2-й Ректор НГУ им. П.Ф.Лесгафта
1910 год - 1911 год
Предшественник Лесгафт, Пётр Францевич Преемник Николай Александрович Морозов
Член I Государственной Думы
27 апреля (10 мая) - 8 (21) июля
Рождение 27 августа (8 сентября)
Смерть 23 марта (5 апреля) (64 года)
Место погребения
  • Никольское кладбище Александро-Невской лавры
Род Ковалевские Партия
  • Конституционно-демократическая партия
Образование Харьковский университет (1871) Учёная степень (1914) Автограф Место работы
  • Императорский Московский университет
  • СПбГУ
Медиафайлы на Викискладе

Биография

Образование

После окончания 3-й Харьковской гимназии в 1868 году поступил в Харьковский университет на юридический факультет. Специализировался по государственному праву западноевропейских стран. В 1872 году окончил университет со степенью кандидата прав и был оставлен по инициативе Д. И. Каченовского при университете на кафедре государственного права европейских держав после представления работы «О конституционных опытах Австрии и чешской национальной оппозиции».

В 1872-1876 годах продолжил образование за границей сначала в Берлине , затем в Париже , где слушал лекции во Французском коллеже , и Школе хартий и Лондоне , где занимался в Британском музее .

Деятельность в России

После защиты магистерской диссертации, он с сентября по 1887 год преподавал в Московском университете , читал курс по истории зарубежных государственных учреждений; с 1878 года - профессор юридического факультета. В 1880 году защитил докторскую диссертацию «Общественный строй Англии в конце средних веков».

В апреле 1879 года участвовал в работе первого земского съезда в Москве.

Зарубежный период

В 1887 по приказу министра народного образования И. Д. Делянова уволен из университета и с этого времени жил преимущественно за границей, в основном, в Лондоне, Париже, на своей вилле Батава в Болье-сюр-мер около Ниццы . Выступал с лекциями в Стокгольме , Оксфорде , Брюсселе , Чикаго и др. городах по приглашениям от университетов и частных фондов.

Роман с Софьей Ковалевской

После изгнания из России Ковалевский близко сошёлся с женой своего однофамильца, математиком Софьей Ковалевской . По её инициативе он приехал в Стокгольм , где читал лекции в местном университете . Несмотря на искренние чувства, Ковалевская не пожелала оформить их отношения. В 1890 году после совместной поездки по Ривьере они расстались.

После возвращения в Россию

В августе 1905 года во время революции Ковалевский возвратился в Россию и активно включился в политическую жизнь. В сентябре 1905 года участвовал в съезде земских и городских деятелей в Москве. Стал одним из основателей Партии демократических реформ , в которую также входили В. Д. Кузьмин-Караваев и С. Д. Урусов . Активно сотрудничал в различных газетах.

В 1906 году избран членом первой Государственной думы от Харьковской губернии. Председатель комиссии по составлению наказа, входил в четыре другие комиссии, выступал в Думе 62 раза по большинству обсуждавшихся вопросов. В июле 1906 года возглавлял думскую делегацию на 14-й международной межпарламентской конференции в Лондоне. После роспуска думы первого созыва отказался подписать Выборгское воззвание .

С именем Ковалевского связано также формирование секции социологии при Историческом обществе в Санкт-Петербургском университете в 1912 году.

В 1912 году являлся номинантом на Нобелевскую премию мира .

Ученики

Членство в масонских ложах

Посвящён в степени ученика, подмастерья и мастера в один день - 14 марта 1888 года в Париже в ложе «Космос» . С 1906 года член-основатель ложи «Возрождение» Великого востока Франции в Москве, был её досточтимым мастером и 1-м стражем . Практически одновременно стал основателем и досточтимым мастером петербургских лож «Полярная звезда» Великого востока Франции и «Феникс » Великой ложи Франции . С ноября 1908 года 1-й страж Совета 18-ти (фактически розенкрейцерского капитула 18-й степени ДПШУ).

Адреса в Санкт-Петербурге - Петрограде

Социологические концепции права и государства

Исторической закономерностью является необходимость продвижения каждого общества от низшей к более высокой стадии. Однако этому прогрессу противоречит «противопоставление бедности и богатства, рознь между имущими и неимущими». Для преодоления этого противоречия он полагал необходимым вмешательство государства в распоряжение собственностью в интересах земледельцев и рабочих, юридическое закрепление права на труд, свободную деятельность профсоюзов, их борьбу за социальные права.

При медленности общественных изменений прогресс более надежен, чем при их быстроте, эволюцию надо предпочитать революции ; прогресс желателен только под условием сохранения порядка.

