Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Расстановка сил на международной арене после первой мировой войны. Планы мирного урегулирования: 14 пунктов Вильсона

вильсон программа торговля принцип

К исходу войны определилась новая расстановка сил в мире, которая отражала существенные перемены. Была разгромлена держава мирового ранга - Германия, изменился ее политический статус, вопрос о мирном договоре не терпел отлагательства. В результате Октябрьского переворота в России от общей мировой системы отпала 1/6 территория земли. Западные державы стремились вернуть ее в мировую систему путем военной интервенции.

США вышли на международную арену в качестве активного претендента на мировое господство. Война неслыханно обогатила Соединенные Штаты Америки, превратив в одного из важнейших кредиторов мира: они ссудили странам Европы около 10 млрд. долл., из них около 6,5 млрд. долл. составили частные американские инвестиции. Положение всемирного кредитора и свою военную мощь правящие круги США стремились использовать, диктуя свою волю на предстоящей мирной конференции в Париже. Поэтому интересы США сталкивались с устремлениями Англии и Франции.

Одним из первых спорных вопросов накануне конференции был вопрос о том, как увязать долги держав Антанты Соединенным Штатам Америки с теми репарациями, которые предполагалось взыскать с Германии, а также с общим урегулированием международных долгов.

Противоречивым являлось отношение союзников к провозглашенному США принципу «свободы морей» и вопросу о превосходстве флотов. Великобритания стремилась к сохранению морского владычества и расширению колониальной империи. Она сохранила после войны статус великой державы, хотя и была оттеснена на второй план США, став их должником. Англия понесла немалые потери в войне, что отразилось на промышленном производстве. На Ближнем Востоке Англия контролировала значительную часть «наследства» турецкой империи, ей достались германские колонии в Африке и Океании. Английская дипломатия на мирной конференции стремилась закрепить за собой положение победителя в войне, противодействовать растущим претензиям Франции в Европе, также, опираясь на союз с Японией, не допустить гегемонию США в мире.

Сильной оставалась позиция Франции. Несмотря на то, что она более других понесла значительный материальный ущерб и людские потери, в военном отношении ее позиции укрепились. Французская двухмиллионная сухопутная армия была самой большой в Европе. Франция стремилась к максимальному экономическому и военному ослаблению Германии с целью утверждения своей гегемонии на континенте.

Новые государства, возникшие на политической карте послевоенной Европы - Польша, Чехословакия, Королевство сербов, хорватов и словенцев (позже Югославия), а также Румыния должны были составить цепь союзников Франции на восточных границах Германии, заменить бывшего союзника - Россию, стать «санитарным кордоном» между Германией и Россией.

Италия рассчитывала увеличить свою территорию за счет приращения ряда земель Австро-Венгрии, а также колоний в Африке, а Япония - укрепить свой экономический и военный потенциал за счет германские островных колонии в Тихом океане.

Урегулирование межгосударственных отношений на основе мирных договоров 1919-1922 гг. создавало условия для политической и экономической стабилизации в мире. В Европе Версальская система легализовала процесс формирования независимых национальных государств. Их число увеличилось за счет развала Австро-Венгрии и Турции, сокращения территории Германии. Среди них - Чехословакия, Австрия, Королевство сербов, хорватов и словенцев (с 1929 г. Югославия), Польша, также Румынское королевство, расширившее свою территорию (в его состав вошли Северная Буковина, Бессарабия и Южная Добруджа), существенно уменьшенные в размерах Болгария и Венгрия. На северо-востоке Европы появились Финляндия и Прибалтийские республики - Эстония, Литва, Латвия.

Значительное расширение круга новых активных участников европейской политики явилось одним из ее важных факторов. Но новая государственно-политическая карта Европы не везде совпадала с этнонациональной картой: германский народ был разделен границами нескольких государств; в многонациональных Чехословакии и Югославии национальный вопрос использовался в политических целях, стал основой для роста сепаратизма и территориальных претензий и обостряло межгосударственные отношения.

Две ослабленные, но потенциально влиятельные державы - Советская Россия и Германия фактически были поставлены жесткими условиями победителей - ведущих стран Антанты вне Версальской международной системы. В межвоенный период возникло два главных вопроса - русский и германский, требовавшие совместного решения международным сообществом.

«14 пунктов» В. Вильсона.

Советская Россия после Октябрьского переворота 1917 г. вела переговоры с Германией и ее союзниками о заключении сепаратного мира. Страны Антанты, стремясь помешать заключению сепаратного мира, разрабатывали свой план окончания войны.

Существенное значение имела программа президента США В. Вильсона. 8 января 1918 г. в послании конгрессу он изложил программу с условиями мира и принципами послевоенного устройства мира, вошедшую в историю под названием «14 пунктов». Программа В. Вильсона легла в основу мирных договоров, суть которой заключалась в демократическом переустройстве мира.

Эта программа предусматривали следующие принципы:

1) открытые мирные переговоры и договоры, тем самым непризнание всех тайных договоров и соглашений;

2) принцип свободы морей;

3) принцип свободы торговли - устранение таможенных барьеров;

4) установление гарантий, обеспечивающих сокращение вооружений;

5) беспристрастное урегулирование колониальных вопросов;

6) освобождение Германией всех оккупированных ею российских территорий, предоставление России возможности определить свою национальную политику и вступить в сообщество свободных наций;

7) освобождение и восстановление Бельгии;

8) возвращение Франции оккупированных Германией территорий, включая Эльзас и Лотарингию;

9) исправление границ Италии;

10) предоставление народам Австро-Венгрии автономии;

11) освобождение Германией оккупированных территорий Румынии, Сербии и Черногории; предоставление Сербии выхода к морю;

12) самостоятельное существование турецких и автономию национальных частей Османской империи, и открытия черноморских проливов;

13) создание независимой Польши;

14) создание «всеобщего союза наций (Лиги Наций) в целях предоставления взаимных гарантий политической независимости и территориальной целостности, - равно большим и малым государствам».

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Окончание Первой мировой войны 1914-18 гг., Версальский мирный договор, его цель; четырнадцать пунктов В. Вильсона о переделе мира в пользу держав-победительниц; Лига Наций. Причины неустойчивости Версальско-Вашингтонской системы мирного урегулирования.

    реферат , добавлен 07.05.2011

    Позиции держав на международной арене в итоге Первой мировой войны. Противоречия на Парижской мирной конференции. Особенности Версальского мирного договора. Столкновение империалистических интересов Великобритании, США и Японии на Дальнем Востоке.

