзья!”, “Еже ли вы вежливы”, “Мы помощники”, “Хлеб – всему голова!”, “Здравствуй, лето красное!”

    1. Развитие речи. Подготовка к обучению грамоте (33 ч).

    Одним из ведущих направлений работы при подготовке детей к школе является развитие речи. От уровня развития речи и мышления во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания дошкольников.

    Общие понятия:

    Знакомство со звучащим словом, выделение звука из звукового ряда, слова, текста.

    Определение местоположения звука в слове по отношению к началу, середине, концу.

    Программа предполагает не обучение просто чтению, а введение широкого круга познавательных задач в области языка:

    1. Овладение звуковым синтезом слов.

    2. Развитие слуховой памяти и слухового внимания.

    3. Правильное произношение всех звуков родного языка.

    4. Совершенствование произношения слов, особенно сложных по слоговой структуре.

    5. Уточнение, обогащение, активизация словаря.

    6. Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов, развитие и понимание простейших случаев многозначности слов, подбор синонимов, антонимов (без использования терминов).

    7. Раскрытие смысла образных выражений, поговорок, пословиц.

    8. Пересказ сказки или небольшого рассказа (по вопросам учителя и самостоятельно).

    9. Составление по картинке или серии картинок, объединённых общей темой, небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета.

    10. Развёрнутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, чистоговорок, скороговорок.

    11. Развитие грамматически правильной речи детей, её точности, полноты, эмоциональности, последоватeльности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста.

    12. Воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам дрyгиx детей.

    2. Подготовка к обучению письму. Развитие мелкой моторики (33ч.)

    При подготовке детей к письму учитель организует систематическую работу по специально разработанной тетради, yчитывая психическую и физическую готовность детей к этой трудной, но так необходимой деятельности.

    На первых занятиях дети учатся ориентироваться в пространстве места. Для этого включаем в работу разнообразные упражнения на ориентацию:

    а) графические диктанты;

    б) штриховку фигур;

    в) рисование по клеткам узоров;

    г) построение фигур из прямых линий.

    Знакомство с начертаниями печатных букв, их “именами”, рассматривание буквы как фигуры начинается только после этого. В этот период, когда ребёнок учится владеть рукой, с помощью зрения фиксировать границы, величину элементов, запоминает конфигурацию букв, не следует устанавливать связи с работой букв (какой звук какой буквой обозначаем). Полезнее попросить ребят сравнивать буквы между собой, из каких и скольких элементов построены, чем похожи и чем отличаются. Учитель предлагает детям такие упражнения: выложить букву их палочек, слепить из пластилина, составить из геометрических фигур, дорисовать, заштриховать или разукрасить.

    Развитие мелкой моторики находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. В данный раздел включены следующие упражнения:

    1. Пальчиковая гимнастика.
    2. Штриховка.
    3. Лепка.
    4. Аппликация

    Все они, за исключением аппликации, проводятся на каждом занятии.

    Штриховка, аппликация и лепка также способствуют развитию творческого воображения и конструкторских способностей.

    Основной целью лепки является подготовка к обучению грамоте. Лепка, с одной стороны, требует развитых ощущений и восприятий, а с другой – сама совершенствует эти ощущения и восприятия. Считается, что ведущим в познании предметов реального мира является зрение, но на первых этапах становления образа у детей важнейшее место занимает осязание предмета. Поэтому предлагается знакомство с буквами осуществлять через лепку.

    Кроме этого, лепка способствует развитию аналитико – синтетической деятельности: расчленение целого предмета - буквы, объединение отдельных элементов в целое и развитию мелкой моторики.

    • правильно держать ручку при письме;
    • ориентироваться в тетради: разграничивать широкую и узкую (рабочую) строки;
    • фиксировать границу и величину элементов;
    • запоминать конфигурацию букв;
    • знать и уметь выполнять разные виды штриховки;
    • при раскрашивании уметь фиксировать границы рисунков;
    • уметь по фрагментам продолжить узор.

    3. Математическая пропедевтика (Развитие элементов логического мышления и элементарных математических представлений. Ознакомление с пространственными и временными отношениями) (33 ч.)