Наряду с преподавательской деятельностью М. М. Ковалевский много работал как этнограф и социолог, изучая общинное землевладение, историю государства и права. В 1880 году вышла его программная методологическая работа «Историко-сравнительный метод в юриспруденции».

Во время пребывания за границей Ковалевский продолжил активную научную деятельность, принёсшую ему мировую известность. Наиболее значительные работы этого периода - четырёхтомное исследование «Происхождение современной демократии» (СПб., 1895-1897), а также первоначально трёхтомная, а позднее доведённая до семи томов работа «Экономический рост Европы до возникновения капиталистического хозяйства» (М., 1898-1903). К этому же времени относится работа «Этнография и социология», начавшая цикл его специальных трудов по социологии .

В мировую науку Ковалевский вошёл как выдающийся юрист, социолог и историк. В своих работах М. М. Ковалевский большое внимание уделял пропаганде социологических знаний. По инициативе его и Е. де Роберти были изданы «Новые идеи в социологии», вып. 1-4 (СПб., 1913-1914). Много сил отдавал Ковалевский формированию традиций научного общения и сотрудничества российских социологов, поиску путей их вхождения в международное социологическое сообщество.

Будучи прежде всего государствоведом, М. М. Ковалевский изучал государственно-правовые институты в их историческом развитии, в контексте историко-сравнительного анализа, а также опираясь на этнографические и социологические исследования.

Теоретико-методологическую основу творческого наследия М. М. Ковалевского составляли философия и методология позитивизма . Вместе с тем, заметную роль в формировании его научного мировоззрения сыграл К. Маркс, с которым он познакомился и близко общался в период своего обучения за границей и личность которого он оценивал очень высоко. Именно под влиянием Маркса Ковалевский начал впоследствии серьёзно заниматься историей экономики. Однако он не стал сторонником материалистического понимания истории (то есть не принял тезис об обусловленности социальной жизни материальными производственными отношениями), считая такой подход односторонним. Он был далёк от марксизма и по своим идейно-политическим убеждениям, будучи сторонником конституционной монархии. Он придерживался позитивистской теории множественности факторов общественного развития, которая впоследствии трансформировалась в его работах в теорию функциональной связи общественных явлений.

Юридико-социологическая концепция М. М. Ковалевского исходит из положения о том, что право - это продукт развития общества, обусловленный потребностью общества в социальной солидарности. С этих позиций он полемизировал со сторонниками концепции естественного права.

В частности, в своей работе «Социология» (в главе «Социология и право») он писал:

«Многие думают найти критерий для оценки действующего законодательства в каком-то метафизическом представлении об абсолютной справедливости и прирождённых человеку правах, слывущих под названием прав естественных… Но если природа обучила чему всех живущих, то отнюдь не праву, а бесправию, состоящему в том, чтобы жертвовать ближним в интересах своего самосохранения».

Право же, полагал Ковалевский, выросло в условиях борьбы за выживание из потребности людей объединяться с себе подобными, руководствуясь инстинктом самосохранения. Вначале это были объединения в рамках стада, орды кочевников, племени и рода. Позднее,

«когда под влиянием универсалистских религий и международного торгового обмена сфера солидарности начинает обнимать собою ряд народов и государств, мнимоприрождённые нам понятия о праве и справедливости меняются так радикально, что взамен прежнего воззрения на чужеземца, как на врага, против которого всё дозволено, постепенно развивается понятие о поставленном под защиту собственного очага и потому неприкосновенном госте, о брате-единоверце…; наконец, и всего, позднее, вырабатывается в нашем сознании… отвлечённое представление о человеке вообще и его неотъемлемых правах».

Говоря об обусловленности права и государства интересами общественной солидарности, М. М. Ковалевский считал, что право возникло из необходимости солидарности до государства и независимо от него. Государство и право он рассматривал не как продукт борьбы классов, а как выражение «замирённости» и социальной солидарности. Всякая группа, писал Ковалевский, будь то «муравейник, пчелиный улей, птичья стая, оленье стадо или толпа кочевников,- является, прежде всего, замирённой средой, из которой устранены элементы борьбы; место борьбы занимает в ней солидарность или сознание общности преследуемых целей и взаимозависимости членов группы друг от друга». Дальнейшее развитие человеческого общества определяется, согласно Ковалевскому, ростом солидарности: от союзов бродячих орд до современного государства. Перспективу же этого развития он видел во всемирном объединении.

Право, говорил он, возникает раньше государства и независимо от него. Государство не создаёт право, а лишь позитивирует фактически складывающееся право, то есть признаёт его в форме позитивного права.