    реферат , добавлен 10.02.2012

    Международные отношения в 1919-1929 гг., предпосылки для заключения Версальского мирного договора. Окончательное оформление итогов Первой мировой войны, создание системы поддержания международной безопасности. Изменение баланса сил в Европе после войны.

    реферат , добавлен 14.12.2011

    Социально-экономическая специфика завершающего этапа Первой мировой войны. Экономические условия Версальского мирного договора. Планы Дауэса и Янга. Германия после выплаты репарационных платежей. Реформы Шахта, ликвидация безработицы. Система трех банков.

    курсовая работа , добавлен 09.07.2013

    Нейтралитет Соединенных Штатов Америки "в мыслях и в реальности" и размышления Вильсона о будущем мире. Окончание политики примирения и вступление в войну. Окончание мировой войны и роль американской программы мира. Решение об интервенции в Россию.

    курсовая работа , добавлен 14.01.2015

    Исход русско-японской войны 1904-1905 гг. Условия заключения Портсмутского мира. Рассмотрение межгосударственных отношений 1905-1916 гг. и роль в них послевоенных мирных договоров. Культура и религия - два чуда, тесно связавшие две враждующие стороны.

    курсовая работа , добавлен 31.10.2012

    Образование национальных государств в Европе после окончания войны и пути их создания. Цели стран-победительниц. Содержание Парижского и Версальского мирных договоров. Их результаты для Германии. Задачи Лиги нации. Конференция в Вашингтоне в 1921-22 гг.

    презентация , добавлен 28.10.2015

    Развитие внешнеполитического процесса в первой половине ХХ века как формирование предпосылок его развития после Второй мировой войны. Итоги второй мировой войны и изменение статуса Великобритании на мировой арене. Формирование Британского Содружества.

    курсовая работа , добавлен 23.11.2008

    Перевод колоний Британии на самоуправление после конференции 1919 года. Переход от экономики военной к экономике мирного времени. Демобилизация населения. Закон о всеобщем избирательном праве. Внешняя политика Великобритании в послевоенные годы.

    презентация , добавлен 06.09.2011

    Биография 28 президента США, вехи его становления как национального лидера. Предпосылки вмешательства США в общемировые исторические процессы наряду с европейскими странами. Участие Вудро Вильсона в организации и ходе Парижской мирной конференции.

Геополитическая ситуация в Европе и в мире после Первой мировой войны претерпела существенные изменения. Систему мирового равновесия послевоенного периода нарушали два фактора: Версальский мир, поставивший Германию в унизительнейшие условия, и революция 1917 г. в России. Оба фактора станут источником новых социальных потрясений и Второй мировой войны: первый потому, что подобное унижение целой нации не могло не подтолкнуть её к реваншистским настроениям; вторая - из-за политики большевиков, приведших Россию к международной изоляции (вследствие отказа от уплаты долгов царского правительства и сепаратного выхода из войны) и провозгласивших курс на мировую пролетарскую революцию.

Версальский договор поставил Германию в крайне тяжёлое положение, фактически - в международной изоляции. Этому способствовали как политика держав-победительниц, поставивших её в неравноправное положение в европейском сообществе, так и политика Советской России, находившейся в сходном положении и потому ставшей как бы «естественной союзницей» Германии, которая воспользовалась ситуацией и, шантажируя страны-победительницы возможностью складывания немецко-советского союза, заставляла их идти на определённые уступки. Другой причиной для Франции, Англии и США желать экономического возрождения Германии было то, что нищая страна, в которую превратилась Германия, просто не могла выплатить возложенные на неё огромные репарации.

В наиболее тяжёлом состоянии оказалась Франция: потеряв своего естественного континентального союзника - Россию, она получила по- соседству потенциально более опасного, нежели до войны противника - Германию. К тому же французов тревожило советско-германское сближение. На протяжении 20 - 30-х гг. Франция будет пытаться исправить ситуацию, создав систему союзов с «малыми» странами Европы (Польшей, Чехословакией, Югославией, Румынией). Всё это - вместе с позицией Англии, имевшей более умеренные взгляды на положение Германии (вызванные нежеланием со стороны Великобритании французского преобладания на континенте), - очень затрудняло достижение основной цели внешней политики Франции - сохранения ситуации в Европе в том виде, в котором она сформировалась после мировой войны.

Единственной страной, которой война принесла положительные изменения, были Соединенные Штаты Америки, превратившиеся из европейского должника в крупнейшего кредитора. В американской внешней политике возникло два направления: традиционное - изоляционистское, - и новое, интернационалистское. Сторонники первого настаивали на отказе от «автоматического» участия в европейских делах и крайней осторожности в вопросах принятия на себя международных обязательств. Сторонники же второго говорили об «исторической миссии» США, называя их первой в мире свободной страной и оплотом демократии, чья миссия состоит в том, чтобы нести свет либеральной идеи всем странам и народам. Борьба этих направлений закончилась победой интернационалистов. В итоге межвоенный мир оказался устроен так, что практически ни одна серьёзная проблема европейской политики не могла решаться без американского участия. США продолжали и в мирное время вкладывать средства в Европу, что, в сочетании с политикой протекционизма в отношении европейских товаров, закрывавшей им доступ на внутренний рынок США, также неблагоприятно сказывалось на европейской ситуации.

Естественно, США не могли не предложить своего варианта решения германского вопроса. Таким планом стал репарационный план Дауэса, который должен был обеспечить продолжение выплат Германией репараций (и попутно максимально открыть немецкий рынок для Америки). Важнейшей его задачей была стабилизация немецкой марки путём предоставления Германии займа в 200 млн. долларов (из которых больше половины приходилось на американские банки). Этот план устанавливал размеры платежей Германии и контроль союзников над германским государственным бюджетом, финансами и железными дорогами. В 1929 г. из-за медленного восстановления германской экономики этот план был переработан. Новый план (план Юнга) предусматривал некоторое снижение размера годовых платежей и ликвидацию иностранных контрольных органов. Принятие плана Юнга имело одно отдалённое, но очень важное следствие: именно во время его утверждения была достигнута договорённость о выводе союзных войск из Рейнской области. Это произошло летом 1930 г. и позволило Гитлеру в марте 1936 года ввести туда немецкие войска.

Первая мировая война вывела в число активных игроков мировой политической арены Японию, ставшую мощной доминантой в Азии и на Тихом океане. На десятилетия отставая от стран Запада в технологическом плане, она нуждалась в колониях, куда могла бы экспортировать свою продукцию, не опасаясь конкуренции западных товаров. Столкновение интересов с США и Великобританией привело к разрыву англо-японского союза в 1921 г.; что же касается США, то для них Япония никогда и не переставала быть потенциальным врагом. Всё это привело к сближению Японии с Германией, следствием чего стал их союз во Второй мировой войне.