    Общие понятия:

    • Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение предметов по форме, цвету, размеру, материалу.
    • Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающих общим признаком. Составление совокупности по данному признаку. Выделение части совокупности.
    • Сравнение двух совокупностей предметов. Установление равной численности двух совокупностей предметов с помощью составления пар (равно – не равно, больше на... - меньше на...).
    • Формирование общих представлений о сложении как объединении групп предметов в одно целое. Формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов из целого. Взаимосвязь между целым и частью.
    • Составление закономерностей. Поиск нарушения закономерности.
    • Числа и операции с ними.
    • Прямой и обратный счет в пределах 10.
    • Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами.
    • Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел (больше на...меньше на...) на наглядной основе.
    • Решение простых задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала.
    • Пространственно-временные представления
    • Примеры отношений: на – над - под, слева – справа - посередине, спереди - сзади, сверху - снизу, выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче, толще – тоньше, раньше – позже, позавчера – вчера – сегодня – завтра – послезавтра, вдоль, через и др.
    • Последовательность дней в неделе. Последовательность месяцев в году.
    • Ориентировка на листе бумаги в клетку.
    • Геометрические фигуры и величины.
    • Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковые по форме. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал. Составление фигур из частей и деление фигур на части. Конструирование фигур из палочек.

    К концу обучения у детей предполагается формирование следующих УУД:

    1. Выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей.
    2. Объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между целым и частью.
    3. Находить части целого и целое по известным частям.
    4. Сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар, уравнивать их двумя способами.
    5. Считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными.
    6. Сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа, называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа.
    7. Соотносить цифру с количеством предметов.
    8. Узнавать и называть квадрат, прямоугольник, треугольник, круг; находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.
    9. Разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из их частей.
    10. Выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине).
    11. Называть части суток, последовательность дней недели, месяцев в году.

    4. Развитие конструкторских способностей. Рисование (33 ч.)

    Цель занятий изобразительного искусства и художественного труда с дошкольниками – приобщить детей к наблюдению за окружающей действительностью, развивать важнейшие для художественного творчества способности, т. е. умение видеть жизнь глазами художника. Формирование наблюдательности, внимательности к окружающей действительности и первичное освоение художественных материалов.

    Дети должны работать в разной технике. Каждая художественная техника, будь то живопись, графика, тонкая или объёмная пластика, развивает у детей разные области рук, предплечья, пальцев. Так, например, тонкая графическая работа учит лучшей координации движений, лепка развивает пальцы, а задания, выполняемые в живописных техниках, способствуют большей свободе и раскованности всей руки. Лучшему освоению пространства, объёма глубины способствует работа с такими материалами как пластилин, глина, бумага (объёмное моделирование). Необходимо чередовать один вид деятельности с другим, так как дети этого возраста с большим успехом передают движение в осязаемом объёме, нежели на плоскости листа.

    К концу обучения у детей предполагается формирование следующих УУД:

    • овладеть навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании – карандаш и кисть; в аппликации – ножницы, гладилки; в лепке - стеки);
    • развивать разнообразные действия рук, координация движений обеих рук, координация действий руки и глаза, зрительный контроль;
    • производить рукой равномерные, ритмичные, плавные движения в определённом направлении6 сверху вниз, слева направо и по косой;
    • умение быстро и легко останавливать движение рисующей, режущей бумагу или ткань руки, свободно поворачивать руку в нужном направлении, что важно при письме;
    • развитие зрительно – двигательной координации;
    • развитие “ручной умелости” ребёнка.

    Данная программа составлена с учетом использования тетрадей на печатной основе:

    1. Я готовлюсь к письму. Тетрадь №1, №2/ Н. А. Федосова – М.: Издательство “ГНОМ и Д”, 2014 г.
    2. Я считаю до десяти. Математика для детей 5-6 лет/ Колесникова Е. В. – М.: ТЦ Сфера, 2014 г. (Математические ступеньки)
    3. Ступеньки к школе. Учимся рассказывать по картинкам: пособ. По обуч. детей ст. дошк. возраста / М. М. Безруких, Т. А. Филиппова – М.: Дрофа, 2014 г.

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    Средняя общеобразовательная школа №22

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

    «Школа будущего ученика»

    Охрименко Е.А.

    учитель начальных классов

    МБОУ «СОШ №22»

    г.Ростова-на-Дону

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

    «Школа будущего ученика»

    ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

    Наименование программы

    Школа будущего первоклассника «Школа будущего ученика»

    Основание для разработки программы

    Программа является программой подготовки будущих первоклассников к школьному обучению

    Основные разработчики программы

    Охрименко Е.А.

    Основная цель программы

    обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе

    Задачи программы

    Условия достижения цели и задач программы

    Организация обучения дошкольников будущими учителями первых классов

    Основные направления программы

    Адаптация к школьному обучению проходит через:

      формирование базовых умений, необходимых для обучения в школе;

      расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде;

      обогащение активного словаря ребенка, связной речи;

      логическую и символическую пропедевтику.