Значительное внимание М. М. Ковалевский уделил вопросу происхождения государства. При этом он отвергал как теорию божественного происхождения государственной власти, так и теорию общественного договора. В вопросе об источнике и природе государственной власти позиция М. М. Ковалевского была близка психологической школе права, рассматривающей право как психическое явление. Основой всякого государственного общежития, писал Ковалевский, является психологический мотив - готовность к подчинению. Власть, возникает в результате психического воздействия на массы со стороны одарённой личности. Источник возникновения власти надо искать «ни в каком-то никогда не имевшем место договоре народа с избранным им вождём…, а в психическом воздействии личностей, способных к инициативе, к творчеству, на массы, не способные ни к чему иному, как к подчинению своей деятельности чужому примеру и руководительству».

Большой вклад Ковалевского в развитие методологии исследования социальных явлений связан с развитием им историко-сравнительного метода. Демонстрируя возможности данного метода исследования на богатом историческом и этнографическом материале, Ковалевский постоянно подчёркивал необходимость сравнения лишь сопоставимых объектов:

«Сравнение только тогда будет плодотворным, если будут взяты законодательства двух или более народов, стадия развития которых тождественна. Можно поэтому сопоставлять родовые порядки кельтов, германцев или славян с римскими и греческими, хотя по хронологии эти народности и отстоят друг от друга на целые столетия и даже тысячелетия… но бесполезно для указанной цели, то есть для выделения общих черт исследуемых явлений, сопоставлять Русскую Империю с Империей Карла Великого или Священной Римской Империей и классовые деления современных народностей Европы со средневековыми сословиями и религиозными кастами древности».

Такой метод, основанный на сравнении сопоставимых эмпирических данных о состоянии и развитии различных обществ с целью выявления черт сходства или различия между ними, Ковалевский называл научным сопоставлением.

М. М. Ковалевский среди российских социологов считается первым социологом-профессионалом.

Как социолог, М. М. Ковалевский внёс большой вклад в разработку концепции генетической социологии, которая, по его словам, представляла собой «ту часть науки об обществе, его организации и поступательном ходе, которая занимается происхождением общественной жизни и общественных институтов, каковы: семья, собственность, религия, государство, нравственность и право…». М. М. Ковалевский стремился изучать историю с позиций социологического подхода, рассматривая социологию как общую дисциплину.

Исторические взгляды

Входил, наряду с И. В. Лучицким , Н. И. Кареевым и П. Г. Виноградовым , в знаменитую в своё время «Русскую школу» («Ecole russe») историков и социологов, которую высоко ценили К. Маркс и Ф. Энгельс . Последний отмечал, что ей свойственны «и критическая мысль и самоотверженные искания в области чистой теории», что она «стоит бесконечно выше всего того, что создано в этом отношении в Германии и Франции официальной исторической наукой». Но впоследствии в советской критике её несправедливо критиковали за «субъективно-психологический подход» к анализу общества и его истории.

Основные произведения

  • «История полицейской администрации в английских графствах с древнейших времен до смерти Эдуарда I » (1877, магистерская диссертация)
  • «Общинное землевладение, причины, ход и последствия его разложения» (М., 1879)
  • «Общественный строй Англии в конце средних веков» (1880, докторская диссертация)
  • «Историко-сравнительный метод в юриспруденции» (М., 1880)
  • Иванюков И. И., Ковалевский М. М. У подошвы Эльбруса. - Нальчик: Издательство М. и В. Котляровых. 2009 - 80 с.
  • «Закон и обычай на Кавказе» (1887)
  • «Происхождение современной демократии» (т. , , , , 1895-97)
  • «Экономический рост Европы до возникновения капиталистического хозяйства » (т. 1-3, 1898-1903)
  • «Этнография и социология» (М. 1904)
  • «Современные социологи» (1905)
  • Ковалевский М. М. «Политическая программа новаго союза народнаго благоденствія» 1906 г. С.-Петербургъ. 23 с.
  • «От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму » (т. 1-3, 1906)
  • «Социология» (т. 1-2, 1910)
  • «Происхождение и развитие семьи и собственности»
  • Клан у аборигенных племен России / Пер. с фр. Д. В. Миронова // Социологические исследования . - 2002. - № 5. - С. 129-138. - текст (недоступная ссылка) (PDF)
  • Экономический строй России / пер. с франц.. - Изд. А.Ермолаевой, 1900. - 239 с.
  • Очерки по истории политических учреждений России / Максим Ковалевский; пер. с разрешения авт., А. Баумштейна, под ред. Е. Смирнова.. - Санкт-Петербург: Изд. Н. Глаголева, . - 242, с.
  • Конституция графа Лорис-Меликова и его частные письма . - Берлин: Штейниц, 1904. - 117 с.
  • Моя жизнь. Воспоминания. - М. :

Введение

В истории российской науки есть имена, интерес к которым не угаснет никогда и на каждом последующем этапе осуществляется новое прочтение и познание значимости их деяний, идей, трудов. В истории русской социальной мысли к ним, несомненно, относится Максим Максимович Ковалевский - выдающийся ученый-энциклопедист, общественный деятель, педагог.