Все 20-е годы прошли под знаком проблемы долгов союзников друг другу и репарационных выплат, которые они должны были получить с Германии. Главным кредитором были США, а основными должниками - Франция, Италия, Бельгия и Великобритания. И когда США потребовали возвращения долгов, союзники предложили полностью или частично списать свою задолженность, утверждая, что предоставление кредитов и было американским вкладом в дело победы над Германией. И хотя США понимали определённую справедливость подобных заявлений, подобное решение проблемы их никак не устраивало. Переговоры по этому вопросу продолжались четыре года (с 1922 по 1926 г.) и завершились соглашением, предусматривавшим возвращение 2,6 млрд. долл., то есть чуть более четверти изначально запрошенной суммы.

Что касается проблемы репараций, то и здесь между союзниками существовали серьёзные противоречия, и, прежде всего, в вопросе зависимости межсоюзнических долгов от выплат немецких репараций: Франция считала их жёстко взаимосвязанными и предполагала выплачивать свои долги из того, что она получит с Германии, а США и Британия считали германские репарации отдельной проблемой. Более того, Великобритания полагала более важным, что разорение и так уже сильно пострадавшей от войны Германии при помощи репараций тормозит восстановление европейской промышленности в целом и сокращает международные товаропо- токи. Однако Франция категорически настаивала на получении репараций. Подобную жёсткую позицию Франции можно объяснить тем, что, в сравнении с Великобританией и США, она гораздо сильнее пострадала от Германии - хотя бы только потому, что на её территории непосредственно велись военные действия.

Многочисленные попытки добиться компромисса в этом вопросе к успеху не привели, и 26 декабря 1922 г. репарационная комиссия тремя голосами против одного констатировала факт невыполнения Германией её репарационных обязательств и вследствие этого объявила Германии дефолт, что (по Версальскому договору) давало право Франции оккупировать Рейнскую зону и Рур. Тем временем в Германии росли социальное неравенство и безработица. На обычную в таких условиях социальную напряженность накладывались антиверсальские настроения: немцы обвиняли великие державы в намерении окончательно разорить страну репарациями. Разрядке ситуации не способствовало и стремление коммунистов подчинить эти антиправительственные и антииностранные настроения себе и направить их в революционное русло. Всё это сопровождалось ростом антисемитизма, отчасти спровоцированного притоком в Германию богатых еврейских эмигрантов из Польши (где при режиме Пилсудского антисемитизм стал едва ли не государственной политикой). Поскольку эта эмиграция совпала с ухудшением экономической ситуации в Германии, в этом обвинили приехавших.

Оккупация Рейнской зоны накалила ситуацию до предела, что вылилось в вооруженные восстания и выступления как левых, так и правых сил, которые, впрочем, были плохо подготовлены и подавлены. В итоге в стране было введено чрезвычайное положение. Великобритания и США обвинили в обострении ситуации в Германии Францию и поставили её перед угрозой изоляции, подписав с Германией в конце 1923 г. соглашения о предоставлении ей займов. Отныне в своём противостоянии с Францией Германия твёрдо могла рассчитывать на помощь Лондона и Вашингтона.

Потрясения, вызванные последствиями Первой мировой войны, улеглись к 1924 г. В это время в мире начинают происходить важные перемены, связанные с изменением роли и места социал-демократического движения в общественно-политической жизни государств. Это проявлялось «вхождением во власть» социал-демократических партий, либо вошедших в состав ряда коалиционных правительств, либо даже сформировавших их самостоятельно, и усилением влияния идей реформизма в рядах социал-демократии. Оба эти момента являлись как следствием, так и причиной того, что теория и практика социал-демократических партий всё больше приобретали реформистскую направленность с акцентом на постепенное мирное преобразование капиталистического общества в социалистическое. Своей главной задачей лидеры социал-демократии считали участие в работе парламентской системы и перестройку капиталистической экономики путём «равноправного делового сотрудничества» между рабочими и предпринимателями, а также с помощью принятия социального законодательства.

Представители же коммунистических партий абсолютизировали тенденции острого кризиса капитализма, на основании чего требовали немедленной вооружённой и бескомпромиссной борьбы за власть. Большинство этих партий, объединённых в Коммунистический интернационал (Коминтерн), находились под сильным влиянием ВКП(б), что служило причиной подобной позиции.

Изменение роли социал-демократии в политической жизни европейских государств было свидетельством нарастающего кризиса традиционных форм государственности в послевоенном процессе развития Европы. Однако если в странах со сложившимися традициями буржуазной демократии этот процесс шел достаточно мирно, то в странах, где демократические традиции ещё не успели укорениться, либерально-реформистский путь изменения политической структуры общества оказался крайне затруднённым, или и вовсе невозможным. Здесь место социал-демократии часто занимали реакционные массовые движения, что в итоге привело к ликвидации буржуазной демократии и установлению тоталитарной диктатуры различного толка (фашизма) или других, более традиционных форм авторитарных диктаторских режимов.

В целом можно сказать, что в 20-е годы наметились две тенденции в политическом развитии государств: либерально-реформистская (основанная на дальнейшем развитии парламентской демократии, осуществлении реформ и привлечении в высшие органы власти лидеров социалистических или социал-демократических партий); тоталитарная, связанная с установлением фашистских и других диктаторских режимов.

20.1. СССР и новая расстановка сил на международной арене. Начало «холодной войны»

Тегеранская, Ялтинская, а затем Потсдамская конференции определили новую, послевоенную систему международных отношений, которая являлась итогом сотрудничества стран-союзников по антигитлеровской коалиции. Однако в лагере стран-победительниц с окончанием мировой войны стали нарастать противоречия. США, обладавшие атомным оружием, и Англия стремились сузить сферу влияния СССР в мире. Советский Союз представлял собой принципиально иное государственное устройство по сравнению с Западом, был закрытым обществом («железный занавес»), советская государственная идеология не только была несовместима с западной, но основывалась на идее борьбы против Запада. Но главное – авторитет и влияние СССР в мире в результате победы над фашизмом выросли колоссально, усилилась роль европейских коммунистических партий и организаций, которые также активно боролись с фашизмом. Это создавало условия для распространения советской системы на другие страны, прежде всего на те, в которых были влиятельные коммунистические организации.