    Сроки реализации программы

    От 2012 года

    Пользователи основных мероприятий программы

    Дети 6-летнего возраста, которые готовятся поступить в 1 класс

    Ожидаемые результаты

      обеспечение единых стартовых возможностей будущих первоклассников,

      развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста,

      формирование его готовности к систематическому обучению

    Введение

    Одной из наиболее острых проблем современной школы является рост количества учащихся со школьной дезадаптацией уже в первом классе. Очень часто результатом неуспеваемости, школьных неврозов, повышенной тревожности является неподготовленность ребенка к обучению. Эти явления сохраняются и надолго закрепляются у детей, поступивших в школу. Первый год обучения очень трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья, а также у тех ребятишек, которые не посещали детские дошкольные учреждения. Наблюдения за первоклассниками показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (50-60%) адаптируется в течение первых двух-трех месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает одноклассников, приобретает друзей. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно выполнять требования учителя. Другим детям (30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности в усвоении учебных программ. В каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети часто отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок. Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа развития. Педагоги учитывают трудности адаптационного периода и заинтересованы в том, чтобы он прошел для детей менее болезненно. Ребенок должен быть готовым к новым формам сотрудничества со взрослыми и сверстниками, к изменению социальной ситуации развития, своего социального статуса.

    Пояснительная записка

    Нередко подготовка детей к школе сводится к обучению их счету, чтению, письму. Между тем, практика показывает, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое.

    Цель данной программы:

    Всестороннее развитие ребенка, что позволит обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе

    Основные задачи программы:

      организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;

      укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;

      формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.

    Программа рассчитана на детей 6-летнего возраста. Она предполагает развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. В ходе реализации программы у детей через творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формируется личность ребенка, развивается его самостоятельность и познавательный мир. Таким образом, во время работы школы будущего первоклассника, происходит не только знакомство учителя и ученика, но и решается главная задача программы: сокращение адаптационного периода при поступлении ребенка в школу.

    Концепция программы подготовки будущих первоклассников «Школа будущего ученика» основана на следующей идее: дошкольники только готовятся к систематическому обучению и этим определяется выбор содержания, методов и форм организации образования детей.

    Порядок организации работы школы будущих первоклассников «Школа будущего ученика»:

      группы формируются из детей 6-летнего возраста;

      продолжительность обучения составляет 10 занятий (ноябрь – май)

      наполняемость групп не более 15 человек;

      режим занятий: 2 раза в неделю (четверг-суббота) – 2 занятия по 25 минут

      «Занимательная математика». На занятиях курса будущие первоклассники путешествуют по стране цифр и знаков, знакомятся с «волшебными клеточками», изучают подвижные игры с математическими заданиями. Дети учатся соотносить цвета, определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон, ориентироваться в количественных характеристиках предметов, пересчитывать предметы в пределах 10, ориентироваться в пространстве, Подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях:Формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе; Логическая пропедевтика, которая включает формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа;Символическая пропедевтика – подготовка к оперированию знаками.

      «Основы грамоты». Большая роль на занятиях этого курса отводится играм со словами, в ходе которых дети приобретают навыки словоизменения и словообразования, лексической и грамматической сочетаемости слов, осваивают структуру предложения. Главной задачей этого курса являются развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка.

      «Умелые ручки». Целью данного курса является развитие творческих и совершенствование коммуникативных навыков дошкольников. Развитие (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), умение группировать предметы по нескольким признакам, комбинировать их, подмечать в предметах сходства и различия, составлять композиции, используя подручный материал(клей, ножницы, цветная бумага) Развитие коммуникативных способностей дошкольника – это привитие правильных (социально адаптированных) форм поведения и умения работать в группе.

    Ведущий метод работы с детьми – это игра. Данный тип деятельности является ведущим в дошкольном возрасте.

    Основная форма организации деятельности – это урок. Используются различные виды уроков – урок-путешествие, урок-игра.

    Цели занятий

      Развитие слухового и зрительного восприятия

      Развитие целенаправленного внимания и наблюдательности

      Развитие слуховой и зрительной памяти

      Развитие мышления и речи

      Развитие общей и мелкой моторики

      Совершенствование коммуникативных навыков

      Воспитание доброжелательного отношения к окружающим

      Совершенствование навыков монологической речи

      Совершенствование навыков диалогической речи

      Развитие мимики и пантомимики

      Развитие фантазии и воображения

      Развитие способностей к глубокому образному мышлению

      Развитие способностей к установлению причинно-следственных связей

      Развитие творческих способностей

      Формирование эмоционально-волевой сферы

      Формирование этических представлений

      Повышение уверенности в себе

      Научить принимать решения

    План занятий

      «Занимательная математика»-10 часов

      «Основы грамоты»-10 часов

      «Умелые ручки»-10 часов

    Тематический план занятий

    курса «Занимательная математика»

    №п\п тема занятия цель занятия

    счёт на слух, счёт по осязанию. Отсчитывание предметов с открытыми и закрытыми глазами;

    В и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей;

    измерение длины, ширины, высоты, окружающих предметов с помощью условной мерки;

    Объединять группы предметов,

    Выд ус танавливать взаимосвязь между

    частью и целым;

    представления об элементарных геометрических фигурах

    Знать названия геом. фигур и уметь их отличать

    ориентировка на листе бумаги в клетку (левее, правее, выше, ниже, от, до, над, под).