М.М. Ковалевский (1851-1916) -- крупнейший русский социолог конца XIX -- начала XX в. Он оказал огромное влияние на формирование социологии, ее институционализацию и признание в русском научном сообществе. Значительным авторитетом М. Ковалевский пользовался как крупный ученый и в Западной Европе.

О Ковалевском писали исследователи Н. Кареев, П. Сорокин, П. Милюков и др. Г.В. Плеханов относил Ковалевского к числу людей, чьи труды представляют существенный вклад в общественную науку. Он писал, что Ковалевский принадлежит к немногим русским авторам, сочинения представляют собой серьезные социологические исследования.

В творчестве М. Ковалевского органически переплелись право, социология, история, экономическая теория, этнография и широкая публицистическая деятельность. Все, чем занимался Ковалевский, способствовало созданию целых научных школ и направлений. Так, с его именем связаны становление русской исторической школы права (русской социологической школы права), русской школы медиевистики европейских стран, плюралистическая школа в социологии, метод генетической социологии и др.

Биография Ковалевского М.М.

Максим Максимович Ковалевский (1851 - 1916) принадлежал к группе ученых, идейно связанных с либеральной буржуазией и некоторыми влиятельными слоями академической русской интеллигенции. Это была научная школа, весьма далекая от радикализма, однако же и не консервативная, во всяком случае, в период, предшествовавший первой русской революции.

Ковалевский происходил из зажиточной дворянской семьи. По окончании гимназического курса в 1868 г. поступил на юридический факультет Харьковского университета, где у него сложился особенный интерес к исторической науке.

Готовясь к профессуре, Ковалевский уехал за границу, где провел около пяти лет с 1872 по 1877 г. Он сблизился со многими учеными, в том числе со Спенсером, Меном; из русских с Вырубовым, В. Соловьевым, Лавровым.

Возвратившись в Россию, Ковалевский защитил магистерскую, а затем докторскую диссертации, и, как профессор Московского университета, вел курсы по конституционному праву зарубежных государств.

Из крупных научных исследований этого времени, сделанных Ковалевским, надо назвать следующие: «Общинное землевладение. Причины, ход и последствия его разложения», «Общественный строй Англии в конце средних веков», «Обычное право осетин в историко-сравнительном освещении».

Ковалевский сформировался как юрист, ориентированный на историю в ее обобщенном виде, то есть социологическом содержании.

На научную и особенно на преподавательскую деятельность Ковалевского в правительственных кругах смотрели подозрительно. Независимый характер, либеральные убеждения, наконец, популярность талантливого профессора в студенческой среде - все это сильно не нравилось властям. Министерство просвещения предложило Ковалевскому оставить университет ввиду его «отрицательного отношения к русскому государственному строю». В 1886 г. Ковалевский уехал за границу, где провел почти восемнадцать лет.

О том, что Ковалевского постоянно тянуло к России и к русским в период долгого пребывания за границей, свидетельствует факт организации им «Русской высшей школы общественных наук» в Париже в 1900 году, в которой слушателями была большей частью находившаяся в эмиграции радикально настроенная молодежь.

Поселившись на юге Франции, Ковалевский работал над главными своими трудами: «Происхождение современной демократии» (в 5 томах), «Экономический рост Европы до возникновения капиталистического хозяйства» (в 3 томах), «От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентизму» (в 3 томах). Кроме этих фундаментальных трудов, он публиковал огромное количество больших и мелких работ в заграничных и русских изданиях.

Результатом исследования социологических проблем явились две книги, а именно: «Современные социологии» и два тома «Социология».

Ковалевский вернулся в Россию в 1905 году. Сторонившийся в прежние годы политики, теперь он захвачен общественным подъемом - участвует в различных организациях, пытается создать собственную политическую партию «демократических реформ» с умеренно-либеральной программой, становиться депутатом Государственной Думы и членом Государственного Совета.

Ни общение с Марксом и Лавровым, ни русская революция, по-новому поставившая многие проблемы жизни страны, не изменили давно сложившиеся у него конституционно-монархических убеждений. Если прежде, в 80-90 -х годах, обоснование и защита конституционализма еще имели для России какое-то значение в борьбе в самодержавием, то теперь умеренный либерализм потерял в глазах передовых людей всякую привлекательность. Из относительно прогрессивной в свое время политическая доктрина Ковалевского превратилась в консервативную.