«Железный занавеc» – система мер, направленная на внешнюю изоляцию советского общества от других стран в годы сталинского режима (запрет на контакты с иностранными гражданами, отсутствие свободного выезда за границу, запрет на распространение иностранных средств массовой информации, литературы и т. д.).

5 марта 1946 г. экс-премьер-министр Великобритании, влиятельный политик У. Черчилль, выступая в колледже г. Фултон в Миссури (США), призвал западные страны немедленно объединиться, используя монополию на атомное оружие, и дать отпор СССР, остановить расширение его влияния. Парижская мирная конференция (29 июля– 15 октября 1946 г.) официально низвела СССР из разряда великих держав в категорию обычных. Так началась «холодная война».

«Холодная война» – противостояние по линии Восток-Запад в 1946-1991 гг., характеризовавшееся военно-политической конфронтацией между СССР и его союзниками, с одной стороны, и США и их союзниками, с другой. Составляющие «холодной войны»: гонка вооружений, возникновение противостоящих друг другу военно-политических блоков, создание военно-стратегических баз на территориях других стран и широкое использование экономических мер давления (эмбарго, экономическая блокада и др.). «Холодная война» возникла вскоре после окончания Второй мировой войны и была прекращена в связи с политическими и социальными переменами в СССР и других странах бывшей социалистической системы.

Во второй половине 40-х годов началась трансформация международных отношений – переход от сотрудничества времен войны с фашизмом к конфронтации. Характерная черта этого процесса – гипертрофированное преувеличение обеими сторонами роли военной силы в решении социально-политических и других международных проблем. Это наследие Второй мировой войны будет сказываться многие десятилетия. Гонка вооружений, наращивание военно-промышленного потенциала станут яркой чертой второй половины XX в.

Руководство СССР во главе со Сталиным поставило задачу обеспечить производство атомного оружия и ракетной техники, создать предприятия и целые отрасли, способные разрушить монополию Запада на атомное оружие. Во главе атомного проекта был поставлен Л. II. Берия, который в 1946 г. получил огромные полномочия. Несмотря на послевоенную разруху, тяжелое социально-экономическое положение в стране, для решения военных задач изыскивались необходимые ресурсы.

Однако международное положение обострялось. Все более четкие формы приобретали политические и идеологические расхождения СССР с бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции. Доктрина президента США Трумэна, оглашенная в конгрессе в марте 1947 г., призывала к военному сдерживанию СССР. В июне 1947 г. был предложен план оказания помощи послевоенной Европе (план Маршалла).

План Маршалла – программа восстановления и развития Европы после Второй мировой войны путем предоставления ей экономической помощи США. Выдвинут в 1947 г. государственным секретарем США Дж. К. Маршаллом. Вступил в действие в 1948 г. В осуществлении этого плана участвовало 17 европейских стран (включая Западную Германию). В 1951 г. заменен законом «о взаимном обеспечении безопасности», предусматривавшем одновременное предоставление экономической и военной помощи.

План Маршалла был составлен таким образом, что участие в нем СССР и стран Восточной Европы, которые находились в зоне его влияния, было фактически невозможно. Правительства Великобритании, Франции, Италии, ряда других стран поддержали этот план, приняв решение провести по этому вопросу Европейское экономическое совещание. В нем было предложено участвовать СССР и другим странам Восточной Европы. Перед руководством СССР встала проблема: либо отказаться от устоев существующего строя, войти в круг европейских государств, которые получат помощь от США, не претендуя на значительную роль в мировой политике, либо пойти на окончательный разрыв отношений с Западом и решать свои проблемы в одиночку в жестком противостоянии с Западом, утверждая и расширяя свое влияние. Первый вариант был неприемлем для советского руководства. Москва отклонила предложение участвовать в Европейском экономическом совещании и продемонстрировала, что на Востоке Европы может возникнуть блок под эгидой СССР, который будет противостоять Западу. Семь стран, входивших в зону влияния СССР (Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Финляндия, Чехословакия), также отказались от участия в этом совещании. Это была согласованная с СССР акция. В сентябре 1947 г. в Польше состоялось совещание коммунистических партий Восточной Европы, Франции и Италии, на котором было образовано новое объединение компартий (взамен распущенного в годы войны Коминтерна) с исполнительным органом Информбюро (Коминформ).

В марте 1948 г. был сделан новый шаг к расколу по линии Восток-Запад. Представители Великобритании, Франции, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга подписали в Брюсселе договор о создании Западного союза. В январе 1949 г. США заявили о готовности присоединиться к нему. Так закладывались основы Северо-атлантического блока (НАТО), который был создан в апреле 1949 г.

НАТО (Организация Североатлантического договора) – военно-политический союз, созданный на основе Североатлантического договора, подписанного 4 апреля 1949 г. в Вашингтоне. Первоначально в него вошли 12 стран (США, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Канада, Италия, Португалия, Норвегия, Дания, Исландия).В 1952 г. к НАТО присоединились Греция и Турция, в 1955 г. – ФРГ, в 1982 г. – Испания (без участия в военной организации), в 1999 г. – Польша, Венгрия и Чехия. В рамках НАТО создано объединенное военное командование. В 1966 г. из военной организации НАТО вышли Франция, в 1974 г. – Греция (в 1980 г. вернулась в военную организацию). Высший орган – сессия Совета НАТО. Штаб-квартира в Брюсселе (Бельгия).

С окончанием войны в СССР развернулась демилитаризация экономики. Однако условия «холодной войны» требовали наращивания военного потенциала, чтобы противостоять западным странам. Постепенно военное производство стало вновь возрастать, достигнув к рубежу 50-х годов уровня военного 1945 г. Тенденция к росту производства военной техники и вооружений в условиях «холодной войны» была характерна и для крупных западных стран. Мировые расходы на вооружение с 1948 г. до середины 70-х годов возрастали в среднем на 4,5% в год. Но степень милитаризации экономики там была ниже, поскольку экономика была более мощной. При ограниченности ресурсов в СССР выход находили в том, чтобы все подчинить военно-промышленному комплексу: материально-технические и финансовые ресурсы, кадровый потенциал, науку и т. д.

Военно-промышленный комплекс – объединение, включающее промышленные предприятия, выпускающие военную продукцию, научные и конструкторские организации, работающие на военное производство, часть политической и управленческой элиты, связанной с военно-производственной сферой и заинтересованной в ее приоритетном развитии.