    Пространственное ориентирование по клеткам

    Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе.

    Ориентировка во времени

    Сра Сравнение количества предметов

    на наглядной основе

    Соотношение количества предметов между двумя группами

    Прямой и обратный счет в пределах 10.

    Порядковый и ритмический счет

    Составление фигур из частей и деление фигур на части.

    Конструирование фигур по заданному образцу

    Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один – много.

    Соотношение количества предметов между разными группами

    Установление равночисленности двух групп с помощью составления пар (равно – не равно).

    Сравнение предметов в группах разного количества

    Тематический план занятий

    курса «Основы грамоты»

    Ау нас сегодня - капустник! Штриховка (овощи).

    Знакомство с правилами штриховки

    Знакомство с разлиновкой тетради. Узкая строка. Письмо прямых_коротких линий. Считалки

    Развитие правильного дыхания при разговорной речи, знакомство с линовкой

    Письмо коротких линий с закруглением внизу. Игры со звуками

    Развитие фонематического слуха и зоркости

    Письмо коротких линий с закруглением вверху. В мире звуков и букв

    Соотношение звуков и знаков

    Письмо прямой длинной линии с петлёй внизу. Русские былички, бывальницы и сказки о мифологических персонажах. Домовой.

    Знакомство с русским фольклором. Продолжение штриховки

    Знакомство с линованной бумагой,письмо коротких линий с наклоном. Игра «Найди букву»

    Развитие пространственного представления на линованной бумаге

    Ореинтировка на линованной бумаге. Игра « Путь к домику»

    Определение правой и левой сторон предмета

    Речь (устная и письменная) - общее представление. Штриховка-копирование

    Уточнение, обогащение и активизация словаря детей.

    Предложение и слово. Игра «Слова бывают разные»

    Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой)

    Слово. Семья

    Совершенствование общих речевых навыков: обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости (умение говорить средней силы голосом, без напряжения) и правильному интонированию (умение понижать и повышать голос)

    Тематический план занятий

    «Умелые ручки»

    Аппликация « Павлин»

    Умение правильно держать ножницы,

    обводить свою ладонь, вырезать по контуру, применять творчество в оформлении.

    «радуга над полянкой», «бабочка»

    Использование красок,технику складывания листа пополам

    Оригами «Лебедь»

    Знакомство с техникой оригами, приёмы складывания квадрата

    Раскрашивание шаблона «Яйцо»

    Знакомство с техникой росписи на бумаге.

    Аппликация по шаблону «Грибок»

    работа по шаблону и образцу

    Конструирование «Домик у дороги»

    Аппликация из геометрических фигур

    Рисование «Дерево»

    Знакомство с техникой «по-мокрому листу»

    Рисование Медвежонка на поляне

    Развитие творческой инициативы

    Мозаика «Кораблик»

    Техника «мозаика из рваных кусочков бумаги»

    Коллективная работа «Панно из наших ладошек»

    Умение работать в группе

    Литература:

      Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М.: Просвещение, 1983 - 190с.

      Архипенко Ф.А. Игра в учебной деятельности младшего школьника/ Начальная школа, 1992, № 4 - с.4-6

      Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе / Начальная школа, 1998г., № 4 - с.11-19

      Бурс Р.С. Готовим детей к школе – М: Просвещение, 1997

      Васильева – Гангнус Л.П. Азбука вежливости – М.:Педагогика, 1989 - 89с.

      Волина В. Праздник числа. Занимательная математика – М.: Просвещение, 1996 - 208с.

      Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л и др. Я готовлюсь к школе (популярное пособие для родителей и педагогов) - Ярославль: Академия развития, 2000 – 33с.

      Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать (популярное пособие для родителей и педагогов) - Ярославль: Академия развития, 2000 – 187с.

      Гин С.И., Прокопенко И.Е. Первые дни в школе. (Пособие для учителей первых классов) – М.: Вита-пресс, 2000 – 79с.

      Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа /Сборник программ 2100 – М.: Баласс, 2004

      Дубровина И.В. и др. Психология. Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений – М.: Издательский центр «Академия», 1999 – 464с.

      Дубровина Н.В., Акимова и др. Рабочая книга школьного психолога – М.: Просвещение, 1991 - 303с.