Иное дело - научные знания. Здесь он был в своей привычной стихии, и влияние его как ученого по-прежнему в академических кругах было высоким. Он читает лекции в Петербургском университете, на Высших женских курсах, в Психоневрологическом институте, поддерживает связи с многочисленными зарубежными научными учреждениями и учеными, издает журнал «Вестник Европы», заканчивает давно начатые исследования и берется за новые. Российская Академия наук избирает Ковалевского своим членом.

В 1916 году Ковалевский внезапно заболел и умер.

ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ШКОЛА В РУССКОЙ СОЦИОЛОГИИ.

Генетическая социология складывалась почти одновременными усилиями ряда западных исследователей - Л. Г. Морганом, Д. Ф. Мак-Леннаном, А. Постом, Г. С. Мэном, И. Бахофеном, Э. Б. Тэйлором - и русских, среди которых ведущее место, безусловно, принадлежало М. М. Ковалевскому, определявшему генетическую социологию как "эмбриологию человеческих обществ". Ее главной задачей Ковалевский считал выделение в особую группу сходных у разных народов на сходных ступенях их развития обычаев и учреждений, "однохарактерных форм" общежития и этим дать материал для создания общей социологией картины общего прогрессивного развития человечества. Эта идея была подсказана ему сочинениями О. Конта, в которых обосновывалась необходимость построения социологии на трех конвенциональных методах: наблюдении, эксперименте, сравнении и четвертом, наиболее фундаментальном - историческом методе, предполагающим сведение многообразных данных, полученных от первых методов, к исходным элементам общества и рассмотрение их исторического зарождения, развития, перерождения и гибели. Русская генетическая социология предприняла поиск подобных элементов в генезисе ряда общностей (семьи, рода, племени), институтов (рабства, власти, собственности), духовной культуре (религиозных верованиях, праве, обычаях).

Основатель плюралистической социологии = многофакторный анализ общества.Выступает против многофакторных теорий. Боролся с биологической и географической школами, критиковал биоорганицизм и механицизм. Выдвигает идею того, что социологическая наука должна одновременно исследовать воздействие целого ряда факторов.

Методы: генетический, кросскультурный, сравнительно – исторический.

1)Сравнительно – исторический метод: позволяет выделять у различных народов сходные группы по различным признакам: пол, хозяйство, культура и т.д. Выделяя сходные группы можно выявить этапы развития общества в целом.

2)Кросскультурный метод: необходимость сравнивать различные культурные, социальные практики народов (восток – запад).

3)Генетический метод: рассматривает происхождение и развитие.

Исследование происхождения социальных институтов и их типологизация.

“Две жизни: Маркс и Спенсер”: предложил теоретический синтез марксистской теории и позитивизма.

Понятие генетической социологии и ее метод

“Генетической социологией называют ту часть науки об обществе и его организации и поступательном ходе, который занимается вопросом о происхождении и общественных институтов, каковы семья, собственность, религия, государство, нравственность и право, входящие на первых порах в состав одного и того же понятия дозволенных действий в противоположность действиям недозволенным ”.Чтобы быть хорошим генетическим социологом надо хорошо разбираться в политике, экономике, литературном творчестве, юриспруденции, в науке, а также знать обычаи и традиции народов.Монизм(рассматривается 1 фактор) слишком упрощает общество, в нем не учат, что в общественной структуре все компоненты друг с другом связаны.


Закон общественного прогресса

Общественный прогресс – это понятие весьма неопределенное, общей формулы и формы прогресса быть не может вообще, т.к. культуры настолько не похожи друг на друга, для одних – прогресс, для других – деградация. Форма общественного прогресса должна быть адекватна ментальности данного народа (форма правления не может быть предметом свободного выбора, т.к. форма правления должна соответствовать определенным историческим условиям, и только тогда она будет реализовывать права и свободы человека).

Работа “Современные социологи”:

“Поступательный ход в развитии политических учреждений сводится не к замене одних форм другими,напр. Монархию республикой или республики монархией, а в расширении с одной стороны основ самодержавия, а с другой – прав личности”.Прогресс – есть сохранение разнообразий. Прогресс связан с развитием самосознания (жизнь для другого) и тогда общество достигает наивысшей степени замиренности (люди способны жить без конфликтов, в согласии). Такой подход исключает революции, социальные конфликты. Следует подчеркнуть, что социологическая теория Ковалевского - это очень сложное и многообразное явление, которое органически слито с его историческими исследованиями.