К выполнению военных заказов привлекались все новые и новые отрасли гражданской промышленности. Наука поддерживалась и развивалась прежде всего в тех секторах, которые были связаны с военной областью. Колоссальные средства были вложены государством в разработку новейших образцов вооружения (ядерные и термоядерные бомбы, средства их доставки – ракеты, реактивная авиация, радиолокация). Как вспоминал один из разработчиков атомного проекта академик Ю. Б. Харитон: «Нам давали всех и все». В августе 1949 г. в СССР успешно прошло первое испытание атомной бомбы (первая бомба делалась по данным разведки как слепок с американской, чтобы избежать неудачи, хотя имелись свои оригинальные разработки).

Таким образом, была разрушена монополия Запада на атомное оружие. Это резко усилило вес СССР в международной политике. Появились две сверхдержавы – СССР и США, имевшие колоссальное военное преимущество над остальными странами, деля между собой мир на сферы влияния. Обе стороны обладали атомным, а затем водородным оружием и находились в открытой конфронтации («холодная война»). Это означало, что СССР, несмотря на тяжелейшие последствия войны, восстановил статус великой державы и даже превзошел его, утвердившись на несколько десятилетий в качестве сверхдержавы. Сложилась биполярная (двухполюсная) система послевоенного мира: Восток (СССР и его союзники) – Запад (США и его союзники).

Биполярная система международных отношений – система отношений, сложившаяся после Второй мировой войны, основанная на противостоянии двух сверхдержав СССР и США и созданных ими военных блоков: НАТО (Организация Североатлантического договора, 1949 г.) и ОВД (Организация Варшавского договора, 1955 г.).

В условиях нараставшей «холодной войны» обострилась ситуация вокруг побежденной Германии. От согласованных действий в зонах оккупации страны-победительницы переходят к сепаратным. США, Великобритания и Франция ставят своей целью включить Западную Германию, которая входила в их зоны оккупации, в Западную Европу и присоединить к плану Маршалла. В полной мере это можно было сделать, только восстановив на этой территории немецкую государственность. Советское руководство пыталось противодействовать этому, используя то обстоятельство, что Берлин, также разделенный на зоны оккупации, находился на территории советской зоны. На протяжении 1948-1949 гг. велась борьба вокруг Западного Берлина, которая вошла в историю под названием Берлинский кризис. Как способ давления на западные страны СССР избрал блокаду Западного Берлина. Однако усилия оказались безрезультатными – снабжение населения Западного Берлина, как ни тяжело это было, осуществлялось западными странами по воздушному мосту, самолетами. В сентябре 1949 г. Франция, Англия, США, отказавшись от решений Потсдамской конференции, объединили свои зоны оккупации – возникла Федеративная Республика Германии (ФРГ), которая присоединилась к плану Маршалла. В октябре 1949 г. была образована на базе советской зоны оккупации Германская Демократическая Республика (ГДР), в которой создавались государственные структуры по советскому типу и под контролем СССР. Западный Берлин стал самостоятельным анклавом, окруженным территорией ГДР. Так произошел раскол Германии, который сохранялся четыре десятилетия – до конца 80-х годов XX в. С окончанием Второй мировой войны США и их союзники стремились усилить свое влияние в мире, объединить на основе западных ценностей как можно больше стран. СССР действовал также, хотя возможностей для этого было гораздо меньше. Если США не только избежали разрушений и потерь, но в результате войны усилили свои позиции, имея возможность оказывать экономическую и другую помощь в больших размерах, то Советский Союз, наоборот, нуждался в ресурсах для восстановления разоренных территорий, решения социальных проблем. Приоритетным направлением внешнеполитической стратегии СССР было установление и упрочение контроля над странами Восточной Европы. Возникновение советской зоны влияния в Восточной Европе Сталин считал важнейшим результатом тяжелейшей войны и собирался использовать его в полной мере. Именно в этой зоне создавалось объединение стран, которое вошло в историю как «социалистический лагерь» или «социалистическая система».

В условиях «холодной войны» Восточная Европа стала плацдармом противостояния Запада (лидером которого были США) и СССР. Великие державы в 1945 г. зафиксировали переход Польши, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Румынии, Югославии, Албании, а также Финляндии, части Германии и Австрии в сферу влияния СССР. Однако признание интересов Советского Союза в этом регионе не рассматривалось ими как согласие на установление советской гегемонии или советского строя. Запад стремился выдвигать в центр общественной жизни этих стран политиков – носителей идей западных демократий. Для СССР программа-минимум в этом регионе состояла в том, чтобы включить представителей левых (коммунистических и прокоммунистических) сил в состав правительств, программа-максимум – в продвижении этих сил к власти и установлении строя, аналогичного советскому.

В большинстве стран Восточной Европы влияние коммунистических и близких к ним левых сил было более значительным. Советское руководство придерживалось новой тактики «мирного перехода к социализму», которая предполагала особый путь этих стран к советской системе, без революции и диктатуры пролетариата в форме «народных демократий» . На первом этапе поддерживалось сотрудничество разных политических сил (демократический блок) во имя восстановления разрушенной экономики, решения социальных задач. Допускалось разделение законодательной и исполнительной ветвей власти, сохранение форм парламентской демократии, многопартийности. Намечалась постепенная трансформация частной собственности в «общенародную», т. е. государственную.

Однако обострение международной обстановки, ослабление в послевоенных условиях позиций коммунистических партий (выход коммунистов из французского правительства, поражение коммунистов на выборах в сейм (парламент) Финляндии и др.) к середине 1947 г. обусловило изменение политики советского руководства в восточно-европейских странах. Ставилась задача – обеспечить условия для рывка коммунистов к власти. Это осуществлялось методами, которые были апробированы в 30-е годы в СССР – обвинения политических противников коммунистов в антигосударственных заговорах, шпионаже в пользу западных держав, репрессии. Происходило объединение коммунистов и социалистов в одну партию при активной помощи Москвы на основе марксистско-ленинской идеологии, предполагавшей единомыслие и запрет на любую фракционную деятельность. Вслед за объединением последовали «чистки» состава. Информбюро (Коминформ), созданное в 1947 г., было призвано объединить усилия компартий восточно-европейских государств по созданию сообщества стран, противостоящих западной системе, унифицировать основные принципы их идеологии и политики на основе марксизма-ленинизма.

Информбюро (Информационное бюро коммунистических и рабочих партий) (1947–1956) имело своей целью координацию деятельности входивших в него коммунистических и рабочих партий Болгарии, Венгрии, Италии, Польши, Румынии, СССР, Франции, Чехословакии, Югославии (вышла из состава в 1948 г.). В Уставе этой организации говорилось: «Партии, входящие в Информбюро, считают своим долгом и обязанностью... руководствоваться в своей деятельности учением марксизма-ленинизма, быть верными принципам пролетарского интернационализма, неустанно бороться за дело рабочего класса и победу социализма». Находилось под полным контролем советского руководства.

1948 г. стал переломным – страны Восточной Европы пошли по советскому пути. Сосредоточение власти в руках коммунистических партий Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, Чехословакии, Югославии осуществлялось при помощи советского руководства, сопровождалось чистками в рядах руководителей этих партий, выступавших за более «мягкий» (национальный) вариант социализма. Репрессии захватили госаппарат, высшее армейское офицерство, некоммунистические партии (где они еще сохранились), профсоюзы, кооперативные организации. Давлению Москвы воспротивился ЦК компартии Югославии (Генеральный секретарь ЦК И. Броз Тито). Возник советско-югославский конфликт, который затянулся на многие годы и имел острую форму политического противостояния. Разногласия, которые возникли в 1948 г. между Сталиным и руководителем Югославии И. Броз Тито, были сознательно доведены до разрыва отношений между двумя странами. Этот инцидент был использован для массовых чисток партийного аппарата в Венгрии, Румынии, Болгарии, Польше, Чехословакии.

СССР оказывал коммунистическому руководству восточно-европейских стран, не обладавшему ни опытом, ни соответствующими кадрами, масштабную помощь. Для консультирования и оказания технической помощи направлялись советники и специалисты. Они активно содействовали перестройке экономики на принципах жесткой централизации и государственного контроля, способствовали развертыванию индустриализации и коллективизации. В 1949 г. был создан Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), объединявший восточно-европейские и некоторые азиатские страны под эгидой СССР (в 60-е годы к ним присоединилась Куба).

Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) создан в 1949 г. с целью планомерного развития народного хозяйства стран-членов СЭВ в соответствии с принципами советской экономической системы, а также ускорения научно-технического прогресса и взаимной помощи. В СЭВ входили 11 стран (Албания (до 1961 г.), Болгария, Венгрия, Вьетнам, Германская Демократическая Республика (до 1990 г.), Куба, Монголия, Польша, Румыния, СССР, Чехословакия). Решающую роль в СЭВ играл Советский Союз, штаб-квартира находилась в Москве. СЭВ упразднен в 1991 г. по решению стран-участниц.

Армия, органы госбезопасности и другие силовые структуры в восточно-европейских странах были реорганизованы и унифицированы по типу советских. Эти страны целенаправленно отсекались от информационного воздействия Запада, происходила переориентация на советские информационные источники. При этом информация из СССР и об СССР была строго регламентированной и идеологически выдержанной. Так возникла социалистическая система во главе и под контролем СССР.

Значительный вклад СССР в разгром Японии на завершающем этапе Второй мировой войны усилил его влияние в Азии. Здесь также создается плацдарм социализма. Коммунисты, при поддержке Советского Союза, пришли к власти в Китае, Северной Корее, Северном Вьетнаме. Планировалось расширение азиатского присутствия. В 1950-1953 гг. руководство Северной Кореи предприняло попытку вооруженным путем воссоединить страну, уничтожив, ориентированный на США, режим в Южной Корее. Советская помощь была масштабной – оружие, танки, транспорт, медикаменты. Несколько дивизий истребительной авиации было переброшено в Китай, который также активно участвовал в войне на стороне Северной Кореи. Однако корейская война закончилась неудачей.

После Второй мировой войны развернулся процесс распада колониальной системы Запада. Только за первые 10 лет после мировой войны добились самостоятельности около 40 государств с населением около 1,5 млрд. человек. Освобождающиеся от колониальной зависимости страны и народы определяли свой путь развития. Страны Азии, Африки, Латинской Америки на протяжении нескольких столетий испытывали сильное давление со стороны метрополий – западных держав, которые сохраняли здесь значительное влияние. Однако социально-классовые потрясения и конфликты в первой половине XX в., тяжелое наследие колониальной эпохи привели к тому, что в некоторых странах появились силы, выступавшие за советский путь развития. Бедные страны не имели предпосылок для перехода к рыночным отношениям. В этих условиях марксистско-ленинский социализм казался спасением. Развитие на его основе стран, освободившихся от колониальной зависимости, в первозданном или опосредованном национальными особенностями виде активно пропагандировалось и поддерживалось коммунистическим руководством СССР. Выбор странами этого варианта модернизации рассматривался как подтверждение правильности марксистско-ленинского предсказания о победе социализма во всем мире. Помощь СССР была разносторонней – безвозмездные кредиты, поставки оружия, подготовка кадров, строительство заводов, ГЭС, больниц и т. п. Эти государства не включались непосредственно в социалистический лагерь, но входили в зону геополитического влияния СССР и назывались странами «социалистической ориентации».