62.К.М.ТАХТАРЕВВ:ИДЕИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

К.М.Тахтарев (1871-1925)-крупный российский историк и социолог. Учился в военно-медицинской академии, участвовал в революц.движении. Работал в Петроградском университете, в кот. в начале 20-х гг. стал профессором социологии. Работа «Наука об общественной жизни» (1910) «С,-писал он,-есть наука, кот.изучает обществ.жизнь, взятую в целом, выясняет обществ.явления в их естественных и необходимых соотношениях и устанавливает выражающиеся в них закономерности». Самым наглядным проявлением общественной жизни является «общение сожительствующих людей». Следоват-но, С.должна обращаться к трём фундаментальным явлениям социальности:

1)Сожитию как основе обществ.жизни

2)Общению,лежащему в основе любой обществ.связи

3)Человеку как сообщественнику,субъекту соц.жизни

Общение в этой системе играет ключевую роль.С.ориентирована на струк-функц.анализ обществ.сотрудничества. Большое значение имеет использование статистико-социолог.метода, с пом.кот. соотношения соц.явлений можно выражать на языке чисел и тем приблизить С.к точным наукам.

Понятие о жизни сообща (сожитии), по Т., основное и исходное понятие. Из этой установки Т.выходит к определению об-ва как самодостаточного сожития людей, сознающих своё обществ.единство, проявляющееся в их самодостат.общении с целью всестороннего обеспечения жизни. Если сожитие есть содержание обществ.жизни, то общение – форма её проявления. Изучить обществ.жизнь – изучить различные формы общения, лежащие в основе любого соц.эл-та. Исходной обществ.единицей выступает человеческая личность, кот.является не самодостаточной, а самодостаточность достигается только в сожитии и общении. Тахтарев производит соотносительный анализ структуры общества в терминах обществ. сотрудничества и обществ. борьбы.

Сотрудничество, вытекая из общения,является фундаментом всякой обществ.связи,или солидарности, оно имеет место только в случае совм.принятия решений боль-вом членов об-ва по поводу целей, направляющих общую деят-сть. При этом простое сотрудничество мы наблюдаем очень редко, оно всегда осложнено разделением труда.

Соц. прогресс Т.интерпретирует на основе принципа творчества как высшего проявления труда. Поступательный ход обществ.жизни имеет двойственный хар-р, т.е. предст.собой чередование медленного течения (эволюции) и бурных изменений (революции). Однако довольно трудно выявить момент перехода эволюции в революцию и обратно; и то, и другое движение происходит волнообразно, а волны отличаются только своей амплитудой.

1) наиболее ранняя ступень, опирающаяся на охотничий образ жизни;

2) родовое об-во, вырастающее из кочевого образа жизни;

3) ступень, обусловленная переходом к оседлости и сельско-общинному образу жизни;

4) феодальное об-во, опирающееся на натуральное хоз-во и постепенно перерастающее в сословное;

5) ступень, обусловленная городским образом жизни.

Тахтарев исследует проблемы развития личности. Это порядок, уровень общения. Чем многообразнее общение, тем более развитая личность.

Метод функционирования(соотносительный) наряду с математич. Методами сбора и обработки информации позволит открывать эмпирические законы.

Социология должна стать естественной соц. Наукой; социологию нельзя сводить к психолог., биологич., демографическим факторам.

Общество (= общественная жизнь)- это удовлетворение людьми своих собственных потребностей путем коллективного общения и сотрудничества как материального, так и духовного порядка.

Основные понятия: взаимодействие, солидарность, сотрудничество, конфликт, разделение труда, расслоение общества, личность, общество, цели, потребности и т.д.

Рассматривал разделение труда, формы брачно-семейной жизни, соц.дифференциацию, виды поселений (стоянка, деревня, город), исследуется организация власти и культура. Выделял формы самодостаточности (соц. Структуры): Относительно простейшие(племенные, кастовые,родовые), Более сложные (общинно – территорр, феодально – сословные, классовые).

Классификация социальных групп:

Относительно-временные (приходящие) : играют незначителбную роль в соц. Структуре

Относительно – долговременные (институционизированные): большую роль играют в соц. Структуре(через насилие, общественное мнение, законодательные органы).

КОВАЛЕВСКИЙ, МАКСИМ МАКСИМОВИЧ (1851–1916), русский социолог, историк. Родился 27 августа (8 сентября) 1851 в Харькове. Окончил юридический факультет Харьковского университета. В 1872–1877 занимался научными исследованиями за рубежом (по большей части в Англии). В 1877 защитил в Московском университете магистерскую диссертацию, посвященную вопросам истории государственных институтов Великобритании. В 1879–1880 участвовал в издании журнала «Критическое обозрение». В 1880 защитил докторскую диссертацию Общественный строй Англии в конце средних веков . В 1883–1887 занимался историческими и этнографическими изысканиями на Кавказе, опубликовал ряд работ историко-этнографического характера (Закон и обычай на Кавказе , Родовой быт в настоящем, недавнем и отдаленном прошлом и др.). С 1887 Ковалевский вновь жил и работал за границей, читал курсы в университетах Англии, Бельгии, Швеции и др. стран. Наиболее значительные работы этого периода – Происхождение современной демократии (1895–1897) и Экономический рост Европы до возникновения капиталистического хозяйства (1898–1903). В 1901 участвовал в основании Высшей русской школы общественных наук в Париже. С 1905 преподавал в Петербургском университете, активно участвовал в российской общественно-политической жизни: в 1906 избирался в Первую Государственную думу, основал Партию демократических реформ. С 1909 – один из издателей «Вестника Европы». В 1914 стал действительным членом Академии наук. Ковалевский был одним из основателей Московского психологического общества. Среди его основных его трудов по социологии и политической истории – Современные социологи (1905), Социология (1910) и От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму (1906). Ковалевский был инициатором издания 5-томной антологии Родоначальники позитивизма (1910–1913).