  • 5.Создание объединенного древнего восточнославянского гос-ва (862 – 1125гг.) Княжества на территории б. Зап Земли Руси и Киев.
  • 6.Соц-эк развит западных земель Руси в 9 – 12 вв.
  • 7. Культура Беларуси в X – XIII вв.
  • 8. Формирование вкл.
  • 9. Политические органы государственной власти вкл, их эволюция и функции.
  • 10. Сближение с Польшей. Кревская уния и ее результаты.
  • 11.Взаимоотношения вкл с Московским великим княжеством.
  • 12. Соц.-эк. Развит. Вкл.
  • 13. Основные концепции происхождения белорусской народности
  • 14.Ведущие факторы консолидации белорусского народа.
  • 15.Православная церковь, католицизм и их взаимоотношения в вкл.
  • 16. Брестская церковная уния.
  • 17. Основные сферы к-ры вкл. Развитие дух. К-ры бел. Лит. Гос-ве в эпоху Возрождения.
  • 18. Люблинсая уния 1569 г. Создание рп.
  • 19.Государственный строй Речи Посполитой
  • 21.Политический кризис Речи Посполитой в XVIII в. Первый раздел Речи Посполитой.
  • 23. Восстание под руководством т. Костюшки. 3-ий раздел рп.
  • 24.Влияние идей Просвещения на развитие куьтуры Беларуси.
  • 25.Основные направления политики российского самодержавия в б.(конец XVIII – нач. XIX вв.)
  • 26.Общественное движение на территории б.(пер.Пол. XiXв.) Декабристы. Тайные общества.
  • 28.Аграрная реформа 1861г. И механизм ее реализации на Беларуси.
  • 29.Восстание 1863г. В б.К.Калиновский.
  • 32.Столыпинские реформы.
  • 33.Революция 1905-1907г.Г. И её ход на территории Беларуси.
  • 34. Первая мировая война и Беларусь.
  • 35.Февральская революция 1917г. Свержение монархии
  • 36.Октябрьская революция и установление Советской власти в Беларуси.
  • 37.Белорусское национальное движение после Октябрьской революции. Провозглашение Белорусской Народной Республики.
  • 38.Создание бсср. Литовско-Белорусская сср.
  • 39.Советско-польская война.Второе провозглашение бсср.
  • 40.Переход к нэПу, его особенности и характер осуществления в бсср.
  • 41.Белорусизация и её результаты в 20-е годы
  • 42.Осуществление политики коллективизации и ее последствия.
  • 43.Индустриализация. Технический прорыв в 30-е годы хх в.
  • 44.Общественно-политическая система бсср в 20-30-е годы хх в.
  • 45.Западная Беларусь в составе Польши: экономическое и политическое положение.
  • 46.Новая расстановка политических сил в мире после Второй Мировой войны.
  • 47.Положение народного хозяйства бсср в первое послевоенное десятилетие; пути и методы восстановления экономики.
  • 48.Бсср на международной арене в 40-80е года XX в.
  • 49.Попытки осуществления экономических реформ в 50 -60-е годы.
  • 50.Развитие
  • 51.Общественно-политическая жизнь во второй половине
  • 40-Х – нач. 80-х годов хх в.
  • 52.Нарастание кризисных явлений в ссср, странах социализма на рубеже 70 – 80-х г.Г. Концепция перестройки.
  • 53.Обострение эко и полит положения во вт пол 80-х г хх века. Причины кризиса перестройки.
  • 55.Культура Беларуси в 40-80-е годы хХв.
  • 56.Усиление движения за национальное возрождение Беларуси. Законодательное оформление независимости Республики Беларусь.
  • 59.Трудности и сложности экономических реформ 1992-1994г. Коррекция программ экономического развития в 1995.
  • 60. Референдум 1995,1996гг.. Конституция рб
  • 1994Г. С изменениями и дополнениями.
  • 61.Союз Беларуси и России
  • 62.Торгово-экономические и научные связи с государствами снг, европейскими и другими странами мира.
  • 63.Изменения в духовной и культурной жизни белорусского народа в 90-е гг. Хх в. – нач. Хх1 в.
  • 64.Программа соц-эк развития рб на 2001-2005 гг.
  • 46.Новая расстановка политических сил в мире после Второй Мировой войны.

    Международная обстановка после 2-ой мировой войны характеризовалась усилением позиций Советского Союза. В сферу советского влияния вошли Финляндия, Польша, Чехословакия, Румыния, Болгария, Венгрия, Югославия, Албания.

    Из шести великих государств западного мира сохранили свое положение только две – Великобритания (хотя и пережила распад колониальной системы) и США.

    В центральной и восточной Европе происходят народно-демократические революции в ходе которых, при поддержке СССР, к власти приходят коммунистические партии. В течении первых трех-четырех послевоенных лет объединился блок коммунистических государств Восточной и Юго-Восточной Европы. Возникает мировая социалистическая система.

    В 1949г. Китайские коммунисты одержали победу в многолетней гражданской войне и провозгласили создание Китайской Народной Республики. На границах СССР появилось огромное централизованное китайское государство с населением, превосходящим население СССР более чем в три раза.

    Последовательно решается задача, связанная с закреплением победы над расизмом. В первые послевоенные годы идет подготовка мирных разговоров с бывшими союзниками Германии. Окончательное согласование текстов мирных договоров были осуществлены на Парижской Мирной конференции (июль-октябрь 1946г.). Участвовало 21 государство. Главной проблемой, которая рассматривалась на этой конференции – это искоренение фашизма, не допустить возрождение фашизма. В договоре были включены статьи, запрещающие деятельность фашистских организаций. Мирные разговоры устанавливали послевоенные территориальные изменения. Ряд статей мирных договоров устанавливал ограничения вооруженных сил побежденных государств и обязывал их частично возместить ущерб, нанесенный экономике сторон – победительниц.

    5 марта 1946г. Бывший глава правительства Черчилль выступил с речью в американском городе Фултоне с призывом объединиться англоязычным государствам, что символизировало начало “холодной войны”. В мире началась бешеная гонка вооружений, т.к. каждая из сторон (социализм, капитализм) хотела обеспечить свое военное преимущество. Советский Союз мобилизовал огромные средства для создания атомной бомбы и быстро сровнялся в этом с США. Гонка вооружений, политическая конфронтация по всем вопросам между двумя противоположными системами создавали крайне напряженную и опасную ситуацию, грозящую военными конфликтами.

    В апреле 1949г. Был создан Североатлантический союз (НАТО) – военно-политический блок, в который вошли США, Англия, Франция, Италия, Канада, Бельгия, Голландия, Португалия и др. государства Западной Европы.

    Вся политика НАТО была направлена на то, чтобы подорвать усиливающееся влияние социалистических стран, расширить господство США и западных стран в мире. Создание этого блока значительно осложнило международную обстановку, содействовало усилению “холодной войны”.

    В послевоенное время одним из самых острых вопросов в международной политике оставался германский вопрос. Советский Союз последовательно осуществлял программу трех “Д”: демилитаризации, демократизации, денацификации.

    Западные страны отказываются то выполнения согласованного решения германской проблемы. В западных зонах Германии не реализовывалась программа трех “Д”. В нарушение принятых обязательств США и Англия заключили 2.12.1946г. соглашение об объединении своих зон оккупации. Это привело к расколу германского государства, а 7 сентября 1949г. Состоялось провозглашение Федеративной Республики Германии. В мае 1952г. Был подписан договор о создании Европейского оборонительного сообщества с участием ФРГ и западных государств, что означало создание в ФРГ своей армии и включение ее в состав ”европейской армии”. Этот шаг означал демилитаризацию Западной Германии.

    После второй мировой войны начался распад колониальной системы. США начали проникать в регионы, которые до войны находились под контролем Англии, Франции и др. государств. Острое соперничество развернулось на Ближнем и Среднем Востоке. Обостряется соперничество между Израилем и Арабскими странами.

    В 1947г. На сессии Генеральной Ассамблеи ООН было решено создать на территории Палестины два государства – арабское и еврейское. 14.05.1948г. часть Палестины была провозглашена еврейским государством Израиль. Вскоре возникает конфликт между Израилем и арабскими государствами. В ходе военных действий Израиль захватывает часть арабской территории Палестины.

    Одним из итогов второй мировой войны стало освобождение Кореи от Японской оккупации. Советский Союз отвел в 1945г. Свои войска из Северной Кореи, где образовалась Корейская Народно-Демократическая республика. Южнее 38-й параллели (по соглашению между США и СССР границ военных действий на Дальнем Востоке проходила по 38-й параллели) было провозглашена Корейская Республика с проамериканским

    правительством. На 38-й параллели непрерывно проходили вооруженные столкновения, которые вылились в войну между Севером и Югом.

    Военной трибуной борьбы за мир и международную безопасность после войны становится ООН, которая начла свою работу в январе 1946г.

    После войны зародилось и развивалось организованное движение борцов за мир. Движением сторонников мира были охвачены все континенты и страны земного шара.

    Таким образом, расстановка политических сил в мире характеризовалась конфронтацией двух систем (социализма и капитализма), региональными конфликтами, созданием механизма урегулирования очагов напряженности.

    После Второй мировой войны резко изменилась расстановка сил на международной арене. Мир стал биполярным: ведущую роль в нем стали играть две сверхдержавы США и СССР.За годы войны в США быстро развился военно-промышленный комплекс, который позволил американцам иметь одну из самых сильных армий в мире. США вышли из войны самой богатой страной – здесь сосредоточилась подавляющая часть мирового промышленного производства и золотовалютных резервов западных стран. В то же время европейские страны были ослаблены войной и начавшимся распадом колониальной системы, а Германия и Япония после военного поражения выбыли из числа мировых лидеров.

    СССР имел огромное влияние как страна, сыгравшая решающую роль в разгроме фашизма и освобождении Восточной Европы. Кроме того, СССР опирался на огромный экономический и военный потенциал.

    а) Создание ООН.

    Потсдамская конференция заложила основы послевоенного устройства мира, ее решения могли обеспечить стабильность и сотрудничество в Европе на долгие годы.

    Одним из важнейших элементов послевоенного миропорядка стало создание Организации Объединенных Наций. Начало ее созданию положила конференция 50 государств в Сан-Франциско в апреле 1945 г. Устав ООН был принят 26 июня 1945 г. Официально организация существует с 24 октября 1945 г. – к этому дню Устав ООН был ратифицирован Великобританией, Китаем, СССР, США, Францией (постоянные члены Совета Безопасности) и большинством других подписавших его государств. Основными целями ООН были поддержание международного мира и безопасности через всестороннее сотрудничество между народами.

    Руководящие органы ООН - ежегодная Генеральная Ассамблея (общее собрание всех членов) и Совет Безопасности. Решения принимаются большинством голосов на основе равноправия всех членов. Но при этом соблюдается принцип единогласия великих держав (они являются постоянными членами Совета Безопасности): ни одно решение не может быть принято, если хотя бы одна из них голосует против.

    Сотрудничество членов ООН осуществляется через систему многочисленных советов, комитетов и иных органов. ООН имеет право вводить экономические санкции и применять силу против отдельных государств (по решению Совета Безопасности).

    б) Начало «холодной войны»

    Потсдамская система международных отношений открывала широкие возможности для сотрудничества государств с различным социально-экономическим строем. Но на практике победило стремление к гегемонии. Опасаясь роста влияния социализма, бывшие партнеры СССР по антигитлеровской коалиции пошли на обострение отношений со своим бывшим союзником. Это положило начало «холодной войне», ведущую роль в которой играли США.



    «Холодная война» - противоборство двух мировых систем с использованием всех способов, кроме прямых военных действий между сверхдержавами. Основными направлениями этого противоборства стали:

    1) гонка вооружений, создание военных блоков, развязывание локальных конфликтов;

    2) экономическая блокада, борьба за экономический раздел мира на сферы влияния;

    3) психологическая война, обострение идеологической конфронтации.

    Начало «холодной войны» связывают с речью У.Черчилля в военной академии г.Фултон (США) в марте 1946 г., где он призвал «поставить железный занавес коммунизму». Наиболее ярко «холодная война» в первые послевоенные годы проявилась в следующем.

    Экономическая блокада СССР и стран Восточной Европы, отказавшихся принять американский «план Маршалла», согласно которому США оказывали финансовую помощь пострадавшим во Второй мировой войне странам, но контролировали ее расходование;

    Раскол Германии (в нарушение Потсдамских соглашений) и образование ФРГ, ГДР и Западного Берлина;

    Создание военно-политического блока НАТО (1949 г.), объединившего США, Канаду и ряд стран Западной Европы, что создало прямую военную угрозу СССР и Восточной Европе;

    Гонка ядерных и обычных вооружений;

    Война в Корее (1950-1953 гг.), в которой приняли участие с одной стороны США (на основании решения Совета Безопасности ООН, принятого в отсутствие советской делегации), а с другой – СССР и КНР.

    в) Становление мировой системы социализма

    После Второй мировой войны в ряде стран Восточной Европы и Юго-Восточной Азии к власти пришли коммунисты. В результате в период 1944-1949 гг. сложилась мировая система социализма, ведущую роль в которой играл ССССР.

    СССР оказывал этим государствам всестороннюю помощь. Он сразу же установил дипломатические отношения с новыми правительствами, сорвав тем самым возможность их международной изоляции и политической блокады. СССР защищал их интересы в ООН, используя свое преимущество постоянного члена Совета безопасности.

    СССР заключил с социалистическими странами договоры о дружбе и взаимопомощи. Эти договоры стали основой для развертывания дальнейшего сотрудничества между социалистическими странами.

    В первые послевоенные годы СССР оказал этим государствам существенную экономическую помощь, передав им часть трофейного оборудования, продавая им сырье и продовольствие по сниженным ценам, предоставляя кредиты, посылая своих специалистов. В 1952 г. СССР передал Китайской Народной Республике свои права на управление КВЖД. Торговые договоры СССР с социалистическими странами строились на основе режима наибольшего благоприятствования. Логическим завершением этого процесса стало создание в 1949 г. Совета Экономической Взаимопомощи, в который вошли Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, СССР, Чехословакия, Албания (вышла в 1961 г.), ГДР (с 1950 г.).

    Для координации действий коммунистических партий было создано в 1947 г. Информационное бюро (Коминформ). Но в 1949 г. произошел конфликт между руководителями СССР и Югославии. Югославское руководство отстаивало свой путь строительства социализма, Сталин считал, что возможен только советский вариант. В результате югославских коммунистов исключили из Коминформа. Этот конфликт расколол мировое коммунистическое движение.