Будучи приверженцем классического позитивизма, Ковалевский критически относился к большинству направлений европейской и русской философии, обнаруживая в них черты «архаической», с его точки зрения, метафизики. Критикуя марксизм как общефилософскую теорию, в то же время высоко оценивал вклад К.Маркса (с которым поддерживал дружеские отношения) в социологию, характеризовал последнего как «великого апостола новейшей социологии». Важнейшим социологическим законом считал закон прогресса, действующего универсально и объективно: рост солидарности в обществе, процесс «очеловечевания» природы. Особое значение Ковалевский придавал такому «материальному» фактору прогресса, как неизбежный рост народонаселения. Общественный прогресс реализуется преимущественно эволюционным путем, а революции, как правило, опасны, ущербны и даже «патологичны». Классовые противоречия и классовая борьба, по Ковалевскому, свидетельствуют о «незрелости» системы общественных отношений. В своей теории общественного прогресса он придерживался принципа исторического детерминизма, полагая, что субъективные и случайные факторы не играют в истории решающей роли.

Российские социологи внесли значительный вклад в развитие мировой социологической мысли. В дореволюционный период в российской социологии развивались такие направления, как натуралистическое (Л. Мечников), марксистское (Г. Плеханов, В. Ленин), позитивистское (Н. Лавров, Н. Михайловский, М. Бакунин, П. Кропоткин), психологическое (Н. Кареев, Э. Де-Роберти), христианско-гуманистическое (Н. Бердяев, С. Булгаков, Вл. Соловьев)

Виднейшим российским социологом был М. Ковалевский , уточнивший представления о предмете и методе социологии и основавший школу политической социологии. В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с общими течениями общественной мысли в российской социологии выделялись славянофильское («особое») направление (Н.Данилевский, П. Киреевский, А. Хомяков), западническое (реформистское) направление (К. Кавелин, Т. Грановский) и революционно-демократическое (В. Белинский, А. Герцен, Н. Чернышевский)

К числу важнейших особенностей российской дореволюционной социологии можно отнести следующие:

  • синтетический характер развиваемых теорий, использование методов и результатов из области теории государства и права, экономики, философии, естественных наук;
  • нравственный подход к социологическим исследованиям;
  • тесная связь с общественной жизнью и непосредственное участие большинства социологов в политической деятельности. Материал опубликован на http://сайт

По϶ᴛᴏму рассмотрим более подробно становление и развитие политической социологии в России, ограничившись дореволюционным периодом. Первым политико-социологическим произведением в России считается работа А. Стронина «Стоит сказать - политика как наука» (1872) Стоит сказать, для анализа политических отношений А. Стронин использовал «органицистические» идеи О. Конта и Г. Спенсера, выделяя в социологии «нсвсщсствснную» часть, описывающую политику, и «вещественную», описывающую экономические отношения. Саму социологию политики Стронин подразделял на фундаментальную (теоретическую) и прикладную (практическую) части.

Не стоит забывать, что важнейшей темой для российских политических социологов были социальные механизмы власти. Здесь выделяются четыре подхода: нормативный (А. Алексеев, С. Котляревский, П. Покровский) — власть как вид общественной связи, скрепленный нормами права для поддержания социального порядка; власть как силовое отношение (В. Ивановский); психологический (Н. Коркунов, С. Франк, Л. Петражицкий) — власть как отношение между людьми, отражающее психологическую склонность повелевать и подчиняться; марксистский (Г. Плеханов, В. Ленин) — власть как воля господствующего класса и инструмент социального преобразования.

Стоит сказать - политические исследования требовали изучения социальной стратификации. Еще в книге А. Стронина был использован геометрический подход к политической стратификации, подразделявший российское общество на три класса в виде «пирамиды-конуса». Впоследствии вопросы политической стратификации и мобильности были детально разработаны П. Сорокиным, кᴏᴛᴏᴩый пришел к выводу о том, что политическая стратификация изменяется во времени и пространстве без какой- либо устойчивой тенденции, но носит универсальный характер: «В случае если в пределах какой-либо группы существуют иерархически различные ранги в смысле авторитетов и престижа, званий и почестей, если существуют управляющие и управляемые, тогда независимо от терминов (монархи, бюрократы, начальники) ϶ᴛᴏ означает, что такая группа политически дифференцирована, ɥᴛᴏбы она ни провозглашала в ϲʙᴏей конституции и декларации».

Внимание дореволюционных российских социологов привлекали вопросы иерархической организации, бюрократии и элитизма. В ϲʙᴏей работе «Демократия и политические партии» (1898) М.
Стоит отметить, что острогорский привел классическую постановку вопроса об отчуждении партийных лидеров от народа и партийной массы, сформулировал ряд важных идей о партийной олигархии в условиях формальной демократии. Либеральный мысли- гель Б. Чичерин дал резкую оценку бюрократии: «Бюрократии ненавистны независимые силы, полагающие предел ее властолюбии и произволу». Профессор В. Ивановский выделил государственную бюрократию в особый класс, занимающий специфическое место в политическом поле. Стоит заметить, что он же провел скрупулезное эмпирическое исследование российского местного самоуправления, с методической позиции и поныне носящее образцовый характер.

Выдающийся социолог М. Ковалевский в ряде работ разработал проблематику социального генезиса политических институтов, базируясь на принципе «параллелизма мысли и учреждений» и генетическом принципе. Практически все российские социологи интересовались социальными механизмами государственного устройства. Водораздел здесь обозначен определениями государства — Б. Кистяковского как «правовой организации народа» и В. Ленина как «машины для подавления одного класса другим». В «Таблице русских политических партий» Е. Черский предвосхитил современные количественные методы формализации, построив ϲʙᴏеобразную матрицу, подразделяющую партии «по строкам» по их диапазону в политическом спектре, а «по столбцам» — по отношению к общественным проблемам.

Наибольшую трудность представляет попытка освещения в учебном пособии современного состояния российской социологии: во-первых, окончательные оценки всегда требуют прошествия определенного времени, во- вторых, всегда существует опасность кого-то забыть и обидеть. По϶ᴛᴏму ограничимся сказанным.

Максим Максимович Ковалевский (1851-1916)

Максим Максимович Ковалевский (1851 — 1916) — русский социолог, правовед.

Метод социологии Ковалевского — историко-сравнительный, основанный на выделении у разных народов групп, сходных по политическим, юридическим, историческим и другим подобным характеристикам, рассмотрение кᴏᴛᴏᴩых позволяет выявить основные этапы развития общества в целом. Критерий выделения сходных групп Ковалевский видел во внешнем сходстве анализируемых явлений, что усложняло их классификацию и выявление причин, их породивших. Стремясь преодолеть эту трудность, Ковалевский установил главную причину изменений для каждой сферы общественной жизни: в экономике — биосоциальный фактор — рост численности населения, в политике — экономические сдвиги, в общественной жизни — политическая практика. Анализ социальных явлений на базе их происхождения Ковалевский называл генетической социологией, с помощью кᴏᴛᴏᴩой он исследовал образование основных общественных институтов — семьи, собственности, государства. Эволюцию данных институтов определяют в основном факторы биосоциального (рост численности населения) и психологического порядка.

Ковалевский отстаивал положение о преходящем характере частной собственности. После поражения революции 1905 г. он обратился к анализу государства, кᴏᴛᴏᴩое понимал как расширение «замиренной сферы», возникающее в результате психологической склонности людей признавать над собой власть выдающихся личностей, кᴏᴛᴏᴩые якобы наделены магической силой управлять природой. Происхождение классов Ковалевский не связывал с возникновением государства, считая основой социальной дифференциации рост плотности населения и возникающее на ϶ᴛᴏй основе разделение труда.

В наибольшей степени ярко сущность социологической концепции Ковалевского отразилась в его взглядах на прогресс, кᴏᴛᴏᴩые складывались под влиянием идей о росте «замирения» как главном признаке прогресса в учении его университетского учителя Д. И. Каченовского, теории взаимности П. Прудона и социальной динамики О. Конта. Под «замирснностыо» он понимал прекращение всеобщей естественной борьбы и гармонизацию социальных отношений, развитие солидарности между членами общества. Содержание прогресса Ковалевский отождествлял с расширением сферы солидарности, считая ее рост важнейшим и универсальным социальным законом. Солидарность — норма общественной жизни, а классовая борьба — отклонение от нормы. Хотя Ковалевский и признавал революцию как способ движения вперед, но считал се «противоестественной формой», результатом ошибок правительства.